Вместо нового закона – новые поправки?
Шоковой для многих стала новость, которой 4 марта поделился на круглом столе «Правовые рамки свободы слова: вчера, сегодня, завтра» заместитель председателя Комитета информации Министерства информации и общественного развития Михаил Комиссаров: новое министерство готовит новые поправки в закон о СМИ!
Простите, а как же озвученные еще в позапрошлом году обещания министра Абаева, что после скандальных поправок 2017 года начнется работа над принципиально новым законом? Это сказано, между прочим, не где-то в кулуарах, а на «Хабаре»: «Это очень долгий процесс. Это невероятно сложный процесс, он требует большой работы и на экспертном уровне, и на уровне государственных органов. Также все НПО, все СМИ должны этот вопрос посмотреть. Мы готовы приступить со следующего года. Но это работа не одного года, к сожалению, думаю, два-три года займёт это». https://informburo.kz/novosti/k-razrabotke-novogo-zakona-o-smi-pristupyat-k-2018-godu-abaev.html?utm_source=facebook.com&utm_medium=news&utm_campaign=of ).
Какова цена письменным заверениям и обещаниям совместной работы над новым законом, которые «Адил соз» получил из министерства в начале 2018-го? Как расценивать теперь прошлогодние заверения директора департамента государственной политики в области СМИ Министерства информации и коммуникаций Бекзата Рахимова: «Каким он (закон) будет - над этим мы ещё думаем. Мы проводили исследование и сейчас на стадии приёма результатов. Вначале будет межведомственное обсуждение, где мы решим, с каким вариантом выходить к общественности для обсуждения. Это будет просто новый закон о СМИ, может быть, закон «О средствах массовой коммуникации» или закон, который объединит законы о СМИ и о теле- и радиовещании. Может быть, кодифицированный закон по вопросам информации, где СМИ будет посвящено несколько отдельных глав. Вариантов масса.» (ссылка тоже имеется).
Значит, 13 миллионов государственных тенге, потраченных на упомянутое г-ном Рахимовым и уже получившее неоднозначную известность исследование отечественного и международного медийного законодательства – ради поправок в действующий закон? Внесет туда Уполномоченный орган право на забвение, превентивный запрет на публикации, немного поправит госзаказ и нелепую статью «Фонд», - а мечты о новом кодифицированном законе 21 века побоку, кишка тонка?
20 февраля, презентуя публицистический анализ Вадима Борейко заказанного министерством исследования, «Адил соз» прогнозировал:
«Планируется технология, прекрасно зарекомендовавшая себя на поправках в закон о СМИ 2017 года: приятные правительству ученые вносят свои предложения, чиновники министерства выбирают из них те, что считают подходящими, затем межведомственная (чиновная опять же) комиссия еще раз отсеивает сомнительные новации. Созданный таким образом итоговый продукт предлагается общественности. Общественность кипит, активничает, ездит за свой счет на рабочие группы министерства. Ее предложения аккуратно вносятся в общий перечень предлагаемых изменений. Этот гроссбух снова передается правительству, то есть его кромсают и дополняют в кабинетных уединениях всех министерств и ведомств. Следующий акт – нижняя палата парламента с ошалевшими от вала разнообразнейших законопроектов депутатами. Снова общественники возражают, социально близкий депутатам официальный разработчик законопроекта – МИК РК - отстаивает свое детище». За прошедшие две недели МИК преобразился в МИОР, проект закона – в проект поправок, А суть осталась. Коллеги, будем бдительны!
Кстати, в работе круглого стола участвовали директор Департамента Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции по г. Алматы Данияр Таумурат и руководитель управления по профилактике коррупции этого же Департамента Елнар Игиликов. По нашим наблюдениям, они особо внимательно слушали Вадима Борейко, когда тот рассказывал о деталях проведения тендера на исследование медийного законодательства и о результатах своего анализа этого научного труда.