

[image: ]
Международный Фонд защиты 
свободы слова «Адил соз» 


Нарушения свободы слова в Казахстане
Декабрь 2017 года
 
[bookmark: _Toc477302053][bookmark: _Toc488328760][bookmark: _Toc490687714]Международный фонд защиты свободы слова «Адил соз» провел исследование  ситуации  в Казахстане с правом на свободу выражения, получения и распространения информации в декабре 2017 года. 

Среди сообщений: 
- Глава Союза журналистов Казахстана Сейтказы Матаев вышел на свободу. 
- Президент Казахстана подписал закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам информации и коммуникаций». Правозащитники считают: ряд основных положений законопроекта существенно противоречит международным стандартам, а предложения журналистского сообщества, внесенные в ходе обсуждения законопроекта, были проигнорированы. 
- Бывший агент финансовой полиции обвиняет корреспондента газеты «Время» Тохнияза Кучукова в клевете.  

В декабре СМИ и гражданам в связи с осуществлением права на свободу выражения, получения и распространения информации предъявлены 5 обвинений в совершении уголовных проступков и преступлений.
Всего с начала года в связи с осуществлением права на свободу выражения, поручения и распространения информации в досудебном и судебном порядке предъявлены 60 обвинений в совершении уголовных проступков и преступлений.

В декабре вынесено 3 судебных акта по делам  о защите чести, достоинства и деловой репутации (в т.ч. 1 – в надзорной инстанции). Из них в пользу СМИ, журналистов и граждан – 0. 
С начала года в связи с осуществлением права на свободу выражения предъявлены 75 претензий и исков о защите чести, достоинства и деловой репутации. Требования компенсации морального вреда  в январе-ноябре составили 196 млн. 460 тыс. тенге. Судами взыскано  54 млн. 20 тыс. тенге.

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. ИЗМЕНЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА  О СВОБОДЕ ВЫРАЖЕНИЯ	2
II. НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ	5
1. Нарушение прав СМИ на свободу слова и творчества	5
2. Нарушение принципа равноправия СМИ	5
3. Нарушение принципа гласности судебного процесса	6
III. НАРУШЕНИЯ ПРАВА НА ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ	6
1. Отказы, ограничения и нарушение сроков предоставления информации	6
2. Претензии и иски СМИ о нарушении права на доступ к информации	9
3. Нарушение права на распространение информации	9
3.1. Необоснованные ограничения права на распространение информации в Интернете	9
4. Принудительная подписка	10
5. Прекращение/приостановление выпуска СМИ	11
IV. ОБВИНЕНИЯ СМИ И ГРАЖДАН В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПРАВА НА СВОБОДУ ВЫРАЖЕНИЯ	11
1. Преследования в уголовном порядке	11
1.1. Дело Национального пресс-клуба и ИА «КазТАГ»	14
2. Преследования в гражданском порядке	15
2.1. Судебные иски	15
2.1.1.  Дело интернет-портала Ratel.kz и журнала Forbes.kz	17
2.2. Досудебные претензии	18
3. Другое	19


[bookmark: _Toc504002372]I. ИЗМЕНЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 
О СВОБОДЕ ВЫРАЖЕНИЯ


Декабрь, 07
Международный фонд защиты свободы слова «Адил соз» инициировал сбор подписей под Открытым письмом депутатам Сената парламента по поводу одобренного мажилисменами проекта   внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам информации и коммуникаций». 
Как отмечают правозащитники, ряд основных положений этого законопроекта существенно противоречат международным стандартам свободы слова «и ограничивают реализацию конституционных гарантий свободного получения и распространения информации, свободу выражения мнений, препятствует  СМИ полноценно выполнять поставленную Президентом задачу борьбы с коррупцией».
В частности, проектом закона внедряются дополнительные инструменты контроля за комментаторами в соцсетях и других интернет-ресурсах, усложняется процедура предоставления информации, срок предоставления информации на запросы журналистов увеличивается с трех  до 7 рабочих дней. Изменения в закон о СМИ обяжут журналистов получать согласие на распространение личной и семейной тайн, хотя эти понятия не имеют  точного правового наполнения. 
Законопроектом вводится понятие «сведения, ущемляющие законные права и интересы» и термин «пропаганда». 
Обращение к сенаторам подписали члены рабочей группы Мажилиса парламента РК по работе над проектом закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информации и коммуникаций» подписали около 500 человек: руководитель  НПО, СМИ, журналисты, блогеры.
7 декабря Открытое письмо депутатам Сената парламента опубликовано на сайте фонда «Адил соз».

21 декабря депутаты Сената парламента РК на пленарном заседании приняли закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам информации и коммуникаций». 
«Проект закона направлен на обеспечение правового регулирования общественных отношений в области средств массовой информации (СМИ), телерадиовещания, информатизации и связи, информационной безопасности», - говорится в заключении профильного комитета сената. – «(…) Предлагаемые изменения направлены на усиление механизмов защиты прав граждан в информационной сфере; совершенствование деятельности СМИ и телерадиовещания, увеличение возможностей по доступу к информации, обеспечение информационной безопасности. Вышеуказанные поправки депутатов были поддержаны заключениями правительства РК от 14 и от 16 ноября 2017 года. Законопроектом предусматривается внесение поправок в 6 кодексов и 16 законов РК».

25 декабря фонд «Адил соз» инициировал сбор подписей	 под обращением к Президенту РК Н. Назарбаеву с просьбой направить закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам информации и коммуникаций» в Конституционный совет РК «для обоснованного заключения» и наложить на него вето в интересах всего казахстанского общества. 

28 декабря Президент РК Н. Назарбаев подписал закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам информации и коммуникаций».
Закон вводится в действие по истечении 10 дней после его официального опубликования, за исключением: 
«абзацев двадцатого и двадцать первого подпункта 1), абзацев четырнадцатого и пятнадцатого подпункта 3), подпункта 7), абзацев второго и третьего подпункта 10), абзацев тринадцатого и пятнадцатого подпункта 15), абзацев четвертого, пятого, шестого, девятого, одиннадцатого, двенадцатого и тринадцатого подпункта 17), абзацев четвертого и пятого подпункта 21) пункта 14 статьи 1, которые вводятся в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования;
абзаца двенадцатого подпункта 24) пункта 14 статьи 1, который вводится в действие с 1 января 2019 года.»
29 декабря Закон Республики Казахстан от 28 декабря 2017 года № 128-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информации и коммуникаций» опубликован в официальной прессе.

29 декабря международная организация «Репортеры без границ» (ReportersWithoutBorders) распространила пресс-релиз «Казахстанская журналистики сильно пострадала от поправок в законодательство о СМИ», в котором осудила принятые поправки.
Глава отдела организации по Восточной Европе и Центральной Азии Йохан Бир считает, что подписанный президентом Казахстана  закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам информации и коммуникаций» сделает журналистов еще более уязвимыми для давления.
«Мы глубоко сожалеем, что, несмотря на консультации с представителями средств массовой информации, их мнения были проигнорированы. Властям необходимо понять, что журналистская свобода и независимость принесут пользу обществу в целом и развитию страны», - говорится в пресс-релизе.

Декабрь, 27
Казнет, Интернет
27 декабря депутаты Мажилиса парламента одобрили в первом чтении законопроект «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», а также пакет сопутствующих поправок к нему. 
Документ определяет, какую информацию запрещается распространять среди детей разных возрастных групп, предусматриваются  критерии содержания информационной продукции, предназначенной для разных возрастных групп детей с учетом их психофизиологических особенностей (6 категорий информационной продукции для детей, которой присваивается знак возрастной категории).
В законопроекте закреплены механизмы проведения экспертизы информационной продукции, осуществляемой экспертами и экспертными организациями на основе договора с ее собственниками для отечественной информационной продукции или распространителям для информационной продукции, ввозимой в страну. Вводится институт «аккредитации» экспертов и экспертных организаций, устанавливаются требования к ним. Экспертизе подвергнутся и компьютерные игры. 
Информация, отрицающая институт семьи и агитирующая против национальных традиций, также признана причиняющей вред детям. Телеканалы должны транслировать отвечающую данным требованиям информационную продукцию с нанесением соответствующего знака возрастной категории.

