
 

                                                                             Международный Фонд защиты 
                                                                 свободы слова «Адил соз»

Мониторинг
нарушений свободы слова в Казахстане

в августе 2009 года

Приговор месяца: 8 августа суд № 2 города Тараза приговорил главного редактора 
газеты  «Алма-Ата  Инфо»  Рамазана  Есергепова  к  трем  годам  лишения  свободы  с 
отбыванием наказания в колонии общего режима. Главного редактора осудили по статье 
172  ч.  1  и  339  ч.2  УК  РК  –  «Незаконное  получение,  разглашение  государственных 
секретов, совершенное в группе лиц». Также по решению суда Р. Есергепову в течение 
двух лет после освобождения запрещено заниматься издательской деятельностью.

Главного редактора обвинили в незаконном получении и разглашении госсекретов. 
Поводом  для  обвинений  послужила  статья   «Кто  управляет  страной  –  президент  или 
КНБ?», напечатанная в газете «Алма-Ата Инфо» 21 ноября 2008 г.  В этом материале,  в 
частности, была опубликована  служебная переписка начальника департамента КНБ по 
Жамбылской  области,  генерал-майора  Козбасара   Нурбекова  и  председателя  КНБ 
Амангельды Шабдарбаева. По мнению чекистов, в этих письмах содержались секретные 
сведения.

Приговор будет обжалован в апелляционной инстанции (см. глава III, раздел 1).
Ответ месяца: 25 августа Штаб по защите главного редактора газеты «Алма-Ата 

Инфо»  Рамазана  Есергепова  провел  акцию  протеста  у  стен  здания  Алматинского 
департамента КНБ РК. В ней приняли участие около 60 человек. На имя председателя 
КНБ Амангельды Шабдарбаева было направлено заявление Штаба «Председателя КНБ – 
к ответу!», в котором указывается, что в ходе следствия по делу главного редактора были 
допущены многочисленные процессуальные нарушения. 

Штаб обратился к председателю КНБ с требованием «дать публичные объяснения 
подобным действиям». В этот день такие же акции прошли в Караганде, Костанае, Усть-
Каменогорске, Актобе (см. глава III, раздел 1).

29  августа  Комитет  национальной  безопасности   РК  распространил  заявление 
председателя КНБ Амангельды Шабдарбаева в ответ на обращения общественности.  В 
нем  в  числе  прочего  сказано:  «Я,  как  руководитель  специального  государственного 
органа, никогда не позволял себе каким-либо образом влиять на расследование в угоду 
личным  или  корпоративным  интересам,  вмешиваться  и  регулировать  следственные 
действия.  (…)  Ответственно  заявляю:  никакой  «подмены»  закона  и  правосудия 
сотрудниками Департамента КНБ по Жамбылской области в ходе проведенных проверок 
органами прокуратуры и внутренним служебным разбирательством не выявлено. 

Изменение  грифа  секретности  опубликованных  документов  не  может  влиять  на 
принятое судом решение, тем более это невозможно согласно требованиям Закона РК «О 
государственных секретах» (см. глава I, раздел 1). 

Клевета  месяца:  27  июля  аким  Западно-Казахстанской  области  Бактыкожа 
Измухамбетов  обратился  с  жалобой  частного  обвинения  и  с  иском  о  защите  чести  и 
достоинства  в  уральский  городской  суд  №  2.  Он  обвинил  своего  бывшего  советника 
Алпамыса  Бектурганова  в  клевете  и  распространении  слухов,  порочащих  его  честь  и 
достоинство. 

Поводом для обращения в суд стала пресс-конференция, проведенная 15 июля, на 

1



которой А. Бектурганов высказал претензии к акиму области Бактыкоже Измухамбетову. 
Алпамыс  Бектурганов  настаивает  на  том,  что  он  только  озвучил  факты, 

напечатанные  ранее  в  областных  и  республиканских  изданиях,  и  обратил  внимание 
общественности на бездействие акима в отношении этих вопиющих событий.

13 августа судья Аккуль Карасаева вынесла обвинительный приговор и осудила А. 
Бектурганова на год лишения свободы. Он был взят под стражу прямо в зале суда  (см.  
глава III, раздел 2). 

Абзацы месяца: АО «БТА Банк» обратилось в Медеуский районный суд Алматы с 
иском  о  защите  деловой  репутации  и  возмещении  морального  вреда  к  собственнику 
газеты «Республика – деловое обозрение. Дубль 2»  - ТОО «DPA», главному редактору 
Гузяль Байдалиновой и корреспонденту Ирине Петрушовой. 

БТА Банк считает,  что два абзаца статьи «Хрен редьки не слаще» («Республика», 
06.03.2009 г.),  а именно: «Что касается самого «БТА», то, похоже,  он обречен. Самый 
крупный  частный  банк  Казахстана  и  СНГ,  построенный  как  международная  бизнес-
корпорация, не выдержал  государственного контроля и управления» и 

«Кстати,  в  самом «БТА» ходят  упорные разговоры,  что часть  новых менеджеров 
очень  хочет  обанкротить  банк,  поскольку  понимает,  что  больше   заработает  не  на 
реабилитационных процедурах, а на банкротстве и реструктуризации долгов», -

послужили причиной тому, что в  банке в период с 13 марта по 31 марта 2009 года 
произошел отток депозитов на сумму 6 миллиардов 770 миллионов тенге.

В  качестве  компенсации  за  моральный  вред  банкиры  требуют  выплатить  им  80 
миллионов тенге и опубликовать опровержение.

Редакция уверена, что цель этого процесса – посредством иска закрыть неугодную 
власти газету (см. глава III, раздел 6).

Оперативность  месяца: Корреспондент  Петропавловской  газеты  «Неделя  СК» 
Любовь  Хомяк  с  2008  года  не  могла  получить  ответ  на  свой  запрос  в  акимат 
Петропавловска.  Общественный  фонд  поддержки  СМИ  «Адил  Арка»  обратился  в 
городской  акимат  с  заявлением,  в  котором  указал  на  нарушение  прав  журналиста  на 
получение информации  и сроков предоставления информации по запросам. 

В  августе  2009  года  руководство  акимата  неожиданно  для  Л.  Хомяк  наконец-то 
отреагировало.  Сотрудники  акимата  по  телефону  потребовали  сообщить  исходящий 
номер и дату   запроса, ссылаясь на то,  что данный вопрос находится на контроле у акима 
города,  и  они  непременно  ответят,  только  не  могут  найти  самого  запроса.   К  этому 
времени журналист уже забыла, за какой именно информацией она обращалась: то ли  по 
ремонту  городских  дорог,  то  ли  по  строительству  коммунальных  домов  (см.  глава  II,  
раздел 3).

В августе 2009 г. мониторинг Фонда «Адил соз» зафиксировал  90 сообщений. Из 
них 23 определяют фактическое положение СМИ в свете политической атмосферы 
месяца, 32 дают информацию о прямых нарушениях прав СМИ и журналистов, 35 - о 
конфликтах и обвинениях, выдвинутых против СМИ и журналистов. 

2



CОДЕРЖАНИЕ:

I. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО, 
АДМИНИСТРАТИВНОГО И ПРАВОВОГО КЛИМАТА В СТРАНЕ, 
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ 
ИНФОРМАЦИИ                                                                                                                              ..........................................................................................................................  4  

1.  Действия и выступления должностных лиц, определяющие 
фактическое положение средств массовой информации и состояние 
свободы слова                                                                                        ................................................................................  4  
2. Изменения и проекты изменений действующего законодательства, 
определяющие правовое положение средств массовой информации        ....  7  
3. Действия и выступления в защиту гражданских и профессиональных 
прав журналистов и СМИ                                                                         .................................................................  8  

II. НАРУШЕНИЯ ПРАВ СМИ И ЖУРНАЛИСТОВ                                                              ..........................................................  11  
1. Нарушения прав СМИ и журналистов на свободу слова и творчества
                                                                                                          ....................................................................................................  11  
2. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности 
журналистов                                                                                         .................................................................................  11  
3.  Необоснованный отказ и нарушение сроков предоставления 
общественно значимой информации                                                      ................................................  12  
4. Необоснованные ограничения в получении общественно значимой 
информации                                                                                          ..................................................................................  15  
5. Приостановление выпуска СМИ                                                         ...................................................  16  
6. Нарушение принципа гласности судебного процесса                          .....................  17  
7.  Ограничения распространения СМИ                                                  ............................................  17  
8. Взлом сайта                                                                                      ...............................................................................  17  
9. Требование об обязательности публикации                                       ..................................  18  
10. Нарушение Закона «О языках в РК»                                                ..........................................  18  

III. КОНФЛИКТЫ. НАРУШЕНИЯ, ИНКРИМИНИРУЕМЫЕ СРЕДСТВАМ 
МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ                                                                                                   ...............................................................................................  18  

1.   Обвинение в распространении информации, содержащей 
государственные секреты (ст. 172 УК РК)                                              ........................................  18  
2. Обвинение в клевете (ст. 129 УК РК)                                                 ...........................................  20  
3. Обвинение в неисполнении судебного решения (ст. 362 УК РК)          .....  22  
4. Арест журналиста                                                                              ......................................................................  23  
5. Требования о защите чести, достоинства и деловой репутации, 
вытекающие из публикации определенных сведений                             ........................  24  
6. Требования и иски о защите чести, достоинства и деловой 
репутации, вытекающие из публикации мнений, убеждений и 
оценочных суждений                                                                             .....................................................................  28  

3



I.  ОСОБЕННОСТИ  ПОЛИТИЧЕСКОГО,  СОЦИАЛЬНОГО, 
АДМИНИСТРАТИВНОГО  И  ПРАВОВОГО  КЛИМАТА  В  СТРАНЕ, 
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ  ФАКТИЧЕСКОЕ  ПОЛОЖЕНИЕ  СРЕДСТВ  МАССОВОЙ 
ИНФОРМАЦИИ

1.   Действия  и  выступления  должностных  лиц,  определяющие  фактическое 
положение средств массовой информации и состояние свободы слова

Август, 29
Все СМИ
Комитет  национальной  безопасности   Республики  Казахстан  распространил 

заявление  председателя  КНБ  РК  Амангельды  Шабдарбаева  в  ответ  на  обращения 
общественности  в  отношении  главного  редактора  газеты  «Алма-Ата  Инфо»  Рамазана 
Есергепова. 

Председатель КНБ заявляет: «Ни одно должностное лицо, в том числе председатель 
КНБ  Республики  Казахстан,  не  вправе  вмешиваться  и  давать  какие-либо  указания 
следователям,   расследующим  то  или  иное  уголовное  дело,  тем  более  влиять  на  ход 
судебного процесса. 

Я,  как  руководитель  специального  государственного  органа,  никогда  не  позволял 
себе каким-либо образом влиять на расследование в угоду личным или корпоративным 
интересам, вмешиваться и регулировать следственные действия.

Что касается  уголовного дела в отношении Рамазана Есергепова,  у меня не было 
абсолютно никакого желания и оснований для того, чтобы брать его на особый контроль. 
Этот человек сознательно нарушил закон и понес ответственность. Виновен он или нет, 
определяло  только  правосудие,  а  не  председатель  КНБ.  Следствием  были  собраны 
доказательства  нарушения  закона  со  стороны  Есергепова,  которые  суд  посчитал 
достаточными  для  вынесения  приговора.  Расследование  велось  под  надзором  органов 
прокуратуры. 

Ответственно  заявляю:  никакой  «подмены»  закона  и  правосудия  сотрудниками 
Департамента  КНБ  по  Жамбылской  области  в  ходе  проведенных  проверок  органами 
прокуратуры  и  внутренним  служебным  разбирательством  не  выявлено.  Работник 
Департамента  КНБ  Жанузаков  Б.А.,  причастный  также  к  действиям,  приведшим  к 
разглашению секретных сведений, осужден на 9 лет лишения свободы.  

Изменение  грифа  секретности  опубликованных  документов  не  может  влиять  на 
принятое судом решение, тем более это невозможно согласно требованиям Закона РК «О 
государственных секретах». 

Поводом  для  этого  ответа  стало  заявление  Штаба  по  защите  прав  журналиста 
Рамазана Есергепова «Председателя КНБ – к ответу!», направленное руководителю КНБ 
Амангельды Шабдарбаеву 25 августа.

Август, 21
Рамазан Есергепов, «Алма-Ата Инфо»
Советник Президента РК Ермухамет Ертысбаев, отвечая на вопрос газеты «Взгляд» о 

вынесенном  главному  редактору  «Алма-Аты  Инфо»  Рамазану  Есергепову  приговоре, 
заявил:

- К свободе слова этот случай не имеет абсолютно никакого отношения. Есергепов 
не является журналистом в общепринятом смысле этого слова. 

…Про журналиста Есергепова я ничего не слышал и как гражданин, и как министр 
информации. 

…он бизнесмен. Является учредителем достаточно рентабельной компании, которая 
в свою очередь была учредителем газеты «Алма-Ата Инфо». 

