Июнь, 01
СМИ (Казахстан)
Мажилис одобрил законопроект «Об общественном контроле»
31 мая на пленарном заседании Мажилиса парламента одобрены во втором чтении законопроекты РК «Об общественном контроле» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам общественного контроля».
Указанные акты разработаны в целях создания правовых условий для выполнения задач в области усиления общественного контроля, поставленных Президентом Республики Казахстан К.К.Токаевым в Послании народу Казахстана.
Сопутствующими поправками изменения и дополнения вносятся в три кодекса – Водный, АППК и Экологический и 10 законов РК.
Часть 1 ст. 4 Административного процедурно-процессуальный кодекса дополнена подпунктом 31-1): «31-1) петиция – коллективные сообщение, отклик или предложение, направленные в государственный орган, местный представительный и исполнительный орган в форме электронного документа и рассматриваемые в порядке, установленном настоящим Кодексом;».
Также АППК дополнен новой главой 12-1 «Петиция», устанавливающей введение и закрепление института петиций.
Если его примут в Сенате, казахстанцы смогут влиять на происходящее в стране, просто проголосовав за какую-либо петицию.
Глава устанавливает порядок и условия подачи петиции, условия ее размещения на интернет-ресурсе в свободном доступе, действия уполномоченного органа по размещению петиции на интернет-ресурсе, ее приеме, регистрации и учету. Также проектом закона устанавливается порядок и срок рассмотрения петиции.
«В процессе рассмотрения петиции госорган обязан организовать публичные обсуждения проекта решения, пригласив автора петиции. Создать отдельную комиссию или рабочую группу с госорганами, депутатами парламента или маслихата и общественными объединениями. Решение по петиции принимает исключительно первый руководитель госоргана, - заявил вице-министр информации и общественного развития Данияр Кадиров, представляя законопроект.
Июнь, 06
Все СМИ (Казахстан)
Уголовную ответственность за оскорбление первого президента могут отменить
Как сообщалось ранее, депутаты Мажилиса Парламента Казахстана рассматривают проект закона, который исключает статью, предусматривающую уголовную ответственность за публичное оскорбление чести и достоинства первого президента РК Нурсултана Назарбаева.
Вице-министр юстиции Алма Муканова в кулуарах правительства, отвечая на вопросы журналистов, пояснила: «В частности, обсуждение ведется, предлагается исключение специального выведенного уголовного состава. Связано с тем, что соответствующие правовые гарантии были установлены в рамках закона о Елбасы, который был поставлен на утрату.
Поправки депутатов направлены на приведение принятых законов в соответствие».
На вопрос о том, можно ли считать Назарбаева «обычным» человеком и защищать свои права в гражданском суде, Алма Муканова напомнила о другом законе: «В рамках закона о президенте есть статья «экс-президент». В рамках нее те права, которые имеются у всех экс-президентов, будут распространяться и на него».
Июнь, 07
Мажилис одобрил в первом чтении законопроект об онлайн-платформах и онлайн-рекламе
Депутаты Мажилиса парламента 7 июня одобрили в первом чтении законопроект об онлайн-платформах и онлайн-рекламе.Законопроект направлен на правовое урегулирование отношений, связанных с деятельностью онлайн-платформ, а также отношения, возникающие в процессе производства и публикации онлайн-рекламы на территории Республики Казахстан.
В документе (текст проекта, опубликованный на сайте парламента 15 мая 2023 г.) среди множества других используются также такие понятия:
- ложная информация – информация, не соответствующая действительности, которая вводит в заблуждение неопределенный круг лиц;
- публичное сообщество – зарегистрированная пользователем на онлайн-платформе страница, размещающая информацию для неопределенного количества пользователей онлайн-платформ;
- инфлюенсер (блогер) – пользователь онлайн-платформы, публикующий информацию на онлайн-платформах, адресованную неопределенному кругу лиц в целях предпринимательской деятельности;
- распространитель онлайн-рекламы – пользователь онлайн-платформы, осуществляющий производство и (или) публикацию онлайн-рекламы на онлайн-платформе;
- онлайн-платформа – интернет-ресурс и (или) сервис обмена мгновенными сообщениями, предназначенные для публикации информации пользователем посредством созданной им персональной страницы путем размещения, приема и (или) передачи знаков и (или) сигналов, и (или) голосовой информации, и (или) письменного текста, и (или) изображения, и (или) звуков, и (или) сообщений конкретно определенному или неопределенному кругу лиц, за исключением интернет-ресурса и (или) сервиса обмена мгновенными сообщениями, предназначенных для предоставления финансовых услуг и электронной коммерции;
- собственник онлайн-платформы – физическое и (или) юридическое лицо, обладающее правом собственности на онлайн-платформу;
- пользователь онлайн-платформы – физическое и (или) юридическое лицо, зарегистрировавшее, и (или) предоставившее свои персональные данные, и (или) прошедшее идентификацию на онлайн-платформе;
И другие.
