
[image: image1.png]


 
Международный Фонд защиты 
свободы слова «Адил соз» 
Нарушения свободы слова в Казахстане
Июнь 2015 года

Международный фонд защиты свободы слова «Адил соз» провел исследование  нарушений в Казахстане права на свободу выражения, получения и распространения информации в июне 2015 года. 

Среди сообщений: 
- Адвокат арестованного редактора газеты «Версия»  Ярослава Голышкина рассказал о нарушениях права на защиту в ходе следствия.

- Общественный деятель Мурат Телибеков стал подозреваемым в совершении преступления по ст. 174 УК РК - «Возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни».
- Руководство школы требует с павлодарской газеты «Версия» 10 млн. тенге за моральный вред, нанесенный в публикации годичной давности.

- Суд первой инстанции взыскал с владельца сайта «Накануне.kz» Гузяль Байдалиновой 20 млн. тенге в пользу АО «Казкоммерцбанк».
В июне вынесено 4 судебных акта по ранее рассматриваемым делам по искам о защите чести, достионства и деловой репутации (в т.ч. 1 - в апелляции). Из них в пользу СМИ, журналистов и граждан – 2. 

С начала года СМИ и гражданам в связи с осуществлением права на свободу выражения, получения и распространения информации предъявлены: 

- 10 обвинений в клевете (в т.ч. по переходящим данным – 2); 

- 3 обвинения в разжигании межнациональной вражды;

- 3 обвинения в распространении заведомо ложной информации (ст. 274 УК РК).

- 54 досудебных претензии и иска о защите чести, достоинства и деловой репутации.
С января судами рассматривалось 26 дел по искам о защите чести, достоинства и деловой репутации  на общую сумму 388 млн. 100 тысяч тенге.

Оглавление

2I. ИЗМЕНЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА  О СВОБОДЕ ВЫРАЖЕНИЯ


2II. НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ


21. Воспрепятствование профессиональной деятельности  журналистов


32. Нарушения авторских прав


4III. НАРУШЕНИЯ ПРАВА НА ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ


41. Отказы, ограничения и нарушение сроков предоставления информации


82. Нарушение принципа гласности судебного процесса


83. Нарушение права на распространение информации


83.1. Необоснованные ограничения права на распространение информации в Интернете


93.2. Взлом сайта, доступ к компьютерной информации


9IV. ОБВИНЕНИЯ СМИ И ГРАЖДАН В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПРАВА НА СВОБОДУ ВЫРАЖЕНИЯ


91. Преследования в уголовном порядке


131.1.  Дело Ярослава Голышкина (газета «Версия», г. Павлодар)


162. Преследования в гражданском порядке


162.1. Судебные иски


192.2. Досудебные претензии


233. Другое




I. ИЗМЕНЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 
О СВОБОДЕ ВЫРАЖЕНИЯ
Июнь, 23

Депутат Мажилиса парламента Нуртай Сабильянов на заседании комиссии фракции «Нур Отан» по контролю за формированием и эффективным расходованием бюджетных средств и средств, выделяемых из Нацфонда на реализацию новой экономической политики «Нурлы жол - путь в будущее», сообщил, что фракция намерена инициировать изменения в действующее законодательство для устранения понятия «банковская тайна». 
Дело в том, что на запрос комиссии в Национальный банк о предоставлении информации по заемщикам проблемных кредитов, был получен ответ, что запрашиваемая информация содержит сведения, составляющие банковскую тайну. «В связи с этим мы намерены внести в закон, чтобы никакая банковская тайна не была в законе «О банках второго уровня». Мы будем это инициировать», - сказал Н. Сабильянов.
Июнь, 25

 Депутаты сената парламента РК на пленарном заседании палаты одобрили в первом чтении проект Гражданского процессуального кодекса (ГПК) РК, а также в первом чтении - пакет сопутствующих поправок в проект закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования гражданского процессуального законодательства». 

Статья 18 проекта ГПК «Гласность судебного разбирательства» впервые в истории независимого Казахстана разрешает использование цифровых носителей для записи хода процесса, а также, с разрешения председательствующего на процессе, - прямую трансляцию в сети Интернет. 

По искам о взыскании морального вреда в денежном выражении вводится гос.пошлина, пропорциональная сумме иска. Медиа-эксперты считают, что эта норма позволит значительно сократить число судебных претензий по публикациям в СМИ.
II. НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ 

1. Воспрепятствование профессиональной деятельности  журналистов
Июнь, 01

Ирина Ковалева, «Новое поколение» (г. Павлодар)
1 июня корреспондент газеты «Новое поколение» в Павлодаре Ирина Ковалева, освещая празднование Дня защиты детей, вела фотосъемку одного из праздничных мероприятий на Центральной площади города. Во время работы журналист увидела, как полицейские оттесняют людей, пришедших к площади с лошадьми для катания детей. Ирина начала фотографировать, и тут к ней стали подходить полицейские с требованием прекратить съемку. При этом стажи порядка  добавляли, что эти кадры нельзя нигде публиковать, ссылаясь на статью 145 ГК РК (право на изображение).
Позже журналист направила запрос в ДВД Павлодара с просьбой разъяснить запрет на публикацию снимков. Из ДВД пришел аналогичный ответ: ссылка на ст. 145 ГК РК, согласно которой публикация фотографий возможна только с согласия изображенных на них лиц, и предупреждение, что в случае размещения в СМИ изображений полицейских может последовать иск в суд. 

КОММЕНТАРИЙ:

Действительно, статья 145 Гражданского кодекса РК (ГК РК) прямо говорит, что никто не имеет права использовать и публиковать изображение какого-либо лица без его согласия. Однако если корреспондент вела съемку участников мероприятия, то полицейские не вправе в рамках своей деятельности каким-либо образом осуществлять защиту права на изображение посторонних лиц. Согласно статье 141 ГК РК, физическое лицо вправе самостоятельно осуществлять защиту своих личных неимущественных прав, либо, в соответствии со статьями 58 и 59 Гражданского процессуального кодекса РК,  защищать свои нарушенные права через своих представителей.

Если в кадре оказались сами полицейские, то их реакция вызывает недоумение. Обеспечение общественного порядка в публичных местах регулируется Законом РК «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» и Инструкцией патрульно-постовой службы органов внутренних дел Республики Казахстан по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности. Основным принципом деятельности сотрудников полиции является неукоснительное соблюдение законности, прав и интересов физических лиц. Если полицейские действовали в рамках своих полномочий, то фотографирование и дальнейшая публикация таких снимков только повышают честь и доблесть мундира.

Если полицейские действовали в нарушение свобод, прав и интересов людей, находившихся на площади, то такой фотофакт стал бы в суде неоспоримым доказательством неправовых действий полицейских.  

Июнь, 02 

Ксения Поляница, Николай Иванов, ТК «Отырар» (г. Шымкент) 

2 июня корреспондент Ксения Поляница и телеоператор Николай Иванов в 7-30 утра подъехали в фармакадемию Южно-Казахстанской области, чтобы заснять, как ученики идут на главный республиканский экзамен. Стоявшая на входе охрана и члены комиссии, которая следила за проведением ЕНТ, оператора в здание не пропустили. Съемочной группе также не разрешили присутствовать при открытии коробок с тестами.
Июнь, 10

Виктор Абакумов, «Мой город» (г. Усть-Каменогорск)

Фотокорреспондент газеты «Мой город» Виктор Абакумов получил редакционное задание сделать постановочное фото в здании Усть-Каменогорского аэропорта. Фотографией планировалось сопроводить материал о том, что сотни жителей Восточно-Казахстанской области лишились летнего отдыха в Турции из-за недобросовестного туроператора. Когда Виктор с фотоаппаратом зашел в здание аэропорта, к нему подошел сотрудник организации (не представился) и сообщил, что для съемки в помещении нужно получить разрешение руководства аэропорта. В итоге журналисту пришлось сделать фото снаружи здания. 

КОММЕНТАРИЙ:
Согласно статье 193-1 Гражданского кодекса, к стратегическим объектам относятся международные аэропорты, каковым является алматинский аэропорт. Стратегическим объектом является имущество, имеющее социально-экономическое значение для устойчивого развития казахстанского общества.

В свою очередь, аэропорт - это комплекс сооружений, предназначенный для приёма, отправки, базирования воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок, имеющий для этих целей аэродром, аэровокзал, грузовые терминалы и другие наземные сооружения и необходимое оборудование. Очевидно, что степень важности стратегического объекта определяется степенью доступа к нему.

По сути, аэровокзал является публичным местом, где фотографирование каких-либо объектов не воспрещается. Кроме того, не содержится запрета фотографирования стратегических объектов и в законодательстве РК.

Исходя из того, что в каждом аэропорту имеется служба безопасности,  именно в ее компетенцию входит отслеживание фото- и киносъемки. Вместе с этим запрет производства съемки должен быть законодательно аргументирован, в противном случае действия сотрудников можно расценивать как превышение должностными полномочиями либо воспрепятствование профессиональной деятельности журналиста.

