
 

                                                                             Международный Фонд защиты 
                                                                 свободы слова «Адил соз»

Мониторинг
нарушений свободы слова в Казахстане

в июне 2009 года

Закрытие  месяца: Специализированный  межрайонный  административный  суд 
Карагандинской области закрыл ТВ «АРТ».

Популярный  телеканал  обвинили  в  разжигании  межнациональной  розни  и  в 
пропаганде насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности 
республики,  подрыва  безопасности  государства,  войны,  социального,  расового, 
национального, религиозного, сословного и родового превосходства, культа жестокости и 
насилия, а также в политическом экстремизме. 

Поводом  для  обвинений  послужили  два  сообщения  националистического 
содержания, появившиеся с перерывом в 15 минут в SMS-чате телеканала, куда любой 
телезритель  может  отправить  сообщение  с  мобильного  телефона.  Эти  сообщения 
технический работник пропустил в эфир из-за незнания казахского языка. Он был наказан 
руководством  телеканала  в  административном  порядке.  Кроме  того,4  июня 
постановлением Специализированного межрайонного экономического суда на редакцию 
телеканала   наложен  административный  штраф  в  размере  60  МРП  –  76380  тенге  с 
конфискацией продукции СМИ. Этого оказалось мало, и прокурор подал иск о закрытии 
телеканала. 

Ряд общественных организаций Казахстана обратились к Генеральному прокурору 
РК с просьбой «дать объективную оценку сложившейся  ситуации». Ведомство оставило 
обращение журналистских организаций без рассмотрения.

Директор телеканала Руслан Никонович уверен, что СМС-сообщения, пропущенные 
в эфир по оплошности, являются лишь предлогом для гонений на телеканал. Истинную 
причину преследования  он видит  в  борьбе,  развернувшейся  за  тендерные деньги.  (см.  
глава II, раздел 8; глава III, раздел 3; глава I, раздел 5 ) 

Сотрудничество  месяца: 25  июня  вновь  назначенный  начальник 
сельхозуправления  Атырауской  области  Жанкельды  Рахметкалиев,  встретив  в  своей 
приемной корреспондента газеты «Ак Жайык» Тимура  Казиева,  начал его выгонять со 
словами: «Здесь вам сидеть нельзя, выходите». Т. Казиев предложил чиновнику пройти в 
Дисциплинарный совет или аппарат акима области, чтобы разобраться, можно ему здесь 
сидеть или нельзя.  

Ж. Рахметкалиев отказался и заперся в своем кабинете. Спустя некоторое время он 
вышел в приемную и сообщил журналисту, что его только что назначили на должность, 
он  пока  не  может  предоставить  какую-либо  информацию,  а  также  запрещает 
распространять ее своим подчиненным. (глава II, раздел 2)

Коммерция  месяца: Редакция  газеты  «Республика  –  деловое  обозрение»  для 
получения  информации  обратилась  с  запросом  в  департамент  юстиции  Павлодарской 
области. Сотрудники департамента согласились принять запрос только в том случае, если 
журналист  заплатит  через  банк  48 тенге.  Свое  требование  они  мотивировали тем,  что 
форма  собственности  «Республики»  -  ТОО,  следовательно,  газета  представляет  собой 
коммерческую структуру. 

1



На возражения  журналистов,  что,  согласно  ст.  18  закона  «О средствах  массовой 
информации»,  госорганы  обязаны  на  равных  условиях  предоставлять  информацию 
представителям  СМИ  независимо  от  их  формы  собственности  и  принадлежности, 
сотрудник  департамента  Алибекова  ответила:  «Вы  на  равных  условиях  со  всеми 
коммерческими организациями» (см. глава I, раздел 5)

Перемены  месяца:  Судья  Актюбинского  областного  суда  Адайбек  Сейдуллаев 
трижды обращался в суд по поводу публикации в газете «Диапазон». В начале апреля он 
подал  иск  в  суд  г.  Актобе,  требуя  защиты  чести,  достоинства,  деловой  репутации  и 
взыскания  морального вреда в размере 5 млн. тенге. А. Сейдуллаев посчитал, что своей 
публикацией «Шоу на судебных подмостках» («Диапазон, 3.07.2008 г.) газета обвинила 
его  в  нарушениях  законодательства,   из-за  чего  он испытал   нравственные страдания. 
Однако  в  конце  апреля  он  отказался  от  иска  «до  разрешения  дела  по  существу»,  и 
городской суд прекратил производство.

3  июня  А.  Сейдуллаев  обратился  уже  в  коллегию  по  гражданским  делам 
Актюбинского областного суда с частной жалобой. Он просил отменить определение суда 
Актобе от 30 апреля и направить дело на новое рассмотрение. 18 июня в областной суд 
Актобе  вновь  поступило  заявление  А.  Сейдуллаева.  Теперь  уже  об  отказе  от  частной 
жалобы на определение суда г.Актобе. Суд удовлетворил и это заявление.  (см. глава III,  
раздел 4)

Имидж  месяца: В  корпункт  газеты  «Караван»  по  Карагандинской  области 
обратилась жительница  села Есиль Осакаровского района Карагандинской области. Она 
рассказала, что ее муж был увезен нарядом полиции в психиатрическую клинику, и она ни 
у кого не может узнать, в какую именно. По словам женщины,  преследования ее мужа 
начались  после  того,  как  он  обратился  с  жалобой  на  главу  местного  крестьянского 
хозяйства в суд Осакаровского района. 

29  мая  в  газете  вышла  статья  Татьяны  Тен  «Неугодных  –  в  психушку?».  После 
выхода  материала  в  газету  поступило  письмо  Департамента  внутренних  дел 
Карагандинской области с требованием опровержения «с целью недопущения публикации 
фактов  без  их  предварительной  проверки  и  избежания  негативного  отношения  к 
сотрудникам ОВД РК и повышения их имиджа (см. глава III, раздел 4)

Разрешение месяца: После выхода в Кокшетауской газете «Курс» статьи Оксаны 
Матасовой «Спасите дом от председателя» в редакцию пришла председатель жилищно-
строительного кооператива «Просвещенец» Галина Соколова. Она заявила, что журналист 
не имела права присутствовать на собрании членов ЖСК без разрешения председателя.

Затем Г. Соколова обратилась в Кокшетауский городской суд с иском в отношении 
редакции и журналиста. Она требует обязать работников СМИ получать разрешение на 
посещение  собраний ЖСК и не  публиковать  статьи  по этой теме без  разрешения  (см.  
глава III, раздел 2)

Страховка  месяца: Администратор  сайта  газеты  «Мегаполис»  обратился  к 
пользователям  интернет-ресурса.  Он  объяснил,  почему  редакция  приняла  решение 
отключить  все  комментарии  под  публикациями  на  военную  тематику:  «многие 
комментаторы  пишут,  не  задумываясь  о  последствиях.  В  качестве  примера  можно 
привести разжигание межнациональной розни и «слив» компромата, не подтвержденный 
доказательствами. Складывается впечатление, что многие пользуются комментариями на 
сайте «Мегаполиса» только для того, чтобы свести счеты. Напомню, что в соответствии с 
новыми  изменениями  законодательства,  к  редакции  «Мегаполиса»  уполномоченные 
органы  в  случае  публикации  подобных  комментариев  спокойно  могут  применить 
различные малоприятные санкции» (см. глава I, раздел 4).

Рекорд  месяца:   Жетысуский  районный  суд  Алматы  вынес  решение  по  иску 
Национального банка РК о защите чести, достоинства и деловой репутации и возмещении 
морального вреда в размере 165 миллионов тенге к газете «Время» и журналисту Алексею 
Коновалову. Истец потребовал также опубликовать опровержение порочащих сведений.

2



Поводом  для  иска  послужила  статья  А.  Коновалова  «Чье  чутье?»  о  торгах  на 
Казахстанской  фондовой  бирже 3-го  февраля  2009  года,  накануне  резкой  девальвации 
тенге.  При  этом,  как  сказано  в  статье,  основными  покупателями  стали  организации, 
аффилированные с Народным банком. 

Национальный  банк  посчитал  информацию,  содержащуюся  в  публикации,  не 
соответствующей  действительности,  порочащей  деловую  репутацию  банка  и  его 
руководителя,  и   усмотрел  обвинение  в  раскрытии  некоторым  юридическим  лицам 
сведений о предстоящей девальвации национальной валюты.

30 июня суд обязал «Время» опубликовать на первой полосе издания официальное 
опровержение  не  соответствующих  действительности  сведений,  взыскать  в  качестве 
морального вреда 1,5 миллиона тенге  с редакции и 150 тысяч тенге – с журналиста (см.  
глава III, раздел 4). 

В июне 2009 г. мониторинг Фонда «Адил соз» зафиксировал  101 сообщение. Из 
них 29 определяют фактическое положение СМИ в свете политической атмосферы 
месяца, 44 дают информацию о прямых нарушениях прав СМИ и журналистов, 28 - о 
конфликтах и обвинениях, выдвинутых против СМИ и журналистов. 

Подробный  мониторинг  нарушений  прав  интернет-изданий  смотрите  на  сайте 
www.adilsoz.kz  в соответствующем разделе.

I.  ОСОБЕННОСТИ  ПОЛИТИЧЕСКОГО,  СОЦИАЛЬНОГО, 
АДМИНИСТРАТИВНОГО  И  ПРАВОВОГО  КЛИМАТА  В  СТРАНЕ, 
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ  ФАКТИЧЕСКОЕ  ПОЛОЖЕНИЕ  СРЕДСТВ  МАССОВОЙ 
ИНФОРМАЦИИ

1.  Заявления,  речи  и  выступления   высших  должностных  лиц  государства, 
определяющие фактическое положение средств массовой информации

Июнь, 24
Все СМИ
Председатель  Мажилиса  парламента  Урал  Мухамеджанов,  отвечая  на  вопрос 

корреспондента газеты «Литер» по поводу независимости средств массовой информации, 
сказал: «Государство, думающее о своем будущем, не может предоставлять безграничную 
свободу СМИ. Это мое твердое убеждение. 

…А  теперь  представьте,  что  журналисты  начнут  писать  все,  что  им  взбредет  в 
голову. Вспомните, к какому чудовищному международному скандалу и волнам насилия 
привели карикатуры, рисующие в черном свете чужую веру, опубликованные в изданиях 
Дании.

...Мы – развивающаяся страна. С тех пор как мы получили независимость, все сферы 
общественной  жизни  получили  новое  наполнение.  В  том  числе  и  журналистика. 
Журналист  –  особо  уважаемая  профессия.  Я  отношусь  к  пишущему  цеху  с  огромной 
симпатией.  Донести  до  народа  хорошие  новости,  показать  обществу  высококлассных 
специалистов,  сделать  их примером для подражания  –  такой  труд  достоин  всяческого 
уважения. Ведь каким журналист покажет человека обществу, таким и будет отношение 
общества к этому человеку».

Июнь 15 
Все СМИ
Председатель Агентства по информатизации и связи (АИС) Куанышбек Есекеев в 

интервью  газете  «Мегаполис»  в  очередной  раз  высказал  свое  мнение  по  поводу 
законопроекта  о  регулировании  информационно-коммуникационной  связи.  По  его 

3

http://www.adilsoz.kz/


мнению, данный проект закона носит не запретительный, а регламентирующий характер:
 «Если бы речь шла о запрете на распространение информации – это одна постановка 

вопроса. Но мы говорим: должен быть регламент распространения информации. 
…Например,  в  законопроекте  предусматривается  ответственность  владельца 

Интернет-ресурса.  Допустим,  он размещает  незаконную информацию…. Максимальное 
наказание,  которое   может  понести  владелец  Интернет-ресурса  за  невыполнение  норм 
закона,  это   отзыв  доменного  имени  сроком  на  три  месяца  при  решении  суда  о 
приостановлении  и  сроком  на  один  год  –  при  решении  суда  о  прекращении 
распространения информации. 

…Если незаконная информация была размещена на Интернет-территории той или 
иной  страны,  то  эта  страна  должна  реагировать  на  нее.  Это  мировая  практика.  Часто 
говорят: вот, Казахстан выставил свое ноу-хау и теперь будет регулировать Интернет. Но 
это  опыт  многих  стран.  Информация  не  имеет  внешних  и  внутренних  границ  –  она 
распространяется мгновенно». 

Июнь, 07
Все СМИ
7 июня состоялось очередное заседание рабочей группы Сената парламента РК по 

обсуждению законопроекта  по вопросам информационно-коммуникационных сетей. На 
нем  председатель  Агентства  по  информатизации  и  связи  РК  Куанышбек  Есекеев 
посетовал, что казахстанская пресса все не так понимает, когда речь идет о регулировании 
интернет-пространства.  По  его  мнению,  Всемирная  сеть  –  это  рынок,  а  не  средство 
творческого самовыражения. 

«Нас  воспитали,  что  Интернет  –  это  что-то  такое,  где  все  могут  выразить  свое 
мнение.  В  течение  пяти  лет  оппозиция  жестко  воспитывала  нас,  чтобы  мы  реально 
смотрели там оппозиционные сайты, собирали там информацию», - сказал К. Есекеев. 

Июнь, 29
Все СМИ
Государственный секретарь РК Канат Саудабаев вручил премии и гранты президента 

Казахстана в области СМИ большой группе казахстанских журналистов. 
По его словам, за годы независимости вместе со страной развивалась и крепла новая 

независимая журналистика, вклад которой в сегодняшние достижения Казахстана трудно 
переоценить.

«Укрепление доверия между людьми и властью, уверенности граждан в завтрашнем 
дне  сегодня  является  одной  из  самых  высоких  и  благородных  задач  журналистского 
сообщества», - подчеркнул Генеральный секретарь.

Июнь, 11
«Zonakz.net» (г. Алматы)
9 июня в интернет-издании  «Zonakz.net» была размещена статья «Казахстан: вчера, 

сегодня, завтра. Часть 1» за авторством Нуртая Абыкаева. В статье автор рассуждает об 
истоках национального менталитета казахского народа. 

