Сөз бостандығын қорғау халықаралық қоры
Международный фонд защиты свободы слова
The International Foundation for Freedom of Speech Protection

Главные редакторы казахстанских СМИ обратились к правительству с предложениями по совершенствованию медиа-сферы

26 мая 2011
26 мая 2011 года
25 мая в Астане прошел первый форум главных редакторов Казахстанских средств массовой информации. Они обсудили проблемы и перспективы отрасли. По итогам форума участники приняли обращение к правительству, в котором подробно изложили все свои предложения по развитию средств массовой информации.

Заявление форума главных редакторов Казахстана



г. Астана, 25 мая 2011 года


Делегаты первого Форума главных редакторов, придерживаясь базовых основ Конституции РК и международных стандартов свободы слова, призывают Правительство и Парламент Республики Казахстан:



1. Принять новый Закон о государственной поддержке СМИ, предусматривающий:

а) полную отмену НДС для отечественных печатных и электронных СМИ;




б) государственные субсидии всем СМИ в зависимости от тиража и реального охвата зрительской (читательской) аудитории;




в) единовременные госсубсидии новым печатным изданиям и социально-значимым медийным проектам;




г) дотацию АО «Казпочта» затрат по подписке и доставке читателям всей отечественной периодики, особенно на селе. Ограничить стоимость услуг АО «Казпочта» 20-ю процентами от общих затрат на издание периодической печатной продукции;




д) программу бесплатной подписки одного печатного отечественного издания (по выбору) для всех казахстанцев, достигших 18-летнего возраста, а также для малообеспеченных семей;




е) меры социальной поддержки работников СМИ: ввести журналистов в перечень льготных специалистов (подъемные, предоставление жилья, льготы на ипотеку), включить в перечень образовательного госзаказа (грантов) обучение и переобучение журналистов из районных газет, определить для журналистов профессиональную категорию при оформлении пенсий, определить порядок оплаты больничных листов из Фонда социального страхования.



Примечание: Модели разветвленной господдержки, эффективные формы и методы успешно применяются во Франции, Швеции, Финляндии, Норвегии, Голландии, Канаде и ряде других развитых стран мира.
2. В соответствии с принятыми Казахстаном в 2010 году рекомендациями Совета ООН по правам человека декриминализировать клевету и оскорбление в соответствии с предложенными ранее медийным сообществом республики поправками в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы.

3. В соответствии с Национальным планом действий в области прав человека в Республике Казахстан на 2009 – 2012 годы законодательно установить срок исковой давности по делам о защите чести и достоинства в один год.




4. Внести поправки в действующий Закон о СМИ, повышающие прозрачность механизма государственной регистрации и перерегистрации СМИ. Установить на законодательном уровне четкий уведомительно-разрешительный принцип и сроки прохождения процедур регистрации и перерегистрации, исключив неоправданные ограничения для прохождения этих процедур в уполномоченном госоргане.




5. Для нормализации условий конкурентности на рекламном рынке и с целью поддержки отечественных телерадиокомпаний (правообладателей) изучить совместно с уполномоченными госорганами проблемы, связанные с трансляцией по сетям кабельного телевидения казахстанских рекламных блоков при ретрансляции популярных российских и зарубежных телеканалов. Трансляция казахстанской рекламы в эфире ретранслируемых кабельных каналов искусственно ограничивает сегмент отечественной телерекламы, перераспределяя ее в пользу операторов кабельного ТВ. Тем самым снижаются рекламные доходы казахстанских телерадиокомпаний.



6. Навести порядок в сфере защиты авторских прав авторов, производителей и правообладателей казахстанских фильмов, печатных и фотоматериалов, фонограмм и видеопрограмм. Обеспечить соблюдение иностранными СМИ казахстанского авторского законодательства в сетях кабельного телевидения.

7. Ускорить обсуждение и прохождение в Парламенте законопроектов о свободном доступе к информации. Информация, имеющая общественное значение, не должна быть засекречена. Законодательные ограничения на получение и распространение информации личного и коммерческого характера должны быть уменьшены. Последовательно инициировать вопрос об ответственности чиновников, вводящих незаконные ограничения (аккредитация, ведомственные инструкции и правила) на доступ к информации, а также своевольно трактующих установленную законом субъектность норм о государственных секретах.




8. Реформировать существующую практику проведения тендеров на освещение деятельности госорганов и проведение государственной информационной политики в СМИ с установлением более четкой тематики лотов, критериев эффективности и мастерства публикаций, повышением доступности всех СМИ к участию в тендерах. Дать в законодательстве юридическое определение «Официальное средство массовой информации» и определить схему затрат на него.




9. Инициировать на уровне Правительства создание в стране на основе частно-государственного партнерства новой компании по пересылке и распространению печатных изданий с сетью розничных пунктов в качестве альтернативы естественному монополисту – АО «Казпочта».




10. В соответствии с Законом СМИ может быть закрыто только по решению собственника или суда. В этой связи необходимо ограничить суммы взыскания морального вреда в судебных спорах о защите личных неимущественных прав 100 МРП с целью исключения возможности разорения и закрытия СМИ в результате взыскания, превышающего его финансовые возможности.




11. Ограничения, налагаемые на свободу слова и СМИ в части защиты права физического лица на публикацию его изображения, должны быть четко лимитированы в отечественном законодательстве. Необходимо внести разумные коррективы в нормы Гражданского кодекса, чтобы право на тайну личной жизни и публикацию фотоизображений не принималось во внимание при наличии более существенного общественного интереса.




12. В новой редакции Кодекса об административных правонарушениях, разрабатываемого сейчас в правительстве, административные наказания за процедурные нарушения законодательства должны быть приведены в соответствие с тяжестью нарушения. Арест выпусков продукции СМИ и оборудования, либо приостановление деятельности СМИ в качестве наказания за процедурные нарушения являются недопустимыми. Они противоречат международным стандартам и должны быть из исключены из законодательства.




13. Рекомендовать создать при Генеральной прокуратуре РК Общественный совет по СМИ с целью защиты прав журналиста, разрешения возникающих конфликтов и исполнения законодательства о СМИ.




14. Внести в законодательные акты, касающиеся средств массовой информации, нормы упорядочивающие деятельность юридических и физических лиц по распространению печатных периодических изданий с целью исключения финансовых нарушений со стороны распространителей и монополизации ими оптово-розничного рынка.



15. По предложению делегатов учредить рабочий орган – Исполком Форума – для практической реализации пунктов данного Заявления в структурах исполнительной власти. Создать также временную рабочую группу Форума для урегулирования вопросов с крупными корпоративными рекламодателями.

16. Исключить из законодательства о госзакупках нормы, при которых тендеры на информационные услуги в одной области может выигрывать печатное СМИ из другой области.



17. На уровне центральных госорганов отработать процедуру преобразования печатных изданий, работающих в форме ГККП, в ТОО с 51-процентной долей государства.
Задать свой вопрос