
                                                                             Международный Фонд защиты 
                                                                 свободы слова «Адил соз»

Мониторинг
нарушений свободы слова в Казахстане

в апреле 2009 года

Арест месяца: 23 апреля осужден на пять суток и взят под стражу издатель газеты 
«Тасжарган» Ермурат  Бапи. Ему инкриминировали злостное неисполнение решения суда 
о выплате депутату  Мажилиса парламента Ромину  Мадинову 30 млн. тенге (порядка 
$200 000) в качестве возмещения морального вреда. Решение о взыскании такой суммы 
заведомо является неисполнимым. В ходе судебного процесса редакция доказала, что не 
располагает  такими средствами. 

Через  3  часа  после  ареста  по  протесту  прокурора  Алмалинского  района  Алматы 
Ермурат Бапи был освобожден (см. Глава III, раздел 4).  

Террорист  месяца: Собственный  корреспондент  ТОО  «Нур-Медиа»  Барлык 
Альмагамбетов  отправился  в  карагандинский  филиал  АО  «Вагонсервис»  с  целью 
подготовить  материал  о  предприятии  для  газеты  «Железнодорожник  Казахстана». 
Заместитель директора филиала Казбек Тынысбеков встретил журналиста неприветливо, 
осыпав его градом вопросов: «Вы кто такой? Зачем пришли? У нас полувоенный объект. 
Кто  вас  пропустил?  Может,  вы  террорист?».  После  того,  как  журналист  объяснил 
Тынысбекову  цель  своего  визита,  тот  стал  еще  более  категоричен:  «Не  надо  про  нас 
ничего писать! Не то сейчас я вызову охрану и она вас отведет, куда следует! Наверное, 
вы точно – террорист!» (см. Глава II, раздел 4 ).

Исполнение месяца: Собственник газеты «Тасжарган» Ермурат Бапи и журналист 
Алмас  Кушербаев  исполнили  решение  Медеуского  суда  Алматы   об  опубликовании 
официального опровержения недостоверных сведений в отношении депутата Мажилиса 
парламента Ромина Мадинова, содержащихся в статье «Бедный латифундист». В качестве 
опровержения  редакция  опубликовала  само  судебное  решение,  так  как  истец   не 
предоставил текст опровержения  (см. Глава III, раздел 4).  

Конкурс  месяца:  Министерство  культуры  и  информации  РК  огласило  итоги 
конкурса на  получение права на наземное телерадиовещание в Республике Казахстан. 
Право на вещание в 18 городах республики получила всего одна компания -  ТОО «Елорда 
тынысы». Заявки на участие в конкурсе подавали 14 претендентов. (см. Глава I, раздел 3). 

Уточнение  месяца: 6  марта  в  газете  «Литер»  была  опубликована  заметка  под 
названием  «А  судьи  кто?».  В  ней  рассказывалось,  что  Генеральная  прокуратура  РК 
выявила ряд нарушений при применении закона «О присяжных заседателях».

В апреле в редакцию пришло письмо от заместителя Генерального прокурора РК Р. 
Мамырбаева  с требованием опровергнуть заголовок заметки, а также проинформировать 
читателей о непричастности казахстанских судей к выявленным нарушениям.  

В связи с этим редакция напечатала:  «распространенное классическое выражение: 
«А  судьи  кто?»,  применяемое  в  ситуациях,  вызывающих   сомнение  практически  по 
любому жизненному вопросу, следует читать: «А присяжные заседатели кто?» (см. Глава 
III, раздел 4).

В апреле 2009 г. мониторинг Фонда «Адил соз» зафиксировал  103 сообщения. 

1



Из  них  23  определяют  фактическое  положение  СМИ  в  свете  политической 
атмосферы  месяца,  52  дают  информацию  о  прямых  нарушениях  прав  СМИ  и 
журналистов,  28  -  о  конфликтах  и  обвинениях,  выдвинутых  против  СМИ  и 
журналистов. 

Подробный  мониторинг  нарушений  прав  интернет-изданий  смотрите  на  сайте 
www.adilsoz.kz  в соответствующем разделе.

I.  ОСОБЕННОСТИ  ПОЛИТИЧЕСКОГО,  СОЦИАЛЬНОГО, 
АДМИНИСТРАТИВНОГО  И  ПРАВОВОГО  КЛИМАТА  В  СТРАНЕ, 
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ  ФАКТИЧЕСКОЕ  ПОЛОЖЕНИЕ  СРЕДСТВ  МАССОВОЙ 
ИНФОРМАЦИИ

1.  Заявления,  речи  и  выступления   высших  должностных  лиц  государства, 
определяющие фактическое положение средств массовой информации

Апрель, 15
Все СМИ
В Астане на коллегии министерства культуры и информации глава этого ведомства 

Мухтар  Кул-Мухаммед  заявил,  что  казахстанские  электронные  средства  массовой 
информации, не выполняющие требование закона «О языках в Республике Казахстан»0 о 
50-процентном  объеме  вещания  на  государственном  языке,  будут  наказываться.  Он 
сказал: «Некоторым СМИ уже сделаны предупреждения в устной форме, и им пока еще 
дается возможность, чтобы они все-таки выполнили эту норму закона. Но со временем, 
кто злостно будет нарушать, получит по заслугам». 

Апрель, 17
Все СМИ
В Астане  в  ходе  селекторного  совещания  с  региональными судами  председатель 

Верховного  суда  РК  Мусабек  Алимбеков  поручил  местным  судам  информировать 
общественность о своей работе через средства массовой информации.

«Даю поручение председателям судов: не избегать встреч с прессой, проводить по 
актуальным  делам  брифинги  и  пресс-конференции.  Все  председатели  областных  и 
районных  судов  ежемесячно  должны  всеми  доступными  средствами  информировать 
население  о  фактах  восстановления  нарушенных  прав  граждан  и  юридических  лиц, 
разумеется, после их вступления в законную силу», - сказал М. Алимбеков.

По мнению главы Верховного суда, это может повысить правосознание граждан и 
противодействовать коррупции. 

Апрель, 30 
Собкоры республиканских СМИ (Южно-Казахстанская область)
30 апреля департамент внутренней политики акимата Южно-Казахстанской области 

пригласил  собственных корреспондентов республиканских СМИ, работающих в Южном 
Казахстане,  на  встречу с  заместителем  акима  области  Али Бектаевым.  В  ходе  беседы 
чиновник призвал журналистов давать больше позитивных материалов, чтобы тем самым 
способствовать формированию положительного имиджа южно-казахстанского региона. 

2. Действия и выступления должностных лиц, определяющие фактическое 
положение средств массовой информации и состояние свободы слова

Апрель, 24

2

http://www.adilsoz.kz/


Все СМИ
23 - 24 апреля в г. Шымкенте состоялся международный Форум  «Судебная система 

и средства массовой информации». Организаторами Форума выступили Верховный суд 
РК, Союз судей РК и Международный фонд защиты свободы слова «Адил соз».

Судьи  Южного  Казахстана,  а  также  Узбекистана  и  Кыргызстана,  журналисты  и 
правозащитники  обсуждали  вопросы  конструктивного  взаимодействия  судов  и  СМИ, 
проблемы привлечения текстовой экспертизы в информационных спорах.

Идея  создания  Форума  возникла  в  2006  году.  В  настоящее  время   системно 
функционируют два региональных Форума, в Алматы и Астане, шымкентский - третий. 
На  них  представители  СМИ  имеют  возможность  получить  разъяснения  по 
законодательству,  комментарии  по  общественно  важным  судебным  процессам,  в  том 
числе по средствам массовой информации.

Апрель, 06
СМИ Алматинской области
6 апреля на брифинге членов горсуда, прошедшем в городском суде Алматы, первой 

темой,  поднятой  представителями  СМИ,  был  вопрос  по  судебному  процессу  между 
депутатом Мажилиса парламента Ромином Мадиновым и газетой «Тасжарган». 

Напомним,  26  февраля  состоялось  апелляционное  судебное  заседание  по  иску 
депутата Мажилиса парламента РК Ромина Мадинова к газете «Тасжарган», ее главному 
редактору Бакытгуль   Макимбай и журналисту Алмасу Кушербаеву.  В апелляционной 
жалобе  ответчики,  помимо  других  аргументов,  подчеркивали,  что  требование  трех 
миллионов тенге,  которые они должны выплатить  по решению Медеуского  районного 
суда,  не  соответствует  принципу  разумности  и  достаточности:  ни  у  газеты,  ни  у 
журналистов  таких  средств  нет.  Тем  не  менее,  коллегия  по  гражданским  делам 
Алматинского  городского  суда  в  итоге  апелляционного  производства  постановила 
увеличить сумму компенсации в 10 раз - с трех до 30 миллионов тенге.

На вопрос журналистов, чем руководствуется тот или иной судья, определяя размер 
морального вреда, члены городского суда ответили, что размер зависит от внутреннего 
убеждения судьи, основанного на законе.  

По  мнению  представителей  СМИ,  отсутствие  регламентация  сумм  взыскания 
морального вреда в законодательстве может способствовать субъективности. 

Апрель, 02
«Курс» (г. Кокшетау)
Редакция  газеты «Курс»  написала  письмо  на  сайт  акима  Акмолинской  области  с 

просьбой,  чтобы  специалисты  акимата  определились  -  кто  и  на  какие  мероприятия 
приглашает  журналистов.  После  этого  аким  области  А.  Рау  приказал  руководителю 
аппарата  провести  служебное  расследование  по  факту  недопущения  журналистов  на 
мероприятия. 

Через  несколько  дней  на  имя  директора  ТОО  «Рек-Визит»  А.  Айбашпанова 
(владельца газеты «Курс») поступило письмо за подписью руководителя аппарата акима 
Акмолинской области С. Исмагамбетова.  В письме говорится, что журналисты издания 
постоянно  создают  конфликтные  ситуации,  опаздывают  на  мероприятия,  а  потом  со 
скандалом врываются.  

Чтобы разобраться  в  ситуации,  редактор  Рыбалко М.  и журналист  Д.  Тыржанова 
записались  на  прием  к  руководителю  аппарата  акима  области.  Их  приняли  только  по 
повторной просьбе.  Однако ни руководитель  аппарата,  ни его  подчиненные не смогли 
привести примеры, какие именно журналисты создавали конфликтные ситуации, на какие 
мероприятия  приходили  с  опозданием  и  когда  требовали  к  себе  особого  отношения. 
Кроме того, были предоставлены печатные материалы со всех мероприятий областного 
акимата и фотографии, на которых проставляется дата, когда они были сделаны. 

3



С.  Исмагамбетов  извинился  перед  редактором  «Курса»,  заявив,  что  «ребята 
погорячились,  когда  писали,  составлял  не  я  лично.  Всех  разозлило,  что  пожаловались 
акиму области. Я же с вами лично не был тогда знаком». В итоге весь разговор был сведен 
к тому, что не нужно было писать письмо на имя акима области, в результате чего у ряда  
виновных лиц  возникли  проблемы.  «Тогда  бы  не  последовало  письмо  на  имя  вашего 
руководства», - заявил С. Исмагамбетов. 

Апрель, 01
Электронные СМИ (г. Шымкент)
Консультативно-совещательный  совет  при  департаменте  по  защите  прав  детей 

Южно-Казахстанской области обратился к электронным средствам массовой информации 
Шымкента  с  просьбой  ограничить  в  эфире  местных  телеканалов  показ  фильмов, 
пропагандирующих  жестокость,  насилие,  обман  и  увеличить  время  детских  передач, 
способствующих духовно-нравственному развитию подрастающего поколения.

3. Оценки фактического положения СМИ и свободы слова

Апрель, 28
Все СМИ
Международная правозащитная организация «Freedom House» опубликовала отчет 

«Показатель свободы прессы – 2009». В нем отмечено снижение уровня свободы прессы в 
странах СНГ и Центральной и Восточной Европе. 

Согласно исследованиям, Казахстан по уровню свободного доступа к информации 
занял 168-е место из 195 возможных. 

Директор  отдела  исследований  организации  «Freedom  House»  Кристофер  Уокер 
считает, что такой низкий рейтинг Казахстана «вызывает опасения», особенно накануне 
председательства страны в ОБСЕ.

Апрель, 24
Все СМИ
ЮНЕСКО  распространило  Послание  генерального  директора  ЮНЕСКО  г-на 

Коитиро Мацууры по случаю Всемирного Дня свободы прессы, отмечаемого 3 мая.
В этом документе подчеркивается потенциал средств информации для укрепления 

диалога,  взаимопонимания  и  примирения.   Г-н  Мацууро  призвал  проявить 
«приверженность  делу дальнейшего укрепления  свободы печати и  свободы выражения 
мнений во всем мире». 