После  выхода  интервью  Е.  Ертысбаева,  в  редакцию  газеты  «Время»  позвонила 

4



супруга осужденного главного редактора  Раушан Есергепова. Она рассказала:
- Главный редактор Есергепов провел около 300 «горячих линий», в том числе и с 

советником  президента  Ертысбаевым.  Есть  фото,  на  котором  Ертысбаев  пожимает 
главному редактору руку и выглядит вполне довольным. А последняя встреча Рамазана с 
Е. Е. - на тот момент министром культуры и информации - состоялась в марте прошлого 
года. Тогда уже Ермухамет Кабидинович на правах хозяина предлагал Рамазану кофе и 
убедительно просил не печатать так называемые прослушки Р. Алиева. Именно тогда г-н 
министр завел разговор о покупке «Алма-Ата Инфо» - газету,  по словам Е. Е., был не 
прочь  купить  некий  бизнесмен,  его  хороший  знакомый.  При  этом  «лучший  друг 
казахстанских журналистов» настаивал, что главредом должен остаться именно Рамазан, 
поскольку иначе газета потеряет лицо (есть, кстати, свидетели той встречи). Потом были 
телефонные  разговоры  (их  распечатки,  имеющиеся  у  меня,  помогут  освежить  память 
забывчивого советника).

По поводу этих заявлений газета «Время» обратилась к Е. Ертысбаеву. Он ответил:
-  Я  не  отрицаю,  что  мы  знакомы.  Я  имел  в  виду,  что  журналист  должен  быть 

грамотным, не допускать орфографических ошибок. Иначе он позорит звание журналиста. 
Если человек пишет безграмотно, то он не журналист.

Август, 06
«Курс» (г. Кокшетау)
6 августа 2009 года завершились традиционные отчеты акимов перед населением. 

Последние  из  них  редакция  газеты  «Курс»  охарактеризовала  как  обвинение 
представителями  местной  власти  газеты  «Курс»  в  «очернительстве  усилий  акимата 
Кокшетау и ведомственных учреждений по наведению порядка в областном центре». 

По мнению редакции, это связано с тем, что отчеты об этих встречах с населением 
периодически публиковались на страницах «Курса» в критическом ракурсе. В частности, 
на последней встрече с населением акима города Бахыта Сапарова не было вообще, что 
стало поводом к публикации в издании статьи корреспондента Оксаны Матасовой «Сход с 
акимом без акима».

Август, 23
Все СМИ
В  интервью  газете  «Взгляд»  советник  Президента  РК  Ермухамет  Ертысбаев 

предложил  журналистам  раскрывать  анонимные  источники  или  информаторов,  на 
которые ссылаются оппозиционные издания в своих публикациях: «Я часто встречаю в 
газетах "Республика" и "Взгляд" такую фразу: источник из "Ак Орды" сообщает нам то-то 
и то-то. Вы мне задаете вопрос: как там реагирует президент или кто устроил заговор, 
фамилию назовите? Теперь я  вам задаю встречный вопрос: назовите источник из "Ак 
Орды". Кто вам  "сливает" такую недобросовестную информацию?»

Август, 10
«Дала дидары» (Северо-Казахстанская область, Акжарский район, п. Талшик) 
Редактор газет  «Дала Дидары» и «Акжар Хабар» Кенжетаев  Копей был вызван к 

акиму Акжарского района на планерку, где ему было сделано замечание о том,  что эти 
две газеты дублируют материалы друг друга. Дело в том, что материалы, подготовленные 
корреспондентами  к  1  сентября,  ко  дню  строителей,  обязательные  для  публикации 
законодательные  акты   и  другие  подобные  материалы  публикуются  в  двух  газетах, 
выходящих на разных языках, русском «Дала дидары» и казахском «Акжар Хабар». 

На объяснения редактора, что  происходящих событий в районе не так много, аким 
района высказался так:  «Не нужна нам такая газета, уменьшайте тираж или закрывайте, 
раз не можете писать о разном».  

По мнению К. Кенжетаева, акимат давно хочет отобрать у него газету и назначить 

5



нового редактора.

Август, 19
Рамазан Есергепов, «Алма-Ата Инфо» (г. Алматы)
Депутат сената парламента РК Гани Касымов на страницах газеты «Время» высказал 

свое  мнение  по  поводу  приговора  редактору  газеты  «Алма-Ата  Инфо»  Рамазана 
Есергепова:   «Мое личное мнение:  во-первых, нужно принять все меры, чтобы, это не 
вошло в норму и у нас не стали сажать журналистов по любому поводу; во-вторых, внести 
такие изменения и дополнения в законодательство, в том числе в закон о СМИ, чтобы 
корреспонденты за печатное слово не подвергались строгому уголовному преследованию. 
За мысли и слова ни в одной демократической стране не осуждают, тем более не сажают в 
тюрьму».

Август, 20
СМИ Восточно-Казахстанской области
Аким  Восточно-Казахстанской  области  Бердыбек  Сапарбаев  отчитал  своих 

подчиненных  за  нежелание  общаться  с  работниками  СМИ.  Заканчивая  очередное 
совещание со служащими, он попенял им, что они не выполняют одно из главных его 
поручений - доносить до населения информацию о своей работе. 

Для  примера  был  поднят  с  места  руководитель  управления  пассажирского 
транспорта и автомобильных дорог ВКО Ертай Байбатчин, который отказался от прямого 
эфира на местном телевидении простой отговоркой – «не хочу». 

Б. Сапарбаев предупредил, что отныне возьмет общение чиновников с журналистами 
на карандаш.

Август, 07
Анатолий Иванов, Жанна Байтелова, «Республика - деловое обозрение» (г. Алматы)
Корреспонденты  газеты  «Республика»  Анатолий  Иванов  и  Жанна  Байтелова 

обратились  к  старшему  дознавателю  УДП  Алматинской  области  майору  Мухиту 
Садирбаеву за информацией по делу правозащитника Евгения Жовтиса. 

 Услышав,  что его беспокоит газета  «Республика»,  М. Садирбаев тут  же оборвал 
связь и в последующем на звонки просто не отвечал.

Август, 07
«Курс» (г. Кокшетау)
В начале  августа  в  редакцию  газеты  «Курс»  обратился  житель  города  Кокшетау 

Виталий Карнашаускас с просьбой опубликовать его письмо акиму Акмолинской области 
Альберту  Рау.  Однако  когда  письмо  уже  было  подготовлено  к  публикации,  В. 
Карнашаускас повторно обратился в редакцию с просьбой не публиковать его письмо, так 
как  именно  при  таком  условии  в  акимате  Акмолинской  области  его  вопрос  обещали 
решить.

Август, 30
Сергей Железняк, Юрий Гейст, «Диапазон» (г. Актобе)
Корреспонденты  газеты  «Диапазон»  участвовали  в  шествии,  посвященном 

празднованию  Дня  Конституции.  Они  несли  транспаранты  со  словами:  «За  свободу 
слова!», «Нет цензуре!», «За свободный Интернет!». 

Сотрудники  спецслужб  посчитали  лозунги  не  соответствующими  установленным 
акиматом Актобе  образцам.  Транспаранты сначала  попросили убрать.  Затем,   подойдя 
сзади к журналистам,  какой-то человек выхватил транспарант и, скрываясь в толпе, на 
бегу  разорвал  его.  Сохранить  от  уничтожения  удалось  только плакат  со  словами:  «За 
свободный Интернет!».

6



2.  Изменения  и  проекты  изменений  действующего  законодательства,  
определяющие правовое положение средств массовой информации

Август, 17
Все СМИ
Агентство  РК  по  информатизации  и  связи  подготовило  проект  постановления  о 

создании  при  РГП  «Центр  технического  сопровождения  и  анализа  в  области 
телекоммуникаций» Службы реагирования на компьютерные инциденты.

Одной  из  задач  Службы,  согласно  проекту,  станет  «технический  мониторинг  и 
выявление  механизмов  и  ресурсов  сети  Интернет,  функционирующих  в  нарушение 
нормативных  правовых  актов,  регулирующих  деятельность  участников  казахстанского 
сегмента сети Интернет». 

Другая  ее  задача  –  «выработка  рекомендаций  национальным  пользователям  сети 
Интернет  по  обеспечению  защиты  интересов  личности,  общества  и  государства  в 
информационной  сфере,  применению  наиболее  эффективных  программно-аппаратных 
средств,  направленных  на  предотвращение  актов  незаконного  проникновения  в 
информационные  системы  на  основе  изучения  и  обобщения  международного  опыта 
обеспечения компьютерной безопасности, оказание консультативных услуг и технической 
поддержки национальным пользователям». 

Август, 10
Все СМИ
Европейский Союз  распространил заявление, в котором высказал свою точку зрения 

по поводу принятого 10 июля закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые 
законодательные  акты  Республики  Казахстан  по  вопросам  информационно-
коммуникационных сетей». 

«Как было ранее  заявлено,  мы строго придерживаемся  точки  зрения,  что  данный 
Закон  противоречит  обязательствам  Казахстана  в  ОБСЕ  по  поддержанию  доступа  в 
Интернет  и  обеспечению  открытого  и  публичного  форума  для  свободы  убеждения  и 
выражения  (Решение  Постоянного  Совета  №  633  от  11  ноября  2004  г.).  Он  также 
напрямую  противоречит  обещанию,  сделанному  Министром  Тажиным  на  заседании 
Совета Министров иностранных дел в Мадриде 29 ноября 2007 г., принять во внимание 
рекомендации ОБСЕ и ее институтов при реализации демократических реформ».

Евросоюз призвал Казахстан «принять  во внимание указанные озабоченности при 
реализации Закона и обсуждении будущих поправок».

Соединенные  Штаты  Америки  также  считают  Закон,  регулирующий  Интернет, 
ограничительным. 

«Закон может ослабить свободу выражения в Интернете, приравнивая блоги и чаты к 
традиционным  средствам  массовой  информации  и  переклассифицируя  все  Интернет 
ресурсы  и  содержание  к  «изданиям  СМИ».  Он  также  может  значительно  расширить 
юридические  основания,  по  которым  Правительство  сможет  закрывать  и  блокировать 
вебсайты. Закон является шагом назад в развитии Казахстанского управления СМИ», - 
говорится в заявлении США, озвученном поверенным в делах Кэйли Скоттом в Вене на 
Постоянно Совете при  Организации Договора о коллективной безопасности.

Август, 27
Все СМИ
Глава Центра ОБСЕ в Казахстане, отвечая на вопрос журналиста газеты «Время» о 

соответствии  стандартам  ОБСЕ  принятого  в  республике  закона  об  информационно-
коммуникационных сетях, приравнивающих все Интернет-ресурсы к СМИ, сказал:

-  Любое  государство  старается  пресечь  призывы  к  экстремизму,  терроризму, 

7



переворотам.  Это логично.  Но тот инструмент,  который применяется  в  Казахстане,  не 
отвечает принципам демократии.

3. Действия и выступления в защиту гражданских и профессиональных прав 
журналистов и СМИ

Август, 19
Все СМИ
Журналистская  общественность  Казахстана  распространила  заявление,  в  котором 

выразила  серьезную  тревогу  по  поводу  ужесточения  судебной  практики  в  отношении 
журналистов  и  граждан,  реализующих  свое  конституционное  право  на  свободу 
выражения, получения и распространения информации.

«Судебные  процессы  последних  лет  по  защите  чести,  достоинства  и  деловой 
репутации  все  чаще  превращаются  в  средство  мести  независимым  журналистам  и 
уничтожения неугодных изданий.

(…) В стране, провозгласившей право на свободу слова и творчества, недопустимо 
объявлять преступниками и лишать свободы людей за публичное высказывание мнений и 
убеждений.  Предъявление  к  взысканию  миллиардов  и  миллионов  тенге  компенсации 
морального  вреда  недопустимо  в  обществе,  уважающем  право  на  свободу  мнений  и 
убеждений.

Мы считаем, что люди, занимающие публичные административные должности, при 
опровержении  недостоверной  информации  должны  использовать  методы  полемики  и 
публичных дискуссий, а не судебного преследования», - говорится в заявлении.  

Журналисты  считают,  что  «в  канун  председательства  Казахстана  в  ОБСЕ 
необходимо:

·    Парламенту  -  декриминализировать  клевету  и  оскорбление,  регламентировать 
суммы взыскания морального вреда,  ограничить судебное приостановление и закрытие 
СМИ только исключительными случаями, предусмотренными Конституцией;

·   Верховному суду - обобщить практику судебных приговоров по защите личных 
неимущественных прав, корреспондировав ее с конституционными правами на свободу 
мнений и убеждений, свободу слова и творчества;

·  Генеральной  прокуратуре  -  инициировать  пересмотр  дел  журналистов, 
приговоренных  к  лишению  свободы  за  выполнение  своих  профессиональных 
обязанностей, и граждан, наказанных в уголовном порядке за публичное выражение своих 
мнений и убеждений».

Заявление  журналистской  общественности  было  направлено  в  Парламент  РК, 
Верховный суд и Генеральную прокуратуру.

