
[image: image1.png]



Международный Фонд защиты 
свободы слова «Адил соз» 
Нарушения свободы слова в Казахстане
Апрель 2015 года

Международный фонд защиты свободы слова «Адил соз» провел исследование  нарушений в Казахстане права на свободу выражения, получения и распространения информации в апреле 2015 года. 

Среди сообщений: 

- Близкие обвиняемых по делу о покушении на мошенничество напали на журналистов в здании суда в Актобе.

-  Корреспондент актауской газеты «Не хабар?!» был задержан сотрудниками Административной полиции ДВД Мангистауской области, когда он ждал оформления разрешения на освещение ночного рейда полицейских. Позже ему были принесены извинения. 

- Апелляционная коллегия оставила без изменения оправдательный приговор, вынесенный в отношении собственника газеты «Уральская неделя» Тамары Еслямовой, журналиста этого издания Талгата Умарова и адвоката Абзала Куспана по делу о клевете.

В апреле вынесено 4 судебных акта по ранее рассматриваемым делам по искам о защите чести, достионства и деловой репутации (в т.ч. 1 в апелляции, 1 в кассации). Из них в пользу СМИ, журналистов и граждан – 2. 

С начала года СМИ и гражданам в связи с осуществлением права на свободу выражения, получения и распространения информации предъявлены: 

- 5 обвинений в клевете (в т.ч. по переходящим данным – 2); 

- 2 обвинения в разжигании межнациональной вражды;

- 3 обвинения в распространении заведомо ложной информации (ст. 274 УК РК).

- 32 досудебных претензии и иска о защите чести, достоинства и деловой репутации.
С января судами рассматривалось 21 дело по искам о защите чести, достоинства и деловой репутации  на общую сумму 553 млн. 600 тысяч тенге.

Оглавление

2I. ИЗМЕНЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА  О СВОБОДЕ ВЫРАЖЕНИЯ


2II. НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ


21. Угрозы журналистам и СМИ


22. Необоснованное задержание журналиста


33. Нападение на журналистов


44. Нарушение прав СМИ на свободу слова и творчества


4III. НАРУШЕНИЯ ПРАВА НА ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ


41. Отказы, ограничения и нарушение сроков предоставления информации


72. Нарушение права на распространение информации


72.1. Необоснованные ограничения права на распространение информации в Интернете


7IV. ОБВИНЕНИЯ СМИ И ГРАЖДАН В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПРАВА НА СВОБОДУ ВЫРАЖЕНИЯ


71. Преследования в уголовном порядке


102. Преследования в гражданском порядке


101.1. Судебные иски


131.2. Досудебные претензии


153. Другое




I. ИЗМЕНЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 
О СВОБОДЕ ВЫРАЖЕНИЯ
Апрель, 22

Казнет

В ходе обсуждения закона «Об информатизации» в Астане мажилисмен Турсунбек Омурзаков поднял вопрос по защите персональных данных. 
Он подчеркнул важность информационной безопасности и защиты персональных данных и предложил рассмотреть вопрос  о включении в законодательство республики право человека при определенных условиях потребовать от поисковых систем удаления своих персональных данных, если эта информация может навредить ему или она устарела.

Отвечая на вопрос мажилисмена, заместитель министра по инвестициям и развитию Аскар Жумагалиев заявил, что сейчас этот вопрос рассматривается и активно обсуждается. В ближайшее время будут представлены конкретные предложения.

II. НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ 

1. Угрозы журналистам и СМИ
Апрель, 01
Kino.kz
Администрация сайта kino.kz вынуждена была отключить возможность публикации рецензий к фильму «Потому что Шымкентский». Как сказано в пояснении сайта, сделано это было «В связи с неадекватностью как поклонников, так и противников фильма, а также с угрозами в адрес администрации сайта публикация рецензий приостанавливается до того момента, как фильм выйдет из проката». 

Как сообщает Tengrinews.kz, начальник отдела по работе со СМИ и общественностью «Казкоммерцбанка» (собственник сайта kino.kz) Сергей Чикин отметил, что администратор ресурса получал СМС-сообщения, в которых ему угрожали судом за негативные комментарии. 

2. Необоснованное задержание журналиста 
Апрель, 05

Куаныш Нуржанов, «Не хабар?!» (г. Актау)

Корреспондент актауской газеты «Не хабар?!» Куаныш Нуржанов 4 апреля обратился к ответственному за связи со СМИ сотруднику ДВД Мангистауской области Азамату Сарсенбаеву и получил разрешение участвовать в ночном рейде полиции «Жас өспірім» («Молодая поросль»). В 10 часов вечера того же дня вместе с коллегами из газет «Тумба», «Лада» и телеканала Казахстан-Актау, а также с представителями управления образования приступил к работе. К середине рейда, в 2.00 ночи был задержан только 1 подросток, и для сбора дополнительных фактов Куаныш решил продолжить участие в рейде до утра.

Пока оформлялись документы рейда, корреспондента попросили подождать в помещении областной административной полиции, возле задержанных. Чтобы не терять времени, К.Нуржанов еще раз проверил диктофон на исправность. Один из полицейских воспринял его действия как запись происходящего в участке, в том числе и грубых, оскорбительных выкриков женщины-полицейского в отношении задержанного. Полицейские отобрали у журналиста диктофон, удостоверение личности и удостоверение корреспондента «Не хабар?!», затем с 2.00 до 3.00 Куаныш Нуржанов допрашивался полковником полиции по имени Нуржан, отвечая на вопросы: Кто ты такой? Кто позволил записывать? Какое имел право?

Только после звонка главному редактору газеты Сание Тойкен журналист был отпущен. Весь записанный рейдовый, а также и другие материалы оказались стертыми.

