Human Rights Watch сделала заявление о ситуации с Ratel.kz и Forbes Kazakhstan
(Брюссель) – 30 марта 2018 г. в Казахстане было возбуждено уголовное дело о «распространении заведомо ложной информации» в отношении журналистов двух известных независимых СМИ, сообщает Хьюман Райтс Вотч.
2 апреля полиция допросила четырех журналистов и провела обыски в редакциях «Forbes Казахстан» и информационно-аналитического портала Ratel.kz. Обыски прошли также в квартирах нескольких журналистов упомянутых информресурсов, которые, по всей видимости, являются фигурантами этого дела, в том числе в квартире ныне покойного журналиста Ratel.kz. В рамках отдельного прокурорского иска суд в Алматы 30 марта вынес определение о блокировке портала Ratel.kz и связанных с ним сайтов.
«Власти Казахстана не стали затягивать с обысками и изъятием материалов в «Forbes Казахстан» и Ratel.kz, в то время как подробности вменяемых их сотрудникам криминальных деяний остаются загадкой, - говорит Мира Ритман, исследователь Хьюман Райтс Вотч по Центральной Азии. –Легкость с которой «Forbes Казахстан» и Ratel.kz привлекли за диффамацию подчеркивает хрупкость свободы СМИ в Казахстане».
Казахстан является участником Международного пакта о гражданских и политических правах, и его руководство не раз заявляло, что в стране существует свободная пресса. Однако на практике журналисты нередко сталкиваются с уголовным преследованием по делам о клевете и оскорблении и подвергаются крупным штрафам.
2 апреля в Департаменте внутренних дел Алматы сообщили прессе о возбуждении 30 марта уголовного дела по заявлению бизнесмена и экс-министра финансов Зейнуллы Какимжанова, который обвинил «Forbes Казахстан» и Ratel.kz в публикации ложных сведений, порочащих его репутацию. В декабре 2016 г. он уже подавал гражданский иск против этих информресурсов и выиграл дело.
В редакциях «Forbes Казахстан» и Ratel.kz были изъяты компьютеры и документы. В местных новостных сообщениях и комментариях журналистов обоих ресурсов в Facebook утверждалось, что в обоих случаях полиция отказывалась выдать на руки сотрудникам копию ордера на обыск или запрещала фотографировать предъявленное.
Обыски также прошли по месту жительства заместителя главного редактора «Forbes Казахстан» Александра Воротилова, главреда Ratel.kz Марата Асипова и его заместителя Сапы Мекебаева, а также у журналистов портала Анны Калашниковой и Геннадия Бендицкого, умершего в декабре 2017 г.
2 апреля главред «Forbes Казахстан» Аскар Аукенов написал на своей странице в Facebook, что обыск в редакции проходил с 12:30 до 15:00 и завершился «составлением протокола, забрали процессор [Воротилова], рабочие блокноты, флешки и почему-то банковские карты Саши».
Жена Воротилова Татьяна Шумилина рассказала Хьюман Райтс Вотч, что 2 апреля между 13:00 и 14:00 к ней домой с обыском пришли четверо полицейских. Они «вели себя корректно», но копию протокола не оставили. По ее словам, у нее также забрали банковскую карту и мобильный телефон.
2 апреля журналист Ratel.kz Вадим Борейко со слов вдовы Бендицкого рассказал в Facebook об обыске у нее в квартире. Четверо полицейских изъяли четыре компьютера, около пары сотен аудиокассет, старые видеокассеты и CD-диски, а также wi-fi роутер. По словам вдовы, позвонить адвокату ей не позволили.
2 апреля в полицию для допроса были доставлены Воротилов из «Forbes Казахстан» и Асипов, Мекебаев и Калашникова из Ratel.kz. Как писали в Facebook коллеги журналистов, около 21:00 всех отпустили, взяв подписку о неразглашении. Им также сообщили, что они проходят свидетелями «с правом на защиту». 4 апреля, после дополнительного допроса, статус Асипова был изменен на подозреваемого.
3 апреля в СМИ появился комментарий министра внутренних дел Калмуханбета Касымова: «30 марта 2018 года в ДВД поступило заявление господина Какимжанова о принятии мер за распространение заведомо ложных и порочащих его сведений на сайте Ratel.kz, а также Forbes Казахстан. Хотел бы сказать, что данное заявление было зарегистрировано в Едином реестре досудебных расследований, по нему начато расследование в соответствии с частью 3 статьи 274 УК РК».
По части 3 статьи 274 УК РК (распространение заведомо ложной информации) предусмотрено до семи лет лишения свободы.
В январе 2017 г. в Алматы началось рассмотрение гражданского иска Зейнуллы Какимжанова и его сына Ильхалида против Ratel.kz и журналистов портала Асипова, Бендицкого и Мекебаева, соответчиками по которому проходили «Forbes Казахстан» и Воротилов. Истцы требовали опровергнуть содержание серии публикаций периода мая – декабря 2016 г., утверждая, что они порочат их деловую репутацию.
Как сообщила Хьюман Райтс Вотч руководитель фонда защиты свободы слова «Адил соз» Тамара Калеева, их юристы изучили все 10 статей и не нашли в них никаких признаков диффамации. Однако суд отказался приобщить к делу выводы экспертов.
В апреле 2017 г. суд удовлетворил исковые требования, назначил истцам компенсацию в размере 50,2 млн тенге (примерно USD 158 000) и обязал ответчиков удалить статьи с их сайтов и опубликовать опровержение.
Ответчики пытались обжаловать решение, но безуспешно. Как сказал нам один из сотрудников «Forbes Казахстан», их издание выполнило все требования суда.
Портал Ratel.kz обратился в суд первой инстанции за разъяснением о том, какие именно сведения они должны удалить. Ответа не последовало, и редакция не удаляла материалы и не публиковала опровержения.
Сам Какимжанов 2 апреля в Facebook так разъяснил свое обращение в полицию: «Несмотря на решения судов, отдельные СМИ и их авторы не выполняют решения судов и продолжают публикации того же рода».
30 марта Медеуский районный суд Алматы вынес определение о блокировке Ratel.kz и запасной площадки портала – Balborsyk.kz и о запрете Асипову публиковать любые материалы от имени портала. С тех пор сайт портала и связанные с ним адреса остаются недоступными.
После досудебного слушания (беседы) 5 апреля, куда Борейко попытался попасть, он сообщил в Facebook, что районный прокурор ссылается в иске на нарушение «Правил регистрации, пользования и распределения доменных имен в пространстве казахстанского сегмента интернета». Никакие наблюдатели на беседу не допускались. Следующее слушание назначено на 10 апреля.
В своих последних по времени заключительных замечаниях о выполнении Казахстаном Международного пакта о гражданских и политических правах от июля 2016 г. Комитет ООН по правам человека выразил обеспокоенность «законами и практикой, которые нарушают право на свободу мнений и их свободное выражение, включая: а) широким применением положений уголовного права в отношении лиц, осуществляющих свое право на свободное выражение мнений, в том числе положений … о распространении заведомо ложных сведений». Комитет рекомендовал правительству «рассмотреть возможность декриминализации клеветы и в любом случае применять уголовное законодательство лишь в связи с наиболее серьезными случаями».
«Чтобы придать убедительности своим заявлениям о свободе прессы в Казахстане, власти должны отменить уголовную ответственность за клевету и прекратить использование любых норм о диффамации для преследования журналистов за их профессиональную деятельность, - говорит Мира Ритман. –Сложившаяся сегодня ситуация вокруг «Forbes Казахстан» и Ratel.kz очень похожа на очередную попытку расправиться с независимыми информресурсами».