Апрель, 14
Все СМИ
Всемирная  газетная  ассоциация  (WAN)  призывает  газеты  всего  мира  3  мая, 

Всемирный день свободы прессы, поддержать журналистов, рискующих жизнью, чтобы 
добыть новости.

WAN,  представляющая  18000  газет,  и  предлагает  газетам  и  другим  медиа 
опубликовать  3  мая  редакционные  статьи,  рекламу,  карикатуры,  интервью  и  другие 
материалы на эту тему.

 «Журналисты  каждый  день  проводят  расследования  и  готовят  репортажи  на 
опасные  темы,  зная,  что  расплатой  могут  стать  преследование,  физическая  расправа, 
арест,  тюремное  заключение  и  даже  смерть»,  -  говорит  генеральный  директор  WAN 
Тимоти Болдинг (Timothy Balding), генеральный директор WAN.

Всемирный день Свободы прессы приурочен к годовщине Виндхукской декларации 
1991 года, призывающей к свободе, независимости и плюрализму медиа по всему миру. 
Декларация  заявляет,  что  свободная  пресса  является  необходимым  условием 

4



существования демократии и фундаментальной целью человечества. 

Апрель, 27
Все СМИ
23-24  апреля  в  Алматы  прошел  VIII Евразийский  медиафорум.  Основной  темой 

форума  стал  глобальный  экономический  кризис  и  пути  выхода  из  него.  Места  для 
обсуждения проблем собственно Центральной Азии и ее журналистики не нашлось. 

В заключительной речи форума его председатель Дарига Назарбаева призналась, что 
на прошедшем форуме не было найдено ни одного ответа на обсуждаемые вопросы, но 
встреча прошла не зря.

«Всякий раз, когда мы открываем очередной медиафорум, журналисты спрашивают, 
зачем он нам нужен, какая от него польза, с чем его едят. Всякий раз я отвечаю им, что 
нам нужны такие встречи. Мы приобретаем друзей. И какие бы у нас не были позиции, 
когда мы встречаемся в ресторане или за круглым столом, у нас совершенно меняется 
отношение. Мне кажется, что это здорово», - сказала Д. Назарбаева.

Апрель, 28
Все СМИ
28 апреля в Министерстве культуры и информации состоялось заседание Комиссии 

по  проведению  конкурсов  на  получение  права  на  наземное  телерадиовещание  в 
Республике Казахстан. Заявки на участие в конкурсе подали 14 претендентов.

По итогам конкурса право на вещание в 18 крупных городах страны получила одна 
компания - ТОО «Елорда тынысы». 

По словам бывшего руководителя карагандинской редакции радио «NS» Владимира 
Вишнякова, министр культуры и информации не объяснил, почему предпочтение отдали 
одной  компании.  Просто  прозвучали  общие  фразы:  «не  расстраивайтесь,  еще  будут 
тендеры» и «вы теперь извлечете уроки из своих ошибок». О каких конкретно ошибках 
идет речь, М. Кул-Мухаммед не уточнил.

Журналисты  считают:  «на  рынке  СМИ  сейчас  идет  монополизация.  Ведь  когда 
распределялись телечастоты, почти все их тоже отдали одной компании, это была «Эра 
ТВ».

Апрель, 30
Все СМИ
Фонд «Сорос-Казахстан» подвел итоги конкурса «Лучший адвокат СМИ». 
Премия  такого  рода  объявлена в  Казахстане  впервые.  Она присуждается  лучшим 

профессионалам в юридической защите средств массовой информации.
Лучшими адвокатами стали юрист фонда защиты свободы слова «Адил соз» Ганна 

Красильникова  и  юрист  Национальной  ассоциации  телерадиовещателей  Казахстана 
Сергей Власенко.

Лучшими консультантами названы руководитель  общественного  центра  экспертиз 
по  информационным  спорам  при  фонде  «Адил  соз»  Галия  Аженова  и  президент 
общественного фонда «Medialife» Ольга Волкова. 

Фонд «Сорос-Казахстан» выразил надежду,  что данная премия станет стимулом в 
профессиональном выборе и развитии для тех, кто решит специализироваться на вопросах 
совершенствования работы СМИ и защиты свободы слова. 

4. Действия и выступления в защиту гражданских и профессиональных прав 
журналистов и СМИ

Апрель, 07
Все СМИ (г. Алматы)

5



Участники  кампании  «За  свободный  Интернет!»  провели  очередной  флеш-моб. 
Активисты, выступающие против внесения ужесточающих поправок в законодательство, 
регулирующее  информационно-коммуникационные  сети,  пытались  привлечь  к  этой 
проблеме внимание главы Агентства информатизации и связи Куанышбека Есекеева. 

Члены инициативной группы кампании выстроились на тротуаре напротив входа в 
Международную  академию  бизнеса  с  наклеенными  на  спины  буквами,  которые 
сложились во фразу,  объясняющую в каком месте  находится  Казнет  -  «Интернет в  …
опе!»,.  Активисты  размахивали  рулонами  туалетной  бумаги,  пели  песню,  написанную 
специально в поддержку кампании. 

Апрель, 08
«Тасжарган» (г. Алматы)
Международный  комитет  по  защите  журналистов  (CPJ)  обратился  с  письмом  к 

Президенту  РК  Нурсултану  Назарбаеву.  Поводом  для  обращения  стало  решение 
Алматинского городского суда о взыскании 30 миллионов тенге с газеты «Тасжарган» и 
журналиста  Алмаса  Кушербаева  по  иску  депутата  Мажилиса  парламента  РК  Ромина 
Мадинова.

«Как  независимая  внепартийная  организация,  выступающая  в  защиту  свободы 
прессы  по  всему  миру,  Комитет  по  защите  журналистов  хотел  бы  обратить  Ваше 
внимание  на  избирательное  и  политически  мотивированное  использование  Вашим 
правительством гражданских исков против журналистов за их критические публикации. 
Наблюдается тенденция, благоприятствующая самоцензуре среди журналистов из-за того, 
что  нетерпимо  настроенные  государственные  служащие  преследуют  критические 
новостные издания  судебными исками за  клевету,  которые заканчиваются наложением 
непомерных  штрафов,  -  говорится  в  письме.  –  Мы  призываем  Вас  использовать  Ваш 
высокий пост и возможности для пресечения  практики требования чрезмерно  высоких 
компенсаций  с  целью  ограничения  свободы  прессы  и  просим  Вас  объявить  о  Вашей 
поддержке независимой прессы, в том числе изданий, критикующих Ваше правительство. 
Ваша поддержка независимой журналистики будет также способствовать терпимости в 
Вашем  правительстве  к  критике  со  стороны  прессы.  В  случае  с  «Тасжарганом»,  в 
частности, мы просим Вас призвать члена парламента Ромина Мадинова снизить сумму 
иска  против  газеты.  Необходимость  этих  действий  особенно  актуальна  в  период 
подготовки  Казахстана  к  председательству  в  Организации  по  безопасности  и 
сотрудничеству в Европе в 2010 году».

Апрель, 22
Все СМИ
Накануне  VIII Евразийского  медиафорума  инициативная  группа  кампании  «За 

свободный  Интернет!»  обратилась  к  международной  общественности  «ввиду 
катастрофической ситуации, сложившейся сегодня в нашей стране вокруг прав и свобод 
граждан, гарантированных им Конституцией Республики Казахстан».

В Обращении говорится:
«Сегодня казахстанские  парламентарии рассматривают законопроект  «О внесении 

изменений  в  некоторые  законодательные  акты  Республики  Казахстан  по  вопросам 
информационно-коммуникационных  сетей».  Нормы  данного  законопроекта  ставят  под 
угрозу  права  граждан  на  свободу  слова  и  свободу  выражения,  на  получение  и 
распространение информации, а также противоречат основным принципам, заложенным в 
документах  Организации  Объединенных  Наций  и  Организации  по  безопасности  и 
сотрудничеству в Европе, согласие с которыми выразила наша страна.

Власти  Казахстана  предлагают  приравнять  все  форумы,  чаты,  блоги,  личные 
страницы в социальных сетях к средствам массовой информации. Таким образом, любой 
казахстанский интернет-пользователь может быть привлечен к ответственности  наравне с 

6



журналистом  или  собственником  средства  массовой  информации  в  соответствии  с 
Законом «О СМИ», Административным, Гражданским и Уголовным кодексами. Данная 
норма является посягательством на свободу выражения граждан Казахстана и не может 
содержаться  в  законодательных  нормах  государства,  позиционирующего  себя  как 
демократическое.

Более  того,  предлагаемый  законопроект  дает  генеральному  прокурору  право 
приостанавливать  выпуск   средства  массовой  информации  или  распространение 
продукции  СМИ  на  территории  республики  до  обращения  в  суд  в  случае  «явного» 
нарушения  действующего  законодательства.  Хотим  отметить,  что  нигде  в 
законодательстве не дается пояснения слову «явный», что, по сути, приведет к произволу 
и  усиленному  прессингу  на  независимые  СМИ,  которые  подвергаются  постоянным 
нападкам со стороны властей».

Апрель, 22
Все СМИ (г. Алматы)
22  апреля  инициативная  группа  «За  свободный  Интернет!»  организовала 

«похороны»  казахстанского  сегмента  сети  интернет  (Казнет).  Блогеры  проводили 
«покойного» в последний путь у здания АО «Казахтелеком». 

«Его  убили  поправки  в  закон,  который  будет  его  регулировать,  -  говорят  флеш-
мобовцы. - Казнет жил бы долго… Он был очень хорошим, хотя зачастую медленным…».

Активисты  группы  «За  свободный Интернет!»  решили  похоронить  казахстанский 
интернет  заживо  после  того,  как  стало  известно  о  том,  что  поправки  в  законопроект, 
регулирующий  информационно-коммуникационные  сети,  все-таки  будут  приниматься 
Мажилисом в первом чтении 29 апреля.

Символизировал покойника модем в небольшом картонном гробу.

Апрель, 27
СМИ Северо-Казахстанской области
Северо-Казахстанский общественный фонд поддержки региональных СМИ «Адил 

Арка», руководство областного отделения Союза журналистов, собкоры республиканских 
СМИ,  редакторы  газет  и  журналисты  СКО  обратились  с  письмом  к  председателю 
Верховного суда РК Мусабеку Алимбекову. Они просят разъяснить, как им работать при 
сложившемся отношении судейского корпуса области к средствам массовой информации 
– когда один судья разрешает журналистам производить фото- и видеосъемку, а другой 
потом наказывает за публикацию этих фотографий. 

Поводом  для  обращения  стало  решение  Петропавловского  суда  №  2,  согласно 
которому  газета  «Время»  и  журналист  Виктор  Мирошниченко  обязаны  в  солидарном 
порядке выплатить 150 тысяч тенге адвокату С. Арапову за то, что в публикации были 
использованы  фотоснимки  с  изображением  адвоката,  сделанные  во  время  судебного 
процесса  пресс-службой ДВД Северо-Казахстанской области  и разосланные в  местные 
издания.  

Апрель,  30
Все СМИ
Участники  кампании  «За  свободный  Интернет!»  при  содействии  фонда  защиты 

свободы  слова  «Адил  соз»  отправили  спикеру  Мажилиса  парламента  Уралу 
Мухамеджанову посылку – компьютерную клавиатуру,  закованную цепями, тем самым, 
выражая  публичный  протест  против  принятия  Мажилисом  в  первом  чтении 
законопроекта, приравнивающего интернет-ресурсы к СМИ.

По  словам  президента  фонда  Тамары  Калеевой,  если  этот  проект  закона  будет 
одобрен в сенате, а после подписан президентом, то у государственных органов появится 
возможность по своему усмотрению фильтровать содержимое не только казахстанских, но 

7



и  зарубежных  интернет-сайтов.  А  это  практически  означает  произвол.  Активисты  и 
правозащитники хотят не допустить этого.

5. Изменения и проекты изменений действующего законодательства, 
определяющие правовое положение средств массовой информации

Апрель, 09
Все СМИ
9  апреля  в  г.  Астане  состоялся  круглый  стол  «Государственное  регулирование 

доступа к Интернету и право граждан на получение информации». Его организаторами 
выступили     Центр  ОБСЕ  в  Астане,  Агентство  по  информатизации  и  связи  РК, 
общественная  организация  Freedom House,  Фонд защиты свободы слова «Адил соз»  и 
Союз журналистов Казахстана. 

