[image: image1.png]


      

Международный Фонд защиты 

свободы слова «Адил соз» 
Нарушения свободы слова в Казахстане

 Январь 2019 года
Международный фонд защиты свободы слова «Адил соз» провел исследование  ситуации  в Казахстане с правом на свободу выражения, получения и распространения информации в январе 2019 года. 

Среди сообщений: 

- Министерство информации и коммуникаций РК по просьбе «Адил соз» предоставило «Отчет о проведении  исследования отечественного и зарубежного законодательства и опыта в области регулирования средств массовой информации и телерадиовещания», который, по словам директора департамента госполитики в области СМИ, ляжет в основу нового закона о СМИ. Рекомендации авторов отчета оптимизма не вызывают, считают правозащитники. 

- Международная правозащитная организация Human Rights Watch  отмечает, что в 2018 году ситуация в области прав человека в Казахстане остается негативной. 
- Уголовное дело по факту воспрепятствования профессиональной деятельности журналиста Олега Гусева прекращено за отсутствием состава преступления. Журналист намерен обратиться с жалобой в прокуратуру на вынесенное следственными органами постановление.

- Ермурат Бапи сообщил, что в Алматы некие «люди в штатском с бородой» оптом скупают свежий номер газеты «DAT. Общественная позиция». 

- Комитет по правам человека ООН зарегистрировал жалобу в интересах интернет-портала Ratel.kz.
В январе 2019 г. СМИ и гражданам в связи с осуществлением права на свободу выражения, получения и распространения информации вынесено 2 судебных акта по делам  о защите чести, достоинства и деловой репутации. Из них в пользу СМИ, журналистов и граждан – 2. 

В связи с осуществлением права на свободу выражения предъявлены:

- 3 обвинения в уголовном порядке. В том числе в судебном – 2;

- 8 претензий и исков в гражданском порядке. В их числе 7 претензий и исков о защите чести, достоинства и деловой репутации. 

Требования компенсации морального вреда  в январе по искам о защите чести, достоинства и деловой репутации  составили 51 млн.  тенге. Судами взыскано  1 млн. 450 тыс. тенге.
Оглавление
2I. ОБЩАЯ СИТУАЦИЯ


3II. ИЗМЕНЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА  О СВОБОДЕ ВЫРАЖЕНИЯ


6III. НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ


61. Задержания журналистов


72. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста


83. Нарушение принципа гласности судебного процесса


8IV. НАРУШЕНИЯ ПРАВА  НА ПОЛУЧЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ


91. Отказы, ограничения и нарушение сроков предоставления информации


112. Необоснованные ограничения доступа к веб-сайтам


12V. ОБВИНЕНИЯ СМИ И ГРАЖДАН В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПРАВА  НА СВОБОДУ ВЫРАЖЕНИЯ


121. Преследования в уголовном порядке


152. Преследования в гражданском порядке


152.1. Судебные иски


192.2. Досудебные претензии




I. ОБЩАЯ СИТУАЦИЯ
Январь, 18

Международная правозащитная организация Human Rights Watch в своем ежегодном докладе World Report 2018 заявила, что в Казахстане не произошло никаких значительных изменений в области прав человека и ситуация остается негативной.
«Свобода слова. HRW: «Независимых журналистов по-прежнему подвергают преследованиям, произвольным задержаниям и сфальсифицированным уголовным обвинениям».

Свобода Интернета. HRW: «Власти блокировали сайты, в том числе социальные сети», - говорится в докладе международной организации.

Январь, 17

В конце декабря 2018 г. Институт Катона (США) опубликовал исследование «Индекс свободы человека 2018». При расчете индекса по 79 показателям оцениваются личные, гражданские и экономические свободы, отражающие 12 сфер человеческой деятельности. Среди них: верховенство права, безопасность, свобода выражения и информации, свобода ассоциаций и гражданского общества, размеры государства, свобода религиозной практики и другие.

В рейтинге свободы человека Казахстан занял 90-е место в мире из 162. Самые низкие баллы у Казахстана по показателям свободы СМИ. Данные актуальны на 2016 год. Авторы исследования поясняют, что смогли собрать достаточно информации только на эту дату. 
В министерстве информации и коммуникации прокомментировали низкие баллы Казахстана, сообщает Informburo.kz. 

«В ежегодном докладе о состоянии ИЧС (Индекса свободы человека – АС.)  в мире за 2018 год не указаны причины ухудшения позиций Казахстана в рейтинге, в том числе по свободе выражения и информации. На снижение позиций Казахстана в ИЧС повлияли и другие субиндексы. Например, по свободе религии снижение с 6,5 балла в 2017 году до 5,5 балла в 2018 году», – написали в МИК РК в ответе на официальный запрос редакции. 
В МИК отметили, что факты нарушения закона в отношении журналистов в Казахстане расследуют исключительно в плоскости права, и в стране не ограничивают свободу слова. Выбор тематики публикуемых материалов и направлений редакционной политики являются «исключительной прерогативой самого СМИ».
Январь, 23

СМИ г. Актобе

Аким Актюбинской области Бердыбек Сапарбаев после отчета своего заместителя М. Тогжанова выразил недовольство работой актюбинских СМИ. Он считает, что  надо подавать новости в более позитивном ключе и меньше акцентировать внимание на негативных моментах: «Где правоохранительные органы, общественники, СМИ? Мы говорим, юбилей города будем отмечать. И как? Иностранец, который наши СМИ читает, скажет: почему я туда поеду? Если там каждый день дерутся, обстановка страшная, невозможно зайти в ресторан, ночевать в гостинице, ходить по улицам, какой инвестор приедет? Инвестор в первую очередь смотрит СМИ, в том числе Интернет. (…) Мы же должны совместно принимать какие-то меры. Как новому заместителю я вам давал задание, пока это выполняется плохо. Надо работать со СМИ. Они тоже жители Актобе. Можно по-разному подать материал, а у нас подают, что ой, страшно в Актобе».
Январь, 09

Депутат Мажилиса парламента Нуртай Сабильянов на пленарном заседании обратился с депутатским запросом к министру информации и коммуникаций Даурену Абаеву. Запрос касается освещения в СМИ массовой драки 1 января возле ресторана «Древний Рим» в Караганде.
Н. Сабильянов считает: «…касательно данного случая некоторыми средствами массовой информации приводятся разные сведения. Нашей целью является сохранение политической стабильности и общественного согласия, продолжение экономического развития и укрепление независимости Республики Казахстан, целостности государства». В связи с этим депутат просит Даурена Абаева «обеспечить объективность, конкретность и проверку материалов СМИ касательного данного случая». 
16 января в кулуарах правительства Даурен Абаев, отвечая на вопросы журналистов, как следят за пользователями в социальной сети, сказал: «Люди должны понимать, что несут ответственность за все свои действия. Если люди пишут посты, где разжигают межнациональную рознь, межрелигиозную нетерпимость, конечно, будут нести ответственность. Одна из функциональных обязанностей министерства информации и коммуникации – мониторинг информационного пространства». Как сообщил Абаев, данные о призывах к насилию министерство передает в правоохранительные органы.
На вопрос журналистов, существует ли у ведомства так называемый «списочек блогеров», министр ответить не смог, попросив обратиться с письменным запросом, на который пообещал предоставить количество сайтов и ссылок, которые заблокированы и переданы в органы.  
Январь, 15

Все СМИ

Председатель Есильского районного суда №2 города Астаны Бахытжан Есенов на брифинге привел статистику по обращениям граждан об оскорблении чести и достоинства и клевете в столице.

