
                                                                             Международный Фонд защиты 
                                                                 свободы слова «Адил соз»

Мониторинг
нарушений свободы слова в Казахстане

в феврале 2011 года

В  феврале  2011  г.  мониторинг  нарушений  свободы  слова  фонда  «Адил  соз» 
зафиксировал  85 сообщений.  57  из  них дают информацию о прямых нарушениях 
прав СМИ и журналистов, в т.ч.:

− необоснованный  отказ  и  нарушение  сроков  предоставления  
общественно значимой информации - 26 сообщений.

Зафиксировано 13 сообщений о конфликтах и обвинениях, выдвинутых против 
СМИ и журналистов, в т.ч.:

− требования о защите чести, достоинства и деловой репутации - 7 сообщений.

Содержание
I. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО, 
АДМИНИСТРАТИВНОГО И ПРАВОВОГО КЛИМАТА В СТРАНЕ, 
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ 
СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ                                                                                 .............................................................................  3  

1. Действия и выступления должностных лиц, определяющие фактическое положение 
средств массовой информации и состояние свободы слова                                                      ..................................................  3  
2.  Решения и действия должностных лиц 
по регулированию интернет-пространства РК                                                                           .......................................................................  3  
3.  Изменения и проекты изменений действующего законодательства, 
определяющие правовое положение средств массовой информации                                      .................................  4  
4. Оценки фактического положения СМИ и свободы слова                                                     .................................................  6  
5. Действия и выступления в защиту гражданских 
и профессиональных прав СМИ и журналистов                                                                        ....................................................................  7  

II. НАРУШЕНИЯ ПРАВ СМИ И ЖУРНАЛИСТОВ                                                                ............................................................  9  
1. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов                 .............  9  
2. Неправомерный доступ к компьютерной информации                                                         .....................................................  9  
3. Необоснованное задержание журналистов                                                                           .......................................................................  10  
4.  Нарушение прав СМИ и журналистов на свободу слова и творчества                             .........................  10  
5. Необоснованный отказ и нарушение сроков предоставления                                            .......................................  11  
общественно значимой информации                                                                                         .....................................................................................  11  
6.  Необоснованные ограничения в получении общественно значимой информации         .....  16  
7.  Нарушения в сфере высоких технологий                                                                             .........................................................................  18  
8. Необоснованные ограничения доступа к веб-сайтам                                                          ......................................................  19  
9. Нарушения принципа гласности судебного процесса                                                         .....................................................  20  
10. Нарушения хозяйственных прав СМИ                                                                                ............................................................................  21  
11. Нарушения трудовых прав журналистов                                                                            ........................................................................  22  

III. КОНФЛИКТЫ. НАРУШЕНИЯ, ИНКРИМИНИРУЕМЫЕ 

1



СРЕДСТВАМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ЖУРНАЛИСТАМ                                 .............................  23  
1.  Обвинения в клевете (ст. 129 УК РК)                                                                                   ...............................................................................  23  
2. Требования о защите чести, достоинства и деловой репутации,                                        ...................................  23  
вытекающие из публикации определенных сведений                                                             .........................................................  23  
3.  Требования о защите чести, достоинства и деловой репутации, 
вытекающие из публикации взглядов, мнений и оценочных суждений                                ............................  26  
4. Требования о защите права на собственное изображение                                                  ..............................................  26  
5.  Требования и иски СМИ и журналистов о защите своих гражданских и 
профессиональных прав                                                                                                              ..........................................................................................................  27  

5.1. Ходатайства об условно-досрочном освобождении                       ..................  27  

2



I. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО, 
АДМИНИСТРАТИВНОГО И ПРАВОВОГО КЛИМАТА В СТРАНЕ, 

ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ 
СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

1. Действия и выступления должностных лиц, определяющие фактическое 
положение средств массовой информации и состояние свободы слова

Февраль, 14
Все СМИ
Министр  связи  и  информации  Аскар  Жумагалиев  сообщил  на  своем  блоге,  что 

создан Координационный совет в сфере казахстанских средств массовой информации. По 
информации  министра,  «планируется,  что  это  будет  своего  рода  консультационно-
совещательный  орган,  который  будет  заниматься  совершенствованием  общественных 
отношений  и  законодательства  СМИ,  разрабатывать  экспертно-рекомендательные 
предложения  и  заключения  для  СМИ,  изучать  состояние  национального 
информпространства».

В  совет  войдут  представители  заинтересованных  государственных  органов, 
неправительственных организаций, депутаты Парламента и руководители масс-медиа.

Февраль, 08
Все СМИ
8 февраля в рамках заседания Комиссии по вопросам развития телерадиовещания в 

РК в Министерстве связи и информации был проведен конкурс по включению в перечень 
телевизионных  и  радиопрограмм,  независимо  от  форм  собственности 
телерадиовещательных организаций, распространяемых посредством спутниковых систем 
вещания.

Согласно  Правилам,  утвержденным  Правительством,  победившие  в  конкурсе 
получат возможность распространяться за счет средств республиканского бюджета. 

2.  Решения и действия должностных лиц 
по регулированию интернет-пространства РК

Февраль, 28
Казнет
По  итогам  ежемесячных  подсчетов,  по  количеству  зарегистрированных 

пользователей в социальной сети Facebook Казахстан занял 103 место из 213, Россия — 
25, а Узбекистан — 143, сообщает Tengrinews.kz. 

Первое место по числу зарегистрированных пользователей занимают США. Среди 
любителей Facebook половина всего населения страны — 152189880 человек. 

Количество  пользователей  в  Казахстане  составило  268220  человек.  За  февраль  в 
социальной сети зарегистрировались еще 28280 граждан, что поспособствовало подъему 
рейтинга на 11,79 процента. Большая часть зарегистрированных приходится на людей в 
возрасте от 18 до 34 лет. 

Facebook является самой популярной социальной сетью в мире. Она была основана в 
2004 году. Аудитория сети составляет более 600 миллионов пользователей. 

Февраль, 09
Все СМИ
На  пленарном  заседании  Мажилиса  парламента  РК  депутат  мажилиса  Бакыт 

Сыздыкова в своем запросе на имя министра связи и информации РК заявила о том, что 
конфликтом  собственников  казахстанского  интернет-портала  «Центр  тяжести»  может 

3



воспользоваться деструктивная оппозиция для дестабилизации политической обстановки 
по  египетскому  сценарию:  «Я  опасаюсь,  что  за  внешним  спором  бизнес-партнеров, 
выглядящим  как  борьба  конкурентов,  скрывается  политическая  подоплека.  На 
сегодняшний  день  в  Интернете  активно  обсуждается  информация  о  том,  что  этим 
ресурсом  всерьез  заинтересовалась  деструктивная  оппозиция...  (…)  Понятно,  что  этот 
ресурс необходим неким силам, чтобы иметь проверенный инструмент дестабилизации 
политической  обстановки  и  манипулирования  общественным  сознанием,  например,  по 
египетскому сценарию». 

По мнению депутата, министерству информации и связи необходимо срочно создать 
некую  экспертную  комиссию,  в  которую  должны  войти  чиновники,  представители 
неправительственных организаций, общественные деятели и просто уважаемые в стране 
люди. Экспертной комиссии, по словам Б. Сыздыковой, нужно будет провести анализ и 
мониторинг всего, что пишут пользователи на форумах, в блогах и комментариях. После 
определенных  выводов,  сделанных  экспертами  комиссии,  к  интернет-ресурсу  могут 
применяться санкции. 

Февраль, 18
Казнет
17–18  февраля  в  АО  «Казахтелеком»  прошло  ежегодное  совещание  по  итогам 

деятельности  в  2010  г.  с  участием  руководителей  филиалов,  дочерних  организаций  и 
зарубежных представительств.

Количество фиксированных линий на 1 января 2011 г. составило 3802916 единиц, в 
том числе  ГТС — 2753416 единиц,  СТС — 1049500 единиц.  Монтированная  емкость 
оборудования  широкополосного  доступа  к  интернет  (ШПД) составляет  более  938 тыс. 
портов, задействованная — более 776 тыс. портов.

3.  Изменения и проекты изменений действующего законодательства, 
определяющие правовое положение средств массовой информации 

Февраль, 01
Все СМИ
1 февраля в официальной прессе опубликовано постановление правительства от 31 

января, утверждающее правила распространения отечественных теле-  и радиопрограмм 
через спутниковые системы вещания, финансируемого за счет средств республиканского 
бюджета.

В  соответствии  с  утвержденными  правилами,  распространяться  за  счет  средств 
бюджета будут  только теле-  и  радиопрограммы свободного доступа,  которые вошли в 
утверждаемый правительством перечень.

Перечень программ формируется на конкурсной основе по рекомендации комиссии 
по  вопросам  развития  телерадиовещания.  Конкурс  на  право  включения  в  перечень 
проводится  ежегодно  на  конкурсной  основе с  момента  утверждения  республиканского 
бюджета на соответствующий год.

Февраль, 04 
Все СМИ
С 4 февраля вступил в действие закон РК «О внесении изменений и дополнений в 

некоторые  законодательные  акты  Республики  Казахстан  по  вопросам  дальнейшей 
гуманизации уголовного законодательства и усиления гарантий законности в уголовном 
процессе».  Закон  вводит институт  административной преюдиции.  Это означает,  что  за 
преступления,  не  представляющие  большой  общественной  опасности,  сначала  будет 
применяться административная ответственность,  а при их повторении в течении года – 
уголовная.

4



Преступлениями  небольшой  тяжести  признаются  умышленные  деяния,  за 
совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом РК, 
не  превышает  двух  лет  лишения  свободы.  В  числе  частично  декриминализуемых 
правонарушений оказалась и клевета. Уличенного в клевете впервые обяжут возместить 
вред пострадавшему, а если в течение года он снова совершит такое же правонарушение, 
то будет нести уголовную ответственность. 

Февраль, 14
Все СМИ
Руководители  девяти  телевещательных  компаний  республики  -   «Евразия-ОРТ», 

«Хабар»,  «Астана»,  «SHAHAR»,  «Ирбис»,  «Караганда»,  «Арай-плюс»,  «Первый 
Северный», «Рика-ТВ» - направили письмо министру связи и информации Казахстана в 
поддержку законопроекта «О телерадиовещании».  

По мнению топ-менеджеров отечественных телеканалов, законопроект в случае его 
принятия позволит уравнять «правила игры на рынке для всех его участников, то есть для 
эфирных телеканалов с одной стороны, и кабельных и спутниковых - с другой». 

Сейчас, говорится в обращении, деятельность кабельных операторов практически не 
регулируется законом: «По всему тексту действующего закона «О СМИ» для кабельных 
операторов предусмотрены всевозможные «поблажки», заключенные в словах: «Данное 
требование не распространяется на сети кабельного и эфирно-кабельного телевидения». 

Кроме того, по словам авторов письма, операторы кабельной связи обходят запрет на 
рекламу алкоголя и табака и, таким образом, разные участники рынка вновь оказываются 
в неравном положении.

Также руководители  телеканалов  поддержали норму об обязательном бесплатном 
включении  в  пакеты  казахстанских  эфирных  каналов:  «На  данный  момент  крупные 
кабельные операторы буквально  дискриминируют  отечественные СМИ, размещая  их в 
своих пакетах за средства телеканалов, в то время как сами охотно платят зарубежным 
телеканалам за то, чтобы их разместить в своих сетях».  

Февраль, 24
Все СМИ
23  февраля  в  Алматы  прошел  круглый  стол,  на  котором  Министерство  связи  и 

информации  впервые  публично  обсудило  законопроект  «О  телерадиовещании». 
Документ, несмотря на обещания руководителей министерства, так и не был опубликован 
на  сайте  правительства,  до  сих  пор  общественность  довольствовалась  копиями, 
неформально  полученными  от  руководителей  СМИ,  участвовавших  в  рабочей  группе 
министерства.