[bookmark: _Toc504002373]II. НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ

[bookmark: _Toc436648229][bookmark: _Toc443650258][bookmark: _Toc459305512][bookmark: _Toc475369882][bookmark: _Toc494201973][bookmark: _Toc504002374]1. Нарушение прав СМИ на свободу слова и творчества

Декабрь, 04
ИА Total.kz  (г. Павлодар) 
30 ноября павлодарские чиновники во главе с акимом города Павлодара Нуржаном Ашимбетовым участвовали в торжественных мероприятиях, посвященных Дню первого президента РК. В том числе они посетили пригородное село Кенжеколь, где состоялась закладка фундамента будущего Дома культуры. Вскоре после праздника с участием руководства акимата в селе произошло ДТП, в котором пострадал представитель строительной организации. Информационный портал total.kz в этот же день опубликовал новостное сообщение об аварии со ссылкой на пресс-релиз ДВД Павлодарской области. 4 декабря высокопоставленный сотрудник акимата города Павлодара позвонил в редакцию портала Total.kz и в резкой форме высказал свое недовольство опубликованным материалом. Чиновник отчитал журналистов и заявил, что не следует писать подобные статьи.
Комментарий:
Действия чиновника можно квалифицировать как попытку установить цензуру. В соответствии с п. 1 ст. 20 Конституции РК, цензура в нашей стране запрещена. 
В п. 18 ст. 1 закона о СМИ под цензурой понимается предварительное согласование сообщений и материалов средствами массовой информации с государственными органами, должностными лицами и иными организациями по их требованию или по иным основаниям с целью ограничения или наложения запрета на распространение сообщений и материалов либо их отдельных частей.
Чиновник, даже «высокопоставленный», не имеет права указывать журналистам, что им следует писать, а что не следует. Журналисты в своей работе руководствуются только законодательными запретами.

[bookmark: _Toc504002375]2. Нарушение принципа равноправия СМИ

Декабрь
Елена Ульянкина, «Новый вестник» (г. Караганда)
4 декабря корреспондент газеты «Новый вестник» Елена Ульянкина не смогла попасть на встречу в городском маслихате  Караганды, где депутаты обсуждали важные для города вопросы. Ее не пригласили на встречу несмотря на то, что Елена постоянно следит за новостями маслихата и постоянно по заданию редакции освещает их в своем издании. 
Издание, в котором работает журналист, не впервые столкнулось с нарушением права на равный доступ к информации со стороны пресс-секретаря маслихата города Караганды: в течение октября-декабря журналиста издания несколько раз не информировали о предстоящей сессии и не приглашали на нее, в то время как журналисты других изданий были приглашены. Елена Ульянкина четырежды устно высказывала претензии пресс-секретарю маслихата города по этому поводу. После последнего случая Елена намерена писать письменную жалобу в маслихат.

Декабрь, 08
СМИ Карагандинской области
8 декабря пресс-служба акимата Карагандинской области разослала в своей группе в Whatsapp информацию, в которой постфактум сообщила, что 8 декабря была проведена презентация Плана реконструкции здания Карагандинского железнодорожного вокзала с участием трех акимов - области, города и одного из районов Караганды, а также представителей госорганов, маслихатов и общественности. Сообщается, что аудио- и видеоматериал журналисты могут взять у телеканала «Сарыарка», а фото – в пресс-службе областного акимата. 
В ту же минуту в группу стали поступать возмущенные отклики журналистов и руководителей СМИ по поводу работы пресс-службы областного акимата, а корреспондент «КазТАГ» Николай Кравец высказал по этому поводу критические замечания в адрес областного акимата и указал на нарушение Закона о СМИ. Пресс-служба была вынуждена принести свои извинения, оправдав свои действия тем, что по их информации, оказавшейся неполной, планировалось «просто посещение вокзала» во время которого «ничего интересного не ожидалось».
Комментарий:
Доступ к информации – гарантированное государством, закрепленное в Конституции и законах Республики Казахстан право каждого свободно получать и распространять информацию любым не запрещенным законом способом (п. 2 ст. 1 закона «О доступе к информации»).
Действия чиновников, когда они приглашают журналистов не всех СМИ или вообще не допускают журналистов к общественно значимым событиям, нарушают принципы законности, открытости и прозрачности деятельности обладателей информации, актуальности и своевременности, равного доступа к информации, соблюдения прав и законных интересов физических и юридических лиц  (ст. 4 закона «О доступе к информации»).
Незаконные действия чиновников можно обжаловать в вышестоящую организацию или в прокуратуру.

[bookmark: _Toc504002376]3. Нарушение принципа гласности судебного процесса

Декабрь, 11
Надежда Ковальская, «Наша Газета» (г. Костанай)
Корреспондент еженедельника «Наша Газета» Надежда Ковальская и фотокорреспондент Николай Соловьев 11 декабря пришли в Костанайский городской суд на слушание гражданского дела по иску директора ТОО «ФК «Тобол» Николая Панина о защите чести, достоинства и деловой репутации. Судья Алтай Ергалиев спросил журналистов: «Вас кто сюда пригласил?». Ковальская ответила, что процесс открытый и приглашения не требуется. Судья приказал журналистам выйти из кабинета, где проходило слушание, пока он будет решать вопрос о присутствии СМИ на процессе. В коридоре суда к журналистам подошел пристав и предложил выйти из здания суда. Уже когда журналисты были в гардеробной, появился другой пристав и сообщил, что судья  разрешил присутствовать  представителям СМИ на процессе.
Комментарий:
Ст. 19 ГПК РК гласит, что разбирательство во всех судах и судебных инстанциях происходит открыто. Лица, участвующие в деле, и граждане, присутствующие в открытом судебном заседании, имеют право фиксировать письменно или с использованием аудиозаписи ход судебного разбирательства с занимаемых в зале мест.
Таким образом, законодательно закреплена открытая судебная информация по всем делам, рассматриваемым в открытом судебном заседании. Доступ в зал судебного заседания в этом случае является свободным, какие-либо ограничения отсутствуют, кроме возрастного ценза (не допускаются лица моложе 16-ти лет, если они не являются участниками процесса). 
Разрешение председательствующего в судебном процессе требуется для проведения видео/кино съемки. Для присутствия в зале суда на открытом судебном заседании разрешения судьи не требуется.
Журналисты вправе написать жалобу на действия судьи, если их не сразу запустили в зал суда.

[bookmark: _Toc504002377]III. НАРУШЕНИЯ ПРАВА НА ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ


[bookmark: _Toc504002378]1. Отказы, ограничения и нарушение сроков предоставления информации

Декабрь, 01
Джамиля Маричева,Ratel.kz (Павлодарская область)
СМИ Павлодара
В связи с тем, что продажа в рамках госпрограммы приватизации в частные руки двух крупнейших поликлиник города Павлодара, а также единственного в области диагностического центра вызвала большой общественный резонанс, корреспондент сайта ratel.kz Джамиля Маричева обратилась с запросом в управление финансов Павлодарской области. Журналист  просила сообщить, кому были проданы вышеуказанные социальные объекты. Руководство управления отвечать на вопрос отказалось, заявив, что имеет право раскрыть информацию о новых собственниках только с их  разрешения.
7 декабря в ходе брифинга, посвященного итогам реализации программы приватизации объектов коммунальной собственности, руководитель управления финансов КадишаБеготаева, отказавшись назвать имена новых собственников, сослалась на Постановление правительства РК № 920 «Об утверждении правил продажи объектов приватизации».
Комментарий:
В соответствии с п. 31 Постановления правительства от 09.08.2011 г. продавец и организаторы не должны разглашать информацию, имеющую отношение к участникам торгов, в течение всего периода подготовки торгов и их проведения. Это ограничение прекращает свое действие после проведения торгов, следовательно, отказ в предоставлении информации является незаконным.

