[image: image1.png]



Международный Фонд защиты 
свободы слова «Адил соз» 
Нарушения свободы слова в Казахстане
Январь 2015 года

Международный фонд защиты свободы слова «Адил соз» провел исследование  нарушений в Казахстане права на свободу выражения, получения и распространения информации в январе 2015 года. 

Среди сообщений: 

- Главный редактор закрытого журнала «Adam bol» Гульжан Ергалиева  объявила  бессрочную голодовку.

- Акция «Встречи с читателями» в защиту журнала «Adam bol» прошла без ее инициаторов. Они были задержаны полицейскими до начала акции. 

- В суде Алматы состоялось предварительное судебное заседание по обвинению алматинки Татьяны Шевцовой-Валовой в разжигании межнациональной вражды.

- Решение суда о выплате общественным защитником Мусагали Дуамбковым 400 тыс. тенге в счет возмещения морального вреда предпринимателей Мукашевых вступило в законную силу.

- Сотрудники всех подразделений госучреждений должны ознакомиться с «Памяткой для сотрудников государственных органов и учреждений с государственным участием по работе в сети Интернет, в том числе в социальных сетях и на блог-платформах».
В январе зафиксировано 4 новых слушания по искам о защите чести, достоинства и деловой репутации на сумму 51 млн. тенге, предъявленных СМИ и гражданам.

Вынесено 7  судебных актов по ранее рассматриваемым делам (в т.ч. 5 в апелляции). Из них в пользу СМИ, журналистов и граждан – 5. 

В январе СМИ и гражданам в связи с осуществлением права на свободу выражения, получения и распространения информации предъявлены: 

- 1 обвинение в клевете; 

- 3 досудебных претензии о защите чести, достоинства и деловой репутации.

В январе рассматривалось 9 дел по искам о защите чести, достоинства и деловой репутации (в т.ч. по переходящим данным – 5) на общую сумму 246 млн.  тенге (в т.ч. по переходящим данным – 195 млн. тенге).
Оглавление

1I. ИЗМЕНЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА  О СВОБОДЕ ВЫРАЖЕНИЯ


3II. НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ


31. Воспрепятствование профессиональной деятельности журналиста


32. Необоснованное задержание журналистов


3III. НАРУШЕНИЯ ПРАВА НА ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ


31. Отказы, ограничения и нарушение сроков предоставления информации


92. Нарушение права на распространение информации


92.1. Закрытие СМИ. Дело «ADAM bol»


112.2. Необоснованные ограничения права на распространение информации в Интернете


12IV. ОБВИНЕНИЯ СМИ И ГРАЖДАН В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПРАВА НА СВОБОДУ ВЫРАЖЕНИЯ


121. Преследования в уголовном порядке


122. Преследования в гражданском порядке


131.1. Судебные иски


191.2. Досудебные претензии


213. Другое




I. ИЗМЕНЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 
О СВОБОДЕ ВЫРАЖЕНИЯ
Январь, 01

С 1 января вступил в действие новый Уголовный кодекс РК, подписанный Президентом РК 3.07.2014 г. 

Уголовный кодекс РК ужесточает ответственность за экстремизм и терроризм, а также предусматривает криминализацию деяний, способствующих распространению радикальных идеологий. Вводятся новые нормы, направленные на борьбу с организованной преступностью, в том числе в сфере информационных технологий. 

В кодексе расширены основания и сохранена санкция в виде трех лет лишения свободы за клевету, сохранена особая защита личных неимущественных прав государственных служащих высокого ранга. Более того, введена новая статья «Распространение заведомо ложной информации», предусматривающая  наказание до десяти лет лишения свободы и не исключающая привлечение к ответственности за распространение мнений, взглядов, убеждений и предположений

Январь, 01

С 1 января вступил в действие новый Кодекс РК об административных правонарушениях (КоАП), подписанный Президентом Казахстана 5.07.2014 г. 

В новом КоАП сохранены все чрезмерные санкции в виде приостановления и закрытия СМИ за технические правонарушения. 

Январь, 14

14 января Мажилис парламента РК одобрил во втором чтении проект закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», а также пакет сопутствующих поправок в законодательные акты республики. 
Как сообщил мажилисмен Алдан Смайыл, представляющий законопроект на заседании Мажилиса парламента, проектом закона «выявлены виды информации, оказывающие негативное влияние на здоровье и развитие детей, определены возрастные категории детей, учтены особенности их восприятия информации, вменена обязанность отмечать предназначенную для детей информацию в соответствии с возрастными категориями».
Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» вносятся изменения в два кодекса (Налоговый и КоАП) и 11 законов. 
В частности, в Кодекс РК об административных правонарушениях (КоАП) введена статья 156-1 «Нарушение законодательства Республики Казахстан о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Согласно этой статье, распространение  информационной продукции без указания или сообщения знака возрастной категории влечет сначала предупреждение, а затем, при повторном нарушении требований о маркировке в течение года, штраф от 20 до 200 МРП. 
Одним из изменений в Закон РК «О средствах массовой информации» введено понятие «сетевое издание». Это - интернет-ресурс, прошедший процедуру поставки на учет в уполномоченном органе. 
Пункт 1 статьи 13 закона «О СМИ» дополнен второй частью, согласно которой приостановление доступа к интернет-ресурсу будет возможно по предписанию Генерального прокурора РК или его заместителей в случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан.
II. НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ 

1. Воспрепятствование профессиональной деятельности журналиста

Январь, 28

Николай Соловьев, «Наша Газета» (г. Костанай)

Корреспондент еженедельника «Наша Газета» Александра Сергазинова и фотокорреспондент этого же издания Николай Соловьев 28 января пришли в Костанайский городской суд. Здесь должен был начаться процесс по иску работника АО «ССГПО» об обжаловании акта заключения медкомиссии о том, что в момент получения производственной травмы он был пьян. 
Сергазинова прошла в здание суда беспрепятственно, но Соловьева, который был с фотоаппаратом, судебный пристав не пропустил, заявив: «Оставайтесь здесь, пока судья не даст разрешение на ваш пропуск». Только после вмешательства Сергазиновой, пояснившей, что вопрос о производстве видеосъемки на процессе может решить только судья, рассматривающая конкретное дело, Соловьева пропустили в суд. 
2. Необоснованное задержание журналистов
Январь, 24

Аян Шарипбаев, ТОО «ADAMDAR» (г. Алматы)

Гульжан Ергалиева, Мирас Нурмухамбетов, «ADAM bol» (г. Алматы)

Диларам Аркин, журналист (г. Алматы)
Розлана Таукина, правозащитник (г. Алматы)
24 января редакция закрытого журнала ADAM bol провела в Алматы на площадь Республики акцию «Встреча с читателями».

Мероприятие  прошло в отсутствие главных инициаторов встречи. Шеф-редактор издания Аян Шарипбаев и журналист Мирас Нурмуханбетов были задержаны на выходе из дома, когда они направлялись на встречу с читателями.  Главного редактора Гульжан Ергалиеву и журналиста Диларам Аркин полицейские забрали из офиса редакции. Напомним, что там г-жа Ергалиева проводит бессрочную голодовку протеста с 19 января. Председателя Федерация равноправных журналистов Розлану Таукину полицейские забрали из собственного дома. Все они были доставлены в УВД Бостандыкского и Медеуского районов. Задержанных попросили написать объяснительные и спустя 2 часа отпустили.  

Тем временем на площади Республики собрались читатели и сторонники журнала ADAM bol. В защиту свободы слова выступили главный редактор газеты «Жас Алаш» Рысбек Сарсенбайулы, правозащитник Маржан Аспандиярова, председатель правления фонда «Журналисты в беде» Рамазан Есергепов и правозащитник Ерлан Калиев.

Выступления участников встречи прервал прокурор Бостандыкского района Бауржан Жумаканов. Его «предупреждение» было встречено словами «ADAM bol – қорған бол».

III. НАРУШЕНИЯ ПРАВА НА ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ 

1. Отказы, ограничения и нарушение сроков предоставления информации 

Январь, 05

СМИ г. Петропавловска

Журналисты г. Петропавловска сообщают о том, что в пресс-службе акимата города невозможно получить информацию. Так, даже на вопрос о том, сколько снега было вывезено после сильных снегопадов, в пресс-службе требуют письменный запрос. В ответ журналисты зачастую получают отписки. При этом уточнить информацию  нет возможности, так как лично встречаться с журналистами чиновникам некогда.

Также СМИ не удалось получить ответы на такие вопросы, как ремонт и строительство дорог. 

Кроме этого, по словам корреспондентов, пресс-секретарь акимата Петропавловска Гульнара Абишева, если возникает конфликт из-за непредоставления информации, бросает трубку со словами: «Буду говорить только с вашим редактором».

