
                                                           

СВОБОДА СМИ В КАЗАХСТАНЕ 
в сентябре 2012 года

Общая ситуация
Министр  культуры  и  информации  РК  Дархан  Мынбай  сообщил,  что правительство 

намерено  принять предупредительные меры по недопущению распространения слухов при 
различных чрезвычайных ситуациях. По его словам, информирование населения через СМИ 
о возникновении кризисных ситуаций будет проходить следующим образом: «До населения 
доводится  только  официально  подтвержденная  информация,  предоставляемая 
уполномоченным  органом  по  ЧС.  Данная  информация  распространяется  через 
республиканские СМИ, прежде всего государственные, а также передается в региональные 
СМИ».

Право СМИ на свободу слова и творчества
30 августа на сайте двух газет, «Алтын орда» и «Туран», издающихся в г. Атырау, были 

опубликованы  заявления  редакционных  коллективов  о  невозможности  работать  из-за 
давления  со  стороны  учредителей.  По  словам  авторов  заявления,  учредители  «требуют 
публикации  статей,  сеющих  социальную  рознь  в  обществе»,  а  именно  –  публикации 
анонимных  «открытых  писем»   в  поддержку  экс-акима  Атырауской  области  Бергея 
Рыскалиева.  В  ответ  на  давление  главные  редакторы  и  коллективы  изданий  написали 
заявления об увольнении. 

1  сентября  с  уволившимися  журналистами  встретился  начальник  управления 
внутренней политики Атырауской области Эльдар Жумагазиев. Он дал понять, что «Алтын 
орда»  и  «Туран»  закроются,  и  сообщил,  что  у  коллективов  есть  возможность  перейти  в 
областные  государственные  газеты  «Атырау»  и  «Прикаспийская  коммуна».  Журналисты 
готовы принять это предложение, но опасаются, что это временная мера, и их скоро сократят, 
так как штаты государственных изданий и без них полностью укомплектованы.

В конце сентября около 60 сотрудников телеканала «Алматы» написали заявления об 
увольнении  с  1  октября  2012  года.  Основная  причина  массового  увольнения  — 
вмешательство  пресс-службы  акимата  Алматы  в  творческий  процесс  и  редакционную 
политику канала. К примеру, без объяснения причин с эфира снимались безобидные сюжеты 
про аварию на теплотрассе или газопроводе;  за  сюжет о плюсах и минусах Таможенного 
союза для  Казахстана,  в  котором прозвучало мнение Петра Своика,  автор сюжета Ильзат 
Акчурин был вызван в акимат Алматы, где пресс-секретарь акима Сергей Куянов потребовал 
от  журналиста  написать  объяснительную.  Также  пресс-секретарь  потребовал  «на  ковер» 
редактора за сюжет о владельце особняка, поставившем шлагбаум на общей территории и 
берущем плату за проезд.  Кроме того, по словам одного из уволившихся журналистов, с 
приходом  нового  редактора  Байзака  Асылбекова,  их  материалы  не  выходят  в  эфир:  «Он 
диктует — то нельзя, это нельзя». 

Пресс-секретарь акима г. Алматы Сергей Куянов, комментируя возникшую ситуацию, 
заявил,  что  скандал  на  телеканале  срежиссирован  бывшими  заместителями  генерального 
директора ТК «Алматы» Кайратом Балтабаем и Сериком Сарыбаевым, которых он в середине 
сентября  попросил  написать  заявления  об  увольнении  как  не  справившихся  со  своими 
задачами. По поводу вмешательства в работу телеканала, С. Куянов сказал, что так акимат 



является 100-процентным акционером телеканала, госзаказ на 100% акиматовский, поэтому 
определять информационную политику «Алматы» - его прямая служебная обязанность.

Судебные преследования журналистов
Уголовные преследования:
- по обвинению в клевете и оскорблении - 2
1)  4  сентября  Карасайский  районный  суд  Алматинской  области  судья  вынес 

оправдательный  приговор  по  ст.  130,  ч.2  «Оскорбление»  в  отношении  журналиста  Айны 
Касабаевой.  Частный обвинитель Елубай Байтугелов обвинил журналиста в оскорблении и 
клевете в связи с публикацией статей  статьи «Ақиқатты айқындайтын жол қайда?» («Где 
дорога, ведущая к истине?) и «Тағдырдың тәлкегінің хикаялары» («История превратностей 
судьбы»), опубликованные в республиканской газете «Тарлан» соответственно 25 марта и 26 
мая 2011 года. В публикациях речь шла о проблемах семьи Е. Байтугелова. Судебный процесс 
по обвинению А. Касабаевой в клевете продолжается.

2)  21  сентября  Петропавловский  городской  суд  (Северный  Казахстан)  возбудил 
уголовное производство по обвинению редактора информационного агентства «Казах-Зерно» 
Сергея  Букатова  и  собственника  агентства  Мансура  Расулова  в  клевете  (ст.  129  УК РК). 
Частный обвинитель - акционерное общество «Ак Бидай-Терминал». Поводом послужили 9 
статей, опубликованных на сайте www.kazakh-zerno.kz  с 1 ноября 2011 г. по 9 апреля 2012 г. 
В них рассказывается о проблемах, с которыми сталкиваются зернотрейдеры при отправке 
зерна  на  экспорт  морским  путем  через  порт  Актау.  Также  «Ак  Бидай-Терминал»  заявил 
моральный вред в размере 100 млн. тенге, которые потребовал взыскать с информационного 
агентства (ИА), собственника ИА - ТОО «Казах-Зерно» и С. Букатова.

