
 

                                                                             Международный Фонд защиты 
                                                                 свободы слова «Адил соз»

Мониторинг
нарушений свободы слова в Казахстане

в июле 2010 года

В  июле  2010  г.  мониторинг  нарушений  свободы  слова  фонда  «Адил  соз» 
зафиксировал  86 сообщений.  37  из  них дают информацию о прямых нарушениях 
прав СМИ и журналистов, в т.ч.:

− нападения на журналистов - 1 сообщение;
− воспрепятствования  законной  профессиональной  деятельности  журналистов  - 3 

сообщения;
− необоснованный  отказ  и  нарушение  сроков  предоставления  

общественно значимой информации - 17 сообщений.
Зафиксировано 27 сообщений о конфликтах и обвинениях, выдвинутых против 

СМИ и журналистов, в т.ч.:
− обвинения в посягательстве на честь и достоинство Президента РК - 1 сообщение;
− требования о защите чести, достоинства и деловой репутации -  9 сообщений.

Содержание
I. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО, 
АДМИНИСТРАТИВНОГО И ПРАВОВОГО КЛИМАТА В СТРАНЕ, 
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ 
СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ                                                                                 .............................................................................  3  

1.  Действия и выступления должностных лиц, определяющие 
фактическое положение средств массовой информации и состояние 
свободы слова                                                                                        ................................................................................  3  
2. Изменения и проекты изменений действующего законодательства, 
определяющие правовое положение средств массовой информации        . . .  5  
3. Оценки фактического положения средств массовой информации и 
свободы слова 
    6  
4. Выступления и действия в защиту гражданских 
и профессиональных прав СМИ и журналистов                                        ..................................  7  

II. НАРУШЕНИЯ ПРАВ СМИ И ЖУРНАЛИСТОВ                                                              ..........................................................  10  
1.  Нападения на журналистов                                                              ........................................................  10  
2.  Угрозы в отношении журналистов                                                     ..............................................  10  
3. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности 
журналистов                                                                                         .................................................................................  11  
4. Необоснованный отказ и нарушение сроков предоставления 

1



общественно значимой информации                                                      ................................................  12  
5.  Необоснованные ограничения в получении общественно значимой 
информации                                                                                         ..................................................................................  15  
6. Неправомерный доступ к компьютерной информации                        ...................  17  
7. Нарушения принципа гласности судебного процесса                          .....................  17  
8. Нарушения хозяйственный прав СМИ                                                ..........................................  18  

III. КОНФЛИКТЫ. НАРУШЕНИЯ, ИНКРИМИНИРУЕМЫЕ 
СРЕДСТВАМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ                                                                        ....................................................................  19  

1. Обвинения в посягательстве на честь и достоинство Президента РК 
(ст. 318 УК РК)                                                                                      ..............................................................................  19  
2. Обвинения в разжигании межнациональной розни                             .......................  19  
3. Обвинения в воздействии на суд                                                       .................................................  20  
4.  Обвинения в нарушении порядка отбывания наказания                    ...............  21  
5. Обвинения в искажении читательских писем                                     ................................  21  
6. Требования о защите чести, достоинства и деловой репутации, 
вытекающие из публикации определенных сведений                             ........................  21  
7. Требования СМИ и журналистов 
о защите своих гражданских и профессиональных прав                         ....................  24  

7.1. Требования об отмене решений о блокировании доступа к веб-
сайтам                                                                                               .......................................................................................  24  
7.2 Требования о предоставлении информации                                   .............................  27  
7.3 Требования о защите чести, достоинства и деловой репутации      ..  27  
7.4 Требования о защите трудовых прав                                             .......................................  28  

8. Требования СМИ и журналистов к СМИ и журналистам 
о защите гражданских и профессиональных прав                                  .............................  28  

2



I. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО, 
АДМИНИСТРАТИВНОГО И ПРАВОВОГО КЛИМАТА В СТРАНЕ, 

ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ 
СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

1.  Действия и выступления должностных лиц, определяющие фактическое 
положение средств массовой информации и состояние свободы слова

Июль, 19
Все СМИ
Весной 2010 года в Министерстве связи и информации было проведено совещание 

«по  вопросу  определения  целесообразности  ограничения  ввоза  и  использования 
спутникового приемного оборудования «серых тарелок». В совещании приняли участие 
представители КНБ, министерства финансов, индустрии и новых технологий.

Участники совещания отметили «отрицательное воздействие на окружающую среду, 
здоровье  населения  спутникового  приемного  оборудования  «серых  тарелок», 
используемого в настоящее время, а также негативное воздействие на информационное 
пространство принимаемых телевизионных программ населением. В результате одобрены 
целесообразность  использования  приемников,  ориентированных  на  спутник, 
транслирующий  казахстанские  программы.  «В  связи  с  этим,  -  сообщил  вице-министр 
связи  и  информации  С.  Сарсенов  Союзу  «Атамекен»,  -  возникает  необходимость 
сертификации  спутникового  приемного  оборудования  путем  утверждения  технических 
регламентов в целях ограничения ввоза и его использования».

Июль, 30
Все СМИ
По  поводу  намерения  Министерства  связи  и  информации  сертифицировать 

спутниковое  приемное  оборудование  в  целях  ограничения  ввоза  и  его  использования 
Фонд защиты свободы слова «Адил соз» обратился к вице-министру связи и информации 
С. Сарсенову с вопросами:

-  Что  подразумевается  под  «негативным  воздействием  на  информационное 
пространство  телевизионных программ,  принимаемых населением»?  В чем выражается 
это негативное воздействие, кто и по каким критериям его отслеживал?

- Кто и когда проводил исследования, доказывающие отрицательное воздействие на 
окружающую  среду  и  здоровье  населения  спутниковых  «серых тарелок»,  повсеместно 
используемых сейчас населением?

-  Когда  будет  введено  предлагаемое  проектом  закона  сертифицирование 
спутниковых  тарелок  и  какие  последствия  оно  повлечет  для  владельцев  уже 
установленного оборудования?

- Чем вызвано ограничение, касающееся ориентации приемников только на спутник, 
транслирующий Казахстанские программы?

Министр  связи  и  информации  Аскар  Жумагалиев  в  ряде  СМИ  ответил  на  эти 
вопросы.   По  мнению  министра,  «созрела  необходимость  переходить  к  хорошему 
оборудованию,  которое  будет  позволять  принимать  и  получать  достаточно  большое 
количество  телепрограмм.  Речь  идет  о  казахстанском  проекте  цифрового телевидения, 
который стартует уже, как нам видится, 1 декабря». На вопрос, что означает «негативное 
воздействие  на  информационное  пространство  принимаемых  телевизионных  программ 
населением»,   сказал:  «Мы  ничего  отсекать  не  собираемся.  Речь  идет  о  том,  что  мы 
собираемся все казахстанские телеканалы дать населению помимо прочих». При этом, по 
словам А. Жумагалиева,  «меры по обязательной сертификации будут  распространяться 
исключительно на вновь ввозимое оборудование и не предполагают изъятия у населения 
уже имеющегося, так называемых «серых тарелок».

3



Июль, 08
Все СМИ
Министр связи и информации РК Аскар Жумагалиев сообщил на своем блоге, что в 

настоящее  время  министерством  прорабатывается  вопрос  реорганизации  предприятий 
телерадиовещания,  находящихся  в  ведении  министерства.  По  словам А.  Жумагалиева, 
цель  реорганизации  «ни  в  коем  случае  не  уничтожение  какого-либо  предприятия,  а, 
наоборот,  максимально  эффективное  использование  материально-технических, 
человеческих ресурсов и опыта вышеназванных организаций». Создана рабочая группа, в 
которую  вошли  руководители  и  специалисты  министерства,  АО  «Национальный 
инфокоммуникационный  холдинг  «Зерде»,  АО  «Казтелерадио»,  АО  «Кателко»  и  АО 
«Казсатнет».  Это  объединение  позволит  обеспечить  единую  техническую  политику 
развития и внедрения новых технологий в сфере телерадиовещания, передачи данных и 
интернет,  создать  технологическую  цепочку,  позволяющую оперативно  управлять  всей 
телекоммуникационной сетью данной отрасли. 

По словам Жумагалиева, кадровый состав нового предприятия будет сформирован 
на основе ресурсов реорганизованных компаний.

Июль, 26
Все СМИ
26 июля в Астане на расширенном совещании правительства  министр культуры РК 

Мухтар Кул-Мухаммед заявил о том, что ключевую роль в развитии государственного 
языка в Казахстане должны сыграть СМИ: «Ключевой акцент будет сделан на усиление 
роли  СМИ  в  формировании  языковой  среды  через  создание  теле-,  радиоканалов, 
вещающих на государственном языке».

По словам министра культуры, необходимо создавать как можно больше обучающих 
фильмов,  цикловых  передач,  реалити-шоу  с  элементами  изучения  государственного 
языка. 

М.  Кул-Мухамед  подчеркнул,  что  особая  роль  будет  отведена  внедрению 
обязательных  квалификационных  требований,  предъявляемых  к  работникам  средств 
массовой  информации,  «как  к  людям,  непосредственно  формирующим  языковую 
культуру общества».

Июль, 23
СМИ Кызылординской области
Как сообщает КазТАГ, в Кызылорде, заместитель акима Кызылординской области 

Мурат  Мухаммедов,  выступая  на  республиканской  научно-практической  конференции 
«Информационное пространство: поиск, проблемы, опыт», подчеркнул важность развития 
региональной прессы, особенно на государственном языке. В этом отношении, сказал он, 
ярким  примером  является  Кызылординская  область,  которая  первой  перевела 
делопроизводство на казахский язык. По словам М. Мухаммедова, немалую роль в этой 
работе сыграли местные издания, телеканалы и радиостанции.

Июль, 13
Жандар Кошенов, «Рейтинг» (Южно-Казахстанская область)
13 июля аким Ордабасинского района Шокан Кенжиев провел пресс-конференцию, 

поводом для которой послужила публикация 8 июня в  газете  «Рейтинг» «Обманули и 
Президента, и народ». В ней редактор издания Жандар Кошенов рассказал о проблемах с 
водоснабжением  в  Отрарском  районе.  На  пресс-конференцию  чиновники  привезли  и 
аксакала,  слова  которого  приводятся  в  публикации,  чтобы  он  публично  заявил,  что 
говорил не столь категорично, как написано в статье. При этом аким района признал, что 
проблемы с водоснабжением в районе остаются. 

4



По  словам  южно-казахстанских  журналистов,  это  уже  не  первый  случай,  когда 
критическая публикация становится поводом для проведения пресс-конференции, в ходе 
которой обвиняют журналистов, выносящих сор из избы. 

Июль, 30
Айнур Коскина, ТК «СТВ» (Павлодарская область)
29 июня в связи с Днем казахстанской журналистики руководство города Павлодара 

пригласило для чествования представителей СМИ. Во время официального мероприятия 
начальник отдела внутренней политики Павлодара Роза Шамкенова подошла к собкору 
телекомпании «СТВ» Айнур  Коскиной и начала предъявлять  ей претензии.  Чиновница 
вела себя с журналистом надменно и вызывающе, отчитав ее, как своего подчиненного. 

2  июля во  время встречи  с акимом города Павлодара Бакитжаном Жуламановым 
корреспондент  «СТВ»  сообщила  о  недопустимом  поведении  его  подчиненной  и 
нарушении  ею  Кодекса  чести  госслужащих.  Б.  Жуламанов  пообещал  разобраться  и  в 
кратчайшие  сроки  дать  Айнур  Коскиной  ответ.  Однако  до  конца  месяца  никаких 
разъяснений  по  поводу  недопустимого   поведения  госслужащего  из  павлодарского 
акимата так и не последовало.

Июль, 20
СМИ г. Темиртау
Начальник  отдела  внутренней  политики  акимата  города  Темиртау  Татьяна 

Куринная, собрав представителей местных СМИ, заявила, что акимат очень разочарован 
тем,  какие материалы помещаются в городских изданиях.  Поэтому «отныне акимат не 
будет  приглашать  СМИ на мероприятия,  а  будет  общаться  с  редакциями только через 
пресс-релизы». 

2. Изменения и проекты изменений действующего законодательства, 
определяющие правовое положение средств массовой информации 

Июль, 20
Казнет
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал закон «О внесении изменений 

и  дополнений  в  некоторые  законодательные  акты  Республики  Казахстан  по  вопросам 
развития «электронного правительства».

