
[image: image1.png]


 
Международный Фонд защиты 

свободы слова «Адил соз» 
Нарушения свободы слова в Казахстане

Ноябрь 2016 года
Международный фонд защиты свободы слова «Адил соз» провел исследование  нарушений в Казахстане права на свободу выражения, получения и распространения информации в ноябре 2016 года. 

Среди сообщений: 

- В отношении главного редактора изданий CentralAsiaMonitor и Radiotochka.kz Бигельды Габдуллина начато досудебное расследование. Он подозревается в вымогательстве. Правозащитники, наблюдая за действиями следственных органов, предполагают, что дело ведется с явным обвинительным уклоном. 
- Гражданские активисты Макс Бокаев и Талгат Аян приговорены к пяти годам лишения свободы. Они обвиняются в разжигании социальной розни, распространении заведомо ложной информации и нарушении порядка проведения митинга. Приговор еще не вступил в законную силу.

- Житель Павлодара Руслан Гинатуллин обвиняется в возбуждении национальной розни за перепост ссылок видео, размещенных в открытом доступе на YouTube.
- Надзорная судебная инстанция снизила сумму возмещения морального вреда иглотерапевту Ж. Зекейулы с 40 миллионов тенге до пяти. Ответчиками по иску выступали редакция газеты «Жас Алаш», главный редактор Рысбек Сарсенбайулы, журналист Меруерт Турсыбекова и гр. Гулия Алиханкызы.

В ноябре вынесено 8 судебных актов по делам  о защите чести, достоинства и деловой репутации. В пользу СМИ, журналистов и граждан – 6.   

С начала года СМИ и гражданам в связи с осуществлением права на свободу выражения, получения и распространения информации предъявлены: 

- 49 обвинений в клевете (23 – переходящие данные);  

- 2 обвинения в пропаганде или публичных призывах к насильственному захвату власти;

- 12  обвинений в возбуждении социальной, национальной, религиозной розни (ст. 174 УК РК. Из них 3 – переходящие данные: С. Мамбеталин и Е. Нарымбаев; Е. Тайчибеков);

- 2 обвинения в пропаганде терроризма (1 - переходящий данные. Б. Саткангулов); 

- 12 обвинений в распространении заведомо ложной информации (ст. 274 УК РК);

- обвинение в уклонении от уплаты налогов – 1;

- обвинение в присвоении и растрате вверенного чужого имущества – 1;

- обвинение в мошенничестве – 2

- обвинение в вымогательстве - 1;

И др.

- 78 досудебных претензий и исков о защите чести, достоинства и деловой репутации.
В январе-ноябре судами вынесено 46 судебных актов по искам о защите чести, достоинства и деловой репутации (в т.ч. в первой инстанции – 32). Требования компенсации морального вреда  составили 736  млн. 460 тыс. 1 тенге, фактически взыскано 14 млн. 860 тыс. тенге.
Оглавление
1Оглавление


2I. ИЗМЕНЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА  О СВОБОДЕ ВЫРАЖЕНИЯ


3II. НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ


31. Аресты и задержания журналистов


32. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста и СМИ


33. Нарушение гласности судебного процесса


44. Нарушение трудовых прав


4III. НАРУШЕНИЯ ПРАВА НА ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ


51. Отказы, ограничения и нарушение сроков предоставления информации


72. Нарушение права на распространение информации


72.1. Необоснованные ограничения права на распространение информации в Интернете


8IV. ОБВИНЕНИЯ СМИ И ГРАЖДАН В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПРАВА НА СВОБОДУ ВЫРАЖЕНИЯ


81. Преследования в уголовном порядке


121.1. Дело Бигельды Габдуллина


152. Преследования в гражданском порядке


152.1. Судебные иски


202.2. Досудебные претензии


233. Преследования в административном порядке




 I. ИЗМЕНЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 
О СВОБОДЕ ВЫРАЖЕНИЯ

Ноябрь, 07

В рамках публичного обсуждения и доработки проекта закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информации и коммуникаций», инициированного Министерством информации и коммуникаций, Международный фонд защиты свободы слова “Адил соз” сделал свои предложения в закон «О средствах массовой информации».  Ознакомиться с ними можно по ссылке: http://www.adilsoz.kz/news/show/id/2163/year/2016
Ноябрь, 17

17 ноября в Мажилисе парламента вице-министр национальной экономики Айдар Арифханов презентовал законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам рекламы». 
Как сообщает радио Азаттык, в случае, если поправки в закон будут приняты, казахстанские телеканалы должны будут бесплатно транслировать в прайм-тайм как минимум два социальных видеоролика, сделанных по госзаказу.  
«Если канал вещает 24 часа в сутки, то это означает, что реклама социальная будет 432 минуты в месяц, либо 14,4 минуты в сутки. Те каналы, которые вещают 12 часов в день, условно говоря, конечно, в их плане это будет не совсем приемлемо. Но мы будем настаивать на том, чтобы хотя бы с шести вечера до 12 часов вечера было как минимум два ролика. Это обязательно», - сказал журналистам после презентации проекта Айдар Арифханов.
Соцрекламу обяжут транслировать 15 «обязательных» телеканалов: «Казахстан», «Хабар», «Хабар 24», «Балапан», «Білім және мәдениет», «Казспорт», «Первый канал Евразия», «Астана», КТК, «Мир», НТК, «31 канал», «7 канал», СТВ и «Алматы».
Согласно законопроекту, соцреклама на 15 телеканалах должна составлять не менее одного процента от общего объема вещания.
II. НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ 
1. Аресты и задержания журналистов
Ноябрь, 30
Амангельды Батырбеков, председатель общественного объединения «Әділет» (г. Шымкент, Южно-Казахстанская область)

С 8 июня председатель общественного объединения «Әділет» Амангельды Батырбеков с санкции Сарыагашского районного суда Южно-Казахстанской области находится под домашним арестом. Он подозревается в совершении уголовных правонарушений по ст. ч. 3 ст. 411 - Клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, лица, осуществляющего досудебное расследование, эксперта, судебного пристава, судебного исполнителя и ч. 3 ст. 419 - Заведомо ложный донос.

8 сентября суд продлил срок домашнего ареста до принятия процессуального решения по делу. 

Напомним, 12 октября 2015 года районный суд приговорил Амангельды Батырбекова  к полутора годам лишения свободы по обвинению в клевете. Заявителем выступил заместитель прокурора Сарыагашского района Южно-Казахстанской области Нурлан Сапаров. Поводом стала его статья, опубликованная 10.04.2015 г. в газете «Әділет», «Заңнан да, құдайдан да... немесе жазықсыздардың жанайқайы Бас Прокуратураға жете ме?» («Ни закона, ни Бога… или дойдет ли мольба невинных о помощи до Генеральной прокуратуры?» /перевод с каз. яз./). Автор статьи усомнился в законности действий заместителя прокурора Нурлана Сапарова по двум делам. Напечатав публикацию под рубрикой «Вниманию генерального прокурора Республики Казахстан А.Даулбаеву!», автор и газета «Әділет» надеялись, что Генеральная прокуратура возьмет под контроль эти два резонансных дела, проверит их законность и обоснованность. В суде А.Батырбеков настаивал на том, что его доводы  основаны на личном внутреннем убеждении.
28 января 2016 года Амангельды Батырбеков, был освобожден прямо в зале суда. Апелляционная коллегия Южно-Казахстанского областного суда отменила приговор, вынесенный  Сарыагашским районным судом, по нереабилитирующим основаниям.

Согласно постановлению апелляционной инстанции, заместитель прокурора Сарыагашского района Южно-Казахстанской области Нурлан Сапаров должен был обращаться не с частной жалобой на клевету, а как должностное лиц -  с жалобой по ст. 411 УК РК (Клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, лица, осуществляющего досудебное расследование, эксперта, судебного пристава, судебного исполнителя) в департамент внутренних дел.  

Зам.прокурора так и поступил.
Ноябрь, 15
Бигельды Габдуллин, главный редактор «CentralAsiaMonitor» и директор сайта «Радиоточка» (г. Алматы)
15 ноября был задержан, а 16 ноября арестован руководитель газеты CentralAsiaMonitor и интернет-портала Radiotochka.kz Бигельды Габдуллин. Национальное бюро по противодействию коррупции подозревает его в вымогательстве. По версии следствия, «Габдуллин, используя подконтрольные СМИ «CentralAsiaMonitor» и «Radiotochka.kz», активизировал информационную атаку в отношении руководителей государственных органов путем публикаций негативных материалов, порочащих деловую репутацию». Тем самым он вымогал у критикуемых чиновников госзаказы для своих СМИ, расплачиваясь уже хвалебными материалами. 

