Сөз бостандығын қорғау халықаралық қоры
Международный фонд защиты свободы слова
The International Foundation for Freedom of Speech Protection

Нам снова предлагают поправки в закон

3 апреля 2019

Пока идет многолетняя работа над новым законом о СМИ, министерство информации и общественного развития без излишнего шума разработало и вывесило на портале открытого правительства концепцию нового проекта… дополнений и изменений в законодательные акты по вопросам информации. Документ, сообщают (анонимные, как всегда) авторы, разработан по поручению высоких должностных лиц. На обсуждение отведено 2 недели, до 12 апреля.

Работу над принципиально новым законом никто не отменял, но это дело долгое, многолетнее, а есть неотложные задачи, - пояснил по телефону недавний директор департамента государственной политики в области СМИ Министерства информации и коммуникаций  Бекзат Рахимов (В реорганизованном министерстве у него сейчас другая должность). Какие же неотложные задачи решает концепция проекта?

Первые три новеллы Концепции касаются телевидения.

1. Авторы негодуют, что «уровень вещания «OTAU TV» по сравнению с НЗСО /незарегистрированные зарубежные спутниковые операторы/ остается низким», скорбят, что « граждане Казахстана, использующие зарубежные спутниковые приемные устройства, живут вне информационного пространства Республики Казахстан». Чтобы улучшить ситуацию,  предлагается за установку НЗСО наказывать, а чтобы никто не избежал наказания, «дополнить компетенцию местных исполнительных органов по выявлению фактов вышеуказанного нарушения». Простите, а как же право граждан на беспрепятственный доступ к информации? Кто имеет право посягать на Конституцию, решая за нас, кто и как нам смотреть?

 2. Наш скромный Уполномоченный орган хотят наделить новыми полномочиями, а именно – вмешиваться в деятельность теле-, радиокомпаний с государственными деньгами в уставном капитале. Это позволят им расширить аудиторию и снабжать зрителей качественной информацией, считают авторы концепции.

3. Третье предложение для всех СМИ, самое лакомое – разрешить рекламу слабоалкогольной продукции. Оно уже было в проекте поправок 2017 года, - но министерство МВД, рьяно борясь с алкоголизмом, выступило против, и норму убрали.

4. При ретрансляции иностранных каналов со времен запрета зарубежной рекламы на ее месте зияли черные дыры. Теперь предлагается заполнять их рекламой разрешенной.

5. Констатируется, что «уполномоченный орган фактически не имеет механизмов корректировать распределение информационного заказа». Предлагается, пока ищутся эти механизмы, на два года вывести региональный государственный информационный заказ  из системы государственных закупок. То-то подарок местным СМИ, которые никаких денег, кроме акиматовских, зачастую не видят.

Да, еще упоминается возможность налоговых льгот, если согласится Республиканская бюджетная комиссия и другие органы. Виды льгот не конкретизируются, но надежда подана.

6. Самый большой и обстоятельный пункт Концепции - о доступе к информации. В нем использовано исследование, которое по госзаказу министерства сделало в прошлом году ТОО Бiлiм, - «Обеспечение доступа граждан и профессионального медиа0сообщества к информации в Казахстане: регионы и центры».  В исследовании и в Концепции с обильными ссылками на исследования ОЭСР много и аргументированно говорится о недостатках закона «О доступе к информации» и его исполнения. А предлагается в итоге – ввести в закон пару терминов и, опять же, позаботиться о полномочиях министерства информации: «необходимо определить компетенцию уполномоченного органа на законодательном уровне». А ведь та же не раз упомянутая в Концепции ОЭСР констатирует: отсутствует административная ответственность за нарушение срока предоставления информации по запросам, отсутствует уголовная ответственность за умышленное или сознательное нарушение права на доступ к информации, отсутствуют в Законе РК «О доступе к информации» положения, направленных на защиту информаторов, - и рекомендует эти пробелы восполнить.

Что в сухом остатке? Чиновникам – больше полномочий, журналистам – еще более жесткий надзор и контроль плюс туманные обещания некоторых коврижек, гражданам – более тщательно отобранная, то есть прошедшая многоступенчатую цензуру «правильная информация».

«Адил соз» разместил этот текст в разделе комментариев на сайте открытых нормативно-правовых актов https://legalacts.egov.kz/npa/view?id=2324601 . Продолжим обсуждение?

 

 

Задать свой вопрос