
 

                                                                             Международный Фонд защиты 
                                                                 свободы слова «Адил соз»

Мониторинг
нарушений свободы слова в Казахстане

в феврале 2010 года

В  феврале 2010  г.  мониторинг  нарушений  свободы  слова  фонда  «Адил  соз» 
зафиксировал  107 сообщений.  74 из них дают информацию о прямых нарушениях 
прав СМИ и журналистов, в т.ч.:

- нарушение прав СМИ на свободу слова и творчества – 6 сообщений;
- необоснованный отказ и нарушение сроков предоставления общественно значимой 

информации – 21 сообщения;
-  нарушение  права  на  распространение  средств  массовой  информации   –  10 

сообщений.
Зафиксировано 22 сообщения о конфликтах и обвинениях, выдвинутых против 

СМИ и журналистов, в т.ч.:
- требования о защите чести, достоинства и деловой репутации – 16 сообщений.

СОДЕРЖАНИЕ

I. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО, 
АДМИНИСТРАТИВНОГО И ПРАВОВОГО КЛИМАТА В СТРАНЕ, 
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ 
СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ                                                                                 .............................................................................  3  

1.  Речи, выступления и заявления высших должностных лиц 
государства, определяющие фактическое положение средств массовой 
информации 
и состояние свободы слова                                                                     ..............................................................  3  
2. Изменения и проекты изменений действующего законодательства, 
определяющие правовое положение средств массовой информации        . . .  3  
3. Оценки фактического положения СМИ и свободы слова                       ..................  4  
4. Действия и выступления в защиту гражданских 
и профессиональных прав журналистов и СМИ                                        ..................................  4  

II. НАРУШЕНИЯ ПРАВ СМИ И ЖУРНАЛИСТОВ                                                                ............................................................  7  
1.   Убийство журналиста                                                                        .................................................................  7  
2.  Причинение вреда здоровью                                                              ......................................................  7  
3. Угрозы в отношении журналистов                                                       .................................................  7  
4. Оскорбление журналистов                                                                  ............................................................  8  
5. Провокация в отношении журналиста                                                  ............................................  8  
6. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности 

1



журналистов                                                                                           ..................................................................................  8  
7.  Необоснованный отказ и нарушение сроков постановки СМИ на учет
    9  
8. Нарушения прав СМИ и журналистов на свободу слова и творчества  9  
9. Необоснованный отказ и нарушение сроков предоставления 
общественно значимой информации                                                      ................................................  11  
10. Необоснованные ограничения в получении общественно значимой 
информации                                                                                         ..................................................................................  15  
11. Нарушение права на равное получение общественно значимой 
информации                                                                                         ..................................................................................  17  
12. Необоснованные задержания работников СМИ                                 ............................  18  
13. Необоснованное изъятие СМИ и других изданий                              .........................  18  
14. Нарушение права на распространение средств массовой 
информации                                                                                         ..................................................................................  19  
15. Прекращение и приостановление выпуска СМИ                               ..........................  22  
16. Необоснованные требования о предоставлении  сведений               ...........  23  
18. Нарушение принципа гласности судебного процесса                        ...................  24  
19. Необоснованные требования в публикации материалов                   ...............  24  
20. Нарушения трудовых прав журналистов                                          .....................................  25  
21. Причинение вреда имуществу журналиста                                       .................................  26  

III. КОНФЛИКТЫ. НАРУШЕНИЯ, ИНКРИМИНИРУЕМЫЕ 
СРЕДСТВАМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ                                                                        ....................................................................  26  

Обвинения в клевете (ст. 129 УК РК)                                                     ...............................................  26  
2.  Обвинения в оскорблении (ст. 130 УК РК)                                         ...................................  27  
3. Обвинения в воспрепятствовании законной деятельности прокурора, 
следователя, дознавателя, судебного пристава, судебного исполнителя 
(ст. 522 с. 2 КоАП РК)                                                                           ....................................................................  27  
4. Требования о защите чести, достоинства и деловой репутации, 
вытекающие из публикации определенных сведений                             ........................  28  
5. Требования и иски о защите чести, достоинства и деловой 
репутации, 
вытекающие из публикации мнений, убеждений и оценочных суждений
    31  
6. Требования о защите чести, достоинства и деловой репутации, 
вытекающие из публикации официальных сообщений                           ......................  32  
7. Требования о защите права на собственное изображение                  .............  32  
8. Обвинения в нарушении порядка проведения митингов (ст. 373 
КоАП РК)                                                                                              ......................................................................................  33  
9. Требования и иски СМИ и журналистов 
о защите своих гражданских и профессиональных прав                         ....................  33  

2



I. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО, 
АДМИНИСТРАТИВНОГО И ПРАВОВОГО КЛИМАТА В СТРАНЕ, 

ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ 
СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

1.  Речи, выступления и заявления высших должностных лиц государства, 
определяющие фактическое положение средств массовой информации 

и состояние свободы слова

Февраль, 22
Все СМИ
Редакция  информационно-аналитического  портала  «Республика.kz»  обратилась  в 

Агентство РК по информатизации и связи (АИС) с вопросом: можно ли надеяться на то,  
что  с  внедрением  цифрового  формата  телевидения  ситуация  с  распределением  частот 
изменится? Например, у оппозиции появится реальная возможность создать собственный 
телевизионный канал, который вещал бы на всю страну? 

Как  следует  из  полученного  ответа,  процедура  получения  разрешения  на 
использование  радиочастотного  спектра  c  внедрением  цифрового  телевидения  не 
изменится.  Для  открытия  канала,  как  и  прежде,  будет  необходимо  получение 
специального разрешения, которое будет выдавать Агентство по информатизации и связи. 
Оно  же  и  займется  распределением  частот,  согласовывая  решения  с  Министерством 
культуры и информации Республики Казахстан.

Февраль, 16
Все СМИ
Депутат  Мажилиса  парламента  Казахстана  Владимир  Нехорошев  на  заседании 

общественно-политического  клуба «АйтPARK» на вопрос журналистов о заявлении отца 
заместителя председателя правления фонда «Самрук-Казына» Тимура Кулибаева – Аскара 
Кулибаева  о  том,  что  всех,  кто  пишет  о  его  сыне  порочащую  информацию,  нужно 
расстреливать, ответил: «Я когда прочитал высказывание Аскара Кулибаева, подумал, что 
человек  высказался  так  несколько  в  экспрессивном  состоянии.  Я  не  думаю,  что  «к 
расстрелу» он сказал продуманно».

При этом он отметил, что выносить такие решения может только суд. 

2. Изменения и проекты изменений действующего законодательства, 
определяющие правовое положение средств массовой информации 

Февраль, 10
Все СМИ
Союз журналистов Казахстана, Международный фонд защиты журналистов «Адил 

соз»,  представительство «Internews Network» в Казахстане и Национальная Ассоциация 
телерадиовещателей  Казахстана   проанализировали  правительственный  законопроект, 
направленный на либерализацию Уголовного кодекса страны. 

По  мнению  неправительственных  организаций,  в  проекте,  который  в  настоящее 
время находится на обсуждении в Мажилисе парламента, «либерализацией и не пахнет. 
Дошло  до  прямого  парадокса:  Генеральная  прокуратура,  которая  была  разработчиком 
этого  проекта,  заложила  в  нем  декриминализацию  клеветы  и   направила  проект  в 
правительство.  А  в  проекте,  который  поступил  в  Мажилис  из  правительства,  уже 
декриминализации клеветы нет!».

НПО разработали законодательные предложения, исходя из того, что защита личных 
неимущественных прав должна вестись в гражданском, а не в уголовном порядке.

Фонд  «Адил  соз»  призвал  общественность  и  журналистов  страны  поддержать 

3



преждложения  неправительственных  организаций.  Пояснительная  записка  и 
законодательные  предложения  по  декриминализации  ответственности  за  диффамацию 
размещены на сайте www.adilsoz.kz в разделе «Законопроекты».

3. Оценки фактического положения СМИ и свободы слова

Февраль, 08 
Все СМИ 
8 февраля в Вене представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Миклош Харасти 

осудил и назвал «опасными попытками цензуры» иски высокопоставленных чиновников в 
Казахстане,  Таджикистане и Венгрии к местным СМИ, последовавшие за публикацией 
заявлений  критического  характера,  сделанных  другими  общественными деятелями.  Об 
этом сообщается в распространенном центром ОБСЕ в Астане пресс-релизе. 

«Для того чтобы СМИ могли в  полной мере использовать  свое право передавать 
информацию,  они  не  должны  привлекаться  к  ответственности  за  публикацию  или 
воспроизведение  заявлений,  источник  которых  установлен.  Если  такие  заявления 
признаются  оскорбительными,  судебное  разбирательство  может  быть  инициировано 
только против авторов этих заявлений, а не против СМИ, которые их опубликовали», – 
заявил М Харасти. 

Представитель  ОБСЕ по вопросам свободы СМИ отметил,  что  «законодательство 
Казахстана, Таджикистана и Венгрии должно исключить возможность втягивания СМИ в 
судебные разбирательства между общественными деятелями». 

Февраль, 12
Все СМИ
В  Астане  на  заседании  республиканского  общественного  совета  по  борьбе  с 

коррупцией при партии «Нур Отан» главный редактор еженедельной газеты «Караван» 
Адил Ибраев высказал  свое мнение о том,  что в Казахстане не исполняется  закон  «О 
средствах массовой информации»: «Сейчас в отношении газет принимаются карательные 
меры. А ответы на критические материалы никто не дает: ни генеральная прокуратура, ни 
правительство,  ни министерство  юстиции.  На территории Казахстана  закон о СМИ не 
действует. Тогда зачем эти законы принимаются».

Февраль, 16
Все СМИ
Комитет  по  защите  журналистов  (Нью-Йорк)  распространила  ежегодный  отчет 

«Нападения на прессу в 2009 году». Исполнительный директор КЗЖ Джоэль Саймон во 
вступлении  к  «Нападениям  на  прессу  в  2009  году»  отметил  растущую  уязвимость 
внештатных корреспондентов и интернет-журналистов. По его словам, «далеко не каждый 
журналист является сотрудником крупной медийной организации, которая может за него 
заступиться.  Вместо  этого  их  безопасность  зависит  от  способности  организаций, 
борющихся за свободу прессы, привлекать к ним внимание общественности и добиваться 
от нее действий».

В отчете, анализирующем ситуации более чем в ста странах, также отмечается, что 
«в 2009 году власти Казахстана провалили свои обещания о реформе СМИ, данные ими в 
преддверии председательства в ОБСЕ».

4. Действия и выступления в защиту гражданских 
и профессиональных прав журналистов и СМИ

Февраль, 05
«Республика», «Взгляд» (г. Алматы)

4



Журналисты независимых газет «Взгляд» и «Республика»  обратились с письмом  к 
средствам массовой информации и всему гражданскому обществу.  Поводом послужило 
вынесенное  1  февраля  Медеуским  райсудом  Алматы  определение,  запрещающее  всем 
СМИ  распространять  печатную  и  иную  продукцию,  содержащую  негативную 
информацию  о  заместителе  председателя  правления  ФНБ  «Самрык-Казына»,  Тимуре 
Кулибаеве. 

В своем обращении журналисты заявили: «в Казахстане появились личности, одно 
упоминание которых всуе грозит серьезными неприятностями. 4 февраля  стало известно, 
что в стране – председателе ОБСЕ введено табу на упоминание в независимой прессе 
имени среднего зятя президента Тимура Кулибаева.

(…)  Мы,  журналисты  газет  «Республика»  и  «Взгляд»,  возмущены  введением 
цензуры на свободу слова и распространения информации».

Журналисты  утверждают,  что  не   публиковали  сведений,  порочащих  честь  и 
достоинство Тимура Кулибаева, а лишь  выполняли свои профессиональные обязанности 
– информировали общество об аспектах продажи стратегических ресурсов иностранному 
государству.

Февраль,05 
Все СМИ (г. Алматы)
Партия  «Ак  жол»  распространила  «Протест  по  поводу  фактов  избирательного 

отправления  правосудия  и  применения  законодательства  в  Казахстане».  Поводом 
послужило вынесенное судьей Медеуского района Алматы определение о запрете всем 
СМИ публикаций, касающихся Тимура Кулибаева. 

 По  мнению  партийцев,  это  определение,  по  сути,  означает  создание  касты 
неприкасаемых  и  служит  узакониванию  коррупции  в  стране.  Партийцы  призвали 
Генерального  прокурора  обеспечить  соблюдение  Конституции  и  неизбирательное 
применение законодательства.

Февраля, 09 
Все СМИ
9  февраля  неправительственные  организации  республики  и  представители 

журналистской общественности распространили заявление о недопустимости насаждения 
цензуры и ограничения свободы слова. 

Поводом  послужило  определение  Медеуского   районного   суда   Алматы  по 
обеспечению  иска  Т.  Кулибаева,  вынесенное  судьей  Д.  Махметовой  единолично  в 
отсутствие ответчиков 1 февраля.

По мнению журналистов, вынесенное определение и последовавшие вслед за этим 
аресты и конфискации газет «Свобода слова», «Голос Республики», «Взгляд» и других 
грубо попирают принципы свободы слова, провозглашенные Конституцией Казахстана в 
числе  неотъемлемых  прав  человека:  «Запретив  до  рассмотрения  гражданского  спора 
публиковать критические материалы о деятельности заместителя председателя правления 
фонда  «Самрук-Казына»,  председателя  совета  директоров  национальной  компании 
«КазМунайГаз»,  зятя  президента  страны  Тимура  Кулибаева,  судья  Д.  Махметова 
фактически  ввела  цензуру  и  развязала  настоящую  охоту  на  популярные  независимые 
издания».

«Мы  требуем  от  Генеральной  прокуратуры,  Верховного  суда,  президента 
Республики Казахстан жестко пресечь антиконституционные попытки введения цензуры и 
ограничения свободы слова.

Мы  просим  Организацию  по  безопасности  и  сотрудничеству  в  Европе  дать 
принципиальную  оценку  ситуации  со  свободой  выражения  в  стране, 
председательствующей в этой организации», - говорится в заявлении.

5



Февраль, 11
Мейрхан Акдаулетулы, «Актобе», «Актюбинский вестник» (г. Актобе)
18 членов оргкомитета партии «Алга!» подали жалобы акиму Актюбинской области 

и прокурору области на директора газет «Актобе» и «Актюбинский вестник» Мейрхана 
Акдаулетулы.