Ноябрь, 30

Руслан Гинатуллин (г. Павлодар)

С 5 июля 2016 года находится под стражей житель Павлодара Руслан Гансович Гинатуллин.  Его обвиняют в возбуждении национальной розни (ст. 174, ч.1 УК РК).
2. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста и СМИ
Ноябрь,  17

«Диапазон» (г. Актобе) 

17 ноября пресс-служба Актюбинского областного суда пригласила корреспондента «Диапазон» на освещение дежурного мероприятия. Однако охрана суда отказалась пропускать представителя СМИ с телефоном. Руководитель отдела внутренней безопасности суда Ержан Муканов сослался на типовую инструкцию, подписанную министром МВД Касымовым и утвержденную министерством юстиции. Также Е. Муканов пояснил: «До этого мы запускали с телефоном. Был скандал. Сфоткали, что будто судья спит. Фото выложили в Интернет. На самом деле никто не спал».

Ноябрь, 18

«Первый канал Евразия» (г. Павлодар)

18 ноября группа павлодарцев, недовольных работой следственных органов, пришла к заместителю начальника  Северного отдела внутренних дел УВД города Павлодара. Эту встречу освещал корреспондент «Первого канала Евразия». Однако журналиста в здание ОВД не пропустили,  представители руководства выходить к журналисту, чтобы дать комментарий, отказались.

3. Нарушение гласности судебного процесса
Ноябрь, 23

 «Версия», «Городская неделя», информационный портал pavon.kz (г. Павлодар)

23 ноября в Павлодарском областном суде на заседании по апелляционной жалобе известного павлодарского общественника коллегия по уголовным делам запретила присутствующим журналистам пользоваться диктофонами на том основании, что в зале ведется аудио- и видеозапись.
Ноябрь, 23 

Светлана Воронова, ИА «Павлодарньюс» (г. Павлодар)

23 ноября в Специализированном административном суде Павлодара рассматривалось дело о признании экстремистской литературы, обнаруженной сотрудниками полиции в павлодарском центре «Дианетика». Несмотря на то, что процесс был открытым, корреспондента ИА «Павлодарньюс» Светлану Воронову на заседание не допустили. Секретарь суда потребовала от журналиста письменного обращения руководства СМИ к судье с просьбой разрешить присутствовать на открытом процессе.   

4. Нарушение трудовых прав  
Ноябрь, 22
«Казахстан-Павлодар» (Павлодарская область)

8 сотрудников телеканала «Қазақстан-Павлодар» пожаловались на переработку и неоплату сверхурочных часов, передает Today.kz со ссылкой на государственного инспектора труда по Павлодарской области Манаса Жумадилова.
14 ноября управление труда Павлодарской области по этой жалобе начало проверку.

Ориентировочно результаты проверки будут известны в декабре.

III. НАРУШЕНИЯ ПРАВА НА ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ 

Ноябрь, 3

Все СМИ

Согласно мониторингу доступа к информации, проведенному депутатами Мажилиса РК, госорганы на сайтах не размещают 70% информации, которую по закону «О доступе к информации» обязаны размещать на своих интернет-ресурсах.
Как сообщает informburo.kz, мажилисмены поручили работникам аппарата сделать звонки по министерствам и попросить об информации, которую ведомства должны предоставлять согласно законодательству. Ни на один запрос они ответа не получили.

Также сотрудники Мажилиса направляли письменные запросы и ни по одному не получили ответы вовремя.

По словам одного из разработчиков закона «О доступе к информации» мажилисмена Маулена Ашимбаева, «…сегодня складывается такое ощущение, что в госорганах не до конца есть понимание ключевых инструментов, механизмов, по которым они должны предоставлять населению информацию. Надо начать с каких-то базовых вещей». 

Ноябрь, 22

Айгуль Мустафина, «Наша Газета» (г.Костанай)

Корреспондент еженедельника «Наша Газета» Айгуль Мустафина обратилась с запросом к руководителю департамента по защите прав предпринимателей Костанайской области Владимиру Нечитайло по поводу конфликтной ситуации между жителем Костаная и одной из частных клиник города. 

Журналист отнесла запрос на фирменном бланке редакции в канцелярию департамента, так как принимать запросы по факсу и электронной почте в департаменте отказываются. Однако принимать запрос в канцелярии отказались, так как в нем не был указан БИН «Нашей Газеты». А. Мустафина заявила, что это требование неправомерно. Ей пояснили, что БИН необходим для внесения запроса в базу, которую проверяет прокуратура.

В результате переговоров запрос все-таки приняли, но в виде исключения.

Проблема еще и в том, что редакция «Нашей Газеты» не является юридическим лицом, это подразделение ТОО «Твой шанс». Поэтому БИНа у редакции нет.
Ноябрь, 11
СМИ Карагандинской области 
На шахте Саранская, принадлежащей АО «Арселлор Миттал Темиртау», произошла авария, в которой 4 человека погибли, а у четверых горняков медики диагностировали различные переломы, ушибы и ссадины. 

10 ноября по этому ЧП планировалось проведение пресс-конференции, в которой должны были принять участие руководители «Арселлор Миттал Темиртау», представители комиссии министерства по инвестициям и развитию и местные чиновники. Однако встречу с журналистами отменили без пояснения причин. В пресс-службе акимата Карагандинской области лишь пообещали направить в СМИ подробный пресс-релиз о трагическом происшествии.

1. Отказы, ограничения и нарушение сроков предоставления информации 
Ноябрь, 01

Анна Сорокина, «Мой город» (г. Усть-Каменогорск)

Корреспондент газеты «Мой город» Анна Сорокина занималась расследованием инцидента, произошедшего с солдатом одной из воинских частей, расположенных в Усть-Каменогорске. Родные солдата, комиссованного из-за эпилепсии, считают, что болезнь спровоцировали избиения военнослужащих. Для объективной подачи материала («Пошли на приступ», № 45 от 10 ноября) журналист пыталась получить комментарий у руководства воинской части, однако там отказались оперативно прокомментировать ситуацию.
Ноябрь, 08

Иван Сухоруков, «Мой город» (г. Усть-Каменогорск)

31 октября корреспондент газеты «Мой город» Иван Сухоруков обратился в управление сельского хозяйства Восточно-Казахстанской области с запросом по поводу повышения цен на куриные яйца в торговых точках области.  Не получив никакого ответа, 8 ноября журналист вынужден был повторно обратиться в управление с теми же вопросами.

Спустя время ответ был получен. 

Ноябрь, 10

«Наша Газета» (г. Костанай)

Заместитель акима Костаная Ерлан Теменов ответил на запросы еженедельника «Наша Газета» только через месяц после их отправления. В частности, 8 ноября он ответил на запрос Ольги Лихограй о необходимости установки в Костанае гранитных бордюров вместо бетонных, отправленный акиму Костаная 10 октября. А 10 ноября - на запрос Елены Пикельной о ремонте дорог в пригороде Костаная - п. Амандельды, отправленный акиму Костаная 12 октября. В ответах указаны даты получения запросов - 10 октября и 12 октября. При этом актуальность полученной информации фактически нулевая, - отмечает «Наша Газета». В редакции предполагают, что такая «оперативность» акимата вызвана необходимостью формального соблюдения законодательства для отчетности.
Ноябрь, 15

«Новый вестник» (г. Караганда)

«Наша Ярмарка» (г. Караганда)

Корреспондент газеты «Новый вестник» Татьяна Константинова готовила материал об убийстве, произошедшем в городе Сарани Карагандинской области. Журналист собрала информацию о мужчине, жестоко убившем своего отца, у родственников, соседей и коллег. За комментариями она обратилась в пресс-службу ДВД Карагандинской области, где ей ответить на вопросы отказались. 
Редакция еженедельника «Наша Ярмарка» также  обратилась за комментарием в пресс-службу ДВД области. Однако официального ответа на свой запрос так и  не получила.
Ноябрь, 23

Салауат Игликов, ТК «Хабар» (г. Павлодар)

23 ноября из-за порыва на тепловых сетях были отключены от теплоснабжения корреспондентские пункты ведущих республиканских телеканалов и ряда павлодарских СМИ. Корреспондент ТК «Хабар» Салауат Игликов обратился в пресс-службу акимата Павлодара за официальными разъяснениями относительно причин и сроках устранения об аварии, однако ответа не получил.

