[image: image1.png]


    
Международный Фонд защиты 

свободы слова «Адил соз» 
Нарушения свободы слова в Казахстане

 Июль 2018 года
Международный фонд защиты свободы слова «Адил соз» провел исследование  ситуации  в Казахстане с правом на свободу выражения, получения и распространения информации в июле 2018 года. 

Среди сообщений: 

- Суд отказал наследникам журналиста Геннадия Бендицкого, отстаивающим свое право на наследование доменного имени Ratel.kz, в удовлетворении исковых требований. 

- Журналист Сания Тойкен предполагает возможную провокацию в отношении нее: некто, используя фейковый аккаунт на ее имя, разместил провокационный пост в ДВК-телеграмм-чате.

- Начальник департамента УИС по Карагандинской области требует привлечь к уголовной ответственности правозащитника Елену Семенову из Павлодара. Он считает клеветой данные о совершении массового членовредительства в одной из тюрем Карагандинской области, озвученные Семеновой перед депутатами Европейского парламента.

- В доме руководителя PR-агентства «Инсайт Медиа» Юрия Дорохова проведен обыск в рамках следственных мероприятий по заявлению экс-министра госдоходов З. Какимжанова о распространении заведомо ложной информации. 

- Главный редактор закрытого издания Ratel.kz Марат Асипов допрошен в качестве свидетеля с правом на защиту в связи с заявлением З. Какимжанова о неисполнении решения суда, вынесенного по его гражданскому иску.

В июле 2018 г. СМИ и гражданам в связи с осуществлением права на свободу выражения, получения и распространения информации вынесено 4 судебных акта по делам  о защите чести, достоинства и деловой репутации (в т.ч. 2 – в апелляционной инстанции). Из них в пользу СМИ, журналистов и граждан – 2. 

С начала года в связи с осуществлением права на свободу выражения предъявлены:

- 25 обвинений в уголовном порядке. В том числе в судебном – 10;
- 42 претензии и иска в гражданском порядке. В их числе 33 претензии и иска о защите чести, достоинства и деловой репутации. Требования компенсации морального вреда  в январе-июле составили 229 млн. 300 тыс. 1  тенге. Судами взыскано  190 тыс. тенге.
Оглавление
 
2I. ОБЩАЯ СИТУАЦИЯ


2II. ИЗМЕНЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА  О СВОБОДЕ ВЫРАЖЕНИЯ


3III. НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ


31.  Аресты и задержания


32. Нападение на журналистов


43. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов


54.  Угрозы журналистам


55. Вызов в органы государственной власти


66. Нарушение гласности судебного процесса


67. Оскорбление СМИ и журналистов


7IV. НАРУШЕНИЯ ПРАВА  НА ПОЛУЧЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ


71. Отказы, ограничения и нарушение сроков предоставления информации


92. Нарушение прав СМИ на свободу слова и творчества


93. Взлом сайта, доступ к компьютерной информации


10VI. ОБВИНЕНИЯ СМИ И ГРАЖДАН В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПРАВА  НА СВОБОДУ ВЫРАЖЕНИЯ


101. Преследования в уголовном порядке


121.1. Обвинение журналистов Forbes Kazakhstan и Ratel.kz  в распространении заведомо ложной информации


121.1.1. Обыски


131.1.2. Обвинение в неисполнении решения суда


132. Преследования в гражданском порядке


142.1. Требование о приостановлении/закрытии СМИ


142.1.1. Аналитический портал Ratel.kz


152.2. Судебные иски


182.3. Досудебные претензии




I. ОБЩАЯ СИТУАЦИЯ

Июль, 09

9 июля после брифинга Министр информации и коммуникаций Даурен Абаев в кулуарах СЦК рассказал о своем видении проблемы с «фальшивыми новостями» («фейк – ньюс»). Он, в частности, заявил: «К традиционным СМИ у меня очень высокий уровень доверия. Другое дело, что проблему «фейк-ньюс» с каждым годом всё больше обсуждают. Я боюсь, что данная тенденция продолжится. Но, нельзя забывать об ответственности за распространение ложных новостей. Есть очень тонкая грань между шуткой и дезинформацией». 

II. ИЗМЕНЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 
О СВОБОДЕ ВЫРАЖЕНИЯ

Июль, 05

5 июля Президент РК Нурсултан Назарбаев подписал Закон РК «О защите детей от информации, причиняющей вред  их здоровью и развитию», а также пакет сопутствующих поправок к нему.

Основная цель закона - обеспечение защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, реализация прав детей на получение и распространение информации, соответствующей их возрасту.

В связи с этим, как ранее сообщал профильный комитет Сената Парламента, предусматривается ряд мер: «Это определение приоритетности защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию; введение возрастных классификаций и маркировки информационной продукции; разграничение функций по осуществлению контроля и надзора за распространением информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей; определение субъектов, осуществляющих маркировку информационной продукции».
Июль, 12

Министерство информации и коммуникаций (МИК) РК опубликовало на своем сайте проект приказа «О приостановлении действия приказа и.о. министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 28 января 2016 года № 121 «Об утверждении правил ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов субъектами естественных монополий в области телекоммуникаций и универсальных услуг почтовой связи».

Правилами определяется порядок ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов монополистами в области телекоммуникаций и услуг почтовой связи. Цель - расчет себестоимости и определение экономически обоснованных тарифов, утверждаемых или согласовываемых уполномоченным госорганом и обоснование размера суммы убытка от оказания регулируемых услуг. 

В МИК РК, поясняя ИА «КазТАГ» необходимость приостановления действия приказа министра по инвестициям, заявили, что «в настоящее время субъекты естественных монополий в области телекоммуникаций и универсальных услуг почтовой связи отсутствуют». 

Однако, сообщает информационное агентство, согласно республиканскому разделу Государственного регистра субъектов естественных монополий, по состоянию на 12 апреля 2017 года в перечне естественных монополистов указаны 2 компании, которые действуют в области телекоммуникаций – это АО «Казахтелеком» и АО «Транстелеком».

III. НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ

1.  Аресты и задержания

Июль, 17

В июне в нескольких крупных городах Казахстана гражданские активисты подали заявки о проведении мирного митинга 23 июня за бесплатное образование. Разрешения на проведение митингов получены не были. Попытки провести несанкционированные акции закончились массовыми задержаниями, в том числе и журналистов, освещающих события.
Задержания журналистов произошли в Уральске, Алматы, Астане. В средствах массовой информации они широко освещались. 

17 июля после заседания правительства министр информации и коммуникации РК Даурен Абаев, отвечая на вопрос по поводу реакции министерства на задержания, сказал: «К нам никакие журналисты по поводу задержания (на митингах РК – КазТАГ) не обращались. Если обратятся, то будем разбираться. Если дадите данные журналистов, будем разбираться».

2. Нападение на журналистов

Июль, 03

Ляззат Асанова, «Аймақ тынысы» (Туркестанская область)

Редактор газеты «Аймақ тынысы» Ляззат Асанова утверждает, что ее избил аким сельского округа Киелитас Полат Туребеков.