Поводом  для  жалоб  послужило  выступление  М.  Акдаулетулы  27  января  на 
дисциплинарном совете Агентства РК по делам государственной службы Актюбинской 
области,   где   рассматривались  факты  принудительной  подписки  на  периодические 
издания, финансируемые из бюджета. Директор государственных изданий, будучи членом 
дисциплинарного  Совета  этого  агентства,   заявил,  что   ничего  криминального  в 
принудительной подписке нет: «Мы должны даже заставить этот народ, которого портит 
кто  попало,  заставить  мы должны,  чтобы они читали  вот  эти газеты!  (…) Есть  у  нас 
официальная политика, мы обслуживаем эту политику».

Члены  оргкомитета  партии  считают  «пренебрежительные  изречения  господина 
Мейрхана Акдаулетулы оскорблением народа, дискриминацией по мотивам должностного 
положения  и  убеждений.  Своими  высказываниями  он  пропагандирует  сословное 
превосходство, а также культ вседозволенности. Сам факт принуждения к подписке на 
«нужные» газеты якобы для того, чтобы «народ  кто-то не портил», является незаконным 
и  подпадает  под  действие  Уголовного  кодекса,  так  как  создает  предпосылки  для 
коррупционных действий».

Партийцы намерены подать жалобу на еще одного члена дисциплинарного совета - 
начальника  управления  по  развитию  языков  Актюбинской  области  Сексенбая 
Кулимбетова. По их мнению, «его слова тоже нарушают этику чиновников и понятия о 
свободе слова». 

Февраль, 15
Рамазан Есергепов, «Алма-Ата Инфо» (г. Алматы)
15 февраля общественный фонд «Журналисты в беде» распространил обращение к 

главам 55-ти  государств  -  членов ОБСЕ.  В нем подробно излагаются  нарушения  прав 
человека в деле редактора газеты «Алма-Ата Инфо» Рамазана Есергепова, который был 
приговорен к трем годам лишения свободы за публикацию статьи о деятельности КНБ и 
сейчас отбывает наказание.

Авторы  письма  требуют  освобождения  Рамазана  Есергепова  и  проведения 
объективного судебного разбирательства в Верховном суде РК с участием всех сторон.

По словам президента фонда Розланы Таукиной, после завершения сбора подписей 
под обращением активисты движения за свободу слова намерены сами отвезти его в штаб-
квартиру ОБСЕ и вручить представителям государств - членов организации.

Февраль, 17 
«Голос республики», «Моя республика» (г. Алматы)
Газета  «Республика»  по-прежнему  тиражируется  на  офисном  оборудовании  и 

поступает к читателям в усеченном формате «на скрепке». Ни одна типография страны не 
решается  с  ней  работать,  потому  что  боится  преследований,  которым  подверглась 
типография «Комета S».

Инициативная группа журналистских организаций и СМИ подготовила обращение к 
высшим руководителям страны с просьбой разрешить эту проблему. 

«Действия типографий,  являющихся коммерческими предприятиями,   невозможно 
объяснить иначе,  как страхом.   В типографиях считают, что если они будут печатать 
газеты,  в  имени  которых  есть  слово  «Республика»,  к  ним  придут  с  проверками 
правоохранительные органы.   

Такая  ситуация  в  корне  противоречит  Конституции  Республики  Казахстан, 
ратифицированному Казахстаном Международному Пакту о гражданских и политических 

6



правах, генеральному курсу главы государства на развитие демократических и рыночных 
процессов», - говорится в обращении. 

Журналисты  призвали  руководство  страны  «содействовать  тому,  чтобы    «Голос 
республики»  и  «Моя  республика»  могли  свободно  печататься  в  любой  типографии 
страны. Для этого нужно  объявить о том, что в стране нет запрета на печать этих изданий, 
и  все  типографии   могут  свободно  их  печатать,  не  опасаясь  прессинга  со  стороны 
правоохранительных органов».

Текст  обращения  разослан  в  СМИ  Казахстана  с  просьбой  проявить 
профессиональную солидарность и присоединиться к обращению. 

II. НАРУШЕНИЯ ПРАВ СМИ И ЖУРНАЛИСТОВ

1.   Убийство журналиста

Февраль, 24
Геннадий Павлюк, журналист (Кыргызская Республика)
Начальник управления Генеральной прокуратуры Кыргызстана Талантбек Кожонов 

сообщил  корреспонденту  «ИА  Новости-Казахстан»  о  том,  что  правоохранительные 
органы  Казахстана  не  делятся  информацией  с  киргизскими  коллегами  о  ходе 
расследования убийства журналиста Геннадия Павлюка.  

Ранее,  в  середине  января  на  брифинге  официальный  представитель  МВД  РК 
Куанышбек  Жуманов  сообщал,  что  органы  внутренних  дел   Киргизии  и  Казахстана 
договорились  о  проведении  совместных  мероприятий  по  факту  убийства  в  Алматы 
киргизского журналиста. 

2.  Причинение вреда здоровью 

Февраль, 17
Калбай Дарменшиев, Зинаида Данилова, «Рабат» (Южно-Казахстанская область)
В ночь  с  17  на  18  февраля  примерно  в  половине  третьего  ночи  на  пересечении 

проспекта  Тауке-хана  и  улицы  Ташенова  Шымкента  в  служебную  машину  редакции 
газеты «Рабат», которая развозила из типографии тираж очередного номера,  врезалась 
иномарка. «Жигули»  оказались сильно поврежденными, находившиеся внутри водитель 
Калбай  Дарменшиев  и  его  племянник,  а  также  менеджер  газеты  Зинаида  Данилова 
получили серьезные травмы и были госпитализированы в больницу. 

Водитель  иномарки,  потерявшей  на  месте  ДТП  номерной  знак,  скрылся  с  места 
происшествия.  Приехавшая  на  место  происшествия  съемочная  группа  программы 
«Экстренный вызов»  телекомпании  «Отырар»  стала  свидетелем  следующего:  на  место 
происшествия  приехали  трое  молодых  парней  и  в  присутствии  сотрудников  ГАИ 
выхватили потерянный номер у водителя редакционной газеты, которому в этот момент 
врачи оказывали первую медицинскую помощь. Сотрудники дорожной полиции при этом 
не предприняли никаких мер по задержанию неизвестных.  

Все  происходящее,  включая  ДТП,  зафиксировала  камера  наружного 
видеонаблюдения.

3. Угрозы в отношении журналистов

Февраль, 09
«Голос республики» (г. Алматы)
«Взгляд» (г. Алматы)
Редакции  газет  «Голос  республики»  и  «Взгляд»  подали  заявление  в  прокуратуру 

города Алматы с требованием возбудить уголовное дело в отношении Аскара Кулибаева - 

7



отца заместителя председателя правления фонда «Самрук-Казына», председателя совета 
директоров  национальной  компании  «КазМунайГаз»  Тимура  Кулибаева.  Журналисты 
требуют оградить их «от возможной физической расправы со стороны как его самого, так 
и его родственников (сторонников)». 

Как  известно,  3  февраля  2010  года  информационное  агентство  КазТАГ 
распространило  слова  Аскара  Кулибаева  в  отношении  журналистов,  пишущих  о 
коррупционном скандале вокруг его сына Тимура: «А те, кто пишут, - это сволочи. Их 
надо ставить к стенке и расстрелять!».

Журналисты  считают,  что  у  них  есть  все  основания  для  опасений.  По  словам 
сотрудников  редакций,  два  дня  за  ними  велось  наружное  наблюдение.  За  редакцией 
«Взгляда» наблюдение велось из белого автомобиля Toyota Gracia, номера которой были 
залеплены снегом.  За редакцией «Голоса республики»  «ходили» две машины — белая 
Audi и Toyota, номера которых сотрудники зафиксировали. Судя по непрофессиональной 
слежке,  наблюдение  велось  не  сотрудниками  спецслужб,  а,  скорее  всего,  частной 
структурой.

4. Оскорбление журналистов

Февраль, 10
Акмарал Майкозова, ТК «Рика ТВ» (г. Актобе)
Журналист  телеканала  «Рика-ТВ»  Акмарал  Майкозова  сообщила  корреспонденту 

фонда «Адил соз» о том, что актюбинец Абдрашит Насыров,   баллотировавшийся в 2008 
году в маслихат Актюбинской области,  публично оскорбляет ее:  «Он желал мне даже 
смерти.  Есть  свидетели,  в  том  числе  коллега,  в  отношении  которого  тоже  сыпались 
нехорошие слова». 

По мнению журналиста,  поводом для оскорблений послужила ее публикация 2008 
года «В областном маслихате  полный комплект».  В статье  были озвучены  результаты 
выборов в облмаслихат. 

5. Провокация в отношении журналиста

Февраль, 27
Назипа Мамбекова, «Ел бирлиги» (г. Шымкент)
Корреспондент  газеты  «Ел  бирлиги»  Назипа  Мамбекова  в  городе  Арысь  Южно-

Казахстанской области встретилась с рабочими строительной компании, которая в Арыси 
занимается капитальным ремонтом детсада. Они рассказали журналисту о том, что уже 
несколько месяцев им не выплачивают заработную плату. 

По этому поводу Н. Мамбекова направила запрос в акимат города, попросив также 
предоставить дополнительную информацию об условиях тендера на ремонт объекта. 

27 февраля Назипе Мамбековой позвонил представитель этой строительной копании 
и  предложил  журналисту  встретиться,  пообещав  предоставить  все  интересующие 
журналиста  документы.  После  того,  как  у  Назипы  в  руках  оказался  увесистый  пакет, 
девушку задержали. Выяснилось, что в пакете находилось 300 тыс. тенге. 

Финпол по данному факту проводит проверку, пока ни каких комментариев не дает.

6. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов 

Февраль, 04
Алима Абдирова, радио «Азаттык» (г. Актобе) 
Репортер  радио  «Азаттык»  по  Актюбинской  области  Алима  Абдирова  снимала 

акцию активистов незарегистрированной партии «Алга» - вручение жалоб прокурору и 
акиму  области  на  директора  газет  «Актобе»  и  «Актюбинский  вестник»  Мейрхана 

8



Акдаулетулы за его  призывы к принудительной подписке на газеты. За акцией наблюдали 
полицейские.

Во время  съемки один из  руководителей  полиции,  не  представившись,  сказал  А. 
Абдировой, что сначала журналист должна получить разрешение на съемку. В противном 
случае он пригрозил конфисковать аппаратуру. 

7.  Необоснованный отказ и нарушение сроков постановки СМИ на учет

Февраль, 17
«Моя республика - факты, события, люди» (г. Алматы)
17  февраля  Специализированный  межрайонный  экономический  суд  Астаны 

рассмотрел  иск  газеты  «Республика»  к  Министерству  культуры  и  информации  РК  по 
вопросу о затягивании регистрации издания.

Как сообщалось ранее, не имея возможности издавать газету «Республика – деловое 
обозрение.  Дубль  2»,  редакция  решила  перерегистрировать  с  ежемесячного  на 
еженедельное издание «Моя республика - факты, события, люди». Для этого в октябре 
2009  г.  были  поданы  соответствующие   документы  в  Министерство  культуры  и 
информации. В течение 15 дней министерство должно было произвести переучет, однако 
этого не произошло. Выяснилось, что сотрудник министерства,  принявший документы, 
их потерял.

За три последующих месяца издание неоднократно отправляло документы в МКИ, 
но  безрезультатно.   В  декабре  2009  г.  издание  обратилось  в  Специализированный 
межрайонный экономический  суд  Астаны  с  иском  к  комитету  информации  и  архивов 
министерства культуры и информации (МКИ) в связи с его неправомерным бездействием 
по переучету издания. 

Суд  вынес  решение  об  удовлетворении  иска  в  части  признания  незаконным 
бездействия  Комитета  информации  и  архивов.  Требование  обязать  ответчика  выдать 
свидетельство  о  переучете  газеты  «Моя  республика  -  факты,  события,  люди»  и  о 
взыскании с него судебных расходов  суд оставил без удовлетворения. 

«Республика» намерена обжаловать решение суда.

8. Нарушения прав СМИ и журналистов на свободу слова и творчества

Февраль, 10
СМИ Шымкента
10 февраля в Южно-Казахстанской области в аварию попала группа журналистов, 

которая  освещала  визит  в  регион  первого  вице-премьера  правительства  РК  Умирзака 
Шукеева. Микроавтобус «Тойота», в котором на большой скорости за правительственным 
кортежем ехали журналисты,  перевернулся на повороте.   В микроавтобусе  находились 
шесть человек.  К счастью, все обошлось без серьезных последствий. 

Вскоре после того, как  журналистам оказали первую помощь, пресс-секретарь акима 
области Абзал Жусанбаев попросил журналистов никому не рассказывать о случившемся, 
сославшись на то, что это просьба акима области.

Февраль, 11
Марина Лимаренко, «Южный Казахстан» (г. Шымкент)
11 февраля в лентах ряда информационных агентств вышло сообщение об аварии 

микроавтобуса  с  журналистами,  в  которых была  ссылка  на  корреспондента  областной 
газеты «Южный Казахстан» Людмилу Ковалеву.  По этому поводу главному редактору 
газеты  Марине  Лимаренко  позвонили  из  пресс-службы  акима  Южно-Казахстанской 
области и потребовали предоставить письменное объяснение по факту появления данных 
сообщений.

9



Февраль, 10
«Южный Казахстан» (г. Шымкент)
В областной общественно-политической газете «Южный Казахстан» вышла короткая 

информация следующего содержания:  «В этом году казахстанских судей переоденут  в 
новую мантию. Она изменит цвет, вместо бордового станет черной. Причем без карманов. 
По дизайнерскому замыслу, это символический призыв: не брать взятки». В этот же день 
главному  редактору  газеты  Марине  Лимаренко  позвонил  помощник  председателя 
областного суда  с  претензиями в адрес редакции и требованием немедленно принести 
извинения за «некорректную публикацию».

Редактор объявила строгий выговор корреспонденту Татьяне Корецкой, а в газете на 
следующий  день  появилось  извинение  в  адрес  судейского  корпуса  области  от  имени 
редакции. Злополучную информацию было рекомендовано читать в следующей редакции: 
«В этом году казахстанских судей переоденут в новую мантию. Она изменит цвет, вместо 
бордового станет черной. Причем без карманов».

