
                                                           

СВОБОДА СМИ В КАЗАХСТАНЕ 
в мае 2012 года

Оценка фактического положения СМИ
Международная  неправительственная  организация  Freedom  House  опубликовала 

очередной  ежегодный  рейтинг  свободы  СМИ  2011-2012.  Организация  исследования  197 
государств, 66 из которых признаны «свободными», 72 - «частично свободными», 59 стран 
отнесены к категории «несвободные». 

Казахстан по сравнению с прошлым годом опустился на три позиции, заняв 175 место, 
и остался в категории стран с несвободной прессой.

Защита СМИ своих профессиональных прав
Журналисты газеты «Вечерний Талдыкорган» Елена Бурлуцкая и Зауреш Жотабаева 

обратились  в  Талдыкорганский  городской  суд  в  требованием  обязать  городской  отдел 
жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог дать 
полный ответ  на  запрос  редакции.  Дело  в  том,  что  в  январе  редакция  дважды получала 
вместо ответов на конкретные вопросы общие отписки. 

В  ходе  рассмотрения  дела  ответчики  предоставили  развернутую  информацию  по 
первоначальному запросу редакции. В этой связи журналисты обратились с ходатайством об 
оставлении иска без рассмотрения. 22 мая суд ходатайство удовлетворил. 

Законодательство
Министерством экономического развития и торговли РК разработан проект закона «О 

внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан 
по  вопросам  совершенствования  законодательства  в  области  электронной  торговли». 
Законопроект  вносит  изменения  в  статьи  129  (клевета)  и  130  (оскорбление)   Уголовного 
кодекса  РК,  расширяя  их  диспозиции  в  целях  запрета  размещения  намеренно  ложной 
информации в публичной сети Интернет.

На  рассмотрение  Мажилиса  парламента  РК  вынесен  проект  Закона  РК  «О 
персональных  данных».   Проектом  предлагается  дополнить  Уголовный  кодекс  РК  новой 
статьей  262-2  «Несанкционированный  доступ,  использование  и/или  распространение 
персональных данных». 

Правозащитники считают, что поскольку в казахстанском законодательстве нет понятия 
«публичное лицо» и связанного с ним принципа предоставления меньшей степени защиты 
публичных  лиц,  то  документ  может  ограничить  доступ  к  информации  о  движимом  и 
недвижимом  имуществе  государственных  служащих,   что  затруднит  и  без  того  весьма 
ограниченный контроль общества за действиями власти.

Нападения на СМИ и журналистов
Как сообщалось, в ночь на 20 апреля было совершено нападение на журналиста газеты 

«Уральская  неделя»  Лукпана  Ахмедьярова.  Пятеро  нападавших  стреляли  в  него  из 
травматического  пистолета,  несколько  раз  ударили  ножом.  С  тяжелейшими  ранениями 
журналист  был  госпитализирован  в  областную  клиническую  больницу  Западно-



Казахстанской области. По факту нападения на журналиста возбуждено уголовное дело по 
части 3 статьи 24 и части 2 статьи 96 УК (покушение на убийство). 

10  мая  официальный  представитель  министерства  внутренних  дел  РК  (МВД) 
Нурдильда Ораз сообщил о задержании 6 мая подозреваемых в нападении на журналиста, 
суд Уральска санкционировал арест на 10 суток двух жителей одного из районов области - 
Рауана Шынтасова, 1992 года рождения и Сабиржана Таирова, 1991 года рождения. 17 мая 
Уральский  городской  суда  продлил  срок  ареста  двух  обвиняемых  в  покушении  на 
Ахмедьярова до двух месяцев.  

Сам  Лукпан  Ахмедьяров  узнал  об  этом  из  интернета  и  от  знакомых.  Никто  из 
правоохранительных органов ничего не сообщил журналисту о деле, в котором он является 
пострадавшим,  телефон следователя отключен. 

Кроме  того,  громко  сообщив  о  том,  что  Л.  Ахмедьярову  предоставлена  охрана, 
полицейские тихо сняли ее, как только Лукпан выписался из больницы 6 мая. Обращения 
адвоката журналиста Абзала Куспанова  в прокуратуру и следственно-оперативную группу о 
том, что охрану Ахмедьярова необходимо продолжать, остались без ответа. 

11  мая  Багдагуль  Ажигалиева,  адвокат  безработного  жителя  села  Жымпиты  Рауана 
Шынтасова,  сообщила,  что  хотя  ее  подзащитный  добровольно  сознался  в  участии  в 
покушении, выглядит он подавленным и испуганным. В уведомлении из суда о продлении 
срока ареста  подозреваемых,  которое  Л.  Ахмедьяров  получил  21 мая,  сказано,  что  Рауан 
Шынтысов  отказался  от  первичных  показаний,  уверяя,  что  он  их  дал  под  давлением 
полицейских. 