Документ  охватывает  4  направления  развития  «электронного  правительства»: 
предоставление электронных государственных услуг  и возможности оплаты госуслуг  в 
интерактивном  режиме,  использование  государственного  языка  в  информационных 
государственных ресурсах, а также обеспечение информационной безопасности. 

Законом  внесены  изменения  и  дополнения  в  законы  «Об  административных 
процедурах», «Об информатизации», «О лицензировании», «Об электронном документе и 
электронной  цифровой  подписи»,  «О  национальном  архивном  фонде  и  архивах»,  «О 
нотариате»,  «Об  органах  юстиции»,  «О  рынке  ценных  бумаг»,  «О  государственном 
регулировании финансового рынка и финансовых организаций», «Об игорном бизнесе». 
Изменения также коснулись Гражданского и Уголовно-процессуального кодексов.

Июль, 21
Все СМИ
21 июля министр связи и информации РК Аскар Жумагалиев подписал  приказ «Об 

утверждении  Методики  мониторинга  продукции  средств  массовой  информации, 
распространяемой  на  территории  Республики  Казахстан,  на  предмет  соблюдения 
законодательства  Республики  Казахстан».   Данная  методика  устанавливает  порядок 
проведения  местными  исполнительными  органами  мониторинга  продукции  средств 

5



массовой информации,  распространяемых на территории республики.  Согласно ей, под 
понятием «средство массовой информации» подразумевается «печатное издание, радио- и 
телепрограмма,  кинодокументалистика,  аудиовизуальная  запись  и  иная  форма 
периодического или непрерывного публичного распространения массовой информации, 
включая интернет-ресурсы». 

Ежедневный  мониторинг  отечественных  и  зарубежных  СМИ  будет  вестись 
структурным подразделением местного исполнительного органа. 

В методике перечислены нарушения законодательства РК, прописанные в законах 
«О средствах  массовой информации»,  «О рекламе»,  «О долевом участии  в  жилищном 
строительстве» и Кодексе об административных правонарушениях. В случае выявления 
факта совершения СМИ административного правонарушения структурное подразделение 
местного  исполнительного  органа  в  составляет  протокол  об  административных 
правонарушениях и направляет его в судебные органы по территориальности. 

В  случае  выявления  факта  совершения  СМИ  иных  правонарушений  структурное 
подразделение  местного  исполнительного  органа  направляет  незаконную  продукцию 
печатного  СМИ  в  территориальные  органы  внутренних  дел  и  органы  национальной 
безопасности с уведомлением органов прокуратуры.

Июль, 28
Казнет
Министерство  связи  и  информации  обнародовало  проект  «Правил  регистрации, 

пользования,  распределения  доменного  пространства  казахстанского  сегмента  сети 
Интернет». Согласно ему, при регистрации доменного имени «обязательное требование к 
интернет-серверу - нахождение на территории Республики Казахстан». Напомним, такая 
норма уже существовала в Правилах и была отменена в марте 2010 года.

Кроме  того,  проект  предлагает  отмену  регистрации  в  случае  «непредоставления 
дополнительных  данных»  регистратору.  При  этом  какие  именно  данные  тот  вправе 
затребовать, не уточняется.

Проектом  прописывается,  что  в  ряде  случаев  «регистратор  незамедлительно 
производит  отмену  регистрации...».  Аналогичная  норма  существует  и  в  действующих 
Правилах. По мнению Международного фонда защиты свободы слова «Адил соз», такое 
«незамедлительное»  приостановление  может  повлечь  нарушение  хозяйственной  и 
финансовой  деятельности  коммерческих  сайтов  и  привести  к  гражданско-правовым 
последствиям, нанесению материального ущерба и морального вреда.

Поскольку  все  интернет-ресурсы  в  Казахстане  имеют статус  СМИ,  данная  норма 
противоречит  закону  «О  средствах  массовой  информации»,  согласно  которой 
приостановление и закрытие СМИ возможно только по решению собственника или суда.

3. Оценки фактического положения средств массовой информации и свободы слова 

Июль, 17
Все СМИ
17  июля  на  алматинском  курорте  «Ак-Булак»  в  ходе  неформальной  встречи 

министров иностранных дел стран - участниц ОБСЕ  представитель этой организации по 
вопросам свободы СМИ Дунья Миятович провела брифинг для журналистов. Она указала 
на  проблемы  со  свободой  слова  в  Казахстане  -  в  частности,  на  блокировку  сайтов, 
проблемы с печатью газеты «Республика» и осуждение главного редактора газеты «Алма-
Ата  Инфо»  Рамазана  Есергепова.  Дунья  Миятович  рассказала,  что  на  встрече  с 
госсекретарем  -  министром  иностранных  дел  РК  Канатом  Саудабаевым  говорила  о 
необходимости освободить журналиста из-под стражи. Однако на эту просьбу 15 июля 
получила очередной отказ от властей Казахстана. 

Дунья Миятович также с сожалением признала, что принятый в Казахстане закон о 
6



лидере нации существенно ущемляет свободу СМИ, поскольку предусматривает в ряде 
случаев уголовную ответственность за осуществление журналистами профессиональных 
обязанностей  при  соприкосновении  с  интересами  президента  или  членов  его  семьи: 
«Центр ОБСЕ в Астане с самого начала высказал свое мнение по поводу принятия этого 
закона.  Мы  считаем,  что  закон  о  лидере  нации  не  является  шагом  вперед  и  не 
способствует  развитию  демократии  в  стране,  поскольку  этот  документ  сужает 
возможности высказывания своей точки зрения журналистам, грозя штрафными и иными 
санкциями».

Июль, 02
Все СМИ
Международная  организация  «Freedom  House»,  специализирующаяся  на 

исследованиях  политических  и  гражданских  свобод  и  базирующаяся  в  США, 
распространила  пресс-релиз  о  ситуации  в  бывших  странах  коммунистического  лагеря. 
«Freedom House» отмечает, что в Казахстане в 2009 году наблюдалось заметное снижение 
демократических стандартов.

В  документе  отмечается  ухудшение  ситуации  с  независимыми  СМИ  во  многих 
исследуемых странах.  В частности, по мнению экспертов международной организации, 
Казахстан  не  преуспел  в  либерализации  законодательства  о  СМИ  в  соответствии  с 
обязательствами  перед  ОБСЕ.  Также  в  республике,  согласно  опубликованной 
информации,  обвинения  в  клевете  используются  с  целью  наказать  СМИ,  проводящие 
журналистские расследования.

В  целом  в  10  государствах  данного  региона  ухудшились  показатели  по 
независимости прессы в 2010 году. Это Албания, Чехия, Венгрия, Казахстан, Кыргызстан, 
Черногория, Польша, Румыния, Сербия и Словакия.  

Казахстан упоминается среди стран, препятствующих свободе слова в Интернете. По 
мнению «Freedom House»,  закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые и 
законодательные  акты  по  вопросам  информационно-коммуникационных  сетей», 
приравнивающий все интернет-ресурсы к СМИ, сделал «онлайн-медиа более уязвимыми в 
отношении ограничений, накладываемых государством.

4. Выступления и действия в защиту гражданских 
и профессиональных прав СМИ и журналистов

Июль, 06
Рамазан Есергепов, «Алма-Ата Инфо» (г. Алматы)
Осужденный в августе 2009 года главный редактор независимой газеты «Алма-Ата 

ИНФО» Рамазан Есергепов с 6 июля начал голодовку, протестуя против нарушения его 
прав и свобод. 

Как стало известно супруге Есергепова Раушан, чтобы убедить всех, что Есергепов 
принимает  пищу,  руководство  колонии  установило  в  столовой  видеокамеру  и  упорно 
настаивает на том, чтобы Рамазан ходил в общем строю в столовую и садился за стол.

Все три дня с начала голодовки начальник колонии Б. Тюлюпов и зам. начальника 
УКУИС по Жамбылской области Д. Рахимбердиев уговаривают журналиста прекратить 
голодовку. До сих пор ему не выделено отдельное помещение и не ведется медицинское 
наблюдение.

8 июля Рамазан Есергепов случайно встретился в колонии с сотрудником филиала 
Казахстанского международного бюро по правам человека в Таразе Русланом Халидовым. 
Раушан Есергепова надеется, что теперь администрации колонии трудно будет отрицать 
факт  голодовки.  По  ее  словам,  ей  стало  известно  о  том,  что  готовится  провокация  в 
отношении Рамазана, вплоть до физической расправы.

11 июля Рамазан Есергепов был вынужден прекратить акцию протеста. По словам 
7



его  супруги  Раушан,  принять  это  решение  журналиста  «заставила  ответственность  за 
безопасность  и  жизнь  других  осужденных по всему Казахстану,  так  как  в  связи с  его 
отказом  прекратить  голодовку  осложнилось  положение...  и  в  других  колониях.  Как 
сообщили  мне  вчера,  именно  эта  мера  воздействия  на  протестующего  оказалась 
действенной».

С 12 июля Рамазан Есергепов находится в санчасти.

Июль, 19
Все СМИ
19 июля международная организация Комитет по защите журналистов (Committee to 

Protect  Journalists  –  CPJ)   обратилась  к участникам предстоящего в  конце 2010 года в 
Астане  саммиту  ОБСЕ  с  призывом  рассмотреть  проблему  ухудшения  положения 
журналистов в Казахстане. 

Комитет обеспокоен тем,  что  на  предстоящем саммите предполагается  обсуждать 
главным образом проблемы безопасности, а не положение прессы в мире, в том числе и в 
Казахстане. 

Ранее,  14 июля,  в письме к министрам иностранных дел стран – участниц ОБСЕ 
Комитет по защите журналистов отметил, что Казахстан не выполнил свои обещания по 
улучшению ситуации со свободой прессы и правами человека. 

Июль, 18
Рамазан Есергепов, «Алма-Ата Инфо» (г. Алматы)
16  июля  супруга  осужденного  редактора  газеты  «Алма-Ата  ИНФО»  Раушан 

Есергепова получила письмо от представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дуньи 
Миятович. Та сообщила, что 5 июля отправила письмо председателю ОБСЕ, госсекретарю 
- министру иностранных дел РК Канату Саудабаеву. В письме она призвала казахстанские 
власти  освободить  Рамазана  Есергепова,  прекратить  преследование  и  привести 
законодательство  о  секретной  информации  в  соответствие  с  международными 
стандартами.

18  июля   Дунья  Миятович  встретилась  с  Раушан  Есергеповой  лично.  Дунья 
Миятович  выразила  недоумение  по  поводу  очередного  отказа  в  условно-досрочном 
освобождении  Есергепова,  так  как  после  встречи  с  министром  иностранных  дел  РК 
Канатом Саудабаевым 5 июля и обсуждения вопроса об освобождении Есергепова она 
искренне надеялась, что его отпустят.

Июль, 09
Рамазан Есергепов, «Алма-Ата Инфо» (г. Алматы)
9  июля  Комитет  по  защите  журналистов  (Committee  to  Protect  Journalists  –  CPJ) 

обнародовал  обращение,  в  котором  выразил  обеспокоенность  состоянием  здоровья 
казахстанского  журналиста  Рамазана  Есергепова,  отбывающего  наказание  за  свою 
профессиональную деятельность в колонии общего режима в г. Тараз.  Как сообщалось 
ранее,  главный  редактор  газеты  «Алма-Ата  Инфо»  6  июля  начал  голодовку  в  знак 
протеста против нарушения его прав и свобод. 

Комитет по защите журналистов призвал тюремную администрацию поместить  Р. 
Есергепова под медицинское наблюдение. Координатор программ комитета по Европе и 
Центральной Азии Нина Огнянова призвала власти Казахстана выпустить журналиста из 
тюрьмы как можно скорее.

Июль, 12
Рамазан Есергепов, «Алма-Ата Инфо» (г. Алматы)
Неправительственная организация «Журналисты в беде» обратилась с заявлением в 

Международную  организацию  «Репортеры без  границ»  (Франция),  Комитет  по  защите 
8



журналистов (США), Союз журналистов России и фонд Гласности (Россия). 
Как говорится в заявлении, после объявления главным редактором газеты «Алма-Ата 

Инфо» Рамазаном Есергеповым о начале голодовки в знак протеста против ущемления его 
прав и  свобод руководство  колонии,  в  которой журналист  отбывает  наказание,  «стало 
подвергать его изощренным пыткам - они заставили его ходить на построение и посещать 
обед  заключенных.  Голодающий  журналист  стоял  в  столовой  до  окончания  каждой 
трапезы  в  течении  6  дней.  Ему  отказано  в  предоставлении  отдельной  камеры  под 
наблюдением  врача,  хотя  узник  совести  страдает  гипертонической  болезнью, 
стенокардией, сахарным диабетом, хроническим бронхитом».

