Журналисты в Мажилисе: всем стало лучше
В Мажилисе парламента с недавних пор журналисты работают по новым правилам. На жалобы недовольных отреагировал в своем аккаунте на ФБ заместитель руководителя аппарата Мажилиса Болат Кальянбеков. Приводим его текст полностью:
«В эти дни в некоторых СМИ, а также в открытом письме Союза журналистов Казахстана и Международного фонда защиты свободы слова «Әділ сөз» вышла информация об ограничении работы журналистов в Мажилисе Парламента.
Как заместитель Руководителя Аппарата Мажилиса, отвечающий за эту работу, хочу сказать, что нижняя палата Парламента работает открыто и гласно. Нами создаются максимально удобные условия для деятельности журналистов.
Вместе с тем, хотел бы обратить внимание на несколько моментов.
В Мажилисе сейчас аккредитовано 546 журналистов от 69 СМИ. Для освещения пленарных заседаний и других официальных мероприятий одновременно приходят в среднем от 80 до 100 журналистов. Это порядка 15-20 телекамер и фотографов.
СМИ освещают работу более 100 депутатов. Плюс в Мажилис приходят представители госорганов для участия в мероприятиях. Работают сотрудники аппарата.
Зачем эти цифры? Я хочу наглядно показать, какое большое количество людей находится в здании Мажилиса. По завершении пленарки все они одновременно оказываются в двух небольших коридорах. Поток выходящих депутатов и министров встречают журналисты.
Вокруг депутата или министра, остановленного журналистами для интервью, зачастую тут же образуется живое кольцо из десятков телекамер, микрофонов и мобильных телефонов. В результате уже стали обычным делом кадры в СМИ и социальных сетях из Мажилиса, когда депутат или министр стоит, зажатый десятками журналистов с микрофонами, камерами, и на него беспорядочно сыплются вопросы со всех сторон.
Неудобно всем: и спикерам, и самим журналистам.
Во время недавнего интервью председателя Мажилиса я сам стал свидетелем, как одна журналистка несколько раз ударилась головой о камеру, задавая вопрос. Один человек стоял на коленях, держа диктофон. Перед глазами стояла какая-то мешанина из голов и рук, держащих диктофоны, микрофоны. Все перекрикивали друг друга. Многие операторы потом просили друг у друга видео, потому что их камеры не смогли ничего записать. Все это вызывало справедливые нарекания у журналистов.
С учетом вышесказанного было предложено упорядочить выход спикеров к журналистам.
В холле Мажилиса установлено три баннера. Все они оборудованы микрофонами, колонками, определенное пространство перед ними отделено лентами. Спикеры сами выходят для интервью к баннерам.
Вокруг депутата или министра создается комфортное пространство. Это позволяет ему сосредоточиться при ответе и видеть журналистов, задающих вопрос. Журналисты не мешают друг другу. Операторы и фотографы могут комфортно работать. Удобно и спикеру, и журналистам.
Все вышесказанные нововведения уже были апробированы. Большинство журналистов поддержали их. СМИ получили качественные видео и фото.
При этом никто не запрещает журналистам обращаться к депутатам и министрам за индивидуальным интервью. Доступ к ним никак не ограничен. Депутатам и министрам рекомендовано в случае обращения к ним журналистов пройти к баннеру для интервью.
Если есть необходимость записать эксклюзив, можно отойти в сторону и поговорить со СМИ, подняться в кабинет к депутату.
В случае обращения в пресс-службу также будет оказана помощь в организации эксклюзивного интервью с мажилисменами в любое удобное время.
Теперь касательно протокольной съемки. Все происходящее во время официальных мероприятий в зале Мажилиса транслируется онлайн. В среднем это 3 часа и более беспрерывного видео. У всех желающих есть возможность наблюдать за дискуссией. Часть журналистов смотрит эфир дистанционно и готовит на основе этого материалы. Все депутатские запросы оперативно выкладываются на сайт.
Мы проанализировали зарубежный опыт работы Парламентов, нигде в мире нет практики, чтобы операторы, журналисты с сотками свободно ходили между депутатами во время заседаний. Везде есть ограничения, чтобы не мешать законотворческой работе депутатов.
С учетом этого и принято решение о введении протокольной съемки только для операторов. При этом время 10 минут может корректироваться в сторону увеличения, исходя из конкретной ситуации».
Под этим постом Б. Кальянбекова – исключительно одобрительные комментарии. Посмотрим, как отреагируют журналисты, которые до сих пор могли свободно гулять по залу заседаний и «ловить» депутатов в казусные моменты.