5 апреля Сания Тойкен и Куаныш Нуржанов были приглашены в Административную полицию ДВД Мангистауской области, и.о. зам.начальника Управления административной полиции ДВД Мангистауской области Бауржан Айбеков и полицейские – участники ночного инцидента – принесли журналистам извинения.

Апрель, 21

Юрий Гейст, Владимир Зобенко, «Диапазон» (г. Актобе)

21 апреля в одном из районов города Актобе корреспондент газеты «Диапазон» Юрий Гейст и фотокор издания Владимир Зобенко проводили опрос, интересовались у актюбинцев, знают ли они фамилии кандидатов в президенты. Как сообщают журналисты, к ним подошел полисмен и потребовал пройти с ними в полицейскую будку. Он интересовался, есть ли у корреспондентов разрешение на опрос и не проводят ли они предвыборную агитацию.

Журналистов попросили написать объяснительные, а их служебные удостоверения и удостоверения личности полисмены продемонстрировали перед камерами наружного видеонаблюдения. После доводов журналистов о том, что они выполняют свой профессиональный долг, полицейские извинились и отпустили их.

Комментарий «Адил соз»:
Конституция Республики Казахстан гарантирует право каждому  свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом (п.2 ст.20). Это право закреплено также в законе РК «О средствах массовой информации» (п.1 ст.2).

В соответствии с законом РК «Об органах внутренних дел Республики Казахстан», одними из задач сотрудников полиции является профилактика правонарушений и охрана общественного порядка, с соответствующей компетенцией. Опрос граждан, который проводили журналисты, не является правонарушением, не подрывает общественную безопасность и не является запрещенным законом. В данном случае действия полиции не обоснованы, на что журналисты могут пожаловаться в прокуратуру.

3. Нападение на журналистов

Апрель, 02

Владимир Зобенко, Юрий Гейст, «Диапазон» (г. Актобе)

2 апреля в здании суда № 2 г. Актобе, где должно было состояться оглашение приговора по делу о покушении на мошенничество двум полицейским и сотруднику финпола, близкие обвиняемых напали за журналистов.

Как пишет газета «Актобе таймс», на оглашение приговора собралось не менее пятидесяти родственников и знакомых подсудимых. Перед началом процесса, когда журналисты встали на лестнице, чтобы сделать снимки обвиняемых, неизвестный мужчина, представившийся близким одного из подсудимых, заявил, что фотографировать и снимать не положено по шариату. Затем, когда конвой вел полицейских в зал суда, этот мужчина набросился на фотографа газеты «Диапазон» Владимира Зобенко, вырвал у него из рук фотокамеру редакции стоимостью около полумиллиона тенге. Тут же подбежали журналисты - Дмитрий Матвеев из газеты «Эврика», журналист газеты «Диапазон» Юрий Гейст. Им удалось спасти фотокамеру и фотографа.

Когда начался судебный процесс, близкие подсудимых встали стеной и не пустили журналистов в зал. А когда Юрий Гейст пытался вести съемку из коридора, ему сломали фотоаппарат стоимостью 15 тысяч тенге.

После суда журналисты обратились с устной жалобой к председателю суда № 2.

Утром 3 апреля корреспондентов собрал председатель Актюбинского областного суда Ерлан Айтжанов. Он назвал случившееся чрезвычайным происшествием, извинился перед прессой. И согласился с тем, что они отвечают за безопасность всех присутствующих в здании суда.

Юрий Гейст добивается восстановление стоимости испорченной техники.

4. Нарушение прав СМИ на свободу слова и творчества
Апрель, 23

Светлана Могай,  «Темиртауский рабочий»  (г. Темиртау)

Журналист КГКП «Областной центр по борьбе со СПИД» Светлана Могай опубликовала в еженедельной газете «Темиртауский рабочий» статью под названием «Уберечься от иглы». В ней автор предупредила читателей о том, что ВИЧ можно заразиться даже на субботниках, уколовшись об использованный шприц, поэтому во время уборки территорий необходимо быть осторожными. Анонс материала, вынесенный на боковую колонку первой полосы газеты, имел название «Смертельный «сюрприз». После выхода газеты Светлане Могай позвонила сотрудница Темиртауского городского центра СПИД, которая не пожелала представиться. Она выразила крайнее недовольство таким названием анонса, указывая журналисту, как, по ее мнению, стоит озаглавливать газетные материалы.

Апрель, 31

СМИ г. Петропавловска

Северо-Казахстанские журналисты отмечают: читатели, обращающиеся с жалобами по тем или иным ситуациям в редакции газет, зачастую просят непременно показать им материал перед публикацией. При этом речь идет не об интервью, а о критических публикациях, статьях.  

Апрель, 22

Служба новостей «4 студия» телеканала «Нур» (г. Актобе)

20 апреля в эфире актюбинского телеканала «Нур» вышел сюжет о том, что мужчины под видом верующих вербуют девушек, вступает с ними в брак и через определенное время объявляют «талак» (развод). В мечети «Нур Гасыр» эту информацию журналистам подтвердили и даже рассказали более ужасающие факты. После выхода репортажа и публикации его на сайте телеканала главный имам областной мечети «Нур Гасыр», он же представитель ДУМК в Актюбинской области Абдумуталиб Дауренбеков позвонил главному редактору службы новостей, а позже и директору телеканала с просьбой убрать материал из сайта.

Редакция материал с сайта не удалила.