Так, в 2018 году судом рассмотрено 67 дел по частным обвинениям по 130 и 131 статьям УК РК. Из 67 материалов 26 принято к производству, вынесено 12 приговоров, прекращено 8 дел, и одно дело направлено по подсудности. 

По данным Б. Есенова, по частным обвинениям в основном выносили оправдательные приговоры.

II. ИЗМЕНЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 
О СВОБОДЕ ВЫРАЖЕНИЯ

Январь, 18

По настоятельной просьбе «Адил соз» Министерство информации и коммуникаций прислало  «Отчет о проведении  исследования отечественного и зарубежного законодательства и опыта в области регулирования средств массовой информации и телерадиовещания». На сайте министерства его нет, так что публикуем,  с разрешения Уполномоченного органа, у себя http://www.adilsoz.kz/politcor/show/id/242/parent/2

Это то самое исследование, за которое министерство заплатило 13 с лишком млн. тенге и предварительное обсуждение которого вызвало много, скажем деликатно, сомнений.  Оно большое, 170 страниц, но советуем набраться терпения и прочитать, много интересного.

Есть мысли очень демократичные. Авторы честно признали «высокую степень правовой регламентации общественных отношений, складывающихся в процессе деятельности СМИ», несоответствие ответственности за клевету международным стандартам, неэффективность госинформзаказа и кое-что еще.
Они проштудировали много литературы и  хорошо описали мировые проблемы и поиски, связанные с вторжением в нашу жизнь Интернета.

Рекомендации же оптимизма так и не вызвали. Конкретных мало, и большинство их продиктованы ревностной заботой о тайне личной жизни. Например:  «следует предусмотреть положение, согласно которому лицо, располагающее информацией о том, что кто-то намеревается распространить сведения или изображения в отношении его частной жизни, может возбудить чрезвычайный судебный процесс, такой, как упрощенное производство о временном распоряжении или судебном приказе об отсрочке распространения таких сведений, на основании оценки судом существа иска о вторжении в личную жизнь».  «В целом в Казахстане создана достаточная законодательная база для обеспечения информационных прав граждан», - констатируют нанятые министерством исследователи, и резюмируют: «Главной проблемой обеспечения информационных прав граждан в Казахстане является точное разграничение свободы распространения мнений и неприкосновенности частной жизни. Для того, чтобы законодательно установить баланс между двумя этими основополагающими правами, целесообразно предусмотреть в законе о персональных данных право на забвение, а законодательство о средствах массовой информации привести в соответствие с законодательством о персональных данных».

Смущают фигуры умолчания о препятствиях в создании СМИ, необоснованных ограничениях и наказаниях, о разорительных компенсациях, а также откровенные комплименты заказчику, министерству информации и коммуникаций. Удивляет, что в списке исследованных национальных документов отсутствует Гражданский кодекс РК (не потому ли обойдено вниманием неумышленное причинение морального вреда?).  Удивляет логика типа «сам факт того, что Программа «Информационный Казахстан-2020» прекратила существование, может свидетельствовать о досрочном достижении указанных приоритетов», сама композиция исследования несколько… негармонична.

Но главное не это. Главное, что это исследование, по словам директора департамента государственной политики в области СМИ Бекзата Рахимова, ляжет в основу нового закона о СМИ.  «Каким он (закон) будет - над этим мы ещё думаем. Мы проводили исследование и сейчас на стадии приёма результатов. Вначале будет межведомственное обсуждение, где мы решим, с каким вариантом выходить к общественности для обсуждения.  Это будет просто новый закон о СМИ, может быть, закон «О средствах массовой коммуникации» или закон, который объединит законы о СМИ и о теле- и радиовещании. Может быть, кодифицированный закон по вопросам информации, где СМИ будет посвящено несколько отдельных глав.  Вариантов масса», - пояснил он на XI Медиакурултае (https://forbes.kz/massmedia/ministerstvo_informatsii_hochet_bolshe_regulirovat_internet/ ).

А что с другими исследованиями, которые были сделаны специалистами с мировым именем? О них полный молчок. Что с рекомендациями ОБСЕ, ООН, ЮНЕСКО? Некоторые из них в заказном исследовании упоминаются, приводятся даже 2-3 цитаты, но если в целом, то они, получается, побоку? А наши, национальные независимые эксперты и журналисты?

 «Адил соз» еще в прошлом году предлагал министерству начинать вместе и получил ответ: подождите, пока правительство не определится с концепцией, это дело долгое. Все должны молча ждать, когда межведомственный междусобойчик  родит и преподнесет нам новый законопроект. Вот тогда нам разрешат полаять на официальный караван.
Январь, 29

29 января фонд «Адил соз» получил подробный ответ от  министерства информации и коммуникаций на свой запрос по поводу совместного с Министерством национальной экономики РК приказа «Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочного листа за соблюдением законодательства Республики Казахстан о средствах массовой информации» от 16 декабря 2018 г.

На вопрос: «Почему к высокой степени риска отнесены собственники периодических печатных изданий, а собственники сетевых изданий и интернет-ресурсов не отнесены к категории объектов с высокой степенью рисков? Печатное слово сильнее сетевого?» в ответетза подписью председателя Комитета информации Е.Нукежанова сказано: «Согласно имеющимся статистическим данным, основная часть нарушений, входящих в проверочные листы, допускается собственниками периодических печатных изданий».

Реплика:

Территория распространения сетевых изданий и интернет-ресурсов не ограничена, в отличие от печатных СМИ. Следовательно, информация, опубликованная в печатных СМИ, имеет гораздо меньшую территорию распространения. И статистика по всем казахстанским СМИ, по глобальному Интернету отсутствует. Может, причина и кроется в неограниченности интернет-ресурсов?!

Полный текст ответа уполномоченного органа можно посмотреть на сайте фонда http://www.adilsoz.kz/page/show/id/17
Январь, 09

9 января глава государства Н. Назарбаев подписал Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам рекламы». 

Законом вносятся изменения и дополнения в 4 кодекса (Земельный, Бюджетный, КоАП, Налоговый) и 17 законов. 

Изменениями и дополнениями:

- в Кодекс РК об административных правонарушениях в числе других также вводится административная ответственность за недобросовестную и недостоверную рекламу, рекламу в дни национального траура на теле- и радиоканалах;
- в Закон РК «О средствах массовой информации» в компетенцию уполномоченного органа вводится не только утверждение правил проведения мониторинга СМИ РК, но и методики его расчета (начнет действовать с 11 апреля 2019 г.).

Кроме того, Статья 14. Распространение продукции средства массовой информации закона «О средствах массовой информации» дополнена пунктом, запрещающим размещать информацию о товарах (работах, услугах) в целях реализации с указанием цены (тарифов, расценок, ставок) не в тенге.
Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам рекламы» вводится в действие с 21 января 2019 г. 

Январь, 11

11 января вступил в действие Приказ Министра информации и коммуникаций Республики Казахстан от 28 декабря 2018 года № 553 «Об утверждении правил и методики присвоения информационной продукции возрастной классификаций». 

Документ определяет 6 возрастных категорий, которые до начала распространения должны присваиваться на информационную продукцию собственниками на произведенную в РК информацию, а также распространителями на информпродукцию, ввозимую на территорию Казахстана. 
Производители или распространители информационной продукции при ее маркировке должны учитывать: 1) тематику, жанр, содержание и художественное оформление информационной продукции; 2) особенности восприятия детьми определенной возрастной категории информации, содержащейся в информационной продукции; 3) вероятность причинения вреда здоровью и развитию ребенка.
III. НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ
1. Задержания журналистов
Январь, 03

Жанагуль Журсин, радио Азаттык (Актюбинская область)

3 января актюбинские полицейские задержали журналиста радио Азаттык Жанагуль Журсин.

