
                                                           

СВОБОДА СМИ В КАЗАХСТАНЕ 
в октябре 2012 года

Общая ситуация
Депутат Мажилиса парламента Дарига Назарбаева, выступая на пресс-конференции по 

итогам десятого Евразийского медиа-форума, заявила: «Я считаю, что со свободой СМИ  у 
нас в стране все в порядке. Потому что есть интернет, и любой правитель или правительство, 
даже если оно и захотело бы закрыть рот журналистам, то современные коммуникационные 
возможности уже это не позволят.  Сейчас перед журналистикой стоят совершенно другие 
проблемы. Сейчас больше надо думать о содержательной части, о контенте». 

30  октября  участники  совместного  заседания  правления  Союза  журналистов  РК  и 
Клуба  главных редакторов  приняли Кодекс  этики журналиста.  Кодекс был разработан  по 
предложению главы государства.  Согласно преамбуле кодекса,  он является  «инструментом 
самодисциплины  и морально-этическим  ориентиром,  способствует  достижению  доверия 
и уважения к журналистам и средствам массовой информации». Документ содержит 8 глав, 
регулирующих этические нормы и принципы работы журналиста.

Участники  заседания  подчеркнули,  что  никто  не  вправе  принуждать  журналиста  к 
соблюдению принятого кодекса.

Перечень телеканалов, обязательных к распространению в кабельных сетях Казахстана, 
будет сформирован в ноябре. Об этом сообщил вице-министр культуры и информации РК 
Арман Кырыкбаев в ходе «круглого стола» по обсуждению вопросов реализации закона «О 
телерадиовещании».  По  словам  вице-министра,  критериями  отбора  при  определении 
победителей являются наличие социально-значимых, культурных, научно-образовательных, 
познавательных,  просветительских,  молодежных,  детских  телерадиопрограмм,  освещение 
государственной политики в сфере социально-экономического развития. Кроме того, будет 
учитываться объем вещания на государственном языке. 

Угрозы в отношении граждан, журналистов и СМИ
Главный  редактор жезказганской «Молодежной Газеты» Берик Жагипаров сообщил о 

поступивших в его  адрес  угрозах.  По словам  Берика,  одному из  его  хороших знакомых 
позвонили из силовой структуры и попросили передать, что журналисту лучше прекратить 
его  деятельность.  В  противном  случае  «15-суточный  арест  для  него  станет  невероятным 
благом».  Ранее,  12  октября,   Жагипаров   выступил  в  интернете  с  заявлением,  в  котором 
информировал  общественность,  что  против  него  возможна  провокация  со  стороны 
силовиков. На этот случай он сообщает, что  наркотики не употребляет и огнестрельного 
оружия не имеет.  Он также подчеркнул,  что на него оказывается давление -  неизвестные 
молодые  люди  круглосуточно  следят  за  ним,  интересуются  им  и  его  профессиональной 
деятельностью.  

Защита СМИ своих профессиональных прав
15  октября  апелляционная  инстанция  Костанайского  областного  суда  оставила  без 

изменения  решение  Костанайского  городского  суда,  признавшего  действия  начальника 



начальника  РГУ  «УК  161/1»  Кайрата  Омарова  по  воспрепятствованию  законной 
профессиональной деятельности собкора газеты «Время» Стаса Киселева незаконными. В 
счет возмещения морального вреда с К. Омаров выплатит журналисту 5 тенге.  

Газета  «Время»  потребовала  официальных  извинений  от   пресс-секретаря  акима 
Алматы  Сергея  Куянова.  Поводом  послужило  интервью  пресс-секретаря  телеканалу 
«Алматы»  10  октября,  в  котором  он  сказал,  что  издание  «переврало  факты  касательно 
селекторного  совещания  с  премьером»  и  назвал  позицию  газеты  «Время»  позицией 
«политической  проститутки».  Так  как  требование  издания  выполнено  не  было,  газета 
«Время» обратилась в суд с иском о защите деловой репутации к пресс-секретарю акима г. 
Алматы Сергею Куянову.

Следователи  Северного  отдела  полиции  г.  Костаная  подготовили  материалы  для 
возбуждения  административного  производства  по  ст.  352  КоАП  РК (Воспрепятствование 
законной  профессиональной  деятельности  журналиста)  по  заявлению  корреспондента 
службы  новостей  телекомпани  «Алау»  Татьяны  Калюжной.  Поводом  для  обращения  в 
полицию стал инцидент, произошедший 9 октября во время съемки сюжета о ремонте дорог в 
одном из микрорайонов Костаная. Неизвестный мужчина, назвавшийся «главным», запретил 
съемочной группе  проводить  видеозапись.  Тогда  журналист  достала  фотоаппарат  и  стала 
фотографировать  процесс  работы,  чтобы  впоследствии  выложить  снимки  на  сайт  ТРК 
«Алау». «Главный» повел себя еще более агрессивно, отобрав у Татьяны камеру и удалив 
снимки с флеш-карты.  Позже выяснилось, что «главным» оказался заместитель директора 
частной компании «Ван» Ашот Аборамын. 

