Журналисты Казахстана надеются, что Сенат Парламента забракует законопроект об интернете
19 мая 2009
19 мая 2009 года
Журналисты Казахстана надеются, что Сенат Парламента забракует законопроект об интернете
Ведущие журналистские организации Казахстана обратились с открытым письмом в Сенат (верхнюю палату) Парламента Казахстана.
В письме говорится:
«Мажилис Парламента направил в Сенат принятый им почти без изменения законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей».
Протесты общественности, предложения журналистских организаций, рекомендации ОБСЕ мажилисмены проигнорировали. Из всех реакционных новшеств законопроекта было исключено ввиду явной абсурдности только предложение наделить Генерального прокурора РК правом досудебной приостановки СМИ.
Надеемся, что депутаты верхней палаты Парламента РК отнесутся к работе над этим законопроектом без ложных стереотипов, которые, считаем, помешали мажилисменам разглядеть реакционную суть, множество недоработок и противоречий данного документа и отклонить его.
К ложным стереотипам, которыми разработчики законопроекта обосновывают его необходимость, относятся:
1. Утверждения, что предлагаемый законопроектом тотальный контроль за интернет-ресурсами направлен на борьбу с терроризмом, экстремизмом, порнографией и прочими преступлениями.
Борьба с преступностью - эта противодействие конкретным действиям субъектов преступления, для нее существуют специальные законы и специальные государственные органы. Если какие бы то ни было злоумышленники проникли в средства массовой информации, в том числе в интернет-СМИ, нужно вычислять и обезвреживать именно их, а не ограничивать свободу выражения во всем информационном пространстве.
2. Утверждение, что все содержание глобальной сети Интернет – это средства массовой информации, так как оно доступно неограниченному кругу пользователей.
Критерий доступа неограниченного круга пользователей явно недостаточен для определения специфики СМИ. Средство массовой информации имеет свою юридически оформленную структуру, свои цели и задачи, свой официальный тираж или рейтинг, права и обязанности. Никакой читатель, зритель или слушатель не имеет возможности несанкционированного доступа к содержанию СМИ.
Так как законом РК «О средствах массовой информации» 1999 года все веб-сайты уже приравнены к СМИ, законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей» фактически приравнивает к СМИ блоги, чаты, порталы, то есть средства индивидуального самовыражения, локального общения, электронные библиотеки, интернет-магазины и развлекательные интернет-ресурсы, которые никоим образом не отвечают критериям средства массовой информации.
3. Утверждение, что нормы законопроекта не скажутся отрицательным образом на развитии Казахстанского сегмента сети Интернет.
Законопроект предлагает иностранные интернет-ресурсы только блокировать, а пользователи отечественных интернет-ресурсов будут подвергаться за свои высказывания всей полноте уголовной, гражданской и административной ответственности. Небезосновательное опасение субъективности и избирательности казахстанского правосудия приведет к массовому бегству казахстанских интернет-пользователей из Казнета.
Явным противоречием является включение в законопроект об информационно-коммуникационных сетях новых оснований для приостановления и закрытия всех видов СМИ. Разработчики законопроекта механически скопировали из законов «О выборах», «О политических партиях», Уголовного и Административного кодексов РК различные ограничения деятельности и действий общественно-политического характера и перенесли их на средства массовой информации. В то время как Казахстан в преддверии председательства в ОБСЕ заявляет о приверженности демократическим стандартам, законопроект предлагает карать не только интернет-ресурсы, но и газеты, радио, телевидение закрытием и приостановлением - за неправильное освещение темы выборов, митингов, забастовок, межнациональных отношений.
Приостановление и закрытие СМИ – крайняя форма наказания, которая ограничивает конституционное право граждан на беспрепятственное получение информации. Использование этого вида наказания за действия, уже предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях РК, явно избыточно, свидетельствует о глубоком неуважении авторов законопроекта и депутатов Мажилиса к средствам массовой информации и противоречит ст. 20 Конституции Республики Казахстан.
Законопроект не проработан концептуально. Ни в одной стране мира все интернет-ресурсы не приравниваются к СМИ. Разработчики законопроекта и депутаты Мажилиса оставили открытым вопрос, какие интернет-ресурсы относятся к казахстанской юрисдикции, не регламентировали вопросы правовых взаимоотношений провайдеров, собственников и пользователей интернет-ресурсов и пр.
Уважаемые господа депутаты!
Надеемся, что вы учтете позицию гражданского общества и примете единственно верное решение – вернуть проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей» в правительство для существенной переработки в соответствии с международными принципами свободы выражения. Мы готовы предоставить депутатам все имеющиеся у нас аналитические обзоры, законодательные предложения, возражения и рекомендации».
Письмо подписали:
Председатель правления Союза журналистов Казахстана Сейтказы Матаев, президент Международного фонда защиты свободы слова «Адил соз»Тамара Калеева, исполнительный директор Национальной Ассоциации Телерадиовещателей Казахстана Шолпан Жаксыбаева.
