Сөз бостандығын қорғау халықаралық қоры
Международный фонд защиты свободы слова
The International Foundation for Freedom of Speech Protection

Правозащитники опровергают информацию прокуратуры об отсутствии давления на Жанболата Мамая

27 февраля 2017

26 февраля Комитет в защиту журналиста и общественного деятеля Жанболата Мамая опроверг распространенный прокуратурой Алматы и КУИС МВД РК пресс-релиз, в котором утверждалось, что Ж.Мамай не подвергался какому-либо давлению, избиению и вымогательству. По информации прокуратуры и КУИС, медицинским работником СИЗО зафиксировано отсутствие каких-либо телесных повреждений на теле Ж. Мамая, сам он  устно и письменно пояснил, что не имеет претензий к администрации следственного изолятора и другим арестованным, но,  тем не менее, был переведен в другую камеру.

Более того, в пресс-релизе подчеркивалась, что распространение информации о давлении на Ж.Мамая может повлечь   уголовную ответственность за распространение ложной информации в соответствии со статьёй 242-1 Уголовного кодекса РК.

Однако, как следует из заявления Комитета по защите Ж.Мамая, факты свидетельствуют об обратном. Ранее несудимый Ж.Мамай в нарушение ст. 32 Закона РК «О порядке и условиях содержания лиц в специальных учреждениях, обеспечивающих временную изоляцию от общества» был переведен в камеру с неоднократно судимыми лицами. При этом то, что он ранее привлекался к уголовной ответственности, но не был осужден к лишению свободы, не является основанием для такого перевода.

Директор Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений Жовтис и журналист Сергей Дуванов были свидетелями поступавших на телефон супруги Ж.Мамая Инге Иманбай звонков с требованием перечислить 200 тыс. тенге. Во время этих звонков И.Иманбай находилась в офисе КМБЧиСЗ.

21 февраля от Ж.Мамая поступила жалоба на избиение и вымогательство. В тот же день член Общественного совета при МВД РК Жемис Турмагамбетова обратилась к председателю КУИС РК А.Базылбекову по поводу ситуации с Ж.Мамаем и получила заверения об обеспечении его безопасности. Однако на следующий день адвокат Жанар Балгабаева выяснила, что Ж.Мамай не был переведен в другую камеру.  В тот же день Ж.Мамай  сделал    письменное  заявление о том,  что  любые заявления, сделанные им в отсутствии его  адвоката,  считать  недействительными.

При этом медиком  СИЗО и  спецпрокурором Ж.Мамай был осмотрен, у него были обнаружены  ярко выраженные синяки и ссадины, которые прокуратура и администрация учреждения не зафиксировали в установленном порядке.

Комитет по защите Жанболата Мамая полагает, что приведённые факты указывают на признаки совершенного в отношении Ж.Мамая преступления и выражает сожаление, что в этой ситуации Алматинская городская прокуратура вместо содействия в обеспечении права Ж.Мамая на свободу от пыток и жестокого обращения и личную неприкосновенность по существу помогает руководству следственного изолятора и КУИС РК представить ситуацию в искажённом виде.

Задать свой вопрос