Август, 13
Рамазан Есергепов, «Алма-Ата Инфо» (г. Алматы)
В  Алматы  представителями  неправительственных  организаций,  СМИ  и 

политических партий создан Штаб по защите прав журналиста Рамазана Есергепова. 
Штаб планирует провести в Казахстане интернет-митинг против приговора суда, ряд 

пикетов,  акцию  профессиональной  солидарности   с  осужденным журналистом  –  День 
тишины, как символ вынужденного молчания СМИ в Казахстане. По словам активистов 
Штаба,  чтобы  «общество  сполна  прочувствовало  всю опасность  такой  «тишины»,  ряд 
независимых  изданий  в  определенное  время  не  выйдет  в  свет.  И,  может,  тогда 
многочисленные читатели и зрители проявят свою солидарность с теми СМИ, которые 
сегодня находятся на грани уничтожения, а право граждан на свободу слова и получение 
всесторонней информации отпадет и вовсе, потому что некому будет это право воплощать 
в жизнь».

8



Август, 14
Все СМИ
14 августа газета «Республика» опубликовала белую газетную полосу с текстом: 
«Эта  пустая  полоса  –  выражение  протеста  независимых  газет  против 

несправедливого приговора Таразского городского суда в отношении главного редактора 
газеты «Алма-Ата ИНФО» Рамазана Есергепова, осужденного на три года за выполнение 
своего профессионального – редакторского  и журналистского  – долга.  Таким образом, 
спецслужбы  и  те,  кто  за  ними  стоят,  пытаются  ввести  цензуру  на  освещение  СМИ 
противоправной деятельности силовых органов.

Приговор Есергепову – приговор всей казахстанской независимой прессе!»
Таким же образом свой протест выразили редакции газет «Общественная позиция», 

«Алга»,  «Азат»  и  «Взгляд».  Три  других  республиканских  СМИ  –  «Время»,  «Свобода 
слова» и «Жас Алаш» - посвятили приговору Рамазана Есергепова и своему несогласию с 
ним тематические страницы.

Август, 21
«Взгляд» (г. Алматы)
21 августа деловая газета «Взгляд» сообщила о прекращении своей деятельности на 

неделю. Следующий номер издания появится в продаже лишь 4 сентября. Этим редакция 
выразила  «очередной  протест  против  уголовного  наказания  главного  редактора  газеты 
«Алма-Ата Инфо» Рамазана Есергепова».

Как говорится в  обращении «Взгляда» к читателям,  «журналист,  каким бы он ни 
был, не должен сидеть в тюрьме за выполнение своих профессиональных обязанностей. 
Осудить его за это – осудить все общество за право на получение информации». 

Август, 17
Все СМИ
Директор  ресурсного  центра  «Общества  молодых  профессионалов  Казахстана» 

Галым Агелеуов и журналист Жанна Байтелова провели акцию в поддержку уральских 
журналистов. Они вышли к монументу Независимости на площадь Республики в Алматы 
и принесли с собой сухари, которыми угощали всех присутствовавших.

Таким образом молодые люди  выражали свой протест против административного 
ареста на пять суток за оскорбление суда корреспондента западно-казахстанской газеты 
«Уральская  неделя»  Лукпана  Ахмедьярова:  «Мы  считаем,  что  арест  Лукпана  – 
показательная  порка  для  других  журналистов,  которые  также  являются  свидетелями 
«клеветы» на акима области». 

Напомним, Л. Ахмедьяров был арестован на 5 суток за неуважение к суду 14 августа.  
Поводом стало участие журналиста в качестве свидетеля на судебном процессе 11 августа 
по обвинению бывшего советника акима ЗКО Алпамыса Бектурганова в клевете на акима 
области Бактыкожи Измухамбетова.

Галым Агелеуов и Жанна Байтелова призвали журналистов к консолидации в борьбе 
за  свободу слова:  «Ведь  не  исключено,  что  завтра  на  месте  Лукпана  может  оказаться 
журналист из провластных СМИ или на месте «Тасжаргана» — более лояльная к власти 
газета». 

Акция  с  раздачей  сухарей  прошла  спокойно.  Алматинцы  смогли  спокойно 
высказаться  по  делу  Ахмедьярова.  Полицейские,  наблюдавшие  за  акцией,  даже  не 
пытались выяснить, что происходит возле памятника. 

Август, 19
Алла  Злобина,  «Республика  –  деловое  обозрение»,  «Надежда»  (Западно-

Казахстанская  область),  Санат Урналиев,  «Туран» (г.  Атырау),  Артур  Нигметов,  радио 
«Азаттык» (Западно-Казахстанская область)

9



19 августа в Национальном пресс-клубе Алматы журналисты Алла Злобина, Санат 
Урналиев, Артур Нигметов провели пресс-конференцию. Они рассказали о том, что их 
грозят  привлечь  к  ответственности  за  то,  что  дали  репортажи  с  июльской  пресс-
конференции советника акима Западно-Казахстанской области Алпамыса Бектурганова, 
на  которой  были  озвучены  нелицеприятные  вещи  для  акима  области  Бактыкожы 
Измухамбетова. По словам журналистов, их пытаются обвинить чуть ли не в организации 
этой самой пресс-конференции, хотя они на том мероприятии только задавали вопросы. 

На  пресс-конференции  в  Алматы  было  распространено  обращение  уральских 
журналистов  к  Президенту  страны,  правозащитникам  и  коллегам.  В  нем  они  просят 
обратить  внимание  на  события,  которые  происходят  с  журналистами  в  Западно-
Казахстанской области. 

По их мнению, местные власти, используя иск акима к своему оппоненту, пытаются 
заткнуть  рот местной прессе.  Уральские журналисты заявили, что «подобные действия 
местной  администрации  являются  откровенным  давлением  на  свободу  информации  – 
неотъемлемое  условие  соблюдения  прав  человека  в  демократическом  обществе.  Мы 
надеемся, что эта кампания по шельмованию «инакомыслящих» журналистов и изданий – 
не  линия  государства,  а  всего  лишь  частная  инициатива  зарвавшихся  бесконтрольных 
чиновников и бюрократов, преследующих личные цели».

Август, 24
«Республика – деловое обозрение» (г. Алматы)
24 августа сотрудники газеты «Республика», фонда «Алем Арт» и художник Канат 

Ибрагимов провели у Медеуского районного суда Алматы перфоманс, посвященный топ-
менеджерам БТА Банка Анвару Сайденову и Арману Дунаеву.  Редакция «Республики» 
организовала  «хор  нищих  имени  Мухамеджана  Адилова»  и  исполнила  специально 
сочиненную для господ Дунаева и Сайденова песню, а актеры провели свой перфоманс 
под условным названием «Отдай последние трусы «БТА Банку». 

Август, 25
«Республика – деловое обозрение» (Алматы)
В  Алматы  в  Национальном  пресс-клубе  газета  «Республика»  провела  пресс-

конференцию на тему «Кто хочет закрыть газету «Республика»? Две версии редакции».
Напомним,  в  конце  июля  «БТА  Банк»  подал  в  суд  на  газету  «Республика», 

потребовав взыскать с издания 80 миллионов тенге  в счет возмещения морального вреда. 
Поводом  для  судебного  разбирательства  стала  статья  «Хрен  редьки  не  слаще», 
опубликованная 6 марта. 

По мнению журналистов газеты, иск БТА Банка абсурден, так как статья, а тем более 
два ее абзаца не могли вызвать оттока депозитов. Этот материал - всего лишь оценочное 
суждение журналиста, сформированное в виде предположения. 

По  предположению  заместителя  главного  редактора  газеты  Оксаны  Макушиной, 
возможны две версии, которые объясняют все:  «То ли БТА пытается скрыть какую-то 
страшную тайну от правительства, то ли само государство руками банка пытается закрыть 
нашу газету». 

Август, 29
Движение «За свободный Интернет»
29  августа  по  всему  Казахстану  участники  движения  «За  свободный  Интернет» 

провели мероприятие с неофициальным названием «Бумажная объява». Участники акции 
расклеивали  объявления  на  всех  главных улицах  городов  с  электронными адресами  и 
основными лозунгами движения – «Не существует СВОБОДЫ без свободы информации! 
Не существует свободы информации без ИНТЕРНЕТА!».

Участников  движения  «За  свободный  Интернет»  объединяет  требование 

10



рассмотрения  любого  инициируемого  законодательного  акта  по  регулированию  в  сети 
только  с  широким  обсуждением  и  привлечением  всех  пользователей  интернет,  чьи 
интересы могут быть затронуты принимаемым законом.

Август, 11
Екатерина Беляева, «Взгляд» (г. Алматы)
11  августа  журналистка  Екатерина  Беляева  вышла   на  алматинский  «Арбат»  с 

плакатом:  «Я  против  правовой  проституции».  В  своем  обращении  к  общественности, 
распространенном  ранее,  журналист  акцентировала  внимание  властей  на  то,  что  она 
никого не призывает к ней присоединиться. 

 Во  время  проведения  акции  к  Е.  Беляевой  подошла  исполняющая  обязанности 
прокурора  Алмалинского района Гульнар  Ахмедиева.  Она заявила,  что  акция  является 
незаконной, и потребовала ее прекратить.

Присутствовавший здесь же юрист Сергей Уткин попросил прокурора показать тот 
закон  и  ту  статью,  где  сказано,  что  акимат  должен  дать  письменный  запрет  или 
разрешение  на  проведение  такой  акции.  Поскольку  такой  нормы  в  законе  не 
предусмотрено  полицейские  отошли  в  сторону,  а  сочувствующие  убедившись,  что 
задерживать Екатерину Беляеву не будут,  начали расходиться. 

Г. Ахмедиева сообщила, что акция бесследно не пройдет и с журналистом «будут 
разбираться».

II. НАРУШЕНИЯ ПРАВ СМИ И ЖУРНАЛИСТОВ

1. Нарушения прав СМИ и журналистов на свободу слова и творчества

Август, 13
Татьяна Корецкая, «Южный Казахстан» (Южно-Казахстанская область)
Акимат  Южно-Казахстанской  области  проводил  акцию  «Благие  дела  юга».  Эту 

акцию  освещали  в  СМИ.  Во  время  поездки  журналистов  в  Казыгурсткий  район  к 
корреспонденту  областной  общественно-политической  газеты  «Южный  Казахстан» 
Татьяне  Корецкой,  которая  разговаривала  с  одним  из  жителей  района,  подошел  и.  о. 
пресс-секретаря  акима  области  Абзал  Жусалиев  и  заявил:  «Почему  вы  без  моего 
разрешения берете интервью?»

Август, 26
«Диапазон» (г. Актобе)
Несколько  актюбинцев  поддержали  акцию  штаба  по  поддержке  Есергепова  и 

пришли в местный департамент КНБ с письмом в поддержку осужденного журналиста. 
Корреспонденты  газеты «Диапазон» Сергей Железняк и Максим Токарь освещали данное 
событие. 

Спустя несколько часов главному редактору газеты «Диапазон» Елене Гетмановой 
позвонила  заместитель  акима  города  Актобе  Сания  Калдыгулова  и  убедительно 
попросила не публиковать заметку об этом событии. 

Заметка об акции все же была опубликована в номере за 27 августа 2009 года. 

2. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов

Август, 19
Динара Тыржанова, «Курс» (г. Кокшетау)
19  августа  Акмолинскую  область  и  город  Кокшетау  посетил  президент  РК 

Нурсултан Назарбаев. Для освещения этого визита заранее была проведена аккредитация. 
Однако  накануне  события  корреспондент  газеты  «Курс»  Оксана  Матасова  получила 

11



известие о смерти близкого человека и отбыла на похороны в другой город. 
Несмотря  на  пояснения  о  форс-мажорных  обстоятельствах,  сотрудники 

Акмолинского  областного  департамента  КНБ  отобрали  у  «неаккредитованного» 
корреспондента газеты «Курс» Динары Тыржановой фотоаппарат и удалили с флэш-карты 
все сделанные фотографии.

Август, 20 
Светлана Круг, ТК «5 канал» (г. Караганда) 
Корреспондент  телекомпании  «5  канал»  Светлана  Круг  готовила  сюжет  о  том, 

почему  18-летняя  воспитанница  детского  дома  для  детей  с  ограниченными 
возможностями  выбросилась  из  окна  второго  этажа.  Журналист  взяла  интервью  у 
пострадавшей,  в  котором  та  рассказала,  что  ее  постоянно  третируют  отдельные 
воспитатели детского дома.

По этому поводу С. Круг обратилась к директору детского дома Нуркену Блялову. 
Однако на входе в учреждение съемочную группу окружили  охранники  детдома. Они, 
нецензурно  ругаясь,  буквально  вытолкали  съемочную  группу   за  несколько  метров  от 
ворот учреждения.  При этом один из охранников выкрикнул:  «Еще раз сюда сунетесь, 
наш шеф подаст на вас в суд!». 

Сам Н.  Блялов  в  последующем разговоре  с  журналистами  попросил  не  выдавать 
сюжет в эфир. В противном случае он намерен обратиться в суд.

Август, 30
Александр Васин, Алия Басыгараева, Жасулан Жубаев, «Рика-ТВ» (г. Актобе)
В  Актобе  во  время  празднования  Дня  Конституции  был  перекрыт  центральный 

проспект, по которому проходил парад. Переходы для горожан предусмотрены не были, 
поэтому жители перебегали проспект, где удобно.

Съемочная группа телеканала «Рика-ТВ» -  корреспонденты Александр Васин, Алия 
Басыгараева и оператор Жасулан Жубаев освещали парад на этом проспекте. 

В ходе съемки сотрудники в форме всячески старались, чтобы телевизионщики не 
снимали,  как  некоторые  жители  города  пересекают  дорогу.  Один  из  полицейских 
закрывал камеру руками.