Декабрь, 05
Алиса Дуваева, телеканал «TVK» (г. Шымкент)
Журналист телеканала «TVK» Алиса Дуваева готовила материал о том, что в Шымкенте на глазах у детей отстреливают бродячих собак. Об этом в редакцию сообщили жители одного из многоэтажных домов. По приезде на место Алиса Дуваева попыталась выяснить у сотрудников городской ветеринарной службы, почему отстрел бродячих животных ведется днем, когда дети пришли или возвращаются со школы. Отвечать на вопросы журналиста сотрудники ветслужбы отказались. Чтобы разобраться в ситуации, Алиса Дуваева  обратилась в акимат г. Шымкента.  Там потребовали  официальный запрос.

Декабрь, 11
Zakon.kz (г. Алматы)
В конце ноября два крупных казахстанских оператора кабельного телевидения – АО «Казахтелеком» (iDTV) и «Алма ТВ» объявили о приостановлении трансляции популярных российских телеканалов «НТВ-Мир», «РТР-Планета», «Россия-24», «Россия-Культура». Как сказано в распространенном кабельными операторами пресс-релизе, это связано с увеличением стоимости прав на ретрансляцию. 
Редакция сайта Zakon.kz обратилась к кабельным операторам с вопросами, но пресс-службы АО «Казахтелеком» и «Алма-ТВ» отказались говорить с журналистами по телефону, попросив прислать письменный запрос. Отказались в компаниях дать информацию о том, насколько значительным было повышение цен на ретрансляцию, сославшись на коммерческую тайну.

Декабрь, 11
Лев Гузиков, Ratel.kz (г. Атырау)    
Журналист информационно-аналитического портала Ratel.kz Лев Гузиков 7 ноября обратился с письменным запросом на имя начальника ДВД Атырауской области АянаДуйсембаева с просьбой предоставить информацию о ходе расследования двух убийств.  
В оговоренный законом о СМИ максимальный месячный срок ответ не предоставлен.

Декабрь, 12
Галина Петренко, «Наша Газета» (г. Костанай)
Корреспондент «Нашей Газеты» Галина Петренко в начале ноября отправила запрос руководителю управления государственных доходов по Костанаю Сырыму Доненбаеву о проблемах, связанных с проверкой кассовых аппаратов. Об этом в редакцию сообщил предприниматель города. В течение месяца журналист звонила в управление с просьбой прислать ответ. Только после обращения в департамент госдоходов по Костанайской области и очередных напоминаний ответ был предоставлен 12 декабря.

Декабрь, 13
Надежда Ковальская, «Наша Газета» (г. Костанай)
Корреспондент еженедельника «Наша Газета» Надежда Ковальская отправила запрос  директору ТОО «ФК «Тобол» Николаю Панину по поводу госзакупки, которую ТОО с 50-процентным участием государства в уставном капитале провело под названием «представительские расходы». Журналиста интересовало, какие именно услуги подразумеваются под словом «представительские» и правда ли, что сумма по госзакупке в размере 581 000 тенге была уплачена ИП Фомичевой за банкет в честь окончания футбольного сезона.
Как отмечает журналист, ответ пришел, мягко говоря, странный и не по существу. В конце письма ТОО «Футбольный клуб «Тобол» интересуется, с какой целью был направлен журналистский запрос.  Ковальская не стала отправлять повторный запрос, посчитав, что СМИ не обязано объяснять его цель.
13 декабря Н. Панин сам позвонил в редакцию газеты и пригласил Ольгу Ковальскую на беседу в свой офис. Как написала журналист в статье «За чей счет футбольный банкет», опубликованной 14 декабря, условие встречи было такое: никаких диктофонов, фотоаппаратов и камер. В результате Николай Панин все-таки подтвердил, что банкет действительно был проведен, но отказался отвечать на дополнительный вопрос о том, почему договор о госзакупках появился только через 2 дня после того, как услуга была уже оказана.

Декабрь, 13
Надежда Ковальская, «Наша Газета» (г. Костанай)
Корреспондент еженедельника «Наша Газета» Надежда Ковальская 13 ноября отправила запрос начальнику ДВД Костанайской области БекетуАймагамбетову по поводу размещенного в Интернете видеоролика об особенностях работы сотрудников Денисовского РОВД. В ролике видно, как мужчина стучит в дверь РОВД, чтобы написать заявление о том, что его избили. Но из-за двери ему отвечают,  что сейчас полицейские отдыхают.
В тот же день пресс-служба ДВД сообщила, что по данному факту проводится проверка, пообещав рассказать о результатах дополнительно. 
В течение месяца Надежда Ковальская неоднократно звонила руководителю пресс-службы ДВД Ирине Беженарь, которая сообщала, что проверка закончена, но на вопрос о том, когда будет предоставлен ответ, отвечала: «Скоро, у меня всё руки не доходят».

Декабрь, 15
Галина Петренко, «Наша Газета» (г. Костанай)
Корреспондент «Нашей Газеты» Галина Петренко в начале ноября отправила запрос руководителю управления госдоходов по Костанаю Сарыму Доненбаеву с просьбой ответить на вопрос читателя. Читатель газеты спрашивал, почему в налоговом управлении не дают распечатку суммы налога на имущество за 2017 год и заставляют людей платить налоги в 2018 году за 2017 год. Неоднократные напоминания о запросе и обращения в департамент госдоходов в Костанайской области результата не принесли - до 15 декабря ответ не былпредоставлен.

Декабрь, 20
Динара Бекболаева, аналитический интернет-портал Ratel.kz  (г. Шымкент)
24 ноября редакция Ratel.kz обратилась с письменным запросом в акимат Южно-Казахстанской области с просьбой обнародовать информацию о проведенных управлением внутренней политики тендеров в сфере информационной политики и выделенных суммах за последние два года.  Однако ответственному за данную статью журналисту ДинареБекболаевойболее трех недель не удавалось получить запрашиваемую информацию. В управлении внутренней политики ей сообщали, что им необходимо еще время, чтобы ответить на запрос редакции.

Декабрь, 22
Тамара Сухомлинова, «Ак Жайык» (г. Атырау)    
Журналист издания «Ак Жайык» Тамара Сухомлинова 22 ноября обратилась к руководителю управления энергетики и ЖКХ акимата Атырауской области ЖумабаюКарагаеву с письменным запросом о ходе реализации проектов по строительству ветропарка и солнечной электростанции.   
В оговоренный законом о СМИ максимальный месячный срок ответ не предоставлен. Вместо этого специалист управления Марат Карамалаев предоставил другую информацию, не относящуюся к тематике запроса.

Декабрь, 25
Today.kz (г. Астана)
В Сети был распространен трек, исполненный от первого лица – якобы казахстанского прокурора, повествующего, что у него есть «три хаты, четыре мерса и бумер», но их «не видно». Также рэпер упоминает о «ксиве», которая делает жизнь сотрудника счастливее, и о том, что дорожная полиция не останавливает его машину.
Во втором куплете исполнитель говорит, что песня является шуткой и записана ради победы в игре КВН.
Вместе с аудио распространяется приказ, якобы изданный Генеральной прокуратурой РК, о дисциплинарном взыскании сотрудников отдела уголовного преследования прокуратуры  г. Костанай за распространение аудиозаписи песни, «содержание которой подрывает авторитет и дискредитирует органы прокуратуры».
«В пресс-службе Генпрокуратуры РК отказались комментировать запись и пересылаемый вместе с ней документ», - сообщает Today.kz.