21 мая во дворе дома, где было совершено покушение на журналиста, был проведен 
следственных  эксперимент.  Подозреваемый  в  нападении  не  узнал  Ахмедьярова,  который 
стоял в толпе рядом. Лукпан также отметил, что не уверен, что подследственный участвовал 
в  нападении:  «  Мне показалось,  что  нападавшие были ниже меня  ростом,  а  этот парень 
такого же роста, как и я. (…) У меня нет ощущения, что задержаны виновные».

Угрозы журналистам
8  мая на автоответчик редакции восточно-казахстанской независимой газеты «Flash!» 

поступило сообщение с нецензурной бранью и угрозами «сжечь всех». За день до этого на 
сайте газеты в комментариях к  статье «Национал-демократы против Таможенного Союза» 
посетитель  guest, обвинив автора публикации Дениса Данилевского в шовинизме, пообещал 
найти журналиста «и убить. Если не смогу вас найти, то перебью всю вашу семью. Это не 
угроза и не какая нибудь чушь, это серьезно и очень серьезно». 

Угрозы стали поступать после того, как редакция подала в суд возражение на исковое 
заявление автора и режиссера фильма «Дорогами Мустафы Шокая» Касымхана Бегманова. 

После  публикации  на  портале  sportinfo.kz ряда  критических  материалов  о 
казахстанском футболе  на сайте стали появляться угрожающие комментарии. 23, 24, 25 мая 
на  редакционный  телефон  поступали  звонки  с  угрозами  в  адрес  главного  редактора, 
учредителей и сотрудников коллектива,   неизвестные заявляли о том, что взорвут офис и 
поубивают всех журналистов. Сотрудники  портала не склонны считать эти угрозы пустыми 
словесными выпадами,  поскольку 7  марта  этого  года  в  офисе  редакции было совершено 
нападение на главного редактора ресурса Гения Тулегенова. По факту этого нападения было 
заведено уголовное дело. 

Исследовав  наиболее  угрожающие  комментарии,  размещенные  на   портале, 
администраторы ресурса установили, что многие поступили с IP -адреса Федерации футбола 
Казахстана.  1  июня  коллектив   интернет-СМИ  разместил  на  своем  сайте  официальное 
обращение  к Генеральному прокурору РК Асхату Даулбаеву, в котором просит разобраться в 
возникшей ситуации.

Судебные преследования журналистов



Уголовные преследования:
-  по обвинению в клевете - 1
30  мая  в  Алматы  в  завершилось  слушание  по  апелляционной  жалобе  частного 

обвинителя  пенсионера  Сейткерима  Кожаназара  на  оправдательный приговор  журналиста 
Розланы Таукиной. Свою жалобу Сейткерим Кожаназар обосновывал односторонностью и 
неполнотой  судебного  следствия,  несоответствием  выводов  суда  фактическим 
обстоятельствам дела. Суд счет доводы пенсионера несостоятельными и оставил приговор в 
силе — журналист признана невиновной в совершении преступления по ст.  129 УК РК - 
Клевета.  Поводом  для  уголовного  преследования  послужила  статья  Розланы  Таукиной 
«Откуда в нас кверулянство?» («Свобода слова», 01.12.2011 г.). 

- по обвинению в клевете и оскорблении - 1
23  мая  в  Кокшетау  по  постановлению  апелляционной  коллегии  вновь  началось 

слушание  уголовного  дела  по  обвинению  журналиста  Оксаны  Матасовой  в  клевете  и 
оскорблении. Частный обвинитель - президент Общественного объединения «Центр развития 
современной  журналистики»,  редактор  газеты  «Курс»  Марина  Рыбалко.  Поводом  для 
уголовного  преследования  послужила  статья  «Нет  выше  права  -  оставаться  человеком» 
(«Акмолинские вести», 23.06.2011 г.) - о судебных процессах по громкому уголовному делу в 
отношении  бывших  сотрудников  системы  исполнения  наказаний.  Марина  Рыбалко 
посчитала,  что   в  одном  из  фрагментов  статьи  в  отношении  нее  были  распространены 
оскорбительные и клеветнические сведения, несмотря на то, что в публикации ни ее имя, ни 
издание, в котором она работает, упомянуто не было.  Заседание назначено на 18 июня. 

Зафиксировано 6 гражданско-правовых требований к СМИ и журналистам.

1)  10  мая  главный  врач  межрайонного  противотуберкулезного  диспансера   Северо-
Казахстанской  области  (СКО)  Гульнар  Кожанова  потребовала  опровержения  сведений, 
опубликованных  в  газете  «Квартал»  в  статьях  «Запущенный  случай»  (от  16.02.2012  г.), 
«Медицинский  детектив»   (от  01.03.2012  г.)  и  «Бунт  в  Пресновке»  (08.03.2012  г.).  В 
претензии,  полученной  изданием,  сказано,  что  изложенная  в  публикациях  информация  о 
деятельности  противотуберкулезного  диспансера  не  соответствует  действительности, 
подрывает деловую репутацию и направлена на создание негативного имиджа организации. 
При  этом  какую  именно  информацию  должна  опровергнуть  газета,   в  претензии  не 
уточняется.