3.   Необоснованный отказ  и  нарушение  сроков  предоставления  общественно 
значимой информации

Август, 03 
Любовь Хомяк, «Неделя СК» (г. Петропавловск)
Корреспондент газеты «Неделя СК» Любовь Хомяк с 2008 года не могла получить 

ответ  на  свой запрос в  акимат Петропавловска.  Общественный фонд поддержки СМИ 
«Адил Арка» обратился в городской акимат с заявлением, в котором указал на нарушение 
прав журналиста  на получение информации  и сроков предоставления информации по 
запросам. 

В  августе  2009  года  руководство  акимата  неожиданно  для  Л.  Хомяк  наконец-то 
отреагировало.  Сотрудники  акимата  по  телефону  потребовали  сообщить  исходящий 
номер и дату   запроса,  ссылаясь на то,  что данный вопрос находится под контролем 
акима города, и они непременно ответят, только не могут найти самого запроса.  К этому 
времени журналист уже забыла, за какой именно информацией она обращалась: то ли  по 
ремонту городских дорог, то ли по строительству коммунальных домов.

Август, 03
Анна Рахманова, ТК «Астана» (г. Костанай)
Корреспонденту  телеканала  «Астана»  Анне  Рахмановой поступила  информация  о 

12



том,  что  дети,  вернувшиеся  из  лагеря  «Светофор»,  заболели  менингитом.  Журналист 
позвонила в СЭС Акмолинской области.  Специалисты СЭС разговаривать на эту тему 
отказались,  посоветовав  оформить  письменный  запрос.  Также  в  СЭС  добавили,  что 
посмотрят, устроят ли их вопросы и будут ли они на них отвечать. На этом общение с 
представителями СЭС прекратилось: материал журналисту нужно было сделать срочно, 
поэтому посылать официальный запрос она не стала.

Август, 06
Татьяна Токарь, «Диапазон» (г. Актобе)
Корреспондент  газеты  «Диапазон»  Татьяна  Токарь  обратилась  к  директору 

городского перинатального центра  № 1 г. Актобе Гульшат Темирбаевой за информацией 
по поводу смертности новорожденных в роддоме. Директор центра отвечать на вопросы 
журналиста отказалась, выпроводив ее за дверь.

Август, 07
Ольга Пимбурская,  «Эврика» (г. Актобе)
 В Актюбинской области мужчина, прибывший из Китая, обратился за помощью в 

медицинское  учреждение  с  подозрением  на  свиной  грипп.  По  слухам,  проведенное 
обследование не подтвердило его предположение. По этому поводу корреспондент газеты 
«Эврика» Ольга Пимбурская обратилась в областную инфекционную больницу. Медики 
по данному факту разговаривать с журналистом отказались.

Август, 07
Егор Дарин, «Караван» (г. Астана)
Корреспондент газеты «Караван» по Акмолинской области Егор Дарин обратился в 

пресс-службу  Комитета  дорожной  полиции  РК с  вопросом,  намерены  ли  полицейские 
подавать  апелляцию по  поводу постановления  межрайонного  Административного  суда 
Астаны о прекращении дела об административных правонарушениях в отношении вице-
министра  юстиции  РК  Марата  Бекетаева.  В  пресс-службе  комитета  журналисту 
посоветовали обратиться в  управление дорожной полиции Астаны, объяснив, что с вице-
министром судятся именно они.  

Пресс-служба УДП Астаны попыталась перенаправить Е. Дарина обратно в Комитет. 
Узнав,  что  журналист  туда  уже  обращался,  в  пресс-службе  ответили:  «Конечно,  вам 
сейчас никто ничего не скажет». 

Август, 07
«Караван» (г. Алматы)
Газета  «Караван»  в  материале  «Вне  зоны  доступа»  от  17  июля  обратилась  к 

городским властям Алматы с вопросом,  когда  будет обеспечен  доступ  для инвалидов-
колясочников в госучреждения и проведена проверка частных структур. 

В течение месяца в адрес редакции не поступило ни одного ответа. 
7 августа  редакция в статье «Инвалид – «мешок картошки»?» вновь напомнила о 

своем вопросе, обратившись теперь уже и в городскую прокуратуру.   Редакция просит 
считать данное обращение официальным запросом. 

Август, 11 
Ольга Кабаргина, «Авитрэк-регион» (г. Караганда) 
Журналист  газеты  «Авитрэк-регион»  Ольга  Кабаргина  попросила  сотрудников 

пресс-службы СЭС Карагандинской области предоставить информацию о том,  в каком 
состоянии  находятся  городские  свалки  и  не  несут  ли  они  угрозу  инфекционных 
заболеваний  для  жителей  региона.  Сотрудники  пресс-службы  от  комментариев 
отказались, сославшись на нехватку времени для интервью.

13



Август, 17 
Елена Ульянкина, «Новый вестник» (г. Караганда) 
Корреспондент  газеты «Новый вестник» Елена Ульянкина обратилась  в Институт 

фитохимии,  которому  принадлежит  ботанический  сад  Караганды.  Журналиста 
интересовало,  почему  администрация  сделала  для  посетителей  ботанического  сада 
платный  вход.  Секретарь  директора  Института  отказалась  соединить  Е.  Ульянкину  со 
своим начальником, заявив: «У нас нет времени с вами разговаривать!». 

Август, 19
Елена Кузнецова,  «Квартал» (г. Петропавловск)
В Петропавловске жильцы одного из домов обвинили председателя КСК в том, что 

она  в  течение  пяти  лет  не  провела  ни  одного  собрания.  По  словам  жителей  дома, 
председатель открыла свое предприятие, где удачно прокручивала деньги КСК благодаря 
двойной  бухгалтерии.  По  этому  поводу  жители  многоэтажки  устроили  собрание,  на 
котором присутствовал заместитель акима Петропавловска Николай Петров и начальник 
отдела жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) города Боташ Хайнетов. 

Журналист газеты «Квартал» Елена Кузнецова обратилась с вопросами к начальнику 
отдела ЖКХ: подведомственны ли КСК  отделу ЖКХ города, и могут ли представители 
госорганов  помочь  разобраться  в  этой  ситуации  и  наказать  виновных.   Б.  Хайнетов 
категорически отказался отвечать на вопросы.

Август, 20
Ольга Горай, «Наша газета» (г. Костанай)
Корреспондент  издания  «Наша  газета»  Ольга  Горай  в  начале  августа  направила 

запрос по письмам читателей в отдел жилищно-коммунального хозяйства акимата города 
Костаная.  В  запросе  на  имя  главного  специалиста  отдела  благоустройства  Натальи 
Кузнецовой  речь  шла  о  том,  почему  автобусные  остановки  в  город  не  оборудуются 
крышами. Ответа нет до сих пор.

Август, 10
Виктор Моисеенков, «Республика – деловое обозрение» (г. Актобе)
В некоторых республиканских и актюбинских СМИ появилась информация о том, 

что в Актобе по подозрению в мошенничестве арестован депутат маслихата Актюбинской 
области. В качестве предположения называлось имя депутата Валерия Фалалеева. 

Собственный корреспондент по Актюбинской области газеты «Республика» Виктор 
Моисеенков обратился в пресс-службу Департамента внутренних дел области с вопросом, 
действительно ли обвинение в мошенничестве предъявлено В. Фалалееву,  а не кому-то 
другому.  В  пресс-службе  повторили  лишь  прежнюю  информацию  и  отказались  от 
дальнейших комментариев до получения результатов экспертизы.

Попытка журналиста узнать в областном маслихате, кто из их коллег попал в поле 
зрения  полиции  и  сохраняет  ли  он  теперь  свой  депутатский  статус,  закончилась 
категорическим  отказом  от  каких-либо  комментариев.  Руководитель  аппарата 
облмаслихата  Гульнар  Кунбаева  переадресовала  вопросы  к  секретарю  маслихата 
Амангельды Есеркелову.

А.  Есеркелов,  не  дослушав  вопрос  В.  Моисеенкова  до  конца,  порекомендовал 
обратиться к руководителю аппарата областного маслихата Г. Кунбаевой.

Август, 24 
Анастасия Машнина, «Новый вестник» (г. Караганда)
Корреспондент  еженедельника  «Новый  вестник»  Анастасия  Машнина  проводила 

журналистское расследование, связанное с гибелью рабочего строительной фирмы «Аян». 

14



Мужчина  умер  в  результате  травм,  полученных  им  во  время  выполнения  служебных 
обязанностей.  Родные  погибшего  рабочего  обратились  к  руководству  строительной 
фирмы с требованием выплатить компенсацию, в чем им было отказано. 

Журналист  обратилась  к  руководителям  фирмы  «Аян»  с  просьбой  разъяснить 
ситуацию.  Однако  последние  заявили,  что  «никаких  официальных  комментариев  не 
будет».

Август, 28
Юрий Елисеев, «Литер» (Южно-Казахстанская область)
Собственный корреспондент газеты «Литер» по Южно-Казахстанской области Юрий 

Елисеев готовил материал о ситуации с крымской геморрагической лихорадкой в области. 
Журналист  обратился  к  главному  специалисту  областной  СЭС  Шинар  Кашиновой   с 
просьбой дать статистические данные, как и договаривались накануне. 

Ш.  Кашинова  сказала,  что  корреспонденту  необходимо  получить  разрешение  у 
заместителя главного врача  облСЭС Абдугапура Шажаева. А. Шажаев  такое разрешение 
не дал, объяснив отказ словами  «вы не хороший журналист»

Август, 30 
Людмила Батюшкина, ТК «5 канал» (г. Караганда) 
Корреспондент  телекомпании  «5  канал»  Людмила  Батюшкина  в  начале  августа 

отправила  запрос  в  областной  департамент  здравоохранения,  в  котором  содержалась 
просьба  прокомментировать  ситуацию,  связанную  с  увольнением  ректора 
Карагандинского государственного медицинского института Ильяса Кулмагамбетова. 

Ответ на запрос в законный срок журналист не получила.

Август, 31
Ольга Горай, «Наша газета» (г. Костанай)
20  августа  корреспондент  «Нашей  газеты»  Ольга  Горай  обратилась  в  ТОО 

«Костанайский  Энергоцентр»  с  официальным  запросом  о  причинах  перепадов 
напряжения в поселке «Узкая колея» и возможности возмещения ущерба пострадавшим. 
Через три дня в КЭЦ ответили, что запрос еще не рассмотрен. До конца месяца ответ так и 
не поступил.

4.  Необоснованные  ограничения  в  получении  общественно  значимой 
информации

Август, 03
Алексей Надымов, «Мегаполис» (г. Атырау)
Корреспондент  газеты  «Мегаполис»   по  Атырауской  области  Алексей  Надымов 

обратился  с  официальным  запросом   в  «Тенгизшевройл»  с  просьбой  предоставить 
статистику  смертности  (не  связанной  с  несчастными  случаями)  в  вахтовом  посёлке 
«Шанырак»  на  Тенгизском  месторождении  Атырауской  области  за  последние  полтора 
года. 

Руководство компании «Тенгизшевройл»  направило  в редакцию ответ, в котором 
сообщило  лишь,  что  причиной  смерти  нескольких  сотрудников  стали  проблемы, 
связанные со  здоровьем.  Статистики смертности в вахтовом поселке предоставлено  не 
было. 

Август, 04
Жанар Тулиндинова, «Астана» (г. Астана)
Корреспондент журнала «Астана» Жанар Тулиндинова  обратилась за комментарием 

к  предыдущей  публикации   «Нет  драматурга  в  отечестве  своем?»   к  председателю 

15



Комитета культуры Министерства культуры и информации РК Арману Крыкбаеву. Под 
разными предлогами в течение трех недель секретарь председателя  откладывала встречу. 
Получить  комментарий в итоге удалось после требования в ультимативной форме.

Август, 06
Татьяна Токарь, «Диапазон» (г. Актобе) 
В газету «Диапазон»  обратилась  жительница  Актобе.   Она рассказала  о  том,  что 

водителя автобуса, сбившего ее на светофоре,  которого суд  лишил водительских прав на 
год,  она  уже  через  месяц  сфотографировала  на  другом  маршруте  общественного 
транспорта. 

Этот  факт  корреспондент  газеты  Татьяна  Токарь  попросила  прокомментировать 
председателя комитета дорожной полиции МВД РК Кайрата Таныбекова. Он  сказал, что 
такие  случаи  имеют  место,  пообещав  журналисту  сейчас  же  объявить  операцию 
«Перехват», снять водителя с маршрута и в этот же день сообщить в редакцию. Номер 
маршрута,  фотография  и  фамилия  водителя  были  переданы  сотрудникам  управления 
дорожной полиции Актюбинской области.

По  прошествии  шести  дней  редакция  никакой  информации  из  УДП  так  и  не 
получила. 

Август, 13
Электронные СМИ г. Караганды
В корпункт газеты «Время» в Караганде обратился телезритель.  Он сообщил,  что 

акимат  города  запретил  кабельным каналам  в  ночные  часы  транслировать  российские 
программы, в которые включены эротические материалы. 

По этому поводу собственный корреспондент газеты «Время» Сергей Перхальский 
обратился в акимат Караганды и к местным операторам кабельного телевидения. Однако 
там от официальных комментариев воздержались.