Председатель комитета по информации и архивам министерства связи и информации 
Болат  Берсенбаев  рассказал  о  достоинствах  законопроекта.  Главное  из  них  то,  что  с 
введением  цифрового  телевидения  все  население  Казахстана  получит  доступ  к 
отечественным государственным телеканалам. Операторы кабельного телевидения будут 
обязаны  включать  в  пакет  не  менее  50  процентов  отечественных телеканалов. 
Предполагается  запретить  выход  в  эфир  видеопродукции  «порнографического  и 
специального  сексуально-эротического  характера,  пропаганды  культа  жестокости  и 
насилья».  Также  министерство  намерено  ввести  институт  учета  и  регистрации 
иностранных телеканалов и радиостанций, вещающих на территории РК, с обязательным 
открытием  представительства.  Согласно  законопроекту,  местные  исполнительные  и 
представительные органы регионов и городов получают право контроля за соблюдением 
правил телерадиовещания на своих территориях. 

Неправительственные журналистские организации выразили опасения, что ряд норм 
законопроекта  существенно  ограничит  права  населения  на  свободное  получение  и 
распространение  информации.  Так,  нормы  законопроекта  на  практике  обернутся 

5



значительным  сокращением  иностранных  телеканалов,  присутствующих  сейчас  в 
Казахстане. Развитие телерадиовещания на  казахском языке необходимо поддерживать 
различными,  в  том  числе,  материальными  стимулами,  а  не  запретительными  и 
ограничительными мерами, как то предусматривает законопроект. 

Руководители министерства пообещали учесть все замечания участников круглого 
стола.

Февраль, 25
Все СМИ
25 февраля в Астане состоялся круглый стол, посвященный переходу казахстанского 

телевидения на цифровое вещание. Исполнительный директор Национальной ассоциации 
телерадиовещателей  Шолпан  Жаксыбаева  в  ходе  своей  презентации  подняла  вопрос  о 
том,  что  предусмотренное  законопроектом  «О телерадиовещании»  поэтапное  введение 
цифрового  вещания  поставит  под угрозу  существование  региональных  частных 
телеканалов.

Вице-министр связи и информации Нурай Уразов заметил, что «в настоящее время 
качество  эфира региональных телеканалов  недостаточно  высокое.  Большинство из  них 
живут за счет ретрансляции программ иностранных и республиканских телеканалов.  В 
результате  они  теряют  свое  основное  предназначение  и  остаются  в  эфире  благодаря 
небольшим рекламным бюджетам и госзаказу».

В кулуарах  заседания  Н.  Уразов,  отвечая  на  вопросы журналистов,  сказал,  что  в 
случае  принятия  законопроекта  зарубежным  телеканалам  придется  самостоятельно 
получать  разрешение  на  вещание  в  Казахстане.  Раньше  их  интересы  представляли 
кабельные сети. По его словам, это нововведение обуславливается усилением контроля за 
содержанием телеконтента.  На вопрос о том,  захотят ли полюбившиеся  казахстанским 
зрителям зарубежные телеканалы проходить бюрократические процедуры в Казахстане, 
Н. Уразов ответил: «Что ж, никто не в силах заставить их работать в нашей стране». 

4. Оценки фактического положения СМИ и свободы слова

Февраль, 17
Все СМИ
Комитет  по  защите  журналистов  (Committee  to  Protect  Journalists  —  CJP) 

опубликовал ежегодный отчет «Нападения на прессу в 2010 году». 
«Правительство  президента  Нурсултана  Назарбаева  не  провело  реформы, 

обеспечивающие  свободу  прессы,  которые  были  обещаны  в  обмен  на  получение 
Казахстаном  в  2010  году  поста  председателя  Организации  по  безопасности  и 
сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Правительство не только не выполнило официального 
обещания  исключить  клевету из  числа  уголовно  наказуемых преступлений и привести 
законы  о  прессе  в  соответствие  с  международными  стандартами,  но  и  ввело  новые 
ограничительные меры, регулирующие информацию в Интернете,  а также масштабный 
закон о неприкосновенности частной жизни, защищающий государственных чиновников 
от контроля общественности», - отмечается в отчете.

В документе говорится,  что  «пренебрегая  правами человека и свободой прессы в 
стране, Казахстан подрывает международную репутацию ОБСЕ как защитника этих прав, 
дискредитирует  значимость  и  эффективность  работы  организации  и  тем  самым 
обесценивает права человека во всех странах-участницах ОБСЕ».

Февраль, 16
«Взгляд» (г. Алматы)
Общественные  деятели,  депутаты  и  политики  на  страницах  газеты  «Голос 

Республики» высказали свое отношение к судебному процессу между хирургом и газетой 

6



«Взгляд», которую суд обязал выплатить 15 млн. тенге в счет возмещения морального 
вреда бывшему врачу алматинской горбольницы № 4. 

По  мнению  депутата  Мажилиса  парламента  Айгуль  Соловьевой,  штраф  «в 15 
миллионов  ориентирован  на закрытие  издания,  а это  грубое  нарушение  принципов 
свободы  слова.  Нужно  принимать  системные  меры  для  того,  чтобы  СМИ  не могли 
наказывать  такими  непомерными  исками.  (…)  врач  должен  был  для  начала  написать 
письмо  в редакцию,  потребовать  опровержения,  доказать,  что  опубликованная 
информация недостоверна. И только потом идти в суд. Но и там должен быть выставлен 
разумный  предел  (например,  не больше  $7  000).  Иначе  независимые  газеты  просто 
исчезнут из нашего поля, мы потеряем доступ к другой точке зрения — останутся только 
те издания, которые будут говорить ни о чем».

Заместитель директора представительства «Freedom House» в Казахстане Вячеслав 
Абрамов считает, что «публикация во «Взгляде» не задевала чести и достоинства хирурга, 
она  всего  лишь  констатировала  факты,  которые  подтверждались  документами.  Газета 
и журналисты выполняли свой долг, делали свою работу. И, судя по тому, что был подан 
такой иск, сделали ее качественно и честно».

По  мнению  посла  Финляндии  в Казахстане  и Кыргызстане  Микко  Киннунена 
и советника  по вопросам  развития  МИД  Финляндии  Матти  Каариайненоа,  «если 
журналист  осветил  проблему,  основываясь  на документах  и фактах,  никто  не вправе 
взыскивать  с него  или  редакции  моральный  ущерб.  (...)  Штраф  в 15  миллионов  тенге 
неприемлем...». 

5. Действия и выступления в защиту гражданских 
и профессиональных прав СМИ и журналистов

Февраль, 08
Все СМИ
8  февраля  в  Брюсселе  по  инициативе  подкомиссии  по  правам  человека 

Европарламента совместно с фондом «Открытый диалог» (Польша) прошла конференция 
«Казахстан: свобода слова и гражданского общества». В конференции приняли участие 
представители  гражданского  общества  Казахстана,  депутаты  Европарламента, 
европейские  правозащитники  и  журналисты,  представители  посольства  Казахстана  в 
Бельгии. В фойе Европарламента была организована фотовыставка, во время конференции 
демонстрировали фильм о политической ситуации в Казахстане.

О ситуации со свободой слова в Казахстане рассказала шеф-редактор медиагруппы 
«Республика»  Ирина  Петрушова.  Она  продемонстрировала  участникам  конференции 
газету «Республика» в том виде, в котором она поступает читателям последние полтора 
года после запрета всем типографиям принимать заказы на ее печать. Также И. Петрушова 
рассказала о налоговых претензиях как новом методе давления на независимые издания. 

Раушан  Есергепова,  супруга  осужденного  главного  редактора  газеты  «Алма-Ата 
Инфо» Рамазана Есергепова,  ознакомила депутатов Европарламента с тем, как сегодня 
ведется  борьба  за  изменение  режима  заключения  журналиста.  Она  обратилась  к 
участникам конференции с  просьбой «в  рамках  возможностей  Европарламента  оказать 
давление  на  казахстанскую  власть  с  целью  освободить  наконец  политзаключенного 
Есергепова». 

Февраль, 03
СМИ Северо-Казахстанской области
3 февраля на оперативное совещание ДВД Северо-Казахстанской области с участием 

руководителей всех подразделений североказахстанские журналисты пришли не только 
осветить это событие. На камерах телеоператоров и фотожурналистов, опущенных вниз, а 
также  на  рукавах  остальных  представителей  прессы  были  повязаны  ленты  цвета 

7



государственного флага. Таким образом они хотели напомнить полицейским, что следует 
соблюдать законы РК, в частности, Закон «О средствах массовой информации».

Поводом для такой акции послужили действия полицейских, сотрудников ДКНБ и 
военнослужащих,  стоявших  в  оцеплении  во  время  проведения  в  Петропавловске 
Эстафеты огня 7-х зимних Азиатских игр 21 января.  Силовики в форме и в штатском 
буквально  «выкидывали»  журналистов  с  маршрута  прохождения  огня.  При  этом  в 
некоторых случаях была повреждена видеоаппаратура. Наличие специальной экипировки, 
выданной в качестве пропуска всем представителям СМИ, и служебного удостоверения на 
стражей порядка не действовали. В итоге вторую часть прохождения Эстафеты огня не 
пришел освещать практически ни один собкор республиканских СМИ.

Журналисты  обратились  в  ОФ  поддержки  региональных  СМИ  «Адил  Арка»  с 
жалобой на нарушение их профессиональных прав.  Фонд, в свою очередь,  выступил с 
письменными заявлениями в адрес ДВД СКО, воинской части 6637 и Департамента КНБ 
по СКО о неправомерных действиях сотрудников.

8  февраля  в  ОФ  «Адил  Арка»  поступил  ответ  начальника  ДВД  СКО  Мурата 
Урумханова,  в  котором  он  принес  сотрудникам  СМИ  извинения  за  действия  своих 
подчиненных. Незадолго до этого аналогичное письмо пришло от начальника воинской 
части 6637 Кайрата Актанова. Корреспонденты североказахстанских СМИ надеются, что 
несмотря  на  то,  что  временно  исполняющий  обязанности  начальника  ДКНБ  по  СКО 
Калгаев  считает,  что  «сотрудники  ДКНБ  по  СКО,  задействованные  в  обеспечении 
безопасности  проведения  в  Петропавловске  Эстафеты  огня  нарушений  законных  прав 
представителей  СМИ,  а  также  других  граждан  не  допускали»,  в  дальнейшем силовые 
структуры  не  будут  препятствовать  журналистам  в  осуществлении  законной 
профессиональной деятельности.

Февраль, 22
«Моя Республика — факты, события, люди» (г. Алматы)
Международный  фонд  защиты  свободы  слова  «Адил  соз»,  изучив  ситуацию, 

связанную  с  перерегистрацией  газеты  «Моя  Республика  —  факты,  события,  люди», 
направил  Генеральному прокурору  Кайрату  Мами  письмо.  Фонд  просит  генпрокурора 
взять  под  персональный  контроль  ситуацию,  «связанную  с  грубым  нарушением 
конституционного права граждан на свободное получение и распространение информации 
и норм закона РК «О средствах массовой информации».

Напомним, собственник газеты - ТОО «АДП Лтд» с сентября 2009 года шесть раз 
подавал  в  Министерство  культуры  и  информации,  а  затем  в  Министерство  связи  и 
информации  полный  пакет  документов  на  перерегистрацию  издания.  Дважды  эти 
документы были потеряны ответственными сотрудниками Министерства,  что признано 
ими в суде. 

17.02.2010 г. экономический суд Астаны признал незаконным бездействие Комитета 
информации и архивов МКИ РК, не производящего в установленном порядке переучет 
газеты «Моя Республика  –  факты,  события,  люди»,  признано  незаконным.  Суд  обязал 
комитет  информации  и  архивов  Министерства  информации  и  культуры  «устранить  в 
полном объеме допущенное нарушение прав и охраняемых законом интересов ТОО «АДП 
Лтд»  и  в  установленном  законом  порядке  рассмотреть  заявление  ТОО  «АДП  Лтд»  о 
переучете газеты «Моя республика». 

В  мае  2010  г.  по  протесту  прокурора  г.  Астаны  апелляционная  коллегия  суда  г. 
Астаны отменила решение суда первой инстанции в части, обязывающей Министерство 
культуры и информации принять  меры к соблюдению прав собственника газеты «Моя 
республика».

С  тех  пор  собственник  газеты  дважды  подавал  документы  на  перерегистрацию 
издания  культуры  и  информации  —  в  Министерство  связи  и  информации.  Однако 
ситуация не меняется: министерство в перерегистрации издания не отказывает,  но и не 

8



производит ее. 