Июнь, 19

Николай Соловьев, «Наша Газета» (г. Костанай)
Фотокорреспондент еженедельника «Наша Газета» Николай Соловьев 19 июня фотографировал скопление сотрудников силовых структур и спецтехники возле здания акимата Костанайской области (судя по всему, там проходили учения). В это время к журналисту подошел сотрудник полиции. Он не представился и спросил, что Соловьев здесь делает и по какому праву производит фотосъемку. Соловьев показал служебное удостоверение, пояснив, что находится здесь в рамках исполнения служебных обязанностей. Полицейский попытался забрать удостоверение, но фотокорреспондент не позволил ему это сделать. Тогда сотрудник полиции приказал пройти с ним, прибавив, что делается это «именем закона». Соловьев прошел в указанное место, где полицейский по рации вызвал своего начальника. Тот подошел и приказал журналисту ожидать. Через некоторое время Соловьев, увидев, что внимание полицейских переключилось на другого «нарушителя», покинул место учений.

2. Нарушения авторских прав

Июнь, 10

informburo.kz (г. Астана)
В программе «Вечерний Ургант» на российском Первом Канале, вышедшей в эфир вечером 9 июня, была использована видеозапись, сделанная видеооператором интернет-портала Informburo.kz Герардом Ставрианиди во время церемонии вручения премии Муз-ТВ в Астане. Разрешения на использование видео российская телепрограмма не спрашивала. Об этом сообщил на своей странице в Фейсбук выпускающий редактор Informburo.kz.

Редакция Informburo.kz в сообщении на сайте не комментирует незаконность использования видеоролика, но отмечает: «Напомним, ролик набрал около 290 тыс просмотров только на сайтах informburo.kz и YouTube. А учитывая растиражированные другими изданиями и шоу копии, часто изготовленные в обход Закона об авторских правах, внимание зрителей он привлек гораздо большее количество раз».

Июнь, 22

«Наша Газета» (г. Костанай)
Корреспондент информагентства ТАСС в Астане Светлана Тумакова 22 июня опубликовала сообщение «В музее казахстанского Кустаная выставили древний сосуд с зашифрованным посланием». Новость была размещена в ленте, которая распространяется по подписке, и позже перепечатана на странице пользователя Фейсбука Виталия Халевина, работающего корреспондентом «ИТАР ТАСС Урал». В комментарии на странице Халевина главный редактор еженедельника «Наша Газета» Ольга Колоколова сообщила, что несколько абзацев публикации дословно повторяют статью корреспондента «Нашей Газеты» Елены Пикельной «Уникальный керамический сосуд, изготовленный 4 000 лет назад, показали костанайцам на выставке одного экспоната», опубликованной на сайте ng.kz 19 июня.

С претензиями Колоколова обращаться не стала, только попросила коллег быть впредь аккуратнее и публиковать ссылку на первоисточник.
III. НАРУШЕНИЯ ПРАВА НА ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ 

Июнь, 08
Председатель Комитета связи, информатизации и информации министерства по инвестициям и развитию РК Сакен Сарсенов сообщил, что еще 10.09.2014 г. было вынесено судебное решение о запрете функционирования «сетей и (или) средств связи, используемых в целях обхода технических возможностей операторов связи, применяемых для прекращения распространения на территории Казахстана продукции иностранных средств массовой информации». В этой связи его ведомство активно проводит работу по поиску и блокировке интернет-ресурсов, которые помогают обойти запрет на блокировку сайтов. Как сообщает kursiv.kz, неизвестно, о решении какого именно суда идет речь: «В комментарии С. Сарсенова для СМИ  этот вопрос остался не проясненным». 

Журналисты отмечают: блокировке в республике подвергнуты не только сайты, распространяющие противоправный контент, но и ряд вполне легальных СМИ, в частности, сайт международного информагентства «Фергана», блог-платформа Livejournal. Кроме того, на многие сайты в РК, не содержание материалы противоправного характера, но имеющие оппозиционную или альтернативную направленность, без специальных прокси-серверов не зайдешь. 
Управляющий партнер Казахстанской Лиги юристов Станислав Лопатин в комментарии Kursiv.kz рассказал о правовых основах запрета на использование прокси-серверов для обхода блокировки в интернете. Он заметил, что в настоящее время есть возможность обойти запрет доступа к отдельным запрещенным в Казахстане сайтам. В частности, с помощью анонимайзеров. По мнению юриста, логично предположить, что законом должна быть предусмотрена и ответственность за использование средств, позволяющих обойти запрет на доступ к сайтам. В целом это приведет к тому, что сам запрет станет более эффективен: после введения ответственности за использование анонимайзеров посетителей запрещенных сайтов станет меньше.

Руководитель фонда защиты свободу слова «Адил соз» Тамара Калеева считает, что первопричиной таких запретов и появления решения суда по прокси-серверам является разночтение в подходах чиновников и гражданского общества в вопросе доступа к информации. Она считает, что никаких ограничений информации быть не должно, кроме той, которая является незаконной – порнографического, террористического характера и пропагандирующая суициды. 
1. Отказы, ограничения и нарушение сроков предоставления информации 

Июнь, 01

Informburo.kz (г. Алматы)

Редакция информационно-аналитического портала Informburo.kz направила запрос на имя акима Павлодарской области Каната Бозумбаева, в котором в числе других вопросов просила дать информацию о госрезиденции акима. В частности, журналистов интересовало, из какого бюджета содержится резиденция акима, сколько денег тратится ежегодно на ее содержание, кто охраняет территорию.
Пресс-служба акимата прислала следующий ответ: «К сожалению, на все интересующие вас вопросы аким Павлодарской области К.А. Бозумбаев ответить не может, поскольку идет следствие (по делу о вымогательстве – АС). Любое комментирование акима области как заинтересованного и должностного лица могут расценивать как попытку оказания давления на следствие. После завершения следствия, возможно, на некоторые вопросы будут даны ответы. Надеемся на дальнейшее сотрудничество».
Как сообщает Informburo.kz, точно такой же ответ на совершенно другие вопросы пресс-служба акимата отправила газете «Версия». 

КОММЕНТАРИЙ:
Ответ пресс-службы акимата Павлодарской области следует расценивать как непрофессиональный и нарушающий законные права и интересы гражданского общества и средств массовой информации на доступ к информации, а, следовательно, и препятствующий ее свободному распространению. Общеизвестно, что государственные резиденции содержатся как за счет государственного бюджета, так и за счет местных бюджетов. Непонятна ссылка на идущее следствие и его взаимосвязь с установленной законом обязанностью государственных органов и их должностных лиц предоставлять средствам массовой информации запрашиваемые сведения (ст. 20 Конституции РК, ст.ст. 2, 18, 20 и 21 Закона РК «О средствах массовой информации», п.п.4 п.1 ст.4 Закона РК «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» и др.)

Действия руководителя пресс-службы можно обжаловать в судебном порядке.

Июнь, 02

Елена Кулакова, Радио Азаттык (Карагандинская область)
Репортер радио «Азаттык» Елена Кулакова готовила статью о  восстановлении поселка Габидена Мустафина Бухар-Жырауского района Карагандинской области после наводнения. В частности, ее интересовал вопрос о том, действительно ли сельчан просят написать отказную от своих земельных участков для того, чтобы начать строительство домов на месте снесенных. За ответом журналист обратилась к акиму района Нуркену Кобжанову, но получила отказ, хотя в этот день намечалось собрание по земельному вопросу с жителями поселка, и сотрудники акимата владели информацией.
Июнь, 10

Анна Сабельфельд, «Мой город Шемонаиха» (Восточно-Казахстанская область)

Корреспондент газеты «Мой город Шемонаиха» Анна Сабельфельд обратилась с запросом в АО «Восточно-Казахстанская региональная энергетическая компания» («ВК РЭК») по поводу гибели ребенка, задевшего свисающий со столба оголенный провод. По версии родственников, порыв на линии электропередачи случился накануне трагедии 28 мая. Однако электроэнергию в селе включили до того, как устранили порыв. 
Журналист спрашивала: когда поступило сообщение о порыве линии электропередач и в какие сроки он был устранен; энергетики какой РЭС выезжали на устранение аварии; будет ли замена линии электропередач в селе, где случилась трагедия (по словам жителей, порывы линии там случаются часто) и пр. 
Председатель правления АО «ВК РЭК» Аскар Балабатыров предоставить информацию на запрос отказался, мотивировав тем, что по несчастному случаю проводится досудебное расследование. 
Июнь,  11 

Жанат Тохтарбай, ТК «Астана» (г. Шымкент) 

Собкор телеканала «Астана» по Южно-Казахстанской области (ЮКО) Жанат Тохтарбай готовила материал о том, что  АО «КазТранГаз Аймак» необоснованно доначислило потребителям более 29-ти миллионов тенге. Информацию об этом журналисту предоставил старший помощник прокурора ЮКО  Батыр Ергешов. Для полного освещения ситуации журналист обратилась в АО. В компании отвечать на  вопросы собкора отказались.