Декабрь, 29
Александр Вервекин, ТК «Астана»,  ИА «Казинформ» (г. Павлодар)
Собственный корреспондент ТК «Астана» и ИА «Казинформ» Александр Вервекин неоднократно обращался в пресс-службу ФК «Иртыш» (учредителем клуба является акимат Павлодарской области и его деятельность оплачивается из средств бюджета) с просьбой сообщать о проводимых клубом мероприятиях. Никакого ответа на свои запросы журналист не получил. Пресс-служба клуба не информирует СМИ о значимых событиях, происходящих в жизни футбольной команды.
Комментарий:
Отказ в предоставлении информации либо несвоевременное предоставление ответа можно обжаловать в вышестоящий орган/организацию либо в судебном порядке (п. 4 ст. 18-1 Закона о СМИ).

[bookmark: _Toc494201980][bookmark: _Toc499122186][bookmark: _Toc504002379]2. Претензии и иски СМИ о нарушении права на доступ к информации

Декабрь, 28
ОФ «Правовой медиа-центр» (г. Астана)
В специализированном межрайонном экономическом суде города Астаны 28 декабря состоялось предварительное слушание по иску ОФ «Правовой медиа-центр» к Министерству информации и коммуникаций Казахстана. Причиной иска стал отказ министерства в доступе к информации о результатах государственного заказа в сфере СМИ. 
Директор ОФ «Правовой медиа-центр» Диана Окремова (Медведникова) на своей странице в Facebook поясняет:  «Чиновники посчитали, что граждане не имеют права знать, какие медиа получили чуть более 2 млрд. тенге на продвижение государственной информационной политики. Премьер-министр поддержал эту позицию. В итоге нам пришлось обратиться в суд. (…) министерство настаивает на том, что данная информация относится к категории ДСП (для служебного пользования). В отзыве к иску сказано так: «Приказом министра запрашиваемая информация отнесена к документам для служебного пользования». А вот на каком основании и по каким причинам - будем разбираться на следующем заседании».

Декабрь, 14
Лев Гузиков, Ratel.kz (г. Атырау)
Редакция информационного аналитического портала Ratel.kz направила досудебнуюпретезнию на имя начальника ДВД Атырауской области по факту непредоставления информации. А именно: на один запрос нет ответа больше месяца, на второй - ответ неполный, а также нет ответов на ряд вопросов, отправленных на электронную почту пресс-службы. 
После получения досудебной претензии ДВД сразу предоставила ответ на первый запрос. По остальным двум пунктам претензии разъяснений редакция не получила, как и письменного ответа на досудебную претензию. 

[bookmark: _Toc504002380][bookmark: _Toc477302062]3. Нарушение права на распространение информации

[bookmark: _Toc480373637][bookmark: _Toc504002381]3.1. Необоснованные ограничения права на распространение информации в Интернете

Декабрь, 21
Алима Абдирова (г. Актобе)
21 декабря журналист и правозащитник Алима Абдирова сообщила на своей странице в социальной сети Facebook о том, что 20 декабря, когда она выставляла статью «Актобе: Зачем Казахстану Президент Назарбаев?», была заблокирована ее главная страница. 
Она также  подчеркнула, что в течение двух недель снова блокируется страница в Facebook «Национальный превентивный механизм Казахстана: Как выжить?».

[bookmark: _Toc504002382]4. Принудительная подписка

Декабрь, 07
Ольга Лихограй, «Наша Газета» (г. Костанай)
Бывший аким Крымского сельского округа Денисовского района Костанайской области Габиден Шахайдари прислал в редакцию «Нашей Газеты» («НГ») фото своего письменного обращения к тогдашнему акиму района ЕрлануЖаманову. По словам Шахайдари, Жаманов весной 2017 года давал устные поручения организовать подписную кампанию. В связи с этим сельский аким еще 18 мая потребовал от своего начальника объяснений. В официальном письменном запросе он сослался на п. 2 ст. 43 Закона «О госслужбе РК», согласно которому «должностным лицам запрещается отдавать приказы и указания, не имеющие отношения к исполнению должностных полномочий и (или) направленные на нарушение законодательства РК». Шахайдари указывает, что организация подписной кампании не входит в перечень функций работы акимов.
Как сообщил Г. Шахайдари корреспонденту  «Нашей Газеты» Ольге Лихограй, ответа на вопрос, на каком основании аким дает поручения по организации подписной кампании, он так и не получил. 
В связи с этим «НГ» направила ЕрлануЖаманову (ныне – аким Алтынсаринского района) запрос по той ситуации. В ответе руководитель аппарата акима Алтынсаринского района Рустам Садыков сообщил: «С 24 октября 2017 года Жаманов Ерлан Айткулович назначен акимом Алтынсаринского района. В этой связи по всем вопросам касательно его работы акимом Денисовского района просим обращаться в аппарат акима Денисовского района».
Как отметила Ольга Лихограй в статье «Этого вообще не должно быть!», опубликованной 7 декабря, этот ответ выглядит и странно, и смешно: «Странно, что между получением письма (18 мая) и переводом Жаманова на другую должность (24 октября) прошло почти полгода, но аким так на него и не ответил. Смешно, потому что фраза о том, что за работу бывшего акима отвечать должен нынешний, как-то не вяжется с этикой госслужащего».
Редакция «НГ» направила официальный запрос нынешнему акиму Денисовского района Бахыту Нургалиеву. Руководитель аппарата акима Денисовского района Алия Исмагамбетова сообщила: «По данному письму Шахайдари было в устном порядке разъяснено, что поручений по организации подписной кампании не давалось, а было лишь обращено внимание на информирование населения о начале подписной кампании, в связи с чем дача письменного ответа не требовалась. Поручения, дающиеся госслужащим, в том числе акимам сельских округов района, не противоречат нормам права действующего законодательства РК».
Сам Шахайдари отрицает получение устного ответа. 
О том, когда именно был дан устный ответ, корреспондент «НГ» Ольга Лихограй спросила нынешнего акима Денисовского района 5 декабря на его брифинге в Костанае.
- Скорее всего, был дан устный ответ, потому что проводилось совещание по этому вопросу, - ответил Бахыт Нургалиев. - Хотя о том, что было тогда, я не уполномочен говорить, потому что я тогда не работал. При мне жалоб на принудительную подписку не было. Этого вообще не должно быть! Это не входит в компетенцию местных исполнительных органов и противоречит логике.

[bookmark: _Toc504002383]5. Прекращение/приостановление выпуска СМИ

Декабрь, 11
«НТВ-Мир», «РТР-Планета», «Россия-24», «Россия-Культура»
Пресс-служба компании АО «Казахтелеком» проинформировала абонентов услуги iDTV и кабельного телевидения о приостановлении ретрансляции четырех российских телевизионных каналов – «НТВ-Мир», «РТР-Планета», «Россия-24», «Россия-Культура» с 11 декабря.
Как сообщается в пресс-релизе «Казахтелекома», ретрансляция приостановлена «в связи с выдвинутыми требованиями от правообладателей об очередном увеличении стоимости прав за ретрансляцию данных телеканалов для абонентов услуги iDTV и кабельного телевидения».
Как отмечает «Казахтелеком», в ходе переговоров, проведенных на протяжении длительного периода, правообладателям данных телеканалов были предложены альтернативные варианты, которые позволили бы сохранить размер абонентской платы по услугам телевидения на прежнем уровне. Стороны пока не пришли к соглашению. Переговоры продолжаются.