КОММЕНТАРИЙ:
Пресс-службы государственных органов создаются как для повышения имиджа, так и для информирования населения (журналистов) о своей работе. Для граждан и не граждан республики закон РК определяет обращение за информацией как направленный субъекту, рассматривающему обращение, или должностному лицу индивидуальный или коллективный письменный, устный либо в форме электронного документа, заверенного электронной цифровой подписью, запрос.
Статья 18 закона РК «О средствах массовой информации» предусматривает, что в случае обращения СМИ государственные органы обязаны на равных условиях предоставлять информацию, независимо от форм собственности и принадлежности СМИ, за исключением той, которая составляет государственные секреты Республики Казахстан.
Запрашиваемую информацию государственные органы и иные организации обязаны представить не позднее трех дней со дня поступления обращения либо дать ответ с указанием срока представления или мотива отказа.
На обращение, требующее дополнительного изучения и проверки, ответ должен быть дан в срок не позднее одного месяца со дня его поступления.
В случае поступления обращения от средства массовой информации в государственные органы или иные организации, в компетенцию которых не входит разрешение поставленных вопросов, в срок не позднее пяти дней данное обращение должно быть направлено в соответствующие органы с сообщением об этом средству массовой информации.
Отказ в предоставлении запрашиваемых сведений может быть обжалован представителем средства массовой информации вышестоящему органу или должностному лицу, либо в суде в порядке Главы 27 ГПК РК, предусматривающей процессуальный порядок для обжалования неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан.
Январь, 09

Николай Кравец, ТК «Первый Карагандинский» (г. Караганда)

Журналист телеканала «Первый Карагандинский» Николай Кравец обратился к заместителю руководителя Управления инспекции труда по Карагандинской области Жомарту Жилкибаеву с вопросами по поводу сокращения сотрудников на предприятии «Казахмыс». Ж. Жилкибаев категорично отказался разговаривать с журналистом на данную тему, даже не объяснив причину своего отказа.

Январь, 14

Жанна Хабдулхабар, ТК «Ирбис» (г. Павлодар)

14 января корреспондент новостной редакции телекомпании «Ирбис» Жанна Хабдулхабар обратилась в пресс-службу Специализированного межрайонного суда по уголовным делам Павлодарской области с просьбой сообщить о причинах приостановки судебного процесса по делу о хулиганском нападении на руководителей футбольного клуба «Иртыш». Пресс-служба отказалась общаться с журналистом, ссылаясь на соответствующее указание председателя суда. Представитель СМИ обратилась в Павлодарский областной суд, однако и его пресс-служба отказалась предоставить запрашиваемую информацию.   
Январь, 14

Галина Петренко, «Наша Газета» (г. Костанай)
Корреспондент еженедельника «Наша Газета» Галина Петренко обратилась в костанайское предприятие по выпуску молочной продукции ТОО «ДЭП» с просьбой дать информацию по поводу договорных обязательств компании перед  поставщиками молока. Интерес журналиста был вызван тем, что индивидуальный предприниматель объяснил «Нашей Газете», что погасит свои долги сдатчикам сырья после того, как с ним рассчитается ТОО «ДЭП». Г. Петренко, в частности, просила сообщить, существует ли договор между предприятием-переработчиком и поставщиком сырья, какие сроки оплаты за молоко указаны в договоре. Главный бухгалтер ТОО попросила направить официальный запрос, что журналист и сделала. Позже, когда Петренко позвонила в «ДЭП», секретарь руководителя сказала, что ответа на запрос не будет. Отказ в предоставлении информации в ТОО объяснили коммерческой тайной и невозможностью разглашать условия договора.
КОММЕНТАРИЙ:

Понятие  коммерческой тайны содержится в статье 126 Гражданского кодекса РК, который определяет, что защищается информация, составляющая  коммерческую тайну, в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Главное для журналиста, чтобы он получил ее законным путем. Лица, незаконными методами получившие такую информацию, а также служащие, вопреки трудовому договору или контрагенты, вопреки гражданско-правовому договору, разгласившие служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненный ущерб.

В данном случае это скорее не правовая оценка содержания запроса журналиста. Констатация факта заключения договора и сроков оплаты по нему при публикации не могут нанести ущерб. В случае нарушения оных стороны договора вправе разрешить спор в переговорном или судебном порядке.
Январь, 20

Стас Киселев, «Время» (г. Костанай)
Спецкор газеты «Время» Стас Киселев при подготовке статьи о фактах незаконного получения квартир костанайскими судьями  обратился с запросом к председателю Костанайского областного суда Галымжану Мырзаке. В нем журналист просил сообщить подробности проверки облсуда Департаментом по обеспечению деятельности судов при Верховном суде. Данная проверка выявила «нарушения отдельных требований нормативных правовых актов в сфере жилищных отношений». 
Галымжан Мырзаке в предоставлении информации отказал, сославшись на то, что «результаты внутреннего контроля содержат сведения для служебного пользования и поэтому не могут быть представлены. Кроме того, данные сведения не носят публичного характера, так как не имеют отношения к отправлению правосудия».

Журналист считает, что в отказ в предоставлении сведений противоречит Кодексу судейской этики, поэтому «попытка присвоить сведениям о результатах проверки гриф «Для служебного пользования» не выдерживает никакой критики». 

КОММЕНТАРИЙ:
Закон РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» предусматривает жилищное обеспечение судей. Притом происходит жилищное обеспечение за счет средств республиканского бюджета, который формируется, в том числе, и за счет налогоплательщиков, Так же, впрочем, как и содержание судов и самих судей. Поэтому такая информация не может быть ограничена грифом для служебного пользования, как и результаты проверки по спорному распределению жилья среди судей.

 Статья 51 вышеуказанного закона прямо и без ограничений устанавливает порядок выделения жилья судьям. Судье и членам его семьи во внеочередном порядке, но не позднее шести месяцев со дня заступления в должность, предоставляется применительно к конкретной местности благоустроенное жилое помещение из государственного жилищного фонда по нормам, исключающим отнесение судьи к категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. 

Законодательство РК предусматривает право обращения с жалобой любого человека в органы прокуратуры, вышестоящий орган, а также в суд.
Январь, 20

Виктор Мирошниченко, «Время» (г. Петропавловск)

Собкор газеты «Время» Виктор Мирошниченко обратился в Департамент по госслужбе и противодействию коррупции с вопросами по поводу задержания сотрудника Департамента госдоходов  по подозрению в получении взятки. Бывший пресс-секретарь финансовой полиции, теперь руководитель отдела Департамента по делам госслужбы  Нурлан Жахин в информации отказал, сославшись на то, что он теперь занимается административными делами. Пресс-секретаря в Департаменте пока нет. 
Информацию удалось получить  только через две недели у начальника Департамента  Шынгыса Кабдуллы на брифинге.

Январь, 27

Барлык Альмагамбетов, ИА «DailyNews.kz» (г. Караганда)

Собкор по Карагандинской области республиканского информационного агентства «DailyNews.kz» Барлык Альмагамбетов готовил информацию о том, что сотрудник областного ДВД на автомобиле сбил пешехода. В связи с этим журналист обратился с вопросами к пресс-секретарю начальника ДВД Карагандинской области Бакытжану Кудиярову. Пресс-секретарь пообещал в течение 10 минут выслать на электронный адрес собкора пресс-релиз по данному случаю. Однако по истечении указанного времени Б. Альмагамбетов информацию не получил. На телефонные звонки журналиста Кудияров больше не отвечал. Сотрудники пресс-службы ДВД заявили Альмагамбетову, что пресс-секретарь на выезде, а без него они не могут дать СМИ какую-либо информацию.

Январь, 30

Наталья Сильванович, «Темиртауский рабочий» (г. Темиртау)

Корреспондент газеты «Темиртауский рабочий» Наталья Сильванович готовила материал о проблеме лечения алкоголизма и наркомании в регионе. Она обратилась к директору Темиртауского наркологического диспансера Сауле Баикеевой с просьбой дать газете интервью. Г-жа Баикеева наотрез отказалась не только давать интервью, но и общаться с журналистом.  

Январь, 30

Виктор Мирошниченко, «Время» (г. Петропавловск)

Управление здравоохранения и управление образования  отказывают в предоставлении общественно значимой информации.   

В районном центре Смирново  Северо-Казахстанской области преподаватель одной из школ был госпитализирован в тубдиспансер с открытой формой туберкулеза. Это вызвало тревогу родителей, которые  хотели выяснить, какие меры принимаются для защиты детей, будут ли они проверены на туберкулез.  Когда собкор газеты «Время» Виктор Мирошниченко обратился  с этими вопросами в управление здравоохранения Северо-Казахстанской области,  сотрудница, которая представиться отказалась, не стала говорить на эту тему, сославшись на врачебную тайну. 