Ноябрь, 24

«Городская неделя» (г. Павлодар)

Пресс-служба Управления здравоохранения в установленные законом «О средствах массовой информации» сроки не ответила на запрос корреспондента газеты «Городская неделя» Майи Шуакбаевой.

Ноябрь, 25

Павел Поповкин, «Криминальные новости» (г. Караганда)

Пресс-служба ДВД Карагандинской области отказалась давать какие-либо комментарии корреспонденту газеты «Криминальные новости» Павлу Поповкину о краже четверти тонны меда, золотых украшений и  норковой шубы у у жителя Темиртау.

Ноябрь, 25

«Первый канал Евразия» (Павлодарская область)

Пресс-служба ДВД Павлодара не ответила на запрос редакции «Первого канала Евразия» о причинах ДТП со смертельным исходом и ходе следствия. 

Ноябрь, 04
Танат Карпыков, «Наша Газета» (г. Костанай)

Корреспондент еженедельника «Наша Газета» Танат Карпыков 3 ноября отправил запрос акиму города Рудный Бахытжану Гаязову с просьбой ответить на вопросы по ситуации с котлованом, наполненным мазутоподобным веществом. В запросе спрашивается: какую сумму планируется выделить в 2017 г. для утилизации котлована, сколько требуется денег на завершение работ по ликвидации «мазутного болота», кто проводил подсчеты предстоящих расходов, в отношении кого ведется судебное разбирательство по факту нарушения экологического законодательства, о котором аким упоминал в предыдущем ответе на вопрос «НГ», кто выступает истцом, в чем суть искового заявления, в каком суде рассматривается это дело.

Ответ от заместителя акима Рудного Алмата Умирбаева поступил уже 4 ноября, однако никакой информации в нем не содержится. Умирбаев сообщил, что предоставить информацию не представляется возможным, так как сведения предназначены для служебного пользования.

2. Нарушение права на распространение информации
2.1. Необоснованные ограничения права на распространение информации в Интернете

Ноябрь, 22

Azh.kz (г. Атырау)
Как сообщает редакция «Ак Жайык», уже месяц сайт издания работает с перебоями – на ресурс периодически совершаются DDos-атаки. Вначале DDos-атаки шли из зарубежья, пришлось заблокировать доступ зарубежным посетителям. Однако в последние дни начались атаки с территории Казахстана. Администрации сайта приходится закрывать и отлаживать сервисы сайта.

Редакция связывает это с судебным процессом по делу гражданских активистов Макса Бокаева и Талгата Аяна, который «Ак Жайыка» подробно освещают.

КОММЕНТАРИЙ:
Распространение DDoS-атаки подпадает под действие 210 статьи Уголовного кодекса РК «Создание, использование или распространение вредоносных компьютерных программ и программных продуктов» и предусматривает наказание от штрафа до трех тысяч МРП до лишения свободы на срок от пяти до десяти лет.

К уголовной ответственности за это преступление может быть привлечено либо конкретное физическое лицо, либо группа лиц. Как правило, неизвестно, кто они, что усложняет процесс поиска правонарушителей. В то же время в криминальной полиции МВД РК и во всех департаментах внутренних дел республики созданы подразделения по борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий. К их компетенции относится, в том числе, борьба с незаконным проникновением в компьютерные сети.

Пострадавшая от DDoS-атаки сторона вправе обратиться с заявлением в полицию по месту своего нахождения либо по месту нахождения правонарушителя, если он известен. На сегодняшний день Казахстан подписал ряд соглашений с другими странами в области обеспечения информационной безопасности, которые предусматривают систему мер правового, организационно-технического и организационно-экономического характера по выявлению угроз информационной безопасности, предотвращению их реализации, пресечению и ликвидации последствий реализации таких угроз. Такие соглашения применимы к иностранным правонарушителям, находящимся в государствах, заключивших такие соглашения.

На наш взгляд, не стоит ограничиваться подачей заявления только в полицию. Данный факт стоит сообщить также в прокуратуру, профильное министерство и т.п. Эффективно работает и способ неоднократного обращения, то есть когда в полицию подается много заявлений от разных лиц, которым был затруднен доступ к информации, размещенной на сайте. Очевидно, что правоохранительные органы не смогут это проигнорировать, поскольку идет речь о массовом нарушении конституционного права на доступ к информации (ст. 20 Конституции РК). Ну, и конечно, следует постоянно держать движение заявления в полицию на контроле. Что касается технической стороны, то специалистам следует зафиксировать DDoS-атаку, а в дальнейшем позаботиться об обеспечении безопасности своего Интернет-ресурса.

Ноябрь, 28
Арыстанбек Мухамедиулы (г. Астана)

27 ноября министр культуры и спорта Арыстанбек Мухамедиулы зарегистрировал свою страничку в Facebook. Спустя сутки его страница была заблокирована. Как сообщает Informburo.kz, министр объяснил блокировку кознями многочисленных недоброжелателей: «Я думаю, что просто сильно испугались, что я могу много правды сказать».
В начале декабря страница А. Мухамедиулы стала вновь доступна. Блокировку министр объяснил техническими причинами. 
IV. ОБВИНЕНИЯ СМИ И ГРАЖДАН В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПРАВА НА СВОБОДУ ВЫРАЖЕНИЯ 

1. Преследования в уголовном порядке

Ноябрь, 07

Юлия Турьева (п. Алешкинка, Костанайская область)
Мендыкаринский районный суд Костанайской области 7 ноября рассмотрел уголовное дело по частной жалобе директора Алешинской основной школы Болата Маданова о привлечении к уголовной ответственности жительницы п. Алешинка Юлии Турьевой по ст. 130 ч.1 УК РК за клевету. 

Поводом стало видео родительского собрания в школе под названием «Коррупционеры», размещенное Турьевой в социальной сети «Одноклассники.ру» 19.09.2016 г. и комментарий к ролику, в котором говорится, что денежные средства, выделенные на ремонт школы, использованы не по назначению. При этом данные частного обвинителя нигде не упоминались. 
Как пояснил в судебном заседании Маданов, из-за отсутствия надлежащего финансирования учебного заведения он привлек в качестве спонсоров родителей учеников – глав крестьянских хозяйств. Отчет о потраченных средствах в виде всех расходных чеков был также приложен. 

Сама Турьева в судебном заседании виновной себя не признала. Девушка рассказала, что 18 сентября ей позвонила знакомая, которая спросила, видела ли она в Youtube видео про их школу. Просмотрев видео на следующий день, Турьева поделилась им на своей страничке в социальной сети. Данное видео уже имело название «Коррупционеры», она сама не могла присвоить или изменить название. После публикации видео последовали комментарии, девушка также несколько раз оставила комментарии, но Маданова ни в чем не обвиняла. 

Подсудимая не пожелала примиряться с частным обвинителем и просила суд оправдать ее за отсутствием в её действиях состава уголовного правонарушения.

Изучив все материалы дела и выслушав стороны, суд посчитал, что частный обвинитель не представил достаточные доказательства, свидетельствующие о том, что Турьева распространяет сведения, заведомо зная, что они являются ложными. Приговором суда она признана невиновной и оправдана за отсутствием в её действиях состава уголовного правонарушения.

Производство по данному уголовному делу прекращено. За оправданной признаны права на возмещение вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности.

Приговор еще не вступил в законную силу.

Ноябрь, 14
Енлик Сыдыкова (г. Алматы)

Министр культуры и спорта РК Арыстанбек Мухамедиулы  обратился в Есильский  районный суд № 2 г.Астаны с жалобой частного обвинения о привлечении бывшей выпускницы Национальной академии искусств Енлик Сыдыковой к ответственности за клевету (ст. 130 УК РК). 
Поводом стал ролик, распространенный в интернете, где Енлик рассказывает, что в 2011 году Мухамедиулы, в бытность ректором академии, предложил ей помочь поступить в вуз за деньги, а потом начал домогаться ее. От этих предложений будущая студентка академии отказалась. 
Сам министр считает, что заявление Е. Сыдыковой – это часть развернутой против него кампании.