[bookmark: _Toc504002384]IV. ОБВИНЕНИЯ СМИ И ГРАЖДАН В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПРАВА НА СВОБОДУ ВЫРАЖЕНИЯ

[bookmark: _Toc504002385]1. Преследования в уголовном порядке

Декабрь, 14
Тохнияз Кучуков, «Время» (г. Алматы)
14 декабря в Жетысуском районном суде №2 Алматы продолжилось рассмотрение частной жалобы бывшего агента финансовой полиции  Талгата Махатова, который обвиняет в клевете (ст. 130 УК РК) корреспондента газеты «Время» Тохнияза Кучукова, автора ряда публикаций о  факте  его задержания по подозрению в убийстве алматинского таможенника Медета Жамашева. 
Поводом к публикации послужил пресс-релиз прокуратуры Алматы, опубликованный 3  июля 2017 года. В нем речь шла о том, что  члены следственной бригады МВД подозревают Махатова  в причастности к убийству Жамашева.
После публикации пресс-релиза прокуратуры в СМИ появилась серия публикаций, посвященных экс-агенту. Однако Махатов обвиняет только «Время», якобы с  подачи этой газеты появились другие публикации.
Напомним: Махатов стал известен в определенных кругах как Агент Саныч (он же Бетон). Пять лет назад  он был главным свидетелем по так называемому «хоргосскому делу».
Адвокат Кучукова Геннадий Нам на очередном заседании обратился с ходатайством о приобщении к делу скана статей различных средств массовой информации, в которых фигурирует Талгат Махатов, поскольку это единственный способ доказать невиновность Кучукова, что он не имел злого умысла и, по мнению адвоката, опирался строго на информацию официальных органов. Кроме того, ряд электронных СМИ также  подробно рассказали об этом деле.
Судья Нургуль Батырхан ходатайство Г. Нам отклонила, после чего адвокат заявил судье отвод.
14 декабря 2017 года  судья Каирбаев рассмотрел заявленный отвод и  вынес постановление об отказе.

Декабрь, 20
Лариса Сафонова, Султан Амиркенов,  «Новый регион» (г. Тараз)
Вера Кармысова (г. Тараз)
В суде № 2 г. Тараз рассматривается дело по обвинению главного редактора газеты «Новый Регион» Ларисы Сафоновой, спецкорра газеты, социального медиатора в КГУ «Қоғамдықкелісім» аппарата акима Жамбылской области Султана Амиркенова и жительницы города Веры Кармысовой в клевете (ст. 130 УК РК). Частный обвинитель –участник Европейской юридической службы (ЕЮС) О. Ким указывает, что в статье С. Амиркенова «Цели благие, но продукт-то с душком?!» («Новый Регион», 25.05.2017 г.) в отношении нее было распространены заведомо ложные сведения, порочащие ее честь, достоинство и деловую репутацию.  
В статье, написанной по обращению В. Кармысовой,  рассказывается о некоей компании, оказывающей дистанционные юридические услуги населению, сравнивается ее деятельность с сетевым маркетингом и финансовой пирамидой. В материале нет названия ни самой компании, ни имени ее представителя. Тем не менее, как следует из жалобы, О. Ким «по многим признакам, указанным в статье», поняла, что речь идет именно о ней и о ЕЮС. 
Частный обвинитель просит суд привлечь Л. Сафонову, С. Амиркенова и В. Кармысову к ответственности за клевету. В составе уголовного дела ею подан гражданский иск о возмещении морального вреда на сумму 2 млн. тенге. 

Декабрь, 21
Ольга Полякова (Костанайская область) 
Апелляционная коллегия Костанайского областного суда оставила в силе приговор Специализированного межрайонного суда по уголовным делам Костанайской области в отношении жительницы поселка Затобольск Костанайской области Ольги Поляковой. Она признана виновной в клевете (по ч. 2 ст. 130 УК РК) по отношению к ТОО «Казахдорстрой».
Между Ольгой Поляковой и руководством ТОО «Казахдорстрой» был конфликт - стороны не поделили участок земли, который принадлежал Поляковой. Разбирательства вылились в огромное количество судебных исков. После того, как Полякова выложила в Интернет ролики с участием сотрудников ТОО «Казахдорстрой», ее обвинили по ст. 130 ч 2 УК РК (клевета с использованием средств массовой информации или информационно-коммуникационных сетей).
Руководство ТОО возмутили публикации в Instagram и YouTube. В материалах дела приводится текст одной из публикаций: «Для тех, кто не знаком с моей ситуацией, вкратце: у нас есть частная собственность, вот она сзади меня в городе Костанай. Эту частную собственность захватило ТОО «Казахдорстрой». На протяжении пяти лет они незаконно занимали нашу собственность, не платили ни копейки за аренду, подделывали документы, подписи. Я выиграла суд. Суд постановил нашу собственность освободить. С марта месяца я практически живу здесь днём и ночью, слежу за тем, чтобы они не вывозили нашу собственность. Они беспрепятственно с моей стороны вывозили все свое имущество, полностью разобрали свой завод, который они незаконно здесь установили, и вывезли его. Однако сейчас они действуют наглым образом, ломают замки, вскрывают ворота и пытаются вывезти и мою собственность, при этом угрожая мне. Пожалуйста, помогите мне!».
Остальные публикации по содержанию не сильно отличаются. 
Представитель ТОО «Казахдорстрой» Р. Байгенжин заявил в суде первой инстанции (суд № 2 г. Костаная), что в своих многочисленных обращениях Полякова публично с применением сетей телекоммуникаций обвинила ТОО «Казахдорстрой» в совершении таких преступлений как: кража (п. 1, ч. 2 ст. 188 УК РК), грабеж (п. 1, ч. 2 ст. 191 УК РК), разбой (п. 1, ч. 2 ст. 192 УК РК), нарушение вещных прав на землю (п. 1 ст. 201 УК РК), угроза (ст. 115 УК РК), дача взятки (п. 1 ст. 367 УК РК), подделка документов (п. 1 ст. 385 УК РК).
Полякова вину в суде не признала, сообщив, что всего лишь пыталась защитить себя и свою собственность. Она считает, что сотрудники ТОО «Казахдорстрой» действовали незаконно - вывозили с ее территории ее же имущество, ломали заборы, угрожали ей.
11 октября городской суд признал О. Полякову виновной в клевете, так как она не смогла представить доказательства, «подтверждающие виновность лиц ТОО «Казахдорстрой» в совершении указанных уголовных правонарушений», и назначил ей штраф в размере 500 МРП (1 134 500 тенге).
Апелляционная инстанция оставила этот приговор без изменения. 
Журналисту местного еженедельника «Наша Газета» Ольга Полякова сообщила, что она в отчаянии: «Денег на штраф у меня нет, все имущество у меня отобрали, поэтому я выбрала тюрьму. Мне остается только объявить голодовку, потому что правды в наших судах я не нашла».

Декабрь, 26
Кайырлы Омар (г. Астана)
Районный суд № 2 Сарыаркинского района г. Астаны рассмотрел частную жалобу юриста ТОО «Турмыс» Сулушаш Мыктыбаевой по обвинению гражданского активиста Кайырлы Омара в оскорблении (ст. 131, ч. 2 УК РК) и клевете (ст. 130, ч. 2 УК РК).
Как следует из жалобы, К. Омар оскорбил С. Мыктыбаеву, поддержав ответчицу одного из гражданских процессов К. Исентаеву,  назвавшей ту  психически ненормальной, неадекватной и некомпетентной. Обвинение в клевете последовало после сообщения о том, что К. Омар и К. Исентаева «находятся в прокуратуре с жалобой по поводу  отсутствия тепла в доме по улице Косшыгулулы, 14 г. Астана, хотя в названном доме тепло было подано своевременно, тем самым Омар К. и Исентаева К.А. оклеветали обслуживающую компанию ТОО «Тұрмыс».
В судебном заседании была просмотрена видеозапись с гражданского процесса по иску ТОО «Турмыс» к жильцам дома, во время которого Кайырлы Омар якобы оскорбил юриста ТОО. Оскорбительные выражения найдены не были. После этого частный обвинитель обратилась с заявлением об отказе от обвинений по этой статье. 
Спустя некоторое время Сулушаш Мыктыбаева отказалась и от обвинений гражданского активиста в клевете.
В связи с этим суд прекратил уголовное дело по обвинению Кайырлы Омара в оскорблении и клевете.

