
                                                           

СВОБОДА СМИ В КАЗАХСТАНЕ 
в феврале 2012 года

Общая ситуация
27  февраля.  Казахстан  выставил свою  кандидатуру на  участие в  Совете  по  правам 

человека  с  2013  по  2015  годы.  Об  этом сообщил   министр  иностранных  дел  РК  Ержан 
Казыханов,  выступая  в  Женеве  в  сегменте высокого уровня 19-й  сессии Совета  ООН по 
правам человека. 

Советник Президента РК Ермухамет Ертысбаев в интервью газете «Литер» ( 23.02.2012 
г.), отвечая на просьбу корреспондента прокомментировать ситуацию вокруг ареста лидера 
партии «Алга!» Владимира Козлова и главного редактора газеты «Взгляд» Игоря Винявского, 
сказал:  «...я  рассматриваю их не  в  качестве  оппозиционного  политика и  журналиста,  а  в 
качестве наймитов государственного преступника Аблязова, которого преследует не только 
казахстанское, российское, но уже и британское правосудие.

(…)  Аблязов фактически содержит долгое время портал и газету «Республика», газету 
«Взгляд», телеканалы «К+» и «Stan TV». Главная задача этого аблязовского медиахолдинга – 
свержение  существующего  государственно-политического  устройства  в  Казахстане  через 
цветную революцию, массовые беспорядки, хаос и насилие.

(…)  «Республика»  и  «К+»  –  это  самый  настоящий  информационный  терроризм  и 
экстремизм,  и  все,  кто  работает  в  этих  изданиях,  сознательно  или  за  деньги  выступают 
пособниками  информационных  террористов.  Деятельность  этих  изданий  –  классический 
пример политического экстремизма, приверженности в идеях и в политике крайним взглядам 
и действиям».

 По мнению советника президента, как только М.Аблязов будет осужден, «то в тот же 
день прекратят существование эти так называемые оппозиционные издания». 

Убийство журналиста 
10 февраля в городском суде Алматы завершилось рассмотрение апелляционных жалоб 

осужденных по делу об убийстве кыргызского журналиста Геннадия Павлюка - сотрудника 
Государственного  комитета  национальной  безопасности  (ГКНБ)  Кыргызстана  Алдаяра 
Исманкулова, а также двоих граждан Казахстана - Алмаза Игеликова и Шалкара Оразалина. 
Cуд оставил жалобы без удовлетворения, а приговор суда первой инстанции без изменения.

Геннадий Павлюк был обнаружен на козырьке подъезда одного из многоэтажных домов 
в  центре  Алматы 16  декабря  2009  года.  В  состоянии комы он  был  доставлен  в  одну из 
городских  клинических  больниц,  где  22  декабря  скончался,  не  приходя  в  сознание.   По 
данным следствия, журналист выпал из окна 6-го этажа жилого дома.

Нападения на СМИ и журналистов
В ночь на 10 февраля в Медеуском районе Алматы во время съемок пожара охранники 

горящего дома напали на журналистов программы «Рейдер» телеканала «КТК». Во время 
потасовки  на  видеокамере  стоимостью  в  несколько  тысяч  долларов  был  сломан 
видоискатель.  Затем  охранники  набросились  на  корреспондентов  газеты  «Дорожный 
патруль».  Они  толкали  и  швыряли  журналистов  –  женщин,  ввязались  с  ними  в  драку. 
Ухватившись за сумку одной из журналисток, охранники оторвали на ней ручку. Газетчикам 



удалось   спасти  фотоаппарат  с  кадрами  пожара  и  незаметно  отнести  его  в  служебный 
автомобиль.  После  того,  как  пожар  был  локализован,  на  место  происшествия  прибыли 
главные редакторы и учредители пострадавших от нападения СМИ. После переговоров с 
ними  охранная  служба  принесла  журналистам  извинения  и  пообещала  компенсировать 
причиненный материальный ущерб.

16 февраля в Алматы съемочная группа телекомпании «31 канал» - корреспонденты 
Аскар Мендыбаев, Ирина Алимжанова и оператор Думан Сулейменов на территории роддома 
№  5   записывали  интервью  с  родственниками  умершего  в  роддоме  младенца.  Во  время 
записи охранники медучреждения несколько раз  пытались  помешать  съемке.  Прибывший 
начальник  охраны стал  грубо  хватать  камеру  и  попытался  выгнать  журналистов.  Аскара 
Мендыбаева  попросту  схватили  в  охапку  и  выкинули  за  территорию  роддома.  Все 
произошедшее зафиксировала видеокамера. 