III. НАРУШЕНИЯ ПРАВА НА ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ 

Апрель, 16 
Наталья Сильванович, «Темиртауский рабочий» (г. Темиртау)
16 апреля СМИ Темиртау объявили о том, что состоится пресс-конференция с руководством АО «АрселорМиттал Темиртау» и коммунального предприятия ТОО «Окжетпес» (дочернее предприятие АО «АрселорМиттал Темиртау»), посвященная проблеме подачи населению города питьевой воды. Поскольку пресс-конференция проходила в помещении АО «АрселорМиттал Темиртау», журналистам необходим был пропуск. Корреспондент еженедельной газеты «Темиртауский рабочий» Наталья Сильванович несколько раз звонила пресс-секретарю АО «АрселорМиттал Темиртау» Зухре Султановой с просьбой выписать ей пропуск, но Султанова каждый раз очень грубо отвечала журналисту отказом, после чего бросала трубку.

1. Отказы, ограничения и нарушение сроков предоставления информации 

Апрель, 03

Радио Азаттык (Карагандинская область)

В СМИ появилась информация о планах сталелитейной компании «АрселорМиттал Темиртау» уволить до 10 процентов сотрудников компании. Репортер радио Азаттык  обратился по этому поводу с пресс-службу компании. В пресс-службе сообщили лишь, что информация о грядущих увольнениях недостоверна и искажена, однако разъяснить и сообщить какие-либо детали по телефону сообщать отказались. 

Апрель, 04

Руслан Бахтигареев, «Время» (г. Алматы)

Корреспондент газеты  «Время» Руслан Бахтигареев готовил статью о том, как реализуется госпрограмма по обеспечению граждан жильем. Фонд недвижимости «Самрук-Казына» опубликовал на своем сайте, что начался прием документов очередников местных исполнительных органов на 11 квартир в жилищном комплексе «Современный». В компании-застройщике журналисту сообщили, что «Современный» располагает 243 квартирами и распределены они следующим образом: 20% - застройщику, 80% - фонду «Самрук-Казына». Так как 11 квартир – это не 80%, журналист обратился в фонд с вопросом, как распределены оставшиеся квартиры. В «Самрук-Казына» Р. Бахтигарееву на вопрос не ответили, сказав, что не располагают информацией.
Апрель, 09

Ольга Воронько, «Время» (г. Павлодар)

Собственный корреспондент газеты «Время» по Павлодарской области Ольга Воронько в своей статье «То ли тайны, то ли проказы» сообщает о том, что часто на обращения журналистов чиновники не предоставляют информацию или присылают отписки.
Так, как пишет собкор «Времени», после назначения на должность начальника ДВД Павлодарской области Марата Кожаева, пресс-служба этого учреждения сделала закрытой информацию не только о недавно совершенных преступлениях, но и о старых, резонансных, расследуемых не первый год. На журналистские запросы М. Кожаев отвечает фразой: «Информация является конфиденциальной, разглашению не подлежит, так как составляет тайну следствия».

Апрель, 15

Александр Мироглов, «365info» (г. Алматы)
В редакцию портала «365info» обратились родственники обвиняемой в мошенничестве жительницы Алматы. Они считают, что дело сфабриковано и велось с грубейшими нарушениями закона как со стороны следователя, так и со стороны сотрудников прокуратуры Алмалинского района.
Редакция медиа-портала 1 апреля направила запрос в Генеральную прокуратуру РК, прокуратуры г. Алматы и Алматинского района с просьбой пояснить, по каким причинам зам.прокурора Алмалинского района А. Данагул отменил постановление следователя Атапиной об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении жительницы Алматы; что означает формулировка «другие материалы», использованная в постановлении заместителя прокурора о возбуждении уголовного дела по мошенничеству и другие.
Ответ на свои запросы редакция получила только из Генеральной прокуратуры, которая в 3-дневный срок сообщила, что письмо журналистов отписано в прокуратуру Алматы с требованием разобраться. 

На 15 апреля никаких ответов из районной и городской прокуратуры в медиа-портал не поступило. 
Апрель, 21

Александра Алехова, «365info» (г. Алматы)

21 апреля в воинской части № 6654 поселка Каракемир Алматинской области начался судебный процесс по обвинению солдата срочной службы Игоря Буйкевича в даче заведомо ложных показаний против сотрудника военной полиции.
Редакция медиа-портала «365info» заранее направила в Главное командование  национальной гвардии запрос о допуске на территорию части журналиста для освещения процесса. Командование в допуске отказало на том основании, что в связи с внеочередными выборами Президента Республики Казахстан воинские части Нацгвардии переводятся на усиленный вариант несения службы и пропускной режим на территориях воинских частей усиливается.  
Апрель, 22

Стас Киселев, газета «Время» (г.  Костанай)
В Костанае прошел судебный процесс по кассационной жалобе группы жителей Карабалыкского района на судебное решение, которым им запрещено проводить сельскохозяйственные работы на территории зоологического заказника в Михайловском лесхозе. С требованием о запрете ранее в суд обратилась областная прокуратура. По мнению крестьян, сельскохозяйственные работы на территории заказника не нарушают законодательство и не наносят ущерба природе. 

Специальный корреспондент газеты «Время» Стас Киселев в коридоре суда обратился к участвующему в процессе сотруднику облпрокуратуры Денису Леонову с просьбой пояснить, в чем заключаются факты вреда, наносимого живой природе трудом крестьян и привести конкретные примеры этого вреда. Однако Леонов заявил, что ни на какие вопросы журналиста он отвечать не будет, потому что не уполномочен давать комментарии.

Апрель, 27

«Версия» (г. Павлодар)

27 апреля редакция газеты «Версия» направила запрос в пресс-службу ДВД Павлодарской области с просьбой сообщить об административной ответственности за пресечение водителями двойной сплошной линии на автодорогах. Интерес  был вызван тем, что в Павлодаре по всем улицам полицейские убрали разметки, разрешающие развороты на встречную сторону движения, и разделили все дороги двойной сплошной линией. Это вызвало шквал негодования водителей и заторы на дорогах. Ответ на свое письмо редакция не получила. 