Жанагуль по заданию редакции присутствовала на оглашении приговора руководителю финансовой пирамиды. После оглашения приговора группа поддержки осужденного, более 300 человек, разгромила зал суда. Потом толпа хлынула на улицу. Туда к тому времени подъехали три автобуса спецназа.

Жанаргуль Журсин снимала происходящее на видео. По ее словам, не представившийся полицейский стал запрещать ей съемку. Журналист показала служебное удостоверение ему и другим присутствовавшим при конфликте полицейским и сотрудникам прокуратуры. Тем не менее, по ее словам, ее запихнули в полицейский автобус и повезли в Заводской отдел полиции. Жанаргуль удалось позвонить собкору «Адил соз» и рассказать о случившемся.

Пресс-секретарь Департамента полиции Актюбинской области, которому корреспондент «Адил соз» сообщил о задержании журналиста, сказал: «Разберемся». По словам Журсин, от нее требовали написать объяснительную, потом сообщили, что задержали ее по ошибке, и отпустили. Девушке удалось найти такси, чтобы добраться до дома.
Комментарий «Адил соз»
Напомним, что закон РК «О средствах массовой информации» защищает право «присутствовать по предъявлению удостоверения журналиста в районе стихийных бедствий, на митингах и демонстрациях, а также при иных формах выражения общественных, групповых и личных интересов и протеста», за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста предусмотрена уголовная ответственность.
Январь, 09
Оркен Жоямерген, Ержан Амирханов, радио Азаттык (г. Астана)

9 января в Астане полиция задержала репортера радио Азаттык Оркена Жоямергена и оператора Ержана Амирханова. Их доставили в участковый пункт полиции, а позднее отпустили.

По телефону журналист сообщил, что по пути к зданию парламента он и оператор увидели, что несколько женщин с плакатами в руках протестуют у здания правительства. По словам Жоямергена, полиция задержала его вместе с оператором после того, как последний приготовился снимать происходящее на видеокамеру. Их усадили в автомобиль и повезли в участковый пункт полиции № 13 УВД района Есиль. Участниц протеста, сообщил Жоямерген, тоже забрала полиция. Из-за задержания журналисты не узнали, чего хотели протестующие.

В полиции репортеру заявили, что он и оператор были задержаны «по ошибке». При этом, сообщил Жоямерген, силовики требовали удалить снимки с фотокамеры.

2. Угрозы журналистам
Январь, 17

Ольга Лихограй, Николай Соловьев, «Наша Газета» (г. Костанай)
Корреспондент еженедельника «Наша Газета» Ольга Лихограй и фотокорреспондент этого издания Николай Соловьев 17 января пришли в суд № 2 Костаная на оглашение приговора по делу жителя Костаная Жаслана Рамазанова, который обвинялся в самоуправстве. 

Еще до оглашения приговора Рамазанов повел себя агрессивно. Увидев, что его фотографируют, начал угрожать корреспонденту «НГ» разбить камеру: «Не снимайте меня! Я вам сейчас камеру разобью!». Только после замечаний со стороны судебных приставов и журналистов разных СМИ подсудимый успокоился. 

После оглашения приговора, выходя из зала заседаний, он толкнул  Ольгу Лихограй, еще раз заявив: «Не надо писать обо мне! Я с вами разберусь!».
2. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста

Январь, 31

Олег Гусев (г. Темиртау)

Уголовное дело по факту воспрепятствования профессиональной деятельности журналиста Олега Гусева со стороны менеджеров АО «АрселорМиттал Темиртау» прекратили за отсутствием состава преступления.

Напомним, история началась в октябре 2018 года.

В предыстории дела - иск о защите деловой репутации «АрселорМиттал Темиртау» к Олегу Гусеву.  На суде по этому спору журналист представил соглашение между ним и компанией. Согласно документу, журналист должен полностью признать заявленные исковые требования и перестать публиковать любую негативную информацию о деятельности «АМТ». Со своей стороны, компания обязуется «разблокировать» подрядную фирму, в которой работает родственник журналиста.

Олег Гусев счел это шантажом и разместил соответствующее заявление в Facebook’e. Полицейские Карагандинской области, мониторя социальную сеть, обнаружили это заявление и возбудили уголовное дело по части 2 статьи 158 УК РК (Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста).

Юридический представитель журналиста Камиль Каримов не согласен с переквалификацией и закрытием дела: «Сначала дело переквалифицировали со второй части на первую, убрав все квалифицирующие признаки и прекратив досудебное расследование, они сослались на отсутствие состава преступления в действиях подозреваемых лиц. Мы конечно не согласны, почему - не могу сказать, потому что это тайна. Жалобу подготовили, поедем к генеральному прокурору. Мы намерены отстаивать все до конца», - заявил Камиль Каримов корреспонденту «Курсива».

Напоминаем, что ответственность за воспрепятствование профессиональной деятельности журналиста имеется в Уголовном кодексе РК с 1998 года. Иногда дела по этой статье возбуждались, но ни одно так и не дошло до суда.
Январь, 24 

Шуддин Саидов, ТК «Отырар» (г. Шымкент) 

После того, как в Сети появилось видео об ужасных условиях в средней школе «Айнабулак»,  чиновники пообещали исправить ситуацию. Журналист телеканала «Отырар» Шуддин Саидов приехал в поселок Манкент, чтобы посмотреть, изменилось ли что-то в учебном заведении. Увидев журналистов, директор школы потребовал показать разрешение на съемку и потребовал, чтобы группа телеканала покинула здание школы. Он категорически отказывался отвечать на вопросы. Оператор успел снять плохие условия, в которых продолжают учиться дети. 

Позже к школе подъехал аким сельского округа Манкент, который пояснил, что ситуация под контролем. Он обещал, что в ближайшее время учеников переселят в новую школу.
3. Нарушение принципа гласности судебного процесса
Январь, 14

СМИ г. Алматы

Прибывшие в специализированный межрайонный суд по уголовным делам города Алматы для освещения процесса по убийству Дениса Тена журналисты лишены  возможности полноценно освещать слушания.

В момент дачи показаний  обвиняемого Армана Кудайбергенова корреспондент сайта Informburo.kz  Серикжан Маулетбай и журналисты других СМИ находились в зале для представителей СМИ.

