
                                                                             Международный Фонд защиты 
                                                                 свободы слова «Адил соз»

Мониторинг
нарушений свободы слова в Казахстане

в марте 2009 года

Обращение месяца: Президент фонда «Адил соз» Тамара Калеева и председатель 
Союза  журналистов  Казахстана  Сейтказы  Матаев  от  имени  журналистской 
общественности  Казахстана  выступили  с  совместным  обращением  к  президенту  РК 
Нурсултану  Назарбаеву.  Поводом  для  обращения  стало  решение  Алматинского 
городского суда  о взыскании 30 миллионов тенге  с  газеты «Тасжарган» и журналиста 
Алмаса Кушербаева по иску депутата Мажилиса парламента РК Ромина Мадинова. 

«Это  решение  ошеломило  казахстанскую  и  международную  общественность. 
Заведомо неисполнимое постановление Алматинского городского суда обрекает газету на 
закрытие, что выходит за пределы заявленного иска, и ставит крест на профессиональном 
росте  журналиста.  Оно имеет эффект устрашения,  в  качестве  прецедента  препятствует 
укреплению конституционных гарантий свободы слова и творчества и наносит пятно на 
имидж Казахстана  в  преддверии  председательства  в  ОБСЕ»,  -  говорится  в  обращении 
журналистской  общественности  к  президенту  страны.  –  «Мы  просим  инициировать 
разработку законопроекта о регламентации верхних пределов сумм взыскания морального 
вреда, что соответствует чаяниям журналистов Казахстана и рекомендациям ОБСЕ» (см.  
Глава I,  раздел 4).

Рецидив  месяца: 11  марта  2009  года  Сары-Аркинский  районный  суд  г.  Астаны 
вынес приговор бывшему редактору газет «Закон и правосудие» и «Антикоррупционный 
вестник»  Токбергену  Абиеву.  За  злостное  неисполнение  решения  суда  о  возмещении 
морального вреда он осужден на три года лишения свободы. 

За последний год это четвертый суд и третий приговор в отношении Т. Абиева. 
В мае 2008 года он был арестован, а затем осужден на три года с содержанием в 

колонии  общего  режима  за  дачу  взятки  должностному  лицу,  который  якобы  обещал 
взамен  предоставить  материалы,  компрометирующие  работников  судебных  органов. 
Следом по заявлению руководителя АО «Маман-Специалист» он был приговорен к 80 
часам общественных работ – за оскорбление чести и достоинства.  Третий процесс был 
гражданским. По иску Е. Манаева о защите чести и достоинства суд решил взыскать с Т. 
Абиева и собственника газеты «Закон и правосудие» ТОО «ATS.KZ» 5 миллионов тенге. 
За злостное неисполнение этого решения  Токберген Абиев и получил второй срок,  не 
отбыв первый (см. гл. Ш, раздел 1). 

Протест  месяца: 10  марта  в  Алматы  прошла  акция  протеста  против  решения 
городского суда в отношении газеты «Тасжарган» и журналиста Алмаса Кушербаева. 

Руководители газет «Свобода слова», «Тасжарган», «Жас Алаш», «Алга», «Правда 
Казахстана», «Казахстан», «Общественная позиция» и других, а также международного 
фонда защиты свободы слова «Адил соз» и фонда «Журналисты в беде» в знак протеста 
против  судебного  уничтожения  популярного  издания  встали  перед  входом  в  здание 
городского суда с повязками на ртах «штраф». Всего в акции протеста приняли участие 
около двухсот человек, многие держали в руках плакаты (см. Глава I, раздел 4). 

Соглашение  месяца: В  Усть-Каменогорске  на  встрече  учредителей  и  главных 
редакторов  местных  СМИ  было  подписано  Соглашение,  инициированное  акиматом 

1



Восточно-Казахстанской области, о принципах работы средств массовой информации в 
условиях глобального экономического кризиса. Газетчики договорились не использовать 
«провокационные  слухи  и  недостоверную  информацию  в  стремлении  «выдать 
сенсацию»…  Воздерживаться  от  размещения  провокационных  материалов…  Не 
спекулировать на возможном ухудшении социально-экономической ситуации».

По мнению журналистов, собственное мнение теперь у газет появится не скоро. Ведь 
любую  критическую  заметку  можно  расценить  как  «провокационный  материал»  и 
«стремление выдать сенсацию» (см. Глава I,  раздел 2). 

Восстановление  месяца: 12  марта  судья  Альфарабийского  районного  суда  г. 
Шымкента вынесла решение о восстановлении в должности редактора городских газет 
«Панорама  Шымкента»  -  «Шымкент  келбетi».  Судья  также  обязала  акимат  Шымкента 
оплатить три месяца вынужденного прогула и расходы на адвоката (см. Глава III,  раздел 
9).

В марте 2009 г. мониторинг Фонда «Адил соз» зафиксировал  93 сообщения. Из 
них 17 определяют фактическое положение СМИ в свете политической атмосферы 
месяца, 47 дают информацию о прямых нарушениях прав СМИ и журналистов, 29 - о 
конфликтах и обвинениях, выдвинутых против СМИ и журналистов. 

Подробный  мониторинг  нарушений  прав  интернет-изданий  смотрите  на  сайте 
www.adilsoz.kz  в соответствующем разделе.

I.  ОСОБЕННОСТИ  ПОЛИТИЧЕСКОГО,  СОЦИАЛЬНОГО, 
АДМИНИСТРАТИВНОГО  И  ПРАВОВОГО  КЛИМАТА  В  СТРАНЕ, 
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ  ФАКТИЧЕСКОЕ  ПОЛОЖЕНИЕ  СРЕДСТВ  МАССОВОЙ 
ИНФОРМАЦИИ

1.  Заявления,  речи  и  выступления   должностных  лиц  государства, 
определяющие фактическое положение средств массовой информации

Март, 06
Все СМИ
Президент  Казахстана  Нурсултан  Назарбаев  во  время  выступления  в  своем 

ежегодном послании народу Казахстана, обратился к работникам СМИ: «Вас не случайно 
называют «четвертой властью». Сейчас СМИ должны выступить в качестве советника для 
людей в вопросе, как лучше преодолевать трудности, как выжить, как выстоять. …Надо 
учить  граждан на позитивном опыте других людей.  Такая  же роль отводится  и нашей 
научной и творческой интеллигенции». 

По словам главы государства,  надо чаще давать  материалы,  которые утверждают 
такие настроения, как уверенность, личная активность,  терпение, патриотизм, любовь к 
Родине.

Март, 24
Все СМИ
24  марта  в  Алматы  Генеральная  прокуратура  РК  провела  брифинг  на  тему 

предварительного следствия в отношении бывшего председателя Совета директоров АО 
«БТА  Банк»  Мухтара  Аблязова.  О  качестве  освещения  этого  громкого  дела  в  прессе 
руководство генпрокуратуры сообщило: «Следственная группа выносит предостережение 
всем  тем,  кто  через  средства  массовой  информации  распространяет  заведомо 
недостоверные  сведения,  направленные  на  формирование  панических  слухов,  на 
формирование негативного общественного мнения. Такие действия следственной группой 

2

http://www.adilsoz.kz/


квалифицируются  как  действия  противоправные,  умышленно  создающие  угрозу  для 
стабильности в обществе и угрозу интересам государства». 

2. Действия и выступления должностных лиц, определяющие фактическое 
положение средств массовой информации и состояние свободы слова

Март, 18
Все СМИ
На  пресс-конференции,  посвященной  предстоящему  в  апреле  Евразийскому 

медиафоруму  (ЕАМФ),  журналистов  ознакомили  с  предварительной  программой 
мероприятия, которая посвящена исключительно глобальным темам.

 На вопрос журналистов, почему на медиафоруме нет отдельных тем, посвященных 
ситуации  на  казахстанском  информационном  рынке,  генеральный  продюсер  ЕАМФ 
Владимир Рерих ответил, что отечественная журналистика неотделима от мировой, «так 
что  и  финансовый  кризис,  и  смена  власти  в  США  нас  затрагивают.  Локальные  же 
проблемы есть в каждой стране, их не стоит выносить на всеобщее обсуждение, лучше 
поговорить об этом на внутренних слетах масс-медиа».

Март, 06
СМИ Восточно-Казахстанской области
В Усть-Каменогорске прошла встреча учредителей и главных редакторов местных 

СМИ. На ней  обсуждались задачи дальнейшего формирования единого информационного 
пространства области и участия журналистов в реализации социальных проектов 

На  встрече  было  подписано  Соглашение,  инициированное  акиматом  Восточно-
Казахстанской области,  о принципах работы средств массовой информации в условиях 
глобального  экономического  кризиса.  Газетчики  договорились  не  использовать 
«провокационные  слухи  и  недостоверную  информацию  в  стремлении  «выдать 
сенсацию»…  Воздерживаться  от  размещения  провокационных  материалов…  Не 
спекулировать на возможном ухудшении социально-экономической ситуации».

По  мнению  журналистов  Восточно-Казахстанской  области,  собственное  мнение 
теперь у газет появится не скоро. Ведь любую критическую заметку можно расценить как 
«провокационный  материал»  и  «стремление  выдать  сенсацию».  Также  журналисты 
отметили, что остается непонятным, как и кем будут определяться понятия «сенсация», 
«провокационные слухи» и «провокационные материалы, способные в условиях кризиса 
повлечь конфронтацию и социальную напряженность»,  «деструктивные силы», и какие 
санкции ждут средства массовой информации в случае нарушений соглашения.

Март, 31
Редакторы газет Павлодарской области
«Управление здравоохранения Павлодарской области секретнее КНБ, комментарии 

от них получить очень трудно», - посетовали редакторы местных газет на первой встрече с 
акимом  Павлодарской  области  Бакытжаном  Сагинтаевым,  посвященной  решению 
проблем печатных  СМИ.  В  ответ  он  обещал  разобраться  с  этим ведомством,  а  также 
решить  вопрос,  почему  пресс-службы  ряда  государственных  органов  выборочно 
приглашают журналистов на мероприятия. 

3. Оценки фактического положения СМИ и свободы слова

Март, 19
Все СМИ
Американская  неправительственная  организация  «Freedom House»  опубликовала 

ежегодный  доклад,  в  котором  перечислены  страны  с  самым  жестким  диктаторским 

3



режимом.  Из  стран  СНГ в  их  число  попали  Туркменистан  и  Узбекистан.  По  мнению 
экспертов «Freedom House», в этих двух странах наблюдаются грубые нарушения в сфере 
политических и гражданских прав человека.

Как  отметили  наблюдатели,  в  Казахстане  не  раз  наблюдались  гонения 
оппозиционных  политиков  и  бизнесменов,  преследование  граждан  за  религиозные  и 
политические  убеждения,  применение  пыток  к  заключенным,  отсутствие  у  граждан 
волеизъявления  своей  позиции  в  свободных  и  честных  выборах,  частые  отказы 
казахстанцам со стороны властей в проведении митингов и пикетов, давление на СМИ и 
контроль  Интернета.  Однако,  как  сказала  директор  представительства  организации 
«Freedom House» в Казахстане Ива Добичина в интервью репортеру радио «Азаттык», она 
не припоминает, чтобы в последние годы Казахстан был включен в список репрессивных 
стран по оценкам этой организации.

-  Этот  доклад  относится  к  очень  репрессивным  государствам.  В  докладе  есть 
несколько примеров репрессивных стран из Центральной Азии, таких как Туркменистан и 
Узбекистан. И, конечно, не может быть и речи о сравнении Казахстана с этими двумя 
странами, - говорит Ива Добичина.