Чиновница из областного управления образования, отказавшись представиться, также не ответила на вопросы о том, какие меры будут приняты для защиты детей от болезни, сославшись на врачебную тайну.  Завуч школы Оксана Барышева по тем же основаниям отвечать на вопросы журналиста отказалась.  

КОММЕНТАРИЙ:
Статья 29 Конституция РК говорит, что граждане имеют право на охрану здоровья. Статья 31 обязывает государство охранять окружающую среду, благоприятную для жизни и здоровья человека. Здесь же и предусмотрена ответственность, а именно: сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью людей, влечет ответственность в соответствии с законом.

 Туберкулез - одно из заболеваний, борьба с которым проводится на государственном уровне. Так,  Агентством по делам здравоохранения от 18.05.2001 за N 471 издан приказ «О состоянии и мерах усиления борьбы с туберкулезом в Республике Казахстан».

 И, наконец, статья 29 Закона  РК  от 07.07.2006 N 170-3 «Об охране здоровья граждан» прямо говорит, что предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается в следующих случаях: при угрозе распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих и при оказании медицинской помощи несовершеннолетнему или недееспособному лицу для информирования его законных представителей.   
Январь, 30

ТК «Ирбис» (г. Павлодар)

Департамент по защите прав потребителей Павлодарской области весь месяц отказывается предоставлять в рабочем режиме текущую информацию о своей работе журналистам информационных программ ТК «Ирбис». От телевизионщиков требуют письменных запросов и предлагают ждать письменных ответов. 
Январь, 27

Все СМИ

27 января в Астане состоялся съезд Национальной палаты предпринимателей (НПП). В анонсе, разосланном журналистам для аккредитации пресс-службой НПП за день до мероприятия, сообщалось, что на съезде будут рассмотрены некоторые вопросы обязательных членских взносов, а также антикризисные меры поддержки бизнеса. Далее пресс-служба настоятельно рекомендовала обратить внимание на отведенное для журналистов время - до 12.00. 
Во время мероприятия, когда должны были обсуждаться антикризисные меры для поддержки бизнеса, сотрудники пресс-службы НПП попросили выйти представителей масс-медиа из зала. На вопрос: «В чем причина?», - ответили: «К нам едет премьер-министр». 

КОММЕНТАРИЙ:
Правила аккредитации журналистов в Казахстане определяют  аккредитацию как механизм широкого и оперативного информирования общественности о деятельности государственных органов, общественных объединений и организаций Республики Казахстан. Следовательно, государственные органы и другие организации заинтересованы в публичности своей деятельности.

В приведенном случае имеет место нарушение права на получение информации и свободу слова. Действия должностного лица пресс-службы могут быть обжалованы представителем средства массовой информации вышестоящему органу или должностному лицу, прокурору либо в суде в порядке Главы 27 ГПК РК.
Январь, 30

СМИ Костаная

Прокуратура Костанайской области 30 января провела совещание, посвященное итогам работы за 2014 год. Пришедших на совещание журналистов местных СМИ пресс-секретарь облпрокуратуры Рауан Калабаев предупредил, что им нужно будет покинуть зал сразу после того, как выступят прокурор и аким области. После выступления акима журналисты стали выходить из зала, чем вызвали недоумение главы региона. Корреспондент газеты «Костанайские новости» Татьяна Башкатова осталась на месте. К ней подбежал Калабаев и спросил: «Вы что, хотите, чтобы меня уволили?». После чего Башкатова тоже вышла.
Январь, 30

СМИ Северо-Казахстанской области
Журналисты Северо-Казахстанской области (СКО) сообщают о том, что сайты госорганов, за исключением нескольких (акимата СКО,  областного суда, ДВД, управления природных ресурсов)  не обновляются вообще либо обновляются  очень редко. Никакой информации о деятельности госоргана на сайтах получить невозможно.   Кроме того, в некоторых учреждениях (Управление предпринимательства и промышленности СКО, Управление образования СКО) нет пресс-секретарей.  
КОММЕНТАРИЙ: 

Пункт 17 статьи 6 Закона РК «Об информатизации» предусматривает разработку и утверждение методики оценки интернет-ресурсов государственных органов. На данный момент эта Методика содержит перечень критериев, определяющих вид и содержание сайта, а именно: 

- Государственная символика РК, общая информация о государственном органе, 

- структура государственного  органа, информационная поддержка, статистическая информация, аналитическая информация, нормотворческая деятельность государственного органа, порядок работы, деятельность  государственного органа, проведение конкурсов, тендеров и пр., Работа с населением, кадровое обеспечение, критерии WAI, общественно значимые критерии, степень развернутости  веб-сайта, актуальность, оперативность и своевременность  обновления информации.

 Пункт 20 этого же закона ставит под контроль  функционирование интернет-ресурсов центральных государственных органов и акиматов областей, городов республиканского значения и столицы и возлагает этот контроль на Агентство РК по информатизации и связи.

 Думается, что достаточным будет обращение с жалобой в органы прокуратуры и (или) правопреемника Агентства – Комитет по связи, информатизации и информации Министерства инноваций и развития РК, чтобы несвоевременное обновление сайта государственного органа было незамедлительно устранено, а отвечающее за это должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
2. Нарушение права на распространение информации
Январь, 28 

СМИ Костанайской области

На отчетной встрече акима п. Затобольск (райцентр Костанайского райора) с населением аким Костанайского района Тауба Исабаев выразил недоумение, граничащее с возмущением, по поводу привычки затобольцев обращаться в СМИ, а также в прокуратуру и на блог. «Ну что вы все пишете? Приведите пример: вам какой-нибудь журналист протянул линию электропередачи или убрал ваш мусор?», - спрашивал зал Тауба Исабаев. – «Чем вам журналисты помогли? Мы открыты. Акимат поселка здесь, руководство района здесь, у вас условия выгоднее, чем в других населенных пунктах. А то, что вы пишете куда-то - мы дадим ответ... Давайте жить одной семьей, идти на диалог».
2.1. Закрытие СМИ. Дело «ADAM bol»

24 декабря 2014 г. судья Медеуского районного суда г. Алматы А. Абишева в полном объеме удовлетворила иск Управления внутренней политики города о закрытии журнала «ADAM bol» и интернет-версии издания. 
Журналу инкриминировали пропаганду и агитацию войны. Признаки этого преступления специалисты Управления внутренней политики усмотрели в публикации «Наши на чужой войне» («ADAM bol», 29.08.2014 г.), которая представляет собой интервью с казахстанским правозащитником Айдосом Садыковым.

По мнению юристов закрытого издания и ряда правозащитников, судебное решение о закрытии журнала было вынесено с грубейшими нарушениями законности. Осуждение этого акта высказали ряд авторитетных международных организаций. По поводу закрытия Г. Ергалиева и Попечительский совет издания обращались к Президенту страны, к Генеральному прокурору РК.

Не дождавшись никакой реакции на обращения, 12 января главный редактор «ADAM bol» Гульжан Ергалиева провела на алматинском Арбате акцию «Прогулка с Президентом». Держа в руках портрет Н. Назарбаева, снабженный логотипом ADAM bol, она, в окружении журналистов, общественных деятелей и читателей издания прошлась по популярному в городе центру, объясняя горожанам причины и смысл своей акции – прекращение преследования журнала, ее лично, а также сотрудников издания.
Акция собрала около двух десятков сторонников независимого издания, которые в его поддержку оставили свои подписи на обратной стороне портрета Назарбаева. Портрет с подписями Гульжан Ергалиева направила в Астану, в резиденцию главы государства. 

В этот же день, 12 января защитники журнала подали апелляционную жалобу в городской суд Алматы. Главный редактор, журналисты и сторонники издания надеются, что вторая судебная инстанция тщательно изучит все материалы дела и вынесет обоснованное и справедливое постановление. 

19 января Гульжан Ергалиева вышла на бессрочную голодовку. На этот шаг главного редактора закрытого издания подтолкнуло не только молчание руководства страны и прокуратуры на обращения международных организаций, правозащитников с просьбой обеспечить объективное рассмотрение дела по иску Управления внутренней политики Алматы,  но и «беспрецедентный произвол по отношению к собственнику нашего журнала – ТОО «ADAMDAR».
Речь идет о судебных процессах по иску о защите чести и достоинства священнослужителя Е. Амре к собственнику журнала: 26.11.2014 г. кассационная инстанция увеличила сумму возмещения морального вреда Е. Амре с 500 тыс. тенге до пяти миллионов. 
В декабре судоисполнитель Департамента по исполнению судебных актов «без каких-либо предупреждений редакции (…) опять-таки заочно наложил арест на все движимое и недвижимое имущество директора ТОО и его супруги, что является грубейшим нарушением действующих норм законодательства, согласно которым физическое лицо не отвечает за материальные обязательства юридического лица».
Гульжан Ергалиева считает, «ситуация, которую создали власти вокруг журнала ADAM bol и его собственника, переходит все границы законности, здравого смысла и превращается в циничную и откровенную расправу над нашим изданием, ущемление гражданских прав и унижение человеческого достоинства членов нашей команды».