Апрель, 30

«365info» (г. Алматы)

24 апреля в Алматы во время строительства транспортной развязки рухнул мост, пострадали люди, один человек погиб. 27 апреля редакция медиа-портала «365info» обратилась в проектно-изыскательский институт «Казахский ПромТрансПроект» с вопросами по поводу проектирования развязки на электронный адрес учреждения. До 30 апреля никакого ответа за свой запрос редакция не получила. 
2. Нарушение права на распространение информации

2.1. Необоснованные ограничения права на распространение информации в Интернете

Апрель, 28

Аскар Шайгумаров, блогер (г. Уральск)
Создатель группы «Мой любимый Уральск» в социальной сети «ВКонтакте» Аскар Шайгумаров сообщил о том, что неизвестные взломали его личный аккаунт и аккаунт группы. В результате исчезли все посты  с его личной страницы, а также все записи со страницы группы. В то же самое время, сообщает А. Шайгумаров, «ВКонтакте» появился фейк-паблик с таким же названием, там уже более 50 подписчиков.

А. Шайгумаров считает, что причиной хакерского взлома послужили критические публикации, размещавшиеся на этой веб-странице. Группа «Мой любимый Уральск» была создана более двух лет назад и имела около 9 тысяч подписчиков. Последняя публикация в ней – об итогах независимого наблюдения за выборами президента республики в Уральске.

Апрель, 29

Нурлан Жумагулов, житель Астаны 

Отец бизнесмена из г. Астаны Алиби Жумагулова – Нурлан Жумагулов разместил в соцсети Facebook фотографию сына после избиения (по словам Алиби, он был жестоко избит известным ресторатором города). Н. Жумагулов в своем после рассказал о том, как продвигается следствие, обратился к общественности за помощью, чтобы не дать уйти преступникам от правосудия.  Эта публикация вызвала широкий общественный резонанс. Вскоре профиль  Нурлана Жумагулова в социальной сети оказался заблокированным.
Как сообщил отец пострадавшего медиа-порталу «365info», сначала его страницу в Facebook взломали, разместили на ней противоправный контент, потом пожаловались в администрацию социальной сети. Администрация Facebook заблокировала страницу Н. Жумагулова как опасную.
IV. ОБВИНЕНИЯ СМИ И ГРАЖДАН В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПРАВА НА СВОБОДУ ВЫРАЖЕНИЯ 

1. Преследования в уголовном порядке

Апрель, 07

Оксана Живицкая, «Балхашский рабочий» (Карагандинская область)

7 апреля апелляционная коллегия Карагандинского областного суда оставила без изменения оправдательный приговор, вынесенный 3 февраля судьей Балхашского городского суда М. Башановым в отношении корреспондента газеты «Балхашский рабочий» Оксаны Живицкой. Журналист обвинялась в совершении преступлений по статьям Уголовного Кодекса «Клевета» и «Оскорбление». 

Напомним, процесс начался в октябре 2014 г. по жалобе жителя Балхаша Адила Агыбаева. Поводом послужила статья «О людях хороших и гадких» («Балхашский рабочий», 13.06.2014 г.). В ней журналист рассказывает, что в редакцию обратились жители микрорайона Шашубай. Одни просили написать о хороших результатах активности жильцов, другие - помочь утихомирить соседа. В описании дебошира Адил Агыбаев узнал себя, хотя ни фамилии, ни имени журналист не указывала. Статья была написана на основании жалоб соседей и решения суда о привлечении к административной ответственности за хулиганство в отношении буйного соседа.

Апрель, 30
Тамара Еслямова, Талгат Умаров, «Уральская неделя» (г. Уральск)

Абзал Куспанов (г. Уральск)

Апелляционная коллегия Западно-Казахстанского областного суда  оставила без изменения оправдательный приговор, вынесенный в отношении собственника газеты «Уральская неделя» Тамары Еслямовой, журналиста этого издания Талгата Умарова и адвоката Абзала Куспана по делу о клевете (ч.3 ст.130 УК РК). Апелляционная жалоба депутата маслихата Западно-Казахстанской области Алибека Сатбаева оставлена без удовлетворения. 

Напомним, частный обвинитель посчитал, что в статье «Дочь в суде, сын в прокуратуре» («Уральская неделя», 17.04.2014 г.) обвиняемые распространили о нем заведомо ложную информацию по делу о хищении 15 миллионов тенге.  В публикации приводятся слова адвоката Абзала Куспана, сказанные им в ходе судебного заседания, о том, что следствие увело от ответственности главного подозреваемого - Алибека Сатбаева из-за влиятельных детей, работающих в судебных органах и прокуратуре. В ходе судебного разбирательства выяснилось, Алибек Сатбаев действительно проходил подозреваемым по ст.316 УК РК – халатность, но спустя 4 дня обвинение было снято.  Также выяснилось, что сын Алибека Сатбаева действительно работает в прокуратуре Таскалинского района, а дочь в суде Алматы.
20 марта Уральский городской суд вынес приговор, который Алибек Сатбаев считает, что этот судебный акт является односторонним и неполным.

Апрель, 13
Сакен Байкенов (г. Астана)

13 апреля Сарыаркинский районный суд № 2 г. Астаны признал виновным блогера, активиста движения «Антигептил» Сакена Байкенова в совершении преступления по статье 174 УК РК – Возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни. Он приговорен к двум годам ограничения свободы. 
В ходе заседаний С. Байкенов  признал, что все посты, размещенные в социальной сети Facebook и ставшие поводом для уголовного преследования, написаны им и сказал, что он готов отвечать за каждый свой пост. 