Такое  же  имя  и  фамилию  имеет  первый  вице-министр  иностранных  дел  РК, 
которому пользователи сайта приписали авторство статьи. По этому поводу пресс-служба 
Министерства иностранных дел распространила сообщение о том, что редакция интернет-
издания «намеренно вводит своих читателей в заблуждение, эксплуатируя идентичность 
имен первого заместителя иностранных дел и ранее неизвестного автора статьи».

В  МИД  полагают,  что  редакция  сайта  «допускает  ошибку,  фактически 
попустительствуя подомным низкопробным PR-акциям».

4



2. Действия и выступления должностных лиц, определяющие фактическое 
положение средств массовой информации и состояние свободы слова

Июнь, 02
Все СМИ
Представители  СМИ,  придя  на  очередное  заседание  рабочей  группы  Сената 

парламента по законопроекту об информационно-коммуникационных сетях, узнали, что 
заседание уже прошло. Депутаты списали все на случайность. По словам руководителя 
рабочей группы Нурлыгайым Жолдасбековой, «представители разработчиков попросили 
перенести заседание на 11.30». Изначально оно было назначено на 15.00.

Народные избранники предложили журналистам задать свои вопросы в письменном 
виде через пресс-службу. 

Июнь, 18
«Жамбыл - Тараз» (Жамбылская область)
18 июня в редакцию газеты «Жамбыл-Тараз» позвонил начальник отдела внутренней 

политики акимата города Тараза Абдикарим Абдукаимов и приказал, чтобы журналисты 
перед каждым выездом на задание отмечались у него. Через некоторое время позвонил 
сотрудник этого же отдела акимата и попросил ознакомить его с тем, кто и куда сегодня 
идет.

Учредителем газеты «Жамбыл - Тараз» является отдел внутренней политики акимата 
г. Тараза.

Июнь, 26
Все СМИ
Президентский фонд развития государственного языка провел конкурс на лучшую 

публикацию о государственном языке в русскоязычной прессе.
На конкурс поступило около 30 работ, опубликованных с января по июнь 2009 года.
Как отмечается в распространенном сообщении пресс-службы фонда, при 

определении первого призера жюри отошло от конкурсных правил, решив наградить не 
журналиста, а целый редакционный коллектив - газету «Экспресс К». 

Второе место присуждено собственному корреспонденту газеты «Время» по 
Семейскому региону Восточного Казахстана Милане Гузеевой за публикацию «С языком 
не пропадешь».

Третьего места удостоена собственный корреспондент госинформагентства 
«Казинформ» по Павлодарской области Вера Ливинцова за интервью «Государственный 
язык - основа единения общества».

Июнь, 25
Все СМИ
Накануне  Дня  казахстанской  журналистики  комитет  по  языкам  министерства 

культуры  и  информации  определил  победителей  конкурса  «Государственный  язык  и 
СМИ». В конкурсе участвовали 300 работ. 

В  номинации  «Лучшее  печатное  издание»  первое  место  присуждено 
республиканскому изданию «Ана тiлi», второе место  - информационно-аналитическому 
журналу «Тiл» (Астана)  и республиканскому журналу для детей «Балбулак» (Алматы). 
Третье место заняли газеты «Орталык Казакстан» (Карагандинская область) и «Онтустiк 
Казакстан» (Южно-Казахстанская область).

В  номинации  «Лучший  телеканал»  первое  место  присуждено  республиканскому 
каналу  «Ел  арна»  за  программу  «Тапкыр  достар».  Призерами  стали  телеканалы 
«Казахстан»  (за  программу  «Соз-мерген»)  и  «Рика  ТВ»  (Актюбинская  область,  за 
программу «Сойле тiлiм»). Третье место - за передачами «Казакшаныз калай - Казахский 

5



язык  за  сто  дней»  телеканала  «Хабар»  и  «Тiлдария»  и  «Тiлiм-тiрегiм»  -  телеканала 
«Казахстан-Тараз» (Жамбылская область).

«Лучшим  радио»  признан  республиканский  «Шалкар»  (Алматы).  В  числе 
номинантов также «Радио Астана» Казахского радио и «Павлодартелерадио» -  за  цикл 
передач «Тiл жане отбасы», «Орталык тiл».

В номинации на лучший веб-сайт первые два места не присуждались. Третье место 
за рубрику «Язык. Культура» присвоено сайту «Ертiс дидары» (Павлодарская область).

3. Изменения и проекты изменений действующего законодательства, 
определяющие правовое положение средств массовой информации

Июнь, 11
Все СМИ
11 июня Сенат парламента Казахстана на пленарном заседании одобрил в первом 

чтении проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные 
акты по вопросам информационно-коммуникационных сетей».

По  мнению  председателя  госагентства  по  информатизации  и  связи  (АИС) 
Куанышбека  Есекеева,  законопроект  «соответствует  достаточно  либеральным  нормам 
регулирования интернет-ресурсов».

По его убеждению, «Интернет должен подлежать какому-то регулированию. Если 
это пустить на самотек, то мы повторим исторический опыт Молдавии, когда все через 
интернет вышли на забастовку, и все события в мае проходили через Интернет».

Сенатор Анатолий Башмаков в перерыве пленарного заседания заявил журналистам: 
«Законопроект направлен на обеспечение условий национальной безопасности и никак не 
касается  ограничения  прав  человека,  свободы  слова,  ограничения  своей  собственной 
мысли. (...) Речь идет о чувстве меры, которой не всегда хватает, в том числе журналистам 
и всем, кто использует услуги интернета».

Июнь, 18
Все СМИ
18 июня Сенат парламента РК на пленарном заседании рассмотрел во втором чтении 

законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты 
по  вопросам  информационно-коммуникационных  сетей».  Сенаторы  вернули  проект 
закона в мажилис со своими поправками.  

Поправки Сената носят редакционный и уточняющий характер. 
Депутаты  парламента  пришли  к  выводу,  что  проект  закона  соответствует 

Конституции,  а  также  всеобщей  декларации  прав  человека,  международному  пакту  о 
гражданских и политических правах. 

Июнь, 22
Все СМИ
22 июня  депутаты  сената  приняли  закон  о  «Внесении  изменений   дополнений  в 

некоторые  законодательные  акты  РК  по  вопросам  интеллектуальной  собственности», 
согласившись с предложениями межпалатной согласительной комиссии.

В ходе рассмотрения документа была внесены дополнения в Уголовный кодекс и 
Кодекс  об  административных  правонарушениях,  устанавливающие  уголовную  и 
административную  ответственность  за  изготовление  и  распространение  контрафактных 
экземпляров записанного исполнения, передачи эфирного и кабельного вещания.

Поправки направлены на приведение  закона РК «Об авторском праве и смежных 
правах» в соответствие с положениями Бернской конвенции по охране литературных и 
художественных произведений. 

6



Июнь, 24
Все СМИ
24 июня парламент Республики Казахстан принял Закон «О внесении изменений и 

дополнений  в  некоторые  законодательные  акты  по  вопросам  информационно-
коммуникационных сетей».

Новый закон приравнивает все интернет-ресурсы к средствам массовой информации, 
что  влечет  соответствующую  уголовную,  гражданскую  и  административную 
ответственность.  Будут  блокироваться  зарубежные  ресурсы,  если  их  содержание  не 
соответствует законодательству Казахстана. Кроме того, он вводит ограничения для всех 
СМИ  за  «неправильное»  освещение  темы  митингов,  демонстраций,  выборов, 
межнациональных  отношений.  Все  это,  по  мнению  журналистских  организаций, 
фактически вводит цензуру в Интернете и усиливает самоцензуру.

Закон, против введения которого упорно боролась журналистская общественность, 
направлен на подпись Президенту РК Н. Назарбаеву. 

Июнь, 26
Все СМИ
12  неправительственных  журналистских  организаций  Казахстана  направили 

Президенту РК письмо, в котором  просят наложить вето на принятый парламентом Закон 
«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики 
Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей». 

«Проект  данного  закона  был  разработан  без  участия  гражданского  сектора. 
Предложения  общественности  и  рекомендации  ОБСЕ  были  проигнорированы  при 
доработке  документа  в  Парламенте  РК.  В  результате  Вам  предлагают  придать  статус 
легитимности закону, который:

1. Грубо нарушает необходимый в законодательстве баланс прав и ответственности, 
вводя  новые наказания и ограничения, но не устанавливая никаких норм защиты прав 
интернет-пользователей;

2.  Объявляет  средствами  массовой  информации,  с  соответствующей  правовой 
ответственностью,  все  содержимое  глобальной  сети  Интернет,  в  том  числе  сайты 
Президента,  правительства,  электронные  библиотеки,  игровые  порталы,  средства 
индивидуального и коллективного общения и т.д.;

3.  Вопреки  Конституции  страны  и  нормам  ратифицированного  Казахстаном 
Международного Пакта о гражданских и политических правах  вводит ограничение права 
граждан на беспрепятственное получение информации;

4. Устанавливает судебную процедуру блокировки зарубежных интернет-ресурсов, 
грубо нарушающую принципы равенства сторон и состязательности правосудия;

5.  Выходит за  пределы целей и задач  закона,  сформулированных в его  названии, 
вводя новые основания для приостановки и закрытия всех типов СМИ», -  говорится в 
обращении.

Июнь, 26
Все СМИ
Организация  по  безопасности  и  сотрудничеству  в  Европе  (ОБСЕ)  призвала 

Президента Казахстана не подписывать поправки к законам о коммуникациях, которые 
могут ограничить свободу интернета и свободу слова. 

В  распространенном  письме  представителя  ОБСЕ  по  вопросам  свободы  средств 
массовой  информации  Миклоша  Харасти  говорится,  что  новый  закон,  который  уже 
принят парламентом и направлен на подпись  президенту,  «может быть шагом назад в 
демократизации  регулирования  средств  массовой  информации  Казахстана». 
Представитель ОБСЕ в своем письме президенту Нурсултану Назарбаеву отмечает,  что 
«закон в целом может ограничить свободу слова». 

7



М.  Харашти  обратил  внимание  президента  Назарбаева,  что  закон  пришел  в 
противоречие  с  обязательствами  перед  ОБСЕ  и  международными  стандартами: 
«Расширяется список обоснований для приостановки производства или распространения 
любого  средства  массовой информации.  Ограничивается  доступ  граждан  Казахстана  к 
иностранным  средствам  массовой  информации  или  любым  иностранным  интернет-
ресурсам». 

В заключение своего обращения представитель ОБСЕ пишет, что «если президент 
Казахстана наложит вето на этот закон, то это может быть воспринято как строгий сигнал 
того, что Казахстан в преддверии своего председательства в ОБСЕ полностью уважает 
свои обязательства перед Организацией». 

4. Оценки фактического положения СМИ и свободы слова

Июнь, 10
Все СМИ
Посол США в Казахстане Ричард Хоугланд на пресс-конференции в Астане выразил 

надежду,  что  парламент  Казахстана  не  будет  поспешно  принимать  законопроект  по 
вопросам информационно-коммуникационных сетей.

«США очень жестко противостоят любому законодательному ограничению доступа 
к источникам информации по политическим мотивам», - подчеркнул Р. Хоугланд.

Законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные 
акты  Республики  Казахстан  по  вопросам  информационно-коммуникационных  сетей», 
подготовленный Агентством РК по информатизации  и связи,  с  5  января находится  на 
рассмотрении  в  парламенте  страны.  Согласно  документу,  все  интернет-ресурсы:  веб-
сайты,  чаты,  блоги,  интернет-магазины,  электронные  библиотеки  -  приравниваются  в 
документе к СМИ с соответствующей уголовной и гражданской ответственностью.

Июнь, 11
«Тасжарган» (г. Алматы)
Газета  «Время»  опубликовала  мнения  представителей  политических  партий  по 

поводу ситуации, сложившейся вокруг газеты «Тасжарган».
Напомним, коллегия по гражданским делам Алматинского городского суда в итоге 

апелляционного  производства  по  иску  депутата  Мажилиса  парламента  РК  Ромина 
Мадинова  к  газете  «Тасжарган»,  ее  главному  редактору  Бакытгуль  Макимбай  и 
журналисту Алмасу Кушербаеву постановила увеличить сумму компенсации морального 
вреда в 10 раз - с трех до 30 миллионов тенге ($200000).

Секретарь  партии  «Нур  Отан»  Ерлан  Карин  считает,  что  «такого  рода  ситуация 
может несколько снизить пафос казахстанского председательствования в  ОБСЕ. Лично 
мое  мнение  заключается  в  том,  что  если  защита  чести  и  достоинства  действительно 
является  главной  целью,  то  сумма  исковых  требований  могла  быть  условной,  даже  1 
тенге. Моральный выигрыш в таком случае для истца мог быть более значительным. Или 
если  бы  вслед  за  районным  судом  вышестоящие  инстанции  еще  снизили  бы  сумму 
исковых требований»..

По мнению первого заместителя председателя ОСДП Амиржана Косанова,  «есть две 
причины для такой демонстративной расправы с «Тасжарганом».  Во-первых, власть не 
привыкла  вести  себя  со  СМИ  по-иному.  Во-вторых,  видимо,  грядут  большие 
политические новости: кризис все прибывает, и не видно его дна. В Акорде осознают все 
возрастающую роль СМИ. Особенно тех, кто смеет ее критиковать и популярен в народе. 
И  расправа  над  «Тасжарганом»,  по  мнению  идеологов  власти,  должна  охладить  пыл 
других СМИ. Но такой подход чреват последствиями. И в Астане это должны понимать». 

Лидер  партии  «Азат»  Булат  Абилов  считает:  «Худшей  услуги  для  имиджа 
Казахстана  сегодня  представить  трудно.  Хотя  и  без  этого  со  свободой слова в  стране 

8



напряженка». 
Депутат Сената парламента Гани Касымов, считает, что проблема не в «Тасжаргане», 

а в тенденциях: «Мы начинаем прессовать средства массовой информации - с этим никак 
согласиться  нельзя,  и  не  только  потому,  что  мы  в  следующем  году  должны 
председательствовать в ОБСЕ. 