Август, 19 
СМИ г. Тараза
Корреспонденты  городских  газет  Тараза  возмущены  тем,  что  Жамбылский 

областной и городской филиалы партии «Нур Отан» не раздают пресс-релизы хотя бы со 
списком участников мероприятия. По словам журналистов, если и бывает бумажка, то в 
одном  экземпляре,  и  та  только  на  русском  языке.  Представители  таразских  СМИ 
возмущены  тем,  что  после  собрания  им  приходиться  буквально  вылавливать 
выступающих и узнавать их фамилии и  должность.

Август, 25 
Динара Мусаева, ТК «Казахстан-Шымкент» (г. Шымкент)
Журналист телеканала «Казахстан-Шымкент» Динара Мусаева попросила у депутата 

Сената РК Куаныша Айтаханова дать интервью об итогах поездки по районам и встреч с 
избирателями. Сенатор отказался, заявив, что он уже давал интервью по этому поводу.

5. Приостановление выпуска СМИ

Август, 13
«Алма-Ата Инфо» (г. Алматы)
Верховный  суд  РК  рассмотрел  надзорную  жалобу  редакции  газеты  «Алма-Ата 

Инфо».  Редакция  обжаловала  решение  специализированного  межрайонного 
экономического суда  города Алматы от 10 февраля,  согласно которому выпуск  газеты 
приостанавливался на месяц и об отклонении встречного иска  собственника газеты - ТОО 
«Жулдыз» о нарушении правил определения секретности при засекречивания сведений.

16



С апреля «Алма-Ата Инфо» снова доступна для читателей. Но сотрудники газеты 
искали  в  Верховном  суде  возможность  спасти  своего  редактора  Рамазана  Есергепова. 
Ведь именно решение специализированного межрайонного экономического суда города 
Алматы  о  секретности  писем  КНБ  стало  поводом  для  возбуждения  уголовного  дела 
против главного редактора.

13 августа Верховный суд отклонил надзорную жалобу газеты «Алма-Ата Инфо» и 
оставил в силе решение предыдущей инстанции – приостановить выход газеты на один 
месяц, а содержимое писем КНБ признать секретным.

6. Нарушение принципа гласности судебного процесса

Август, 07 
Все СМИ
7  августа  журналистам,  пришедшим  на  оглашение  приговора   по  делу  главного 

редактора газеты «Алма-Ата Инфо» Рамазана Есергепова, председатель суда № 2 Тараза 
Нурмат  Абидов  сообщил,  что  оглашение  приговора  «перенесено  предварительно  на 
понедельник,  10 августа. Он пояснил, что судья Азамат Тлепов, который ведет указанный 
процесс, «не успевает подготовиться к вынесению приговора».

Однако  оглашение  приговора  состоялось  8  августа.  Оно  прошло  за  закрытыми 
дверями.  После  этого  журналистам  выдали  под  расписку  тексты  официального  пресс-
релиза. 

Журналисты,  представители  общественности  и  родные  подсудимых  написали 
заявление  на  имя  председателя  городского  суда  Н.  Абидова,  в  котором  указали,  что, 
согласно п. 3 ст. 29 УПК РК «приговор суда во всех случаях провозглашается публично. 

7.  Ограничения распространения СМИ

Август, 06
«Диапазон» (г. Актобе) 
В редакцию газеты «Диапазон» обратились пенсионеры -  распространители газет. 

Они пожаловались, что администрация рынков «Шыгыс», «Мерей» и «Астана» запрещает 
торговать газетой «Диапазон». 

Корреспондент  Татьяна  Токарь  выехала  на  место.  Она  выяснила,  что  продавцы 
газетных  киосков  в  здании  «Мерей»  и  возле  «Мега  Шыгыс»  вынуждены  продавать 
«Диапазон» из-под полы. С чем связан запрет на реализацию, продавцы газетных киосков 
не знают. По их словам, люди из администрации сказали, что «с четверга снова разрешат 
торговать «Диапазоном» в киосках». 

Заместитель  директора  рынка  «Шыгыс»,  отказавшаяся  представиться,  заверила 
журналиста, что в киосках «беспрепятственно торгуют газетой «Диапазон» С 1 августа мы 
строго  запрещаем  торговать  газетами  с  рук.  Это  общее  правило  как  для  продуктов 
питания,  так и для газет.  Зачем продавать плов, булки или чай, газеты с тележек? Это 
нецивилизованно. Пусть ставят киоски и платят за аренду торгового места!».

Однако  Т.  Токарь,  пройдя  по  рынку,  насчитала  несколько  продавцов  пищевыми 
продуктами, беспрепятственно торговавших с рук.

8. Взлом сайта

Август, 19
Электронное правительство РК (http://www.e.gov.kz/wps/portal)
Официальная блог-платформа правительства Казахстана подверглась атаке хакеров. 

В  распространенном  19  августа  пресс-службой  премьер-министра  РК  сообщении 
говорится:  «Попытка  получить  контроль  над базой  данных не  увенчалась  успехом,  но 

17



повлекла порчу незначительной части данных блог-платформы». 
В  связи  с  атакой  специалистами  были  предприняты  меры  по  защите  сервера  и 

произведено  восстановление  утраченных  данных.  В  настоящее  время  блог-платформа 
работает в обычном режиме.

9. Требование об обязательности публикации

Август, 15 
Светлана Могай, «Авитрэк-регион» (г. Караганда)  
Корреспондент  еженедельника  «Авитрэк-регион»  Светлана  Могай  в  материале 

«Курминка  без  воды»  («Авиатрек-регион»,  14.07.2009)  осветила  проблему  жителей 
поселка Курминка Абайского района Карагандинской области, в котором уже длительное 
время отсутствует холодная вода. 

После выхода публикации в редакцию позвонил аким поселка Багдигарап Тулькин. 
Он   сообщил,  что  проблема  с  обеспечением  питьевой  водой  Курминки   решена,  и 
попросил отразить это в следующем выпуске газеты. 

Журналист  вновь  связалась  с  жителями  поселка,  однако  те  заявили,  что  воды  в 
поселке как не было, так и  нет. Корреспондент известила об этом работников Абайского 
районного акимата, сказав, что не станет публиковать информацию, предоставленную Б. 
Тулькиным. В ответ сотрудники акимата пригрозили судебным иском.

10. Нарушение Закона «О языках в РК»

Август, 19
СМИ г. Тараза
19 августа  в Таразе проводились Абаевские чтения. На это мероприятие, которое 

проходило на государственном языке, были приглашены и русскоязычные СМИ. 
Журналисты этих СМИ попытались  получить  пресс-релизы и списки  участников. 

Однако им это не удалось, так как информационных материалов не было ни на казахском, 
ни на русском языке. Также журналистам не удалось узнать, кто является ответственным 
за это мероприятие. 

Как  выяснилось  позже,  организатором  чтений  был  отдел  внутренней  политики 
акимата г. Тараза.

III.  КОНФЛИКТЫ.  НАРУШЕНИЯ,  ИНКРИМИНИРУЕМЫЕ  СРЕДСТВАМ 
МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

1.   Обвинение в распространении информации, содержащей государственные 
секреты (ст. 172 УК РК)

Август, 08
Рамазан Есергепов, «Алма-Ата Инфо» (г. Алматы)
8 августа суд № 2 города Тараза приговорил главного редактора газеты «Алма-Ата 

Инфо» Рамазана Есергепова к трем годам лишения свободы с отбыванием наказания в 
колонии общего режима. Главного редактора осудили по статье по ст. 172 ч. 1 и 339 ч.2 
УК РК – «Незаконное получение, разглашение государственных секретов, совершенное в 
группе лиц». 

Также,  по  решению  суда,  Р.  Есергепову  в  течение  двух  лет  после  освобождения 
запрещено заниматься журналистской деятельностью.

Главного редактора обвинили в незаконном получении и разглашении госсекретов. 
Поводом  для  обвинений  послужила  статья   «Кто  управляет  страной  –  президент  или 
КНБ?», напечатанная в газете «Алма-Ата Инфо» 21 ноября 2008 г.  В этом материале,  в 

18



частности, была опубликована  служебная переписка начальника департамента КНБ по 
Жамбылской  области,  генерал-майора  Козбасара   Нурбекова  и  председателя  КНБ 
Амангельды Шабдарбаева. По мнению чекистов, в этих письмах содержались секретные 
сведения.

Приговор будет обжалован в апелляционной инстанции.

Август, 11
Рамазан Есергепов, «Алма-Ата Инфо» (г. Алматы)
Международная  организация  «Репортеры  без  границ»  (Reporters  Without  Borders) 

выразила протест против приговора, вынесенного главному редактору газеты «Алма-Ата 
Инфо» Рамазану Есергепову.

По  мнению  международной  организации,  Есергепов  лишь  выполнял  свой 
профессиональный и гражданский долг, «проливая свет на связь между бизнесменом и 
КНБ»,  поэтому  на  скамье  подсудимых  должен  сидеть  не  журналист,  а  сотрудники 
госслужбы».

Организация  журналистов  призывает  отменить  приговор  в  связи  с  тем,  что  он 
нарушает свободу слова и демократию. 

Август, 11
Рамазан Есергепов, «Алма-Ата Инфо» (г. Алматы)
Представитель  ОБСЕ  по  вопросам  СМИ  Миклош  Харасти  заявил  в  Вене,  что 

приговор, вынесенный на закрытом судебном заседании в отношении редактора газеты 
«Алма-Ата Инфо» Рамазана Есергепова о лишении свободы на три года,  противоречит 
стандартам и обязательствам ОБСЕ в области СМИ.

«Заключение гражданских лиц и журналистов в тюрьму за разглашение секретных 
материалов лишает общественность важной информации и оставляет журналистику без 
одного из её важных инструментов – права поднимать официальную завесу секретности», 
– говорится в письме М. Харасти, направленном министру иностранных дел Казахстана 
Марату  Тажину.  -  «Уголовное  преследование  за  «разглашение  гостайны»  может 
осуществляться  только  в  отношении  чиновников,  в  чьи  обязанности  входит  защита 
служебной  информации,  но  не  в  отношении  гражданских  лиц,  передающих  или 
публикующих эту информацию». 

Представитель  ОБСЕ призвал  власти  Казахстана  отменить  приговор,  вынесенный 
Есергепову, и позволить ему возобновить публикацию газеты.

Август, 12
Рамазан Есергепов, «Алма-Ата Инфо» (г. Алматы)
Демократическая  партия  «Азат»  распространила  заявление  о  ситуации  вокруг 

главного  редактора газеты «Алма-Ата Инфо» Рамазана Есергепова. 
ДПК «Азат» считает, что вынесенный Рамазану Есергепову демонстративно суровый 

приговор, – три года лишения свободы, не имеет отношения к независимому правосудию.
«Проведение  противоречащего  Конституции  и нормам Уголовно-Процессуального 

кодекса  закрытого  судебного  процесса,  тогда  как  никаких  других  «государственных 
секретов», кроме уже рассекреченных в опубликованном письме, в этом уголовном деле – 
нет,  лишний  раз  свидетельствует,  что  набравший  огромную  власть  в  стране  Комитет 
использовал  суд  для  показательного  наказания  журналиста,  осмелившегося  придать 
гласности его тайные методы», - говорится в заявлении.

Партийцы  требуют  немедленного  освобождения  Рамазана  Есергепова  в  силу 
«заказного характера осуждения и полной невиновности» главного редактора. 

Август, 19
Рамазан Есергепов, «Алма-Ата Инфо» (г. Алматы)

19



19  августа  в  Алматы  в  офисе  партии  «Азат»  Штаб  по  защите  прав  журналиста 
Рамазана Есергепова, осужденного на три года лишения свободы за профессиональную 
деятельность,  провел пресс-конференцию.   На ней участники зачитали текст заявления 
«Председателя КНБ – к ответу!» на имя руководителя КНБ Амангельды Шабдарбаева.

В  заявлении  Штаб  указывает,  что  в  ходе  следствия  по  делу  главного  редактора 
газеты «Алма-Ата Инфо» были допущены многочисленные процессуальные нарушения. 
«В ходе процесса стало очевидно, что Есергепова подвергли уголовному преследованию 
по надуманным основаниям и сфабрикованным обвинениями. (…) Уголовное дело против 
Рамазана  Есергепова  фактически  является  сведением  счетов  руководства  ДКНБ  с 
непокорным журналистом и расправой над свободой слова в Казахстане», - говорится в 
документе. 

Штаб обратился к председателю КНБ с требованием «дать публичные объяснения 
подобным  действиям:  почему  ДКНБ  г.  Тараза  заменил  собой  и  закон,  и  правосудие, 
демонстративно  злоупотребляя  служебными  полномочиями?  …за  что  фактически  был 
привлечен к уголовной ответственности главный редактор  независимой газеты и почему 
Ваши службы полагают, что Вы имеете право ограничивать доступ тех или иных лиц к 
главе государства?»

Август, 23
Рамазан Есергепов, «Алма-Ата Инфо» (г. Алматы)
В  Талдыкоргане  активисты  партии  «Азат»  и  представители  местных 

неправительственных  организаций  провели  выставку   на  тему  «Язык  как  орган  и  его 
применение в условиях современного Казахстана». Мероприятие посвятили осужденному 
журналисту Рамазану Есергепову. 