Заявляя о проведении бессрочной голодовки, Г. Ергалиева  выдвинула ряд требований: 1) к Генеральному прокурору – привлечь к ответственности судью Медеуского района А. Абишеву за вопиющие нарушения прав редакции на прошедших заседаниях по закрытию журнала; 2) к Городскому суду Алматы – провести новое полноценное, разностороннее и объективное разбирательства «дела ADAM bol»; 3) к Верховному суду РК – возбудить надзорное производство по гражданскому иску имама Ерсына Амре к собственнику журнала; 4) к прокуратуре Медеуского района Алматы – привлечь судоисполнителя Р. Нурсеитова к должностной ответственности за превышение полномочий. 
26 января, в восьмой день голодовки, Штаб по поддержке требований главного редактора журнала «ADAM bol» Гульжан Ергалиевой распространил заявление, адресованное Президенту РК Н. Назарбаеву, председателю Сената парламента К. Токаеву, председателю Мажилиса парламента Х. Жакупову, Генеральному прокурору РК А. Даулбаеву, председателю Верховного суда РК К. Мами. 
«Рядовые граждане и общественные объединения страны выступили в поддержку требований Г. Ергалиевой. Ряд международных правозащитных организаций выразили озабоченность ситуацией вокруг журнала ADAMbol и состоянием свободы слова в Республике Казахстан. Однако никто из уполномоченных лиц из прокуратуры, юстиции и горсуда за все это время так и не поинтересовался существом требований Г. Ергалиевой.

Сегодня состояние здоровья Гульжан Ергалиевой заметно ухудшилось: она потеряла в весе 8 кг, врачи установили изменения в сердце, артериальное давление нестабильно. Наблюдающие медики предупреждают о возможности еще большего ухудшения состояния здоровья Г. Ергалиевой», - говорится в заявлении.

Штаб по поддержке Ергалиевой потребовал от властей немедленно отреагировать на ее заявление, создать республиканскую межведомственную комиссию, «которая тщательно и объективно разберется в фактах расправы с молодым независимым изданием и его создателем». 

Заявление подписали Таукина Розлана, Агелеуов Галым, Аспандиярова Маржан, Есергепов Рамазан, Калеева Тамара, Косанов Амиржан, Сарсенбайулы Рысбек, Свиридов Андрей, Торегожина Бахытжан. 

2.2. Необоснованные ограничения права на распространение информации в Интернете

Январь, 03

Сайт газеты «Актюбинский вестник» (г. Актобе)

3 января неизвестные взломали сайт областной газеты «Актюбинский вестник» www.avestnik.kz. При открытии страницы на экране появлялась надпись «Зарублен Rajaoui PS. Марокканский Hacker. Тени Команда Хакер. Rlkhilafah скоро иншааЛлах».

Как сообщила главный редактор издания Айгуль Нуркеева газете «Экспресс К», была угроза потерять архив электронной версии газеты. Однако благодаря усилиям программистов «Актюбинского вестника» архив восстановлен.

Редакция заявила, что не будет искать виновных.

Январь, 27

Интернет

27 января в течение часа, примерно с 12.30, казахстанские пользователи стали испытывать трудности с доступом к социальной сети Facebook и к мобильному приложению Instagram. Сайт не загружался, также были недоступны обновление ленты и получение личных сообщений в мобильных приложениях Facebook и Messanger. Аналогичные сбои наблюдались у пользователей  России и Украины. 
В это же время хакеры из группировки Lizard Squad на своей странице в Twitter заявили, что взломали Facebook, Instagram, Tinder, сервисы AIM и Hipchat. Эту информацию администраторы Facebook и принадлежащего ей фотосервиса Instagram опровергли, сообщив, что сбой был вызван нововведением, затронувшим системы конфигурации ресурсов. 
Январь, 26

Сайт ОФ «Правовой медиа-центр» www.lmc.kz (г. Астана)

26 января общественный фонд «Правовой медиа-центр» распространил сообщение о том, что в некоторых разделах сайта фонда www.lmc.kz появилась информация, не имеющая отношения к деятельности фонда, особенно пострадал раздел «Материалы по госзаказу». Как сообщила директор ОФ «Правовой медиа-центр» Диана Окремова, системный администратор фонда установил, что сайт был взломан хакерами. Как указано в сообщении фонда, сотрудники связывают данный взлом с профессиональной деятельностью, в частности с активной работой по сбору информации о государственном финансировании прессы. По словам Окремовой, с заявлением в полицию об инциденте руководство фонда не обращалось.
IV. ОБВИНЕНИЯ СМИ И ГРАЖДАН В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПРАВА НА СВОБОДУ ВЫРАЖЕНИЯ 

1. Преследования в уголовном порядке

Январь, 12

Татьяна Шевцова-Валова (г. Алматы)

12 января в Алатауском районном суде Алматы состоялось предварительное судебное заседание по заявлению 11-ти пользователей социальных сетей, обвинивших алматинку Татьяну Шевцову-Валову в разжигании межнациональной вражды (статья 164 Уголовного кодекса РК, предусматривает наказание в виде лишения свободы до семи лет). По информации истцов, Т. Шевцова-Валова в социальных сетях неоднократно размещала посты, оскорбляющие граждан по национальному признаку.

Журналистов на открытое судебное заседание не пустили. Им было сказано, что сначала необходимо заслушать свидетелей (они же истцы) и ответчика, затем заседание будет продолжено в обычном режиме.

Истцов, после заслушивания их мнения, попросили подождать в коридоре, пока суд будет заслушивать ответчика. Однако заседание продолжено не было. Как заявила журналистам Т. Шевцова-Валова, выйдя из зала судебного заседания, она не писала материалов, которые ей инкриминируют.

По просьбе обвиняемой суд перенесли на 23 января, для того, чтобы она смогла доказать, что отношения к публикуемым сомнительным постам не имеет.

23 января в ходе заседания были заслушаны показания свидетелей (авторов заявления).

Январь, 15

Ерсен Искаков (Акмолинская область)

Мусагали Дуамбеков, общественный защитник (г. Астана)

15 января Целиноградский районный суд Акмолинской области признал невиновным жителя Астаны Ерсена Искакова в совершении преступления по ст. 129 УК РК – «Клевета». Частный обвинитель Бахыт Мукашев посчитал, что Е. Искаков, обратившись в 2013 году в суд с гражданским иском об оспаривании договора займа к  предпринимателям Бахыту и Саламату Мукашевым, распространил заведомо ложные сведения о похищении ими сына Искакова, его избиении и применении ими пыток, в занятии незаконной предпринимательской деятельностью в составе ОПГ. 
Как сказано в описательной части приговора, «использование своего права обращения в суд за защитой своих прав и интересов в гражданско-правовом порядке, и указание при этом в исковом заявлении сведений, которые, по мнению истца, имели место быть, не могут расцениваться как распространение заведомо ложных, клеветнических сведений». Судья Целиноградского райсуда М. Молдагелдин оправдал Ерсена Искакова за отсутствием в его действиях состава преступления.
Процесс важен тем, что на том гражданском процессе интересы Ерсена Искакова и его сына Алибека представлял общественный защитник, президент общественного фонда «Народный антикоррупционный комитет»  Мусагали Дуамбеков. В январе-феврале 2014 года, когда решения по гражданскому делу вступили в законную силу, на сайте Insiderman.kz была опубликована серия статей «Спрут», в которых рассказывалось об этом деле.
Эти публикации впоследствии стали поводом для обвинения Мусагали Дуамбекова в клевете. Частные обвинители – отец и сын Бахыт и Саламат Мукашевы заявили, что общественный защитник в публикациях распространил клеветнические сведения о похищении ими Алибека Искакова. 
13 мая 2014 г. районный суд № 2 Алматинского района Астаны вынес в отношении Дуамбекова обвинительный приговор и приговорил его к одному году ограничения свободы. 11.07.2014 г. апелляционная коллегия суда Астаны оставила приговор без изменения. 
В настоящее время М. Дуамбеков обжалует обвинительный приговор и постановление апелляционной коллегии в кассационной инстанции. Процесс был приостановлен до вынесения приговора в отношении источника информации спорных публикаций - Ерсена Искакова. 
Январь, 26
Казнет

9 января в социальных сетях появилась информация о том, что находящийся под домашним арестом экс-министр обороны РК Серик Ахметов совершил суицид. 