II. НАРУШЕНИЯ ПРАВ СМИ И ЖУРНАЛИСТОВ

1. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов

Февраль, 03
Дмитрий Ройз, ТК «7» (г. Петропавловск)
Как сообщалось ранее, телеканал «7» обратился с жалобой на действия сотрудников 

патрульной  службы  ДВД  Северо-Казахстанской  области  к  руководству  ДВД  Северо-
Казахстанской  области.  Полицейские  пытались  вырвать  телекамеру  из  рук  оператора 
телеканала Дмитрия Ройза, когда он хотел снять их на видео. При этом аппаратура была 
повреждена - сломан видоискатель. 

3  февраля на  брифинге начальник  ДВД СКО Мурат  Урумханов сообщил,  что  по 
этому  факту  проведено  служебное  расследование.  Трое  полицейских  привлечены  к 
дисциплинарной ответственности, им вынесено «неполное служебное соответствие». 

Февраль, 09
Николай Соловьев, «Наша Газета» (г. Костанай)
9 февраля фотокорреспондент еженедельника «Наша Газета» Николай Соловьев по 

заданию  редакции  прибыл  в  Костанайский  областной  суд  на  уголовный  процесс  по 
обвинению бывших сотрудников полиции в избиении 18-летнего задержанного. Фотокор 
попытался сфотографировать обвиняемых, когда они проходили по коридору здания суда. 
Увидев, что Н. Соловьев пытается сделать снимок, подсудимый Каппасов набросился на 
него с нецензурной бранью, схватился за фотоаппарат, при этом сломал фотовспышку. 

Сотрудники конвоя оттащили Каппасова в сторону и увели в зал заседаний. В зале 
суда присутствовали бывшие коллеги подсудимых, которые выбежали в коридор и тоже 
стали  хватать  Соловьева  за  одежду  и  фотоаппарат.  В  ситуацию  вмешался  судебный 
пристав, который призвал их к порядку, а фотокорреспондента отвел к судье. Несмотря на 
то, что все события происходили в коридоре суда, судья Саламатова указала Соловьеву, 
что  своими  действиями  он  нарушил  ее  запрет  на  проведение  фото-  и  видеосъемки 
участников уголовного процесса. 

2. Неправомерный доступ к компьютерной информации

Февраль, 25
www.wspolnotakaz.pl
25 февраля  ассоциация Stowarzyszenie Wspolnota Kazachska разослала сообщение о 

том, что интернет-сайт ассоциации www.wspolnotakaz.pl не работает с 22 февраля после 
атаки  хакеров.  Не работает  также  почтовый ящик ассоциации.   По словам члена  этой 
организации,  активистки  казахской  оппозиции  в  Польше  Балли  Мажец,  «атака  была 
вызвана  деятельностью  ассоциации  против  правящего  режима  в  Казахстане  и  для 
демократии в Казахстане».

Февраль, 07
Динара Аширбекова, ТК «КТК» (г. Актобе)
7 февраля собственный корреспондент телеканала «КТК» по Актюбинской области 

Динара Аширбекова обнаружила, что у нее взломана электронная почта на mail.ru. Стерты 
многие  письма,  как  отправленные,  так  и  входящие.  Журналист  попыталась  сменить 
пароль, не безрезультатно. Она не смогла воспользоваться своим электронным ящиком ни 
под старым, ни под новым паролем. 

Журналист не связывает напрямую данный факт с профессиональной деятельностью, 

9



но и не исключает такую возможность. 

3. Необоснованное задержание журналистов

Февраль, 15
«Stan.kz» (г. Алматы)
Как  сообщалось,  30.12.2010  съемочная  группа  интернет-портала  «Stan.kz»  - 

журналист  Игорь  Петров  и  оператор  Евгений  Савин  -  прибыли  к  зданию 
представительства партии «Нур Отан» в г. Семее, чтобы сделать репортаж о флешмобе 
активистов незарегистрированной партии «Алга». Присутствовавший здесь же начальник 
отдела  общественной  безопасности  УВД  г.  Семея  Ерболат  Бекжасаров  неожиданно 
обвинил  журналиста  в  том,  что  он  пьян,  и  вызвал  участкового.  И.  Петрова  увезли  в 
наркологический диспансер для освидетельствования, по результатам которого журналист 
получил  письменное  заключение,  что  он  трезв.  После  этого  Игоря  принудительно 
доставили в  Центральный отдел полиции, где более двух часов объясняли, что съемка 
незаконных акций является незаконной. 

12.01.2010 г. редакция Интернет видео портала «Stan.kz» обратилась к Генеральному 
прокурору РК по поводу нарушения закона РК «О СМИ», конституционных прав и свобод 
гражданина Республики Казахстан начальником отдела общественной безопасности УВД 
г.  Семея Ерболатом Бекжасаровым».  Жалоба была переадресована в  МВД РК. В свою 
очередь, министерство направило обращение видеопортала в УВД г. Семея.

15 февраля Управление внутренних дел г. Семея сообщило, что обращение «Stan.kz» 
рассмотрено:  «По  результатам  проведенной  служебной  проверки  вины  сотрудников 
полиции ВСД г. Семей не усматривается».

Редакция  интернет-видеопортала  обратилась  в  Международный  фонд  защиты 
свободы  слова  «Адил  соз»  с  просьбой  оказать  содействие  в  защите  гражданских  и 
профессиональных прав журналиста. 

4.  Нарушение прав СМИ и журналистов на свободу слова и творчества

Февраль, 24
Алла Злобина, «Уральская неделя» (Западно-Казахстанская область)
24 февраля в редакцию газеты «Уральская неделя» позвонил начальник управления 

внутренней  политики  Западно-Казахстанской  области  Тлек  Имашев.  Он  попросил  к 
телефону  корреспондента  издания  Аллу  Злобину  и  на  повышенных  тонах  стал 
возмущаться  ее  публикацией  «Обратная  связь».  Поводом  для  возмущения  послужил 
фрагмент  статьи,  в  котором  корреспондент  воспроизводит  момент  встречи  уральских 
журналистов  с  министром  связи  и  информатизации  РК  Аскаром  Жумагалиевым.  В 
частности, в статье рассказывается о том, как Тлек Имашев перебил журналиста, когда тот 
спрашивал  министра  о  том,  почему блокируется  сайт  интернет-портала  «Республика»: 
«-Ну,  всё,  хватит!  –  раздраженно  сказал  он  (Тлек  Имашев  –  прим.ред),  и  министр 
переключился на другие темы».

Позвонив в редакцию, Тлек Имашев заявил, что он «долго терпел, но теперь хватит! 
Я с вами разберусь. Я подам на вас в суд!». 

Февраль, 07
Лилия Шаймарданова, ТК «Отырар» (г. Шымкент)
Редактор  информационной  программы  телекомпании  «Отырар»  Лилия 

Шаймарданова  готовила  к  эфиру  материал  о  забастовке  рабочих  коммунального 
предприятия  «Куатжылуэнергоорталык-3».  Люди  требовали  выплатить  им  заработную 
плату за три месяца. 

По  этому  поводу  журналист  обратилась  в  ГУ  «Отдел  ЖКХ,  пассажирского 

10



транспорта  и  автомобильных дорог города Шымкента».  Начальник сектора энергетики 
отдела ЖКХ Нурлан Жаманкоз после уговоров согласился встретиться с  журналистом, 
однако в назначенное время чиновник на встречу не пришел и отключил телефон. Уже 
позже в редакцию телеканала позвонили из городской администрации и попросили сюжет 
в эфир не выпускать. Материал в эфир не вышел. 

5. Необоснованный отказ и нарушение сроков предоставления 
общественно значимой информации

Февраль, 02
Радио « Азаттык» (г. Астана)
Редакция радио «Азаттык» пыталась получить информацию, связанную с продажей 

редких и редкоземельных металлов, экспортируемых из РК. Запросы были направлены в 
Министерство  финансов  РК,  Министерство  индустрии  и  новых  технологий,  Нацбанк, 
нацкомпанию  «Казатомпром»,  предприятие  «Жезказганредмет».  Письменных  ответов 
редакция не получила ни от одного ведомства. Попытка получить ответы по телефону  у 
руководства  «Жезказганредмет»  также  не  увенчалась  успехом:  и.о.  директора 
предприятия   А.  Каратаев  категорически  отказался  отвечать  на  подобные  вопросы по 
телефону.

Февраль, 21
Булат Мустафин, «Мегаполис» (г. Алматы)
Корреспондент  газеты  «Мегаполис»  Булат  Мустафин  готовил  к  публикации 

материал  о  том,  как  в  реальности  работает  поправка в  Налоговый кодекс  республики, 
действующая  с  2008  года,  согласно  которой  лжепредприятиями  признаются  только  те 
предприятия, фиктивность всех сделок которых была доказана. 

По  этому  поводу  10  января  журналист  направил  запрос  в  Налоговый  комитет 
Министерства  финансов  РК  с  просьбой  разъяснить,  как  применяется  данная  поправка 
налоговыми органами.  Ответ на запрос получен не был. 

Февраль, 20
Елена Ульянкина, «Новый вестник» (г. Караганда) 
Корреспондент газеты «Новый вестник» Елена Ульянкина работала над подготовкой 

материала, посвященного сложившейся ситуации в судебной системе – сокращенные   с 
государственной службы судьи Карагандинской области подали иски в областной суд. 
Бывшие работники Фемиды были крайне недовольны выплаченной им компенсацией  и 
требовали  от  государства  увеличения  суммы  пособия.  С  вопросами  по  этому  поводу 
Елена Ульянкина обратилась к руководителю пресс-центра Карагандинского областного 
суда  Гульмире  Каженовой.  Руководитель  пресс-центра  разговаривать  с  журналистом 
категорически отказалась,  мотивировав тем, что окончательное решение по этим искам 
судом пока еще не вынесено.  

Февраль, 15
Николай Энелане, ТК «7 канал» (г. Астана)
Военно-следственный отдел Следственного комитета МВД РК отказал журналистам 

в предоставлении информации по убийству солдата-срочника. 15 февраля корреспондент 
республиканской ТК «7 канал» Николай Энелане, выполняя задании редакции, обратился 
в военно-следственный отдел Следственного комитета МВД РК за информацией о ходе 
расследования убийства рядового военнослужащего в/ч № 6679. Следователи отказались 
предоставить  фотографии  погибшего  солдата  и  озвучить  результаты  проведенной 
экспертизы, сославшись на тайну следствия.

11



Февраль, 25
Радио «Азаттык» (г. Актобе)
Департамент  внутренних  дел  Актюбинской  области  отказался  дать  информацию 

радио  «Азаттык»  о  взрыве  возле  колонии  общего  режима   в  Актобе  и  версиях 
произошедшего. Сотрудники департамента сослались на интересы следствия. 

При  этом  практически  все  региональные  СМИ  сообщили  подробности 
происшествия.

Февраль, 16
Алиса Маринец, Алексей Оразов, ТК «Рика ТВ» (г. Актобе)
На новостной ленте информационных агентств прошла информация, что в Дагестане 

во  время  проведения  спецоперации  были  задержаны  двое  мужчин  с  самодельным 
взрывным  устройством  мощностью  500  граммов  в  тротиловом  эквиваленте.  По 
предварительной информации, оба являются актюбинцами. Были названы их фамилии  и 
имена. Люди с такими фамилиями действительно проживали в Актобе.  О них ли идёт 
речь, или это просто однофамильцы, съемочная группа программы «Факт» телекомпании 
«Рика ТВ» - Алиса Маринец и Алексей Оразов - попыталась узнать в ДВД Актюбинской 
области. В пресс-службах ДВД и МВД РК отвечать на вопросы журналистов отказались, 
сославшись на то, что пока не располагают данными. 

Февраль, 05 
Айнур Балакешова, «Вечерняя Караганда» (г. Караганда) 
Криминальный обозреватель «Вечерней Караганды» Айнур Балакешова позвонила в 

пресс-службу Департамента по борьбе с экономической и коррупционной преступностью 
(ДБЭКП)  Карагандинской  области  с  просьбой  предоставить  статистику  о  количестве 
госслужащих,  привлеченных  к  ответственности  за  коррупционные  правонарушения  в 
2010 году. В предоставлении данной информации ей было отказано, так как, по словам 
пресс-секретаря  ДБЭКП  Оксаны  Драчевой,  «все  работники  ведомства  заняты 
неотложными делами».

