Сөз бостандығын қорғау халықаралық қоры
Международный фонд защиты свободы слова
The International Foundation for Freedom of Speech Protection

Готовится обязательная регистрация сетевых изданий

18 февраля 2015

Мало кто из журналистов вникал в чадолюбивые законопроекты, призванные защитить детей от вредной информации.  А между тем, второй из них - «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» -    предусматривает почти революцию в казахстанском сегменте Интернета – вводит понятие «сетевое издание» и его обязательную регистрацию в уполномоченном государственном органе. Чтобы зарегистрироваться, нужно указать в заявлении положенные идентификационные  номера,  периодичность, тематику, языки, территорию распространения (!) и пр., создать на сайте специальный раздел о выходных данных и потом и бояться отзыва Свидетельства о регистрации,  если что-то в этих данных наваляли или нарушили периодичность выхода, высылать обязательные экземпляры, перерегистрироваться, если сменился адрес или редактор и т.д. и т.п.

Что такое сетевое издание, не очень понятно. Предлагаемые поправки в закон о СМИ гласят: «сетевое издание – интернет-ресурс, прошедший процедуру постановки на учет в уполномоченном органе, информационная инфраструктура которого размещена на территории Республики Казахстан», и тут же утверждают: «Периодическое печатное издание, информационное агентство  и сетевое издание, действующие на территории Республики Казахстан, подлежат обязательной постановке на учет».  Возможно, уполномоченный орган в порядке мониторинга будет выявлять интернет-ресурсы, соответствующие критериям регистрации,  и убеждать их оформить свой новый статус?

Принятие закона выходит на финишную прямую – профильный Комитет Сената передал его на рассмотрение палаты. Полный текст проекта размещен  http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31486605

Мнение "Адил соз"  

Нельзя давать одно определение через другое. Так и не понятно, что же такое сетевое издание? Интернет-ресурс получает  статус сетевого издания только после регистрации, но регистрация является обязательной – для кого? Для интернет-ресурсов?  Для каких? Теперь что, уполномоченный орган будет вылавливать интернет-ресурсы, чья деятельность подходит под критерии регистрации, и принуждать их к регистрации? А как с электронными версиями традиционных СМИ, им тоже потребуется отдельная регистрация?

Здесь же, п.5.  «Свидетельство о постановке на учет сетевого издания решением уполномоченного органа признается утратившим силу в случае, если по итогам государственного контроля выявлено, что информационная инфраструктура собственника сетевого издания находится за пределами Республики Казахстан».

А что тут выявлять-то? Правила регистрации доменных имен давно расставили все по местам: хостинг за границей – значит, иностранный ресурс, это отражено в названии доменной зоны – kz, com, su и т.д..

До сих пор интернет-ресурсы были  свободны  от излишней формализованности, к которой привыкли традиционные СМИ: заявления об учете, переучете, свидетельство о праве издаваться; куча условий в выходных  данных, обязательные экземпляры и пр. милые учетные формальности, нарушение которых грозит потерей свидетельства.  Конечно, сайты, получающие подпитку от государства или его видных деятелей, пойдут на такую легитимизацию – это возможность аккредитации, возможность получать гос.заказ и пр. А остальным, независимым – зачем эти хлопоты, риски и расходы?

Принудительная регистрация приведет к оттоку популярных частных интернет-изданий из Казахстана.  А оставаясь в зоне kz, они в случае конфликта с уполномоченным органом  по поводу регистрации будут доказывать, что не подпадают под критерии закона: периодичность издания произвольная,  обновляют они содержание не раз в неделю или в день, а когда как;  бизнесом не занимаются, бизнес-идентификационного номера не имеют,  тематика тоже произвольная, языки – как получится, устава и договора между собственником и редакцией, нет технических возможностей размещать выходные данные в требуемом формате, - отговорок можно привести множество.

Рекомендации к проекту закона:

  1. Дать новое, грамотное определение сетевых изданий;
  2. обязательную регистрацию сетевых изданий из проекта убрать;

Принятие закона выходит на финишную прямую – профильный Комитет Сената передал его на рассмотрение палаты. Полный текст проекта размещен  http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31486605

Мнение в целом о проекте закона:

Закон о защите детей от вредной информации должен включать только положения, касающиеся защиты детей. Что за детские хитрости – начинять проекты законов нормами, не имеющими прямого отношения к задаче проекта! Какое отношение к ним имеют большинство предложений в закон «О связи» - «точка обмена трафиком», «точка стыка» и т.д., более трех страниц проекта? То же с предлагаемыми изменениями в закон «О телерадиовещании» - возможно, нужными, но какое они, за исключением предложений в ст. 29, имеют отношение к защите детей?  

Хватит уродовать устаревший, но цельный закон о СМИ нелепыми заплатками «по случаю». Давно пора разработать новый закон, отвечающий современным реалиям и тенденциям 21-го века»

 

Задать свой вопрос