Февраль, 11
«Курс» (г. Кокшетау)
11 февраля в газете «Курс» было опубликовано объявление о проведении митинга 

инициативной группы предпринимателей Кокшетау против повышения тарифов на тепло- 
и водоснабжение.  После этого генеральному директору ТОО «Рек-Визит» (учредителю 
газет  «Курс»  и  «Букпа!»)  Мурату  Айбашпанову  позвонил  пресс-секретарь  акима 
Акмолинской области Серик Смагулов и попросил не писать об этой акции.  

Февраль, 20
СМИ Алматы
Активисты  Союза  кризисных  центров  (СКЦ)  предложили  заместителю  акима 

Алматы  Серику  Сейдуманову  наложить  ответственность  на  операторов  кабельного 
телевидения за то, что они показывают.

По мнению председателя правления СКЦ Зульфии Байсаковой,  «одной из причин 
жестокого  поведения  подростков  является  показ  сцен  насилия  на  телевидении. 
Телевидение  формирует  поведенческие  нормы  детей  в  жизни.  Они  могут  спокойно 
ударить  другого  ребенка  по  голове  и  даже  не  задуматься  о  последствиях,  ведь  в 
современных мультфильмах персонаж, которого ударили, спокойно поднимается и идет 
дальше». 

Зам.  акима  высказался  против  голословного  обвинения  операторов  кабельного 
телевидения.  Поэтому  СКЦ  решил  открыть  «горячую  линию»,  чтобы  узнать  мнение 
общественности. 

Февраль, 23
«Свобода слова» (г. Алматы)
В феврале редакция газеты «Свобода слова» получила письмо от имени бывшего 

вице-министра  по  чрезвычайным  ситуациям  Аблая  Сабдалина,  обвиняемого 
злоупотреблении  служебными  полномочиями  и  даче  взятки.  В  нем  содержалось 
обращение  к  средствам  массовой  информации  с  просьбой  помочь  в  справедливом 
освещении происходящих событий.

Как  указывается  в  письме,  возбужденное  против  А.  Сабдалина  уголовное  дело 
является  сугубо  политическим.  В письме  говорится:  «Меня  подставили  спецслужбы  и 
человек, которому я полностью доверял, для того, чтобы через меня выйти на Виктора 
Храпунова.

Данное обращение было опубликовано в газете середине февраля. 
23  февраля  на  судебном  заседании  в  специализированном  межрайонном  суде  по 

10



уголовным делам Астаны по делу бывшего вице-министра, Аблай Сабдалин ответственно 
заявил: «никаких писем, обращений ни в какие СМИ, в том числе и в редакцию газеты 
“Свобода  слова”,  я  не  писал  и  ни  к  кому  с  подобной  просьбой  не  обращался».  Он 
обратился к журналистам с просьбой не поддаваться на провокации, «не политизировать 
данный процесс. У вас есть возможность присутствовать на всех судебных заседаниях и 
объективно освещать их ход».

В  свою  очередь  редакция  газеты  готова  предоставить  письмо  для  проведения 
дактилоскопической экспертизы.

9. Необоснованный отказ и нарушение сроков предоставления 
общественно значимой информации

Февраль, 02
Акмарал Майкозова, ТК «Рика-ТВ» (г. Актобе)
В редакцию новостей телекомпании «Рика-ТВ» обратились пенсионеры с жалобой 

на  ТОО «Асылзат»,  которое  занимается  проверкой  исправности  дымоходов  и  печного 
оборудования. Они рассказали, что представители данной организации собирают деньги с 
пенсионеров, не проверяя при этом исправность оборудования. 

По  этому  поводу  корреспондент  телеканала  Акмарал  Майкозова  обратилась  к 
руководству ТОО. Там разговаривать с журналистом отказались.

Февраль, 09
Евгения Бодрова, «Stan.TV» (Павлодарская область)
Полтора  месяца  корреспондент  информационного  видеопортала  «Stan.TV»  в 

Павлодарской  области  Евгения  Бодрова  ждет  ответа  на  свой  официальный  запрос  от 
руководства  Павлодарского  нефтехимического  завода  (ПНХЗ).  В  декабре  журналист 
запросила  у  администрации  ПНХЗ  комментарий  относительно  планов  завода  по 
сотрудничеству с российскими нефтяными компаниями. Соответствующее письмо было 
отправлено в приемную ПНХЗ. Однако до сих пор никаких ответов на запрос так и не 
последовало.

Февраль, 12
Александр Баранов, «Городская неделя» (г. Павлодар)
Евгения Бодрова, «Stan.TV» (Павлодарская область)
12 февраля в  Павлодаре с  участием дошкольных и образовательных учреждений, 

работающих в рамках проекта «Самопознание», был проведен торжественный фестиваль 
«Давайте  восклицать,  друг  другом  восхищаться»,  посвященный  дню  рождения  Сары 
Назарбаевой. 

Корреспондент  «Городской  недели»  Александр  Баранов  и  корреспондент 
информационного  видеопортала  «Stan.TV»  Евгения  Бодрова  обратились  к  начальнику 
управления образования Павлодарской области Бахыт Бексеитовой с просьбой сообщить, 
во  сколько  обойдется  бюджету  введение  образовательного  курса  «Самопознание»  в 
качестве  обязательного  предмета.  Чиновница  категорически  отказалась  от  общения  с 
прессой.  

Февраль, 15
ТРК «Алау» (г. Костанай)
В  редакцию  новостей  телерадиоканала  «Алау»  обратился  житель  Костаная.  Он 

сообщил  о  пожаре  в  ремонтируемом  здании  ресторана  «Жаруйык»  в  центре  города, 
предоставив видео пожара, снятое на мобильный телефон. 

По  этому  поводу  редакция  обратилась  в  пресс-службу  ДЧС  по  Костанайской 
области. Сотрудник пресс-службы Бахытжан Шаяхмет на вопросы журналистов ответил, 

11



что «площадь возгорания маленькая, всего 40 кв. м, здание уже год не эксплуатируется, 
поэтому ничего говорить не будем». 

Февраль, 18
Николай Энелане, ТК «Астана» (Павлодарская область)
Александр Баранов, «Городская неделя» (г. Павлодар)
Корреспондент телеканала «Астана» Николай Энелане и корреспондент «Городской 

недели» Александр Баранов готовили материалы о  нарушениях Экологического кодекса, 
выявленных  на  полигоне  твердо-бытовых  отходов,  и  судебных  процессах  между 
госорганами,  в  том  числе  между  акиматом  Павлодара  и  ТОО  «Спецмашин», 
эксплуатирующего полигон на праве доверительного управления. 

В связи с тем, что речь идет о стратегическом объекте, находящемся в коммунальной 
собственности,  журналисты  обратились  в  пресс-службу  городского  акимата  за 
разъяснениями. Пресс-служба ответила, что ничего о судебной тяжбе акимата с ТОО не 
знает. Журналистам было предложено обратиться к руководству акимата с официальным 
запросом.

А.  Баранов  дважды  направлял  письменные  запросы  на  имя  акима  Павлодара 
Бакытжана Жоламанова и его заместителя Олега Крука.  Однако по существу вопросов 
ответы он так и не получил. 

Руководитель  государственно-правового  отдела  акима  Павлодара  Алма  Мукатова 
также  отказались  разговаривать  с  журналистами  о  ситуации,  сложившейся  вокруг 
городского полигона твердых бытовых отходов.

  
Февраль, 18
Алима Абдирова, радио «Азаттык» (г. Актобе) 
Три жителя Актобе были приговорены судом Актобе к различным годам заключения 

по обвинению в терроризме. Родители осужденных утверждают, что к их сыновьям во 
время следствия сотрудниками федеральной службы безопасности России применялись 
пытки.  Об этом говорил и адвокат осужденных Сергей Маков. 

Репортер радио «Азаттык» в Актюбинской области по этому поводу обратилась к 
начальнику следственного управления КНБ по Актюбинской области Азату Шарапатову. 
Начальник  следственного  управления  отвечать  на  вопросы  журналиста  отказался, 
сославшись  на  то,  что  не  может  давать  интервью  без  разрешения  начальника 
департамента КНБ области.

Февраль, 22
Алексей Божков, «FLASH!», (г. Усть-Каменогорск)
В  Усть-Каменогорске  представители  АО  «Восточно-Казахстанская  региональная 

энергетическая  компания»  провели  пресс-конференцию  по  поводу  регулярных 
отключений электроэнергии в городе. После ее окончания руководитель отдела правовой 
информации  и  журналистских  расследований  областной  газеты  «FLASH!»  Алексей 
Божков,  не  успевший  задать  свой  вопрос,  обратился  к  президенту  энергетической 
компании Линии Филимоновой. Руководитель АО вначале поинтересовалась,  кто к ней 
подошел и представитель какого СМИ, а затем отказалась отвечать на вопросы: «Вы же 
никогда  правды  не  пишите!  Поэтому  я  не  вижу  смысла  что-либо  рассказывать.  Все 
искажаете. Все вверх тормашками…». 

В то же время представителям других СМИ информация была предоставлена.

Февраль, 01  
Ольга Витукевич, Дмитрий Ройз,  «ТВ 7» (г. Петропавловск)
Журналист телекомпании «ТВ 7» Ольга Витукевич и телеоператор Дмитрий Ройз не 

смогли подготовить новостной сюжет о  крупном пожаре в гаражах. Так как сообщение о 

12



происшествии  им  было  передано  слишком  поздно,  съемочная  группа  не  успела 
произвести  самостоятельные  съемки,  а  у  пресс-службы  Департамента  по  ЧС  Северо-
Казахстанской  области  нет  собственных  видеокамер,  чтобы предоставить  оперативные 
съемки.   На  вопрос  журналистов,  почему   о  ЧП  не  сообщается  оперативно,  пресс-
секретарь  ведомства  Айгуль  Абдульманова  ответила,  что  сообщают  они  только  с 
разрешения руководства. 

Февраль, 05
Айсулу Исаинова, «Новый вестник» (г. Караганда) 
Корреспондент газеты «Новый вестник» Айсулу Исаинова проводила журналистское 

расследование  по  поводу  одного  несчастного  случая:   водитель  легкового  автомобиля 
сбил восьмилетнего ребенка.  Оказалось,  что водитель является психически нездоровым 
человеком,  и после дорожно-транспортного происшествия по заключению медиков его 
поместили в областную психиатрическую больницу. А. Исаинова письменно обратилась в 
автошколу,  где  три  года  назад  обучался  неуравновешенный  водитель,  с  вопросом:  на 
основании чего ему были выданы права. Ответа не последовало. 

Февраль, 10
Оксана Скибан, «Мегаполис» (г. Астана)
Корпункт газеты «Мегаполис» Акмолинской области направил письменный запрос 

председателю  Агентства  РК  по  делам  госслужбы  Кайрату  Нурпеисову  с  просьбой 
рассказать  о  подготовке  кадров   и   их  эффективном  распределении  в  свете  критики, 
прозвучавшей  в  Послании  президента  народу  Казахстана.  Ведомство  никак  не 
отреагировало на редакционный официальный запрос.

Февраль, 12
Сания Тойкен, радио «Азаттык» (г. Атырау)
12  февраля  в  культурном  центре  «Атырау»  должен  был  состояться  отчет  акима 

Атырауской области перед населением. 
Репортер  радио  «Азаттык»  Сания  Тойкен,  придя  заблаговременно  на  это 

мероприятие,  прошла  в  зрительный  зал  и  стала  разговаривать  с  жителями  города. 
Вошедший следом начальник отдела внутренней политики областного акимата Уразбек 
Касымов, окликнул журналиста по имени и вышел из зала. Сания подумала, что ему что-
то  нужно и вышла из  зала.  В фойе А.  Касымов поручил  сотрудникам  в  штатском  не 
пускать С. Тойкен в зал. В итоге журналист на встречу акима области с населением не 
попала. 

Февраль, 12 
Ольга Горай, «Наша Газета» (г. Костанай)
15  января  корреспондент  еженедельника  «Наша  Газета»  Ольга  Горай  направила 

письменный запрос  прокурору  Костанайской  области  Абдукадыру  Кариму с  просьбой 
ответить на вопросы о законности принудительной подписки на периодические издания. 
Журналист также просила ответить, куда обращаться гражданам в случае принуждения их 
к  подписке,  как  можно  квалифицировать  с  точки  зрения  закона  такие  действия 
представителей  исполнительной  власти  и  какую  ответственность  предусматривает 
законодательство в подобных случаях. 

19  января  прокуратура  Костанайской  области  направила  запрос  журналиста  для 
рассмотрения  прокурору Федоровского района области М. Бермуханбетову. 

12  февраля  редакция  получила  ответ,  в  котором  прокурор  Федоровского  района, 
ссылаясь на ряд законодательных актов, сообщил, что «в данном случае оснований для 
внесения актов прокурорского реагирования не имеется».

На свои конкретные вопросы редакция ответов так и не получила. 

13



Февраль, 15 
Надежда Азарова, ТК «Первый Карагандинский» (г. Караганда) 
Корреспондент ТК «Первый Карагандинский» Надежда Ким собирала информацию 

о причине закрытия карагандинского супермаркета «Халык». По слухам, его закрыли на 
неопределенное  время  по  причине  нарушения  правил  противопожарной  безопасности. 
Чтобы  выяснить  истину,  журналистка  обратилась  к   руководству  торгового  дома  за 
информацией, но получила категорический  отказ.

Февраль, 15
Ольга Шкрет, ТК «Ирбис» (г. Павлодар)
В  начале  февраля  стало  известно  о  том,  что  российские  нефтяные  компании 

приостановили  поставки  сырья  на  Павлодарский  нефтехимический  завод  в  связи  с 
введением новых экспортных пошлин, из-за чего возникла угроза остановки завода. 

Целую неделю корреспондент телекомпании Ольга Шкрет обращалась как устно, так 
и  письменно  к  начальнику  управления  предпринимательства  и  промышленности 
Павлодарской  области  Канату  Шабенову  с  просьбой  разъяснить  ситуацию,  однако 
никакого ответа журналист так и не получила.

Февраль, 16
Алия Сыздыкова, ТК «Новое телевидение» (г. Караганда) 
Корреспондент  телекомпании  «Новое  телевидение»  Алия  Сыздыкова  попыталась 

связаться с руководством департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, 
связи и автомобильных дорог Карагандинской области с просьбой дать информацию о 
ходе уборки снега на городских улицах. Но на все телефонные звонки следовал один и тот 
же ответ офис-менеджера: «руководство занято».