10 января эти слухи опровергли в департаменте по делам госслужбы и противодействии коррупции Карагандинской области. Сотрудники департамента сообщили, что по факту «распространения ложной информации проводится проверка. В отношении лиц, распространивших в социальных сетях эту дезинформацию, будут приниматься меры, вплоть до привлечения к уголовной ответственности».

26 января корреспонденту ИА «Tengrinews» в пресс-службе ДВД Жамбылской области сообщили, что по этому факту задержан житель села Когершин 19-летний Байшемиров, который дал признательные показания. В отношении него возбуждено дело по статье «Распространение заведомо ложной информации» (ст. 274 УК РК).
Январь, 15

Все СМИ
В ноябре 2014 года СМИ сообщили о том, что террористическая организация Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ)  распространило в интернете видеоролик, на котором мальчик из Казахстана расстреливает двух «российских шпионов», из которых как минимум один является уроженцем РК. 

15 января пресс-служба Комитета национальной безопасности РК, опровергая эту информацию, напомнила об уголовной ответственности за распространение заведомо ложной информации (ст. 274 УК РК).  

Пресс-служба Комитета убедительно рекомендовала казахстанским СМИ «ответственно подходить к перепечатке и ссылкам на комментарии и материалы из неофициальных зарубежных источников».
2. Преследования в гражданском порядке 

1.1. Судебные иски 

Январь, 03

Баян Сарсембина, «Жас Алаш» (г. Актобе)

Жаркынбек Кенесбаев, житель Актюбинской области

В суде г. Актобе рассматривается иск о защите чести и достоинства жительницы Актюбинской области Ляззат Оспановой к редакции газеты «Жас Алаш», корреспонденту Баян Сарсембиной и гр. Жаркынбеку Кенесбаеву. Поводом для иска стала статья «Қаржы полицейлері шектеп шығып кетті» («Жас Алаш», 17.06.2013 г.). Истец утверждает, что в публикации ответчики распространили недостоверные и порочащие ее сведения о том, что жительница поселка Ушкудук Л. Оспанова преследовала акима Ушкудукского сельского округа по поводу узаконивания земельного участка и подбросила ему деньги. Недостоверность этой информации подтверждается приговором суда, вынесенным в отношении акима, обвиняемом в получении взятки. 
11 июня 2014 г. Л. Оспанова направила в редакцию газеты требование о публикации опровержения не соответствующих действительности сведений, и 15.07.2014 г. газета это требование выполнила. 

В августе 2014 г. жительница поселка обратилась с иском в суд. Она требует признать распространенные в отношении нее сведения порочащими и не соответствующими действительности,  обязать Ж. Кенесбаева принести ей публичное извинение через газету и взыскать с ответчиков 1 млн. тенге в счет возмещения морального вреда. 
Январь, 20

Ольга Воронько, «Наша Жизнь» (г. Павлодар)

Николай Носов (г. Павлодар)

Житель города Павлодара Канат Серикпаев обратился в Павлодарский городской суд с иском о защите чести и достоинства к редакции газеты «Наша Жизнь», корреспонденту издания Ольге Воронько и павлодарцу Николаю Носову. 

Поводом для иска послужила статья «За базар в ответе» (апрель 2013 г.), в которой рассказывалось о борьбе Н. Носова с незаконной автостоянкой во дворе своего  дома. В ней, ссылаясь на полученную из ДВД Павлодарской области справку о том, что организовавший стихийную стоянку Канат Серикпаев состоит у них на учете в отделе по борьбе с экстремизмом, Носов обвинил бездействующую прокуратуру в пособничестве лицам, причастным к экстремизму. 
Истец потребовал признать распространенные в отношении него сведения порочащими и не соответствующими действительности и обязать ответчиков опубликовать их опровержение. Возмещения морального вреда К. Серикпаев не требует. 

Январь, 29

ТОО «Компания «Финист» (г. Павлодар)
Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова (ПГУ) обратился в специализированный межрайонный экономический суд Павлодарской области с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации к ТОО «Компания «ФИНИСТ» - владельцу информационного интернет-ресурса pavon.kz.

Поводом стала информация, опубликованная на сайте pavon.kz 6.11.2014 г. о том, что у студентов университета в добровольно-принудительном порядке собирают подписи по поводу переименования Павлодара в Кимак. Истец считает эти сведения не соответствующими действительности, порочащими репутацию вуза. Он потребовал взыскать с ответчика 40 млн. тенге в счет возмещения морального вреда, причиненного университету. 

Компания «ФИНИСТ» иск не признала, пояснив суду, что сайт состоит из двух разделов: редакторский раздел «Новости» и общедоступный «Форум». Информацию на форуме может разместить любой пользователь, зарегистрированный на сайте. Спорная информация появилась именно в разделе «Форум» рано утром 6 ноября 2014 г. И уже к 12-ти часам этого дня редакцией сайта было опубликовано ее опровержение и принесены официальные извинения в адрес ПГУ.

Кроме того, эта информация размещалась на сайтах Mail.ru, news.nur.kz, i-news.kz, ru.news.meta.ua еще в 2012 году. Однако руководство университета не предъявляло претензий, хотя в этих СМИ данная информация никем не опровергнута. Она доступна в online режиме, т.е она не вымышленная.
Заслушав доводы сторон, суд посчитал доводы ответчика необоснованными: ТОО не представило доказательств соответствия действительности распространенных сведений. Кроме этого, разместив на своем сайте опровержение, компания «ФИНИСТ» признала факт распространения не соответствующих действительности сведений. 

29 января суд вынес решение, признав спорную информацию не соответствующей действительности. В удовлетворении требований о взыскании морального вреда истцу отказано на том основании, что нравственные или физические страдания юридическое лицо испытывать не может. 
Январь, 09
ТОО «ADAMDAR» (г. Алматы)
9 января в редакцию журнала «ADAM bol»  явился сотрудник Департамента по исполнению судебных актов г. Алматы (ДИСА) Р. Нурсеитов с целью исполнения судебного решения о взыскании 5 миллионов тенге в счет компенсации морального вреда по иску священнослужителя Ерсына Амре.

Напомним, 5 сентября 2014 г. Медеуский районный суд Алматы вынес решение по иску заместителя имама мечети «Имангали» в Атырау Ерсына Амре к собственнику журнала «ADAM bol» - ТОО «ADAMDAR», о защите чести, достоинства и деловой репутации и признании порочащими сведений, распространенных в статье «Казахстанский фронт сирийской войны» (№7 от 21.02.2014). В частности, в публикации указывалось, что Ерсын Амре является одним из ставленников хабашитов в Казахстане и получает «ценные указания» из-за рубежа; в ней также были размещены без его разрешения фотографии и оскорбительные, по его мнению, подписи к ним.

Ответчика обязали выплатить священнослужителю 2,5 млн. тенге в возмещение морального вреда и опровергнуть опубликованные сведения.

27 октября 2014 г. апелляционная инстанция Алматинского городского суда частично изменила решение Медеуского районного суда г. Алматы и снизила сумму возмещения морального вреда до 500 тысяч тенге.

26 ноября 2014 г. кассационная коллегия увеличила сумму возмещения морального вреда Е. Амре, обязав собственника журнала «ADAM bol» выплатить истцу пять миллионов тенге. 
Так как 20 ноября 2014 года издание суда было приостановлено, а 25 декабря закрыто, редакция не располагает такими финансовыми средствами. Однако директору ТОО, шеф-редактору Аяну Шарипбаеву уже сделано предупреждение, что в случае невыплаты суммы в полном объеме ему угрожает уголовная ответственность по статье 362 УК РК.