Июнь, 12

Елена Кулакова, Радио Азаттык (Карагандинская область)
Репортер радио Азаттык по Карагандинской области Елена Кулакова готовила материал о том, что родители пострадавших после вакцинации от кори детей написали заявление в прокуратуру города Темиртау. За подробностями Елена обратилась к заместителю прокурора города Ильдару Алдабергенову, однако он отказался что-либо говорить. Елена позвонила в пресс-службу прокуратуры Карагандинской области и пожаловалась на то, что прокуратура Темиртау отказывается общаться со СМИ по такому резонансному делу. Все обращения и жалобы журналиста по поводу отказа в предоставлении информации так  ни к чему не привели.
КОММЕНТАРИЙ:
Каждому должностному лицу любого государственного органа, в том числе прокуратуры, следует помнить следующие основополагающие положения законодательства РК о гарантированном доступе и распространении информации, а именно:

Статья 20 Конституции РК гарантирует право граждан, а, следовательно, и журналистов на свободное получение и распространение любой информации, за исключением сведений, составляющих государственные секреты.

Закон РК «О средствах массовой информации» в статьях 2, 18, 20 и 21 содержит аналогичные положения.

Журналистам РК следует помнить, что, несмотря на то, что закон устанавливает устную и письменную форму запроса, следует прибегать все же к письменным запросам, жалобам, заявлениям. Практика показывает, что чиновники с легкостью отрицают устные обращения, а уж тем более реагируют на них.

Журналист имеет право как обратиться с жалобой в Генеральную прокуратуру, так и обратиться в суд с иском об  отказе в предоставлении информации и обжаловании действий (бездействий) должностного лица.

Июнь, 15

Евгения Вологодская, «Новый вестник» (г. Караганда)

В редакцию газеты «Новый вестник»  обратился карагандинец Нурлан Кошанов с жалобой на работу сервисного центра по ремонту техники «LG». Сотрудники центра запросили 250 тыс. тенге за ремонт двух телевизоров, не отработавших гарантийный срок.  
По поводу ситуации корреспондент Евгения Вологодская обратилась с запросом в головной центр ремонта «LG» в Алматы.  Там сообщили, что случай «негарантийный», поэтому в ремонте отказано. 

Тогда журналист обратилась к казахстанскому региональному представителю международного инновационного холдинга «СанПэкТехнолоджи» из Южной Кореи Сук Юн Джонгу с просьбой прояснить причины, по которым после незначительной эксплуатации в телевизорах этой марки возникают неполадки.  Ответ на запрос журналист не получила. Между тем, в общество по защите прав потребителей «Гарант» в жалобами на телевизоры обратились более десятка людей.
Июнь, 15

Даурен Хаиргельдин, ТК «Первый канал Евразия» (Павлодарская область)
Журналист телеканала «Первый канал Евразия» Даурен  Хаиргельдин обратился в пресс-службу прокуратуры Павлодарской области с просьбой  озвучить на видеокамеру информацию о возбуждении уголовного дела по факту изнасилования в резиденции акима Павлодарской области и правовых основаниях его закрытия. 
Пресс-служба отказалась общаться с журналистом по данным вопросам, несмотря на то, что ранее прокурор области в своем письменном ответе на журналистский запрос сообщил всю эту информацию.  
Июнь, 15

Александра Алехова, 365info.kz (г. Алматы)

Корреспондент информационного сайта 365info.kz Александра Алехова в конце мая обратилась по телефону к заместителю начальника РОП Бостандыского РУВД Кумарбеку Кеншибаеву с вопросами по поводу инцидента, произошедшего в Алматы 26 апреля. Тогда пьяный дебошир, вооруженный ножом, нападал на машины в центре города. На вопросы потерпевших о привлечении правонарушителя к ответственности полицейские говорят, что не могут его найти, так как он не отвечает на телефонные звонки. 
А. Алехова, в частности, просила сообщить, как продвигается следствие по этому делу, почему одному из потерпевших водителю Евгению Ж, которому пьяный хулиган разбил ножом лобовое стекло и пытался ударить в лицо, не представили ни одного документа по делу.

К. Кеншибаев, сославшись на необходимость обращения в пресс-службу, рассказывать какие-то подробности сначала отказался, а затем пообещал перезвонить в течение часа. На момент публикации статьи 15 июня «Журналисты вместо полиции Алматы нашли правонарушителя», Александра Алехова никакого ответа на запрос не дождалась – ни по телефону, ни письменно. 
Июнь, 18

Александра Сергазинова, «Наша Газета» (г. Костанай)
22 и 29 мая корреспондент еженедельника «Наша Газета» Александра Сергазинова обращалась в отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костаная с вопросами по поводу вырубки сухих деревьев в городе. Также журналист сообщала адреса, где есть сухостой, и просила сообщить о мерах, которые отдел ЖКХ примет по его вырубке. 
Не получив никакого ответа, 18 июня А. Сергазинова обратилась с повторным запросом на имя исполняющей обязанности руководителя отдела ЖКХ Нины Бенюх о принятых акиматом действиях по вырубке проблемных деревьев. 
Июнь, 18

Елена Ульянкина, «Новый вестник» (г. Караганда)
Корреспондент газеты «Новый вестник» Елена Ульянкина готовила материал о ситуации в сфере пассажирского транспорта в Караганде: остановки объявляются только в автобусах большой вместимости; трудовые договоры заключаются не со всеми водителями и кондукторами, что ослабляет степень их ответственности за перевозку пассажиров. Кроме этого, не предприняты меры по устройству оборудования мест отстоя автобусов, что негативно сказывается на условиях труда водителей и кондукторов, а в конечном итоге – на качестве пассажирских перевозок. 

По этому поводу Елена Ульянкина на протяжении трех дней пыталась связаться  с директором автопарка №3 города Караганды Артуром Григоряном, но безуспешно. Григорян категорически отказался говорить о ситуации, которая возникла на рынке пассажирских перевозок.
Июнь, 22

Бахром Абуллаев, ТК «Отырар» (г. Шымкент) 

Сотни верующих Шымкента собрались возле мечети Халифа Омара, чтобы  выразить недовольство из-за сбора денег для церемонии «ауыз ашар».  Главный имам мечети рассказал корреспонденту телеканала «Отырар» Бахрому Абдуллаеву, что распоряжение о сборе денег за проведение церемонии на территории мечети получено от главного имама Южно-Казахстанской области (ЮКО). В областной мечети данную ситуацию журналисту комментировать отказались, сославшись на то, что распоряжения со стороны главного имама не было.
Июнь, 23

Асель  Жетписбаева, «Наша ярмарка» (г. Караганда)
Корреспондент газеты «Наша ярмарка» Асель Жетписбаева обратилась к главному врачу КГКП «Жезказганский городской родильный дом» Серику Тлеубаеву по поводу установленной в роддоме платы за посещение рожениц их родственниками. Главврач отказался общаться с журналистом на эту тему, никак не мотивировав свой отказ. 
Июнь, 25
Динара Уркумбаева, ТК «КТК» (г. Костанай)

Командование Костанайской воинской части 6697 отказалось говорить с корреспондентом телеканала «КТК» Динарой Уркумбаевой по поводу смерти новобранца Танаткана Утепова, призванного из Актобе. Солдат прибыл в часть 16 июня, 20 июня сослуживцы сообщили о его неадекватном поведении. В тот же день «скорая помощь» отвезла Утепова в областную психбольницу, там его принять отказались, и солдата отвезли сначала в Костанайскую городскую, а потом в областную больницу. 24 июня в реанимации он скончался.

Июнь, 26

Даурен Хаиргельдин, ТК «Первый канал Евразия» (Павлодарская область)
Корреспондент телеканала «Первый канал Евразия» Даурен Хаиргельдин обратился в пресс-службу прокуратуры Павлодарской области с просьбой изложить свою позицию в деле арестованного по подозрению в причастности к лжетерроризму зам. акима Павлодарского района Аскара Бахралинова на видеокамеру для новостного сюжета.

Дело в том, что адвокаты арестованного считают, что следственные органы нарушили УПК, продолжая удерживать А. Бахралинова под стражей после внесения требуемого залога. Они обратились с жалобой на их действия в прокуратуру области. Прокуроры никаких нарушений прав арестованного не выявили.

Пресс-служба надзорного органа отказалась общаться с журналистом по данному вопросу.
2. Нарушение принципа гласности судебного процесса
Июнь, 16
СМИ Актюбинской области

Дмитрий Матвеев, «Эврика» (г. Актобе) 
В суде № 2 г. Актобе проходят слушания по делу депутата Актюбинского областного маслихата Меиржана Ундиргенова, подозреваемого в угрозе убийством и вымогательстве доли в ТОО. Как сообщает корреспондент газеты «Эврика» Дмитрий Матвеев, 16 июня судья Алима Адилова запретила присутствовать журналистам на оглашении постановления об аресте имущества подсудимого: «Несколько часов журналисты ждали оглашения постановления. А когда время подошло, охрана сообщила, что судья запретила журналистам присутствовать на оглашении решения». 
Дмитрий Матвеев обратился с жалобой в Акмолинский областной суд.
3. Нарушение права на распространение информации

3.1. Необоснованные ограничения права на распространение информации в Интернете

Июнь, 01

365info.kz (г. Алматы)

Редакция портала 365info.kz в своей публикации «Как министры от народа спрятались» сообщает следующее. Правительство ввело обязательное для всех условие: для того, чтобы обратиться в блог министра на сайт, нужно иметь регистрацию на портале  egov.kz. Чтобы зарегистрироваться на портале  электронного правительства, нужна электронная цифровая подпись, получить которую можно, только лично приехав в ЦОН. 