Февраль, 17
Динара Тыржанова, «Курс» (г. Кокшетау)
17  февраля  заместитель  начальника  по  экономике  директора  департамента 

здравоохранения  Акмолинской  области  Алмагуль  Кармен  в  грубой  форме  отказала 
предоставить информацию корреспонденту газеты «Курс» Динаре Тыржановой, задавшей 
вопрос о результатах тендера на обеспечение региона лекарственными препаратами.

Февраль, 17
Ольга Дорошенко, «Реклама и новости» (г. Караганда) 
Корреспонденту  еженедельника  «Реклама  и  новости»  Ольге  Дорошенко  в 

Департаменте образования Карагандинской области было отказано в даче информации о 
ходе  проведения  пробного  единого  национального  тестирования  в  школах  региона. 
Причиной  нежелания  общаться  с  представителем  прессы  специалисты  департамента 
называли свою занятость.                

Февраль, 18
Злата Удовиченко, «Диапазон-Уральск» (Западно-Казахстанская область)
Начальник управления здравоохранения Западно-Казахстанской области Камидулла 

Ирменов отказался проводить прямую линию с читателями газеты «Диапазон-Уральск», а 
позже отказал  в  предоставлении информации журналистам этой газеты.  В телефонном 
разговоре  с  корреспондентом  издания  Златой  Удовиченко  К.  Ирменов  объяснил,  что 
глубоко возмущен статьей «Уральская медицина в коме», которая была опубликована в 
«Диапазон Уральск» 4 февраля. Ирменов уточнил, что не имеет претензии к содержанию 
статьи, а возмущен исключительно заголовком.

14



Февраль, 26
Жанна Абильдаева, Марат Акажанов,  ТК «Рика-ТВ» (г. Актобе) 
В  программу  «Факт»  телеканала  «Рика-ТВ»  обратились  работники  строительной 

компании  ТОО  «Корпорация  Потенциал  НС»,  которым  их  предприятие  задолжало 
зарплату за пять месяцев. 

Съемочная группа – журналист Жанна Абильдаева и телеоператор Марат Акажанов 
попытались  встретиться  с  руководителем организации.  Однако офис ТОО был закрыт. 
Связаться  с  руководителем  предприятия  по  телефону  также  не  удалось.  Начальник 
строительного участка Алимжан Валиев разговаривать с журналистами отказался. 

Февраль, 08
Владимир Северный, «Мегаполис» (г. Алматы)
В  октябре  2009  года   бомбардировщик  Су-24,  следовавший  в  район  проведения 

международных  учений,  обронил  на  жилой  поселок  200-килограммовую  осколочно-
фугасную  бомбу.  По  этому  поводу  корреспондент  газеты  «Мегаполис»  Владимир 
Северный  неоднократно  пытался  связаться  с  главнокомандующим  сил  воздушной 
обороны  генерал-майором  Александром  Сорокиным.  Журналиста  интересовало  также, 
что предпринимается ведомством в плане оказания помощи пострадавшим. А. Сорокин 
был недоступен, его заместители тоже.

Начальник юридического управления СВО Пархат Супеев отказался разговаривать с 
В. Северным по телефону.  1 февраля в газете  «Мегаполис» была опубликована статья 
«Летчики-налетчики»,  описывающая  эту  ситуацию.  Только  после  выхода  публикации 
генерал-майор Сорокин связался с журналистом. 

Февраль, 20
Виктор Бурдин, «Время» (г. Алматы)
Сотрудники департамента КНБ Алматы, проверяя чиновников городского акимата, 

обнаружили у начальника управления культуры Алматы Кайрата Кульбаева диплом об 
окончании  в  1995  году  Казахской  государственной  академии  управления  (ныне  - 
Казахский  экономический  университет  имени  Т.  Рыскулова).  После  запроса  в  вуз 
выяснилось, что диплом студенту  Кульбаеву  не выдавался. 

По  этому  поводу  корреспондент  газеты  «Время»  Виктор  Бурдин  обратился  к 
сотруднице  Казахского  экономического  университета  Гаухар  Данияровой,  готовившей 
ответ на запрос чекистов.  Говорить с журналистом о поддельном дипломе Г. Даниярова 
отказалась. 

В. Бурдин попытался поговорить с Кайратом Кульбаевым. Но тот бросил трубку, как 
только услышал вопрос. 

10. Необоснованные ограничения в получении общественно значимой информации

Февраль, 06
«Костанайские новости» (г. Костанай)
Редакция газеты «Костанайские новости» обратилась к министру здравоохранения 

РК Жаксылыку Доскалиеву через его блог. Журналисты попросили министра ответить на 
вопрос, последует ли Казахстан примеру России, поставившей барьер на пути роста цен 
на лекарства. Через две недели на блоге был размещен ответ, в котором министр признает, 
что  цены  на  лекарства  в  Казахстане  действительно  высоки,  и  сообщает,  что 
«министерством  здравоохранения  предпринят  ряд  мер,  направленных  на  сдерживание 
роста цен». Журналистов такой ответ министра не удовлетворил, так как в нем не было 
конкретной информации. 

В  результате,  6  февраля  в  газете  «Костанайские  новости»  вышла  статья  Елены 
Преображенской «Как министр вилами по воде развел».

15



Февраль, 15
Все СМИ.
15  февраля  в  приюте  для  несовершеннолетних  в  Петропавловске  произошло 

чрезвычайное  происшествие  –  12-летний  мальчик  задушил  5-летнего.  Информацию об 
этом  преступлении  пресс-служба  Департамента  внутренних  дел  Северо-Казахстанской 
области  предоставила  СМИ  только  через  неделю,  когда  журналисты  сами  узнали  о 
происшествии. 

По мнению работников СМИ, информация пресс-службой была скрыта сознательно, 
поскольку речь идет о ЧП в госучреждении. 

Февраль, 15
Карлыгаш Мамедова, «Мегаполис» (г. Астана) 
Корреспондент  газеты  «Мегаполис»  Карлыгаш  Мамедова  готовила  к  публикации 

материал  по  факту  пьяного  дебоша  в  кафе  «Мол дастархан»   сына  сенатора  Оралбая 
Абдыкаримова - Кайрата. Журналист обратилась в департамент внутренних дел  Астаны с 
просьбой рассказать о ходе расследования этого происшествия. В департаменте отвечать 
на вопросы не стали, сославшись на то, что официального представителя ДВД на месте 
нет.  К.  Мамедовой  сообщили  лишь,  что  «в  настоящее  время  ведется  расследование 
данного факта». 

Февраль, 19
Тамара Вааль, «Голос Республики» (г. Астана) 
Корреспондент газеты «Голос Республики»  Тамара Вааль обратилась в Департамент 

внутренних  дел  Астаны  с  вопросами  по  поводу  погрома  в  столичном  кафе  «Мол 
дастархан», который устроил сын казахстанского сенатора Кайрат Абдыкаримов. Об этом 
журналистам сообщил сам хозяин кафе Рустам Ниязов. 

В ДВД города журналисту не стали уточнять, по какой именно статье заведено дело 
и был ли допрошен сын сенатора Оралбая Абдыкаримова. 

Февраль, 23
Виктор Мирошниченко, «Время», Елена Чернышова, «Экспресс К» (Северо-

Казахстанская область)
Пресс-служба  Департамента  по  борьбе  с  экономическими  преступлениями  по 

Северо-Казахстанской  области  подготовила  пресс-релиз  о  получении  взятки  «в  виде 
материального  имущества»  заместителем  начальника  по  налоговому  управлению 
Кызылжарского района.  Когда собкоры республиканских изданий Виктор Мирошниченко 
и  Елена  Чернышова  попросили  уточнить,  что  подразумевается  под  «материальным 
имуществом»,  пресс-секретарь  ведомства  Нурлан  Жахин   категорически  отказался 
ответить, ссылаясь на интересы следствия. 

Журналисты  считают,  что  готовить  по  таким  пресс-релизам  публикации 
невозможно, поскольку в них нет ответов на элементарные вопросы. Например, Н. Жахин 
сообщил, что по факту задержания возбуждено уголовное дело, но не сказал, по какой 
статье.  

Февраль, 24
Ольга Шкрет, ТК «Ирбис» (г. Павлодар)
В  связи  с  резким  повышением  в  палодарском  регионе  розничных  цен  на  сахар, 

корреспондент телекомпании «Ирбис» Ольга Шкрет обратилась к начальнику управления 
предпринимательства  и  промышленности  Павлодарской  области  Канату  Шабенову  с 
соответствующим запросом и предложила его руководству объяснить причины ценового 
скачка. 

16



Так  как  журналист  в  положенные  законом  «О  средствах  массовой  информации» 
сроки ответ не получила,  она обратилась в акимат Павлодарской области. Лишь после 
этого информация из Управления была получена. 

Февраль, 24
Алина Буравцева, «Инфо-Цес» (г. Астана)
Газета «Инфо-Цес» зафиксировала фотофакт осыпавшейся кирпичной кладки  одной 

из многоэтажек, которая, предположительно, строилась по государственному заказу.  По 
этому поводу корреспондент издания Алина Буравцева  обратилась к начальнику отдела 
строительства  ведомства Мурату Ищанову.  М. Ищанов отказался «просто так»  отвечать 
на вопросы, запросив официальный запрос.

Только  после  публикации   критической  заметки  подробную  информацию  по 
проблемному объекту дал начальник Управления строительства Астаны Владимир Лютов. 

11. Нарушение права на равное получение общественно значимой информации

Февраль, 01
Все СМИ (г. Астана)
На  расширенное  заседание  коллегии  МВД с  участием  премьер-министра  Карима 

Масимова,  секретаря  Совета  безопасности  Марата  Тажина  и  Генерального  прокурора 
Кайрата Мами пригласили только государственные СМИ. 

На вопрос представителей других СМИ о причинах такой избирательности в пресс-
службе  министерства  ничего  определенного  не  ответили,  лишь  многозначительно 
показывали пальцами вверх. 

Февраль, 05
Александр Баранов, Евгения Бодрова, «Городская неделя» (г. Павлодар)
Корреспондентам павлодарской газеты «Городская неделя», представляющим также 

«Республику»  и  «Взгляд»,  Александру  Баранову  и  Евгении   Бодровой  пресс-служба 
акимата Павлодарской области не сообщает о мероприятиях с участием главы области, 
несмотря на постоянные просьбы журналистов.

Так А. Баранов и Е. Бодрова не были извещены о проведении 5 февраля сразу трех 
коллегий  с  участием  акима  области  по  итогам  работы  за  2009  год  –  в  управлениях 
здравоохранения,  образования, а также координации занятости и социальных программ. 

Не  сообщили  им  и  о  коллегии  в  областном  управлении  сельского  хозяйства,  на 
котором рассматривались не только итоги прошедшего года, но и планы на предстоящий 
2010 год. 

Февраль, 12
Анна Уралова, «Новое время» (г. Павлодар)
Департамент госсанэпиднадзора Павлодарской области не оповестил о проведении 

12 февраля коллегии по итогам работы в 2009 году павлодарскую газету «Новое время», в 
результате  чего  ее  представители  не  смогли  присутствовать.  Журналисту газеты Анне 
Ураловой в пресс-службе ведомства это объяснили недостаточно высокой популярностью 
издания и низкими тиражами.

Февраль, 16
Виктор Мирошниченко, «Время», Елена Чернышова, «Экспресс К» (Северо-

Казахстанская область), Сергей Чайка, «Квартал» (г. Петропавловск)
Департамент  госсанэпиднадзора  по  Северо-Казахстанской  области  пригласил  на 

семинар-совещание по проверке стоматологических кабинетов  только два телеканала – 
МТРК и ОТРК.   Остальным  СМИ не были разосланы даже пресс-релизы.   

17



Февраль, 16
«Городская неделя» (г. Павлодар)
Пресс-служба  акима  Павлодарской  области  не  сообщила  редакции  газеты 

«Городская неделя» о рабочем визите в Павлодар министра индустрии и торговли Асета 
Исекешева. Кроме того, журналистам этого издания не сообщили о состоявшемся в тот же 
день совещании с участием министра в областном акимате. 

Как объяснила руководитель пресс-службы акима области Перизат Шакенова, она не 
знала  о  том,  что  ее  сотрудники  забыли  пригласить  «Городскую  неделю»  для 
информационного освещения визита министра.

Февраль, 25
Оксана Матасова, «Курс» (г. Кокшетау)
Департамент  юстиции  Акмолинской  области  проводил  в  Астане  круглый  стол  о 

религиозных течениях и сектах. Корреспондент газеты «Курс» Оксана Матасова не смогла 
на нем присутствовать. На следующий день журналист обратилась к начальнику отдела по 
делам религий департамента юстиции Сауле Ибраевой с просьбой предоставить редакции 
ее  доклад.  Сауле  Ибраева  отказалась  давать  информацию,  ссылаясь  на  то,  что  «это 
закрытая  информация».  При этом на  заседании круглого  стола  присутствовали  другие 
СМИ. 

12. Необоснованные задержания работников СМИ

Февраль, 01
Игорь Ким, «Свобода слова» (Актюбинская область)
Максим Токарь, «Диапазон» (г. Актобе)
Полицейские  задержали  собственного  корреспондента  газеты  «Свобода  слова» 

Игоря  Ким  (псевдоним  Игорь  Ларра)  и  фотокорреспондента   актюбинской  газеты 
«Диапазон» Максима Токаря, освещавших несанкционированный митинг партии «Азат» в 
Актобе. Журналисты предъявили редакционные удостоверения полицейским и пояснили, 
что находятся на месте проведения митинга, выполняя редакционное задание.  Максима 
Токаря отпустили через полчаса, не объясняя причины задержания. Игорь Ким провел в 
Заводском ОВД г. Актобе более трех часов.

Февраль, 15
Дон Дарай (с. Дон Хромтауского района Актюбинской области)
«Алга» (г. Актобе)
Руководитель оргкомитета по созданию НП «Алга!» Актюбинской области Гульжан 

Тулемисова  сообщила  редакции  «Диапазона»,  что  15  февраля  распространителя 
партийной  газеты  «Алга»  в  Хромтауском  районе,  жительницу  села  Дон  Дарай 
Сарсембаеву без  объяснения  причин задержали,  доставили в  районный отдел полиции 
Хромтау,  продержали  там  полтора  часа  и  отпустили,  посоветовав  не  читать  и  не 
распространять оппозиционные газеты.