В интервью корреспонденту фонда «Адил соз» журналист сообщила, что 3 июля в Толебийский район Южно-Казахстанской области должен был приехать аким Туркестанской области представить нового главу района. 

«На собрание специально прибыли жители сельского округа Алатау, чтобы рассказать о беззакониях, связанных с выделением пастбищ для выпаса скота. Они узнали, что собрание идет на втором этаже, и направились туда. После этого сотрудники акимата Толебийского района приняли решение провести собрание на четвертом этаже, а ходоков из сельского округа Алатау оставить на втором этаже. Я направилась на четвертый этаж. Но удивилась тому, что сельчане не пошли за мной. Я вернулась посмотреть, что с ними, и обнаружила, что сельчан окружили сотрудники акимата и не пускали», - рассказала журналистка.

После того, как Л. Асанова заступилась за сельчан, сказав, что они имеют право высказаться, аким поселка Киелитас Полат Туребеков начал оскорбительно выражаться в ее адрес. Тогда она решила включить телефон и показать ситуацию в прямой трансляции в Facebook. Полат Туребеков силой выхватил телефон, нанеся удар локтем по корпусу, также сбив журналистку с ног. Ляззат упала на кафельный пол и ударилась головой. Скорая помощь госпитализировала ее в больницу. У нее поднялось давление, был поставлен диагноз – черепно-мозговая травма. Ляззат Асанова обратилась с заявлением в районный РОВД. 
После того, как журналист рассказала об этой истории в соцсети, к ней в больницу приехал Полат Туребеков. Он принес женщине извинения, оплатил необходимые медицинские процедуры.

По словам журналистки, они пришли к мирному соглашению.

3. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов
Июль, 14

Константин Шелков, Pavon.kz (г. Павлодар)
Маргарита Чудакова, pavlodarnews.kz (г. Павлодар)

14 июля в Павлодаре в честь Дня города на набережной проводился концерт. Для освещения праздника журналисты местных информагентств pavon.kz и pavlodarnews.kz Константин Шелков и Маргарита Чудакова прибыли на набережную, однако военнослужащие Нацгвардии, стоявшие в оцеплении, отказались их пропускать к сцене, ссылаясь на распоряжение своего начальства. Журналисты предъявили свои служебные удостоверения и напомнили о законе о СМИ. На гвардейцев эти аргументы никак не подействовали. Только после вмешательства руководителя пресс-службы акимата города Павлодара и офицера Нацгвардии, которых пришлось срочно приглашать к месту инцидента, конфликт был улажен. 
Константин Шелков в своем аккаунте в Facebook написал: «Хочу отметить, что подобные действия нацгвардецев происходят неоднократно на всех праздниках, и проблему пропуска порой решает только властная рука чиновника из администрации акима, а иным способом до бойцов не достучаться. Но ведь может так случится, что такого чиновника не окажется рядом. Кстати, бывает так, что требуют наличие бейджа, напрочь игнорируя служебное удостоверение. На выпускном балу полицейские оттесняли журналистов от сцены, несмотря на наличие бейджа «Пресса», хотя к сцене могли пройти наемные фотографы. И снова права журналистов стражам порядка разъяснял Азамат Байтенов (руководитель пресс-службы акима области)».

Июль, 21

Айзат Тургунбек, ТК «КТК»  (Зерендинский район, Акмолинская область)

Собственный корреспондент телеканала «КТК» по Акмолинской области Айзат Тургунбек с оператором 21 июля по приглашению родителей 25-летнего машиниста экскаватора, оказавшегося под горным завалом, приехали на золотодобывающее предприятие АО «Алтынтау-Кокшетау» (25 км от Кокшетау).

Когда журналисты вышли из машины и пошли к пропускному пункту АО «Алтынтау-Кокшетау», к ним подбежали охранники. Один секьюрити схватил видеокамеру оператора, не давая ему записывать, а второй стал хватать за руку журналистку Айзат Тургунбек, не давая ей снимать происходящее на мобильный  телефон. 

Заявление в полицию на охранников они писать не стали.

КОММЕНТАРИЙ «АДИЛ СОЗ»

Журналисты часто не предпринимают никаких мер для восстановления своих прав. В данном случае нарушены требования законов «О средствах массовой информации» и «О доступе к информации». Понятно, что нужно заниматься своей работой и не хочется тратить время и силы на жалобы. Но другого пути добиться того, чтобы законы не нарушались, нет! И чтобы добиться репутации СМИ, которому лучше дать информацию, иначе завалят жалоба, необходимо обжаловать каждый случай нарушения прав журналистов.

Июль, 09

СМИ Актюбинской области (г.Актобе)

Представители СМИ г. Актобе не смогли попасть внутрь Актюбинского университета имени К. Жубанова. Шум вокруг крупнейшего вуза города устроили 20 строителей, заявившие, что им не заплатили за ремонт здания. В качестве доказательств они демонстрировали журналистам фотографии, в том числе и отремонтированной на территории вуза сауны. 

Ректор назвал фото сауны провокацией. По его словам, парная действительно существует, но последние пять лет используется как склад.
Убедиться в этом журналисты не смогли, так как сотрудники университета впустить их  и депутатов внутрь отказались. 

«Зато разослали фотографии, пытаясь таким образом убедить, что сауна нерабочая», - сообщает корреспондент телеканала КТК Динара Уркумбаева в материале «Скандал с университетской сауной: журналистам шлют фотографии». 

4.  Угрозы журналистам
Июль, 06

Сания Тойкен, радио Аазттык. (г. Актау)

6 июля Сания Тойкен  на своей страничке в Facebook сообщила, что некто, использовав фейковый аккаунт на ее имя,  разместил якобы от ее лица провокационный пост в  ДВК-телеграмм-чате:  «На ТГ в чате ДВК Запад опубликован провокационный месседж от моего имени. Что интересно, я вижу этот фейк в списке контактов. Сегодня утром я была на площади Ынтымак. Сфотографировала полицейские машины и там я встретилась с полицейскими. Позже к вечеру в чате ТГ «ДВК Запад» появился фейк Сания Тойкен и написал сообщение».
Журналист предполагает провокацию: фейковый пост может оказаться поводом для преследования, так как ей могут инкриминировать  членство в запрещенной организации, что влечет за собой реальный срок.   

11 июля репортер радио Азаттык подала заявления в прокуратуру и Департамент внутренних дел по этому поводу.
5. Вызов в органы государственной власти

Июль, 03

Андрей Свиридов, КМБПЧиСЗ (г. Алматы)

3 июля около 18 часов домой к журналисту-обозревателю Казахстанского Международного бюро по правам человека и соблюдению законности  (КМБПЧ) Андрею Свиридову пришли два человека. Один из них, представившись участковым инспектором полиции Бостандыского РУП, быстро показал какой-то документ.  Рассмотреть фамилию журналисту не удалось. Второй пришедший вообще не представился.

