
                                                           

СВОБОДА СМИ В КАЗАХСТАНЕ 
в июле 2012 года

Общая ситуация
Президент РК Нурсултан Назарбаев поручил Министерству культуры и информации РК 

разработать совместно с общественными организациями кодекс журналисткой этики и план 
модернизации СМИ. При этом Н.Назарбаев отметил, что СМИ должны работать на основе 
четких стандартов национального кодекса журналистской этики, а также юридических норм, 
что поможет оградить потребителя «от искаженной и недостоверной информации».

5  июля  Совет  по  правам  человека  ООН  принял  резолюцию  о  необходимости 
обеспечения  беспрепятственного  распространения  информации  в  Интернете.  В  ней 
закрепляется  положение  о  том,  что  права  и  свободы  личности  должны  защищаться  в 
интернете в той же мере, что и в реальной жизни. Резолюцию поддержали 47 государств. 
Несогласие с документом высказали три страны - Китай, Индия и Россия.

Нападения на СМИ и журналистов

В Алматы совершено нападение на постоянного автора газеты «Халык сози» Марата 
Мадалимова.  Неизвестные  избили  журналиста  и  нанесли  ему  два  ножевых  ранения.  По 
словам Мадалимова, это произошло недалеко от дома его знакомого.  Журналист не считает, 
что нападение - «заказ» героев его статей о «казахской мафии». Однако отмечает, что после 
публикации серии материалов на тему «Истина и легенда казахской мафии» ему, его семье 
поступали и поступают угрозы по телефону. 

В  июле  городской  суд  Уральска  (Западный  Казахстан)  изменил  меру  пресечения 
второму  арестованному  по  обвинению  в  покушении  на  убийство  журналиста  газеты 
«Уральская  неделя» Лукпана Ахмедьярова.  Рауан  Шынтасов  освобожден из-под стражи в 
связи с назначением в отношении него психиатрической экспертизы.

Ограничения распространения СМИ
Продавцы печатной продукции Уральска (Западный Казахстан) сообщили: неизвестные, 

представляющиеся  сотрудниками  акимата,  департамента  внутренней  политики  и 
прокуратуры  города,  требуют  отказаться  от  продажи  газеты  «Уральская  неделя».  В 
прокуратуре и департаменте внутренней политики Уральска уверили редакцию, что такого 
распоряжения они не давали.

Руководство актюбинской торговой сети  «Дина»,  вопреки подписанному договору и 
несмотря на задолженность перед редакцией газеты «Диапазон»,  отказалось принимать на 
реализацию уже отпечатанный тираж газеты. Свой отказ торговая сеть объяснить отказалась. 
Через  «Дину»  продавалось  две  тысячи  экземпляров  издания.  Ранее  от  торговли 
«Диапазоном» отказалась торговая сеть «Анвар». 

Судебные преследования журналистов



Уголовные преследования:
- по обвинению в клевете и оскорблении - 1
В  Кокшетау  продолжается  слушание  уголовного  дела  по  обвинению  журналиста 

Оксаны  Матасовой  в  клевете  и  оскорблении.  Частный  обвинитель  -  президент 
Общественного объединения «Центр развития современной журналистики», редактор газеты 
«Курс»  Марина  Рыбалко.  На  заседание  были  вызваны  свидетели  со  стороны  обвинения. 
Более подробных данных о ходе судебного процесса нет.

Зафиксировано 8 гражданско-правовых требований к СМИ и журналистам.
1) Житель  с.  Елизаветинка  Тарановского  района  Костанайской  области  Тулебай 

Нурахметов обратился в Тарановский районный суд с заявлением о возмещении морального 
вреда. В качестве ответчиков выступают Министерство финансов РК, Департамент по борьбе 
с экономической и коррупционной преступностью Костанайской области и редакции двух 
изданий - «Наша газета» и «Костанайские новости». Истец требует взыскать с министерства 
20 миллионов тенге в счет возмещения морального вреда, а редакции обязать опубликовать 
опровержение  недостоверных  сведений.  При  этом  в  иске  не  указываются  ни  даты 
публикаций, ни их названия. 

2) Протестантская церковь «Камо Грядеши» направила  в редакцию еженедельника 
«Взгляд  на  события»  (г.  Караганда)  досудебную  претензию,  потребовав  публичных 
извинений. Причиной конфликта между газетой и руководителями церкви стал сатирический 
рисунок,  помещенный    к  статье  журналиста  Даны  Мендыбаевой  «Про  «папу»,  веру  и 
головную боль». Эта статья была  опубликована в октябре 2011 года.  