(http://rus.azattyq.org/content/news/26953332.html)
Апрель, 20
Татьяна Шевцова-Валова (г. Алматы)

20 апреля Алматинский городской суд принял в производство жалобу жительницы Алматы Татьяны Шевцовой-Валовой на обвинительный приговор, вынесенный  Алатауским районным судом. 

Напомним, 31.03.2015 г.  районный суд признал алматинку виновной в разжигании межнациональной вражды (статья 164 УК РК от 16.07.1997 г.) и приговорил ее к четырем годам лишения свободы условно с испытательным сроком в три года. 
Судебные слушания проходили по заявлению 11-ти пользователей социальных сетей. По их информации, Т. Шевцова-Валова в социальных сетях неоднократно размещала посты, оскорбляющие граждан по национальному признаку. 
Обвиняемая утверждала, что она не писала материалов, которые ей инкриминируют.
Слушания назначены на 18 мая.

Апрель, 23

Андрей Цуканов, видео портал 16/12 (г. Алматы)
Журналисту видео портала 16/12 Андрею Цуканову грозит штраф до 5 тысяч МРП либо лишение свободы от 2 до 5 лет в случае, если органами дознания будет установлен факт распространения им заведомо ложной информации.

Сейчас Андрей Цуканов находится в статусе свидетеля, имеющего право на защиту, по уголовному делу, возбужденному по п. 3 ч. 2 ст. 274 УК РК — «распространение заведомо ложной информации с использованием СМИ или информационно-коммуникационных сетей».

17 апреля на своей странице в «Фейсбуке» Андрей Цуканов написал мнение об общественной деятельнице Канагат Такеевой (http://goo.gl/2LV22T). В комментариях к посту в подтверждение своих слов журналист опубликовал ссылку на репортаж с выселения жительницы Алматы Турсынай Мейрамбековой, на которое его пригласила Такеева, а сама не пришла.  Это видео стало поводом для того, чтобы Турсынай написала заявление в правоохранительные органы, обвинив журналиста в распространении заведомо ложной информации и вмешательстве в ее личную жизнь.

А. Цуканов акцентирует внимание на скорость реакции.

- Ссылку на репортаж о выселении я опубликовал 18 апреля, в субботу, а на следующий день меня задержали на улице в 11 утра и доставили в УВД, где я дал показания, — сообщил Цуканов.

Следователь Азиз Ходжаев выписал ему повестку на 17.00 того же дня. Так как у Андрея был куплен билет на поезд в Астану на этот же день с отправкой в 18.00, он предупредил следователя, что не придет, и написал ему обязательство о явке в любой день после 23 апреля.

- Я уже сел в вагон, прибежали полицейские и сняли меня с поезда. Отвезли снова к следователю, но никаких действий в этот день не производилось. Я просто просидел полтора часа в УВД, и меня отпустили. На следующий день был вызван повесткой на 12.00, однако никаких действий опять не производилось. Потом был вызван по телефону на 19.00, были очные ставки с Такеевой и заявительницей, — рассказал Цуканов.  

Апрель, 28

Жандос Байшемиров, житель села Когершин (Жамбылская область)

Как сообщалось, в январе по факту распространения заведомо ложной информации (ст. 274 УК РК) сотрудниками правоохранительных органов Жамбылской области был задержан житель села Когершин Жандос Байшемиров. 

Напомним, 9 января Ж. Байшемиров через приложение для смартфонов WhatsApp Messenger разослал сообщение о том, что находящийся под домашним арестом экс-министр обороны РК Серик Ахметов совершил суицид. Эти слухи в тот же день опровергли в департаменте по делам госслужбы и противодействии коррупции Карагандинской области. В отношении жителя села  Когершин было возбуждено уголовное дело. В конце января Ж. Байшемиров был задержан и находился под подпиской о невыезде. 28 апреля суд района им. Рыскулова Жамбылской области изменил меру пресечения с подписки о невыезде на арест. 

Как сообщает портал 365info, обвиняемый уже принес свои извинения С. Ахметову через газету «Время» и объяснил, что написал этот пост в состоянии депрессии. 

2. Преследования в гражданском порядке 

1.1. Судебные иски 

Апрель, 09

Тимуберлы Смагулов, Асылхан Асымханов, «Құрыш қала» (г. Темиртау)

Мировым соглашением завершился судебный конфликт между председателем Темиртауского городского совета аксакалов Асылханом Абленовым и газетой  «Құрыш қала». Поводом стала статья журналиста Асылхана Асымханова под названием «Әбдеш менің аттасым? Аттасымнан сақтасын» («Құрыш қала», 19.09.2014 г.).  В ней критиковались действия  председателя городского совета аксакалов Асылхана Абленова. По сведениям автора публикации, металлургический комбинат для празднования Наурыза выделил совету аксакалов двух баранов. Однако, как рассказал в материале журналист, по распоряжению Асылхана Абленова свежее мясо было заменено несвежим.  
После выхода публикации Абленов обратился в Темиртауский городской суд с иском о защите чести и достоинства к директору ТОО«Құрыш қала KZ» Тимуберлы Смагулову и журналисту А. Асымханову. Сумму морального вреда истец оценил в 5 миллионов тенге. 

9 апреля суд вынес определение о заключении мирового соглашения между сторонами. По условиям соглашения ответчики обязаны опровергнуть информацию, опубликованную в газете, а также заплатить 61 000 тенге в счет возмещения судебных расходов истца.
Апрель, 14

Наталья Соколова, «Зеркало» (г. Темиртау)

Житель г. Темиртау Александр Горр подал иск о защите чести и достоинства в Темиртауский городской суд. Ответчиком выступает редакция еженедельной газеты «Зеркало» в лице главного редактора Натальи Соколовой.