«А теперь представим ситуацию: пожилой человек или житель далекого аула, у которого нет дома компьютера с интернетом и, соответственно, регистрации на портале egov.kz, пришел в компьютерный клуб или обратился к знакомым, чтобы написать какому-нибудь министру в его личный блог. «Стоп» несчастному выпишут уже на первой стадии — после ввода ИИН. Вряд ли сосед по компьютерному столику или добрый родственник, имеющий-таки эту злополучную регистрацию, разрешит использовать свои персональные данные для обращения постороннего лица», - говорится в статье.

Июнь, 29

nakanune.kz (г. Алматы)

26 июня администрация сайта nakanune.kz отметила сбой в работе ресурса.  Руководство издания подчеркивает, что активная ДДоС-атака началась после публикации материала, посвященного судебному процессу сайта с  АО «Какзоммерцбанк». 

Техническим специалистам из московского офиса «Республики» удалось выяснить, что атаки идут из Голландии и Украины. Об этом сообщила на своей странице в Facebook шеф-редактор «Республики» Ирина Петрушова. 

Напомним, nakanune.kz - ресурс, где работают журналисты закрытого решением суда «единого СМИ «Республика». 
3.2. Взлом сайта, доступ к компьютерной информации

Июнь, 28
www.invest.gov.kz.

28 июня около  11.10 утра кибератаке подвергся портал www.invest.gov.kz. Данный сайт относится к интернет-ресурсам Министерства по инвестициям и развитию Казахстана, на нем  размещена вся информация об инвестиционных возможностях страны. Злоумышленники изменили индексную страницу интернет-ресурса («дефейс»). В течение пяти минут на главной странице сайта висело признание в любви к ИГИЛ и призыв к освобождению Палестины. Программисты устранили неполадки в течение 5 минут. 

Как сообщил управляющий директор АО «KAZNEX INVEST» Алибек Исабеков корреспондентам «24KZ», «атака производилась с нескольких IP-адресов, из разных стран. Злоумышленники пытались получить доступ к информационной составляющей сайта. Однако им это сделать не удалось, так как сработала система защиты. Максимум, что им удалось сделать, – это изменить индексную страницу». По информации А. Исабекова, атака была совершена из Саудовской Аравии, Бахрейна и Алжира. 

В настоящее время  проводятся работы по переносу сайта на более защищенную платформу, а все министерства и ведомства теперь проводят мониторинг своих информационных ресурсов.

IV. ОБВИНЕНИЯ СМИ И ГРАЖДАН В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПРАВА НА СВОБОДУ ВЫРАЖЕНИЯ 

1. Преследования в уголовном порядке

Июнь, 26

Сергей Ким, «Радиоточка» (г. Алматы)

Авиакомпания SCAT распространила сообщение о намерении привлечь журналиста медиапортала «Радиоточка» Сергея Кима к уголовной ответственности. С соответствующим заявлением авиакомпания обратилась в ДВД г. Алматы.

Поводом стала публикация на сайте «Радиоточки» от 17 июня «SCAT уже полгода считается одной из самых опасных авиакомпаний в мире». В статье, в частности, говорилось: «Согласно рейтингу, составляемому каждые два года Международной ассоциацией воздушного транспорта ИАТА (International Air Transport Association, сокр. IATA), казахстанская компания SCAT вот уже полгода находится в десятке самых опасных авиакомпаний мира среди полутысячи авиаперевозчиков, ресурсы и краткосрочная история которых проанализированы аналитиками ассоциации…».

В своем сообщении SCAT поясняет, ИАТА на их запрос ответила, что не ведет никаких официальных рейтингов по безопасности полетов по отдельным авиакомпаниям и не давала никаких официальных комментариев в СМИ касательно текущего уровня безопасности полетов авиакомпании SCAT.

Авиакомпания считает, что корреспондент «распространил посредством публикации на медиапортале «Радиоточка» непроверенные и не соответствующие действительности сведения, порочащие деловую репутацию АО «Авиакомпания «SCAT», создал искусственно негативный информационный резонанс, преследуя цели удовлетворения личных профессиональных амбиций».

В свою очередь, редакция «Радиоточки» сообщила на своем сайте, что в материале, опубликованном в связи с пожаром авиалайнера компании SCAT в Актау, действительно была допущена неточность, которая была исправлена после беседы с сотрудником пресс-службы авиакомпании. Рейтинг, на который ссылается С. Ким, составлен не ассоциацией ИАТА, а был подготовлен сайтом Airlineratings.com. В нем система аудита безопасности авиакомпаний ИATA – это только часть критериев, по которым отдельной авиакомпании присуждается значок «звезда» (максимум 7). У SCATа, согласно рейтингу airlineratings.com, одна «звезда».

Июнь, 10

Оразгуль Жусиева (г. Алматы)

Как сообщалось, в мае главный врач Алматинского городского  центра по профилактике и борьбе со СПИДом Талгатбек Бапиев обратился в районный суд №2 Бостандыкского района Алматы с жалобой частного обвинения своей подчиненной Оразгуль Жусиевой по ст. 130 ч. 3 УК РК (клевета). В качестве компенсации за нанесенный моральный вред Т. Бапиев просил суд взыскать с О. Жусиевой 3 млн. тенге. Поводом для разбирательств стал комментарий, оставленный на сайте газеты «Время» под публикацией «Обманная терапия» (от 11.03.2015 г.) пользователем под ником Maksat_888. Пользователь обвинил главврача центра в плохой работе и коррупционных правонарушениях. Следствие выяснило, что комментатором является врач центра СПИД. Оразгуль Жусиева призналась в авторстве комментариев. 
Рассмотрение  дела было перенесено в райсуд №2 Жетысуского района Алматы. 
Как сообщает газета «Время», на втором судебном заседании  адвокат подсудимой Н. Шахова обратилась к частному обвинителю с просьбой пойти на примирение. Талгатбек Бапиев выдвинул условия: Жусиева должна признать свою вину, извиниться перед ним в присутствии коллектива и сделать то же самое со страниц издания. 

8 июня О. Жусиева требования обвинителя выполнила. 
Июнь, 30

Милана Гузеева, «Время» (г. Семей)

В начале года экс-депутат маслихата города Семей Ержан Молдаш обратился в суд № 2 г. Семей  с частной жалобой, обвинив собкора газеты «Время» по Восточно-Казахстанской области Милану Гузееву в клевете (ст. 130 УК РК). Е. Моллаш посчитал, что в статье «Свободен как птица» («Время», 02.10.2014 г.), в которой речь идет о его причастности  к совершению особо тяжкого преступления, журналист распространила заведомо ложные сведения, представив его как организатора преступной группировки и инициатора убийства двух человек. Наряду с жалобой обвинитель предоставил в суд заявление о взыскании с М. Гузеевой 1 млн. тенге в счет возмещения морального вреда. 
В судебном заседании Милана Гузеева вину не признала, пояснив, что поводом для написания статьи стал приговор, вынесенный в отношении начальника колонии и его заместителя, в которой отбывал наказание экс-депутат. Их обвиняли в том, что  они, злоупотребляя должностным положением,  содействовали тому, что Е. Молдаш мог беспрепятственно оставлять место наказания. 
Как показала на суде журналист, во время работы над материалом она обнаружила еще несколько публикаций о Е. Молдаше, одной из которых была статья Е. Фоминых «Депутатская неприкосновенность» («Время», 14.03.2012 г.). В ней речь шла о судебном процессе по обвинению экс-депутата в подготовке убийства российских предпринимателей, контрабанде автомобилей, создании ОПГ. Данная статья, на которую она опиралась во время написания своего материала, не была опровергнута, поводом для судебного разбирательства не становилась. 
Исследовав материалы дела, суд не нашел в действиях Миланы Гузеевой состава преступления, предусмотренного статьей 130 УК РК. 

12.02.2015 г. судья З. Раймханова признала журналиста невиновной. Гражданский иск Ержана Молдаша судья оставила без рассмотрения. 
15.04.2015 г. апелляционная коллегия Восточно-Казахстанского областного суда оставила оправдательный приговор без изменения, апелляционную жалобу Е. Молдаша без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенными решениями, Е. Молдаш заявил о намерении обратиться в кассационную инстанцию. 