25 февраля поздно вечером в Шымкенте (Южный Казахстан) совершено нападение на 
журналиста  республиканской  газеты  «Адилет»  Жаркынбека  Сейтинбета.  Неизвестные 
вызвали его из дома и, как только он открыл калитку, два раза сильно ударили по голове 
металлическим прутом. 61-летний журналист был госпитализирован в отделение экстренной 
нейрохирургии с сотрясением мозга. По словам врачей, от более серьезных травм его спасла 
шапка. Ж. Сейтинбет связывает нападение со своей профессиональной  деятельностью. По 
его словам,  поводом могла стать недавняя серия статей о нарушениях в шымкентском центре 
временной изоляции и реабилитации несовершеннолетних. 

По факту нападения на журналиста возбуждено уголовное дело. Ведется следствие. 

Арест журналиста
2  февраля  Алматинский  городской  суд  отклонил  апелляционную  жалобу  главного 

редактора  газеты «Взгляд»  Игоря Винявского  на  постановление  Алмалинского  районного 
суда №1 Алматы об избрании в отношении него меры пресечения в виде ареста на 2 месяца.

Напомним, Игорь Винявский был задержан на трое суток и водворен в следственный 
изолятор  (СИЗО)  департамента  КНБ  Алматы  23  января  по  подозрению  в  совершении 
преступления, квалифицированного по ст. 170 ч. 2 УК РК -  «Призывы к насильственному 
свержению  или  изменению  конституционного  строя  либо  насильственному  нарушению 
единства  территории  Казахстана,  совершенные  с  использованием  СМИ».   26  января 
районный суд Алматы на выездном заседании в СИЗО ДКНБ санкционировал арест главного 
редактора на два месяца. 

Арест  журналиста  вызвал  большой  общественный  резонанс  и  негативную  реакцию 
казахстанских и международных правозащитников. 

В Алматы создан Комитет по защите Игоря Винявского. 14 февраля на алматинском 
Арбате  прошла  первая  акция  в  поддержку  арестованного  журналиста,  организованная 
Комитетом. В руках шести участников акции были его фото и красные воздушные шары в 
форме сердца. В конце акции участники дружно отпустили шары в небо, демонстрируя тем 
самым: независимый журналист должен быть свободным. 

Доступ к информации
С начала февраля, после вступления в силу изменений в законодательстве «О внесении 

изменений  и  дополнений  в  некоторые  законодательные  акты  Республики  Казахстан  по 
вопросам  интеллектуальной  собственности»  крупные  интернет-клубы  города  Костаная 
прекратили оказывать услуги по доступу к интернету . По словам владельца интернет-клуба 
«Game club» Сергея Пипуса, он вынужден отказаться от услуг по доступу к интернету, так 
как  закон  непонятен:  «Кто-нибудь  что-нибудь  скачает,  а  мне  за  это  штраф.  Сейчас  мы 
работаем как игровой клуб». 



После  введения  в  действие  Закона  РК  «О  внесении  изменений  и  дополнений  в 
некоторые  законодательные  акты  Республики  Казахстан  по  вопросам  интеллектуальной 
собственности»  с  начала  февраля  перестали  работать  популярные  торрент-трекеры 
Казахстана. Прекратил работу крупнейший казахстанский торрент-трекер Казторка, а также 
Мегаторрентс, Бтр.нэйм.  Администрация сайта Namba.kz сообщила о временном закрытии 
некоторых популярных разделов проекта и временном ограничении доступа к большинству 
файлов. «В свою очередь мы постараемся сделать все возможное, чтобы восстановить доступ 
к  контенту  как  можно  скорее  и  сделать  его  максимально  доступным  без  нарушения 
законодательства Республики Казахстан», - говорится в сообщении портала.

9  февраля  на  пресс-конференции  в  Астане  заместитель  председателя  Комитета  по 
правам  интеллектуальной  собственности  Мининстерства  юстиции  РК  Шолпан  Абдреева 
сообщила,  что  сайты  вне  доменной  зоны  kz  (в  том  числе  .org  и  .сom,)  могут  быть 
заблокированы за нарушение закона об интеллектуальной собственности по решению суда 
точно так же, как блокируются террористические сайты, детская порнография и так далее. 

Пресс-конференции  предшествовал  ажиотаж  по  поводу  нововведений  в  закон  «О 
внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан 
по  вопросам  интеллектуальной  собственности».  Этим  документом  за  скачивание  и 
распространение  нелегального  контента  установлено  наказание  -  от  штрафа  до  лишения 
свободы, в зависимости от тяжести преступления. 