Ноябрь, 30
Азиз Пайзахметов (г. Шымкент)
Бахром Абдуллаев, ТК «Отырар» (г. Шымкент)
30 ноября Абайский районный суд г. Шымкента признал жителя Шымкента Азиза Пайзахметова невиновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 130, ч. 2 УК РК (Клевета, совершенная публично) и оправдал за отсутствием в его деяниях состава преступления.
Напомним, поводом для обвинений стал сюжет Бахрома Абдуллаева, вышедший в эфире телеканала в вечерних новостях 14 июля о том, что старинное кладбище Шымкента «Сыпырганата» тонет в мусоре.  Об этой проблеме телеканалу сообщил Азиз Пайзахметов. 
Местные жители и смотритель кладбища А. Юлдашев  рассказывали, что отходы оставляют не только посетители, но и продавцы близлежащего рынка «Бекжан».  По их словам, руководство рынка для увеличения потока покупателей решило проложить новый путь к рынку через  «Сыпырганата», приказав не закрывать ворота. 
После выхода сюжета директор рынка Амирхан Шуменов обратился в суд с требованием привлечь журналиста и источника информации к уголовной ответственности за клевету. Позже он отказался от уголовного преследования журналиста, заявив претензии только к А. Пайзахметову.
Азиз Пайзахметов вину в предъявленных обвинениях не признал: какое-либо интервью про администрацию рынка «Бекжан» он не давал, в других средствах массовой информации статей о руководстве рынка, а также непосредственно про самого Шуменова А.Б. не опубликовывал; его телефонный звонок на телеканал «Отырар», инициирование им схода местных жителей и добровольная дача смотрителем кладбища Юлдашевым А. интервью не содержит состава преступления, предусмотренного ст. 130 ч.2 УК РК. 
Суд счет его доводы обоснованными. 

Декабрь, 08
Жамбылская область
В мессенджерах и социальных сетях появилось видео, в котором женщина утверждает, что нашла в докторской колбасе фирмы «Шах» инородный предмет. Ролик вызвал бурное обсуждение среди пользователей. 
Директор ИП «Шамахсут» (производитель мясной продукции) Шадиёр Шамахсутов сообщил корреспонденту службы новостей Taraztv.kz, что видео подрывает репутацию, которую предприятие нарабатывало годами, и заявил о намерении привлечь автора ролика к ответственности. Как сообщает Taraztv.kz, видео привлекло внимание правоохранительных органов. Участковый инспектор полиции ОП 1 УВД г. Тараз Кайрат Сугиров сообщил журналистам, что за распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, виновные будут привлечены к ответственности.

Декабрь, 07
ГульжанЕргалиева (г. Алматы)
7 декабря суд № 2 Сарыаркинского района города Астаны направил уголовное дело о привлечении журналиста Гульжан Ергалиевой к уголовной ответственности по ст. 131 ч. 2 УК РК («Оскорбление») в районный суд № 2 Медеуского района г. Алматы.
Напомним, с частной жалобой в астанинский районный суд обратился житель Астаны Асхат Оразаев.  Он считает, что Г. Ергалиева оскорбила его своими высказываниями в комментариях, оставленных на личной странице Сейдахмета Куттыкадама в Facebook’е под постом «NEPRODUMANNOE NAMERENIE».

[bookmark: _Toc490832575][bookmark: _Toc504002386]1.1. Дело Национального пресс-клуба и ИА «КазТАГ»

16 ноября Капшагайский городской суд Алматинской области удовлетворил ходатайство об условно-досрочном освобождении председателя правления Союза журналистов Казахстана Сейтказы Матаева.

4 декабря Сейтказы Матаев покинул колонию в пос. Заречном.
Встречать председателя Союза журналистов Казахстана приехали практически все ведущие СМИ (за никого не удивившим исключением телеканалов «Хабар» и «Казахстан»). Кто приехал с самого утра, кто к полудню, наиболее осведомленные – к 15 часам. С. Матаева выпустили в 17.00.
Краткая импровизированная конференция касалась в основном двух вопросов: «как здоровье» и «что дальше».  Суть ответов: проблемы со здоровьем есть, но главная забота сейчас – судьба остающегося за решеткой Асета Матаева, младшего сына Сейтказы и главного редактора КазТАГа.

Сейтказы Матаев 3 октября 2016 года был приговорен судом № 2 Есильского района Астаны к шести годам лишения свободы с конфискацией имущества,  с пожизненным лишением права занимать руководящие должности, связанные с организационно-распределительными и материально ответственными функциями в государственных, коммерческих организациях, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Сейтказы Матаев признан виновным в совершении уголовных правонарушений, предусмотренных ст.245 ч.3;  ст. 190 ч. 4 п.2  УК Республики Казахстан.
Вину в предъявленных обвинениях (мошенничество и уклонение от уплаты налогов) не признал.

[bookmark: _Toc504002387]2. Преследования в гражданском порядке

[bookmark: _Toc504002388]2.1. Судебные иски

Декабрь, 15
Ксения Безкоровайная, eKaraganda.kz (г. Караганда)
ТОО «5 канал-kz», ТОО «Компания «Creadom» (г. Караганда)
В Казыбекбийском районном суде №2 г. Караганды  рассматривается иск о защите чести, достоинства и деловой репутации, взыскании морального и материального вреда ИП «Агентство  недвижимости «DRM» к ТОО «5 канал-kz», ТОО «Компания «Creadom» (собственник сайта eKaraganda.kz) и журналисту Ксении Безкоровайной. 
Основанием для предъявления исковых требований послужила статья К. Безкоровайной «Корреспондент eKaraganda.kz столкнулся с риэлторским произволом», опубликованная на сайте eKaraganda.kz 15.05.2017 г., ее интервью, вышедшее 22.06.2017 г.  в сюжете телеканала «5 канал-kz» под заголовком «Берегись риэлтора» и публикация от 29.08.2017 г. на ресурсе «Казахстанская книга жалоб». Журналист рассказывает о ситуации, с которой она столкнулась, обратившись в агентство недвижимости «DRM».
Истец требует признать распространенные сведения недостоверными и порочащими его честь, достоинство и деловую репутацию, обязать ответчиков опубликовать их опровержение, взыскать с журналиста Безкоровайной К. материальный ущерб  176 000 тг. и моральный вред со всех ответчиков в размере 500 000 тг. 
Отметим, телеканал «5 канал-kz» дважды - 18 и 28 августа 2017 г. выпустил в эфир телерепортажи, в которых были зачитаны комментарии и требования истца по спорному сюжету. Однако Досымбеков Р.М. считает, что цитирование  в эфире его обращений не является опровержением.