Июнь, 29
Татьяна Шевцова-Валова (г. Алматы)

29 июня кассационная коллегия Алматинского городского суда оставила без изменения обвинительный приговор, вынесенный Алатауским районным судом города в отношении жительницы Алматы Татьяны Шевцовой-Валовой, и постановление апелляционной инстанции. 

Напомним, 31.03.2015 г.  районный суд признал алматинку виновной в разжигании межнациональной вражды (статья 164 УК РК от 16.07.1997 г.) и приговорил ее к четырем годам лишения свободы условно с испытательным сроком в три года. 18 мая апелляционная коллегия оставила приговор без изменения. 
Судебные слушания проходили по заявлению 11-ти пользователей социальных сетей. По их информации, Т. Шевцова-Валова в социальных сетях неоднократно размещала посты, оскорбляющие граждан по национальному признаку. 
Обвиняемая утверждала, что она не писала материалов, которые ей инкриминируют.
Июнь, 30

Мурат Телибеков, общественный деятель (г. Алматы)

30 июня руководитель Союза мусульман Казахстана (СМК) Мурат Телибеков был вызван в ДВД г. Алматы. Там ему вручили уведомление о том, что он переведен из статуса свидетеля, имеющего право на защиту, в статус подозреваемого в совершении преступления по ст. 174 УК РК - «Возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни».  Следствие проводится по заявлению группы общественных деятелей, обвинивших М. Телибекова в том, что  в книге «Ветер с улицы», которую он пытался издать 15 лет назад, обнаружены высказывания, направленные  на «оскорбление национальной чести и достоинства граждан Казахстана».По их утверждению, книга опубликовала в блоге на интернет-портале zonakz.net и файлообменнике. Как ранее пояснял Мурат Телибеков, книга «так и не вышла в свет. Весь ее тираж был уничтожен по указанию руководства типографии. Позднее состоялся суд, который признал неправомерность действий типографии», и М. Телибекову была выплачена моральная компенсация. С тех пор автор не предпринимал попытки ее переиздать, каких-либо фрагментов ее в интернете не размещал.
Глава СМК считает, что поводом для преследования могла стать его активная общественная деятельность.

Июнь, 10
Жандос Байшемиров, житель села Когершин (Жамбылская область)

Уголовное дело жителя села Когершин Жандоса Байшемирова, подозреваемого в распространении в информационно-коммуникационных сетях заведомо ложной информации (ст. 274 УК РК) о кончине экс-министра обороны РК Серика Ахметова, возвращено в прокуратуру для устранения нарушений законности. Об этом ИА «NUR.KZ» сообщили в районном суде им. Т. Рыскулова Жамбылской области.
Судья Байкадам Нуралиев пояснил корреспонденту агентства: «В том виде, в котором дело поступило в суд, я не могу его рассмотреть и вынести приговор. Все материалы и вся процедура должны строго соответствовать уголовно-процессуальному законодательству. Поэтому уголовное дело мной возвращено в прокуратуру». 

Прокуратура района им. Т. Рыскулова, в свою очередь, сообщила: «нарушения, на которые указывает судья, не касаются интересов подсудимого». Кроме этого, прокуратура не согласилась с данным судебным решением и обратилась с протестом в Жамбылский областной суд с требованием вернуть дело в суд и рассмотреть его по существу. 
Напомним, 9 января Ж. Байшемиров через приложение для смартфонов WhatsApp Messenger разослал сообщение о том, что находящийся под домашним арестом экс-министр обороны РК Серик Ахметов совершил суицид. Эти слухи в тот же день опровергли в департаменте по делам госслужбы и противодействии коррупции Карагандинской области. В отношении жителя села  Когершин было возбуждено уголовное дело. В конце января Ж. Байшемиров был задержан и находился под подпиской о невыезде. 28 апреля суд района им. Рыскулова Жамбылской области изменил меру пресечения с подписки о невыезде на арест. Обвиняемый уже принес свои извинения С. Ахметову через газету «Время» и объяснил, что написал этот пост в состоянии депрессии. 

В настоящее время Ж. Байшемиров содержится в следственном изоляторе. 

1.1.  Дело Ярослава Голышкина (газета «Версия», г. Павлодар)
14 мая в Павлодаре спецгруппа КНБ по уголовному делу о шантаже и вымогательстве денежных средств с акима Павлодарской области Каната Бозумбаева задержала редактора павлодарской газеты «Версия» Ярослава Голышкина. 16 мая была получена санкция суда на содержание журналиста под стражей до 16 июля 2015 г. 
Досудебное расследование началось по заявлению  К. Бозумбаева, который сообщил, что неизвестные требуют с него 500 тысяч долларов в обмен на видео, в котором жертва изнасилования в государственной резиденции акима области обвиняет в преступлении сына акима.

Как сообщали на пресс-конференции по поводу ареста коллеги Ярослава, он действительно снимал видео с пострадавшей, но делал это в рамках журналистского расследования происшествия. Так как не было никакой официальной информации по делу об изнасиловании,  написать полноценную статью он не смог. Позже в «Версии» в разделе «Слухи» вышла информация о том, что сын высокопоставленного чиновника изнасиловал на охраняемом объекте девушку, которую потом с помощью угроз заставили замолчать.

Коллеги Я. Голышкина уверяют: он никогда не делал секрета о собственном расследовании и сделанном видео. И когда КНБ возбудил дело о вымогательстве, предоставил  все исходные видеоматериалы и сотрудничал со следствием.  
Июнь, 03

Адвокат Ярослава Голышкина Дмитрий Куряченко обратился с жалобой на имя заместителя Генерального прокурора РК Иогана Меркеля. Д. Куряченко считает, что досудебное расследование по делу о вымогательстве денежных средств с акима Павлодарской области, в котором журналист Я. Голышкин проходит в качестве подозреваемого, ведется необъективно, достаточность доказательств не обеспечивается. Одним из оснований таких выводов адвокат называет давление, оказываемое на его подзащитного. По словам Куряченко, следователь КНБ, который ведет дело о вымогательстве, требует от Ярослава Голышкина дать признательные показания в том, чего он не совершал, оговорить себя и другого человека – заместителя акима Павлодарского района Аскара Бахралинова. 

Июнь, 15

15 июня на пресс-конференции в Национальном пресс-клубе адвокат арестованного редактора павлодарской газеты «Версия» Ярослава Голышкина Дмитрий Куряченко и Жулдыз Кулиева, мать девушки, обвиняемой в вымогательстве, рассказали о нарушениях права на защиту в ходе следствия.

Напомним, в феврале в Павлодаре было возбуждено уголовное дело об изнасиловании. Пострадавшую убедили в полиции взять  5 тысяч долларов и отказаться от обвинений. По городу поползли слухи, что одним из участников изнасилования был сын акима области, поэтому преступление «спустили на тормозах». Редактор независимой областной газеты «Версия» Ярослав Голышкин решил провести журналистское расследование. Через человека, которого он считал надежным источником информации, он вышел на пострадавшую девушку и ее подругу, записал с обеими видеоинтервью и взял их письменные показания.

Ту беседу параллельно записывал на свой мобильный телефон и «надежный источник информации». Жертва изнасилования описала, как совершалось преступление, а подруга сообщила, что не рекомендовала «примиряться», но ее в полиции изолировали, а пострадавшую принудили взять деньги  качестве отступного.

Вскоре после этого акима области стали шантажировать, вымогая 500 тысяч долларов и угрожая в случае отказа опубликовать запись интервью, в которой сын акима называется соучастником изнасилования. По заявлению акима области Комитет государственной безопасности начал расследование дела о вымогательстве.

В настоящее время арестованы «надежный источник», оказавшийся предпринимателем Сулейменовым, бывший следователь, редактор Ярослав Голышкин и близкая подруга жертвы изнасилования Эльмира Кулиева.

Адвокат журналиста Дмитрий Куряченко уверен в невиновности своего подзащитного, которого, скорее всего, просто «подставили».  Он рассказал, какие препятствия чинятся его профессиональной деятельности, включая прямые провокации, пресеченные службой собственной безопасности Управления внутренних дел, все его протесты и другие документы остаются без ответа. 

Жулдыз Кулиева рассказала, что ее дочь Эльмира  дружит с пострадавшей с детства. Когда началось дело о вымогательстве, Эльмиру вместе с жертвой изнасилования объявили свидетелями, имеющими право на защиту, и спрятали от семьи. Мать наняла адвоката и требовала, чтобы он представлял интересы дочери во время допросов и других следственных действий. Адвоката под всяческими предлогами не пускали к подзащитной, а матери, по ее словам, угрожали: «будешь настаивать на адвокате, закроем дочь в СИЗО».  12 июня Эльмира Кулиева признана подозреваемой в совершении особо тяжкого преступления и арестована на два месяца. 18-летней девушке инкриминируется сговор со зрелыми бизнесменом и полицейскими. Мать уверена, что Эльмиру лишили свободы, потому что она требовала адвоката и не соглашалась озвучивать от своего имени предлагаемые ей фальшивые версии обвинения.