С. Маулетбай сообщил: «Мы сидим в зале для прессы, судья не раз выгоняла из зала суда присутствующих  непосредственно на процессе журналистов. В данный момент ничего не видно и непонятно.  Суд ограничил нас в доступе и ограничил получение информации с открытого процесса. В итоге никто не увидел видео, которое всем показывали в зале».
IV. НАРУШЕНИЯ ПРАВА 
НА ПОЛУЧЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ
Январь, 21

Маржан Нусипбек, «Первый канал «Евразия» (г. Астана)

21 января для съемки сюжета на тему «Предупреждение гриппа и простудных заболеваний» для группы риска - детей и беременных женщин, корреспондент программы «Кайырлы тан» - «Доброе утро» телеканала «Первый канал «Евразия» Маржан Нусипбек обратилась к нескольким специалистам медицины. Журналист получила согласие на съемку на рабочем месте одного из специалистов — гинеколога многопрофильной клиники «GRAND PRIX» и заранее отправила ей основные вопросы. 
Однако назначенная на 16.00 часов съемка была прервана маркетологом многопрофильной клиники «GRAND PRIX» Натальей  Поймановой. Маркетолог поставила перед съемочной группой два условия: съемки будут проводиться только в том месте, которое она укажет и в титрах интервью со специалистом должно быть название «Многопрофильная клиника «GRAND PRIX». Корреспондент Маржан Нусипбек не согласилась с условиями маркетолога, объяснив, что является журналистом и не может решать вопросы рекламы. Продолжить работу съемочной группе не разрешили. 
Январь, 31

«DAT. Общественная позиция» (г. Алматы)

31 января «главный читатель» газеты «DAT. Общественная позиция» Ермурат Бапи сообщил в Facebook’e, что в Алматы из киосков, торговых лотков на рынках и у крупных закупщиков печатной продукции некие «люди в штатском с бородой» оптом скупают свежий номер газеты. 

«В общем, для нас это была известная и извечная технология, когда по воле властей скупался тираж газеты с торговли, чтобы определенная информация не просочилась в массы. Эту «акиматскую операцию» в основном проводили специалисты внутренней политики и КНБ. Но в этот раз оптовую скупку газеты производят «люди с бородой», наверняка догадываетесь, о ком идёт речь», - пишет Ермурат Бапи. 

Главный читатель «DAT» полагает, что «люди с бородой» - это гонцы миллионера Динмухамеда Идрисова, героя публикаций «Кто бросил вызов Нурсултану Назарбаеву?» (DAT, 17.01.2019 г.) и «Кто крышует «КИДАЛУ»?» (DAT, 31.01.2019 г.). 

По словам Бапи, 17 января была точно такая же ситуация на рынках Алматы и Шымкента. 

«Напоминаем ему (организатору оптовой скупки – АС) высказывание Уинстона Черчилля: «Бороться с газетой подобно стричь поросёнка - шерсти мало, а визгов много», - пишет Бапи.
Январь, 14

СМИ Алматы

Журналист Аделаида Ауеспекова в судебном очерке «Кто они – убившие Дениса Тена?», написанном специально для Esquire, рассказывает, что после открытия заседания журналистов просили удалиться из зала суда. 

«Нас отводят в соседнее помещение с прямой видеотрансляцией. В маленьком кабинете для прессы ютятся 30 человек. Журналисты борются за места получше, поближе к телевизору и колонкам, и тут важно не зазеваться. Поначалу мы возражали и просили судью (Кеншилика Абдельденова – АС.) разрешить нам присутствовать в зале, но он остался непреклонным», - говорит журналист.
1. Отказы, ограничения и нарушение сроков предоставления информации

Январь, 01

Айнура Акбаева, ИА «Казинформ» (г. Шымкент) 

1 января возле одного из ресторанов г. Шымкента произошла массовая драка. Корреспондент международного информационного агентства «Казинформ» Айнура Акбаева попыталась узнать подробности происшествия в департаменте полиции г. Шымкента. Пресс-секретарь ведомства Асель Саденова не отвечала на звонки журналиста. В этот же день более подробная информация со ссылкой на департамент появилась на одном из городских новостных сайтов. По словам Айнуры, из-за того, что пресс-секретарь департамента полиции г. Шымкент часто игнорирует ее звонки и запросы, оперативно получить интересующие ее сведения не удается.
Январь, 07

Стас Киселев, «Время» (г. Костанай)
Спецкор газеты «Время» Стас Киселев в октябре 2018 года отправил запрос о реализации госпрограммы «Стимулирование продуктивных инноваций» по трем электронным адресам, указанным в контакт-листе сайта Комитета науки Министерства образования РК и закрепленным за тремя заместителями председателя комитета. Через 3 недели Киселев попытался выяснить по телефону, когда будет предоставлен ответ, но сотрудники комитета затруднились с ответом. В начале декабря Киселеву позвонил сотрудник комитета, который, извинившись за задержку, пообещал «очень скоро» ответить на все вопросы. 

Как сообщил Киселев в статье «Проекты из отходов», опубликованной на сайте газеты «Время» 7 января, письма были приняты, о чем свидетельствовали уведомления, но ответов на запрос ни от кого не поступило. 

Январь, 11

Артем Марусич, «Наша Газета» (г. Костанай)
Корреспондент еженедельника «Наша Газета» Артем Марусич 13 декабря отправил по электронному адресу, указанному на сайте Министерства информации и коммуникаций РК, запрос министру информации и коммуникаций РК Даурену Абаеву по поводу адресных табличек, установленных на зданиях в Костанае. На табличках с QR-кодами отсутствует информация на русском языке. 

Руководитель Костанайского областного управления по развитию языков Гульжан Мендекинова сообщила редакции, что изготовили их по рекомендуемым образцам из Министерства информации и коммуникаций РК в рамках реализации п.70 госпрограммы «Цифровой Казахстан». Также она сообщила, что управление направило письмо в Министерство информации и коммуникаций с просьбой разъяснить эту ситуацию и привести адресные таблички в соответствии с нормами законодательства  о языках. 
Журналист в запросе просил разъяснить ситуацию.

До 11 января ответ предоставлен не был.
Январь, 11

Артем Марусич, «Наша Газета» (г. Костанай)
Корреспондент еженедельника «Наша Газета» Артем Марусич 13 декабря отправил по электронному адресу министру информации и коммуникаций РК Даурену Абаеву запрос, касающийся ограничения доступа к сайту редакции на территории РК. Еще в середине ноября МИК РК на своей странице в Facebook заявило о непричастности к блокировке издания и о проводимой работе по выяснению причин неработоспособности ресурса. Журналист просил сообщить, удалось ли министерству выяснить причины проблем с доступом к сайту «Нашей Газеты».

До 11 января ответ предоставлен не был.

Январь, 16 

Анастасия Новикова, ТК «Отырар» (г. Шымкент) 

16 января в эфире телеканала «Отырар» в программе «Новости» вышел материал Анастасии Новиковой о том, что в Шымкенте во фронт-офисе акимата города начался прием документов на жилье от очередников. Перед госучреждением выстроилась длинная очередь, люди начали ругаться между собой и скандалить.
Как сообщается в материале, в это время сотрудники фронт офиса спрятались в здании и закрыли двери. Объяснить съемочной группе телеканала, что происходит, никто из них не рискнул. Журналистам не удалось попасть в здание госучреждения.
Январь, 23

Алиса Войташенко, eKaraganda.kz (г. Караганда)

В редакцию сайта eKaraganda.kz обратился один из жителей Караганды с квитанциями, по которым тариф на газ, поставляемый компанией «AlemGaz», увеличился на 11,64 тенге. 

С официальным запросом 10 января редакция обратилась в Департамент по регулированию естественных монополий по Карагандинской области, попросив дать разъясняющую информацию, вырос ли тариф на услуги газоснабжения в Караганде. В течение 10 рабочих дней ответ на запрос получен не был.