Преследования СМИ и журналистов
1 февраля в 15.30 заместителя главного редактора газеты «Голос республики» Оксану 

Макушину пригласили на допрос в Департамент Комитета национальной безопасности РК по 
г.  Алматы  (ДКНБ).  Причиной  вызова  стала  листовка,   которую  Макушина 
продемонстрировала на пресс-конференции 30 января, когда рассказывала об аресте главного 
редактора газеты «Взгляд» Игоря Винявского. На допросе журналист провела больше шести 
часов.  Оперуполномоченного  КНБ  интересовало:  кто  организовал  пресс-конференцию  в 
защиту  Игоря  Винявского  и  показал  на  ней  листовку,  по  которой  главному  редактору 
«Взгляда»   инкриминируют  преступление  по  ст.  170  ч.  2  УК  РК  -   «Призывы  к 
насильственному свержению или изменению конституционного строя либо насильственному 
нарушению единства территории Казахстана, совершенные с использованием СМИ». 

В департамент КНБ Алматы был вызвал и другой участник пресс-конференции - юрист 
Сергей  Уткин.  Как  выяснилось  в  ходе  допроса,  после  этой  пресс-конференции  в  КНБ 
поступило  заявление  от  «бдительного  гражданина».  Он  усмотрел   в  демонстрации 
постановления об аресте Винявского и приколотой к нему листовки преступление также по 
170-й  статье  УК  РК.  В  настоящее  время  по  заявлению  гражданина  проводится 
доследственная  проверка  на  предмет  возбуждения  уголовного  дела  в  отношении 
организаторов и участников январской пресс-конференции. 

2  февраля в  офисе редакции «Голос республики» сотрудники департамента  КНБ по 
Алматы  провели  обыск.  Сотрудники  КНБ  изъяли  компьютеры  на  основании  того,  что 
заместитель  главного  редактора  издания  Оксана  Макушина  была  спикером  на  пресс-
конференции в защиту главного редактора газеты «Взгляд». 

8 февраля на допрос в ДКНБ по г. Алматы  был вызван в качестве свидетеля по делу 
Игоря  Винявского  его  заместитель  Алексей  Гостев,  9  февраля  туда  же  пригласили 
верстальщика газеты. С  Алексея Гостева взяли подписку о неразглашении тайны следствия, 
и единственное,  что он мог сказать коллегам -  ему однозначно дали понять:  претензий к 
газете «Взгляд» у силовиков нет.  

В ДКНБ Алматы была вызвана бухгалтер «Взгляда».  В ее  присутствии был вскрыт 
сейф,  изъятый из  редакции во время обыска.  В сейфе были учредительные документы и 
печать собственника газеты ТОО «ИАЦ «Айна», учредительные документы издателя газеты 



ТОО «New Press Almaty» и выручка от продажи газеты в сумме 110 700 тенге. 
На  вопрос,  когда  редакции  вернут  компьютеры,  в   КНБ ответили,  что  вся  техника 

передана  специалистам,  которые  работают  над  восстановлением  удаленных  файлов  в 
ноутбуках. 

Менеджер  по  распространению  газеты  «Взгляд»  Александр  Коф  сообщил,  что 
сотрудник  КНБ  Андрей,  представленный  ему  бывшим  участковым  района,  пытался 
выяснить,  какая  обстановка  в  редакции  после  ареста  главного  редактора  газеты  Игоря 
Винявского,  что  говорят  журналисты.  Он  предложил  Александру  «помочь  им  с 
информацией», пообещав ответную помощь. Услышав отказ, собеседник начал говорить, что 
«Игорь  у  них  в  разработке  был  давно,  и  только  из-за  председательства  в  ОБСЕ  его  не 
трогали. Власти боялись огласки. А сейчас, дескать, им дан зеленый свет и Игоря они уже не 
выпустят.  А того,  кого во «Взгляде» поставят редактором, тоже быстро возьмут в  оборот 
спецслужбы».

13 февраля журналиста газеты «Голос республики» Жанар Касымбекову вызвали на 
допрос в Департамент КНБ города Алматы. В повестке написано, что со следователем Жанар 
будет общаться в качестве свидетеля. По какому уголовному делу, в повестке не указано. Ж. 
Касымбекова  —  один  из  журналистов  редакции,  кто  постоянно  поддерживал  контакт  с 
бастующими в Жанаозене. 17 декабря она выехала в Мангистаускую область и работала в 
Актау почти полтора месяца.