В работе круглого стола приняли участие  представители Министерства культуры и 
информации,  Министерства  внутренних  дел,  Комитета  национальной  безопасности, 
Генеральной  прокуратуры,  Верховного  суда,  депутаты  Мажилиса  Парламента  РК, 
представители неправительственных организаций, журналистская общественность.

Обсуждался  законопроект  «О  внесении  изменений  и  дополнений  в  некоторые 
законодательные акты  РК по  вопросам информационно-коммуникационных сетей.  Как 
сообщила  в  своем докладе  советник  представителя  ОБСЕ по  вопросам  свободы СМИ 
Анна Карлсрайтер, эксперты ОБСЕ оценили законопроект критически.

В рекомендациях ОБСЕ сказано:
-  Необходимо  отказаться  от  автоматического  распространения  на  все  Интернет-

ресурсы статуса СМИ и установить четкие критерии того, какие Интернет-ресурсы могут 
являться СМИ, а какие нет;

- Рекомендуется сохранить право Интернет-ресурса самостоятельно признавать или 
не признавать себя СМИ;

- Отменить такие формы ответственности СМИ за нарушение законодательства, как 
приостановление и прекращение деятельности;

-  Отменить  нормы  о  запрете  доступа  к  иностранным  Интернет-ресурсам  с 
территории Казахстана;

- Восстановить беспрепятственный доступ к зарубежным СМИ. Граждане должны 
иметь право решать, к чему они хотят получить доступ и что просматривать в Интернете.

Апрель, 16
Все СМИ
16 апреля состоялось очередное заседание рабочей группы Мажилиса парламента РК 

по законопроекту о регулировании информационно-коммуникационных сетей.
Основная часть времени была посвящена предлагаемым поправкам в ст. 13 Закона 

РК «О средствах массовой информации». Как уже сообщалось, разработчики проекта – 
Агентство по информатизации и связи РК – предлагают новые основания общественно-
политического  характера  для  приостановления  и  закрытия  всех  видов  СМИ,  как 
расположенных в сети Интернет, так и традиционных: газет, радио, ТВ.

Перед этим заседанием по поручению руководителя рабочей группы депутата  М. 
Пшембаева представители гражданского сектора – Фонд защиты свободы слова «Адил 
соз», Союз журналистов Казахстана, Национальная Ассоциация телерадиовещателей - в 
течение  двух  месяцев  пытались  добиться  взаимопонимания  с  разработчиками.  Они 
доказывали, что нельзя называть все интернет-ресурсы средствами массовой информации, 
нельзя  инкриминировать  СМИ  нарушения  общественно-политического  характера,  тем 
более  что  за  эти  действия  в  законодательстве  уже  предусмотрена  административная 
ответственность,  недопустимо  наделять  Генерального  прокурора  правом  досудебной 
приостановки СМИ.

8



Ни  одно  законодательное  предложение  журналистских  НПО  не  было  учтено  ни 
АИС, ни депутатами.  Без обсуждения в рабочей группе были отвергнуты экспертиза и 
рекомендации  ОБСЕ.  Было  отвергнуто  и  предложение  организовать  рабочую  встречу 
экспертов  ОБСЕ  и  депутатов.  Завершая  заседание,  руководитель  рабочей  группы 
сообщил,  что  законопроект  будет  направлен  для  дачи  экспертного  заключения  в 
правительство Казахстана.

Поскольку законопроект внесен в парламент от имени правительства, фонд «Адил 
соз»  предполагает,  что  иной  оценки  репрессивных  предложений,  кроме  одобрения,  от 
этой экспертизы ждать трудно.

Председатель  Комитета  В.  Бобров сообщил представителям  журналистских  НПО, 
что  поддерживает  новые  ограничения  для  СМИ,  потому  что  «есть  издания,  которые 
только и ждут часа Х, чтобы начать антигосударственную деятельность».  

Апрель, 20
Все СМИ 
20 апреля руководители ряда СМИ и НПО провели пресс-конференцию, на которой 

было озвучено обращение к Президенту РК. 
Поводом для обращения послужил внесенный от имени правительства в парламент 

законопроект об информационно-коммуникационных сетях. По мнению представителей 
СМИ и НПО, «законопроект Агентства информатизации и связи РК о государственном 
регулировании  Интернета,  который  сейчас  находится  в  Мажилисе  Парламента  РК, 
перечеркивает  все  надежды  общества  на  подлинно  демократическое  реформирование 
законодательства о СМИ» и «полностью перечеркивает конституционное право граждан 
на получение информации». 

Под  предлогом  заботы  о  государственных  интересах  чиновники  хотят  лишить 
граждан Казахстана права самим выбирать, что читать в Интернете и как относиться к 
прочитанному.  Нормы  законопроекта  практически  делают  запретными  темы  выборов, 
митингов,  межнациональных отношений для всех отечественных СМИ. Эти запреты и 
ограничения  унизительны  для  общества  и  недостойны  Казахстана,  -  говорится  в 
обращении.

В 2004-м году Президент страны наложил вето на реакционный закон о СМИ, уже 
принятый  парламентом.  Участники  обращения   полагают,  что  президенту  необходимо 
применить свои полномочия, чтобы отозвать из парламента законопроект об интернете, 
обуздать  репрессивный  пыл  чиновников  и  активизировать  реально   прогрессивное 
реформирование законодательства о СМИ в интересах всего общества.

Апрель, 29
Все СМИ
29  апреля  депутаты  Мажилиса   Парламента  РК  в  первом  чтении  одобрили 

законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты 
Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей». Из всех 
реакционных  новаций  законопроекта  убрано  по  предложению  депутатов  только  одно: 
право досудебной приостановки СМИ Генеральным прокурором РК.

II. НАРУШЕНИЯ ПРАВ СМИ И ЖУРНАЛИСТОВ

1. Похищение журналиста

Апрель, 06 
Оралгайша Жабагтайкызы, «Закон и правосудие» (г. Астана)
В Алматинской  области  задержан  рецидивист,  «вор  в  законе»  Серик  Джаманаев. 

Полиция  разыскивала  его  два  года.   «В  настоящее  время  нами  проверяется  его 

9



причастность  к  исчезновению  журналиста  Оралгайши  Жабагтайкызы»,  -  сообщил  6 
апреля  на  пресс-конференции  председатель  комитета  криминальной  полиции  МВД 
Султан Кусетов.

Напомним,  журналист  Оралгайша  Омаршанова  (творческий  псевдоним 
Жабагтайкызы),  директор  антикоррупционного  департамента  газеты  «Закон  и 
правосудие»,  бесследно  пропала  30  марта  2007  года.  Накануне  была  опубликована  ее 
статья «Кровавый беспредел, или кто стоит за братьями – «махновцами». Написанная в 
жанре  журналистского  расследования  по  следам  командировки,  статья  анализировала 
причины  кровавого  конфликта   в  поселке  Маловодном  Алматинской  области,  где 
произошло массовое столкновение между местными жителями.

По  словам  знакомых  Оралгайши,  после  этой  публикации  она  стала  получать  по 
телефону угрозы, опасаясь за свою жизнь, приобрела и зарегистрировала огнестрельное 
оружие. 

Дело о  похищении  журналистки  велось  с  особой тщательностью.  Следователи,  в 
отличие  от  коллег  Оралгайши,  слабо  верили  в  расправу  за  профессиональную 
журналистскую  деятельность  и  склонялись  к  версии  убийства  по  личным мотивам.  В 
индивидуальных беседах они просили журналистов временно воздержаться от освещения 
этой темы, чтобы не спугнуть С. Джаманаева.

Теперь, возможно, будет достоверно установлено, что же  на самом деле случилось с 
пропавшей журналисткой.

2. Нападения на журналистов

Апрель, 04 
Азиз Мурзабаев, ТК «Отырар» (г. Шымкент)
4  апреля  журналист  ТК  «Отырар»  Азиз  Мурзабаев  написал  заявление  на  имя 

начальника  Енбекшинского  РОВД  Шымкента  о  том,  что  не  имеет  претензий  к  трем 
задержанным по подозрению в  причинении ему телесных повреждений.  По словам А. 
Мурзабаева, задержанные не принимали активных действий во время нападения. 

Напомним, в ночь с 16 на 17 марта неизвестные избили журналиста и отобрали у 
него  видеокамеру,  когда  он  возвращался  после  окончания  съемок  полицейского  рейда 
домой. По мнению А. Мурзабаева и заместителя директора ТОО «Собкор» (учредитель 
телеканала)  Вячеслава  Шварца,  нападение  было  вызвано  желанием  уничтожить 
сделанные во время полицейского рейда записи. 

По-прежнему в розыске находятся два парня, которые вели себя особо активно во 
время нападения на журналиста. 

Апрель, 08
Азиз Мурзабаев, ТК «Отырар» (г. Шымкент)
8 апреля журналист   ТК «Отырар» Азиз Мурзабаев  для программы «Экстренный 

вызов»  снимал  задержание  водителя,  не  подчинившегося  требованию  дорожных 
полицейских остановиться. Пассажир автомобиля, увидев, что идет съемка, выскочил из 
машины  и  стал  требовать  ее  прекратить,  размахивая  руками  и  пытаясь  вырвать 
видеокамеру.  Журналисту  помогли  полицейские.  В  отделении  полиции  по  факту 
нападения  на  А.  Мурзабаева  против  дебошира  возбудили  уголовное  дело,   он  был 
выпущен под подписку о невыезде. 

3. Оскорбление журналиста (ст. 130 УК РК)

Апрель, 09
Марина Рыбалко, «Курс» (Акмолинская область)
9  апреля  в  кокшетауской  газете  «Курс»   было  опубликовано  интервью  с 

10



балетмейстером  казахского  музыкально-драматического  театра  Гульмирой  Ордабаевой. 
После этого автору статьи, редактору газеты Марине Рыбалко позвонила мать одной из 
коллег Г.  Ордабаевой и стала всячески принижать заслуги балетмейстера в постановке 
описанного в статье балета «Жумбактас», потом пожилая женщина принялась оскорблять 
автора статьи.

4. Незаконное задержание журналистов

Апрель, 24 апреля 
Инициативная группа кампании «За свободный Интернет!» (г. Алматы) 
Инициативная  группа  кампании  «За  свободный  Интернет!»  была  задержана 

полицейскими  возле  гостиницы «Интерконтиненталь  Алматы-Анкара»   и  доставлена  в 
Бостандыкский РОВД,  якобы, для выяснения личности.    

По  словам  участника  группы  Ирины  Медниковой,  алматинские  интернет-
пользователи  планировали  в  этот  день  провести  флэш-моб  под  названием  «Блоггер  в 
тюрьме». На момент задержания активисты  мирно шли к автобусной остановке и никаких 
действий не совершали.

Через два с половиной часа задержанных отпустили без предъявления обвинений. 

5. Приостановление выпуска СМИ

Апрель, 23
«Тасжарган» (г. Алматы)
Редакция  газеты «Тасжарган»   распространила  заявление  о прекращении выпуска 

независимой газеты на неопределенный срок. По словам ее издателя Ермурата Бапи, он 
вынужден прийти к такому решению, «дабы больше  не подставлять журналистов газеты 
и партнеров редакции по бизнесу под удар репрессивных мер надзирательных органов 
республики».

В  заявлении  руководитель  редакции  «Тасжарган»  обратился  к  международному 
сообществу и журналистским организациям с просьбой «обратить внимание на состояние 
свободы  слова  в  нашей  стране.  И  оказать  влияние  на  казахстанский  режим  по 
обеспечению  конституционных  прав  граждан  на  получение  и  распространение 
информации и взятых на себя перед ОБСЕ демократических обязательств  – поскольку 
ситуация  вокруг  газеты  «Тасжарган»  и  моей  персоны является  лишь  частью  большой 
антидемократической кампании по подавлению свободы слова в Казахстане».

6. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов

Апрель, 02
Марина Рыбалко, Динара Тыржанова, «Курс» (г. Кокшетау)
В  конце  марта  редактор  газеты  «Курс»  Марина  Рыбалко  и  журналист  Динара 

Тыржанова  были  приглашены  пресс-секретарем  акима  Акмолинской  области  С. 
Смагуловым  на  селекторное  совещание.  Однако   специалист  орготдела  акимата  Ж. 
Нугуманов со словами: «Вас сюда никто не звал», - не пропустил журналистов.