Партийцы считают, что это произошло после того, как они подали жалобу в акимат и 
прокуратуру  Актюбинской  области  на  Мейрхана  Акдаулетулы  за  его  призывы  к 
принудительной подписке на периодические печатные издания. 

Активисты партии обратились с жалобой о неправомерных действиях полицейских 
на имя прокурора и начальника ДВД области. 

13. Необоснованное изъятие СМИ и других изданий

Февраль, 02

18



Все СМИ
2 февраля редакции газет «Республика», «Голос Республики», «Взгляд», «Курсивъ», 

собственники этих изданий - ТОО «Шежире ЛТД», ТОО «ИАЦ «Айна», ТОО «Курсивъ 
Ньюс»  получили  определение  и  исполнительный  лист  Медеуского  районного  суда 
Алматы.

Определением  налагается  арест   на   продукцию  указанных  изданий  и  «иные 
носители информации в бумажном и электронном виде,  в которых содержатся сведения, 
порочащие честь и достоинство Кулибаева Тимура Аскаровича» и запрещается не только 
этим,  но  «другим  средствам  массовой  информации  и  иным  лицам  публиковать  и 
распространять»  такие  сведения.  Кроме  этого  судом  предписывается  приостановить 
реализацию  уже  «напечатанной,  но  не  реализованной   продукции,  содержащей 
скандальную информацию».

Редакции газет, получив это определение, узнали о том, что 29 января им предъявлен 
иск о защите чести и достоинства зам.председателя правления фонда «Самрук-Казына», 
председателя  совета  директоров  национальной  компании  «КазМунайГаз»  Тимура 
Кулибаева. 

Поводом  стало  опубликованное  в  этих  изданиях  письмо  Мухтара  Аблязова,  в 
котором он обвиняет Кулибаева в коррупционных преступлениях. 

14. Нарушение права на распространение средств массовой информации

Февраль, 04 
«Время-Принт» (г. Алматы)
2  февраля  в  адрес  типографии  «Время-Принт»,  где  печатается  ряд  изданий, 

поступило постановление судебного исполнителя Медеуского территориального отдела 
Администратора  судов  Алматы  М.  Айтжанова.  Постановление  предписывает 
«приостановить реализацию напечатанной, но не реализованной продукции, содержащей 
информацию, порочащую честь и достоинство Кулибаева  Тимура Аскаровича».

М. Айтжанов ссылается на то, что к нему для исполнения поступил исполнительный 
лист  №  2-992  от  1  февраля  2010  года,  выданный  Медеуским  райсудом  Алматы,  о 
наложении  ареста  на  содержащие  оскорбления  г-на  Кулибаева  номера  газет,  тиражи 
которых печатаются в типографии «Время-Принт».

Февраль, 04
«Свобода слова» (г. Алматы)
4 февраля из некоторых пунктов распространения и реализации печатной продукции 

судоисполнителями был частично изъят очередной выпуск газеты «Свобода слова». Эти 
действия обосновывались письменным распоряжением старшего судебного исполнителя 
Медеуского территориального отдела Администратора судов г. Алматы А. А. Ермекова «о 
наложении  ареста  для  исполнения»  и  исполнительным  листом  Медеуского  районного 
суда г. Алматы от 01 февраля 2010 года.

Напомним, 1 февраля 2010 года Медеуский райсуд вынес определение в обеспечение 
иска председателя правления АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» 
Тимура  Кулибаева  к  бывшему  главе  «БТА-Банка»  Мухтару  Аблязову,  газетам 
«Республика», «Взгляд», «Курсивъ» и их владельцам о наложении  ареста на  продукцию 
этих и иных изданий,  в которых содержатся сведения, порочащие честь и достоинство 
Кулибаева.  Определением  также  предписывается  приостановить  реализацию  уже 
«напечатанной,  но  не  реализованной   продукции,  содержащей  скандальную 
информацию».

Следует отметить, что газеты «Свобода слова» в числе ответчиков по иску нет.
Главный  редактор  еженедельника  «Свобода  слова»  Гульжан  Ергалиева  в  связи  с 

попыткой  изъятия  тиража  выступила  с  заявлением.   Она  считает,  что   такого  рода 

19



действия властей имеют целью «полное истребление свободных СМИ в Казахстане» и 
расценивает их как «апартеид против независимой прессы».

Она заявляет: «как гражданин Республики Казахстан, журналист и главный редактор, 
я категорически протестую против такой дискриминации 16 млн. 196 тыс. 800 граждан 
Казахстана,  из  которых  лишь  один  –  Тимур  Кулибаев  освобожден  от  критики,  а  суд 
априори сделал его правым».

Г.  Ергалиева  объявила  о  своем  гражданском  неповиновении  определению 
Медеуского  райсуда  г.  Алматы  от  01.02.2010,  так  как  считает  его  «неадекватным  в 
юридическом  и  моральном  отношении»  и  призвала  Верховный  суд  «отменить  это 
позорное и унизительное для страны решение».

Февраль, 05
Все СМИ
5 февраля все печатные и электронные СМИ республики получили постановления об 

исполнении   определения  Медеуского  райсуда  г.  Алматы  по  иску  Тимура  Кулибаева, 
подписанные региональными судебными исполнителями. 

Определение  о  запрете  публиковать  и  распространять  в  СМИ  информацию, 
порочащую  честь  и  достоинство  Тимура  Кулибаева,  предписывается  исполнить  также 
киоску «Газеты и журналы» (Актюбинская область),  КГП «Атырау-Акпарат», собственнику 
большей  части  газетных  киосков  Атырау,  типографии  ТОО  «Ак  Жайык»  и  филиалу  АО 
«Казпочта» (Атырауская область). 

Февраль, 08
«Свобода слова», «DAT-Тасжарган» (г. Атырау)
8 февраля судоисполнители Атырауского территориального отдела администрации 

судов, исполняя определение Медеуского райсуда г. Алматы по иску Тимура Кулибаева, 
организовали  рейды  по  точкам  реализации  газет.  По  словам  старшего  судебного 
исполнителя  Срыма  Медеугалиева,  во  время  рейда  они  изъяли  лишь  незначительное 
количество  номеров  «DAT-Тасжарган»  и  «Свобода  слова».  Большая  часть  тиражей  к 
этому моменту уже была распродана. При этом судоисполнитель подчеркнул, что изъятие 
происходило на возмездной основе, то есть приобреталось у распространителей за деньги.

Как  сообщает  собственный  корреспондент  фонда  «Адил  соз»  по  Атырауской 
области,  8  февраля  газетные  киоски  обходили  не  только  сотрудники  администрации 
судов, но и КГП «Атырау-Акпарат», являющегося собственником большей части газетных 
киосков в Атырау. Работники госпредприятия проверяли в киосках наличие изданий со 
статьями  про  Тимура  Кулибаева,  и  угрожали,  что  если  в  четверг,  когда  поступят  на 
продажу новые тиражи газет, они найдут статьи про зятя президента, то киоски закроют. 

Между тем, для распространителей, арендующих киоски у КГП, продавать только 
государственные газеты означает банкротство и потерю киосков. 

Февраль, 08
«Взгляд», «Республика» (г. Алматы)
8 февраля редакции газет «Взгляд» и «Республика» распространили пресс-релиз. В 

нем сообщается, что  в киосках «Казпресс» города Астаны и на так называемых развалах 
судебные исполнители начали арестовывать тиражи газет «Республика» и «Взгляд».

«Служители  правосудия»  пересчитывают  газеты,  опечатывают  их  и  оставляют 
продавцам некую бумагу, в которой написано, как  сообщают реализаторы продукции, что 
«Республику» и «Взгляд» запрещено продавать.

По  предположению  редакций,  «судебные  исполнители  претворяют  в  жизнь 
беспрецедентное  определение  Медеуского  районного  суда  города  Алматы,  согласно 
которому запрещено распространять сведения, порочащие честь и достоинство среднего 
зятя президента Назарбаева Тимура Кулибаева.

20



То,  что в природе еще не существует  решения о признании того,  что какие-либо 
конкретные сведения признаны порочащими честь и достоинство г-на Кулибаева, их не 
смущает.  Как  не  смущает  и  то,  что  именно  в  этих номерах  газет   Тимуру  Кулибаеву 
посвящен лишь материал о подаче им иска в адрес независимых изданий».

Февраль, 18 
 «Республика – деловое обозрение» (г. Алматы)
18  февраля  редакция  газеты  «Республика  –  деловое  обозрение»   получила  новое 

определение Медеуского территориального отдела Администратора судов г. Алматы за 
подписью и.о. старшего судебного исполнителя Махмуда Садыкова.

Документ  накладывает  запрет  на  реализацию  напечатанной  продукции  в  виде 
тиражей газеты «Республика  – деловое обозрение».  Если редакция  не послушается,  то 
«при выявлении напечатанной и нереализованной продукции» судоисполнителями будут 
приняты меры «по опечатыванию и изъятию».

«Республика»  считает:  «судоисполнитель  Садыков  сделал  «ход  конем».  Решение 
Медеуского райсуда Алматы о том, что его определение на запрет печати «Республики» 
было незаконным, он теперь решил обойти другим способом.

Получается,  что  редакция  вправе  печатать  издание,  но  вот  продавать  его  и  тем 
самым выплачивать компенсацию «БТА Банку»… запрещено! Как такая мера поможет 
скорее  заплатить  штраф в  размере  60 миллионов  тенге  «БТА Банку»,  ради чего,  если 
верить официальной версии, все и затевает г-н Садыков, абсолютно непонятно. Пока мы 
видим, что все делается для того,  чтобы газета не смогла расплатиться по иску никогда и 
никаким способом». 

Февраль, 19
«Моя республика» (г. Алматы)
Выпуск  газеты  «Моя  республика»  от  19  февраля  отважилась  напечатать  одна  из 

типографий города Караганды. Едва тираж был выпущен в свет, директора типографии 
пригласили «на разговор» в городскую администрацию.

По  сведениям  редакции  «Республики»,  карагандинской  типографии  запретили  в 
дальнейшем печатать это издание.

Напомним, уже несколько месяцев ни одна типография страны не решается  работать 
с этой газетой,  опасаясь преследований,  которым подверглась типография «Комета S». 
Газета  размножается  на  офисном  оборудовании  и  брошюруется  при  помощи 
канцелярского степлера.

Февраль, 25
Все СМИ
Редакции  газет  «Тасжарган»  и  «Свобода  слова»  получили  письмо,  подписанное 

группой  судей  Медеуского  районного  суда  Алматы.  Речь  в  нем идет  об  определении, 
вынесенном судьей  Даной Махметовой,  накладывающем арест   на любую печатную  и 
электронную продукцию, в которой имя Тимура Кулибаева упоминается в неприглядном 
свете. Как следует из письма,  Д. Махметова вынесла заведомо незаконное определение с 
нарушением досудебных процедур под давлением и по указанию председателя городского 
суда Алматы Тклеса Барпиева.

Обратиться  в  СМИ судьи  решили после  того,  как  Махметовой было предложено 
написать  заявление  об  увольнении  по  собственному  желанию,  на  что  она  ответила 
отказом.  

Февраль, 04
Все СМИ
4  февраля  на  брифинге  в  Астане  официальный  представитель  Генеральной 

21



прокуратуры  Нурдаулет  Суиндыков  сказал,  что  Генеральная  прокуратура  считает 
правомочным  решение  суда,  запретившего  распространять  печатную  продукцию, 
содержащую  информацию,  компрометирующую  заместителя  председателя  правления 
ФНБ «Самрык-Казына» Тимура Кулибаева: «Мы не участвовали в этом деле и пока давать 
правовые  оценки  действиям  суда  мы не  можем.  Но  могу  сказать,  решение  принято  с 
соблюдением гражданско-процессуального законодательства». 

Февраль, 08
Все СМИ (г. Алматы)
В  Алматы  на  круглом  столе,  посвященном  либерализации  законодательства  в 

уголовно-правовой сфере, председатель Верховного суда Мусабек Алимбеков на вопрос 
журналистов  о  законности  вынесенного  судей  Даной  Махметовой  определения, 
запрещающего всем СМИ публиковать и распространять сведения, касающиеся чести и 
достоинства Тимура Кулибаева, ответил: «…Судьи тоже иногда ошибаются. Но ошибки 
судей,  тем  более,  если  судебный  акт  вступил  в  законную  силу,  должны исправляться 
вышестоящими  судебными  инстанциями.  Надеюсь,  в  ближайшее  время  вы  получите 
ответ: имела ли место ошибка у судьи или нет. Если ошибка имело место, то мы дадим 
оценку, насколько она по степени сложности является наказуемой. В этом случае вопрос о 
привлечении  судьи  Медеуского  районного  суда  ответственности  будет  решать 
дисциплинарная коллегия городского суда Алматы». 

Также Мусабек Алимбеков попросил представителей СМИ с пониманием отнестись 
к работе его коллег и критиковать их за совершенные ошибки без издевок: «Журналисты 
показывают нас в форме женщин легкого поведения - вы думаете, это характерно только 
для судей? Мы же в одном обществе живем. (…) Если мы хотим исправить ситуацию, то 
должны говорить об этом. Если ошибка есть, то она должна быть исправлена. Судьи – это 
не  роботы.  У  нас  в  Казахстане  насчитывается  2500 судей.  Они все  разные,  мы их  из 
космоса не привозили. У них есть ощущения, чувства и разум». 

15. Прекращение и приостановление выпуска СМИ

Февраль, 02
«Город 326» (г. Тараз)
2 февраля жильцы соседнего дома принесли в редакцию газеты «Город 326» приказ 

Комитета  информации  и  архивов  Министерства  культуры  и  информации  РК, 
подписанный Б.Омаровым и копию письма в МКИ начальника управления внутренней 
политики акимата Жамбылской области Рахии Турмаханбетовой о нарушении изданием п. 
5  ст.  10  закона  «О  средствах  массовой  информации».  Согласно  этим  документам, 
свидетельство о постановке на учет издания признается утратившим силу.  Основанием 
для аннулирования свидетельства названо нарушение газетой периодичности выпуска. 

