
 

                                                                             Международный Фонд защиты 
                                                                 свободы слова «Адил соз»

Мониторинг
нарушений свободы слова в Казахстане

в сентябре 2009 года

Решение месяца: 9 сентября Медеуский районный суд Алматы вынес решение по 
иску  «БТА-Банка»  о  защите  деловой  репутации  и  возмещении  морального  вреда  к 
собственнику газеты «Республика – деловое обозрение. Дубль 2»  - ТОО «DPA», главному 
редактору Гузяль Байдалиновой и корреспонденту Ирине Петрушовой.

Суд  обязал  ответчиков  выплатить  «БТА-Банку»  60  миллионов  тенге  солидарно, 
взыскал  с  газеты судебные  издержки  в  размере  1296 тенге,  а  также  обязал  издание  в 
течение десяти дней напечатать опровержение сведений, опубликованных в статье «Хрен 
редьки не слаще» 6 марта этого года. 

Истец посчитал, что два абзаца этой публикации содержали недостоверные сведения 
и  явились  причиной  оттока  депозитов  на  сумму  6  миллиардов  770  миллионов  тенге. 
Выполнение  судебного  решения  означает  полное  банкротство  издания.  Редакция 
намерена подать апелляционную жалобу. (см. глава III, раздел 4)

Ущерб  месяца:  20  августа  ТОО  «Тенгизнефтьстрой»  обратилось  в  гражданскую 
коллегию Уральского городского суда № 2 с иском о защите чести, достоинства и деловой 
репутации  и  взыскании  материального  ущерба  в  размере  70  миллионов  тенге  к 
журналисту  Лукпану  Ахмедьярову  и  редакции  газеты  «Уральская  неделя».  Поводом 
послужил  материал  от  6  августа  «За  ширмой  тендера»  о  том,  что  ТОО 
«Тенгизнефтьстрой»  (ТНС)  еще  до  объявления  тендера  государственного  заказа  по 
газификации Абайского поселкового округа Сырымского района Западно-Казахстанской 
области приступила к осуществлению данного проекта.

На  просьбу  судьи  обосновать  сумму  ущерба  юрист  компании  заявил,  что 
руководство  области  попросило  закончить  строительство  газопровода  раньше 
намеченного срока, из-за чего компания понесла убытки в размере 70 миллионов тенге. 
Поэтому компания посчитала, что журналист и редакция должны возместить ущерб на эту 
сумму. 

9  сентября  ТОО  «Тенгизнефтьстрой»  отозвало  свой  иск,  предложив  уладить 
разногласия  в  досудебном  порядке.   Редакция  опубликовала  уточнение  по  данному 
материалу. Речь идет о неточности, допущенной автором статьи, а именно: в статье было 
приведено неправильное название одного из газопроводов (см. глава III, раздел 3).

Инициатива  месяца: Дольщики  ТОО  «Альянсстройинвест»   пригласили 
корреспондента   газеты  «Время»  Маргариту   Никитину  принять  участие  во  встрече  с 
руководством  компании.  Увидев  журналиста  в  своем  офисе,  генеральный  директор 
«Альянсстройинвеста»  Ренат  Найманов  категорически  стал  возражать  против 
аудиозаписи и фотосъемки. Охранники попытались выкатить кресло с сидящим на нем 
журналистом из помещения, в котором проходила встреча. Только требование дольщиков 
оставить   представителя  прессы  позволило  журналисту  понаблюдать  за  ходом 
мероприятия (см. глава II, раздел 5).

Клевета  месяца: Аким  Шымкента  Армат  Жетписбаев  обвинил  лидеров  трех 
общественных организаций Южно-Казахстанской области в клевете. Поводом послужила 
пресс-конференция, на которой руководители трех НПО обвинили его в неспособности 

1



управлять городом. Материалы о пресс-конференции и обращение были опубликованы в 
газетах «Рейтинг» и «Замана». 

7  сентября  решением  Аль-Фарабийского  городского  суда  Шымкента  Камалитдин 
Дулатов осужден на один год условно. В отношении Есебалы Алиева и Куата Садриддина 
истец  снял  свои  претензии  и  простил  их.  Также  А.  Жетписбаев  снял  требование  о 
взыскании морального вреда со всех трех ответчиков (см. глава III, раздел 2)

Вопрос  месяца: В  редакцию  кокшетауской  газеты  «Курс»  обратился  старший 
лейтенант  управления  внутренних  дел  города  Ерхан  Кошмагамбетов  с  просьбой  дать 
информацию об авторах писем, критикующих деятельность акимата. Аким города Бахыт 
Сапаров подал заявление в УВД Кокшетау, обвиняя их в клевете. 

С.  Харитоненко  отказался  предоставлять  контактные  данные,  попросив  оформить 
письменный запрос (см. глава II, раздел 12). 

Забота  месяца: Пресс-секретарь  акима  Жамбылской  области  Санжар  Тлепов, 
отказал  в  аккредитации  для  освещения  визита  Президента  РК  изданиям,  которые 
критикуют действия акима. Объясняя отказ, он  заявил: 

-  Журналисты  всех  изданий  были  приглашены  на  торжественное  собрание.  На 
других  объектах  им  было  бы  неудобно  работать,  а  в  зале  они  могли  в  комфортных 
условиях  видеть  и  слышать  президента.  На  официальном  сайте  акима  оперативно 
обновлялась информация о ходе визита,  есть снимки нашего официального фотографа, 
статьи мы готовы предоставить» (см. глава II, раздел 14). 

В сентябре 2009 г. мониторинг Фонда «Адил соз» зафиксировал  95 сообщений. Из 
них 13 определяют фактическое положение СМИ в свете политической атмосферы 
месяца, 50 дают информацию о прямых нарушениях прав СМИ и журналистов, 31 - о 
конфликтах и обвинениях, выдвинутых против СМИ и журналистов. 

CОДЕРЖАНИЕ:

I. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО, 
АДМИНИСТРАТИВНОГО И ПРАВОВОГО КЛИМАТА В СТРАНЕ, 
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ 
ИНФОРМАЦИИ                                                                                                                              ..........................................................................................................................  4  

1.  Действия и выступления должностных лиц, определяющие 
фактическое положение средств массовой информации и состояние 
свободы слова                                                                                        ................................................................................  4  
2. Действия и выступления в защиту гражданских и профессиональных 
прав журналистов и СМИ                                                                         .................................................................  5  
3. Оценки фактического положения СМИ                                                 ...........................................  6  

II. НАРУШЕНИЯ ПРАВ СМИ И ЖУРНАЛИСТОВ                                                                ............................................................  7  
1. Нападение на журналиста                                                                   ............................................................  7  
2.  Угрозы в отношении СМИ и журналистов                                            ......................................  8  
3. Задержание журналиста                                                                      ...............................................................  9  
4. Нарушения прав СМИ и журналистов на свободу слова и творчества  9  
5. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности 
журналистов                                                                                         .................................................................................  10  
6. Запрет на съемку                                                                              .......................................................................  12  
7.  Необоснованный отказ и нарушение сроков предоставления 
общественно значимой информации                                                      ................................................  12  
8. Необоснованные ограничения в получении общественно значимой 
информации                                                                                          ..................................................................................  14  

2



9. Необоснованные препятствия в издании и распространении СМИ       ...  15  
10. Нарушение принципа гласности судебного процесса                        ...................  18  
11. Незаконные препятствия в распространении интернет-медиа           .......  18  
12. Требование об открытии источника информации                              ........................  18  
13. Нарушение трудовых прав журналистов и работников СМИ              .........  19  
14. Отказ в аккредитации                                                                      ...............................................................  19  
15. Необоснованный вызов журналиста                                                 ..........................................  19  

III. КОНФЛИКТЫ. НАРУШЕНИЯ, ИНКРИМИНИРУЕМЫЕ СРЕДСТВАМ 
МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ                                                                                                   ...............................................................................................  20  

1.   Обвинение в распространении информации, содержащей 
государственные секреты (ст. 172 УК РК)                                              ........................................  20  
2. Обвинение в клевете (ст. 129 УК РК)                                                 ...........................................  20  
3. Требования о защите чести, достоинства и деловой репутации, 
вытекающие из публикации определенных сведений                             ........................  22  
4. Требования и иски о защите чести, достоинства и деловой 
репутации, вытекающие из публикации мнений, убеждений и 
оценочных суждений                                                                             .....................................................................  27  
5. Обвинения в нарушении порядка проведения митингов (ст. 373 
КоАП РК)                                                                                               .....................................................................................  29  
6. Требование о защите права на собственное изображение                  ..............  31  

3



I.  ОСОБЕННОСТИ  ПОЛИТИЧЕСКОГО,  СОЦИАЛЬНОГО, 
АДМИНИСТРАТИВНОГО  И  ПРАВОВОГО  КЛИМАТА  В  СТРАНЕ, 
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ  ФАКТИЧЕСКОЕ  ПОЛОЖЕНИЕ  СРЕДСТВ  МАССОВОЙ 
ИНФОРМАЦИИ

1.   Действия  и  выступления  должностных  лиц,  определяющие  фактическое 
положение средств массовой информации и состояние свободы слова

Сентябрь, 01 
СМИ г. Караганды
Руководством  Департамента  внутренних  дел  по  Карагандинской  области  был 

наложен запрет   предоставлять  областным СМИ сводки криминальных  происшествий, 
которые поступают в пресс-центр департамента внутренних дел со всего региона. В то же 
время  на  ведомственную  газету  ДВД –  «Криминальные  новости»  -  данный  запрет  не 
распространяется. 

Сентябрь, 17
СМИ Шымкента
Заместитель  председателя  Южно-Казахстанского  филиала  партии  «Нур  Отан» 

Алмазбек  Мамытбеков  разослал  руководителям  СМИ  Южно-Казахстанской  области  и 
собственным  корреспондентам  республиканских  СМИ  приглашение  организовать 
неформальное объединение «Центр информационных технологий». Его главная цель, как 
значится  в  Положении,  создание  и  поддержание  открытого  информационного 
пространства,  укрепление  взаимовыгодного  сотрудничества  СМИ,   общественных  и 
государственных структур.

Сентябрь, 24
Блог Карима Масимова
Премьер-министр  Казахстана  Карим  Масимов,  который  явился  инициатором 

создания  интернет-блогов  руководителей  государственных  структур,  на  встрече  с 
представителями  деловых  кругов  сказал,  что  его  персональный  блог 
http://blogs.e.gov.kz/blogs/masimov_k является источником информации, помогающей ему 
в работе.

При этом глава правительства отметил, что записи, сделанные посетителями блога, 
все чиновники просматривают раньше него. Поэтому, когда премьер-министр обращается 
к тому или иному чиновнику по заданным на блоге вопросам, тот уже имеет ответ.  «То 
есть это уже на системную работу поставлено», - отметил К. Масимов.

Сентябрь, 18
СМИ медиа-холдинга «Нур-Медиа» (г. Алматы) 
Генеральный  директор  медиа-холдинга  «Нур-Медиа»  Арманжан  Байтасов  в 

интервью газете «Central Asia Monitor» опроверг слухи о том, что проект казахстанского 
вкладыша  к  российскому  изданию   «Известия»  -  «Известия-Казахстан»  может  быть 
закрыт из-за финансовых проблем. 

Также он сообщил,  что проблема с выплатой задолженности по заработной плате 
сотрудникам газет «Литер» и «Айкын» в настоящее время решена. 

По  словам  А.  Байтасова,  положение  дел  в  холдинге  нормальное:  «Мы работаем, 
невзирая на кризис, невзирая на то, что рекламный рынок сократился более чем в два раза. 
Нам удалось удерживать ситуацию под контролем». 

Сентябрь, 16
СМИ г. Павлодара

4



Прокурор  Павлодарской  области  Нурмахан  Исаев  на  пресс-конференции  отчитал 
журналистов г. Павлодара за «несоответствующее действительности» освещение итогов 
первого судебного процесса с участием присяжных: «Прежде чем о чем-то писать, надо 
вникнуть  в  суть  рассматриваемого  вопроса.  Из  всех  публикаций,  что  я  прочитал  в 
последнее время, ни одна не соответствует действительности». Встречу с журналистами 
он завершил пожеланием: «Поменьше ненужных догадок, версий, фантазий … и вообще 
инициативы».

Сентябрь, 18
«Республика – деловое обозрение» (г. Алматы)
10  сентября  на  информационно-аналитическом  портале  «Республика.kz»  был 

опубликован материал о том, что думают об идее пожизненного президентства известные 
политологи   и  политики  республики.  Советник  президента  Ермухамет  Ертысбаев, 
комментируя  эту  идею,  заявил,  что  в  оппозиционной  партии  «Азат»  тоже  есть  ее 
сторонники. 

Слова  Ертысбаева  вызвали  негативную  реакцию  у  представителей  партии,  и  14 
сентября советник президента в комментариях «Stan.tv» заявил, что его слова исказили 
журналисты. 

В ответ на это заявление, редакция газеты опубликовала расшифровку разговора с 
Ертысбаевым  и  предложила  читателям  прослушать  диктофонную  запись  интервью  на 
сайте издания.

Сентябрь, 24
СМИ Актюбинской области
На  совещании  по  проверке  реализации  «Дорожкой  карты»  в  Актобе  с  участием 

сотрудников министерства здравоохранения во главе с министром аким города Елеусин 
Сагиндиков  говорил  о  ситуации  с  рабочими  местами  в  актюбинском  регионе.  Он 
рассказал, что создано 3400 рабочих мест, заметив при этом, что «некоторые СМИ так и 
хотят, чтобы плохо было, чтобы был кризис, безработица. Когда трудный момент был, в 
январе, они ходили по заводам, цехам, спрашивали, сколько человек сократили. Нужно 
было это знать? Вместо того чтобы быть советником, подсказывать. Я сказал: «Гоните в 
шею корреспондентов таких».