В качестве экспонатов были представлены различные блюда из овощей, фруктов и 
прочих продуктов питания, дополненные несъедобными деталями. 

Талдыкорганская правозащитница Алия Касымханкызы пояснила по этому поводу: 
«Мы хотели сделать акцент на том, что язык - это то исходное измерение, внутри которого 
человек  стал  впервые  человеком,  смог  проявить  свою  сущность.  Язык  должен  быть 
носителем прогресса,  истины и правды. Служить  свободе слова,  но не культивировать 
такие  человеческие  пороки,  как  лизоблюдство,  предательство,  ложь,  лицемерие  и 
подхалимаж».

Подводя итоги выставки, активист партии «Азат» Ляйля Хаджимуратова призвала 
зрителей клеймить осмеянные экспонатами человеческие пороки, содействовать свободе 
слова и поддержать акцию «Пишем письма главе КНБ Амангельды Шабдарбаеву» в знак 
солидарности с осужденным на три года главным редактором газеты «Алма-Ата Инфо» 
Рамазаном Есергеповым.

Август, 25
Рамазан Есергепов, «Алма-Ата Инфо» (г. Алматы)
25 августа Штаб по защите главного редактора газеты «Алма-Ата Инфо» Рамазана 

Есергепова провел акцию протеста у стен здания Алматинского департамента КНБ РК. В 
ней приняли участие около 60 человек. 

Участниками мероприятия было направлено заявление Штаба «Председателя КНБ – 
к ответу!» на имя председателя КНБ Амангельды Шабдарбаева. 

В  этот  день  такие  же  акции  прошли  в  Караганде,  Костанае,  Усть-Каменогорске, 
Актобе.

2. Обвинение в клевете (ст. 129 УК РК)

Август, 13
Алпамыс Бектурганов (г. Уральск)

20



В  июле  советник  акима  Западно-Казахстанской  области  Алпамыс  Бектурганов 
провел пресс-конференцию, на которой высказал претензии к акиму области Бактыкоже 
Измухамбетову.  Через  несколько  дней  после  пресс-конференции  А.  Бектурганов  был 
уволен за профнепригодность и прогулы. 

27 июля аким Западно-Казахстанской области Бактыкожа  Измухамбетов обратился с 
жалобой  частного  обвинения  и  с  иском  о  защите  чести  и  достоинства  в  уральский 
городской суд № 2. Он обвинил бывшего советника в клевете и распространении слухов, 
порочащих его честь и достоинство. 

Во  время  опроса  подсудимого  защитники  акима  настаивали  на  том,  что  А. 
Бектурганов своими высказываниями напрямую обвинил действующего акима области в 
обмане президента Казахстана, в многочисленных фактах коррупции и связал его имя с 
двумя смертями государственных чиновников.

Алпамыс  Бектурганов  настаивает  на  том,  что  он  только  озвучил  факты, 
напечатанные  ранее  в  областных  и  республиканских  изданиях,  и  обратил  внимание 
общественности на бездействие акима в отношении этих вопиющих событий.

13 августа судья Аккуль Карасаева вынесла обвинительный приговор и осудила А. 
Бектурганова на год лишения свободы. Он был взят под стражу прямо в зале суда. 

Август, 01
Жарылкасын Нуралиев, «Тараз Times» (г. Тараз)
В  газете  «Тараз  Times»  были  опубликованы  статьи  «Не  все  ладно  в  акимате 

Жамбылском»  («Тараз  Times»,  27.11.2008)  и  «Птенцы  гнезда  Айдапкелова»  («Тараз 
Times»,  23.04.2009  г.)  о  работе  областного  акимата  и  о  том,  как  в  акимате  решаются 
кадровые вопросы. 

В начале июня редакция получила письма от лиц, упомянутых в статье – чиновников 
Жамбылского областного  акимата  Нуржана  Нуржигитова,  Канатбека  Мадибека  и  Иеса 
Кудайбергенова,  в  которых   они  требовали   от  газеты  в  течение  месяца  раскрыть 
источники информации. В противном случае чиновники намерены обратиться с иском в 
суд. 

Редакция  раскрыть  источники  отказалась,  и  в  конце  июля  три  чиновника, 
упомянутые  в  статьях,  обратились  в  городской  суд  № 2  Тараза  с  жалобами  частного 
обвинения  о  привлечении  к  уголовной  ответственности  главного  редактора  газеты  по 
статье  129  УК  РК  (Клевета).  Чиновники  считают,  что  статьи  порочат  их  честь, 
достоинство и подрывают деловую репутацию. 

В Жамбылской газете "Тараз таймс"  вышла статья "Птенцы гнезда Айдапкелова", по 
истечению  времени  издание  получило  три  от  чиновников  Жамбылского  областного 
акимата Нуржигитова, Мадибек и Кудайбергенова ,  адресованного  главному редактору 
газеты Жахану Нуралиеву. Истцы в своих претензиях   требовали    открыть  уголовное 
дело по факту клеветы на журналиста.       Более года шло судебное разбирательство,  
особенно  затянувшееся из - за  того, что истцы настояли на проведении     экспертизы. 
Основываясь на  выводах   экспертизы  судья  городского суда 2  Даулбаев    решил 
отказать  истцам в полном объеме,  как пишется в решении,     "за отсутствием состава 
преступления" ,  а также возложил судебные издержки  по 12 тысяч тенге на истцов - 
чиновников   (гос. пошлину и  пошлину за проведение экспертизы). Но журналисту уже 
было заявлено , что оскорбленные чиновники , посчитавшие  его статью клеветой   подали 
дело в аппеляционную инстанцию  , и намерены идити до конца  

Август, 21
Камалидин  Дулатов,  ОО  «Казахское  ханство»  (г.  Шымкент),  Есбалы  Алиев,  ОО 

«Карулас  Афганистан»  (г.  Шымкент),  Куат  Садриддин,  ОО «Халык  дабылы»  (Южно-
Казахстанская область)

В конце  июля в  шымкентских  газетах  «Рейтинг»  и  «Замана»  было опубликовано 

21



заявление  руководителей  трех  неправительственных  организаций  Южно-Казахстанской 
области,  адресованное  акиму области  Аскару Мырзахметову.  В заявлении говорится  о 
незавершенных строительствах тендерных объектов в Шымкенте.

Аким Шымкента Армат Жетписбаев опубликованные в заявлении сведения расценил 
как  не  соответствующие  действительности,  создающие  негативный  образ 
градоначальника,  и  обратился  в  Аль-Фарабийский  городской  суд  с  заявлением  о 
возбуждении уголовного дела за клевету на лидеров трех НПО - Камалидина Дулатова, 
Есбалы Алиева и Куата Садриллина. Моральный ущерб аким оценил в 500 тысяч тенге с 
каждого.

Слушания, назначенные на 20 августа, были перенесены в связи с тем, что стороны 
судебного спора были не в полном составе.

Август, 19
Зауре Жумалиева, «Петропавловск КЗ» (г. Петропавловск)
Виктор Мирошниченко, «Время» (Северо-Казахстанская область)
В ноябре в газете «Петропавловск КЗ» была опубликована статья Зауре Жумалиевой 

«Молниеносный  молот».  Материал  был  подготовлен  на  основании  мониторинга, 
проводимого ОФ «Адил Арка» о нарушениях  прав журналистов.  Директор ОФ «Адил 
Арка»  Зауре  Жумалиева  взяла  интервью  у  журналиста  газеты  «Время»  Виктора 
Мирошниченко  по  поводу  участившихся  случаев  привлечения  журналистов  к 
ответственности, в том числе и уголовной, за публикацию статей. Он рассказал о том, что 
за материал о присвоении имущества Руфаила Баязитова его сыном  Фаридом Баязитовым 
журналиста пытались привлечь к уголовной  ответственности. 

Ранее, в мае Фарит Баязитов и его представитель адвокат Сергей Арапов обратились 
к городской газете и журналистам с гражданским иском по этому материалу и выиграли 
его. По решению суда с Виктора Мирошниченко, дававшего интервью, было взыскано 30 
тысяч тенге в пользу истца.

В июле Ф. Баязитов и адвокат С. Арапов по этой же публикации вновь обратились в 
суд № 2 Петропавловска. Теперь уже с жалобой о привлечении журналистов к уголовной 
ответственности за клевету.  

Первое заседание назначено на 25 сентября. 

3. Обвинение в неисполнении судебного решения (ст. 362 УК РК)

Август, 17
Бакытгуль Макимбай, «Тасжарган» (г. Алматы)
17 августа к главному редактору газеты «Тасжарган» Бакытгуль Макимбай пришли 

судебные  исполнители.  Они  уведомили  журналиста  о  том,  что  если  Б.  Макимбай  не 
выплатит  штраф  в  размере  350400  тенге,  Специализированный  межрайонный 
административный суд Алматы наложит арест на ее имущество.

Напомним,   27.11.2008  года  административный  суд  вынес  решение  по  иску 
прокурора Медеуского района г. Алматы о выплате главным редактором «Тасжаргана» 
325 МРП  (379600 тенге). Ей инкриминировали нарушения ст.ст. 343 и 344 ч.2  Кодекса об 
административных  нарушениях  РК  («Дача  разрешения  на  публикацию  в  средствах 
массовой информации материалов, направленных на разжигание национальной вражды»). 
Поводом для иска послужили статьи корреспондента Гульжанат Шонабай «Почему два 
уйгура  убили  одного  казаха?»  и  «Несчастный  казах  из  Малыбая  страдает  из-за  своей 
беспомощности»,  опубликованные  в  «Тасжаргане»  9  и  16  июля  2008  года.  Обе 
публикации  касались  инцидента  в  ауле  Малыбай  Алматинской  области,  в  результате 
которого  был убит сельчанин.

Бакытгуль Макимбай попросила судоисполнителей о приостановлении иска, так как 
она уже 4 месяца не имеет работы.

22



Август, 17
Репортер  радио  «Азаттык»  Дильбергим  Мавлоний  обратился  в  Администрацию 

судов  Ауэзовского  территориального  отдела  №  2  по  поводу  визита  судебных 
исполнителей к главному редактору газеты «Тасжарган» Бакытгуль Макимбай.

Специалист  Администрации  судов  Гульжан  Куанышбаева  ответила,  что 
судоисполнители  их  отдела  к  главному  редактору  не  приходили.  И  посоветовала,   в 
случае, если они придут еще раз, записать их данные и спросить, какой район: «Потому 
что может быть так, например: проживает в одном районе, а наложить арест надо в другом 
районе. Но если за ней числится долг, то будет наложен арест. Пусть она сама подойдет. 
Если будет скрываться,  то она сама же себе хуже сделает.  После ее могут привлечь к 
уголовной ответственности».

4. Арест журналиста

Август, 14 
Лукпан Ахмедьяров, «Уральская неделя» (г. Уральск)
14 августа корреспондент Западно-Казахстанской еженедельной газеты «Уральская 

неделя»  Лукпан  Ахмедьяров  был  арестован  на  5  суток.  Такое  постановление  вынес 
Уральский административный суд.

Поводом  стало  участие  Лукпана  Ахмедьярова  в  качестве  свидетеля  на  судебном 
процессе  11  августа  по  обвинению  бывшего  советника  акима  ЗКО  Алпамыса 
Бектурганова в клевете на акима области Бактыкожи Измухамбетова.

По окончании допроса Л Ахмедьярова судья сказала, что он может остаться в зале. 
На что журналист, задетый агрессивным поведением адвоката истца, ответил: «Нет, ваша 
честь, спасибо, я в этом балагане не хочу участвовать». Судья Уральского уголовного суда 
Аккул Карасаева сочла такой ответ  неуважением к суду.

Л.  Ахмедьяров  обратился  в  областной  суд  Западно-Казахстанской  области  с 
апелляционной жалобой. Прокурор ходатайствовал о замене ареста на административный 
штраф. Однако областной суд оставил постановление городского суда без изменений.

Август, 18
Лукпан Ахмедьяров, «Уральская неделя» (г. Уральск)
Филиалы партий «Азат», ОСДП, «Алга» Западно-Казахстанской области и движение 

«Поколение»  распространили  заявление  по  поводу  ареста  корреспондента  газеты 
«Уральская неделя» Лукпана Ахмедьярова. 

«Из-за того, что адвокат областного акима Мустахим Тулеев стал выходить за рамки 
допроса  и  своими  комментариями  позволил  себе  усомниться  в  его  интеллектуальных 
способностях,  Ахмедьяров  не  выдержал  и  назвал  процесс  «балаганом».  Но   нам 
непонятно, с каких это пор слово «балаган» стало неприличным словом? Каким образом 
был подорван авторитет суда? В чём последствия этого подрыва? В постановлении суда 
об этом речь не идет, значит, вина журналиста не доказана», - говорится в заявлении.

Демократическая  общественность  расценивает  арест  журналиста  как  «очередной 
заказ властей,  направленный на подавление свободы слова» и просит «немедленно его 
освободить из-под стражи».