3) В городе Темиртау продолжается судебное слушание по иску жительницы города 
Надежды  Щербаковой  о  защите  чести  и  достоинства  к  редакции  газеты  «Темиртауский 
рабочий».  Поводом  послужила  статься  Лилии  Диановой  «Осторожно,  полицейский!»  (от 
15.02.2012  г.).  В  ней  рассказывалось  о  рейде,  проведенном  полицейскими  совместно  с 
представителями городских СМИ по квартирам неблагополучных семей. Моральный вред Н. 
Щербакова оценила в 500 тыс. тенге. Данных о ходе судебного процесса нет.

4) 12 июля апелляционная коллегия по гражданским делам Восточно-Казахстанского 
областного  суда  отменила  решение  Усть-Каменогорского  городского  суда,  вынесенное  по 
иску  о  защите  чести  и  достоинства  режиссера  фильма  «Дорогами  Мустафы  Шокая» 
Касымхана Бегманова к собственнику газеты «Flash!» - ТОО «3-Икс», журналистам газеты 
Денису Данилевскому и  Сергею Михееву. Теперь, несмотря на то, что в статьях «Национал-
демократы против Таможенного союза» («Flash!», 26.07.2011 г.) и «Когда черное становится 
белым» («Flash!», 06.08.2011 г.)  не подвергается критике непосредственно документальный 
фильм или его  автор,  его профессиональная деятельность как автора и режиссера,  газета 
должна  будет  опубликовать  опровержение  порочащих  режиссера  сведений  и  выплатить 
Бегманову  100  тыс.  тенге  в  счет  возмещения  морального  вреда.  Ответчики  намерены 
обжаловать постановление апелляционной коллегии в суде вышестоящей инстанции. Сумма 
иска составляла 5 млн. тенге. 

5) Главный  архитектор  Южно-Казахстанской  области  Бахытжан  Аширбаев 
потребовал опровержения не соответствующей действительности информации о его доходах 
за 2011 г., распространенных в материале «Самым богатым в Южном Казахстане чиновником 
стал аким города» (www.otyrar-tv.kz,  26.06 2012 г.).  17 июля опровержение на сайте было 
опубликовано. 

6) Житель  города  Астаны  Серик  Мендыбаев  обратился  к  собственному 
корреспонденту газеты «Время» по Северо-Казахстанской области Виктору Мирошниченко с 
требованием опубликовать  в  издании,  что  он не  является  героем публикации «Свинья из 
прошлого»  («Время»,  12.07.2012  г.).  Дело  в  том,  что  в  своей  статье  журналист  в  числе 
прочего  рассказывал  о  полицейском  осведомителе,  жителе  Петропавловска  Серике 
Мендыбаеве.  Предложение  В.  Мирошниченко  в  последующих  публикациях  указывать 
отчество Мендыбаева из Петропавловска, жителя Астаны не устроило. В итоге журналист 

http://www.otyrar-tv.kz/


предложил  С.  Мендыбаеву  из  Астаны  обратиться  с  претензией  в  редакцию  и  конкретно 
указать, что ему нужно. 

7) 20 июля судья суд № 2 г. Уральска вынес решение: взыскать с журналиста Лукпана 
Ахмедьярова  и  учредителя  газеты  «Уральская  неделя»  5  миллионов  тенге  в  пользу 
начальника  управления  внутренней  политики  Западно-Казахстанского  областного  акимата 
Тлеккабыла Имашева.  Поводом для иска о защите чести, достоинства и деловой репутации 
стала  статья  «Брат,  сват  и  блат»  («Уральская  неделя»,  2.02.2012  г.).  Ранее  судебно-
лингвистическая  экспертиза  установила,  что  текст  спорной  статьи  Л.  Ахмедьярова  не 
содержит признаков, порочащих честь и достоинство истца. Сумма иска составляла 10 млн. 
тенге.

8) 30  июля  Талдыкорганский  городской  суд  оставил  без  рассмотрения  заявление 
жителя Талдыкоргана Юрия Медведева о возмещении морального вреда в размере 15 млн. 
тенге, которые истец потребовал взыскать с ТОО «Фирма Саттилик», собственника газеты 
«Вечерний  Талдыкорган».  Определение  вынесено  в  связи  с  неявкой  Ю.  Медведева  на 
судебные заседания. 

Всего с января 2012 года СМИ и журналистам предъявлены 9 обвинений в уголовном 
порядке, 46 претензий и исков на сумму 4 млрд. 72  млн. 30 тысяч тенге.

В  январе-июле  2012  года  было  зафиксировано  152  случая  отказа  и  ограничений  в 
предоставлении общественно значимой информации.