Чтобы защитить своего руководителя от угрозы лишения свободы, редакция  «ADAM bol»  обратилась к своим читателям и сторонникам с просьбой принять участие в акции по сбору средств для исполнения судебного решения, которое считает очередным политическим заказом против независимого издания.
Январь, 29

ТОО «ADAMDAR» (г. Алматы)

Директор ТОО «ADAMDAR» - собственника журнала «ADAM bol» - Аян Шарипбаев обратился в Медеуский районный суд Алматы с жалобой на действия судебного исполнителя Департамента по исполнению судебных актов г. Алматы (ДИСА) Рината Нурпеисова.
Дело в том, что 14.01.2015 г., получив уведомление о выплате 5 млн. тенге в счет возмещения морального вреда священнослужителя Ерсына Амре, директор ТОО выяснил: судоисполнитель Р. Нурпеисов наложил арест на движимое и недвижимое имущество А. Шарипбаева и его супруги, которыми они владеют на правах частной собственности.  Также выяснилось, что в декабре 2014 г. судоисполнитель вынес постановление о временном ограничении на выезд Шарипбаева из РК, а 9.01.2015 г. – постановление, в котором физическое лицо А. Шарипбаев указан должником, о запрете совершать ему определенные действия с имуществом. 
Как сказано в заявлении директора ТОО, в соответствии с Законом об исполнительном производстве судоисполнитель должен был первоначально проверить счета компании, описать и реализовать имущество ТОО, чего Р. Нурпеисов не сделал. Также в жалобе указывалось, что  действиями Нурсеитова ущемляются  права третьих лиц, не являющихся сторонами в исполнительном производстве.
29 января суд в удовлетворении жалобы ТОО «ADAMDAR» в лице директора Аяна Шарипбаева отказал. 
Январь, 06

Ирина Московка, «Время» (г. Караганда)

Апелляционная коллегия Карагандинского областного суда частично изменила решение суда № 2 Казыбекбийского района г. Караганды, вынесенное по иску о защите чести, достоинства и деловой репутации бывшего замакима города Айдара Тельгарина к редакции газеты «Время» и журналисту Ирине Московке. 
Напомним, 4.11.2014 года корреспондента газеты и само издание районный суд обязал опровергнуть статью об Айдаре Тельгарине «Не пойман – не вор?» («Время», 19.06.2014 г.), принести ему официальные извинения и выплатить компенсацию морального вреда в размере 50 тыс. тенге.

Материал, в котором рассказывалось о коррупционных правонарушениях чиновника, основан на документах доследственной проверки финансовых полицейских Караганды и на решении Дисциплинарного совета. В статье журналист использовала ряд образных выражений, которые истец счел унизительными. Сумма иска составляла 5 млн. тенге. 

6 января этого года апелляционная инстанция отменила решение районного суда Караганды в части принесения официальных извинений и снизила сумму возмещения морального вреда до 20 тыс. тенге солидарно. 
Январь, 08

Роман Левин, ТОО «Издательства «Время» (г. Алматы)

Апелляционная коллегия Алматинского городского суда частично изменила решение Жетысуского районного суда, вынесенное по иску о защите чести и достоинства гр. Румилям Ходжаевой к редакции газеты «Время» и журналисту Роману Левину.

Напомним, Р. Ходжаева обратилась в суд, посчитав, что журналист в материале «Следствие и суд все перевернут?» («Время», 24.05.2014 г.) поставил под сомнение приговор осужденного за мошенничество гражданина и распространил в отношении нее недостоверную порочащую информацию. Также истец считает: ответчики, в нарушение ст. 145 ГК РК («Право на изображение»), самовольно использовали ее фотографию, «поставив ее рядом с фотографией осужденного (…), и тем самым прямо подталкивают читателя к невольно возникающей мысли: кто из них в самом деле является мошенником».  Р. Ходжаева просила суд обязать редакцию опровергнуть порочащие ее сведения и взыскать с ответчиков 170 млн. тенге (с газеты - 100 млн. тенге, с журналиста – 70 млн. тенге). 
10.10.2014 г. районный суд удовлетворил иск частично, признав распространенные в трех фрагментах статьи сведения порочащими и не соответствующими действительности и обязав редакцию в течение месяца после вступления решения в законную силу опубликовать их опровержение. Кроме этого, газета и журналист должны были выплатить по 250 тыс. тенге в счет возмещения морального вреда Р. Ходжаевой.

8 января апелляционная инстанция отменила решение райсуда о признании спорных сведений порочащими, не соответствующими действительности и публикации их опровержения, вынеся новое решение об отказе в удовлетворении данных требований. 
Также коллегия снизила сумму возмещения морального вреда за публикацию изображения Р. Ходжаевой без ее разрешения до 200 тыс. тенге, которые ответчики должны выплатить солидарно. 
Январь, 20

Рысты Курганова, жительница г. Павлодара

20 января Павлодарский городской суд отказал в удовлетворении иска о защите чести, достоинства и деловой репутации руководителя ГУ «Управление по развитию языков Павлодарской области» Кабжана Едилбая. Ответчиком выступала жительница Павлодара пенсионерка Рысты Курганова. Истец требовал признать не соответствующими действительности, порочащими его честь и достоинство сведения о том, что он нарушает режим рабочего времени, использует служебный транспорт в личных целях и т.п., распространенные в статье «Чтоб мы так отдыхали, как они работают» («Городская неделя», 28.05.2014 г.).  Редакция газеты была привлечена к процессу в качестве третьего лица. 
Напомним, в июле 2014 года К. Едилбай уже обращался в суд с иском по этой же публикации к Рысты Кургановой. В сентябре он отозвал свой иск. В этом же месяце руководитель управления обратился в редакцию газеты «Городская неделя» с досудебной претензией. Он требовал опровержения сведений, распространенных в этой статье. Газета в публикации опровержения отказала на том основании, что в статье ни имя чиновника, ни его адрес, ни место работы  указаны не были.  Кроме этого, руководитель аппарата акима прислал в редакцию ответ на публикацию о том, что проведенная внутренняя проверка не подтвердила озвученных в обращении пенсионерки фактов. Этот ответ акимата, опять же без указания персональных данных госслужащего, был опубликован в «Городской неделе»
Январь, 23
Талгат Умаров, «Уральская неделя» (г. Уральск)

23 января апелляционная коллегия Западно-Казахстанского областного суда оставила без  изменения решение суда № 2 Уральска, вынесенное по иску о защите чести, достоинства и деловой репутации депутата маслихата Западно-Казахстанской области Алибека Сатбаева к ТОО «Журналистская инициатива»,  журналисту газеты «Уральская неделя» Талгату Умарову и адвокату Абзалу Куспанову. 

Напомним, поводом для иска послужила статья «Дочь в суде, сын в прокуратуре» («Уральская неделя», 17.04.2014 г.), в которой освещался процесс по делу о хищении 15 миллионов тенге в областном Управлении земельных отношений.  В публикации приводятся слова Абзала Куспанова, адвоката одного из обвиняемых, сказанные им в ходе судебного заседания, о том, что следствие увело от ответственности главного подозреваемого - Алибека Сатбаева из-за влиятельных детей, работающих в судебных органах и прокуратуре. Депутат потребовал обязать собственника газеты «Уральская неделя», журналиста и адвоката опровергнуть порочащие сведения и взыскать с них 5 миллионов тенге в счет возмещения его морального вреда.

Суд первой инстанции частично удовлетворил исковые требования, обязав ответчиков опубликовать опровержение и выплатить А. Сатбаеву 300 тыс. тенге солидарно в счет возмещения морального вреда. 

Январь, 08

Михаил Козачков, «Время» (г. Алматы)

8 января газета «Время», выполняя решение суда, опубликовала опровержение не соответствующих действительности сведений, распространенных в статье «Ничего святого. Паломники из Таджикистана хотели попасть в Мекку через казахстанскую турфирму, но остались и без хаджа, и без денег» («Время», 13.12.2012 года). 
Напомним, судебные разбирательства по этой публикации  начались еще в 2013 году.  В материале журналист использовал интервью директора турфирмы «Тадж-Тур» Сайфулло Расулова, который рассказал, что бывший на тот момент директор казахстанской турфирмы «Р.А.Мина-Тур» Даулет Басхожаев не исполнил договорные обязательства по организации поездки в Мекку, заключенные между их фирмами.

В начале 2013 года Д. Басхожаев обратился в Жетысуский райсуд Алматы с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации к автору статьи Михаилу Козачкову и редакции газеты «Время».  Он требовал обязать ответчиков опубликовать опровержение порочащих сведений, снять публикацию с сайта издания и выплатить 10 млн. тенге в счет возмещения морального вреда. 

В апреле 2013 г. районный суд в иске отказал на том основании, что спорные высказывания «являются лишь субъективным мнением Расулова С., а не мнением ответчиков, которыми в газетной статье было лишь воспроизведено выступление (интервью) Расулова С.». Следовательно, нести ответственность за их распространение ни газета, ни журналист не могут. В июне 2013 г. апелляционная инстанция Алматинского городского суда оставила это решение без изменения. 