«Журналисты  в  беде»  обратились  к  международным  организациям  с  просьбой 
проявить солидарность и вместе с НПО обратиться «к Президенту Казахстана, министру 
юстиции,  Генеральную прокуратуру восстановить  законность  в  отношении журналиста 
Есергепова,  избавить  его  от  пыток,  репрессий  и  жестокого  отношения  в  колонии  г. 
Тараза». 

Июль, 08
Лукпан Ахмедьяров, «Уральская неделя» (Западно-Казахстанская область)
8 июля очередной номер газеты «Уральская неделя» вышел с пустой первой полосой. 

«Пустая первая страница - это не типографский брак. Это единственный доступный в этой 
стране  знак  протеста  против  коррупции  и  давления  на  прессу.  Таким  образом  мы 
выражаем  свое  принципиальное  несогласие  с  судебными  решениями.  Посмотрите  на 
пустую  газетную  страницу  и  задумайтесь  над  тем,  каково  это  -  жить  без  свободной 
прессы» - говорится в редакционном обращении к читателям.

В  этот  же  день,  8  июля  Западно-Казахстанский  областной  суд  отказал  в 
удовлетворении кассационной жалобы газеты «Уральская неделя» и журналиста Лукпана 
Ахмедьярова и оставил решения двух нижестоящих инстанций в силе.  Таким образом, 
издание  и журналист  обязаны выплатить  компании «Тенгизнефтестрой»  20 миллионов 
тенге компенсации морального вреда. 

Журналисты «Уральской недели» заявляют, что решения местных судов разоряют 
издание.  Собственных оборотных средств  хватает  только на  оплату услуг  типографии, 
налогов,  зарплаты  и  коммунальных  расходов.  Судьи  в  ходе  рассмотрения  иска  не 
запрашивали  информацию  о  финансовом  положении  учредителя  газеты  ТОО 
«Журналистская инициатива». 

Напомним, поводом для иска  стала  статья Л.  Ахмедьярова «За ширмой тендера», 
опубликованная  в  «Уральской  неделе»  6  августа  2009  года.  В  ней  сообщалось,  что 
компания  «Тенгизнефтестрой»  задолго  до  подведения  итогов  тендера  начала 
строительные работы на месте будущего газопровода «Жымпиты-Каратюба».

Июль, 23
«Уральская неделя» (Западно-Казахстанская область)
Западноказахстанская  еженедельная  независимая  газета  «Уральская  неделя», 

которую  суд  обязал  выплатить  20  миллионов  тенге  компенсации  морального  вреда 
компании  «Тенгизнефтестрой»,  объявила  «Акцию  доверия».  Идею  и  название  акции 
предложили читатели газеты, начавшие сбор средств для поддержки газеты и считающие 
своим  долгом  поддержать  единственное  в  регионе  независимое  СМИ.  Все  желающие 
принять  участие  в  сборе средств  для  спасения  газеты,  заполняют специальный купон, 
опубликованный  в  издании,  и  приносят  его  в  редакцию  для  регистрации.  Коллектив 
редакции принял обязательство вернуть ссуженные читателями средства через 14 месяцев.

Принимая всю ответственность за «Акцию доверия» перед читателями, редакция в 
этом  же  номере  опубликовала  аудиторское  заключение  по  результатам  проверки 

9



финансового состояния предприятия за 2009 год.

Июль, 15
Лукпан Ахмедьяров, «Уральская неделя» (Западно-Казахстанская область)
Частный предприниматель Барлык Мендыгазиев готов выделить 10 миллионов тенге 

газете  «Уральская  неделя»  для  выполнения  судебного  решения  (8  июля  вступило  в 
законную силу решение суда № 2 г. Уральска, обязывающее газету и журналиста Лукпана 
Ахмедьярова  выплатить  выплатить  компании  «Тенгизнефтестрой»  20 миллионов тенге 
компенсации морального вреда).

Б.  Мендыгазиев  заявил,  что  выделяет  деньги  редакции,  для  того  чтобы  показать 
пример другим читателям: «Для меня это не реклама. Из-за связи с вами у меня, наверное, 
будет  больше проблем,  чем выгоды.  Я делаю это прежде  всего  для того,  чтобы вашу 
газету не закрыли. Долгие годы газета помогала нам, предпринимателям. Теперь пришло 
время помочь вам. И я думаю, что многие уральские бизнесмены поступят также, как я».

II. НАРУШЕНИЯ ПРАВ СМИ И ЖУРНАЛИСТОВ

1.  Нападения на журналистов

Июль, 16
Александра Мыскина, Руслан Пряников, «Караван» (г. Алматы)
В середине  мая  в  редакцию  газеты  «Караван»  обратились  жители  села  Енбекши 

Карасайского  района  Алматинской  области.  По  их  словам,  на  территории  поселка 
находится  «биологическая  бомба»  -  несколько  десятков  тонн  сывороток  от  опасных 
болезней и фенол, -  которая угрожает здоровью миллионов людей, в том числе жителям 
Алматы. 

Когда корреспондент назеты «Караван» Александра Мыскина и фотокорреспондент 
Руслан Пряников прибыли на место, чтобы увидеть своими глазами эту «биологическую 
бомбу», поговорить со специалистами, задать вопрос хозяевам этой территории, на них и 
на сопровождавшую журналистов жительницу поселка Н. Казанцеву напали двое мужчин 
в  форме.  Они  силой  отобрали  диктофон,  попытались  сломать  фотоаппарат.  Чтобы 
утихомирить  охранников  территории,  принадлежащей  учебно-производственному 
предприятию «Енбекши» КазЭУ, журналисты были вынуждены обратиться за помощью в 
РОВД Карасайского района. По факту нападения и умышленного повреждения диктофона 
корреспонденты  «Каравана»  написали  заявление  о  возбуждении  уголовного  дела  в 
отношении охранников, прошли медицинскую экспертизу. 

В середине июля исполняющий обязанности начальника ДВД Алматинской области 
Серик Кудебаев своим письмом известил газету о том, что в возбуждении уголовного дела 
редакции отказано. Как сообщил С. Кудебаев, для возбуждения уголовного дела по факту 
умышленного повреждения имущества необходимо наличие ущерба, превышающего 100-
кратный  размер  МРП  (141  300  тенге),  а  «факт  нанесения  легкого  вреда  здоровью 
подтвердился лишь в отношении одной из жительниц с. Енбекши». 

2.  Угрозы в отношении журналистов

Июль, 06
Сания Тойкен, «Ак Жайык», радио «Азаттык» (Атырауская область)
Утром 6 июля корреспондент газеты «Ак Жайык» и собственный корреспондент по 

Атырауской области радио «Азаттык» Сания Тойкен, выйдя из дома, заметила за собой 
слежку.  Двое  молодых  людей,  сопровождавшие  журналиста,  скрылись,  когда  она 
попыталась  сфотографировать  их  на  сотовый  телефон.  На  следующий  день  слежка 
продолжилась. Преследование журналиста прекратилось только после того, как в газете 

10



«Ак Жайык» вышла статья об угрозах, поступающих в адрес журналиста.
По словам Сании Тойкен, ей угрожали по телефону и предлагали бесплатный отдых 

на  курорте  Боровое  за  отказ  заниматься  профессиональной  деятельностью.  Журналист 
связывает  «внимание»  со  стороны  неизвестных  с  выходом  серии  материалов  о 
забастовках  персонала  на  нефтяном  предприятии  «ЭмбаМунайГаз»  и  материалов  о 
женщинах,  объявивших  голодовку  в  знак  протеста  против  деятельности 
правоохранительной системы Атырауской области.

3. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов

Июль, 02
СМИ г. Атырау
Сания Тойкен, радио «Азаттык» (г. Атырау); Дулат Тасымов, «Голос Республики» (г. 

Атырау)
29 июня в Атырау группа женщин попыталась организовать акцию голодовки возле 

Атырауского областного акимата в знак протеста против действий правоохранительной и 
судебной систем в отношении их детей.  Однако они были задержаны полицейскими и 
препровождены в  ГУВД Атырау.  Журналистам,  освещавшим акцию  и  подъехавшим к 
зданию  ГУВД,  преградили  путь  автоматчики.  Они препятствовали  общению  прессы с 
участницами акции протеста, пытались сорвать фотосъёмку.  

Затем задержанных женщин повезли в Специализированный административный суд 
города Атырау. Репортер радио «Азаттык» Сания Тойкен и корреспондент газеты «Голос 
Республики»  Дулат  Тасымов  попыталась  переговорить  с  пикетчицами.  Но  как  только 
женщины начинали рассказывать свои истории, в беседу вмешивались полицейские. Не 
пуская журналистов, они закрыли входные двери здания суда.

Журналисты смогли попасть внутрь только после того, как они обратились к пресс-
секретарю Атырауского облсуда Боранбаю Галиеву. Он посодействовал, чтобы дверь суда 
открыли. Заметив диктофон в руках Сании Тойкен, сотрудники ГУВД попытались силой 
отнять  его.  По  словам журналистов,  все  это  происходило  на  глазах  и  при  поддержке 
полицейского, который стоял на входе в здание. 

Июль, 21
ТК «СТВ» (Павлодарская область)
ТРК «Хабар» (Павлодарская область)
21 июля журналисты и операторы республиканских телекомпаний «СТВ» и «Хабар», 

проезжая по одной из улиц Павлодара, случайно стали свидетелями задержания за взятку 
инспектора дорожной полиции сотрудниками Департамента по борьбе с экономическими 
преступлениями Павлодарской области. 

Данная операция  финполицейских  проводилась  на  виду у  всех,  средь бела  дня и 
собрала  вокруг  себя  большое  число  любопытных  горожан.  Журналисты  подъехали  к 
месту  событий  и  попытались  заснять  задержание  полицейского,  однако  сотрудники 
ДБЭКП  потребовали  прекратить  съемку  и  стали  руками  отталкивать  видеокамеры 
операторов.  При  этом,  не  давая  журналистам  работать  и  выполнять  свои  служебные 
обязанности,  силовики не обращали никакого внимания на многочисленных прохожих, 
которые снимали на камеры мобильных телефонов.

Июль, 09
Динара Аширбекова, Жаналык Ахаш, Мирамбек Симанов, ТК «КТК» (г. Актобе)
В городе Кандыагаш Мугалжарского района Актюбинской области во время ремонта 

школы погибли две женщины. 
По  этому  факту  собственные  корреспонденты  телеканала  КТК  по  Актюбинской 

области  Динара  Аширбекова  и  Жаналык  Ахаш,  телеоператор  Мейрамбек  Симанов 
11



обратились  к  начальнику  Мугалжарского  районного  отдела  образования  Кайролле 
Назарову.  Журналистов,  в  числе  прочего  интересовало,  кто  должен  отвечать  за 
соблюдение  техники  безопасности  при  проведении  ремонта  в  учебных  заведениях. 
Кайролла  Назаров  разговаривать  с  журналистами  отказался,  а  затем  попытался  силой 
остановить съемку. 

4. Необоснованный отказ и нарушение сроков предоставления 
общественно значимой информации

Июль, 08
Дилара Аронова, «Наша Газета» (г. Костанай)
8 июля корреспондент еженедельника «Наша Газета» Дилара Аронова позвонила в 

министерство  образования  РК,  чтобы  выяснить,  когда  будет  дан  ответ  на  запрос  о 
результатах  ЕНТ,  отправленный в  министерство  17 июня.  Ей ответили,  что  ответ  уже 
подготовлен, причем исходящий номер отмечен датой 26 июня, однако он не был выслан 
в  Костанай,  так  как  в  министерстве  «не  было  конвертов».  После  этого  журналисту 
пообещали,  что  ответ  поступит  в  течение  7-10  дней.  Ответ,  датированный  2  июля, 
редакция получила 16 июля. 

Июль, 04
«Мегаполис» (г. Астана)
29 июня редакция газеты «Мегаполис» обратилась в Министерство иностранных дел 

РК с вопросами по поводу штрафов, начисленных сотрудникам дипмиссии в Лондоне за 
незаконную  парковку  и  нарушение  Правил  дорожного  движения.  Пресс-секретарь 
министра  Ильяс  Омаров  запрос  редакции  вернул,  сославшись  на  то,  что  в  шапке 
документа надо было указать,  что министр иностранных дел также и государственный 
секретарь.  Пресс-секретарь  не  принял  запрос  еще  и  потому,  что  он  был  подписан 
руководителем корпункта в Астане, а не главным редактором. 