Как  сообщила  22  октября  корреспонденту  фонда  «Адил  соз»  пресс-секретарь 
начальника  ДВД  Костанайской  области  Елена  Кашарина,  материалы  дела  переданы  в 
прокуратуру г. Костаная, которая примет решение о передаче дела в суд.

25  октября  коллектив  информационного  агентства  (ИА)  «Казах-Зерно»  обратился  к 
министру  сельского  хозяйства  РК.  Поводом  послужил  проходящий  в  Петропавловске 
(Северный Казахстан) уголовный процесс по обвинению редактора ИА Сергея  Букатова и 
собственника  агентства  Мансура  Расулова  в  клевете  и  взыскании  с  информационного 
агентства  и  собственника  издания  100  млн.  тенге  в  счет  возмещения  морального  вреда 
частного обвинителя -  акционерного общества «Ак Бидай-Терминал». По словам редакции, 
заявленной суммой компания дала понять, что «главная цель этого иска – просто уничтожить 
независимое агентство». Коллектив «Казах-Зерна» просит министра защитить независимое 
агентство,  «оказавшееся  под  прессом  весьма  влиятельных,  не  исключаем,  что  и 
правительственных лиц».

Судебные преследования журналистов
Уголовные преследования:
1) В Петропавловском городском суде (Северный Казахстан) продолжается судебный 

процесс  по  обвинению  редактора  информационного  агентства  «Казах-Зерно»  Сергея 
Букатова и собственника агентства Мансура Расулова в клевете (ст.  129 УК РК). Частный 
обвинитель  -  акционерное  общество  «Ак Бидай-Терминал».  Также «Ак Бидай-Терминал» 
заявил  моральный  вред  в  размере  100  млн.  тенге,  которые  потребовал  взыскать  с 
информационного агентства  (ИА),  собственника  ИА -  ТОО «Казах-Зерно» и  С.  Букатова. 
Данных о ходе процесса нет.

2) 31  октября  апелляционная  коллегия  Акмолинского  областного  суда  оставила 
оправдательный приговор Кокшетауского городского суда в отношении журналиста газеты 
«Акмолинские вести» Оксаны Матасовой без изменений и тем самым признала журналиста 
невиновной  в  совершении  преступлений,   предусмотренных  ст.  ст.  129  и   130  УК РК  - 
«Клевета» и «Оскорбление». Поводом для уголовного преследования послужила статья  «Нет 



выше  права  —  оставаться  человеком»  («Акмолинские  вести»,  23.06.2011  г.).  Частный 
обвинитель  -  президент  Общественного  объединения  «Центр  развития  современной 
журналистики», редактор газеты «Курс» Марина Рыбалко. 

Зафиксировано 2 новых гражданско-правовых требования к СМИ и журналистам.
1) В редакцию газеты «Квартал Петропавловск» пришла претензия с  требованием 

опубликовать  опровержение  на  информацию  Виктора  Мирошниченко  «Тонкий  намек  на 
толстые  обстоятельства»  и  извиниться  со  страниц  издания  перед  судьей  суда  №  2 
Петропавловска Алией Айсиной.  Автор письма — муж судьи. В статье рассказывалось о 
том,  что  на  судебном  процессе  председателя  дачного  товарищества  с  дачниками-
пенсионерами А. Айсина, выходя за рамки искового заявления, фактически обвинила газету в 
публикации  непроверенных  сведений.  «Квартал  Петропавловск»  отказался  публиковать 
предложенный текст. После переговоров было опубликовано следующее: «В статье «Тонкий 
намек  на  толстые  обстоятельства»,  опубликованной  в  прошлом  номере  нашей  газеты, 
отражено личное мнение автора В.И.Мирошниченко». 

2) Генеральный  директор  ЗАО  «Группа  компаний  «Титан»  В.  Бойко  потребовал 
опровержения  «ложных  сведений,  опубликованных  в  общественно-политической  газете 
Казахстана «Время». Поводом послужила статья «Восставший из ада» («Время», 18.10.2012 
г.), в которой руководитель ТОО «Баско» Михаил Гаркушин в интервью изданию рассказал, 
как его бывший товарищ и партнер по бизнесу президент ЗАО «Группа компаний «Титан» 
Александр  Сутягинский  пытался  устранить  Гаркушина.  В  случае,  если  «Время»  не 
опубликует опровержение, В. Бойко заявил о намерении обратиться в суд, чтобы взыскать с 
газеты убытки, которые ЗАО может понести из-за статьи.

Продолжаются судебные слушания по искам к СМИ:
1) 2  октября  апелляционная  коллегия  Западно-Казахстанского  областного  суда 

оставила  без  изменений  решение  суда  г.  Уральска,  вынесенное  по  иску  начальника 
управления  внутренней  политики  области  Тлеккабыла  Имашева  к  ТОО  «Журналистская 
инициатива»  и  журналисту  «Уральской  недели»  Лукпану  Ахмедьярову.  Таким  образом 
ответчики по иску должны выплатить Имашеву 5 млн. тенге в качестве компенсации ущерба 
деловой репутации и принести ему публичные извинения. Заявленная сумма иска составляла 
10 млн. тенге.