Апрель, 07
Ольга Настюкова, Алмас Нурдос, «StanTV» (г. Алматы)
7 апреля съемочная группа интернет видеопортала «Stan.TV» -  журналист  Ольга 

Настюкова и оператор Алмас Нурдос - прибыла в Международную Академию Бизнеса 
(МАБ)  для  подготовки  сюжета  о  конференции  «Развитие  интернета  в  условиях 
финансового кризиса». 

Охранники  академии  отказались  пропустить  журналистов  на  конференцию.  Они 

11



вели  себя  чрезвычайно  агрессивно,  угрожали  и  пытались  разбить  видеокамеру.Только 
после  звонка  президенту  академии  Асылбеку  Кожахметову  съемочную  группу 
пропустили на конференцию. 

10  апреля  в  адрес  главного  продюсера  Интернет-портала  «Stan.TV»  Александра 
Габченко поступило письмо от президента Международной Академии бизнеса   Асылбека 
Кожахметова,  в  котором  он   извинился  перед  журналистом  Ольгой   Настюковой  и 
оператором  Алмасом  Нурдосом.  В  письме  также  сказано:  «По  поводу  превышения 
охранниками своих полномочий нами отправлено соответствующее письмо в охранную 
фирму  «Ко & I». Ставим Вас в известность, что нами предъявлены претензии, вплоть до 
расторжения контракта с данной фирмой. Мы примем все меры для недопущения впредь 
подобных инцидентов». 

Апрель, 07
Барлык Альмагамбетов, ТОО «Нур-Медиа» (г. Караганда)
Собственный корреспондент ТОО «Нур-Медиа» Барлык Альмагамбетов отправился 

в  карагандинский  филиал  АО  «Вагонсервис»  с  целью  подготовить  материал  о 
предприятии для газеты «Железнодорожник Казахстана». Заместитель директора филиала 
Казбек Тынысбеков при встрече осыпал журналиста  градом вопросов:  «Вы кто такой? 
Зачем пришли? У нас полувоенный объект. Кто вас пропустил? Может, вы террорист?». 
После того, как журналист объяснил Тынысбекову цель своего визита, тот стал еще более 
категоричен: «Не надо про нас ничего писать! Не то сейчас я вызову охрану и она вас 
отведет, куда следует! Наверное, вы точно – террорист!».

Апрель, 01
Санат Раш, «Эврика» (г. Актобе)
В редакцию газеты «Эврика» поступила информация  о том, что во дворце спорта 

«Коныс»  якобы  произошел  пожар.  Чтобы  проверить,  правда  это  или  всего  лишь 
очередные  слухи,  корреспондент  «Эврики»  Санат  Раш  отправился  на  место 
предполагаемого  ЧП.  Однако  дальше  порога  дворца  спорта  ему  пройти  не  удалось. 
Охрана заявила, что руководство отсутствует, и ответить на вопросы журналиста больше 
некому. 

Апрель, 09
Вячеслав Воднев, ТК «Мир» (г. Астана)
9 апреля съемочная группа телекомпании «Мир» - журналист Ирина Мухамадеева и 

оператор  Вячеслав  Воднев  прибыли  к  зданию  посольства  Российской  Федерации  в 
Астане,  чтобы,  по предварительной договоренности,  взять  интервью у пресс-секретаря 
посольства.

В. Воднев заранее настроил камеру перед воротами посольства, чтобы снять момент 
встречи  с  интервьюируемым.  Сотрудники  охранной  службы  «Кузет»,  несущие  службу 
перед  российским  посольством,  предложили  ему  отойти  подальше,  оставив  камеру  у 
ворот.  Вячеслав  отказался  оставить  дорогостоящее оборудование без присмотра.  Тогда 
двое  охранников  силой  затащили  В.  Воднева  в  помещение  своего  охранного  поста  и 
избили.

Оператору удалось включить камеру и записать весь инцидент на пленку.

Апрель, 27 
Дана Мендыбаева,  «Вечерняя Караганда» (г. Караганда)
Корреспондент еженедельника «Вечерняя Караганда» Дана Мендыбаева прибыла на 

очередное совещание городского маслихата. Но в холле здания ее остановил охранник и 
приказал  показать  служебное  удостоверение.  Д.  Мендыбаева  выполнила  эту  просьбу, 
после  чего  охранник  силой  вытолкнул  девушку  на  улицу,  заявив,  что  журналисты 

12



«Вечерки»  совсем  обнаглели,  пишут  всякую  ерунду  и  им  не  место  на  совещаниях  в 
маслихате. 

Апрель, 29
Александр Гончаренко, «Инфо-Цес» (г. Астана)
Фотокорреспондент  газеты  «Инфо-Цес»  Александр  Гончаренко  решил  проверить 

слух о том, что  поставленный 21 апреля на территории базы по вывозу и утилизации 
твердых  бытовых  отходов   АО  «Горкомунхоз»  памятник  В.Ленину  снова  повален. 
Проехав  на  территорию  базы  через  открытый  задний  въезд,  фотокор  успел  сделать 
несколько  кадров,  как  был  замечен  охранниками.  Четверо  охранников  погнались  за 
редакционной  машиной,  фотокор  успел  заменить  флэш-карту.  Остановив  машину  у 
шлагбаума,  охранники  проверили  документы,  записали  номер  машины  и  потребовали 
стереть  отснятые  кадры.  Убедившись,  что  флэш-карта  чистая,  они  еще  около  часа 
удерживали корреспондента и не выпускали редакционный автомобиль.

Апрель, 17 
Светлана Круг, ТК «5 канал» (г. Караганда)
Репортер «5 канала» Светлана Круг приехала в детскую больницу Карагандинской 

области,  чтобы   получить  информацию  об  избитом  одноклассниками  подростке.  Но 
заведующая  отделением  больницы  буквально  вытолкнула  журналистку  из  здания. 
Светлана Круг попыталась сослаться на закон о СМИ, однако в ответ услышала от врача: 
«Все ваши законы - только на бумаге, а мы работаем по своим собственным понятиям! И 
нечего тебе здесь крутиться!».

Апрель, 17
Галина Вологодская, «Караван» (г. Усть-Каменогорск)
10 апреля в газете «Караван» был опубликован материал Галины Вологодской «VIP-

авария».  В  нем  журналист  описывала  ситуацию,  сложившуюся  вокруг  собственного 
корреспондента по Восточно-Казахстанской области ИА «Казинформ» Людмилы Малько 
после того, как она пострадала в ДТП при движении акиматовского кортежа. В материале 
упоминался  руководитель  управления  по  делам  госслужбы  Восточно-Казахстанской 
области. 

16  апреля  чиновник,  имя  которого  в  статье  даже  не  было  названо,  настойчиво 
предложил  явиться  Г.  Вологодской  в  акимат  Восточно-Казахстанской  области  для 
разговора по поводу статьи. Журналист отказалась, пояснив, что не располагает временем 
и что в случае несогласия он может направить письмо с замечаниями в редакцию.

        7. Нарушения прав СМИ и журналистов на свободу слова и творчества

Апрель, 29
Татьяна Гуторова, «Городская неделя» (г. Павлодар)
В  газете  «Городская  неделя»  были  опубликованы  материалы  корреспондента 

Татьяны  Гуторовой  о  том,  что  начальник  отдела  жилищно-коммунального  хозяйства 
Павлодара  Зкрия  Султангазинов  в  один  день  подписал  два  взаимоисключающих 
документа  –  сначала  запрет  на  вырубку  парка  из  шести  тысяч  деревьев,  а  затем  - 
разрешение на порубку. 

После этого Т. Гуторова была вызвана к начальнику отдела ЖКХ. По ее словам, З. 
Султангазинов решил пожурить журналиста за эти статьи. При этом в беседе начальник 
отдела пояснил, что решение о вырубке деревьев было комиссионным, и он вынужден 
был  подчиниться  большинству.  У  журналиста  сложилось  ощущение,  что  они 
разговаривают на разных языках.

13



8.  Необоснованный отказ и нарушение сроков предоставления общественно 
значимой информации

Апрель, 02
Динара Куатова, ТК «Ирбис» (г. Павлодар)
Специалисты  отдела  строительства  г.  Павлодара  не  предоставили  информацию 

журналисту телекомпании «Ирбис» Динаре Куатовой о том, почему в «социальном» доме, 
построенном  для  инвалидов  и  многодетных  семей  два  года  назад,  буквально  каждую 
неделю случаются аварии коммуникаций и отсутствует система вентиляции.

Апрель, 02 
«Взгляд на события» (г. Караганда) 
Редакция газеты «Взгляд на события» отправила в марте  в пресс-службу акимата 

Карагандинской  области  факс  с  просьбой  обнародовать  зарплаты,  которые  получают 
городские  чиновники.  Ранее  с  подобной  инициативой  выступили  представители 
Карагандинского  филиала  НДП  «Нур  Отан».  Однако  ответ  на  официальный  запрос 
редакция до сих пор не получила.

Апрель, 02
Виктор Пронин, «Дапазон» (г. Актобе)
В рамках акции «На что живешь, чиновник?», проводимой  газетой «Диапазон», в 

марте  в  пресс-службу  управления  миграционной  полиции  ДВД  Актюбинской  области 
корреспондент  издания  Виктором  Прониным  направил  два  запроса.   Журналиста 
интересовало,  как  при  весьма  скромных  зарплатах  некоторые  сотрудники  управления 
имеют дорогие автомобили. Ответ на запросы редакция не получила.

Апрель, 01
Татьяна Гуторова, газета «Городская неделя» (г. Павлодар)
Корреспондент  газеты  «Городская  неделя»  Татьяна  Гуторова  обратилась  к 

начальнику  ветеринарного  отдела  инспекции  Павлодарской  области  Минсельхоза  РК 
Аскару  Мустафину  с  просьбой  ответить  на  вопрос,   действительно  ли  наблюдается 
вспышка  бруцеллеза  в  селе  Береговое  Качирского  района  области.  Начальник 
ветеринарного  отдела  отвечать  на  вопросы  журналиста  отказался,  пояснив:  «Незачем 
поднимать шум». Не прокомментировали ситуацию и в ветеринарном отделе областного 
управления сельского хозяйства, и в областной СЭС.

Позже аким Качирского  района  Булат  Бакауов  подтвердил,  что  37 коров  поселка 
были заражены бруцеллезом. 

Апрель, 19 
Надежда Азарова, ТК «ТВК» (г. Караганда) 
Редактор  отдела  новостей  телекомпании  «ТВК»  Надежда  Азарова  позвонила 

начальнику  отдела  архитектуры  Караганды  Канату  Мусабаеву и  спросила,  законно  ли 
производятся работы по возведению пристроек к жилым домам в центре Караганды. В 
ответ она услышала: «А вам, журналистам, какое до этого всего дело?». После этого К. 
Мусабаев бросил трубку. 

Апрель, 20
Меруерт Шакенова, ТК «Ирбис» (г. Павлодар)
Корреспондент телекомпании «Ирбис» Меруерт Шакенова обратилась к начальнику 

отдела образования Иртышского района Павлодарской области Жанбырбаю Сагинаеву с 
вопросом  о  состоянии  зданий  учебных  заведений  района  и  безопасности  школьников, 
обучающихся в них. Ж. Сагинаев отвечать на вопросы журналиста отказался. 

14



Апрель, 06
Галина Вологодская, «Караван» (г. Усть-Каменогорск)
Собственный корреспондент газеты «Караван» по Восточно-Казахстанской области 

Галина  Вологодская  готовила  в  номер  материал  об  убийстве  сотрудника  налогового 
комитета.   По этому поводу журналист обратилась  к начальнику управления языковой 
политики и информации ДВД области  Женису Журсумбаеву с  просьбой предоставить 
материалы  и  организовать  встречу  со  следователем,  занимавшимся  этим  делом. 
Руководитель управления пообещал выполнить просьбу. Однако встреча со следователем 
организована  не  была,  и  материалы  по  делу  Г.  Вологодская  так  и  не  получила. 
Сотрудники пресс-службы ДВД ВКО также отказали в помощи, сославшись  на запрет 
своего  начальника  Ж.  Журсумбаева  предоставлять  какую-либо  информацию  без  его 
ведома.