27  февраля  репортер  интернет-ресурса  Eurasianet.org  американский  журналист 
Натаниел  Шенккан  получил  повестку  с  требованием  явиться  утром  28  февраля  в 
Департамент внутренних дел Западно-Казахстанской области в Уральске. Журналист прибыл 
в Уральск во второй половине дня накануне и остановился на съемной квартире. До приезда 
в этот город он побывал в Мангистауской и Атырауской областях. В Западно-Казахстанской 
области  он  планировал  посетить  поселок  Березовка,  жители  которого  уже  несколько  лет 
добиваются переселения из территории Карачаганакского месторождения.

Полицейские, пришедшие 27 февраля в квартиру, где остановился репортер,  заявили, 
что американец нарушил закон, так как не зарегистрировался в миграционной полиции. На 
следующий  день  Натаниел  Шенккан  сообщил,  что  после  визита  полицейских  с  ним 
созвонилась  сотрудница  пресс-службы  МИД  РК,  которая  сообщила,  что  произошло 
недоразумение, так как полиция не имела права требовать у него регистрацию.

Судебное преследование журналистов и СМИ
Зафиксировано 9 гражданско-правовых требований к СМИ и журналистам.
1) 6 февраля в Бостандыкском районном суде Алматы закончилось рассмотрение иска о 

защите  чести,  достоинства  и  деловой  репутации  начальника  управления  занятости  и 
социальных программ  г. Алматы Амира Кульмаханова к газете «Общественная позиция», 
сотрудникам  социальных  домов  Алматы  Любови  Хасановой  и  Любови  Швецовой.  Суд 
признал  сведения,  распространенные  в  двух  фрагментах  статьи  «Мертвые  души» 
начальства»,  не соответствующими действительности и обязал редакцию «Общественной 
позиции»  опровергнуть  их  в  очередном  номере.  В  счет  возмещения  морального  вреда 
ответчики должны выплатить по 10 000 тенге.  Помимо этого, Л. Хасанова, Л. Шевцова и 
«Общественная  позиция»  должны  выплатить  А.  Кульмаханову  солидарно  100  тыс.  тенге 
также в счет возмещения морального вреда. Также суд удовлетворил требование истца об 
опровержении сотрудницами соцдомов сведений, распространенных в интервью телеканалу 
«КТК». Сумма иска составляла 1 млн. тенге.

2)  22  февраля  апелляционная  инстанция  суда  г.  Астаны  оставила  без  изменения 
решение  Алматинского  районного  суда  г.  Астаны  от  8.12.2011  г.  по  иску  экс-депутата 
Мажилиса  Парламента  РК  Ромина  Мадинова  к  собственникам  и  сотрудникам  газеты 
«Общественная  позиция».  И.о.  главного  редактора  газеты  «Общественная  позиция» 



Бахытгуль Макимбай, журналист Жумабике Жунусова, собственник газеты ИП «Жер-Ана» и 
соучредитель  ТОО  «Агроцентр-Астана»   Владимир  Чалышев  обязаны  опубликовать 
опровержение сведений, которые истец считает  не соответствующими действительности, и 
выплатить ему солидарно 5 миллионов тенге. 

3)  28  февраля  городской  суд  Алматы  отклонил  апелляционную  жалобу  главного 
редактора  сайта  Guljan.org  Гульжан  Ергалиевой  на  решение  Медеуского  районного  суда 
Алматы  о  выплате  5  млн.  тенге  бывшему  председателю  агентства  РК  по  борьбе  с 
экономической  и  коррупционной  преступностью  Сарыбаю  Калмурзаеву  в  качестве 
компенсации морального вреда. Поводом для иска о защите чести, достоинства и деловой 
репутации к журналисту стали опубликованные на сайте статьи «Как финпол «затачивали» 
под рейдерство» и «Устав Калмурзаева».  Кроме опровержения,  истец требовал выплатить 
ему 10 млн. тенге морального вреда.

4) 16 февраля кассационная судебная коллегия Акмолинского областного суда оставила 
без  изменения  решение  Аршалынского  районного  суда  и  постановление  апелляционной 
судебной  коллегии  года  по  иску  кандидата  в  депутаты  маслихата  Акмолинской  области 
Ерекболата  Кабылды  к  корреспонденту  газеты  «Время»  Сауле  Кусаиновой  и  ТОО 
«Издательство  «Время».   Поводом  для  иска  о  защите  чести,  достоинства  и  деловой 
репутации послужила статья Сауле Кусаиновой «С таким счастьем в маслихат» («Время», 
13.12.2011  г.).  В  публикации  шла  речь  о  том,  что  кандидату  в  депутаты  маслихата 
Акмолинской  области  от  Аршалынского  района  Ерекболату  Кабылде  было  отказано  в 
регистрации  ввиду  его  судимости  по  статье  307  части  2  УК  РК  за  совершение 
коррупционного  преступления.  Эти  сведения  истец  посчитал  порочащими  и  не 
соответствующими  действительности  и  потребовал  их  опровержения.  26.12.2011  г. 
Аршалынский  райсуд  Акмолинской  области  признал  сведения,  распространенные  в 
публикации  С.  Кусаиновой,  соответствующими  действительности  и  не  являющимися 
 порочащими честь и достоинство истца и в исковых требованиях отказал. 10 января 2012 г. 
апелляционная  судебная коллегии Акмолинского областного суда  оставила без  изменения 
решение Аршалынского районного суда. 

