Полицейский начальник в Шымкенте судится с журналисткой
Первый заместитель начальника Департамента полиции Шымкента Ермахан Абдраманов обвиняет журналиста Марину Низовкину в клевете. Поводом стали две публикации в социальной сети Instagram, размещенные на личной странице журналиста.
Полицейского возмутило, что в материале за 13.07.2023 года указано, что его служебный автомобиль был остановлен по подозрению в использовании поддельных государственных номеров. А 11.09.2023 г. он увидел «ложную публикацию» с его фотографиями. Заявитель считает, что сведения порочат его честь и достоинство.
Он даже предоставил следствию заключение психолого-филологической экспертизы текста, сделанную специалистами РУКП «Центра судебных экспертиз МЮ РК» института судебных экспертиз по городу Астана», где указано, что в постах содержатся «негативные сведения в утвердительной форме, которые подлежат верификации поскольку в случае несоответствия действительности, могут порочить честь, достоинство и деловую репутацию первого заместителя начальника ДП Шымкента Абдраманова Ермахана Адильхановича».
30 октября зам.начальника городского Департамента полиции обратился в подведомственное управление полиции Аль-Фарабийского района с заявлением о привлечении Марины Низовкиной к административной ответственности. Первого ноября журналист была ознакомлена с протоколом об адмправонарушении и уже на следующий день материалы дела были направлены в суд, хотя Марина и предоставила полицейскому документальные подтверждения своих слов.
«3 ноября в 12.30 в судебном кабинете появилась запись о судебном разбирательстве, а в 13.30, даже позже, пришло сообщение, что суд назначен на 16 часов. Участковый инспектор позвонил и пригласил меня в административный суд раньше, чем было получено приглашение от суда», - рассказывает Марина.
На судебном заседании обе стороны заявили ходатайства. Представитель заявителя – о назначении закрытого судебного заседания в связи с тем, что в ходе слушаний будут рассматриваться личные данные Абдраманова. Это ходатайство судья оставил открытым.
Марина Низовкина заявила ходатайство об отложении слушаний по делу, так как ей требуется время на поиск адвоката, а затем адвокату – на ознакомление с материалами дела.
Судебное заседание назначено на 9 ноября 16.00.
Комментарий Фонда «Әділ сөз»
Фраза в публикации от 13.07.2023, в которой упоминается потерпевшее лицо, звучит следующим образом: “Говорят, что на эвакуатор грузят служебное авто первого заместителя начальника ДП Шымкента Ермахана Абдраманова”. Ключевым здесь является слово “ГОВОРЯТ”. В публикации от 11.09.2023 такой фразой является: “Помните, его машину остановили инспекторы, так как заподозрили, что полицейский начальник ездит на подложных номерах, а они ему не положены, он же не оперативной работой ведает”. Здесь ключевое слово - “ЗАПОДОЗРИЛИ”.
Оба вышеуказанных ключевых слова подчеркивают ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ характер отнесения описываемого автомобиля к г-ну Абдраманову, а также к его езде на подложных номерах. Но почему-то именно эти слова ВООБЩЕ не анализируются в заключении специалистов-лингвистов, которое представил потерпевший.
Видимо, перед специалистами была поставлена конкретная задача с обвинительным уклоном, поэтому им пришлось закрыть глаза даже на ключевые слова в публикациях, так как ложной информацией может быть признана исключительно информация, распространенная в утвердительной форме, а не в виде предположений.
Кроме того, в данном деле об административном правонарушении совершенно отсутствуют доказательства “ЗАВЕДОМОСТИ”, то есть умысла журналиста на распространение ложной информации, когда журналист точно знает, что информация является ложной, но сознательно её публикует с какой-то противоправной целью.
Наоборот, журналистом представлены доказательства (использованные для публикации источники информации), которые подтверждают её добросовестность. При таких обстоятельствах состав “КЛЕВЕТА”, то есть распространение ЗАВЕДОМО ложной информации, отсутствует.
За последние несколько месяцев подобные случаи неоднократно просиходили и в соседней Туркестанской области. Главного редактора “Сарыагаш-информ” Аманкельды Батырбекова дважды привлекали за клевету, причем с максимальным наказанием на 20 суток ареста. Поводом стали публикации также совершенно без признаков “заведомости”, то есть, без каких-либо доказательств злого умысла. В обоих случаях Батырбеков был абсолютно убежден, что публикует правду, а значит, клевета в его действиях отсутствовала.
«Әділ сөз» настоятельно рекомендует Верховному суду РК провести разъяснение с судьями и местными правоохранителями по правовой теории и практике по статье “Клевета” для сохранения единообразия применения законов на всей территории Республики Казахстан и соблюдению законности. В случае необходимости, Фонд «Әділ сөз» готов провести соответствующий семинар на безвозмездной основе.