Март, 11
СМИ Восточно-Казахстанской области
На  встрече  акима  Восточно-Казахстанской  области  Бердыбека  Сапарбаева  с 

общественностью города Семипалатинск была озвучен вопрос о том, что ряд населенных 
пунктов области не принимает трансляцию республиканских телевизионных каналов. По 
словам  председателя  Семейского  национально-культурного  центра  «Казак  тiлi»,  нет 
приема казахстанского вещания не только в таком крупном населенном пункте, как город 
Курчатов, но и ряде сел, удаленных от Семипалатинска всего лишь на 40 километров. 

Аким области пообещал решить проблему как можно скорее.

Март, 25
«Вечерняя газета» (г. Караганда)
25 марта сотрудникам  карагандинского еженедельника «Вечерняя газета» объявили, 

что газета прекращает свое существование в связи с финансовым кризисом.   Журналисты 
сообщили: «Никаких предупреждений от руководства мы не получали. Для нас это было 
полной неожиданностью. Сегодня утром нам объявили, что завтра офис будет уже закрыт 
и все сотрудники уволены». 

Главный  редактор  газеты  Александр  Тюменев  заявил,  что  сотрудники  подали 
заявления  об  увольнении  в  связи  с  прекращением  деятельности  газеты.  Без  работы 
остались 9 человек: журналисты, фотокорреспонденты, технические работники.  

По информации корреспондента «Адил соз»,  уволенные журналисты не намерены 
подавать в суд на работодателя. 

«Вечерняя газета» издавалась в Караганде на протяжении 10 лет тиражом 5,5 тыс. 
экземпляров.

4. Действия и выступления в защиту гражданских и профессиональных прав 
журналистов и СМИ

Март, 31
Все СМИ
Международный  Комитет  защиты  журналистов  призвал  президента  Казахстана 

Нурсултана  Назарбаева  пресечь  практику  ограничения  свободы  слова  местных 
журналистов  путем  подачи  государственными  чиновниками  против  них  исков  о 
возмещении морального вреда на астрономические суммы.

«Несмотря на протесты местных и международных организаций по защите свободы 

4



печати,  Ваше  правительство  продолжает  требовать  чрезмерные  суммы  возмещения 
убытков,  что  практически  является  средством  цензуры  критических  репортажей  и 
комментариев», - отмечают авторы послания.   В качестве доказательства правозащитники 
привели  статистические  данные  фонда  «Адил  соз»,  согласно  которым  общая  сумма 
требуемого  возмещения  морального вреда только по 60 искам,  поданным в минувшем 
году  против  казахстанских  журналистов,  среди  которых  было  18  исков  от 
правительственных чиновников, составила 478,8 млн. тенге ($3,1 млн.).

   В завершение письма правозащитники просят Н.Назарбаева заявить о поддержке 
независимой  прессы  в  стране,  в  том  числе  изданий,  критически  настроенных  по 
отношению к властям.

Март, 04
СМИ РК
3  марта  президент  фонда  «Адил  соз»  Тамара  Калеева  и  председатель  Союза 

журналистов  Казахстана  Сейтказы  Матаев  от  имени  журналистской  общественности 
Казахстана  выступили  с  совместным  обращением  к  президенту  РК  Нурсултану 
Назарбаеву. Поводом для обращения стало постановление Алматинского городского суда, 
вынесенное 26 февраля по иску депутата Мажилиса парламента РК Ромина Мадинова к 
газете «Тасжарган» и журналисту Алмасу Кушербаеву. 

Напомним,  26  февраля  состоялось  апелляционное  судебное  заседание  по  иску 
депутата Мажилиса парламента РК Ромина Мадинова к газете «Тасжарган», ее главному 
редактору Бакытгуль   Макимбай и журналисту Алмасу Кушербаеву.  В апелляционной 
жалобе  ответчики,  помимо  других  аргументов,  подчеркивали,  что  требование  трех 
миллионов тенге,  которые они должны выплатить  по решению Медеуского  районного 
суда,  не  соответствует  принципу  разумности  и  достаточности:  ни  у  газеты,  ни  у 
журналистов таких средств нет.

Тем  не  менее,  коллегия  по  гражданским  делам  Алматинского  городского  суда  в 
итоге апелляционного производства постановила увеличить сумму компенсации в 10 раз - 
с трех до 30 миллионов тенге.

«Это  решение  ошеломило  казахстанскую  и  международную  общественность. 
Заведомо неисполнимое постановление Алматинского городского суда обрекает газету на 
закрытие, что выходит за пределы заявленного иска, и ставит крест на профессиональном 
росте  журналиста.  Оно имеет эффект устрашения,  в  качестве  прецедента  препятствует 
укреплению конституционных гарантий свободы слова и творчества и наносит пятно на 
имидж Казахстана  в  преддверии  председательства  в  ОБСЕ»,  -  говорится  в  обращении 
журналистской  общественности  к  президенту  страны.  –  «Мы  просим  инициировать 
разработку законопроекта о регламентации верхних пределов сумм взыскания морального 
вреда, что соответствует чаяниям журналистов Казахстана и рекомендациям ОБСЕ».

Март, 10
«Тасжарган» (г. Алматы)
10  марта  в  Алматы  прошла  акция  протеста  против  решения  городского  суда  в 

отношении газеты «Тасжарган» и журналиста Алмаса Кушербаева. 
Напомним, апелляционная инстанция Алматинского городского суда обязала газету 

и журналиста выплатить 30 миллионов тенге (200 тысяч долларов) депутату Мажилиса 
Парламента  РК  Ромину  Мадинову  в  качестве  возмещения  морального  вреда. 
Доказательств  морального  ущерба  суду  не  было  представлено.  Кроме  того,  данное 
судебное постановление заведомо невыполнимо, так как у «Тасжаргана» и А. Кушербаева 
таких средств нет, что было документально продемонстрировано судам как первой, так и 
второй инстанций. 

Руководители газет «Свобода слова», «Тасжарган», «Жас Алаш», «Алга», «Правда 
Казахстана», «Казахстан», «Общественная позиция» и других, а также международного 

5



фонда защиты свободы слова «Адил соз» и фонда «Журналисты в беде» в знак протеста 
против  судебного  уничтожения  популярного  издания  встали  перед  входом  в  здание 
городского суда с повязками на ртах «штраф». Всего в акции протеста приняли участие 
около двухсот человек, многие держали в руках плакаты. 

В  отличие  от  большинства  предыдущих  несанкционированных  акций  протеста, 
полицейские не  препятствовали проведению пикета.  Более того,  через  20 минут  после 
начала акции всех участников акции приняла в зале городского суда и.о.  председателя 
коллегии по гражданским делам Алматинского городского суда Раушан Адильбаева. Речь 
ее  была  жесткой.  По  ее  словам,  проведение  несанкционированной  властями  акции 
протеста журналистов можно расценивать как давление на суд. 

«Закон  запрещает  выражение  своего  мнения  по  данному  делу  до  заседания 
надзорной коллегии суда.  То,  что  вы собрались  около здания  горсуда  в знак протеста 
судебному  постановлению,  не  является  способом  разрешения  данной  ситуации  и 
расценивается как давление на суд. Постановление коллегии вступило в законную силу и 
обсуждению  не  подлежит»,  -  пояснила  Р.  Адильбаева  и  предложила  представителям 
газеты «Тасжарган» обратиться с жалобой в надзорную судебную инстанцию. 

На это президент фонда «Адил соз» Тамара Калеева сообщила,  что  все законные 
процессуальные  действия  по  обжалованию  постановления  апелляционной  инстанции 
готовятся.  «Данную же акцию протеста,  -  продолжила она, -  нельзя рассматривать  как 
давление  на  суд.  Постановление  вступило  в  законную  силу  и  именно  поэтому  может 
обсуждаться  и  комментироваться  наравне  со  всеми  действующими  законами.  Закон 
необходимо  исполнять,  это,  безусловно,  но,  во-первых,  в  данном  случае  вынесено 
заведомо  невыполнимое  решение,  а,  во-вторых,  без  обсуждения  и  критических 
комментариев законодательство не может совершенствоваться». 

После  этого  г-жа  Адильбаева  покинула  зал,  участники  пикета,  сочувствующие  и 
зрители разошлись по домам. Тем не менее, активистов пикета ждет административный 
суд  и  штраф,  так  как  накануне  каждому  из  организаторов  акции  было  вручено  под 
роспись  «Разъяснение  закона»  за  подписью  заместителя  прокурора  г.  Алматы  Б. 
Таимбетова.

Март, 19
«Тасжарган» (г. Алматы)
19 марта на сайте интернет-газеты «Zonakz. Казахстан» было размещено обращение 

председателя  движения  «Поколение»  Ирины  Савостиной  ко  всем  пенсионерам 
Казахстана: «Давайте в дни великого праздника Наурыз объявим сбор средств с наших 
пенсий  для  выплаты  газетой  «Тасжарган»  стоимости  чести,  совести  и  достоинства 
депутату парламента, народному избраннику Ромину Мадинову, как мы собирали в войну 
в «фонд обороны». 

Март, 06 
СМИ Жамбылской области 
Собственный  корреспондент  газеты  «Время»  по  Жамбылской  области  Галина 

Выборнова обратилась с заявлением к администратору судов этой области К. Сагинтаеву 
по поводу нарушения прав журналистов на освещение открытых судебных процессов.

В  январе   судебный  пристав  не  допустил  на  открытый  судебный  процесс  по 
обвинению граждан Б.  Шермаханова,  В.  Саржанова  и  К.  Чифина  фотокорреспондента 
Азиза  Кушакова.  Когда  Г.  Выборнова  потребовала  у  судебного  пристава  назвать 
фамилию, он скрылся.

13  февраля  эти  же  судоисполнители  вновь  не  допустили  фотокорреспондента  на 
открытый уголовный процесс по этому же делу и даже пригрозили вызовом полиции. Уже 
после  окончания  судебного  заседания  судебный  пристав  стал  активно  препятствовать 

6



фотожурналисту  в  исполнении  его  профессиональный  обязанностей,  то  есть  пытался 
ладонью закрыть объектив фотоаппарата, не давая фотографировать. 

4  марта  судебный  пристав  силой  отобрал  у  фотокорреспондента  Щукиной 
фотоаппарат, когда она пыталась сделать снимки в фойе здания областного суда.

Март, 30
СМИ Жамбылской области
Собственные  корреспонденты  республиканских  изданий  и  главные  редакторы 

областных газет провели в г. Таразе пресс-конференцию. На ней они приняли Обращение 
к председателю Верховного суда РК Кайрату Мами.

«Последнее время в областном суде стали практиковаться унижающие человеческое 
достоинство  обыски  адвокатов,  правозащитников  и  журналистов  (причем,  особенно 
тщательному досмотру подвергаются женщины), которые проводят судебные приставы и 
охранники. Сам суд превратился в неприступную крепость для журналистов», - говорится 
в Обращении. В подтверждение приведены последние случаи, когда судебные приставы 
запрещали  журналистам  присутствовать  на  открытых  судебных  заседаниях, 
препятствовали выполнению профессиональных обязанностей. 

Любой  гражданин  имеет  право  беспрепятственно  присутствовать  на  любом 
открытом  судебном  процессе,  и  только  в  отношении  журналистов  введены 
дискриминационные  ограничения,  -  говорится  в  Обращении.  Согласно  «Правилам 
внутреннего  распорядка  Жамбылского  областного  суда»,  представители  СМИ 
допускаются в здание суда по предварительному согласованию с руководством суда, а по 
конкретным  делам  -  председательствующим  по  делу.  Журналисты  лишены  права 
проносить  в  здание  суда  аудио-,  видео-,  фотоаппаратуру,  сотовые  телефоны  и  др. 
электронные  и  технические  средства  без  согласования  с  руководством,  а  ведь  это  - 
неотъемлемая профессиональная принадлежность работников СМИ. 