Как сообщает Informburo, суд отказал в рассмотрении жалобы А. Мухамедиулы, потому что жалоба не соответствовала нормам УПК РК. 
Ноябрь, 08

Игорь Шахнович, «Караван» (г. Алматы)

8 ноября главный редактор газеты «Караван» Игорь Шахнович получил досудебную претензию от адвоката В. Соколова - представителя бывшего руководителя управления здравоохранения Южно-Казахстанской области Жумагали Исмаилова.
Как сообщается в письме, в публикациях «Каравана», размещенных на сайте издания под названиями «Закон сохранения коррупции. Как шымкенский колобок до Астаны докатился» (caravan.kz, 14.10.2016 г.) и «Караван» приносит извинения Бейбуту Атамкулову»  (caravan.kz, 21.10.2016 г.) содержатся негативные утверждения о Ж. Исманкулове, которые могут быть отнесены к категории сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию, «а также имеют признаки уголовного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 130 УПК РК». 
Адвокат требует опубликовать их опровержение, в противном случае он и его клиент оставляют за собой право обратиться в суд.
В статьях Ермека Касымова речь идет о нарушениях, обнаруженных прокурорской проверкой деятельности управления здравоохранения Южно-Казахстанской области. Также сообщалось, что бывший на тот момент руководитель областного управления здравоохранения Ж. Исмаилов, ушедший с поста по собственному желанию до принятия мер прокурорского реагирования, в мае 2016 г. был назначен директором РГП «Национальный центр проблем туберкулеза» в Астане. 
Материалы подготовлены на основании ответов прокуратуры ЮКО, министерства здравоохранения и соцразвития РК на запросы редакции, письма Генеральной прокуратуры от сентября 2015 г. на имя заместителя премьер-министра РУ и министра здравоохранения и социального развития РК Т. Дуйсеновой. 
Ноябрь, 22

Руслан Гинатуллин (г. Павлодар)

10 октября суд № 2 города Павлодара принял к производству уголовное дело по обвинению жителя Павлодара Руслана Гансовича Гинатуллина в возбуждении национальной розни (по ч. 3 ст. 235 УК РК (1997 г.) и ч. 1 ст. 174 УК РК (2014 г.). 
Инкриминируемое ему преступление заключается в том, что 11 марта 2016 года он разместил на личной странице  сети «В контакте» ссылку на размещенные в открытом доступе на YouTube видеоматериал «Россия Кто не скачет тот ЧУРКА (Русские нацисты)», а 23 апреля 2016 года - видеоматериал «Украина, война, груз 200».  Обвинение строится на заключении эксперта Центра судебной экспертизы Министерства юстиции РК, посчитавшего, что «смысловой компонент слов в двух видеоматериалах имеет признаки возбуждения национальной вражды и розни».

Защитник подсудимого адвокат Бауржан Азанов считает обвинение надуманным.  По его словам, Руслан Гинатуллин является убежденным пацифистом, выступает за межнациональное согласие, а ссылку на предосудительные ролики разместил, чтобы обратить внимание сограждан на предосудительность таких акций.

С 5 июля 2016 года Руслан Гинатуллин находится под стражей. 
9 ноября в предварительном слушании от защитника обвиняемого поступило ходатайства о прекращении уголовного дела в отношении Руслана по ст. 174 ч. 1, об освобождении из-под стражи и направлении дела прокурору для доследования. 
Суд оставил ходатайства без удовлетворения.

Ноябрь, 29

Санат Досов (г. Актобе)

29 ноября в суде № 2 города Актобе начался процесс по обвинению жителя Актобе Саната Досова в разжигании социальной розни с использованием телекоммуникационных сетей (ч. 1 ст. 174 УК РК). Поводом стали его комментарии в социальной сети Facebook к статьям, взятым из открытых источников в интернете, в которых он нелестно отзывался о политике российского президента Владимира Путина. 
Как сообщает Ratel.kz, сотрудники ДКНБ Актюбинской области отслеживали высказывания Досова с конца прошлого года. По собранным текстовым материалам была сделана лингвистическая экспертиза. Согласно выводам экспертов, в комментариях пользователя Facebook присутствуют признаки возбуждения соцрозни. 

Сам Санат Досов утверждает, что у него и в мыслях не было сеять рознь и унижать президента России Владимира Путина. Он всего лишь, по его словам, воспользовался свободой слова, которая прописана в казахстанской Конституции.

Ноябрь, 28

Маулид Еменов (г. Актобе)

28 ноября суд № 2 г. Актобе вынес приговор студенту Маулиду Еменову, обвиняемому в пропаганде терроризма (ст. 256  УК РК). 
Из материалов уголовного дела следует, что на личной страничке Еменова в соцсети «ВКонтакте» были обнаружены аудиозаписи на русском и арабском языках, нашиды (религиозные песнопения - прим.). Записи призывали к джихаду, пропагандировали терроризм. Они были в свободном доступе, и любой желающий мог прослушать их, - сообщает газета «Диапазон».
Сам студент в прениях вину свою отрицал: «Я ничего не распространял и не передавал. Я никого не призывал ни к чему, не думал, что так получится, нечаянно вышло. Прошу прощения у мамы, брата, у всех. Прошу строго не наказывать».

Суд приговорил М. Еменова к пяти годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. 

Ноябрь, 28

Макс Бокаев, Талгат Аян (г. Атырау)
28 ноября суд № 2 г. Атырау признал гражданских активистов Макса Бокаева и Талгата Аяна виновными в распространении заведомо ложной информации при проведении публичных мероприятий» (ст. 274, ч. 4, п. 2 УК РК), возбуждении социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни» (ст. 174, ч. 2) и нарушении порядка организации и проведения собраний, митингов, пикетов, уличных шествий и демонстраций» (ст. 400). 
По этим статьям обвинение просило приговорить активистов к восьми годам лишения свободы. Суд приговорил к пяти, с отбыванием наказания в колонии общего режима и запретом заниматься общественной деятельности в течение трех лет. 
На приговор будет подана апелляционная жалоба. 
Напомним, поводом для уголовного преследования стали посты на личных страницах Макса Бокаева и Талгата Аяна в Facebook, в которых они сообщали, что подали заявку на разрешение провести митинг по «земельному вопросу» 21 мая и обсуждали, как нужно вести себя на митинге, чтобы не нарушить законодательство страны.  Посты публиковались до того момента, когда стало известно, что в проведении акции акимат Атырау отказал. 

Ранее, 18 мая, гражданские активисты за участие в митинге 24 апреля были признаны виновными в нарушении законодательства о порядке организации и проведении мирных собраний и помещены под административный арест сроком на 15 суток. В это же время в отношении М. Бокаева и Т. Аяна было начато досудебное расследование по ст. 179 УК РК – «Пропаганда или публичные призывы к насильственному захвату власти» и ст. 272 УК РК – «Организация массовых беспорядков». 3 июня срок их ареста был продлен по новым обвинениям. 

22 июля стало известно, что с гражданских активистов из Атырау Макса Бокаева и Талгата Аяна сняты обвинения в пропаганде или публичных призывах к насильственному захвату власти. 

Вместо этой статьи гражданским активистам предъявлены обвинения по трем статьям Уголовного Кодекса – 274, 174 и 400. 

Макс Бокаев и Талгат Аян отвергают обвинения в свой адрес. Правозащитники также называют обвинения в адрес Бокаева и Аяна политически мотивированными. Международная правозащитная организация Amnesty International признала их узниками совести.
1.1. Дело Бигельды Габдуллина

Ноябрь, 15
15 ноября Tengrinews.kz со ссылкой на Национальное бюро по противодействию коррупции сообщил, что Бигельды Габдуллин подозревается в вымогательстве.

«Начато досудебное расследование в отношении главного редактора изданий CentralAsiaMonitor и Radiotochka.kz Бигельды Габдуллина по фактам вымогательства. Следствием установлено, что Габдуллин, используя подконтрольные СМИ CentralAsiaMonitor и Radiotochka.kz, активизировал информационную атаку в отношении руководителей государственных органов путем публикаций негативных материалов, порочащих деловую репутацию», - говорится в сообщении.

