Будем бдительны – грядет закон «О масс-медиа»!
На egov.kz опубликован для обсуждения Консультативный документ регуляторной политики к проекту Закона Республики Казахстан «О масс-медиа».
Без сякого обсуждения предлагается приять название – «О масс-медиа», - а оно вызывает принципиальные вопросы и возражения.
Определения, что такое масс-медиа, в казахстанском законодательстве нет. По сути, это неточное заимствование зарубежного термина, которым в демократических странах обозначают любых производителей и поставщиков контента для массовой аудитории.
Очевидно, что новый термин вводится в законодательный оборот исключительно для того, чтобы как-то управлять активистами социальных сетей. Это подтверждает описание «проблемы 2 - Определение статуса средств массовых коммуникаций».
Авторы документа утверждают, что «разграничение новых видов массовых коммуникаций позволит регламентировать деятельность субъектов, распространяющих массовую информацию».
Во-первых, непонятно - зачем нужно дополнительно регламентировать эту деятельность? Она уже полностью регламентирована большим блоком действующего законодательства – законами о борьбе с терроризмом, о национальной безопасности, о предпринимательской деятельности, о рекламе, о СМИ, о связи, уголовным, гражданским, административным кодексами и т.д. Некоторые из них, возможно, следует дополнить, например, закон «О рекламе» - спецификой регулирования интернет-рекламы, и достаточно!
Во-вторых, субъекты, распространяющие массовую информацию – это практически все население страны (за исключением младенцев), систематизировать его по признаку отношения к социальным сетям все равно, что измерять объем моря чайной ложкой. Разве что предполагаются дальнейшие законодательные новации, ограничивающие право граждан на свободу выражения? Очень похоже, что именно так.
В пункте 8 таблицы, которая называется «Анализ текущий ситуации, международного опыта и предлагаемых механизмов регулирования», сообщается:
«Сегодня посредством средств массовых коммуникаций могут не только освещаться события, но и формировать общественное мнение, что требует рассмотрения вопроса ответственности за достоверность публикуемой ими информации».
Попытки «обуздать» специальными законодательными нормами публичную активность граждан предпринимаются не первый год. Считаем, что в их основе лежит атавистический пост-советский страх перед неконтролируемым общественным мнением. Вместо того, чтобы совершенствовать навыки публичного общения и достойного участия в общественных дискуссиях, чиновники предпочитают ввести понятие достоверности информации и правовую ответственность за ее нарушения.
Вопрос «что такое достоверная информация?» сродни классическому «что такое истина?». Правильных ответов может быть множество, но в наших реалиях чиновники, конечно же, будут утверждать, что это информация, основанная на сообщениях из официальных источников. Тем самым от конституционного права граждан на свободу выражения отсекается как незаконная возможность делиться мнениями, надеждами, опасениями, пожеланиями.
О других предложениях властных экспертов, в частности, об ужесточении регистрации СМИ, – в следующий раз.