Комментарий к правительственному проекту «Правил регистрации, пользования, распределения доменного пространства казахстанского сегмента сети Интернет»
4 августа 2010
Правительство разработало проект «Правил регистрации, пользования, распределения доменного пространства казахстанского сегмента сети Интернет». Вы можете ознакомиться с ним ЗДЕСЬ. Этот документ по просьбе Международного Фонда защиты свободы слова «Адил соз» комментирует юрист Игорь Лоскутов
Поправки новые, идеи старые
Комментарий к правительственному проекту «Правил регистрации, пользования, распределения доменного пространства казахстанского сегмента сети Интернет»
Похоже, что прошлогодняя история с «общественным обсуждением» проекта так называемого «закона об интернете» (Закон Республики Казахстан от 10 июля 2009 года № 178-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей») в этом году повторяется на подзаконном уровне.
Напомним, что в 2009 году Агентство по информатизации и связи (АИС) РК провело массу круглых столов, совещаний и конференций с участием представителей общественности, отечественных и зарубежных. На них было высказано немало предложений по совершенствованию внесенного в то время в парламент РК проекта закона, который должен был поставить под государственный контроль деятельность бесчисленных сайтов, блоггеров и прочих независимых комментаторов, вещающих во Всемирной сети. Многие из этих предложений вроде бы даже находили понимание у внимавших им казахстанских чиновников. Однако в опубликованном в официальной печати тексте принятого закона от них не осталось и следа.
Прошло время, настала пора принимать подзаконные акты к принятому закону. И вот уже Министерство связи и информации РК, пришедшее на смену реорганизованному АИС РК, предложило проекты приказов о внесении изменений и дополнений в правила распределения доменного пространства казахстанского сегмента сети Интернет и об определении регистратуры. Для обсуждения данных проектов была создана рабочая группа. Представители общественных организаций (в частности, Интернет-Ассоциации Казахстана) предложили многочисленные поправки к проекту, все они были внимательно выслушаны и обсуждены. А дальше все вновь пошло в соответствии со знаменитой фразой Чапаева из одноименного фильма: «Всё, что вы тут наговорили - это наплевать и забыть. А теперь слушай, что я говорить буду!». Для окончательного утверждения был предложен совершенно другой вариант, в котором уже говорилось не о внесении изменений и дополнений, а предлагалась новая редакция правил.
Новый проект содержит жесткое и категорическое требование нахождения интернет-ресурсов с доменным именем «KZ» на территории Республики Казахстан. Оно, к слову, уже было в Правилах, отменялось в марте этого года, но, похоже, ненадолго. Как справедливо указывается в Письме ОЮЛ «Интернет Ассоциация Казахстана» от 29 июля 2010 года № 43: «... это приведет к конфликту с существующими популярными интернет-ресурсами таких компаний, как Google Inc (www.google.kz), Яндекс (www.yandex.kz), Microsoft (www.microsoft.kz), Hewlett-Packard (www.hp.kz), которые пришли на казахстанский рынок и, учитывая огромное количество пользователей, расположили свои домены «KZ» на своих технических площадках».
Не вызывает сомнений, что подвергнется критике и предложенное в проекте определение понятия «интернет-сервер» как серверного оборудования, на котором используется интернет-ресурс. По местонахождению этого оборудования и будет определяться принадлежность сайтов к отечественным или иностранным интернет-ресурсам и, соответственно, процедура рассмотрения споров с их участием: в порядке обычного искового или особого судопроизводства.
В остальном проект сенсационных новшеств не содержит, удивляет лишь использование местами устаревшей терминологии. Так, в нем содержится запрет на пропаганду или агитацию изменения политического строя. Как известно, еще 20 лет назад мы знали два политических строя - социализм и капитализм. Сейчас многие авторы выделяют тоталитаризм, авториторизм и демократию. Какой строй авторы проекта признают правильным, а за какие ратовать нельзя, остается неясным.
Хочется также сказать о проблемах, которые не решила новая редакция Правил. Это, например, вопросы о том, как соотносятся права на доменное имя со статусом собственника интернет-ресурса? Ведь именно от этого зависит, кого правоохранительные и прочие уполномоченные органы будут считать ответственным за его деятельность. Пока же ситуация так и осталась, что называется, «подвешенной в воздухе». Хозяева тех сайтов, которые направлены на нарушение закона, разумеется, не стремятся афишировать свою личность. В результате для борьбы с такими анонимами представителям соответствующих государственных органов на практике остается один путь - к регистраторам, за информацией о лице, на которое зарегистрирован домен. Да и в разделе проекта «Порядок пользования доменным именем» фактически говорится о правах и обязанностях собственника сайта.
Не решенным остался и вопрос о доменах третьего уровня (зависимых от доменов второго уровня). Они регулярно страдают из-за решений казахстанских судов о запрете деятельности их соседей, в результате чего в Казахстане оказывается недоступным весь домен второго уровня со всеми расположенными на нем блогами, типа livejournal.com.
Не разрешают предлагаемые Правила проблему соотношения прав на домен и товарный знак, заложником которой недавно оказался сайт «Центр тяжести», когда не по решению, а по определению суда, в рамках коммерческого спора, как мера обеспечения иска было приостановлено пользование доменом «ct.kz», что фактически парализовало на определенное время деятельность этого очень посещаемого казахстанского интернет-ресурса.
Это далеко не весь перечень вопросов, на которые, конечно же, невозможно полностью ответить в рамках предложенного проекта правил. Но хотя бы попытаться, с привлечением широких кругов общественности, можно. Чего, казалось бы, стоило поместить проект на том же сайте Министерства связи и информации РК и там же организовать соответствующий форум, на котором все желающие могли бы размещать свои предложения, чтобы уполномоченные сотрудники министерства давали на них свои ответы и комментарии?