…Мы не можем ни под каким предлогом нарушать права человека, среди которых 
право на свободу,  распространение и доступность  информации через газеты,  журналы, 
Интернет и так далее.  (…) Наоборот, мы сейчас должны вернуться к закону о СМИ и 
пересмотреть ужесточающие нормы в сторону либерализации. 

…Мы теряем эту интеллектуальную сферу, в которой приоритетом является слово, а 
слово - это инструмент журналиста, за него сажать нельзя. Не закрывать, а открывать надо 
все новые и новые каналы доступа к информации». 

Июнь, 29
Все СМИ
Газета  «Мегаполис»  в  рубрике  «Народный  контроль»  провела  опрос  среди 

журналистов республики на тему открытости и доступности региональных казахстанских 
органов власти для средств массовой информации.

Самыми  открытыми  для  СМИ  признаны  госслужащие  Кызылординской  области. 
Последнее, шестнадцатое место заняли чиновники  Жамбылской области. 

Почти  все  респонденты  говорили  о  делении  СМИ  госсужащими  на  «своих»  и 
«чужих». Согласно опросу, для «своих» власти всегда открыты и доступны. От «чужих» 
зачастую  «отмахиваются пресс-релизами и короткими гудками в телефонной трубке».

Июнь, 30
Все СМИ
Международная  независимая  неправительственная  организация  «Freedom  House» 

обнародовала  свой  доклад  «Страны,  переживающие  переходный  период».  В  разделе 
доклада, посвященном Казахстану, отмечается, что, несмотря на предварительные шаги в 
сторону либерализации законодательства, республика остается авторитарной страной.

По  словам  директора  европейского  подразделения  Freedom  House  Владимира 
Школьникова,  обещания  по  демократизации  законодательства,  которые  были  сделаны 
министром иностранных дел Маратом Тажиным в Мадриде в канун принятия решения о 
председательстве Казахстана в ОБСЕ, остаются невыполненными.

Июнь, 22
«Мегаполис» (г. Алматы)
Администрация  сайта  газеты  «Мегаполис»  приняла  решение  отключить  все 

комментарии  под  публикациями  на  военную  тематику.  По  словам  администратора, 
«многие  комментаторы  пишут,  не  задумываясь  о  последствиях.  В  качестве  примера 
можно  привести  разжигание  межнациональной  розни  и  «слив»  компромата,  не 
подтвержденный доказательствами.  Складывается  впечатление,  что  многие  пользуются 
комментариями на сайте «Мегаполиса» только для того, чтобы свести счеты. Напомню, 
что в соответствии с новыми изменениями законодательства,  к редакции «Мегаполиса» 
уполномоченные органы в случае публикации подобных комментариев спокойно могут 
применить различные малоприятные санкции». 

5. Действия и выступления в защиту гражданских и профессиональных прав 
журналистов и СМИ

Июнь, 03
Все СМИ

9



3  июня  международная  организация  по  правам  человека  «Human Rights Watch» 
провела в Алматы пресс-конференцию.  На ней исполнительный директор Кеннет Росс 
рассказал журналистам о некоторых рекомендациях, которые правозащитная организация 
дала властям Казахстана, чтобы привести ситуацию с правами человека в соответствие со 
стандартами ОБСЕ.

Кеннет  Росс  отметил,  что  в  Казахстане  продолжаются  грубые  нарушения  прав 
человека  и  его  свобод,  прежде  всего  в  области  религиозного  законодательства,  СМИ, 
регистрации  политических  партий  и  прав  на  проведение  собраний.  Он  выразил 
обеспокоенность  ситуацией  с  правами независимых СМИ: «Мы знаем о  притеснениях 
журналистов  и  о  концентрации  прав  собственности  на  СМИ  у  людей,  близких  к 
правительству». 

По  словам  исполнительного  директора,  «Human Rights Watch»  беспокоит 
«применение  в  Казахстане  закона,  где  предусмотрена  ответственность  журналистов  за 
клевету, и принуждение журналистов к самоцензуре».

«Использование  закона  о  клевете  со  стороны  правительства  вышло  за  рамки 
обеспечения  точности  журналистами  и  больше  склоняется  в  сторону  требования 
самоцензуры», - уточнил Кеннет Росс. 

«Human Rights Watch» призвала правительство Казахстана к введению моратория на 
уголовное преследование  журналистов  за клевету.  Также было предложено установить 
предельный размер выплат по гражданским и искам о защите чести и достоинства. 

Июнь, 17
ТК «АРТ» (г. Кагаранда)
17  июня  ряд  общественных  организаций  -  Национальная  ассоциация 

телерадиовещателей  Казахстана,  Фонд  защиты  свободы  слова  «Адил  соз»,  Союз 
журналистов  Казахстана  -  направили  Генеральному  прокурору  РК  Кайрату  Мами 
Открытое письмо по поводу закрытия карагандинской телекомпании «АРТ».  В письме 
журналистская  общественность  просит  Генерального  прокурора,  «дать  объективную 
оценку  сложившейся   ситуации  и  помочь  в  правовой  защите  позиции  телеканала  в 
судебном споре».

Поводом  для  письма  стало  решение  Специализированного  межрайонного 
экономического  суда  по  Карагандинской  области  о  прекращении  вещания  и 
аннулировании свидетельства о постановке на учет СМИ телеканала «TV-арт» за ошибку 
технического  плана,  которая  была  квалифицирована  прокуратурой  как  пропаганда 
экстремизма.

«Деятельность телекомпании «TV-арт» имеет большое значение для формирования 
здорового общественного климата в регионе Центрального Казахстана. Мы просим Вас в 
рамках данных Вам полномочий объективно рассмотреть все обстоятельства данного дела 
и сделать все возможное, чтобы досадная ошибка не привела к закрытию популярного 
телеканала «TV-арт», - говорится в письме. 

Июнь, 22
ТК «АРТ» (г. Караганда)
22  июня  Генеральная  прокуратура  направила  в  Национальную  ассоциацию 

телерадиовещателей  Казахстана  ответ  на  открытое  письмо  по  поводу  закрытия 
карагандинской телекомпании «TV-арт». 

Ведомство оставило обращение журналистских организаций без рассмотрения.  

Июнь, 19
ТК «АРТ» (г. Караганда)
В Караганде областной филиал Народной партии «Алга» организовал круглый стол 

по  поводу  решения  Специализированного  межрайонного  экономического  суда  по 

10



Карагандинской  области  о  закрытии  телекомпании  «АРТ».  В  нем  участвовали 
представители  общественных  организаций  и  политических  партий  области, 
правозащитники Караганды.

На круглом столе общественностью города было подписано письмо в вышестоящую 
судебную инстанцию, прокуратуру, к акиму Карагандинской области и Президенту РК с 
просьбой  пересмотреть  решение  Специализированного  межрайонного  экономического 
суда области и применить к телеканалу более лояльное наказание.

Июнь, 18
Кампания «За свободный Интернет!» (г. Алматы) 
18 июня  в Алмалинском районном суде № 2 Алматы начался судебный процесс по 

иску  участников  кампании  «За  свободный  Интернет!»  к  городскому  департаменту 
внутренних дел. 

Активисты кампании  подали  в  суд  на  полицейских  за  незаконное  задержание  24 
апреля,  когда участники кампании планировали провести флешмоб «Блогер в тюрьме» 
перед  зданием  гостиницы  «Интерконтиненталь»,  где  в  это  время  проходил  VIII 
Евразийский медиафорум.

Представители ДВД Алматы свои действия объяснили необходимостью обеспечить 
безопасность участников медиафорума и попросили судью Айшу Ишпекбаеву отказать 
активистам в иске.

В  итоге  судья  приняла  решение  вызвать  на  следующее  заседание  полицейских, 
непосредственно производивших задержание, а также попросила ответчиков представить 
суду книгу учета заявлений, где должно было быть отражено, что активистов доставили в 
РУВД.

Июнь, 23
Все СМИ
Акимат  Алматы  дважды  отказал  Демократической  партии  Казахстана  «Азат»  в 

проведении общегородского митинга в поддержку независимых СМИ, посвященного Дню 
казахстанской  журналистики.  Свой  отказ  в  проведении  митинга  20  июня  акимат 
мотивировал  тем,  что  «митинг  будет  препятствовать  нормальному функционированию 
городского транспорта»,  к тому же, на площади  Астана будет проводиться фестиваль 
выпускников школы «Жас тулеек».  Отказ в разрешении на митинг 27 июня обоснован 
тем, что вблизи сквера на окраине города, где обычно проводятся разрешенные митинги, 
запланирована сельскохозяйственная ярмарка.

Об этом представители журналистских и общественных организаций сообщили 23 
июня  на  пресс-конференции.  Они еще раз  подчеркнули,  что  в   Казахстане  сложилась 
опасная  ситуация  вокруг  средств  массовой  информации.  На  них  осуществляется 
беспрецедентное  законодательное  и  административное  давление,  выставляются 
многомиллионные  иски,  законопроект  о  регулировании  информационно-
коммуникационных сетей фактически вводит цензуру в Интернете и запрет для всех СМИ 
на критическое освещение выборов, митингов, забастовок, межнациональных отношений.

Участники  пресс-конференции  обратились  к  согражданам  и  международному 
сообществу   с   «Заявлением  о  наступлении  на  свободу  слова»,  а  редакторам   СМИ 
Казахстана  предложили  проявить  журналистскую  солидарность  и  предоставить  часть 
газетных  площадей  под  материалы  независимой  газеты  «Тасжарган»,  закрытой  из-за 
невозможности выплатить 30 млн. тенге по иску депутата парламента Р. Мадинова.

Июнь, 24
Все СМИ
24 июня в Алматы  неправительственные организации, СМИ и  политические партии 

провели  акцию   поддержки  независимых  СМИ,  против  ограничения  свободы  слова  в 

11



Казахстане.  Поводом  для  проведения  этого  несанкционированного  мероприятия  стал 
двукратный отказ акимата Алматы дать разрешение на проведение митинга.

У здания Национального пресс-клуба собрались около ста человек, держа в руках 
плакаты  в  защиту  свободы  слова,  газеты  «Тасжарган»,  с  требованием  прекратить 
уголовное  преследование  главного  редактора  газеты  «Алма-Ата  Инфо»  Рамазана 
Есергепова и другие.

В целом акция прошла без эксцессов. Лишь в самом начале полицейские попытались 
вырвать из рук ее участников плакаты. После вмешательства прокурора стражи порядка 
стали наблюдать за проведением мирного собрания, не предпринимая никаких действий.

Лидер партии «Азат» Булат Абилов подчеркнул:  «Акция носит мирный характер. 
Мы никому не мешаем, не перекрываем движение общественного транспорта, мы просто 
пришли  выразить  свое  мнение  по  поводу  плачевного  состояния  свободы  слова  в 
Казахстане».

Ряду  активных  участников  полицейские  вручили  предупреждение  прокурора 
Медеуского  района  города  об  административной  и  уголовной  ответственности  за 
проведение несанкционированного мероприятия.

Журналисты заявили, что подобные акции продолжатся и впредь, до тех пор, пока 
президент  страны не наложит вето на  закон  об Интернете  и не  прекратятся  судебные 
преследования в отношении СМИ и журналистов.

Июнь, 15
СМИ Павлодарской области
Собственные  корреспонденты  республиканских  СМИ  по  Павлодарской  области 

обратились с открытым письмом к Министру внутренних дел РК Серику Баймаганбетову. 
В письме они  приводят ряд фактов, свидетельствующих о том, что  Департамент 

внутренних дел Павлодарской области становится все  более закрытой организацией для 
журналистов  и  СМИ.   Имеют  место  случаи  намеренного  замалчивания  общественно 
важной информации, отказы в предоставлении информации, закрытие доступа СМИ  к 
сводкам, отсутствие оперативности в работе пресс-службы.

Журналисты призывают  С. Баймаганбетова  принять меры по  наведению порядка в 
подведомственной организации, сделать ее более открытой для общества.  

Письмо  опубликовано  на  официальном  блоге  С.  Баймаганбетова 
http://blogs.e.gov.kz/blogs/baymaganbetov_s. 

17 июня в Павлодар в связи с открытым письмом был направлен пресс-секретарь 
МВД РК Куанышбек Жуманов. 

По мнению К.  Жуманова,  ситуация,  изложенная  в  письме,  просто вопиющая.  Он 
отметил,  что  первый  результат  от  послания  собкоров  уже  есть  –  это  смещение  с 
должности руководителя пресс-службы ДВД Павлодарской области Назгуль Мусиной. 

После личного общения с журналистами Куанышбек Жуманов признался, что еще 
больше  удивился  тому,  как  из  рук  вон  плохо  была  поставлена  работа  по  освещению 
деятельности местной полиции.  

Июнь, 16
В Алматы прошел форум «За свободный Интернет!», инициированный движением 

«За свободный Интернет!». Участники форума обсудили целесообразность законопроекта 
«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам 
информационно-коммуникационных  сетей»  в  редакции,  предложенной  Агентством  по 
информатизации и связи. 

На  этом  мероприятии  была  принята  резолюция  с  заявлением  о  том,  что  новый 
законопроект противоречит Конституции Республики Казахстан, а также не соответствует 
международным  стандартам,  предусмотренным  Всеобщей  декларацией  прав  человека, 
Международным пактом о гражданских  и политических правах и основополагающими 

12

http://blogs.e.gov.kz/blogs/baymaganbetov_s


документами ОБСЕ.
Также  участники  форума  потребовали  «отказаться  от  идеи  автоматического 

распространения на все интернет-ресурсы статуса СМИ. Оставить за интернет-ресурсами 
право самим решать позиционировать себя в качестве СМИ или нет. Четко определить, 
что  понимается  под  «иностранными  средствами  массовой  информации, 
распространяемыми на территории Казахстана», когда речь идет о распространении таких 
СМИ  через  интернет.  Установить  четкие  правила  и  процедуры  определения  места  и 
времени  совершения  юридически  значимых  действий  при  использовании  интернета. 
Установить  в  законопроекте  четкие  основания  и  процедуры  приостановления  и 
прекращения распространения продукции СМИ, в том числе иностранных». 