Зафиксировано 7 гражданско-правовых требований к СМИ и журналистам.
1) Инспектор дорожно-патрульной службы отдела общественной безопасности  № 2 

ДВД Карагандинской области Данат Тлеуленов обратился в суд № 2 Казыбекбийского района 
г. Караганды с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации к газете «Вечерняя 
Караганда» и корреспонденту Махаббат Енсебаевой. Поводом послужила статья «Гаишники 
становятся звездами интернета» («Вечерняя Караганда», 27.06.2012 г.). В ней рассказывалось 
о случае, связанном с действиями инспектора Даната Тлеуленова, которые члены «Общества 
содействия автомобилистам» сочли неправомерными. Ответчиками по иску выступают также 
руководитель  Общества  содействия  автомобилистам  Руслан  Лазута,  выложивший 
видеоролик о нарушении прав водителей на YouTube, и участник инцидента с полицейским 
—  водитель  Тарас  Помазай.  Истец  потребовал  обязать  ответчиков  опубликовать 
опровержение порочащих сведений и взыскать с них 1 млн. тенге в возмещение морального 
вреда.  

       Суд оставил заявление Тлеуленова без рассмотрения в связи с несоблюдением 
процедуры досудебного урегулирования спора. 

2) В Ауэзовском районном суде г. Алматы началось рассмотрение гражданского дела 
по  иску  Валерия  Каро-Мадэ  к  собственнику  газеты  «Сentral  Asia  Monitor»,  журналисту 
издания  Сауле   Исабаевой,  а  также  к  Сарыму  Букейханову   и  Зауытбеку  Куралбаевую, 
которые  давали  интервью  газете.  Поводом  для  иска  послужила  статья  «Долгое  эхо 
Желтоксана» («Сentral Asia Monitor», 06.01.2012 г.) о 25-летней тяжбе бывшего преподавателя 
архитектурно-строительного института В. Каро-Мадэ с бывшим ректором этого же учебного 
заведения.  Истец требует  опровержения недостоверных порочащих сведений и взыскания 
морального вреда в размере 5 млн. тг. со всех ответчиков в солидарном порядке.

3) Западно-Казахстанский  областной  суд  принял  к  рассмотрению  апелляционную 
жалобу на решение суда г. Уральска по иску начальника управления внутренней политики 
области  Тлеккабыла  Имашева,  согласно  которому  ответчики  —  ТОО  «Журналистская 
инициатива»  и  журналист  «Уральской  недели»  Лукпан  Ахмедьяров  должны  выплатить 
Имашеву 5 млн. тенге в качестве компенсации ущерба деловой репутации и принести ему 



публичные извинения. 
4) Заместитель  акима  Теректинского  района  Западно-Казахстанской  области  Абзал 

Бралиев обратился в суд № 2 г.  Уральска с иском о защите чести, достоинства и деловой 
репутации к журналисту Лукпану Ахмедьярову и газете «Уральская неделя». Поводом для 
иска послужила статья  «История повторяется дважды» («Уральская неделя», 27.07.2012 г.), в 
которой  сообщалось  о  том,  что  выживший  свидетель  убийства  известного  спортсмена 
Оралбека  Кужагельдина,  произошедшего  13  лет  назад,  опознал  трех  участников  того 
преступления  среди  нынешних  госслужащих  области.  А.  Бралиев  просит  суд  обязать 
ответчиков опубликовать опровержение и взыскать с редакции и журналиста в солидарном 
порядке 10 млн. тенге в счет возмещения морального вреда. 

5) В суде г.  Уральска продолжается слушание по иску сотрудника Департамента по 
борьбе с экономической и коррупционной преступностью по Западно-Казахстанской области 
Армана Кожахметова. Ответчики по иску — газета «Уральская неделя» и журналист издания 
Лукпан  Ахмедьяров.  Поводом  послужила  публикация  «История  повторяется  дважды» 
(«Уральская неделя», 27.07.2012 г.).  А. Кожахметов потребовал официальных извинений и 
возмещения морального вреда в размере 3 млн. тенге. 

6) Госучреждение  (ГУ)  «Департамент  Агентства  Республики  Казахстан  по 
регулированию  естественных  монополий  по  Костанайской  области»  обратилось  в 
Костанайский городской суд с иском к бывшему начальнику  производственно-технического 
отдела «Костанайская теплоэнергетическая компания» Александру Плеханову и к изданию 
«Наша  Газета».  Истец  требует  обязать  Плеханова  дать  опровержение  недостоверных 
порочащих сведений, распространенных в статье «Пока тариф — священная корова» («Наша 
Газета»,  15.03.2012 г.).  Кроме этого,  ГУ требует  взыскать  с  А.  Плеханова 2  млн.  тенге  в  
возмещение  морального  вреда,  нанесенного  юридическому  лицу.  Слушание  по  иску 
назначено на 8 октября. 

7) 29  сентября  Жетысуский  районный  суд  Алматы  вынес  решение  по  иску 
предпринимателя  Алиджана  Ибрагимова  к  газете  «Время»  и  журналисту  Геннадию 
Бендицкому. Согласно решению суда, ответчики должны будут выплатить предпринимателю 
200  тысяч  тенге  солидарно.  Поводом  для  судебного  разбирательства  послужила  статья 
«Аттракцион неслыханной жадности» («Время», 24.05.2012 г.).  В публикации говорится о 
том, что олигарх самовольно захватил участок земли общественного пользования в ущелье 
Бутаковка в  окрестностях Алматы, вследствие чего  живущая по соседству семья чабанов 
оказалась фактически отрезанной от внешнего мира. Сумма иска составляла 100 млн. тенге. 

Всего с января 2012 года СМИ и журналистам предъявлены 15 обвинений в уголовном 
порядке, 75 претензий и исков на сумму 4 млрд. 305  млн. 950 тысяч тенге.

В январе-августе 2012 года было зафиксировано 190 случаев отказа и ограничений в 
предоставлении общественно значимой информации.