Февраль, 03
Оксана Мягких, «Индустриальная Караганда» (г. Караганда) 
Журналист  областной  ежедневной  газеты  «Индустриальная  Караганда»  Оксана 

Мягких  обратилась  в  пресс-службу  ДВД  Карагандинской  области  с  просьбой 
прокомментировать итоги расследования по факту вооруженного нападения на   филиал 
одного из  банков в городе Шахтинске.  Однако пресс-секретарь  начальника  ДВД Роза 
Ибилдаева категорично отказалась общаться с представителем СМИ на данную тему. 

Февраль, 02
ТК «Ирбис» (г. Павлодар)
2 февраля корреспондент ТК «Ирбис» Ольга Шкрет направила письменный запрос 

на  имя  начальника   управления  координации  занятости  и  социальных  программ 
Павлодарской области Владимира Берковского с просьбой рассказать, какие  шаги власти 
области  намерены  предпринять  для  реализации   социальной  части  президентского 
послания. Через два дня журналисту перезвонили из управления и устно сообщили, что 
отвечать  на  запрос  чиновники  не  будут.  Письменный  отказ  редакция  новостей  ТК 
«Ирбис» не получила.

Февраль, 07
Ирина Адылканова, «Наша жизнь» (г. Павлодар)
7  февраля  корреспондент  газеты  «Наша  жизнь»  Ирина  Адылканова  через  пресс-

секретаря  акимата  Павлодара  Алию  Алмухамбетову  обратилась  к  начальнику  отдела 

12



строительства  Нурлану  Сулейменову  за  информацией  по  поводу  прокладки 
высоковольтной линии электропередач (ЛЭП) через жилые районы города.  Прокладка 
ЛЭП  вызвала  негативную  реакцию  павлодарцев.  Начальник  отдела  заявил,  что  газете 
«Наша жизнь» он никаких ответов давать не намерен. 

Февраль, 25
Ирина Адылканова, «Наша жизнь» (г. Павлодар)
25  февраля  корреспондент  газеты  «Наша  жизнь»  Ирина  Адылканова  направила 

письменный запрос  начальнику  ГУ «Отдел  строительства  города  Павлодара»  Нурлану 
Сулейменову с просьбой рассказать о планах строительства  арендного жилья в городе 
Павлодаре. В положенный по закону срок журналист никакого ответа не получила. 

Февраль, 10
Динара Харасова, «Курс» (г. Кокшетау)
Корреспондент газеты «Курс» Динара Харасова обратилась к пресс-службу акима 

Акмолинской области с вопросами о росте  цен на продукты питания и коммунальные 
услуги.  Пресс-секретарь  Серик  Смагулов  отказался  говорить  с  журналистом  на  том 
основании, что «акимат к этому отношения не имеет». 

Февраль, 24
ТК «Ирбис» (г. Павлодар)
24  февраля  новостная  редакция  ТК  «Ирбис»  обратились  с  запросом  на  имя 

начальника управления статистики Павлодарской области Даны Султановой с просьбой 
предоставить  данные  по  мониторингу  цен  на  продукты  питания.  В  ответ  редакция 
получила ответ, что управление данную информацию не предоставляет.

Февраль, 24
Николай Энелане, ТК «7 канал» (г. Павлодар)
24  февраля  журналист  ТК  «7  канал»  Николай  Энелане,  получив  жалобу  от 

павлодарцев  на  завышенные  цены  на  медикаменты  в  социальной  аптеке,  обратился  в 
пресс-службу  Управления здравоохранения  Павлодарской области.  Журналист  просил 
специалистов  управления  разъяснить,  каким  образом  устанавливаются  цены  на 
медикаменты для социальной аптеки. Отвечать на вопросы журналиста на видеокамеру в 
управлении отказались. Н. Энелане вынужден был выдать в эфир сюжет без пояснений 
чиновников.

Февраль, 11
Токтар Жакаш, «Жас казах» (г. Талдыкорган, Алматинская область)
Корреспондент  газеты  «Жас  казах»  Токтар  Жакаш  обратился  в  акимат  города 

Талдыкорган с целью узнать, как продвигается очередь на получение госжилья семьи из 
четырех человек, которая вынуждена жить в здании одного из религиозных объединений 
города.  Объяснив,  что  аким  занимается  государственно  важными  делами,  журналиста 
перенаправили к руководителю аппарата акима Владимиру Кауысбекову. В. Кауысбеков 
на вопрос Т. Жакаш ответил, что «акимат такими делами не занимается». 

Помощник  заместителя  акима  Талдыкоргана  журналиста  к  своему начальнику  не 
пропустил, сказав, что «у замакима много дел». 

Внятный ответ Т. Жакаш получил только у начальника отдела прокуратуры города 
Талдыкорган Сабита Чембекова. 

Февраль, 28
ТК «Ирбис» (г. Павлодар)
Редакция новостей ТК «Ирбис» неоднократно обращалась к заведующему сектором 

13



транспорта  отдела  ЖКХ,  пассажирского  транспорта  и  автомобильных  дорог  города 
Павлодара  Марату  Асылбекову  с  просьбой  объяснить  причины  роста  стоимости 
месячного проездного билета на  1 тысячу тенге, а также постоянное нарушение графика 
движения  на  некоторых  городских  маршрутах.  Информация  в  установленный  срок  не 
предоставлялась. После очередного запроса руководство отдела пригласило журналиста 
телекомпании 28 февраля для встречи с Маратом Асылбековым. Чиновник в назначенное 
время на встречу с журналистом не пришел.  

Февраль, 14
Ольга Дорошенко, «Реклама и новости» (г. Караганда) 
Корреспондент еженедельника «Реклама и новости» Ольга Дорошенко позвонила в 

приемную  Департамента  ЖКХ,  транспорта  и  автомобильных  дорог  Карагандинской 
области.  Журналист  попросила  соединить  ее  с  руководством  департамента,  чтобы 
выяснить, почему в областном центре плохо налажена очистка транспортных магистралей 
от  снежных  заносов.  Соединять  с  руководителями  департамента  секретарь  приемной 
наотрез отказалась, сказав, что «все они на выезде и в ближайший месяц не появятся».  

Февраль, 07
Ирина Абрамова, ТК «7» (Южно-Казахстанская область)
Корреспондент  «Седьмого  канала»  Ирина  Абрамова  обратилась  в  ГКП 

«Куатжылуэнергоорталык»  с  вопросами  о  причинах  невыплаты  заработной  платы 
работникам  коммунального  предприятия  «Куатжылуэнергоорталык-3».  В  ГКП  с 
журналистом общаться отказались, сославшись на то, что директора на месте нет, а его 
заместители не в курсе. 

Февраль, 01
Александр Баранов, «Городская неделя» (г. Павлодар)
27 января корреспондент газеты «Городская неделя» Александр Баранов по просьбе 

читателей  обратился  с  запросом  на  имя  главного  государственного  экологического 
инспектора по Павлодарской области ГУ «Иртышский департамент экологии Комитета 
экологического  регулирования  и  контроля  Министерства  охраны  окружающей  среды 
Республики  Казахстан»  Болатбека  Касенова.  В  письме  журналист  просил  сообщить, 
принимались ли какие-либо меры к крестьянскому хозяйству «Восток», работающему без 
разрешительных  экологических  документов.  В  положенный  законом  срок  журналист 
ответа не получил.

Февраль, 23
Надежда Азарова, ТК «Первый Карагандинский» (г. Караганда) 
Редактор отдела новостей телеканала «Первый Карагандинский» Надежда Азарова 

позвонила в Департамент санитарно-эпидемиологического контроля по Карагандинской 
области  с  просьбой  объяснить  причину,  по  которой  в  здании  Карагандинского 
государственного  университета  им.  Е.  Букетова  была  в  срочном  порядке  проведена 
санитарная  обработка.  Никакой  информации  на  этот  счет  сотрудники  СЭС  Надежде 
Азаровой не дали, сославшись на служебную тайну. 

Февраль, 11
Юлия Андрусенко, «Наша Газета» (г. Костанай)
6  февраля  корреспондент  еженедельника  «Наша  Газета»  Юлия  Андрусенко 

отправила письменный запрос начальнику ГУ «Отдел образования акимата Костанайского 
района»  Алие  Турткараевой.  Журналист  просила  дать  информацию  о  результатах 
проверки, проведенной в основной школе п. Нечаевка специалистами районного отдела 
образования,  какие  были  основания  для  проверки  и  какие  будут  предприняты  меры 

14



относительно выявленных нарушений. 
11  февраля  в  редакцию  пришел  ответ  Алии  Турткараевой  на  двух  страницах,  в 

котором сообщалась информация о количестве школ в Костанайском районе, о размере их 
финансирования,  о  планах  по  их  ремонту.  На  половину  из  заданных  журналистом 
вопросов конкретного ответа не было предоставлено. 

Редакция  «Нашей Газеты»  намерена  добиваться  конкретных  ответов  на  заданные 
вопросы.

Февраль, 23
ТК «Ирбис» (г. Павлодар)
Новостная  редакция  ТК  «Ирбис»,  готовя  обзорный  сюжет  о  ситуации  с  рынком 

недвижимости,  воспользовалась  заявлением  председателя  Нацбанка  РК  Григория 
Марченко, который накануне заявил о росте спроса на недвижимость. В своем заявлении 
председатель Нацбанка ссылался на данные региональных подразделений НБ о возросшем 
спросе на кредитные ресурсы банков второго уровня. 23 февраля ТК «Ирбис» обратился к 
руководителю  павлодарского  областного  филиала  Нацбанка  Назизе  Ромазановой  с 
просьбой сообщить,  насколько у жителей области вырос спрос на кредиты. В ответ Н. 
Ромазанова заявила, что подобный мониторинг в функции возглавляемого ею учреждения 
не входит.

Февраль, 25
Токтар Жакаш, «Жас казах» (г. Алматы)
Корреспондент газеты «Жас казах» Токтар Жакаш готовил материал о суицидах лиц, 

задолжавших банкам огромные кредиты. 
Журналист  обратился  к  сотруднице  пресс-службы  «Альянс-банка»  Жазире 

Какетаевой. По телефону она сообщила, что ее слова можно напечатать только с  согласия 
банка. «Иначе мы подадим на вас в суд», - предупредила сотрудница пресс-службы. 

По словам Т. Жакаша, в материале он не собирался писать что-либо из личной жизни 
Жазиры Какетаевой. Он просто хотел получить нужную информацию. 

Февраль, 15
«Голос Республики» (г. Алматы)
В начале февраля редакция газеты «Голос Республики» обратилась с запросом по 

поводу  деятельности  АО  «БТА  Банк»   к  заместителю  главы  ФНБ  «Самрук-Казына», 
председателю  совета  директоров  АО  «БТА  Банк»  Арману  Дунаеву  и  председателю 
правления банка Анвару Сайденову. В запросе редакция привела документы, требующие 
официального разъяснения со стороны руководства банка. Ответов на вопросы газета не 
получила. 

Февраль, 24
Фарид Дандыбаев, Сергей Хандюков, «Костанайские новости» (г. Костанай)
24  февраля  корреспонденты  газеты  «Костанайские  новости»  Фарид  Дандыбаев  и 

Сергей  Хандюков  обратились  к  заместителю  главного  врача  городской  больницы 
Костаная  Игорю  Войтову  с  просьбой  сообщить  информацию  о  характере  травм, 
полученных  18  февраля  в  ДТП  двумя  девушками.  Однако  Войтов  отказался  дать 
подробную  информацию, ссылаясь на то, что это судебное дело. Заместитель главврача 
сослался на закон,  который запрещает обсуждать подобную информацию с лицами, не 
являющимися родственниками пострадавших. На возражение журналистов о норме закона 
«О средствах массовой информации» И. Войтов ответил, что уже дал информацию о том, 
что девушки в тяжелом состоянии. После чего продолжать разговор отказался.

Февраль, 17

15



Жанна Байтелова, «Голос Республики» (г. Алматы
Корреспондент  газеты  «Республика»  Жанна  Байтелова  готовила  к  публикации 

материал о том, что рабочие не получили заработанных денег за ремонт республиканского 
колледжа спорта в Алматы.

