Февраль, 14
Правозащитники раскритиковали предложенные МИОР положения законопроекта «О масс-медиа»
14 февраля президент Международного фонда защиты свободы слова «Әділ сөз» Карла Джаманкулова и юрист ОФ «Правовой медиа-цетр» Гульмира Биржанова в прямом эфире программы «Дневной формат» на телеканале Atameken business обсуждали с вице-министром информации и общественного развития Канатом Искаковым проект нового закона «О масс-медиа».
Правозащитники заявляют, предложенный на обсуждение проект закона не является новым законом о СМИ, о разработке которого говорил в своем послании глава государства 16 марта 2022 года. Проект закона в настоящее время представляет собой компиляцию двух действующих законов – «О средствах массовой информации» и «О телерадиовещании», а предложенные МИОР новеллы значительно ограничивают работу журналиста.
Речь шла также о раскритикованной и правозащитниками, и журналистами статье 26 предложенного законопроекта – Выполнение поручения редакции в особых условиях, которая, помимо прочего, вводит цензуру на публикацию материалов во время ЧС. Под особыми условиями в предложенном проекте понимаются не только условия деятельности на территории, где введен режим чрезвычайной ситуации, связанный с антитеррористическими операциями и военными конфликтами, но и режим ЧС социального, природного и техногенного характера.
По поводу этого вице-министр информации и общественного развития Канат Искаков пообещал внести уточнение, что под «особыми условиями» понимаются условия деятельности на территории, где введен режим ЧС, связанный с военными конфликтами и антитеррористическими операциями.
Протест правозащитников вызывает пункт статьи, согласно которому журналистам «запрещается распространять информацию, дискредитирующую силовые ведомства, подрывающую общественный порядок и обороноспособность Республики Казахстан». Предлагаемая военным ведомством терминология является прямой отсылкой к поправкам, введённым Российской Федерацией 4 марта прошлого года после начала войны в Украине. Казахстан не отказывался от своих международных обязательств и не находится в состоянии войны. Эта норма может привести к тому, что под понятие «дискредитация армии» могут попасть любые публикации о проблемах в армии.
Правозащитники считают, статью 26 из проекта необходимо убрать, так как в казахстанском законодательстве есть действующие нормы, которые регулируют деятельность СМИ в «особый» период, и содержатся они в законе «О военном положении». Кроме этого, законодательство Казахстана содержит достаточное количество норм, предусматривающих ответственность за распространение диффамационной и ложной информации.
Правозащитники настаивают: законопроект в таком виде принимать нельзя. Законопроект дублирует статьи действующих законов, вводит цензуру, вводит административную и уголовную ответственность за «дискредитирующие» материалы об армии, законодательно вводит привилегии для определенной группы журналистов на основе «пресс-карт», не определяет статус интернет-ресурсов и блогеров, из проекта исчезла норма о введении срока исковой давности, о которой заявлялось в проекте Концепции к проекту закона.
Правозащитники требуют переписать проект закона заново.
Ранее медиа-защитники и журналисты говорили, что готовы выйти на мирный митинг против принятия законопроекта «О масс-медиа». Уведомление об этом было направлено в акимат Астаны 11 февраля.
15 февраля акимат в проведении мирного собрания отказал на том основании, что места заняты другими официальными мероприятиями либо строительно-монтажными работами.
Февраль, 10
МИОР опубликовал проект приказа о взаимодействиях госорганов в борьбе с нарушениями законодательства в телекоммуникационных сетях
10 февраля на сайте Открытые НПА опубликован для обсуждения проект приказа министерства информации и общественного развития «О внесении дополнений в приказ Министра информации и общественного развития Республики Казахстан от 27 сентября 2022 года № 409 «Об утверждении Правил взаимодействия государственных органов по вопросам соблюдения в сетях телекоммуникаций требований законодательства Республики Казахстан».
МИОР предлагает внести в Правила два пункта:
«12. Уполномоченный орган в случае выявления материалов, содержащих признаки нарушений, указанных в пунктах 1, 1-1 и 1-2 статьи 41-1 Закона Республики Казахстан «О связи» направляет посредством информационной системы письменное уведомление в специальные государственные органы и правоохранительные органы Республики Казахстан, которые в пределах своей компетенции принимают соответствующие меры.
13. Специальные государственные органы и правоохранительные органы Республики Казахстан по мере принятия мер по письменным уведомлениям уполномоченного органа, указанным в пункте 12 настоящих Правил, указывают результаты их рассмотрения в информационной системе в течении пяти рабочих дней после принятия окончательного решения.».
Проект приказа доступен для обсуждения до 24 февраля 2023 года.
Февраль, 14
С 6 марта адвокаты не смогут рассказывать СМИ о ходе досудебных расследований
С 6 марта вступает в действие закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия коррупции и обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите» от 03.01.2023 г.
Среди многочисленных изменений и дополнений, также в новой редакции изложен первый абзац статьи 423 УК РК – «Разглашение данных досудебного производства или закрытого судебного разбирательства». Перечень разглашающих лиц, предупрежденных в установленном законом порядке о недопустимости разглашения, дополнен «лицом, которому они были доверены или стали известны по службе, работе либо по иным предусмотренным законом Республики Казахстан основаниям».
«Смысл нормы заключается в том, что правоохранительные органы, суды могут по своему усмотрению давать информацию в СМИ и не только, а адвокаты – нет.
Адвокаты не смогут открыто говорить о коррупции, о фальсификации, неправомерных действиях правоохранительных органов и судов. Граждане, обратившиеся к адвокатам, не смогут получить качественную правовую помощь, где адвокат может использовать все законные средства», - считает адвокат Айман Умарова.
Адвокат адвокатской конторы «InternationalMajorLawyers» Руслан Кожахмет считает, что для адвокатов ничего не изменилось. Он полагает, дополнение в статью Уголовного кодекса сделано как раз из-за сотрудников правоохранительных органов, которые сливали информацию в прессу.