Они вручили документ, согласно которому Свиридову необходимо явиться в Бостандыкское РУВД в отдел следствия в 15:00. Какого именно дня - сегодня, завтра или ещё когда, в бумаге не указано.  Слова «Повестка» в этом документе   не было. Не указано также, в качестве кого и по какому делу журналиста вызывают на допрос (беседу или на ознакомление). На словах визитеры требовали проехать с ними немедленно.

Свиридов ехать с ними отказался, сославшись на то, что рабочий день закончился, документ составлен ненадлежащим образом,  и предложил привезти «правильную  повестку» на работу в  КМБПЧ, чтобы юристы бюро могли оценить законность требований. В случае надлежащей повестки оон бещал явиться в указанное время в  РУВД с адвокатом.

Июль, 04

Ерсин Мерханов и Нурлыбек Емранов, «Уральская неделя» (г. Уральск)
ДВД Западно-Казахстанской области продолжает расследование в связи с публикацией в YouTube под  видеоматериалом, взятом с сайта «Уральской недели», комментария пользователем под ником «Жан Байжанов». Он призывал жителей района выйти на митинг 23 июня. 

4 июля на допрос были вызваны видеооператоры «Уральской недели» Нурлыбек Емранов и Ерсин Мерханов. 

6. Нарушение гласности судебного процесса

Июль, 13

СМИ г. Алматы

13 июля  в Специализированном межрайонном экономическом суде Алматы состоялось первое заседание по иску о защите деловой репутации ТОО «Специальная  финансовая компания DSFK (ДСФК)» к АО «Алма Телекоммуникейшнс Казахстан» (торговая марка «Алма ТВ»).

В зале суда собрались журналисты из различных изданий. Судья Айгуль Ашимханова потребовала, чтобы представители СМИ покинули зал. На просьбу журналистов обосновать требование, судья  заявила, что их присутствие в зале судебного заседания возможно только по ее разрешению и  по предварительному ходатайству одной из сторон. Никто из присутствующих зал заседаний не покинул.

После эмоциональных выяснений, почему у прессы возник интерес к процессу, судья объявила перерыв до 3 августа.

7. Оскорбление СМИ и журналистов

Июль, 11

Александра Сергазинова, «Наш Костанай», «Тобол-инфо» (г. Костанай)
Корреспондент газеты «Наш Костанай» и интернет-портала «Тобол-инфо» Александра Сергазинова считает, что бывший депутат мажилиса, заместитель председателя Казахстанской федерации профсоюзов Мухтар Тиникеев нанес ей публичное оскорбление. Произошло это 11 июля на собрании медработников в Костанайском перинатальном центре.

- Выйдя на трибуну, он вдруг заговорил о журналистах и выдал такие определения, как «журналюга», «шпионка», «продажная», хоть и не называл моего имени… - рассказала Сергазинова корреспонденту газеты «Время» Стасу Киселеву. - Кроме меня, других журналистов в зале не было, и это выглядело очень унизительно. Теперь с г-ном Тиникеевым мы будем разговаривать в суде. Его речи зафиксированы на диктофон и видеокамеру.

IV. НАРУШЕНИЯ ПРАВА 
НА ПОЛУЧЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

Июль, 19

Людмила Батюшкина, ТК «5 канал» (г. Караганда)

19 июля корреспондент «5 канала» Людмила Батюшкина отправила информационные запросы в пресс-службы Департамента государственных доходов, Департамента Министерства труда и социальной защиты и филиала государственного центра по выплате пенсий Карагандинской области. В них излагалась просьба дать комментарий на камеру, ответить на вопросы журналиста по разрешенной ранее индивидуальным предпринимателям оплате «одной квитанцией» социальных и пенсионных отчислений за квартал, полугодие или год и связанной с этим ныне проблеме расчета трудового стажа при начислении пенсий и пособий. 

Департамент государственных доходов по Карагандинской области принимать запрос отказался, попросив либо лично сдать бумажный документ в канцелярию либо отправить его электронный вариант через портал egov.kz.
КОММЕНТАРИЙ «Адил соз»
В п. 2 ст. 18-1 закона РК «О средствах массовой информации» установлено, что запросы о предоставлении информации, не входящей в официальные сообщения, оформляются следующим образом:

«Запросы средств массовой информации о предоставлении информации, поданные письменно и (или) в виде электронного документа, направляются за подписью и (или) удостоверяются электронной цифровой подписью главного редактора (редактора), уполномоченного лица или аккредитованного журналиста».

Направление запроса по электронной почте без заверения его электронно-цифровой подписью не является «электронным документом».

В соответствии с п. 12 ст. 1 закона РК «Об электронном документе и электронной подписи»  электронный документ – документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме и удостоверена посредством электронной цифровой подписи.

1. Отказы, ограничения и нарушение сроков предоставления информации

Июль, 04

Алексей Гончаров, телеканал TVK (г. Шымкент) 

4 июля на сайте телеканала TVK вышла новость «ЛТД «Турмыс» отказывается давать комментарий, где и сколько закуплено бамбука за бюджетные деньги». Автор материала Алексей Гончаров попытался выяснить, сколько средств было потрачено на озеленение реки Кошкар-аты. 

Как сообщается в материале, согласно указанию акима, тогда еще Южно-Казахстанской области, Жансеита Туймебаева, вдоль реки должен быть посажен китайский бамбук. Почему выбор пал именно на это растение, Алексею Гончарову выяснить не удалось. Съемочная группа не смогла получить информацию в «ЛТД «Турмыс», занимавшейся озеленением реки. На предприятии заявили, что все материалы о бамбуке являются коммерческой тайной.
КОММЕНТАРИЙ «АДИЛ СОЗ»

Журналисты вправе потребовать предоставить им документы, подтверждающие, что все материалы о бамбуке являются коммерческой тайной. Надо полагать, что указанная коммерческая структура выиграла соответствующий тендер государственных закупок. Следовательно, компания получила денежные средства из бюджета. В соответствии с п. 9 ст. 6 закона РК «О доступе к информации», доступ к информации о формировании и расходовании средств из республиканского и местного бюджета не подлежит ограничению.

Если компания действительно своим внутренним документом отнесла эти сведения к разряду коммерческой тайны, то такой документ можно обжаловать в судебном порядке, потребовав признать его недействительным.

Июль, 04

Сергей Петренко, «Хорошее дело» (г. Рудный)

Редактор рудненской газеты «Хорошее дело» Сергей Петренко 24 мая отправил акиму Рудного Бахытжану Гаязову 4 запроса, ответы на которые не поступили вплоть до 4 июля. Об этом Петренко сообщил в статье «Горчинка после праздника».

В частности, редакция повторно отправила запрос, планируется ли восстановление жилых домов по улице Ленина, признанных в 2000-х годах непригодными для проживания в связи с отключением от коммунальных услуг. Он был отправлен акиму Рудного города еще 1 марта, но ответа газета не получила и 24 мая запрос был отправлен повторно с уведомлением последующего обращения в прокуратуру или суд в случае непредоставления информации. Ответ на этот запрос пришел по почте буквально через несколько дней. 