2. Действия и выступления в защиту гражданских и профессиональных прав 
журналистов и СМИ

Сентябрь, 03
«Республика – деловое обозрение» (г. Алматы), Фонд «Алем Арт» (г. Алматы)
2 сентября представители фонда «Алем Арт», журналисты газеты «Республика» и 

художник  Канат  Ибрагимов  провели   перфоманс  «Отдадим  последние  трусы  БТА 
Банку!». Целью перформанса было показать абсурдность исков против фонда «Алем арт», 
с которого банк требует возврата больше 800 миллионов тенге (более 5 млн. долларов) 
благотворительных  средств,  и  против  газеты  «Республика»,  которой  этот  же  банк 
выставил иск на 80 млн. тенге.

Участники перфоманса пришли в одно из отделений «БТА-Банка» и в присутствии 
представителей  СМИ  пытались  передать  оформленную  в  виде  подарка  коробку  с 
«последними  трусами»  топ-менеджерам  этого  банка  Анвару  Сайденову  и   Арману 
Дунаеву.

3 сентября руководство «БТА-Банка» выступило с заявлением, в котором расценило 
эту акцию как противоправные действия  «неизвестных хулиганов».

По фактам нарушения общественного порядка служба безопасности «БТА Банка» 
обратилась в правоохранительные органы. 

5



В  свою  очередь,  редакция  распространила  пресс-релиз,  в  котором  отметила,  что 
«никаких  оскорбительных  и  агрессивных  действий  участники  заключительно  акта 
перформанса не совершали – мы лишь обратились с просьбой передать топ-менеджерам 
банка «посылку».

Сентябрь, 11
«Литер», «Айкын» (г. Алматы)
11 сентября на блоге премьер-министра РК Карима Масимова появилось обращение 

от  имени журналистов  «Литера»  и  «Айкына».  В нем сообщалось,  что  за  7  месяцев,  с 
момента передачи двух газет в «Нур-Медиа», сотрудники этих газет ни разу не получили 
вовремя зарплату. Как сообщили авторы письма, на страницах изданий много рекламы как 
государственных структур,  так и крупных частных компаний,  но денег в редакциях не 
видят.  Они  поступают  прямо  в  «Нур-Медиа».  В  сложившейся  ситуации  журналисты 
усмотрели «признаки коррупционных нарушений как со стороны учредителей, так и со 
стороны самого госхолдинга». 

По этому поводу газета «Республика» обратилась к генеральному директору ТОО 
«Нур-Медиа» Арманжану Байтасову. По его словам, «это письмо - грязная инсинуация, и 
обвинения  в  нем  беспочвенны.  (…)  Да,  зарплата  действительно  задерживается,  но  не 
потому, что деньги из газеты «Литер» перераспределили в газету «Туркестан» или «Нур-
Астана». Проблему с задержкой зарплат мы сейчас решаем».

К  вечеру  обращения  журналистов  «Литера»  и  «Айкына»  на  блоге  премьера  не 
оказалось.

Сентябрь, 16
СМИ Карагандинской области
В Караганде в рамках проекта «Саморегуляция СМИ в Казахстане», общественный 

фонд  «Medialife»   при  поддержке  фонда  Сорос  провел  круглый  стол.  Поводом  для 
мероприятия  послужила  ситуация,  когда  суды  завалены  исками  в  отношении  СМИ. 
Вопросы,  поднимаемые  на  круглом  столе  -  действительно  ли  граждане  желают  при 
помощи Фемиды восстановить свои честь и достоинство или же предприимчивые истцы 
пытаются  наладить  свой  «медиабизнес»,  предъявляя  журналистам  многомиллионные 
иски.

В  итоге  круглого  стола  двадцать  региональных  СМИ  Карагандинской  области 
подписали  свод  морально-этических  правил,  который  призывает  журналистов  к 
объективности, уважению к правам человека. 

3. Оценки фактического положения СМИ

Сентябрь, 03
Рамазан Есергепов, «Алма-Ата Инфо» (г. Алматы)
3  сентября  временный  поверенный  Миссии  США  при  ОБСЕ  Кэрол  Фуллер  на 

заседании Постоянного Совета ОБСЕ в Вене озвучила заявление «О ситуации со свободой 
СМИ в Казахстане». 

В заявлении сказано:  «Соединенные Штаты Америки разделяют обеспокоенность, 
выраженную  в  заявлении  Представителя  ОБСЕ  по  свободе  СМИ,  г-ном  Харашти,  11 
августа  по  делу  Рамазана  Есергепова,  казахстанского  журналиста  и  редактора 
еженедельной газеты «Алма-Ата Инфо». 

8  августа  суд  № 2 города  Тараза  приговорил  Рамазана  Есергепова  к  трем годам 
лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. Главного редактора 
осудили по статье   172 ч.  1  и  339 ч.2  УК РК – «Незаконное  получение,  разглашение 
государственных  секретов,  совершенное  в  группе  лиц».  Также  по  решению  суда  Р. 
Есергепову в течение двух лет после освобождения запрещено заниматься издательской 

6



деятельностью. 
«Данное осуждение и суровое наказание несовместимы с обязательствами ОБСЕ в 

сфере  свободы  СМИ.  (…)  Мы  надеемся,  что  правительство  Казахстана  серьезно 
рассмотрит тот страшный эффект такого приговора, который будет оказан на журналистов 
всей страны», - говорится в заявлении. 

США  призвали  правительство  Казахстана  «пересмотреть  обстоятельства, 
послужившие    заключению  г-на  Есергепова.  Казахстан  готовится  занять  сложное 
лидерство в ОБСЕ в 2010 году, и мы надеемся на руководящую роль и подтверждение 
основных  ценностей  ОБСЕ  и  фундаментальных  прав  человека,  таких  как  свобода 
выражения».

Сентябрь, 21
«Орал онири», «Приуралье» (Западно-Казахстанская область)
В Уральске открылось новое здание, в котором расположились редакции газет «Орал 

онири» и «Приуралье». На его первом этаже начала работать современная типография с 
компьютерным набором выпускаемой продукции.

Как  сообщил  агентству  КазТАГ  директор  ТОО  «Жайык  пресс»  Шынгыс  Мукан, 
«новое  здание  построено  и  оборудование  типографии  закуплено  благодаря  поддержке 
акима  Западно-Казахстанской  области  Бактыкожи  Измухаметова,  который  оказывает 
практическую помощь не только областным, но и 12-ти районным газетам».

Сентябрь, 22
Все СМИ
Организация  «Репортеры  без  границ»  (Reporters  Without  Borders)  опубликовала 

рейтинг свободы печати в мире за период с сентября 2007 по сентябрь 2008 года.
Три  первых  строки  рейтинга  занимают  Исландия,  Норвегия  и  Люксембург.  Два 

последних места у Северной  Кореи и Эритреи.
Казахстан занимает в этом рейтинге 125-ю позицию из 173 возможных.
Из республик бывшего СССР наилучшее положение со свободой печати в Эстонии, 

Латвии  и  Литве  (4-е,  7-е,  16-е  место  соответственно),  наихудшее  -  в  Белоруссии, 
Узбекистане и Туркменистане (154-е, 162-е и 171-е место соответственно). 

Напомним, что этот рейтинг публикуется с 2002 года. Он составляется на основании 
50-ти критериев, таких, как «насилие, напрямую затрагивающее журналистов» (убийства, 
похищения,  угрозы,  тюремное  заключение  и  пр.)  и  «насилие,  затрагивающее  средства 
массовой информации» (цензура, конфискация тиражей и пр.).

В  качестве  экспертов  выступают  15  общественных  организаций, 
специализирующихся  на  мониторинге  проблем  со  свободой  слова  и  около  150-ти 
журналистов, работающих в различных точках планеты.

Динамика Казахстана в этом рейтинге следующая:
2002 год – 116-е место из 139 стран,
2003 г. - 138-е из 166, 
2004 г. - 131-е из 167,
2005 г. – 119-е из 167,
2006 г. - 128-е из 168,
2007 г. - 125-е из 169,
2008 г. – 125-е из 173

II. НАРУШЕНИЯ ПРАВ СМИ И ЖУРНАЛИСТОВ

1. Нападение на журналиста

Сентябрь, 22

7



Айнур Курманов (г. Алматы)
22 сентября около 21.30 у подъезда своего дома неизвестными лицами был жестоко 

избит  правозащитник  и  журналист  Айнур  Курманов.  Врачи  Центральной  больнице 
Илийского района Алматинской области зафиксировали у журналиста  многочисленные 
гематомы,  сотрясение  мозга,  рваные  раны  на  голове.  Кроме  того,  оторвана  фаланга 
мизинца левой руки. Врачи оценивают состояние Айнура Курманова как средне тяжелое. 

Коллеги  А.  Курманова  считают,  что  нападение  было  спланировано  с  целью 
устрашения и связано с правозащитной и профессиональной деятельностью журналиста.

По данному факту возбуждено уголовное дело, ведется следствие. 

Сентябрь, 23
Айнур Курманов, журналист (г. Алматы)
Демократическая партия «Азат» распространила заявление, в котором говорится, что 

нападение на журналиста Айнура Курманова «было не рядовым хулиганским налетом, а 
является демонстративным актом политической расправы». 

«Руководимое им движение «Талмас» целеустремленно борется за социальные права 
тысяч обманутых дольщиков и ипотечников и способствовало их консолидации в рамках 
движения «Казахстан 2012». Не менее горячо Айнур участвует в борьбе за права трудовых 
коллективов.  (…) Все  это  стало  мощным раздражителем  для  тех,  кто  дал  команду на 
вчерашнее нападение», - говорится в заявлении.

2.  Угрозы в отношении СМИ и журналистов

Сентябрь, 09
СМИ Алматы
9 сентября около 14.00 местного времени в полицию Алматы позвонил неизвестный 

и  сообщил,  что  в  административном  здании  на  площади  Республики,  в  котором 
расположен  ряд  СМИ,  в  том  числе  несколько  телеканалов,  радиостанций  и  печатных 
изданий, заложено взрывное устройство. 

Из здания было эвакуировано около 200 человек.
К 16-ти часам саперы завершили поиск взрывного устройства в здании,  бомба не 

обнаружена. Все сотрудники расположенных в здании СМИ вернулись на рабочие места.

Сентябрь, 10
Марина Рыбалко, «Курс» (г. Кокшетау)
В  газете  «Курс»  была  опубликована  статья  «ИЖС или  пункт  приема  металла?», 

подписанная  Каримом  Садвакасовым.  В  ней  говорилось  о  том,  что  некий 
предприниматель  Рыспек  Игинтаев  приобрел  земельный  участок  под  индивидуальное 
жилищное  строительство,  а  фактически  собрался  организовать  на  нем  пункт  приема 
железного лома. 

10  сентября  в  редакцию  газеты  пришел  мужчина,  отказавшийся  представиться, 
который стал угрожать редактору «Курса» Марине Рыбалко, что «она еще пожалеет» об 
этой публикации. 

Сентябрь, 30
Екатерина Беляева, «Взгляд» (г. Алматы) 
Наталья Панова, «Stan. TV» (г. Алматы)
30  сентября  сотрудники  газеты  «Взгляд»  и  интернет-портала  «Stan.TV»  провели 

пресс-конференцию,  на  которой  сообщили,  что  в  адрес  ведущих  журналистов  этих 
изданий поступают угрозы.

По словам выпускающего редактора газеты «Взгляд» Екатерины Беляевой, в день, 
когда  стало  известно  об  избиении  журналиста  Айнура  Курманова,  возле  дома  ее 

8



поджидали двое мужчин в штатском. Они ушли только тогда, когда соседи припугнули их 
вызовом полиции. Вечером 27 сентября к Е. Беляевой пришел полицейский в штатском, 
назвав себя участковым. Он пытался выяснить, где работает журналист и как зарабатывает 
на жизнь. На просьбу Беляевой дать телефон начальства, чтобы выяснить, действительно 
ли он там работает, мужчина ответил, что не обязан это делать. 

Екатерина  Беляева  считает,  что  интерес  сотрудников  спецслужб  появился  после 
проведения ею акции протеста против политической проституции.

Корреспондент  интернет-сайта  «Stan.  TV»  Наталья  Панова  рассказала,  что  ей 
позвонил сотрудник  спецслужб,  отказавшийся представиться,  и  в  приватном разговоре 
«предлагал  обсудить,  есть  ли  у  нас  в  регионах  журналисты,  сколько  работают 
журналистов, кто продюсер и проверяет новости, как они проверяются. На что получил 
ответ, судя по всему его не удовлетворяющий».

Главный  редактор  газеты  «Взгляд»  Игорь  Винявский  расценивает  подобные 
действия сотрудников спецслужб как давление на независимых журналистов.

3. Задержание журналиста

Сентябрь, 30
Жанна Байтелова, «Республика – деловое обозрение» (г. Алматы)
30  сентября  полиция  задержала  корреспондента  газеты  «Республики»  Жанну 

Байтелову, проводившую акцию протеста «Сегодня – Жовтис, завтра - вы» в поддержку 
правозащитника Евгения Жовтиса.

По сообщению сотрудников газеты «Республика», журналистку задержали у здания 
торгового дома «Зангар» (на алматинском «Арбате») и увезли в Алмалинское управление 
внутренних дел г. Алматы. Прибывшему туда юристу газеты Сергею Уткину сообщили, 
что среди задержанных Жанны Байтеловой нет.

