Почему желания пресс-службы КНБ не совпадают с Конституцией Казахстана
Алматы. 26 января. КазТАГ – Пункт 1 статьи 20 Конституции РК гласит: «Свобода слова и творчества гарантируются. Цензура запрещается». Но, как выяснилось, текст основного закона страны не всегда совпадает с желанием пресс-службы комитета национальной безопасности (КНБ).
«Напоминаем - вся информация в отношении органов национальной безопасности Республики Казахстан, а также фотоматериалы в обязательном порядке должны согласовываться с пресс-службой КНБ», - говорится в письме пресс-службы КНБ РК, разосланном более чем по 40 адресам СМИ во вторник.
В конце письма был указан и телефон пресс-службы, по которому корреспонденту КазТАГ удалось выяснить немало интересного. Больше всего нас интересовало, на основании какого закона РК журналисты должны в «обязательном порядке» согласовывать информацию с теми, о ком они пишут. Однако тут возникла интереснейшая коллизия!
«На основании того, что у нас не раз были факты, что информагентства и ряд других печатных изданий, даже в сюжетах бывает, материалы дают – эмблема, например, старого образца иногда выходила, фотография председателя – вообще другую ставят фотографию. Понимаете, вот такие моменты, чтобы избежать всего этого», - сообщила представитель пресс-службы КНБ РК по имени Майгуль.
Более того, по словам сотрудницы пресс-службы, согласование материалов с пресс-службой КНБ (о котором в законе о СМИ, кстати, нет ни слова), является постоянной практикой.
«Это не заявление. Это - информационное сообщение, письмо. Это просьба. Потому что вся информация, которую мы даем о себе, органах национальной безопасности, без нашего согласия и не выходит», - заверила Майгуль. При этом она честно призналась, что в СМИ «все время путают все».
«Есть факты, когда все время путают все. Мы хотим, чтобы не было вот таких вот инцидентов. По новостям первый раз, когда пошло назначение председателя, взяли и фотографию другого генерала вставили. И это везде, повсеместно показывалось. Вводят в заблуждение людей», - сказала сотрудница пресс-службы.
Каким образом в выходящих с согласия пресс-службы материалах возникает такая постоянная путаница и почему в этом виноваты журналисты, осталось непонятным. Зато ответ на вопрос, почему нельзя в таких случаях пройти простым логическим гражданско-правовым путем, был предельно ясен: «Мы можем. Просто зачем на все это тратить время?».
Впрочем, возможно, сотрудница пресс-службы решит, что ее опять неправильно поняли. Ведь, по ее мнению, слова «в обязательном порядке» и «желательно» являются синонимами, а к нормативно-правовым актам и вовсе никакого отношения не имеют. При этом она заверила, что знает и филологию, и закон о СМИ, и Конституцию.
«Сейчас вы звоните для чего? Это наше пожелание, чтобы с нами согласовывать во избежание этих фактов, чтобы неправильная информация не выходила. Это желательно», - заявила Майгуль. Напоследок сотрудница пресс-службы посоветовала воспринимать разосланное СМИ письмо как угодно.
«Я вам объяснила все, теперь воспринимайте, как хотите», - пожелала она.
Как законопослушные граждане, мы оставили приоритет за Конституцией, а не за пожеланиями пресс-службы, а потому желание о согласовании данного материала так и осталось несбывшимся.