Январь, 29

Анастасия Новикова, ТК «Отырар» (г. Шымкент) 

В редакцию телекомпании «Отырар» обратились жители 11-го микрорайона Шымкента. Люди заявили, что тротуар во дворе их дома собираются незаконно убрать. В ситуации попыталась разобраться журналист Анастасия Новикова. Выслушав горожан, журналист обратилась в городское управление земельных отношений. Она попросила прокомментировать на камеру,  законно ли сносят тротуар. В управлении пообещали дать разъяснения. Когда Анастасия Новикова подъехала в госучреждения для записи интервью, ответственные сотрудники комментировать ситуацию отказались, не объяснив причину.
Январь, 29

Радио Азаттык (г. Алматы)

Радио Азаттык направил в департамента уголовно-исполнительной системы (ДУИС) по Алматинской области вопросы о том, сколько жалоб на действия сотрудников учреждения ЛА-155/4 (пос. Жаугашты Алматинская область) поступило в 2018 году и в скольких случаях жалобы были признаны обоснованными. Как сообщает репортер Азаттыка Казис Тогузбаев в статье «Я звоню вам из учреждения ЛА-155/4…», эти вопросы департамент оставил без ответов. 

Январь, 31 

Ирина Абрамова, «Литер» (г. Шымкент) 

Собственный корреспондент республиканской общественно-политической газеты «Литер» в Шымкенте Ирина Абрамова готовила материал для рубрики «Лица партии». По заданию редакции ей необходимо было записать интервью с акимом города Габидуллой Абдрахимовым. Журналист обратилась в пресс-службу акимата. Там потребовали официальный запрос. 15 января редакция отправила запрос в акимат, но ответ так и не получила. Звонки и сообщения от Ирины Абрамовой в пресс-службе стали игнорировать.
Январь, 31

Бахрам Талибжанов, телеканал «Астана» (г. Шымкент) 

В Шымкенте родители детей с диагнозом аутизм обратились к акиму города с просьбой выделить здание для реабилитационного центра. Градоначальник обещал помочь. Журналист телеканала «Астана» Бахрам Талибжанов попытался узнать, как продвигается дело с выделением помещения. В пресс-службе акимата журналисту сказали, что не могут предоставить спикера для интервью, и поручили организовать интервью городскому управлению здравоохранения. Когда журналист обратился в управление,  ему пояснили, что вопрос не в их компетенции, и отказались от комментария. Бахрам Талибжанов вновь обратился в пресс-службу акимата, где ему пообещали дать официальный ответ, но вновь отмолчались. После чего журналист позвонил напрямую заместителю акима г. Шымкент Курманбековой Г. М., а также первому заместителю акима г. Шымкент Нуртай К.Ы. Но узнать о судьбе центра Бахраму так и не удалось.
2. Необоснованные ограничения доступа к веб-сайтам
Январь, 08

«Наша Газета» (г. Костанай)

16 ноября 2018  года «Адил соз» направил в Генеральную прокуратуру,  Комитет национальной безопасности и Министерство информации и коммуникаций РК обращение по поводу незаконной блокировки сайта «Нашей Газеты» www.ng.kz. Напомним, 15 ноября портал www.ng.kz внезапно перестал открываться.

Ответ «Адил соз» получил уже в 2019 году, но очень обстоятельный. К письму за подписью вице-министра  информации и коммуникаций Н. Мауберлиновой приложены копии ответов из АО «Транстелеком», АО «ASTEL», АО «KazTransCom» и  Государственной технической службы КНБ РК. Все они сообщают одно и то же:  к блокировке непричастны.

К счастью, редакция «Нашей газеты» уже через неделю после закрытия своего сайта, не дожидаясь результатов официального расследования, сменила протокол безопасности и восстановила связь с пользователями своего контента.
Январь, 08
8 января казахстанцы жаловались на затруднения с доступом в интернет и проблемы с сотовой связью. В этот день каких-либо разъяснений на официальном сайте «Казахтелекома» и в социальной сети Facebook не было.
9 января министерство информации и коммуникаций сообщило о произошедшем кратковременном сбое телекоммуникационного оборудования магистральных операторов связи: «Он привел к переключению на резервное оборудование. В этот период в момент переключений на резерв и обратно наблюдались непродолжительные проблемы в получении услуг связи, которые оперативно были устранены». 
Январь, 15

С конца 2018 года казахстанцы жалуются на трудности в вечернее время с доступом к популярным мессенджерам и социальным сетям. 15 января в кулуарах правительства министр информации и коммуникаций РК Даурен Абаев в очередной раз сообщил журналистам, что его ведомство к проблемам доступа в интернет отношения не имеет. 
Министр предположил, что «это происходит, когда техническая нагрузка такая серьезная», и предложил казахстанцам обращаться к операторам связи: «Вам надо обратиться к операторам связи. Ставьте вопрос о качестве связи, вы как пользователи имеете на это право». 
V. ОБВИНЕНИЯ СМИ И ГРАЖДАН В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПРАВА 
НА СВОБОДУ ВЫРАЖЕНИЯ

1. Преследования в уголовном порядке

Январь, 03

Елена Кузнецова, «Квартал» (г. Петропавловск)

В Петропавловский городской суд обратилась Олеся Дацко с просьбой привлечь к уголовной ответственности корреспондента газеты «Квартал» Елену Кузнецову за клевету (ст. 130 УК РК). 
Поводом для разбирательства послужили статьи, вышедшие в газете 15 и 22 ноября 2018 г. – «Разоблачение российского инвестора «Хотите правды получайте» и «Серые съемы российского инвестора». 

О.Дацко считает, что указанные публикации содержат не подтвержденные приговором утверждения журналиста о совершении частным обвинителем мошенничества (афер) «и других преступных деяний». 

Январь, 28

Анна Половинкина (г. Темиртау)

В Темиртауском городском суде Карагандинской области рассматривалась жалоба частного обвинения руководителя ясли-сада № 7 «Куаныш» Жанат Зияшовой, требовавшей привлечь к уголовной ответственности за клевету (ст. 130 УК РК) жительницу города Анну Половинкину. 

Поводом для обвинений послужили коллективная жалоба родителей в министерство образования и Агентство  РК по делам госслужбы с просьбой проверить факты о нарушениях в ясли-саде (о них рассказывалось в публикации «Вечерней газеты» от 17.10.2018 г.), интервью Половинкиной, вышедшее в «Вечерней газете» и в новостях по каналу «ТТК».
Кроме того, пишет директор ясли-сада, в групповом чате Instagram распространялась информация о том, что детей не докармливают в садике, была фотография продуктов с малым весом. 

Помимо привлечения А. Половинкиной к уголовной ответственности, Жанат Зияшова просит взыскать с нее моральный вред в размере 200 тыс. тенге и представительские услуги в сумме 120 тыс. тенге.

Анна Половинкина вину не признала, пояснив, что о нарушениях в дошкольном учреждении узнала из публикации в газете и вместе с другими родителями (более 70 человек) обратилась в министерство и агентство с просьбой подтвердить или опровергнуть эти факт. Ее фамилия в обращении была указана как адресат, на чье имя придет ответ. В интервью СМИ она также озвучивала информацию, которую прочитала в газете. Также А. Половинкина сообщила, что в социальных сетях никакую негативную информацию не писала. Об этом же сказали и вызванные на заседание свидетели. 
Журналист «Вечерней газеты» Л. Пороховая, вызванная на процесс как свидетель, подтвердила, что обвиняемая не давала никакой информации для критического материала, вышедшего в октябре 2018 г., данные о нарушениях были получены в отделе образования г. Темиртау. 
27.12.2018 г. Темиртауский городской суд признал Анну Половинкину  невиновной по ст. 130 ч. 2 УК РК («Клевета») и оправдал за отсутствием в ее деяниях состава преступления. Также суд признал за Половинкиной право на возмещение вреда, причиненного незаконным привлечением к ответственности. 
Частный обвинитель обратилась в Карагандинский областной суд с апелляционной жалобой на оправдательный приговор. Слушания назначены на февраль 2019 г. 
Январь, 11

Лукпан Ахмедьяров (г. Уральск)

Уральский городской суд Западно-Казахстанской области прекратил производство по уголовному делу по обвинению журналиста Лукпана Ахмедьярова в клевете (ст. 130 УК РК, ч. 2). 
Напомним, в суд с частной жалобой на журналиста обратился бывший сотрудник правоохранительных органов Игорь Зинченко. Он считает, 3 декабря в своем посте в Facebook’е Л. Ахмедьяров распространил заведомо ложную, порочащую его честь и достоинство информацию о том, что И. Зинченко пересек границу как гражданин РФ. 