Однако,  как  сообщила  по  телефону  сама  Жанна,  она  в  это  время  находилась  в 
районном УВД в камере предварительного заключения, на ее просьбу пригласить юриста 
газеты сотрудники полиции не отреагировали.

4. Нарушения прав СМИ и журналистов на свободу слова и творчества

Сентябрь, 10
«Курс» (г. Кокшетау)
В  августе  в  газете  «Курс»  был  опубликован  ряд  статей,  критикующих 

бездеятельность акимата Кокшетау.
10  сентября  городская  газета  «Степной  маяк»  опубликовала  письмо  нескольких 

жителей областного центра  под заголовком «Кто заказывает музыку?».  В этом письме 
авторы  заявляют,  что  все  публикации  в  «Курсе»  -  «четко  спланированная  акция  по 
подрыву авторитета местной власти» и по «разжиганию межнациональной розни».

Сентябрь,18
Татьяна Панченко, «Республика – деловое обозрение» (г. Алматы)
11 сентября в газете «Республика – деловое обозрение» была опубликована статья 

Татьяны Панченко «Правосудие на три буквы». В ней журналист рассказала о том, что 
нарушаются права обвиняемых по делу ТОО «Фирма «Тигрохауд».

После  выхода  статьи  в  редакцию  пришла  потерпевшая  сторона  судебного 
разбирательства  -  Меруерт  Кульжабаева,  Жанар  Курабаева  и  Саят  Есимханов.  Они 
потребовали разместить на том же месте под той же рубрикой принесенный ими текст. 
Свое требование они обосновали тем, что публикация оказывает давление на суд. 

Редакция отказалась печатать предоставленный текст,  пояснив, что журналисты не 
поддерживают  ни  одну  из  сторон,  их   интересует  только,  соблюдаются  ли  права 

9



обвиняемых.

Сентябрь, 24
Индира Боташева, «Караван» (Жамбылская область)
18  сентября  в  газете  «Караван»  была  опубликована  заметка  собственного 

корреспондента  издания  по  Жамбылской  области  Индиры  Боташевой  «Миллионы  -  в 
асфальт». В ней рассказывалось об освоении тендерных средств на проведение ремонта 
улиц  Тараза.  Статья  была  подготовлена  по  материалам  пресс-службы  областной 
прокуратуры,  проводившей  проверку  соблюдения  законности  при  строительстве 
автомобильных дорог.

После  выхода  публикации  Индира  Боташева  была  вызвана  в  акимат  Тараза,  где 
начальник отдела ЖКХ  Керимхан Тамаев, начальник отдела экономики и бюджетного 
планирования  Кенжегали  Косумов,  начальник  правового  отдела  Омирзаков  высказали 
недовольство заметкой и потребовали у журналиста объяснение по публикации.

Сентябрь, 24
«Курс» (г. Кокшетау)
В Кокшетауской городской газете «Степной маяк» была опубликована статья пресс-

службы  акима  города  Кокшетау  «Приглашаем  к  открытому диалогу.  Ответ  на  статью 
«Чиновники,  ответьте!»  в  газете  «Курс».  При  этом  редакция  газеты  «Курс»  ничего 
подобного не получала, что было расценено коллективом газеты как очередная попытка 
администрации  города  обвинить  издание  в  необъективности,  предвзятости  и  подаче 
непроверенной информации.

5. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов

Сентябрь, 07 
Акмарал Майкузова, Марат Акажанов, «Рика-ТВ» (г. Актобе)
Съемочная  группа  программы  «Факт»  телекомпании  «Рика-ТВ»  -  Акмарал 

Майкузова и Марат Акажанов готовили сюжет об уличной торговле «с рук». Продавщица, 
торгующая вдоль дороги, отвечала на вопросы журналиста. Она же, как хозяйка товаров, 
дала разрешение на съемку. Но появившиеся сотрудники полиции без объяснения причин 
начали выгонять съемочную группу: «Нельзя снимать и все!».

Сентябрь, 10 
Ольга Данилевская, «Диапазон» (г. Актобе)
Газета  «Диапазон»  готовила  материал  о  подготовке  города  к  встрече  президента 

страны.  Журналист издания Ольга Данилевская пыталась побывать в комплексе, который 
строится  специально  к  140-летию города.  Но охранники  комплекса  не  пропустили  ее, 
сославшись  на  то,  что  по  распоряжению  акима  Актюбинской  области  им  «не  велено 
пускать сюда никого, даже представителей СМИ. Фотографировать объект запрещено». 

Сентябрь, 11 
Алима Абдирова, радио «Азаттык» (г. Актобе) 
Корреспондент  радио  «Азаттык»  Алима  Абдирова  готовила  материал  о  визите 

президента страны в Актобе, где отмечали 140-летний юбилей города. 
Во время интервью с горожанами к репортеру радио «Азаттык» подошел молодой 

человек в гражданской одежде, потребовал не фотографировать и даже начал вырывать 
камеру. Уходя, он пригрозил, что у журналиста будут проблемы и неприятности.

Сентябрь, 12
Балжан Бисенова, ТК «Астана ТВ» (г. Астана), Юлия Милова, ТК «7-ой канал» (г. 

10



Астана)
Аккредитованным спортивным журналистам из ряда печатных и электронных СМИ 

г. Астаны в течение текущего спортивного сезона становится  все труднее выполнять свои 
профессиональные  обязанности  из-за  некорректного  отношения  к  прессе  со  стороны 
руководства  хоккейного  клуба   «Барыс».  Мало  того,  что  представителям  СМИ  не 
выделены специальные места для  наблюдения за ходом матчей, им чинятся препятствия 
по доступу к игрокам по окончании матча.  Так случилось  на матче между столичным 
клубом «Барыс» и клубом «Авангард» из Омска. Корреспондентам телеканалов «Астана 
ТВ» и «7-ой канал» Балжан Бисеновой и Юлии Миловой  после препирательств с охраной 
пришлось  ловить  для  интервью  игроков,  пропустив  при  этом  пресс-конференцию  и 
скомкав видеосъемку.

Сентябрь, 12
Рахим  Койлыбаев,  «Интерфакс-Казахстан»  (Атырауская  область),  Мурат 

Султангазиев, «Ак Жайык» (г. Атырау)
12 сентября  корреспондент  агентства  «Интерфакс-Казахстан»  Рахим Койлыбаев  и 

корреспондент  газеты  «Ак  Жайык»  Мурат  Султангалиев  сопровождали  акима 
Атырауской области в  поездке  на  место обрушения  строящегося  моста,  но  отстали  от 
кортежа акиматовских машин.

Когда  журналисты  прибыли  на  место,  начальник  управления  дорожной  полиции 
области  Алибек  Каиров  не  пропустил  их  к  месту  трагедии.  Тогда  Рахим  Койлыбаев, 
рискуя упасть с 5-метровой высоты, отвел руку полицейского, пробежал к тому месту, где 
стоял  аким  области.  Аким  области  обернулся  и  дал  знак,  чтобы  его  коллегу  тоже 
пропустили.

Сентябрь, 17
Маргарита Никитина, «Время» (г. Астана)
Дольщики одной из строительных компаний Астаны - ТОО «Альянсстройинвест» - 

пригласили корреспондента  газеты «Время» Маргариту  Никитину принять участие во 
встрече  с  руководством  компании.  Увидев  журналиста  в  своем  офисе,  генеральный 
директор  «Альянсстройинвеста»  Ренат  Найманов категорически  стал  возражать  против 
аудиозаписи и фотосъемки. 

Увидев  неудовольствие  шефа,  охранники  проявили  инициативу  и  попытались 
выкатить  кресло с сидящим на нем журналистом из  помещения,  в котором проходила 
встреча.  Только  требование  дольщиков  оставить   представителя  прессы  позволило 
журналисту понаблюдать за ходом мероприятия.

Сентябрь, 18
Маргарита Никитина, «Время» (г. Астана)
Перед плановой встречей дольщиков замороженных строительных объектов столицы 

с  заместителем  акима  Астаны  Сергеем  Хорошуном  охрана  городского  акимата  не 
пропустила  по предъявлению служебного удостоверения корреспондента газеты «Время» 
Маргариту  Никитину,  мотивировав  тем,  что  ее  фамилии  нет  в  списке  записанных  на 
личный прием к  чиновнику.

Сентябрь, 23
Александр Гончаренко, «Инфо-Цес» (г. Астана)
В Астане во время проведения строительно-ремонтных работ по улице Сейфуллина 

погибла случайная прохожая. По словам очевидцев, девушка переходила проезжую часть 
и  была  вынуждена  отступить  под  работающий  экскаватор  из-за  проезжающего 
автомобиля.  Пластиковые  ограждения,  которыми  было  обнесено  место  работ,  имели 
разрывы.

11



Так как это не первый случай подобного рода  в текущем году, фотокорреспондент 
газеты  «Инфо-Цес»  Александр  Гончаренко  хотел  наглядно  показать   снимком,  как 
небрежно  соблюдаются  меры  техники  безопасности.  Во  время  съемки  сотрудники 
департамента внутренних дел Астаны  оттолкнули его, закрывая руками объектив.

Сентябрь, 26
Надежда Пляскина, Владимир Третьяков, «Время» (Алматинская область)
Журналист  газеты  «Время»  Надежда  Пляскина  и  фотокорреспондент  Владимир 

Третьяков выехали в Талдыкорган, где в наркодиспансере пожар унес жизни 40 человек. 
Они  попытались  встретиться  с  различными  чиновниками.  Однако  отвечать  на 

вопросы журналистов согласился только зам. акима Алматинской области Болат Такенов. 
Сотрудники правоохранительных органов журналистов на территорию наркодиспансера, 
где произошел пожар, не пустили, сославшись на приказ.

Когда  Владимир  Третьяков  попытался  сделать  снимки  сквозь  решетку  ворот 
диспансера, полицейский едва не разбил его редакционную камеру. 

Сентябрь, 28
Сергей Железняк, «Диапазон» (г. Актобе) 
В селе  Бадамша Каргалинского  района  Актюбинской области обрушилось  правое 

крыло здания  акимата.  Корреспондент  газеты «Диапазон»  Сергей Железняк  выехал на 
место  происшествия.  Полицейские,  стоявшие  в  оцеплении,  пытались  помешать 
фотосъемке.  Журналистам,  чтобы  сделать  снимки  и  получить  ответы  на  вопросы, 
пришлось  дожидаться  начальника  отдела  внутренней  политики  Каргалинского  района 
Каната Байсеупова.

6. Запрет на съемку

Сентябрь, 07
ТК «Рика ТВ» (г. Актобе)
В  честь 140-летия г. Актобе в  городе шло строительство  водно-зеленого бульвара 

на берегу р. Саздинка, соединяющего  новую церковь и мечеть.  Окончательно закончить 
всю  работу  планировалось  к  8-9  сентября.   Чтобы  узнать,  как  идут  последние 
приготовления  к  открытию,  корреспонденты  телекомпании  «Рика  ТВ» отправились  на 
бульвар. Охрана объекта запретила проводить фото- и видеосъемку. 

Сентябрь, 22 
Ольга Витукевич, Дмитрий Ройз, «7 ТВ» (г. Петропавловск)
Для  подготовки  репортажа  для  теленовостей  корреспондент  телеканала  «7  ТВ» 

Ольга  Витукевич  и  оператор  Дмитрий  Ройз  хотели  снять  адресный  план  акимата 
Дубровинского  сельского  округа  Мамлютского  района  Северо-Казахстанской  области. 
Когда  оператор  производил  съемку  фасада  здания,  к  нему  подбежала  женщина, 
представившаяся и.о. акима Дубровинского сельского округа. Свое имя и.о. акима назвать 
отказалась. Она выразила  возмущение по поводу того, что съемки производятся без ее 
разрешения  и  без  согласования  с  акиматом  Мамлютского  района,  и  потребовала 
предъявить документы.  Когда оператор  стал показывать ей служебное удостоверение, 
она выхватила его из рук, при этом сильно смяв документ, и пошла, по ее словам,  делать 
копию. Оператору пришлось  долго добиваться возвращения  документа.

7.   Необоснованный отказ  и  нарушение  сроков  предоставления  общественно 
значимой информации

Сентябрь, 02

12



Полина Легина, «Городская неделя» (г. Павлодар)
Корреспондент газеты «Городская неделя» Полина Легина обратилась к директору 

ТОО «Эльбрус» Владиславу Набитовскому с просьбой ответить на вопрос, почему акты 
выполненных работ по озеленению Экибастуза не соответствуют проделанной работе и на 
что были потрачены 200 миллионов тенге. Директор ТОО отвечать на вопрос журналиста 
отказался, сославшись на «коммерческую тайну».

Сентябрь, 02
Лейла Адильшинова, Марат Акажанов , ТК «Рика ТВ» (г. Актобе)
Съемочная  группа  программы  «Факт»  телекомпании  «Рика  ТВ»  -  Лейла 

Адильшинова и Марат Акажанов обратились к руководству  АО «Трансэнерго», чтобы 
узнать, сколько домов получили паспорта готовности на пуск отопления. В «Трансэнерго» 
информацию журналистам давать отказались.

Сентябрь, 04
Лариса Штаба, «Республика – деловое обозрение» (г. Алматы)
В  редакцию  газеты  «Республика  –  деловое  обозрение»  обратились  родители 

алматинской СШ № 33 и рассказали,  что накануне  Дня знаний администрация школы 
сообщила им, что 11-го класса в этом учебном заведении больше не будет, дети должны 
перевестись в другую школу. 