2) В суде г.  Уральска продолжается слушание по иску сотрудника Департамента по 
борьбе с экономической и коррупционной преступностью по Западно-Казахстанской области 
Армана Кожахметова. Ответчики по иску — газета «Уральская неделя» и журналист издания 
Лукпан  Ахмедьяров.  Поводом  послужила  публикация  «История  повторяется  дважды» 
(«Уральская неделя», 27.07.2012 г.).  А. Кожахметов потребовал официальных извинений и 
возмещения морального вреда в размере 3 млн. тенге. На заседании 24 октября ответчики 
заявили ходатайство об отводе судьи Б. Баймагамбетовой. Ходатайство было удовлетворено. 

3) В суде г. Уралька продолжается слушание по иску заместителя акима Теректинского 
района Западно-Казахстанской области Абзала Бралиева к журналисту Лукпану Ахмедьярову 
и  газете  «Уральская  неделя».  Поводом для  иска  послужила  статья  «История  повторяется 
дважды» («Уральская неделя», 27.07.2012 г.),  в которой сообщалось о том, что выживший 
свидетель убийства известного спортсмена Оралбека Кужагельдина, произошедшего 13 лет 
назад, опознал трех участников того преступления среди нынешних госслужащих области. 
Сумма иска составляет 10 млн. тенге. Данных о ходе процесса нет. 

4) 4  октября  суд  Петропавловска  отказал  в  удовлетворении  иска  о  защите  чести, 
достоинства  и  деловой  репутации  и  взыскании  150  тысяч  тенге  в  счет  возмещения 
морального вреда пенсионерки Валентины Сотниковой к газете «Квартал Петропавловск». 
Поводом  для  иска  послужила  статья  «О  краденой  броши  и  плевках»  («Квартал 
Петропавловск», 17.06.2010 г.). 

5) В Ауэзовском районном суде г. Алматы продолжается рассмотрение гражданского 



дела по иску Валерия Каро-Мадэ к собственнику газеты «Сentral Asia Monitor», журналисту 
издания  Сауле   Исабаевой,  а  также  к  Сарыму  Букейханову   и  Зауытбеку  Куралбаевую, 
которые  давали  интервью  газете.  Поводом  для  иска  послужила  статья  «Долгое  эхо 
Желтоксана» («Сentral Asia Monitor», 06.01.2012 г.) о 25-летней тяжбе бывшего преподавателя 
архитектурно-строительного института В. Каро-Мадэ с бывшим ректором этого же учебного 
заведения. Сумма иска составляет 5 млн. тенге. В настоящее время процесс приостановлен 
до получения результатов лингвистической экспертизы спорного текста. 

6) 8 октября,  до начала заседания в  Костанайском городскому суде,  госучреждение 
«Департамент Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий 
по  Костанайской  области»  отозвал   иск  к  бывшему  начальнику   производственно-
технического отдела «Костанайская теплоэнергетическая компания» Александру Плеханову 
и  к  изданию  «Наша  Газета».  Истец  пояснил,  что  такое  решение  приняло  руководство 
департамента,  несмотря  на  то,  что  с  содержанием  статьи  Плеханова  «Пока  тариф  — 
священная корова» («Наша Газета», 15.03.2012 г.) они пр-прежнему не согласны. Сумма иска 
составляла 2 млн. тенге.

7) 8  октября  Павлодарский  городской  суд  удовлетворил  иск  о  защите  чести, 
достоинства и деловой репутации акима города Аксу (Павлодарская область) Болата Бакауова 
к  жительнице  области  Римме Нуржауповой  в  полном  объеме.  Ответчик  по  иску  должна 
опубликовать опровержение порочащих сведений и выплатить чиновнику 100 тысяч тенге в 
счет  возмещения  морального  вреда.  Поводом  для  иска  послужило  видео,  размещенное  в 
YouTube 26.06.2012 г., в котором звучат обвинения в адрес бывшего акима Качирского района 
Б. Бакауова рейдерстве на Качирском хлебоприемной предприятии (ХПП).

8) 31  октября  городской  суд  Петропавловска  отказал  в  удовлетворении  исковых 
требований  жителя  Петропавловска  Серика  Мендыбаева  к  редакции  газеты  «Время»  и 
собкору  издания  Виктору  Мирошниченко.  Поводом  для  судебного  разбирательства 
послужила статья «Свинья из прошлого» («Время», 12.07.2012 г.). Сумма иска составляла 180 
тыс. тенге.

Всего с января 2012 года СМИ и журналистам предъявлены 16 обвинений в уголовном 
порядке, 76 претензий и исков на сумму 4 млрд. 402  млн. 950 тысяч тенге.

В  январе-октябре  2012  года  зафиксировано  205  случаев  отказа  и  ограничений  в 
предоставлении общественно значимой информации.


