О совершенствовании законодательства о средствах массовой информации
Работа над проектом Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информации и коммуникаций», как никогда ранее, велась Министерством информации и коммуникаций в тесном сотрудничестве со средствами массовой информации и неправительственными организациями. Все предложения гражданского сектора вошли в сравнительную таблицу, неоднократно обсуждались на заседаниях рабочей группы и публиковались в открытом доступе.
Несомненным достоинством проекта являются единодушно поддержанные предложения исключить санкции в виде приостановления СМИ за ошибки в публикации выходных данных и предоставлении обязательных экземпляров, расширение оснований освобождения от ответственности за публикацию недостоверных сведений, усиление защиты несовершеннолетних.
Другие новации представляются спорными, например, превращение права журналиста проверять достоверность информации в его обязанность. Судебные споры о защите чести и достоинства до сих пор не имеют сроков исковой давности, так что трех дней на сбор документов и других доказательств давней публикации, чтобы определить свое отношение к требованиям об опровержении, как то предлагает законопроект, явно недостаточно. Более того, требование обязательной верификации всех публикуемых сведений в сочетании с ужесточением условий публикации опровержения может привести к самоцензуре и уклонению прессы от обсуждения острых и актуальных вопросов.
Вряд ли уместны в законе этические стандарты деятельности СМИ, детальная регламентация деятельности пресс-служб государственных органов. Можно и далее дискутировать по ряду новелл законопроекта. Но все усилия улучшить действующий закон «О средствах массовой информации» путем добавлений и изменений не более плодотворны, чем попытки модернизировать и использовать в сельском хозяйстве деревянную соху.
Продекларированная в преамбуле цель нынешнего закона о СМИ - регулировать общественные отношения в области средств массовой информации, установить государственные гарантии их свободы в соответствии с Конституцией Республики Казахстан – почти не имеет отражения в его нормах. Гарантии свободы слова фактически заменены распределительными, надзирающими и карательными функциями государственных органов. Регистрация печатных СМИ давно носит не уведомительный, а разрешительный характер и не соответствует ни одной из рекомендаций авторитетных международных органов. А какое отношение к общественным отношениям и гарантиям свободы СМИ имеет новое требование публиковать выходные данные строго на последней странице? Изначально написанный чиновниками постсоветской эпохи для своего удобства, нынешний закон по-прежнему воспринимает СМИ не как важнейший общественный институт демократического государства, а как печатный орган властных структур различного уровня.
Принятая в большинстве цивилизованных стран государственная поддержка СМИ как гарантия плюрализма мнений и беспрепятственного потока разнообразной
информации в интересах общества в нашем законе стала инструментом не очень успешной пропаганды, формы этой поддержки на практике сдерживают творческий рост отечественной журналистики.
Общепризнано, что для укрепления доверия общества к средствам массовой информации в демократическом государстве необходимо гарантировать абсолютную прозрачность в вопросах собственности и здоровую экономическую конкуренцию. Последнее должно включать в себя не только юридические меры по ограничению концентрации и недобросовестной конкуренции, но и организационные меры по содействию децентрализации рынка. Однако никаких антимонопольных ограничений действующий закон не содержит.
Не увенчалась успехом очередная заведомо безнадежная попытка вписать в действующий закон о СМИ интернет-ресурсы. Интернет – специфическое средство распространения СМИ, а не само СМИ, нельзя предъявлять к сетевым изданиям те же требования регистрации, что и к печатным СМИ, в частности, обязывать редакции указывать территорию распространения при отсутствии каких-либо территориальных ограничений.
Закон, рожденный в прошлом веке на основе советских стандартов, нужно переработать принципиально, в соответствии с реалиями и перспективами развития информационно-коммуникационных систем, в духе требований международного демократического сообщества, равноправным участником которого является независимый Казахстан. Надеемся, что эта запланированная министерством информации и коммуникаций работа начнется в ближайшее время в тесном и равноправном партнерстве с гражданским обществом.