Участники  форума  рекомендовали  правительству  вернуть  законопроект  на 
доработку и обеспечить его широкое обсуждение и экспертизу.  

II. НАРУШЕНИЯ ПРАВ СМИ И ЖУРНАЛИСТОВ

1.  Нарушения прав СМИ и журналистов на свободу слова и творчества

Июнь, 04
Галина Вологодская, «Караван» (г. Усть-Каменогорск)
29 мая в газете «Караван» вышла заметка собственного корреспондента по Восточно-

Казахстанской области Галины Вологодской «Страшный суд».  В ней рассказывалось о 
некоторых вынесенных восточно-казахстанскими судьями решениях, которые прокуроры 
области определили как  «несоразмерные совершенному деянию». 

4  июня  журналисту  позвонил  помощник  председателя  Восточно-Казахстанского 
областного  суда  и  заявил,  что  она  должна  прийти  к  председателю  для  разговора. 
Секретарь  областного  суда  передала,  что  председатель  областного  суда  вызывает  Г. 
Вологодскую «к себе на беседу по вышедшей статье. Явка строго обязательна!».

По  мнению  журналиста,  «представитель  судебной  власти,  конечно,  может 
настаивать  на  встрече,  если  человек  проходит  по  какому-нибудь  делу.  В  остальных 
случаях  граждане  абсолютно  независимы  от  суда.  И  раздавать  им  распоряжения,  тем 
более в приказном тоне, ни один судья не имеет права. Даже если он председатель».

2. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов

Июнь, 05
Ринат Хамидулин, Константин Исупов, ТК «Отырар» (г. Шымкент)
5  июня  журналист  Ринат  Хамидулини   и  видеооператор  Константин  Исупов 

приехали снимать сюжет о пожаре, начавшемся рано утром в одном из кафе города. 
Полицейские,  работавшие  на  месте  происшествия,  потребовали  журналистов 

удалиться и не мешать им работать.

Июнь, 18
Альмира Алишбаева, Максим Токарь,  «Диапазон» (г. Актобе) 
В  редакцию  газеты  «Диапазон»  обратился  житель  Актобе.  Он  рассказал  об 

антисанитарных условиях в убойном цехе скотного рынка «Есик».
Для  подготовки  материала  об  этом  журналист  Альмира  Алишбаева  и 

фотокорреспондент Максим Токарь выехали на рынок. 
Во время фотосъемки на улице порченого мяса заместитель директора ТОО «Есик» 

налетел на журналистов и попытался отобрать фотоаппарат. 

Июнь, 19
Гульмира Кенжегалиева, «Караван» (г. Уральск)

13



В  Западно-Казахстанской  области  были  зарегистрированы  случаи  заболевания 
крупного  рогатого  скота  бруцеллезом.  Есть  также  случаи  заражения  людей.  По  этой 
проблеме в областном акимате прошло совещание. 

Во  время  заседания  корреспондента  газеты  «Караван»  Гульмиру  Кенжегалиеву 
попросили  выйти  из  зала.  Заместитель  акима  Западно-Казахстанской  области  Ербол 
Салыков заявил, что обсуждение проводится без приглашения прессы.

Июнь, 25
Тимур Казиев, «Ак Жайык» (г. Атырау)
25  июня  вновь  назначенный  начальник  сельхозуправления  Атырауской  области 

Жанкельды  Рахметкалиев,  встретив  в  своей  приемной  корреспондента  газеты  «Ак 
Жайык»  Тимура  Казиева,  начал  его  выгонять  со  словами:  «Здесь  вам  сидеть  нельзя, 
выходите». 

Т. Казиев предложил разбушевавшемуся чиновнику пройти в Дисциплинарный совет 
или аппарат акима области, чтобы разобраться, можно ему здесь сидеть или нельзя.  Но 
Ж. Рахметкалиев отказался и заперся в своем кабинете. Спустя некоторое время он вышел 
из  своего  кабинета  и  сказал  журналисту,  что  его  только  что  назначили  на  должность 
начальника  сельхозуправления,  и  он  пока  не  может  предоставить  какую-либо 
информацию. А также запрещает распространять ее своим подчиненным.

Июнь, 29 
Светлана Могай, «Авитрэк-регион» (г. Караганда)
В Карагандинской области на шахте «Тентекская» произошел взрыв, унесший жизни 

трех горняков.  На следующий день после взрыва журналист еженедельника «Авитрэк-
регион»  Светлана  Могай  выехала  на  предприятие.  Однако  охрана  отказалась  пустить 
корреспондента  на  территорию  шахты,  заявив:  «Журналисты  уже  всех  достали  своим 
присутствием, так что отправляйтесь обратно в редакцию и не мозольте глаза руководству 
шахты».

Июнь, 25
Лора Фигнер, «Время» (г. Астана)
Более  50 жителей Астаны устроили  сидячую забастовку в большом зале городского 

акимата. Люди протестовали против решения городских властей о снесении их жилищ как 
возведенных с нарушениями строительных норм и правил, и предоставления им взамен 
арендного жилья. 

Охрана  не  пустила  прессу  на  место  события.  Несмотря  на  это,  журналисты 
продолжали наблюдать за инцидентом.

В 23 часа охранники предложили журналистам покинуть здание. Сидячий протест 
закончился ночью.

Июнь, 30
Оксана Матасова, «Курс» (г. Кокшетау)
После  выхода  в  газете  «Курс»  статьи  Оксаны  Матасовой  «Спасите  дом  от 

председателя»  в  редакцию  пришла  председатель  жилищно-строительного  кооператива 
«Просвещенец»  Галина  Соколова.  Она  заявила,  что  журналист  не  имела  права 
присутствовать на собрании членов ЖСК без разрешения председателя. 

На возражения журналиста и ссылку на закон «О средствах массовой информации» 
председатель заявила, что у нее в ЖСК свой закон. 

Затем Г. Соколова обратилась в Кокшетауский городской суд с иском в отношении 
редакции и журналиста.  В своем иске  она требует обязать работников СМИ получать 
разрешение  на  посещение  собраний  ЖСК  и  не  публиковать  статьи  по  этой  теме  без 
разрешения.

14



В суде принять иск председателя отказались, так как не была соблюдена досудебная 
процедура разрешения конфликта. 

3.  Необоснованный отказ и нарушение сроков предоставления общественно 
значимой информации

Июнь, 22
Галина Скрипник, ИА «Казинформ» (Жамбылская область)
Корреспондент  информагентства  «Казинформ»  Галина  Скрипник  обратилась  к 

председателю  Таразского  суда  №  2  Нурмухаммату  Абидову  с  просьбой  предоставить 
информацию  о  том,  как  рассматривается  дело  главного  редактора  газеты  «Алма-Ата 
Инфо» Рамазана Есергепова. 

Ранее,  по словам журналиста,  Н. Абидов обещал предоставлять журналистам всю 
разрешенную  законом  информацию.  Однако  в  телефонном  разговоре  с  Г.  Скрипник 
председатель ответил, «что у них нет пресс-службы, а он не обязан информировать нас». 

По мнению корреспондентов информационных агентств, работающих в Жамбылской 
области,  «складывается  ощущение,  что  в  суде  либо  не  понимают  общественной 
значимости  проходящего  судебного  процесса,  либо  делают  вид,  что  не  понимают. 
Например,  пресс-служба  областного  суда  также  обещала  присылать  релизы  по 
нашумевшему делу. Но руководство, видимо, запретило это делать».

Журналисты  намерены  обратиться  к  председателю  Верховного  суда  Мусабеку 
Алимбекову по поводу работы Таразского суда № 2. 

Июнь, 01
Ирина Петушкова, ТК «Ирбис» (г. Павлодар)
Корреспондент телеканала «Ирбис» Ирина Петушкова обратилась в отдел жилищно-

коммунального  хозяйства  г.  Павлодара  с  просьбой  предоставить  информацию  о 
количестве поваленных в ходе прошедшего в городе шквального ветра деревьев.

Сотрудники  отдела  ЖКХ  отказался  разговаривать  с  журналистом,  сообщив,  что 
данные  есть  в  управлении  ЧС.  В  управлении  И.  Петушковой  пояснили,  что  подсчет 
упавших деревьев - прерогатива ЖКХ.

Июнь, 01
Владимир Северный, «Мегаполис» (г. Алматы)
Корреспондент газеты «Мегаполис» Владимир Северный готовил материал по факту 

гибели солдата во время  ночных стрельб на учебном полигоне, когда курсант выпускного 
курса Алматинского военного института сухопутных войск выстрелил вместо мишени по 
соседнему экипажу. 

Получить официальную версию случившегося журналисту не удалось. Руководители 
военного института отказались  говорить о гибели солдата.

Июнь, 08
Николай Домбровский, «Мегаполис» (г. Алматы)
Корреспондент  газеты  «Мегаполис»  Николай  Домбровский  по  заданию  редакции 

готовил материал по обращению жителей домов, расположенных на углу улиц Айтеке би 
и Барибаева в Алматы. Жители квартала считают, что «их дома пытаются сжечь, чтобы 
освободить место для застройки».  

Чтобы  развеять  подозрения  жильцов,  журналист  обратился  по  телефону  к 
руководству  компании-застройщика  «Алан-Риэлти»,  занимающейся  сносом  домов,  с 
просьбой разъяснить ситуацию. 

В компании отказались комментировать что-либо, пояснив, что ведется официальное 
расследование, которое расставит точки над «i».

15



Июнь, 09
СМИ Павлодара
В рубрике  «Слухи»  одной из  павлодарских  газет  появилась  информация  о якобы 

имевшей  место  драке  сотрудника  акимата  и  двух  депутатов  городского  маслихата  в 
здании  администрации. 

Чтобы  удостовериться  в  правдивости  информации,  павлодарские  журналисты 
обратились в акимат и маслихат города, а также в департамент внутренних дел области. 
Сначала  официальные  лица  попросили  дать  им  время  разобраться  в  ситуации  и 
посоветоваться  с  руководством.  Через  день  все,  к  кому  ни  обращались  представители 
масс-медиа,  отвечали  одно  и  то  же:  «Без  комментариев».  При  этом  никто  из  пресс-
секретарей сам факт «пьяного скандала» не отрицал. 

Июнь, 09  
СМИ Павлодарской области
Фракция  партии  «Нур  Отан»  в  маслихате  г.  Павлодара,  не  впустившая 

представителей  СМИ  Павлодарской  области  на  свое  заседание,  позже  объявила,  что 
обсуждала  мероприятия  «Дорожной  карты».  На  вопрос  журналистов,  почему  столь 
важный вопрос рассматривался за закрытыми дверями, лидер фракции Игорь Веретнов 
ничего не ответил.

Позже стало известно, что на самом деле депутаты рассмотрели заявление секретаря 
маслихата Вячеслава Лебедя о сложении с себя полномочий по состоянию здоровья. По 
другой версии, он подал в отставку из-за драки, которая накануне произошла в здании 
акимата.  Якобы,  В.  Лебедь  вместе  с  коллегой-депутатом  избили  сотрудника 
администрации.  Сам  секретарь  маслихата  на  все  звонки  журналистов  отвечал:  «Без 
комментариев!»

Июнь, 10
Александр Баранов, «Городская неделя» (г. Павлодар)
Корреспондент «Городской недели» Александр Баранов готовил материал – портрет 

акима г. Павлодара Бакитжана Жуламанова, назначенного на эту должность в мае.
Журналист  обратился  в  пресс-службу  акимата  и  к  помощнику  Б.  Жуламанова  с 

просьбой организовать встречу для интервью с акимом Павлодара. Однако за две недели 
никто из сотрудников акимата так на связь и не вышел. 

Июнь, 10
Михаил Васильев, «Время» (г. Алматы)
Корреспондент газеты «Время» Михаил Васильев обратился в Федерацию футбола 

Казахстана  (ФФК)  с  просьбой  объяснить,  почему  казахстанская  федерация  досрочно 
расторгла  контракт  с  немецкой  компанией  Sport-5,  которой  принадлежат  права  на 
трансляцию домашних игр казахстанской сборной.

В пресс-службе федерации на вопросы журналиста ответить не смогли, сославшись 
на незнание подробностей этого дела. Генеральный секретарь ФФК Саян Хамитжанов на 
звонки М. Васильева не ответил. 

Июнь, 17
Александр Баранов, «Городская неделя» (г. Павлодар)
Корреспондент  газеты  «Городская  неделя»  Александр  Баранов  обратился  к 

директору павлодарского дома престарелых Кайше Щегловой с просьбой разъяснить, на 
каком  основании  у  проживающих  там  стариков  70%  пенсий  перечислялось  в  фонд 
«Карттар мен мугедектер».

Директор дома престарелых отказалась разговаривать с журналистом. 

16



Июнь, 18 
Татьяна Спицына, «Взгляд на события» (г. Караганда) 
Корреспондент  газеты  «Взгляд  на  события»  Татьяна  Спицына  обратилась  в 

департамент  жилищно-коммунального  хозяйства,  транспорта  и  автомобильных  дорог 
Карагандинской  области  с  просьбой  рассказать  о  ходе  ремонта  дорог  в  области. 
Сотрудники департамента отказались разговаривать с представителем СМИ, сказав, что у 
них и без журналистов хватает своей работы. 

Июнь, 18
Ирина Ткаченко, «Металлург» (г. Темиртау)
Корреспондент  газеты  «Металлург»  Ирина  Ткаченко  обратилась  к  начальнику 

Темиртауского  отдела жилищно-коммунального  хозяйства  Мурзатаеву с просьбой дать 
интервью  по  поводу  благоустройства  города.  Чиновник,  используя  нецензурные 
выражения, категорически отказался разговаривать с журналистом. 