Игорь Зинченко утверждает: он никогда не приобретал и не имеет другого гражданства кроме казахстанского.

В ходе рассмотрения дела, от Игоря Зинченко поступило заявление о прекращении уголовного дела в отношении Лукпана Ахмедьярова в связи с примирением. 

В связи с этим 11 января суд вынес соответствующее постановление. 

Январь, 10
Алия Байдилдаева (г. Алматы)

10 января апелляционная коллегия Алматинского городского суда оставила без изменения оправдательный приговор, вынесенный Алие Байдилдаевой, обвиняемой в клевете.

Напомним, частный обвинитель Омирзак Аметулы обратился в суд № 2 Бостандыкского района Алматы с требованием привлечь А. Байдилдаеву к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 130 УК РК.
Поводом стало ее интервью телеканалам «Казахстан», «Евразия-1 и «КТК», вышедшие в эфир в ноябре 2017 года, о том, что в 2007 году, когда ей было 17 лет, она подверглась сексуальному насилию со стороны бывшего акима г. Шымкента Омирзака Аметулы. От него, по словам Байдилдаевой, впоследствии она родила двоих детей. Также Алия Байдилдаева рассказывала, что О. Аметулы не оказывает ей и ее детям достаточную материальную помощь.

Районный суд, приняв во внимание, «что по факту вступления в половую связь» А. Байдилдаева в полицию не обращалась, а обе дочери рождены ею в совершеннолетнем возрасте, счел ее доводы в интервью оценочным суждением, которое не может квалифицироваться как клевета. А информацию о недостаточном оказании помощи – добросовестным заблуждением относительно достоверности распространяемых сведений, которое также исключает ответственность за клевету.

9 ноября 2018 г. суд первой инстанции признал Алию Байдилдаеву невиновной в клевете и оправдал ее за отсутствием в ее деянии состава и события уголовного правонарушения.
Январь, 22

Дмитрий Матвеев, «Диапазон» (г. Актобе)

Как сообщалось, 30 ноября 2018 г. суд № 2 г. Актобе признал журналиста Дмитрия Матвеева невиновным по части 2 ст. 130 УК РК и оправдал за отсутствием в его действиях состава уголовного правонарушения. За Матвеевым также признано право на реабилитацию и возмещение вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности.

Напомним, в клевете журналиста обвинила осужденная в ноябре 2016 года на 9 лет лишения свободы Ирина Гурко. Поводом  стали статьи «Юристов тоже подозревают и арестовывают» («Эврика», 04.11.2015 г.), «Светскую львицу отправила за решетку на 9 лет» («Эврика», 09.11.2016 г.). Публикации были подготовлены по материалам следствия, открытого судебного процесса и приговора суда.

Ирина Гурко утверждала, что в публикациях журналист распространил заведомо ложные сведения, которые «так или иначе задевают ее честь и достоинство».  
22 января апелляционная инстанция Актюбинского областного суда оставила оправдательный приговор без изменения, апелляционную жалобу Ирины Гурко – без удовлетворения. 
Январь, 05
Пресс-служба Карагандинской области сообщила ИА «КазТАГ», что после массовой драки и убийства в новогоднюю ночь в одном из ресторанов Караганды в социальной сети «ВКонтакте» выявлен комментарий, призывающий к применению насилия по отношению к представителям определенной национальности. 
По данному факту 5 января департаментом полиции Карагандинской области начато досудебное расследование по ст. 174 (Возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни) УК РК. В прокуратуре Карагандинской области повторно предупредили о недопустимости распространения в СМИ подобных публикаций и призвали граждан не поддаваться провокациям.

Январь, 28

МВД РК предупредило об уголовной ответственности за распространение заведомо ложной информации и возбуждение межнациональной розни. Поводом стало распространявшееся в Казнете видео, на котором группа из пяти человек избивает двоих мужчин перед зданием кафе. В Сети прошла информация, что события якобы прошли в Сайрамской районе Туркестанской области. 

28 января пресс-секретарь МВД Алмас Садубаев сделал заявление о том, что видео снято в Наманганской области Узбекистана, участниками драки являются граждане этой страны. 

«Вместе с тем в казахскоязычном сегменте интернета выявлены факты распространения указанного видео с комментариями, разжигающими межнациональные отношения», — сказал А. Садубаев.
2. Преследования в гражданском порядке
2.1. Судебные иски
Январь, 08

Ratel.kz (г. Алматы)

Комитет по правам человека ООН зарегистрировал жалобу в интересах интернет-портала Ratel.kz. У Казахстана, согласно процедурам, есть три месяца  для того, чтобы ответить по вопросу приемлемости дела. Государство может взять и шесть месяцев,  чтобы ответить по приемлемости и существу жалобы.

Жалоба подготовлена международной организацией Article 19.  Речь в ней идет о нарушениях в судебных процессах, инициированных бизнесменом Зейнуллой Какимжановым против журналистов «Forbes Kazakhstan» и «Ratel.kz». Напомним, по решениям судов журналисты должны были выплатить 50 млн. тенге.
Январь, 14

Лукпан Ахмедьяров, «Уральская неделя» (Западно-Казахстанская область)

ТОО «Журналистская инициатива», ТОО «Пресс-Неделя» (г. Уральск)

В суде № 2 г. Уральска начались слушания по иску о защите чести, достоинства и деловой репутации и возмещении морального вреда бывшей заведующей государственно-правовой работы акимата Уральска Лилии Исмаилбаевой к собственнику газеты «Уральская неделя» - ТОО «Журналистская инициатива», издателю газеты «ТОО «Пресс-Неделя» и журналисту Лукпану Ахмедьярову.
Истец утверждает, что сведения, распространенные в статье «Дорогие земляки» («Уральская неделя», 27.06.2018 г.) о том, что она «сама выдавала, продала земельные участки, и все участки были получены с ее помощью», не соответствуют действительности, порочат ее честь, достоинство и деловую репутацию.

Л. Исмаилбекова просит суд признать сведения из 4 фрагментов публикации не соответствующими действительности и порочащими, обязать ответчиков опровергнуть их и взыскать 500 тыс. тенге в счет возмещения морального вреда. 
Январь, 23

Азамат Т. (г. Актобе)

В суде города Актобе рассматривается иск о защите деловой репутации ТОО «Букмекерская компания «1xbet.kz»  к жителю города Азамат Т. 
Актюбинец написал на своей страничке в Facebook о том, что букмекерская контора 1хbet.kz  украла с его карты 15 000 тенге, затем еще 50 000 тенге. Он отметил, что  подал заявления в банк и полицию с просьбой разобраться в ситуации. 
Букмекерская контора просит суд признать распространенные сведения не соответствующими действительности, порочащими деловую репутацию, обязать Азамата Т., опубликовать предложенное ТОО опровержение, принести публичные извинения и удалить пост со страницы социальной сети. 