«Город  326»  издается  с  июня  2005  и  является  еженедельным  изданием.  Из-за 
финансовых трудностей с марта 2009 года газета с помощью своих подручных средств, с 
периодичностью раз в три месяца, выпустила три двухполосных номера тиражом по 50 
экземпляров на обычной бумаге формата А3. Бесплатные экземпляры этих номеров были 
вовремя  переданы  в  администрацию  городского  и  областного  акиматов  в  обычном 
порядке.

По  мнению  главного  редактора  издания  Альберта  Жигеря,  действия  Р. 
Турмаханбетовой  можно  расценить  как  «сомнительный  повод,  чтобы  закрыть 
единственный городской еженедельник, позволяющий себе критику работы и политики, 
проводимой новым акимом Жамбылской области г-ном Бозумбаевым». 

Редакция обратилась с письмом к министру культуры и информации Мухтару Кул-
Мухаммеду и председателю Комитета информации и архивов МКИ Бауржану Омарову с 
просьбой  «пересмотреть  и  отменить  Приказ  Председателя  Комитета  информации  и 

22



архивов Министерства культуры и информации РК г-на Омарова». 

Февраль, 24
«Диапазон-Уральск» (Западно-Казахстанская область)
23 февраля, накануне очередного выпуска газеты «Диапазон-Уральск», руководство 

ТОО «Рифма» неожиданно получило от сотрудников газеты из Уральска, в том числе от 
главного  редактора  и  ответственного  секретаря,   заявления  об  увольнении  по 
собственному желанию. 

Газета  «Диапазон-Уральск»  являлась  региональным  проектом  ТОО  «Рифма»  (г. 
Актобе) и была убыточной. И все же руководство, несмотря на кризис, не собиралось ее 
закрывать.

Так  как   набрать  новый  штат  сотрудников  филиала  в  столь  короткие  сроки 
невозможно, собственник газеты принял решение прекратить выпуск убыточного издания.

Февраль, 04
«Земля и люди» (г. Уральск)
Суд № 2 города Уральска удовлетворил иск Светланы Лариной к газете «Земля и 

люди»  и  к  собственнику  издания  ИП  «Золотая  орда»  о  приостановке  выпуска  этого 
издания. Поводом для иска послужила статья «Наследственный дом Лариных или куда 
подевалась детская  доля»,  в которой был опубликован фрагмент частного  письма  С. 
Лариной, адресованного матери.

Суд согласился с доводами истца, что журналист газеты «Земля и люди» Екатерина 
Макеева, опубликовав письмо без согласия автора и получателя, нарушила тайну частной 
переписки.

Решением суда выпуск газеты «Земля и люди» приостановлен на три месяца. 
Суд рассмотрел также два иска к газете «Земля и люди» о возмещении морального 

вреда по этой же публикации.  Истцы – жители Уральска Светлана и Алексей Ларины 
потребовали привлечь издание к ответственности за публикацию писем без разрешения 
автора  и  обязать  издание  возместить  моральный  вред  в  размере  4  млн.  тенге  (по  2 
млн.тенге каждый).

26 февраля суд  вынес решение  оставить  иски Лариных по моральному ущербу к 
газете без удовлетворения.

16. Необоснованные требования о предоставлении  сведений

Февраль, 12
ТК «ТКТ» (г. Темиртау)
ТК «43 канал» (г. Темиртау)
12 февраля в офис телекомпаний «ТКТ» и «43 канал» пришли двое мужчин в форме, 

представившиеся  работниками  миграционной  полиции.  Они  задали  заместителю 
директора  телеканала  Анастасии  Головкиной  ряд  вопросов  о  бывшем  директоре 
телекомпании  Евгении  Завацком.  Во  время  допроса  пришли  еще  три  неизвестных 
человека в штатском.

Поскольку визитеры не предъявили служебных удостоверений и постановления о 
проведении проверки, Головкина отвечать на вопросы отказалась.

Затем,  невзирая  на  протесты  Головкиной,  один  из  «гостей»  в  форме  капитана 
миграционной полиции изъял ряд копий конфиденциальных документов телекомпании.

Приехавший  по  вызову  заместителя  директора  телекомпаний  наряд  полиции 
предложил визитерам и Головиной проехать  в Восточный отдел полиции г. Темиртау. 
Однако  в  отделение прибыла только Головкина. Виновники инцидента, ехавшие в своей 
машине, по дороге исчезли.

Директор Николай Завацкий написал заявление на имя прокурора Карагандинской 

23



области М.Д. Ахметова,  начальника ДВД Карагандинской области Н. А. Рахимберлина. 
Он требует провести служебное расследование по вышеописанным фактам и установить 
личности  людей,  которые  с  нарушением  требований  действующего  законодательства 
осуществляли оперативно-розыскные действия.

18. Нарушение принципа гласности судебного процесса

Февраль, 09
СМИ г. Актобе
Во время оглашения приговора трем жителям Актюбинской области, обвиняемым в 

терроризме,  судья  актюбинского  городского  суда  №  2  Рауилия  Кустанова  запретила 
журналистам вести аудиозапись. Кроме того, судья заявила: «Потом покажете нам, что вы 
записали». 

Февраль, 18
Марина Рыбалко, «Курс» (г. Кокшетау)
18  февраля  при  входе  в  районный  суд   3  Тайыншинского  района  Северо-

Казахстанской области один из сотрудников суда, увидев в руках редактора газеты «Курс» 
Марины  Рыбалко  записывающую  аппаратуру,  попытался  в  грубой  форме  запретить 
вносить ее в зал. На требование журналиста назвать себя и свою должность, он сказал, что 
«не будет представляться».

Февраль, 18
Марина Рыбалко, «Курс» (г. Кокшетау)
18  февраля  председатель  районного  суда  №  3  Тайыншинского  района  Северо-

Казахстанской области Тургунбай Жакенов, проводивший процесс по административному 
делу,  запретил редактору газеты «Курс» Марине Рыбалко вести аудиозапись процесса. 
Свой запрет он обосновал тем, что журналист «не ходатайствовала о записи до начала 
заседания». М. Рыбалко сослалась на законодательство, согласно которому аудиозапись 
открытого судебного заседания проводить можно без разрешения,  на что председатель 
ответил: «Нет, я запрещаю. Уберите».

Февраль, 24
«Время», интернет-портал «Республика.kz», интернет-портал «Zona.kz» (г. Астана)
Собственных корреспондентов по Акмолинской области газеты «Время», интернет-

порталов  «Республика.kz» и «Zona.kz», пришедших осветить судебный процесс по иску 
В.Козлова  к  Комитету  регистрационной  службы  Министерства  юстиции  в  Есильском 
районном суде Астаны, приставы, по указанию судьи Аскара Сулейменова не  пропускали 
в зал заседания.  Журналистов пропустили только,  когда заседание было перемещено в 
другой зал.

19. Необоснованные требования в публикации материалов

Февраль, 15
«Курс» (г. Кокшетау)
15  февраля  в  редакцию  газеты  «Курс»  пришли  двое  сотрудников  управления  по 

чрезвычайным  ситуациям  и  департамента  противопожарной  службы  Акмолинской 
области с материалом для публикации. При этом они выдвинули ряд требований: чтобы 
материал  вышел  в  ближайшем  номере  (18-го  февраля)  и  на  государственном  языке. 
Редактор  газеты  Марина  Рыбалко  объяснила,  что  по  техническим  причинам  это 
невозможно:  газета  уже  сверстана,  а  для  публикации  на  государственном  языке 
необходимо обратиться  в  казахскоязычную  газету "Букпа!".  Тогда главный специалист 

24



управления  по  ЧС  старший  лейтенант  противопожарной  службы  Омар  Азамат  стал 
угрожать,  намекая  на  будущие  проверки  редакции  на  соответствия  здания  нормам 
противопожарной безопасности. «Я уверен, что увижу статью в этот четверг», - заявил 
Омар Азамат.

На следующий день Омар Азамат пришел в редакцию и принес извинения. После 
этого статья в газете была опубликована.

20. Нарушения трудовых прав журналистов

Февраль, 02
«Звезда Прииртышья» (г. Павлодар)
Почти три месяца в редакции старейшей областной газеты «Звезда Прииртышья», 

учредителем которой являются акимат  и  маслихат Павлодарской области,  не  работали 
туалеты. Сотрудники редакции вынуждены были все это время ходить в соседние здания. 
Долгое время на жалобы журналистов относительно нарушения санитарно-гигиенических 
норм  не  было  никакой  реакции.  Руководство  КГП  на  праве  хозяйственного  ведения 
«Центр  аналитической  информации»  управления  внутренней  политики  облакимата,  в 
подчинении  у  которого  находится  данное  СМИ,  самоустранилось  от  решения  данной 
проблемы. Туалеты в редакции государственной газеты заработали лишь 2 февраля.

Февраль, 03 
«Южный Казахстан» (г. Шымкент)
Ряд  сотрудников  общественно-политической  газеты  «Южный  Казахстан»  понес 

дисциплинарные  взыскания.  Поводом  послужило  то,  что  накануне,  при  подготовке 
номера,   в  котором  печаталось  послание  президента  народу  Казахстана,  редакция,  не 
дождались фото главы государства, поставила один из имеющихся в архиве снимков.

Уже на  следующий  день  в  редакции  начались  звонки  с  претензиями  из  акимата 
Южно-Казахстанской области и управления внутренней политики. Главному  редактору 
Марине Лимаренко управление внутренней политики вынесло  строгий выговор. В свою 
очередь  редактор  наказала  сотрудников,  работавших  над  номером:  два  заместителя 
редактора – Кенес Исмаилов и Виктор Кремер, ответственный секретарь Екатерина Чирва 
получили выговоры, дежурному редактору Людмиле Ковалевой объявлено замечание.  

Февраль, 25
ИА «Казинформ» (г. Алматы)
19  февраля  сотрудники  информационного  агентства  «Казинформ»  обратились  к 

премьер-министру республики Кариму Масимову через  его  личный блог  с  письмом,  в 
котором жалуются на систематические задержки  заработной платы. 

По их словам, заработная плата за декабрь прошлого года была выплачена им только 
в середине января, а зарплату за январь сотрудники агентства не получили до сих пор.

Сотрудники  «Казинформа»  считают,  «что  финансовая  деятельность  компании 
ведется с крупными нарушениями»: перечисления в пенсионный фонд производятся не 
регулярно,  кроме  того,  «по  результатам  внутреннего  аудита  в  2009  году  компания 
задолжала 90 млн. тенге (!) налоговых отчислений».

В связи со сложившейся ситуацией журналисты просят главу правительства взять 
под  свой  личный  контроль  финансовую  деятельность  компании  и  провести 
соответствующие проверки финансовой деятельности информационного агентства. 

Обращение журналистов Карим Масимов переадресовал на блог министра культуры 
и информации Мухтара Кул-Мухаммеда. 

Февраль, 25
ИА «Казинформ» (г. Алматы)

25



Председатель  национального  информационного  холдинга  «Арна  Медиа»  Ерлан 
Байжанов,  отвечая  на  вопрос  корреспондента  КазТАГ  о  систематических  задержках 
выплаты заработной платы сотрудникам ИА «Казинформ», сказал: «Я ничего об этом не 
слышал. Мне никто не жаловался по этому поводу».

Е. Байжанов выдвинул свою версию появления на личном блоге премьер-министра 
Карима  Масимова  обращения  сотрудников  «Казинформа»:  «Там  решено  провести 
оптимизацию и в связи с этим ожидается сокращение штата. Видимо, через обращение 
К.Масимову таким образом некоторые сотрудники «Казинформа» попытались выразить 
свое недовольство».  

21. Причинение вреда имуществу журналиста

Февраль, 16
Айнур Балакешова, «Литер» (г. Караганда)
В  Караганде  на  автостоянке  полностью  сгорел  автомобиль,  принадлежащий 

собственному  корреспонденту  газеты  «Литер»  по  Карагандинской  области  Айнур 
Балакешовой. Предварительная версия возгорания – замыкание электропроводки. 

Сама журналист эту версию не поддерживает: «В плане электроники моя машина 
всегда была в отличном состоянии, я за этим следила». 

По  словам  А.  Балакешовой,  за  день  до  этого  на  ее  рабочем  компьютере  была 
взломана электронная почта. В результате этого были утеряны все адреса, материалы, в 
том числе приватные, имеющие отношение к работе журналиста.

А.  Балакешова  специализируется  на  криминальной  тематике,  публикует  много 
критических материалов. По ее мнению, «желающих навредить и запугать,  наверное, в 
регионе достаточно». 

Журналист намерена обратиться с заявлением в полицию. 

III. КОНФЛИКТЫ. НАРУШЕНИЯ, ИНКРИМИНИРУЕМЫЕ 
СРЕДСТВАМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Обвинения в клевете (ст. 129 УК РК)

Февраль, 25
Асель Таубаева, ТВ «АРТ» (г. Караганда)
25 февраля судья суда № 2 района имени Казыбек би г. Караганды С. Е. Шапель 

вынес оправдательный приговор в отношении Асель Таубаевой,  обвиняемой по ст.129 УК 
РК – «Клевета».

Поводом для судебного  преследования  стал  телерепортаж о  проблеме  устройства 
детей в ясли-сад, показанный карагандинским телеканалом «ТВ АРТ» 26 мая 2009 года.  В 
этом сюжете  Асель  Таубаева,  ссылаясь  на  свой  опыт и  на  мнения  других  родителей, 
негативно  охарактеризовала  заведующую  детским  садом А.  Нам.  В  ответ  заведующая 
обвинила родительницу в клевете.

Адвокат обвиняемой Талгат Шукутов обратился в Общественный центр экспертиз 
при  Фонде  «Адил  соз».  Лингвистическое  исследование  видеосюжета,  проведенное 
специалистами  Общественного  центра,  показало:  «прямая  речь  Асель  Таубаевой, 
являющаяся  частью  телевизионного  сюжета,  не  содержит  высказывания  в  форме 
утверждения о фактах вымогательства взятки у нее лично и у других лиц».

Февраль, 24
Виктор Мирошниченко, «Время» (Северо-Казахстанская область)
Главный врач горбольницы № 3 Петропавловска Анатолий Ко обратился в городской 

суд со встречной жалобой по обвинению в клевете собственного корреспондента собкора 

26



газеты  «Время»  по  Северо-Казахстанской  области  Виктора  Мирошниченко  за 
публикацию «Доходы из отходов» («Время», 04.06.2009 г.) об утилизации медицинских 
отходов. 