Корреспондент газеты Лариса Штаба вместе с родителями школьников попыталась 
поговорить с директором школы Жанар Карибаевой. Журналиста интересовало, почему о 
том, что класс расформировали, дети узнают в самый последний день августа.  Так как 
дозвониться  до руководителя  учебного  заведения  в  течение  двух  дней  им не  удалось, 
вопрос  был  переадресован  заведующему  Медеуским  отделом  образования  Берику 
Байболову.  Он  ответил:  «Я  вам  сейчас  на  этот  вопрос  ответить  не  могу,  я  позвоню 
директору и спрошу, на основании чего, сколько человек осталось, кому сообщали, а кому 
– нет. Мы разберемся».

Сентябрь, 14 
Светлана Могай, «Авитрек-регион» (г. Караганда) 
Корреспондент  еженедельника  «Авитрек-регион»  Светлана  Могай  отправила 

официальный  запрос  в  департамент  труда  Карагандинской  области,  где  содержалась 
просьба предоставить сведения о численности людей, трудоустроенных в Караганде через 
биржу труда летом текущего года. Ответ на данный запрос в положенный по закону о 
СМИ срок получен не был.

Сентябрь, 14
Альфия Ташимова, «Версия» (г. Павлодар)
В редакцию павлодарской газеты «Версия» обратились жильцы домов перекрестка 

улиц Лермонтова и имени 1 мая. Они рассказали, что полицейские не реагируют на их 
просьбы запретить уличную торговлю под окнами жилых домов. 

По этому поводу корреспондент газеты Альфия Ташимова обратилась к участковому 
полицейскому  Утегенову.  Он  на  вопросы  журналиста  отвечать  без  согласия  своего 
руководства отказался: «Это же вам надо, вы и звоните!».

Сентябрь, 24 
Елена Братухина, «Новый вестник» (г. Караганда)
Журналист  газеты  «Новый вестник»  Елена  Братухина  обратилась  в  пресс-службу 

акимата  города  Шахтинска  с  просьбой  получить  комментарий  от  ответственного 
чиновника на  заявление директора маршрутного такси Нуркена Ахметжанова. Он через 
городские  СМИ угрожал  перекрыть  движение  на  центральной  улице  Шахтинска,  если 

13



власти  не  наведут  порядок  в  сфере городских  перевозок.  По словам Н.  Ахметжанова, 
власти не предпринимают никаких мер к таксистам-нелегалам. 

Представители  пресс-службы  шахтинского  акимата  отказались  общаться  с 
журналистом «Нового вестника» по данному вопросу.

Сентябрь, 25 
Анастасия Машнина, «Новый вестник» (г. Караганда) 
В Караганде чиновники управления жилищно-коммунального хозяйства дали добро 

на продажу квартиры 9-летнего мальчика, который остался круглым сиротой. Дедушка 
ребенка хочет подать иск в суд, чтобы вернуть проданную квартиру.

Журналист газеты «Новый вестник» Анастасия Машнина обратилась в управление 
ЖКХ  г.  Караганды  с  вопросом  по  поводу  законности  квартирной  сделки.  Чиновники 
общаться с журналистом отказались. 

Сентябрь, 28
Виктор Мирошниченко, «Время» (Северо-Казахстанская область)
Председатель  уголовной  коллегии  Северо-Казахстанского  областного  суда  Бекет 

Тургараев отказался встретиться с собкором газеты «Время» Виктором Мирошниченко и 
дать комментарий по поводу выступления в суде бывшего начальника Департамента по 
борьбе с экономической и коррупционной преступностью по СКО Султана Ногаева.  На 
суде С. Ногаев утверждал, что сотрудники ДКНБ провели в отношении него провокацию, 
в которой участвовал Бекет Тургараев. 

По  этому  поводу  В.  Мирошниченко  несколько  раз  в  течение  недели   звонил  в 
приемную Тургараева и просил секретаря доложить о его просьбе и цели встречи, но не 
получил ответа. Между тем, секретарь сообщила, что передала председателю уголовной 
коллегии просьбу журналиста.

8.  Необоснованные  ограничения  в  получении  общественно  значимой 
информации

Сентябрь, 03
Ольга Белова, «Актобе Таймс» (г. Актобе)
Корреспондент  газеты  «Актобе  Таймс»  Ольга  Белова  обратилась  по  телефону  к 

заместителю  директора  областного  телевидения  «Казахстан-Актобе»  Жаксылыку 
Айжанову с просьбой рассказать о том, что ждет телезрителей в новом телесезоне. 

Ж.  Айжанов  ответил:  «Мы  уже  дали  всю  информацию  в  газеты  «Актобе»  и 
«Актюбинский  вестник».  Вам  решили  пока  не  давать.  Сотрудничаем  только  с 
государственными изданиями».

Сентябрь, 07 
«Петропавловск KZ»   (г. Петропавловск)
Пресс-служба акима Северо-Казахстанской области не приглашает корреспондентов 

издания  «Петропавловск  KZ»  на  общественно  значимые  мероприятия.  В  частности,  о 
визите министра сельского хозяйства в область эта газета узнала только из информации, 
помещенной на сайте акима области. По словам журналистов «Петропавловск  KZ», их 
приглашают  только  на  обсуждение  послания  Президента,  либо  на  открытие  сквера  и 
другие мероприятия, где не может быть озвучена какая-либо негативная информация либо 
проблема. Между тем, газета хочет давать полную и объективную картину жизни области 
с проблемами и недостатками, а не только победные рапорты и солнечные картинки.

Сентябрь, 08
Сергей Чайка, «Квартал» (г. Петропавловск)

14



Как  стало  известно  редакции  газеты  «Квартал»  из  неофициальных  источников, 
начальник отдела образования петропавловского городского  акимата принял решение о 
внесении изменений в Устав  СШ № 8,  после которых она станет  обыкновенной,  а  не 
школой эстетического  воспитания. 

По  этому  поводу  корреспондент  издания  Сергей  Чайка  обратился  в  отдел 
образования Петропавловска.  Начальник отдела Гулжан Алтынбекова подтвердила,  что 
Устав  школы действительно  изменен,  но  полной и объективной информации о судьбе 
школы никто не дал. 

Сентябрь, 13
Мурат Султангазиев, «Ак Жайык» (г. Атырау)
Журналист  Мурат  Султангалиев  обратился  в  пресс-службу  департамента  по  ЧС 

Атырауской области, чтобы узнать, какова судьба пропавших на месте обрушения моста 
сотрудников компании «Трансстроймост». 

Руководитель  пресс-службы  ДЧС  Самал  Абирова  отказалась  ему  предоставлять 
информацию, сославшись на запрет руководителя печатного органа областного акимата - 
председателя КГП «Атырау-Акпарат» Эльдара Жумагазиева. 

Информацию о количестве и именах погибших,  планах спасательных работ и т.д. 
Самал Абирова предоставила лишь на следующий день. 

Сентябрь, 24
«Свобода слова» (г. Алматы)
Адвокат экс-главы «Казатомпрома» Мухтара Джакишева Нурлан Бейсекеев сообщил 

СМИ,  что  следственная  группа  КНБ  принудительно  вывела  его  из  дела.  Теперь  М. 
Джакишева,  обвиняемого  в  коррупционных  преступлениях,  защищает  другой  адвокат, 
имя которого неизвестно.

Редакция  газеты «Свобода слова» по этому поводу обратилась  к  пресс-секретарю 
Комитета национальной безопасности РК  Кенжебулату Бекназарову. Он информацию о 
назначении  нового  адвоката  подтвердил.  Но  имя  его  называть  не  стал,  попросив 
перезвонить через 20 минут. Ни через 20 минут, ни через час «Свободе слова» связаться с 
пресс-секретарем  не  удалось  –  мобильный  телефон  Бекназарова  находился  вне  зоны 
доступа. 

Сентябрь, 28
Галина Выборнова, «Время» (Жамбылская область)
26  сентября  на  Жамбылском  учебно-производственном  предприятии  Казахского 

общества  слепых  произошел  пожар.  По  этому  поводу  собственный  корреспондент  по 
Жамбылской  области  газеты  «Время»  Галина  Выборнова  обратилась  в  областной 
Департамент  по  ЧС.  Сотрудники  департамента  вежливо  отсылали  журналиста  друг  к 
другу.  После  нескольких  часов  таких  переговоров  Г.  Выборновой удалось  поговорить 
только с заместителем начальника ДЧС Абикеном Макетовым, который сказал, что он не 
в курсе событий. 

Сентябрь, 29 
Айнур Балакешова, «Вечерняя Караганда» (г. Караганда) 
Криминального  обозревателя  «Вечерней  Караганды»  Айнур  Балакешовой  не 

оказалось в числе работников СМИ, приглашенных на очередной брифинг, проходящий в 
областном суде.  А.  Балакешова  потребовала  разъяснений от  работников  пресс-службы 
областного  суда.  Ей  ответили,  что  «не  смогли  найти  телефона  редакции  «Вечерней 
Караганды» и предупредить о готовящемся мероприятии».  

9. Необоснованные препятствия в издании и распространении СМИ

15



Сентябрь, 18 
«Республика - деловое обозрение» (г. Алматы)
18 сентября ночью в Алматы и Караганде на выходе из типографий был арестован 

тираж независимой газеты «Республика – деловое обозрение. Дубль 2».
Во время ареста тиража судоисполнители сообщили заместителю главного редактора 

Оксане Макушиной, что еще  11 сентября судья Марат Максудов по просьбе банка вынес 
определение об аресте счетов и имущества собственника и издателя газеты в обеспечение 
исполнения  решения  Медеуского  районного  суда  Алматы  от  9  сентября.  По  этому 
решению издание и его собственник должны выплатить солидарно 60 млн. тенге «БТА-
Банку».

Само решение  суда  в  силу еще не  вступило,  срок  апелляции  истекает  только  24 
сентября.

Напомним,  поводом  для  иска  «БТА-Банка»  к  газете  «Республика  -  деловое 
обозрение. Дубль 2» и ее собственнику ТОО «DPA» послужила статья «Хрен редьки не 
слаще» о ситуации вокруг  «БТА Банка», опубликованная в издании 6 марта 2009 года. 
Истец посчитал,  что два абзаца этой публикации содержали недостоверные сведения и 
явились причиной оттока депозитов на сумму 6 миллиардов 770 миллионов тенге.

Газета  «Республика»  продолжает  распространяться  по  электронной  подписке  и  в 
Интернете.

Арестованная ночью газета «Республика - деловое обозрение» поступила в продажу 
под другим названием - «Моя Республика – факты, события, люди». «Это – наш ответ на 
действия  правительства  Масимова,  БТА  банка  и  судьи  Максудова»,  -  говорится  в 
распространенном  заявлении редакции газеты. 

Сентябрь, 18
Типография «Комета S» (г. Алматы)
18 сентября представители финансовой полиции во главе с заместителем начальника 

специального  управления  алматинского  департамента  по  борьбе  с  экономической  и 
коррупционной  преступностью  (ДБЭКП)  Маргуланом  Сарбасовым  провели  обыск  в 
типографии «Комета S».

По  словам  директора  типографии  Юлии  Козловой  и  юриста  Сергея  Уткина, 
сотрудники  ДБЭКП  не  предъявили  никаких  документов,  являющихся  основанием  для 
обыска. Кроме того, финполовцы насильно удерживали работников типографии для дачи 
«нужных» объяснений.

Сотрудники  «Кометы  S»  предполагают,  что  полицейские  искали  незаконно 
отпечатанный тираж  газеты  «Республика  -  деловое обозрение».  Не  найдя  экземпляров 
газеты, они изъяли компьютер с финансовой отчетностью.

Около 7 часов вечера, то есть после окончания рабочего дня, без соответствующего 
предупреждения в типографию пришла налоговая инспекция с комплексной проверкой.

Затем представители ДБЭКП опечатали помещение типографии.
Юрист  С.  Уткин отметил,  что,  если  финполиция  не  предъявит  веских  оснований 

своих действий, руководство типографии «Комета S» обжалует их в законном порядке.
Однако,  22  сентября  в  9  часов  утра  сотрудники  департамента  по  борьбе  с 

экономической  и  коррупционной  преступностью  (ДБЭКП)  вновь  появились  в 
алматинской типографии «Комета S» и, не предъявив никаких документов, являющихся 
основанием  для  вторжения  на  территорию  предприятия,  провели  обыск  с  попыткой 
изъятия всей сырьевой продукции. Финполиция опечатала ряд помещений типографии.

Сентябрь, 22
«Республика – деловое обозрение» (г. Алматы)
Международная организация «Репортеры без границ» (RWB) осудила арест тиража 

16



казахстанской  независимой  газеты  «Республика».  Своими  действиями,  считает 
организация, власти страны пытаются «поставить на колени ведущую независимую газету 
Казахстана, не боящуюся критиковать правительство». 

В  распространенном  сообщении  говорится:  «Мы  глубоко  шокированы  новыми 
нападками  на  казахстанскую  прессу  и  присоединяемся  к  коллективу  «Республики»  и 
местным неправительственным организациям в осуждении этого политического решения. 
Казахстан послал своим партнерам крайне негативный сигнал всего за три с половиной 
месяца до вступления в должность председателя ОБСЕ».

С аналогичным заявлением выступил  Комитет  по  защите  журналистов  (CPJ).  Он 
также  призвал  власти  Казахстана  вернуть  арестованный тираж газеты  «Республика»  и 
отменить  решение  суда  в  отношении  издания.  Такое  заявление  сделал  заместитель 
директора CPJ Роберт Махоуни.