30 июня редакция направила запрос повторно.  В субботу 3 июля поздно вечером 
ответы на запрос «Мегаполиса» пришли. Но не на все вопросы.  

Июль, 13
Тамара Еслямова, «Уральская неделя» (Западно-Казахстанская область)
13 июля главный редактор газеты «Уральская неделя» Тамара Еслямова позвонила 

секретарю  маслихата  Западно-Казахстанской  области  Малику  Кульшару.  Журналист 
хотела получить информацию о том, как выполняются рекомендации Счетного комитета, 
проводившего проверку ревизионной комиссии облмаслихата. М. Кульшар сказал, что не 
будет общаться с журналистом по телефону, и бросил трубку. 

Через 20 минут Т. Еслямова приехала в здание областного маслихата, но в приемной 
секретаря  маслихата  ей  сообщили,  что  М.  Кульшара  на  рабочем  месте  нет.  Чтобы 
перепроверить эту информацию, Т.Еслямова прошла в кабинет М.Кульшара, где застала 
его разговаривающим по телефону. Секретарь маслихата попросил журналиста покинуть 
помещение. После того, как Т. Еслямова отказалась это сделать, он вышел из кабинета, 
так  и  не  ответив  на  вопросы  журналиста,  и  уехал  на  своей  служебной  машине  в 
неизвестном направлении.

Июль, 30
«Городская неделя» (г. Павлодар)
В  середине  июня  корреспондент  газеты  «Городская  неделя»  Александр  Баранов 

обратился  в  пресс-службу  акимата  города  Павлодара  с  просьбой  о  встрече  с 
градоначальником Бакитжаном Жуламановым. Пресс-служба акима пообещала уведомить 
своего шефа и в течение двух недель сообщить о его решении. Не дождавшись ответа, 

12



журналист 8 июля вновь обратился в пресс-службу, где ему объяснили причину долгого 
молчания  тем,  что  руководитель  службы  сначала  ушла  в  отпуск,  а  затем  уволилась. 
Чиновники  вновь  пообещали  согласовать  вопрос  об  интервью  с  акимом  и  уведомить 
«Городскую неделю» о принятом решении до конца месяца. Ответа снова не последовало.

Июль, 13
СМИ Западно-Казахстанской области
13  июля  во  время  очередной  сессии  маслихата  г.  Уральска  начальник  отдела 

экономики  акимата  города  Бибигуль  Ниеткалиева  зачитала  доклад  о  дополнениях  и 
уточнениях в бюджете города на 2010 год. После завершения сессии к ней обратились 
журналисты  двух  телеканалов  и  трех  газет  с  просьбой  предоставить  им  выдержки  из 
доклада. Журналисты сослались на плохую акустику в зале маслихата, из-за которой не 
смогли  расслышать  доклад.  Бибигуль  Ниеткалиева  отказала  журналистам  в  просьбе, 
сославшись на то, что ее доклад, принятый маслихатом, не прошел регистрацию в органах 
юстиции.  С  такой  же  формулировкой  представителям  СМИ  отказали  в  просьбе  и  в 
аппарате маслихата города.

Июль, 22
Олег Гурский, «Костанайские новости» (г. Костанай)
Корреспондент газеты «Костанайские новости» Олег Гурский в процессе подготовки 

статьи  о  борьбе  с  коррупцией  обратился  к  акиму  Костанайского  района  Геннадию 
Тюркину  с  вопросами  по  поводу  многочисленных  коррупционных  скандалов  в  этом 
районе. 

Попытка  поговорить  с  акимом  по  телефону  закончилась  словами:  «Ты  сначала 
писать научись, потом мне звони!».

Июль, 04
Сергей Романовский, «Мегаполис» (Павлодарская область)
В  июне  собственный  корреспондент  газеты  «Мегаполис»  Сергей  Романовский 

обратился  в  пресс-службу  Департамента  по  борьбе  с  экономической  и коррупционной 
преступностью  Павлодарской  области  с  вопросом.  Журналиста  интересовало,  почему 
дело  по  подозрению  бывшего  начальника  отдела  предпринимательства  акимата 
Экибастуза в получении взятки трансформировалось в дело о присвоении или растрате 
чужого имущества. Ответ на запрос С. Романовский не получил.

Июль, 01
Айнур Коскина, ТК «СТВ» (Павлодарская область)
Собственный  корреспондент  телекомпании  «СТВ»  Айнур  Коскина,  готовя 

новостной сюжет о ДТП со смертельным исходом с участием служебной автомашины 
акима  города  Павлодара  Бакитжана  Жуламанова  и  его  личного  водителя,  не  смогла 
получить всю необходимую информацию от полицейских. Журналист обратилась в пресс-
службу ДВД Павлодарской области с просьбой сообщить подробности аварии. Однако, 
несмотря на то, что информация о трагедии уже официально была подтверждена накануне 
и прошла по всем местным СМИ, руководство департамента разговаривать на эту тему 
отказалось,  сославшись на следственные действия.  В итоге информацию о ДТП Айнур 
Коскина  получила  через  неделю,  когда  аким  города  Бакитжан  Жуламанов  уже  сам 
рассказал обо всех деталях аварии. 

Июль, 21
Виктор Мирошниченко, «Время» (Северо-Казахстанская область)
К  собкору  газеты  «Время»  по  Северо-Казахстанской  области  Виктору 

Мирошниченко обратились родственники осужденных, отбывающих наказание в колонии 
13



особого режима ЕС 164\4 в поселке Горный Есильского района СКО. По их словам, в 
колонии произошло ЧП. 

За  подробностями  журналист  по  телефону  обратился  к   начальнику  областного 
департамента УИС Кумару Туктыбаеву. На вопрос В. Мирошниченко, что же случилось в 
колонии, К. Туктыбаев ответил, что там все нормально. Информация о ЧП в колонии была 
предоставлена журналистам области только после многочисленных требований прояснить 
ситуацию  и  только  после  того,  как  родственники  осужденных  назвали  конкретные 
фамилии отбывающих наказание,   проткнувших себе животы. 

Позже  прокурор  области  Аскар  Досекенов  заявил  по  поводу  случившегося,  что 
руководства УИС в это время в области не было, поскольку начальник Департамента был 
уволен с занимаемой должности.  

Виктор Мирошниченко недоумевает,  кто же тогда отвечал ему по телефону. 

Июль, 28
Ольга Воронько, «Время» (Павлодарская область)
Департамент  по  борьбе  с  экономическими  и  коррупционными  преступлениями 

(ДБЭКП) Павлодарской области сообщил о задержании сотрудника дорожной полиции за 
получение  взятки.  Однако  уже  на  следующий  день  ДБЭКП,  который  и  проводил 
задержание,  распространил  информацию о том,  что полицейский получил не  взятку,  а 
вознаграждение за возврат якобы утерянных документов.

Чтобы разобраться в ситуации, собственный корреспондент газеты «Время» Ольга 
Воронько обратилась с письменным запросом в Департамент. Руководство финполиции 
отвечать на запрос отказалось. Также отказалось разговаривать с журналистом на эту тему 
и руководство Департамента внутренних дел области. 

Июль, 21
Надежда Азарова, ТК «Первый Карагандинский» (г. Караганда)
В середине июля редактор отдела новостей телеканала «Первый Карагандинский» 

Надежда  Азарова  обратилась  с  официальным  запросом  в  пресс-службу  департамента 
здравоохранения  Карагандинской  области  с  просьбой  дать  информацию  о  статистике 
заболеваний  вирусным  гепатитом  за  первые  шесть  месяцев  текущего  года.  До  конца 
месяца никакого ответа из департамента журналист не получила. 

Июль, 16
Алиса Маринец, Акбаян Султанмуратова, Алимжан Молдабеков, ТК «Рика-ТВ» (г. 

Актобе)
В  Актобе  по  предписанию  санитарных  врачей  за  нарушение  санитарно-

дезинфекционного режима приостановлена деятельность родильного дома «Саяжан». По 
этому  факту  съемочная  группа  телекомпании  «Рика-ТВ»  -  корреспонденты  Алиса 
Маринец,  Акбаян Султанмуротова  и  телеоператор  Алимжан Молдабеков  обратились  к 
работникам  роддома.  Медики  с  журналистами  разговаривать  отказались.  Сотрудники 
телекомпании попытались связаться с администрацией медицинского учреждения. Им это 
не  удалось:  представитель  отдела  кадров  сказала,  что  все  руководство  выехало  на 
совещание по поводу данного ЧП.

Июль, 17
Вера Сидорова, ТК «5 канал» (г. Караганда)
Корреспондент  телекомпании  «5  канал»  Вера  Сидорова  работала  над  сбором 

информации  к  сюжету,  посвященному  уборке  урожая  зерновых  в  Карагандинской 
области. Она позвонила в Управление сельского хозяйства по Карагандинской области. Ее 
соединили  с  начальником  данного  ведомства  Шагурашидом  Мамалиновым.  Однако 
чиновник  заявил,  что  отказывается  давать  какие-либо  сведения  по  интересующей 

14



журналиста теме, после чего посоветовал «поискать информацию в другом месте». 

Июль, 16 
Татьяна Мельниченко, «Недвижимость» (г. Караганда)
В  начале  июля  корреспондент  газеты  «Недвижимость»  Татьяна  Мельниченко 

отправила  в  Управление  по  статистике  Карагандинской  области  запрос,  в  котором 
просила предоставить данные о колебании цен на квартиры в Караганде за последние три 
месяца. Ответа на запрос не поступило.  

Июль, 26
«Central Asia Monitor» (г. Алматы)
В конце июня редакция газеты «Central  Asia Monitor» обратилась с вопросами по 

поводу деятельности сети оптомаркетов ТОО «Арзан Сауда», входящего в состав группы 
компаний  «Raimbek  Group»,  к  руководителю  «Raimbek  Group»,  председателю  Форума 
предпринимателей Казахстана Райымбеку Баталову. В частности, редакцию интересовало, 
почему  организации,  в  которых  он  является  учредителем,  не  могут  рассчитаться  по 
долгам перед поставщиками, когда будет произведен расчет.  

Запрос был выслан в офис Форума предпринимателей по электронной почте.  Как 
сообщили изданию позже, запрос редакции в руки Р. Баталова не попал, так как в офисе 
он за это время ни разу не появился. 13 июля издание отправило запрос предпринимателю 
на его мобильный телефон. Ответ получен не был. 

Июль, 19 
Вера Сидорова, ТК «5 канал» (г. Караганда)
Корреспондент телекомпании «5 канал» Вера Сидорова получила из пресс-службы 

Департамента  внутренних  дел  г.  Караганды  информацию,  где  говорилось,  что  в  трех 
автобусах городского автобусного парка № 3 были украдены спидометры. В. Сидорова 
обратилась к начальнику отдела безопасности движения данного предприятия Айнитдину 
Буралкину.  Но  последний,  узнав,  что  с  ним  хочет  поговорить  представитель  СМИ, 
коротко ответил: «Без комментариев» и бросил трубку.

Июль, 15
Сандугаш Сарсембаева, «Новый вестник» (г. Караганда) 
Корреспондент  еженедельника  «Новый  вестник»  Сандугаш  Сарсембаева  по 

редакционному  заданию  проводила  журналистское  расследование  самоубийства 
прихожанки церкви «Грейс», которое произошло 11 июля прямо во время богослужения. 
По  этому  поводу  журналистка  обратилась  к  служителям  церкви,  однако  ни  один  из 
пасторов не захотел давать никакой официальной информации для газеты. 

5.  Необоснованные ограничения в получении общественно значимой информации

Июль, 29
Анатолий Ермолович, «Костанайские новости» (г. Костанай)
Журналист  газеты  «Костанайские  новости»  Анатолий  Ермолович  находился  в 

служебной  командировке  в  Тарановском  районе  Костанайской  области.  При  попытке 
пройти  в  Тарановский  районный  акимат  он  был  остановлен  полицейским,  который 
потребовал рассказать, что находится в руке у посетителя. Когда журналист объяснил, что 
это футляр,  в котором находится  фотоаппарат -  его рабочий инструмент,  полицейский 
отказался  пропустить  его  в  помещение,  показав  в  качестве  основания  своих  действий 
«Инструкцию по соблюдению контрольно-пропускного режима на особо важном объекте» 
за  подписью  полковника  Д.А.  Кашантаева.  В  п.2  этой  инструкции  указано:  «Данный 
режим  устанавливается  с  целью  исключения  проникновения  посторонних  лиц  в 

15



административное здание и режимные помещения райакимата, а также предотвращения 
вноса  боеприпасов,  огнестрельного  оружия,  взрывчатых  веществ,  визуальных  средств 
наблюдения  –  кино-видео  и  фотоаппаратуры,  и  недопущения  выноса  материальных 
ценностей без сопроводительных документов».