Июнь, 18
Айнур Балакешова, «Вечерняя Караганда» (г. Караганда)
Криминальный обозреватель «Вечерней Караганды» Айнур Балакешова обратилась в 

пресс-службу ДВД Карагандинской области с просьбой дать информацию по уголовному 
делу  против  заместителя  начальника  криминальной  полиции  Михайловского  опорного 
пункта  Данияра  Майтанова.  Госслужащий  обвиняется  сразу  по  трем  статьям  УК  РК: 
превышении  должностных  полномочий,  незаконном  хранении  наркотиков  и 
мошенничестве, и в настоящее время находится в бегах. 

Работники пресс-службы отказались  разговаривать с  журналистом,  сославшись на 
«особые обстоятельства дела и секретность». 

Июнь, 18
«Свобода слова» (г. Алматы)
Газета  «Свобода  слова»  обратилась  к  администратору  судов  Алматы  Ахметжану 

Примкулову с вопросом, в чем же все-таки выражается злостное неисполнение решения 
суда, за которое был задержан издатель газеты «Тасжарган» Ермурат Бапи.

А.  Примкулов  ответил,  что комментировать  не имеет права  и  вообще не в  курсе 
«дела Бапи».  

Июнь, 24
Ольга Никонова, ТК «ТВК» (г. Караганда)
В  редакцию  телекомпании  «ТВК»  обратилась  жительница  Караганды.  Она 

рассказала, что сдала в ремонт свою автомашину на станцию техобслуживания автоцентра 
«Бахус»,  заплатила  большую  сумму,  однако  автомобиль  так  и  не  был  восстановлен. 
Деньги «Бахус» возвращать отказывается.

По этому поводу журналист телеканала Ольга Никонова связалась с руководителем 
автоцентра Жамбылом Сардыбаевым. Он ответил, что ничего говорить не будет, а если 
информация об инциденте просочится в эфир, то он «обязательно затаскает телекомпанию 
вместе с журналисткой по судам».

Июнь, 25
Ольга Данелевская, «Диапазон» (г. Актобе) 
В  Актобе  в   развлекательном  центре  «Алатау»  с  третьего  этажа,  где  находится 

детский центр «Балаби», упал ребенок. 
По этому поводу корреспондент газеты «Диапазон» Ольга Данелевская обратилась с 

вопросами в администрацию развлекательного центра.  Но руководство разговаривать с 

17



журналистом отказалось, и фотографировать место происшествия запретило.  

Июнь, 25
Марина Рыбалко, «Курс» (г. Кокшетау)
Редактор  газеты  «Курс»  Марина  Рыбалко  направила  Администратору  судов 

Акмолинской области жалобу на нарушение судоисполнителем Маратом Жансеитовым 
прав  журналиста  и  Закона  РК  «О  средствах  массовой  информации»,  выразившееся  в 
отказе  в  предоставлении  информации.  После  того,  как  прошли  все  регламентируемые 
законодательством сроки ответа, редактор направила Администратору судов запрос о том, 
почему не был дан ответ на жалобу. Это письмо тоже осталось без ответа. 

Позже  ответ  все-таки  пришел,  однако  по  существу  запроса  в  нем  ничего  не 
сообщалось.  Администратор  судов  лишь  известил  М.  Рыбалко,  что  в  Кокшетауский 
городской суд подан иск о защите чести и достоинства в отношении  журналиста «Курса» 
Оксаны Матасовой. 

Июнь, 28 
Ирина Московка, «Новый вестник» (г. Караганда)
Корреспондент  еженедельника  «Новый  вестник»  Ирина  Московка  обратилась  к 

сотрудникам  Юго-Восточного  отдела  полиции  города  Караганды.  В  телефонном 
разговоре  она  попросила  дать  информацию  о  ходе  расследования  дела,  связанного  с 
убийством  18-летней  студентки.  Тело  девушки  было  обнаружено  еще  30  мая.  После 
происшествия   полицейские  заявляли,  что  подозреваемый уже  задержан,  однако  затем 
стражи порядка его почему-то отпустили. 

Полицейские наотрез отказались разговаривать с журналистом. 

Июнь 29
Жанар Сердалина, «Мегаполис» (г. Астана)
В  Астане  сотрудники  дорожной  полиции  насильно  доставили  на 

освидетельствование  в  наркодиспансер  вице-министра  юстиции  Марата  Бекетаева.  По 
словам полицейских, чиновник в нетрезвом состоянии вел машину.

Корреспондент  газеты  «Мегаполис»   Жанар  Сердалина  направила  официальные 
запросы  в  Министерство  юстиции  РК.   Первый  –  на  имя  министра  юстиции  Рашида 
Тусупбекова  с  просьбой  прокомментировать  информацию  и  сообщить  о  возможных 
дисциплинарных последствиях для своего подчиненного.  Второй запрос был адресован 
Марату Бекетаеву.

Оба запроса остались без ответа. 

Июнь, 29
Оксана Матасова, «Курс» (г. Кокшету)
В  редакцию  газеты  «Курс»  обратились  жильцы  домов  КСК  «Жекебатыр».  Они 

рассказали о том, что, несмотря на то, что на собрании жильцы отстранили от исполнения 
обязанностей председателя Сауле Анапину, она по-прежнему продолжает собирать деньги 
за обслуживание. 

Чтобы  разъяснить  ситуацию,  корреспондент  газеты  «Курс»  Оксана  Матасова 
обратилась  к  С.  Анапиной.  Председатель  КСК  заявила  журналисту,  что  будет  с  ней 
разговаривать только в присутствии адвоката. 

4.  Необоснованные  ограничения  в  получении  общественно  значимой 
информации

Июнь, 05
СМИ Павлодарской области

18



Журналисты  Павлодарской  области  обратились  в  пресс-службу  Департамента 
внутренних дел области за сводками происшествий.  В предоставленной департаментом 
информации  числились  лишь  факт  кражи  двух  телят  и  велосипеда  и  два 
зарегистрированных  ДТП.  При  этом,  по  словам  работников  СМИ  Павлодара,  пресс-
служба «тактично умолчала о массовой драке со стрельбой в многолюдном районе». В 
сводках нет ни одного слова о тяжких преступлениях.

По  мнению  журналистов,  такой  подход  работников  пресс-службы  ДВД 
Павлодарской области является нарушением закона «О средствах массовой информации», 
согласно которому журналист имеет право «получать доступ к документам и материалам, 
за  исключением их фрагментов,  содержащих сведения,  составляющие государственные 
секреты».

СМИ  Павлодарской  области  назвали  начальника  департамента  внутренних  дел 
области Наурызбая Кадыргожаева и его ведомство самыми закрытыми для прессы. 

Июнь, 06
Лариса Шилина (г. Тараз)
Собственный  корреспондент  по  Южно-Казахстанской  области  международного 

фонда защиты свободы слова «Адил соз» Лариса Шилина обратилась к начальнику отдела 
общего  надзора  прокуратуры  города  Тараз  Оскару  Достану  с  запросом.  Журналиста 
интересовало, действительно ли сотрудники газеты «Жамбыл – Тараз» обязаны вернуть 
начисленные  им  премиальные  за  2008  год  в  бухгалтерию  редакции  по  предписанию 
прокуратуры Тараза. 

О. Достан подтвердил, что предписание прокуратуры существует,  однако показать 
его отказался, сославшись на то, что это документ для служебного пользования.  Также 
начальник отдела так и  не разъяснил, в отношении кого было вынесено предписание – 
издания  или  сотрудников,  и  согласно  какой  норме  сотрудники  должны  возвращать 
выплаченные ими за добросовестную работу премиальные. 

Июнь, 13
СМИ Шымкента
13 июня на очередной сессии городского маслихата обсуждались итоги минувшего 

отопительного  сезона  и  вопрос  выполнения  ряда  программ  городского  акимата,  в 
частности, по приведению в порядок подвалов жилых домов. 

После того, как прозвучали предложения  депутатов признать работу по реализации 
ряда задач неудовлетворительной, поступило предложение  сделать перерыв в заседании, 
чтобы продолжить  работу без СМИ. Журналистов попросили покинуть зал заседаний.

Июнь, 22 
Елена Меньшикова, «Добрый вечер» (г. Петропавловск)
Корреспондент  газеты  «Добрый  вечер»  Елена  Меньшикова  обратилась  в 

Государственный центр по выплате пенсий с просьбой дать информацию о ситуации с 
выплатой пенсий в Петропавловской области. Журналист также попросила сотрудников 
центра  ответить  на  вопросы,  с  которыми  пенсионеры  регулярно  обращаются  в  своих 
письмах в редакцию.

В ответ Е. Меньшиковой выдали табличные данные, сводки, которые размещены в 
Интернете. Дать пояснения по выплатам специалисты Центра  отказались.

Июнь, 29
СМИ Павлодарской области
На  центральной  набережной  Павлодара  произошла  массовая  драка,  в  результате 

которой  погиб  студент.  Виновными  в  его  гибели  подозревают  бывших  сотрудников 
правоохранительных дел. 

19



Только на  повторной пресс-конференции,  которую добились  журналисты,  первый 
заместитель  начальника  ДВД  Павлодарской  области  Назымбек  Жунусов  предоставил 
полную картину произошедшего. 

Первоначально же Н. Жунусов не сообщил, что в драке участвовали двое бывших 
полицейских,  уволенных  из  органов  внутренних  дел  за  пять  дней  до  совершения 
преступления.

5. Необоснованные требования платы за информацию

Июнь, 11
Полина Легина, «Республика – деловое обозрение» (г. Павлодар)
В редакцию газеты «Республика – деловое обозрение» поступила информация о том, 

что  через  некий  общественный  фонд,  действующий  на  территории  Павлодарского 
областного  дома-интерната  для  престарелых  и  инвалидов,  у  подопечных  незаконно 
забирают  часть  пенсии.  Редакция  решила  провести  журналистское  расследование  и 
выяснить, был ли зарегистрирован такой фонд.

С официальным запросом корреспондент Полина Легина обратилась в департамент 
юстиции Павлодарской области.  Сотрудники департамента согласились принять  запрос 
только в том случае, если журналист оплатит через банк 48 тенге. Свое требование они 
мотивировали тем, что  форма собственности «Республики» - ТОО, следовательно, газета 
представляет собой коммерческую структуру. 

На  возражения  П.  Легиной,  что,  согласно  ст.  18  закона  «О  средствах  массовой 
информации»,  госорганы  обязаны  на  равных  условиях  предоставлять  информацию 
представителям  СМИ  независимо  от  их  формы  собственности  и  принадлежности, 
сотрудник  департамента  Алибекова  ответила:  «Вы  на  равных  условиях  со  всеми 
коммерческими организациями». 

Попытки  журналиста  объяснить,  что  запрашиваемые  сведения  являются 
общественно значимыми, ни к чему не привели.

6. Сообщение ложной информации СМИ (ст. 347 КоАП РК)

Июнь, 27
Мурат Султангалиев, «Ак Жайык» (г. Атырау)
Газета «Ак Жайык»  получила письмо от жительницы Атырау, которая рассказала о 

том, что в Махамбетском районе Атырауской области в селе Алмалы на береговой зоне 
колхозного  хозяйства  «Боранкул»  был  установлен  шлагбаум  для  проезжающих  в 
лесополосу для отдыха («Куда ни глянь, везде длань», «Ак Жайык», 17.06.2009 г.).

Чтобы выяснить, законна ли установка этого шлагбаума, редакция направила запрос 
в  налоговый  департамент  Атырауской  области.  Оттуда  за  подписью  заместителя 
начальника  Айгуль  Рзагуловой  поступил  ответ  о  том,  что  проверкой  этого  факта 
занимается Махамбетское налоговое управление.  Что владелица КХ была вызвана туда, 
поставлена  на  учет  как оказывающая платные услуги  и  проинформирована о том,  что 
работать следует в соответствии с налоговым законодательством. Кроме того, в письме 
было указано, что владелица КХ гарантировала бесплатный проезд через шлагбаум. 

После публикации ответа А. Рзагуловой, в редакцию обратился сын владелицы КХ 
«Боранкул»  Аман  Туленов.  Он  сообщил,  что  его  80-летняя  мать  не  могла  явиться  в 
налоговое управление, так как на тот момент ее не было в городе. По словам А. Туленова, 
его семья к взиманию платы с горожан за отдых никакого отношения не имеет, и кем был 
установлен шлагбаум, он не знает. 

После визита А. Туленова в редакцию автор статьи Мурат Султангалиев созвонился 
с А. Рзагуловой, которой сообщил, что ею были предоставлены недостоверные сведения. 

Сразу  после  этого  звонка  налоговый  департамент  Атырауской  области  начал 

20



разбирательство с подчиненным ему Махамбетским налоговым управлением.

7. Необоснованные требования о раскрытии источника информации

Июнь, 03
«Тараз-Таймс» (г. Тараз)
В апреле в газете «Тараз Таймс»  вышла  статья «Птенцы гнезда  Айдапкелова». В 

ней рассказывалось о кадровой политике в акимате Жамбылской области. В материале 
были  приведены  несколько  примеров  приема  на  руководящие  должности  людей, 
находящихся  в  родстве  с  руководителем  аппарата  акима  области  или  лично  с  ним 
знакомых.  

В начале июня редакция получила письма от лиц, упомянутых в статье - чиновников 
Жамбылского областного акимата Нуржана Нуржигитова,  Канатбека Мадибека и  Иеса 
Кудайбергенова.  В  своих  письмах  они  требуют  от  газеты  в  течение  месяца  раскрыть 
источники информации. В противном случае чиновники намерены обратиться с иском в 
суд.

По словам директора издания Жахана Нуралиева, редакция не собирается отвечать 
на эти претензии: «Наше право не раскрывать источники».

Июнь, 05
«Литер» (Алматинская область)
В  редакцию  газеты  «Литер»  обратились  преподаватели  сельских  школ.  Они, 

попросив не раскрывать номера школ и не называть имен, рассказали о том, что районный 
отдел образования требует до выхода в отпуск сдать календарные и поурочные планы на 
будущий учебный год.  

