Свободу слова не должны ограничивать правила аккредитации журналистов
Вчера Министерство культуры и информации опубликовало на портале «Открытые НПА» проект типовых правил аккредитации журналистов и правил выдачи аккредитационной карты.
Положения, исключения которых из проекта Закона "О масс-медиа" удалось добиться членам рабочей группы, стали пунктами этих подзаконных актов. Никакие правила или подзаконные акты не должны противоречить закону и накладывать большие ограничения на журналистов.
1. В проекте правил аккредитации не отражен ответ на главный вопрос, который витает среди журналистов: вправе ли неаккредитованные журналисты получать информацию от аккредитующих организаций?
Общие права журналиста отражены в п.3 ст.26 Закона «О масс-медиа»: получать информацию; посещать государственные органы, организации всех форм собственности и быть принятым их должностными лицами; производить записи, в том числе с использованием средств аудиовизуальной техники; получать доступ к документам и материалам, за исключением, сведений, составляющих государственные секреты и иную охраняемую законом тайну и т.д.
В Законе «О масс-медиа» есть и иные нормы, посвященные аккредитации, однако нигде прямо не отражен запрет журналистам, не имеющим аккредитации, на получение информации, доступ к документам, посещение государственных органов и организаций, прием их должностными лицами и т.д. без предварительной аккредитации.
В соответствии с п.2 ст.28 Закона «О масс-медиа» государственные органы и (или) организации, при которых аккредитован журналист, обязаны предварительно извещать его о заседаниях, совещаниях и иных мероприятиях, обеспечивать стенограммами, протоколами и иными документами. Неаккредитованные журналисты имеют право также посещать государственные органы и организации, получать доступ к документам аккредитующих организаций и т.п. на общих основаниях.
Следовательно, журналист не должен лишаться своих прав без наличия аккредитации, а аккредитованные журналисты получают лишь дополнительные «бонусы» в виде персональных предварительных уведомлений о мероприятиях и заранее подготовленных копий документов. При этом для не аккредитованных журналистов государственный орган или организация предоставляют официальные сообщения (уведомления о предстоящих мероприятиях и т.п.) в соответствии с п.2 ст.35 Закона «О масс-медиа» на равных условиях путем их публикации на своих интернет-ресурсах и т.д.
В соответствии с п.2 ст.20 Конституции каждый имеет право свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом. Следовательно, если закон не запрещает не аккредитованным журналистам присутствовать на мероприятиях аккредитующей организации, не аккредитованные журналисты вправе присутствовать на любых открытых мероприятиях, а организации, соответственно, обязаны допускать не аккредитованных журналистов на эти мероприятия на общих основаниях.
2. Проект правил аккредитации включает регуляции, подразумевающие, что получаемая информация от государственных органов не является публичным достоянием. Информация, распространяемая для журналистов, не является собственностью, защищенной авторскими правами, и соответственно, ее распространение третьим лицам не может быть ограничено.
Подпункт 1) пункта 10 проекта Типовых правил аккредитации журналистов, в котором сказано о том, что аккредитованный журналист не вправе распространять информацию, полученную от аккредитовавших его государственных органов и организаций, в иных масс-медиа, помимо СМИ, от лица которого поступило соответствующее заявление на аккредитацию, явно противоречит вышеуказанной статье 20 Конституции, поскольку запрет планируется ввести подзаконным актом, а не законом.
Все обязанности журналиста отражены в законе. Дополнительные обязанности, особенно такие как публикация информации, полученной от аккредитующей организации, только в том СМИ, от которого запрашивалась аккредитация, противоречат законодательству и невыполнимы на практике.
3. Проект правил отличается от действующих тем, что вместо обязанностей аккредитующей организации (эти пункты просто исключены) появились новые обязанности для аккредитованных журналистов.
Смысл типовых правил аккредитации журналистов заключается в том, чтобы обеспечить минимальный базовый стандарт более простого и оперативного доступа к информации для аккредитованных журналистов. Новый проект типовых правил аккредитации предлагает, что аккредитующая организация сама устанавливает порядок, сроки приема и рассмотрения заявлений, с «учетом специфики своей деятельности». Из проекта правил исчезли положения об обязанностях аккредитующей организации по отношению к аккредитованному журналисту – оперативно сообщать о мероприятиях, обеспечивать доступ на мероприятия, предоставлять стенограммы, документы и т.д..
Фонд «Әділ сөз» считает, что правила, регламентирующие работу журналистов и СМИ, должны облегчать доступ к информации, а не затруднять его. А при разработке правил должны строго соблюдаться нормы международных обязательств в сфере свободы слова, взятых на себя Республикой Казахстан, Конституции и действующего законодательства.
4. Проект типовых правил накладывает новые основания для лишения аккредитации, не предусмотренные законом и, следовательно, противоречащие ему.
Типовые правила не могут устанавливать новые основания для лишения аккредитации, не предусмотренные законом. Правила должны предоставлять ответы на такие вопросы, как будет проводиться фиксация нарушений, методов и форм оспаривания неполучения аккредитации, устанавливать сроки получения акрредитации и др. Вопросы, не детализированные законом.
В данном виде, проект типовых правил является противозаконным и в случае его принятия должен быть обжаловать через Конституционный суд, как документ неправомерно ограничивающий свободу слова в Казахстане.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Әділ сөз рекомендует уполномоченному органу провести обсуждения типовых правил с экспертами для улучшения текста правил и приведение его в соответствие с законодательством Республики Казахстан. Детальные предложения по пунктам правил будут от нашего фонда будут направлены в МКИ РК.