5)  Февраль,  15.  В  редакцию  газеты  «Flash!»  (г.  Усть-Каменогорск,  Восточный 
Казахстан) с досудебной претензией обратился заместитель акима Восточно-Казахстанской 
области  Владимир  Кошелев.  Поводом  послужила  серия  критических  публикаций  о  его 
деятельности в бытность акимом Глубоковского района Восточно-Казахстанской области. В. 
Кошелев  считает,  что  в  публикациях  «Без  воды»  («Flash!»,  16.06.2011  г.)  и  «Опыты  над 
опытным  полем»  («Flash!»,  14.07.2011  г.)  газета  распространила  в  отношении  него  не 
соответствующие  действительности,  порочащие  честь  и  достоинство  сведения.  Он 
потребовал  опубликовать  опровержение.  В  противном  случае  замакима  ВКО  оставил  за 
собой право обратиться в суд. 

6)  23  февраля  корпорация  «Казахмыс»  распространила  заявление  для  прессы,  в 
котором  предупредила  СМИ  об  ответственности  за  распространение  несоответствующей 
действительности  информации.  Поводом  для  заявления  послужило  опубликованное  в 
«Молодежной  газете»  (г.  Жезказган,  Карагандинская  область)  обращение  работников 
Жезказганского  медеплавильного  завода  (ЖМЗ)  к  председателю  правления  корпорации 
«Казахмыс» Эдуарду Огай о несправедливой, по их мнению, системе оплаты труда на заводе. 
В комментарии редакции к обращению рабочих говорилось, что руководство «Казахмыса» 
проигнорировано это письмо и, более того, «начались репрессии и гонения на рабочих». 

7)  23  февраля  АО  «Химфарм»  (Южный  Казахстан)  распространил  пресс-релиз,  в 
котором заявил о намерении отстаивать деловую репутацию компании в суде. Поводом для 
претензии  послужило  сообщение,  размещенное  26  января  общественным  фондом 
«Амансаулык»  на  своем  сайте  в  рубрике  «Горячая  линия»  о  том,  что  после  инъекции 
препаратом «Диклофенак» Шымкентского фармацевтического завода АО «Химфарм» житель 
Семея  стал  инвалидом  3-й  группы.  По  информации  фонда,  с  подобными  жалобами  на 
препарат  ранее  обращался  и  житель  Алматинской  области.  Это  сообщение  было 



распространено в СМИ республики.
8)   Редакция  газеты  «Время»  получила  письмо  от  собственников  строительной 

организации  ТОО  «Батыс  Курылыс»  семьи   Богдевичей.  В  нем  собственники  ТОО 
потребовали опубликовать опровержение несоответствующих  действительности, порочащих 
деловую  репутацию  сведений,  распространенных  в  статье  Стаса  Киселева  (г.  Костанай) 
«Курам на смех». В материале шла речь о плачевных результатах  реализации важного для 
экономики  Костанайской  области  дорогостоящего  инвестиционного  проекта  на  базе  АО 
«Комсомольская  птицефабрика»  -  производства  по  выпуску  мяса  бройлерных  кур.  В 
материале  в  числе  прочего  говорится,  что  для  проведения  строительно-монтажных работ 
цеха директор птицефабрики заключил договор со строительной компанией ТОО «СМП-153 
СК», которая, в свою очередь, заключила субподрядный договор с ТОО «Батыс Курылыс». 

Редакция в публикации опровержения отказала. 
9)  17  февраля  в  информации  об  итогах  работы  военной  прокуратуры  Северо-

Казахстанской  области  в  2011  году  корреспондент  информационного  агентства  «BNews» 
Светлана Пышкина в свободном изложении вместо слова «правонарушения» использовала 
слово «преступления». После выхода сообщения в новостной ленте в редакцию агентства 
пришел  протест  пресс-службы  ведомства  с  просьбой  исправить  допущенную  ошибку. 
Редакция поправку сделала. 

В  январе-феврале  2012  года  был  зафиксирован  51  случай  отказа  и  ограничения  в 
предоставлении общественно значимой информации.