Заведующая  Илийского  районного  методического  кабинета  Роза  Молдакулова  на 
вопрос  корреспондента  «Литера»  ответила,  что  ими  было  лишь  рекомендовано 
предоставить на проверку календарные планы. 

Однако в то время как материал готовился в печать, в средней школе 19 аула имени 
Туймебаева  Илийского района был созван экстренный педсовет,  на  котором школьная 
администрация пыталась вычислить, кто из преподавателей «слил» информацию в печать. 

Июнь, 29 
Юлия Чернышова, газета «Казах зерно» (г. Петропавловск)
Специальная  комиссия,  созданная  при  акимате  Северо-Казахстанской  области, 

провела мониторинг оптовых и розничных цен в области на основные продукты питания. 
В своем первом номере газета «Казах зерно» опубликовала эти данные. 

После  выхода  таблицы  цен  в  редакцию  позвонили  из  Управления  сельского 
хозяйства  области.  Чиновники  были  возмущены  заметкой  и  требовали  показать 
документы, откуда были взяты цифры. 

8. Необоснованное прекращение выпуска СМИ

Июнь, 10
ТК «АРТ» (г. Караганда)
Карагандинская  областная  прокуратура  обратилась  в  Специализированный 

межрайонный экономический  суд  по  Карагандинской  области  с  иском  о  прекращении 
выпуска (выхода в эфир) СМИ и аннулировании свидетельства о постановке на учет к 
телекомпании «АРТ».

В  своем  иске  прокуратура  обвиняет  телеканал  в  пропаганде  насильственного 
изменения  конституционного  строя,  нарушения  целостности  Республики,  подрыва 
безопасности государства,  войны, социального,  расового, национального,  религиозного, 

21



сословного  и  родового  превосходства,  культа  жестокости  и  насилия,  а  также  и 
политическом экстремизме. 

10  июня  было  оглашено  постановление:  выпуск  (выход  в  эфир)  ТК  «АРТ» 
прекратить,  свидетельство о постановке на учет аннулировать.

Напомним, поводом для иска послужил следующий инцидент. В SMS-чате на «АРТ-
ТВ», куда любой телезритель может отправить сообщение с мобильного телефона и оно 
через некоторое время продублируется в эфире, появились с перерывом в 15 минут две 
короткие фразы националистического содержания. Эти сообщения технический работник 
пропустил в эфир из-за незнания казахского языка. Руководство телекомпании считает, 
что налицо грубая производственная ошибка, за которую ответственные специалисты уже 
наказаны, и квалифицировать данный инцидент как разжигание вражды нет оснований. 

Полиция  разыскала  авторов  сообщений.  Ими  оказались  18-летний  юноша, 
адекватность  которого находится под вопросом, и некий чиновник.  

Директор  телеканала  «АРТ»  Руслан  Никонович  уверен,  что  опасные  сообщения, 
пропущенные  в  эфир  по  оплошности,  являются  лишь  предлогом  для  гонений  на 
телеканал.  Истинную  причину  преследования  он  видит  в  борьбе,  развернувшейся  за 
тендерные деньги.

9. Обвинения в нарушении порядка проведения митингов (ст. 373 КоАП РК)

Июнь, 30
СМИ Алматинской области 
28  июня  к  ряду  участников  акции,  прошедшей  в  Алматы  24  июня  в  поддержку 

независимых СМИ, пришли домой участковые полицейские. Они предложили написать 
объяснительные и вручили извещения. В этих документах за подписью капитана полиции 
Медеуского  УВД  г.  Алматы  предлагалось  30  июня  явиться  в  специализированный 
межрайонный административный суд г. Алматы суд «по касающемуся вас вопросу. Явка 
строго обязательна».

30  июня   члены  движения  «Шанырак»  Алихан  Рамазанов,  «Общества  молодых 
профессионалов» Галим Агелеуов и президент фонда защиты свободы слова «Адил соз» 
Тамара Калеева явились в суд. Оказалось, что здесь их никто не ждет. После ряда звонков 
капитану полиции,  подписавшему извещения, выяснилось, что ждали их не в суде, а в 
полиции. 

Кто и почему напутал с повестками, полицейские будут разбираться в своем кругу. 
Подозреваемым  в  административном  правонарушении  сообщили,  что  они  могут  быть 
свободны, их вызовут в полицию позже.

Как стало известно, в новый список подозреваемых вошли уже 12 человек.

10. Нарушение принципа гласности судебного процесса

Июнь, 02 
Ольга Витукевич, «Эра-ТВ» (г. Петропавловск)
Для  подготовки  сюжета  корреспондент  телеканала  «Эра-ТВ»  Ольга  Витукевич 

пришла  на  очередное  судебное  заседание  городского  суда.  Однако  по  ходатайству 
адвоката  Султана  Ибрагимова  и  на  основании  того,  что  все  участники  были  против 
съемки, в присутствии в зале заседания съемочной группе было отказано. 

11. Нарушение Закона «О языках»

Июнь, 24
Все СМИ
24  июня  в  Астане  начал  свою  работу  III форум  Совета  Евро-Атлантического 

22



партнерства (СЕАП). 
Приветственную  речь  Президента  РК  участникам  форума  зачитал  министр 

иностранных дел Марат Тажин. 
Приветствие зачитывалось на английском языке. Ее перевод на казахский и русский 

языки по техническим причинам обеспечен не был. 

12. Использование имиджа СМИ

Июнь, 16
ИА «Интерфакс-Казахстан»
16  июня  на  форумах  некоторых  интернет-ресурсов  появилась  стилизованная  под 

стандарт  агентства  «Интерфакс-Казахстан»  информация  под заголовком «Три человека 
погибли в результате криминальной «разборки» г. Астана – МВД».

В этот же день информационное агентство распространило сообщение,  в котором 
говорится, что «Интерфакс-Казахстан» не имеет никакого отношения к данной новости. 
Агентство  призвало  редакторов  «интернет-ресурсов,  модераторов  и  «смотрящих» 
всевозможных интернет-форумов пресекать вбросы подобных лже-новостей,  во многом 
провокационных». 

13. Нарушение трудовых прав журналистов

Июнь, 17
Есенбек Кенжагараев, «Молшылык ушiн» (Южно-Казахстанская область)
17  июня  в  ходе  прямого  эфира  на  телеканале  «Казахстан  -  Шымкент»  редактор 

медиа-холдинга «Айгак» Дулат Абиш обратился к акиму Южно-Казахстанской области 
Аскару Мырзахметову с просьбой вмешаться в ситуацию и помочь исполнить решение 
суда о восстановлении в должности редактора  Сузакской районной газеты «Молшылык 
ушiн» Есенбека Кенжагараева. 

Напомним,  31  декабря  2008  года  в  редакцию  газеты  пришел  заведующий 
райфинотделом  Б.  Нуржанов и принес приказ  о расторжении трудового соглашения с 
Есенбеком  Кенжагараевым без объяснения причин. Редактор обратился в суд за защитой 
своих прав. 

8 апреля 2009 года Сузакский районный суд вынес решение о восстановлении его на 
работе и выплате  зарплаты в размере 209970 тенге и морального ущерба в размере 100 
тысяч тенге. 

Решение суда было обжаловано в областном суде. Акимат Сузакского района Южно-
Казахстанской области сослался на то, что была реорганизация, и на базе двух районных 
газет  создана  одна  –  «Созак  тiлi дидарi»,   хотя  на  момент  открытия  второй   газеты 
«Молшылык ушiн» уже существовала. 

Апелляционная  инстанция  под  председательством  судьи  областного  суда  С. 
Ташболатова оставила решение районного суда в силе. Оно вступило в законную силу 28 
мая 2009 года. Однако, до сих пор Есенбек Кенжагараев не восстановлен на работе и не 
получил причитающиеся финансовые выплаты.

Июнь, 25
Аскар Актлеуов, «Айкын» (г. Актобе) 
27 мая собственный корреспондент газеты «Айкын» по Актюбинской области Аскар 

Актлеуов получил по факсу уведомление о том, что с 3 июня «Айкын» расторгает с ним 
трудовой договор.  Причина  расторжения  ИТД – журналист  не  прошел испытательный 
срок. 

В ответ  журналист  написал  письмо руководству  холдинга  «Нур-медиа»,  в  состав 
которого  входит  газета,  о  том,  что  он  работает  в  «Айкыне»  уже  несколько  лет.  А 

23



поскольку никаких новых договоров редакция с ним не заключала, следовательно, речи об 
испытательном сроке быть не может. Копия письма была направлена также и редактору 
издания Нурторе Жусупу.

Через некоторое время Аскару позвонили из редакции  и  попросили продолжать 
работать.

По  словам  актюбинского  журналиста,  подобное  происходит  не  с  ним  одним: 
кызылординский  собкор  «Айкына»  отказался  от  борьбы  и  уволился  по  собственному 
желанию.

III. КОНФЛИКТЫ. НАРУШЕНИЯ, ИНКРИМИНИРУЕМЫЕ СРЕДСТВАМ 
МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

1.   Обвинение в распространении информации, содержащей государственные 
секреты (ст. 172 УК РК)

Июнь, 05  
«Алма-Ата Инфо» (г. Алматы)
В Таразе в горсуде № 2 прошло очередное заседание по делу главного редактора 

газеты «Алма-Ата Инфо» Рамазана Есергепова. 
По  требованию  адвоката  Сериккали  Мусина  суд  дал  согласие  на  привлечение 

экспертов из других силовых ведомств, чтобы они оценили степень секретности бумаг 
КНБ, из-за публикации которых Р. Есергепов привлечен к уголовной ответственности. 

Сторона защиты подала устное ходатайство о пересмотре заключения экспертизы о 
«секретности».

Июнь, 18
«Алма-Ата Инфо» (г. Алматы)
В Таразском городском суде № 2 по ходатайству главного редактора газеты «Алма-

Ата Инфо» Рамазана Есергепова о пересмотре заключения экспертизы «о секретности» 
выступили  свидетелями  в  качестве  специалистов  директор  Международного 
Казахстанского  бюро  по  правам  человека  и  соблюдению  законности,  юрист  Евгений 
Жовтис и специалист-филолог Рахиля Карымсакова.

Специалисты вынесли заключение, что в тексте служебных писем, опубликованных 
в газете, не содержится информация,  разглашающая госсекреты. 

Июнь, 18
Рамазан Есергепов, «Алма-Ата Инфо» (г. Алматы)
Коллегия адвокатов г. Тараз назначила нового адвоката редактору газеты «Алма-Ата 

Инфо» Рамазана Есергепова. Защищать редактора в суде Тараза будет адвокат Салтанат 
Сапаева.  Новый  защитник  уже  ознакомилась  с  материалами  дела  и  участвует  в 
заседаниях. 

Об  этом  агентству  «Интерфакс-Казахстан»  сообщил  судья  таразского  суда  №  2 
Азамат Тлепов, который ведет процесс по делу Р. Есергепова. 

«После  того,  как  предыдущий  адвокат  подсудимого  Есергепова  прислал  мне 
заявление об уходе, Рамазан Есергепов заявил, что будет защищать себя сам. Однако я 
посчитал,  что  это  неправильно,  и  мы  написали  письмо  в  коллегию  адвокатов  Тараза, 
чтобы они направили на процесс любого своего защитника», - сказал А.Тлепов.

Июнь, 11
Рамазан Есергепов, «Алма-Ата Инфо» (г. Алматы)
Лидеры партии «Азат» Булат Абилов и Петр Своик побывали в Таразе, где проходит 

судебный  процесс  по  делу  главного  редактора  газеты  «Алма-Ата  Инфо»  Рамазана 

24



Есергепова.  Лидеры партии обратились  к председателю городского суда № 2 Тараза  с 
письмом-поручительством, в котором они гарантируют законопослушность Р. Есергепова 
и просят изменить меру пресечения на домашний арест.

По  мнению  Б.  Абилова,  «степень  еще  не  доказанной  вины  главного  редактора 
чудовищно неадекватна тому наказанию, которому его подвергают уже полгода». 

2. Обвинение в клевете (ст. 129 УК РК)

Июнь, 19
Адиль Мусинов, предприниматель (Павлодарская область)
В апреле в республиканских и павлодарских СМИ со ссылкой на предпринимателя 

Адиля Мусинова прошла информация о том, что на него прямо в служебном кабинете 
напал  начальник  отдела  предпринимательства  акимата  Павлодара  Серик  Капенов.  По 
словам А. Мусинова, это произошло из-за того, что он отказался дать взятку.

С.  Капенов   счет  информацию  предпринимателя  клеветнической,  и  обратился  с 
заявлением  в  порядке  частного  обвинения  в  клевете  и  взыскании  морального  вреда  в 
городской суд Павлодара.

19  июня  суд  признал  сообщения  о  госчиновнике  не  соответствующими 
действительности и обязал выплатить А. Мусинова 20 тыс. тенге в качестве компенсации 
морального  вреда  С.  Капенову.  Также  А.  Мусинов  был  оштрафован  за  клевету  на 
начальника отдела предпринимательства городского акимата.

3. Требования о защите чести, достоинства и деловой репутации, вытекающие 
из публикации определенных сведений

Июнь, 01
 «Свобода слова» (г. Алматы)
Коллегия  по  гражданским  делам  Павлодарского  областного  суда  рассмотрела 

апелляционную  жалобу  на  решение  городского  суда  Павлодара  от  14  апреля  по  иску 
Руслана  Матиева  к  редакции  газеты  «Свобода  слова»  и  предпринимателю  Вячеславу 
Жданову.  

Напомним,  поводом  к  иску  стала  статья  двухлетней  давности  «Зловещее  слово 
«полицейский»  («Свобода  слова»,  11.01.2007  г.).  В  ней  были приведены  выдержки  из 
письма павлодарского предпринимателя В. Жданова, против которого в то время было 
возбуждено уголовное дело по ДТП. В. Жданов приводил в письме доказательства своей 
невиновности и сообщал, что свидетели ДТП находились в то время в зависимости от 
сотрудника Южного отдела ДВД Павлодарской области Р. Матиева. 