2)  Прокурор  Северо-Казахстанской  области  Аскар  Досекенов   обратился  в  газету 
«Время» с требованием опровержения на статью В.Мирошниченко «На прокурора не нужен 
нож» («Время», 10.05.2012 г.). Речь в публикации шла о событиях начала года, когда в одно из 
кафе города Петропавловска  пришла группа пьяных мужчин. Представившись прокурорами, 
они потребовали бесплатного обслуживания, пригрозили, что если им не дадут даром еды и 
выпивки,  то  по  их  распоряжению  все  оттуда  вынесут  для  проверки.   Так  как  из  текста 
претензии  не  ясно,  какие  именно  сведения  являются  недостоверными,  редакция  в 
публикации опровержения отказала. 

3)  15  мая  апелляционная  коллегия  Алматинского  городского  суда   оставила  без 
изменения решение районного суда Алматы по иску о защите чести, достоинства и деловой 
репутации  директора  ГУ  «Алматинский  городской  детский  психоневрологический  дом-
интернат»  Бакыт  Джаманкуловой  к  газете  «Общественная  позиция»,  сотрудникам 
социальных  домов  Алматы  Любови  Хасановой  и  Любови  Швецовой.   Издание  должно 
выплатить 50 тыс. тенге в счет возмещения морального вреда директора ГУ, 30 тыс. тенге — 
расходы  по  оплате  представителя.  Поводом  для  иска  послужила  статья  «Мертвые  души 
начальства»  («Общественная  позиция»,  06.07.2011  г.).  Заявленный моральный  вред  истца 



составлял 1 млн. тенге.  

4)  23  мая  в  редакцию  газеты  «Квартал»  обратилась  жительница  Петропавловска 
(Северный Казахстан) Ирина Галушко с требованием опровергнуть сведения, изложенные в 
статье под рубрикой «Точка зрения». Автор Самат Калиаскаров высказал мнение о голодовке, 
объявленной несколькими жителями Петропавловска в знак несогласия с решениями судов 
по их проблемам. Так как в претензии не было указано, какие сведения не соответствуют 
действительности, редакция опровержение не опубликовала. 

5) 18 мая Усть-Каменогорский городской суд отказал в удовлетворении иска о защите 
чести и достоинства режиссера фильма «Дорогами Мустафы Шокая» Касымхана Бегманова к 
собственнику газеты «Flash!» - ТОО «3-Икс», журналистам газеты Денису Данилевскому и 
Сергею  Михееву.  Поводом  к  иску  послужили  статьи   «Национал-демократы  против 
Таможенного союза» (от 26.07.2011 г.) и «Когда черное становится белым (от 06.08.2011 г.). В 
публикациях авторы рассуждают о деятельности М. Шокая. Сумма иска составляла 5 млн. 
тенге. Не согласившись с решением суда, 30 мая К. Бегманов обратился с апелляционной 
жалобой в Восточно-Казахстанский областной суд. 

6)  Бывший  председатель  Северо-Казахстанского  областного  филиала  Общественного 
объединения  (ОО) «ДПК «Ак жол»  Павел Афанасьев  обратился  в  суд  Петропавловска  за 
защитой чести и достоинства к ОО «ДПК «Ак жол». Поводом для обращения послужило 
размещенное на официальном сайте партии 4.11.2011 г. «Обращение к представителям СМИ 
и общественности» за подписью нынешнего руководства и активистов филиала партии. В 
нем  подписанты  негативно  высказывались  по  поводу  политической,  общественной 
деятельности и личной жизни бывшего председателя филиала партии Павла Афанасьева.  

На  заседании  представитель  партии  частично  согласился  с  иском,  пояснив,  что  им 
неизвестно, каким образом обращение появилось на сайте партии «Ақ жол» и кто его авторы. 
При  этом  представитель  ответчика  не  отрицал,  что  обращение  находилось  на  сайте 
определенное время, то есть доступ к нему имел большой круг интернет-пользователей. 

Выслушав доводы сторон, суд признал требования истца обоснованными. 31 мая было 
принято решение обязать ОО «ДПК «Ак жол» опубликовать опровержение недостоверных 
порочащих сведений и взыскать 30 тысяч тенге в счет возмещения морального время Павла 
Афанасьева. 

Всего с января 2012 года СМИ  и журналистам предъявлены 8 обвинений в уголовном 
порядке, 36 претензий и исков на сумму 4 млрд. 52  млн. 530 тысяч тенге.

В  январе-мае  2012  года  было  зафиксировано  103  случая  отказа  и  ограничения  в 
предоставлении общественно значимой информации.