Тогда Даулет Басхожаев обратился в Медеуский райсуд с иском о признании распространенных в статье сведений порочащими, не соответствующими действительности к источнику спорных высказываний Сайфулло Расулову. 20.12.2013 г. иск был удовлетворен. Решение вступило в законную силу.
На этом основании в мае 2014 г. Д. Басхожаев вновь обратился в Жетысуский райсуд Алматы с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации и взыскании 10 млн. тенге в счет компенсации морального вреда к Михаилу Козачкову и газете «Время». 2.07.2014 г. суд в удовлетворении исковых требований отказал.
18.09.2014 г. апелляционная коллегия Алматинского горсуда частично изменила это решение суда, обязав ответчиков опубликовать опровержение порочащих сведений и удалить спорную статью с сайта газеты. 

23.12.2014 г. кассационная коллегия оставила постановление апелляционной инстанции без изменения. 

Январь, 21

Жанна Зуева, «Новая» (г. Степногорск, Акмолинская область)

В Акмолинском областном суде рассматривалась жалоба жителя г. Астаны Игоря Мирончука на решение Степногорского городского суда, вынесенное по его иску о защите чести, достоинства и деловой репутации. Ответчиками выступают редакция газеты «Новая», собственник СМИ ИП Гаврина Г.А. и корреспондент Жанна Зуева.
Напомним, поводом для иска стала статья «Зачем ведут охоту на охотников» от 28.02.2013 г. В ней описывалась ситуация в оставшемся без руководителя ОО «Общество охотников и рыболовов г.Астана», которому подчиняются подразделения по всей Акмолинской области. Публикация была подготовлена по материалам конференции общественного объединения. Истец – один из претендентов на должность председателя общества, считает, что приведенная в статье информация «является «черным пиаром», и содержащаяся в статье информация отрицательно влияют на его деловую репутацию, ущемляют честь, и достоинство, вызывая негативное отношение со стороны коллег по работе, охотников, а также неограниченного круга лиц, воспринявших данную информацию как действительную». И. Мирончук просил суд обязать ответчиков написать опровержение порочащих сведений, принести публичные извинения, а также взыскать с ответчиков в солидарном порядке моральный вред в размере 15 млн. тенге.
8.10.2014 г. городской суд в удовлетворении иска отказал.

Не согласившись с вынесенным решением, истец  обратился с апелляционной жалобой в областной суд. 
21 января апелляционная коллегия изменила решение суда первой инстанции. Спорные фрагменты статьи были признаны не соответствующими действительности, наносящими ущерб деловой репутации истца.
Коллегия обязала ответчиков опубликовать резолютивную часть апелляционного постановления в качестве опровержения и взыскала с собственника издания, редакции и журналиста солидарно 75 тыс. тенге в счет возмещения морального вреда И. Мирончука. Также ответчики должны возместить истцу представительские расходы в размере 150 тыс. тенге.

Январь, 08

Айнур Балакешова, Ерлан Джетенов, «Вечерняя Караганда» (г. Караганда)

Апелляционная инстанция Карагандинского областного суда оставила без изменения решение районного суда № 2 Казыбекбийского района города Караганды, вынесенное 12.11.2014 г. по иску о защите права на изображение Айзады Байсариной к газете «Вечерняя Караганда», ее главному редактору Ерлану Джетенову и журналисту данного издания Айнур Балакешовой. 

Напомним, поводом для судебных разбирательств послужил снимок, иллюстрировавший статью Айнур Балакешовой «Взрывоопасное кафе» («Вечерняя Караганда», 29.01.2014 г.).  Истец выразила претензии в связи с тем, что она не давала разрешения на публикацию фото и что в подписи к снимку «Диана с сыном за пять минут до взрыва» распространена недостоверная информация: на снимке изображена не Диана, а  истица и ее племянник.  За незаконное использование ее фотографии А. Байсарина требовала 500 тысяч тенге.

Районный суд иск частично удовлетворил, взыскав в пользу Айзады Байсариной 20 тыс. тенге (по 5 тысяч тенге с собственника СМИ и главного редактора и 10 тысяч тенге – с журналиста) в счет компенсации ее морального вреда.

Январь, 26
Мусагали Дуамбеков, общественный защитник (г. Астана)

26 января апелляционная коллегия суда г. Астаны оставила без изменения решение, вынесенное Алматинским районным судом по иску о защите чести, достоинства и деловой репутации предпринимателей Бахыта и Саламата Мукашевых к председателю общественного фонда «Народный антикоррупционный комитет» Мусагали Дуамбекову. Согласно этому решению, М. Дуамбеков должен выплатить  каждому истцу компенсацию морального вреда по 200 тыс. тенге.

Напомним, изначально Мукашевы требовали с общественного деятеля более 92 млн. тенге, потом снизили сумму до двух миллионов. Такой вред, по мнению истцов, им принесли две статьи М. Дуамбекова, опубликованные на сайте INSIDERMAN. В них автор рассказывал о конфликте, случившемся между владельцами небольшого завода и их наемным работником Алибеком Искаковым. Ранее, до публикаций, М. Дуамбеков представлял в гражданском суде интересы А. Искакова и выиграл два судебных процесса. На основании судебных решений, а также используя показания А. Искакова, М. Дуамбеков и написал свои статьи. Мукашевы обвинили автора в клевете. Несмотря на факты, свидетельствующие об отсутствии у М. Дуамбекова умысла на распространение ложной информации, суд признал его виновным и приговорил к ограничению свободы. Этот приговор стал поводом для гражданского судебного процесса о защите чести и достоинства. В обоснование своих требований оба истца также утверждали, что М. Дуамбеков допустил в отношении них клевету в мировом масштабе и причинил непоправимый ущерб деловой репутации, чести и достоинству всей семьи.
Январь, 27
Баян Сапарова, «Федоровские новости» (Костанайская область)
27 января Специализированный межрайонный экономический суд Костанайской области оставил без рассмотрения иск о защите деловой репутации ГКП «Теплоцентр» акимата Федоровского района к редакции газеты «Федоровские новости».  Соответствующее определение суд вынес в связи с заявлением истца о возврате искового заявления на доработку.  
Напомним, поводом для судебных разбирательств стала статья корреспондента Баян Сапаровой «О подготовке к зиме, ветеринарии и призыве» («Федоровские новости», 2.10.2014 г.). Истца возмутила фраза: «С трудом, конечно, верится, что за такое короткое время все котельные подготовку завершили на 100%». 

Январь, 28

Оксана Наумова, «Уральская неделя» (Западно-Казахстанская область)

28 января суд № 2 г. Уральска частично удовлетворил иск о защите чести, достоинства и деловой репутации Тимура Искакова к редакции газеты  «Уральская неделя» и журналисту Оксане Наумовой. 

Напомним, поводом послужила статья «Дела «своих» минувших дней» («Уральская неделя», 25.09.2014 г.). В ней О. Наумова рассказала о документах доследственной проверки в отношении бывших руководящих сотрудников Департамента внутренних дел, которые нашел возле мусорных контейнеров и принес в редакцию житель Уральска. Журналист в статье упомянула, по поводу чего отделом собственной безопасности ДВД ЗКО были проведены проверки полицейских, в числе которых – бывший зам. начальника УБОП ДВД Западно-Казахстанской области Т. Искаков. 

Тимур Искаков утверждает: опубликованные о нем сведения не соответствуют действительности, «являются порочащими честь, достоинство и деловую репутацию». Он требовал обязать ответчиков опубликовать опровержение порочащей информации и взыскать с редакции газеты и журналиста 1 млн. тенге в счет возмещения морального вреда.

В ходе слушаний ответчики частично признали исковые требования, пояснив суду, что действительно газета опубликовала статью об истце, подготовленную по непроверенным источникам. Но автор публикации и редакция сами были введены в заблуждение, так как в документах речь шла еще об одном сотруднике полиции Искакове, имя которого также начинается на букву «Т». Когда ошибка была обнаружена, еще до проведения подготовки дела к судебному разбирательству редакция опубликовала опровержение и принесла публичные извинения истцу.
Выслушав пояснения и доводы сторон, суд отказал Т. Искакову в требованиях о публикации опровержения, обязав ответчиков по иску выплатить в счет возмещения морального вреда истца 30 тыс. тенге солидарно.

Январь, 01

ТОО «Евразия+ОРТ» (г. Алматы)

Как сообщалось, в ноябре 2014 г. Гражданский активист Ермек Нарымбаев обратился в районный суд № 2 Ауэзовского района г. Алматы с иском об оспаривании бездействия государственного органа к Комитету по связи, информатизации и информации Министерства по инвестициям и развитию РК и ТОО «Евразия+ОРТ». Он утверждал, что телеканал «Первый канал Евразия» не соблюдает закон «О языках». По его словам, всего 20% вещания телеканала проходит на казахском языке и 80% - на русском. СМИ грубо нарушает закон, но никто его за это не преследует. Также, по мнению Нарымбаева, телеканал ведет агрессивную информационную политику и пропагандирует войну против Украины. Е. Нарымбаев просит суд признать незаконным бездействие Комитета по связи, информатизации и информации в отношении «Первого канала Евразии» и признать незаконными действия самого телеканала. 