Об  этом  инциденте  А.  Ермолович  рассказал  в  статье  «И  мертвые  с  косами  
стоят», которая была опубликована в «Костанайских новостях» 29 июля.

Июль, 30
Евгения Бодрова, «Городская неделя» (г. Павлодар)
Корреспондент  газеты  «Городская  неделя»  Евгения  Бодрова  по  приглашению 

активистов  незарегистрированной  партии  «Алга!»  (ДВК)  приехала  в  село  Галкино 
Щербактинского  района  Павлодарской  области.  В  числе  прочего  жители  Галкино 
рассказали  журналисту  о  полном отсутствии  в  их  селе  медикаментов  и  о  том,  что  за 
вызовы «скорой помощи» из райцентра им приходиться платить из собственного кармана, 
так как у медиков нет средств на топливо. 

С вопросами по этому поводу Евгения Бодрова направилась к акиму Галкинского 
сельского  округа  Оразбеку  Кудайбергенову.  Дождавшись  завершения  совещания, 
журналист подошла к сельскому чиновнику.  О. Кудайбергенов, узнав, кто и по какому 
поводу  им  интересуется,  заявил,  что  разговаривать  с  журналистом  не  будет  на  том 
основании, что уже находится в отпуске. Когда Е. Бодрова отправилась дальше общаться 
с сельчанами, аким постоянно следовал за ней, периодически требуя у нее документы и 
интересуясь, для каких целей она приехала из города. 

31  июля  журналистке  на  мобильный  телефон  позвонили  неизвестные  люди  и 
предложили отдохнуть в одном из домов отдыха, расположенных в Чалдайском бору, на 
территории которого, по странному стечению обстоятельств, находится село Галкино. Е. 
Бодрова от предложения отказалась.

Июль, 19
СМИ Северо-Казахстанской области
16 июля в поселке Смирново Аккайынского района Северо-Казахстанской области 

сильным ветром были повреждены дома жителей, рухнула  водонапорная башня, сорваны 
спутниковые  тарелки  на  крышах  домов  жителей  поселка.  Журналисты  узнали  о 
происшествии только из рассказов жителей и в администрации поселка. 

20  июля,  отвечая  на  вопрос  работников  СМИ,  почему  ЧП  не  вошло  в  сводку 
происшествий областного департамента по ЧС, пресс-секретарь Сергей Журавлев заявил: 
под понятие «ураган» происшествие 16 июля не подходит из-за недостаточной скорости 
ветра.  Североказахстанские  журналисты  восприняли  такой  ответ  как  желание 
руководства ДЧС скрыть случившееся из-за каких-то личных интересов. 

Июль, 08
«Фокус», «Время», «Взгляд», «Свобода слова» (Акмолинская область)
После оглашения приговора и окончания судебного процесса в Есильском райсуде 

Астаны  по  делу  учредителя  фирмы  «Киiк»  С.Туржанова  и  бывших  заместителей 
председателя  Госстата  Баянова  и  Мендыбаева  конвоиры применили  физическую  силу, 
чтобы не подпустить журналистов газет «Фокус», «Время», «Взгляд», «Свобода слова», 
попытавшихся поговорить с осужденными и их адвокатами.

Июль, 27
«Курс» (г. Кокшетау)
Газета «Курс» первой сообщила о начатой торговцами стихийного рынка Кокшетау 

голодовке. Однако  на  пресс-конференцию  по  этому  поводу  департамент  внутренней 
политики города журналистов издания не пригласил. 

16



Июль, 26 
Ринат Хамидулин, ТК «Отырар» (г. Шымкент)
26 августа сотрудники противопожарной службы Шымкента, ссылаясь на то, что это 

опасно, запрещали проводить видеосъемку пожара кормоцеха  корреспонденту телеканала 
«Отырар» Ринату Хамидулину.  

6. Неправомерный доступ к компьютерной информации

Июль, 23
www.kazcosmos.kz
23  июля  хакеры  вторично  за  последнюю  неделю  взломали  сайт  Национального 

космического агентства ( www.kazcosmos.kz ).
На месте главной новости был помещен баннер со ссылкой на хакерский сайт hack-

world.org. К концу дня в колонке «Полезные ссылки» появилось изображение человека в 
камуфляже и голубом берете с подписью «Я найду того кто взломал сайт kazkosmos.kz» и 
в нижнем углу картинки ссылка на тот же хакерский ресурс.

По информации  сетевого  ресурса  www.profit.kz,  19  июля  сайт  kazkosmos.kz»  уже 
подвергался хакерскому взлому. Руководитель пресс-службы Казкосмоса Асет Нургалиев 
сообщил,  что после первого взлома проблемой несанкционированного доступа  к сайту 
занимается не только само агентство. 

Июль, 03
Казнет
На  брифинге  в  Астане  заместитель  начальника  управления  по  борьбе  с 

преступностью  в  сфере  информационных  технологий  при  МВД  РК  Инна  Петрищева 
сообщила о том,  что  за  6 месяцев текущего  года «в Казахстане  возбуждено  14 дел за 
незаконный  доступ  к  компьютерной  информации,  зарегистрировано  17  фактов 
использования  интернета  за  чужой  счет  и  18  правонарушений  по  распространению 
запрещенных устройств». Незаконный доступ касается в основном предпринимательской 
деятельности. 

Инна  Петрищева  отметила,  что  наибольшее  количество  правонарушений 
фиксируется в Алматинской области и Астане.

По  ее  словам,  самая  распространенная  ошибка  пользователей  — это  несерьезное 
отношение к защите пароля при работе с интернетом и компьютером. К примеру, кодом 
доступа к личным файлам во многих образовательных заведениях является собственное 
название. Такие же элементарные ошибки допускают и многие предприятия.

7. Нарушения принципа гласности судебного процесса

Июль, 29
Елена Чернышова, «Экспресс К» (Северо-Казахстанская область)
Судья  Кызылжарского   районного  суда  Северо-Казахстанской  области  Надежда 

Могелюк  отказала  собкору  газеты  «Экспресс  К»  Елене  Чернышовой   в  проведении 
диктофонной  записи  на  открытом  судебном  процессе  по  делу  о  вымогательстве. 
Журналист  хотела  записать  последнее  слово  подсудимых,  чтобы  быть  точной  при 
написании публикации. На просьбу Е. Черышовой мотивировать отказ  судья Могелюк 
сказала, что это «не предусмотрено». 

Июль, 30
Виктор Мирошниченко, «Время» (Северо-Казахстанская область)
Собкора газеты «Время» по Северо-Казахстанской области Виктор Мирошниченко 

17



судебный пристав Кызылжарского райсуда области попросил выйти  из зала судебного 
заседания, где оглашался приговор по делу о вымогательстве.  Он заявил, что прежде, чем 
пройти  в  зал  вместе  со  всеми,  журналист  должен был попросить  разрушения  у  судьи 
Надежды Могелюк присутствовать  на  оглашении.  Журналист  категорически  отказался 
выйти. Применять силу пристав не решился.

Июль, 30
Евгения Плахина, портал «Республика» (г. Алматы)
29 июля состоялось очередное заседание по иску Евгении Плахиной к Министерству 

связи и информации по поводу бездействия ведомства в отношении блокировки форум-
партнера портала «Республика», самого Интернет-портала «Республика» и некоторых его 
«зеркал».  В  конце  заседания  судья  Алмалинского  районного  суда  №  2  Т.  Садыков 
объявил,  что  оглашение  решения  суда  состоится  на  следующий  день  -  30  июля. 
Участникам  процесса  было  предложено  позвонить  утром  для  уточнения  времени 
заседания. Когда представитель истца Г. Красильникова позвонила в назначенное время, 
8.50 утра, секретарю суда, та сообщила, что оглашение решения состоится в 9 часов утра, 
а документ можно будет получить во второй половине дня. Таким образом, представитель 
истца была лишена возможности присутствовать  на оглашении решения,  поскольку не 
имела возможности прибыть в суд за 10 минут. Журналисты, регулярно освещавшие весь 
процесс, по этой же причине также не смогли присутствовать в суде. 

Июль, 22
ТК «КТК» (г. Актобе)
В Актюбинском  городском  суде  во  время  заседания  по  делу  о  мошенничестве  с 

госжильем судья попросила оператора телекомпании «КТК» прекратить съемку, потому 
что это «не документальный фильм».

Июль, 15
СМИ  Уральска
15 июля в городском суде № 2 Уральска на заключительном судебном слушании по 

иску интернет-пользователей к Министерству связи и информации  свидетель со стороны 
ответчика — АО «Казахтелеком» подал ходатайство о том, чтобы все присутствующие в 
зале  отключили диктофоны.  Ходатайство было удовлетворено.  На  возражение  истцов 
относительно открытости ведения процесса представитель АО заявила, что перед тем, как 
пользоваться диктофоном, надо спрашивать разрешение у руководства ее компании.

Июль, 01
Гульмира Аширбекова, «Замана» (Южно-Казахстанская область)
1 июля корреспондент газеты «Замана» Гульмира Аширбекова вела запись судебного 

заседания в Южно-Казахстанском областном суде на диктофон. По требованию судьи О. 
Серикбаева, пристав составил акт и изъял диктофон у журналиста. На следующий день Г. 
Аширбекова,  ссылаясь  на  нормативное  постановление  Верховного  суда  от  28  октября 
2005  г.,  обратилась  с  жалобой  к  председателю  апелляционной  коллегии  Южно-
Казахстанского областного суда Е. Карабаеву о неправомерных действиях судьи. 

8. Нарушения хозяйственный прав СМИ

Июль, 21 
Галия Нурушкина, «Ел тынысы» (Северо-Казахстанская область)
9 июля в редакцию районной газеты «Ел тынысы» поступил запрос от председателя 

ревизионной комиссии маслихата Уалихановского района Северо-Казахстанской области 
18



Омара  Жунусова.  Он   потребовал  предоставить  ему  штатное  расписание,  расчетно-
платежные ведомости  за  последние  два  года,  расчет  обоснования  цены за  квадратный 
сантиметр площади, фактические затраты, положение об оплате труда и информацию о 
доходах от реализации  газеты.  

Редактор  издания  Галия  Нурушкина  отказалась  предоставлять  информацию, 
составляющую  коммерческую  тайну  частной  газеты,  посчитав,  что    выполнение 
редакцией госзаказа не дает права маслихату вмешиваться в деятельность газеты. 

В ответ председатель ревизионной комиссии маслихата Омар Жунусов составил на 
редактора Нурушкину протокол об административном правонарушении, и 21  июля суд 
Уалихановского  района  Северо-Казахстанской  области  наказал  редактора  районной 
газеты  штрафом  в  размере  5  МРП  за  воспрепятствование  деятельности  ревизионной 
комиссии районного маслихата.  

При  этом  суд  не  учел   ответ  прокуратуры  Уалихановского  района  на  запрос 
редакции, в котором говорится: «ревизионная комиссия районного маслихата имеет право 
запросить сведения по исполнению условий, указанных в договоре объема выполненных 
работ (выпуск газеты). Проведение проверки в части использования бюджетных средств, 
расходов  вашей  организации,  средств,  перечисленных  по  итогам  госзакупок,  в 
компетенцию маслихата не входит».

III. КОНФЛИКТЫ. НАРУШЕНИЯ, ИНКРИМИНИРУЕМЫЕ 
СРЕДСТВАМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

1. Обвинения в посягательстве на честь и достоинство Президента РК 
(ст. 318 УК РК)

Июль, 16
Михаил Гришко, «Наша Газета» (г. Костанай)
16  июля  главного  редактора  еженедельника  «Наша  Газета»  Ольгу  Колоколову 

вызвал  повесткой  сотрудник  Департамента  КНБ  по  Костанайской  области  Талгат 
Утилиев.  Поводом  стала  статья  Михаила  Гришко  «Подарок  для  Назарбаева», 
опубликованная в «НГ» 17 июня под рубрикой «Мнения». 