А  ранее,  в  январе,  В.  Мирошниченко  подал  в  суд  жалобу  частного  обвинения 
главного  врача  в  клевете.  А.  Ко  в  рекламном  материале  газеты  «Добрый  вечер»  - 
интервью «Больница особого назначения», назвал журналиста клеветником, скандальным 
и бессовестным журналистом.

Несмотря на разные публикации, судья Айдархан Жанаков обе жалобы объединил в 
одно  производство.  Журналист  обратился  к  председателю  городского  суда 
Петропавловска с просьбой передать дело по частной жалобе главврача горбольницы № 3 
Анатолия Ко по обвинению журналиста в клевете на рассмотрение другому судье.  Его 
ходатайство было удовлетворено. 

В настоящее время Виктор Мирошниченко намерен требовать разбирательства этих 
двух дел по отдельности.  

2.  Обвинения в оскорблении (ст. 130 УК РК)

Февраль, 10
Виктор Гербер, «Эврика» (г. Актобе)
Акмарал Майкузова, «Эврика» (г. Актобе)
Житель  города  Актобе  Абдрашит  Насыров,  баллотировавшийся  в  2008  году  в 

областной  маслихат,  обратился  с  заявлением  в  Саздинский  отдел  полиции  ДВД 
Актюбинской  области.  В  своем  заявлении  А.  Насыров  просит  привлечь  к  уголовной 
ответственности  по  статье  130  УК  РК  главного  редактора  газеты  «Эврика»  Виктора 
Гербера и бывшего корреспондента издания Акмарал Майкузову. 

Как  считает  актюбинец,  журналисты  в  статье  «В  областном  маслихате  полный 
комплект»  («Эврика»,  06.06.2008  г.)  о  результатах  выборов  в  облмаслихат, 
распространили о нем оскорбительные сведения. 

3. Обвинения в воспрепятствовании законной деятельности прокурора, следователя, 
дознавателя, судебного пристава, судебного исполнителя (ст. 522 с. 2 КоАП РК)

Февраль, 08
Елена Бурмистрова, «Время-Принт» (г. Алматы)
8  февраля  в  Специализированном  административном  суде  Алматы  состоялось 

рассмотрение административного  дела в отношении директора типографии ТОО «Время-
Принт»   Елены  Бурмистровой   по  ст.522  ч  2  Кодекса  об  административных 
правонарушениях  «Воспрепятствование законной деятельности прокурора,  следователя, 
дознавателя,  судебного  пристава,  судебного  исполнителя».  Данная  статья 
предусматривает  наказание в виде штрафа или ареста сроком до 10 суток.

Е.  Бурмистрову  обвиняют  в  том,  что  она,    являясь  директором  типографии, 
умышленно  нарушила  постановление  судоисполнителя  о  запрете  опубликования  и 
распространения в СМИ информации, порочащей честь и достоинство Кулибаева Тимура. 
Нарушение выразилось в том, что типография напечатала тираж газеты «Свобода слова», 
в  которой имелись  статьи  «Второй президент  -  Кулибаев?» и  «КазмунайГаз:  вотчина 
Кулибаева»,  содержащие,  по  мнению  судоисполнителя,   сведения,  на  которые 
постановлением были наложены ограничения.

Адвокат  Е.  Бурмистровой  настаивала  на  том,  чтобы  дело  было  рассмотрено  по 
существу  и   прекращено  за  отсутствием   события  правонарушения.  Однако  судья 
направила дело судебным исполнителям на дооформление. 

27



4. Требования о защите чести, достоинства и деловой репутации, 
вытекающие из публикации определенных сведений

Февраль, 01
«Республика», «Голос Республики», «Взгляд», «Курсив» (г. Алматы)
29  января  заместитель  председателя  правления  фонда  «Самрук-Казына», 

председатель совета директоров национальной компании «КазМунайГаз» Тимур Кулибаев 
обратился в Медеуский районный суд Алматы с иском о защите чести и достоинства к 
бизнесмену  Мухтару  Аблязову,  газете  «Республика»,  «Голос  Республики»,  «Взгляд», 
«Курсив», к собственникам этих газет ТОО «Шежiре  ЛТД», ТОО «ИАЦ «Аяна» и ТОО 
«Курсив Ньюс».

Поводом стало опубликованное в этих изданиях письмо М. Аблязова, в котором он 
обвиняет Кулибаева в коррупционных преступлениях. 

Истец  потребовал  признать  распространенные  сведения  не  соответствующими 
действительности, опубликовать опровержение и принесли публичные извинения во всех 
СМИ, где эти сведения были опубликованы. 

В  качестве  меры  по  обеспечению  иска  Т.  Кулибаев  просит  наложить  арест  на 
печатную и электронную продукцию СМИ, в которых содержатся порочащие его честь и 
достоинство сведения; запретить ответчикам, другим СМИ и «иным лицам публиковать и 
распространять в СМИ и на иных носителях» любую порочащую его честь и достоинство 
информацию. А также «приостановить реализацию напечатанной,  но не реализованной 
продукции, содержащей вышеуказанную информацию». 

1  февраля  судья  Д.  Махметова  единолично  в  отсутствие  ответчиков  вынесла 
определение по обеспечению иска Кулибаева.

Февраль, 09
Все СМИ
9 февраля  в Медеуском районном суде г. Алматы состоялось судебное заседание по 

заявлению  газеты  «Голос  Республики»  об  отмене  определения  о  нераспространении 
сведений, касающихся чести и достоинства Тимура Кулибаева.

Судья Дана Махметова, ранее вынесшая этого определение, на этот раз оставила иск 
Тимура  Кулибаева  без  рассмотрения  и  отменила  свое  собственное  определение  в 
отношении  СМИ.  Основанием  для  такого  решения  стало  несоблюдение  истцом 
процедуры досудебного разрешения конфликта.

Как известно, ранее заместитель председателя правления фонда «Самрук-Казына», 
председатель совета директоров национальной компании «КазМунайГаз», зять президента 
страны  Тимур  Кулибаев  обратился  в  суд  с  иском  о  признании  не  соответствующими 
действительности сведений, распространенных Мухтаром Аблязовым в СМИ. М. Аблязов 
опубликовал в ряде изданий обращение к руководству Казахстана и Китайской Народной 
Республики,  в  котором  указал  на  коррупционные  нарушения,  допущенные  Т. 
Кулибаевым. 

Февраль, 04
Кундызай Калауова, «Замана» (г. Шымкент)
4  февраля  судья  Енбекшинского  районного  суда  города  Шымкента  Клара 

Жаппашева  отказала  исполняющему  обязанности  директора  шымкентской   школы-
гимназии  №  38  г.  Мухтару  Сейтхожаеву  и  зам.  директора  по  воспитательной  работе 
Айжан Куришбаевой  в удовлетворении иска к  редакции газеты «Замана» и журналисту 
Кундызай  Калауовой  (псевдоним  Ж.  Айнатас).  Исковые  требования  касались  защиты 
чести, достоинства и деловой репутации и возмещения морального вреда в размере 2 млн. 
тенге солидарно.

Поводом к иску послужили статьи «Шарамыга… Хайуан… Есек… окушыны осылай 

28



атауга бола ма?» («Шарамыга… Зверь… Ишак… разве можно так называть школьника?») 
и  «Бала кандай тартипсиздиги ушин мектептен шыгарылады?» («За что школьник может 
быть  выдворен  из  школы?»),  опубликованные  в  газете  соответственно  26 октября  и  2 
ноября 2009 года. Публикации посвящены нарушениям педагогической этики.

17 февраля,  не согласившись с этим решением,  истцы обратились в коллегию по 
гражданским делам суда Южно-Казахстанской области с апелляционной жалобой.

Февраль, 07
Лукпан Ахмедьяров, «Уральская неделя» (Западно-Казахстанская область)
В суде № 2 Уральска завершилось слушание по иску о защите деловой репутации 

Департамента  внутренних  дел   Западно-Казахстанской  области  к  издателю  газеты 
«Уральская  неделя»  –  ТОО  «Журналистская  инициатива»,  к  редакции  газеты  и 
журналисту Лукпану Ахмедьярову.

Напомним, ДВД области обратилось в суд за публикацию 2007 года «Разговорчики в 
строю».  В  статье  Л.  Ахмедьяров  привел  слова  не  названного  сотрудника  полиции, 
который на условиях конфиденциальности рассказал о системе взяток в структуре ДВД 
ЗКО.  Полицейские  потребовали  признать  недостоверными  сведения,  изложенные  в 
материале,  опубликовать  в  газете  опровержение,  извиниться  и  взыскать  с  издателя  и 
газеты 15 млн. тенге морального вреда.

7  февраля  стороны  заключили  мировое  соглашение,  согласно  которому  после 
опубликования опровержения в «Уральской неделе», ДВД отзывает иск. 

18 февраля опровержение в газете было опубликовано.

Февраль, 15
Зульфия Набиева,  «Наша Газета» (г. Костанай)
В Костанайском городском суде завершилось слушание судебного дела по иску о 

защите чести и достоинства директора оздоровительно-развлекательного комплекса «Ак-
Шанырак»  Бибигуль  Жангалишевой  к  газете  «Наша  Газета»  и  корреспонденту 
еженедельника Зульфие Набиевой (псевдоним - Зарина Муратова).

Напомним, после выхода 2 июля 2009 г. статьи «Кто накажет пляж», директор «Ак-
Шанырак»  обратилась  в  суд,  посчитав,  что  опубликованный  сведения  о  трагедии  на 
территории  частного  пляжа,  являются  порочащими.  Она  потребовала  опубликовать 
опровержение  и  взыскать  с  редакции  и  журналиста  сумму  расходов  по  уплате 
госпошлины.

15  февраля  судья  Гульманат  Артыкбаева  приняла  решение  оставить  исковое 
заявление Б. Жангалишевой без рассмотрения в связи с неоднократными неявками истицы 
на заседания.

Февраль, 17 
Елена Кулакова, ТРК «Сфера» (г. Темиртау) 
Съемочная  группа  телерадиокомпании «Сфера» приняла  участие  в  ночном рейде, 

организованном городской прокуратурой, ГОВД, а также госинспекцией по труду города 
Темиртау.  Цель  этого  мероприятия  заключалась  в  выявлении  случаев  нарушений, 
связанных с эксплуатацией детского труда. 

Как  выяснилось  в  ходе  рейда,  руководители  нескольких  кафе  города  Темиртау 
задействовали в ночной работе несовершеннолетних, что является нарушением трудового 
законодательства.  Об этом и был вскоре показан  сюжет в  программе «Известия»  ТРК 
«Сфера». 

На  следующий  день  в  редакцию  новостной  программы  пришла  хозяйка  кафе 
«Встреча» г-жа Ахлюстина и выразила главному редактору Елене Кулаковой претензии 
по поводу того, что съемочная группа не имела право без ее разрешения «вторгаться на 
частную территорию». Кроме этого, она пригрозила, что обязательно на телекомпанию 

29



подаст в суд, потому что «вы все совсем оборзели!». На следующий день в телекомпанию 
поступило  письмо,  подписанное  адвокатом   Карагандинской  областной  Коллегии 
адвокатов М.В.  Борисовой.  В нем она просила предоставить  ей видеозапись  сюжета о 
ночном рейде. Телекомпания ответила отказом.

Февраль, 22
Жанар Берликкызы, «Мегаполис» (г. Астана)
1 февраля в газете «Мегаполис» вышел материал Жанар Берликкызы «Как Нацбанк 

бросил…  якорь»  -  интервью  руководителя  Нацбанка  РК  Григория  Марченко  о 
национальной валюте. Статья сопровождалась комментарием редакции в частности, о том, 
что после объявления девальвации тенге цены на некоторые продукты и услуги выросли 
более чем на 25%. 

После  выхода  публикации  редакция  получила  письмо  директора  департамента 
организационной  работы,  внешних  и  общественных  связей  Национального  банка 
Александра  Терентьева.  Он  потребовал  от  редакции  опубликовать  официальное 
опровержение, обвинив журналистов в некомпетентности и финансовой безграмотности.В 
числе  прочего  в  письме  Нацбанка  указывается,  что  «Инфляция  по  итогам  2009  года 
составила  6,2%. Таким образом,  информация о  том,  что  девальвация якобы привела к 
росту цен на 25%, не соответствует действительности».

Редакция с претензиями А. Терентьева не согласилась и 22 февраля  опубликовала 
материал «Опровержение де-юре и подтверждение де-факто».

Февраль, 25 
Надия Лисицина, «Уральская неделя» (Западно-Казахстанская область)
ТОО  с  ИУ  (Товарищество  с  ограниченной  ответственностью  с  иностранным 

участием)  «Сатбор»  обратилась  в  редакцию  газеты  «Уральская  неделя»  с  письмом,  в 
котором  требует  опровергнуть  сведения  изложенные  в  статье  Надии  Лисициной 
«ОБАГАТИТельный  комплекс».  В  частности,  в  статье  сообщалось,  что  разработкой 
месторождения  калийсодержащих  пород  занимается  компания  «Сатбор»,  партнерами 
которой  является  американская  компания,  и  сумма  инвестиции  составляет  около  500 
миллионов  долларов.  В  своем  письме  в  редакцию  компания,  не  отрицая  изложенных 
сведений, требует опровергнуть их, считая, что эта информация «негативно отразилась на 
деловой репутации предприятия». В случае отказа публиковать опровержение, компания 
«Сатбор» оставляет за собой право обратиться с иском в суд. 

Февраль, 26 
Владислав Иевлев, «Вечерняя газета» (г. Темиртау)
В редакцию «Вечерней газеты» пришло письмо из Карагандинского областного суда, 

в  котором  указан  день  рассмотрения  апелляционной  жалобы  редакции.  Поводом  для 
жалобы послужило решение Темиртауского городского суда, вынесенное в декабре 2009 
года,  по  иску  депутата  маслихата  Темиртау  Юрия  Некрылова  к  «Вечерней  газете»  и 
журналисту Владиславу Иевлеву. 

Как  указал  в  исковом  заявлении  депутат,  в  статье  Владислава  Иевлева  «Фирма 
депутата задолжала темиртаускому предпринимателю» («Вечерняя газета», 21.10.2009 г.) 
были указаны сведения, наносящие ущерб   его чести, достоинству и деловой репутации. 
В своей  статье журналист сообщил о том,  ряд фирм, учрежденных Ю. Некрыловым, 
задолжал  своим партнерам по бизнесу  миллионы тенге.  Однако истец считает, что он, 
как  учредитель  ряда  коммерческих  фирм,  не  несет  ответственности  за  деятельность 
организованных им предприятий, а также по долговым обязательствам перед их деловыми 
партнерами. Юрий Некрылов требовал взыскать в свою пользу два миллиона тенге – один 
миллион с В. Иевлева и один миллион с редакции газеты за распространенную в статье 
информацию.   