С  просьбой  «вернуть  в  суды  области  принцип  гласности  судопроизводства  и 
уважения к представителям СМИ» к председателю Верховного суда обратились собкоры 
газет: «Экспресс К» - Гульжан Асанова, «Караван» - Индира Боташева, «Время» - Галина 
Выборнова,  «Казахстанская  правда»  -  Вячеслав  Лебедев,  редактор  газеты  «Южный 
экспресс» Сауле Сейдахметова и другие.

Март, 17
«Алма-Ата Инфо» (г. Алматы)
Журналисты  газеты  «Алма-Ата  Инфо»  обратились  к  казахстанской  и  мировой 

общественности с призывом поддержать их требование провести судебный процесс по 
делу главного редактора издания Рамазана Есергепова в открытом режиме. 

«Сейчас  сотрудники  КНБ  общими  усилиями,  используя  доступную  им  прессу, 
пренебрегая тайной следствия, пытаются дезинформировать граждан и стремятся во что 
бы то ни стало засекретить уголовное дело», - говорится в обращении.

Март, 16
СМИ Павлодарской области
Общественный фонд «Павлодарский центр поддержки региональной журналистики» 

предложил журналистам Павлодарской области объединиться и создать орган, который 
помогал  бы  отстаивать  интересы  масс-медиа  области.  По  мнению  директора 
общественного  фонда  Аскара  Шомшекова,  данное  объединение  поможет  разрешать 
многие спорные моменты, возникающие после публикаций и выхода сюжетов в эфир, не 
доводя дело до суда.  Также в планах организации - составление свода правил этического 
поведения журналистов.

II. НАРУШЕНИЯ ПРАВ СМИ И ЖУРНАЛИСТОВ

7



1. Нападения на журналистов

Март, 17
Азиз Мырзабаев, ТК «Отырар» (г. Шымкент)
В  ночь  с  16  на  17  марта  журналист  Шымкентского  телеканала  «Отырар»  Азиз 

Мырзабаев по заданию редакции участвовал в полицейском рейде. Во время рейда одна из 
машин без номеров была задержана и переправлена на штрафную стоянку. Там журналист 
продолжил свою работу.  Водитель и пассажиры задержанной автомашины потребовали 
прекратить съемку и стали угрожать Мырзабаеву. По свидетельству журналиста, они даже 
произвели несколько выстрелов в воздух из пистолета типа «оса». 

Когда Азиз Мырзабаев возвращался домой после окончания съемок, у подъезда его 
дома на  него  напали пятеро  неизвестных.  Вскоре  к ним присоединились,  подъехав  на 
автомашинах, еще десять человек. Они избили оператора и отобрали у него камеру. А. 
Мырзабаев получил ушибы и гематомы.

По мнению самого журналиста и заместителя директора ТОО «Собкор» (учредитель 
телеканала) Вячеслава Шварца, нападение вызвано желанием уничтожить сделанные во 
время полицейского рейда записи. 

Азиз  Мырзабаев  обратился  с  заявлением  в  полицию.  В  Энбекшинском  РОВД 
возбуждено уголовное дело. Одного из нападавших удалось оперативно задержать.

Утром  17  марта  в  Энбекшинский  РОВД Шымкента  неизвестный  человек  принес 
видеокамеру, которую накануне отобрали нападавшие на журналиста ТК «Отырар» Азиза 
Мурзабаева.  Человек  сообщил,  что  он  просто  таксист  и  его  попросили  передать 
видеокамеру.  Его  координаты  никто  не  спросил.  При  осмотре  оказалось,  что  в 
видеокамере нет кассеты, на которой была видеозапись ночного конфликта. 

Март, 20
Азиз Мурзабаев, ТК «Отырар» (г. Шымкент)
Прокурор  Энбекшинского  района  подписал  постановление  об  избрании  меры 

пресечения в отношении Даулета Дарменова, задержанного в ночь с 16 на 17 марта за 
нападение  и  избиение  журналиста  ТК  «Отырар»  Азиза  Мурзабаева.  Учитывая,  что 
задержанный из благополучной семьи, прокурор счел возможным избрать в отношении 
него подписку о невыезде. Уже на следующий день журналист обжаловал эти действия, 
считая,  что Дарменов может скрыться,  как  скрылись трое его подельников.  Их имена, 
фамилии  и  адреса  установлены,  однако  в  течение  трех  суток  задержать  их  так  и  не 
удалось. 

Март, 19
Ольга Щукина, «Время» (г. Тараз)
По предварительной договоренности с судьей суда № 2 г. Тараза фотокорреспондент 

газеты «Время» Ольга  Щукина  в  назначенное  время  пришла  в  суд,  где  должны были 
огласить приговор по делу бывшего директора дома престарелых и инвалидов № 2 Адиля 
Сегизбаева,  обвиняемого в  превышении должностных полномочий и хищении.  Однако 
охранник Байбосынов корреспондента на заседание не пропустил. 

После окончания заседания во дворе суда О. Щукина попыталась сфотографировать 
А.  Сегизбаева.  В  ответ  он  стал  делать  неприличные  жесты и  нецензурно  выражаться, 
затем бросился на журналиста,  пытаясь  вырвать  из  рук  фотоаппарат.  Журналист была 
вынуждена обратиться за помощью к окружающим. 

2. Незаконное задержание журналиста

Март, 03

8



Дмитрий Ройс, «Казахстан-1» (г. Петропавловск)
28 февраля в Петропавловске Управление по борьбе с международным терроризмом 

и религиозным экстремизмом департамента КНБ по СКО и Департамент внутренних дел 
области проводили антитеррористические учения. В ходе учений горожане, проходившие 
мимо Русского драматического театра, были задержаны.  В числе задержанных оказался 
оператор телеканала «Казахстан 1» Дмитрий Ройс, который, увидев рядом с телецентром 
полицейское  оцепление,  несколько  грузовиков  с  военнослужащими  и  полицейских  в 
бронежилетах, взял камеру и отправился снимать. 

Хотя  Дмитрий  Ройс  предъявил  комитетчикам  журналистское  удостоверение, 
освободили его только через полтора часа после вмешательства Департамента внутренней 
политики акимата области. 

Позже  начальник  Управления  по  борьбе  с  международным  терроризмом  и 
религиозным экстремизмом департамента КНБ по Северо-Казахстанской области Арман 
Жумабаев признал, что журналиста,  выяснив его личность, «несколько передержали» и 
готовы принести свои извинения.

3. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов

Март, 03
Сания Тойкен, радио «Азаттык» (г. Атырау)
3 марта в редакцию Радио «Азаттык» поступило письмо за подписью и.о. начальника 

ДВД Атырауской области Ж. Ульжабаева:
«Департамент  внутренних  дел  области  ознакомился  с  публикацией  «В  Атырау 

полицейский  отобрал  фотоаппарат  у  журналиста  радио  Азаттык»,  опубликованной  на 
сайте радио Азаттык.

Проверка показала, что инцидент действительно имело место. По данному факту в 
настоящее время проводится служебная проверка, о результатах которой, будет сообщено 
дополнительно. Вместе с тем,  корреспонденту радио Азаттык Сании Тойкен Департамент 
внутренних дел приносит свои извинения».

Напомним,  25  февраля  собкор  радио  «Азаттык»  Сания  Тойкен  стала  свидетелем 
того, как представители власти силой заводили в помещение активистов оппозиционной 
партии  «Алга».  Она  начала  фотографировать  эти  действия  полицейских.  Один  из 
сотрудников  полиции,  заметивший  это,  вырвал  цифровой  фотоаппарат  из  рук 
корреспондента.  Предъявив  удостоверение  корреспондента  радио  «Азаттык»  и 
аккредитационную карточку, выданную Министерством иностранных дел Казахстана, С. 
Тойкен попыталась убедить полицейских, чтобы они вернули ей фотоаппарат. Однако это 
ей не удалось. Позже фотоаппарат вернули, но без последних снимков. По словам Сании 
Тойкен, в фотоаппарате были удалены кадры, где сотрудники полиции применяют силу 
по отношению к представителям оппозиции. 

Март, 14 
Айнур Абдиева, ТК «ТВК» (г. Караганда) 
Корреспондент  телекомпании  «ТВК»  Айнур  Абдиева  вместе  с  телеоператором 

приехала  в  акимат  Октябрьского  района  Караганды  с  целью  выяснить,  как  будет 
предстоящим  летом  проводиться  ремонт  системы  отопления  в  жилом  секторе  этого 
района.  Но  охранник  Октябрьского  акимата  преградил  путь  съемочной  группе,  затем 
нецензурно  обругал  работников  телекомпании  и  пригрозил  разбить  видеокамеру 
оператора.  Заместитель  акима  Октябрьского  района  г-н  Мунтян  молча  наблюдал  за 
происходящим и не предпринял никаких действий, чтобы остановить разбушевавшегося 
охранника. Редакционное задание было сорвано.

Март, 19

9



Ирина Галушко, «Экспресс К» (г. Шымкент)
Зауре Мирзаходжаева, «Время» (г. Шымкент)
Собственный корреспондент газеты «Экспресс К» Ирина Галушко и  собственный 

корреспондент газеты «Время» Зауре Мирзаходжаева на следующий день после взрыва на 
складах  по  утилизации  боеприпасов  в  городе  Арыс  приехали  в  городскую  больницу, 
чтобы  встретится  с  пострадавшими  от  пожара.  Однако  в  учреждение  журналистов  не 
пустили, сославшись на особый запрет начальства. 

Март, 25
Анжела Нестеренко, ТК «Ирбис» (г. Павлодар)
При подготовке сюжета о заболеваемости населения гриппом журналист телеканала 

«Ирбис»  Анжела  Нестеренко  выяснила,  что  эпидемий  зимой  не  было,  а  были  только 
эпизодичные  случаи.  Анжела  Нестеренко  обратилась  в  управление  здравоохранения  с 
просьбой, чтобы врачи одной из больниц рассказали о таких фактах. Однако заместитель 
директора  областного  управления  здравоохранения  Мурат  Сулейменов  категорически 
запретил журналистам появляться на территории лечебных учреждений Павлодара.

4. Нарушения прав СМИ и журналистов на свободу слова и творчества

Март, 09
«Мегаполис» (г. Алматы)
Начальник  управления  по  обеспечению  деятельности  руководства  Национального 

банка  Александр  Терентьев  обвинил  газету  «Мегаполис»  в  том,  что  в  газете  «часто 
публикуется  недостоверная  и  непроверенная  информация,  касающаяся  деятельности 
Национального  банка».  По  его  мнению,  запрос  редакции  о  том,  кто  и  какие  суммы 
покупал 3 февраля на утренней,  дневной и вечерней сессиях  KASE, имеет негативный 
характер. А. Терентьев считает, что в запросе «сделана попытка обвинить Национальный 
банк в утечке информации… и  представить в качестве оправдывающегося». 

Март, 05
Ольга Воронько, газета «Время» (г. Павлодар)
Начальник управления сельского хозяйства Павлодарской области Бауржан Касенов 

позвонил Ольге Воронько и высказал возмущение тем, что она в своем материале неверно 
истолковала его фразу на пресс-конференции. Он настаивает, что не говорил о том, что 
строительство овощехранилищ нельзя доверять государству.