Август, 19
Лукпан Ахмедьяров, «Уральская неделя» (Западно-Казахстанская область)
Фонд  «Журналисты  в  беде»  распространил  заявление,  в  котором  расценил 

«административный арест уральского журналиста Лукпана Ахмедьярова, как превышение 
должностных  полномочий  судьей  Уральского  городского  суда  Карасаевой,  не 
мотивированное законом, и ограничение конституционных прав гражданина на свободу 

23



слова».
«Мы не исключаем, что Ахмедьяров подвергся аресту не только за «неуважение к 

суду», но и в назидание другим уральским журналистам, осмеливающимся критиковать 
власть», - говорится в заявлении.

Фонд  «Журналисты  в  беде»  убежден,  что  репрессии  «в  отношении  журналистов 
несовместимы  с  заявлениями  первых  лиц  государства  о  приверженности  руководства 
страны  принципам  демократии  и  статусом  председателя  ОБСЕ»  и  требует  отменить 
административное наказание журналисту. 

Август, 15
СМИ г. Уральска
Журналисты  уральских  СМИ  провели  флеш-моб  в  поддержку  корреспондента 

западноказахстанской  газеты  «Уральская  неделя»  Лукпана  Ахмедьярова:  они  передали 
ему несколько пакетов с сухарями. 

По словам его участника Дмитрия Щелокова, журналисты провели эту акцию «не 
столько  в  знак  солидарности  со  своим  товарищем,  сколько  в  знак  протеста  против 
развернутой  акимом  Западно-Казахстанской  области   Бактыкожой  Измухамбетовым 
войны  с  независимыми  журналистами.  Мы  хотели  сказать,  что  сегодня  мы  принесли 
сухари  Лукпану,  а  завтра  они могут  понадобиться  любому из  уральских  журналистов, 
которые посмеют критиковать акима Западно-Казахстанской области».

5. Требования о защите чести, достоинства и деловой репутации, вытекающие 
из публикации определенных сведений

Август, 01
Денис Данилевский, «Flash!» (г. Усть-Каменогорск)
19 июня в газете «Flash!» была опубликована статья Дениса Данилевского «Афганцы 

и  казаки  Риддера  –  в  немилости»,  подготовленная  на  основании  открытого  письма 
руководства  Иртышского  казачьего  Центра.  В  письме  казаки  жалуются  на  действия 
директора Дома дружбы народов Риддера Ольги Корень. В частности, они рассказали о 
том, что директор Дома дружбы отказывает в предоставлении помещений для занятий их 
кружков и не приглашает их коллективы на очередные праздники. 

3 июля редакция ушла в отпуск до 7 августа, о чем оповестила своих читателей.
1  августа,  выйдя  из  отпуска,  коллектив  газеты  узнал,  что  17  июля  в  редакцию 

поступило письмо директора Дома дружбы народов Риддера Ольги Корень с требованием 
напечатать опровержение не соответствующих действительности сведений.  При этом в 
письме не было указано, какие именно сведения не соответствуют действительности. Сам 
текст требуемого опровержения предоставлен не был.

На  основании  присланных  документов  редакция  подготовила  опровержение, 
напечатанное в первом послеотпускном номере.

Позже стало известно,  что  20 июля О.  Корень обратилась  в  городской суд  Усть-
Каменогорска с  иском о защите чести и достоинства  и взыскании морального вреда в 
размере 500 тысяч тенге  к  журналисту Д.  Данилевскому и газете  «Flash!».  В исковом 
заявлении  также  было  указано,  что  ее  обращение  в  редакцию  об  опубликовании 
опровержения осталось без ответа.

Редакция с претензиями не согласна. Так как опровержение было опубликовано 7 
августа,  требования  директора  Дома  дружбы  народов  были  своевременно  выполнены: 
редакция уложилась в месячный срок с момента получения претензии. 

Первое заседание суда назначено на 1 сентября.

Август, 03 
Светлана Могай, «Авитрек-регион» (г. Караганда) 

24



В  редакцию  еженедельника  «Авиатрек-регион»  обратилась  кондуктор  третьего 
автопарка Сания Елеусизова. Она рассказала о том, что руководство автобусного парка 
долгое  время  не  выплачивает  ей  заработную  плату.  По  этому  поводу  Департамент 
Министерства труда и социальной защиты населения РК по Карагандинской области на 
предприятии  провел  проверку,  в  результате  которой  было  выяснено,  что  требования 
кондуктора абсолютно справедливы. Однако руководство автопарка наотрез  отказалось 
выплачивать деньги своему работнику. 

24  июня  в  еженедельнике  «Авиатрек-регион»  об  этом была  опубликована  статья 
Светланы Могай «Удар по карману».

После выхода материала редакция получила письмо от директора автопарка Артура 
Григоряна с требованием опровержения. Руководство третьего автопарка прислало текст 
опровержения,  который  с  незначительными  сокращениями  был  опубликован  в 
следующем номере газеты. 

Несмотря на  это,  А.  Григорян обратился  в   межрайонный экономический суд  по 
Карагандинской области  с иском о защите деловой репутации и возмещении морального 
вреда в размере 1 млн. тенге.

Август, 05
Игорь Лунин, «Рабат» (Южно-Казахстанская область)
В  редакцию  газеты  «Рабат»  позвонил  начальник  управления  энергетики  и 

коммунального хозяйства ЮКО Жора Насыров, заявив, что намерен обратиться в суд с 
заявлением по поводу публикации Игоря Лунина «Хроника одного тендера»   («Рабат», 
19.08.2009  г).  По  его  мнению,  статья  не  соответствует  действительным  материалам 
проведения тендера и написана поверхностно. 

26  августа  редакция  предоставила  газетную  полосу  для  опубликования  письма 
департамента, изложившего свое видение вопроса, исчерпав тем самым инцидент.

Август, 06
«Время» (г. Алматы)
В  Жетысуском  районном  суде  Алматы  завершилось  рассмотрение  дела  по  иску 

Банка  развития  Казахстана  о  защите  чести,  достоинства  и  деловой  репутации  и 
возмещении морального вреда в размере 1 млрд. тенге к газете «Время» и журналисту 
Марату Асипову. 

Напомним,  поводом  для  иска  послужила  статья  «Картонный  прорыв», 
опубликованная  9 апреля 2009 года. В ней  речь шла о том, как  расходуются деньги,  
выделяемые Банком развития Казахстана (БРК).

Суд  вынес определение  о  прекращении судебного  производства,  так  как стороны 
заключили мировое соглашение. 

Август, 13
«Степной маяк» (г. Кокшетау)
В июле в газете «Курс» был опубликован ряд критических материалов по поводу 

деятельности властей города.  В ответ на эти статьи в газете «Степной маяк», учредителем 
которой является аким Кокшетау, 13 августа был опубликован материал Бахыта Сапарова, 
предоставленный пресс-службой акима города  «Критиковать проще всего». 

Позже  в  «Степной маяк» обратился  депутат  Акмолинского  областного  маслихата 
Геннадий Осиненко.  Он был  возмущен  теми словами,  которые ему приписала  пресс-
служба. Редактор издания Саден Альмусаев принес депутату извинения.

20 августа газета «Курс» опубликовала тот же материал пресс-службы акима города 
с  редакционной  сноской  о  том,  что,  по  крайней  мере,  один  из  упомянутых  в  этом 
материале известных людей не говорил тех слов, которые ему приписаны пресс-службой.

25



Август, 14
Алла Злобина, «Республика – деловое обозрение» (Западно-Казахстанская область)
Гульмира Кенжегалиева-Сармина, «Караван» (Западно-Казахстанская область)
Андрей Сармин, «Мегаполис» (Западно-Казахстанская область)
Гульмира Сарбасова, «Время» (Западно-Казахстанская область)
Лукпан Ахмедьяров, «Уральская неделя» (г. Уральск)
Артур Нигметов, радио Азаттык (Западно-Казахстанская область)
Геннадий Пак, ТК «ТДК-42» (г. Уральск)
23  июля  аким  Западно-Казахстанской  области  Бактыкожа  Измухамбетов  подал 

гражданский иск о защите чести и достоинства к своему бывшему советнику Алпамысу 
Бектурганову.  В  своем  иске  аким  области  просит  суд  вынести  решение,  которое  бы 
обязывало экс-советника публично извиниться перед ним на страницах республиканских 
и уральских газет,  а  также опровергнуть  все факты,  изложенные А.  Бектургановым на 
пресс-конференции 15 июля. 

Во  время  досудебных  слушаний  судья  уральского  городского  суда  № 2  Гульназ 
Оспанова удовлетворила  ходатайство представителя  истца о вызове в суд  и допросе в 
качестве  свидетелей  журналистов  А.  Злобину  (газеты  «Надежда»,  «Республика»),  Г. 
Кенжегалиеву-Сармину («Караван»), А. Сармина («Мегаполис»), Г. Сарбасову («Время»), 
Л. Ахмедьярова («Уральская неделя»), А. Нигметова (радио Азаттык), Г. Пак (телеканал 
ТДК-42), освещавших эту пресс-конференцию.

Журналисты  написали  на  имя  председателя  суда  заявление  об  отказе  от  дачи 
свидетельских  показаний  в  судебном  заседании.  Тогда  судья  Г.  Оспанова  определила 
привлечь указанных журналистов и собственников изданий, в которых они работают, к 
участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика.

Вина  журналистов  и  самих  изданий  заключается  в  том,  что  они  осветили пресс-
конференцию, на которой тогдашний советник акима Алпамыс Бектурганов критически 
оценил деятельность Б. Измухамбетова.

Август, 14 
Любовь Доброта, «Казахстанская правда» (Южно-Казахстанская область)
14 августа житель Шымкента Гариб Халилов обратился в Енбекшинский суд города 

с иском о  защите чести и достоинства  и взыскании морального вреда в размере 4 млн. 
тенге  Шымкента  к  гражданке  Таисии  Дидийчук  и  собственному  корреспонденту  по 
Южно-Казахстанской области газеты «Казахстанская правда» Любови Доброте.  

Поводом  для  иска  послужила  статья  «Времянка  с  видом  на  участок», 
опубликованная в газете  3.10. 2008 года. В ней рассказывалось о судебных тяжбах 72-
летней  жительницы Шымкента,  пытавшейся  доказать,  что  почти  половину  земельного 
участка у нее отобрал квартирант Халилов. По  словам пенсионерки, она стала жертвой 
мошенничества.

Истец  считает,  что  статья  не  отражает  истинное  положение  дел,  поскольку 
президиум Верховного суда вынес решение по земельному конфликту в его пользу. 

Г.  Халилов  потребовал  взыскать  в  его  пользу  по  два  миллиона  тенге  с  каждого 
ответчика. 

17  августа  Г.  Халилов  и  Л.  Доброта  подписали  мировое  соглашение,  согласно 
которому журналист обязалась напечатать в газете информацию о решении  Верховного 
суда, которое вступило в законную силу, а Г.  Халилов после этого снимает все претензии 
судебного и материального характера.

25 августа в «Казахстанской правде» эта информация была опубликована. 

Август, 17
Бредихина Татьяна, «Казахстанская правда» (г. Астана)
Как  сообщалось  ранее,  после  выхода  статьи  Татьяны  Бредихиной  «Волокита  по 

26



эстафете»  («Казахстанская  правда»,  14.04.2009  г.)  о  работе  органов  дознания,  бывший 
заместитель прокурора Ерментауского района Акмолинской области, а ныне помощник 
прокурора Алматинского  района г. Астаны Жансерик Бейсенов в начале июня обратился 
в  Сарыаркинский  районный  суд  Астаны  с  иском  о  защите  чести  и  достоинства.  Он 
потребовал  напечатать  опровержение  недостоверных  фактов  и  взыскать  с  редакции  и 
журналиста 20 млн. тенге морального вреда. 

20  июня  «Казахстанская  правда»  и  Т.  Бредихина  подали  встречный  иск  о 
необоснованных  требованиях  Ж.  Бейсенова  и  взыскании  с  него  морального  вреда  в 
размере 2 млн. тенге газете и журналисту.

После несостоявшегося в июле судебного заседания (редакция подала ходатайство 
об отводе судьи  Нусупбековой,  так  как  ранее  журналист  упоминала  ее  в  критическом 
плане  в  одном  из  своих  материалов),  судья  М.  Галиева  вызвала  истца  и  ответчика  – 
журналиста  Т.  Бредихину.  Судья  объявила,  что   Ж.  Бейсенов  подал  заявление  об 
оставлении  искового  заявления  без  рассмотрения.  Журналист  ответила,  что  мировое 
соглашение возможно лишь в случае отказа от иска.

В ответ на это требование Ж. Бисенов выдвинул ответное – чтобы журналист впредь 
не писала какие-либо статьи о нем и об оспариваемом инциденте, на что Т. Бредихина 
ответила, что это уже вмешательство в ее профессиональную деятельность.

Проведя два раунда переговоров, 26 августа стороны подали в Сарыаркинский суд 
Астаны  заявления о признании своих исков недействительными.

Август, 20
Надежда Румянцева, «Квартал» (г. Петропавловск)
4  июня  в  еженедельнике  «Квартал  Петропавловск»  вышла  статья  Надежды 

Румянцевой «Кому отходы, а кому доходы». В ней журналист рассказала о том, как на 
бюджетные деньги был приобретен и поставлен на баланс третьей городской больницы 
Петропавловска  утилизатор  медицинских  отходов,  а  договоры  на  утилизацию 
медицинских отходов заключались от имени ТОО. 