Апрель, 07
Артур Нигметов, радио «Азаттык» (г. Уральск)
В  корпункт  радио  «Азаттык»  по  Западно-Казахстанской  области  обратились 

работники  бюджетных  организаций   Уральска.  Они  рассказали,  что  в  банках  им 
отказывают в рефинансировании выданных им ранее ипотечных кредитов из-за снижения 
доходов  ипотечников.  По  этому  поводу  репортер  радио  Артур  Нигметов  обратился  в 
Западно-Казахстанский  филиал компании «БТА-ипотека». Сотрудники филиала не дали 
никакой информации. 

Апрель, 11 
Сергей Князев, ТК «ТВК» (г. Караганда) 
Корреспондент телекомпании «ТВК» Сергей Князев обратился в отдел архитектуры 

Караганды с целью узнать, будут ли обновляться фасады домов на центральных городских 
улицах. Чиновники, сославшись на сильную занятость, отвечать на вопросы журналиста 
отказались.  

Апрель, 12
Оксана Матасова, «Курс» (Акмолинская область)
Корреспондент газеты «Курс» Оксана Матасова обратилась к директору СШ № 12 

Кокшетау Ж. Хасеновой за информацией по поводу того, что в этом учебном заведении 
преподавал  учитель,  болеющий  туберкулезом.  Ж.  Хасенова  отказалась  отвечать  на 
вопросы журналиста. 

Также  после  разговора  с  журналистом  по  этому  поводу  в  редакцию  позвонил 
начальник  Акмолинского  департамента  государственного  санитарно-
эпидемиологического  надзора  и  просил  не  давать  факту  огласки  в  обмен  на 
сотрудничество. Тем не менее, в «Курсе» от 30 апреля статья Оксаны Матасовой «Школа 
и туберкулез» была опубликована.

Апрель, 13
Ирина Петушкова, ТК «Ирбис» (г. Павлодар)
Корреспондент телекомпании «Ибрис» Ирина Петушкова обратилась к руководству 

детского  дома  с.  Мичурино  Павлодарской  области  с  вопросом,  по  какой  причине  два 
последних  года  не  принимались  меры  по  взысканию  алиментов  в  доход  некоторых 
воспитанников  детского  дома  и  по  защите  их  прав  на  владение  недвижимостью. 
Руководство отвечать на вопрос журналиста отказалось.

Апрель, 27
Ирина Абрамова, ТК «Отырар» (г. Шымкент)

15



Журналист  телеканала  «Отырар»  Ирина  Абрамова  обратилась  к  главному  врачу 
станции скорой медицинской помощи Абдумажиту Мустафаеву с просьбой ответить на 
вопросы по поводу итогов проверки прокуратурой учреждений здравоохранения. Однако 
главный  врач  наотрез  отказался  давать  интервью  на  камеру,  заявив,  что  журналисты 
намеренно  раздувают ажиотаж. 

Апрель, 13
Ляззат  Сакиева, Руслан Джумабаев, ТК «Рика ТВ» (г. Актобе) 
Угнанные в странах Европы иномарки по бросовым ценам предлагали актюбинские 

перегонщики.  Оформлять  документы  им  помогал  сотрудник  регистрационно-
экзаменационного отдела Управления дорожной полиции ДВД области.  Для выяснения 
обстоятельств  дела  съемочная  группа  телекомпании  «Рика  ТВ»  в  составе  журналиста 
Ляззат   Сакиевой  и  телеоператора  Руслана  Джумабаева  обратилась  в  Управление 
дорожной  полиции  ДВД  Актюбинской  области.  Сотрудники  управления  отвечать  на 
вопросы журналистов отказались. 

Апрель, 16
Султан-Хан Аккулыулы, радио «Азаттык» (г. Алматы)
Репортер  радио  «Азаттык»   Султан-Хан  Аккулыулы  обратился  с  вопросами  к 

генеральному директору АО «АЗТМ» и главному инженеру Есету Дуйсенову. Журналист 
попросил рассказать  о судьбе  завода и  его  рабочих,  о  сегодняшнем состоянии завода. 
Руководители на вопросы журналиста отвечать отказались. 

Апрель, 16
Ольга Данилевская, «Диапазон» (г. Актобе) 
Актюбинской авиакомпании «Starline KZ» запретили совершать чартерные рейсы в 

Европу.  Для  выяснения  причин   запрета  корреспондент  газеты  «Диапазон»  Ольга 
Данилевская  обратилась  к  директору  авиакомпании.  Руководитель  «Starline  KZ»  от 
общения с прессой отказался, ссылаясь на занятость и переговоры.

Апрель, 30
Дмитрий Матвеев, «Эврика» (г. Актобе)
Корреспондент газеты «Эврика» Дмитрий Матвеев обратился в пресс-службу ДВД 

Актюбинской области по поводу расследования происшествия, когда на скачках на приз 
акима  области   скакун  сбил  журналиста  телекомпании  «Рика  ТВ».  В  пресс-службе 
отвечать на вопросы журналиста отказались. 

Апрель, 16 
Татьяна Спицына, «Взгляд на события» (г. Караганда) 
Обозреватель газеты «Взгляд на события» Татьяна Спицына обратилась по телефону 

к  начальнику  областного  департамента  сельского  хозяйства  Темирболату  Мажитову  с 
просьбой рассказать о ходе подготовки к посевной кампании в регионе. Однако в ответ 
услышала весьма грубый по форме отказ со стороны чиновника: «Да отстаньте вы от меня 
со своими вопросами, все время путайтесь под ногами!». 

Апрель, 17
Динара Тыржанова, «Курс» (Акмолинская область)
Корреспондент газеты «Курс» Динара Тыржанова обратилась с вопросами к акиму 

Кокшетау  Бахыту  Сапарову  по  поводу  сложившейся  ситуации  со  сносом  гаражей, 
принадлежащих горожанам. Бахыт Сапаров отвечать на вопросы журналиста отказался. 

Апрель, 17 

16



Ксения Кленская, сайт «Казахзерно». 
Корреспондент  сайта  «Казахзерно» Ксения Кленская  неоднократно обращалась  в 

«Казкомерцбанк»  за  информацией  о  финансировании  сельхозтоваропроизводителей,  о 
размере субсидий выделенных из бюджета государством. Однако банк в предоставлении 
информации отказывает.

Апрель, 20
Владимир Нагорный, «Мегаполис» (Костанайская область)
Корреспондент газеты «Мегаполис» Владимир Нагорный обратился в пресс-службу 

департамента по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Костанайской 
области.  Его  интересовал  инцидент  в  здании  Узункольского  РОВД,  когда  районные 
полицейские  пытались  помешать  сотрудникам  финансовой  полиции  в  проведении 
операции задержания сотрудника  РОВД при получении взятки.  В департаменте давать 
информацию по этому поводу воздержались. 

Апрель, 22 
Юлия Чернышова, «Добрый вечер» (г. Петропавловск)
Корреспондент  газеты  «Добрый  вечер»  Юлия  Чернышова  в  начале  апреля 

обратилась  в  пресс-службу  Северо-Казахстанского  территориального  управления 
Министерства  сельского  хозяйства  с  запросом об инвестиционных проектах  в  области 
сельского хозяйства, которые осуществляются в Северо-Казахстанской области. Ответ на 
запрос журналист до сих пор не получила. 

Апрель, 22
Виталий Халевин, «Наша газета» (г. Костанай)
Аким области Сергей Кулагин объезжал скверы города, чтобы лично посмотреть, как 

идет  облагораживание  Костаная.  Корреспондент  Виталий  Халевин  поинтересовался  у 
акима,  сколько  денег  из  бюджета  области  потрачено  на  озеленение.  Сергей  Кулагин 
ответил следующее: 

- От «Нашей газеты» кроме гадостей, я ничего не слышу. «Наша газета» ни одного 
дерева не посадила. Надо, чтобы вы тоже поучаствовали, взяли бы одну аллею и показали, 
как это надо делать. Чтобы вы не умничали там у себя: «Вот, как, да сколько деревьев 
засохло».  А  показали,  как  это  надо  делать.  Все  это  делается  на  спонсорские  деньги. 
Больше на эту тему я разговаривать не хочу. 

Апрель,22
Полина Легина, «Городская неделя» (г. Павлодар)
Заместитель  председателя  правления  АО  «Каустик»  Артур  Ахметов  отказался 

предоставлять информацию корреспонденту газеты «Городская неделя» о том, как идет 
строительство  завода  по  выпуску  каустической  соды.  Свой  отказ  А.  Ахметов 
аргументировал тем, что он не чиновник и не обязан встречаться с прессой. 

Апрель, 27
Алия Ахмедиева, радио «Азаттык», «Мегаполис» (Алматинская область)
Журналист  Алия  Ахмедиева  обратилась  в  алматинский  областной  Комитет  по 

контролю  в  сфере  оказания  медицинских  услуг  с  просьбой  предоставить  документы 
служебного  расследования  частной  медицинской  клиники  «Сеним»  в  Талдыкоргане,  в 
которой по вине медперсонала несколько пациентов заразились гепатитом С. 

В комитете  журналисту в просьбе отказали,  сославшись на врачебную тайну.   А. 
Ахмедиевой дали понять, что эти факты получили должную оценку среди специалистов и 
что незачем будоражить общественность.

17



Апрель, 28
Ольга Шкрет, ТК «Ирбис» (г. Павлодар)
Корреспондент  телекомпании  «Ирбис»  Ольга  Шкрет  обратилась  к  начальнику 

управления  энергетики  и  коммунального  хозяйства  Павлодарской  области  Сунгату 
Есимханову за информацией о ходе расследования аварии на ТЭЦ-3, которая привела к 
временной остановке деятельности Павлодарского нефтехимического завода и ограничила 
подачу  электроэнергии  в  пять  микрорайонов  города.  С.  Есимханов  отказался 
предоставлять информацию.

Апрель, 28
Ольга Лихограй, «Наша газета» (г. Костанай)
Корреспондент  «Нашей  газеты»  Ольга  Лихограй  обратилась  в  отдел  жилищно-

коммунального хозяйства акимата Костаная с просьбой предоставить информацию, где 
проводились в последнее время ремонтные работы. Однако, несмотря на установленный 
законодательством 3-дневный срок, ответ от ЖКХ не поступил.

Апрель, 28
Ляззат Нетаева, ТК «Ирбис» (г. Павлодар)
С вопросами о санитарном состоянии Павлодара,  в частности,  о  кучах  мусора на 

местных кладбищах, обратилась корреспондент телекомпании «Ирбис» Ляззат Нетаева к 
начальнику отдела жилищно-коммунального хозяйства Павлодара З. Султангазинову.  З. 
Султангазинов отвечать на вопросы журналиста отказался. 

9. Необоснованные ограничения в получении общественно значимой 
информации

Апрель, 08
Галина  Вологодская, «Караван» (г. Усть-Каменогорск)
Собственный корреспондент газеты «Караван» по Восточно-Казахстанской области 

Галина Вологодская  обратилась в пресс-службу ДВД области с просьбой предоставить 
информацию о ходе расследования обстоятельств драки между жителями станции Ауыл 
Бородулихинского  района  Восточно-Казахстанской  области и  служащими  местного 
погранотряда,  в  ходе  которой  тяжело  пострадал  и  впоследствии  скончался  житель 
станции.  Начальник  пресс-службы ДВД области  Лариса  Поломошнова  отказала  в 
предоставлении  информации,  сославшись  на  то,  что  следствием  занимается  военная 
прокуратура.  В  то  же  время  ранее  пресс-служба  ДВД  ВКО  дала  ряду  областных  и 
республиканских СМИ необходимую информацию,  «вычеркнув» по своему усмотрению 
из списка изданий агентство КазТАГ и газету «Караван». 

Апрель, 13
Елена Логунова, ТК «31 канал» (г. Алматы)
При подготовке сюжета о подтоплении,  из-за обильных дождей, частного сектора 

нижней части Алматы корреспондент телеканала «31 канал» Елена Логунова обратилась в 
городской и Алатауский районный акиматы Алматы с вопросами о том,  как  решается 
вопрос  с  дренажной  системой  в  этой  части  города.  Получить  ответ  журналисту  не 
удалось,  так  как  чиновники  целый  день  провели  на  совещании.  А  их  заместители 
сослались на некомпетентность в подобных вопросах.

Апрель, 14 
Юлия Чернышова, «Добрый вечер» (г. Петропавловск)
Корреспондент  газеты  «Добрый  вечер»  Юлия  Чернышова  обратилась  в  АО 

«Продовольственная контрактная корпорация» за информацией о весеннем закупе зерна, 

18



объемах и качестве семян. Специалист  учреждения пообещал дать данные,  как только 
найдет   нужные  документы.  Когда  журналист  перезвонила,  чтобы  уточнить,  когда  ей 
будет предоставлена информация, сотрудник Продкорпорации заявил, что  руководство 
запретило  ему предоставлять какие-либо сведения журналистам.