По данным Нацбюро, в дальнейшем Габдуллин за прекращение критики вымогал с должностных лиц государственные заказы для своих медиаресурсов. Они, в свою очередь, лоббировали компании Габдуллина и обеспечивали заключение договоров о государственных закупках. Только после этого в СМИ публиковались исключительно положительные материалы об их деятельности. К примеру, у акимата Жамбылской области Габдуллин вымогал бюджетные средства в размере десяти миллионов тенге. По аналогичной схеме государственные заказы Габдуллину предоставили семь государственных органов.

В настоящее время Габдуллин задержан на основании статьи 128 УПК РК и водворен в ИВС ДВД Астаны. Досудебное расследование продолжается».

Бигельды Габдуллин – автор ряда книг, награжден орденами «Құрмет» (2006), «Парасат» (2012), международный орден «Офицерская честь» (2013). В 2011 году получил звание «Лучщий главный редактор Казахстана».

Для сотрудников редакции CentralAsiaMonitor задержание их главного редактора стало полной неожиданностью.

Ноябрь, 23

23 ноября в Казахстанском пресс-клубе прошла пресс-конференция «В чем обвиняют Бигельды Габдуллина?». В ней участвовали адвокат Алматинской городской коллегии адвокатов Оралбай Алимжан, президент Международного фонда защиты свободы слова «Адил соз» Тамара Калеева и журналист газеты «CentralAsiaMonitor»  Кенже Татиля.

Журналистам был предоставлен пресс-релиз:

«15 ноября был задержан, а 17 ноября арестован руководитель газеты CentralAsiaMonitor и интернет-портала Radiotochka.kz Бигельды Габдуллин. Национальное бюро по противодействию коррупции подозревает его в вымогательстве. По версии следствия, «Габдуллин, используя подконтрольные СМИ «CentralAsiaMonitor» и «Radiotochka.kz», активизировал информационную атаку в отношении руководителей государственных органов путем публикаций негативных материалов, порочащих деловую репутацию». Тем самым он вымогал у критикуемых чиновников госзаказы для своих СМИ, расплачиваясь уже хвалебными материалами.

Логика антикоррупционного ведомства: «критикуешь – значит, вымогаешь», «хвалишь – значит, вымогательство удалось», - не подлежит никаким разумным объяснениям. Достоверность опубликованных в CentralAsiaMonitor и Radiotochka.kz критических материалов ни разу не оспаривалась в суде, следовательно, приведенные в них факты соответствуют действительности и не могут порочить чью-либо репутацию. Никакая обоснованная критика чиновников любого ранга не лишает СМИ права участвовать в публичных конкурсах на получение гос.заказа.

Действия органов следствия позволяют предполагать, что дело ведется с явным обвинительным уклоном. В день задержания Национальное бюро по противодействию коррупции сообщило как очевидный факт, что Бигельды Габдуллин занимался вымогательством. Хотя расследование только началось, глава Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции Кайрат Кожамжаров уверен, что все необходимые доказательства вины Габдуллина найдутся. «Мы будем свидетелями всех тех доказательств, которые будут добыты в ходе расследования», - сказал он журналистам 16 января.

При этом аргументы и доказательства чиновников, сообщивших о противоправных действиях Габдуллина, остаются неизвестными, что дает простор для сравнения с доносами печально знаменитого 37-го года. Остается без ответа изначальный вопрос, почему делом о вымогательстве занялось антикоррупционное бюро, когда эти преступления подведомственны МВД.

Обыски в редакциях CentralAsiaMonitor и Radiotochka.kz, имеющие целью «добычу доказательств», проведены с грубыми нарушениями законности. По сообщениям адвокатов, нарушаются законные права арестованного Б. Габдуллина. Ряд журналистов, побывавших на «беседах» в бюро по противодействию коррупции, запуганы.

Следствие по делу Бигельды Габдуллина должно вестись, исходя из презумпции невиновности, опираясь на букву закона, с соблюдением равенства прав обвинения и защиты. Недопустимо, чтобы органы уголовного преследования задолго до суда формировали негативное общественное мнение об известном публицисте и уважаемом человеке. 

Ноябрь, 25

Следствие по делу Бигельды Габдуллина ведет следственная группа, занимавшаяся делом председателя Союза журналистов Казахстана Сейтказы Матаева, - сообщает КазТАГ со ссылкой на немецкое издание Deutsche Welle.
Сходство между методами расследования дел отметила и президент фонда «Адил соз» Тамара Калеева: «Занимается делами Матаева и Габдуллина один и тот же орган, методы следствия в обоих случаях очень похожи. (…) Претензии, предъявленные следователями к выигранным Габдуллиным тендерам по госзаказам с 2013 года, напоминают обвинения в адрес Матаева,  что его госзаказы, начиная с 2010 года, также были получены и выполнены с нарушениями закона». 
Кроме того, Т.Калеева отметила и схожие реакции прокуратуры на допущенные процессуальные нарушения. 

«Похожи методы проведения обысков. На нашей пресс-конференции адвокат, который присутствовал во время обыска по делу Габдуллина, говорил о множестве процессуальных нарушений. В документах значились одни люди, пришедшие проводить обыск, а на деле пришли совсем другие, и так далее. Но на жалобу адвокатов прокуратура ответила, что не находит в этом ничего незаконного», - добавила Т.Калеева. 

При этом, по ее мнению, в обоих уголовных делах целью выступлений руководства Нацбюро по противодействию коррупции, сделанных сразу после арестов, является создание образа преступника. 

Ноябрь, 23

Международная неправительственная организация ПЕН-клуб (PEN International), объединяющая профессиональных писателей, поэтов и журналистов, работающих в различных литературных жанрах, опубликовала на своем сайте заявление, в котором выразила серьезную обеспокоенность в связи с арестом 15 ноября 2016 года журналиста Бигельды Габдуллина, президента Казахского ПЕН-клуба.
«Арест Габдуллина глубоко беспокоит международный ПЕН-клуб, потому что он произошёл после ряда критических публикаций о государственных чиновниках. Преследование и запугивание журналистов по обвинению в коррупции, потому что они пишут критические статьи о государственных деятелях, нам видится опасным трендом, цель которого ограничить свободу слова.

Мы призываем ответственные органы оперативно предоставить четкие доказательства нарушений со стороны Габдуллина и, не затягивая, провести справедливое судебное разбирательство, отвечающее международным стандартам. Должны быть предоставлены доказательства того, что вменяется Габдуллину в вину, а также он должен получить доступ к своим адвокатам», — сказал Салиль Трипатхи, председатель Комитета Writers-in-Prison Международного ПЕН-клуба.

ПЕН-клуб также призвал власти Казахстана обеспечить защиту Б. Габдуллина от незаконного физического воздействия во время содержания под стражей. 
Ноябрь, 23

Видный общественный деятель Мурат Ауэзов, президент Международного фонда защиты свободы слова «Адил соз» Тамара Калеева и журналист Кенже Татиля по поручению коллектива редакции газеты «Central Asia Monitor» написали открытое письмо в связи с арестом издателя газеты CentralAsiaMonitor и интернет-портала Radiotochka.kz Бигельды Габдуллина. 
«Арест по подозрению в совершении тяжких преступлений руководителя газеты «Central Asia Monitor» и интернет-портала «Radiotochka.kz» Бигельды Габдуллина, последовавший следом за осуждением председателя Союза журналистов Казахстана, президентом Национального пресс-клуба Сейтказы Матаева и генеральным директором КазТАГ Асета Матаева, вызвал в журналистской среде настоящий шок», - говорится в нем.

Авторы письма отмечают, что официальные объяснения ареста вызывают множество вопросов. 

Так, доводы Нацбюро по противодействию коррупции о том, что Б. Габдуллин организовывал информационную атаку в отношении руководителей госорганов, публикуя негативные, порочащие их деловую репутацию материалы, никак не подтверждаются судебными решениями – «ни один критический материал, опубликованный в «Central Asia Monitor» и «Radiotochka.kz», не был признан недостоверным в судебном порядке». 
Комментируя сообщение Национального бюро, что только после лоббирования компании Габдуллина и обеспечения договоров о госзакупках в обмен на прекращение критики в СМИ публиковались исключительно положительные материалы, авторы открытого письма спрашивают, почему цикл положительных материалов трактуется как результат успешного «вымогательства», и есть ли вообще хоть какой-то анализ под этими утверждениями, или доказательства под них «будут добыты» потом? 
«Надеемся, что в ходе расследования предъявленных Габдуллину обвинений не будет повторен печальный сюжет, использованный в деле Матаевых, когда чиновники, контролирующие госзаказ, ушли от ответственности в связи с «деятельным раскаянием» и переложили всю ответственность на журналистов. В противном случае на честной журналистике в Казахстане можно будет поставить крест», - говорится в письме.