8  июля  главный  врач  горбольницы  №  3  Петропавловска  Анатолий  Ко  подал  в 
городской суд Петропавловска исковое заявление о возмещении морального вреда к ТОО 
«Масс  Медиа-2006»,  главному  редактору  еженедельника  «Квартал  Петропавловск»  Т. 
Айдарханову и журналисту Надежде Румянцевой. 

Истец  просит  взыскать  с  ответчиков  150  тысяч  тенге  в  солидарном  порядке  за 
моральный  вред,  причиненный  распространением  сведений,  не  соответствующих 
действительности, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию истца.  

Слушание дела назначено  на 22 сентября.

Август, 20
Виктор Мирошниченко, «Время» (г. Петропавловск)
В июле главный врач третьей  городской больницы Петропавловска  Анатолий Ко 

обратился в суд № 2 города с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации и 
возмещении морального вреда к газете «Время», главному редактору Игорю Мельцеру и 
журналисту Виктору Мирошниченко. 

Поводом  для  иска  послужила  статья  «Доходы  из  отходов»,  опубликованная  в 
издании 4 июня. В ней говорилось о том, что в Петропавловске на бюджетные средства 
был  приобретен  и  на  базе  горбольницы  №  3  смонтирован  утилизатор  медицинских 
отходов, а договора с медицинскими учреждениями на утилизацию заключались от имени 
ТОО «СКО фармация  экомед-KZ». 

 Истец считает,  что две фразы статьи:  «Но когда дорогостоящее оборудование на 
государственные  деньги  купили,  оно  почему-то  оказалось  в  руках  частного  лица»  и 
«Однако построенный на бюджетные деньги объект вдруг оказался частным», - умаляют 
его  честь,  достоинство  и  деловую  репутацию  «с  точки  зрения  соблюдения  законов  и 

27



моральных принципов общества».  
А. Ко просит признать порочащие сведения несоответствующими действительности, 

взыскать  с  ответчиков  150  тысяч  тенге  в  солидарном  порядке,  запретить  дальнейшее 
опубликование и распространение статьи на веб-сайте издания. 

Август, 24
«Мегаполис» (г. Алматы)
17 августа в газете «Мегаполис» вышла статья колумниста Данилы Ювачева «Вашу 

честь  имею»,  в  которой журналист  размышляет  на  тему  работы судебной   системы в 
Казахстане и приводит ряд конкретных примеров судебных разбирательств, в частности, 
процесса  по  уголовному  делу  главного  редактора  газеты  «Алма-Ата  Инфо»  Рамазана 
Есергепова.

После  выхода  статьи  в  редакцию  «Мегаполиса»  пришло  письмо,  подписанное 
председателем  Жамбылского  областного  суда  Нургожой  Чиняевым.  В  нем  журналист 
обвиняется  в  распространении  недостоверной  информации.  Н.  Чиняев  потребовал 
напечатать опровержение. 

В  следующем  номере  газета  напечатала  опровержение,  предоставленное  пресс-
службой Жамбылского областного суда.

Август, 22
«Мегаполис» (Жамбылская область)
СМИ Жамбылской области
Председатель Таразского городского суда № 2 Нурмахаммат Абидов провел пресс-

конференцию по поводу вынесенного приговора главному редактору газеты «Алма-Ата 
Инфо» Рамазану Есергепову. Поводом для встречи послужила статья «Вашу честь имею», 
опубликованная в газете «Мегаполис» 17 августа. 

По мнению Н. Абидова, в материале допущен ряд неточностей: «Например, на самом 
деле Верховный суд еще не отклонил поданную апелляцию по приговору, хотя в статье 
это преподносится как свершившийся факт».

Также в опубликованной статье шла речь о коррумпированности судов в целом по 
республике, и теперь суд № 2 Тараза намерен настоятельно требовать опровержения. 

6.  Требования  и  иски  о  защите  чести,  достоинства  и  деловой  репутации, 
вытекающие из публикации мнений, убеждений и оценочных суждений

Август, 06
«Республика – деловое обозрение» (г. Алматы)
АО «БТА Банк»  обратилось в Медеуский районный суд Алматы с иском о защите 

деловой репутации и возмещении морального вреда к собственнику газеты «Республика – 
деловое обозрение. Дубль 2»  - ТОО «DPA», главному редактору Гузяль Байдалиновой и 
корреспонденту Ирине Петрушовой. В качестве компенсации за моральный вред банкиры 
требуют выплатить им 60 миллионов тенге и опубликовать опровержение.

Поводом для иска  послужила  статья  «Хрен редьки не  слаще»  о  ситуации  вокруг 
«БТА  Банка»,  опубликованная  в  издании  6  марта  2009  года.  Банкиры  считают,  что 
некоторыми  высказываниями  автор  статьи  Ирина  Петрушова  «обвиняет  новое 
руководство АО «БТА Банка» в намерении довести банк до банкротства».

Редакция с претензиями не согласна, так как, «все, что оспаривали банкиры, было 
размышлениями, мнениями, предположениями, но не сообщениями о фактах».  

Ранее,  26  июня,  в  ответ  на  претензию  банка  от  28  мая  об  опубликовании 
опровержения «Республика» попросила руководство «БТА Банка» «четко сформулировать 
и предоставить текст опровержения…». Текст опровержения банком предоставлен не был.

28



Август, 20
«Республика – деловое обозрение» (г. Алматы)
20 августа в Медеуском районном суде Алматы прошло первое заседание по иску о 

защите деловой репутации и возмещении морального вреда «БТА Банка» к собственнику 
газеты «Республика – деловое обозрение. Дубль 2»  - ТОО «DPA», главному редактору 
Гузяль Байдалиновой и корреспонденту Ирине Петрушовой.

Ранее, во время досудебных слушаний истец два раза менял состав своих претензий 
и сумму возмещения морального вреда. 

На  судебном  заседании  представитель  «БТА  Банка»  в  очередной  раз  представил 
новый иск, увеличив сумму морального вреда с 60 до 80 млн. тенге.  Кроме того, банк  
потребовал  прекратить  в  издании  дальнейшие  публикации  на  тему  финансовой 
несостоятельности учреждения. 

«БТА Банк» считает, что два абзаца статьи «Хрен редьки не слаще», а именно:
«Что касается самого «БТА», то, похоже,  он обречен. Самый крупный частный банк 

Казахстана  и  СНГ,  построенный  как  международная  бизнес-корпорация,  не  выдержал 
государственного контроля и управления» и 

«Кстати,  в  самом «БТА» ходят  упорные разговоры,  что часть  новых менеджеров 
очень  хочет  обанкротить  банк,  поскольку  понимает,  что  больше   заработает  не  на 
реабилитационных процедурах, а на банкротстве и реструктуризации долгов», -

послужили причиной того, что в  банке  с 13 марта по 31 марта 2009 года произошел 
отток депозитов на сумму 6 миллиардов 770 миллионов тенге.

Редакция уверена, что цель этого процесса – посредством иска закрыть неугодную 
власти газету. 

Август, 20
«Тасжарган» (г. Алматы)
Как  сообщалось  ранее,  22  июня  собственник  газеты  «Тасжарган»  ТОО  «DAT-

ХMedia»,  главный  редактор  Бакытгуль  Макимбай  и  журналист  Алмас  Кушербаев 
направили в коллегию по гражданским делам Верховного суда РК надзорную жалобу на 
решение  Алматинского  городского  суда  о  выплате  30  млн.  тенге  депутату  Ромину 
Мадинову. 

6  августа  Верховный  суд  отложил  рассмотрение  надзорной  жалобы.  По  мнению 
суда,  обстоятельство,  что  с  1  апреля  в  составе  учредителей  ТОО  «DAT-ХMedia» 
произошли  изменения,  аннулирует  правомочность  доверенности  Б.  Макимбай 
представлять интересы издания. Ответчикам было предложено привести все документы в 
порядок.  

20  августа  Верховный суд  в  рассмотрении  надзорной  жалобы отказал,   не  найдя 
оснований  для  пересмотра.  Было  вынесено  постановление:  оставить  без  изменения 
решение  городского  суда  Алматы о  взыскании 30 млн.  тенге  в  пользу Р.  Мадинова с 
газеты «Тасжарган» и автора материала «Бедный латифундист», послужившего причиной 
для иска, А. Кушербаева. 

Август, 06
Сергей Харитоненко, «Курс» (г. Кокшетау)
6 августа в газете «Курс» была опубликована статья ответсекретаря издания Сергея 

Харитоненко  «Оперируют  не  для  инвалидности».  В  ней  был  приведен  комментарий 
председателя  медико-социальной  комиссии  С.  Абуова,  что,  по  его  мнению,  литовские 
профессора-кардиохирурги  приезжали  в  Акмолинскую  областную  больницу,  «чтобы 
набить руку» на операциях. 

Сразу после выхода статьи С. Абуов позвонил в редакцию с претензией, что «этот 
комментарий  он  давал  не  для  печати».  Также  он  направил  письмо  коллективу 
кардиохирургического отделения Акмолинской областной больницы, в котором обвинял 

29



журналиста в отсутствии этических понятий и извинялся за выход статьи.

Август, 10
СМИ Шымкента
10 августа, выступая на рабочем совещании Агентства РК по защите конкуренции, 

директор  торгового  дома  «Петро  Казахстан  ОйлПродактс»  Го  И  заявил,  что  намерен 
обратиться в суд с исками в отношении тех СМИ, которые сообщили, что якобы «завод 
скорее  остановит  производство,  чем  пойдет  на  снижение  цен  и  сокращение  экспорта 
ГСМ». 

По его словам, журналисты растиражировали дезинформацию, превратно истолковав 
его слова,  сказанные на совещании у заместителя акима Южно-Казахстанской области 
Берика Оспанова.

Август, 19
«Время» (г. Алматы), «Свобода слова» (г. Алматы)
Председатель  правления  акционерного  общества  «Астана-Финанс»  Эльмира 

Ибатуллина на пресс-конференции в Астане заявила, что информация, опубликованная в 
газетах «Время» и «Свобода слова» о выводе активов из компании, является «домыслами» 
и «кривотолками». По ее словам, вся эта ситуация, изложенная в материалах газет, уже 
дошла  до  внешних  кредиторов  компании,  и  сейчас  «Астана-Финанс»  вынуждена 
объясняться с ними.

Как сообщила на пресс-конференции председатель правления общества, в настоящее 
время  в  «Астана-Финанс»   проводится  проверка  прокуратуры  и  Агентства  РК  по 
регулированию  и  надзору  финансового  рынка  и  финансовых  организаций.  После  ее 
завершения,  когда  компанией  будет  получена  официальная  справка  из  прокуратуры, 
«которая будет показывать обратное», акционерное общество намерено обратиться в суд 
за защитой репутации к газете «Время» и «Свобода слова».

Мониторинг подготовлен по сообщениям 
СМИ и корреспондентов Фонда
«Адил соз».

Координатор мониторинговой службы фонда «Адил соз»
Елена Цой
e-mail: lena  @  adilsoz  .  kz  

Юрист-консультант фонда «Адил соз»
Ганна Красильникова
e-mail:    ganna@adilsoz.kz  

По всем вопросам мониторинга вы можете также обратиться 
info  @  adilsoz  .  kz  

Подробный  мониторинг  нарушений  прав  интернет-изданий  смотрите  на  сайте 
www.adilsoz.kz  в соответствующем разделе.

30

http://www.adilsoz.kz/
mailto:info@adilsoz.kz
mailto:ganna@adilsoz.kz
mailto:lena@adilsoz.kz

	I. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО, АДМИНИСТРАТИВНОГО И ПРАВОВОГО КЛИМАТА В СТРАНЕ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
	1.  Действия и выступления должностных лиц, определяющие фактическое положение средств массовой информации и состояние свободы слова
	2. Изменения и проекты изменений действующего законодательства, 
определяющие правовое положение средств массовой информации
	3. Действия и выступления в защиту гражданских и профессиональных прав журналистов и СМИ

	II. НАРУШЕНИЯ ПРАВ СМИ И ЖУРНАЛИСТОВ
	1. Нарушения прав СМИ и журналистов на свободу слова и творчества
	2. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов
	3.  Необоснованный отказ и нарушение сроков предоставления общественно значимой информации
	4. Необоснованные ограничения в получении общественно значимой информации
	5. Приостановление выпуска СМИ
	6. Нарушение принципа гласности судебного процесса
	7.  Ограничения распространения СМИ
	8. Взлом сайта
	9. Требование об обязательности публикации
	10. Нарушение Закона «О языках в РК»

	III. КОНФЛИКТЫ. НАРУШЕНИЯ, ИНКРИМИНИРУЕМЫЕ СРЕДСТВАМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
	1.   Обвинение в распространении информации, содержащей государственные секреты (ст. 172 УК РК)
	2. Обвинение в клевете (ст. 129 УК РК)
	3. Обвинение в неисполнении судебного решения (ст. 362 УК РК)
	4. Арест журналиста
	5. Требования о защите чести, достоинства и деловой репутации, вытекающие из публикации определенных сведений
	6. Требования и иски о защите чести, достоинства и деловой репутации, вытекающие из публикации мнений, убеждений и оценочных суждений