На вопросы журналистов, не просматривается во всем ходе следствия стремление «сколотить большую организованную преступную группу, чтобы блестяще ее разоблачить»,  участники пресс-конференции ответили, что не исключают и такой подтекст.

Июнь, 18
Хамида Айткалиева, руководитель адвокатской конторы, представитель которой занимается защитой Ярослава Голышкина, сообщила на своей странице в Facebook, что на Дмитрия Куряченко, адвоката журналиста, оказывается давление. 

Так, 3 июня Дмитрий Куряченко получил протокол об административном правонарушении по ст. 481 ч. 1 КоАП РК – «Передача лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, специальных учреждениях запрещенных веществ, изделий и предметов».  Дело в том, что в личных вещах адвоката, оставленных им в камере хранения следственного изолятора на проходной 2 июня, когда он посещал Голышкина, дежурный полицейский обнаружил письмо матери Ярослава, «которое содержало в себе вопросы о состоянии здоровья ее сына, о том, какие продукты она ему передала и хотела бы передать». Как сообщает Хамида Айткалиева, по этому поводу с Куряченко потребовали письменных объяснений, 4 часа продержали в одном из кабинетов СИЗО. Тут же был составлен протокол об административном правонарушении, с которым Куряченко ознакомиться не дали. 

18 июня административный суд Павлодара признал адвоката виновным в совершении правонарушения и оштрафовал его на 10 МРП. Также судья Бибигуль Алинова вынесла в отношении Д. Куряченко частное постановление о «допущенных адвокатом Куряченко Д.П. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 481 КоАП РК, а также нарушений принципов адвокатской деятельности, требований ст.15 Закона Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности», для принятия соответствующих мер по их устранению». Частное постановление направлено в коллегию адвокатов Астаны. 
По мнению адвоката, таким способом на него оказывают давление в связи с его участием в деле арестованного журналиста Ярослава Голышкина.

Д. Куряченко намерен обжаловать постановления в суде вышестоящей инстанции. 

Июнь, 22

Хамида Айткалиева, руководитель адвокатской конторы «Aitkaliyeva & Partners Lawyers», представитель которой занимался защитой арестованного редактора газеты «Версия», написала на своей странице в Facebook, что у Ярослава Голышкина сменился защитник: «Суд признал адвоката Куряченко Д.П. виновным в совершении административного правонарушения и вынес в адрес Коллегии адвокатов города Астаны частное постановление. Принимая во внимание, что адвокат вынужденно занят защитой собственных интересов, в защиту журналиста Голышкина Я. вступил адвокат Анатолий Утбанов». 
2. Преследования в гражданском порядке 

2.1. Судебные иски 

Июнь, 05

«Ак Жайык» (г. Атырау)
Светлана Сапарова, региональный менеджер компаний с иностранным участием - филиала БМТ АРГОСС Би.Ви и филиала  ГИМС Интернешнл Эн.Ви обратилась в Атырауский городской суд с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации к редакции газеты «Ак Жайык». Поводом стало письмо-запрос редакции в областной департамент Комитета труда, социальной защиты и миграции Министерства здравоохранения и социального развития РК по поводу проверки нарушений  налогового, трудового и миграционного законодательства в компаниях. 
Истец заявляет: редакция, обратившись с запросом в департамент и указав в нем, что С. Сапарова «по генеральной доверенности фактически управляет» обеими компаниями, распространила о ней недостоверные, порочащие ее сведения, «ввела в заблуждение лиц, которые в настоящее время проводят у нас проверку». По словам С. Сапаровой, ей пришлось доказывать проверяющим органам, что она никогда не имела генеральной доверенности на управление компаниями. В результате этого была задета честь и деловая репутация истца, нанесены нравственные страдания. 
С. Сапарова просит суд  признать указанные в письме-запросе сведения о ней не соответствующими действительности, взыскать с ТОО «Ак ЖАйык» 500 тыс. тенге в счет возмещения морального вреда. 

Июнь, 12

Альфия Ташимова, «Версия» (г. Павлодар)
Год назад, в июне 2014 года корреспондент павлодарской независимой газеты «Версия» Альфия Ташимова освещала судебный спор между завучем и учителем павлодарской средней школы № 27: рассказала о сути производственного конфликта и привела, как положено, точки зрения обеих сторон. Суд решил спор в пользу завуча Р. Жакуповой, о чем газета тоже сделала публикацию «Завуч чист».

Спустя ровно год завуч Рауза Жакупова, а также директор школы № 27 Жумабек Асылов подали иск о защите чести, достоинства и деловой репутации. Завуч считает, что слова ее оппонента, приведенные в статье годичной давности, нанесли урон ее чести и достоинству, директора возмущают строки из статьи "как бы ни завершился процесс, репутация учебного заведения, как и всего Павлодарского образования, здорово подпорчена".

Педагоги требуют с издания 10 миллионов тенге компенсации морального вреда, а с журналиста - опровержение.

Напомним, что последние несколько месяцев газета «Версия» находится в эпицентре общественного внимания в связи с арестом ее главного редактора Ярослава Голышкина.

Июнь, 19

Гузяль Байдалинова, «Накануне.kz» (г. Алматы)
В Медеуском районном суде Алматы проходят судебные слушания по иску АО «Казкоммерцбанк» к владельцу доменного имени сайта «Накануне» Гузяль Байдалиновой.

Поводом к иску послужило письмо читателя. Оно было опубликовано 15 октября 2014 года под заголовком «Новые па в марлезонском балете «Казкома». В апреле 2015-го банк вдруг подал иск на журналистов, потребовав убрать письмо с сайта и выплатить банку 25 миллионов тенге в качестве компенсации за умаление деловой репутации.

На заседании 8 июня представитель ответчика Сергей Уткин пытался выяснить, в чем заключается вред от публикации, имевший ко времени подачи иска 700 пользователей и как исчислялся размер компенсации. Представитель банка г-жа Алипинова затруднилась дать четкий ответ и ограничилась фразой: «Мы его размер не подсчитывали, ущерб нанесен материальный, но его сумму мы здесь не рассматриваем, и сумму эту не предполагаем как взыскание, поэтому речь идет только о компенсации…»

На процессе 19 июня серьезный спор возник по поводу статуса опубликованной в статье информации – мнения это или сведения? Вопрос принципиальный, потому что мнения, предположения, оценки нельзя проверить на достоверность и потому они неподсудны, а вот достоверность сведений, то есть утверждений о фактах, можно, а в суде и нужно доказывать. Представитель ответчика Сергей Уткин убеждал оппонента и судью, что вся публикация написана в предположительной форме, цитировал фразы вроде «Сразу предупреждаем, что мы не можем проверить эту историю, но считаем, что она имеет право быть опубликованной – ее достоверность должны проверять не журналисты, а правоохранительные органы»,  «Если допустить, что эта история достоверна…».  Защитница банковской репутации стояла на своем: вся публикация -  утверждение! Ходатайство С. Уткина о назначении филологической экспертизы или специального исследования судья Нурлан Мусагалиев отклонил, сообщив, что суд сам в этом разберется.

В этот же день представитель банка обосновала сумму иска следующим образом: сумма исчислялась исходя из того, что «Казкоммерцбанк» потратил в прошлом году на рекламу 109 млн. тенге, и предоставила в доказательство договора с различными СМИ. Ответчики, изучив их, пришли к выводу, что, во-первых, в этих документах есть нарушения, а во-вторых, они не имеют никакого отношения к предъявленной к взысканию с журналиста суммы в 25 млн. тенге.

19 июня в шесть часов вечера судья Н. Мусагалиев огласил решение: публикацию «Новые па в марлезонском балете «Казкома» с сайта «nakanune.kz» удалить, с владельца доменного имени сайта Гузяль Байдалиновой взыскать 20 млн.тенге в пользу «Казкоммерцбанка».
Июнь, 22

Наталья Соколова, «Зеркало» (г. Темиртау)