Еще три запроса - об отсутствии в Рудном организованных мест для купания, о том, куда пропали уличные светильники, установленные на улице 50 лет Октября на сумму 7 миллионов 525 тысяч тенге и о ремонте внутриквартальных дорог, - остаются без ответа.

Июль, 08

Жанаргуль Журсин, радио Азаттык (г. Актобе)

8 июля 54-летний житель Актобе Бакытжан Курманов приковал себя цепью к ограждению у здания областной прокуратуры, выражая свое несогласие с действиями местных властей. Примерно через два часа к протестовавшему подъехали сотрудники полиции и увезли его.

На просьбу репортера Азаттыка Жанаргуль Журсин  разъяснить причины задержания Курманова полицейские ответили отказом. 

Июль, 09

Татьяна Назарук, «Наша Газета» (г. Костанай)

Корреспондент еженедельника «Наша Газета» Татьяна Назарук 5 июля отправила запрос руководителю отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костаная Алексею Тарасову по поводу деревьев, которые пересадили из-за строительства ресторана быстрого питания «Макдональдс». 

Ответ поступил уже 9 июля, но в нем был проигнорирован вопрос о том, выполнил ли застройщик ТОО «Food Solutions KZ» обещание дополнительно высадить 100 елей в Костанае. Корреспондент также просила уточнить, где их высадили, а если не высадили, то когда это будет сделано.

Июль, 10

ТК «Ирбис» (г. Павлодар)
Новостная редакция ТК «Ирбис» направила запрос в отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Павлодара, попросив сообщить, какая организация производила на одной из городских улиц ремонт коммуникаций и оставила после себя открытую траншею. В этой траншее погиб прохожий. Ответ на запрос редакция не получила. Как пояснили в отделе ЖКХ, сотрудник, который знал запрашиваемую информацию, уволился. 
Комментарий «АДИС СОЗ»

Работник уволился, но ЖКХ-то осталось! Очень странно устроена работа в этой организации, если информация была только у одного работника, которого быстренько уволили. Конечно, это уловка, чтобы не предоставлять общественно значимую информацию. Журналисты вправе обжаловать незаконный отказ в предоставлении информации в судебном порядке, или написать жалобу в вышестоящую организацию.

Июль

ТК «Ирбис» (г. Павлодар)
Новостная редакция павлодарской телекомпании «Ирбис» обращает внимание на нежелание ДВД Павлодарской области предоставлять информацию по резонансным правонарушениям на видеокамеру и предлагает общаться только через письменные запросы. Однако подобный формат телевизионщиков не устраивает в силу специфики теленовостей – помимо самой информации нужен и видеоряд для сюжетов.
КОММЕНТАРИЙ «АДИЛ СОЗ»

Работники ДВД не имеют права устанавливать свои правила обращения за информацией, в т.ч. и для телевизионщиков. В законе «О средствах массовой информации» предусмотрен устный порядок обращения.

2. Нарушение прав СМИ на свободу слова и творчества

Июль, 05

ТК «TVK» (г. Шымкент)

4 июля на сайте телеканала TVK вышла новость Алексея Гончарова «ЛТД «Турмыс» отказывается давать комментарий, где и сколько закуплено бамбука за бюджетные деньги». 

На следующий день данный материал был удален с сайта телеканала. Позже журналист написал на своей страничке в Facebook: «Вот такой позор. Журналисты ищут, находят, критикуют. Но стоит чиновникам позвонить нашему руководству, и все насмарку. Противно порой до ужаса». 

3. Взлом сайта, доступ к компьютерной информации

Июль, 05

Сайт e-dostavka.kz (г. Костанай)
В ночь с 4 на 5 июля сайт костанайской службы доставки «Кенгуру» e-dostavka.kz подвергся хакерской атаке. Владельцы службы доставки Сергей Никитин и Никита Карцев стали получать сообщения от клиентов и пользователей Интернета о том, что их сайт был взломан.

Как пояснил Карцев, «ночью с 4-го на 5-е июля поиск Яндекса начал индексировать файлы Google Docs, в настройках приватности которых был включён «доступ по ссылке». То есть, тем, кто набирал в поисковике Яндекса слово «пароль», выдавались данные, которые хранились на Google-диске». Пароли для сайта e-dostavka.kz и соцсетей оказались в первой строке среди общего перечня, который поисковик выдал на введенное слово «пароль». 

О последствиях этого сообщила корреспондент газеты «Костанайские новости» Мария Шило в статье «Владельцы костанайской компании однажды проснулись «знаменитыми», опубликованной 12 июля. Цитата из статьи: «Около 70 человек собрались в специальном чате и развлекались, как могли: грохнули сайт, соцсети напичкали непотребными мемами и неприличными картинками, матами. Клиентам разослали оскорбительные сообщения и фото, забрали аккаунт «Инстаграм»... Нашим парням пришлось восстанавливать всё с нуля. Потратили на это три дня – стало быть, три дня простоя. Теперь ребята планируют принести извинения клиентам – материальные, подарить скидку всем, кто оказался жертвой атаки хулиганов. Кто будет компенсировать? Похоже, никто».

VI. ОБВИНЕНИЯ СМИ И ГРАЖДАН В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПРАВА 
НА СВОБОДУ ВЫРАЖЕНИЯ

1. Преследования в уголовном порядке

Июль, 20

Елена Семенова, правозащитник (г. Павлодар)

Правозащитник из Павлодара Елена Семёнова, известная защитой прав заключенных, в разговоре с репортером Азаттыка сообщила, что вечером 20 июля в ее доме прошел обыск. По ее словам, были изъяты документы, в том числе заявления заключенных о пытках, избиениях и других унижающих достоинство видах обращений. Также изъяты ее компьютер-моноблок и детский планшет, принадлежащий дочери-школьнице.

Обыск, по словам правозащитника, был санкционирован судом города Караганды, уголовное дело в отношении нее по п. 3 части 2 статьи 274 УК РК (Распространение заведомо ложной информации) заведено ДВД Карагандинской области. 
На вопрос репортера Азаттыка, почему на жителя Павлодара уголовное дело заводят в Караганде, Семёнова отвечает, что заявление на нее подал в полицию начальник департамента уголовно-исполнительной системы Карагандинской области, который посчитал клеветой ее доклад перед депутатами Европейского парламента о совершении массового членовредительства в одной из тюрем Карагандинской области. 

21 июля Международная неправительственная организация Front Line Defenders выразила  свою озабоченность в связи с арестом и обвинениями против Елены Семеновой.
Июль, 10

Александр Харламов (г. Риддер, Восточно-Казахстанская область)

10 июля Усть-Каменогорский городской суд Восточно-Казахстанской области вынес решение по иску правозащитника Александра Харламова к ДВД области и Министерству финансов РК.
Правозащитник из Риддера обратился в суд с заявлением о возмещении морального вреда в размере 6 млн. тенге, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным задержанием и избранием меры пресечения, незаконным помещением в психиатрическое учреждение. 