Апрель, 23
Асан Куанов, «Литер» (г. Алматы)
Корреспондент  газеты  «Литер»  Асан  Куанов  попытался  связаться  с  начальником 

управления  природных  ресурсов  и  регулирования  природопользования  Алматы 
Султанбеком  Макежановым.  Журналист  хотел  узнать,  что  делается  сейчас  для 
поддержания  арычных  сетей.  Однако  поговорить  с  начальником  управления 
корреспонденту  «Литера»  не  удалось.  Секретарь  постоянно  отвечала,  что  у  С. 
Макежанова важные посетители или он говорит по телефону. 

Апрель, 23
Оксана Лысенко, «Литер» (г. Алматы)
Корреспондент газеты «Литер» Оксана Лысенко обратилась в отдел коммунального 

хозяйства  акимата  Жетысуского  района  Алматы,  чтобы узнать,  как  решается  вопрос с 
частным  сектором  района,  дома  которого  во  время  ливней  постоянно  находятся  под 
угрозой  затопления.  Сотрудники  акимата  посоветовали  журналисту  обратиться  в 
районное КСК. Объяснять,  почему о проблеме частного сектора должна заботиться  не 
причастная к данному вопросу структура,  чиновники не стали. Положили трубку. 

При повторном обращенииработники отдела коммунального хозяйства Жетысуского 
районного акимата посоветовали журналисту обратиться в отдел благоустройства. 

Апрель,25
Олег Журкевич, ТК «Астана» (г. Астана)
Корреспондент ТК «Астана» Олег Журкевич с представителями Компартии приехал 

на территорию базы по вывозу и утилизации твердых отходов АО «Астанагоркомунхоз», 
чтобы показать в новостной программе условия, в которых хранится памятник В.Ленину. 
Охрана  предприятия  не  позволила  сделать  видеосъемку.  Корреспонденту  было 
предложено получить официальное разрешение руководителя АО «Астанагоркомунхоз» 
Ю.Келегова.

Журналист  несколько  раз  звонил  в  приемную  Ю.Келегова  и  получал  ответы  о 
занятости начальника. Наконец, помощник руководителя АО Даурен Онгарбаев сообщил, 
что руководство не может решить этот вопрос без согласия акимата Астаны.

10. Нарушение Закона «О языках»

Апрель, 14
Все СМИ
14  апреля  заседание  правительства  практически  полностью  велось  на 

государственном казахском языке, однако  правительственный пресс-центр, где работают 
журналисты,  в  отличие  от  зала  заседаний  правительства,   не  оборудован  системой 
синхронного перевода.

 
11. Нарушение авторских прав

Апрель, 10
ТК «КТК» (г. Алматы)
На пиратском  рынке  видеопродукции  появились  DVD с  записью  антикризисного 

шоу  «Мяссаган»  телеканала  «КТК».  Программа  была  перезаписана  пиратами  прямо  с 

19



экрана  телевизора.  Контрафактная  продукция  была  распространена  на  всех  уличных 
точках. Телеканал «КТК» намерен подать в суд на производителей пиратских дисков с 
популярными программами телекомпании. 

12. Нарушение трудовых прав

Апрель, 12 
Дарменбай Шарип, «Панорама Шымкента - Шымкент келбетi» (г. Шымкент)
12  апреля  редактор  городских  газет  «Панорама   Шымкента  -  Шымкент  келбетi» 

Дарменбай Шарип получил письменное  уведомление за подписью заведующего отделом 
внутренней политики городского акимата Шымкента о том, что трудовое соглашение  с 
ним  через  месяц  расторгается.  Какого-либо  объяснения   причин  расторжения  в 
уведомлении  нет.  В  свое  время  трудовое  соглашение  с  Дарменбаем  Шарипом  было 
заключено сроком на пять лет - до 2011 года. 

Напомним, в конце 2008 года Д. Шарипа также без объяснения причин отстранили 
от должности редактора,  в марте 2009-го решением суда он был восстановлен. 

III. КОНФЛИКТЫ. НАРУШЕНИЯ, ИНКРИМИНИРУЕМЫЕ СРЕДСТВАМ 
МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

1. Арест журналиста

Апрель, 23
Ермурат Бапи, «Тасжарган» (г. Алматы)
23 апреля решением Специализированного межрайонного административного суда 

Алматы осужден на пять суток и взят под стражу главный читатель газеты «Тасжарган» 
Ермурат  Бапи. 

Ему  инкриминировали  злостное  неисполнение  решения  суда  о  выплате  в  пользу 
депутата  Мажилиса парламента Ромина  Мадинова 30 млн. тенге (порядка $200 000) в 
качестве  возмещения  морального  вреда.  Данное  решение  о  взыскании  такой  суммы 
заведомо является неисполнимым. В ходе судебного процесса редакция доказала, что не 
располагает  такими средствами. 

Редакция газеты «Тасжарган» в знак протеста объявила голодовку.
В тот же день прокурор Алмалинского района Алматы вынес протест на решение 

Межрайонного специализированного суда. Коллегия городского суда протест прокурора 
удовлетворила и,  учитывая положительные характеристики Е.  Бапи,  заменила арест на 
штраф в сумме 24 МРП.

Через 3 часа после ареста Ермурат Бапи был освобожден.  

2. Обвинения в распространении информации, содержащей государственные 
секреты

Апрель, 13
Рамазан Есергепов, «Алма-Ата Инфо» (г. Алматы)
В  Таразском  суде  №  2  под  председательством  судьи  А.  Тлепова  состоялось 

предварительное слушание по обвинению главного редактора газеты «Алма-Ата Инфо» 
Рамазана  Есергепова  по  трем  статьям  УК  РК:  незаконный  сбор  и  распространение 
информации, содержащей государственные секреты; воспрепятствование осуществлению 
правосудия и производству предварительного следствия; злоупотребление полномочиями. 

Судья отказал Р. Есергепову в ходатайствах об определении пределов гласности на 
судебном процессе, о прекращении в отношении него уголовного дела  за отсутствием в 

20



его действиях состава преступления, об изменении меры пресечения с ареста на залог. Он 
согласился, чтобы подсудимый имел адвокатов и представителей общественной защиты - 
но  только  в  том  случае,  если  у  них  будут  документы  о  допуске  к  государственным 
секретам. Такие документы выдают органы КНБ.

Суд объявлен закрытым ввиду имеющихся в деле секретных сведений.
По  словам  жамбылских  журналистов,  не  только  судебный  процесс  проходит  в 

закрытом режиме,  но,  по-видимому,  даже назначение  времени процесса  скрывается  от 
СМИ.

Апрель, 23
Рамазан Есергепов, «Алма-Ата Инфо» (Жамбылская область)
23 апреля Таразский городской суд № 2 отложил на неделю начало процесса по делу 

главного редактора газеты «Алма-Ата Инфо» Рамазана Есергепова.  За это время новый 
адвокат обвиняемого Сериккали Мусин должен получить  допуск  к госсекретам,  чтобы 
иметь право участвовать в суде. 

Журналист находится под стражей с 6 января 2009 года.

3. Обвинения в клевете (ст. 129 УК РК)

Апрель, 21
Данияр Батырбаев, ТК «31 Канал» (г. Алматы)
6 апреля в суде № 2 Бостандыкского района г. Алматы завершилось слушание дела 

по  жалобе  депутата  Алматинского  областного  маслихата  Мурата  Тазабекова  о 
возбуждении  уголовного  дела  по  ст.ст.  129  (Клевета)  и  130  (Оскорбление)  УК  РК  к 
журналисту ТК «31 Канал» Данияру Батырбаеву.

Поводом  для  судебного  разбирательства  послужил  сюжет  в  программе  вечерних 
новостей «Информбюро» 13 января 2009 года. В сюжете речь шла о конфликте между 
владельцем  автомашины  «КАМАЗ»,  которая   в  течение  года  удерживалась   М. 
Тазабековым на территории экспериментального завода.

В ходе  судебного  заседания  стороны  пришли  к  мировому соглашению.  Спорный 
сюжет был показан заново с комментариями М. Тазабекова. 

Производство по делу прекращено.

Апрель, 23
Геннадий Бендицкий, «Время» (г. Алматы)
2 апреля в газете «Время» вышла статья Геннадия Бендицкого «Ништяк подкрался 

незаметно»  -  о  скандальной  ситуации,  сложившейся  в  Павлодарском  юридическом 
колледже,  находящемся  в  ведомстве  комитета  уголовно-исполнительной  системы 
Министерства юстиции.

После выхода публикации в редакцию поступили заявления от полковника юстиции 
А. Сыздыкова, майора юстиции Шукенова и одного из заместителей Шукенова, о котором 
в  статье  говорилось,  что  непосредственно  он  собирал  деньги  с  курсантов.   Офицеры 
назвали  статью  клеветнической  и  содержащей  факты,  не  соответствующие 
действительности. Они потребовали немедленного опровержения и пригрозили привлечь 
Г. Бендицкого к уголовной ответственности.

Однако  комиссия  Министерства  юстиции,  направленная  в  Павлодарский 
юридический колледж из Астаны, подтвердила факты, изложенные в статье.

4. Требования о защите чести, достоинства и деловой репутации, вытекающие 
из публикации определенных сведений

Апрель, 02

21



«Свобода слова» (г. Алматы)
26 февраля в газете «Свобода слова» вышла статья Валерия Сурганова «Житикара не 

Гуантанамо?»  об издевательствах сотрудниками житикаринской колонии Костанайской 
области над заключенными, отбывающими наказание в зоне для пожизненно осужденных. 

После  выхода  материала,  в  редакцию  пришло  письмо  от  начальника  КУИС  по 
Костанайской  области  К.  Бикмагамбетова.  Он  считает,  что  все  факты,  изложенные  в 
материале, не соответствуют действительности, сама публикация  оскорбляет «не только 
коллектив  Житикаринской  колонии,  но  и  всю  уголовно-исполнительную  систему 
Костанайской  области».  К.  Бикмагамбетов  потребовал  от  газеты  дать  опровержение  и 
принести извинения. В противном случае ведомство намерено обратиться в суд с иском о 
защите чести, достоинства и деловой репутации.

Редакция готова дать опровержение, только если руководство колонии предоставит 
возможность журналистам посетить это заведение и лично убедиться в том, что факты, о 
которых шла речь в публикации, не соответствуют действительности. 

Апрель, 29
«Ак Жайык» (г. Атырау)
9 апреля в Атырауский городской суд поступило исковое заявление о защите чести, 

достоинства и деловой репутации К. Аметкулова к газете «Ак Жайык». Поводом для иска 
послужила  статья,  в  которой  было  опубликовано  анонимное  обращение  сотрудников 
финансовой полиции, выражавших свое недовольство кадровой политикой в отношении 
местных  жителей,  проводимой  прежним  и  нынешним  руководством  ДБЭКП  по 
Атырауской области. 

Истец  потребовал  публикации  опровержения  сведений,  якобы  порочащих  честь, 
достоинство и деловую репутацию его и других сотрудников Департамента по борьбе с 
экономическими  и  коррупционными  преступлениями  области,  упомянутых  в  статье. 
Также  К.  Аметкулов  потребовал  взыскать  с  ответчика  моральный  вред  в  размере  1 
миллиона тенге. 

Ранее  «Ак  Жайык»  по  письменной  просьбе  К.  Аметкулова  уже  опубликовал 
опровержение некоторых ошибочных данных статьи, касающихся Аметкулова.

29 апреля состоялось первое слушание по этому делу. 

Апрель, 30
«Диапазон» (г. Актобе)
3 апреля судья Актюбинского областного суда Адайбек Сейдуллаев обратился в суд 

г.  Актобе  с  иском  о  защите  чести,  достоинства,  деловой  репутации  и  взыскании 
морального  вреда  в  размере  5  млн.  тенге   к  собственнику  газеты  «Диапазон»  ТОО 
«Рифма».

Поводом  для  иска  послужил  материал  «Шоу  на  судебных  подмостках», 
опубликованный в газете «Диапазон» 3 июля 2008 года под псевдонимом Михаил Катани. 
В статье описывался гражданский процесс под председательством судьи А. Сейдуллаева 
по иску Р.В. Шмидт к ТОО «Рифма» о восстановлении на работе. В публикации автором 
дана оценка процессуальных действий судьи и принятого им решения. Истец посчитал, 
что  газета  обвинила  его  в  нарушениях  законодательства,   в  связи  с  чем  он   испытал 
нравственные страдания.