Журналист  позвонила  директору колледжа Амалбеку Тшанову.  После очередного 
вопроса А. Тшанов заявил: «Я вам не ребенок, чтобы объясняться перед кем-то. Я свое 
дело  сделал.  Оплатил  — и все.  Мой  авторитет  такими  пустяками  не подорвать.  Моя 
фамилия давно известна всем. Почему я должен всем рассказывать, чем я занимаюсь?». 
На напоминание Ж. Байтеловой о том, что он является должностным лицом, директором 
государственного учреждения и что журналист звонит не по частному вопросу, А. Тшанов 
ответил:  «Если бы я государственные деньги истратил,  можно было сказать,  а это мои 
средства. Вы мне больше не звоните и не нервируйте меня!».

6.  Необоснованные ограничения в получении общественно значимой информации

Февраль, 10
Сания Тойкен, «Ак Жайык» (г. Атырау)
Руководитель  аппарата  акима  Атырауской  области  Аскар  Керимов  высказал 

недовольство  корреспонденту  газеты «Ак  Жайык»  Сание  Тойкен  в  связи  с 
публикацией материала  «Великое  переселение»  коснулось  не  всех  кошкарцев». 
Журналист привела в статье детали своего разговора с руководителем аппарата акима, где 
он высказывал  свое мнение по поводу переселения жителей поселка в города Атырауской 
области.   

А.  Керимов  отказался  от  своих  слов  и  обвинил  журналиста  в  клевете.  Затем  он 
заявил,  что  С.  Тойкен  больше  не  получит  необходимую  информацию  в  Атырауском 
областном акимате.  На  возражения  журналиста  он  ответил:  «Для тебя  меня  всегда  не 
будет на работе или я буду на совещании». При этом руководитель аппарата отказался 
предоставлять корреспонденту информацию о комиссии областного акимата,  созданной 
по проблемам крупнейшего в мире Кашаганского нефтяного месторождения.

Февраль, 25
Виктор Мирошниченко, «Время» (Северо-Казахстанская область)
Собкора газеты «Время»  по Северо-Казахстанской области Виктора Мирошниченко 

сотрудники управления специализированной службы охраны (УССО) акимата области не 
пропустили  на  заседание  Дисциплинарного  совета.   Представителей  других  СМИ 
пропускали в акимат по списку. На требование журналиста  соблюдать закон «О  СМИ» 
старший  лейтенант  УССО  Мухамедъяров   ответил,  что  он  выполняет  распоряжение 
заместителя начальника управления по делам госслужбы Светланы Зайцевой пропускать 
по списку.  

В. Мирошниченко обратился с жалобой в Дисциплинарный совет Агентства РК по 
делам госслужбы по СКО, ДВД и прокуратуру области по поводу воспрепятствования 
журналистской деятельности.  

Февраль, 26
Виктор Мирошниченко,  «Время»  (Северо-Казахстанская область)
Начальник  управления  Агентства  РК  по  делам  госслужбы  (АГС)  по  Северо-

Казахстанской  области,  председатель Дисциплинарного совета Тлеген Каскин ответил на 
жалобу  собкора  газеты  «Время»  Виктора  Мирошниченко  о  воспрепятствовании 
журналистской деятельности. Т. Каскин сообщил, что Управление по делам госслужбы не 
составляет  никаких  списков  представителей  СМИ,  а  в  управление  пропускают  по 
журналистскому удостоверению. 

Заместитель  начальника управления АГС Светлана Зайцева,  у  которой журналист 

16



попытался выяснить, по какому принципу были составлены списки, ответила: «Ну что вам 
еще нужно? Вам же сказали, что списков никаких нет». По ее словам, сотрудник охраны 
акимата с ней вообще не разговаривал. Между тем, свидетелями скандала на проходной 
облакимата были все журналисты.

Февраль, 23
СМИ Акмолинской области
На  отчетную  встречу  акима  Степногорска  представителей  независимых  СМИ  не 

пригласили.  Мало того,  дата встречи была перенесена на два дня раньше.  По мнению 
журналистов,  связано это  с  тем,  что  аким  не  хочет  отвечать  на  неудобные  вопросы 
граждан и представителей СМИ.   

Февраль, 08
Галина Вологодская, «Караван» (Восточно-Казахстанская область)
Собственный корреспондент газеты «Караван» по Восточно-Казахстанской области 

(ВКО) Галина  Вологодская  сообщила фонду «Адил соз»,  что  пресс-служба областного 
Департамента внутренних дел периодически «забывает» приглашать ее на брифинги. 

Так, журналист случайно узнала от своих коллег, что 3 февраля сотрудник пресс-
службы  ДВД   ВКО  Лариса  Поломошнова  провела  брифинг  по  поводу  избиения 
начальником  Восточно-Казахстанского  филиала  экологии  Эдуардом  Кимом 
предпринимателя  Усть-Каменогорска.  Галине  Вологодской  пришлось  созваниваться  с 
пресс-службой,  чтобы  получить  информацию.  Также  журналиста  не  пригласили  на 
брифинг по резонансному делу 8 февраля. Собкор считает,  что   «забывчивость» пресс-
службы  связана  с  острыми  проблемными  публикациями  о  деятельности  сотрудников 
полиции области. 

Февраль, 18
СМИ Карагандинской области
Пресс-служба  Департамента  внутренних  дел  Карагандинской  области  отказалась 

проводить  еженедельные  брифинги  для  представителей  СМИ  региона,  которые  ранее 
проходили  регулярно.  Специалисты  пресс-службы  сообщили,  что  брифингов  не  будет 
вплоть  до  выборов  Президента  РК  -  до  3  апреля.  При  этом  никаких  официальных 
объяснений сотрудники пресс-службы не дали. 

Февраль, 23
СМИ г. Уральска
На  протяжении  нескольких  дней  журналисты  Уральска  не  могли  добиться  от 

Департамента внутренних дел Западно-Казахстанской области (ДВД ЗКО) информации о 
подробностях  раскрытия  убийства  двух  граждан  Российской  Федерации  в  Уральске. 
Руководитель  пресс-службы  департамента  Фатихулла  Маштахов  отказывался  давать 
информацию и связывать журналистов с начальником ДВД. После того, как журналисты 
обратились с жалобой на действия пресс-службы областного департамента в пресс-службу 
МВД РК, Фатихулла Маштахов пригласил журналистов телеканалов «Казахстан-Орал» и 
«ТДК-42» на брифинг. 

Вместе с тележурналистами на брифинг прибыл корреспондент газеты «Уральская 
неделя»  Лукпан  Ахмедьяров.  Ф.Маштахов  не  стал  выгонять  журналиста  газеты,  но 
выразил  свое  недовольство.  По  его  словам,  брифинг  проводится  только  для 
приглашенных СМИ. 

Февраль, 15
Светлана  Пышкина,  ИА  «Kazakhstan  Today»  (г.  Петропавловск,  Северо-

Казахстанская область)

17



Пресс-секретарь  Департамента  по  борьбе  с  экономической  и  коррупционной 
преступностью  (ДБЭКП)  по  Северо-Казахстанской  области  Нурлан  Жахин  отказался 
давать  информацию  корреспонденту  информагентства  «Kazakhstan  Today»  Светлане 
Пышкиной  по  поводу  возбуждения  второго  уголовного  дела  против  бывшего  ректора 
Казахстанско-Российского  университета  Аманжола  Молдабаева.  Когда  Светлана 
Пышкина сослалась на то, что информацию по этому делу Жахин уже дал собкору газеты 
«Литер»  Зауре  Жумалиевой,   тот  ответил,  что  собкор  «Литера»  прислала  письменный 
запрос на имя начальника ДБЭКП. 

Пресс-секретарь  предложил   журналисту  прислать  запрос  по  электронной  почте, 
после чего он предоставит информацию. Но когда С. Пышкина прислала запрос, Н. Жахин 
сказал, что в письме отсутствует электронная подпись, без которой он не может ответить 
на  запрос.   Жахин  пояснил,  что  такая  форма  работы  с  журналистами   придумана 
руководством Агентства РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью. 
Пресс-служба будет  давать информацию СМИ только по запросам.

Февраль, 17
Юлия Андрусенко, Николай Соловьев, «Наша Газета» (г. Костанай)
17  февраля  корреспондент  еженедельника  «Наша  Газета»  Юлия  Андрусенко  по 

заданию редакции пришла в управление внутренней политики Костанайской области, где 
проходила  процедура  вскрытия  конвертов  с  заявками  на  участие  в  госзакупках  по 
проведению  государственной  информационной  политики  через  СМИ  на  2011  год 
способом конкурса. 

Главный специалист отдела информационной политики и мониторинга СМИ Ирина 
Беженарь заявила Юлии Андрусенко, что не пропустит ее на заседание, так как в законе о 
госсзакупках нет пункта о том, что на вскрытии конвертов могут присутствовать третьи 
лица.  После  того,  как  Андрусенко  возразила,  что  в  законе  нет  прямого  запрета  на 
присутствие  третьих  лиц,  решение  вопроса  было  отложено  до  приезда  заместителя 
начальника управления Нурикана Нугурбекова. Начальник управления тоже сказал, что в 
законе  нет  пункта,  разрешающего  присутствие  журналиста.  Однако  после  вопроса 
корреспондента, является ли это мероприятие открытым, Юлия Андрусенко все же была 
допущена. Проводить аудиозапись ей запретили — Н. Нугурбеков сказал, что «это наше 
внутреннее мероприятие, и мы имеем право запретить». 

Та  же ситуация  повторилась  через  полчаса,  когда,  уже  перед  началом заседания, 
вошел  фотокорреспондент  «Нашей  Газеты»  Николай  Соловьев.  Его  пропустили,  но 
попытались запретить фотосъемку.  Когда Соловьев заявил, что действует на основании 
закона о СМИ, препятствовать фотосъемке больше не стали.

7.  Нарушения в сфере высоких технологий

Февраль, 18
Казнет
Казахстан занимает 28 место в мире и первое в Центральной Азии по объему спам-

рассылок, сообщила информационная служба «Лаборатории Касперского». 
«В Центральной Азии Казахстан в январе 2011 года сохраняет за собой лидерство по 

распространению спама, однако по сравнению с декабрем его доля уменьшилась на 2,53% 
и  составила  87,43%   процента  от  общего  объема  нежелательной  корреспонденции  в 
регионе. При этом в общемировом объеме доля казахских спам-рассылок в мире возросла 
до 1,07%  — это 28 место в общем списке стран-распространителей спама», — говорится 
в сообщении.

На  втором  месте  в  регионе  стран  Центральной  Азии  находится  Узбекистан  с 
показателем 6,92%, что на 0,03%  больше, чем месяцем ранее (89 место). Замыкает тройку 
лидеров Киргизия:  в январе 3,89%  нежелательных писем в регионе были разосланы с 

18



территории этой страны (107 место).

8. Необоснованные ограничения доступа к веб-сайтам

Февраль, 17
«Республика» (г. Алматы)
17 февраля 2011 года министр связи и информатизации РК Аскар Жумагалиев во 

время пресс-конференции в Уральске опроверг информацию о том, что интернет-портал 
«Республика» блокируется.

В  частности,  министру  был  задан  вопрос:  «Считаете  ли  вы  признаком 
демократичности Казахстана тот факт, что казахстанские интернет-пользователи лишены 
возможности  свободно  посещать  интернет-портал  «Республика»?  На  каком  основании 
заблокирован доступ к этому ресурсу?». Министр заявил, что со своего планшета I-pad 
свободно посещает данный сайт и не понимает,  о каком блокировании идет речь. При 
этом министр показал на свой планшет, но отказался при журналистах заходить на сайт 
интернет-портала «Республика». 

Февраль, 24
Сайт радио «Азаттык»
Интернет-пользователи  сообщили  в  редакцию  радио  «Азаттык»  о  том,  что  с  20 

февраля затруднен доступ к веб-сайту радио. 
На  вопрос  репортера  «Азаттыка»  о  причинах  блокировки  сайта  сотрудница 

интернет-провайдера  «Нурсат»,  услугами  которого  пользуется  радио  «Азаттык», 
сообщила,  что  по  результатам  проверки  «Нурсат»  никаких  блокировочных  мер  не 
предпринимал. 

Февраль, 25
Казнет
На  форумах  Казнета  и  Кыргнета  появились  сообщения  о  том,  что  пользователи 

«Казахтелекома»  и  «Кыргызтелекома»  испытывают  затруднения  при  доступе  к 
популярным  анонимайзерам  Hidemyass.com  и  Ninjacloak.com,  с  помощью  которых 
пользователи  могут  посещать  заблокированные  веб-сайты,  а  также,  до  определенной 
степени анонимно, посещать Интернет.