2. Преследования в гражданском порядке 
2.1. Судебные иски 
Ноябрь, 29

МИА «КазТАГ» (г. Алматы)
29 ноября Специализированный межрайонный экономический суд Алматы возобновил производство по иску о защите деловой репутации ТОО «Caspian International Restaurants Company» к информационному агентству «КазТАГ». 

В суд «Caspian International Restaurants Company» обратилось в сентябре 2016 г. Поводом стала статьи «Сгнившими куриными крылышками кормила клиентов одна из сетей фастфуда KFC в Казахстане» (kaztag.kz, 03.11.2015 г.). Претензии истца касаются нескольких фрагментов текста: о том, что «Каспиан Интернешнл Рестронгз» через сеть KFC (куда входят и рестораны быстрого питания Hardees и Costa coffee) готовило еду для клиентов из испорченных куриных крыльев с содержанием щелочи в 30%, что запрещено санитарно-эпидемиологическими нормами Казахстана; что куриные крылья не соответствовали нормам «халяль»; что закупленное в Москве сырье только на 10% соответствовало нормам франчайзера.
Истец требует обязать «КазТАГ» опубликовать опровержение данной информации и удалить статью с сайта.

17 октября слушание дела было приостановлено до получения результатов судебно-лингвистической экспертизы.
Ноябрь, 29

Олег Гусев, «Темиртауский рабочий» (Карагандинская область)

15 июня 2016 г. в газете «Темиртауский рабочий» была опубликована статья Олега Гусева «Рэкет по-темиртауски: «Окжетпес-Т» взимает коммунальные платежи незаконно». 
ТОО, предоставляющая услуги по тепло-, водоснабжению и отведению сточных вод и обслуживанию всех электросетей города, посчитало, что в статье автор распространил не соответствующие действительности сведения о незаконности деятельности «Окжетпес-Т», причинив «непоправимый вред, выразившийся в негативном общественном мнений жителей города к работе ТОО и ее порядочности». 
В сентябре «Окжетпес-Т» обратился в суд с иском о защите деловой репутации юридического лица к редакции газеты «Темиртауский рабочий» и журналисту Олегу Гусеву, потребовав опубликовать опровержение порочащих компанию сведений и принести публичные извинения через СМИ. 

Истец представил суду правоустанавливающие документы своей деятельности. На аргумент Олега Гусева об отсутствии договора между ТОО и потребителями «Окжетпес-Т» заявил, что договор был опубликован в газете «Зеркало» 10.04.2016 г.  
Представитель ответчика Тымченко С., в судебном заседании не признал заявленные требования в полном объеме, пояснив, что автором статьи даны оценочные суждения деятельности ТОО, высказано его субъективное мнение. При написании материала журналист основывался на анализе действующего законодательства в сфере естественных монополий и защите прав потребителей. 

С. Тымченко указал, что проект публичного договора опубликован только 10.04.2016 года без указания цены услуги и даты его вступления в законную силу. Начисление потребителям оплаты за услуги производится с 01.04.2016 года, тогда как в соответствии с п.2 ст.19 Закона Республики Казахстан «Об электроэнергетике» потребители обязаны оплачивать переданную и потребленную энергию согласно заключенным договорам. 

Выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, 29 ноября суд частично удовлетворил иск ТОО «Окжетпес-Т», обязав ответчика опубликовать опровержение сведений, что компания предъявляет счета и получает деньги незаконно.

В части принесения извинений через СМИ ТОО отказано. 
Ноябрь, 30
Виктор Мирошниченко, «Квартал» (г. Петропавловск)

В суд №2 Петропавловска с иском о защите чести и достоинства к собственнику газеты «Квартал» - ТОО «Масс-Медиа 2006» обратилась председатель КСК Надия Калмыкова.
Поводом стала статья Виктора Мирошниченко «Издержки демократии» («Квартал», 09.06.2016 г.).  В ней, по утверждению истца, распространены не соответствующие действительности  факты из поступив​шей жалобы на председателя КСК «Алматинская-38» Калмыкову Н. Х. 
Истец просит суд обязать редакцию опубликовать  опровержение порочащих ее сведений.

В ходе судебных заседаний Н. Калмыкова отказалась от искового заявления и попросила прекратить производство по делу в связи с добровольным удовлетворением исковых требований ответчиком – публикацией опровержения в газете «Квартал» от 24.00.2016 года. 

30 ноября суд вынес соответствующее определение, прекратив производство по иску. 
Ноябрь, 21

Олеся Тахметова (г. Петропавловск)

Суд № 2 города Петропавловска рассмотрел иск о защите чести, достоинства и деловой репутации ГУ «Департамент внутренних дел Северо-Казахстанской области» к Олесе Тахметовой, уволенной из органов внутренних дел 12.03.2015 г. 
Поводом для иска стала публикация Виктора Мирошниченко в газете «Время» от 31.03.2015 г. «Не мытьем. Так катаньем…». В ней рассказывалось о  том, как работала следователь О. Тахметова, и о том, как и почему была уволена. Материал написан со слов бывшего следователя, в статье приводилась ее прямая речь.
По мнению истца, публикация опорочила честь, достоинство и деловую репутацию ДВД: «Публикации подобного рода подрывают ее авторитет, имидж в глазах населения. Складывается ложное впечатление, что «честным, справедливым сотрудникам» там не место. Именно эту цель преследовало написание данной статьи. Тогда как приведенные в статье обстоятельства не соответствуют действительности».

ДВД СКО просил суд признать спорные фрагменты статьи не соответствующими действительности, обязать ответчика опровергнуть их и взыскать с О. Тахметовой 3 млн. тенге в счет возмещения морального вреда департамента, которые нужно перечислить в счет Полудинского детского дома. 

В. Мирошниченко и редакция газеты «Время» привлечены к процессу в качестве третьих лиц со стороны ответчика. 

21 ноября суд в иске отказал, исходя из того, что «в силу пункта 7 Нормативного постановления Верховного Суда РК от 18 декабря 1992 года №6 «О применении в судебной практике законодательства о защите чести, достоинства и деловой репутации физических и юридических лиц», если иск содержит требование об опровержении сведений, распространенных в печати, других средствах массовой информации (сообщение по радио, телевидению и т.п.), в качестве ответчика привлекается автор и соответствующий орган массовой информации (редакция, издательство и т.п.), на которых в соответствии с пунктом 2 статьи 143 ГК РК суд вправе возложить обязанность опровергнуть порочащие истца сведения, признанные не соответствующими действительности». 
Таким образом, - говорится в решении суда, - заявленные требования о признании распространенных сведений несоответствующими действительности и обязывании письменно их опровергнуть должны быть заявлены к автору статьи В. Мирошниченко и к редакции газеты «Время». 
Ноябрь, 02

Рысбек Сарсенбайулы, Меруерт Турсынбекова, «Жас Алаш» (г. Алматы)

Гулия Алиханкызы (г. Алматы)

2 ноября в Верховном суде РК состоялось заседание надзорной коллегии по жалобе редакции газеты «Жас Алаш», ее главного редактора Рысбека Сарсенбайулы, журналиста Меруерт Турсыбековой и гр. Гулии Алиханкызы. Они оспаривали решение апелляционной коллегии городского суда Алматы, согласно которому должны солидарно выплатить обладателю многих званий, иглотерапевту Жасану Зекейулы 40 млн. тенге в качестве компенсации морального вреда.

Надзорная коллегия в составе председательствующего А.А. Касымова, судей Т.Е. Ибрашева  и Е.Ж. Исмаилова постановила снизить сумму взыскания морального вреда до 5 млн.тенге. Тем же постановлением из числа ответчиков выведены Алихан Алибек и Мукан Кабен.