Как сообщалось, житель г. Темиртау Александр Горр обратился в городской суд с иском о защите чести и достоинства, возмещении морального вреда в размере 2 млн. тенге к редакции еженедельной газеты «Зеркало». Поводом стала статья журналиста Павла Поповкина «Почти шекспировские страсти», опубликованная в «Зеркале» 1 марта 2015 года. В ней была дана следующая информация: «Недавно в темиртауский суд поступило дело, одно из самых жутких. Подсудимым является 23-летний Александр Горр, который в таком юном возрасте уже страдает алкоголизмом». Далее говорится о том, что Александр Горр убил человека. 
Претензии истца касаются указания в публикации его имени, фамилии и места жительства, информации о том,  что он страдает алкоголизмом. Горр также считает, что журналист исказил обстоятельства дела, «так как на самом деле все происходило по-другому», о чем подробно описано в вынесенном в отношении него приговоре. 
В ходе заседаний ответчик в лице главного редактора Натальи Соколовой просила суд отказать в удовлетворении иска по следующим обстоятельствам: А. Горр нарушил досудебный порядок урегулирования спора, не обратившись в редакцию с требованием опровержения; статья подготовлена по вступившему в силу постановлению суда об аресте А. Горра от 15.11.2014 г.; указание достоверных личных данных истца не может быть основанием к опровержению и носить порочащий характер. 
По поводу претензий истца о его алкоголизме, редакция пояснила: «Обстоятельства, при которых он совершил преступление, дают возможность сделать вывод, о том, что он зависим от  алкоголя, поскольку отказ налить спиртное послужил поводом к ссоре со столь печальными последствиями». 
Опрошенные в суде свидетели подтвердили, что истец часто употреблял спиртные напитки.  Врач-нарколог представила заключение, что А. Горр не страдает хроническим алкоголизмом и наркоманией и в принудительном лечении по поводу хронического алкоголизма не нуждается: «Однако выставлен диагноз психические и поведенческие расстройства в результате употребления алкоголя с вредными последствиями, это говорит о том, что у него присутствует зависимость к алкоголизму». 
Суд, выслушав пояснения сторон и свидетелей, не нашел подтверждения достоверности опубликованных сведений о том, что истец страдает алкоголизмом. Также суд пришел к выводу, что редакция распространила об истце не соответствующие действительности сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию истца, так как при рассмотрении уголовного дела в отношении Горра А.Э. было установлено, что последний нанес удар, защищаясь.  
Судья К. Иманова удовлетворила иск частично, обязав редакцию газеты «Зеркало» опровергнуть порочащие А. Горра сведения, выплатить ему 50 тысяч тенге в счет возмещения морального вреда и 50 тыс. тенге – в счет оплаты услуг представителя истца. 

Июнь, 22

Светлана Орлова,  «Квартал Петропавловск» (г. Петропавловск)

22 июня суд № 2 города Петропавловска отказал в удовлетворении иска о защите чести, достоинства и деловой репутации пенсионерки,  инвалида 2 группы Валентины Сотниковой к редакции газеты «Квартал Петропавловск» и корреспонденту издания Светлане Орловой. 
Напомним, жительница Петропавловска посчитала, что в статье «О краденой броши и плевках» («Квартал Петропавловск», 17.06.2010 г.) изложены не соответствующие действительности, порочащие истца сведения о ее психическом состоянии. В публикации же речь шла о нестандартных заявлениях в полицию, на которые трудно реагировать.  В качестве примера пресс-секретарь ДВД предоставил несколько заявлений. Жалоба В. Сотниковой на ее соседа была процитирована в издании без изменений. Личные данные жительницы Петропавловска в публикации указаны не были. 
Пенсионерка требовала опубликовать опровержение порочащих сведений и взыскать с ответчиков 600 тысяч тенге солидарно в счет возмещения морального вреда. 
Отметим, в 2012 году Валентина Сотникова уже обращалась с иском в суд по этой же публикации. Тогда суд оставил ее требования без рассмотрения. 

Июнь, 24

ИА «КазТАГ» (г. Алматы)

Как сообщалось, 10 апреля Специализированный межрайонный экономический суд г. Алматы отказал АО «Центрально-Азиатская Электроэнергетическая Корпорация» (АО «ЦАЭК) в удовлетворении иска о защите чести, достоинства и деловой репутации АО «Центрально-Азиатская Электроэнергетическая Корпорация» (АО «ЦАЭК) к информационному агентству КазТАГ. 

ЦАЭК требовала обязать ответчика опубликовать на сайте КазТАГ опровержение недостоверных, прочащих, по мнению истца, сведений, распространенных 6.10.2014 г. в информации «Крупнейшие энерготепловые компании севера Казахстана могут уйти под контроль России» разными интернет-ресурсами со ссылкой на информагентство. В ней сообщалось о том, что одна российская компания настойчиво просит продать три предприятия, входящие в состав АО «ЦАЭК». Свои требования энергетическая корпорация мотивировала тем, что не проводила никаких переговоров о продаже своих дочерних предприятий. 
В ходе слушаний  в суде первой инстанции представитель ответчика юрист фонда «Адил соз» Ганна Красильникова указывала, что данная фраза не может быть порочащей (это подтверждается и заключением филологической экспертизы),  ЦАЭК не представил суду документальные доказательства того, как распространенная информация повлияла на деловую репутацию компании. Кроме этого, на сайте КазТАГ был размещен не текст спорной публикации, а только ее заголовок, - пояснила в суде корреспондент КазТАГ Мадина Алимханова. Также, по положениям Гражданского кодекса, юридическое лицо не может обладать такими качествами, как честь и достоинство. 

В своей апелляционной жалобе истец просит решение экономического суда отменить, мотивировав это тем, что информацию со ссылкой на агентство опубликовали не менее девяти СМИ, опубликованные сведения, по мнению истца, «несут информацию о нем, нарушении моральных принципов общества, что умаляет деловую репутацию истца в глазах общественности, потребителей услуг».
Изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что в распространенной информации «не содержатся утверждения о нарушении истцом действующего законодательства, его недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умалили бы деловую репутацию юридического лица. В оспариваемых сведениях не содержится субъективных мнений ответчика, которые были бы высказаны в  форме, унижающей деловую репутацию истца».

Суд также принял во внимание доводы ответчика  о том, «что проведение переговоров не означает недостойное поведение и что в  оспариваемой фразе не содержится оценка качества выработки электроэнергии, а также цель, ход и исход переговоров, а также не содержится  указаний на намерение ЦАЭК  удовлетворить просьбу компании».
24 июня апелляционная коллегия вынесла постановление: решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.
Июнь, 19

ТК «ТКТ» и «43 канал» (г. Темиртау)

19 июня апелляционная коллегия Карагандинского областного суда оставила без изменения решение Специализированного межрайонного экономического суда Карагандинской области от 15.04.2015 г. об удовлетворении иска о понуждении исполнения предписания РГУ «Инспекция связи, информатизации и информации Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан  по Карагандинской области». Ответчиками по иску выступают ТОО «Телекомпания «43 канал», ТОО «Телекомпания «ТКТ». 
Предписания РГУ касаются прекращения эксплуатации ТВ-передатчиков и исправления телеканалами технических нарушений. 

2.2. Досудебные претензии 

Июнь, 03

Ержан Оразалинов (г. Павлодар)

Руководитель пресс-службы АО «Каустик» Нариман Рузеев в интервью pavlodarnews.kz сообщил, что юристы АО рассматривают возможность обратиться в суд на эколога из Павлодара Ержана Оразалинова. Поводом стал пост общественника в социальной сети Facebook, в котором он сообщил об утечке на АО «Каустик» 150 тонн хлора. Пресс-служба предприятия опровергла эту информацию. По словам Н. Рузеева, утечка была в разы меньше – всего 100-200 кг. Никто из персонала не пострадал. 

Как сообщил Н. Рузеев корреспонденту сайта pavlodarnews.kz, юристы АО определяются, с каким заявлением они обратятся в суд – «будет ли это иск о возмещении ущерба предприятию или же намерение привлечь общественника  за распространение слухов».
В свою очередь Ержан Оразалинов написал в соцсети, что в ответ будет подготовлен коллективный иск к АО «Каустик». На вопрос корреспондента informburo.kz, откуда поступила информация, эколог ответил, что об аварии ему сообщили коллеги из ОО «Экологический патруль», у которых на АО «Каустик» работают друзья.
Июнь, 05

«Караван» (г. Алматы)

5 июня газета «Караван» со своих страниц извинилась перед читателями за неверное приведение цитаты из выступления акима Алматы Ахметжана Есимова на казахстанско-литовском бизнес-форуме в Алматы.  Фразы, якобы сказанные главой города, были опубликованы в газете 22 мая в заметке «Как узнать алматинца?». Звучали они следующим образом: «Практически каждый горожанин занимается спортом. Иногда они берут вертолет, поднимаются в горы, затем спускаются на лыжах. Потом идут играть в гольф». 
Эта цитата вызвала массу комментариев в социальных сетях.

В уточнении газета «Караван» приводит слова А. Есимова дословно: «(…) Я хотел сказать, что здесь в городе Алматы в один и тот же день можно покататься на лыжах и в этот же день играть в гольф. Такая уникальная у нас здесь природа. Наши ледники – они вечные ледники, экстремалы на вертолёте поднимаются туда, потом спускаются и в Капшагайском море купаются, в один и тот же день. Поэтому мы развиваем это направление».
Июнь, 06
Адия Елькина, «Квартал» (г. Петропавловск)
На пограничном посту «Кара гуга» на границе с Омской областью много мусора, громадные очереди и не работает туалет. Корреспондент Адия Елькина, которая ездила в Омск по делам,  попробовала получить комментарий у сотрудников поста по поводу безобразий, но получила отказ. В результате она написала информацию  «Мусор на границе» («Квартал», 11.06.2015 г.)   Сразу после выхода публикации ей позвонил представитель в/ч 2032 (погранвойска ДКНБ РК), представившийся  Курмантаевым. Он  выразил свое недовольство публикацией и пригласил в часть. Журналист в надежде получить комментарий по поводу ситуации пришла на встречу,  но услышала лишь пояснения, что мусор - забота местных властей. Публиковать опровержение либо пояснение в газете не стали.
Июнь, 11

Катерина Клеменкова, 365info.kz (г. Алматы)

18 мая на сайте 365info.kz была опубликована статья Катерины Клеменковой «Как инвестор сделал фантастический гешефт на пустом месте» о скандальной ситуации вокруг коттеджного городка «Жана КУАТ», застройщиком которого была компания «ТАМ Курылыс». 
В начале июня редакция сайта получила письмо за подписью генерального директора компании «ТАМ Курылыс» Анны Мовлян, содержащее пояснения компании по критическим моментам публикации.  «ТАМ Курылыс» выразила несогласие со статьей Катерины Клеменковой и потребовала опубликовать опровержение. 