Декабрь, 27
Людмила Калашникова, «Уральская неделя» (г. Уральск)
Суд № 2 г. Уральска рассмотрел иск о защите чести, достоинства и деловой репутации частного судебного исполнителя (ЧСИ) Ляззат Курматаевой к собственнику газеты «Уральская неделя» ТОО «Журналистская инициатива» и корреспонденту издания Людмиле Калашниковой.
Л. Курматаева обратилась в суд, посчитав, что журналист в статье «Хочу, чтобы он сидел» («Уральская неделя», 20.09.2017 г.) безосновательно обвинила ее в волоките исполнения решения суда. Она настаивает на том, что словосочетание «судебный исполнитель Ляззат Курматаева волокитит этот процесс» не соответствует действительности и порочит ее честь и достоинство «в общественном мнении и мнении отдельных граждан с точки зрения соблюдения законов, моральных принципов общества, так как Курматаева Л.О. является человеком публичным».
Ляззат Курматаева просит признать распространенные сведения не соответствующими действительности, опубликовать их опровержение, взыскать с ответчиков 500 тыс. тенге в счет возмещения морального вреда и представительские расходы в размере 200 тыс. тенге.
В ходе заседания частный судебный исполнитель представила суду документы, подтверждающие, что ею были приняты все предусмотренные законом меры для принудительного исполнения судебного акта. 
27 декабря суд удовлетворил иск Л. Курматаевой частично: ответчики должны опубликовать письменные опровержения не соответствующих действительности сведений и выплатить истцу в солидарном порядке 20 тыс. тенге в счет возмещения морального вреда. Также суд обязал ответчиков оплатить представительские расходы в размере 50 тыс. тенге.  

Декабрь, 28
Любовь Гаркуша  (г. Талдыкорган)
28 декабря судья Талдыкорганского городского суда Алматинской области Б. Турусова частично удовлетворила иск о защите чести, достоинства, деловой репутации и взыскании судебных расходов руководителя Департамента по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Алматинской области Турсынбая Галинова к общественнице Любови Гаркуше.
Напомним, поводом к разбирательствам стал билборд, который Л. Гаркуша заказала и разместила на улице г. Талдыкорган, с собственным фото и надписью «Турсынбаю Галинову не доверяю, уволить» и ее интервью, вышедшее в эфире телеканалов «КТК» и «Первого канала Евразия» 17 июля. В сюжетах Л. Гаркуша поясняет, что установкой билборда она выразила свое мнение, посчитав, что антимонопольное руководство не защищает интересы потребителей.  
Турсынбай Галинов просит суд признать распространенные сведения порочащими его честь и достоинство, обязать ответчика опубликовать их опровержение «путем дачи Гаркушей Л.Н. интервью корреспондентам телеканалов «КТК», «1 Канал Евразия» и размещения опровержения на билборде в г.Талдыкорган, взыскать судебные расходы, в том числе услуги представителя в сумме 200000 тенге». 
Л. Гаркуша иск не признала, пояснив суду:  она как член экспертного совета выявляла нарушения в работе Департамента, о чем неоднократно отмечено в представлениях прокуратуры, которые не исполняются, на основании чего было дано указание Департаменту ввести компенсирующий тариф в КГП «Талдыкоргантеплосервис». В деятельности Галинова Т.Ш. выявлен ряд нарушений, за что он привлекался к дисциплинарной ответственности, аттестацию он не проходил, не имеет специального образования для занятия должности руководителя Департамента по регулированию естественных монополий, защите прав потребителей, интересы которых он не защищает.
В ходе разбирательств Институтом судебной экспертизы г. Алматы была сделана судебно-филолого-лингвистическая экспертиза на предмет установки смыслового значения высказываний. 
Согласно выводам заключения эксперта №5015 от 02.11.2017 года фраза, размещенная на билборде, «является выражением негативной оценки деятельности начальника Департамента агентства по регулированию естественных монополий по Алматинской области Галинова Т.; в речи Гаркуши Л.Н. в форме утверждения имеется негативная информация о деятельности Галинова Т., заключенная в неправомерном повышении им цен на электроэнергию».
Суд признал распространенные общественницей сведения порочащими честь, достоинство и деловую репутацию истца и обязал Любовь Гаркушу опровергнуть их, дав интервью корреспондентам телеканалов «КТК» и «1 канал Евразия» в 15-дневный срок с момента вступления решения в законную силу. Кроме того, Л. Гаркуша должна выплатить Т. Галинову 100 тыс. тенге представительских расходов и перечислить на счет департамента госдоходов 56174 тенге за экспертизу. 
Решение не вступило в законную силу.

[bookmark: _Toc498465201][bookmark: _Toc504002389]2.1.1.  Дело интернет-портала Ratel.kz и журнала Forbes.kz

С января в судах Алматы проходят слушания по искам о защите чести, достоинства и деловой репутации к главному редактору портала Ratel.kz Марату Асипову, журналистам Сапе Мекебаеву и Геннадию Бендицкому, бывшему гендиректору ТОО «Автодорсервис» Виталию Процентову, издателю Ratel.kz ТОО «ИТАЮ», издателю портала Forbes.kz  ТОО «UnitedMediaGroup», главному редактору Forbes.kz  Александру Процентову.

- В апреле Медеуский районный суд частично удовлетворил иск экс-министра финансов и государственных доходов РК Зейнуллы Какимжанова и его сына Ильхалида Какимжанова, обязав ответчиков выплатить истцам в счет возмещения морального вреда в общей сложности 50 млн. 200 тыс. тенге. Сумма иска составляла 78 млн. тенге.
Кроме того, суд обязал Forbes.kz опровергнуть сведения, изложенные в 9 статьях и полностью удалить с сайта и аккаунтов издания в социальных сетях 10 статей (одна из них не значится в тексте решения суда среди порочащих честь и достоинство Какимжановых).
Также суд посчитал, что 13 статей, опубликованных интернет-порталомRatel.kz, не соответствуют действительности, а потому должны быть опровергнуты и удалены.
Решение суда вступило в законную силу 8 июня 2017 года.  
31 июля Верховный суд отказал ответчикам – ТОО «ИТАЮ», главному редактору Ratel.kz М. Асипову, журналистам  С. Мекебаеву и Г. Бендицкому в ходатайстве о пересмотре решения суда первой инстанции и постановления апелляционной инстанции. 

22 декабря Верховный суд рассмотрел ходатайства издателя Forbes.kzТОО «UnitedMediaGroup», главного редактора ресурса А. Воротилова о пересмотре решения Медеуского районного суда и постановления апелляционной инстанции. Коллегия по гражданским делам Верховного суда отказала ответчикам в пересмотре решения. 

- 13 июня суд частично удовлетворил иск генерального директора АО «К-Дорстрой» Валерия Лазарева. Суд решил  взыскать с ответчиков - главного редактора портала Ratel.kz Марата Асипова, журналиста Геннадия Бендицкого, директора ТОО «UnitedMediaGroup» (Forbes.kz) Л. Тен и бывшего гендиректора ТОО «Автодорсервис» Виталия Процентова в солидарном порядке 1 000 000 тенге и признал 14 спорных статей не соответствующими действительности. Решение вступило в силу 31 августа 2017 г. Сумма иска составляла 10 млн. тенге.

- 29 июня Медеуский районный суд Алматы частично  удовлетворил иск о защите чести, достоинства и деловой репутации ТОО «Фирма «Автодорсервис» и директора фирмы Дениса Гусева. Суд признал спорные сведения порочащими честь, достоинство и деловую репутацию Гусева Дениса Викторовича как руководителя ТОО Фирма «Автодорсервис», деловую репутацию ТОО Фирма «Автодорсервис», обязав ответчиков опубликовать их опровержение. В счет возмещения морального вреда Дениса Гусева суд решил взыскать  2 млн. 100 тыс. тенге. Решение вступило в законную силу 21 сентября.
12 декабря Forbes.kz разместил на своем сайте опровержение, опубликовав фрагмент резолютивной части решения Медеуского районного суда г. Алматы с перечислением спорных фрагментов текстов. 