В интервью известному  интернет-ресурсу «Kloop.kg» эксперт по информационной 
безопасности  Алексей  Бебинов,  работающий  в  фонде  «Гражданская  инициатива 
Интернет-политики»  (Республика  Кыргызстан),  подтвердил:  «Недоступные  в 
Кыргызстане  анонимайзеры «преднамеренно  фильтруются».  Эксперт  предполагает,  что 
«фильтрация» может исходить из Казахстана.

Аналитик  по  стратегическому  развитию  «Кыргызтелекома»  Арзымат  Алдаяров 
заявил  в  своём  микроблоге  на  «Твиттере»:  «Может,  они  закрыты  в  КЗ  [Казахстане]. 
Может, они закрыты в РФ [России]».

Ни  в  службе  технической  поддержки  «Кыргызтелекома»,  ни  в  пресс-службе 
правительства Кыргызской Республики, с которыми связался корреспондент Kloop.kg, о 
проблемах с доступом к этим двум сайтам на момент звонка не  знали,  но пообещали 
заняться этим вопросом.

«Казахтелеком»  отказался  от  комментариев  в  телефонном  разговоре  с 
корреспондентом  Kloop.kg.  «Мы  не  полномочны  отвечать  по  телефону.  Отправляйте 
письменный запрос, и мы ответим в течение двух дней», — сказал сотрудник отдела по 
связям с общественностью «Казахтелекома».

 Напомним, такие же симптомы возникли у блоговой платформы «Живой журнал» 
(ЖЖ),  когда  она была заблокирована  в  октябре  2008 года казахстанским провайдером 
«Казахтелеком» после открытия на ЖЖ блога бывшего зятя президента РК Нурсултана 

19



Назарбаева Рахата Алиева. Из-за зависимости большинства кыргызстанских провайдеров 
от «Казахтелекома» ЖЖ перестал тогда открываться и в Кыргызстане.

Казахстан разблокировал ЖЖ в декабре 2010 года после того, как сервис заморозил 
блог Р. Алиева. Долгое время казахские власти отрицали факт блокировки  и признаее в 
мае  2009  года  —  более  чем  через  полгода  после  ее введения.  Тогда  официальной 
причиной  был  назван  другой  блог  на  ЖЖ,  который  был  зеркалом  сайта  geo.kz, 
запрещенного в Казахстане официально.

Февраль, 01
Казнет, пользователи «Мегалайн» (г. Кокшетау)
По  сообщению  собственного  корреспондента  Международного  Фонда  защиты 

свободы слова «Адил соз», в г. Кокшетау 1 февраля с утра были трудности с доступом в 
интернет.  К 16 часам связь была восстановлена. В службе поддержки «Казахтелекома» 
сбои объяснили «проблемами по скоростному подключению для юрлиц».

Февраль, 09
Казнет, блогосфера
Международный  центр  журналистики  MediaNet  при  поддержке  казахстанского 

представительства  международной  организации  Freedom  House  провели  тренинг 
«Эффективные инструменты антицензуры в Интернет». В нем приняли участие блоггеры, 
журналисты и активисты гражданского общества из Казахстана и Узбекистана.

На  тренинге  интернет-пользователям  предоставлялись  инструменты  для 
возможности получения информации из заблокированных Интернет-ресурсов. Участники 
проекта на практике учились  использовать их. 

Презентация  с  материалами  тренинга  была  выложена  на  одном  из  форумов 
популярного  казахстанского  интернет-ресурса  YouVision.  По  свидетельству  блогеров, 
через две недели после этого  национальный оператор заблокировал доступ почти ко всем 
анонимайзерам, озвученным на семинаре. 

9. Нарушения принципа гласности судебного процесса

Февраль, 25
Надежда Ковальская, «Наша Газета» (г. Костанай)
Утром  25  февраля  корреспондент  еженедельника  «Наша  Газета»  Надежда 

Ковальская обратилась к секретарю судебного заседания городского суда № 2 Костаная с 
просьбой сообщить, будет ли в этот день вынесен приговор по делу сотрудников полиции 
Каппасова  и  Шаяхметова,  обвиняемых  в  превышении  должностных  полномочий. 
Секретарь сообщила, что приговора сегодня не будет. Однако, как позже стало известно 
Ковальской, приговор по делу в тот день все же был вынесен в 16.00, однако ни один 
журналист  на  финале  громкого  дела  присутствовать  не  смог.  Ковальская  намерена 
потребовать  в  суде  полный  текст  приговора,  поскольку  ее  право  на  присутствие  в 
открытом процессе было нарушено.

Февраль, 27
СМИ г. Актобе 
Управление по борьбе с организованной преступностью Департамента внутренних 

дел по Актюбинской области пригласило журналистов в городской суд Актобе осветить 
заседание  о  принятии  санкции  в  отношении  групп  лиц,  подозреваемых  в 
лжепредпринимательстве. Заседание было назначено на 11 часов 27 февраля. 

Прождав начала заседания в здании суда более двух часов, некоторые представители 
СМИ  начали  расходиться.  В  15  часов  к  все  еще  ожидающим  журналистам  подошел 
сотрудник  охраны  суда  и  попросил  освободить  помещение,  «так  как  здание  суда 

20



закрывается».  Как  отмечает  корреспондент  газеты  «Даипазон»  Юрий  Гейст,  к  этому 
времени ни судья, ни подозреваемые из здания не выходили.

Февраль, 11
Майя Шуакбаева, ТК «Ирбис» (г. Павлодар)
11 февраля корреспондент ТК «Ирбис» Майя Шуакбаева  и видеооператор Дмитрий 

Моисеенко по заданию редакции приехали в городской суд № 2 города Павлодара для 
освещения процесса над бывшими сотрудниками инспекции финконтроля Павлодарской 
области. Судья процесса Ерлан Ибраимов запретил вести видеосъемку в зале, несмотря на 
то,  что  процесс  был  открытый.  В  обычной  практике  журналисты  выдавали  сюжеты в 
новостях,   закрывая  лицо  подсудимых.  В  итоге  журналисты  вынуждены  была  уехать. 
Новостной сюжет в эфир не вышел.

Февраль, 24
Майя Шуакбаева, Максим Носков, ТК «Ирбис» (г. Павлодар)
24 февраля корреспондент ТК «Ирбис» Майя Шуакбаева и видеооператор Максим 

Носков  по  заданию  редакции  приехали  в  суд  №  2  города  Павлодара  для  освещения 
судебного  процесса  над  молодым  человеком,  выдававшем  себя  майором  полиции  и 
внуком президента Казахстана. Судья процесса Гомар Суханкулов запретил журналистам 
вести видеосъемку и, в том числе, снимать себя, на том основании, что он болен. 

Февраль, 28
Майя Шуакбаева, Сергей  Извеков, ТК «Ирбис» (г. Павлодар)
Меруерт Шакенова, Вадим Зиневич, ТК «Астана» (Павлодарская область)
28  февраля  корреспондент  ТК  «Ирбис»  Майя  Шуакбаева  и  оператор  Сергей 

Извеков,  а  также  собкор  ТК  «Астана»  Меруерт  Шакенова  с  оператором  Вадимом 
Зиневичем приехали на  оглашение  приговора по делу о лжеполицейском,  выдававшем 
себя внуком президента. Судья павлодарского горсуда № 2 Гомар Суханкулов запретил 
журналистам вести видеосъемку без объяснения причин. 

Февраль, 25
Санат Урналиев, «Надежда» (г. Уральск)
Лукпан Ахмедьяров, газета «Уральская неделя» (Западно-Казахстанская область)
Председатель  апелляционной  коллегии  Западно-Казахстанского  областного  суда 

Темиржан Нугманов во время дня открытых дверей в облсуде заявил, что не согласен с 
решением судьи городского суда Уральска А. Сансызбаевой, которая выгнала из зала суда 
журналистов  во  время  судебного  процесса:  «Судебный  процесс  проводится  открыто. 
Гласность судопроизводства проводится в том числе и в воспитательных целях. поэтому 
решение моей коллеги я не могу назвать правильным». 

Напомним,  в  октябре  2010  года  судья  Сансызбаева  отказала  корреспондентам 
изданий «Надежда» и «Уральская неделя» - Санату Урналиеву и Лукпану Ахмедьярову - в 
праве освещать судебный процесс над чиновником городского акимата,  сославшись на 
мнение подсудимого. Тогда журналисты обратились с жалобой в комиссию по судейской 
этике западно-казахстанского облсуда.  Ответ на свое обращение они получили только 25 
февраля. 

По словам Т.  Нугманова,  в 2010 году,  кроме жалоб от журналистов Урналиева и 
Ахмедьярова, в комиссию поступило 15 подобных писем на местных судей, из которых 
нашли свое подтверждение только два. 

10. Нарушения хозяйственных прав СМИ

Февраль, 15

21



«Актобе таймс» (г. Актобе)
Из-за  отключения  электричества  весь  творческий  состав  газеты  «Актобе  таймс» 

вынужден работать дома. В здании, где располагается редакция, электричество отключили 
во вторник, 15 февраля. По состоянию на пятницу свет не дали. 

Газета  в  киоски  поступили  с  опозданием  на  полдня,  так  работники  в  домашних 
условиях закончили работу лишь к утру дня выхода газеты. 

По  словам  главного  редактора  газеты  Ольги  Будко,  отключение  электричества 
происходит  не  в  первый  раз,  причем,  именно  в  момент  верстки  и  сдачи  газет  в 
типографию. При этом в соседних зданиях свет есть.  

О. Будко не исключает, что отключение связано с профессиональной деятельностью, 
так как, в газете очень часто появляются критические материалы.

11. Нарушения трудовых прав журналистов

Февраль, 07
Жумабек Муканов, «Шардара тынысы» (г. Шардара, Южно-Казахстанская область)
7  февраля  Шардаринский  районный  суд  Южно-Казахстанской  области  под 

председательством судьи А. Тлегенова вынес решение по иску о незаконном увольнении 
бывшего главного редактора районной газеты «Шардара тынысы» Жумабека Муканова к 
акиму района Маргулану Марайыму и к пяти чиновникам местного акимата.

Напомним, Ж. Муканов был уволен за непредставление декларации о доходах как 
государственный служащий, находящийся на государственной должности. Фактически же 
Муканов  был  директором  ТОО  «Районная  газета  «Шардара  тынысы»,  то  есть, 
товарищества  с  ограниченной ответственностью,  которое не  является  государственным 
учреждением.  В своем иске к работникам акимата бывший главный редактор требовал 
отмены  необоснованного  приказа  об  увольнении,  восстановления  на  работе,  выплаты 
компенсации за вынужденный прогул и возмещения морального вреда в размере Т10 млн. 
с акима района и по Т5 млн. с остальных ответчиков.

Суд признал приказ об увольнении Жумабека Муканова незаконным и отменил его. 
Решением  суда  главный  редактор  считается  уволенным  в  связи  с  ликвидацией  ТОО 
«Районная газета «Шардара тынысы». С руководителя шардаринского районного отдела 
экономики  и  финансов  Н.  Калмуратова,  издавшего  приказ  об  увольнении,  суд  решил 
взыскать 20 тыс. тенге морального вреда. Также райотдел должен выплатить Ж. Муканову 
двухмесячную зарплату, которая составляет Т357330.

Сам  Муканов  полагает,  что  его  увольнение  и,  в  дальнейшем,  ликвидация  ТОО 
«Районная  газета  «Шардара  тынысы»  связаны  с  рядом  критических  публикаций, 
касающихся  деятельности  акима  района  М.  Марайыма.  Журналист  считает  действия 
властей преследованием за профессиональную деятельность и намерен бороться за свои 
профессиональные права.

Юридическую поддержку Жумабеку Муканову в процессе оказывала руководитель 
Общественного  центра экспертиз  по информационным спорам Международного  фонда 
защиты свободы слова «Адил соз» Галия Аженова.

Февраль, 07
«Нур Астана» (г. Актобе)
К  корреспонденту  фонда  «Адил  соз»  обратился  молодой  журналист,

внештатный корреспондент республиканской газеты «Нур Астана». Он рассказал, что с 
сентября 2010 года не может получить гонорары за свои материалы.