11 июня на сайте информационного портала вышла статья «Другая правда компании «ТАМ Курылыс». «С целью отражения разных точек зрения на проблему качества строительства жилых домов в поселке «Жана куат», редакция опубликовала текст письма А. Мовлян полностью, подчеркнув, что «данная точка зрения НЕ ЯВЛЯЕТСЯ позицией редакции». 
Июнь, 24 

Елена Бережная, «Неделя СК» (г. Петропавловск)

В редакцию газеты «Неделя СК» с требованием опровержения статьи Елены Бережной «Неувольняемая» (от 12.06.2015 г.) обратилась главврач детской поликлиники г. Петропавловска Ольга Ашимова. 

 Она написала: «сведения, опубликованные в статье, полностью касаются моей личности и личности моих детей», «при этом практически все изложенное не соответствует действительности». В подтверждение своих слов она процитировала  фактически всю статью,  в которой рассказывается, что О. Ашимова устроила в больницу на разные должности двух дочек и зятьев. Статья была написана на основе жалобы работников больницы. Ашимова потребовала опровержения, но не указала, какие  именно сведения не соответствуют действительности. 

Редакция намерена ответить на претензию в установленный законом срок. 
Июнь, 30

Даниил Романов, YK-news.kz (г. Усть-Каменогорск)

24 июня на сайте YK-news.kz была опубликована заметка, в которой сообщалось, что в городе Шемонаихе 18-летний учащийся местного колледжа проник в дом 75-летней женщины и изнасиловал ее. Информацию об этом преступлении журналист получила из сводки Шемонаихинского РОВД. В документе РОВД было названо только имя и фамилия злоумышленника. О том, что житель Шемонаихи является студентом, корреспондент сайта Даниил Романов узнал из судебного решения: в справочнике судебных актов РК журналист обнаружил, что парень, о котором идет речь, в этом году был наказан тремя сутками административного ареста за доведение несовершеннолетней до состояния алкогольного опьянения. В решении административного суда указано, что парень является студентом.

30 июня в адрес главного редактора сайта YK-news.kz Евгения Фоминых поступила претензия от управления образования Восточно-Казахстанской области. В документе говорится, что этот молодой человек не является студентом Шемонаихинского колледжа и никогда им не был. 
В настоящее время в редакции проводится служебное расследование.

Июнь, 25

ng.kz (г. Костанай)

23 июня пользователь сайта еженедельника «Наша Газета» - ng.kz под ником «Турбаза Волна (Котюбок)» разместил комментарий к статье «Базовый отдых по-костанайски - где, как и по какой цене можно отдохнуть, не выезжая за пределы области», опубликованной 14 июня 2012 года. Он просит удалить из статьи информацию, не соответствующую действительности. Как сообщил пользователь (орфография сохранена), «по Вашей статье уже который год неоднократно звонят люди и утверждают, что отдыхали у нас по цене 1000 тг. с человека и катались на катамаранах бесплатно, хотя катамараны платные уже года 4, и баня 1500 тг. за 2 (!!!) часа никогда не была! Людям объясняем, а они упираются в информацию из интернета, хотя мы никогда никуда ни объявлений ни подавали, ни распространяли расценки в СМИ. Очень просим удалить информацию по Котюбку, так как она не совершенно не соответствует действительности!». Также пользователь оставил в комментарии номер контактного телефона.

25 июня главный редактор еженедельника «Наша Газета» Ольга Колоколова разместила в этой же ветке комментариев ответ, в котором пояснила, что журналисты писали о турбазе «Волна» в 2012 году, и на тот момент информация была действительна. Удалять или править архивную статью редактор отказалась. О. Колоколова предложила администрации турбазы обратиться в отдел продаж «Нашей Газеты», если они хотят рассказать о нынешних расценках, или ждать, когда «журналисты сделают в интересах читателей очередной совершено бесплатный для владельцев баз отдыха обзор». 

Июнь, 24

Стас Киселев, «Время» (Костанайская область) 

Прокурор Костанайской области Марат Кайбжанов 15 июня направил в редакцию газеты «Время» и собственному корреспонденту газеты Стасу Киселеву претензию и  проект статьи для опубликования в газете «Время». В письме областной прокурор сообщил, что в статьях «Пахать - не закон ворочать!» («Время», 22.04.2015 г.)  и  «Не пашите, мужики!» (28.04.2015 г.) журналист, «интерпретировав отдельные обстоятельства, опубликовал в прессе непроверенные сведения». В связи с этим Кайбжанов предлагает главному редактору опубликовать опровержение, угрожая в противном случае подать в суд, а также опубликовать новую статью, в которой учитывается позиция прокуратуры.

Кроме этого, Кайбжанов в письме сообщает, что «по имеющимся сведениям инициатива пригнать сельхозтехнику (к зданию прокуратуры области – ред.) принадлежит самому журналисту Киселеву С., тогда как землепользователи подобных намерений не высказывали».

24 июня газета «Время» опубликовала открытое письмо Стаса Киселева прокурору Костанайской области «Теперь позвольте пару слов для прокурора». Как утверждает в этой статье Киселев, информация, использованная им в статьях, была получена в ходе открытого судебного заседания по жалобе крестьян на прокурорский запрет заниматься хозяйственной деятельностью в Михайловском лесхозе. Кроме того, он неоднократно обращался за комментарием к представителю прокуратуры на процессе Денису Леонову, но получал отказ. Киселев также предложил облпрокурору предъявить конкретные факты, подтверждающие, что именно журналист стал инициатором перегона сельхозтехники к зданию прокуратуры. 

В комментарии к статье редакция газеты «Время» сообщила, что она отказывает прокурору Костанайской области и в опровержении, и в публикации его статьи.

Июнь, 17

Ольга Колоколова, «Наша Газета» (г. Костанай)
Аким Новонежинского сельского округа Аулиекольского района Костанайской области Асылхан Журсиналин 17 июня позвонил главному редактору еженедельника «Наша Газета» Ольге Колоколовой с требованием удались с сайта еженедельника ng.kz его фотографию и информацию о рассмотрении его дела на дисциплинарном совете.

Статья «За управление автомобилем в нетрезвом состоянии привлекли руководителей госучреждений районных акиматов Костанайской области» была опубликована на сайте утром 17 июня. Возмущение Журсиналина вызвало то, что его проступок не относился к нарушению, указанному в заголовке статьи. Главный редактор объяснила, что фотография Журсиналина была размещена не рядом с заголовком, а внутри статьи, и сопровождалась поясняющей подписью. Однако аким все равно потребовал «удалить фото и вообще все обо мне».

Требование акима редакция выполнять не стала.   

3. Другое

Июнь, 11

vk.com
Гражданин, назвавшийся Айдыном Данабаевым, обратился в блог министра внутренних дел Кулмухамбета Касымова с жалобой на интернет-сообщество «Есть же я приезжий» в социальной сети «ВКонтакте». Он считает, что размещаемые там видеоматериалы и комментарии к ним способствуют формированию негативного образа села и неуважения к казахскому языку среди молодежи, и просит приостановить деятельность этого и подобных сообществ.
К. Касымов в своем ответе сообщает: по информации Комитета связи, информатизации и информации Министерства по инвестициям и развитию РК «в результате мониторинга материалов в сообществах «Есть же я приезжий» в социальных сетях «ВКонтакте»,  «Instagram» и других при всей неоднозначности и во многом негативной тональности контента, не выявлено явных нарушений законодательства Республики Казахстан. В этой связи, правовых оснований для приостановления деятельности указанных интернет-ресурсов или ограничения доступа к ним пользователей с территории Республики Казахстан не усматривается».

Он также информирует автора жалобы о возможности опровергнуть недостоверные сведения или сведения,  порочащие честь, достоинство и деловую репутацию гражданина или юридического лица, распространенные в средствах массовой информации, в судебном порядке. 
Мониторинг подготовлен по сообщениям корреспондентов Фонда «Адил соз» 

и информации из открытых источников. 

Руководитель мониторинговой службы фонда «Адил соз» 

Елена Цой 

e-mail: lena@adilsoz.kz 

Руководитель юридической службы фонда «Адил соз» 

Ганна Красильникова 

e-mail: ganna@adilsoz.kz 

По всем вопросам мониторинга вы можете также обратиться 

info@adilsoz.kz   
23