Журналисты Казахстана надеются, что Сенат Парламента забракует законопроект об интернете
Ведущие журналистские организации Казахстана обратились с открытым письмом в Сенат (верхнюю палату) Парламента Казахстана.
В письме говорится:
«Мажилис Парламента направил в Сенат принятый им почти без изменения законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей».
Протесты общественности, предложения журналистских организаций, рекомендации ОБСЕ мажилисмены проигнорировали. Из всех реакционных новшеств законопроекта было исключено ввиду явной абсурдности только предложение наделить Генерального прокурора РК правом досудебной приостановки СМИ.
Надеемся, что депутаты верхней палаты Парламента РК отнесутся к работе над этим законопроектом без ложных стереотипов, которые, считаем, помешали мажилисменам разглядеть реакционную суть, множество недоработок и противоречий данного документа и отклонить его.
К ложным стереотипам, которыми разработчики законопроекта обосновывают его необходимость, относятся:
1. Утверждения, что предлагаемый законопроектом тотальный контроль за интернет-ресурсами направлен на борьбу с терроризмом, экстремизмом, порнографией и прочими преступлениями.
Борьба с преступностью - эта противодействие конкретным действиям субъектов преступления, для нее существуют специальные законы и специальные государственные органы. Если какие бы то ни было злоумышленники проникли в средства массовой информации, в том числе в интернет-СМИ, нужно вычислять и обезвреживать именно их, а не ограничивать свободу выражения во всем информационном пространстве.
2. Утверждение, что все содержание глобальной сети Интернет – это средства массовой информации, так как оно доступно неограниченному кругу пользователей.
Критерий доступа неограниченного круга пользователей явно недостаточен для определения специфики СМИ. Средство массовой информации имеет свою юридически оформленную структуру, свои цели и задачи, свой официальный тираж или рейтинг, права и обязанности. Никакой читатель, зритель или слушатель не имеет возможности несанкционированного доступа к содержанию СМИ.
Так как законом РК «О средствах массовой информации» 1999 года все веб-сайты уже приравнены к СМИ, законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей» фактически приравнивает к СМИ блоги, чаты, порталы, то есть средства индивидуального самовыражения, локального общения, электронные библиотеки, интернет-магазины и развлекательные интернет-ресурсы, которые никоим образом не отвечают критериям средства массовой информации.
3. Утверждение, что нормы законопроекта не скажутся отрицательным образом на развитии Казахстанского сегмента сети Интернет.
Законопроект предлагает иностранные интернет-ресурсы только блокировать, а пользователи отечественных интернет-ресурсов будут подвергаться за свои высказывания всей полноте уголовной, гражданской и административной ответственности. Небезосновательное опасение субъективности и избирательности казахстанского правосудия приведет к массовому бегству казахстанских интернет-пользователей из Казнета.
Явным противоречием является включение в законопроект об информационно-коммуникационных сетях новых оснований для приостановления и закрытия всех видов СМИ. Разработчики законопроекта механически скопировали из законов «О выборах», «О политических партиях», Уголовного и Административного кодексов РК различные ограничения деятельности и действий общественно-политического характера и перенесли их на средства массовой информации. В то время как Казахстан в преддверии председательства в ОБСЕ заявляет о приверженности демократическим стандартам, законопроект предлагает карать не только интернет-ресурсы, но и газеты, радио, телевидение закрытием и приостановлением - за неправильное освещение темы выборов, митингов, забастовок, межнациональных отношений.
Приостановление и закрытие СМИ – крайняя форма наказания, которая ограничивает конституционное право граждан на беспрепятственное получение информации. Использование этого вида наказания за действия, уже предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях РК, явно избыточно, свидетельствует о глубоком неуважении авторов законопроекта и депутатов Мажилиса к средствам массовой информации и противоречит ст. 20 Конституции Республики Казахстан.
Законопроект не проработан концептуально. Ни в одной стране мира все интернет-ресурсы не приравниваются к СМИ. Разработчики законопроекта и депутаты Мажилиса оставили открытым вопрос, какие интернет-ресурсы относятся к казахстанской юрисдикции, не регламентировали вопросы правовых взаимоотношений провайдеров, собственников и пользователей интернет-ресурсов и пр.
Уважаемые господа депутаты!
Надеемся, что вы учтете позицию гражданского общества и примете единственно верное решение – вернуть проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей» в правительство для существенной переработки в соответствии с международными принципами свободы выражения. Мы готовы предоставить депутатам все имеющиеся у нас аналитические обзоры, законодательные предложения, возражения и рекомендации».
Письмо подписали:
Председатель правления Союза журналистов Казахстана Сейтказы Матаев, президент Международного фонда защиты свободы слова «Адил соз»Тамара Калеева, исполнительный директор Национальной Ассоциации Телерадиовещателей Казахстана Шолпан Жаксыбаева.