Проект закона определяет правовые основы онлайн-рекламы, а также деятельность онлайн-платформ.
В частности, условия осуществления деятельности и обязанности онлайн-платформ на территории РК, функции уполномоченного органа, осуществляющего госрегулирование в области онлайн-платформ и онлайн-рекламы.
Также проект закона прописывает возможность подачи и обработки жалоб от пользователей онлайн-платформ.
Законопроект закрепляет права и обязанности пользователей онлайн-платформ и инфлюенсеров, прописывает случаи, когда пользователям при создании и распространении контента на онлайн-платформах не требуется согласие изображаемого лица, расписывает основания отнесения информации к категории противоправного контента.
Производство и публикация онлайн-рекламы осуществляется в соответствии с требованиями Закона Республики Казахстан «О рекламе».
Июнь, 07
СМИ (Казахстан)
Казахстанцы обеспокоены возможностью принятия закона об онлайн-платформах и онлайн-рекламе в его нынешнем виде
Проект закона об онлайн-платформах и онлайн-рекламе вызвал беспокойство у казахстанцев, как он повлияет на простых пользователей соцсетей. В частности, не будут ли они преследоваться за посты и обсуждения по налоговому законодательству.
Так, депутат Сергей Пономарев отметил, что сам недавно опубликовал пост с названием бренда, при этом он не был проплачен, но может быть расценен как реклама.
Вице-министр информации Евгений Кочетов отметил, что простым пользователям соцсетей, которые не преследуют цели заработать своими постами, переживать не стоит.
«Если в действительности никакой материальной выгоды за публикацию вы не получили, неважно, депутат вы или любое частное лицо, то переживать нечего. Камеральный контроль будет осуществляться, более того, в 2025 году, насколько вы знаете, будет всеобщее декларирование, где все эти вещи однозначно будут видны. Поэтому с точки зрения благонадёжности и добропорядочности, если вы деньги получили за рекламу, если вы инфлюенсер, блогер, её стоит пометить. Если нет, и вы в действительности просто высказали свою гражданскую позицию, не задумываясь о какой-то материальной выгоде, то переживать не стоит», – цитирует вице-министра Informburo.kz.
Июнь, 07
СМИ (Казахстан)
За распространение ложной информации хотят ввести административную ответственность помимо уголовной
Депутат Снежанна Имашева на заседании Мажилиса задала вопрос по поводу ответственности за ложную информацию, которую планируется ввести в КоАП в рамках проекта закона об онлайн-платформах: «Мы одним из проектов закона вводим новую административную ответственность, но нашим национальным законодательством уже предусмотрена уголовная ответственность за распространение ложной информации. Тут предусмотрено наказание от 1000 МРП до года лишения свободы. Зачем нам ещё административная ответственность наряду с уголовной?».
Заместитель генерального прокурора Жандос Умиралиев уточнил, что исходя из характера, степени и способа правонарушения, действующая статья 274 УК РК – «Распространение заведомо ложной информации» – и планируемая статья 456 КоАП РК отличаются между собой последствиями.
Для применения уголовной статьи у нарушения должны быть последствия в виде существенного вреда. Например, это нарушение прав и свобод человека или организации, общественного порядка, доведение госорганов до состояния, при котором они не могут функционировать.
«Такого мы в административном кодексе не предусматриваем. Это не новая практика, есть много схожих статей, которые между собой конкурируют. Например, по преступлениям в сфере экологии, предусматривающие экологический ущерб. Разница в том, что в Уголовном кодексе преступление должно повлечь тяжесть вреда здоровью», – добавил Жандос Умиралиев.