Напомним, уголовное дело в отношении А. Харламова было возбуждено в январе 2013 года по статье 164 ук РК (в редакции от 16.07.1997 г.). Полицейские усмотрели в постах правозащитника в социальной сети «Мой мир» признаки нового религиозного течения. По мнению сотрудников правоохранительных органов, автор позволил себе критику и негативные высказывания в отношении ислама, католицизма, православия и иудаизма.

17 марта 2013 г. Харламов был арестован, в отношении него была проведена принудительная психиатрическая экспертиза, признавшая его вменяемым. Позже, 17.08.2013 г.  дело, рассматриваемое Риддерским городским судом, по ходатайству прокурора было возвращено на дополнительное расследование по мотивам необходимости изменения обвинения по вновь открывшимся обстоятельствам и предъявлении нового обвинения, существенно отличающегося от имеющегося в деле. 4.09.2013 Харламов был освобожден из следственного изолятора Усть-Каменогорска под подписку о невыезде.

27 апреля 2018 года досудебное расследование в отношении Харламова было прекращено в связи с отсутствием состава уголовного правонарушения. 

Городской суд удовлетворил иск правозащитника частично: Министерство финансов должно выплатить Александру Харламову компенсацию морального вреда в размере 1 млн. тенге. В иске к ДВД Восточно-Казахстанской области Харламову отказано.
Июль, 11

Анаркуль Сулеева, «Темірқазық-ой» (г. Шымкент)

Абдраман Турмаганбетов, Багиля Кадырбаева (г. Шымкент) 
Хабидин Рахманбердиев (г. Шымкент)

В Аль-Фарабийском районном суде Шымкента закончилось рассмотрение уголовного дела в отношении трех журналистов - Багилы Кадырбаевой, Анаркуль Сулеевой и Хабидина Рахманбердиева и общественника Абдрамана Турмаганбетова. Их обвиняли в похищении человека, распространении порнографических материалов, хулиганстве.

По версии следствия, в 2016 году подсудимые с целью скомпрометировать сельского муллу напоили его напитками, в которых был подмешен клофелин (сильнодействующее снотворное) и удерживали на съемной квартире.

Используя невменяемое состояние жертвы, его раздели, сфотографировали  и выложили компрометирующие снимки в Интернет. Потом раздетого мужчину доставили домой и на глазах у шокированных соседей продолжали все снимать на камеру.

Ранее адвокат Анаркуль Сулеевой Гульжан Абдукаликова сообщала телеканалу «Отырар»: «Моя подзащитная Анаркуль Сулеева работает журналистом. Ночью ей позвонила знакомая Багила Кадырбаева и предложили срочно приехать, так как есть сенсационный материал. Моя подзащитная сразу выехала на место, как это сделал бы любой журналист. Лично сама она никого не спаивала, не похищала, не снимала и не выкладывала видео в интернет».
Суд признал Абдрамана Турмаганбетова, Багилу Кадырбаеву, Анаркуль Сулееву и Хабидина Рахманбердиева виновными в совершении преступлений, предусмотренных статьями: ст. 147 УК РК (Нарушение неприкосновенности частной жизни и законодательства Республики Казахстан о персональных данных и их защите); ст. 274 (Распространение заведомо ложной информации); Ст. 311 (Незаконное распространение порнографических материалов или предметов), а также ст. 293 (Хулиганство).

Суд оправдал всех четверых по ранее предъявляемому им обвинению в похищении человека (ст. 125 УК РК).

В результате по совокупности статей подсудимым была назначена мера наказания в виде 2 лет 6 месяцев лишения свободы, запрещено заниматься журналистской деятельностью в течение трех лет. С учетом того, что преступления были ими совершены в 2016 году, к осужденным применена амнистия в честь 25-летия Независимости Республики Казахстан. Всем осужденным (кроме Б. Кадырбаевой) лишение свободы заменено на ограничение свободы. 

Журналист Б. Кадырбаева отбывает срок за мошенничество (осуждена в марте 2017 года).
1.1. Обвинение журналистов Forbes Kazakhstan и Ratel.kz 
в распространении заведомо ложной информации

30 марта экс-министр финансов государственных доходов РК Зейнулла Какимжанов обратился в ДВД г. Алматы с заявлением о привлечении журналистов портала Ratel.kz Марата Асипова, Сапу Мекебаева, Анну Калашникову и журнала Forbes Kazakhstan Александра Воротилова к уголовной ответственности за распространение заведомо ложной информации (ст. 274 УК РК). 

2 апреля в офисах Ratel.kz и Forbes Kazakhstan,  в квартирах А. Воротилова и вдовы Геннадия Бендицкого прошли обыски. Полицейские предъявили постановление судьи от 31 марта, в котором не указывалось, распространение какой ложной информации имеется в виду.  

3 апреля министр внутренних дел Калмуханбет Касымов, комментируя обыски, сообщил, что нынешним событиям предшествовали судебные разбирательства 2017 года по гражданским искам З. Какимжанова и его сына Ильхалида Какижанова к изданиям.

Для сведения: 4 апреля 2017 г. Медеуский районный суд Алматы частично удовлетворил иск о защите чести, достоинства и деловой репутации Какимжановых к главному редактору портала Ratel.kz Марату Асипову, журналистам Сапе Мекебаеву и Геннадию Бендицкому, бывшему гендиректору ТОО «Автодорсервис» Виталию Процентову, издателю Ratel.kz ТОО «ИТАЮ», издателю портала Forbes.kz  ТОО «United Media Group», заместителю главного редактора Forbes.kz  Александру Воротилову.

Суд обязал ответчиков опубликовать опровержение спорных сведений, распространенных в 22 публикациях порталов  Ratel.kz и Forbes.kz и удалить спорные статьи со своих сайтов и аккаунтов в соцсетях. В возмещение морального вреда истцов ответчики должны выплатить в общей сложности 50 млн. 200 тыс. тенге. Сумма иска составляла 78 млн. тенге. Решение вступило в законную силу 8 июня 2017 года. 

26 марта 2018 г. на сайте Balborsyk.kz (платформа, на которой журналисты Ratel.kz несколько дней публиковали свои материалы вследствие начавшейся блокировки Rate.kz) появился перевод статьи А. Воротилова, опубликованной Forbes.kz 5.05.2017 г., на английский язык под заголовком «Former Finance Minister Kakimzhanov Makes German Investor Disappointed in Kazakhstan». 

28 марта прокурор Медеуского района обратился в суд с иском о закрытии Ratel.kz.

30 марта Зейнулла Какимжанов обратился с заявлением в полицию.

Главный редактор аналитического портала Ratel.kz Марат Асипов находится в статусе подозреваемого. Сапа Мекебаев, Анна Калашникова и Александр Воротилов проходят по делу в статусе свидетелей с правом на защиту. 

1.1.1. Обыски

Июль, 12

Юрий Дорохов, PR-агентство «Инсайт Медиа» (г. Алматы)

«Я тоже свидетель с правом на защиту — то есть, без пяти минут подозреваемый. Постоянно дергают на допросы, проходят выемки документов», — написал руководитель PR-агентства Юрий Дорохов на своей страничке в Faсebook’e.