Меж  тем  О.Воронько  цитирует  слова  Б.Касенова  «нельзя  вешать  на  бюджет 
строительство овощехранилища, будет оно государственным. А кто будет работать, кто 
будет отвечать?»

Март, 12
Игорь Лунин, ТК «Отырар» (г. Шымкент)
Корреспондент  телеканала  «Отырар» Игорь  Лунин готовил сюжет по обращению 

телезрительницы. Та сообщила, что контролер  принес женщине письменное извещение, в 
котором значилось, что если она не погасит долг за тепло, то ей отключат свет. 

Уже на следующий день в редакцию приехали руководитель пресс-службы АО «3-
Энергоорталык» А. Подвиг и руководитель службы сбыта А. Душанов. Они не скрывали, 
что приехали к журналисту,  чтобы решить, как «сделать так, чтобы сюжет не вышел в 
эфир». 

Март, 18
СМИ Павлодарской области
На  заседании  городского  бюро  партии  Нур  Отан,  где  рассматривался  вопрос  об 

10



исключении из ее рядов депутата гормаслихата Сергея Тупицына, репортерам настойчиво 
посоветовали  воздержаться  от  «спонтанных  публикаций».  Народного  избранника, 
осужденного неделей ранее к двум годам лишения свободы за хулиганство, на заседании 
лишили партбилета за ряд нарушений этики. 

По мнению павлодарских журналистов, «решив отмежеваться от «паршивой овцы», 
бывшие  соратники  вспомнили  то,  о  чем  до  них  не  могли  докричаться  журналисты. 
Видимо, понимая это, члены бюро не горели желанием комментировать свое решение».

5.  Необоснованный отказ и нарушение сроков предоставления общественно 
значимой информации

Март, 03
Динара Тыржанова, «Курс» (г. Кокшетау)
Корреспондент  газеты  «Курс»  Динара  Тыржанова  обратилась  за  информацией  о 

пособиях для малоимущих слоев населения к заместителю начальника ГУ «Отдел труда, 
занятости  и  социальных  программ  г.  Кокшетау»  Инне  Адам.   Чиновница  отказалась 
предоставлять информацию, сославшись на запрет акима города Бахыта Сапарова давать 
СМИ  какие-либо  комментарии  или  предоставлять  информацию  без  предварительного 
согласования с его пресс-службой или непосредственно с ним.

Март, 03
Ирина Кирилюк, ИА «Казинформ» (г. Усть-Каменогорск)
Корреспондент  информационного  агентства  «Казинформ»  в  г.  Усть-Каменогорск 

Ирина Кирилюк обратилась  с  вопросами по поводу содержания  бродячих животных в 
вольерах  ТОО  «Бриллиант  Сити»,  занимающееся  отловом  таких  животных.  Однако  в 
офисе  ТОО  журналисту  сообщили,  что  директор  отказывается  с  ней  разговаривать,  и 
посоветовали обратиться в городской отдел жилищно-коммунального хозяйства.

Специалисты отдела ЖКХ также отказались отвечать на вопросы И. Кирилюк.

Март, 06 
«Звезда Прииртышья», «Обозрение недели» (г. Павлодар)
«Казахстан сегодня» (г. Павлодар)
Директор  школы  №  34  Юрий  Сипий  отказался  предоставлять  информацию 

журналистам о якобы имевшейся драке между преподавателем этого учебного заведения и 
учеником. Позже факт подтвердила полиция и отдел образования городского акимата.

Март, 18
Светлана Киселева, «Диапазон - Уральск» (г. Уральск)
Корреспондент   газеты  «Диапазон  -  Уральск»  Светлана  Киселева  обратилась  к 

директору  лицея  №  11  Ерсайыну  Сапарову  с  вопросами  по  поводу  драки,  в  которой 
ученик лицея зарезал своего одноклассника. Е. Сапаров со словами «Я не хочу и не буду с 
вами разговаривать», бросил трубку.

Март, 06
Ризабек Исабеков, «Караван» (г. Павлодар)
Аким  поселка  Ленинский  Павлодарской  области  Зубайра  Давжанова  отказалась 

отвечать  на  вопросы  собственного  корреспондента  газеты  «Караван»  по  поводу  того, 
почему  ремонт  уличного  туалета  в  местной  школе  обошелся  бюджету  почти  в  два 
миллиона тенге.

Март, 05
Гульнур Мукажанова, газета «Литер» (г. Павлодар)

11



Пресс-служба ДВД Павлодарской области отказалась предоставить корреспонденту 
газеты «Литер» Гульнур Мукажановой информацию о том,, почему руководство Южного 
ОВД (ЮОВД) Павлодара не  выплачивает  около 100 тысяч  тенге  скульптору,  который 
возвел обелиск в память о двух погибших полицейских.

Скульптор Абдулла Мурсагатов установил монумент на территории ЮОВД в мае 
2008  года.  Однако  полицейские,  обещав  выплатить  ему  за  работу  200  тысяч  тенге, 
рассчитались только наполовину. 

Март, 05
СМИ Алматы
5 марта группа активистов Коммунистической партии Казахстана провела мирную 

акцию  протеста  у  входа  в  акимат  Алматы.  Собравшиеся  намеревались  вручить  акиму 
города петицию с  требованием  отчетов  перед  населением по преодолению кризиса.  К 
участникам акции вышел сотрудник акимата.   На просьбу журналистов представиться, 
чиновник заявил: «Уходите! Я не буду  вам отвечать. Не мешайте!».  Попытки выяснить, 
кому будет направлена  петиция, ни к чему не привели.

Март, 06
Айнур Балакешова, радио «Азаттык» (Карагандинская область)
В начале  марта  в  медсанчасть  «Шахтер Испат-Кармет»,  занимающуюся  лечением 

шахтеров и населения, поступило письмо от администрации «Арселор Миттал Темиртау» 
о том, что с 1 апреля угольный департамент полностью разрывает договорные отношения 
с медсанчастью. 

Репортер  радио  «Азаттык»  Айнур  Балакешова  обратилась  в  администрацию 
«Арселор  Миттал  Темиртау»  с  просьбой  уточнить  информацию.  В  этом  журналисту 
отказали, посоветовав не вмешиваться во внутренние дела предприятия. 

Март, 10
Наталья Балашова, «Неделя СК» (г. Петропавловск)
Корреспондент  газеты  «Неделя  СК»  Наталья  Балашова   обратилась  в 

Государственный  центр  по  выплате  пособий  с  запросом  о  сумме  выплат  одиноким 
матерям и детям до года. По истечении двух недель, не дождавшись ответа, журналист 
обратилась  за  объяснениями  к  специалисту  центра.  Сотрудница,  сославшись  на 
отсутствие  указания  «сверху»,  посоветовала  обратиться  за  разрешением  к  начальнику 
отдела. 

В  госорганах  существует  запрет  на  общение  с  журналистами   без  разрешения 
начальства, и при отсутствии пресс-службы это становится непреодолимым препятствием 
для  своевременного  получения  информации.  Процесс  затягивается  настолько,  что 
информация становится неактуальной.

Март, 11 
Светлана Магай, «Авитрек-регион» (г. Караганда) 
Корреспондент  еженедельника  «Авитрек-регион»  Светлана  Магай  обратилась  в 

Центр занятости Карагандинской области с просьбой дать официальную информацию о 
количестве  безработных  в  регионе.  Однако  сотрудники  Центра  наотрез  отказались 
сообщать что-либо по этой теме.

Март, 12
Акмарал Майкузова, Руслан Абилов, ТК «Рика ТВ» (г. Актобе) 
Корреспондент  телекомпании  «Рика  ТВ»  Акмарал  Майкузова  обратилась  к 

руководству  финансовой  полиции  за  информацией.  Журналиста  интересовало, 
зафиксированы ли случаи, когда госслужащие дошкольных учреждений берут взятки за 

12



то, чтобы устроить ребенка в детский садик. А. Майкузовой получить информацию не 
удалось. 

Март, 12 
Алия Сыздыкова, ТК «АРТ» (г. Караганда) 
Редактор отдела новостей телекомпании «АРТ» Алия Сыздыкова в начале месяца 

отправила официальный запрос в Департамент дорожной полиции Караганды с просьбой 
разъяснить,  какие улицы будут  перекрываться во время приезда высоких должностных 
лиц (премьера, министров и т. д.). Ответ на  запрос до сих пор не получен. 

Март, 14 
Татьяна Спицына,  «Взгляд на события» (г. Караганда) 
Корреспондент  еженедельника  «Взгляд  на  события»  Татьяна  Спицына  отправила 

официальный  запрос  в  акимат  Карагандинской  области.  В  нем  она  просила  уточнить 
информацию о предстоящем ремонте автомобильных дорог в областном центре. Ответа 
она так  и  не  получила,  а  чиновники акимата  на  все  телефонные звонки Т.  Спицыной 
отвечают, что «информация по данному вопросу разглашению не подлежит».  

Март, 19
Тимофей Голев, ТК «Ирбис» (г. Павлодар) 
Корреспондент  телеканала  «Ирбис»  Тимофей  Голев  обратился  к  руководству 

областной водно-спасательной службы с вопросом,  почему более 90 сотрудников этой 
организации два месяца не получают заработную плату. Руководство водно-спасательной 
службы отвечать на вопросы журналиста отказалось.

Март, 19 
Айнур Балакешова, «Вечерняя газета» (г. Караганда) 
Криминальному обозревателю «Вечерней газеты» Айнур Балакешовой пресс-служба 

Департамента внутренних дел области отказала в предоставлении криминальных сводок 
за  истекшие  сутки.  Мотивация  была  такова:  «Вы  всегда  все  факты  передергиваете  и 
постоянно врете!». 

Март, 20
Кандидат  в  депутаты  маслихата  Алматы  журналист  Жанболат  Мамай  указал  на 

нарушения в ходе выборной кампании законодательства «О выборах». Он сообщил, что 
представители его штаба попытались выяснить, кто заседает в избирательных комиссиях 
по другим участкам. Имена членов избирательных комиссий были опубликованы в СМИ, 
но без указания должностей. И эту информацию им получить не удалось. 

Март, 20
Галина Вологодская, «Караван» (г. Усть-Каменогорск)
Собственный корреспондент газеты «Караван» по Восточно-Казахстанской области 

Галина  Вологодская  обратилась  в  ДВД  области,  чтобы  узнать  подробности  ДТП, 
произошедшего  во  время  визита  вице-премьера  РК  в  Восточный  Казахстан,  когда 
иномарка  столкнулась  с  шедшим  в  VIP-кортеже  автомобилем,  в  котором  находились 
журналисты.  В  иномарке,  ставшей  виновницей  аварии,  находился  заместитель  акима 
области. 

Однако полицейские факт ДТП подтвердить или опровергнуть отказались. 

Март, 25
«Время» (г. Алматы)

13



В середине февраля редакция газеты «Время» направила официальный запрос на имя 
акима  Мангистауской  области  Крымбека  Кушербаева  по  поводу  того,  что  Актауская 
прокуратура опротестовала решение акимата области о передаче части дна Каспийского 
моря в частную собственность. Ответ редакцией до сих пор не получен. 

Март, 30
Меруерт Шакенова, ТК  «Ирбис» (г. Павлодар)
На  рабочего  Павлодарского  ТОО  «KSP Steel»  Ерлана  Сальменова  упал 

металлический  ковш  весом  более  одной  тонны.  Он  был  помещен  в  реанимационное 
отделение областной больницы.

За информацией об инциденте журналист телекомпании «Ирбис» Меруерт Шакенова 
обратилась к руководству павлодарского ТОО «KSP Steel». Руководство ТОО отвечать на 
вопросы журналиста отказалось. 

