Сөз бостандығын қорғау халықаралық қоры
Международный фонд защиты свободы слова
The International Foundation for Freedom of Speech Protection

Обращение к депутатам Сената

7 декабря 2017

Речь идет о нашем с вами ближайшем будущем, так что прочитайте внимательно.  Если согласны – подпишитесь (фамилия, имя, статус). Через неделю мы отошлем письмо со всеми подписями  спикеру Сената К. Токаеву. Подпиши шлите через фейсбук или по эл.почте info@adilsoz.kz

Шансов, что к нам прислушаются, конечно, не так много, но если ничего не предпринимать, с мечтами о достойной журналистике можно вообще попрощаться.  

 

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

депутатам Сената парламента

Уважаемые депутаты!

В Сенат парламента РК направлен принятый Мажилисом  проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информации и коммуникаций», значительную часть которого занимают предложения в закон РК «О средствах массовой информации».

Ряд основных положений этого законопроекта существенно противоречат международным стандартам свободы слова, рекомендациям ООН, ОБСЕ, ОЭСР, ЮНЕСКО и ограничивают реализацию конституционных гарантий свободного получения и распространения информации, свободу выражения мнений, препятствует  СМИ полноценно выполнять поставленную Президентом задачу борьбы с коррупцией.

Законопроект усложняет процедуру и в два с половиной раза увеличивает срок предоставления информации на запросы журналистов, что идет вразрез с рекомендациями авторитетных международных организаций. В частности,  в  Конвенции Совета Европы «О доступе к официальным документам (CETS № 205)» сказано: «Оперативность ответа на запрос лежит в основе права доступа к официальным документам».

Законопроект без каких-либо юридических обоснований вводит термин «ущемляющие законные интересы сведения», обязывает журналистов получать согласие на распространение личной и семейной тайн, хотя эти понятия не имеют  точного правового наполнения. Научно-практический комментарий Конституции РК, изданный Конституционным советом в 2010 году, объясняет, что личная и семейная тайны – часть частной жизни и охраняются Конституцией и законами страны, «такой охране подлежат сведения о человеке, дающие оценку его характеру, облику, здоровью, материальному состоянию, семейному положению, образу жизни, отдельным фактам биографии». Других, нормативных толкований этих тайн у нас нет. Однако все усилия гражданского сектора исключить эти новации были проигнорированы.

Законопроект, по сути, обязывает владельцев сайтов, на которых пользователи могут размещать информацию (форумы, социальные сети, комментарии к новостям и т.д.), осуществлять цензуру и участвовать в системе оперативно-розыскных мероприятий на сетях телекоммуникаций. Оснащение таких сайтов оборудованием и программными средствами для идентификации личности пользователей неизбежно повлечет существенную нагрузку на бизнес, осуществляемый в этой сфере. Однако разработчики не проводили анализа регулятивного воздействия с соответствующим технико-экономическим обоснованием и не предусматривают никакого переходного периода для внедрения данных мер. Это неизбежно приведет к перетоку казахстанской аудитории на зарубежные ресурсы, где не требуется идентификации личности, и закроет доступ к казахстанским сайтам для зарубежных пользователей, которые не смогут воспользоваться казахстанской системой идентификации личности на сайтах.

Напомним, что в 2015 году спецдокладчик  ООН по вопросам свободы слова Дэвид Кайе  отметил, что правительственные структуры нередко обосновывают запреты на шифрование и анонимность  необходимостью борьбы с террористами и другими преступниками, однако в конечном итоге реализация таких запретов ведет к нарушению прав большого числа людей, в том числе и журналистов, они могут быть подвергнуты необоснованным преследованиям.

 

Принятый в 1999 году, закон РК «О средствах массовой информации» уже претерпел изменения и дополнения, внесенные 27-ю законами. В результате он оброс множеством запретительных и противоречащих друг другу норм, не соответствует своему назначению установить государственные гарантии свободы СМИ в  соответствии с Конституцией Республики Казахстан и не учитывает особенности СМИ в цифровую эпоху.

Просим вас в соответствии с  п. 4 ст. 61 Конституции Республики Казахстан отклонить законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информации и коммуникаций» и поддержать инициативу Министерства информации и коммуникаций о разработке нового закона о СМИ.

 

Подписи:

Члены рабочей группы Мажилиса парламента РК по работе над проектом закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информации и коммуникаций»:

Калеева Тамара, Симахина Тамара, фонд защиты свободы слова «Адил соз»,

Жаксыбаева Шолпан, Сергей Власенко, Национальная Ассоциация Телерадиовещателей (НАТ) Казахстана,

Неправительственные организации:

«Репортеры без границ» - Йоханн Бир,

Союз журналистов Казахстана (4388 членов) – Рамазанова Баян, 

Фонд развития парламентаризма – Батталова Зауреш,

Хартия за права человека – Турмагамбетова Жемис,

Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности -  Акылбекова Роза

Журналисты:

Бапи Ермурат, газета «Общественная позиция»,

Макимбай, Бахытгуль газета «Общественная позиция»,

Алимханова Мадина, КазТАГ

Задать свой вопрос