12 июля в его доме был проведен обыск, изъяты ноутбук и гаджеты его детей.

Дорохов недоумевает,  какое отношение он имеет к делу Ratel.kz и Forbes Kazakhstan: «Бывший партнер г-на Какимжанова, Виталий Процентов обратился ко мне за помощью как к специалисту по коммуникациям. Я помог ему организовать пресс-конференции и содействовал в общении со СМИ. Я убежден, что у каждого есть право на защиту. Гласность – это одна из форм защиты, иногда  это последняя надежда. Я был уверен (и сейчас уверен), что говорил только правду. Медеуский суд решил иначе и взыскал с редакций, журналистов и Процентова около 50 млн. тенге. Теперь речь идет об уголовном наказании за то, что уже один раз было наказано штрафом».

1.1.2. Обвинение в неисполнении решения суда
Июль, 19

Марат Асипов, Ratel.kz (г. Алматы)

19 июля главный редактор закрытого по решению суда информационного аналитического портала Ratel.kz Марат Асипов был вызван на допрос в ДВД г. Алматы по новому уголовному делу, сообщает постоянный автор портала Вадим Борейко на своей странице в Facebook. 
Основание для досудебного расследования по ст. 430 ч. 1 УК РК (Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта либо документа) – заявление бизнесмена Зейнуллы Какимжанова. Он обвиняет М. Асипова и В. Процентова в том, что они не опубликовали опровержения и не удалили с сайта Ratel.kz спорные статьи Геннадия Бендицкого (журналист скончался 3.12.2017 года).

Между тем, по поводу публикации опровержения редакция Ratel обращалась к судье Жумамуратову с просьбой разъяснить, в каком виде его давать. 

«В частности, возникло непонимание, должна ли редакция опровергнуть как недостоверные такие определения Какимжанова, как «экс-министр финансов», «винодел», то, что он является отцом И. Какимжанова, а также объявить недостоверными заключения экспертов, судебные решения, процитированные в текстах материалы уголовных дел и т.д.

Судья Т. Жумамуратов разъяснения не дал.

Редакция опубликовала открытое письмо тогдашнему председателю Верховного Суда Кайрату Мами. 

В письме содержались варианты опровержения по каждой статье и просьба дать разъяснение: что именно редакция должна опровергнуть?

Ответа не последовало.

Судебные исполнители ни разу не пришли в редакцию с исполнительным листом, в котором было бы предписание выполнить решение суда – опубликовать опровержение и удалить материалы Г. Бендицкого», - пишет В. Борейко.

30 марта 2018 года Ratel.kz был заблокирован по определению Медеуского суда. 4 апреля заблокированы все другие домены, которыми пользовалась редакция.

Тем не менее, 28 мая З. Какимжанов обратился в полицию с заявлением. Полиция, спустя месяц, начала досудебное расследование. 

Как рассказал Марат Асипов репортеру радио Азаттык, 19 июля он был допрошен в качестве свидетеля с правом на защиту в связи с досудебным расследованием по заявлению З. Какимжанова. На допросе присутствовал адвокат Асипова Игорь Достовалов.
Подробностей допроса бывший редактор Ratel.kz сообщать не стал. Он также заявил, что его адвокат пока не будет комментировать произошедшее. Марат Асипов отметил, что мера пресечения в отношении него не избрана.

2. Преследования в гражданском порядке

2.1. Требование о приостановлении/закрытии СМИ

2.1.1. Аналитический портал Ratel.kz

28 мая судья Медеуского районного суда Алматы Гульмира Бейсенова прекратила выпуск сетевого издания Ratel.kz, отменила регистрацию и запретила пользование доменным именем Ratel.kz в пространстве казахстанского сегмента интернета СМИ в течение одного года с тем же или дублирующим названием. 
Кроме того, решением суда главному редактору аналитического интернет-портала Марату Асипову запрещено распространение информационных материалов под наименованием Ratel.kz в СМИ, интернет-ресурсах и на доменных именах Ratel.kz, Balborsyk.kz, Wildratel.com, Itau.kz и на других доменных именах. 

Процесс был инициирован прокурором Медеуского района г. Алматы А. Айтжановым. Свои требования прокурор мотивировал следующим:

- выпуск публикаций с использованием домена Ratel.kz после смерти его владельца Геннадия Бендицкого (домен Ratel.kz был зарегистрирован на Геннадия Бендицкого. Журналист умер после тяжелой болезни 3 декабря 2017 г.);

- присвоение Balborsyk.kz прав собственника Ratel.kz;

- аппаратно-программный комплекс, на котором размещен интернет-ресурс Ratel.kz, находится за пределами РК;

- выход статей на казахском и английском языках, хотя по свидетельству о постановке на учет Ratel.kz указан только русский.

Все это, по мнению прокурора, нарушает нормы «Правил регистрации, пользования и распределения доменных имен в пространстве казахстанского сегмента интернета» (п.п. 17. 23) и закона «О средствах массовой информации» (п. п. 5, 6 ст. 10, п.п. 3, 4 ст. 13).

Судебные разбирательства длились с 30 марта. В процессе в качестве третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, участвовали дети журналиста Геннадия Бендицкого – Олег Бендицкий и несовершеннолетняя Катя (в лице жены Геннадия Анны Устиновой).
На заседании 19 апреля стало известно, что накануне, 18 апреля Комитет информации Министерства информации и коммуникаций РК издал приказ № 2 «О признании утратившим силу свидетельства о постановке на учет сетевого издания «Аналитический интернет-портал Ratel.kz». Основание для издания приказа – предписание Генеральной прокуратуры. 
Июль, 02, 10, 13
Олег и Екатерина Бендицкие, отстаивая свое право на наследование доменного имени Ratel.kz, обратились в районный суд № 2 Ауэзовского района г. Алматы с иском об обжаловании решений и действий  РГУ «Комитет информации Министерства информации и коммуникаций Республики Казахстан». Они требуют:
- признать действия ответчика по вынесению приказа № 2 от 18 апреля 2018 года «О признании утратившим силу свидетельства о постановке на учет сетевого издания «Аналитический интернет-портал «Ratel.kz» №16361-СИ» незаконными;

- признать Приказ № 2 незаконным и отменить его;

-  обязать Комитет информации устранить нарушение прав и законных интересов наследников Геннадия Бендицкого.

5 июня судья Г. Имансерикова возбудила по этому заявлению гражданское производство. 

На заседании 2 июля представители министерства не смогли ответить на вопросы адвоката Ларисы Достоваловой о содержании понятий, которые стали основанием для закрытия Ratel.kz. Поэтому судья Имансерикова поручила представителям министерства обеспечить явку технических специалистов, которые могли бы разъяснить содержание терминов, в том числе «аппаратно-программный комплекс», «ДНС-сервер» и других.