- 21 июля суд частично удовлетворил иск о защите деловой репутации юридического лица АО «К-Дорстрой» к ТОО «UnitedMediaGroup» (издатель Forbes.kz), главному редактору ресурса Александру Воротилову, ТОО «ИТАЮ» (издатель Ratel.kz), журналисту  Геннадию Бендицкому и источнику информации, бывшему генеральному директору ТОО «Автодорсервис» Виталию Процентову.
Истец просил суд признать не соответствующими действительности, порочащими деловую репутацию сведения, распространенные: 
- Виталием Процентовым (бывший руководитель АО «Автодорсервис») на пресс-конференции в Алматы 12.07.2016 г.;
- Александром Воротиловым в семи публикациях на сайте «ForbesKazakhstan» в период с 12 июля 2016 г. по 16 сентября 2016 г.;
- в семи публикациях на сайте Ratel.kz. в период с 20.05.2016 г. по 16.12.2016 г.
Кроме этого, обязать ответчиков публично опровергнуть распространенные ими сведения и в последующем полностью удалить спорные публикации с сайтов изданий.
Суд обязал ответчиков публично опровергнуть статью «Уступы на взлетной полосе» от 15 марта 2017 года,  удалить ее с сайта Ratel.kz и возместить истцу судебные расходы в виде оплаченной госпошлины в размере 11345 тенге.
Не согласившись с решением суда, ответчики обратились с жалобами в Алматинский городской суд с просьбой отменить его и в удовлетворении иска отказать, так как суд первой инстанции не учел факт выражения ответчиками своего мнения без высказываний, носящих порочащий и оскорбительный характер, что подтверждено заключением эксперта.
9 ноября апелляционная коллегия Алматинского городского суда отменила решение районного суда и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе.

14 декабря судья Медеуского районного суда Алматы Е. Чингисов вынес определение о привлечении к участию в деле на стороне ответчика главного редактора сайта Ratel.kz Марата Асипова и журналиста Сапу Мекебаева в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора. 

[bookmark: _Toc504002390]2.2. Досудебные претензии

Декабрь, 19
Динара Бекболаева, Ratel.kz (г. Шымкент)
Управление сельского хозяйства Южно-Казахстанской области прислало в редакцию аналитического интернет-портала Ratel.kz претензию с требованием опровергнуть сведения и удалить публикацию от 1 декабря 2017 года «Веселая математика от акимата ЮКО».  В заметке автор материала Динара Бекболаева пишет о том, как областная администрация и Комитет государственных доходов оценивают экспорт южно-казахстанских аграриев. Дело в том, что цифры, предоставленные чиновниками из ЮКО и данные, озвученные в республиканских статистиках,  отличались друг от друга. 
В присланном в редакцию письме глава сельхозуправления СерикТурбеков сообщает, что данная статья оскорбляет честь и репутацию акима области ЖансеитаТуймебаева, так как анализ был проведен неверно, а потому руководитель ведомства грозится подать на журналистов в суд. 
19 декабря Динара Бекболаева выдала еще один материал – «Аким ЮКО обиделся на Ratel.kz», где написала о требованиях С. Турбекова и его позиции, а также о том, что редакция Ratel.kz будет и дальше изучать отчеты акимата ЮКО и данные республиканских источников.

Декабрь, 28 
Виктор Мирошниченко, «Квартал» (г. Петропавловск)
30 ноября и 14 декабря в газете «Квартал» были опубликованы две статьи Виктора Мирошниченко - «Ты виноват уже тем, что хочется мне кушать» и «Волшебное» кресло», в которых говорилось о споре между предпринимателями ИП Мукушева Б.К. и ИП Бузыкаевой А.Т. с  департаментом технического регулирования и метрологии по Северо-Казахстанской области.  В ходе проверки Департамент выявил недовес в пакетах с продуктами, и товар был запрещен к реализации. Предприниматели обратились за защитой своих прав в суд и проиграли. Статьи были написаны по жалобам предпринимателей, которые обжаловали решение суда в апелляционной инстанции. 
28 декабря директор Департамента Василий Чепухин обратился в редакцию газеты с письмом, в котором изложил свое видение ситуации и попросил опубликовать ответ на публикацию.  Ответ был опубликован.

Декабрь, 18
АзаматЕргали (Карагандинская область)
Компания «АрселорМиттал Темиртау» (АМТ) обвинила блогера Азамата Ергали в дезинформировании зрителей о реальной зарплате шахтеров. Поводом для конфликта стал видеоролик, снятый в городе Шахтинске астанинским журналистом и блогером Ергали в дни шахтерской забастовки.
Автор репортажа, снятого на камеру смартфона, заходил на территорию администрации шахты «Казахстанская», общался с коллегами забастовщиков и был приглашен одним из шахтеров по имени Танат к нему домой. По словам Азамата Ергали, хозяин старой квартиры с пустым холодильником, отец четверых детей, на руки получает 100 тысяч тенге, что гораздо меньше размеров шахтерских зарплат, заявленных за день до этого чиновниками.
Спустя четыре дня после опубликования репортажа Ергали в Сети, на официальной странице «АрселорМиттал Темиртау» в Facebook появилось опровержение, в котором компания обвинила блогера в опубликовании недостоверной информации, фейка, манипулировании героем ролика,  подтасовке фактов и разжигании трудового конфликта. 
Блогер в ответном комментарии опроверг обвинения. В результате представители АМТ ответили тут же в комментариях: «Спасибо, что Вы нам об этом сообщили».

[bookmark: _Toc504002391]3. Другое

Декабрь, 11
Берик Жагипаров (г. Жезказган)
11 декабря гражданский активист Берик Жагипаров сообщил на своей странице в Facebook о полученном письменном предупреждении прокуратуры города Жезказган. Поводом стали статьи Жагипарова о трудовом конфликте между сотрудниками Южно-Казахстанского рудника и ТОО «Корпорация «Казахмыс». 
В письме прокурор А. Куляшкин сообщает блогеру об урегулировании данного трудового спора, разъясняет законодательные нормы урегулирования подобных конфликтов.
[bookmark: _GoBack]«Однако отдельные лица могут продолжать провоцировать население на незаконные акции протеста, распространяя соответствующие призывы с использованием социальных сетей. Такие действия противоречат законам Республики Казахстан», - говорится в письме. Прокурор г. Жезказган призвал блогера «не поддаваться на подобные провокации и проявить твердую гражданскую позицию, поскольку принуждение к участию  в забастовке, призывы к организации незаконного митинга, как и сам факт участия в нем, распространение заведомо ложной информации, создающей опасность нарушения общественного порядка, являются грубым нарушением действующего законодательства и влекут административную или уголовную ответственность (статьи 488 КоАП, 157, 274, 400 УКРК)». 

Декабрь, 16
СанияТойкен, Радио Азаттык (Мангистауская область)
16 декабря полицейские в Жанаозене остановили автомобиль, в котором находилась репортер Азаттыка по Мангистауской области Сания Тойкен, освещающая траурные мероприятия в память о погибших в Жанаозенских событиях 2011 года, - сообщает радио Азаттык. По словам журналиста, сотрудники полиции пересадили в свою машину водителя остановленного авто Дуйсена Нурова, одного из получивших ранение в событиях шестилетней давности. Полицейские сказали, что Нуров, как они подозревают, сел за руль в нетрезвом состоянии.
Когда журналистка вышла из машины, представители полиции сели за руль автомобиля, в котором остались ее документы и профессиональная аппаратура и уехали. Сания Тойкен просила разрешить забрать вещи, но полицейские  не вняли просьбе. 

Мониторинг подготовлен по сообщениям корреспондентов Фонда «Адил соз» 
и информации из открытых источников. 

Руководитель мониторинговой службы фонда «Адил соз» 
Елена Цой 
e-mail: lena@adilsoz.kz

По всем вопросам мониторинга вы можете также обратиться 
info@adilsoz.kz 
 



20

image1.png




