НПО – министру: кто ответит за нарушения?
29 июня три неправительственные организации - «Хартия за права человека», Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности и Международный фонд защиты свободы слова «Адил соз» - обратились к министру внутренних дел РК К. Н. Касымову с открытым письмом по поводу нарушений сотрудниками правоохранительных органов законных прав граждан и журналистов. В письме, в частности, говорится:
«В последнее время нарушения прав мирно собирающихся граждан стали особо вызывающими и грубыми. Массовым задержаниям и доставлениям мирных граждан в отделы полиции, например, 10 мая и 23 июня этого года невозможно найти внятное объяснение не только с точки зрения международных стандартов и международных обязательств нашей страны, но и с точки зрения действующего национального законодательства.
По нашим предварительным данным, 23 июня в г.Алматы в РУВД Медеуского района были доставлены более 70 человек, в Алмалинский РУВД – около 30 человек. В г.Астана полиция задержала 29 человек. Аналогичные задержания граждан в этот день происходили также в гг. Атырау, Актобе, Уральске, Павлодаре и в других городах страны, при этом сотрудники полиции не делали абсолютно никаких различий между «предполагаемыми» участниками практически несостоявшихся митингов и наблюдателями, журналистами и случайными прохожими.
Нужно особо отметить, что, например, 23 июня ни один из задержанных даже не был участником несанкционированного «мероприятия», так как у граждан не было плакатов, мегафонов, не было скандирования лозунгов, то есть каких-либо действий, несущих хотя бы потенциальную угрозу национальной безопасности, общественному порядку, охране здоровья, защите прав и свобод других лиц.
Мирные люди были задержаны без каких-либо оснований, без предупреждения, с применением грубой физической силы (имеются аудио и видеоматериалы в широком доступе), без разъяснения их прав. Среди задержанных были люди преклонного возраста, инвалиды, беременные и женщины с детьми. Большинство граждан удерживали в помещениях и на территории правоохранительных органов более 6-7 часов, без воды, без пищи, в ненадлежащих санитарных условиях.
У многих задержанных были изъяты сотовые телефоны без выдачи соответствующих постановлений и протоколов. Произведенное дактилоскопирование, фотографирование «в профиль и анфас», другие действия сотрудников полиции, которые должны являться процессуальными действиями, не основывались на каких-либо нормах уголовно-процессуального или административного процессуального законодательства, были явным злоупотреблениями должностными обязанностями сотрудников правоохранительных органов и совершенно правомерно восприняты гражданами как нарушение их конституционных прав и гражданских свобод.
Более того, уже не в первый раз мы также вынуждены заявлять о грубых нарушениях права журналистов «присутствовать по предъявлению удостоверения журналиста в районе стихийных бедствий, на митингах и демонстрациях, а также при иных формах выражения общественных, групповых и личных интересов и протеста» (статья 20 Закона РК «О средствах массовой информации»). Так, в этот день были необоснованно задержаны при выполнении профессиональных обязанностей и предъявлении соответствующих документов: в Алматы журналист Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Андрей Свиридов, в Астане корреспондент радио Азаттык Мади Бекмаганбет. В Актобе журналиста газеты «Диапазон» Багдата Асылбека после задержания и доставки в Илекский отдел полиции вынудили написать объяснительную.
С целью не допустить сбора и распространения информации о возможном проведении 23 июня несанкционированного митинга полицейские Уральска предприняли, в нарушение статьи 209 Уголовно-процессуального кодекса РК, самые изощренные меры. Журналистов газеты «Уральская неделя» Нану Иксанову, Марию Мельникову, Лукпана Ахмедьярова, Людмилу Калашникову полицейские встретили на подходе к площади и вручили повестки о вызове на допрос в качестве свидетелей. У корреспондента радио Азаттык Саната Уралиева сразу после вручения повестки забрали телефон, под руки довели до «Газели» и запихнули в машину.
Допросы были назначены на то самое время, когда должен был начаться предполагаемый митинг, тогда как, согласно официальному Комментарию к Уголовно-процессуальному кодексу РК, «допрос должен производиться в рабочие дни, и только в случаях, не терпящих отлагательства, допрос допустим в нерабочие и праздничные дни. Под случаями, не терпящими отлагательства, следует понимать внезапное возникновение таких обстоятельств, при которых промедление с допросом может повлечь утрату следов преступления, скрытие лиц, его совершивших, невозможность возмещения ущерба, причиненного преступлением (пункт 15 Нормативного постановления Верховного суда РК от 20 апреля 2006 г. № 4 «О некоторых вопросах оценки доказательств по уголовным делам»)».
Так как журналистов «Уральской недели», а также собкора радио Азаттык Саната Урналиева в субботу 23 июня допрашивали по делам, не имеющим «внезапно возникших обстоятельств», очевидно, что единственной целью этих внеплановых допросов было недопущение журналистов к освещению несанкционированного и несостоявшегося митинга.
Мы заявляем, что предпринятые в отношении граждан и журналистов меры не основаны на законе, ущемляют достоинство граждан, грубо нарушают их права и свободы, гарантированные международными договорами по правам человека, ратифицированными Республикой Казахстан, и Конституцией нашей страны, в том числе право на свободу слова и выражения мнения, право на свободу мирных собраний, право на свободу и личную неприкосновенность. Эти действия, по нашему мнению, должны повлечь за собой привлечение виновных сотрудников полиции как к дисциплинарной, так и уголовной ответственности».
Открытое письмо министру внутренних дел вручила исполнительный директор «Хартии за права человека» Жемис Турмагамбетова.