Январь, 17

Татьяна Назарук, Ольга Лихограй, «Наша Газета» (г. Костанай)
В Костанае проходил судебный процесс по обвинению директора ТОО «Костанай  ПромГаз» А. Зайченко в посредничестве в даче взятки бывшему начальнику УБОП ДВД области Б. Дисюкову. В «Нашей Газете» вышло несколько публикаций, освещающих этот судебный процесс. 
17 января житель Костаная Андрей Болотских, работающий начальником УБОП департамента полиции Костанайской области, обратился в Костанайский городской суд с иском о защите чести и достоинства к еженедельнику «Наша Газета». 
Он считает, что корреспондент издания Татьяна Назарук в статье «Баха очень злой, требует денег» (от 25.10.2018 г.) публично обвинила его в коррупционном преступлении.  Журналист, говорится в иске, написала, что дело Андрея Болотских, «который, согласно данным следствия, тоже оказывал давление на Мукушева и его супругу с целью выбить с них деньги, выделено в отдельное производство», а 15 ноября 2018 года корреспондент Ольга Лихограй в своей статье повторила эту информацию.

Болотский отмечает, что опубликованная информация «имеет недостоверный характер, получена от некомпетентного государственного органа, не имеющего право давать сведения для их дальнейшей печати в СМИ, а также не подтверждается материалами уголовного дела». 

Ранее А. Болотских обращался в редакцию с досудебной претензией. 29 ноября 2019 г. в газете вышло  уточнение, что Болотских проходит по делу А. Зайченко только в качестве свидетеля. При этом, отмечает редакция, текст уточнения был согласован с Андреем Болотских и была устная договоренность о том, что конфликт исчерпан.  
В иске полицейский просит суд обязать еженедельник «Наша Газета» опубликовать «опровержение статей с извинениями в его адрес корреспондентов Назарук и Лихограй», а также взыскать с редакции моральный вред в размере 500 000 тенге, расходы по оплате услуг представителя в размере 280 000 тенге.

Январь, 18 

«Время» (Павлодарская область)

Угледобывающая компания АО «Каражыра» обратилась в Павлодарский городской суд с иском о защите деловой репутации к главному редактору газеты «Время» Льву Таракову, корреспонденту Ольге Воронько, руководителю областного Департамента экологии Данияру Алиеву. 

Претензии угледобывающей компании вызвала опубликованная 22 февраля 2018 года в газете «Время» и 28 февраля на сайте издания статья О. Воронько «Баня по-черному». В ней автор процитировал выдержки из выступления  руководителя департамента экологии по Павлодарской области Данияра Алиева на брифинге с участием павлодарских журналистов, в котором тот негативно высказался о качестве каражыринского угля. 
В частности, истец считает, что в цитате из выступления чиновника: «Из банной трубы, расположенной по  адресу: г. Павлодар, ул. Камзина, 132, шел черный дым с запахом масла, - это заслуга именно каражыринского угля. Каражыринский уголь высокосернистый и высокозольный. Именно этот уголь является одной из причин появления в павлодарском воздухе сероводорода», - содержатся не соответствующие действительности, порочащие АО сведения. В качестве аргумента компания ссылается на результаты проверок департамента экологии Восточно-Казахстанской области различных предприятий использующих для производства тепловой энергии уголь каражыринского месторождения – во всех проведенных замерах сероводород в промышленных выбросах отсутствовал.

АО «Каражыра» просит суд обязать ответчиков опубликовать опровержение и возместить понесенные судебные издержки в размере 116122 тенге. 
Январь, 30

«Время» (г. Алматы)

19.06.2017 г. и 22.06.2017 г. на сайте газеты «Время» были опубликованы статьи Тохнияза Кучукова «В чем дело, СЭР?» и «Следствие ведут кунаки», в которых предприниматель Талгат Мергенбаев рассказывает о противостоянии со своим партнером по бизнесу Хакимом Максутом и его супругой Дильнарой Хамраевой. 
В октябре 2017 г. Х. Максут и Д. Хамраева обратились в суд с иском о защите чести,  достоинства и деловой репутации, а также защите права за изображение к редакции газеты «Время» и предпринимателю. 
15.03.2018 г. Медеуский районный суд Алматы иск удовлетворил частично, признав незаконным использование изображение Х. Максут. 
14.06.2018 г. апелляционная коллегия изменила это решение, признав также сведения, распространенные ответчиками, не соответствующими действительности, порочащими честь и достоинство истцов и обязав ответчиков опровергнуть их.
В ноябре 2018 г. Дильнара Хамраева и Хаким Максут обратились в Жетысуский районный суд г. Алматы с иском о возмещении морального вреда в размере 50 млн. тенге (1 млн. тг. в пользу Д. Хамраевой, 49 млн. тенге - Х. Максута). 
Редакция с иском не согласилась, объяснив, что в статьях была изложена позиция предпринимателя, газета не несет ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности, если они содержались в официальных выступлениях граждан или организаций. 

Представитель ответчика Мергенбаева иск признала частично, согласившись выплатить моральный вред в размере 100 тыс. тенге.

Доводы газеты «Время» суд счел несостоятельными. 

30 января иск Д. Хамраевой и Х. Максута суд удовлетворил  частично: в счет возмещения морального вреда Д. Хамраевой с ТОО «Издательство «Время» взыскано 80 тыс. тенге, с Т. Мергенбаева – 320 тыс. тенге; в пользу Х. Максута с редакции взыскано 200 тыс. тенге, с предпринимателя 800 тыс. тенге.
Январь, 30
Ирина Брух, Ольга Шишкунова, Светлана Лега (г. Темиртау)

30 января Темиртауский городской суд  вынес определение об утверждении соглашения об урегулировании спора в порядке медиации и прекращении производства по иску о защите чести, достоинства и деловой репутации директора ясли-сада № 7 Жанат Зияшовой. Ответчиками выступали три жительницы города - Ирина Брух, Ольга Шишкунова, Светлана Лега.
Согласно документу, ответчики обязуются с момента заключения соглашения не обращаться в СМИ, не распространять сведения, относящиеся к деятельности ясли-сада и его руководителя Ж. Зияшовой, несущие оскорбительный характер «посредством Мессенджер WhatsApp и Instagram. Также стороны обязуются возместить расходы по оплате услуг представителя друг другу. Истец в свою очередь отказывается от исковых требований о защите чести, достоинства и деловой репутации. 
Январь, 29
Олег Гусев (г. Темиртау)

Темиртауский городской суд вынес решение по  иску о защите деловой репутации АО «АрселорМиттал Темиртау» (АМТ) к журналисту Олегу Гусеву. Истец АО «АрселорМиттал Темиртау» требовал от Олега Гусева прекратить распространение порочащих деловую репутацию предприятия сведений, удалить спорные публикации и опубликовать их опровержение в Facebook’e.

Судья  Татьяна Гавриченкова в удовлетворении исковых требований отказала  и обязала взыскать с АО «АрселорМиталл Темиртау» в пользу филиала РГКП «Центр судебных экспертиз, Институт судебных экспертиз по Восточно-Казахстанской области» Министерства юстиции РК расходы по проведению судебной психолого-филологической экспертизы.

Напомним, поводом для подачи гражданского иска о защите деловой репутации акционерного общества послужили две  публикации Олега Гусева в социальной сети Facebook о  Парамжите Калоне.  В первой Гусев назвал его «бандеровцем»,  во второй - намекнул на сходство с поп-певцом Кончитой Вюрст.