Адвокаты Олега и Екатерины Бендицкий настаивают, что утверждения о том, что аппаратно-программный комплекс Ratel расположен за рубежом, остались недоказанными.
Как сообщает радио Азаттык, в судебном заседании 10 июля приглашенный истцами независимый технический специалист Глеб Гарипов пояснил, заявление о том, что Ratel.kz и его владельцам принадлежали использовавшиеся сайтом  «аппаратно-программный комплекс» (АПК) и «информационно-коммуникационная инфраструктура» (ИКИ) – неверное.  Собственниками АПК и ИКИ выступают другие компании, в том числе и зарубежные, которые, в свою очередь, предоставляют интернет-услуги сайтам. Как сообщил Г. Гарипов, такими услугами пользуются и государственные сайты, в том числе  Верховного суда, Генеральной прокуратуры и правительства.

 Технический специалист из комитета информации Жанат Жакупов вновь заявил суду, что «аппаратно-программный комплекс», на котором был размещен сайт Ratel.kz, якобы находится за границей.

Технический специалист из Комитета нацбезопасности, вызванный судом, на заседание вновь не явился. 

В ходе обсуждений выяснилось: первоначально из Генеральной прокуратуры в МИК поступило письмо о необходимости проверить нарушения, которые якобы допускаются сайтом Ratel.kz. Комитет информации заявляет, что проверил запрос, обнаружил недостатки и издал упомянутый приказ. На основании этого документа городская прокуратура подала иск о закрытии сайта Ratel.kz, который был удовлетворен.
13 июля судья Ауэзовского районного суда Алматы Гульжан Имансерикова отказала в удовлетворении исковых требований детей Геннадия Бендицкого. 
2.2. Судебные иски

Июль, 04

Лукпан Ахмедьяров, «Уральская неделя» (г.  Уральск)

ТОО «Журналистская инициатива»,  ТОО «Пресс-неделя» (г. Уральск)
18 января на сайте газеты «Уральская неделя» www.uralskweek.kz в разделе «Народные новости» была опубликована статья «Некачественное топливо на АЗС «НЕФТЭК». Публикация подготовлена по обращению жителя города Н. Садырова к редактору издания Лукпану Ахмедьярову. Н. Садыров рассказал, что после заправки бензином на АЗС его машина заглохла, и он потратил 30 тыс. тенге на ее ремонт, о чем сообщил администрации заправочной станции. В переписке житель Уральска просил журналиста поднять тему некачественного топлива «именно на этой АЗС».
Спустя время после выхода публикации Н. Садыров сообщил Ахмедьярову, что получил письмо от администрации АЗС, попросив во избежание судебных тяжб, разместить информацию, что он не имеет возражений в отношении качества бензина АИ-95 на АЗС и опровергает все свои обвинения, размещенные ранее в газете «Уральская неделя».
25 января в разделе «Народные новости» сайта газеты было размещено сообщение с заголовком «Уральский водитель, пожаловавшийся на бензин АЗС «НЕФТЭК», опровергает свою жалобу». Текст сообщения такой: «Нурлан Садыров, автор жалобы «Некачественно топливо «НЕФТЭК», прислал в редакцию письмо-опровержение, в котором сообщает, что не имеет претензий к качеству топлива этой сети АЗС».

Посчитав публикацию свидетельством признания газетой  недействительности опубликованных сведений, АЗС «НЕФТЭК» обратилась в специализированный межрайонный экономический суд с иском о признании сведений не соответствующими действительности, порочащими деловую репутацию к собственнику и издателю «Уральской недели» - ТОО «Журналистская инициатива», ТОО «Пресс-неделя» и редактору Лукпану Ахмедьярову. Истец требует обязать ответчиков опровергнуть распространенные сведения и возместить упущенную выгоду в размере 2 млн. 939 тыс. 032 тенге.
Рассматривая дело, суд установил, что требования истца обоснованы и подкреплены доказательствами распространения недостоверных сведений о качестве бензина. «Доводы Ахмедьярова о том, что он в данном деле является ненадлежащим ответчиком, не нашли должного подтверждения в суде», - говорится в мотивировочной части решения суда. Также судья Н. Сейдахметова не приняла статью от 25 января как опровержение, так как «оно по тексту не содержит указаний на то, что распространенные сведения, порочащие деловую репутацию истца, являются не соответствующими действительности». 
Суд удовлетворил иск АЗС в полном объеме.
Июль, 13

Александр Пархоменко, АО «Алма Телекоммуникейшнс Казахстан» (РФ)
22 мая 2018 года на официальном сайте «Алма ТВ» было опубликовано открытое письмо председателя Совета директоров АО «Алма Телекоммуникейшнс Казахстан» (торговая марка «Алма ТВ») Александра Пархоменко на имя председателя президиума Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен».

А. Пархоменко заявляет о попытке отнять «Алма ТВ» стоимостью 80 млрд. тенге сотрудниками ДСФК у ее нынешних владельцев в счет долга в сумме 16 млрд. тенге.

ТОО «Специальная  финансовая компания DSFK (ДСФК)» обратилась в Специализированный межрайонный экономический суд Алматы с требованием признать не соответствующими действительности, порочащими деловую репутацию ТОО распространенные сведения, обязать АО «Алма ТВ» опровергнуть их «путем письменного отзыва из НПП «Атамекен» открытого письма, удалении письма с интернет-ресурса «Алма ТВ» с размещением в разделе «Новости» информации о несоответствии действительности распространенных сведений.
Июль, 23

Сергей Алабугин, ТОО «RSSSolution» (администратор сервиса Mail.kz) 

Каринэ Алабугина (г. Алматы)

14 декабря 2017 г. на портале электронного сервиса mail.kz была опубликована информация «Частный судебный исполнитель Жарас Джакипбеков напал на женщину». В ней, со ссылкой на «гражданку А.», описывается ситуация, произошедшая на территории штраф-стоянки. 

После выхода статьи Жарас Джакипбеков обратился в Бостандыский районный суд Алматы с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации к руководителю национального портала электронного сервиса Mail.kz ТОО «RSSSolution» Сергею Алабугину, источнику информации Каринэ Алабугиной. 

Истец считает опубликованную информацию порочащей, не соответствующей действительности, «поскольку он действовал в рамках исполнительного производства и в соответствии с действующим законодательством». Судебный исполнитель утверждает: при оформлении арестованного имущества на штрафную стоянку он не тащил, не тянул К. Алабугину, не набрасывался на нее. 

Ж. Джакипбеков просит суд обязать Каринэ Алабугину и Сергея Алабугина в письменном виде опровергнуть порочащие его сведения, разместив на интернет сайтах текст «Информация, указанная в статье с заголовком «Частный судебный исполнитель Жарас Джакипбеков напал на женщину» является не соответствующей действительности». Кроме того, истец просит взыскать с ответчиков 1 млн. тенге в счет возмещения морального вреда. 

 25 июня суд частично удовлетворил иск частного судебного исполнителя. Ответчики обязаны опровергнуть распространенную информацию и возместить Джакипбекову моральный вред в размере 100 тысяч тенге.

23 июля редакция портала электронного сервиса mail.kz исполнила решение Бостандыского районного суда г. Алматы. 