Напомним: истец счел, что публикация в газете «Жас Алаш» «Академик» отбасымен соттасып жүр» («Академик» судится со своей семьей) от 13 мая 2015 года порочит его честь и достоинство. Он просил приостановить газету «Жас Алаш» на 6 месяцев и выплатить ему 400 млн. тенге компенсации морального вреда.  
Спорная статья полностью основана на документах правоохранительных и государственных органов, решениях и постановлениях судов, вплоть до Верховного суда РК. В исковом заявлении, как и на судебном процессе, не было приведено ни одного довода о том, что опубликованные сведения не соответствуют действительности. Со стороны газеты был подан встречный иск о защите чести, достоинства и деловой репутации главного редактора Рысбека Сарсенбая, его двух заместителей Амирхана Мендеке и Ерика Рахима в связи с публикациями Жасан Зекейулы в Фейсбуке о том, что его замы являются взяточниками, нечистоплотными, всегда ищут кого бы оклеветать и распространить ложные сведения.

13 ноября 2015 года судья Алмалинского городского суда № 2 г.Алматы А.Бейсеуова признала сведения в статье «Академик» судится со своей семьей» не соответствующими действительности и вынесла решение о публикации опровержения и возмещении морального вреда в размере 40 миллионов тенге в совокупности. 4 марта 2016 г. апелляционная инстанция придала этому решению силу закона.

Рысбек Сарсенбайулы намерен добиваться полной победы и готовит заявление в Генеральную прокуратуру. 

Ноябрь, 16
Анна Токишева, Ольга Рябова (г. Алматы)
Как сообщалось, в октябре ГККП «Алматинский зоологический парк» обратился в Медеуский районный суд Алматы с иском о защите чести и достоинства к волонтерам Анне Токишевой и Ольге Рябовой. Поводом стали публикации в соцсетях, в которых девушки назвали алматинский зоопарк «лагерем смерти», «зооживодерней», «концлагерем», «лагерем пыток», а животных — «узниками зооада». 

Истец требовал признать опубликованные в соцсетях фразы порочащими честь, достоинство и деловую репутацию Алматинского зоологического парка, обязать ответчиков «принести извинения и опубликовать в соцсетях материалы, опровергающие такие сведения». Кроме этого, алматинский зоопарк заявлял материальный ущерб в размере 17 млн. 877 тыс. тенге, которые требовал взыскать с ответчиков в пользу «Алматинского зоологического парка».

Медеуский районный суд вынес определение о возврате иска в связи с тем, что ответчик проживает в другом районе. 

В Турксибский районный суд Алматы «Алматинский зоологический парк» не обратился. Как пояснил пресс-секретарь зоопарка Тохтар Алиев редакции Zakon.kz, «Обе стороны сели за стол переговоров, высказали свои мнения, свои доводы, и пришли к общему мнению, что и блогеры и руководство зоопарка работают в том направлении, чтобы в первую очередь животным было хорошо». 

Ноябрь, 16

«Айыртауские зори» (Северо-Казахстанская область)

16 ноября апелляционная коллегия Северо-Казахстанского областного суда оставила без изменения решение Айыртауского районного суда, вынесенного по иску о публикации опровержения жителя села Саумалколь СКО инвалида Владимира Чуглазова к редакции газеты «Айыртауские зори» и к бывшему работодателю истца ТОО «Ғасыр-Айыртау».

Напомним, поводом для иска стал ответ работодателя на благодарность Чуглазова юристу, который помог ему отстоять трудовые права. В благодарности, опубликованной в газете, говорилось, что В. Чуглазов получил увечье на производстве (травма глаза), но из-за работодателя – ТОО «Ғасыр-Айыртау» долгое время не мог оформить инвалидность. В ответе же предприятия, также опубликованного в «Айыртауских зорях», говорилось, что Чуглазов получил инвалидность по общему заболеванию, а не из-за травмы глаза. 

В исковом заявлении Владимир Чуглазов просил обязать ответчиков признать сведения о том, «что он лукавит» о получении им травмы в быту, а не на производстве не соответствующими действительности, порочащими его честь и достоинство. В качестве возмещения морального вреда истец просил суд взыскать с ТОО «Ғасыр-Айыртау» 300 тыс. тенге.

8 августа районный суд частично удовлетворил эти требования. Спорные сведения признаны порочащими честь и достоинство и не соответствующими действительности. Суд обязал ответчиков опровергнуть их путем опубликования резолютивной части решения. Бывший работодатель истца должен выплатить В. Чуглазову 30 тысяч тенге в счет возмещения морального вреда. 

Также суд решил взыскать с редакции и ТОО 30 тыс. тенге расходов для оплаты помощи представителя. 

С апелляционной жалобой в областной суд обращалось ТОО «Ғасыр-Айыртау».
Ноябрь, 18

Александра Сергазинова, «Наш Костанай» (г. Костанай)

18 ноября Костанайский городской суд отказал в требованиях об опровержении РГУ «Костанайская областная территориальная инспекция лесного хозяйства и животного мира» к журналисту газеты «Наш Костанай» Александре Сергазиновой и ТОО «Газета «Наш Костанай».

Напомним, исковое заявление о защите чести, достоинства и деловой репутации поступило в суд 29 августа. Поводом стала статья Александры Сергазиновой «Кто и как хозяйничает в заповедных местах», опубликованная 7 июля 2016 года. Претензии истца касаются следующих процитированных в статье фраз егеря РГУ «Наурзумский государственный природный заповедник» Анатолия Солопова: «Проверяющие приезжали с облтеринспекции, с республики, но все сводится к красивому гостеприимству, прогулкам по заповеднику, фотографированию на фоне природы» и «Все проверки заканчиваются распитием «напитков», в благодарность за то, что есть такой райский уголок».

Истец отмечал, что автор статьи не запрашивал каких-либо сведений о проведенных терринспецией проверках в отношении заповедника, поэтому статья была написана неполно и не объективно. 

Суд отказал в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям: в статье была изложена критика в отношении Наурзумского заповедника. Цитаты о «красивом гостеприимстве» не несут отрицательной нагрузки. Более того, все вышеизложенное в действительности имело место, что подтвердилось в показаниях свидетелей. В цитате о распитии напитков слово «напитки» взято в кавычки, причем домысливание истцом кавычек как «спиртное» не делает это слово написанным и изложенным в статье. Впрочем, факты распития спиртных напитков тоже подтверждены показаниями свидетелей. Пояснения Солопова в интервью являются личностными суждениями, субъективным мнением, причем высказаны они в интервью корреспонденту, дававшему оценку деятельности не истца, а деятельности заповедника. В статье нет фактических данных, порочащих истца.

Ноябрь, 25

«Диапазон», ТОО «Рифма» (г. Актобе)

ДВД Актюбинской области

Суд города Актобе частично удовлетворил исковые требования жителей города Самата и Саната Кожаниязовых о  возмещении морального вреда в размере 10 млн. тенге. 

Напомним, свои требования истцы мотивировали тем, что после теракта в Актобе 5 июля 2016 г., сотрудники ДВД ошибочно включили Самата в список подозреваемых лиц, а Саната – в список убитых террористов. Эти данные передавались одновременно на интернет-сайтах, в СМИ и полицейских сводках. В газете «Диапазон» 8.07.2016 г. под заголовком «Еще 11 актюбинцев в розыске» среди разыскиваемых лиц, причастных к терактам, была опубликована фотография Самата Кожаниязова с текстом, что их разыскивает МВД, «они также могут быть причастны к терактам или иметь информацию об участниках» и просьбой сообщать о местонахождении этих лиц в полицию.
В судебных заседаниях суд установил: информация о том, что Санат Кожаниязов числится в списке погибших террористов, размещена неизвестным лицом, факт ее размещения именно правоохранительными органами не доказан. Поэтому оснований для удовлетворения искового требования Саната к ответчикам о взыскании морального вреда не имеется. Суд отказал в удовлетворении его требований. 

