Сөз бостандығын қорғау халықаралық қоры
Международный фонд защиты свободы слова
The International Foundation for Freedom of Speech Protection

Каждому мессенджеру – по спецпредставителю!

10 марта 2022

Предложения об ограничении иностранных социальных сетей и мессенджеров государственные органы предлагали в течение ряда лет. Наконец, в прошлом году пристроили их в законопроект о защите прав детей - якобы это все вводится для борьбы с кибербуллингом. Граждане уловку разгадали и возмутились. Тем не менее… 

9 марта  мажилис парламента во втором чтении принял законопроект, согласно которому любой контент, который будет признан буллингом или травлей, должен быть удален в течение 24 часов. Продумали даже механизм того, как это будет работать: любая соцсеть или мессенджер с посещаемостью более 100 тысяч человек в сутки должны назначить представителя по связям с министерством информации и общественного развития. И если  министерство решит, что какое-то сообщение представляет собой буллинг или травлю и направит соответствующее предписание, спецпредставитель будет обязан удалить такой контент в течение 24 часов.

По какой методике министерство будет определять, что буллинг, а что нет, в мажилисе не пояснили. Зато заверили, что Марку Цукербергу и ему подобным не придется открывать офисы в Казахстане, достаточно будет назначить сотрудника, который сможет работать даже на удаленке.  

Как уверяют депутаты, с Facebook и Instagram Казахстан уже предварительно договорился.

 

Комментарий «Адил соз»

Уголовный  и Административный   кодексы РК не содержат   понятие кибербуллинга, отсутствует какое-либо наказание за его совершение, нет исследований   и статистики совершений кибербуллинга в Казахстане.

Вызывает большую озабоченность предложение внести    в закон «О средствах массовой информации» поправки, согласно   которым граждане будут   обращаться   с заявлением о кибертравле ребенка не в суд, а в уполномоченный орган, то бишь Министерство информации и общественного развития. Точно так же законопроект предлагает наделить правом выносить решения, которые обязаны будут выполнять онлайн-платформы, не суд, а тот же уполномоченный орган. Очевидно, это подразумевает, что специалисты МИОР обладают квалификацией эксперта-филолога и судьи. Если же это не так, начнется полный произвол, публичные выяснения, где критика, а где травля и т.п.

Предложенные меры ни коим образом не будут способствовать борьбе с кибербуллингом, а являются завуалированной попыткой установления контроля за интернетом. В мире из 200 государств только в 12 странах блокируют мессенджеры и социальные сети. Причём, эти страны трудно отнести к развитым, зато они безусловные аутсайдеры по рейтингам свободы слова.

Известные социальные сети и мессенджеры, работающие в Казахстане, и без того соблюдают и применяют комплекс мер принудительного характера, запрещающих распространять информацию на такие темы, как насилие, сексуальная эксплуатация детей, злоупотребления/домогательства, пропаганда ненависти, самоубийства, а также другой противоправный контент.

По мнению экспертов, принятие  данного законопроекта приведёт к таким негативным последствиям, как ограничение права на получение и распространении информации. Слово за сенатом.

 

 

 

Задать свой вопрос