Поводом разбирательства послужила статья журналиста Павла Поповкина «Почти шекспировские страсти», опубликованная в «Зеркале» 1 марта 2015 года. В ней была дана следующая информация: «Недавно в темиртауский суд поступило дело, одно из самых жутких. Подсудимым является 23-летний Александр Горр, который в таком юном возрасте уже страдает алкоголизмом». Далее говорится о том, что Александр Горр убил человека. Информация об этом деле была предоставлена помощником прокурора города Темиртау Харсатом Омаровым. После выхода публикации Александр обратился с иском, посчитав, что газета не должна была писать об этом деле, поскольку на тот момент суд по его делу еще не состоялся. Моральный вред истец оценил в 2 миллиона тенге.
Апрель, 17

Светлана Орлова,  «Квартал Петропавловск» (г. Петропавловск)

Суд № 2 города Петропавловска принял к производству иск  о защите чести, достоинства и деловой репутации пенсионерки,  инвалида 2 группы Валентины Сотниковой. Ответчиками выступают редакция газеты «Квартал Петропавловск» и корреспондент издания Светлана Орлова. В. Сотникова считает, что в статье «О краденой броши и плевках» («Квартал Петропавловск», 17.06.2010 г.) изложены не соответствующие действительности, порочащие истца сведения о ее психическом состоянии. В публикации же речь шла о нестандартных заявлениях в полицию, на которые трудно реагировать.  В качестве примера пресс-секретарь ДВД предоставил несколько заявлений. Жалоба В. Сотниковой на ее соседа была процитирована в издании без изменений. Личные данные жительницы Петропавловска в публикации указаны не были. 
Пенсионерка требует опубликовать опровержение порочащих сведений и взыскать с ответчиков 600 тысяч тенге солидарно в счет возмещения морального вреда. 
Отметим, в 2012 году Валентина Сотникова уже обращалась с иском в суд по этой публикации. Тогда суд оставил ее требования без рассмотрения. 
Апрель, 10

ИА «КазТАГ» (г. Алматы)

В Специализированном межрайонном экономическом суде г. Алматы закончилось рассмотрение иска о защите чести, достоинства и деловой репутации АО «Центрально-Азиатская Электроэнергетическая Корпорация» (АО «ЦАЭК) к информационному агентству КазТАГ.

Напомним, поводом для судебного разбирательства стала информация «Крупнейшие энерготепловые компании севера Казахстана могут уйти под контроль России», распространенная 6.10.2014 г. на разных интернет-ресурсах со ссылкой на агентство КазТАГ. В ней сообщалось о том, что одна российская компания настойчиво просит продать три предприятия, входящие в состав АО «ЦАЭК».

Эти сведения истец посчитал недостоверными, ущемляющими честь, достоинство и деловую репутацию, мотивировав это тем, что АО «ЦАЭК» не проводит никаких переговоров о продаже своих дочерних предприятий. ЦАЭК просил суд обязать ответчика опубликовать опровержение на сайте КазТАГ.
В ходе слушаний представитель ответчика юрист фонда «Адил соз» Ганна Красильникова указала, что данная фраза не может быть порочащей, ЦАЭК не представил суду документальные доказательства того, как распространенная информация повлияла на деловую репутацию компании. Кроме этого, на сайте КазТАГ был размещен не текст спорной публикации, а только ее заголовок, пояснила в суде корреспондент КазТАГ Мадина Алимханова. Также, по положениям Гражданского Кодекса, юридическое лицо не может обладать такими качествами, как честь и достоинство. 

10 апреля суд полностью отказал АО «Центрально-Азиатская Электроэнергетическая Корпорация» в удовлетворении требований.  
Апрель, 30

Жанна Зуева, «Новая» (г. Степногорск, Акмолинская область)

Как сообщалось ранее, в январе апелляционная коллегия Акмолинского областного суда изменила решение Степногорского городского суда, вынесенное по иску о защите чести, достоинства и деловой репутации жителя г. Астаны Игоря Мирончука к редакции газеты «Новая», собственнику СМИ ИП Гаврина Г.А. и корреспонденту Жанне Зуевой. 
Напомним, поводом для иска стала статья «Зачем ведут охоту на охотников» от 28.02.2013 г. В ней описывалась ситуация в оставшемся без руководителя ОО «Общество охотников и рыболовов г.Астана», которому подчиняются подразделения по всей Акмолинской области. Публикация была подготовлена по материалам конференции общественного объединения. Истец – один из претендентов на должность председателя общества. И. Мирончук просил суд обязать ответчиков написать опровержение порочащих его сведений, принести публичные извинения, а также взыскать с ответчиков в солидарном порядке моральный вред в размере 15 млн. тенге.

8.10.2014 г. городской суд в удовлетворении иска отказал.