Сентябрь, 23
Типография «Комета S» (г. Алматы) 
23  сентября  на  брифинге  в  Астане  официальный представитель  Агентства  РК по 

борьбе  с  экономической  и  коррупционной  преступностью  (АБЭКП)  Мурат  Жуманбай 
заявил,  что  обыски  в  алматинской  типографии  «Комета  S»  не  связаны  с  газетой 
«Республика». По его словам, в департамент АБЭКП Алматы поступила информация о 
том,  что  руководство  типографии  уклоняется  от  уплаты  налогов:  «В  результате 
оперативно-розыскных  мероприятий  был  обнаружен  и  изъят  неучтенный  тираж 
отпечатанных бюллетеней  в  количестве  7 тысяч экземпляров на  казахском языке и 12 
тысяч  экземпляров  -  на  русском.  Согласно  выходным  данным,  их  тираж  должен 
составлять 500 экземпляров».

Информацию о том, что финансовые полицейские не предъявили соответствующих 
ордеров  или  постановлений  на  обыск,  М.  Жуманбай  прокомментировал  так:  «Все 
необходимые документы для проведения ОРМ у сотрудников имелись. Если конкретно, 
имелось  предписание  налогового  комитета.  Наши  сотрудники  действовали  по 
поступившей оперативной информации, они могут зарегистрировать эту информацию и 
проверять по оперативной линии. Здесь главное - результат, так как был изъят неучтенный 
тираж».

Директор  типографии  Юлия  Козлова  пояснила  газете  «Свобода  слова»,  что 
действительно  указанный  тираж  буклетов  был  отпечатан.  Заказчик  этих  буклетов  уже 
после заявки решил увеличить тираж и даже сказал финполицейским, что это его вина. Но 
его  не  послушали.  По  словам  Ю.  Козловой,  полицейские  «просто  нашли  зацепку  и 
пытаются оправдаться».

Сентябрь, 24
Типография «Комета S» (г. Алматы)
24  сентября  в  типографию  «Комета  S»,  где  печатался  номер  газеты  «Голос 

Республики», вторглись неизвестные лица.
По сообщению  юриста издания Сергея Уткина, они применили физическую силу к 

одному из сотрудников типографии, троих печатников увезли в неизвестном направлении, 
нескольких сотрудников заперли в помещении типографии, куда не допускали ни юриста, 
ни прессу,  сняли газету прямо с печатных станков и вывезли. Как выяснилось позже – 
силовые действия были совершены сотрудниками финансовой полиции.

Вопреки  обстоятельствам,  изготовленный  на  ризографе  номер  газеты  «Голос 
Республики» от 25 сентября поступил в продажу.

По  мнению  редакции,  после  ареста  18  сентября  тиража  газеты  «Республика  – 
деловое обозрение. Дубль 2», в отношении издания началась «техническая цензура». Она 
выразилась  в  том,  что  типографии одна за  другой отказались  печатать  это СМИ из-за 
угроз со стороны силовиков и государственных чиновников. «Комета S» - единственное 

17



учреждение, которое взялось отпечатать тираж газеты «Голос Республики».

Сентябрь, 29
«Алга», «Азат» (г. Алматы)
29 сентября главные редакторы газет «Алга» и «Азат»  - Михаил Сизов и Назира 

Даримбет провели в Алматы пресс-конференцию. По их мнению, сотрудники финансовой 
полиции препятствуют деятельности этих изданий. 

24  сентября  финполовцы  вывезли  с  территории  типографии  «Комета  S» 
недопечатанные газеты «Алга». По словам главного редактора издания М. Сизова, из-за 
того, что сотрудники ДБКЭП опечатали типографию, газеты партии не могут выходить - 
другие типографии отказываются печатать издания оппозиционного характера.

Главный редактор «Азата» Назира Даримбет рассказала: «тираж последнего выпуска 
газеты «Азат» был или полностью скуплен или пачками изъят у продавцов в Алматы, 
Талгаре,  Иссыке. В Талгаре к продавцу подошли несколько человек в штатском, стали 
скупать газеты и все это снимали на видеокамеру». 

По словам главных редакторов, сейчас они пытаются добиться того, чтобы действия 
финполиции были квалифицированы как уголовно наказуемые. 28 сентября они подали 
жалобу на действия финполицейских в прокуратуру Алматы.

10. Нарушение принципа гласности судебного процесса

Сентябрь, 21 
Виктор Мирошниченко, «Время» (г. Петропавловск)
Зауре Жумалиева, «Литер» (г. Петропавловск)
Судья  Кызылжарского  районного  суда  Надежда Могелюк запретила  журналистам 

фотографировать и проводить аудиозапись приговора бывшему прокурору Мамлютского 
района Кайрату Барлубаеву,  которого обвиняют в получении взятки.  Свой отказ судья 
ничем не обосновала. 

11. Незаконные препятствия в распространении интернет-медиа

Сентябрь, 02
«Республика – деловое обозрение» (г. Алматы)
2  сентября  редакция  мультимедийных  проектов  «Республики»  распространила 

пресс-релиз,  в  котором  сообщила,  что  с  27  августа  усилились  DDoS-атаки  на 
информационно-аналитический  портал  и  сайт  казахстанской  газеты  «Республика» 
(http://www.respublika-kz.info;  http://www.respublika-kaz.net;  http://www.respublika-d2.com; 
http://www.respublika-kz.com).  Атаки  достигли  мощности  20  гигабит  в  секунду. 
Параллельно  с  DDoS-атаками  была  предпринята  попытка  взлома  панели  управления 
порталом.

Напомним,  DDoS-атаки  периодически  блокируют  доступ  к  порталу  издания  с  13 
февраля 2009 года.

12. Требование об открытии источника информации 

Сентябрь, 24
«Курс» (г. Кокшетау)
В редакцию газеты «Курс» обратился старший лейтенант управления внутренних дел 

Кокшетау  Ерхан  Кошмагамбетов  с  просьбой  дать  информацию  об  авторах  писем, 
критикующих  деятельность  акимата  города,  которые  были  опубликованы  в  издании  в 
августе и сентябре. По словам полицейского, в УВД города поступило заявление акима 
Кокшетау Бахыта Сапарова о принятии мер уголовного преследования к этим авторам по 

18



ст. 129 УК РК – «Клевета». Помимо фамилий, года рождения и места проживания авторов 
писем старший лейтенант стал спрашивать те же данные на ребенка редактора издания. 
На вопрос, зачем это надо, полицейский ничего не сообщил.

Так  как  редактор  издания  Марина  Рыбалко  отсутствовала,  Е.  Кошмагамбетов 
обратился к ответ. секретарю газеты Сергею Харитоненко. 

С.  Харитоненко  отказался  предоставлять  контактные  данные,  попросив  оформить 
письменный запрос. 

13. Нарушение трудовых прав журналистов и работников СМИ

Сентябрь, 07
Гульбану Муширова, ТРК «Казахстан» (г. Алматы)
7  сентября   в  Бостандыкском  районном  суде  Алматы  завершились  слушания 

гражданского дела по иску бывшего сотрудника ТРК «Казахстан» Гульбану Мушировой. 
Саунд-дизайнер Г. Маширова была уволена по ст. 54 п. 6 Трудового кодекса РК  за 

отсутствие на работе более трех часов  без уважительной причины. Фактически же она 
отсутствовала по болезни, предварительно согласовав свой уход с руководством.

Суд вынес решение признать приказы от 3 и 13 июля незаконными, восстановить 
Гульбану Муширову на работе в прежней должности с 8 сентября 2009 года, оплатить за 
вынужденный  прогул  среднюю  заработную  плату  140730  тенге  и  выплатить  в 
компенсацию морального вреда 50 000 тенге.

Судебную  защиту  Г.  Мушировой  осуществляли  адвокат  Гульнара  Муратова  и 
руководитель общественного Центра экспертиз при Фонде «Адил соз» Галия Аженова.

14. Отказ в аккредитации

Сентябрь, 15
СМИ Жамбылской области 
Для освещения приезда Президента РК в Жамбылскую область пресс-служба акима 

области аккредитовала  только лояльные к власти телеканалы «Хабар», «Астана»,  «7», 
корреспондентов Жамбылской телерадиокомпании,  газеты «Знамя труда» и нескольких 
республиканских  изданий.  Из  частных  газет  аккредитацию  получила  только  газета 
«Магнолия». 

Жамбылским изданиям, выступающим с критикой действий акима, в аккредитации 
было  отказано.  Представителям  этих  СМИ  разрешили  присутствовать  только  на 
торжественном собрании. 

Как  объяснил  журналисту  газеты  «Взгляд»  пресс-секретарь  акима  Жамбылской 
области Санжар Тлепов, это связано с тем, что «на других объектах им было бы неудобно 
работать, а в зале они могли в комфортных условиях видеть и слышать президента. На 
официальном  сайте  акима  оперативно  обновлялась  информация  о  ходе  визита,  есть 
снимки нашего официального фотографа, статьи мы готовы предоставить».

15. Необоснованный вызов журналиста 

Сентябрь, 27 
Иса Таскулов, Улукбек Умбетов, «Замана» (г. Шымкент)
27 сентября руководителю издательского дома «Замана» Исе Таскулову позвонили 

из областного  департамента внутренней политики и попросили немедленно   явиться  к 
юристам со всеми документами, вплоть до Устава, регистрационного пакета и договора с 
типографией  на  печатание  газет.  Также  в  департамент  необходимо  было  явиться 
журналисту Улукбеку Умбетову с письменными объяснениями по поводу публикации «В 
Кибрайской тюрьме сидит около 300 граждан Казахстана», опубликованной в одном из 

19



июньских номеров газеты. 
Дело  в  том,   что  после  появления  публикации  депутат  Мажилиса  парламента  от 

Жамбылской  области  Амангельды  Мамышев  на  одном  из  пленарных  заседаний 
парламента  сделал  соответствующий  запрос  в  правительство.  Была  инициирована 
проверка  на  предмет  того,  действительно  ли  в  тюрьмах  Узбекистана   содержится 
подобное  количество  граждан  Казахстана.  В  ходе  проверки  информация  не 
подтвердилась. Тогда заинтересовались источником информации, инициировав проверку 
«Заманы».

Иса  Таскулов  попросил  изложить  перечисленные  требования  письменно  на  имя 
главного редактора газеты «Замана» Ораза Дуйсен. На следующий день соответствующий 
запрос из департамента внутренней политики в письменном виде поступил в редакцию. 

16. Нарушение процессуальных прав журналистов

Сентябрь, 26
Екатерина Назаренко, «Петропавлоск KZ» (г. Петропавловск) 
Редактор и учредитель издания «Петропавловск KZ» Екатерина Назаренко получила 

извещение о том, что она обязана явиться в Петропавловский горсуд в качестве ответчика 
по иску адвоката Сергея Арапова. 

Так как редакция не получала исковое заявление С. Арапова, журналисты позвонили 
в  суд  и  попросили  прислать  им  иск.  В  ответ  они  услышали,  что  за  работу  курьеров 
сотрудники  суда  ответственности  не  несут.   Таким  образом,  о  сути  иска  журналисты 
узнали только в суде  у судьи Байзаковой и не смогли подготовиться.  Заседание было 
отложено на 13 октября. 

III.  КОНФЛИКТЫ.  НАРУШЕНИЯ,  ИНКРИМИНИРУЕМЫЕ  СРЕДСТВАМ 
МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

1.   Обвинение в распространении информации, содержащей государственные 
секреты (ст. 172 УК РК)

Сентябрь, 14
Рамазан Есергепов, «Алма-Ата Инфо» (г. Алматы)
Супруга осужденного журналиста Раушан Есергепова подала два иска в Медеуский 

районный суд Алматы – к Комитету нацбезопасности РК и департаменту КНБ по Алматы. 
Первый иск - о признании незаконным решения органа государственной власти о 

засекречивании сведений, содержащихся в двух внутриведомственных письмах ДКНБ РК 
по Жамбылской области,  и отнесении их  к госсекретам.  Именно за публикацию этих 
писем главный редактор газеты «Алма-Ата Инфо» Рамазан Есергепов был осужден на три 
года лишения свободы.

Предметом  второго  иска  является  отказ  органа  государственной  власти  –  ДКНБ 
Алматы в допуске к государственным секретам Раушан Есергеповой, необходимом для ее 
участия в защите супруга.

15 сентября оба процесса были отложены в связи с неявкой ответчиков.

2. Обвинение в клевете (ст. 129 УК РК)

Сентябрь, 03
Владимир Прутик, «Наше время» (г. Жезказган)
3 сентября в Жезказганском городском суде началось рассмотрение  уголовного дела 

в  отношении главного редактора  газеты «Наше время»  Владимира  Прутика.  Директор 
охотничьего  хозяйства   ТОО «Корпорация  Казахмыс»  Максут  Омаров  обвиняет  его  в 

20



клевете и требует взыскания морального вреда.
Поводом  послужили  две  статьи  Владимира  Прутика  в  защиту  заповедных  озер 

(«Охота  пуще  неволи»  от  13.08.2009  г.,  «Казахмыс  ушел  в  окопы»  от  20.08.2009  г.). 
Статьи написаны на основе документов,  подтверждающих многочисленные нарушения 
природоохранного законодательства в зоне озер Копколь и Бараколь.

М.  Омаров   посчитал,  что  изложенные  в  статьях   сведения  не  соответствуют 
действительности. К частной жалобе заявлен и гражданский иск, в котором он сообщает, 
что из-за этих публикаций «в настоящее время я испытываю нравственные страдания в 
виде постоянного дискомфорта. Считаю, что моей психике нанесена травма. В последнее 
время я испытываю постоянное унижение моего человеческого достоинства».