Прокуратура  Костанайской  области  посчитала,  что  в  опубликованной  статье 
отслеживаются признаки покушения на честь и достоинство президента, что попадает под 
действие ст. 318 УК РК. В связи с этим, как указано в поручении областной прокуратуры, 
поступившем  в  ДКНБ,  предлагается  создать  экспертную  комиссию,  которая  должна 
определить,  присутствуют  ли  эти  признаки.  Статья  направлена  на  лингвистическую 
экспертизу.

Несколько ранее, в июне, в ДКНБ вызывали и автора статьи Михаила Гришко. Как 
внештатный  автор  «НГ»,  он  регулярно  публикует  на  полосе  «Мнения»  статьи, 
критикующие  систему  власти  в  Казахстане.  Как  сообщает  Гришко,  Талгат  Утилиев 
интересовался, знает ли Михаил про Закон «О Лидере нации», который был опубликован 
в официальных СМИ 15 июня. Гришко ответил, что принес данную статью в редакцию до 
того,  как  данный  закон  был  опубликован.  Журналист  также  подчеркнул,  что  все 
написанное является его личным мнением. 

Талгат Утилиев направил повестку заместителю главного редактора еженедельника 
Тимуру Гафурову, который редактировал данный материал. 

По мнению редакции и журналиста, в статье выражалось частное мнение о том, что 
президент РК - такой же гражданин страны, как и все остальные, поэтому нет никаких 
оснований ставить его выше закона

2. Обвинения в разжигании межнациональной розни 

19



Июль, 19
www.centrasia.ru 
По  информации  КазТАГ,  генеральная  прокуратура  Кыргызстана  направила 

ходатайство  в  генпрокуратуру  Казахстана  о  рассмотрении  вопроса  о  возбуждении 
уголовного  дела  в  отношении  казахстанских  граждан  Асрора  Муминова  и  Виталия 
Хлюпина за разжигание межнациональной розни.

Поводом для  обращения  стала  опубликованная  3  июля на  сайте  www.centrasia.ru 
статья Асрора Муминова «Киргизы убивали узбеков даже в мечетях».

Генпрокуратура  Кыргызской  Республики  считает,  что  информация,  изложенная  в 
статье,  «заведомо  ложная,  необоснованная  и  умышленно  направлена  на  разжигание 
вражды между гражданами кыргызской  и  узбекской  национальности»  и  отмечает,  что 
утверждения, содержащиеся в публикации, были проверены и не нашли подтверждения.

По  оценкам  высшего  надзорного  органа  Кыргызстана,  публикации  подобного 
характера  «негативно  действуют  на  сознание  граждан  республики  в  условиях,  когда 
государственной  властью  и  обществом  предпринимаются  все  меры  к  восстановлению 
межнационального согласия».

«Таким  образом,  в  действиях  Асрора  Муминова  содержится  оконченный  состав 
преступления,  предусмотренного  ст.  299  УК  Кыргызской  Республики  «возбуждение 
национальной вражды», - утверждает кыргызская сторона.

По данным генпрокуратуры  КР,  «сайт centrasia.ru  на территории Кыргызстана  не 
обслуживается, по имеющимся данным, офис вышеуказанного интернет-сайта находится 
в Казахстане», а его владелец и автор статьи являются гражданами Республики Казахстан.

В ответ  на  претензии  редактор  «ЦентрАзии»  В.  Хлюпин заявил,  что  «проверить 
достоверность информации в условиях царившей в городе вакханалии не представлялось 
возможным». Хлюпин выразил недоверие результатам прокурорской проверки и отметил 
ряд неточностей в документах кыргызских силовиков. Вплоть до того, что в документе 
искажены  его  имя  и  занимаемая  должность.  Главный  редактор  сайта  готов  принести 
извинения,  если  статью  опровергнет  международная  комиссия  по  расследованию 
беспорядков.

3. Обвинения в воздействии на суд

Июль, 14
«Central Asia Monitor» (г. Алматы)
Председатель Южно-Казахстанского областного филиала Союза судей РК Акылбек 

Елшибаев обратился в Фонд защиты свободы слова «Адил соз» с  письмом, в котором 
выразил возмущение  многочисленными публикациями о нарушениях в работе судейского 
корпуса ЮКО в газете «Central  Asia Monitor». Он обвиняет издание в распространении 
ошибочных выводов по поводу действий судей и вынесенных ими решений, давлении на 
суд.  По мнению А. Елшибаева,  такие публикации «дискредитируют  судебную систему 
перед общественностью страны и перед иностранными государствами». «Надеемся, что со 
стороны  международного  фонда  защиты  свободы  слова  «Адил   соз»  будет  оказано 
содействие  в  предоставлении  достоверной  и  компетентной  информации  средствами 
массовой  информации  о  деятельности  судебных  органов»,  -  говорится  в  письме 
председателя областного филиала Союза судей. 

.  «Адил  соз»  перенаправил  обращение  Елшибаева  в  редакцию  газеты,  так  как 
является  общественной  организацией,  не  вмешивающейся  в  редакционную  политику 
СМИ.

Журналисты «Central Asia Monitor» считают, что обращение А. Елшибаева вызвано 
критической  ситуацией  для  судов  южноказахстанского  региона,  и  судьи,  после 
обнародования   вопиющих  нарушений  с  их  стороны,  решили  взять  ситуацию  под 
контроль. 

20



В ответе издания, присланном в «Адил соз», говорится: «...мы считаем, что своими 
публикациями  помогаем  судебной  власти  избавиться  от  имеющихся  недочетов  в  их 
работе и достичь настоящего  авторитета у казахстанского народа.  (…) Мы вправе в силу 
ст.  20  Конституции  Казахстана  высказывать  свое  мнение,  оценочные  суждения,  даже 
нелицеприятные и даже по поводу работы судей». 

4.  Обвинения в нарушении порядка отбывания наказания

Июль, 13
Рамазан Есергепов, «Алма-Ата Инфо» (г. Алматы)
13  июля  административная  комиссия  колонии  общего  режима  158/2  г.  Тараза 

отказала главному редактору газеты «Алма-Ата ИНФО» Рамазану Есергепову в условно-
досрочном освобождении с формулировкой: не встал на путь исправления. 

Основанием для отказа послужило взыскание от 20 января 2010 г. Взыскание было 
наложено на  Есергепова,  когда  из следственного  изолятора его привезли в  колонию и 
после нескольких  дней  карантина  зарегистрировали  в  бараке  номер  три,  а  поселили  в 
барак  номер  четыре  под  предлогом,  что  третий  барак  переполнен.  Этот  факт  был 
зафиксирован как нарушение со стороны осужденного.

Напомним,  Есергепов  был  арестован  6  января  2009  года  и  8  августа  2009  г. 
приговорен к трем годам лишения  свободы в колонии общего режима за разглашение 
госсекретов.  Поводом для уголовного преследования послужила статья «Кто управляет 
страной – президент или КНБ?», напечатанная в газете «Алма-Ата Инфо» 21 ноября 2008 
г. В этом материале, в частности, была опубликована служебная переписка начальника 
департамента  КНБ  по  Жамбылской  области,  генерал-майора  Козбасара  Нурбекова  и 
председателя КНБ Амангельды Шабдарбаева.

Суд апелляционной инстанции и надзорная коллегия Жамбылского областного суда 
оставили  приговор  без  изменений.  Верховный  суд  отказал  в  возбуждении  надзорного 
производства.

Судебные процессы проходили в закрытом режиме. В закрытом режиме, вопреки ст. 
19 Уголовно-процессуального кодекса РК, был оглашен приговор. 

5. Обвинения в искажении читательских писем

Июль, 28
«Курс» (г. Кокшетау)
В редакцию газеты «Курс» обратился читатель В. Зюзин. Он был возмущен тем, что 

его письмо-резонанс на ранее  опубликованный материал было напечатано в  несколько 
сокращенном виде (по словам читателя, наполовину),  а под письмом стояла только его 
подпись,  а  не  всех  лиц,  подписавших  письмо.  В.  Зюзин  пообещал  обратиться  в 
прокуратуру и довести дело до конца. 

Объяснения  редакции,  что  напечатанный  текст  письма  был  распознан  на 
компьютере,  а  написанные  от  руки  фамилии распознаванию  не  поддавались,  читатель 
слушать не стал. 

6. Требования о защите чести, достоинства и деловой репутации, 
вытекающие из публикации определенных сведений

Июль, 16
«Central Asia Monitor» (г. Алматы)
16 июля Банк развития Казахстана и шесть его крупных заемщиков - АО «Каустик», 

ТОО  «Силициум  Казахстан»,  АО  «Агромашхолдинг»,  ТОО  «Казахцемент»,  АО 
«Компания «Биохим», АО «Ютекс» - обратились в Специализированный межрайонный 

21



экономический суд г. Алматы с иском к учредителю газеты «Central Asia Monitor» ТОО 
«Alem BG» о защите чести, достоинства и деловой репутации и возмещении морального 
вреда в размере 350 миллионов тенге.

Поводом к иску послужили несколько редакционных статей, опубликованных в этом 
издании  под  псевдонимом  Алан  Бекетов  -  «Время  не  ждет.  «Время»  пережидает?» 
(28.08.2009), «А Васька слушает да ест» (04.09.2009), «Время собирать камни, или Что 
развил  «Банк  развития  Казахстана»  в  Казахстане?  (15.09.2009),  «Не все  на  этом свете 
решается  за деньги» (21.09.2009),  «В темпе вальса» (22.09.2009),  «Игра по правилам и 
без»  (29.09.2009),  «Скованные  одной  целью»  (06.10.2009),  «БРК:  странная  любовь  к 
«Казахцементу» (07.10.2009.).

19 июля судья Специализированного межрайонного экономического суда Алматы Г. 
Мeйржанова  удовлетворила  требование  истцов  о  наложении  ареста  на  имущество 
редакции газеты «Central  Asia Monitor» в качестве меры по обеспечению иска.  Следом 
адвокат истца Л. Жансеитова заявила ходатайство с требованием запретить газете «Central 
Asia Monitor» публиковать статьи о своих доверителях. 

Редакция подала в суд заявление  о снятии ареста. 

Июль, 23
ТРК «Казахстан» (г. Астана)
23 июля главный редактор  телевизионной программы  «За  и  Против» телеканала 

«Казахстан»  получил  досудебную претензию судьи Аль-Фарабийского районного суда г. 
Шымкента Бийсимбиевой Ш.А. 

В  программе  «За  и  Против»   был  сюжет  о  том,  что  судья  Шара  Бийсимбиева 
допустила в приговоре по делу Сабденова А.М., написанного  на казахском языке, 478 
ошибок.  Этот  факт   подтвержден  заключением  ученых–лингвистов,  специалистов  в 
области  казахского  языка.  В передаче  шла  речь  о  том,  что  недопустимо использовать 
государственный язык на таком низком уровне, тем более в тексте приговора.

В претензии судья Ш. Бийсиимбиева требует опровергнуть эту информацию. Судья 
считает, что «… подавляющее количество «ошибок» является стилем изложения любого 
приговора  суда,  ежедневно  применяющимся  каждым  судьей  республики, 
рассматривающим уголовные дела». 

Июль, 22
«Курс» (г. Кокшетау)
8 июля состоялся дисциплинарный совет Акмолинской области, на котором в том 

числе  был  рассмотрен  вопрос  о  нарушениях  в  сфере  государственных  закупок, 
допущенных  конкурсной  комиссией  Зерендинского  района.  Материал  по  этому 
дисциплинарному совету был опубликован в газете «Курс» 22-го июля. В тот же день в 
редакцию  обратились  представители  упоминавшейся  в  статье  фирмы,  выигравшей 
конкурс благодаря нарушениям.  Они потребовали опровержения,  апеллировав тем,  что 
решение  межрайонного  специализированного  экономического  суда  не  вступило  в 
законную силу, и поэтому «диссовет не должен был рассматривать это дело, а газета не 
должна была писать об этом».

Июль, 09
Кундызай Калауова, «Замана» (г. Шымкент, Южно-Казахстанская область)
9  июля  Южно-Казахстанский  областной  суд  вынес  решение  об  отказе  в 

удовлетворении  апелляционной  жалобы  газеты  «Замана»  и  журналиста  Кундызай 
Калауовой.  Решение  Енбекшинского  районного  суда  Шымкента  по  иску  заместителя 
директора школы-гимназии № 38 М. Сеитхожаева о выплате 100 000 тенге солидарно в 
счет возмещения морального вреда и публикации опровержения оставлено без изменений.