30 апреля судья Актюбинского областного суда А.Сейдуллаев отказался от иска «до 
разрешения  дела  по  существу».  Суд  города  Актобе  принял  отказ  и  прекратил 
производство по данному делу. 

Апрель, 03
Мадина Алимханова, «Взгляд» (г. Алматы)

22



6 февраля в газете «Взгляд» был опубликован материал Мадины Алимхановой «У 
судмедэкспертов – тяжкие коррупционные повреждения?». В публикации рассказывалось 
о  выданных  судмедэкспертами  Алматинского  филиала  Центра  судебно-медицинской 
экспертизы  заключениях  о  степени  тяжести  телесных  повреждений,  полученных  как 
пострадавшей, так и организатором преступления. 

После  выхода  статьи  в  редакцию  пришло  письмо  от  автора  этих  заключений  Т. 
Халимназарова. Он посчитал статью необоснованной. По его мнению, журналист должна 
была «элементарно побеседовать со специалистами, а не давать в тираж факты, которые 
не  имеют  юридического  подтверждения».  Т.  Халимназаров  потребовал  опубликовать 
опровержение. В противном случае эксперты обратятся в суд с иском о защите чести и 
достоинства. 

Редакция  с  претензиями  не  согласна,  так  как  «беседы  со  специалистами  перед 
публикацией  материала  не  предусмотрены  законодательством  РК».  Т.  Халимназарову 
было предложено связаться с редакцией и согласовать время встречи с журналистом либо 
предоставить изложение его мнения в письменной форме, указав, какие конкретно факты 
он считает не соответствующими действительности.

Апрель, 08
Анэль Молдагалиева, «Диапазон» (г. Уральск)
1  апреля  в  газете  «Диапазон  -  Уральск»  была  опубликована  статья  Анэль 

Молдагалиевой  «Власть  поступает  по-бандитски».  В  статье  руководители  ТОО 
«УралТехСервис» и ТОО «Западно-Казахстанский автобусный парк» говорили о том, что 
пока  акимат  Уральска  решает  вопрос  о  дотировании  предприятий,  занимающихся 
пассажирскими  перевозками,  сами предприятия  терпят  убытки.  Так  как  власти  города 
отложили возврат к старой цене за проезд – 40 тенге.

После  выхода  статьи  редакция  получила  письмо,  подписанное  директором  ТОО 
«УралТехСервис»  Александром  Бакланом  и  директором  ТОО  «Западно-Казахстанский 
автобусный  парк»  Нурлыбеком Брмановым.  Они пишут,  что  «когда  вот такая  работа 
проводится  со  стороны  организатора  в  лице  акимата  города,  название  Вашей  статьи 
«Власть  поступает  по-бандитски»  вызывает  недоумение.  Это  при  том,  что  нами  в 
интервью Анэль Молдагалиевой такое не говорилось».

Между  тем  в  редакции  имеется  диктофонная  запись  интервью  с  Александром 
Бакланом, где он говорит дословно следующее: «Власти нас принудили, и мы «скинули» 
пять тенге, но никаких новых договоров мы не составляли, а по старому мы перевозим по 
40 тенге. Какой-то бандитский поход…».

Апрель, 14
Мира Сулейменова, ТК «31-канал» (г. Шымкент)
В марте в суд Абайского района г. Шымкента обратился бывший мулла с. Ынтымак 

Абдуманап  Юсупов  с  иском  к  жителям  села  Ынтымак  Сайрамского  района  Южно-
Казахстанской  области  и  собственному  корреспонденту  ТК  «31  Канал»  Мире 
Сулейменовой  о  защите  чести,  достоинства  и  деловой  репутации.  Поводом  для  иска 
послужил сюжет, в котором журналист  рассказала о конфликте между жителями аула и 
муллой, оформившем в частную собственность землю под мечетью. Истец потребовал в 
качестве возмещения морального вреда взыскать с журналиста 5 млн. тенге.

О том, что она является соответчиком по этому делу, М. Сулейменова узнала только 
14 апреля,  после того,  как  ей позвонил судья  Абайского районного суда  Шымкента  и 
спросил, почему журналист не является в суд на слушание дела. 

Позже выяснилось, что исковое заявление поступило в ТОО «31 Канал - Шымкент», 
которое занимается только производством и размещением рекламы.

Апрель, 14

23



«Свобода слова» (г. Алматы)
14  апреля  судья  Павлодарского  городского  суда  Вероника  Шевченко  полностью 

отказала Руслану Матиеву в исковых требованиях к редакции газеты «Свобода слова» и 
предпринимателю Вячеславу Жданову о защите чести, достоинства, деловой репутации и 
взыскании морального вреда в размере один миллион тенге.  Суд  не  нашел в газетной 
публикации оскорбления чести и достоинства истца.  

Напомним,  поводом для иска  послужила  статья  «Зловещее  слово «полицейский», 
опубликованная в газете «Свобода слова» 11 января 2007 года. В статье были приведены 
выдержки  из  письма  предпринимателя  из  Павлодара  В.  Жданова.  Против  него  было 
заведено уголовное дело по ДТП, в котором пострадали сестра и ребенок Матиева.  В. 
Жданов  приводил  доказательства  своей  невиновности  и  сообщал,  что  свидетели  ДТП 
находились в то время в зависимости от Р. Матиева. 

Апрель, 15
Алексей Коновалов, «Время» (г. Алматы)
1 апреля   в  газете  «Время»  была  опубликована  статья  Алексея  Коновалова  «Чье 

чутье?». В этой публикации со ссылкой на данные сайта Казахстанской фондовой биржи 
(KASE)  сообщалось,  что  3  февраля 2009 года,  накануне  резкой  девальвации  тенге,  во 
время дневной сессии торгов спрос  на  доллары превысил средний показатель  декабря 
2008  года-января  2009-го  в  5  раз.  При  этом,  как  сказано  в  статье,  основными 
покупателями стали организации, аффилированные с Народным банком. 

После  выхода  публикации  редакция  получила  письма  от  руководителей  KASE, 
Агентства  РК  по  регулированию  и  надзору  финансового  рынка  и  финансовых 
организаций, АО «Алматы Инвестмент Менеджмент», Народного банка РК с требованием 
опубликовать в ближайшем номере газеты опровержение сведений, изложенных в статье 
А. Коновалова, как не соответствующих действительности.

Национальный  банк  РК  распространил  пресс-релиз,  в  котором  говорится,  что  6 
апреля Нацбанк «направил информацию в газету «Время» для публикации опровержения 
на статью «Чье чутье?»… однако до настоящего времени опровержение газетой «Время» 
не  опубликовано».  В  пресс-релизе  информация,  содержащаяся  в  данной  публикации, 
названа «не только голословной, но и откровенной клеветой». Нацбанк оставил за собой 
право обратиться за защитой репутации в судебном порядке. 

15 апреля во «Времени» был опубликован ответ редакции на эти письма. В нем, в 
числе прочего, говорится: «Единственный способ найти ответы на все вопросы и вместе с 
тем  решить  конфликтную  ситуацию,  возникшую  между  газетой  «Время»,  с  одной 
стороны,  и  уважаемыми  финансовыми  институтами  –  с  другой,  опубликовать 
исчерпывающий  список  участников  торгов,  с  названиями  и  именами  владельцев 
компаний, с указанием конечных бенефициаров и степени их родства с государственными 
чиновниками, если таковое имеется. Мы, в свою очередь, охотно предоставим газетную 
площадь для обнародования таких сведений».

Апрель, 16
Валерий Сурганов, «Свобода слова» (г. Алматы)
16  апреля  редакция  газеты  «Свобода  слова»  исполнила  решение  Медеуского 

районного суда г. Алматы о мировом соглашении между «Свободой слова» и РЭС АО 
«Городские электрические сети» Астаны. 

Поводом для обращения  в  суд  стали  статьи  Валерия  Сурганова  «Столичная  ГЭС 
убивает?» (11.12.2008 г.) и «Над пропастью во лжи?» (25.12.2008 г.). В них говорилось о 
том,  что  родственники бригадира  районной подстанции АО «Городские  электрические 
сети» М. Кабжанова утверждают,  что он погиб,  устраняя аварию, в то время как ГЭС 
заявляет, что его убило, потому что он хотел украсть у предприятия трансформатор. 

В  своем  исковом  заявлении  РЭС  АО  «Городские  электрические  сети»  Астаны 

24



требовали  от  газеты и автора  статей  опровержения  и  20  миллионов тенге  морального 
вреда.

После  почти  трех  месяцев  судебных  разбирательств  обе  стороны  пришли  к 
мировому соглашению, вступившему в силу 14 апреля, согласно которому газета должна 
опубликовать точку зрения на освещенные в спорных статьях вопросы руководства РЭС 
АО «Городские электрические сети».

16 апреля в газете «Свобода слова» опубликован текст генерального директора АО 
«ГЭС» В. Кушнаренко. 

Апрель, 20
Георгий Ланской, «Мегаполис» (Северо-Казахстанская область)
30  марта  в  газете  «Мегаполис»  вышла  статья  Георгия  Ланского  «Кому  живется 

весело,  вольготно  на  селе».  В  материале  речь  шла  об  акиме  сельского  округа  Иване 
Фильберге, который, собрав подписи на легализацию личного имущества жителей села 
Миролюбово  Мамлютского  района  СКО,  в  итоге  сдал  им  в  аренду  на  49  лет  их  же 
собственность. 

После выхода публикации в редакцию пришло письмо от сельчан, в котором они 
потребовали напечатать опровержение. При этом жители Миролюбово не уточнили, какие 
именно сведения должна опровергнуть газета. 

Редакция  с  претензией  сельчан  не  согласна,  так  как  у  корреспондента  Георгия 
Ланского имеются не только заявления, но также аудио- и видеозапись беседы, в которых 
жители села Миролюбово обвиняют акима.

Апрель, 20
Игорь Лунин, «Рабат» (Южно-Казахстанская область)
20 апреля  в  редакцию  газеты  «Рабат»  пришло письмо за  подписью заместителя 

директора департамента Агентства по регулированию антимонопольной деятельности по 
Южно-Казахстанской области Ш. Усенова,   в котором содержались претензии по поводу 
статьи «Бесприбыльное производство», опубликованной в газете 15 апреля.  В статье шла 
речь о составляющих тарифа на теплоснабжение города, утвержденного департаментом 
Агентства  по  регулированию  антимонопольной  деятельности  по  ЮКО.  По  мнению 
чиновника, корреспондент газеты «Рабат» Игорь Лунин не владеет ситуацией, а его статья 
сводится к голословным  обвинениям.  

Апрель, 25 
Алия Сыздыкова, ТК «АРТ» (г. Караганда)
Журналист  телекомпании «АРТ» Алия Сыздыкова подготовила сюжет о  том,  что 

некоторые  студенты  Карагандинской  медицинской  академии  намерены  в  субботу,  25 
апреля,  принять  участие  в  митинге,  проводимом   карагандинским  филиалом 
общенациональной социал-демократической  партии Казахстана.   Также в  сюжете  речь 
шла о том, что ректор Карагандинской медицинской академии,  узнав об этом, объявил 
выходной день учебным и обязал всех явиться занятия.

После выхода сюжета в эфир руководство академии прислало в редакцию ТК «АРТ» 
досудебную претензию, где потребовало полностью опровергнуть эту информацию.

Апрель, 27 
Надежда Румянцева,  «Квартал» (г. Петропавловск)
В газете «Квартал» вышла статья Надежды Румянцевой «Кто заказал зерновика». В 

ней  журналист  рассказывала  о  том,  что  на  одной  из  улиц  города  произошел  взрыв 
автомобиля, и о покушении на жизнь директора зерновой компании.

После  публикации  в  редакцию  обратился  Департамент  внутренних  дел  Северо-
Казахстанской области с просьбой опубликовать опровержение. 

25



В следующем номере газеты вышла статья-опровержение с  разъяснением ситуации 
пресс-секретарем ДВД СКО Мадиной Балгашуковой. В ней говорится о том, что никаких 
покушений  на  директора  ТОО  на  самом  деле   не  было,  полицейские  связывают 
случившееся с хозяйственными спорами.  