К сожалению, до такого уровня интерактивности и транспарентности мы, очевидно, пока не доросли.
Поправки новые, идеи старые
Комментарий к правительственному проекту «Правил регистрации, пользования, распределения доменного пространства казахстанского сегмента сети Интернет»
Похоже, что прошлогодняя история с «общественным обсуждением» проекта так называемого «закона об интернете» (Закон Республики Казахстан от 10 июля 2009 года № 178-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей») в этом году повторяется на подзаконном уровне.
Напомним, что в 2009 году Агентство по информатизации и связи (АИС) РК провело массу круглых столов, совещаний и конференций с участием представителей общественности, отечественных и зарубежных. На них было высказано немало предложений по совершенствованию внесенного в то время в парламент РК проекта закона, который должен был поставить под государственный контроль деятельность бесчисленных сайтов, блоггеров и прочих независимых комментаторов, вещающих во Всемирной сети. Многие из этих предложений вроде бы даже находили понимание у внимавших им казахстанских чиновников. Однако в опубликованном в официальной печати тексте принятого закона от них не осталось и следа.
Прошло время, настала пора принимать подзаконные акты к принятому закону. И вот уже Министерство связи и информации РК, пришедшее на смену реорганизованному АИС РК, предложило проекты приказов о внесении изменений и дополнений в правила распределения доменного пространства казахстанского сегмента сети Интернет и об определении регистратуры. Для обсуждения данных проектов была создана рабочая группа. Представители общественных организаций (в частности, Интернет-Ассоциации Казахстана) предложили многочисленные поправки к проекту, все они были внимательно выслушаны и обсуждены. А дальше все вновь пошло в соответствии со знаменитой фразой Чапаева из одноименного фильма: «Всё, что вы тут наговорили - это наплевать и забыть. А теперь слушай, что я говорить буду!». Для окончательного утверждения был предложен совершенно другой вариант, в котором уже говорилось не о внесении изменений и дополнений, а предлагалась новая редакция правил.
Новый проект содержит жесткое и категорическое требование нахождения интернет-ресурсов с доменным именем «KZ» на территории Республики Казахстан. Оно, к слову, уже было в Правилах, отменялось в марте этого года, но, похоже, ненадолго. Как справедливо указывается в Письме ОЮЛ «Интернет Ассоциация Казахстана» от 29 июля 2010 года № 43: «... это приведет к конфликту с существующими популярными интернет-ресурсами таких компаний, как Google Inc (www.google.kz), Яндекс (www.yandex.kz), Microsoft (www.microsoft.kz), Hewlett-Packard (www.hp.kz), которые пришли на казахстанский рынок и, учитывая огромное количество пользователей, расположили свои домены «KZ» на своих технических площадках».
Не вызывает сомнений, что подвергнется критике и предложенное в проекте определение понятия «интернет-сервер» как серверного оборудования, на котором используется интернет-ресурс. По местонахождению этого оборудования и будет определяться принадлежность сайтов к отечественным или иностранным интернет-ресурсам и, соответственно, процедура рассмотрения споров с их участием: в порядке обычного искового или особого судопроизводства.
В остальном проект сенсационных новшеств не содержит, удивляет лишь использование местами устаревшей терминологии. Так, в нем содержится запрет на пропаганду или агитацию изменения политического строя. Как известно, еще 20 лет назад мы знали два политических строя - социализм и капитализм. Сейчас многие авторы выделяют тоталитаризм, авториторизм и демократию. Какой строй авторы проекта признают правильным, а за какие ратовать нельзя, остается неясным.
Хочется также сказать о проблемах, которые не решила новая редакция Правил. Это, например, вопросы о том, как соотносятся права на доменное имя со статусом собственника интернет-ресурса? Ведь именно от этого зависит, кого правоохранительные и прочие уполномоченные органы будут считать ответственным за его деятельность. Пока же ситуация так и осталась, что называется, «подвешенной в воздухе». Хозяева тех сайтов, которые направлены на нарушение закона, разумеется, не стремятся афишировать свою личность. В результате для борьбы с такими анонимами представителям соответствующих государственных органов на практике остается один путь - к регистраторам, за информацией о лице, на которое зарегистрирован домен. Да и в разделе проекта «Порядок пользования доменным именем» фактически говорится о правах и обязанностях собственника сайта.
Не решенным остался и вопрос о доменах третьего уровня (зависимых от доменов второго уровня). Они регулярно страдают из-за решений казахстанских судов о запрете деятельности их соседей, в результате чего в Казахстане оказывается недоступным весь домен второго уровня со всеми расположенными на нем блогами, типа livejournal.com.
Не разрешают предлагаемые Правила проблему соотношения прав на домен и товарный знак, заложником которой недавно оказался сайт «Центр тяжести», когда не по решению, а по определению суда, в рамках коммерческого спора, как мера обеспечения иска было приостановлено пользование доменом «ct.kz», что фактически парализовало на определенное время деятельность этого очень посещаемого казахстанского интернет-ресурса.
Это далеко не весь перечень вопросов, на которые, конечно же, невозможно полностью ответить в рамках предложенного проекта правил. Но хотя бы попытаться, с привлечением широких кругов общественности, можно. Чего, казалось бы, стоило поместить проект на том же сайте Министерства связи и информации РК и там же организовать соответствующий форум, на котором все желающие могли бы размещать свои предложения, чтобы уполномоченные сотрудники министерства давали на них свои ответы и комментарии?
К сожалению, до такого уровня интерактивности и транспарентности мы, очевидно, пока не доросли.