22 декабря 2014 г.  районный суд отказал Е. Нарымбаеву в удовлетворении его иска. 

1.2. Досудебные претензии 

Январь, 19

Александра Сергазинова, «Наша Газета» (г. Костанай)
Адвокат Галина Малых 19 января прислала по факсу главному редактору еженедельника «Наша Газета» Ольге Колоколовой претензию с требованием дать опровержение на статью журналиста Александры Сергазиновой «Процесс пройдет без присяжных» («НГ», 15.01.2015 г.). В публикации журналист со ссылкой на Г. Малых сообщила о том, что адвокат в течение двух дней перед предварительным слушанием изучала материалы дела и теперь вместе с подсудимым вырабатывает линию защиты.

Галина Малых в претензии заявляет, что Сергазинова с ней не беседовала, а статья основана на личных домыслах, порочащих ее репутацию и достоинство. Она потребовала опубликовать претензию следующего содержания: «Дело состоит не из 60 томов, а из 34. Адвокат изучает дело с декабря 2014 года по настоящее время. Журналист не беседовала с адвокатом по настоящему уголовному делу».

Александра Сергазинова утверждает, что факт ее беседы с адвокатом могут подтвердить корреспонденты других СМИ, присутствовавших на процессе. Причем Малых после беседы сама уточнила, кем является Сергазинова. Также журналист отмечает, что о количестве томов в деле ей сообщил председатель суда, а о количестве дней, потраченных на ознакомление с материалами, сказала перед началом предварительного слушания 8 января сама Малых. Причем знакомиться с материалами с декабря адвокат не могла, так как дело еще не было передано в суд.

Ответ адвокату редакция предоставит в установленный законом срок.

Январь, 28

Стас Киселев, «Время» (г. Костанай)

СМИ Костанайской области

28 января в ДВД Костанайской области на совещании по итогам работы в 2014 году начальник УСБ ДВД Жарасхан Акбердиев, критикуя СМИ за то, что журналисты публикуют информацию о преступлениях, «не дожидаясь результатов служебного расследования», а при проверке факты не подтверждаются, сообщил: по трем статьям, опубликованным в газете «Время» региональным собкором издания Стасом Киселевым, руководство ДВД обратилось с требованием опровержения. И по одной из этих  материалов - о жителе Рудного Мухине - газета опровержение уже опубликовала. 
Сам Стас Киселев, который не присутствовал на данном совещании, сообщил собкору фонда «Адил соз», что редакция газеты «Время» обязательно сообщает ему обо всех претензиях, поступивших на его статьи, но о претензиях со стороны ДВД Костанайской области ему ничего не известно.

В этот же день журналист костанайского еженедельника «Наша Газета» Александра Сергазинова обратилась с запросом к начальнику ДВД Костанайской области с просьбой сообщить, в каком номере  газеты «Время» и на какую статью Киселева это издание публиковало опровержение, а также к каким еще материалам собкора «Времени» ДВД предъявило претензии. 
По факсу пришел ответ от руководителя пресс-службы ДВД Адильбека Нурмахина, в котором говорится следующее: «Пресс-служба ДВД Костанайской области строит работу по критическим материалам в соответствиии с Законом РК «О СМИ». Все статьи, опубликованные в газете «Время», выходят с комментариями пресс-службы ДВД». ПОВ
Январь, 28

«Уральская неделя» (Западно-Казахстанская область)

14 ноября 2014 г. на сайте газеты «Уральская неделя» uralskweek.kz в рубрике «Блог-пост» была опубликована статья Елены Сержантовой «А как же святая заповедь врачей?». В ней жительница региона рассказала о случае, когда врач-окулист за денежное вознаграждение поставил нужную печать на справке, разрешающей вождение автотранспорта молодому человеку, которому до этого поставил диагноз «дальтонизм». 

После выхода статьи в редакцию газеты пришла досудебная претензия Управления здравоохранения Западно-Казахстанской области. Управление заявляет: данная статья не имеет доказательной базы и принятия мер со стороны госоргана, так как в ней не указаны область или город, «где якобы имел место данный случай и время, кроме того, нет данных о наименовании медицинского учреждения, данные врача для перепроверки вышеуказанного факта».

«Реплика, поступившая от Елены Сержантовой, голословная, недостоверная, и размещение этой статьи дискредитирует деятельность  медицинских работников нашей  области и порождает недоверие врачам, следовательно, влияет на процесс выздоровления пациентов.

Полагаем, что публикация такого рода сконструированного вымысла направлена на создание информационного хаоса и порочит честь, достоинство и деловую репутацию медицинских работников», - говорится в претензии.

Управление здравоохранения, в случае, если газета не опубликует опровержение этой статьи, намерено обратиться в суд с иском о защите деловой репутации. 

28 января досудебная претензия была полностью опубликована на сайте газеты. 

3. Другое

Январь, 13

Интернет-СМИ

СМИ распространили информацию о том, что 17 октября 2014 г. и.о. министра по инвестициям и развитию (в настоящее время первый вице-министр министерства) Женис Касымбек утвердил «Памятку для сотрудников государственных органов и учреждений с государственным участием по работе в сети Интернет, в том числе в социальных сетях и на блог-платформах». Памятка разработана «для предотвращения возможных имиджевых потерь госслужбы в результате сетевой активности отдельных сотрудников, а также предотвращения распространения непроверенной, недостоверной информации и информации категории «для служебного пользования».
Помимо требований соблюдать этические нормы в беседах (как публичных, так и приватных) с другими пользователями, госслужащим рекомендовано «не публиковать и не репостить (делиться или распространять) на своей странице критические фото-, видео-, аудио- и текстовые материалы в адрес государства в целом, а также других сотрудников государственных органов или учреждений».

Также сотрудникам госучреждений настоятельно рекомендуется «не добавлять в друзья пользователей, критикующих руководство РК и проводимую им политику, призывающих к изменению существующего конституционного строя, сепаратизму или отказу от суверенитета». 
Как сообщают СМИ, ознакомиться с текстом документа должны сотрудники всех подразделений госучреждений – от первых руководителей до техперсонала. В настоящее время процесс ознакомления с текстом продолжается. 
Госслужащие пришли к мнению, что некоторые пункты Памятки, касающиеся поведения в интернете, соцсетях и блог-платформах, сложны для исполнения. Так депутат Мажилиса парламента Айгуль Соловьева, отвечая на вопрос ИА «КазТАГ», сообщила, что ей памятку никто официально не презентовал, но она читала ее в интернете. В частности она отметила: «Если я активный интернет-пользователь и у меня кто-то просит дружбу, я что, должна спрашивать: ты террорист или кто? Если он скрытый, он в любом случае не будет это говорить». 

Не получала этот документ и депутат Мажилиса парламента Екатерина Никитинская. Она считает, что «трудно запретить» критику действий правительства, в том числе и в интернете: «…потому что у нас же все равно демократическое общество, есть социальная сеть. Ну как предотвратишь этот процесс, если уже есть интернет?»

По мнению мажилисмена Азата Перуашева, в отношении обязательств по разглашению госсекретов требования в памятке правильны. «Что касается остальных личных предпочтений, это все-таки, наверное, вмешательство в личную жизнь госслужащего», - считает А. Перушаев. 

Январь, 17

«Наша Газета»,  ng.kz (г. Костанай)
17 января пользователь сайта еженедельника «Наша Газета» Бакчан Хусаинов, зарегистрированный на сайте ng.kz под ником Бакчан, обратился по электронной почте к главному редактору еженедельника «Наша Газета» Ольге Колоколовой с протестом по поводу ограничения его прав как пользователя (администрация сайта издания отключила ему возможность комментирования публикаций). Хусаинов отметил, что он просит считать это письмо официальной жалобой, на которую хочет получить официальный ответ в отведенные законом сроки. 

19 января Колоколова ответила по электронной почте, что меры по отношению к Бакчану Хусаинову были приняты после неоднократного нарушения им правил комментирования, размещенных на сайте. Также она сообщила, что статус полноправного пользователя может быть возвращен, если Хусаинов пообещает не нарушать эти правила.

Мониторинг подготовлен по сообщениям корреспондентов Фонда «Адил соз» 

и информации из открытых источников. 

Руководитель мониторинговой службы фонда «Адил соз» 

Елена Цой 

e-mail: lena@adilsoz.kz 

Руководитель юридической службы фонда «Адил соз» 

Ганна Красильникова 

e-mail: ganna@adilsoz.kz 

По всем вопросам мониторинга вы можете также обратиться 

info@adilsoz.kz   