Свои  нравственные  страдания  директор  охотничьего  хозяйства  оценил  в  1  млн. 
тенге.

Сентябрь, 07
Камалидин  Дулатов,  ОО  «Казахское  ханство»  (г.  Шымкент),  Есбалы  Алиев,  ОО 

«Карулас  Афганистан»  (г.  Шымкент),  Куат  Садриддин,  ОО «Халык  дабылы»  (Южно-
Казахстанская область) 

Как  сообщалось  ранее,  аким  Шымкента  Армат  Жетписбаев  обратился  в  Аль-
Фарабийский городской суд с заявлением о привлечении к уголовной ответственности за 
клевету  президента  общественного  фонда  «Казахское  ханство»  Камалидина  Дулатова, 
председателя  ОО  «Карулас  Афганистан»  Есбалы  Алиева  и  председателя  Южно-
Казахстанского  общественного  движения  «Халык  дабылы»  Куата  Садриллина. 
Моральный вред аким оценил в 500 тысяч тенге с каждого.

Поводом послужила  пресс-конференция,  на  которой  лидеры трех  НПО обвинили 
акима Шымкента в неспособности управлять городом и потребовали его отставки, зачитав 
соответствующее обращение.

Материалы  о  пресс-конференции  и  обращение  были  опубликованы  в  газетах 
«Рейтинг» и «Замана». Журналисты этих газет были приглашены на судебное заседание в 
качестве свидетелей. 

В  ходе  судебного  заседания  Камалитдин  Дулатов  обвинил  журналиста  газеты 
«Замана» Сапараим Кенжалаеву в том, что он не говорил то, что написано в ее материале 
от  27  июля  «Кто  хочет  скомпрометировать  Жетписбаева?».  На  следующее  судебное 
заседание журналист предоставила диктофонную запись интервью.

7  сентября  решением  судьи  Шары  Бисембаевой  президент  общественного  фонда 
Камалитдин Дулатов осужден на один год условно. В отношении Есебалы Алиева и Куата 
Садриддина  истец  снял  свои  претензии  и  простил  их.  Также  А.  Жетписбаев  снял 
требование о взыскании морального вреда со всех троих ответчиков. 

Сентябрь, 21
Татьяна Токарь, «Око» (г. Актобе)
Начальник  межрегиональной  инспекции  Агентства  РК  по  защите  конкуренции 

(Антимонопольное агентство) по Актюбинской и Западно-Казахстанской области Азамат 
Кашимбаев  обратился  в  суд  №2  города  Актобе  с  частной  жалобой  о  возбуждении 
уголовного дела, обвинив собственного корреспондента газеты «Око» Татьяну Токарь в 
клевете.

Поводом  послужила  статья  Т.  Токарь  (псевдоним  Светлана  Меркулова)  «Бизнес 
против  драконовских  штрафов.  Как  местные  чиновники  «душат»  предпринимателей», 
опубликованная в газете «Око» 24 июля 2009 года. В статье речь шла о том, что две сети  
супермаркетов,  Центральный  рынок,  две  молочные  компании  и  оптовые  фирмы 
объединились против антимонопольной инспекции, которая, по их мнению, некоторыми 
своими действиями тормозит развитие малого и среднего бизнеса.

А. Кашимбаев счел порочащими его честь, достоинство и подрывающими деловую 

21



репутацию два фрагмента текста:
«Чиновники  на  местах,  например  в  Актюбинске,  продолжают  душить  бизнес. 

Причем,  попирая закон»  и  «Предприниматели  считают,  что  чиновник  неравнодушен  к 
костанайскому бизнесу».

Суд  возбудил  уголовное  делопроизводство  по  статье  129  ч.  3  УК  РК  (Клевета, 
соединенная  с  обвинением  лица  в  совершении  коррупционного  тяжкого  или  особо 
тяжкого  преступления),  не  только  против  автора  публикации,  но  и  против  трех 
фигурантов статьи  Татьяны Токарь - актобинских  предпринимателей Талгата Хамитова, 
Асхата Кабиева и Талгата Кубашева.

Сентябрь, 15 
Вадим Курамшин, независимый журналист (Северо-Казахстанская область)
Мать осужденного журналиста Вадима Курамшина Ольга Колтунова встретилась со 

спецпрокурором Астаны Данияром Адильханом с  ходатайством об условно-досрочном 
освобождении В. Курамшина. 

Напомним,  петропавловский  журналист  и  правозащитник  Вадим  Курамшин  в 
сентябре 2006 года был осужден на срок три года десять месяцев лишения свободы за 
статью  в  газете  «Эпоха».  Суд   усмотрел  в  публикации  клевету  в  адрес  местного 
землевладельца – владельца  ТОО «Элти-Гарант». 

На встрече с Ольгой Колтуновой прокурор признал все действия судебных органов 
правомерными. 

Сентябрь, 14
«Курс» (г. Кокшетау)
В  газете  «Курс»  в  августе  и  сентябре  вышел  ряд  статей,  подготовленных  по 

коллективным обращениям в редакцию жителей Кокшетау – «Есть ли в городе хозяин?», 
«Почему  не  реагируют  власти?»,  «Почему  отсутствует  чувство  ответственности?», 
«Чиновники, ответьте!».

После выхода публикаций аким Кокшетау Бахыт Сапаров обратился с заявлением в 
управление внутренних дел Кокшетау с просьбой привлечь авторов критических писем к 
уголовной ответственности за клевету.

Сентябрь, 30 
Сергей Павленко, ТК «Отырар» (г. Шымкент)
30  сентября  главному  редактору  ТК  «Отырар»  Валентине  Куликовой  позвонил 

генеральный директор АО «Южполиметалл» Турсунбек Асамбаев и заявил, что намерен 
подать заявление в суд за клевету.

В  дневном  выпуске  новостей  прошел  сюжет,  в  котором  сотрудник  областной 
прокуратуры  говорил  о  возбуждении  административного  производства  в  отношении 
руководства  АО «Южполиметалл» за задержку выплаты заработной платы работникам 
АО. 

Т.  Асамбаев  потребовал  сообщить,  что  долг  этот  уже  погашен  и  претензий  со 
стороны  надзорного  органа  к  его  компании  нет,  что  и  было  сделано  журналистом  в 
вечернем выпуске новостей. 

3. Требования о защите чести, достоинства и деловой репутации, вытекающие 
из публикации определенных сведений

Сентябрь, 09
Марина Лимаренко, Ирина Казорина, «Южный Казахстан» (г. Шымкент)
9  сентября  начальник  управления  по  Сарыагашскому  району  областного 

департамента по ЧС Канатбек Кипшакбаев обратился в Аль-Фарабийский районный суд 

22



Шымкента с  исковым заявлением о защите чести,  достоинства  и деловой репутации к 
редактору  областной   общественно-политической  газеты  «Южный Казахстан»  Марине 
Лимаренко  и корреспонденту издания Ирине Казориной. Истец потребовал взыскать с 
журналистов  по 500 тысяч тенге.  Соистцом значится  директор ТОО «Састобе-цемент» 
Вячеслав Дудкин.  

Поводом для  искового  заявления  послужила  заметка  «Цемент  -  налево,  цемент  - 
направо» («Южный Казахстан», 29.06.2009). В ней речь шла о том, что в области идет 
спекуляция  цементом,  выделенным на  ликвидацию  чрезвычайных  ситуаций.  Материал 
был  подготовлен  по  информации,  размещенной  на  официальном  сайте  Министерства 
юстиции РК со ссылкой на председателя Агентства по защите конкуренции РК. В статье 
также приводилась цитата директора ТОО «Састобе-цемент» В. Дудкина, который якобы 
сказал,  что,  по  его  сведениям,  в  отношении  бывшего   начальника   Сарыагашского 
управления по ЧС возбуждено уголовное дело.

Журналисты с  претензиями  не  согласились,  так  как  в  заметке  о  деятельности  К. 
Кипшакбаева речи не было. 

18 сентября К. Кипшакбаев в ходе судебного заседания  отозвал свой иск.

Сентябрь, 03
Динара Тыржанова, «Курс» (г. Кокшетау)
13  августа  в  газете  «Курс»  была  опубликована  статья  корреспондента  Динары 

Тыржановой «Если прическа не удалась...», в которой описана ситуация с некачественным 
предоставлением  парикмахерских  услуг  в  парикмахерском  салоне  «Laki»  города 
Кокшетау. 

Некоторое  время  спустя  в  редакцию  обратились  работницы  совершенно  другой 
парикмахерской  с  требованием  опровержения  опубликованной  информации,  которая 
якобы ставила под сомнение «профессионализм парикмахеров города». 

3 сентября редакция «Курса» опубликовала их письмо под рубрикой «Это не мы, но 
мы себя узнали».

Сентябрь, 15
«Время» (г Алматы)
15  сентября  редакция  газеты  «Время»,  журналист  Алексей  Коновалов  и 

Национальный банк РК заключили мировое соглашение по иску Нацбанка о защите чести, 
достоинства и деловой репутации и возмещении морального вреда. 

Напомним,  поводом  для  иска  послужила  статья  А.  Коновалова  «Чье  чутье?» 
(«Время»,  01.04.2009 г.)  о  валютных торгах  на  фондовой бирже 3  февраля 2009 года, 
накануне  резкой  девальвации  тенге.   Национальный  банк  посчитал  информацию, 
содержащуюся в публикации, не соответствующей действительности, порочащей деловую 
репутацию банка и его руководителя.

Согласно  условиям  мирового  соглашения,  после  публикации  утвержденного 
сторонами  судебного  разбирательства  опровержения  недостоверных  сведений  истец 
отказывается от дальнейших претензий и исковых требований к ответчикам.

16 сентября газета «Время» опровержение опубликовала. 

Сентябрь, 17
«Курс» (г. Кокшетау)
По телеканалам Кокшетау прошла информация со ссылкой на АО «Горводоканал», 

что в городе на несколько дней планируется отключение воды. 
Так  как  воду  не  отключали,  газета  «Курс»  обратилась  в  «Горводоканал»,  и  17 

сентября в издании вышла заметка «Отключение воды будет?»,  в которой заместитель 
директора  Галина  Бокатая  дала  пояснения,  что  информации  об  отключении 
водоснабжения в городе на 2 недели их организация не давала. 

23



На следующий день после выхода публикации Г. Бокатая пришла в редакцию и стала 
требовать встречи с автором заметки, сказав, что ничего подобного она не говорила.

Сентябрь, 18
Федор Ковалев, «Регион.kz» (г. Павлодар)
Как сообщалось  ранее,  27  марта  в  газете  «Регион.kz»  был опубликован  материал 

редактора  издания  Федора  Ковалева  «Снежана  Денисовна  из  Новочерноярки».  После 
выхода статьи в редакцию обратилась завуч средней школы села Новочерноярка Жанна 
Архипова с требованием напечатать опровержение. По ее утверждению, газета неверно 
сообщила  о  том,  что  Ж.  Архипова  собирала  деньги  со  школьников  за  посещение 
дискотеки,  организованной  в  этом  учебном  заведении.  15  мая  опровержение, 
предоставленное завучем,  было опубликовано. 

Несмотря на это, в июле Ж. Архипова обратилась в Павлодарский городской суд с 
иском о защите чести, достоинства и деловой репутации, взыскании морального вреда в 
размере  500  тысяч  тенге  и  требованием  опубликования  опровержения,  посчитав,  что 
публикация  от  15  мая  опровержением  не  является,  поскольку  не  содержит  слово 
«опровержение».

18 сентября Павлодарский городской суд, признав название статьи порочащей честь 
и достоинство истца, обязал Федора Ковалева и редакцию опубликовать опровержение. 
Помимо этого суд взыскал с журналиста Федора Ковалева моральный вред 15 тыс. тенге и 
судебные  расходы  13  296  тенге,  с  собственника  газеты  «Регион.KZ»  -  КГП  «Центр 
Аналитической информации» - 30 тыс. тенге за моральный вред и судебные расходы 25 
296 тенге.

Сентябрь, 19
«Время» (г. Алматы)
12 сентября 2007 г. в газете «Время» была опубликована статья Тохнияза Кучукова 

«Родственные узы», в которой рассказывалось об убийстве жителя Талгара Сайдахрама 
Ходжахметова.

В январе 2008 г. брат убитого Нурахметжан Ходжахметов обратился в Жетысуский 
районный суд Алматы с иском о защите чести и достоинства к редакции газеты «Время». 
Истец посчитал фразы «На следующее утро местные анискины отчитались:  Сейдахрам 
нигде  не  работал,  но  деньги  у  него  водились  постоянно»,  «А  содержал  семью 
исключительно на проценты, под которые давал деньги в долг», «Оперативники нашли 
более трех десятков мелких предпринимателей, когда-либо занимавших деньги у убитого» 
не  соответствующими  действительности,  умаляющими  честь  и  достоинство  С. 
Ходжахметова.  Н.  Ходжахметов  потребовал  взыскать  с  редакции  моральный  вред  в 
размере 1 млн. тенге и обязать опубликовать опровержение. 

19 марта 2008 г. суд обязал газету «Время» выплатить 50 тыс. тенге в пользу истца и 
опубликовать опровержение недостоверных сведений. 

В  начале  2009  г.  надзорная  коллегия  Верховного  суда  РК  отказала  изданию  в 
пересмотре этого решения.

19 сентября газета «Время» опровержение опубликовала.

Сентябрь, 26
«Время» (г. Алматы)
22  сентября  в  газете  «Время»  был  опубликован  материал  Виктора  Бурдина 

«Незваные гости».  В статье говорилось, что в ночь с 17 на 18 сентября сотрудниками 
Департамента по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями (ДБЭКП) 
Алматы  был  изъят  тираж  газеты  «Республика».  Материал  был  подготовлен  с  пресс-
конференции этого издания 21 сентября.