6. Необоснованные ограничения в получении общественно значимой 
информации

Март, 24
Михаил Васильев, «Время» (г. Алматы)
20 марта  корреспондент  газеты «Время» Михаил Васильев обратился к министру 

туризма  и  спорта  РК  Темирхану  Досмухамбетову  с  вопросом,  почему  казахстанская 
сборная  по  биатлону  не  представляет  страну  на  заключительных  этапах  Кубка  мира. 
Министр пообещал разобраться в сложившейся ситуации.

24  марта  журналист  с  этим  же  вопросом  снова  обратился  к  Т.  Досмухамбетову. 
Министр туризма и спорта попросил 20 минут, чтобы разобраться в ситуации. Однако ни 
через 20 минут, ни через час журналист дозвониться до него не смог. 

Март, 16
Юлия Чернышова, «Добрый вечер» (г. Петропавловск)
Корреспондент газеты «Добрый вечер» Юлия Чернышова обратилась в Департамент 

госсанэпиднадзора с просьбой предоставить информацию  о проводимых мероприятиях 
по  обеспечению  населения  качественной  питьевой  водой,  в  частности,  по   очистке 
питьевой  воды.  Но  специалист  отказался  дать  информацию,  направив  Чернышову  к 
начальнику Департамента госсанэпиднадзора за разрешением на получение информации.

Март, 21
СМИ г. Караганды
Работники  акимата  города  Караганды  проводили  рейд  по  местным  магазинам  с 

целью  выяснить,  не  завышают  ли  предприниматели  цены  на  свою  продукцию.  На 
мероприятия были приглашены только государственные СМИ, частные же не были даже 
предупреждены о проводимой акции. 

Март, 28
Константин Козлов, «Литер» (г. Алматы)
Корреспондент газеты «Литер» Константин Козлов обратился в пресс-службу ТОО 

«Базис-А»  с  вопросом,  по  чьей  инициативе  было  решено  ликвидировать  котлован  на 
площади  Республики  в  Алматы.  В  пресс-службе  компании  от  прямого  ответа  ушли. 
Согласились только принять официальный письменный запрос, ответ на который обещали 
дать после согласования с вышестоящими инстанциями.

Март, 28
Ольга Горай, «Наша газета» (г. Костанай)

14



Корреспондент  «Нашей  газеты»  Ольга  Горай  обратилась  к  начальнику  отдела 
жилищно-коммунального хозяйства акимата г. Костаная Александр Маклюку с просьбой 
пояснить, почему выкорчевываются деревья на центральном проспекте города. Маклюк 
заявил, что общаться будет только посредством письменных запросов, и бросил трубку. 

На письменный запрос редакция получила ответ в срок, однако, без необходимых 
уточнений и подробностей. 

Март, 29 
Олеся Казановская, «Петропавловск КZ» (г. Петропавловск) 
Пресс-служба  акима  области  систематически  игнорирует  журналистов  газеты 

«Петропавловск КZ», не включает их в список рассылки пресс-релизов, не приглашает на 
проводимые  мероприятия,  поэтому   газета  лишена  возможности  довести  до  читателя 
общественно значимую информацию. В частности, корреспондент газеты «Петропавловск 
КZ» Олеся Казановская о кадровых перестановках в области  узнала только из Интернета.

Март, 31 
Ксения Кленская, сайт «Казахзерно» (Северо-Казахстанская область)
Корреспондент  сайта  «Казахзерно»  обратилась  в  пресс-службу  Министерства 

сельского  хозяйства  с  запросом.  Журналист  хотела  получить  информацию  об 
инвестиционных  проектах  в  области  сельского  хозяйства.  Запрос  был  отправлен  по 
электронной  почте.  Позвонив  в  пресс-службу,  К.  Кленская  узнала,  что  ее  запрос 
рассмотрят не раньше чем через месяц и что если у нее более пяти вопросов, сотрудники 
вправе не отвечать на них. Специалист пресс-службы также  попросила корреспондента 
обязательно  поставить  сайт  на  регистрационный  учет  в  Министерстве  информации  и 
культуры,  а  в  случае  невыполнения  данного  требования  она  не  будет  предоставлять 
информацию  «кому попало».

7. Предоставление ложных сведений СМИ (ст. 347 КоАП РК)

Март,25
Александр Баранов, «Городская неделя» (г. Павлодар)
Директор  автобусного  парка  №1  Сергей  Ватутин  предоставил  журналисту 

«Городской недели» Александру Баранову недостоверную информацию. Он сообщил, что 
«с  нового  года  во  всех  автобусах  есть  билеты.  Можете  не  платить,  если  вас  не 
обилечивают».

Меж  тем  от  журналиста,  проехавшего  в  нескольких  маршрутах,  кондукторы 
требовали деньги. При этом они сообщали, что «билетов у них нет и не было. Руководство 
парка нам их не выдает».

8. Приостановление средства массовой информации

Март, 18 
«Алма-Ата Инфо» (г. Алматы)
18  марта  апелляционная  инстанция  Алматинского  городского  суда  оставила  без 

изменения решение суда первой инстанции о приостановлении газеты «Алма-Ата Инфо». 
Таким образом, газета приостановлена на один месяц. 

Напомним, собственник и главный редактор газеты Рамазан Есергепов с 6 января 
2009 года находится под стражей. Против него возбуждено уголовное дело  по обвинению 
в  разглашении  государственных  секретов.  В  Медеуском  районном  суде  Алматы  в 
производстве  находится  дело  о  возмещении  морального  вреда  частному 
предпринимателю,  который  требует  с  газеты  «Алма-Ата  Инфо»  и  ее  автора  Асхата 
Бименбетова 100 млн. тенге.

15



9. Нарушение принципа гласности судебного процесса

Март, 04
Ольга Щукина, «Время» (г. Тараз)
Корреспондент  газеты  «Время»  в  г.  Тараз  Ольга  Щукина  должна  была 

фотографировать  открытое  судебное  заседание,  о  чем  получила  у  судьи  устное 
разрешение.  Но  сотрудник  управления  специализированной  службы  охраны  отказался 
запускать  журналиста  в  зал  суда.  Он  потребовал,  чтобы  она  оставила  фотоаппарат. 
Щукина отказалась, тогда он силой забрал фотоаппарат и положил к себе в тумбочку.

Март 12 
Все СМИ
12 марта  в  Алмалинском  районном  суде  Алматы состоялось  очередное  открытое 

слушание  по уголовному делу против Б.  Абилова,  А.  Кожахметова и  Т.  Тохтасынова, 
обвиняемых по ст. 363 УК РК – укрывательство тяжкого или особо тяжкого преступления. 
По  мнению  правоохранительных  органов,  лидеры  оппозиции  укрывали  Есентая  и 
Жумабая  Байсаковых,  которых  МВД  считает  заказчиками  убийства  в  2001  году 
павлодарского бизнесмена Бориса Костанова.

Перед  началом  заседания  в  течение  долгого  времени  между  ответчиками  и 
обвинителем шли дебаты по вопросу присутствия  представителей  СМИ в зале  суда  и 
разрешения  на  проведение  фото-  и  видеозаписи  процесса.  Участвовавший  в  процессе 
прокурор  А.Кирияк  был категорически против, адвокаты ответчиков настаивали на том, 
что поскольку процесс открытый, представители СМИ имеют право его освещать. 

В результате долгих споров судья Р.Ашкеева позволила журналистам остаться в зале 
суда и  делать необходимые записи.

Март, 24
Екатерина Назаренко, «Петропавловск КZ» (г. Петропавловск)
Юрий Бессмельцев, «Мегаполис» (г. Петропавловск)
Судья  Мамлютского  районного  суда  запретил  корреспонденту  газеты 

«Петропавловск  КZ»  Екатерине  Назаренко  производить  аудиозапись   процесса,  на 
котором рассматривался  трудовой спор о незаконном увольнении дизайнера районной 
газеты  «Знамя  труда».  Несмотря  на  то,  что  заседание  по  гражданскому  делу  было 
открытым, судья Л. Сафатова перед началом процесса вызвала журналиста в кабинет и 
попыталась  запретить  ей  присутствовать  на  заседании.  В  итоге  разрешение  было 
получено.

На первом заседании собственный корреспондент по Северо-Казахстанской области 
газеты «Мегаполис» Юрий Бессмельцев не смог добиться разрешения присутствовать на 
процессе, судебный пристав не впустил его.  

Март, 31
Маргарита Никитина, «Время» (г. Астана)
На заседании в городском суде Астаны по уголовному делу Евлоева-Тяна, которое 

было перенесено на 31 марта, судья Т. Нугманов лично подтвердил право журналистов на 
аудиозапись  и  фотосъемку.  31  марта  в  первой  половине  дня  корреспонденту  газеты 
«Время» Маргарите Никитиной удалось сделать  аудиозапись и фотосъемку. Но во второй 
половине приставы запретили фотосъемку, а Никитиной  угрожали разбить фотокамеру. 
Запрет исходил от приставов и помощника судьи.

10. Нарушения Закона «О языках»

16



Март, 19
СМИ Южно-Казахстанской области
18 марта журналисты местных и республиканских СМИ, готовящих публикации о 

вводе  новой  станции  «Казахтелекома»,  попросили  акима  района  Мухита  Али  дать 
интервью о телефонизации района. Рассказав о ситуации на казахском языке, Мухит Али 
отказался  дать интервью на русском языке,  заявив, что «у нас в районе все понимают 
государственный язык».

11. Нарушение правил аккредитации

Март, 22
Надежда Павлова, «Вечерняя Астана» (г. Астана)
Корреспондент  газеты  «Вечерняя  Астана»  Надежда  Павлова  направила  в  пресс-

службу МВД письмо с просьбой об ее аккредитации. Однако ответа  из пресс-службы не 
последовало.

III. КОНФЛИКТЫ. НАРУШЕНИЯ, ИНКРИМИНИРУЕМЫЕ СРЕДСТВАМ 
МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

1. Осуждение журналиста

Март, 13
Токберген Абиев, «Антикоррупционный вестник» (г. Астана)
11  марта  2009  года  Сары-Аркинский  районный  суд  г.  Астаны  вынес  приговор 

бывшему  редактору  газет  «Закон  и  правосудие»  и  «Антикоррупционный  вестник» 
Токбергену Абиеву. За злостное неисполнение решения суда о возмещении морального 
вреда он осужден на три года лишения свободы. 

За последний год это четвертый суд и третий приговор в отношении Т. Абиева. 
В мае 2008 года он был арестован, а затем осужден на три года с содержанием в 

колонии  общего  режима  за  дачу  взятки  должностному  лицу,  который  якобы  обещал 
взамен  предоставить  материалы,  компрометирующие  работников  судебных  органов. 
Следом по заявлению руководителя АО «Маман-Специалист» он был приговорен к 80 
часам общественных работ – за оскорбление чести и достоинства.  Третий процесс был 
гражданским. По иску Е. Манаева о защите чести и достоинства суд решил взыскать с Т. 
Абиева и собственника газеты «Закон и правосудие» ТОО «ATS.KZ» 5 миллионов тенге. 
За злостное неисполнение этого решения  Токберген Абиев и получил второй срок,  не 
отбыв первый. 

2. Обвинения в клевете (ст. 129 УК РК)

Март, 04
Виктор Мирошниченко, «Время» (Северо-Казахстанская область) 
В  апелляционной  судебной  инстанции  находится  дело  по  обвинению  в  клевете 

собкора  газеты  «Время»  по  Северо-Казахстанской  области  Виктора  Мирошниченко. 
Заявителем выступил заместитель начальника ДВД этой же области Сарсенбай Давлетов.