21 января апелляционная коллегия изменила решение суда первой инстанции. Спорные фрагменты статьи были признаны не соответствующими действительности, наносящими ущерб деловой репутации истца. Также коллегия обязала ответчиков опубликовать резолютивную часть апелляционного постановления в качестве опровержения и взыскала с собственника издания, редакции и журналиста солидарно 75 тыс. тенге в счет возмещения морального вреда И. Мирончука. Кроме этого ответчики должны возместить истцу представительские расходы в размере 150 тыс. тенге.
Ответчики по иску обратились с кассационной жалобой на апелляционное постановление, в которой просили отменить его, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заслушав доводы сторон, изучив материалы дела, 30 апреля кассационная коллегия Акмолинского областного суда оставила в силе решение Степногорского городского суда, согласно которому истцу отказано в удовлетворении его требований. 
Апрель, 07

ТОО «Рифма» (г. Актобе)

Житель Актобе Абдрашит Насыров осенью 2014 года обратился с иском о взыскании морального вреда к собственнику газеты «Диапазон» ТОО «Рифма». Поводом стала статья «Безработный требует с «Диапазона» 200 миллионов тенге», опубликованная в газете 16.10.2014 г. По его словам, в материале распространены недостоверные сведения, а именно: не указаны полностью наименования организаций, с которыми он судится, газета не назвала фамили судьи, которую он обозвал проституткой, а также в качестве иллюстрации использована его старая черно-белая фотография. Все это причинило истцу моральные страдания, которые он оценил в 199 млн. тенге. 

14.11.2014 г. суд г. Актобе отказал Насырову в удовлетворении исковых требований на том основании, что не указанные в статье полные сведения организаций, данных судьи, а также публикация его черно-белой фотографии не является основанием для взыкания морального ущерба. Кроме того, истец не представил суду доказательств, подтверждающих причинение ему ответчиком морального вреда. 

9.01.2015 г. апелляционная инстанция Актюбинского областного суда оставила решение городского суда без изменения. Истец обратился с кассационной жалобой, в которой просил коллегию отменить постановление апелляционной инстанции, так как он не давал разрешения публиковать статью и использовать его фото. 

24.02.2015 г. кассационная коллегия, исследовав материалы дела, пришла к выводу, что судом апелляционной инстанции допущены нарушения: согласно ст. 145 Гражданского кодекса РК, никто не имеет право использовать изображение какого-либо лица без его согласия. Апелляционное постановление было отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Актюбинский областной суд.

7 апреля 2015 г. апелляционная коллегия частично удовлетворила иск А. Насырова к ТОО «Рифма», взыскав в пользу истца 50 тыс. тенге за публикцию его изображения без разрешения. 

Как сообщает «Диапазон», статьи об А. Насырове иллюстрировались его фотографией, сделанной корреспондентом издания Юрием Гейстом после одного из судебных заседаний истца. Причем, А. Насыров позировал журналисту, держа в руке очередной судебный акт. 

Апрель, 01

Леонид Троценко, «Лениногорская правда» (г. Риддер)

1 апреля апелляционная коллегия Восточно-Казахстанского областного суда оставила без изменения решение Риддерского городского суда об отказе в требованиях общественного защитника Александра Харламова взыскать с директора ТОО «Газета «Лениногорская правда» Ивана Голованова и редактора издания Леонида Троценко 60 тыс. тенге морального вреда.

Напомним, поводом для иска стал отказ редакции публиковать объявление Харламова о том, что в Риддере действует добровольное гражданское формирование «Агентство Секрет Сервис» и  желающие горожане могут в него вступить. Правозащитник посчитал, что своими действиями «ответчики грубо нарушили его права потребителя, а именно право на свободный выбор услуги, право на распространение информации любым, не запрещенным законом способом, право на получение информационных услуг, которые газета оказывает в соответствии с публичным договором, публикует объявления и рекламу».

Апрель, 20

«Редакция газеты 17» (Караганда)

РГУ «Управление государственных доходов по району имени Казыбек би Департамента государственных доходов по Карагандинской области Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан» обратилось в Специализированный межрайонный экономический суд Карагандинской области с исковым заявлением о принудительной ликвидации НУ «Редакция газеты 17» о принудительной ликвидации. Основанием для этого стало то, что редакция на протяжении нескольких лет не подавала контролирующему органу налоговую отчетность и не встала на регистрационный учет в качестве плательщика налога на добавленную стоимость.
Апрель, 15
ТК «ТКТ» и «43 канал» (г. Темиртау)

15 апреля Специализированный межрайонный экономический суд  Карагандинской области удовлетворил иск о понуждении исполнения предписания РГУ «Инспекция связи, информатизации и информации Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан  по Карагандинской области»  к ТОО «Телекомпания «43 канал», ТОО «Телекомпания «ТКТ». Предписания РГУ касаются прекращения эксплуатации ТВ-передатчиков и исправления телеканалами технических нарушений. 
Сам собственник двух телекомпаний Евгений Завацкий ранее заявлял, что готов был выполнить предписание, но, по его словам, именно это управление препятствует в этом: «Постоянно идут придирки. То неправильно указан номер оборудования, то не та дата и так далее». Е. Завацкий считает, что идет явное давление на него с целью прикрыть бизнес.

Апрель, 10

Наталья Рабиева, «Жезгазганская газета» (г. Жезказган)

Осенью 2014 г. бывший заместитель главного редактора «Жезказганской газеты» Наталья Рабиева обратилась с иском в Жезказганский городской суд к ТОО «Жезказганская газета» о взыскании заработной платы в сумме 704528,00 тенге. Решением Жезказганского городского суда Карагандинской области от 3 сентября 2014 года иск был удовлетворен  частично: судом взыскана в  пользу  истца задолженность по заработной плате в сумме 295 288 тенге. 