Через два года после опубликования статьи Р. Матиев  подал иск о защите чести, 
достоинства,  деловой  репутации  и  взыскании  морального  вреда  в  размере  1  миллион 
тенге.  14  апреля  Павлодарский  городской  суд  полностью  отказал  Руслану  Матиеву  в 
исковых требованиях.

Гражданская  коллегия  облсуда  оставила  иск  Р.  Матиева  без  удовлетворения,  а 
решение городского суда – без изменения.

Июнь, 01
Николай Калиновский, «Мегаполис» (г. Астана)
25 мая в «Мегаполисе» была опубликована статья Николая Калиновского «Интим в 

блоге»  о  семейных  неурядицах  гражданина  Ш.,  якобы  работающего  в  Министерстве 
иностранных  дел.  Материал  был  подготовлен  на  основе  сообщения,  размещенного  в 
персональном блоге премьер-министра Карима Масимова. 

После  выхода  статьи  редакция  получила  письмо,  подписанное  председателем 
Комитета международной информации Министерства иностранных дел Е. Ашикбаевым. 

25



МИД  полагает,  что  «статья  содержит  ряд  сведений,  не  имеющих  ничего  общего  с 
внешнеполитическим ведомством». 

Председатель комитета,  сославшись на  закон Республики Казахстан «О средствах 
массовой информации», попросил  опубликовать опровержение и выразил надежду, что 
«редакция газеты «Мегаполис» впредь не допустит необоснованной критики в адрес МИД 
Казахстана». 

В следующем номере газета в качестве опровержения напечатала письмо комитета.

Июнь, 03
Мира Сулейменова, ТК «31-канал» (Южно-Казахстанская область)
Апелляционная коллегия по гражданским  делам Южно-Казахстанского областного 

суда рассмотрела жалобу бывшего муллы села Ынтымак Сайрамского района Абдуманапа 
Юсупова на решение  Абайского районного суда Шымкента. 

Напомним,  в  марте,  после  выхода  сюжета  о  конфликте  между  жителями  аула  и 
муллой, оформившим в частную собственность землю под мечетью, А. Юсупов обратился 
в районный суд с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации. Истец требовал 
в качестве возмещения морального вреда взыскать с журналиста 5 млн. тенге.

4  мая  судья  Абайского  районного  суда  Шымкента  С.  Токбергенов  посчитал 
требования истца безосновательными и в их удовлетворении отказал. 

Бывший мулла не согласился с решением суда и обратился в областной суд Южно-
Казахстанской области с апелляционной жалобой.

3 июня коллегия оставила без изменений решение суда первой инстанции. 

Июнь, 05
«Время» (г. Алматы)
Редакция  газеты  «Время»  принесла  свои  искренние  извинения  за  публикацию 

сведений,  не  соответствующих действительности,  Народному банку РК,  Казахстанской 
фондовой  бирже  и  Агентству  по  регулированию  и  надзору  финансового  рынка  и 
финансовых организаций РК.

Вышеперечисленные организации обратились  в  редакцию  после выхода в  газете 
статьи  «Чье  чутье?»  («Время»,  1.04.2009  г.).  В  ней  со  ссылкой  на  данные  сайта 
Казахстанской фондовой биржи (KASE) сообщалось,  что накануне  резкой девальвации 
тенге во время дневной сессии торгов спрос на доллары превысил средний показатель 
декабря  2008  года-января  2009-го  в  5  раз.  При  этом  говорилось,  что  основными 
покупателями стали организации, аффилированные с Народным банком. 

Июнь, 30
Алексей Коновалов, «Время» (г. Алматы)
Жетысуский районный суд Алматы вынес решение по иску Национального банка РК 

о  защите  чести,  достоинства  и  деловой  репутации  и  возмещении  морального  вреда  в 
размере 165 миллионов тенге к газете «Время» и журналисту Алексею Коновалову. Истец 
потребовал также опубликовать опровержение порочащих сведений.

Напомним,  поводом  для  иска  послужила  статья  А.  Коновалова  «Чье  чутье?», 
опубликованная  в  газете  1  апреля.  В  этой  публикации  со  ссылкой  на  данные  сайта 
Казахстанской фондовой биржи (KASE) сообщалось, что 3 февраля 2009 года, накануне 
резкой девальвации тенге, во время дневной сессии торгов спрос на доллары превысил 
средний показатель декабря 2008 года и января 2009-го в пять раз. При этом, как сказано в 
статье,  основными  покупателями  стали  организации,  аффилированные  с  Народным 
банком. 

Национальный  банк  посчитал  информацию,  содержащуюся  в  публикации,  не 
соответствующей  действительности,  порочащей  деловую  репутацию  банка  и  его 
руководителя,  и   усмотрел  обвинение  в  раскрытии  некоторым  юридическим  лицам 

26



сведений о предстоящей девальвации национальной валюты.
30 июня суд обязал «Время» опубликовать на первой полосе издания официальное 

опровержение  не  соответствующих  действительности  сведений,  взыскать  в  качестве 
морального вреда 1,5 миллиона тенге  с редакции и 150 тысяч тенге – с журналиста. 

Редакция  газеты  «Время»  намерена  обратиться  с  апелляционной  жалобой  в 
судебную коллегию по гражданским делам Алматинского городского суда. 

Июнь, 06
«Время» (г. Алматы)
2 июня в газете «Время» вышла публикация «Скажи нам правду,  атаман!».  В ней 

речь шла о том, что фонд русских,  славянских и казачьих организаций «Благовест» во 
главе с атаманом Юрием Захаровым претендуют на здание дома детского творчества в 
Алмалинском  районе  Алматы.  Казачий  атаман  и  глава  Русской  общины  Казахстана 
решили  построить  на  этом  месте  «Русский  дом»  -  с  рестораном,  гостиницей  и 
тренажерным залом. 

Позже,  после  публикации,  журналисты  редакции  выяснили,  что  Русская  община 
Казахстана уже имела в Алматы один «Русский дом», но продала его за 325 миллионов 
тенге. 

С вопросами по этому поводу газета «Время» обратилась к Ю. Захарову. Атаман по 
телефону  разговаривать  отказался,  потребовав  предъявить  ему  документы, 
подтверждающие, что у общины уже был один «Русский дом». Ю. Захаров также заявил, 
что  в  редакцию подъедет его юрист с  просьбой дать опровержение опубликованной 2 
июня статьи.  В противном случае  он подаст  на  редакцию в  суд  за  унижение  чести  и 
достоинства  верховного  атамана  и  председателя  координационного  совета  Русской 
общины. 

Июнь, 08
Зауре Мирзаходжаева, «Время» (Южно-Казахстанская область)
6 июня в газете «Время» был опубликован материал собственного корреспондента 

издания  по  Южно-Казахстанской  области  Зауре  Мирзаходжаевой  «Эпоха  водолея».  В 
статье  рассказывалось  о  деятельности  руководителя  шымкентского  «Водоканала» 
Анарбека Ормана. 

8  июня  Зауре  Мирзаходжаева  на  свой  электронный  ящик  получила  письмо  от 
генерального директора ТОО «Водные ресурсы-маркетинг» Анарбека Ормана. В письме 
журналиста обвинили  в том, что она  «оболгала  Ормана с ног до головы». 

А. Орман потребовал  до 20 июня предоставить подтверждение фактов, изложенных 
в  статье,  либо  напечатать   опровержение  в  газете.  В  противном  случае  автор  письма 
оставляет за собой право обратиться за защитой в суд. 

Журналист  на  эти  требования  ответила,  что  источник  информации  она  обязана 
раскрыть только по решению суда. 

Июнь, 08
Тамара Алина, «Мегаполис» (г. Алматы)
К Дню защиты детей «Мегаполис» провел опрос среди читателей на тему, как они 

оценивают заботу региональной власти о детях. 1 июня в газете вышел материал Тамары 
Алиной  «С  праздником,  Маугли!».  В  статье  сообщалось,  что  по  результатам  опроса 
региональные  власти  Южно-Казахстанской  области  заняли  последнее,  шестнадцатое 
место. 

После  выхода  статьи  в  редакцию  поступило  письмо  из  управления  внутренней 
политики акимата Южно-Казахстанской области. Начальник управления А. Мамытбеков 
потребовал  предоставить  доказательства  достоверности  сведений,  использованных  в 
статье  либо  опубликовать  опровержение.  Текст  опровержения  должен  быть 

27



предварительно согласован. В противном случае управление внутренней политики ЮКО 
обратится в суд.

«Мегаполис» в опровержении отказал. 

Июнь, 09
Ирина Лебедева, «Новое время» (г. Павлодар)
9 июня Павлодарский городской суд  вынес постановление  о  признании действий 

администратора судов Павлодара в отношении газеты «Новое время» незаконными. 
Напомним, в ноябре 2002 г. Павлодарский городской суд рассмотрел иск о защите 

чести, достоинства, деловой репутации и возмещении морального вреда в размере 2 млн. 
тенге пресс-секретаря акима Павлодарской области Жениса Мананбаева к газете «Новое 
время». Суд обязал газету «Новое время» выплатить истцу 1 млн. тенге. Поводом к иску 
послужила статья Ирины Лебедевой «Из пресс-клуба «лишних» выводят под охраной».

В ходе исполнения решения суда часть зарплаты Ирины Лебедевой перечислялась на 
счет, предоставленный истцом. Все эти годы претензий не было ни стороны истца, ни со 
стороны судоисполнителей. По сведениям журналиста,  уже выплачено около половины 
суммы.

Однако в начале апреля 2009 года администратор судов Павлодара во второй раз 
возбудил производство по решению суда 7-летней давности. При этом по постановлению 
судебного исполнителя в обеспечение иска и взыскания денег счета ТОО РИА «Время», 
выпускающего газету «Новое время», арестованы. Открывать другие счета запрещено. 

Июнь, 10
Зауре Мирзаходжаева, «Время» (Южно-Казахстанская область)
10 июня в редакцию газеты «Время» поступила досудебная претензия от директора 

ТОО  «Ак-ниет»  Мирзаахмеда  Шеримова  по  поводу  публикации   собственного 
корреспондента  по  Южно-Казахстанской  области  Зауре  Мирзаходжаевой  «Кто  кого 
кошмарит?» («Время», 7.12.2008 г.).

В публикации речь шла о том, что на автобусном маршруте, обслуживаемом этим 
предприятием,  произошло  ДТП,   в  котором  пострадали  люди,  так  и  не  добившиеся 
выплаты компенсации. 

М. Шеримов считает, что корреспондент изложила в статье недостоверные факты и 
тем самым нанесла ущерб деловой репутации. Он потребовал напечатать опровержение. В 
противном случае директор ТОО намерен обратиться в суд.

Июнь, 11
Ботагоз Омарова, «Свобода слова» (Карагандинская область)
В районном суде № 2 Казыбекбийского района г. Караганды начались слушания по 

иску  о  защите  чести,  достоинства  и  деловой  репутации  бывшего  начальника  отдела 
земельных отношений города Бауржана Асанова к редакции газеты «Свобода слова» и 
корреспонденту Ботагоз Омаровой. 

Поводом для иска послужила статья «Непотопляемый чиновник». В ней шла речь о 
том, что карагандинские предприниматели ополчились против Б. Асанова, занимавшего 
на тот момент должность начальника отдела,  за то,  что тот затягивал рассмотрение их 
заявлений  относительно  выделения  земельных  участков.  В  действиях  чиновника 
межрайонный экономический суд  Караганды и дисциплинарный совет Карагандинской 
области усмотрели коррупционные правонарушения. 

В исковых требованиях Б. Асанов потребовал опровергнуть недостоверные сведения, 
а  также  взыскать  1  тыс.  тенге  с  редакции  и  999  тыс.  тенге  с  журналиста  в  качестве 
компенсации за причиненный моральный вред.

По словам редакции, судья Елик Мухамедин проигнорировал требования закона о 
средствах массовой информации о предоставлении месячного  срока для дачи ответа  и 

28



начал рассматривать дело по существу. 
Однако  слушание  все-таки  было  отложено,  так  как  исковые  требования  были 

выдвинуты  ненадлежащему  истцу:  редакция  газеты  «Свобода  слова»  не  является  ни 
юридическим,  ни  физическим  лицом  и  отвечать  по  имущественным  требованиям  не 
может. 

Июнь, 14
Любовь Доброта, «Казахстанская правда» (Южно-Казахстанская область)
3  октября  2008  г.  в  газете  «Казахстанская  правда»  вышла  статья  собственного 

корреспондента по Южно-Казахстанской области Любови Доброты «Времянка с видом на 
участок».  В ней рассказывалось о судебных тяжбах 72-летней жительницы Шымкента, 
пытавшейся доказать, что почти половину земельного участка у нее отобрал квартирант 
Халилов. По  словам пенсионерки, она стала жертвой мошенничества. 

14 июня  Любови Доброте позвонила правозащитница из Тараза  Роза Кушакова. Она 
заявила о намерении подать иск о защите деловой репутации и  нанесении морального 
вреда Халилову, о  котором речь шла в газетной статье. 

Р.  Кушакова  предложила  решить  вопрос  в  досудебном  порядке,  напечатав 
опровержение.

Июнь, 16
«Алтай» (Восточно-Казахстанская область)
Заместитель заведующего отделом образования городского акимата Семея Николай 

Пивкин  обратился  в  городской  суд  Семея  с  иском  о  защите  чести  и  достоинства  к 
главному редактору городской газеты «Алтай» Рахату Омарову. 

Поводом для иска послужил материал, вышедший в издании под рубрикой «Письма 
читателей».  В нем рассказывалось  о незаконных действиях чиновника.  Автор статьи – 
читатель, пожелавший остаться неизвестным. 

Н.  Пивкин  посчитал  сведения,  опубликованные  в  статье,  не  соответствующими 
действительности. Он требует напечатать опровержение на материал и выплатить 1 млн. 
тенге в качестве компенсации за моральный ущерб. 