25 ноября суд вынес решение взыскать с ДВД Костанайской области в пользу  Самата Кожаниязова 100 тыс. тенге в счет возмещения морального вреда. В удовлетворении остальной части иска, в том числе и к газете «Диапазон», Самату Кожаниязову отказано. 
2.2. Досудебные претензии 
Ноябрь, 16 

Айгерим Муздыбаева, РТРК «Казахстан-Павлодар» (г. Павлодар)

Артем Клеван (г. Павлодар)

16 ноября директор павлодарского областного филиала РТРК «Казахстан» Бауыржан Айтказин предъявил досудебные претензии редактору-ведущей телеканала «Казахстан-Павлодар» Айгерим Муздыбаевой и своему бывшему подчиненному Артему Клевану, ныне работающему в павлодарской телекомпании «Ирбис». Б. Айтказин требует опубликовать опровержение распространенных сведений, которые, как он считает, не соответствуют действительности, порочат его честь, достоинство и деловую репутацию. 
Поводом для претензий стало то, что в конце октября на личной странице председателя правления АО РТРК «Казахстан» Кемельбека Ойшыбаева в социальной сети Facebook телеведущая Айгерим Муздыбаева обвинила своего руководителя Бауыржана (Владимира) Айтказина в сексуальных домогательствах и шантаже. Кроме того, она сообщила об увольнении одного из сотрудников филиала РТРК «Казахстан-Павлодар» за то, что он отказался отдать первую зарплату г-ну Айтказину. Эти же сведения были сообщены Муздыбаевой в интервью газете «Время» и ИА «Today.kz». Бывший сотрудник телекомпании «Казахстан-Павлодар» Артем Клеван на странице председателя правления АО РТРК «Казахстан» прокомментировал заявление Муздыбаевой и подтвердил, что слышал о домогательствах от коллег, когда сам работал в филиале телерадиокомпании. Также он опубликовал комментарий, подтверждающий увольнение сотрудника из-за нежелания делиться зарплатой с руководством филиала РТРК.  

Эту информацию директор ТРК «Казахстан-Павлодар» потребовал опровергнуть, приложив к досудебной претензии текст, в котором журналисты от своего имени должны подтвердить, что, зная о ложности информации, они намеренно распространили ее из корыстных побуждений, желая опорочить директора филиала телекомпании «Казахстан-Павлодар» и добиваясь его увольнения.  
В случае, если предложенный Айтказиным текст опровержения не будет опубликован, он оставил за собой право обратиться в суд. 

Ноябрь, 25

«Наша Газета», «Наш Костанай» (г. Костанай)
В нескольких СМИ Костаная была опубликована информация о суде над бывшим сотрудником дорожной полиции, обвиняемом в вымогательстве взятки. 

В материалах дела фигурировал водитель Нурлан Алимбаев, который был задержан в пьяном виде за рулем, отказался проходить медицинское освидетельствование и позвонил знакомому полицейскому, чтобы тот «развел» ситуацию. Тот приехал, сказал коллегам, что сам составит протокол, а когда те уехали, потребовал заплатить за услугу 30 000 тенге. Таких денег у Алимбаева не было, он пообещал привезти их в условленное место, но вместо этого обратился в антикоррупционную службу.

После того, как информация об этом была опубликована на сайтах костанайских СМИ «Наш Костанай» и «Наша Газета», в редакции обратился полный тезка упомянутого в статьях персонажа Нурлан Алимбаев. Он заявил, что данная публикация нанесла вред его репутации, так как он известный в городе человек, и потребовал опубликовать опровержение.

В личном разговоре главный редактор еженедельника «Наша Газета» Ольга Колоколова спросила, как он представляет себе данное опровержение - нужно ли будет публиковать его фотографию и фотографию первого Алимбаева с разъяснениями. Н. Алимбаев затруднился с ответом. Колоколовова посоветовала ему обратиться в редакцию в письменном виде. Алимбаев заявил, что будет жаловаться в прокуратуру.

Ноябрь, 01 

«Квартал-Петропаловск» (г. Петропавловск)

Пресс-секретарь управления физической культуры и спорта СКО Анна Пенькова обвинила в систематическом плагиате журналиста Вадима Бреева, который сотрудничает с газетой «Квартал». Он публикует материалы, подписываясь как пресс-секретарь управления физкультуры и спорта. 
В своей жалобе в газету Анна Пенькова сообщила, что читает газету нерегулярно, но может привести в пример статьи в номере 41 от 20 октября 2016 «Откровения олимпийца» и «Визит Рыпаковой», опубликованные Вадимом Бреевым на его страничке в «Квартале», хотя автором является Анна Пенькова.  
Анна Пенькова также сообщила, что Вадим Бреев не является пресс-секретарем управления физкультуры и спорта.

Пресс-секретарь просит принять меры «и не водить читателей в заблуждение».  
В. Бреев и сейчас присылает в газету материалы, но проверять их авторство у редакции нет возможности.   

3. Преследования в административном порядке

Ноябрь, 10

Лукпан Ахмедьяров, «Уральская неделя» (г. Уральск) 

Апелляционная коллегия Западно-Казахстанского областного суда оставила без изменения постановление специализированного межрайонного административного суда г. Уральска, согласно которому журналист «Уральской недели» Лукпан Ахмедьяров признан виновным в административном правонарушении по ст. 669 КоАП РК. За неисполнение решения суда на Ахмедьярова наложен штраф в размере 10 МРП (21210,00 тенге). 
Напомним, протокол об административном правонарушении быв составлен в связи с тем, что журналист из-за временных финансовых трудностей два месяца не вносил средства в счет компенсации морального вреда бывшему руководителю департамента внутренней политики ЗКО Тлеккабылу Имашеву. 
На заседании в административном суде Л. Ахмедьяров свою вину не признал, пояснив, что решение суда исполняется – из 5 млн. тенге погашено 3 млн. 329 тыс. 606 тенге.  В связи с тем, что в настоящее время он не работает, долг погашается по мере возможности. 

В апелляционной жалобе Л. Ахмедьяров указал, что составленный в отношении него протокол является незаконным, поскольку составлен не уполномоченным на то должностным лицом, с процессуальными нарушениями, включая грубое ограничение его конституционных прав. Он просил отменить постановление суда и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, так как вина его не доказана.
Так как журналист не пришел на апелляционное судебное заседание, суд рассмотрел жалобу в его отсутствие. 
Изучив материалы дела, коллегия Западно-Казахстанского областного суда пришла к выводу, что доводы Ахмедьярова о его невиновности, поскольку он оплачивает по мере возможности  и последний раз оплата произведена 04.08.2016 года, не являются основанием для освобождения от административной ответственности: «должник не обращался с заявлением о предоставлении рассрочки или отсрочки исполнения решения суда, тогда как в соответствии  со ст.39 Закона  срок исполнения исполнительного документа составляет  2 месяца со дня возбуждения исполнительного производства».
Ноябрь, 07

Шавкат Сабиров, ОЮЛ «Интернет-ассоциация Казахстана» (г. Алматы)

Руководитель РГУ «Инспекция связи и информатизации Комитета государственного контроля в области связи, информатизации и средств массовой информации по г. Алматы и Алматинской области» вызвал президента «Интернет-ассоциации Казахстана» Шавката Сабирова «для дачи объяснения и для подписания протокола об административном правонарушении». 
Поводом стало обращение директора ТОО «Internet Portal NUR» в прокуратуру Бостандыкского района о привлечении Ш. Сабирова к административной ответственности по ст. 637 п. 9 КоАП РК.
Директор интернет-портала считает, что в заключении специалиста, сделанного на основании сайта web.archive.org и представленного в судебном заседании по обвинению Nur.kz в плагиате, Ш. Сабиров осуществил подмену сетевых адресов, так как web.archive.org заблокирован в Казахстане решением суда в 2015 году. 
«…мы отдельно зайти на этот сайт не смогли — доступ к нему в Казахстане запрещен. Но имеются программы, при помощи которых можно подменить сетевые адреса и воспользоваться сайтом», - говорил юрист Nur.kz Берикхан Амреев 26 сентября на заседании по предъявленному интернет-порталу иску. 
«Самого факта правонарушения нет. Подмена сетевых адресов – это бред для любого специалиста, который хоть что-то понимает в этом, – сказал Шавкат Сабиров Informburo.kz. – Когда меня пригласили в качестве эксперта, я сообщил, что удаление материалов Nur.kz – это ещё не показатель. Сам факт воровства можно проверить на сайте мирового архива интернета web.archive.org. Учитывая, что сам домен заблокирован, но его многие страницы, можно сказать, все крупные страницы, открываются легко. Сделать это во время судебного заседания не удалось, потому что связь просто была плохая. Поэтому показать судье было просто невозможно».
Мониторинг подготовлен по сообщениям корреспондентов Фонда «Адил соз» 

и информации из открытых источников. 

Руководитель мониторинговой службы фонда «Адил соз» 

Елена Цой 
e-mail: lena@adilsoz.kz 

Руководитель юридической службы фонда «Адил соз» 

Ганна Красильникова 
e-mail: ganna@adilsoz.kz 

По всем вопросам мониторинга вы можете также обратиться 
info@adilsoz.kz   

22

