Комитет по защите журналистов потребовал немедленно освободить Жанболата Мамая
13 февраля Комитет по защите журналистов (CPJ) выступил с требованием немедленного освобождения главного редактора газеты «Саяси калам. Трибуна» Жанболата Мамая.
«Казахстанские власти систематически зачищают медиа-поле от неугодных СМИ и арест Жанболата Мамая – еще один шаг в этом направлении. Казахстан должен незамедлительно освободить главного редактора и прекратить препятствовать его работе», - заявила координатор Комитета по защите журналистов (CPJ) по Европе и Центральной Азии Нина Огнянова.
В заявлении отмечается, что Жанболат Мамай обвиняется в незаконном получении финансовых средств от оппозиционного лидера и бывшего главы БТА Банка Мухтара Аблязова, которому предъявлены обвинения в хищениях. В случае, если Ж.Мамая признают виновным, ему грозит до 7 лет тюрьмы.
Согласно заявлению CPJ, сам М.Аблязов отрицает знакомство с Ж.Мамаем.
«Аблязов, который разыскивается Казахстаном по обвинению в отмывании около 6 млрд долларов в свою бытность главой БТА Банка, написал на своей странице в Facebook, что считает обвинения против Мамая «абсурдом» и отметил, что он никогда не встречался с этим журналистом, «которому в 2005-2009 годах, когда якобы были совершены хищения, было 17-20 лет». Оппозиционный лидер также отвергает обвинения в свой адрес и годами борется против требования Казахстана о его экстрадиции», - гласит текст заявления.
10 февраля в редакции газеты «Саяси Калам. Трибуна» и дома у главного редактора издания Жанболата Мамая прошли обыски. В тот же день Ж.Мамай был задержан сотрудниками Национального бюро по противодействию коррупции в рамках расследования дела о хищении средств банка «БТА» Мухтаром Аблязовым.
11 февраля Медеуский районный суд Алматы санкционировал арест Жанболата Мамая на два месяца.
Перед арестом Жанболат сделал публичное заявление:
«Я, Жанболат Мамай, не считаю себя виновным по предъявленным мне обвинениям. Никогда в жизни не занимался бизнесом, финансовой деятельностью. Считаю данное преследование политически мотивированным прессингом за мою журналистскую деятельность, попыткой закрыть «Трибуну».