После выхода статьи в редакцию газеты «Время» обратилась с заявлением пресс-

24



служба  ДБЭКП.  По  мнению  департамента,  распространенная  в  материале  В.  Бурдина 
информация  не  соответствует  действительности:  «Заявление  автора  указанной  выше 
статьи о поисках сотрудниками финансовой полиции газеты «Республика» является его 
домыслом, так как достоверно известно,  что газеты «Республика»,  «Деловое обозрение 
Республика»,  «Деловое  обозрение  Республика.  Дубль-2»,  «Моя  Республика», 
«Республика: факты, события, люди» согласно выходным данным этих газет печатаются в 
типографии «Время-принт».

26 сентября газета «Время» опубликовала заявление пресс-службы ДБЭКП.

Сентябрь, 23
Виктор Мирошниченко, «Время» (г. Петропавловск)
Как сообщалось ранее, в августе 2007 г. сержант линейного отдела внутренних дел 

Даурен  Кусаинов  обратился  в  суд  №  2  Петропавловска  с  иском  о  защите  чести  и 
достоинства  с  компенсацией  морального  вреда  в  размере  100  тысяч  тенге  к  редакции 
газеты  «Время»  и  собкору  Виктору  Мирошниченко.  Поводом  послужила  публикация 
«Филейное  дело»,  в  которой  речь  шла  в  частности  о  том,  что  во  время  задержания 
подозреваемый укусил сержанта за филейное место.

6  ноября  2007  г.  суд  обязал  газету  «Время»  и  В.  Мирошниченко  выплатить  Д. 
Кусаинову 50 тыс. тенге в солидарном порядке и опубликовать опровержение.

29  января  2009  г.  надзорная  коллегия  Верховного  суда  РК  отказала  изданию  в 
пересмотре этого решения. 23 сентября опровержение было опубликовано. 

Сентябрь, 28 
Ирина Ткаченко, «Металлург» (г. Темиртау) 
В газете «Металлург» вышла  статья журналиста Ирины Ткаченко «Чтобы служить - 

заплатить?», в которой речь шла о проблемах работы казахстанских военкоматов во время 
призыва.  После  выхода  материала  в  свет  в  редакцию  обратились  представители 
темиртауского  городского  военкомата,  которые  выразили  недовольство  стилем 
написанной статьи, а также изложенными в ней фактами. Они потребовали опубликовать 
опровержение, пригрозив в противном случае подать исковое заявление в суд.

Сентябрь, 29 
«Замана» (г. Шымкент)
29 сентября на имя  редактора газеты «Замана» Дуйсена Ораз поступила досудебная 

претензия от генерального   директора  ТОО «Энергопоток»   Салтанат   Игисиновой. 
Поводом послужила публикация  от 28 сентября «Что творится в «Энергопотоке»?»,  в 
которой приведены факты нарушений прав потребителя со стороны ТОО «Энергопоток». 
Приведенные  в  материале  факты  С.  Игисинова  посчитала  порочащими  и  не 
соответствующими  действительности  и  потребовала  публичного  опровержения.  В 
противном случае директор ТОО оставила за собой право защищать деловую репутацию 
компании в суде.

Сентябрь, 09
Лукпан Ахмедьяров, «Уральская неделя» (г. Уральск)
В  газете  «Уральская  неделя»  6  августа  был  опубликован  материал  Лукпана 

Ахмедьярова «За ширмой тендера» о том, что ТОО «Тенгизнефтьстрой» (ТНС) еще до 
объявления  тендера  государственного  заказа  по  газификации  Абайского  поселкового 
округа  Сырымского  района  Западно-Казахстанской  области,  приступило  к 
осуществлению данного проекта. 

10 августа компания обратилась в специализированный экономический суд Уральска 
с иском о защите чести,  достоинства и деловой репутации и взыскании материального 
ущерба в размере 70 миллионов тенге к журналисту и редакции. 

25



Экономический суд в рассмотрении иска компании отказал. 
20 августа ТОО обратилось с таким же иском в гражданскую коллегию Уральского 

городского суда № 2, заявив ту же сумму материального ущерба.
По словам журналиста, в своем иске «ТНС» практически не опровергло ни одного 

факта  по  поводу  подготовки  к  строительству  до  проведения  тендера,  изложенного  в 
статье.  Все  замечания  были  только  к  той  части,  где  расписывалась  прошлогодняя 
деятельность компании во время прокладки трубы в Букейординском районе области. 

На  просьбу  судьи  обосновать  сумму  ущерба  юрист  компании  заявил,  что  такие 
убытки их фирма понесла из-за того, что при осуществлении проекта Кайрат-Муратсай 
руководство  области  попросило  закончить  строительство  газопровода  раньше 
намеченного срока, из-за чего компания понесла убытки в размере 70 миллионов тенге. 
Поэтому компания посчитала, что журналист и редакция должны возместить ущерб на эту 
сумму.

Так  как  суд  такие  объяснения  не  убедили,  представители  «ТНС»  выдали  новую 
арифметику, помножив тираж газеты на количество читателей.

Позже, 9 сентября ТОО «Тенгизнефтьстрой» отозвало свой иск, предложив уладить 
разногласия в досудебном порядке.  

Редакция опубликовала уточнение по данному материалу. Речь идет о неточности, 
допущенной автором статьи, а именно: в статье было приведено неправильное название 
одного из газопроводов.

Сентябрь, 30
Александр Баранов, «Городская неделя» (г. Павлодар)
Газета  «Городская  неделя»  опубликовала  опровержение  статьи  журналиста 

Александра Баранова «Кураторство в законе». 
С требованием опровержения в редакцию обратился директор ТОО «Спецмашин» 

Суюндык  Нурумов.  Он  посчитал,  что  журналист  Александр  Баранов,  ведя 
«целенаправленную политику дискредитации» ТОО, в статье распространил сведения, не 
соответствующие  действительности  и  порочащие  деловую  репутацию  юридического 
лица. Отдельные слова: «криминальный», «монополия», «побор» и др., употребленные в 
статье  в  отношении  деятельности  ТОО  «Спецмашин»,  г-н  Нурумов  растолковал  при 
помощи словаря русского языка Ушакова. 

Сентябрь, 26 
Марат Асипов, «Время» (г. Алматы)
Исполняя решение районного суда № 2 Жетысуского района города Алматы, газета 

«Время» опубликовала опровержение недостоверных сведений, опубликованных в статье 
Марата Асипова «Парадоксы финполиции» 12 июля 2007 года.

Сентябрь, 30
Виктор Мирошниченко, «Время», Надежда Румянцева, «Квартал Петропавловск» (г. 

Петропавловск)
Как  сообщалось  ранее,  в  июле  в  Петропавловский городской  суд  № 2 обратился 

главный врач третьей городской больницы Анатолий Ко с двумя исками о защите чести, 
достоинства и деловой репутации и возмещении морального вреда.

Один иск - к газете «Время», главному редактору Игорю Мельцеру и журналисту 
Виктору Мирошниченко  за  публикацию «Доходы из  отходов» («Время»,  4.06.2009 г.). 
Истец потребовал взыскать с ответчиков 150 тыс. тенге морального вреда в солидарном 
порядке. Впоследствии А. Ко увеличил сумму иска до 300 тыс. тенге.

Другой – за публикацию «Кому отходы, а кому доходы» («Квартал Петропавловск», 
04.06.2009  г.)  к  собственнику  газеты  «Квартал  Петропавловск»  -  ТОО  «Масс  Медиа-
2006»,  главному  редактору  Т.  Айдарханову  и  журналисту  Надежде  Румянцевой, 

26



потребовав с ответчиков 150 тыс. тг. в солидарном порядке. 
В статьях журналисты рассказали о том, как на бюджетные деньги был приобретен и 

поставлен  на  баланс  третьей  городской  больницы  Петропавловска  утилизатор 
медицинских отходов, а договоры на утилизацию медицинских отходов заключались от 
имени  ТОО.  Истец  посчитал  распространенные  в  публикациях  сведения  не 
соответствующими действительности.

Оба иска были объединены в одно судебное производство. 
Ответчики  с  предъявленными  исками  не  согласились:  в  статьях  не  упоминается 

фамилия и имя истца, «его деловая репутация не опорочена, так как больных меньше в 
больницу  не  поступает,  лечиться  не  отказываются».  Также  в  публикациях  никаких 
выводов  не  делалось,  сведения,  изложенные  в  статьях,  являются  проблемными  и 
подлежащими проверке.

Выслушав  пояснения  сторон  и  свидетелей,  суд  усмотрел  в  статьях  «Доходы  из 
отходов» и «Кому отходы, а кому доходы» сведения, «содержание которых отрицательно 
характеризует истца в общественном мнении с точки зрения соблюдения законности и 
моральных принципов».

30 сентября  суд  признал  содержащиеся  в  статьях  сведения  недействительными и 
порочащими деловую репутацию истца и взыскал:

-   с  газеты  «Время»,  главного  редактора  И.  Мельцера  и  с  журналиста  В. 
Мирошниченко 35 тыс. тенге (20, 10 и 5 тысяч  соответственно);

- с ТОО «Масс Медиа-2006», главного редактора Т. Айдарханова и Н. Румянцевой 35 
тыс. тг.  (20, 10 и 5 тысяч тг. соответственно).

Редакции намерены обжаловать это решение в вышестоящей инстанции. 

4.  Требования  и  иски  о  защите  чести,  достоинства  и  деловой  репутации, 
вытекающие из публикации мнений, убеждений и оценочных суждений

Сентябрь, 09
«Республика – деловое обозрение» (г. Алматы)
9 сентября Медеуский районный суд Алматы вынес решение по иску «БТА-Банка» о 

защите  деловой  репутации  и  возмещении  морального  вреда  к  собственнику  газеты 
«Республика – деловое обозрение. Дубль 2»  - ТОО «DPA», главному редактору Гузяль 
Байдалиновой и корреспонденту Ирине Петрушовой.

Суд  обязал  ответчиков  выплатить  «БТА-Банку»  60  миллионов  тенге  солидарно, 
взыскал  с  газеты судебные  издержки  в  размере  1296 тенге,  а  также  обязал  издание  в 
течение десяти дней напечатать опровержение сведений, опубликованных в статье «Хрен 
редьки не слаще» 6 марта этого года. Истец посчитал, что два абзаца этой публикации, а 
именно: «Что касается самого «БТА», то, похоже,  он обречен. Самый крупный частный 
банк  Казахстана  и  СНГ,  построенный  как  международная  бизнес-корпорация,  не 
выдержал  государственного контроля и управления» и «Кстати,  в самом «БТА» ходят 
упорные  разговоры,  что  часть  новых  менеджеров   очень  хочет  обанкротить  банк, 
поскольку понимает, что больше  заработает не на реабилитационных процедурах, а на 
банкротстве и реструктуризации долгов», - содержали недостоверные сведения и явились 
причиной оттока  депозитов  на  сумму 6  миллиардов 770 миллионов тенге.  Редакция  с 
претензиями  не  согласилась,  так  как,  «все,  что  оспаривали  банкиры,  было 
размышлениями, мнениями, предположениями, но не сообщениями о фактах».  

Руководство  банка  в  своем  иске  также  просило  суд  запретить  газете  писать  в 
дальнейшем что-либо о «БТА-Банке». Эту просьбу суд удовлетворить отказался.

Редакция  намерена  обжаловать  решение  судьи  Марата  Максудова.  В  случае 
выполнения решения районного суда издание будет вынуждено закрыться.

Сентябрь, 21

27



«Республика - деловое обозрение» (г. Алматы)
Председатель  правления  «БТА  Банка»  Анвар  Сайденов  в  интервью  российской 

газете РБК daily  21 сентября признал, что причиной оттока депозитов из банка в первом 
полугодии стало вхождение госфонда «Самрук-Казына» в капитал банка и девальвация 
тенге:   «Если же говорить о вкладах физлиц,  то по первой половине года наблюдался 
отток. Это была реакция на вхождение фонда «Самрук Казына» в капитал БТА-банка, да и 
девальвация тенге не прибавила уверенности вкладчикам».

Редакция  «Республики»   считает,  что  это  заявление  г-на  Сайденова  «еще  раз 
доказывает  надуманность  и  необоснованность  иска  «БТА  Банка»  к  собственнику, 
издателю и главному редактору «Республики»,  а также ставит под сомнение  решение 
Медеуского  районного  судьи  Марата  Максудова  о  выплате  газетой  банку  в  качестве 
компенсации за нанесение «морального вреда» 60 миллионов тенге».

Сентябрь, 23
«Республика – деловое обозрение» (г. Алматы)
Представитель  ОБСЕ по свободе СМИ Миклош Харасти назвал иск БТА банка к 

газете  «Республика  –  деловое  обозрение»,  вынесенное  по  нему  судебное  решение  и 
последовавшую  за  этим конфискацию  тиража  «открыто  враждебным по  отношению  к 
свободной прессе и очередным предлогом для притеснения независимых СМИ».

В распространенном 23 сентября пресс-релизе ОБСЕ констатируется,  что статья в 
газете  «Республика»  «Хрен  редьки  не  слаще»  являлась  лишь  попыткой  завязать 
публичную дискуссию, а не попыткой подорвать деловую репутацию банка. Решение же 
суда в отношении газеты, в течение долгого времени испытывавшей давление со стороны 
властей,  включая рейды и случаи блокирования и фильтрации интернет-версии газеты, 
представитель ОБСЕ по свободе СМИ назвал «попыткой устранения одного из последних 
несогласных изданий в Казахстане».