Напомним,  поводом  к  иску  о  защите  чести,  достоинства  и  деловой  репутации  к 
22



редакции газеты и журналисту послужили публикации, посвященные фактам нарушениям 
педагогической  этики  в  этом  учебном  заведении  -   «Шарамыга…  Хайуан…  Есек… 
окушыны  осылай  атауга  бола  ма?»  («Шарамыга…  Зверь…  Ишак…  разве  можно  так 
называть школьника?») и «Бала кандай тартiпсiздiгi ушiн мектептен шыгарылады?» («За 
что  школьник  может  быть  выдворен  из  школы?»),  «№38 мектеп  не  ушiн  тексерiлдi?» 
(«Почему  проверяли  школу  №  38?»),  «Маскара  болдык...  Тэнiмiз  киналды...» 
(«Опозорились мы... Физически страдали...»), опубликованные в «Замане» 26 октября, 2 и 
11 ноября и 16 декабря 2009 года .

Июль, 20
«Любимый город» (г. Кокшетау)
Как сообщалось  ранее,  в  марте  ТОО «Эксперт Арсенал» предъявил собственнику 

кокшетауской   газеты  «Любимый город»  -  ТОО «Риск-Бизнес»  иск  о  защите  деловой 
репутации  и  публикации  опровержения.  Истец  требовал  взыскать  с  ответчика 
причиненный ущерб в размере 60 000 тенге, моральный вред в размере 2 500 000 тенге, а 
также судебные расходы в размере 116 660 тенге.  Поводом послужила статья «Детская 
забастовка»,  опубликованная  в  февральском  номере  газеты  «Любимый  город».  В  ней 
причиной  забастовки  учащихся  названа  испорченная  еда  в  Интеллектуальной  школе 
первого  Президента  РК.  Обеспечением  предоставления  питания  в  этой  школе  как  раз 
занималось ТОО «Эксперт Арсенал».

В  июле  Специализированный  межрайонный  экономический  суд  Акмолинской 
области своим решением полностью отказал Товариществу в исковых требованиях.

ТОО «Эксперт Арсенал» подало апелляционную жалобу в Акмолинский областной 
суд.

Июль, 19
«Темиртауский рабочий» (г. Темиртау)
Бывший председатель  ПКСК «Комфорт»  в Темиртау Нина Жельменова подала в 

суд  иск  о  защите  чести  и  достоинства  на  газету  «Темиртауский  рабочий».  Поводом 
послужила статья журналиста Киры Щербаковой «Где деньги, Нин?», опубликованная в 
газете 14 апреля текущего года. В материале  было написано, что члены ПКСК «Комфорт» 
не досчитались огромной суммы денег – около двух с половиной миллионов тенге своих 
взносов. Более чем за месяц до выхода этой статьи финансовой полицией города Темиртау 
была  назначена  судебно-бухгалтерская  экспертиза,  после  проведения  которой  в 
кооперативе  обнаружили  недостачу  в  1  миллион  900  тысяч  263  тенге.  Кроме  того, 
инициативная группа, проверив по ведомостям оплату за вывоз мусора, выявили еще одну 
недостачу в сумме 481 тысяча 390 тенге. Об этом и было написано в статье. 

В  своем  исковом  заявлении  Н.  Жельменова  предъявила  к  редакции  требование 
опубликовать в ближайшем номере газеты опровержение сведений по факту присвоения 
денежных средств в сумме 1 миллион 900 тысяч 263 тенге,  хотя в статье нет никаких 
конкретных указаний на то, что именно Жельменова присвоила деньги.

Июль, 27
Сергей Чайка, «Квартал Петропавловск» (Северо-Казахстанская область)
15  июля  в  газете  «Квартал  Петропавловск»  была  опубликована  статья  «Первый 

парень на деревне...»,  в которой автор рассказал  об избиении тремя жителями поселка 
Якорь   Северо-Казахстанской  области  несовершеннолетнего  молодого  человека.  В 
материале были приведены слова свидетельницы избиения Людмилы Маркеевой, которая 
описала  одного  из  участников  происшествия  — Норика  Заргаряна  — как  «огромного, 
лысого и страшного мужчину». 

Эти  слова  Н.  Заргарян  посчитал  оскорбительными,  причиняющими  нравственные 
страдания, и через агентство юридических услуг «Танаш би» (г. Петропавловск) направил 

23



претензию  на  имя   шеф-редактора  издания  Сергея  Чайки.  Н.  Заргарян  потребовал 
опубликовать  опровержение  по  поводу  его  участия  в  конфликте  и  публично  в  газете 
принести ему извинения по факту оскорбления чести и достоинства. 

Редакция в публикации опровержения отказала, так как Людмила Маркеева  от своих 
слов не отказывается: именно таким - «огромным, лысым, страшного вида мужчиной» он 
ей показался в тот день.  

Н. Заргарян направил Л. Маркеевой досудебную претензию, в которой потребовал 
500 тысяч тенге в возмещение морального вреда.  Жительница села намерена отставить 
свои слова в Кызылжарском районном суде. «Он действительно очень большой, голова у 
него  лысая,  и  когда  он  набросился  на  мальчишку,  было  очень  страшно»,  -  говорит 
Маркеева.

Июль, 07
«Эврика» (г. Актобе) 
«Литер» (Актюбинская область)
86-летний инвалид войны, участник Второго Украинского фронта Гизат Тухтабаев 

обратился с заявлением о защите чести и достоинства в актюбинский городской суд к 
двум изданиям — «Литер» и «Эврика».  Поводом послужили статьи, опубликованные в 
этих изданиях в апреле 2006 г. и в апреле 2010 г. 

Ветеран считает, что ситуация  вокруг его пулевого ранения в обоих случаях была 
описана  неверно.  Также ветеран  опровергает  слова журналистов  о том,  что   во время 
войны он работал связистом. На самом деле, уверяет ветеран, он участвовал в боях и был 
демобилизован в 1946 году.  Моральный вред ветеран просит определить на усмотрение 
суда. 

Июль, 08
«Костанайские новости» (г. Костанай)
10  июня  в  газете  «Костанайские  новости»  в  рубрике  «Городской  блокнот»  было 

опубликовано  фото  рекламного  штендера  салона  "Ledy  BOSS".  Фото  сопровождалось 
комментарием читательницы, приславшей его, о том, что первое слово в названии салона 
написано не так, как этого требуют нормы английского языка - lady. 

После выхода публикации в газету с письменной претензией обратилась собственник 
салона  Елена  Платаш  с  требованием  извинений  и  бесплатной  рекламы  в  качестве 
компенсации. В претензии она сообщила. что название салона написано не на английском, 
а на литовском - ее родном — языке.

8  июля  в  газете  вышла  статья  корреспондента  Марии  Шило  «Меняем  lady  на  
bosas».  Как  сообщается  в  материале,  газете  удалось  разыскать  переводчика,  знающего 
литовский язык.  Он дал следующий ответ:  «Если эта надпись  на  литовском языке,  то 
слово «ledy» написано правильно. А вот слово «boss» - неправильно. По-литовски должно 
писаться «bosas».

7. Требования СМИ и журналистов 
о защите своих гражданских и профессиональных прав

7.1. Требования об отмене решений о блокировании доступа к веб-сайтам

Июль, 15 
Казнет
15 июля в Петропавловске  интернет-пользователи получили на руки решение суда 

по  своему  иску  к  Министерству  связи  и  информации  о  признании  незаконным 
бездействия Министерства с в отношении блокировки доступа пользователей к порталу 
«Республика» и его «зеркальным» сайтам. 

24



Судья  городского  суда  №  2  Петропавловска  Н.  Малдыбаев  приняла  решение 
отказать в удовлетворении исковых требований.

Июль, 20
Казнет (г. Алматы)
20 июля в Медеуском районном суде г. Алматы состоялось судебное заседание по 

иску Раушан Есергеповой к Министерству связи и информации по поводу его бездействия 
в  отношении  блокировок  интернет-ресурсов.  Суд  отказал  в  удовлетворении  иска 
сославшись  на  то,  что  Министерство  связи  и  информации  не  вправе  требовать  от 
операторов и провайдеров информацию о доступе к какому-либо интернет-ресурсу.

Раушан Есергепова одной из первых в рамках кампании «За свободный интернет» 
подала иск на Министерство связи и информации.

Напомним: 29 июня на заседании суда по ее иску представитель истца юрист Сергей 
Уткин предложил заключить мировое соглашение. Представители министерства заявили о 
том, что готовы содействовать в разрешении проблем с блокировкой сайтов в Казахстане 
и не исключают мировое соглашение.

8 июля стало известно, что Министерство связи и информации не будет разбираться 
с  незаконными  блокировками  популярных  сайтов.  Об  этом  сообщил  представитель 
ведомства, сославшись на решение своего руководства.

Раушан  Есергепова  не  согласна  с  решением  суда  и  намерена  обжаловать  его  в 
вышестоящей инстанции.

Июль, 20
Казнет (г. Уральск)
20  июля  городской  суд  №  2  Уральска  под  председательством  судьи  Галии 

Даулеткалиевой вынес решение по искам интернет-пользователей к Министерству связи и 
информации по поводу бездействия чиновников в отношении провайдеров, блокирующих 
популярные информационные интернет-ресурсы в Казахстане.

Суд отказал в удовлетворении иска, сославшись на то, что «в полномочия ответчика 
не входит право требования от операторов связи-провайдеров информации либо других 
сведений о доступе к какому-либо ресурсу,  а также не вправе ответчик и осуществлять 
проверку причин отсутствия доступа».

Напомним, в мае 2010 года городской суд Уральска принял 8 исков из 10 поданных 
интернет-пользователями  уральского  региона  к  Министерству  связи  и  информации, 
которые объединили в одно производство. Истцы посчитали, что ответчик, на которого 
законодательно возложены полномочия по государственному и техническому надзору и 
контролю  в  области  связи,  не  предпринимает  никаких  мер  по  восстановлению 
конституционных прав пользователей на свободное получение информации, в частности, 
по  разрешению  проблем  с  блокировкой  интернет-портала  «Республика»,  его  форум-
партнера  и  некоторых  его  «зеркал»,  на  закрытие  которых  не  было  решения  их 
собственника или суда. 

Июль, 20
Казнет
20  июля  в   Алмалинском  районном  суде  №  2  г.  Алматы  состоялось  очередное 

судебное  заседание  по  иску  журналиста  Евгении  Плахиной  к  Министерству  связи  и 
информации.  Евгения Плахина подтвердила свои требования по разблокировке форум-
партнера портала «Республика», самого Интернет-портала «Республика» и некоторых его 
«зеркал» и указала на нарушения основных конституционных прав и свобод граждан на 
свободное получение и распространение информации.

Истец  представила  в  суде  в  качестве  доказательств  блокировки  этих  ресурсов 
несколько  актов  от  различных  НПО  и  журналистов  о  том,  что  вход  на  эти  сайты 

25



невозможен.
Представитель  министерства  Омарашева  С.Т.  признала,  что  министерству  факт 

блокировки известен. При этом она указала, что министерство действует строго в рамках 
закона  о  лицензировании  и  не  вмешивается  в  деятельность  провайдера.  Она  также 
добавила,  что  в  перечень  случаев  отзыва  лицензий  у  провайдеров  нарушения  в  сфере 
обеспечения права на доступ к информации не входят.

Июль, 30
Евгения Плахина, портал «Республика» (г. Алматы)
29  июля  в  16  часов  в  Алмалинском  районном  суде  №  2  г.  Алматы  состоялось 

очередное  слушание  по  иску  журналиста  Евгении  Плахиной  к  Министерству  связи  и 
информации РК. Поводом к иску стало ограничение доступа к ряду интернет-ресурсов: 
длительная  блокировка  форума-партнера  портала  «Республика»,  блокировка  самого 
Интернет-портала «Республика» и некоторых его «зеркал».

На судебном заседании были заслушаны прения сторон. 
Представитель ответчика С. Омаралиева заявила о том, что министерство не обязано 

регулировать вопросы доступа к информации с провайдерами. В его компетенцию входит 
лишь  контроль  по  техническим  параметрам  собственников  информационных  систем. 
Прокурор, участвующий в судебных разбирательствах, представил заключение, в котором 
говорится,  что  иск не  может быть  удовлетворен  согласно  ст.  8  Закона  РК «О связи»: 
«уполномоченный орган имеет право направлять предписания об устранении нарушений в 
работе,  которые  создают  угрозу  жизни,  здоровью  людей,  окружающей  среде  или 
нормальному функционированию систем жизнеобеспечения».

