Сөз бостандығын қорғау халықаралық қоры
Международный фонд защиты свободы слова
The International Foundation for Freedom of Speech Protection

Комментарий Международного фонда защиты свободы слова «Адил соз» к «Методике мониторинга продукции СМИ, распространяемой на территории РК, на предмет соблюдения законодательства РК»

17 августа 2010
КОММЕНТАРИЙ

Международного фонда защиты свободы слова «Адил соз»

к «Методике мониторинга продукции средств массовой информации,
распространяемой на территории Республики Казахстан,
на предмет соблюдения законодательства Республики Казахстан»


Приказом Министра связи и информации Республики Казахстан 21 июля 2010 года утверждена «Методика мониторинга продукции средств массовой информации, распространяемой на территории Республики Казахстан, на предмет соблюдения законодательства Республики Казахстан».

Любая методика как таковая должна включать в себя конкретный план действий на основе метода, создание инструкции, четкого алгоритма. Однако методика мониторинга СМИ, утвержденная министерством, не выдерживает приведенных критериев.

  1. Методика, не являясь правовым актом, включает в себя правовые дефиниции и их толкования, которые не совпадают с общепринятыми, прописанными в национальном законодательстве РК правовыми понятиями. Так, введен новый юридический термин «юридический адрес редакции отечественных СМИ». Однако юридический адрес может быть только у юридического лица или индивидуального предпринимателя, в то время как редакция СМИ является структурным подразделением юридического лица.

  2. Методика содержит неверные ссылки на действующее законодательство. Так, называя предметом мониторинга объем ретрансляции теле- и радиопрограмм иностранных СМИ, авторы ссылаются на ч. 3 ст. 349 КоАП, в то время как в названной статье речь идет о нарушении законодательства Республики Казахстан о рекламе, а не об объемах вещания иностранных СМИ.

  3. В методике указано, что административная ответственность за разглашение сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, видеопродукции специального сексуально-эротического характера установлена ст. 343, 344 КоАП. Это не соответствует действительности. Ответственность за эти деяния регламентирована другими статьями Уголовного, Гражданского и Административного кодексов.


Согласно методике, мониторинг продукции СМИ будет вестись ежедневно местными органами исполнительной власти по 13 направлениям. Среди них:

  • предрешение результатов судебного разбирательства по какому-либо рассматриваемому судом делу или воздействие на суд до вступления судебного акта в силу

  • превышение 20% рекламы от общего объема вещания в сутки, за исключением бегущей строки. При трансляции рекламы ее звук не должен быть громче звука транслируемой программы;

  • пропаганда или агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики Казахстан, подрыва безопасности государства, войны, пропаганда экстремизма или терроризма;

  • разглашение сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, распространение информации, раскрывающей технические приемы и тактику антитеррористических операций в период их проведения, пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, пропаганда или агитация культа жестокости и насилия, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, распространение радио-, телепрограмм, а также демонстрация кино- и видеопродукции порнографического и специального сексуально-эротического характера;

  • при использовании рекламы в виде наложений, в том числе способом бегущей строки, превышение ее размера семи с половиной процентов площади кадра и нарушение текстового или информационного материала в телепередачах


и другие.

Мониторинг должен осуществляться местными исполнительными органами власти ежедневно. Столь глобальная задача вызывает ряд закономерных вопросов:

  • Будут ли местные исполнительные органы власти обеспечены техникой, чтобы записывать все вышедшие в эфир материалы, а затем их хранить?

  • Каким образом они будут снабжаться печатными изданиями? Согласно статье 16 Закона РК «О средствах массовой информации», существуют бесплатные экземпляры периодических изданий, которые направляются в Национальную государственную книжную палату, национальную библиотеку, библиотеку парламента Республики Казахстан, в уполномоченный орган. В этом списке местных исполнительных органов нет. Значит, акиматы будут покупать печатные издания за счет местного бюджета? Предусмотрены ли казной такие расходы?

  • Будет ли увеличена, и насколько, численность органов исполнительной власти, чтобы вести добросовестный ежедневный мониторинг всех СМИ, куда, не забудем, входят и все интернет-ресурсы?


Наверняка можно утверждать, что сотрудники исполнительных органов, уполномоченные вести мониторинг СМИ по названным в методике параметрам, не имеют специальной подготовки в информационном праве, журналистике, филологии, политологии, религиеведении, так как экспертов в этих сферах в Казахстане вообще чрезвычайно мало. Кроме того, в методике не прописаны способы и методы исследования продукции (текстов) СМИ на предмет пропаганды вражды, насилия, порнографии. Значит, «мониторы» будут определять наличие правонарушения, руководствуясь «революционным правосознанием», то есть своими субъективными представлениями о свободе слова и государственных интересах.

Таким образом, следствием мониторинга исполнительной власти, ведущегося по методике, утвержденной Министерством связи и информации, станет усиление выборочного контроля и необоснованных судебных преследований оппозиционных и негосударственных СМИ, что идет вразрез с положениями Конституции Республики Казахстан. 

Полный текст «Методики мониторинга продукции средств массовой информации, распространяемой на территории Республики Казахстан, на предмет соблюдения законодательства Республики Казахстан» размещен на сайте Международного фонда защиты свободы слова "Адил соз".
Задать свой вопрос