6  февраля  2009  года  Петропавловский  городской  суд  по  первой  инстанции  уже 
вынес приговор по этому делу. Судья Жолдасова признала журналиста виновным по ч. 2 
ст. 129 ч.2 УК РК – «Клевета, содержащаяся в публичном выступлении либо в публично 
демонстрирующемся  произведении,  либо  в  средствах  массовой  информации»  -  и 
приговорила В. Мирошниченко к штрафу в размере 200 месячных показателей (254 600 
тенге). Кроме того, в качестве возмещения морального вреда редакция газеты «Время» и 

17



В.  Мирошниченко  должны выплатить  полицейскому в  солидарном порядке  100 тысяч 
тенге. 

Поводом  для  уголовного  судопроизводства  послужила  статья  «Крыша  для 
полковника», опубликованная в газете «Время» 10 июля 2008 года. В ней говорилось о 
поборах  среди  сотрудников  полиции,  которые  имели  место  в  Северо-Казахстанской 
области.

Одним из источников информации для статьи была квартирная хозяйка, которая в 
ходе  судебного  разбирательства  отказалась  от  своих  слов  и  обвинила  журналиста  в 
клевете. Давлетов в поддержку своих обвинений пригласил на суд свидетелей, которые  
неожиданно подтвердили все, что написано в статье В. Мирошниченко. Тем не менее, суд 
первой инстанции вынес обвинительный приговор. 

Март, 25
Дарменбай  Шарип,  «Панорама  Шымкента»  -  «Шымкент  келбетi»  (Южно-

Казахстанская область)
25  марта  судья  Аль-фарабийского  суда  Шымкента  Шара  Бисембиева  начала 

рассмотрение  уголовного  дела  по  обвинению  в  клевете  и  оскорблении  бывшего 
начальника  отдела  внутренней  политики  акимата  Шымкента  Мухтара  Мухамбетжана. 
Дело  возбужденно  по  заявлению  редактора  городских  газет  «Панорама  Шымкента»  - 
«Шымкент келбетi» Дарменбая Шарипа, считающего,  что ответчик оклеветал его, назвав 
публично вором и мошенником. Истец требует в качестве возмещения морального вреда 
десять миллионов тенге. 

Март, 26
«Время» (Алматинская область)
В  газету  «Время»  обратилась  жительница  Талдыкоргана  Эльмира  Онгарова.  Она 

рассказала,  что  владелица  одной  из  талдыкорганских  фирм  Сауле  Джаксекельдинова 
нелегально вывезла 12 несовершеннолетних детей в Китай, якобы для обучения в филиале 
британского  университета.  Однако,  по  словам  Э.  Онгаровой,  вместо  наук  подростки 
постигали  азы  сексуальных  услуг.  Об  этом  14  марта  в  газете  «Время»  вышла  статья 
Тохнияза Кучукова и Марины Бондаренко «Узники поднебесной».

Организатор  учебных  туров  Сауле  Джаксекельдинова  считает,  что  статья  стала 
причиной  скандала.  После  ее  публикации  двенадцать  студентов  срочно  прервали 
обучение  в  Китае  и  вернулись  на  родину:  их  вызвали  в  качестве  свидетелей  местные 
полицейские.  Все обвинения в свой адрес С. Джаксекельдинова считает клеветой. 

3. Обвинение в присвоении денежных средств СМИ

Март, 04
«Панорама Шымкента» - «Шымкент келбетi» (Южно-Казахстанская область)
2  марта  следователь  финансовой  полиции  Южно-Казахстанской  области  старший 

лейтенант  Спанов  на  основании  результатов  проверки  бухгалтерии  редакции  газет 
«Панорама  Шымкента»  -  «Шымкент  келбетi»  подписал  постановление  о  возбуждении 
уголовного  дела  по  факту  присвоения  денег  и  растраты.  Оказалось,  что  в  кассу  не 
оприходованы 1 миллион 42 тысячи 346 тенге за подписку на газеты на первое полугодие. 
Проверка  была  проведена  по  заявлению  начальника  отдела  внутренней  политики 
городского акимата Мухтара Мухамбетжана. 

4  марта  следователь  финансовой  полиции  капитан  К.  Мамек  подписал 
постановление  о  производстве  выемки  документов  в  редакции   городских  газет.  Для 
полного и объективного расследования уголовного дела, возбужденного 4 марта, возникла 
необходимость  выемки личного  дела  Светланы Люковой,  занимающейся  подпиской,  и 
договора о материальной ответственности главного бухгалтера Б. Жанабаева. В настоящее 

18



время С. Люкова объявлена в розыск. 

4. Требования о защите чести, достоинства и деловой репутации, вытекающие 
из публикации определенных сведений

Март, 04 
ТК «МТКР», «Добрый вечер» (г. Петропавловск)
«Колос» (Аккаинский район Северо-Казахстанской области)
Аким Власовского сельского округа Аккаинского района В. Расстегаев обратился в 

петропавловский  общественный  фонд  «Адил  Арка»  с  жалобой  на  муниципальный 
телерадиоканал (МТРК), газеты «Добрый вечер» и «Колос» Аккаийнского района. В этих 
изданиях  была  опубликована  информация  о  его  увольнении  с  занимаемой  должности, 
якобы,   за  допущенные  нарушения.  Аким  с  данными  публикациями   не  согласен  и 
обвинил СМИ  распространении информации, не соответствующей действительности. 

Как  выяснили  сотрудники  общественного  фонда  «Адил  Арка»,  публикации  были 
подготовлены  по  материалам  пресс-релиза  секретариата  Дисциплинарного  совета  при 
акимате Северо-Казахстанской области. 

Март, 10
 «Атырау» (Атырауская область)
В газете «Атырау» было опубликовано письмо девяти прихожан мечети «Имангали», 

в  котором  они  писали  о  том,  что  главный  имам  Атырауской  области  Казыбек  кажы 
Ахметов якобы нарушает религиозные уставы (не молится со всеми), имеет любовницу и 
заразил одну из девушек венерической болезнью. После выхода материала в редакцию 
обратился  имам  Казыбек  кажы  Ахметов.  Он  потребовал  напечатать  опровержение 
сведений, порочащих его честное имя. 

Позже газета опровержение опубликовала.   

Март, 10
Артем Петров, «Новый вестник» (г. Караганда)
10  марта  в  суд  района  им.  Казыбек  би  г.  Караганды  обратился  старший  тренер 

хоккейного клуба «Сарыарка» Олег Болякин с иском к редакции газеты «Новый вестник» 
и корреспонденту Артему Петрову о защите чести, достоинства и деловой репутации и 
возмещении причиненного вреда. 

Поводом  для  иска  послужила  статья  Артема  Петрова  «Хоккейная  неразбериха», 
опубликованная  в  газете  «Новый  вестник»  21  января.   Статья  описывала  ситуацию, 
которая сложилась в отношении О. Болякина.

О.  Болякин  посчитал,  что  опубликованные  сведения  не  соответствуют 
действительности,  порочат   его  честь,   достоинство  и  деловую  репутацию.  В  составе 
исковых  требований  -  обязать  журналиста  публично  принести  извинения,  напечатать 
опровержение  в  газете  «Новый  вестник»,  обязать  редакцию  газеты  «Новый  вестник» 
бесплатно  опубликовать  опровержение.  Также  О.  Болякин  потребовал  взыскать  с  А. 
Петрова  500  000  тенге  в  возмещение  морального  вреда  и  466 667  тенге  –  сумму 
материального вреда. 

Март, 12
Артем Петров, «Новый вестник» (г. Караганда) 
Старший  тренер  хоккейного  клуба  «Сарыарка»  Олег  Болякин  подал  иск  в 

Казыбекбийский районный суд Караганды на спортивного обозревателя газеты «Новый 
вестник» Артема Петрова и редакцию газеты «Новый вестник». Он требует взыскать с 
журналиста  в  свою пользу  один миллион тенге  за  то,  что  он  якобы нанес  ущерб  его 

19



деловой репутации.  Поводом  к  обращению  в  суд  послужило  то,  что  Артем  Петров  в 
материале  под названием «Все хОКкей», опубликованной в газете «Новый вестник» 4 
февраля,  указал,  что старший тренер ХК «Сарыарка» находится  на больничном. Истец 
утверждает,  что он был в это время в отпуске  без  содержания.  Несмотря на то,  что в 
следующем номере газета опубликовала уточнение по данному факту, Олег Болякин иск 
не отзывает и по-прежнему настаивает на возмещении ущерба.

Март, 11
«Курс» (г. Кокшетау)
Газета «Курс» 18 декабря 2008 года опубликовала отклик директора детского сада 

им. Гагарина Айгуль Амировой на критику в свой адрес. В нем, в частности, упоминалось, 
что главный медицинский специалист дошкольного учреждения Тамара Бузина является 
родственницей  заместителя  начальника  отдела  образования  Кокшетау  Екатерины 
Бузиной, что позволяет им действовать по своему усмотрению.

11  марта  Кокшетауский  городской  суд  рассмотрел  иск  заместителя  начальника 
Кокшетауского городского отдела образования Екатерины Бузиной к Айгуль Амировой и 
газете  «Курс»  о  защите  чести  и  достоинства  и  возмещении  морального  ущерба.  В 
частности, с газеты Е. Бузина затребовала в возмещение морального вреда 1 млн. тенге.

В ходе судебного заседания редактор газеты «Курс» Марина Рыбалко убедила суд и 
истца,  что  не  была  пройдена  досудебная  процедура:  истица  не  предоставила  текст 
опровержения, которое требовала опубликовать.

Март, 11
 «Городская неделя» (г. Павлодар)
После выхода публикаций «В мышеловку завезли бесплатный сыр?» и «Все ответы 

только  у  Бога»  в  газете  «Городская  неделя»,  в  редакцию  поступило  письмо  от  АО 
«Павлодарэнергосервис» (ПЭС). 

Энергетическая  компания  в  своем  письме  назвала  не  соответствующими 
действительности  утверждения,  опубликованные  в  этих  материалах.  В  частности,  АО 
«ПЭС»  считает,  что  издание  распространило  неверные  утверждения  о  замене 
трансформаторов на менее мощные, об увеличении нагрузок на электросети в десять раз 
(по  данным  АО,  в  десятки  раз)  и  о  том,  что  АО  препятствует  подключениям  к 
энергоснабжению 25 домов в пригородном селе Павлодарское.

Газета «Городская неделя» опубликовала комментарий-опровержение акционерного 
общества.

Март, 11
«Атырау» (Атырауская область)
11  марта  на  специальном  брифинге  начальник  юридического  отдела 

государственного учреждения «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ» 
Гаухар  Куанбаева  заявила,  что  их  ведомство  намеревается  подать  иск  против  газеты 
«Атырау»  по  поводу  публикации  недостоверных  сведений,  касающихся 
профессиональной деятельности  этого учреждения.  Речь  идет  о  статье  от 5 марта,  где 
говорилось о том, что пожарные расчеты прибыли на место пожара через полчаса после 
сигнала на пульт дежурного «01», причем,  с  пустыми емкостями.  В результате   семья 
лишилась крова, а грудного ребенка из горящего дома вынесли соседи. Автором статьи, 
как  выяснилось  позже,  была  журналистка-практикантка.  Пожарные  предоставили 
редакции  все  служебные  документы,  вплоть  до  журнала  диспетчеров,  куда  заносится 
время получения сигнала о пожаре, а также время прибытия пожарных, локализации и 
ликвидации огня и даже все переговоры с боевыми расчетами.  По мнению пожарных, 
нарушений с их стороны не было. 