В конце прошлого года молодой журналист получил и подписал акты выполненных 
работ, где была указана конкретная сумма. По его словам, он обратился к руководству 
издания,  и  ему  пообещали  выплатить  положенные  ему  гонорары.  Однако  на  начало 
февраля  журналист  деньги  так  и  не  получил.  Информацию  для  мониторинга  он 

22



предоставил на условиях анонимности, так как боится потерять работу.

III. КОНФЛИКТЫ. НАРУШЕНИЯ, ИНКРИМИНИРУЕМЫЕ 
СРЕДСТВАМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ЖУРНАЛИСТАМ

1.  Обвинения в клевете (ст. 129 УК РК)

Февраль, 09
Елена Кулакова, «Темиртауский рабочий» (Карагандинская область)
Лидия Фролова, «Вечерняя газета» (г. Темиртау)
Заместитель  начальника  ГУ  «Отдел  жилищно-коммунального  хозяйства, 

пассажирского транспорта и автомобильных дорог» Темиртау Низами Гаджиев обратился 
в городской суд г.  Темиртау Карагандинской области с жалобой частного обвинения к 
внештатному  корреспонденту  газеты  «Темиртауский  рабочий»  Елене  Кулаковой, 
журналисту темиртауского издания «Вечерняя газета» Лидии Фроловой и к руководителю 
аппарата акима Темиртау Серикжану Кушумбаеву.

Гаджиев требует привлечь журналистов к уголовной ответственности за то, что при 
написании материалов  об антикоррупционном форуме  они использовали  информацию, 
озвученную  на  этом  мероприятии  С.  Кушумбаевым.  Руководитель  аппарата  акима 
приводил  примеры  коррупционных  правонарушений  и  преступлений  местных 
чиновников. При этом в самих публикациях имена, фамилии, годы работы чиновников, в 
адрес которых прозвучали обвинения, не были названы.

Низами Гаджиев обвиняет журналистов и работника акимата в клевете. В качестве 
возмещения  морального  вреда  он  требует  от  всех  троих  обвиняемых  опубликования 
полного и всестороннего опровержения.

При первой встрече в суде г-н Гаджиев заявил, что готов отказаться от претензий к 
журналистам, если руководитель аппарата акима Темиртау публично признается, что это 
именно он предоставил недостоверную информацию. 

Его условие было выполнено — С. Кушумбаев опубликовал опровержение в газетах 
«Темиртауский  рабочий»  и  «Вечерняя  газета».  Н.  Гаджиев  отозвал  свое  заявление  о 
возбуждении уголовного дела против журналистов и чиновника. 

2. Требования о защите чести, достоинства и деловой репутации, 
вытекающие из публикации определенных сведений

Февраль, 28
Светлана Орлова. «Квартал Петропавловск» (Северо-Казахстанская область)
В газете  «Квартал  Петропавловск»  была  опубликована  статья  Светланы  Орловой 

«Хорошо,  что  не  расстрел».  Речь  в  ней  шла  о  суровом,  с  точки  зрения  прокуратуры 
Северо-Казахстанской области,  приговоре в отношении предпринимательницы Гноевых. 
В статье также говорилось о том, что Н. Гноевых обратилась в финансовую полицию с 
заявлением о вымогательстве у нее взятки «за  оказание  содействия  в   вынесении  в 
отношении  нее   мягкого  обвинительного приговора» судьей Петропавловского горсуда 
Г. Жолдасовой. Судья Жолдасова была задержана с поличным при получении денег, но 
уголовное дело против нее было возбуждено не по факту получения взятки, а по факту 
мошенничества. 

24 февраля в редакцию городской газеты пришло письмо от пресс-службы Северо-
Казахстанского областного суда с требованием опровержения указанных в публикации 
утверждений  в   отношении  бывшей  судьи  Жолдасовой.  Областной  суд  считает,  что  в 
названии статьи и в тексте присутствуют «намеки  на  наличие связи между назначенным 
Гноевых  Н.  наказанием   и   поданным  последней   в    органы  финансовой  полиции 
заявлением  в  отношении  судьи  Жолдасовой».   По  мнению  суда,  эти  намеки 

23



безосновательны.
Позже пресс-служба  отказалась  от  требования  опровержения,  попросив  редакцию 

газеты просто опубликовать их письмо. Просьба облсуда была выполнена. 

Февраль, 04
«Central Asia Monitor» (г. Алматы)
04  февраля  кассационная  коллегия  Алматинского  городского  суда  рассмотрела 

кассационную жалобу БРК и шести его заемщиков на решение экономического суда и 
постановление апелляционной коллегии. В удовлетворении жалобы отказано, решение и 
постановление оставлены без изменений.

Напомним, АО «Банк развития Казахстана» и его заемщики: АО «Каустик»,  ТОО 
«Силициум  Казахстан»,  АО  «Агромашхолдинг»,  ТОО  «Казахцемент»,  АО  «Компания 
«Биохим»,  АО  «Ютекс»,  -  обратились  в  Специализированный  межрайонный 
экономический  суд  Алматы  (СМЭС)  с  иском  о  защите  чести,  достоинства  и  деловой 
репутации, публикации опровержения и возмещении морального вреда в размере 350 млн. 
тенге к учредителю газеты Central Asia Monitor — ТОО «Alem BG».

Поводом к иску послужили несколько редакционных статей, опубликованных в этом 
издании  под  псевдонимом  Алан  Бекетов  —  «Время  не  ждет.  «Время»  пережидает?» 
(28.08.2009), «А Васька слушает да ест» (04.09.2009), «Время собирать камни, или Что 
развил  «Банк  развития  Казахстана»  в  Казахстане?  (15.09.2009),  «Не все  на  этом свете 
решается  за деньги» (21.09.2009),  «В темпе вальса» (22.09.2009),  «Игра по правилам и 
без»  (29.09.2009),  «Скованные  одной  целью»  (06.10.2009),  «БРК:  странная  любовь  к 
«Казахцементу» (07.10.2009.).

23 августа 2010 года СМЭС отказал БРК и его заемщикам в удовлетворении иска. 25 
ноября того же года апелляционная коллегия Алматинского городского суда рассмотрела 
апелляционную  жалобу  истцов  на  это  решение  и  постановила  отказать  в  ее 
удовлетворении в полном объеме.

4  февраля  2011  г.  решение  СМЭСа  вступило  в  законную  силу.  У  БРК  осталась 
возможность  в  срок  до  23  августа  2011  г.  обратиться  в  Верховный  суд  с  надзорной 
жалобой.

Февраль, 23
Сергей Щербаков, ТРК «ТАН» (г. Алматы)
Как сообщалось ранее, Республиканское общественное объединение Казахстанское 

авторское общество» (РОО «КазАК») обратилось в Ауэзовский районный суд Алматы с 
иском  о  защите  чести,  достоинства  и  деловой  репутации  к  журналисту  телекомпании 
«ТАН» Сергею Щербакову и специалисту в области авторского права и смежных прав 
Темирлану  Тулегенову.   Поводом  для  разбирательства  послужила  информационная 
программа  прямого  эфира  «Центр»  (ТРК  «ТАН»,  30.03.2010  г.),  в  которой  гость 
программы  Т.  Тулегенов  затронул  вопросы  функционирования  РОО  «КазАК», 
взаимоотношений  этой  организации  с  авторами,  а  также  лицами,  использующими 
авторские произведения.

Авторское общество посчитало озвученные Т. Тулегеновым сведения порочащими и 
потребовало  дать  опровержение  этих  сведений,  принести  извинения  и  взыскать  с 
журналиста и специалиста в области авторского права 10 миллионов тенге солидарно в 
счет возмещения морального вреда. 

20 декабря 2010 г. суд вынес решение удовлетворить иск РОО частично, обязав Т. 
Тулегенова  и  С.  Щербакова  дать  опровержение  в  эфире  ТРК  «ТАН».  В  остальных 
требованиях истцу отказано. Кроме того, суд решил взыскать с авторского общества 100 
тыс. тенге в пользу Темирлана Тулегенова в счет возмещения расходов по оплате помощи 
представителя в суде.

23 февраля 2011 г. апелляционная комиссия алматинского городского суда оставила 

24



в силе решение районного суда. 

Февраль, 08
ИА «Kazakhstan Today» (г. Алматы)
Директор Национальной коалиции «За Казахстан,  свободный от табачного  дыма» 

Джамиля  Садыкова,  общественный  фонд  «Темекiсiз»  и  общественный  фонд  «Центр 
поддержки и содействия развитию здравоохранения» обратились в Медеуский районный 
суд  с  иском  к  информационному  агентству  «Kazakhstan  Today»,  главному  редактору 
агентства  Тимуру  Куватову  и  общественному  объединению  «Союз  спортивных 
журналистов».

Поводом к иску послужила статья «Казахстанские журналисты ставят под сомнение 
целевую  растрату  более  380  млн.  тг,  выделенных  на  антитабачную  кампанию», 
опубликованная  на  сайте  «Kazakhstan  Today»  (www.kt.kz)  18  ноября  2010  года.  В 
публикации было процитировано письмо ОО «Союз спортивных журналистов», в котором 
рассматривается финансовая деятельность неправительственных организаций республики, 
направленная на борьбу с табакокурением.

Истцы  требуют  признать  не  соответствующими  действительности  и  порочащими 
распространенные сведения,  содержащиеся  в  3  — 10 абзацах  текста,  опубликовать  их 
опровержение  на  новостной  ленте  ИА  «Kazakhstan  Today»  с  поддержанием  текста 
опровержения  в  неизменном  виде  в  течение  года,  разослать  его  всем  подписчикам, 
удалить  с  Интернет-ресурса  оспариваемую  статью.  Также  истцы  требуют  взыскать  в 
возмещение морального вреда:  с  главного редактора  Т2 млн.,  с  информагентства  – Т3 
млн., с ОО «Союз спортивных журналистов» — Т5 млн.

По  мнению  представителя  интересов  «Союза  спортивных  журналистов»  и  ИА 
«Kazakhstan  Today»  юриста  Тамары  Симахиной,  дело  принято  к  рассмотрению  с 
нарушением  требований  закона.  Истцы  не  выполнили  досудебный  порядок 
урегулирования  спора  —  в  адрес  ОО  «Союз  спортивных  журналистов»  не  была 
направлена  досудебная  претензия.  Суд  не  направил  в  адрес  ответчиков  повестки  о 
назначенной  встрече  в  суде,  не  выслал  им  копии  искового  заявления  со  всеми 
приложениями.

Кроме  того,  в  соответствии  с  нормами  действующего  законодательства, 
государственной пошлиной должно быть оплачено каждое исковое требование.  В деле 
представлена квитанции об оплате только двух из шести исковых требований, остальные 
четыре  суд принял к рассмотрению без оплаты гос. пошлины.

На  заседании  15  февраля  истцы  огласили  свои  исковые  требования,  ответчики 
заявили, что иск не признают в полном объеме и просят отказать в его удовлетворения. 

Суд  предложил стороне  истцов уточнить  свои исковые требования,  т.к.  из текста 
искового заявления не понятно, что они требуют от ОО «Союз спортивных журналистов».

Февраль, 18
Алена Панкова, «Новый вестник» (г. Караганда)
На справочном сайте www.spr.kz один из посетителей оставил не очень приятный 

отзыв о качестве счетчика газа, купленного на фирме «Газгидроэл». Под комментарием 
стояла фамилия Панкова.  Директор фирмы «Газгидроэл» Данияр  Тажин посчитал,  что 
негативный отзыв написала  нештатный корреспондент  газеты «Новый вестник»  Алена 
Панкова, и обратился с заявлением в полицию, обвинив журналиста в клевете. Полиция не 
стала возбуждать дело, посчитав доводы директора «Газгидроэла» несостоятельными и 
недоказуемыми.

Тем не  менее,  Данияр Тажин подал  иск  в  Казыбекбийский районный суд  города 
Караганды за подрыв деловой репутации его фирмы. Нанесенный журналистом Панковой 
моральный вред он оценил в 10 миллионов тенге.