В  свою  очередь,  представитель  истца  юрист  Ганна  Красильникова  указала,  что 
Казахстан ратифицировал международные документы по беспрепятственному доступу к 
информации  и  обеспечению  свободы  слова.  Кроме  того,  Конституция  РК  обладает 
высшей  юридической  силой,  где  также  закреплено  право  граждан  на  доступ  к 
информации  и,  соответственно,  любой  государственный  орган  обязан  соблюдать  это 
право.

30 июля решением Алмалинского суда № 2 г. Алматы иск журналиста оставлен без 
удовлетворения.

Судебное решение основано на ст. 8 Закона РК «О связи»: «уполномоченный орган 
имеет  право  направлять  предписания  об  устранении  нарушений  в  работе,  которые 
создают  угрозу  жизни,  здоровью  людей,  окружающей  среде  или  нормальному 
функционированию систем жизнеобеспечения» и ст 18 Закона РК «Об информатизации», 
согласно  которой  доступ  к  негосударственной  информационной  системе  и  порядок  ее 
эксплуатации определяется ее собственником или владельцем, то есть, провайдером.

Е. Плахина намерена обжаловать решение районного суда в вышестоящих судебных 
инстанциях.

Июль, 30
Казнет
В июне интернет-пользователи Жамбылской области подали 10 судебных исков к 

Министерству  связи   и  информации  по  поводу  бездействия  ведомства  в  отношении 
блокировки  интернет портала «Республика» и некоторых других популярных интернет-
ресурсов  на  территории  Казахстана.  Они  потребовали  обязать  Министерство  связи  и 
информации РК восстановить нарушенные права казахстанцев на получение информации.

30 июля в Таразском городском суде состоялись прения сторон, во время которых 
представитель Министерства связи и информации РК заявил, что истцы имеют доступ к 
сайту www.respublika.kz, а остальные сайты не находятся на территории РК и не относятся 
к доменной зоне KZ. Истцы, основываясь на выездном заседании суда, привели  доводы, 
по блокировке интернет-портала «Республика». 

26



Выслушав доводы сторон, судья З. Ибраева объявила об окончании процесса и ушла 
в совещательную комнату для принятия решения. Оглашение решения суда назначено на 
4 августа. 

7.2 Требования о предоставлении информации

Июль, 26
«Central Asia Monitor» (г. Алматы)
26 июля ТОО «Alem BG» - собственник газеты «Central Asia Monitor» обратился в 

экономический суд г. Астаны с иском к АО «Самрук – Казына», в котором просит суд 
обязать ответчика предоставить информацию по запросам редакции.

Редакция в период с октября 2009 г.  по апрель 2010 г.  отправила АО « Самрук-
Казына» пять письменных запросов, в которых просила предоставить информацию по 19 
вопросам, касающимся деятельности АО. 

«Самрук-Казына» не ответило ни на один вопрос. Вместо этого прислало в редакцию 
письмо,  в  котором  рассказано,  как  АО  работает  со  СМИ,  какие  оно  проводит  пресс-
конференции и рассылает пресс-релизы.

Редакция  через  суд  намерена  получить  общественно  значимую  информацию, 
представляющую интерес для читателей. Судебное заседание назначено на 1 сентября.

Июль, 30
«Central Asia Monitor» (г. Алматы)
Редакция  газеты  «Central  Asia  Monitor»  подала  исковое  заявление  в 

специализированный межрайонный экономический суд г. Астаны к ТОО «Казахцемент» и 
АО  «Банк  развития  Казахстана».  Поводом  для  обращения  в  суд  послужил  отказ 
ответчиков предоставить редакции общественно значимую информацию.

Журналисты издания несколько раз обращались с запросами к ТОО «Казахцемент» с 
просьбой предоставить информацию (например, на какую дату назначен ввод цементного 
завода в г.  Семей).  Однако  на все запросы журналисты получили ответы,  что  данная 
информация является коммерческой тайной.  

7.3 Требования о защите чести, достоинства и деловой репутации

Июль, 20
«Central Asia Monitor» (г. Алматы)
Собственник газеты «Central Asia Monitor» - ТОО «Alem BG» направил досудебную 

претензию  в  Союз  судей  Республики  Казахстан  и  на  имя  председателя  южно-
казахстанского филиала Союза судей Акылбека Елшибаева. 

Поводом стало письмо А. Елшибаева, присланное в международный фонд защиты 
свободы  слова  «Адил  соз».  В  нем  председатель  областного  филиала  обвиняет  газету 
«Central  Asia  Monitor»  в  распространении  недостоверных  сведений  с  целью  увода  от 
уголовной  ответственности  коррупционеров  и  дискредитирующих  «судебную  систему 
перед общественностью страны и перед иностранными государствами».

По  мнению  собственника  издания,  утверждения  судьи  не  соответствуют 
действительности  и  порочат   деловую  репутацию   ТОО  «Alem  BG»  «во  мнении 
работников Международного Фонда защиты свободы слова «Адил соз» с точки зрения 
соблюдения  нами  законов  и  моральных  принципов  общества».  Собственник  издания 
требует направить в адрес «Адил соз»  письмо за подписью председателя ЮКОФ Союза 
судей Казахстана А. Елшибаева с извинениями «за доставленное неудобство и введение 
вас в заблуждение».  

27



Июль, 29
Ольга Щукина, «Время» (Жамбылская область)
Как сообщалось  ранее,  в  марте  2009 года фотокорреспондент  газеты «Время» по 

Жамбылской области Ольга Щукина по заданию редакции пришла в суд № 2 г. Тараза, где 
должны  были  огласить  приговор  по  делу  бывшего  директора  дома  престарелых  и 
инвалидов № 2 Адиля Сегизбаева, обвиняемого в превышении должностных полномочий 
и  хищении.  После  окончания  заседания  во  дворе  суда  О.  Щукина  попыталась 
сфотографировать  А.  Сегизбаева.  В  ответ  он  стал  делать  неприличные  жесты  и 
нецензурно выражаться, затем бросился на журналиста, сбил ее с ног, пытаясь вырвать из 
рук фотоаппарат. Журналист была вынуждена обратиться за помощью к окружающим. 

25  января  Ольга  Щукина  обратилась  в  таразский  городской  суд  с  иском  о 
возмещении  морального  вреда  в  размере  500  тыс.  тенге.   Суд  вынес  решение 
удовлетворить иск журналиста частично: в качестве возмещения морального вреда Ольга 
Щукина  получит  15  тысяч  тенге.  21  июля  Жамбылский  областной  суд  оставил  это 
решение без изменения.

По  словам  правозащитницы  Розы  Кушаковой,  представляющей  интересы 
фотокорреспондента  в  суде,  «за  «опорочивание»  на  страницах  газеты  Фемида  карает 
очень сурово, взыскивая с изданий и авторов сотни тысяч и миллионы тенге. А прессу, 
выходит, можно «мочить» безбоязненно - за смешные деньги».

7.4 Требования о защите трудовых прав

Июль, 16
Шолпан Нысанбекова, радио «Казахстан-Шымкент» (Южно-Казахстанская область)
16  июля   судья  Альфарабийского  районного  суда  Шымкента  Абдулла  Сапашев 

вынес  решение  по  иску  Шолпан  Нысанбековой  о  восстановлении   ее  на  работе  в 
должности  журналиста радио  «Казахстан-Шымкент» (Южно-Казахстанский филиал АО 
РТРК  «Казахстан»)  .  Судья  в  иске  отказал,  сославшись  на  то,  что  11  февраля 
руководителем телекомпании был издан приказ  по сокращению штатов, под которым она 
поставила свою подпись.

Журналист  считает,  что  ее  уволили  незаконно.  По  словам  Ш.  Нысанбековой, 
подписывая   приказ  об  увольнении,  руководитель  областной  телекомпании   Галым 
Омарханов обещал ей, что это временная мера, и после отпуска журналист продолжит 
работу. Однако затем от своих обещаний отказался. 

26  июля  Шолпан  Нысанбекова  подала  апелляционную  жалобу  на  это  решение  в 
Южно-Казахстанский областной суд.  

Июль, 09 
Бейбит Бисенбаев, ТК «Казахстан-Шымкент» (Южно-Казахстанская область)
9 июля судья Альфарабийского  районного  суда Шымкента Гульнара Шайбекова 

вынесла  решение  по  иску  Бейбита  Бисенбаева,  работавшего  журналистом  казахской 
редакции  телекомпании «Казахстан-Шымкент» (Южно-Казахстанский филиал АО РТРК 
«Казахстан»).  Судья отказал истцу в требованиях восстановить его на работе, оплатить 
вынужденный прогул, начиная с 11 февраля (когда его уволили по сокращению штатов) и 
выплатить в качестве возмещения морального вреда солидарно три миллиона тенге с АО 
РТРК «Казахстан» и южно-казахстанского филиала АО.

21  июля  Бейбит  Бисенбаев  не  согласился  с  таким  решением  и  обратился  с 
заявлением в апелляционную коллегию областного суда. 

8. Требования СМИ и журналистов к СМИ и журналистам 
о защите гражданских и профессиональных прав

28



Июль, 28
Талгат Айдарханов, «Квартал Петропавловск» (Северо-Казахстанская область)
Редактор  газеты  «Петропавловск  KZ»  Екатерина  Назаренко  обратилась  в 

прокуратуру  Петропавловска с  жалобой на редактора газеты «Квартал Петропавловск» 
Талгата Айдарханова. Претензия Екатерины Назаренко вызвана тем, что в рекламе своего 
издания, собственником которого Айдарханов является, он говорит, что ТОЛЬКО газета 
«Квартал Петропавловск» принимает бесплатные объявления по телефону. Е. Назаренко 
не согласна с рекламой, поскольку редакция газеты «Петропавловск KZ» тоже принимает 
бесплатные объявления по телефону.   Назаренко просит  прекратить такую рекламу и 
наказать Айдарханова по закону. 

Мониторинг подготовлен по сообщениям 
СМИ и корреспондентов Фонда
«Адил соз».

Координатор мониторинговой службы фонда «Адил соз»
Елена Цой
e-mail: lena@adilsoz.kz

Руководитель юридической службы фонда «Адил соз»
Ганна Красильникова
e-mail:    ganna@adilsoz.kz  

По всем вопросам мониторинга вы можете также обратиться 
info@adilsoz.kz

29

mailto:lena@adilsoz.kz
mailto:info@adilsoz.kz
mailto:ganna@adilsoz.kz

	I. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО, АДМИНИСТРАТИВНОГО И ПРАВОВОГО КЛИМАТА В СТРАНЕ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ 
СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
	1.  Действия и выступления должностных лиц, определяющие фактическое положение средств массовой информации и состояние свободы слова
	2. Изменения и проекты изменений действующего законодательства, 
определяющие правовое положение средств массовой информации 
	3. Оценки фактического положения средств массовой информации и свободы слова 

	4. Выступления и действия в защиту гражданских 
и профессиональных прав СМИ и журналистов

	II. НАРУШЕНИЯ ПРАВ СМИ И ЖУРНАЛИСТОВ
	1.  Нападения на журналистов
	2.  Угрозы в отношении журналистов
	3. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов
	4. Необоснованный отказ и нарушение сроков предоставления 
общественно значимой информации
	5.  Необоснованные ограничения в получении общественно значимой информации
	6. Неправомерный доступ к компьютерной информации
	7. Нарушения принципа гласности судебного процесса
	8. Нарушения хозяйственный прав СМИ

	III. КОНФЛИКТЫ. НАРУШЕНИЯ, ИНКРИМИНИРУЕМЫЕ 
СРЕДСТВАМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
	1. Обвинения в посягательстве на честь и достоинство Президента РК 
(ст. 318 УК РК)
	2. Обвинения в разжигании межнациональной розни 
	3. Обвинения в воздействии на суд
	4.  Обвинения в нарушении порядка отбывания наказания
	5. Обвинения в искажении читательских писем
	6. Требования о защите чести, достоинства и деловой репутации, 
вытекающие из публикации определенных сведений
	7. Требования СМИ и журналистов 
о защите своих гражданских и профессиональных прав
	7.1. Требования об отмене решений о блокировании доступа к веб-сайтам
	7.2 Требования о предоставлении информации
	7.3 Требования о защите чести, достоинства и деловой репутации
	7.4 Требования о защите трудовых прав

	8. Требования СМИ и журналистов к СМИ и журналистам 
о защите гражданских и профессиональных прав