20



Ситуацию пытаются уладить опровержением, которое пока не было опубликовано.

Март, 13
Радио «Азаттык» (г. Алматы)
13 марта в Алматы следователь МВД РК по особо важным делам Гаши Машанло и 

руководитель пресс-службы МВД РК Багдат Коджахметов встретились с журналистами. 
Поводом  для  пресс-конференции  стала,  по  словам  ее  спикеров,  ошибка  в  интервью, 
которое Г. Машанло дал по телефону репортеру радио «Азаттык». В интервью репортер 
спрашивал, будут ли председатель КНБ Амангельды Шабдарбаев и бывший руководитель 
администрации президента Адильбек Джаксыбеков привлекаться к следствию в связи с 
обвинениями  в  их  адрес  со  стороны  бывших  руководителей  КНБ  Рахата  Алиева  и 
Альнура Мусаева.

По  словам  Багдата  Коджахметова,  в  опубликованном  10  марта  на  сайте  радио 
«Азаттык»  интервью  было  допущено  несколько  неточностей:  были  вписаны  слова, 
которые  Машанло  не  произносил.   По  этому  поводу  МВД  РК  предъявило  претензии 
директору  радио  Едиге  Магауину.  Он  принес  официальные  извинения,  и  текст 
публикации на сайте радио был исправлен.

В свою очередь, главный редактор казахской службы радио «Азаттык» и веб-сайта 
Амангельды Кеншиликулы,  комментируя  это событие корреспонденту газеты «Время», 
сказал  следующее:  «…При  расшифровке  интервью  была  допущена  стилистическая 
неточность: вместо местоимения «они» в словах Машанло в текст интервью попали имена 
Амангельды Шабдарбаев и Адильбек Джаксыбеков. В процессе же интервью полковник 
никого не называл по именам, а употреблял местоимения «они». 

Март, 17
«Свобода слова» (г. Алматы)
26  января  в  Павлодарский  городской  суд  с  исковым  заявлением  к  Вячеславу 

Жданову  и  редакции  газеты  «Свобода  слова»  о  защите  чести,  достоинства,  деловой 
репутации и взыскании морального вреда обратился Руслан Матиев. 

Поводом  для  иска  послужила  статья  «Зловещее  слово  «полицейский», 
опубликованная в газете «Свобода слова» 11 января 2007 года. В статье были приведены 
выдержки  из  письма  предпринимателя  из  Павлодара  В.  Жданова.  Против  него  было 
заведено уголовное дело по ДТП, в котором пострадали сестра и ребенок Матиева.  В. 
Жданов  приводил  доказательства  своей  невиновности  и  сообщал,  что  свидетели  ДТП 
находились в то время в зависимости от Р. Матиева. 

Р.  Матиев  считает,  что  редакция  допустила  распространение  сведений,  не 
соответствующих  действительности,  опорочив  этим его  честь,  достоинство  и  деловую 
репутацию. Он потребовал взыскать с В. Жданова  и редакции газеты «Свобода слова» 
моральный вред в один миллион тенге, а также опубликовать опровержение касающихся 
его недостоверных сведений. 

Редакция  обратилась  за  лингвистической  экспертизой  в  Общественный  центр 
экспертиз  по  информационным  спорам  при  Международном  Фонде  защиты  свободы 
слова «Адил соз».

Судебное заседание назначено на апрель.

Март, 20
Василий Шупейкин, «Вечерний Алматы» (г. Алматы)
В  начале  марта  в  редакцию  газеты  «Вечерний  Алматы»  пришло  письмо  от 

жительницы одного из домов по улице Розыбакиева И. Скударновой. Она рассказала, что 
КСК  «Сабина»,  к  которому  относится  дом,  с  2004  года  отказывается  ремонтировать 
крышу,  в  результате  чего  из-за  регулярных  потопов  ее  квартира  пережила  несколько 
ремонтов, а из-за постоянной сырости на потолке появился  плесневый грибок. 

21



По  этому  поводу  журналист  газеты  «Вечерний  Алматы»  Василий  Шупейкин 
попытался встретиться с председателем КСК «Сабина» Л. Бердышевой, но ее на месте не 
оказалось.  По  номерам  телефонов,  оставленным  В.  Шупейкиным  в  КСК,  никто  не 
перезвонил. 

14 марта в газете «Вечерний Алматы» вышла статья «Готовьте тазы и ведра!».  После 
ее опубликования редакция получила претензию от правления ПКСК «Сабина». Члены 
правления  КСК  считают,  что  журналист  опубликовал  позорящий  их  материал,  не 
разобравшись в ситуации. Они потребовали опровержения и восстановления чести ПКСК 
«Сабина».

Март, 30
Лев Гузиков, Азамат Майтанов, «Ак Жайык» (г. Атырау)
26 февраля  в  газете  «Ак Жайык» в  материале  «Раскол  в  атырауском  финполе-2» 

было опубликовано анонимное письмо, якобы, от группы сотрудников Департамента по 
борьбе  с  экономической  и  коррупционной  преступностью  по  Атырауской  области.  В 
письме авторы выражали недовольство кадровой политикой.  

30 марта в редакцию «Ак Жайык» обратился сотрудник финполиции К. Аметкулов с 
просьбой опровергнуть  некоторые  данные,  опубликованные  в  материале.  В частности, 
сотрудники ДБЭКП написали, что исполняющим обязанности начальника межрайонного 
отдела финансовой полиции стал уроженец одной из южных областей Аметкулов К.А. На 
самом  деле  Аметкулов  К.А.  является  уроженцем  с.  Рузаевка  Кокчетавской  (ныне  – 
Северо-Казахстанской) области.

Редакция согласилась и опубликовала опровержение в ближайшем номере.  Позже 
выяснилось,  что  еще  22-го  марта  г-н  К.  Аметкулов  подал  иск  в  суд  с  требованием 
опубликовать опровержение. 

После выхода опровержения К. Аметкулов вновь обратился в редакцию с просьбой 
предоставить ему до 7 апреля письмо на официальном бланке, сказав, что  таково было 
требование  судьи,  пытающегося  разрешить  спор в  досудебном порядке.  Однако о  чем 
должно быть письмо, он сказать затруднился. 

Редакция  в  предоставлении  письма  отказала,  поскольку  опровержение  было 
опубликовано.

Март, 30
«Мегаполис» (г. Алматы)
21 марта в газете «Мегаполис» была опубликована статья «Самкины дети». В ней 

журналист,  ссылаясь  на  список,  опубликованный  Казахстанской  фондовой  биржей, 
рассказывал  о  команде  руководителей  Фонда  национального  благосостояния  «Самрук-
Казына».

После выхода статьи редакция получила письмо за подписью первого заместителя 
председателя  правления  социально-предпринимательской  корпорации  «Каспий»  Т. 
Каримова.  Он  пишет,  что  сведения  о  том,  что  «Болат  Палымбетов  одновременно  и 
управляющий  директор  ФНБ  «Самрук-Казына»,  и  президент  социально-
предпринимательской  корпорации  «Каспий»,  не  соответствуют  действительности  и 
просит опубликовать опровержение.

 В  свою  очередь,  редакция  утверждает,  что  эти  «несоответствующие 
действительности  сведения»  были  взяты  из  официального  Инвестиционного 
меморандума, предоставленного ФНБ «Самрук-Казына» Казахстанской фондовой бирже и 
размещенного на веб-сайте биржи. 

Март, 04
Дмитрий Матвеев, «Эврика» (г. Актобе)
В конце февраля в актюбинской газете «Эврика» вышла статья Дмитрия Матвеева 

22



«Верующие  просят  помощи у  патриарха».  Речь  в  ней  шла  о  том,  что  трое  прихожан 
отправили  главе  Русской  православной  церкви  телеграмму,  в  которой  просили  Его 
Святейшество избавить епархию от протоиерея Иоанна Бизияна, погрязшего, по мнению 
авторов телеграммы, в грехе содомии, и его покровителя архиепископа Антония. 

По  этому  поводу  протоиерей  Иоанн  Бизиян  сообщил  собкору  газеты  «Время» 
Акмарал Майковой, что у Д. Матвеева, осветившего событие,  есть срок до мая: «Владыка 
своей пастырской мудростью дает ему время подумать и раскаяться. То есть пусть он даст 
хотя бы уточнение к своей информации, а если этого не будет, его ждет отлучение!».

5. Требования и иски о защите чести, достоинства и деловой репутации, 
вытекающие из публикации мнений, убеждений и оценочных суждений

Март, 14
Динара Тыржанова, «Курс» (г. Кокшетау)
Начальник департамента статистики Акмолинской области Ермек Мусина направила 

акиму  области  Альберту  Рау  письмо,  в  котором  выражала  негодование  по  поводу 
опубликованной 5 марта в газете «Курс» заметки корреспондента Динары Тыржановой 
«Дурацкие  вопросы».  По  мнению  Е.  Мусиной,  заметка  критикует  государственную 
программу национальной переписи.

Ранее Ермек Мусина звонила в редакцию и требовала объяснений, почему в заметке 
использованы слова специалиста Ризагуль Искаковой, которая и сказала журналисту, что 
«некоторые  вопросы  действительно  звучат  глупо».  По  словам  Ермек  Мусиной,  к  ее 
сотруднице журналист не обращалась, и сама Р. Искакова ничего не говорила.

Март, 19
Асхат Бименбетов, «Алма-Ата Инфо» (г. Алматы)
19 марта в Медеуском районном суде Алматы состоялось заключительное заседание 

по  иску   предпринимателя  Валерия  Алефиренко  к  газете  «Алма-Ата  Инфо»  и 
внештатному корреспонденту Асхату Бименбетову. 

Поводом для иска послужила статья журналиста Асхата Бименбетова   «Финполиция 
помогает делать деньги из воздуха»,  опубликованная в газете 5 сентября 2008 года.  В. 
Алефиренко, один из персонажей публикации, счел, что статья нанесла ущерб деловой 
репутации его предприятия. Он оценил нанесенный моральный ущерб в 100 миллионов 
тенге.  Кроме  того,  предприниматель  потребовал  от  газеты  публичного  извинения  и 
публикации опровержения.

В  свою  очередь,  экспертиза,  проведенная  специалистами  Общественного  центра 
экспертиз  по  информационным  спорам  при  Международном  Фонде  защиты  свободы 
слова «Адил соз», не выявила каких-либо порочащих сведений в адрес персонажей. 

19 марта судья Медеуского районного суда Венера Токтарбаева вынесла решение о 
том,  что ответчики должны выплатить   В.  Алефиренко 150 тысяч тенге  с  взысканием 
госпошлины в размере 1 910 тенге  и опубликовать опровержение.  Требование истца о 
публичном извинении журналиста и газеты суд не удовлетворил.

Обе  стороны  не  удовлетворены  решением  суда.  Истец  –  недостаточной  суммой 
возмещения вреда и отказом в публичном извинении, а ответчик тем, что суд признал его 
виновность. Они намерены обжаловать решение в городском суде.

Кроме того, Асхат Бименбетов намерен подать встречный иск к В. Алефиренко.

Март, 20
ТОО «Алем пресс» (г. Караганда)
20  марта  коллегия  по  гражданским  делам  Карагандинского  областного  суда  

рассмотрела апелляционные жалобы ТОО «Алем пресс» и ТОО «Эксклюзив Сервис»  на 

23



решение  Карагандинского  межрайонного  экономического  суда  и  удовлетворила  их.  В 
частности, была  изменена сумма ущерба с двух млн. тенге до 15 тысяч тенге. 