Не согласившись с решением суда, Н. Рабиева подала апелляционную жалобу. Постановлением апелляционной судебной коллегии по гражданским и административным делам Карагандинского областного суда от 19 ноября  2014 года решение Жезказганского городского суда   по данному делу было оставлено без изменения, апелляционная жалоба ответчика - без удовлетворения. После этого Н. Рабиева обратилась в кассационную коллегию облсуда.   
10 апреля кассационная коллегия Карагандинского областного суда оставила кассационную жалобу бывшего заместителя главного редактора «Жезказганской газеты» без удовлетворения. 
1.2. Досудебные претензии 

Апрель, 08

Ольга Колоколова, «Наша Газета» (г. Костанай)

Директор Казахско-турецкого лицея Костаная Ержан Мырзабаев направил претензию главному редактору еженедельника «Наша Газета» Ольге Колоколовой. Поводом стала статья «Опять прославился КТЛ», опубликованная на сайте издания 31 марта. Директор лицея в письме заявляет, что информация о краже компьютеров на десятки миллионов тенге и о массовом отравлении в лицее является недостоверной, так как по результатам экспертизы доказано, что случившееся не является эпидемией и массовое отравление произошло не по вине лицея. Мырзабаев просит главного редактора газеты уточнить, на основе каких фактов была написана статья, указать автора статьи или же в следующем номере газеты опубликовать, что данная статья является ошибочной и газета приносит извинения коллективу лицея.

Редакция отмечает, что при подготовке материала журналисты обращались за пояснениями к руководству лицея, но получили отказ. 
Апрель, 09

Сандугаш Дуйсенова, «Время» (Алматинская область)

19 марта в газете «Время» была опубликована статья Сандугаш Дуйсеновой «Ночь простоять, да  день продержаться», в которой рассказывалось о проблемах людей с ограниченными возможностями Талдыкоргана при прохождении медико-социальной экспертизы в Талдыкорганском центре занятости. Об этих проблемах журналисту рассказали сами инвалиды. Все они в один голос жаловались на изменения правительственного стандарта установления инвалидности. 
После выхода публикации, специалисты медико-социальной экспертизы принесли в алматинский областной корпункт газеты досудебную претензию, подписанную  героями публикации. Они считают, что С. Дуйсенова распространила недостоверную информацию, и потребовали публичных извинений.
Журналист с претензией не согласна и готова, в случае, если дело дойдет до суда, предоставить аудиозаписи ее интервью с инвалидами.

Апрель, 17

Ольга Климонова, «Диапазон» (г. Актобе)

Родительский комитет школы № 22 г. Актобе обратился к директору Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдения законности (КМБПЧиСЗ) Розе Акылбековой с претензией. Они выразили возмущение статьей директора актюбинского филиала бюро Ольги Климоновой «К родительскому собранию будь готов!», опубликованной в газете «Диапазон» 25.12.2014 г. 
В статье О. Климонова, сама являясь родительницей ученика младших классов этой школы, рассказала о том, что в учебном заведении отсутствует столовая и не хватает  площадей для занятий физкультурой. 
Как следует из письма родительского комитета, они не согласны с распространенными сведениями. Авторы письма просят Р. Акылбаеву принять меры к директору филиала КМБПЧиСЗ, «в противном случае, мы будем вынуждены обращаться в другие инстанции, чтобы раз и навсегда прекратить публикацию в СМИ такого рода статей».

Апрель, 10

Ольга Колоколова, «Наша Газета» (г. Костанай)

Житель Костаная Назмышев по телефону выразил претензию главному редактору еженедельника «Наша Газета» Ольге Колоколовой по поводу опубликованной на сайте издания фотографии его дочери без ее согласия. Снимок шел иллюстрацией к статье «Когда в маркетах не все супер» (ng.kz, 9.04.2015 г.) и сопровождался подписью «Продавец «Астыкжана» так и не нашла ценник на мороженое «48 копеек». 
Назмышев потребовал, чтобы редакция газеты извинилась перед его дочерью и опубликовала опровержение. Что именно должна опровергнуть газета, житель Костаная не пояснил.

Ольга Колоколова ответила на претензию, что фотография была сделана в общественном месте, а потому согласия людей, изображенных на ней, журналисты спрашивать не должны. Кроме того, на фотографии трудно различить лицо девушки-продавщицы, которая, по словам Назмышева, является его дочерью. Главный редактор посоветовала Назмышеву обратиться с претензией в установленном законом порядке. 

Апрель, 20

ИА «ТоболИнфо» (Костанайская область)
15 апреля на сайте ИА «ТоболИнфо» была опубликована статья «Отстрел» нерадивых акимов» из № 5 журнала «ADAM».  В ней  критикуется деятельность администраций Костанайской области и входящих в нее районов, а также отдельных организаций региона. После выхода публикации в редакцию сайта обратился ГУ «Отдел архитектуры, градостроительства и строительства Федоровского района», упоминавшийся в этом материале. По словам руководителя отдела Евгения Зинченко, информация, «представленная в данной публикации является однобокой и не в полной мере достоверной».  В письме Е. Зинченко опровергает ряд фактов, изложенных в статье.

20 апреля редакция опубликовала позицию отдела архитектуры Федоровского района под заголовком «Ответ от Евгения Зинченко на публикацию «Отстрел» нерадивых акимов». 
3. Другое

Апрель, 04
«Наш Костанай» (г. Костанай)
Апелляционная коллегия Костанайского областного суда оставила в силе решение Специализированного межрайонного экономического суда Костанайской области о продаже 50% доли участия государства в уставном капитале газеты «Наш Костанай».

Напомним, судебные слушания проходили по иску о расторжении договора купли-продажи отдела финансов акимата Костаная к компании ТОО «Electric Sky». Основания для иска – нарушения, допущенные при проведении торгов и при заключении договора купли-продажи. 
Мониторинг подготовлен по сообщениям корреспондентов Фонда «Адил соз» 

и информации из открытых источников. 

Руководитель мониторинговой службы фонда «Адил соз» 

Елена Цой 

e-mail: lena@adilsoz.kz 

Руководитель юридической службы фонда «Адил соз» 

Ганна Красильникова 

e-mail: ganna@adilsoz.kz 

По всем вопросам мониторинга вы можете также обратиться 

info@adilsoz.kz   
15