Июль, 18

Зауре Жумалиева, «Квартал» (г. Петропавловск)

Елена Шкут, жительница района им. Габита Мусрепова (Северо-Казахстанская область)

18 июля судебная коллегия по гражданским делам Северо-Казахстанского областного суда отменила решение суда района им. Габита Мусрепова от 9 апреля.

Напомним, районный полностью удовлетворил иск о защите чести и достоинства директора ТОО «Целинное-2004» Серика Ибраева к жительнице района Елене Шкут, главному редактору газеты «Квартал» Зауре Жумалиевой. 

Суд первой инстанции признал сведения, распространенные в статье З. Жумалиевой «С сильными не борись? С богатыми не судись?» («Квартал», 30.11.2017 г.), в размещенных Е. Шкут видеоролике и коллективном письме родителей учащихся и работников «Дружбинской средней школы» в соцсети «Одноклассники» не соответствующими действительности, порочащими деловую репутацию истца и обязал ответчиков дать их опровержение. 

В ходе апелляционных слушаний стороны заключили мировое соглашение. Согласно его условиям, Елена Шкут удаляет со своей страницы в социальной сети «Одноклассники» видео «Продажные чиновники против неугодных… район Г. Мусрепова СКО» и коллективное письмо,   З. Жумалиева публикует опровержение фразы «в районе Г.Мусрепова затравили директора сельской школы, который оказался неугоден местному «олигарху». 
В свою очередь С. Ибраев отказывается от своих требований. 

Июль, 20
Александра Сергазинова, www.tobolinfo.kz (г. Костанай)

20 июля апелляционная инстанция Костанайского областного суда оставила без изменения решение городского суда, вынесенное по иску о защите чести, достоинства деловой репутации жителя Костаная Олега Бодни к журналисту Александре Сергазиновой.
Напомним, поводом для иска стала статья «На ул. Складской, 8 уже много лет предприниматели платят деньги другому предпринимателю ни за что», опубликованная на сайте www.tobolinfo.kz 3 октября 2017 года. А именно - предложение: «На каком основании предприниматель Олег Бодня взимал плату за землю?». Истец считает, что ответчица распространила сведения, не соответствующие действительности, потому что он предпринимателем не является, а руководит ТОО «Фарватер» и является работником субъекта предпринимательства; никакую плату ни с кого за сдачу внаем земельного участка, принадлежащего государству, он не взимал. Истец просил обязать ответчика публично опровергнуть сведения, не соответствующие действительности и порочащие честь и достоинство путем написания отдельной статьи и взыскать в его пользу 1 тенге в счет возмещения морального вреда. 

4 апреля суд первой инстанции оставил иск без удовлетворения. 

2.3. Досудебные претензии

Июль, 13

«Наша Газета» (г. Костанай)

Житель Костаная Женис Исмаков 13 июля обратился в редакцию еженедельника «Наша Газета» с досудебной претензией по поводу статьи корреспондента Татьяны Назарук «Подозреваемого в краже «айфона» на кассе супермаркета мужчину разыскивает полиция Костаная» (ng.kz, 11.07.2018 г.).

Как отмечает Исмаков, в тексте статьи указывается, что он якобы похитил сотовый телефон, при этом опубликованы фото и видео, на которых видно, что он приобретал продукты питания.

«С данной публикацией в СМИ я не согласен и факт кражи не подтвержден, доводы заявителя ошибочны, - пишет Ж. Исмаков. - До результатов расследования прошу исключить публикацию, поскольку кражу телефона я не совершал, а статья затрагивает мои честь и достоинство. Прошу принять меры по исключению в СМИ непроверенных данных».

В ответе на претензию редакция отмечает: в публикации журналист сообщает, что мужчина, чье изображение содержится на фото и видео, только подозревается в совершении кражи. Информации о том, что именно он украл телефон, в статье нет. При этом корреспондент приводит комментарий официального органа - пресс-службы ДВД Костанайской области и слова потерпевшей, которая говорит, что по ее мнению подозреваемым является мужчина, который стоял за ней в очереди в кассу.
Кроме того, 13 июля на сайте была опубликована статья «Полиция установила личность подозреваемого в краже "айфона" на кассе супермаркета в Костанае», в которой со ссылкой на пресс-службу ДВД сообщается об установлении личности подозреваемого, а также о том, что он не признает обвинение в краже.

Июль, 23

ТОО «Твой шанс», «Наша Газета» (г. Костанай)

Как сообщалось, в июне редакция «Нашей Газеты» по электронной почте получила досудебную претензию от исполнительного директора ООО «Издательская группа «ВК-медиа» (Российская Федерация). 
Он утверждает, что редакция «Нашей Газеты» к материалам «В Сарыколе может закрыться единственный в районе частный детский сад» (www.ng.kz, 09.12.2016 г.) и «Оказавшийся под угрозой закрытия частный детсад в Сарыколе продолжит работу» (www.ng.kz, 13.12.2016 г) использовала в качестве иллюстрации фотографии, принадлежащие «ВК-Медиа» без ссылки на источник. 

Автор претензии просит в 15-дневный срок с момента получения рассмотреть ее по существу, и за нарушение правил копирования и использования произведений правообладателя ООО «Издательская группа «ВК-медиа» произвести оплату согласно казахстанскому законодательству об авторском праве, в размере 481 000 тенге (200 МРП) или 60 000 рублей (по 30 000 рублей за каждый факт неправомерного использования).

Фото, взятое из поисковика в Интернете, было удалено с сайта «Нашей Газеты» в день поступления претензии, что, по мнению издательской группы, является признанием вины со стороны «Нашей Газеты» («НГ»). 
В своем ответе от 23 июля директор ТОО «Твой шанс» (издатель еженедельника «Наша Газета») Сергей Миролюбов отмечает, никакой факт нарушения исключительных прав издание не признавало: материалы сайта периодически редактируются (удаляются) редакторами «НГ» и отдельными журналистами в связи с утраченной актуальностью и ограниченным объёмом места на сайте.

Как поясняют в самой редакции, при размещении материалов на сайте  ng.kz для иллюстрации используют фотографии, сделанные фотографом или журналистами НГ, или фотографии, находящиеся в свободном доступе, которые можно найти по поиску. 

В претензии издательского дома также говорится о негативном отношении к воровству информации – текстов, при этом в претензии не указано, какой именно текст был заимствован и размещен на сайте  ng.kz.

В связи с вышеизложенным, для разбирательства по данному вопросу, ТОО «Твой шанс» предложило авторам претензии направить в офис дирекции ТОО «Твой шанс» следующие документы:

1) документы, подтверждающие полномочия исполнительного директора ООО «Издательская группа «ВК-медиа» на подписание претензий;

2) фотографии, о которых идёт речь в претензии, и документы, доказывающие, что фотографии не могли быть в свободном доступе.

Мониторинг подготовлен по сообщениям корреспондентов Фонда «Адил соз» 

и информации из открытых источников. 

Руководитель мониторинговой службы фонда «Адил соз» 

Елена Цой 

e-mail: lena@adilsoz.kz
По всем вопросам мониторинга вы можете также обратиться 
info@adilsoz.kz 
19