Апрель, 30
Шарафат Жылкыбаева, «Казахстан Zaman» (г. Алматы)
13  апреля  в  Алмалинский  районный  суд  Алматы  с  иском  о  защите  чести, 

достоинства и деловой репутации к редакции газеты «Казахстан  Zaman» и журналисту 
Шарафат Жылкыбаевой обратилось ТОО «Компания Жибек Жолы». Поводом для иска 
стала статья «Вниманию премьер-министра Карима Масимова! Кольсай, ставший жертвой 
дикого  туризма»,  опубликованная  в  газете  2  октября  2008  г.  В  ней  журналист  Ш. 
Жылкыбаева  описывает ситуацию,  сложившуюся в  заповедной природоохранной зоне 
Кольсай.  

ТОО  «Компания  Жибек  Жолы»  посчитало  опубликованные  в  статье  сведения 
порочащими ее  честь,  достоинство  и деловую репутацию и потребовало опубликовать 
опровержение и взыскать с газеты «Казахстан  Zaman» и журналиста сумму морального 
вреда  в  размере  15  млн.  тенге.   Какие  именно  сведения  не  соответствуют 
действительности, истец не уточнил. 

Редакция  с  претензиями  не  согласна.  После  получения  искового  заявления  в 
национальный  природный  парк  был  командирован  корреспондент  Ш.  Кусайнулы.  30 
апреля в  газете  был опубликован  еще один материал,  подтверждающий достоверность 
сведений, опубликованных в статье Ш. Жылкыбаевой. 

Апрель, 30 
Сергей Чайка,  «Квартал» (г. Петропавловск)
После  выхода  в  свет  публикации  «Похитители  квартир»,  рассказывающей  о 

незаконной  регистрации  квартир,  в  адрес  газеты  «Квартал»  поступило  письмо  от 
руководства  РГКП  «Центр  по  недвижимости  по  СКО»  с  требованием  опровержения 
недостоверной информации. Дело в том, что один из героев публикации, Б. Каскин на 
момент  начала  следствия   уволился  по  собственному  желанию  из  РГКП  «Центр  по 
недвижимости по СКО» и уже  работал в другом месте. 

Редакция газеты опубликовала опровержение с разъяснениями о том, что Каскин не 
является  ни обвиняемым, ни подсудимым, а проходил в качестве свидетеля, редакция не 
может  нести  ответственности  за  содержание  официальных  документов,  по  которым и 
была подготовлена статья.

Апрель, 30
«Тараз Times» (Жамбылская область)
9  апреля  газета  «Тараз  Times»  в  статье  «Акимовская  показуха  привела  к  гибели 

дорожного полицейского» рассказала о ДТП в с. Гродеково Жамбылского района, когда в 
результате  аварии  машины  сопровождения  УДП  ДВД  Жамбылской  области  сильные 
увечья  получил  майор  полиции  Марат  Каржаубаев,  позже  скончавшийся  в  больнице 
Тараза. 

После  публикации  материала  редакция  получила  письмо  из  ДВД  Жамбылской 
области  за  подписью  и.о.  начальника  ДВД области  Б.  Калмахан-улы  с  просьбой  дать 
опровержение по факту совершения ДТП при сопровождении официальных лиц.  

30 апреля газета напечатала это письмо со своими комментариями. 

Апрель, 16
«Тараз Times» (Жамбылская область)
19 февраля в газете «Тараз Times» была опубликована статья «Офис за миллион $». 

26



В  ней  было  сказано,  что  АО  «Жилстройсбербанк  Казахстана»  приобрело  для  своего 
филиала недостроенное здание за один миллион американских долларов. 

После выхода статьи редакция получила письмо от АО «Жилстройбанк Казахстана», 
в котором указанная в статье цена  названа не соответствующей действительности. АО 
также считает порочащей деловую репутацию и негативно влияющей на репутацию банка 
фразу  «…И  не  понятно,  что  здесь  превалирует  –  банальный  отмыв  или  обычная 
небрежность к государственным средствам». 

16  апреля  газета  «Тараз  Times»  опубликовала  это  письмо,   принесла  извинения 
коллективу  филиала  и  лично  председателю  правления  «Жилстройсбербанка»  Н. 
Наурызбаевой.

Апрель, 09 
Ирина Лебедева, «Новое время» (г. Павлодар)
В  ноябре  2002  года  Павлодарский  городской  суд  обязал  газету  «Новое  время» 

выплатить  тогдашнему  пресс-секретарю  акима  Павлодарской  области  Женису 
Мананбаеву 1 млн.  тенге.   Чиновник  подал иск о защите  чести,  достоинства,  деловой 
репутации и возмещении морального вреда в размере 2 млн. тенге к газете после того, как 
в  издании  был  опубликован  материал   Ирины  Лебедевой  «Из  пресс-клуба  «лишних» 
выводят под охраной». В статье журналист отмечала,  что по указанию Ж. Мананбаева 
охрана  пресс-клуба  с  одной  из  пресс-конференций  выставила  корреспондентов  газет 
«Новое  время»  и  «Вести  Павлодара»,  мотивируя  это  тем,  что  их  не  было  в  списке 
приглашенных.  В  статье  пресс-секретарь  характеризовался  как  «верный  цепной  пес», 
«предводитель ограниченного круга лиц».

В ходе исполнения решения суда часть зарплаты Ирины Лебедевой перечислялась на 
счет, предоставленный истцом. Все эти годы претензий не было ни стороны истца, ни со 
стороны судоисполнителей. По сведениям журналиста, к настоящему моменту выплачено 
около половины суммы.

Однако  в  начале  апреля  2009  года  администратор  судов  вновь  возбудил 
производство  по  решению  суда  7-летней  давности.  Ж.  Манабаев  предъявил  дубликат 
исполнительного  листа  по  решению  2002  года  на  ту  же  сумму.  При  этом,  по 
постановлению судебного исполнителя в обеспечение иска и взыскания денег, счета ТОО 
РИА «Время», выпускающего газету «Новое время», арестованы. Открывать другие счета 
запрещено. 

5. Требования и иски о защите чести, достоинства и деловой репутации, 
вытекающие из публикации мнений, убеждений и оценочных суждений

Апрель, 15
«Литер» (г. Алматы)
6 марта в газете «Литер» была опубликована заметка под названием «А судьи кто?», 

в  которой  говорится,  что  Генеральная  прокуратура  РК  выявила  ряд  нарушений  при 
применении закона «О присяжных заседателях».

В апреле в редакцию пришло письмо от заместителя Генерального прокурора РК Р. 
Мамырбаева  с требованием опровергнуть заголовок заметки, а также проинформировать 
читателей о непричастности казахстанских судей к выявленным нарушениям.  

В связи с этим редакция напечатала:  «распространенное классическое выражение: 
«А  судьи  кто?»,  применяемое  в  ситуациях,  вызывающих   сомнение  практически  по 
любому жизненному вопросу, следует читать: «А присяжные заседатели кто?».

Апрель, 22
«Тасжарган» (г. Алматы)
Собственник  газеты  «Тасжарган»  Ермурат  Бапи  и  журналист  Алмас  Кушербаев 

27



исполнили  решение  Медеуского  суда  Алматы  об  опубликовании  официального 
опровержения  недостоверных  сведений  в  отношении  депутата  Мажилиса  парламента 
Ромина Мадинова, содержащихся в статье «Бедный латифундист».  

В качестве опровержения редакция опубликовала само судебное решение,  так как 
истец не предоставил текст опровержения.

Апрель, 17
Оксана Мартынюк, «Сункар» (Атырауская область)
В  Атырауской  газете  «Сункар»  был  опубликован  материал  Оксаны  Мартынюк 

«ТШО  заказали»,  перепечатанный  позднее  на  сайте  atyraunews.com  с  измененным 
заголовком  «ТШО заказывали?».  Суть  публикации  в  том,  что  якобы между акиматом 
Атырауской области и компанией «Тенгизшевройл» возникли трения из-за расходования 
20  млн.  долларов,  предназначенных  для  исполнения  социальной  программы нефтяной 
компании.  

Автор  статьи  утверждала,  что  акимат  оказывает  давление  на  компанию  ТШО  и, 
«если  компания  не  поймет  «первый  предупредительный  сигнал»,  то  претензии  будут 
выставлены  по  широкому  кругу  вопросов  -  от  налоговых  претензий  и  нарушений 
инвестиционных обязательств до проблем казахстанского содержания».

17 апреля в Атырауском областном акимате состоялся брифинг, на который были 
приглашены  только  журналисты  газеты  «Прикаспийская  Коммуна»,  «Атырау»  и 
корреспондент сайта  atyraunews.com.  На брифинге  зам.  акима области Болат Даукенов 
оценил статью в «Сункаре» одной фразой: «Весь спектр проблем взяли и смешали». 

Самого  автора  статьи  -  Оксану  Мартынюк  на  брифинг  не  пригласили,  как  и 
представителей других атырауских СМИ.

Апрель, 28
«Устинка плюс» (Восточно-Казахстанская область)
Специализированный  межрайонный  экономический  суд  Восточно-Казахстанской 

области  рассмотрел  иск  ГУ  «Войсковая  часть  5518»  Внутренних  войск  МВД  РК  к 
редакции газеты «Устинка плюс» о защите репутации.

В  составе  исковых  требований  –  обязать  редакцию  опубликовать  опровержение 
сведений, порочащих честь,  достоинство и деловую репутацию ВВ МВД РК, воинской 
части 5518, а также взыскать с ответчика моральный вред в размере 500 000 тенге.

Поводом  к  иску  послужила  статья  Ольги  Ушаковой   «Страшней  бытового 
сифилиса».  В  ней  поднималась  проблема  коррупции  в  учреждениях  здравоохранения, 
полиции, департаментах по делам обороны и других государственных структурах. Автор 
статьи  проиллюстрировал  примеры  коррупции  коллажем  из  фотоснимков.  На  общем 
плане  запечатлена  группа  военнослужащих,  проходящих  в  настоящее  время 
действительную  военную службу в  части  5518 ВВ МВД РК. Именно эту фотографию 
руководство воинской части сочло порочащей  честь мундира.

Решением суда в исковых требованиях военным отказано полностью.

6. Требование о защите права на собственное изображение (ст. 145 ГК РК)

Апрель, 28
Виктор Мирошниченко, «Время» (Северо-Казахстанская область)
Апелляционная коллегия Северо-Казахстанского областного суда изменила решение 

судьи Петропавловска суда № 2 Динары Жумадиловой о возмещении морального вреда 
Сергею Арапову газетой «Время» и корреспондентом по Северо-Казахстанской области 
Виктора Мирошниченко. 

28 апреля апелляционной коллегией было вынесено постановление взыскать с газеты 
и журналиста в солидарном порядке 30 тыс. тенге вместо 150 тыс. тенге, присужденных 

28



ранее.
Напомним, 25 марта суд № 2 Петропавловска удовлетворил иск адвоката С. Арапова 

к газете «Время» и В. Мирошниченко о признании незаконными действий ответчиков по 
опубликованию и распространению фотографии истца. 

Поводом  к  иску  послужила  серия  статей,  опубликованных  в  газете  «Время»  - 
«Фиговое правосудие» и «Чем фига ваша отзовется?», «Следите за руками». В качестве 
иллюстрации к ним была использована фотография С. Арапова, сделанная на процессе по 
делу братьев Бековых пресс-службой ДВД области.  На фотографии истец изображен в 
момент,  когда  он  сделал  неприличный  жест  в  адрес  полицейских  (показал  кукиш). 
Представители ДВД этот момент зафиксировали на видеокамеру. Стоп-кадры служебной 
видеозаписи  процесса  были  разосланы  пресс-службой  ДВД  СКО  всем  СМИ,  многие 
использовали  эти  снимки  при  написании  материалов.  Фото  были  размещены  в  ряде 
местных СМИ, но Арапов подал иск только на газету «Время» и Виктора Мирошниченко. 

Мониторинг подготовлен по сообщениям 
СМИ и корреспондентов Фонда
«Адил соз».

Координатор мониторинговой службы фонда «Адил соз»
Елена Цой
e-mail: lena  @  adilsoz  .  kz  

Юрист-консультант фонда «Адил соз»
Ганна Красильникова
e-mail:    ganna@adilsoz.kz  

По всем вопросам мониторинга вы можете также обратиться 
info  @  adilsoz  .  kz  

29

mailto:info@adilsoz.kz
mailto:ganna@adilsoz.kz
mailto:lena@adilsoz.kz

	Мониторинг