30



24  декабря  2009  г.  судья  Темиртауского  горсуда  К.  Оралбеков  вынес  решение: 
взыскать  100 тысяч тенге с автора статьи  Владислава Иевлева и 100 тысяч тенге  - с 
редакции «Вечерней газеты». 

Не  согласившись  с  таким  решением,  редакция  10  января  этого  года  подала 
апелляционную жалобу в вышестоящую инстанцию. 

Заседание по апелляционной жалобе назначено на 10 марта. 

Февраль, 05
«Голос Республики» (г. Алматы) 
18 декабря 2009 г. в газете «Голос Республики» вышла статья Мухамеджана Адилова 

«"Шабдарбаевцы"  наносят  ответный  удар».  В  ней,  в  частности,  сообщается,  что  на 
интернет-сайтах была размещена видеозапись компрометирующего характера, на которой 
запечатлен  человек,  внешне  похожий  на  мажилисмена  Сата  Токпакбаева  и  были 
проанализированы возможные причины выброса в интернет скандальной видеозаписи. 

Спустя  несколько  дней  после  выхода  публикации,  на  заседании  Мажилиса 
парламента  Сат  Токпакбаев  заявил  о  том,  что  в  случае,  если  газета  не  опубликует 
опровержение  статьи,  он  намерен  обратиться  на  издание  в  суд   за  распространение 
порочащих сведений.

5 февраля со своих страниц редакция принесла свои извинения Сату Токпакбаеву.  

Февраль, 23 
«Республика – деловое обозрение» (г. Алматы) 
23  февраля  начальник  управления  администрации  судов  г.  Алматы  Насып 

Кенжебекова  сообщила  на  пресс-конференции  в  Алматы,  что  по  обращению 
судоисполнителя  М.  Садыкова  Медеуский  районный  суд  Алматы  вынес  новое 
определение.   Согласно  ему,   типографии  страны  обязаны  перечислять  все  средства, 
поступающие  для  печатания  газеты  «Республика  -  деловое  обозрение»,  на  счет 
администратора  судов  Алматы.  Исходя  из  логики  этого  документа,  типографии  могут 
обслуживать это СМИ только бесплатно.  

Февраль, 23 
Куанышбек Ботабеков, «Жас казак ун!» (г. Шымкент)
23  февраля  аким  Сайрамского  района  Южно-Казахстанской  области  Мухит  Али 

обратился с исковым заявлением о защите чести и достоинства в Ауэзовский районный 
суд Алматы к редакции газеты «Жас казак ун!» и журналисту Куанышбеку Ботабекову. 
Поводом послужила статья «Сайрамдагы сансыз кылмыс» («Бесчисленные преступления 
в Сайране» - перевод с казахского языка). 

Истец просит суд  обязать  автора статьи дать  опровержение и обязать  ответчиков 
компенсировать моральный вред в размере 2 млн. тенге солидарно. 

5. Требования и иски о защите чести, достоинства и деловой репутации, 
вытекающие из публикации мнений, убеждений и оценочных суждений

Февраль, 19
Сергей Козлов, «Новое поколение» (г. Алматы)
29  января  в  газете  «Новое  поколение»  была  опубликована  статья  обозревателя 

Сергея  Козлова  «Ковчег  сколотил  дилетант,  а  вот  “Титаник”  -  профессионалы...». 
Журналист в заметке рассуждает о том, что цифры, заявленные главой Национального 
банка Григорием Марченко об инфляции по итогам 2009 года не совсем корректны.

После  выхода  материала,  редакция  получила  письмо  от  директора  департамента 
организационной  работы,  внешних  и  общественных  связей  Национального  банка 
Александра  Терентьева.  В  нем  руководитель  департамента  выразил  несогласие  с 

31



опубликованным материалом. 

6. Требования о защите чести, достоинства и деловой репутации, 
вытекающие из публикации официальных сообщений

Февраль, 11
Галина Каткова, «Наша Газета» (г. Костанай) 
11  февраля  в  еженедельнике  «Наша  Газета»  вышла  статья  Галины  Катковой 

«"Туареги"  и  "доджи"  тоже  в  долгах».  В  публикации  со  ссылкой  на  данные, 
предоставленные налоговым департаментом по Костанайской области,  была приведена 
таблица самых крупных должников (физических лиц) по транспортному налогу в классе 
автомобилей с объемом двигателя от 3 до 4 тыс. куб. см. В таблице указывалась фамилия 
должника, марка его автомобиля и сумма долга. 

После выхода статьи в редакцию обратился директор областного филиала Нацбанка 
РК Мираш Жумашев с требованием опровергнуть  недостоверную информацию. По его 
словам, транспортный налог уплачен им полностью. Редакция обратилась с запросом и.о. 
начальника  налогового  департамента  по  Костанайской  области  Кали  Рахметову  с 
просьбой уточнить данные по долгу Жумашева. В полученном ответе сообщалось, что по 
состоянию  на  15.02.2010  г.  сумма  долга  составляет  47,5  тыс.  тенге.  Сам  Жумашев  в 
разговоре с корреспондентом «НГ» заявил, что в период с 21 января до 15 февраля он не 
платил транспортный налог. Свою позицию он потребовал изложить в статье.

25 февраля со страниц издания М. Жумашев потребовал от налогового департамента 
по Костанайской области принести ему извинения через это издание,  а также наказать 
виновных в предоставлении искаженной информации.

АО  «Казпочта»,  через  филиал  которого  производились  налоговые  выплаты, 
принесло  извинения  Мирашу  Жумашеву  за  невнимательность  оператора,  повлекшую 
искажение данных по налоговой отчетности.

Февраль, 25
Татьяна Корецкая, «Южный Казахстан» (г. Шымкент)
22  февраля  в  газете  «Южный  Казахстан»  была  опубликована  статья  Татьяны 

Корецкой  «Монополиста  заставили  прекратить  поборы».  В  ней  речь  шла  о  мерах 
прокурорского  реагирования  в  отношении  нарушений,  выявленных  в  ходе  проверки 
прокуратурой  поставщика  электроэнергии  в  Сарыагашском  районе  –  ТОО  «Онтустик 
жарык транзит». 

Энергетики посчитали, что информация не соответствует реальному положению дел 
и  25  февраля  прислали  претензию  в  адрес  редакции.  Они  потребовали  изложить  их 
позицию. В противном случае ТОО намерено обратиться в суд. 

Главный  редактор  газеты  Марина  Лимаренко  отказала  в  такой  публикации, 
сославшись на то, что в редакцию пришел слишком длинный текст – больше, чем сама 
статья,  которая,  к  тому же,  была написана на основании справки прокуратуры Южно-
Казахстанской области.

7. Требования о защите права на собственное изображение

Февраль, 02 
Светлана Круг, ТК «5 канал» (г. Караганда) 
Как сообщалось ранее,  в сентябре 2009 года на «5 канале» вышел сюжет Светланы 

Круг,  в  котором  Татьяна  Сим  на  общем  собрании  КСК  запрещала  своим  соседям 
проводить новую магистральную теплосеть, считая, что новая магистраль пройдет по ее 
участку и нарушит границы ее владения. 

После  выхода  сюжета  Т.  Сим  обратилась  в  суд  №  2  Казыбекбийского  района 

32



Караганды с  иском о  защите  права  на  собственное  изображение  к  журналисту  ТК «5 
канал»,  требуя  возместить  моральный  вред  в  размере  100  тыс.  тенге.  Районный  суд 
отклонил  требования  истицы.  Т.  Сим  обратилась  в  суд  Карагандинской  области  с 
апелляционной жалобой. 

В октябре 2009 карагандинский областной суд вернул дело на новое рассмотрение. 
В итоге суд № 2 района им. Казыбек би города Караганды своим решением обязал 

телекомпанию возместить Т. Сим 10 тыс. тенге. Не согласившись с таким решением, Т. 
Сим подала апелляцию в вышестоящий судебный орган.

2  февраля  коллегия  областного  суда  Карагандинской  области  оставила  решение 
районного суда без изменений. 

8. Обвинения в нарушении порядка проведения митингов (ст. 373 КоАП РК)

Февраль, 19
Розлана Таукина, НПО «Журналисты в беде» (г. Алматы)
Как  сообщалось  ранее,  27  января  Специализированный  межрайонный 

административный  суд  Алматы  вынес  постановление  в  отношении  президента  фонда 
«Журналисты в беде» Розланы Таукиной.  За ее участие 6 января во флеш-мобе «Свободу 
журналистам,  осужденным  за  свою  профессиональную  деятельность!»,  суд  обязал  Р. 
Таукину выплатить штраф в размере 50 МРП (70650 тенге).

Розлана Таукина обжаловала это постановление.
19  февраля  в  городском  суде  Алматы  состоялось  рассмотрение  апелляционной 

жалобы президента фонда «Журналисты в беде». Судья Жанабаев оставил постановление 
межрайонного административного суда без изменений. 

9. Требования и иски СМИ и журналистов 
о защите своих гражданских и профессиональных прав

Февраль, 16
«Республика – деловое обозрение» (г. Алматы)
16 февраля в  Медеуском районном суде Алматы состоялось оглашение решения по 

жалобе собственника газеты «Республика – деловое обозрение.  Дубль 2»  на действия 
судебного исполнителя  Махмуда Садыкова.

Напомним: 9 сентября 2009 года Медеуский районный суд Алматы вынес решение 
по  иску  «БТА-Банка»   к  собственнику,  главному  редактору  и  корреспонденту  газеты 
«Республика – деловое обозрение. Дубль 2», обязав ответчиков выплатить «БТА-Банку» 
60 миллионов тенге.

Позднее по ходатайству ответчика тот же суд разрешил выплату долга частями. 5 
февраля  очередной  номер  газеты  вышел  в  свет,   и  согласованная  между  банком  и 
собственником  газеты  сумма  была  перечислена   в  счет  погашения  долга.  Однако 
судебный  исполнитель  Садыков,   ссылаясь  на  то,  что  срок  погашения  долга  истек  29 
января, 8 февраля  вынес постановление  о  приостановке выпуска газеты.

Согласно   Закону  РК  «О  средствах  массовой  информации»,  приостановление 
выпуска СМИ возможно исключительно по решению самого собственника или суда. Сам 
ответчик - судебный исполнитель М. Садыков заявил на суде, что закон  о СМИ не читал, 
а руководствовался законом о судебных исполнителях. Присутствовавший на судебном 
процессе прокурор просил суд признать постановление судебного исполнителя полностью 
законным и оставить жалобу собственника газеты без удовлетворения.

Судья  Гульмира  Бейсенова,  выслушав  позиции  сторон,  вынесла  решение:  «…
действия  судебного  исполнителя   Садыкова  признать  незаконными,  иск  собственника 
газеты - удовлетворить».

33



Мониторинг подготовлен по сообщениям 
СМИ и корреспондентов Фонда
«Адил соз».

Координатор мониторинговой службы фонда «Адил соз»
Елена Цой
e-mail: lena  @  adilsoz  .  kz  

Юрисконсульт фонда «Адил соз»
Ганна Красильникова
e-mail:    ganna@adilsoz.kz  

По всем вопросам мониторинга вы можете также обратиться 
info  @  adilsoz  .  kz  

34

mailto:info@adilsoz.kz
mailto:ganna@adilsoz.kz
mailto:lena@adilsoz.kz

	I. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО, АДМИНИСТРАТИВНОГО И ПРАВОВОГО КЛИМАТА В СТРАНЕ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ 
СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
	1.  Речи, выступления и заявления высших должностных лиц государства, определяющие фактическое положение средств массовой информации 
и состояние свободы слова
	2. Изменения и проекты изменений действующего законодательства, 
определяющие правовое положение средств массовой информации 
	3. Оценки фактического положения СМИ и свободы слова
	4. Действия и выступления в защиту гражданских 
и профессиональных прав журналистов и СМИ

	II. НАРУШЕНИЯ ПРАВ СМИ И ЖУРНАЛИСТОВ
	1.   Убийство журналиста
	2.  Причинение вреда здоровью 
	3. Угрозы в отношении журналистов
	4. Оскорбление журналистов
	5. Провокация в отношении журналиста
	6. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов 
	7.  Необоснованный отказ и нарушение сроков постановки СМИ на учет
	8. Нарушения прав СМИ и журналистов на свободу слова и творчества
	9. Необоснованный отказ и нарушение сроков предоставления 
общественно значимой информации
	10. Необоснованные ограничения в получении общественно значимой информации
	11. Нарушение права на равное получение общественно значимой информации
	12. Необоснованные задержания работников СМИ
	13. Необоснованное изъятие СМИ и других изданий
	14. Нарушение права на распространение средств массовой информации
	15. Прекращение и приостановление выпуска СМИ
	16. Необоснованные требования о предоставлении  сведений
	18. Нарушение принципа гласности судебного процесса
	19. Необоснованные требования в публикации материалов
	20. Нарушения трудовых прав журналистов
	21. Причинение вреда имуществу журналиста

	III. КОНФЛИКТЫ. НАРУШЕНИЯ, ИНКРИМИНИРУЕМЫЕ 
СРЕДСТВАМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
	Обвинения в клевете (ст. 129 УК РК)
	2.  Обвинения в оскорблении (ст. 130 УК РК)
	3. Обвинения в воспрепятствовании законной деятельности прокурора, следователя, дознавателя, судебного пристава, судебного исполнителя (ст. 522 с. 2 КоАП РК)
	4. Требования о защите чести, достоинства и деловой репутации, 
вытекающие из публикации определенных сведений
	5. Требования и иски о защите чести, достоинства и деловой репутации, 
вытекающие из публикации мнений, убеждений и оценочных суждений
	6. Требования о защите чести, достоинства и деловой репутации, 
вытекающие из публикации официальных сообщений
	7. Требования о защите права на собственное изображение
	8. Обвинения в нарушении порядка проведения митингов (ст. 373 КоАП РК)
	9. Требования и иски СМИ и журналистов 
о защите своих гражданских и профессиональных прав