«Решение  суда  является  очевидной  попыткой  устранения  одного  из  оставшихся 
критически  настроенных  голосов  в  Казахстане.  Уровень  нетерпимости  к  свободному 
потоку  информации  и  мнений,  проявленный  властями  Казахстана,  причиняет 
беспокойство  с  учетом  предстоящего  председательства  ОБСЕ  в  2010  году»,  –  сказал 
Миклош Харасти.

Как сказано в пресс-релизе, еще 15 сентября представитель ОБСЕ по свободе СМИ 
направил  соответствующее  письмо  министру  иностранных  дел  Казахстана  Канату 
Саудабаеву. 

«Данные  меры  являются  непропорциональными  и  противоречат  международным 
принципам  о  совмещении  защиты  репутации  со  свободной  дискуссией  общественно 
важных тем», – говорится в письме.

Сентябрь, 29
«Республика - деловое обозрение» (г. Алматы)
Собственник и главный редактор газеты «Республика-деловое обозрение. Дубль 2» 

приняли  решение  немедленно  выплатить  «БТА-Банку»  по  20  миллионов  тенге  в 
возмещение морального вреда,  не дожидаясь решения апелляционной инстанции,  из-за 
компании преследования, которая развернулась вокруг газеты.  

Оплату  они  намерены  произвести  евробондами  самого  «БТА-Банка»  в  порядке 
взаиморасчета. То есть «БТА-Банку» предложены его же собственные ценные бумаги и 
выставлено  требование  провести  взаиморасчет  встречных  задолженностей,  поскольку 
банк  объявил  дефолт  по  зарубежным  обязательствам  и  обязан  вернуть  кредиторам  - 
владельцам евробондов  - стоимость ценных бумаг по номиналу.

Если «БТА-Банк»  откажется выполнять свои обязательства, собственник и редактор 
газеты  намерены  обжаловать  его   действия  в  судебном  порядке,  как  в  казахстанских 
судах, так и в судах Великобритании с требованием возмещения не только материального 

28



ущерба, но и морального вреда.

Сентябрь, 01
Александра Алехова, «Литер» (г. Алматы)
В  городском  суде  Алматы  состоялось  заседание  по  апелляционной  жалобе   на 

решение Алмалинского районного суда № 2 Алматы по иску о защите чести, достоинства 
и  деловой  репутации  председателя  Национальной  экономической  палаты  «Союз 
«Атамекен» к редакции газеты «Литер» и журналисту Александре Алеховой.  

Напомним, 13 июля Алмалинский райсуд удовлетворил иск Азата Перуашева, обязав 
редакцию  дать  опровержение  не  соответствующих  действительности  некоторых 
утверждений, опубликованных в статье А. Алеховой «В пылу Азата» («Литер», 5.09.2008 
г.). В ней рассказывалось о том, что на экспертном совете в Министерстве индустрии и 
торговли  РК  с  участием  отраслевых  и  региональных  ассоциаций  бизнесменов  и 
представителей  министерства,  НЭП  предложила  объединить  всех  предпринимателей  и 
ввести  обязательные  членские  взносы.   При  этом  было  озвучено  мнение  бизнес-
сообщества, что НЭП «хочет на этом неплохо подзаработать». 

В ходе судебных слушаний,  по словам редакции,  ни одно из  ее  многочисленных 
ходатайств не было удовлетворено полностью. В частности, судья Нурбике Ескендирова 
отказала в вызове в качестве соответчиков респондентов, дававших комментарии автору 
статьи,  признав их только свидетелями. При этом их свидетельские показания заслушаны 
не были. 

Кроме  того,  «Литеру»  было  отказано  в  проведении  судебной  филолого-
лингвистической  экспертизы.  Вместо  этого  суду  было  представлено  заключение 
специалистов  филологического  факультета  КазНУ  им.  Аль-Фараби,  которое  оказалось 
ими же и отозвано. При этом отзыв, зарегистрированный в канцелярии суда, в материалы 
дела не попал.

В  своей  апелляционной  жалобе  журналист  просила  вышестоящую  инстанцию 
отменить решение суда и полностью отказать А. Перуашеву в исковых требованиях. 

1 сентября городской суд Алматы полностью удовлетворил апелляцию. 

Сентябрь, 01
«Рабат» (Южно-Казахстанская область)
1  сентября  стало  известно,  что  29  августа   в  Аль-Фарабийский  районный  суд 

Шымкента поступил иск о защите чести и достоинства и возмещении морального вреда от 
пенсионера, инвалида 2 группы Асильбека Урумбаева. 

Поводом  для  иска  послужила  статья  журналиста  Максима  Ерохина 
«Многовекторность просят определиться», опубликованная в  газете «Рабат» 24 июля. В 
публикации автор написал, что казахстанский барашек пасется между русским медведем и 
китайским драконом. 

Пенсионер в своем исковом заявлении написал, что Казахстан сравнили с барашком, 
а значит его жители – бараны. Он посчитал, что статья порочит его честь и достоинство и 
попросил взыскать с редакции в 50 млн. тенге морального вреда.

16 сентября  во время судебного заседания истцу было указано  на то,  что он не 
выполнил процедуру досудебного урегулирования конфликта. К тому же оказалось, что 
иск  подан  на  редакцию  газеты  «Рабат»,  а  такого  юридического  лица  не  существует. 
Учитывая  все  это,  А.  Урумбаев   обратился  к  судье  Жанар Асановой с  заявлением  об 
отзыве своего иска.

5. Обвинения в нарушении порядка проведения митингов (ст. 373 КоАП РК) 

Сентябрь, 11
Виктор Ковтуновский, независимый журналист (г. Алматы)

29



9  сентября  независимый  журналист  Виктор  Ковтуновский  вместе  с 
правозащитниками  Баретой  Ергалиевой  и  Тамарой  Савиной  вышли  к  фонтану  около 
торгового дома  «Зангар» в центре Алматы с плакатами «Сегодня - Жовтис, завтра - вы». 
Этой  короткой  акцией   они  выразили  свое  несогласие  с  приговором  правозащитнику 
Евгению Жовтису, который незадолго до этого был приговорен к четырем годам лишения 
свободы по обвинению в нарушении правил дорожного движения, приведшем к гибели 
человека.

11 сентября   Алматинский  административный специализированный межрайонный 
суд  оштрафовал  Виктора  Ковтуновского  за  проведение  несанкционированной  акции 
протеста. Суд обязал его выплатить 25 МРП (32400 тенге).

В день судебного заседания Ковтуновский узнал, что решением этого же суда от 17 
июля  он  заочно  был  признан  виновным  в  совершении  административного 
правонарушения по ч. 1 ст. 373 КоАП РК и получил предупреждение за участие в акции в 
поддержку независимых СМИ, состоявшейся 24 июня. Поэтому теперь он обвиняется по 
ч.  3  ст.  373.  в  повторном  правонарушении,  за  которое  предусмотрено  более  строгое 
наказание.

Как выяснилось, административные наказания заочно получили и некоторые другие 
участники  июньской  акции  в  защиту  свободы  слова.  Однако  никто  их,  как  и 
Ковтуновского, об этом не уведомил. 

Сентябрь, 17
Андрей Свиридов, журналист (г. Алматы)
16 сентября в Алматы журналист Андрей Свиридов провел личную акцию протеста в 

поддержку правозащитника Евгения Жовтиса, осужденного 3 сентября к четырем годам 
тюрьмы за нарушение правил дорожного движения, в результате которого погиб пешеход. 

У здания торгового дома «Зангар» журналист, одетый в майку с надписью «Сегодня 
-  Жовтис,  завтра  -  вы»,  развернул  плакат  «Требую  справедливого  суда  для  Евгения 
Жовтиса».

По  окончании  акции,  длившейся  15  минут,  полицейские  составили  протокол  об 
административном правонарушении, после чего Андрея Свиридова доставили сначала в 
районное управление полиции, где он находился около 3-х часов, а затем в суд.

Против А. Свиридова было возбуждено административное производство по ч. 1 ст. 
373 Кодекса Республики Казахстан об Административных правонарушениях - Нарушение 
законодательства  о  порядке  организации  и  проведения  мирных  собраний,  митингов, 
шествий, пикетов и демонстраций.

17  сентября  постановлением  Алматинского  административного 
специализированного  межрайонного  суда  Андрей  Свиридов  оштрафован  на  10  МРП 
(12730 тенге).

Сентябрь, 29
Сергей  Дуванов,  журналист  (г.  Алматы),  Рыспек  Сарсенбайулы,  «Жас  Алаш»  (г. 

Алматы)
29 сентября в Алматинском административном специализированном межрайонном 

суде  состоялось  слушание по делу  журналиста  Сергея Дуванова и редактора газеты 
«Жас Алаш» Рыспека Сарсенбайулы.

Сергея  Дуванова  суд  признал  виновным  по  ст.  373  ч.  1  Кодекса  об 
административных  правонарушениях  (Нарушение  законодательства  о  порядке 
организации  и  проведения  мирных  собраний,  митингов,  шествий,  пикетов  и 
демонстраций) и оштрафовал его на 15 МРП (19440 тенге).

Документы Р. Сарсенбайулы суд к производству не принял  из-за имевшейся в них 
неточности.

Напомним, 23 сентября  Р.  Сарсенбайулы и С. Дуванов  вышли к фонтану около 

30



торгового дома «Зангар» в центре Алматы с плакатами «Сегодня - Жовтис, завтра – вы». 
Таким  образом  они  выразили  свое  несогласие  с  приговором,  вынесенным  известному 
правозащитнику. Представитель прокуратуры сделал предупреждение участникам акции о 
незаконности  их  действий.  Протоколы  о  правонарушении  были  составлены  только  28 
сентября в Алмалинском РУВД.

6. Требование о защите права на собственное изображение

Сентябрь, 26 
«Петропавлоск КЗ» (г. Петропавловск)
Адвокат  Сергей  Арапов  обратился  в  городской  суд  Петропавловска  с  иском  об 

использовании изображения без его согласия и возмещении морального вреда в размере 
150 тыс. тенге к газете «Петропавловск.КЗ». 

С. Арапов считает, что использование изданием стоп-кадров с судебного процесса по 
делу Бековых без его согласия нарушает его личные неимущественные права, право на 
изображение. 

Напомним,  на уголовном судебном процессе  по делу Бековых их адвокат Сергей 
Арапов вдруг прямо в объектив видеокамеры капитана полиции Сергея Погосского сделал 
неприличный жест - показал два кукиша. При этом он  заявил:  «А это специально для 
ДВД Северо-Казахстанской области».  Стоп-кадры служебной видеозаписи процесса были 
разосланы пресс-службой ДВД СКО всем СМИ, многие использовали эти снимки при 
написании материалов.

Первое судебное заседание по иску Арапова должно было состояться 26 сентября. 
Но  так  как  редакция  о  сути  иска  узнала,  только  придя  на  слушания,  заседание  было 
отложено до 13 октября.

Мониторинг подготовлен по сообщениям 
СМИ и корреспондентов Фонда
«Адил соз».

Координатор мониторинговой службы фонда «Адил соз»
Елена Цой
e-mail: lena  @  adilsoz  .  kz  

Юрист-консультант фонда «Адил соз»
Ганна Красильникова
e-mail:    ganna@adilsoz.kz  

По всем вопросам мониторинга вы можете также обратиться 
info  @  adilsoz  .  kz  

Подробный  мониторинг  нарушений  прав  интернет-изданий  смотрите  на  сайте 
www.adilsoz.kz  в соответствующем разделе.

31

http://www.adilsoz.kz/
mailto:info@adilsoz.kz
mailto:ganna@adilsoz.kz
mailto:lena@adilsoz.kz

	I. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО, АДМИНИСТРАТИВНОГО И ПРАВОВОГО КЛИМАТА В СТРАНЕ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
	1.  Действия и выступления должностных лиц, определяющие фактическое положение средств массовой информации и состояние свободы слова
	2. Действия и выступления в защиту гражданских и профессиональных прав журналистов и СМИ
	3. Оценки фактического положения СМИ

	II. НАРУШЕНИЯ ПРАВ СМИ И ЖУРНАЛИСТОВ
	1. Нападение на журналиста
	2.  Угрозы в отношении СМИ и журналистов
	3. Задержание журналиста
	4. Нарушения прав СМИ и журналистов на свободу слова и творчества
	5. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов
	6. Запрет на съемку
	7.  Необоснованный отказ и нарушение сроков предоставления общественно значимой информации
	8. Необоснованные ограничения в получении общественно значимой информации
	9. Необоснованные препятствия в издании и распространении СМИ
	10. Нарушение принципа гласности судебного процесса
	11. Незаконные препятствия в распространении интернет-медиа
	12. Требование об открытии источника информации 
	13. Нарушение трудовых прав журналистов и работников СМИ
	14. Отказ в аккредитации
	15. Необоснованный вызов журналиста 

	III. КОНФЛИКТЫ. НАРУШЕНИЯ, ИНКРИМИНИРУЕМЫЕ СРЕДСТВАМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
	1.   Обвинение в распространении информации, содержащей государственные секреты (ст. 172 УК РК)
	2. Обвинение в клевете (ст. 129 УК РК)
	3. Требования о защите чести, достоинства и деловой репутации, вытекающие из публикации определенных сведений
	4. Требования и иски о защите чести, достоинства и деловой репутации, вытекающие из публикации мнений, убеждений и оценочных суждений
	5. Обвинения в нарушении порядка проведения митингов (ст. 373 КоАП РК) 
	6. Требование о защите права на собственное изображение