Напомним, что в январе этого года  межрайонный экономический суд  рассмотрел по 
первой инстанции дело по иску двух частных фирм – ТОО «Техникс» и ТРЦ «City Mal» - 
к бывшей владелице газеты «Взгляд», директору ТОО «Алем Пресс» Канат Алпысовой о 
защите  деловой  репутации.  Поводом  для  иска  послужила  статья  «Сундук»  в  центре 
города», опубликованная в газете «Взгляд» 26 марта 2008 года. В заметке автор выразил 
мнение об архитектурном решении здания торгово-развлекательного центра «City Mal», 
который  карагандинцы называют «сундуком». Претензия судебного иска состояла в том, 
что автор заметки в оскорбительном тоне использовал фамилию одного из руководителей  
ТРЦ  «City  Mal»,  Олега  Сундуковского.  Тогда  межрайонный  экономический  суд 
Караганды  вынес  решение,  обязывающее  газету  выплатить  истцам  2  млн.  тенге  и 
опубликовать  опровержение  в  областной  газете  «Индустриальная  Караганда»  (выпуск 
газеты «Взгляд» приостановлен с 1 января этого года).    

Любопытно, что летом 2008 года те же претензии предъявлял газете «Взгляд» сам 
директор  комплекса  «City  Mal»  Олег  Сундуковский.  Тогда  судья  Макашева  вынесла 
заочное решение, обязав редакцию выплатить истцу один миллион тенге. Позже оно было 
отменено. 

Март, 20
«Устинка плюс» (г. Усть-Каменогорск)
В  марте  ГУ  «Войсковая  часть  5518»  Внутренних  войск  МВД  РК  обратилось  в 

Специализированный межрайонный экономический суд  г. Усть-Каменогорска с иском к 
ТОО «Редакция газеты «Устинка плюс» о защите репутации Внутренних войск МВД РК и 
ГУ «Воинская часть 5518». 

Поводом к иску послужила статья Ольги Ушаковой «Страшней бытового сифилиса», 
напечатанная  22  января  в  газете  «Устинка  плюс».  В  материале  были  опубликованы 
результаты опроса, проведенного Ассоциацией социологов и политологов по заказу НДП 
«Нур Отан» с целью диагностики казахстанской бытовой коррупции в государственных 
структурах  и  учреждениях.  Статья  была  проиллюстрирована  фотографиями 
представителей разных профессий. На одной из фотографий, по утверждению истца, были 
изображены военнослужащие, проходящие в настоящее время действительную воинскую 
службу в воинской части 5518, которые никакого отношения к описанным проявлениям 
коррупции не имеют. 

В  составе  исковых  требований  –  обязать  редакцию  опубликовать  опровержение 
сведений, порочащих честь,  достоинство и деловую репутацию ВВ МВД РК, воинской 
части 5518, а также взыскать с ответчика моральный вред в размере 500 000 тенге.

6. Требование о защите права на собственное изображение (ст. 145 ГК РК)

Март 25
Виктор Мирошниченко, «Время» (Северо-Казахстанская область)
25 марта суд № 2 Петропавловска удовлетворил иск адвоката С. Арапова к газете 

«Время»  и  корреспонденту  по  Северо-Казахстанской  области  В.  Мирошниченко  о 
признании незаконными действий ответчиков по опубликованию и распространению его 
фотографии. 

Поводом  к  иску  послужила  серия  статей,  опубликованных  в  газете  «Время»  - 
«Фиговое правосудие» и «Чем фига ваша отзовется?», «Следите за руками», где в качестве 
иллюстрации была использована фотография С. Арапова, сделанная на процессе по делу 
братьев Бековых пресс службой ДВД области. На фотографии истец изображен в момент, 
когда он сделал неприличный жест в адрес полицейских (показал кукиш). Представители 
ДВД этот  момент  зафиксировали  на  видеокамеру.  Стоп-кадры служебной  видеозаписи 

24



процесса были разосланы пресс-службой ДВД СКО всем СМИ, многие использовали эти 
снимки  при  написании  материалов.  Фото  были  размещены  в  ряде  местных  СМИ,  но 
Арапов подал иск только на газету «Время» и Виктора Мирошниченко. 

Первоначально С. Арапов просил взыскать с ответчиков в возмещение морального 
вреда  100  тысяч  тенге  в  солидарном  порядке.  Позже,  5  марта  истец  увеличил  размер 
морального вреда до 150 тысяч тенге.

Данное  требование  суд  удовлетворил.  Судья  Жумадилова  заявила,  что  суд  давал 
разрешение не  газете  «Время»,  а  пресс-службе.  Кроме того,  разрешение  было дано на 
съемку, а не на публикацию.  Журналистам она  посоветовала при производстве съемок 
получать  письменное  разрешение  у  каждого  человека,  который может попасть  в  кадр, 
чтобы не нарушить требования статьи 145 гражданского кодекса.  

В  части  исковых  требований  о  запрете  опубликования  и  распространения 
изображения  С.  Арапова  суд  отказал,  поскольку  в  судебном  заседании  из  пояснений 
ответчиков  следует,  что  после  обращения  С.  Арапова  публикация  его  фотографии 
прекращена, и данные обстоятельства истец не оспаривает. 

Решение суда обжалуется в Северо-Казахстанском областном суде.

7. Обвинения в непредставлении контрольных экземпляров СМИ (ст. 348 КоАП 
РК)

Март, 24
ТОО «Tamga Media», «Мебель Алматы» (г. Алматы)
На  сайте  городской  прокуратуры  Алматы  объявлено  о  привлечении  к 

административной  ответственности  собственников  издания  ТОО  «Tamga  Media»  и 
журнала «Мебель Алматы».

Как  сообщает  прокуратура  Алматы,  этими  изданиями  не  выполнены  требования 
части 1 ст.  348 КоАП РК о предоставлении обязательных контрольных экземпляров в 
Национальную  государственную  книжную  палату  РК,   Национальную  библиотеку, 
библиотеку Парламента Республики Казахстан, и в уполномоченный орган.

Прокуратура  внесла  представление  об  устранении   недопущении  нарушений 
законности и возбуждении административного производства по вышеуказанным статьям. 

8. Нарушение порядка объявления выходных данных (ст. 350 КоАП РК)

Март, 30
Галина Дырдина, «Фокус - Факты. Оценки. Комментарии» (г. Алматы)
Бостандыкский  административный  суд  г.  Алматы  вынес  постановление  по 

административному  делу  главного  редактора  новой  еженедельной  республиканской 
газеты «Фокус - Факты. Оценки. Комментарии» Галины Дырдиной. Суд наложил штраф в 
размере  5  МРП.  Конфисковать  первый  тираж  газеты  суд  признал  невозможным, 
поскольку тот уже распространен. 

Напомним, Галина Дырдина была привлечена к административной ответственности 
по статье 350 КоАП - «Нарушение порядка объявления выходных данных». 

Правонарушение  состояло в  том,  что  в  выходных данных первого номера  газеты 
была  допущена  опечатка:  «№  1  от  24  декабря»  вместо  «29  декабря».  Парадокс,  но 
законопослушный  редактор,  обнаружив  опечатку,  сама  проинформировала  о  ней 
Министерство культуры и информации.

Из  министерства  пришло  распоряжение  в  отдел  внутренней  политики   акимата 
Алматы  с  требованием  составить  протокол  о  данном  правонарушении  и  передать 
материалы в Бостандыкский административный суд.

Санкциями  статьи  350  КоАП  предусматривается   штраф  в  размере  до  двадцати 
месячных расчетных показателей  с конфискацией  тиража продукции средств  массовой 

25



информации. 

9. Иски журналистов о защите трудовых прав

Март, 10
«Знамя труда» (Мамлютский район Северо-Казахстанской области)
В суде Мамлютского района Северо-Казахстанской области начался процесс против 

газеты «Знамя труда». С иском к редакции газеты обратился бывший сотрудник издания 
Станислав  Нистолий.   Он был уволен  за  отказ  выходить  на  работу в  офис  редакции. 
Несколько лет газета практиковала надомную работу сотрудников, так как не имела своих 
компьютеров. С. Нистолий считает свое увольнение незаконным. 

Редактор  газеты  Халида  Шагвалиева  обосновала  свое  требование  рабочей 
необходимостью. Для улучшения качества издания газеты ей необходимо видеть  ее в 
процессе  верстки,  контролировать  эту  работу.  Между  тем,  контролировать  работу 
невозможно, когда газета верстается на дому.

Март, 25
«Статус Quo» (г. Астана)
25 марта Алматинский районный суд г. Астаны вынес решение об удовлетворении 

исков бывших сотрудников газеты «Статус Quo» к работодателю. 
Напомним, что в ноябре прошлого года они обратились с коллективным иском в суд 

о  выплате  зарплаты  за  3  месяца.  Коллективный  иск  был  отклонен,  тогда  журналисты 
написали индивидуальные заявления. Около 20 бывших сотрудников газеты теперь имеют 
право по суду получить свою зарплату. Однако ответчика, который ни разу не явился на 
судебные заседания, найти невозможно. Таким образом, получить законно заработанные 
деньги журналистам не удается.  

Март, 31 
Манаргуль Еженхан, «Арка ажары» (г. Кокшетау)
Журналистка областной казахоязычной газеты «Арка ажары» Манаргуль  Еженхан 

была уволена, по ее мнению, незаконно. Она подала иск в Кокшетауский городской суд на 
восстановление в должности. Суд иск удовлетворил. Однако редакция решение суда так и 
не выполнила.

Март, 12 
Дарменбай  Шарип,  «Панорама  Шымкента»  -  «Шымкент  келбетi»  (Южно-

Казахстанская область)
12 марта судья Альфарабийского районного суда г. Шымкента вынесла решение о 

восстановлении  в  должности  редактора  городских  газет  «Панорама  Шымкента»  - 
«Шымкент  келбетi»  Дарменбая  Шарипа.  Судья  также  обязала  акимат  Шымкента 
выплатить за три месяца вынужденного прогула 315 тысяч тенге и расходы на адвоката. 

Напомним, 4 ноября 2008 г. заведующий отделом внутренней политики  городского 
акимата  Шымкента  Мухтар  Мухамбетжан на  пресс-конференции заявил,  что  подписан 
приказ  о  расторжении  индивидуального  трудового  договора  Дарменбая  Шарипа  за 
нарушение трудового и гражданского законодательства. Дарменбай Шарип посчитал свое 
увольнение незаконным, так как во время подписания приказа  о расторжении ИТД он 
находился  на  больничном.  Руководитель  Дисциплинарного  совета  Б.  Уркумбаев  дал 
указание  восстановить  Дарменбая  Шарипа  в  прежней  должности.  Департамент 
внутренней политики Шымкента указание не выполнил. 

12 ноября 2008 г.  Дарменбай Шарип обратился в  Альфарабийский районный суд 
Шымкента  с  иском  о  незаконности  его  увольнения  и  требованием  восстановления  на 
работе  в  должности  редактора   городских  газет  «Панорама  Шымкента»  -  «Шымкент 

26



келбетi». 

Мониторинг подготовлен по сообщениям 
СМИ и корреспондентов Фонда
«Адил соз».

Координатор мониторинговой службы фонда «Адил соз»
Елена Цой
e-mail: lena  @  adilsoz  .  kz  

Юрист-консультант фонда «Адил соз»
Ганна Красильникова
e-mail:    ganna@adilsoz.kz  

По всем вопросам мониторинга вы можете также обратиться 
info  @  adilsoz  .  kz  

27

mailto:info@adilsoz.kz
mailto:ganna@adilsoz.kz
mailto:lena@adilsoz.kz

	Мониторинг

