Ответ президента Международного фонда защиты свободы слова «Адил соз» Тамары Калеевой на обращение председателя «Союза спортивных журналистов» М. Исабаева и директора ИА Kazakhstan Today Т. Куватова
Председателю Союза спортивных журналистов
М. Исабаеву
Директору информационного агентства Kazakhstan Today
Т. Куватову
Уважаемые коллеги,
Ваше письмо меня очень удивило. Я снова внимательно перечитала Заключение № 241-Э специалиста Карымсаковой Р.Д., и не нашла в нем ни одной фразы, которая свидетельствовала бы о том, что, как вы выражаетесь, «Этот документ всемерно поддерживает претензии истца г-жи Садыковой и К к журналистам, помогая ей в поисках аргументов и доказательств против вредоносной прессы».
Да, в тексте есть понятия «введение в заблуждение», «речевое манипулирование», «дискредитация» (приведенного вами выражения «противозаконное манипулирование» я не нашла). Но обратите внимание, в каком контексте они употребляются: «если приведенные выше утверждения… окажутся не соответствующими действительности… возникает вопрос о возможном речевом манипулировании», «если сведения, изложенные во фрагменте (2) окажутся недостоверными, одной из коммуникативных установок автора может быть признана дискредитация личности Садыковой Д.» и т.п. Таким образом, все, что от вас требуется, это предъявить в суде доказательства обоснованности ваших утверждений. Уверена, что такие доказательства у вас есть, у вас опытный сильный адвокат, и суд своим решением подтвердит правомочность ваших выводов.
К слову, ваша ирония по поводу того, что «в научном труде специалиста Карымсаковой имеется определение о том, что обозначает словосочетание "казахстанские журналисты": так вот, это - "родовое понятие, элементы которого обозначают видовое понятие"» – не совсем уместна, так как специалист Карымсакова дает не смысловое толкование этого словосочетания, а определяет его структурную роль в соответствии с нормами лингвистики. Мы давно и достаточно успешно убеждаем работников судебной системы, что лингвистика - полноценная наука со своими законами и научным багажом, так что нельзя оценивать те или иные слова и фразы, руководствуясь бытовыми представлениями о плохих и хороших выражениях. Жаль, что это не всегда понимают и журналисты, пугаясь фраз типа «введение в отрицательно оцениваемый контекст» и необоснованно трактуя их как прямое обвинение в свой адрес.
Любое лингвистическое исследование, будь то заключение специалиста или экспертное исследование, не определяет законность или незаконность словесных выражений, оно дает сугубо лингвистическое разъяснение литературных фраз и приемов (это вам может подтвердить и ваш адвокат). Оно является лишь одним из доказательств в судебном споре, и судья решает, учитывать его или нет. Вы точно так же, как ваши оппоненты, можете заказать экспертное исследование у любого специалиста-лингвиста или обратиться в Центр судебных экспертиз Министерства юстиции РК, можете в суде оспорить заключение специалиста Карымсаковой, представить альтернативное заключение, сделанное на основе сформулированных вами вопросов.
Для сведения: Общественный центр экспертиз по информационным и документационным спорам фонда «Адил соз» в работе с заявителями и экспертами выполняет исключительно посредническую роль. Сотрудничают с нашим фондом специалисты высокой квалификации и безупречной профессиональной репутации. За свою исследовательскую работу, представленную в суд, они несут персональную ответственность. Мы не можем - и никогда не будем - навязывать или подсказывать им ту или иную оценку спорной публикации. Разумеется, работа экспертов оплачивается, и нередко самими заказчиками, что мы приветствуем, так как из средств фонда мы можем оплачивать работу экспертов только в тех случаях, когда к нам обращаются начинающие СМИ или журналисты в индивидуальном порядке. Эта оплата весьма умеренная, если вас интересуют конкретные ставки, могу их вам сообщить. Я могу также привести вам длинный список судебных процессов, в которых именно заключения специалистов, сделанные при содействии фонда «Адил соз», помогли средствам массовой информации и журналистам избежать необоснованных наказаний.
Что касается предъявляемых СМИ многомиллионных исков, мы всегда были против этой практики и много лет последовательно выступаем за регламентацию верхних пределов сумм взыскания морального вреда по делам о защите личных неимущественных прав. Искренне надеемся, что вы докажете свою правоту в суде.
Надеюсь также, что вслед за своим Обращением вы разместите на сайте информационного агентства Kazakhstan Today и этот ответ.
С уважением,
президент Международного фонда защиты свободы слова «Адил соз»
Тамара Калеева