Редакция попыталась найти автора материала.  Однако,  по словам Р. Омарова, его 
адрес  и  фамилия  оказались  вымышленными.  Редакция  готова  предоставить 
доказательства того, что Н. Пивкин на самом деле допускает в своей работе серьезные 
нарушения. 

Судебное разбирательство назначено на 1 июля 2009 года.

Июнь, 17
Татьяна Гуторова, «Городская неделя» (г. Павлодар)
В газете  «Городская  неделя» вышла статья  Татьяны Гуторовой «Долгое эхо друг 

друга»  22  апреля.  В  этом  материале  было  указано,  что  власти  Павлодара  приняли 
ошибочное решение о вырубке парка из шести тысяч деревьев.

В  июне  редакция  получила  претензию  Иртышского  департамента  экологии.  В 
письме  и.о.начальника  Е.  Алижанов  просит  «разобраться»  с  автором  статьи,  дать 
опровержение и ответить письмом. Он утверждает, что Иртышский департамент экологии 
не бездействовал в этом вопросе, а выразил озабоченность за сохранность зеленого фонда 
и просил природоохранного прокурора принять меры.

На  претензию  журналист  ответила,  что  «дружный  коллектив  газеты  сурово  и 
жестоко  разобрался  с  Т.Гуторовой,  т.е.  со  мной».  Также  журналист  отметила,  что  у 
департамента экологии не возникло желания разобраться  с руководством города,  а вся 
инициатива в виде «озабоченности» была передана природохранной прокуратуре.

Июнь, 19

29



Татьяна Тен, «Караван» (г. Караганда)
В корпункт  газеты «Караван» по Карагандинской области обратилась жительница 

села Есиль Осакаровского района Карагандинской области. Она рассказала,  что ее муж 
был увезен  нарядом полиции  в  психиатрическую  клинику,  и  она  ни  у  кого  не  может 
узнать,  в какую именно. По словам женщины,  преследования ее мужа начались после 
того,  как  он  обратился  с  жалобой  на  главу  местного  крестьянского  хозяйства  в  суд 
Осакаровского района. 

29 мая в газете вышла статья Татьяны Тен «Неугодных – в психушку?». 
После выхода материала в газету поступило письмо Департамента внутренних дел 

Карагандинской области с требованием опровержения «с целью недопущения публикации 
фактов  без  их  предварительной  проверки  и  избежания  негативного  отношения  к 
сотрудникам ОВД РК и повышения их имиджа». 

Редакция  с  претензиями  не  согласна,  так  как  в  статье  изложены  только  факты. 
Журналист не подвергала сомнению решения Осакаровского суда, действия полицейских, 
компетенцию врачей-психиатров. По словам Т. Тен, «мы лишь задавались вопросом: где 
человек?».

Июнь, 22
«Мегаполис» (г. Алматы)
В  Специализированном  экономическом  суде  Алматы  состоялось  заключительное 

слушание по иску ТОО «Торгово-финансовая компания «Алтын Тараз» к экологическому 
союзу  «Табигат».  Поводом  для  обращения  в  суд  стала  статья  Ирины  Чернышовой 
«Горький парк» о рейдах экологического союза «Табигат» в Центральный парк культуры 
и отдыха Алматы, о состоянии и проблемах парка, опубликованная в газете «Мегаполис» 
19 мая 2008 г. 

Истец  потребовал  признать  факты,  указанные  в  статье,  несоответствующими 
действительности.

Судья А. Смайыл удовлетворила иск и постановила опубликовать опровержение в 
газете «Мегаполис». 

Напомним, в октябре 2008 г. ТОО «ТФК «Алтын Тараз» уже обращалось по этой 
публикации в суд. Ответчиком тогда выступили газета «Мегаполис» и журналист Ирина 
Чернышова. 

В декабре Бостандыкский районный суд № 1 Алматы, несмотря на представленные 
доказательства,  признал  публикацию  статьи  «Горький  парк»  не  соответствующей 
действительности,  порочащей  честь  и  достоинство  «Алтын-Тараза».  В  удовлетворении 
остальной части исковых требований компании  - взыскании морального вреда в 20 млн. 
тенге и понуждении опубликовать опровержение, судом было отказано. 

Июнь, 24
«Диапазон» (г. Актобе)
Судья Актюбинского областного суда Адайбек Сейдуллаев трижды обращался в суд 

по поводу публикации в газете «Диапазон». В начале апреля он подал иск в суд г. Актобе,  
требуя защиты чести, достоинства, деловой репутации и взыскания  морального вреда в 
размере 5 млн. тенге. А. Сейдуллаев посчитал, что своей публикацией «Шоу на судебных 
подмостках»  («Диапазон,  3.07.2008  г.)  газета  обвинила  его  в  нарушениях 
законодательства,  из-за чего он испытал  нравственные страдания.

. Однако в конце апреля он отказался от иска «до разрешения дела по существу», и 
городской суд прекратил производство.

3  июня  А.  Сейдуллаев  обратился  уже  в  коллегию  по  гражданским  делам 
Актюбинского областного суда с частной жалобой. Он просил отменить определение суда 
Актобе от 30 апреля и направить дело на новое рассмотрение. 18 июня в областной суд 
Актобе  вновь  поступило  заявление  А.  Сейдуллаева.  Теперь  уже  об  отказе  от  частной 

30



жалобы на определение суда г. Актобе. Суд удовлетворил и это заявление.

Июнь, 25
Бауыржан Ескабыл, «Атырау Today» (г. Атырау)
В газете «Атырау Today» был опубликован материал Бауыржана Ескабыла «Мы не… 

кто-нибудь, или учителя немы». Статья была подготовлена на основании письма учителей 
средней школы № 12 г. Атырау, полученного редакцией. Речь в материале шла о крайне 
напряженных  отношениях  в  педагогическом  коллективе  школы.  В  частности,  учителя 
жаловались на двух завучей учебного заведения – И. Утегулову и Б. Джумаеву.  

После выхода публикации И. Утегулова и Б. Джумаева обратились в городской суд 
Атырау с иском о защите чести и достоинства к газете «Атырау Today». Они потребовали 
напечатать  опровержение  и  выплатить  им  1  миллион  тенге  в  качестве  возмещения 
морального вреда. 

4. Требования и иски о защите чести, достоинства и деловой репутации, 
вытекающие из публикации мнений, убеждений и оценочных суждений

Июнь, 22
«Тасжарган» (г. Алматы)
Как сообщалось ранее, 16 января Медеуский районный суд г. Алматы вынес решение 

по иску депутата Мажилиса Парламента РК Ромина Мадинова  к газете «Тасжарган», ее 
главному редактору Бакытгуль Макимбай и журналисту Алмасу Кушербаеву. 

Депутат в своем иске оспаривал достоверность сведений, опубликованных 24 апреля 
2008  г.  газетой  «Тасжарган»  в  статье  Алмаса  Кушербаева  «Бедный  «латифундист», 
требовал извинений и компенсации морального вреда в размере 300 млн. тенге. Вместе с 
тем,  согласно  заключению  специалистов-филологов  Рахили  Карымсаковой,  Жумабиби 
Утесбаевой  и  Бакитгуль  Жумагуловой,  претензии  истца  были  предъявлены  к  мнению 
автора публикации А. Кушербаева. 

Решением  суда  ответчики  обязаны  опубликовать  опровержение  и  выплатить 
моральный вред 3 000 000 тенге в солидарном порядке. 

26  февраля  в  итоге  апелляционного  судебного  производства  коллегия  по 
гражданским  делам  Алматинского  городского  суда  постановила  увеличить  сумму 
компенсации в 10 раз - с трех до 30 миллионов тенге.

3 июня надзорная коллегия Алматинского городского суда под председательством А. 
Классена  оставила  без  изменения  постановление  городского  суда  о  выплате  газетой 
«Тасжарган»  30  млн.  тенге   в  пользу  депутата  Мажилиса  Парламента  РК  Ромина 
Мадинова.

В рассмотрении надзорной жалобы ответчикам отказано.
22 июня собственник газеты «Тасжарган» ТОО «DAT-ХMedia», главный редактор 

Бакытгуль  Макимбай  и  журналист  Алмас  Кушербаев  направили  надзорную  жалобу  в 
коллегию по гражданским делам Верховного суда РК. 

Июнь, 11
Александра Алехова «Литер» (г. Алматы)
11 июня в Алмалинском районном суде № 2 Алматы состоялось первое судебное 

заседание  по  иску  о  защите  чести,  достоинства  и  деловой  репутации  председателя 
Национальной экономической палаты «Союз «Атамекен» к редакции газеты «Литер» и 
журналисту Александре Алеховой.

Поводом для судебного  разбирательства послужила статья А. Алеховой «В пылу 
Азата»  («Литер»,  5.09.2008  г.).   В  ней  рассказывалось  об  экспертном  совете  в 
Министерстве  индустрии  и  торговли  РК  с  участием  отраслевых  и  региональных 
ассоциаций  бизнесменов  и  представителей  министерства.  О  том,  что  на  совете 

31



Национальная экономическая палата (НЭП) «Союз «Атамекен» предложила объединить 
всех предпринимателей и ввести обязательные членские взносы.  При этом было озвучено 
мнение бизнес-сообщества, что НЭП «хочет на этом неплохо подзаработать». 

А.  Перуашев  посчитал,  что  «Литер»  и  А.  Алехова  опорочили  его  честь  и 
достоинство,  а  также  деловую  репутацию  палаты  и  20  мая  обратился  с  исковым 
заявлением  в  суд.  Он  требует  признать  не  соответствующими  действительности 
некоторые утверждения, опубликованные в статье, и взыскать с ответчиков в солидарном 
порядке сумму уплаченной госпошлины. 

В  ходе  первого  заседания  редакция  попросила  10  рабочих  дней  для  подготовки 
возражений к исковому заявлению. Слушания были отложены.

Июнь, 29
Оксана Матасова, «Курс» (г. Кокшетау)
В январе в редакцию газеты «Курс» обратилась частный предприниматель, которая 

сообщила,  что  в  ее  магазине  находятся  люди,  представившиеся  судоисполнителями,  и 
описывают  без  соответствующих  на  то  документов  имущество  магазина,  причем,  в 
отсутствие самой владелицы магазина. Журналисты выехали на место событий. 

О  том,  что  происходило  в  магазине,  описано  в  статье  Оксаны  Матасовой 
«Судоисполнителям закон не писан?», опубликованной в «Курсе» 29 января.

В  марте  в  редакцию  с  требованием  опубликовать  опровержение  обратился 
судоисполнитель Марат Жансеитов. Его мнение было напечатано в «Курсе» 16 апреля с 
комментариями редактора. 

Несмотря на это, 22 мая М. Жансеитов обратился в Кокшетауский городской суд с 
иском о защите чести, достоинства и деловой репутации и взыскании морального вреда в 
размере  500 000  тенге  к  ТОО  «Рек-Визит»,  собственнику  газеты,  к  редакции  газеты 
«Курс» и корреспонденту О. Матасовой. 

29  июня  судья  Светлана  Рахметова  удовлетворила  иск  частично.  Признана 
несоответствующей действительности и подлежащей опровержению фраза:  «Но, скорее 
всего,  это  далеко  не  единичный  случай  беззакония».  Судом  моральный  вред 
судоисполнителя оценен в 10000 тенге.  

Редакция  не  согласна  с  этим  решением  и  намерена  обратиться  с  апелляционной 
жалобой в вышестоящую судебную инстанцию. 

5. Требование о защите права на собственное изображение (ст. 145 ГК РК)

Июнь, 10 
Сергей Чайка,  «Квартал» (г. Петропавловск)
В  газете  «Квартал»  28  мая  вышла  публикация  «Стриптиз-шоу»  -  о  конкурсе 

стриптизеров  в  ночном  клубе  «Парк-Сити».  После  выхода  статьи  в  редакцию  стали 
поступать звонки от возмущенных безнравственной публикацией читателей. В результате 
журналистов даже пригласили «на ковер» в  акимат Петропавловска,  но никто туда не 
пошел. 

В «Квартал» обратилось и руководство ночного клуба с претензиями, что газета не 
имела  права  опубликовывать  фотографии  стриптизеров,  так  как  разрешение  на 
проведение фотосъемки было дано другому изданию.  Победитель  конкурса  на звание 
лучшего  стриптизера  Петропавловска  под псевдонимом Маугли  также  предъявил  свои 
претензии  к  газете.  Его  обидело  то,  что  его  фото  не  было  опубликовано.  Стриптизер 
пришел в редакцию и потребовал опубликовать его фото. 

В  итоге  в  газете  был  опубликован  материал  «Кому  нужен  грязный  пиар», 
предоставленный  директором  ночного  клуба  «Парк-Сити»,  и   было  помещено   фото 
победителя конкурса Маугли.

32



Июнь, 15 
Елена Кузнецова, «Квартал» (г. Петропавловск)
В газете  «Квартал»  была  опубликована  статья  о  браконьерах,  подготовленная  по 

материалам  пресс-службы  ДВД  СКО.  Материал  был  проиллюстрирован  фотографией, 
взятой из Интернета. 

В  мужчине,  держащем  рыбу,  себя  узнал  житель  Петропавловска.  Он  отправил  в 
редакцию претензию, в которой потребовал опубликовать опровержение.

В следующем номере было опубликовано пояснение, что этот «человек не является 
браконьером, а просто рыболов-любитель».

Мониторинг подготовлен по сообщениям 
СМИ и корреспондентов Фонда
«Адил соз».

Координатор мониторинговой службы фонда «Адил соз»
Елена Цой
e-mail: lena  @  adilsoz  .  kz  

Юрист-консультант фонда «Адил соз»
Ганна Красильникова
e-mail:    ganna@adilsoz.kz  

По всем вопросам мониторинга вы можете также обратиться 
info  @  adilsoz  .  kz  

33

mailto:info@adilsoz.kz
mailto:ganna@adilsoz.kz
mailto:lena@adilsoz.kz

	Мониторинг

