В Кокшетау судья перепутала аккредитацию с ред.заданием
15 марта редактор информационного агентства «Кокшетау Азия» Нуржан Баймулдин пришел в Кокшетауский городской суд по гражданскому иску жительницы областного центра к частной строительной фирме. До начала заседания журналист передал секретарю свое служебное удостоверение и удостоверение личности. Однако в зале заседания судья Могульсун Сатубалдинова потребовала от представителя СМИ предоставить аккредитацию.
По ее словам, журналист по закону «О средствах массовой коммуникации» должен взять в редакции документ, подтверждающий, что он направлен для освещения этого процесса. Н. Баймулдин попросил показать образец аккредитации, поскольку он не раз освещал судебные процессы и об аккредитации слышит впервые. Но служительница Фемиды посоветовала… читать закон о СМИ.
В итоге судья Сатубалдинова запретила вести аудио-, видеозапись как процесса, и так и ее самой, но милостиво разрешила Баймулдину сидеть и слушать. При этом она пригрозила, что если ее фото будет где-то опубликовано, то журналист будет нести ответственность.
В связи с невозможностью заниматься профессиональной деятельностью редактор издания покинул суд.
Комментарий «Адил соз»
В законе РК «О средствах массовой информации» закреплено право журналистов на получение и распространение информации. Это право может осуществляться любым не запрещённым законом способом.
Журналист, как и любой гражданин, имеет право присутствовать на открытом судебном заседании, он имеет право сидеть, слушать, фиксировать ход судебного разбирательства письменно или с использованием аудио- и видеоаппаратуры.
Действительно, видео- и аудиозапись, а также фотосъёмку в зале суда можно проводить только с разрешения председательствующего. Но требование судьи об аккредитации нарушает права журналиста, оно не содержится в законе о СМИ и нарушает принцип гласности, закреплённый в статье 19 ГПК РК.
Действия судьи, превысившей свои полномочия и потребовавшей у журналиста аккредитацию для его присутствия в открытом судебном заседании, возможно, объясняются ее юридической малограмотностью. Не исключено, что они подпадают под статью 361 УК РК - «Злоупотребления должностными полномочиями» или статью 158 УК РК - «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста».