
   

                                                                             Международный Фонд защиты 
                                                                 свободы слова «Адил соз»

Мониторинг
нарушений свободы слова в Казахстане

в феврале 2013 года

В   феврале  2013  года  мониторинг  нарушений  свободы  слова  фонда  «Адил  соз» 
зафиксировал 65 сообщений. Среди них:

-  Апелляционные  инстанции  оставили  в  силе  решения  судов  о  прекращении 
деятельности на территории республики «единого» СМИ «Республика», газеты «Взгляд» и 
их интернет-ресурсов;

- Прокуратура Медеуского района Алматы предупредила бывшего главного редактора 
газеты  «Голос  республики»  Татьяну  Трубачеву  об  уголовной  ответственности  за 
неисполнение решения суда;

- Выпуск газеты «Правда Казахстана» приостановлен на три месяца.
-  Правозащитница  из  Павлодара  требует  40  миллионов  тенге  с  газеты  «Время»  и 

журналиста Ольги Воронько.

Всего с начала года  СМИ и гражданам в связи с осуществлением права на свободу  
выражения, получения и распространения информации предъявлены 9 претензий и исков о  
защите чести, достоинства и деловой репутации на сумму 163 млн. тенге.

Содержание
I. НАРУШЕНИЯ ПРАВ СМИ И ЖУРНАЛИСТОВ                                                                  ..............................................................  2  

1. Угрозы в отношении  журналистов и СМИ                                                                            .......................................................................  2  
2. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов                 .............  2  
3. Необоснованный отказ и нарушение сроков предоставления 
общественно значимой информации                                                                                           .......................................................................................  3  
4. Необоснованные ограничения в получении общественно значимой информации            ........  5  
5. Воспрепятствование свободному получению и распространению информации                ............  6  
6. Нарушение принципа равноправия СМИ                                                                               ...........................................................................  6  
7. Нарушение трудовых прав журналиста                                                                                   ...............................................................................  6  
8. Необоснованное изъятие тиража СМИ                                                                                   ..............................................................................  7  

II. КОНФЛИКТЫ. НАРУШЕНИЯ, ИНКРИМИНИРУЕМЫЕ 
СМИ И ГРАЖДАНАМ В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПРАВА НА СВОБОДУ 
ВЫРАЖЕНИЯ                                                                                                                                  ..............................................................................................................................  7  

1.  Обвинение в клевете (ст. 129 УК РК)                                                                                     .................................................................................  7  
2. Обвинение в неисполнении приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст. 
362 УК РК)                                                                                                                                      ..................................................................................................................................  7  
3. Требование о прекращении деятельности СМИ                                                                     .................................................................  8  
4. Требования о защите чести, достоинства и деловой репутации, 
вытекающие из публикации определенных сведений                                                              ..........................................................  10  
5.  Обвинения в нарушении законодательства РК                                                                    ...............................................................  13  
о средствах массовой информации (ст. 342 КоАП РК)                                                            ........................................................  13  

1

«
п
р
и
с
в
о
е
н
и
е
 
и
л
и
 
р
а
с
т
р
а
т
а
 
в
в
е
р
е
н
н
о
г
о
 
ч
у
ж
о
г
о
 
и
м
у
щ
е
с
т
в

П
о
д
р
о
б
н
е
е
:

в
 
2
0
0
9
-
2
0
1
1
 
г
о
д
ы
 
с
о
в
е
р
ш
и
л
и
 
х
и
щ
е
н
и
е
 
в
в
е
р
е
н
н
о
г
о
 
ч
у
ж
о
г
о
 
и
м
у
щ
е
с
т
в



6. Обвинения в неисполнении судебных актов (ст. 524 КоАП РК)                                         .....................................  13  
III. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО И ПРАВОВОГО КЛИМАТА В СТРАНЕ, 
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ 
ИНФОРМАЦИИ                                                                                                                            ........................................................................................................................  14  

1. Общественно-политические события, 
определяющие развитие ситуации со свободой слова                                                             .........................................................  14  
2.  Изменения и проекты изменений действующего законодательства,                                 ............................  17  
определяющие правовое положение средств массовой информации                                    ...............................  17  
3. Оценки фактического положения СМИ и свободы слова                                                    ................................................  17  
4. Действия в защиту гражданских и профессиональных прав СМИ и журналистов          ......  18  

I. НАРУШЕНИЯ ПРАВ СМИ И ЖУРНАЛИСТОВ

1. Угрозы в отношении  журналистов и СМИ 

Февраль, 10
Татьяна Ковалева, ТК «КТК» (Восточно-Казахстанская область)
10 февраля на телеканале «КТК» в программе «Портрет недели» вышел критический 

материал собкора канала по Восточно-Казахстанской области Татьяны Ковалевой о том, в 
каких условиях развивается в  регионе детский спорт.  После этого с  неизвестного номера 
Татьяне пришло SMS-сообщение с нецензурными выражениями и угрозами в ее адрес. По 
тексту было понятно, что связано это с вышедшим в эфир сюжетом.

 
2. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов

Февраль, 20
«Республика» (г. Алматы)
На прошедшей в Алматы пресс-конференции, посвященной прекращению деятельности 

«единого»  СМИ  «Республика»,  юрист  Тамара  Симахина  сообщила  о  том,  что  десятки 
журналистов закрытых в декабре 2012 г. решением суда изданий не  могут трудоустроиться: 
«В определении суда,  вынесенном еще до решения суда,  уже было написано, что все эти 
СМИ являются  единым СМИ «Республика»,  что  имеется  какой-то  единый редакционный 
коллектив,  и  там  есть  еще  такая  фраза  -  «и  иные  СМИ»  (…)  Но  самое  главное,  что 
журналисты остались без работы, они никуда не могут трудоустроиться,  потому что если 
кто-то из них приходит работать в другое издание, то органы прокуратуры считают, что там 
тоже появился единый редакционный коллектив, и эту газету на основании того решения 
суда тоже можно прикрыть».

В свою очередь, правозащитник Евгений Жовтис отметил, что сложившаяся ситуация 
является борьбой с людьми, а не с идеями, которые они распространяют: «Будет открываться 
газета  «Рипаблик»,  «Азат»,  какая-то  другая,  будут  их  закрывать,  потому что  конкретных 
людей пытаются выдавить из поля общественно-политической жизни».

Напомним,  25  декабря  2012  г.  судья  Медеуского  районного  суда  Алматы  Гульмира 
Бейсенова полностью удовлетворила иск прокурора г. Алматы, признав 8 изданий - «Голос 
Республики – калейдоскоп событий недели»,  «Республика. Деловое обозрение – дубль 2», 
«Моя  Республика.  Факты,  события,  люди»,  «Республика  –  NEW  –  информационно-
аналитический еженедельник», «Вся Республика», «Мой дом – Республика. Обзор событий 
недели»,  «Республика  –  2030  –  Деловая  газета»,   «Республиканские  вести  -  деловое 
обозрение» (г. Алматы) и их 23 интернет-ресурса единым средством массовой информации 
«Республика». В соответствии с решением суда все эти газеты были закрыты, доступ к  их 
интернет-ресурсам, включая страницы на Faсebook и twitter, заблокирован. 

Февраль, 20
2



Ярослава Науменко, «Мегаполис» (г. Астана)
20  февраля  собственный  корреспондент  газеты  «Мегаполис»  Ярослава  Науменко 

пришла в Академию государственного управления для освещения семинара, посвященного 
вопросам межэтнической толерантности.  Накануне  журналист была аккредитована на  это 
мероприятие. Однако на входе в здание ее не пропустил охранник, сказав, что у него нет 
списков  журналистов.  Науменко  потребовала человека  из  пресс-службы,  который пришел 
через 20 минут. В итоге журналиста на семинар пропустили с сопровождающим. 

3. Необоснованный отказ и нарушение сроков предоставления 
общественно значимой информации

Февраль,  03
«Central Asia Monitor» (г. Алматы) 
3  февраля   редакция  газеты  «Central  Asia  Monitor»  обратилась  в  Министерство 

финансов РК с запросом, в котором просила предоставить информацию о том, какая сумма из 
бюджета  была  направлена  на  финансирование  деятельности  парламентских  партий 
Казахстана  в  2012-2013  гг.  До  конца  февраля  ответ  не  получен.  Причины  задержки   в 
ведомстве объяснить не смогли. 

Февраль, 04
Казис Тогузбаев, радио Азаттык (г. Алматы)
Репортеру  радио  Азаттык  Казису  Тогузбаеву  не  удалось  получить  информацию  у 

руководства  предприятия  оборонной  промышленности  АО  «Национальная  компания 
«Казахстан  Инжиниринг»  о  перспективах  реализации  соглашения  между  Украиной  и 
Казахстаном по БТР-4. Заместитель президента АО Алибек Сарсенбаев ответил журналисту, 
что комментарии дает только первое лицо компании, однако он находится в командировке.

Февраль, 04
Радио Азаттык (г. Алматы)
25  января  редакция  радио  Азаттык  обратилась  с  запросом  на  имя  председателя 

Национального  банка  РК  Григория  Марченко  с  просьбой  прояснить  детали  предстоящей 
реформы  накопительных  пенсионных  фондов.  На  момент  публикации  4  февраля  ответ 
редакция не получила. 

Февраль, 05
Анастасия Машнина, «Новый вестник» (г. Караганда)
Корреспондент  еженедельника  «Новый  вестник»  Анастасия  Машнина  обратилась  с 

запросом   к   акиму  Карагандинской  области  Бауржану  Абдишеву.  Журналист  просила 
сообщить,  когда  карагандинцы,  пострадавшие  в  ДТП  19.08.2012  г.  на  трассе  Алматы-
Екатеринбург, получат обещанную властями города компенсацию. На начало марта ответ на 
запрос предоставлен не был. 

Февраль, 06 
«Городская неделя» (г. Павлодар)
6 февраля газета «Городская неделя» в продолжение темы о радиационном загрязнении, 

обнаруженном на полигоне промышленных отходов ТОО «Кастинг», опубликовало жалобу 
павлодарца  В.  Кузнецова,  в  которой  он  обвинил  руководство  Департамента 
госсанэпиднадзора  (ДГСЭН)  Павлодарской  области  в  сокрытии  истинной  информации  о 
причинах радиационного заражения и его реальных масштабах. Редакция газеты, разделяя 
обеспокоенность  читателя,  со  страниц  издания  обратилась  к  руководству  ДГСЭН, 
региональных  департаментов  по  ЧС и  экологии  с  просьбой  ответить  на  прозвучавшие  в 
письме  читателя  вопросы,  касающиеся  соблюдения  радиационной  безопасности  на 

3



промышленных предприятиях Павлодара. Ни один из госорганов на опубликованную жалобу 
читателя и обращение газеты не ответил.

Февраль, 07 
Анатолий Инночкин, «Криминальные новости» (г. Караганда)
Корреспондент  еженедельной  газеты  «Криминальные  новости»  Анатолий  Инночкин 

готовил материал о жестоком нападении двоих молодых людей на старушку, которые, чтобы 
забрать  деньги,  забили  жертву  железной  арматурой.  По  данному  факту  корреспондент 
обратился к начальнику пресс-службы ДВД Карагандинской области Жанатаю Сембекову. 
Полицейский раздраженно ответил,  что не  намерен отвечать  на заданные вопросы, после 
этого бросил трубку. 

Февраль, 08
Елена Коэмец, «Караван» (г. Алматы)
Газета «Караван» в публикации «Кто нас «футболит» сообщает о результатах ответов 

чиновников на запросы редакции следующее.
Без ответа остался запрос «Каравана» в Комитет гражданской авиации Министерства 

транспорта  и  коммуникаций  РК.  Вопросы  редакции  касались  безопасности  полетов, 
состоянии взлетно-посадочных полос. На один из многочисленных звонков журналистов в 
Комитете гражданской авиации ответили, что им некогда отвечать на запросы редакции.

В  середине  января  газета  обратилась  в  Алматинскую  городскую  прокуратуру  с 
запросом, касающимся ситуации пенсионера М. Хакимова, который остался без жилья по 
вине мошенников. До 8 февраля ответ из прокуратуры не получен. 

Февраль, 11
Айнур Балакешова, ТК «5 канал» (г. Караганда)
Многодетная жительница Караганды пожаловалась в редакцию «5 канала», что в списке 

очередников на жилье, где она значилась многие годы, теперь указан другой человек с такой 
же,  как у нее фамилией,  но другими инициалами. По сути, ее таким образом удалили из 
очереди  на  жилье.  Чтобы  разобраться  в  ситуации,  корреспондент  телеканала  Айнур 
Балакешова обратилась  к  начальнику управления энергетики и коммунального хозяйства 
Карагандинской области Ерлану Утешеву.  Однако он категорически отказался общаться  с 
корреспондентом, ссылаясь на чрезмерную занятость. 

Февраль, 13
Жаналык  Ахаш,  Ардак  Мауина,  Мейрамбек  Симанов,  ТК  «КТК»  (с.  Степное 

Каргалинского района Актюбинской области)
На сайте  Youtube появилось видео, на котором видно, как мужчина ходит по школе с 

ножом в руках, а сотрудники школы пытаются его успокоить. Автор видео утверждал, что 
пьяный  мужчина  — это  учитель  физкультуры  Саздинской средней  школы  Каргалинского 
района Актюбинской области. Журналисты телеканала КТК Жаналык Ахаш, Ардак Мауина и 
видеооператор Мейрамбек Симанов приехали в школу узнать подробности происшествия. 
Однако  завуч  Саздинской  средней  школы  отказалась  разговаривать  с  журналистами  без 
ведома ее руководителя Майры Бисембиной: «Я лично ничего не буду комментировать».

Февраль, 21
Тамара Пирогова, «Мой город» (г. Актобе)
Департамент  финансовой  полиции  Актюбинской  области  сообщил  о  возбуждении 

уголовного  дела  по  статье  «присвоение  или  растрата  вверенного  чужого  имущества»  в 
отношении руководства ТОО «Мас-Так» и ряда должностных лиц акимата области. Они, по 
информации финпола, «в 2009-2011 годы совершили хищение вверенного чужого имущества, 
выделенных в рамках государственного закупа по объекту «Реконструкция канализационных 

4



очистных сооружений на р.Илек г.Актобе». Между тем советник президента АО «Акбулак» 
заявил, что у водоканала нет претензий по проведенной реконструкции к ТОО «Мас-Так». 

По поводу ситуации корреспондент газеты «Мой город» Тамара Пирогова обратилась к 
и.о.  руководителя  ТОО  Владимиру  Семкину.  В.  Семкин  комментировать  проблемы  с 
финполом отказался. 

Февраль, 21
Николай Сырбов, «Диапазон» (г. Актобе)
Корреспондент  газеты  «Диапазон»  Николай  Сырбов  обратился  с  запросом  в 

Департамент финансовой полиции по Актюбинской области по поводу информации финпола 
о  возбуждении  уголовного  дела  в  отношении  ряда  должностных  лиц  акимата  города. 
Журналист  просил  сообщить  имена  и  должности  акиматовских  служащих.  Получить  эту 
информацию Н. Сырбову не удалось. 

Февраль,  22
«Central Asia Monitor» (г. Алматы) 
Редакция  газеты  «Central  Asia  Monitor»  не  получила  ответ  на  запрос  о  размере 

ежегодных членских партийных взносов, направленный первому заместителю председателя 
партии «Нур Отан» Б. Байбеку 8 февраля. 

Февраль, 22 
Асель Жетписбаева, «Наша ярмарка» (г. Караганда)
Заместитель  генерального  директора  ТОО  «Караганды  Су»  Елизавета  Гордеева 

категорично  отказалась  общаться  с  корреспондентом  газеты  «Наша  Ярмарка»  Асель 
Жетписбаевой по поводу повышения тарифов на оказание услуг. 

Февраль, 28
Альбина Ербатырова, «Диапазон» (г. Актобе)
В ноябре 2012 года  молодежное общественное объединение (ОО) «Кенес» провело в 

Актобе благотворительный Венский бал. Часть собранных средств должна была пойти на 
лечение 7-летней Карины Богдановой, больной гидроцефалией. Однако ребенок обещанной 
помощи не получил. Как выяснила корреспондент газеты «Диапазон», деньги не поступили и 
в больницы, которым тоже обещали помочь организаторы благотворительного бала. По этому 
поводу  журналист  обратилась  к  председателю   ОО  «Кенес»  Утемису  Кокчаеву.  Но 
руководитель общественного объединения разговаривать с журналистом по данной ситуации 
отказался. 

Февраль, 28
Ирина Кирилюк, «Мой город» (г. Усть-Каменогорск)
В Усть-Каменогорске за три месяца пропали три женщины. Так как шесть лет назад в 

городе  также  происходила  череда  таинственных  исчезновений  женщин  разного  возраста, 
которые, как выяснилось, стали жертвами серийного маньяка, корреспондент газеты «Мой 
город»  Ирина  Кирилюк  обратилась  в  УВД  г.  Усть-Каменогорска.  Журналист  попросила 
озвучить имена пропавших и предоставить их фото, а также сообщить, связаны ли случаи 
исчезновения женщин между собой. В УВД предоставить данные исчезнувших жительниц 
города и ответить на вопросы отказались. 

4. Необоснованные ограничения в получении общественно значимой информации

Февраль, 15
Елена Коэмец, «Караван» (г. Алматы)
После появления на сайте zakon.kz сообщения  о новом порядке начисления пособий по 

5



рождению  ребенка  корреспондент  газеты  «Караван»  Елена  Коэмец  попыталась  получить 
подробную информацию  для публикации. Но добиться пояснений от чиновников, как будут 
теперь  начисляться  декретные,  оказалось  сложно:  в  Государственном  центре  по  выплате 
пенсий Алматы о нововведениях ничего не знали. Не было информации об этом ни на сайте 
Министерства  труда  и  соцзащиты  населения,  ни  на  сайте  Государственного  фонда 
соцстрахования.

5. Воспрепятствование свободному получению и распространению информации

Февраль, 11
СМИ города Павлодара
11  февраля  представители  СМИ  города  Павлодара  были  оповещены  пресс-службой 

акимата  Павлодарской  области  о  назначенных  на  вторую  половину  дня  коллегиях  –  по 
сельскому хозяйству и по природоохранным вопросам. Однако, когда журналисты пришли на 
первое из назначенных совещаний с участием зам. акима области Нуржаном Ашимбетовым, 
их на него не допустили. Пресс-служба объявила, что коллегия по сельскому хозяйству будет 
закрытой, без СМИ. То же самое повторилось и на коллегии по природоохранным вопросам 
через два часа. О причинах, по которым журналистам запретили присутствовать на заранее 
анонсированных мероприятиях, не сообщили.

Февраль, 26
Нуржан Баймулдин, «Экспресс К» (г. Кокшетау)
Сотрудники  охраны  Акмолинского  областного  суда,  сославшись  на  некое  указание 

председателя  суда,  не  пропустили  собственного  корреспондента  газеты  «Экспресс  К» 
Нуржана  Баймолдина  на  встречу  жительницы  райцентра  Есиль  М.  Жумабековой  с 
председателем суда Акжаном Ештаем. Журналист пришел в суд по просьбе М. Жумабековой. 

6. Нарушение принципа равноправия СМИ

Февраль, 06
Ольга Колоколова, «Наша Газета» (г. Костанай)
Главный  редактор  еженедельника  «Наша  Газета»  Ольга  Колоколова  7  февраля 

обратилась в пресс-службу ДВД Костанайской области с просьбой разъяснить причины, по 
которым  журналистов  издания  не  пригласили  на  расширенное  оперативное  совещание  с 
участием  заместителя  министра  внутренних  дел  РК  Ерлана  Тургумбаева.  Начальник 
управления  государственного  языка  и  информации  ДВД  Елена  Кашарина  ответила,  что 
приглашением  СМИ  на  это  совещание  занималась  пресс-служба  акима  Костанайской 
области,  а  представители  ДВД  подготовили  пресс-релиз  по  итогам  совещания.  Пресс-
секретарь акима Костанайской области Алимжан Бекмагамбетов, в свою очередь, в разговоре 
с Ольгой Колоколовой признал, что на совещание было приглашено «мало СМИ», а именно: 
корреспонденты газет «Костанайские новости» и «Костанай таны», съемочные группы ТРК 
«Алау»  и  телекомпании  «Казахстан-Костанай».  Внятно  объяснить  причины  выборочного 
подхода к приглашению СМИ он не смог, сказав лишь, что в зале заседания не хватало мест. 

7. Нарушение трудовых прав журналиста

Февраль, 06
Светлана Могай, «Арка Арланы» (г. Караганда)
Собственный  корреспондент  республиканской  правовой  газеты  «Арка  Арланы»  по 

Карагандинской области Светлана Могай с июля 2012 года по февраль 2013 года не получает 
заработную  плату.  На  неоднократные  обращения  журналиста  главный  редактор  издания 
Айдар Жапаров отвечал обещаниями погасить долг по зарплате.  Однако этого сделано не 

6



было. В настоящее время, по словам С. Могай, господин Жапаров перестал отвечать на ее 
телефонные звонки и всячески избегает общения с ней. 

8. Необоснованное изъятие тиража СМИ 

Февраль, 05
«Молодежная газета» (г. Жезказган)
Не  согласившись  с  приказом  председателя  комитета  информации  и  архивов 

министерства  культуры  и  информации  Б.  Кальянбекова  об  отзыве  свидетельства  о 
регистрации и выводе из реестра СМИ, то есть закрытии «Молодежной газеты», редакция 
отпечатала очередной номер в одной из типографий Алматы. 3 февраля тираж был передан 
через проводников поезда Алматы - Жезказган. 

5 февраля сотрудники газеты, приехавшие за тиражом на вокзал, увидели полицейских, 
которые допрашивали проводников. У представителей «Молодежной газеты» стражи порядка 
потребовали  документы  и  хотели  препроводить  их  в  УВД.  Увидев  съемочную  группу, 
прибывшую  на  вокзал  вместе  с  главным  редактором  издания  Бериком  Жагипаровым, 
полицейские сказали, что идет отработка. 

После  «отработки»  журналисты  попросили  у  проводников  отдать  им  отпечатанный 
тираж, но ничего не получили. Проводник сказал, что о тираже ему ничего не известно, и 
попросил его больше не беспокоить. 

II. КОНФЛИКТЫ. НАРУШЕНИЯ, ИНКРИМИНИРУЕМЫЕ 
СМИ И ГРАЖДАНАМ В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПРАВА НА СВОБОДУ 

ВЫРАЖЕНИЯ

1.  Обвинение в клевете (ст. 129 УК РК)

Февраль, 14
Наталья Дроздецкая, «Спектр» (г. Семей, Восточно-Казахстанская область)
В феврале житель г.  Семея Тимур Джартыбаев обратился в Восточно-Казахстанский 

областной суд с апелляционной жалобой на приговор суда № 2 г. Семея, которым журналист 
газеты «Спектр» Наталья Дроздецкая признана невиновной в совершении преступления по 
ст. 129 УК РК - «Клевета». 

Напомним,   поводом  для  уголовного  преследования  стала  публикация  «Бывает, 
квартиры вот так теряют...»,  в которой журналист рассказала о том, как житель Семея А. 
Понызько  в  результате  незаконных  действий  группы  лиц  потерял  квартиру,  и  о  его 
многолетней судебной тяжбе за  жилье.  Статья  написана со слов Понызько,  на  основании 
представленных  журналисту  копий  судебных  решений.  В  публикации  Т.  Джартыбаев, 
который в настоящее время является хозяином квартиры, никак не упоминается. Несмотря на 
это, Тимур Джартыбаев посчитал, что в статье Н. Дроздецкая распространила в отношении 
него клеветнические сведения.  

Частный  обвинитель  просит  апелляционную  коллегию  отменить  оправдательный 
приговор, мотивируя свои требования тем,  что,  «не вникнув  в суть  частного обвинения 
Джартыбаева Т.Р.,  суд поверхностно исследовал фактические обстоятельства дела,  при этом 
нарушил  нормы   материального  и  процессуального   права,  вынес  в  полном  объеме 
незаконный приговор». 

2. Обвинение в неисполнении приговора суда, решения суда или иного судебного акта 
(ст. 362 УК РК)

Февраль, 05
Татьяна Трубачева, «Голос Республики — калейдоскоп событий недели» (г. Алматы) 

7



5  февраля   сотрудник  прокуратуры  Медеуского  района  принес  в  редакцию  газеты 
«РИПАБЛИК» предостережение об уголовной ответственности.  Адресовано оно главному 
редактору газеты «Голос Республики — калейдоскоп событий недели» Татьяне Трубачевой. В 
письме прокурор, ссылаясь на определение Медеуского районного суда Алматы от 21.11.2012 
г. о запрете распространения на территории Казахстана этой газеты, обвиняет Трубачеву в 
злостном  неисполнении  запрета  «путем  распространения  средства  массовой  информации 
«Республика» посредством ряда разноименных газет». 

Поводом  для  предупреждения  стала  новая  газета  «РИПАБЛИК»,  которая  начала 
выходить в свет две недели назад тиражом 99 экземпляров. В этой газете Татьяна Трубачева 
упоминается  в  выходных данных как  главный читатель.  Несмотря  на  то,  что  редактор  у 
«РИПАБЛИКа» другой, предостережение адресовано персонально Трубачевой.

Татьяна Трубачева отказалась принять предупреждение, аргументировав отказ тем, что 
в деле по закрытию «Голоса республики» она никак не фигурировала, за новую же газету 
«РИПАБЛИК» не может нести ответственности, не будучи ее должностным лицом.

Февраль, 06
Татьяна Трубачева, «Голос Республики — калейдоскоп событий недели» (г. Алматы) 
Эксперт  международной  правозащитной  организации  Human  Rights  Watch 

по Центральной  Азии  Мира  Ритман  расценила  действия  прокурора  Медеуского  района 
Алматы,  вынесшего  предупреждение  об  уголовной  ответственности  бывшему  главному 
редактору «Голоса республики» Татьяне Трубачевой за выпуск новой газеты «Рипаблик», в 
которой  она  не  является  даже  редактором,  как  продолжение  преследования  независимых 
СМИ.

3. Требование о прекращении деятельности СМИ

Как  известно,   в  декабре  2012  года  на  территории  Казахстана  прекращена  
деятельность около сорока независимых средств массовой информации. 

Напомним,  судебные процессы о  закрытии СМИ были инициированы прокурором г.  
Алматы,  который 20  ноября  2012  г.  обратился  с  исками и  заявлениями в  суды города.  
Прокуратура  посчитала,  что  СМИ  занимались  пропагандой  экстремизма.  В  исках  и  
заявлениях прокурор сослался на вступивший в силу приговор по «делу Козлова» и психолого-
филологическую  экспертизу  публикаций  и  передач  этих  средств  массовой  информации,  
проведенную  в  рамках  слушаний  уголовного  дела  экспертами  региональной  научно-
производственной  лаборатории  по  г.  Алматы  Министерства  юстиции  Республики  
Казахстан. 

В  нарушение  норм  следствия  и  судопроизводства  руководителей  СМИ  в  период  
следствия по «делу Козлова» даже не поставили в  известность,  что по публикациям их  
изданий проводится экспертиза, то есть их право на защиту было нарушено.

Редакции газет расценили этот иск как посягательство на свободу слова, цензуру и  
запрет на профессию. 

Февраль, 08
«Голос Республики — калейдоскоп событий недели» (г. Алматы)
Пока решение суда о закрытии 8 газет и 23 интернет-ресурсов со словом «Республика» 

в названии не вступило в законную силу,  главный редактор газеты «Голос Республики — 
калейдоскоп  событий  недели»  Татьяна  Трубачева  попыталась  обжаловать  определение 
Медеуского районного суда Алматы от 21.11.2012 г., которым эти издания были запрещены  в 
обеспечение иска прокурора.

8 февраля в Алматинском городском суде была рассмотрена частная жалоба Татьяны 
Трубачевой по этому поводу. На заседании Татьяна Трубачева пыталась доказать, как и ранее, 
что данное определение не основано на законе и подлежит отмене, так как законодательство 

8



Казахстана  не  содержит  норм  о  принудительном  объединении  собственности  различных 
юридических лиц. Прокурор Ауталипов, поддерживающий обвинение, не смог пояснить, на 
чем  основано  требование  прокуратуры  признать  эти  газеты  единым  СМИ  и  какие  есть 
доказательства  экстремистской  направленности  этих  газет.  Выслушав  все  доводы,  судья 
апелляционной коллегии городского суда Н. Каликеева оставила жалобу Т. Трубачевой без 
удовлетворения.

Февраль, 08
«Взгляд» (г. Алматы)
8  февраля  в  Алматинском  городском  суде  состоялось  рассмотрение  апелляционной 

жалобы газеты «Взгляд» на решение Бостандыкского суда Алматы  от 20 декабря 2012 года о 
прекращении  на  территории  республики  выпуска  «Взгляда»  и  его  интернет-ресурсов 
www.facebook.com/vzglyad.kz,  www.respublika-kz.info/vzglyad.

В ходе заседания адвокаты газеты Г. Нам и А. Шорманбаев еще раз пояснили суду, что 
прокуратура  не  представила  никаких  доказательств  вины  газеты  и  не  доказала  наличие 
публикаций экстремистского толка. Кроме того, проведенные специалистами Общественного 
центра  экспертиз  по  информационным  спорам  фонда  «Адил  соз»  политологическое  и 
лингвистическое исследования не обнаружили в публикациях высказываний экстремистского 
характера. 

Редакция  намерена  оспорить  решения  судов  о  закрытии  в  Верховном  суде  РК  и  в 
Комитете по правам человека ООН.

Выслушав  эти  доводы,  судья  апелляционной  коллегии  по  гражданским  делам 
Алматинского  городского  суда  Раушан  Адильбаева  оставила  без  изменения  решение 
районного суда. Частная жалоба представителей редакции оставлена без удовлетворения.

Февраль, 22
«Республика» (г. Алматы)
22 февраля 2013 года апелляционная коллегия по гражданским делам Алматинского 

городского суда  оставила решение Медеуского районного суда о запрете выпуска единого 
СМИ  «Республика»  без  изменений.  Апелляционная  жалоба  ответчиков  оставлена  без 
удовлетворения.

Доводы, которые в  течение часа озвучили представители ответчиков,  судья не  стала 
брать во внимание и еще раз поддержала своим постановлением иск прокуратуры Алматы.

Также, как и на предыдущих заседаниях, представители 8-ми независимых изданий, в 
названии которых есть слово «республика», пытались доказать, что вынесенное в декабре 
2012  г.  решение  Медеуского  райсуда  не  основано  на  законе  и  подлежит  отмене,  так  как 
законодательство  Казахстана  не  содержит  норм  о  принудительном  объединении 
собственности  различных  юридических  лиц.  Прокурор  Ауталипов,  поддерживающий 
обвинение, в очередной раз так и не смог пояснить, на чем основано требование прокуратуры 
признать  эти  газеты  единым  СМИ  и  какие  есть  доказательства  экстремистской 
направленности материалов этих газет.

Февраль, 12
Гульжан Ергалиева, guljan.org (г. Алматы)
12  февраля  апелляционная  коллегия  Алматинского  городского  суда  оставила  без 

изменения решение Медеуского райсуда Алматы о приостановлении работы сайта guljan.org 
на три месяца. 

Напомним,  в  декабре  2012  г.  прокурор  Медеуского  района  Алматы  обратился  в 
районный суд с иском к интернет-ресурсу и его главному редактору Гульжан Ергалиевой о 
приостановлении распространения продукции СМИ. Поводом послужила статья «Почему я 
приду  28  января  к  памятнику  Абаю  (I,II,III)»,  размещенная  на  сайте  еще  27.01.2012  г. 
Прокурор считает, что этой публикацией и видеороликами к ней «www.guljan.org, на который 

9



имеется  свободный  доступ  пользователей  на  всей  территории  Республики  Казахстан», 
игнорирует требования законодательный актов и публикует материалы, содержащие призывы 
к  совершению  административных  правонарушений.  А  именно  —  участию  в 
несанкционированном  митинге.  Прокурор  потребовал  приостановить  на  три  месяца 
распространение продукции сайта на территории Казахстана. 27 декабря 2012 г. суд исковые 
требования удовлетворил.

4. Требования о защите чести, достоинства и деловой репутации, 
вытекающие из публикации определенных сведений

Февраль, 04
«Мой Город» (г. Уральск)
4 февраля 2013 года бывший начальник УБОП ДВД ЗКО Рауан Мусин обратился в суд с  

иском о защите чести, достоинства и деловой репутации и взыскании морального вреда в 
размере три миллиона тенге к уральской газете «Мой Город».

Поводом для иска послужила статья «Кресло замначальника ДВД ЗКО стоит 50 тысяч 
долларов?» («Мой город», 12.12.2012 г.). В ней было полностью процитировано обращение, 
появившееся  в  начале  декабря  в  блоге  министра  внутренних  дел  РК.  В  обращении 
гражданин,  назвавшийся Сериком Абдрахмановым, обратился к министру внутренних дел 
Касымову, генеральному прокурору Даулбаеву и премьер-министру Ахметову с жалобой на 
Руана Мусина. Автор обращения обвинял Мусина в различных служебных преступлениях и 
просил пресечь его незаконные действия.

Министр ответил, что по делу проводится доследственная проверка, после этого газета 
опубликовала  спорную  статью.  Рауан  Мусин  потребовал  опровержения.  Редакция  газеты 
«Мой  город»  напечатала  статью  «Автор  оказался  анонимом»,  в  которой  опубликовала 
претензию г-на Мусина. Однако в иске бывший начальник УБОП ДВД ЗКО утверждает, что 
его требование об опровержении недостоверных сведений издание не выполнило.

Первое заседание суда назначено на 28 марта.

Февраль, 04
Махаббат Есенбаева, «Вечерняя Караганда» (г. Караганда)
4 февраля суд № 2 Казыбекбийского района г.  Караганды отказал в удовлетворении 

исковых  требований  инспектора  дорожно-патрульной  службы  отдела  общественной 
безопасности   № 2  ДВД Карагандинской области  Даната  Тлеуленова  к  газете  «Вечерняя 
Караганда» и корреспонденту Махаббат Енсебаевой. 

Напомним,  поводом  для  разбирательства  послужила  статья  «Гаишники  становятся 
звездами интернета» («Вечерняя Караганда», 27.06.2012 г.). В ней рассказывалось о случае, 
связанном  с  действиями  инспектора  Даната  Тлеуленова,  которые  члены  «Общества 
содействия автомобилистам» сочли неправомерными. Ответчиками по иску выступали также 
руководитель Общества содействия автомобилистам Руслан Лазута, выложивший на YouTube 
видеоролик о нарушении прав водителей,  и участник инцидента с  полицейским водитель 
Тарас  Помазай.  Истец  требовал  признать  распространенные  сведения  недостоверными, 
порочащими его честь и достоинство и обязать ответчиков опубликовать их опровержение. За 
нарушение права собственности на его изображение и причиненный моральный вред инспектор 
полиции просил суд взыскать с ответчиков солидарно 1 млн.  тенге.

Февраль, 05
Ержан Сулейменов (г. Алматы)
Алинур Баталова (г. Астана)
Алматинский  блогер  Ержан  Сулейменов  и  жительница  Астаны  Алинур  Баталова 

обратились в  Алматинский городской суд с кассационной жалобой на решение Медеуского 
районного суда и постановление апелляционной коллегии Алматинского горсуда, вынесенных 

10



по иску директора PR-компании ТОО «Royal Partners Group» Нины Яровой. 
Напомним, поводом  послужила информация «Кинула компанию на 5 миллионов тенге», 

опубликованная 10 мая 2012 г. на страничке Сулейменова в Facebook. В качестве источника 
информации  о  недобросовестном  исполнении  директором  PR-компании  договорных 
обязательств блогер указал Алинур Баталову. Н. Яровая посчитала распространенные сведения 
не  соответствующими  действительности  и  потребовала  обязать  ответчиков  разместить 
опровержение «на стене страницы сайта www.facebook.com» и разослать письма-опровержения 
«всем лицам, оставившим комментарии в размещенной теме». Сумма иска составляла 4 млн. 
тенге. 

15 октября 2012 г. Медеуский райсуд частично удовлетворил иск директора PR-компании, 
обязав  ответчиков в  5-дневный срок опровергнуть  порочащие сведения «путем публичного 
объявления этих сведений не соответствующими действительности» на странице Сулейменова 
на сайте  www.facebook.com. Суд взыскал с блогера и Баталовой в счет возмещения морального 
вреда Н. Яровой 100 тыс. тенге солидарно.

25  декабря  2012  г.  апелляционная  коллегия  Алматинского  городского  суда  оставила 
решение суда первой инстанции без изменения. 

В кассационной жалобе ответчики по иску указали:  «по имеющимся у суда документам 
видно, что Яровая Н. В. и ТОО «Royal Partners Group» не выполнили своих обязательств перед 
РОО  «Адилет»  по  размещению  видеороликов,  Сулейменов  Е.  К.  является  ненадлежащим 
ответчиком, суд не привел в решении мотивировки по установлению вины ответчиков в ложной 
публикации».

Выслушав пояснения сторон, суд оставил решение Медеуского райсуда и постановление 
апелляционной коллегии без изменения, кассационную жалобу ответчиков без удовлетворения.

Февраль, 06
Нуржан Баймулдин, «Экспресс К» (г. Кокшетау)
5 февраля в газете «Экспресс К» вышла заметка корреспондента Нуржана Баймулдина 

«Малолетка на продажу»,  в которой рассказывалось об изнасиловании несовершеннолетней 
беременной девушки пятерыми жителями областного  центра,  произошедшем в  Кокшетау в 
августе 2012 г. В конце публикации журналист сообщил о том, что суд отпустил задержанных 
насильники  под подписку о невыезде. 

После выхода статьи 6 февраля на сайте Верховного суда была опубликована претензия 
пресс-службы  Акмолинского  областного  суда.  В  ней  сообщается,  что  уголовное  дело  в 
отношении  насильников  в  настоящий  момент  не  завершено  и  находится  в  следственном 
Управлении. Акмолинский облсуд обратился в редакцию газеты с требованием опровергнуть не 
соответствующие  действительности  «утверждения  автора  «задержанные  насильники  судом 
Кокшетау отпущены на свободу» и «Фемида посчитала гуманным оставить их под подпиской о 
невыезде». В противном случае суд г. Кокшетау и Акмолинский областной суд «оставляет за 
собой право защищать честь и достоинство судей области в установленном Законом порядке 
вплоть до обращения в суд».

8  февраля  в  «Экспресс  К»  было  опубликовано  уточнение  о  том  что,  «суд  Кокшетау 
санкционировал в отношении подозреваемых по ходатайству прокурора меру пресечения в виде 
ареста, согласно действующему законодательству, на 10 суток. По истечении указанного срока 
ходатайств о продлении меры пресечения в суд не поступало». Редакция принесла извинения 
читателям и «всему судейскому корпусу за недостоверную информацию»

Февраль, 15
Галина Выборнова, «Время» (г. Тараз)
В  Таразском  городском  суде  продолжается  рассмотрение  иска  о  защите  чести, 

достоинства и деловой репутации бывшего депутата Мажилиса парламента РК Амангельды 
Момышева к редакции газеты «Время» и журналисту Галине Выборновой. 

Напомним, поводом для иска послужила статья «Детская неожиданность» («Время», 
11



01.09.2011  г.),  рассказывающая  о  благотворительной  акции  жамбылского  филиала  партии 
«Нур Отан»  в доме-интернате для умственно отсталых детей г. Тараза. В публикации были 
приведены  слова  работников  интерната,  которые  рассказали,  что  партийцы  подарили 
воспитанникам дома вещи, которые принадлежали интернату и самим детям. А. Момышев 
утверждает,  что  эти  сведения  не  соответствуют  действительности,  порочат  его  деловую 
репутацию  и  репутацию  партии.  Он  потребовал  обязать  редакцию  опубликовать 
опровержение  порочащих  сведений  и  взыскать  с  ответчиков  100  млн.  тенге  в  счет 
возмещения  морального  вреда.  Кроме  этого,  А.  Момышев  требует  признать  незаконным 
использование его фотографии в качестве иллюстрации к спорной статье.  

15  февраля  ответчики по  иску заявили ходатайство  о  назначении судебной филолого-
лингвистической  экспертизы,  чтобы  установить,  являются  ли  спорные  фрагменты  статьи 
ущемляющими честь, достоинство и деловую репутацию истца. Суд ходатайство удовлетворил. 
В  настоящее  время  разбирательства  по  иску  приостановлены  до  получения  результатов 
экспертизы. 

Февраль, 25
Ольга Воронько, «Время» (г. Павлодар)
Председатель общественного объединения «Оставим народу жилье» из Павлодара Елена 

Семенова обратилась в Павлодарский городской суд с иском о защите чести, достоинства и 
деловой репутации к редакции газеты «Время» и собкору издания Ольге Воронько. Поводом 
для  разбирательства  стала  статья  «Красиво  жить  запрещено!»  («Время»,  25.07.2012  г.). 
Правозащитница требует опровергнуть прозвучавшие в статье утверждения о том, что летом 
2012 года, имея непогашенный долг по банковскому кредиту, она пыталась выехать за границу 
на отдых,  но была остановлена пограничниками.  В качестве  возмещения морального вреда 
Семенова требует взыскать с  Ольги Воронько и редакции газеты «Время» 40 млн.  тенге в 
солидарном порядке.

5. Требования о защите чести, достоинства и деловой репутации, 
вытекающие из публикации взглядов, мнений, оценочных суждений

Февраль, 21
Анастасия Строкова, «Устинка плюс» (г. Усть-Каменогорск)
Как сообщалось ранее, в декабре 2012 г. Усть-Каменогорский городской суд полностью 

отказал в удовлетворении исковых требований о защите чести, достоинства, деловой репутации 
и возмещении морального вреда в размере 100 тысяч тенге начальника Глубоковского отдела 
образования  Эльгизы  Сиванбаевой  к  газете  «Устинка  плюс»,  корреспонденту  Анастасии 
Строковой и жительнице Усть-Каменогорска Еркеш Ухановой. 

Напомним,  поводом  для  разбирательства  послужила  статья  «Свинское  отношение» 
(«Устинка плюс», 27.09.2012 г.),  об отношении некоторых сотрудников специальной школы-
интерната для детей-сирот к своим воспитанникам. Э. Сиванбаева ранее занимала должность 
директора  этой  школы-интерната.  Материал  был  написан  со  слов  бывшей  сотрудницы 
спецшколы-интерната Е. Ухановой. 

Эльгиза  Сиванбаева,  не  согласившись  с  вынесенным  решением,  обжаловала  его  в 
вышестоящей  инстанции.  В  апелляционной  жалобе  истец,  не  оспаривая  решение  в  части, 
касающейся   журналиста  и  газеты,  просит  Восточно-Казахстанский  областной  суд 
удовлетворить ее исковые требования, выдвинутые к  Е. Ухановой — опровергнуть порочащие 
Сиванбаеву  сведения  и  возместить  нанесенный  моральный  вред.   Также  Э.  Сиванбаева 
обратилась  с  ходатайством  о  назначении  филолого-лингвистической  экспертизы  для 
определения характера мнений, оценочных суждений Е. Ухановой, опубликованных в статье 
«Свинское отношение», как фактологических утверждений или оценочных суждений. 

21 февраля апелляционная коллегия ходатайство истца удовлетворила.
Процесс приостановлен до получения результатов экспертизы.

12



5.  Обвинения в нарушении законодательства РК 
о средствах массовой информации (ст. 342 КоАП РК)

Февраль, 07
Марат Жанузаков, «Азат» (г. Алматы)
Как сообщалось, в середине января главный редактор газеты «Азат» Марат Жанузаков 

узнал о том, что еще 19 декабря 2012 г. Специализированный межрайонный экономический 
суд (СМЭС) Алматы признал его виновным в совершении административного нарушения по 
ст.342 ч.4 КоАП РК. За то, что в декабре два номера «Азата» вышли с периодичностью раз в 
неделю, а не раз в две недели, суд оштрафовал редактора на сумму в размере 40 МРП (64720 
тенге) и приостановил выпуск газеты на три месяца.

Редактор   обжаловал  это  постановление  в  Алматинском  городском  суде,  считая  его 
незаконным, необоснованным и подлежащим отмене. 

М.  Жанузаков  пояснил,  что  заседание  в  экономическом  суде  происходило  без  его 
участия,  так  как  в  этот же  день,  19  декабря  2012 г.  редакция газеты «Азат» подверглась 
обыску.  Кроме  того,  протокол  об  административном  правонарушении,  составленный 
управлением  внутренней  политики  Алматы  14.12.2012  г.,  он  не  получал.  Также  в 
апелляционной жалобе Жанузаков указал, что номер газеты «Азат» от 7 декабря 2012 года 
вышел за двухнедельный период с 30 ноября по 13 декабря 2012 года, а номер газеты от 14 
декабря вышел за период с 14 по 28 декабря 2012 года, периодичность выпуска газеты не 
была нарушена

7 февраля, изучив и проверив материалы дела, апелляционная коллегия Алматинского 
городского суда пришла к выводу, что оснований для отмены или изменения постановления 
СМЭС не имеется. Жалобу М. Жанузакова суд оставил без удовлетворения.

Февраль, 21 
«Правда Казахстана» (г. Алматы)
21  февраля  Специализированный  межрайонный  административный  суд  (СМАС) 

Алматы  рассмотрел  протокол   об  административном  правонарушении  управления 
внутренней  политики  акимата  г.  Алматы,  составленный  20.02.2013  г.  в  отношении 
собственника газеты «Правда Казахстана» - общественного объединения «Коммунистическая 
партия Казахстана». 

Согласно документу, партия совершила административное правонарушение, выпуская в 
период с 30.10.2012 г. по 19.02.2013 г. газету «Правда Казахстана» с перерывами в 2-5 недель 
при  заявленной периодичности  1  раз  в  неделю.  Первый секретарь  компартии Казахстана 
Газиз Алдамжаров пояснил, что в указанное время не вышло всего пять номеров издания из-
за  проблем  с  финансированием,  возникших  в  связи  с  приостановлением  деятельности 
партии. 

Суд  признал  общественное  объединение  «Коммунистическая  партия  Казахстана» 
виновным в совершении административного правонарушения по ч.  4  ст.  342 КоАП РК и 
назначил административное взыскание в виде штрафа 150 МРП с приостановлением выпуска 
газеты  на три месяца. 

6. Обвинения в неисполнении судебных актов (ст. 524 КоАП РК)

Февраль, 06
Редакция газеты «РИПАБЛИК» (г. Алматы)
Утром  6  февраля  в  офис  газеты  «РИПАБЛИК»  явились  представители  прокуратур 

шести районов Алматы. Они попытались вручить предостережения об административной и 
уголовной ответственности за выпуск газеты «РИПАБЛИК» всем, кто указан в выходных 
данных газеты. 

13



По мнению прокуроров, издание в 2013 году двух номеров новой газеты тиражом 99 
экземпляров  является  нарушением  судебного  решения  о  запрете  выпуска  «единого  СМИ 
«Республика»,  вынесенного  в  декабре  2012  года.  Прокуроры считают,  что  «РИПАБЛИК» 
подпадает под термин «иные СМИ» и также подлежит запрету на территории РК. Кроме 
того,  прокуратура  предупредила:  если  появится  очередное  СМИ,  даже  с  таким  тиражом, 
который не нужно регистрировать, для журналистов наступит административная, а затем и 
уголовная ответственность.

Сотрудники  газеты  отказались  получать  предостережения,  так  как  ни  один  из 
присутствующих прокуроров не смог пояснить, что за документ они принесли,  что можно, а 
чего нельзя делать коллективу редакции впредь, почему запрещено выпускать эту газету и 
что именно прокуратура считает нарушением. Тем не менее, прокуроры составили акт о том, 
что  в  редакции  отказались  принять   документ.  Понятые  отказались  подписывать  акт, 
поскольку не могли понять, что от них требуется.

По мнению юриста издания Сергея Уткина, прокуратура нарушает конституционные 
права журналистов  на профессию: в  решении суда нет  ни слова о том,  что журналистам 
«единого СМИ» запрещено работать и выпускать другую газету. 

Коллектив редакции намерен обратиться в городскую и во все районные прокуратуры за 
разъяснением данного документа.

Февраль, 07
Татьяна Трубачева, журналист (г. Алматы)
7  февраля  в  Специализированном  межрайонном  административном  суде  г.  Алматы 

состоялся очередной суд над Татьяной Трубачевой,  бывшим  главным редактором закрытой 
газеты  «Голос  Республики  —  калейдоскоп  событий  недели».  На  этот  раз  поводом  стал 
выпуск новой газеты тиражом 99 экземпляров - «РИПАБЛИК»,  в выходных данных которой 
Трубачева значится как «главный читатель».

Во  время  заседания  сторона  ответчика  представила  суду  документы  о  том,  что 
Трубачева  не  является  сотрудником  новой  газеты  и,  следовательно,  не  может  нести 
ответственность за ее выпуск.

Судья  Г.  Кельдыбаев  эти  доводы  не  принял  во  внимание  и  признал  журналиста 
виновной  в  совершении  административного  правонарушения  по  ст.  524  КоАП  РК  - 
«Неисполнение  судебных  актов,  постановлений  органов  (должностных  лиц), 
уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях». Трубачевой 
поставлено в вину,  что она,  несмотря на запрет,  продолжает издавать «Республику»,  хотя 
решение  о  закрытии последней вынесено  задолго  до выхода  первого номера  совершенно 
другой газеты - «РИПАБЛИК». 

Суд определил  Т. Трубачевой наказание в виде штрафа в 20 МРП (34620 тенге). 

III. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО И ПРАВОВОГО КЛИМАТА В СТРАНЕ, 
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ 

ИНФОРМАЦИИ

1. Общественно-политические события, 
определяющие развитие ситуации со свободой слова

Февраль, 12
Советник президента по политическим вопросам Ермухамет Ертысбаев в ходе встречи 

с  делегацией  международной  организации  «Репортеры  без  границ»  (Reporters  Without 
Borders),  сказал:  «Закрытие  газеты  «Республика»  лично  я вообще  не поддерживаю. 
И открыто об этом говорю. (...) Я поддерживаю позицию Томаса Джефферсона, что «газеты 
даже  имеют  право  на клевету».  Потому что  закрытие  газет  — это  всегда  тень  на имидж 
президента и страны. Там, в мире, никто не будет разбираться, кто и для чего финансирует 

14



газеты.  (...)  Мы не  осуждаем  спонсоров  прессы.  А получить  клеймо  непопулярных 
правительств  из-за  того,  что  в стране  закрывают  газеты,  легко.  (...)  Поймите,  если 
оппозиционной прессы не будет, мне лично будет скучно, нечего будет делать».

Февраль, 28
СМИ Алматинской области
28 февраля  2013 года Алматинский городской суд пригласил журналистов на  брифинг. 

Темы были заявлены актуальные: «О прекращении выпуска средства массовой информации – 
газеты  «Взгляд»  и  дублирующих  содержание  этой  газеты  интернет  ресурсов»;  «О 
прекращении  распространения  на  территории  Республики  Казахстан  продукции 
иностранных  средств  массовой  информации  –  ОАО  «Телекомпания  «К-плюс»  и 
дублирующих  его  интернет-ресурсов»;  «О  запрещении  выпуска  средств  массовой 
информации,  газет:  «Голос  Республики  –  калейдоскоп  событий  недели»,  «Республика. 
Деловое обозрение – дубль 2», «Моя Республика. Факты, события,  люди», «Республика – 
NEW  –  информационно-аналитический  еженедельник»,  «Вся  Республика»,  «Мой  дом  – 
Республика.  Обзор  событий  недели»,  «Республика  –  2030  –  Деловая  газета», 
«Республиканские вести - деловое обозрение» и интернет ресурсам»;  «О приостановлении 
на 3 (три) месяца на территории Республики Казахстан распространения продукции средства 
массовой информации – интернет-ресурса www.guljan.org, а также доступа к нему».

Не  все  прибывшие  на  брифинг  журналисты  смогли  попасть  в  пресс-центр  суда. 
Судебные приставы, ссылаясь на очень маленькое помещение, пропустили лишь несколько 
журналистов, остальным пришлось ждать окончания в коридоре. 

Участвующие в брифинге председатели Медеуского и Бостандыского районных судов 
Алматы — Е. Тотыбай-теги и К. Досымбет, а также судья Медеуского райсуда Г. Бейсенова, 
вынесшая  решение  по  «единому СМИ»,  зачитали  свои  сообщения,   а  когда  журналисты 
начали задавать вопросы, модератор - координатор по работе со СМИ  Алматинского горсуда 
Шолпан  Курманбекова  заявила,  что  это  брифинг,  и  вопросы  задавать  надо  строго  по 
заявленной теме. Однако, когда журналисты стали задавать вопросы строго по теме, судьи 
отвечать  не  захотели,  резко  встали  и  удалились.  Журналисты  закрытой  судом  газеты 
«Республика» в ответ на такое отношение провели короткий флеш-моб прямо в зале пресс-
центра. 

Для справки: брифинг - краткая пресс-конференция, посвященная одному вопросу. От 
пресс-конференции отличается отсутствием презентационной части. То есть практически  
сразу  идут ответы на вопросы журналистов.  На брифинге  озвучивается информация и  
происходит обсуждение и даже выработка совместных решений.

Февраль, 01
Все СМИ
Министерство  культуры  и  информации  РК  опубликовало  справку  об  итогах 

деятельности за 2012 год.  В разделе «Повышение конкурентоспособности отечественного 
информационного пространства» отмечается: в 2012 году государственный информационный 
заказ выполняли 98 средств массовой информации – 11 телеканалов, 4 радио и 83 печатных 
СМИ.  В  рамках  госзаказа  материалы  выходили  на  10  языках  (казахский,  русский, 
английский,  уйгурский,  корейский,  украинский,  немецкий,  азербайджанский,  турецкий, 
татарский)  и  были  ориентированы  на  различную  возрастную  и  социальную  целевую 
аудиторию.

Февраль, 04
 Министр культуры и информации Мухтар Кул-Мухаммед сообщил, что министерство 

планирует  больше  привлекать  частные  СМИ  к  государственному  заказу.  «Его  должны 
получать  СМИ,  востребованные  читателями,  зрителями,  интересные  по  содержанию  и 
креативные по подаче, а не по принципу «всем сестрам - по серьгам», - сказал он 4 февраля 

15



на коллегии министерства культуры и информации. 

Февраль, 04
Депутат Мажилиса парламента Дарига Назарбаева на заседании коллегии министерства 

культуры  и  информации  заявила  о  том,  что  практика  администрирования  казахстанских 
государственных СМИ требует пересмотра. По ее мнению, непопулярность государственных 
СМИ у казахстанского зрителя вызвана тем, что у «госСМИ очень много начальников разных 
мастей и калибра.  Они постоянно вмешиваются в  их деятельность,  дают советы,  каждый 
мнит себя  опытным в этом деле: это показывай, это нет. Такое отношение убивает всякое 
творчество,  (…)  поэтому  уходит  вся  аудитория  с  госканалов  на  негосударственные,  на 
импортные, там, где больше свободы и творчества».

По ее словам, руководители СМИ уже забыли о зрителях, их голова занята очередным 
отчетом перед вышестоящим начальством.

В связи с этим депутат обратила внимание на то,  что необходимо «учиться считать 
деньги и выпускать качественную продукцию».

Февраль, 21
21  февраля  государственный  секретарь  Казахстана  Марат  Тажин  на  совещании  с 

руководителями  отечественных  СМИ  жестко  раскритиковал  работу  государственных 
телерадиокомпаний,  прессы  и  интернет-изданий.  В  частности,  он  заявил:  «Совокупная 
зрительская и читательская аудитория государственных СМИ явно недостаточна для решения 
сегодняшних задач». По его словам, сложившаяся ситуация в медиапространстве Казахстана 
«просто недопустима»: «Вот у меня есть анализ: сотни, тысячи материалов выпущены, но ни 
один из них не остался в сознании населения. На кого мы работаем?! У нас главный критерий 
и потребитель - это население и степень информационного воздействия. (…) В целом надо 
разобраться со всем этим и вместе с Министерством культуры и информации пересмотреть 
политику  по  формированию  государственного  информационного  заказа  и,  самое  главное, 
практику содержательного контроля за его исполнением.

(…)  Государственные  СМИ  должны  выполнять  пропагандистскую  функцию,  это 
безусловная аксиома и требование, но подменять реальную работу вот этим поверхностным 
пропагандистским «ура-ура!» надо прекращать! Иначе никакого индекса доверия, никакой 
читабельности  не  будет.  Давайте  уже  остановим  этот  процесс!  (...)  Когда  мы  видим  на 
некоторых государственных телеканалах передачи с нулевыми рейтингами, я считаю, что это 
крайне  расточительное  отношение  к  деньгам  налогоплательщиков,  которые  попросту 
выбрасываются в топку».

Февраль, 18
Все СМИ 
Представители СМИ г. Астаны отмечают, что зачастую охрана в министерствах и Ак 

Орде требует, чтобы не только журналисты, но фотографы и видеооператоры, приезжающие 
для освещения тех или иных мероприятий, были в костюмах. Это вызывает недоумение, так 
как  на  заседания  телеоператоры  и  фотокорреспонденты  могут  приезжать  после  других 
съемок, а это может быть работа на морозе, в грязи или за городом.

Юрист  Международного  фонда  защиты  свободы  слова  «Адил  соз»  Ганна 
Красильникова  поясняет:  «По  закону  о  госслужбе,  закону  о  СМИ  и  исходя  из 
конституционных норм, любой гражданин, в том числе и журналист, как бы он ни выглядел,  
имеет право войти в любой госорган и получить информацию. И охранник не имеет права не 
пустить  человека,  как бы тот ни был одет.  Ведь  в  учреждение могут приезжать люди из 
дальних  аулов,  приходить  бедно  одетые  люди,  и  они  все  имеют  право  на  доступ  к 
информации».

Российский бизнес-консультант по  вопросам этикета  и  имиджа,  член Национальной 
16



ассоциации специалистов  по протоколу Елена Игнатьева  объясняет:  дресс-код –  это  свод 
правил  и  рекомендаций  о  том,  как  сотрудникам  представительских  профессий  следует 
выглядеть в ситуациях делового общения. И эти правила – социальная, а не законодательная 
норма.

Об этом пишет газета «Мегаполис» в статье «В джинсах не положено?».

2.  Изменения и проекты изменений действующего законодательства, 
определяющие правовое положение средств массовой информации 

Февраль, 11
Все СМИ
11  февраля  в  ходе  расширенного  заседания  коллегии  Министерства  юстиции  глава 

ведомства Берик Имашев сообщил, что министерство внесло на рассмотрение парламента 
законопроект  «О  внесении  изменений  и  дополнений  в  некоторые  законодательные  акты 
Республики  Казахстан  по  вопросам  совершенствования  исполнительного  производства», 
предусматривающий  перевод  неисполнения  решений  судов  в  категорию  тяжких 
преступлений.  

3. Оценки фактического положения СМИ и свободы слова

Февраль, 01
Исполнительный  директор  Национальной  ассоциации  телерадиовещателей  (НАТ) 

Казахстана, член Комиссии по вопросам развития телерадиовещания при правительстве РК 
Шолпан  Жаксыбаева  в  интервью  газете  «Central  Asia  Monitor» высказала  мнение  о  том, 
почему казахстанский зритель не смотрит местные каналы: «…То, что зритель практически 
не  смотрит казахстанские телеканалы и не  нарадуется  на  российские на  третьем десятке 
независимости страны – результат неэффективной информационной политики, когда контент 
регулируется  с  помощью  порочной  системы  госзаказа,  которую  с  полной  уверенностью 
можно  назвать  киллером  казахстанского  телевидения.  22  миллиарда  тенге  (или  146 
миллионов  долларов)  ежегодно  выделяется  трем  госканалам,  с  каждого  казахстанца  без 
всякого спроса в год на их содержание снимается по десять долларов. И что? В рейтингах 
они  по-прежнему  занимают  не  самые  первые  позиции.  Не  оттого,  что  там  специалисты 
плохие,  как  раз-таки  наоборот,  они  собирают  самых  лучших  со  всех  региональных 
телеканалов,  а  техника  и  условия  работы  вообще  первоклассные.  Просто  настоящее 
творчество несовместимо с твердолобой пропагандой». 

Февраль, 15
14  февраля  международная  правозащитная  организация  «Комитет  по  защите 

журналистов»  (КЗЖ,  Committee  to  Project  Journalists)  опубликовала  ежегодный  отчет 
«Нападения  на  прессу.  Журналистика  на  передовых  в  2012  году».  В  нем  отмечается 
ухудшение условий свободы прессы:  «Беспрецедентный рост в  прошлом году количества 
убитых  и  заключённых  в  тюрьмы  журналистов,  совместно  с  законодательными 
ограничениями и цензурой,  подрывает независимое освещение новостей во многих странах 
мира».  

В Казахстане эксперты КЗЖ отметили несколько мер, предпринятых правительством, 
которые влияют на свободу слова в стране. Первое: «Новое законодательство ограничивает 
доступ к интернету и запрещает размещение материалов, якобы угрожающих безопасности 
страны».  Второе:  «Используя  обыски,  аресты  и  постановления  о  закрытии  СМИ,  власти 
заставляют молчать критиков подавления протестов в Жанаозене».

«Третья мера предписывает международным телерадиокомпаниям, ведущим вещание 
на Казахстан, регистрироваться в государственных органах», - говорится в отчете.

Кроме  этого  в  отчете  отмечаются  обыски  в  редакции  видеопортала  «Стан», 
17



проведенные  сотрудниками  КНБ,  требования  предоставить  им  материалы  о  Жанаозене, 
вызовы журналистов портала на допросы по поводу событий в Жанаозене; задержание на 
несколько недель главного редактора газеты «Взгляд» Игоря Винявского, угрозы членам его 
семьи и в адрес коллег, осудивших задержание журналиста; закрытие в конце года около 40 
независимых СМИ; нападение на уральского журналиста Лукпана Ахмедьярова.

Февраль, 22
Представитель Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по 

свободе прессы Дунья Миятович, отвечая на вопрос репортера радио Азаттык о контроле над 
прессой в целях безопасности страны и ее экономического развития, сказала: «Я бы никогда 
не оспорила необходимость экономического развития в любой стране. Я бы также никогда не 
оспорила  легитимное  право  любого  правительства  делать  наши  общества  безопаснее  и 
надежнее. Я бы также никогда не осудила легитимное право любого правительства бороться 
с  терроризмом,  торговлей  людьми,  издевательством  над  детьми  и  всеми  теми  угрозами, 
которые, к сожалению, имеются в наших обществах. Но не за счет свободы слова, поскольку 
я считаю, что это неправильно и просто является заблуждением говорить, что нам нужно 
сдерживать  свободу  слова  или  что  нам  нужно  заставить  замолчать  отличающиеся  и 
критические  голоса,  провоцирующие  голоса,  сатирические  голоса,  для  того  чтобы  наши 
общества развивались и были безопасными. 

Ни в каком обществе нет безопасности, если люди не могут свободно выражать себя и 
если  нет  свободного обмена  информацией.  И в  то  же время я  не  думаю,  что  мы можем 
свободно выражать себя и ценить наши очень важные права человека, если мы не живем в 
надежном и безопасном обществе. Вопрос в том, как соединить эти два утверждения, как 
сделать, чтобы они сплелись и соединились. Так часто я слышу, как представители властей и 
гражданского  общества  высказывают  в  противоположных  направлениях,  что  нам  нужна 
безопасность, но что, с другой стороны, нам нужна свобода. До тех пор пока эти две вещи не 
соединятся, я не думаю, что мы в чем-то добьемся успеха».

4. Действия в защиту гражданских и профессиональных прав СМИ и журналистов

Февраль, 25
Берик Жагипаров, «Молодежная газета» (г. Жезказган)
25 февраля главный редактор «Молодежной газеты» Берик Жагипаров провел в Алматы 

пресс-конференцию, на которой заявил о том, что никакого преступления не совершал, не 
был  участником  противозаконных  действий,  никаких  взяток  не  брал.  Такое  заявление 
журналиста  вынудила сделать  ситуация,  сложившаяся вокруг  него.  По словам Берика,  17 
февраля ему стали звонить люди, с которыми он сталкивался в связи с профессиональной 
деятельностью,  и  сообщили,  что  им было  предложено  оговорить  его.  К  примеру,  лидеру 
рабочих Жезказганской ТЭЦ Айжан Махатовой позвонил человек и сказал, чтобы она дала 
полиции  показания,  что  Жагипаров  брал  взятки.  Кроме  этого,  жена  бывшего  сотрудника 
газеты Д. Нурбаева,  который в данное время находится под арестом в СИЗО Жезказгана, 
сообщила  журналисту,  что  ее  мужа  обещали  отпустить,  если  он  даст  показания  против 
Берика. 

Берик  Жагипаров  считает,  что  за  всем  этим  стоит  руководство  ТОО  «Корпорация 
«Казахмыс»,  деятельность  которого  не  раз  критиковалась  в  публикациях  «Молодежной 
газеты».

Февраль, 04
Оралгайша Омаршанова, «Закон и правосудие» (г. Алматы)
Интернет-портал «Республика» опубликовал обращение коллег пропавшей в марте 2007 

года  корреспондента  газеты  «Закон  и  правосудие»  Оралгайши  Омаршановой.  Письмо 
адресовано  депутатам  и  правоохранительным  органам  Казахстана.  Коллеги  Оралгайши 

18



просят обнародовать результаты расследования исчезновения журналиста. 
В обращении,  в частности,  говорится: «И вопрос не только в том, чтобы найти тело 

несчастной коллеги,  ставшей жертвой  воров,  прикрывавших свои  «серые  схемы» кровью 
Оралгайши  и других  жертв.  Важнее  всего  не допустить  повторения  ситуации,  в которой 
такие люди готовы провоцировать межнациональный и социальный конфликт, чтобы спасти 
свои шкуры, прикрыть «грешки». Это может стоить нам не только жизни лучших людей, но и 
самой основы нашей государственности, установленной на толерантности и общности судеб 
всех этносов, населяющих нашу страну». 

Февраль, 06
6  февраля  международная  организация  «Комитет  по  защите  журналистов»  (КЗЖ, 

committee  to  Project  Journalists),  базирующаяся  в  Нью-Йорке,  выступила  с  заявлением,  в 
котором  призвала власти Казахстана  «прекратить преследование сотрудников независимой 
газеты «Республика»: «Власти Казахстана должны выполнять свои обязательства по свободе 
прессы и добиться прекращения этой кампании запугивания «Республики» и других СМИ».

Поводом для заявления стали изъятия тиражей газеты «Азат»,  предоставившей свои 
полосы для публикации материалов журналистов закрытого «единого» СМИ «Республика» и 
нового  издания  «Рипаблик»,  отпечатанного  в  количестве  99  экземпляров.  При  этом 
судоисполнители  объясняли  изъятие  тиражей  тем,  что  в  решении  суда  о  закрытии  8-ми 
печатных изданий, в названии которых есть слово «республика» и их 23 интернет-ресурсов, 
написано: «Прекратить выпуск единого средства массовой информации «Республика» (…), а 
также  иные  средства периодического  или  непрерывного  публичного  распространения 
продукции  средства  массовой  информации  «Республика»,  включая  интернет-  ресурсы, 
используемые для такого распространения».

Эксперты  Комитета  по  защите  журналистов  считают:  «казахстанские  власти  стали 
преследовать десятки независимых и критически настроенных СМИ вскоре после того, как 
страна была избрана в Совет ООН по правам человека в ноябре. Наступление на СМИ было 
связано с критическим освещением кровопролитных столкновений между протестующими 
нефтяниками и полицией в западно-казахстанском городе Жанаозене в декабре 2011 года».

Февраль, 18
«Республика» (г. Алматы)
Депутат  Бундестага  Кристоф  Штрессер  обратился  с  письмом  к  послу  Республики 

Казахстан  в  Федеративной  Республике  Германии  Нурлану  Онжанову,  в  котором  выразил 
обеспокоенность ситуацией со свободой слова в Казахстане. 

По  мнению  г-на  Штрессера,  в  результате  закрытия  около  40  независимых  СМИ  в 
Казахстане  «под  угрозу  была  поставлена  не только  непосредственная  работа  средств 
массовой информации, но и деятельность отдельных журналистов».

«Мою  обеспокоенность,  в частности,  усиливают  текущие  процессы  в отношении 
журналистки Татьяны Трубачевой. На данный момент существует правовой конфликт между 
Татьяной  Трубачевой  и государственными  органами  Казахстана,  вынесение  приговора 
по которому повлечет за собой наказание в виде лишения свободы от одного года до двух лет. 
Буду  признателен  за предоставление  информации  по текущим  процессам  против  г-жи 
Трубачевой», - говорится в письме.

Кристоф  Штрессер  просит  посла  РК  в  ФРГ  «в рамках  своих  возможностей 
поспособствовать тому, чтобы журналисты могли свободно и беспрепятственно выполнять 
свою  работу,  а соответствующие  СМИ  оставались  доступными  каждому  гражданину 
Казахстана».

Февраль, 22
Республика
Депутат Европейского парламента Соня Алфано обратилась с письмом к послу РК в 

19



Евросоюзе Алмазу Хамзаеву по поводу закрытия «единого» СМИ «Республика». В нем она 
выразила  надежду,  что  «апелляционная  инстанция  рассмотрит  дело  «единого  СМИ», 
максимально учитывая Всеобщую декларацию прав человека, а также Международный пакт 
о гражданских и политических правах, так как Казахстан подписал оба документа». 

Г-жу Алфано поддержали ее коллеги Ричард Ховетт, Ана Гомез и Лииза Яаконсаари: 
«Будучи  депутатами  Европарламента,  мы также  по-прежнему  обеспокоены  угрозой 
уголовного наказания для журналистов за их профессиональную деятельность и призываем 
Казахстан придерживаться его международных обязательств в сфере защиты свободы слова 
и прессы».

Члены  Европарламента  считают,  что  Казахстан,  как  нынешний  член  Совета  ООН 
по правам  человека,  «имеет  особые  обязательства  уважать,  продвигать  и реализовывать 
международные стандарты в области прав человека».

Февраль, 28
Все СМИ
В Женеве  Международная  правозащитная  организация  «Фонд по  правам человека», 

основанная в США Тором Халворссеном, озвучила Обращение к Верховному комиссару по 
правам человека ООН и к международному сообществу с просьбой обратить внимание на 
ухудшающуюся ситуацию в области прав человека в Республике Казахстан. 

«В ноябре 2012 года Казахстан был избран в Совет по правам человека Организации 
Объединенных Наций и  будет  действовать  в  качестве  государства-члена в  первый раз  во 
время  22-й  сессии,  начиная  с  25  февраля  2013  года,  в  Женеве.  В  то  же  время  год  был 
ознаменован  недемократической  политикой  Казахстана,  закрытием  средств  массовой 
информации,  преследованием  активистов  по  защите  прав  человека,  запугиванием 
журналистов и заключением в тюрьму политических противников», - говорится в документе.

Фонд убежден,  что  Казахстан,  подписавший Международный пакт о гражданских и 
политических правах и Конвенцию против пыток и  других жестоких,  бесчеловечных или 
унижающих  достоинство  видов  обращения  и  наказания  (САТ),  «юридически  обязан 
претворять в жизнь принципы, содержащиеся в них».

Фонд призвал «Швейцарию в качестве председателя Организации по безопасности и 
сотрудничеству  в  Европе  (ОБСЕ)  в  2014  году  сделать  конкретные  предложения  по 
исправлению ухудшающейся ситуации с правами человека в Республике Казахстан.

(…)  Совет  по  правам  человека  ООН  назначить  Специального  докладчика  ООН  по 
вопросу ситуации с правами человека в Республике Казахстан».

Февраль, 22
Казнет, Блогосфера
22  февраля  государственный  секретарь  Марат  Тажин  на встрече  с  представителями 

СМИ затронул информационную политику в интернете. По его мнению, «2013 год должен 
стать годом формирования «новой политической моды» с выходом в медийное пространство 
свежих  лиц  и идей.  Нужно  создать  единые  базы  данных  (...)  наиболее  популярных 
в Казахстане и за  рубежом частных аналитиков,  блогеров,  модераторов социальных сетей, 
пользующихся популярностью и авторитетом у казахстанской аудитории».

Заявление  г-на  Тажина  стало  новостью  дня:  в «Фейсбуке»  его  прокомментировали 
практически  все  активные  пользователи.   Многие  из  них  отметили,  что  это  очередная 
попытка взять под контроль интернет-пространство. 

Политик Булат Абилов, в частности, так прокомментировал заявление госсекретаря РК: 
«...публичность его инициативы — это часть общей пиар-компании, попытка показать, что 
власть не «отморожена» и не замечает, что ее образ в глазах народа сейчас «никакой». 

(…) Что касается ставки на интернет-пространство, то налицо попытка взять его под 
контроль. Думаю, составление списка направлено на то, чтобы выделить в Сети успешных, 
пользующихся авторитетом людей, и провести с ними соответствующую работу на предмет 

20



сотрудничества.  Не все  же,  кто  сегодня  размещает  посты  в соцсетях,  — оппозиционно 
настроены. Вот на них и будет делаться ставка».

Февраль, 22
Гульжан Ергалиева, nuradam.kz, «ADAM reader’s» (г. Алматы)
«Вместо интернет-сайта guljan.org, работа которого была приостановлена по решению 

суда,  будут  запущены  сайт  nuradam.kz  и  журнал  ADAM  reader’s»,  -  сообщила  главный 
редактор Гульжан Ергалиева агентству КазТАГ.

При этом она пояснила, что сайт nuradam.kz будет преемником guljan.org, однако будет 
шире по наполнению: «Этот сайт будет правопреемником guljan.org, потому что остается та 
же команда, все задачи, цели, политика, какие-то темы, которые мы не довели до конца. Мы 
хотим расширить контент сайта в связи с появлением печатного издания (ADAM reader’s - 
КазТАГ), потому что они должны друг друга поддерживать. С точки зрения тематики сайт 
будет расширяться с учетом появления в скором будущем печатного издания ADAM reader’s».

Февраль, 09
Лукпан Ахмедьяров, «Уральская неделя» (г. Уральск)
Редакция  костанайского  еженедельника  «Наша  Газета»  присоединилась  к  акции 

«Медяки  для  Имашева»  в  помощь  газете  «Уральская  неделя»  по  сбору  средств  на 
компенсацию  морального  вреда  бывшего  начальника  управления  внутренней  политики 
Западно-Казахстанской  области  Тлеккабыла  Имашева.   Напомним,  эту  акцию  начали 
читатели газеты и коллеги корреспондента «Уральской недели» Лукпана Ахмедьярова после 
того,  как  вступило  в  силу  решение  суда  Уральска  о  выплате  чиновнику  журналистом  и 
собственником газеты ТОО «Журналисткая инициатива» 5 млн. тенге .

Февраль, 11 
Все СМИ
Незаконной и неконституционной считают казахстанские журналисты и юристы некую 

засекреченную  инструкцию,  из-за  которой  казахстанцы  вынуждены  оставлять  мобильные 
телефоны,  флешки  и  планшеты  на  входе  в  министерства,  суды  и  прочие  госорганы. 
Участники  интернет-проекта  «Юристы  за  соблюдение  законов»  потребовали  от  МВД 
ознакомить  общественность  с  выдержками  из  инструкции  или  запретить  охранникам  на 
проходных нарушать права человека.

Мониторинг подготовлен по сообщениям СМИ 
и корреспондентов Фонда «Адил соз».

Координатор мониторинговой службы фонда «Адил соз»
Елена Цой
e-mail: lena@adilsoz.kz

Руководитель юридической службы фонда «Адил соз»
Ганна Красильникова
e-mail:    ganna@adilsoz.kz  

По всем вопросам мониторинга вы можете также обратиться 
info@adilsoz.kz

21

mailto:info@adilsoz.kz
mailto:ganna@adilsoz.kz
mailto:lena@adilsoz.kz

	I. НАРУШЕНИЯ ПРАВ СМИ И ЖУРНАЛИСТОВ
	1. Угрозы в отношении  журналистов и СМИ 
	2. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов
	3. Необоснованный отказ и нарушение сроков предоставления 
общественно значимой информации
	4. Необоснованные ограничения в получении общественно значимой информации
	5. Воспрепятствование свободному получению и распространению информации
	6. Нарушение принципа равноправия СМИ
	7. Нарушение трудовых прав журналиста
	8. Необоснованное изъятие тиража СМИ 

	II. КОНФЛИКТЫ. НАРУШЕНИЯ, ИНКРИМИНИРУЕМЫЕ 
СМИ И ГРАЖДАНАМ В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПРАВА НА СВОБОДУ ВЫРАЖЕНИЯ
	1.  Обвинение в клевете (ст. 129 УК РК)
	2. Обвинение в неисполнении приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст. 362 УК РК)
	3. Требование о прекращении деятельности СМИ
	4. Требования о защите чести, достоинства и деловой репутации, 
вытекающие из публикации определенных сведений
	5.  Обвинения в нарушении законодательства РК 
	о средствах массовой информации (ст. 342 КоАП РК)
	6. Обвинения в неисполнении судебных актов (ст. 524 КоАП РК)

	III. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО И ПРАВОВОГО КЛИМАТА В СТРАНЕ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
	1. Общественно-политические события, 
определяющие развитие ситуации со свободой слова
	2.  Изменения и проекты изменений действующего законодательства, 
	определяющие правовое положение средств массовой информации 
	3. Оценки фактического положения СМИ и свободы слова
	4. Действия в защиту гражданских и профессиональных прав СМИ и журналистов