По инициативе суда  эксперты проанализировали публикации и согласно выводам, сведения «выполнены в оценочной форме и не содержат информации» о нарушении Парамжитом Калоном действующего законодательства и нравственных принципов общества.

Кроме того, в споре Арселор Миттал и журналиста оценочные сведения касались генерального директора лично, но не организации.

Январь, 29

Елена Семенова, правозащитник (г. Павлодар)
29 января Павлодарский городской суд вынес решение по иску о  защите чести, достоинства и деловой репутации сотрудника исправительного учреждения ОВ 156/15 Сунгата Абраева к правозащитнице из Павлодара Елене Семеновой. 

Напомним, поводом стал ее пост, опубликованный 10.02.2018 г. в социальной сети Facebook, в котором Елена Семенова рассказывала о том, как сотрудники исправительного учреждения пытаются заставить молчать свидетелей пыток и потерпевших. 

Как пояснял истец репортеру радио Азаттык, Е. Семенова «опубликовала ложную информацию: «По ее словам, мы хотели задушить и убить осуждённого. Действительно, я проводил обыск со своими коллегами. В учреждении лишь одного оперуполномоченного зовут Сунгат. И это я. Очевидно, что человек, о котором она пишет в посте, - это я. Поэтому я и обратился с заявлением в суд». 
Также предметом разбирательства стали несколько постов Е. Семеновой, опубликованных в Facebook'e в октябре 2018 г. на страницах «Единой медийной площадки демократических сил Казахстана» и «Родственники против пыток»,  в которых она рассказывает о начавшихся в отношении нее судебных разбирательствах. 

С.Абраев просит суд признать распространенную о нем информацию не соответствующей действительности, обязать правозащитницу опровергнуть их и взыскать с Е. Семеновой 500 тысяч тенге. 
Суд удовлетворил требования Абраева частично: не соответствующими действительности признаны только сведения, опубликованные Е. Семеновой 10 февраля 2018 г.  Ответчик должна опубликовать в Facebook их опровержение, возместить Абраеву компенсацию морального вреда в размере 50000 тенге. 

Решение еще не вступило в законную силу.
Январь, 17

ТРК «31 канал» (г. Алматы)

28 сентября 2018 г. Бостандыкский районный суд г. Алматы вынес решение по иску о компенсации морального вреда гр. Ерлана Ибрагима к телерадиокомпани «31 канал». 
Напомним, основанием для подачи иска стал сюжет «Германиядағы тұтқындау» в выпуске вечерних новостей от 15.05.2018 г. о задержании в Германии акционера банка «Qazaq Banki» Бахыта Ибрагима. Видео было проиллюстрировано фотографией Ерлана Ибрагима. 

Истец считает, что его неимущественные права были грубо нарушены, так как разрешение на использование своего изображения он никому не давал.

В качестве компенсации за нанесенный моральный вред Е. Ибрагим просил 3 миллиона тенге.
Суд первой инстанции удовлетворил иск частично: ТРК «31 канал» должна выплатить истцу 150 тысяч тенге за причиненный моральный вред и представительские расходы в размере 15 тыс. тенге.
Е. Ибрагим и телекомпания обратились в Алматинский городской суд с апелляционными жалобами на решение суда. Истец просит удовлетворить его требования полностью, а также взыскать с «31 канала» расходы на представителя в суде в размере 300 тысяч тенге, ТРК просит в иске отказать и вынести новое решение.

17 января апелляционная коллегия Алматинского городского суда оставила решение районного суда без изменения и увеличила взысканную с ТРК «31 канал» сумму  расходов Ерлана Ибрагима на представителя в суде до 100 тысяч тенге. 

Январь, 11

ТОО «Твой шанс» (г. Костанай)

Как сообщалось, в сентябре 2018 года в специализированный межрайонный экономический суд Костанайской области обратилось ОО «Издательская группа «ВК-медиа» (Россия) с иском о взыскании компенсации за нарушение исключительных прав правообладателя к издателю еженедельника «Наша Газета» ТОО «Твой шанс».

Истец утверждал, что в двух своих публикациях «Наша Газета» использовала в качестве иллюстрации фотографии, принадлежащие «ВК-Медиа» без ссылки на источник.

 «ВК-Медиа» просила взыскать с ТОО «Твой шанс» 481 тыс. тенге за неправомерное использование объекта авторского права и нарушение исключительных прав правообладателя. 

В свою очередь редакция «Нашей Газеты» пояснила, снимки, ставшие предметом спора, были найдены в Интернете через поисковик. Они находились в свободном доступе,  на них не было авторских знаков, подписи, ссылки на сайт или иного обозначения. 
В ходе слушаний суд нашел доводы ответчика о том, что ему не было известно о принадлежности фотографии истцу, нашедшими свое подтверждение. 
11 января судья М. Салькеева отказала «ВК-медиа» в удовлетворении исковых требований. 

Январь, 29

Курсив.kz (г. Алматы)
В Бостандыкский районный суд г. Алматы обратился фотограф Максим Золотухин с иском о взыскании 7 млн. тенге за нарушение его авторских прав и законных интересов. Ответчиками по иску выступают деловое информационное агентство  Курсив.kz и собственник агентства ТОО «ALTECO PARTNERS». 

Как следует из искового заявления, в период с 22 февраля по 14 июля 2018 года в семи публикациях информагентства для иллюстрации были использованы фотоработы М. Золотухина. При этом своего согласия информагентству истец не давал.

В судебном заседании Максим Золотухин доказал свое авторство. 
Поскольку в ходе слушаний было установлено, что фотографии были использованы без согласия автора, требования истца к ТОО «ALTECO PARTNERS» суд счел обоснованными и подлежащими удовлетворению. Вместе с тем, суд отказал М. Золотухину в удовлетворении его требований к самому информагентству, поскольку «Курсив.kz» юридическим лицом не является.
29 января иск фотографа был удовлетворен частично: собственник информагентства должен выплатить в пользу истца 700 МРП (1 млн. 767 тыс. 500 тенге) в качестве компенсации за нарушение неимущественного авторского права, а также восстановить нарушенное право, опубликовав в статьях имя автора на фотоснимках, использованных в статьях. 

2.2. Досудебные претензии

Январь, 24
«Уральская неделя» (г. Уральск, Западно-Казахстанская область)

23 января на сайте газеты «Уральская неделя» вышла статья Лукпана Ахмедьярова «Дорогой наш аким!», подготовленная по материалам журналистского расследования, опубликованного на сайте Caravan.kz. Тема материала – государственные закупки.
В этот же день аппарат акима Западно-Казахстанской области направил в редакцию «Уральской недели» требование о публикации опровержения. По мнению заместителя руководителя аппарата акима области А. Досжанова, автор статьи распространил в своем материале заведомо ложные сведения, «порочащие честь и достоинство другого лица» или подрывающие его репутацию с использованием СМИ. 

Аппарат акима ЗКО считает необходимым «опровергнуть сведения, не соответствующие действительности». В противном случае госорган заявил о намерении обратиться в суд. Также А. Досжанов напоминает об уголовной ответственности по ст. 130 УК РК («Клевета»).

Мониторинг подготовлен по сообщениям корреспондентов Фонда «Адил соз» 

и информации из открытых источников. 

Руководитель мониторинговой службы фонда «Адил соз» 

Елена Цой 
e-mail: lena@adilsoz.kz
По всем вопросам мониторинга вы можете также обратиться 
info@adilsoz.kz 
19

