Как журналисты становятся подсудимыми
Самый свежий типичный пример. В Караганде студентка, желая заработать на оплату своего обучения, пошла работать в аквапарк «Дельфин», но заработную плату за несколько месяцев ей не выплатили.
Студенка обратилась к журналистам информационного агентства «ekaraganda», рассказала свою историю. Об этом была написана и опубликована статья «Аквапарк отказывает карагандинке в выплате заработной платы».
Как поступил собственник аквапарка, ТОО «Жарык Сарыарка» - усовестился и отдал девушке заработанное? Ничуть не бывало. ТОО, как у нас водится, обратилось в суд, обвиняя издание в подрыве деловой репутации.
В судебном процессе истец не представил ни одного доказательства того, что его деловая репутация хоть как-то изменилась в связи с публикацией.
Суд допросил двух свидетелей, которые подтвердили, что работали в аквапарке, с ними не заключали ни трудовые договора, ни договора гражданско-правового характера. Как сказала свидетельница: «У меня даже удостоверение личности не смотрели». Таких человек было несколько, причем несовершеннолетних, в основном молодые люди в возрасте 17 лет.
А после допроса второго свидетеля истец внезапно подал заявление о возвращении искового заявления.
Суд удовлетворил это заявление. 18 сентября 2020 г. Специализированный межрайонный экономический суд Карагандинской области прекратил рассмотрение гражданского дела по иску ТОО «Жарык Сарыарка» к ТОО «Creadom» - собственнику информационного агентства «ekaraganda».
К сожалению, после изменений в Гражданском процессуальном кодексе 2015 г. такие заявления удовлетворяются, мнение ответчиков не учитывается, и у суда нет выбора. Хорошая лазейка для недобросовестных истцов: подать иск без всяких доказательств, в ходе судебного разбирательства узнать и понять позицию ответчика, его доказательства, забрать иск, а потом хорошо подготовиться, с учетом полученных данных, и вновь подать иск.
На сегодня производство по делу прекращено, но у журналистов существует риск повторного иска от владельца аквапарка.