Сама  Алена  Панкова  объясняет,  что  никаких  комментариев  на  сайте  она  не 

25



оставляла, поскольку даже не знала о существовании такого сайта. В настоящее время она 
находится в отпуске по уходу за ребенком и вот уже два года не сотрудничает ни с одним 
изданием  региона.  Живет  Алена  в  пригородном  населенном  пункте,  где  нет 
газоснабжения,  следовательно,  никаким  газовым  счетчиком  она  не  пользовалась  и  не 
пользуется.  Интеренета  у  нее  тоже  нет.  А  в  телефонном  справочнике  только  одной 
Караганды  значатся  более  20  семей,  носящих  фамилию  Панковых.  В  регионе,  где 
распространяет свои счетчики «Газгидроэл», таких семей значительно больше.

Эти доводы Данияра Тажина не убедили. Он по-прежнему настаивает на судебных 
разбирательствах с журналистом.

Февраль, 07
Динара Аширбекова, ТК «КТК» (г. Актобе)
В  корпункт  телеканала  «КТК»  в  Актюбинской  области  обратилась  по  телефону 

жительница  Актобе,  представившаяся  Зиной.  Она  пригрозила  подать  в  суд  на 
корреспондента  Динару  Аширбекову,  если  она  не  даст  опровержение  сюжета  о 
государственной жилищной программе «Жана уй», вышедшего на телеканале. В сюжете 
журналист рассказала  об акции пострадавших в афере с квартирами у здания филиала 
партии  «Нур  Отан».  В  материале  одна  из  участников  акции  высказывала  сомнение  в 
законности получения квартир некоторыми жителями одного из домов.

Д.  Аширбекова  считает,  что  подобные  звонки  организованы  специально,  чтобы 
журналисты не возвращались к теме мошенничества при распределении госжилья.

3.  Требования о защите чести, достоинства и деловой репутации, 
вытекающие из публикации взглядов, мнений и оценочных суждений

Февраль, 07
Сауле Сейдахметова, «Знамя труда» (Жамбылская область)
1 февраля в жамбылской областной газете «Знамя труда» была опубликована статья 

Сауле  Сейдахметовой  «Золотая  травка  для  бедной  овечки».  В  материале  поднимался 
вопрос о  возвращении пастбищных земель  из лесного фонда на баланс района. 

После  выхода  публикации  в  редакцию  с  претензиями  обратился  начальник  
госучреждения  по  охране  лесов  и  животного  мира  Меркенского  района  Жамбылской 
области  Канат Буркитбаев. Он угрожал подать на журналиста в суд за то, что в материале 
его сравнили с латифундистом, и потребовал опубликовать опровержение. 

Редакция опубликовала фрагмент письма К. Буркитбаева и предложила дискуссию 
на эту тему. 

4. Требования о защите права на собственное изображение

Февраль, 04
Сергей Харитоненко, «Курс» (г. Кокшетау) 
В редакцию газеты «Курс»  обратилась  пресс-секретарь  Акмолинского  областного 

суда Куляш Домалакова. Она выразила возмущение опубликованной фотографией судьи 
Розы Жакудиной. По ее словам, «фотография сделана как будто украдкой, тайно, с целью 
опорочить  судью».  Пресс-секретарь  заявила,  что  это  изображение  нарушает  пункт  о 
неприкосновенности личной жизни: «Вы спрашивали разрешение на фото?».

При этом ответсекретарь «Курса» Сергей Харитоненко утверждает, что фотография 
является  стоп-кадром  видеозаписи  пресс-конференции,  на  которую  он  был  приглашен 
официально областным судом. 

Февраль, 17
Виктор  Мирошниченко, «Время» (Северо-Казахстанская область)

26



ТОО «Интернет портал «Нур» (г. Петропавловск)
Суд № 2 г. Петропавловска частично удовлетворил иск  бывшего адвоката Сергея 

Арапова к  собственному корреспонденту газеты «Время» Виктору Мирошниченко и ТОО 
«Интернет-портал «Нур», взыскав с портала 15 тысяч тенге за использование фотографии 
Арапова  без  его  разрешения.  В отношении  журналиста  суд  в  возмещении морального 
вреда отказал, поскольку журналист не имел к публикации фото никакого отношения.

Напомним, поводом для иска послужила статья  «Журналиста засудили за фото из 
зала  суда  -  теперь  каждый может  подать  в  суд  на  СМИ?»,  размещенная  на  интернет-
портале  nur.kz  2  апреля  2009  г.  Публикация  перепечатана  с  сайта  газеты  «Время»  со 
ссылкой на первоисточник. В материале был использован стоп-кадр оперативной съемки 
пресс-службы  ДВД  области,  на  котором  С.  Арапов  показывает  в  объектив  камеры 
неприличные жесты.  За незаконное использование своего изображения Арапов просил 
взыскать с собственников ТОО «Интернет портал НурKZ» и с Виктора Мирошниченко в 
счет возмещения морального вреда по 50 тысяч тенге.  

5.  Требования и иски СМИ и журналистов о защите своих гражданских и 
профессиональных прав

5.1. Ходатайства об условно-досрочном освобождении

Февраль, 01
Рамазан Есергепов, «Алма-Ата Инфо»  (г. Алматы)
Осужденному главному редактору газеты «Алма-Ата Инфо» Рамазану Есергепову в 

третий  раз  отказано  в  условно-досрочном  освобождении  (УДО).   Формулировка  для 
отказа  -  «в  связи  с  имеющимися  у  него  двумя  взысканиями  за  нарушение  режима 
содержания». 

Первый раз Р. Есергепову было отказано в УДО 12 января 2010 года. Второй раз — 
13  июля  2010  г.  По  словам  старшего  специалиста  по  воспитательной  работе  среди 
осужденных  департамента  уголовно-исполнительной  системы  по  Жамбылской  области 
Казахстана Нурлана Каримова,  оба отказа  «были также связаны с имеющимися у него 
взысканиями за нарушения режима». 

В  очередной  раз  с  прошением  об  условно-досрочном  освобождении  Рамазан 
Есергепов теперь может обратиться только через шесть месяцев.

Напомним,  8  августа  2009  г.  судом  № 2  г.  Тараза  главный  редактор  «Алма-Ата 
Инфо»  был  признан  виновным  по  ст.  172  ч.  1  и  339  ч.2  Уголовного  кодекса  РК 
(«незаконный  сбор  сведений,  содержащих  государственные  секреты»  и 
«воспрепятствование  расследованию  дела»).  Он  приговорен  к  трем  годам  лишения 
свободы в колонии общего режима.  Рамазану Есергепову также запрещено заниматься 
издательской деятельностью в течение двух лет после отбытия наказания.

Поводом  для  уголовного  преследования  стала  статья  «Кто  правит  страной  – 
президент или КНБ?», опубликованная в газете «Алма-Ата Инфо» 21 ноября 2008 года. В 
статье было воспроизведено письмо руководителя Жамбылского областного департамента 
Комитета национальной безопасности к председателю КНБ Амангельды Шабдарбаеву. 

Февраль, 16
Рамазан Есергепов, «Алма-Ата Инфо»  (г. Алматы)
Раушан  Есергепова  обратилась  к  Генеральному  прокурору  РК  с  ходатайством  о 

принятии мер прокурорского реагирования по нарушениям, допущенным руководством 
колонии в отношении ее супруга, главного редактора газеты «Алма-Ата Инфо» Рамазана 
Есергепова.  Журналист  был  осужден  на  три  года  лишения  свободы  с  отбыванием 
наказания  в  колонии  общего  режима  за  свою  профессиональную  деятельность.  На 
сегодняшний день Рамазан Есергепов отбыл 2/3 срока.

27



По  словам  Есергеповой,  за  эти  два  года  руководство  колонии  по  различным 
основаниям  семь  раз  отказало  журналисту  в  смягчении  наказания.  Так,  в  условно-
досрочном  освобождении  Есергепову  было  отказано  три  раза,  ему  отказано  в  замене 
неотбытой  части  наказания  более  легким  видом  наказания  и  в  переводе  в  колонию-
поселение.

В своем ходатайстве Раушан напоминает, «что неоднократные указания Генеральной 
прокуратуры  в  адрес  суда  2,  прокуратуры  Жамбылской  области  от  20.03.09,  20.04.09, 
30.04.09,  15.05.09,  18.05.09,  20.05.09,  29.06.09.  разобраться  по  существу  по  жалобам 
Есергепова на незаконные действия сотрудников КНБ РК, ДКНБ РК по Жамбылской обл., 
прокуратуры и судов Жамбылской области остаются не исполненными».

Февраль, 18
Тохнияз Кучуков, «Время» (г. Алматы)
18 февраля исполняющий обязанности специализированного прокурора по надзору 

за законностью в исправительных учреждениях Восточно-Казахстанской области Сергей 
Филимонов не  согласился  с  ходатайством администрации  колонии  ОВ 156/13  в  Усть-
Каменогорске о замене корреспонденту газеты «Время» Тохниязу Кучукову неотбытой 
части срока заключения более мягким видом наказания.

Журналист  отбывает  наказание  в  колонии-поселении  ОВ  156/13  в  Усть-
Каменогорске за ДТП со смертельным исходом. Т. Кучуков писал заявление об условно-
досрочном  освобождении  (УДО).  Однако  администрация  колонии-поселения  приняла 
решение ходатайствовать не об УДО, а о замене неотбытой части наказания более мягким. 

Как сообщила газета «Время», Сергей Филимонов мотивировал свой отказ тем, что у 
администрации колонии не было оснований для предоставления осужденному журналисту 
права краткосрочного выезда за пределы колонии-поселения. Кроме того, по мнению С. 
Филимонова, Т Кучуков не принимал активные меры к погашению ущерба, причиненного 
потерпевшей стороне. Хотя Т. Кучуков всю свою зарплату - немногим более 20 тыс. тенге 
в  месяц,  которую  он  получал,  работая  в  колонии-поселении  кладовщиком,  отсылал 
родственникам погибшего. На сегодняшний день он выплатил 232 тыс. из 919 тыс. тенге 
компенсации, назначенной судом.

Мониторинг подготовлен по сообщениям 
СМИ и корреспондентов Фонда
«Адил соз».

Координатор мониторинговой службы фонда «Адил соз»
Елена Цой
e-mail: lena@adilsoz.kz

Руководитель юридической службы фонда «Адил соз»
Ганна Красильникова
e-mail:    ganna@adilsoz.kz  

По всем вопросам мониторинга вы можете также обратиться 
info@adilsoz.kz

28

mailto:lena@adilsoz.kz
mailto:info@adilsoz.kz
mailto:ganna@adilsoz.kz

	I. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО, АДМИНИСТРАТИВНОГО И ПРАВОВОГО КЛИМАТА В СТРАНЕ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ 
СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
	1. Действия и выступления должностных лиц, определяющие фактическое положение средств массовой информации и состояние свободы слова
	2.  Решения и действия должностных лиц 
по регулированию интернет-пространства РК
	3.  Изменения и проекты изменений действующего законодательства, 
определяющие правовое положение средств массовой информации 
	4. Оценки фактического положения СМИ и свободы слова
	5. Действия и выступления в защиту гражданских 
и профессиональных прав СМИ и журналистов

	II. НАРУШЕНИЯ ПРАВ СМИ И ЖУРНАЛИСТОВ
	1. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов
	2. Неправомерный доступ к компьютерной информации
	3. Необоснованное задержание журналистов
	4.  Нарушение прав СМИ и журналистов на свободу слова и творчества
	5. Необоснованный отказ и нарушение сроков предоставления 
	общественно значимой информации
	6.  Необоснованные ограничения в получении общественно значимой информации
	7.  Нарушения в сфере высоких технологий
	8. Необоснованные ограничения доступа к веб-сайтам
	9. Нарушения принципа гласности судебного процесса
	10. Нарушения хозяйственных прав СМИ
	11. Нарушения трудовых прав журналистов

	III. КОНФЛИКТЫ. НАРУШЕНИЯ, ИНКРИМИНИРУЕМЫЕ 
СРЕДСТВАМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ЖУРНАЛИСТАМ
	1.  Обвинения в клевете (ст. 129 УК РК)
	2. Требования о защите чести, достоинства и деловой репутации, 
	вытекающие из публикации определенных сведений
	3.  Требования о защите чести, достоинства и деловой репутации, 
вытекающие из публикации взглядов, мнений и оценочных суждений
	4. Требования о защите права на собственное изображение
	5.  Требования и иски СМИ и журналистов о защите своих гражданских и профессиональных прав
	5.1. Ходатайства об условно-досрочном освобождении



