
                                                                             Международный Фонд защиты 
                                                                 свободы слова «Адил соз»

Мониторинг
нарушений свободы слова в Казахстане

в феврале 2009 года

Моральный вред месяца: 26 февраля состоялось апелляционное судебное заседание 
по иску депутата Мажилиса парламента РК Ромина Мадинова к газете «Тасжарган», ее 
главному редактору Бакытгуль  Макимбай и журналисту Алмасу Кушербаеву.

В  апелляционной  жалобе  ответчики,  помимо  других  аргументов,  сообщали,  что 
требование  трех  миллионов  не  соответствует  принципу  справедливости,  разумности  и 
достаточности, ни у газеты, ни у журналистов таких средств нет.

Тем  не  менее,  коллегия  по  гражданским  делам  Алматинского  городского  суда 
постановила  увеличить  сумму  компенсации  в  10  раз  -  с  трех  до  30  миллионов  тенге 
($200000) (см. Глава III,  раздел 4).

Отказ месяца: 2 февраля редакция газеты «Республика» направила акиму Западно-
Казахстанской  области  Бактыкоже  Измухамбетову  официальное  письмо  с  просьбой 
аккредитовать  собственного  корреспондента  газеты  Аллу  Злобину  на  мероприятия 
областной администрации. Через две недели был получен отрицательный ответ. 

Чтобы уточнить причину отказа, представитель редакции связалась с руководителем 
пресс-службы  акимата  Калиуллой  Карагойшиным.   «Мы  -  органы  власти  и  с 
оппозиционной прессой  не  сотрудничаем,  это  же  понятно»,  -  объяснил  чиновник  (см.  
Глава II,  раздел 8).

Признание месяца:  В канун нового 2009 года вышел в свет первый номер новой 
еженедельной республиканской газеты «Фокус  -  Факты.  Оценки.  Комментарии».  Через 
полтора месяца  главный редактор газеты Галина Дырдина узнала,  что привлекается к 
административной  ответственности  по  статье  350  КоАП  -  «Нарушение  порядка 
объявления выходных данных». 

Правонарушение состояло в том, что в выходных данных первого номера газеты была 
допущена  опечатка:  «№  1  от  24  декабря»  вместо  «29  декабря».  Парадокс,  но 
законопослушный  редактор,  обнаружив  опечатку,  сама  проинформировала  о  ней 
Министерство культуры и информации (см. ГлаваIII,  раздел 2).

Тайна  месяца: Журналист  еженедельника  «Новый  вестник»  Елена  Ульянкина 
освещала  ситуацию  в  поселке  Шахан,  где  четыре  местных  пенсионерки  пришли  в 
районный акимат и отказались покидать здание до тех пор, пока власти не решат вопрос с 
бесперебойным снабжением населенного пункта электричеством. Е. Ульянкина попросила 
работников  акимата  дать  оценку  этому  событию,  но  последние  наотрез  отказались 
разговаривать  с  представителем  газеты,  сославшись  на  «государственную  тайну»  (см.  
Глава II, раздел 4).

В феврале 2009 г. мониторинг Фонда «Адил соз» зафиксировал  99 сообщений. 
Из них 17 определяют фактическое положение СМИ в свете политической 
атмосферы месяца, 61  дают информацию о прямых нарушениях прав СМИ и 
журналистов, 21 - о конфликтах и обвинениях, выдвинутых против СМИ и 
журналистов. 

Подробный мониторинг нарушений прав интернет-изданий смотрите на сайте 
www.adilsoz.kz  в соответствующем разделе.

1

http://www.adilsoz.kz/


I. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО, 
АДМИНИСТРАТИВНОГО И ПРАВОВОГО КЛИМАТА В СТРАНЕ, 
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ 
ИНФОРМАЦИИ

1.  Заявления,  речи  и  выступления   должностных  лиц  государства, 
определяющие фактическое положение средств массовой информации

Февраль, 12
Все СМИ
На  расширенном  заседании  бюро  политсовета  НДП  «Нур  Отан»,  говоря  об 

ответственности СМИ в период кризиса, президент РК Н. Назарбаев сказал следующее: 
«Особая ответственность в этот период возлагается на все средства массовой информации, 
какой  бы  собственности  они  не  принадлежали:  за  распространение  провокационных 
слухов,  дезинформацию  народа  должна  следовать  ответственность,  предусмотренная 
законом». Также, по мнению главы государства, «правительственные чиновники должны 
чаще, компетентно разъяснять свою работу в СМИ». 

Назарбаев  отметил,  что  «СМИ  должны  учить  людей,  как  выходить  из  сложных 
ситуаций, на опыте других людей, достойно справившихся с этими трудностями... Нужно 
настойчиво убеждать казахстанцев в том, что мы можем и должны преодолеть кризис, 
выйти из него более сильными и двигаться дальше к процветанию, прогрессу».

Февраль, 17
Все СМИ
Выступая на заседании в пресс-клубе «Айт-парк» в Алматы, советник президента РК 

Ермухамет  Ертысбаев  сказал:  «В  Казахстане  нет  гражданского  общества,  нет 
общественного мнения, а значит, все равно, что там будут писать газеты».

Февраль, 20
Все СМИ
В ряде СМИ была  распространена  информация  о  том,  что  накануне  девальвации 

тенге  на  Казахстанской  фондовой  бирже  было  куплено  два  миллиарда  долларов. 
Оператором  этой  сделки,  якобы,  выступило  АО «Альянс  банк». В средствах массовой 
информации также прошла информация о  том,  что  АО «Народный  Банк  Казахстана»  и  
АО «Казкоммерцбанк»  взяли  кредит  в  Национальном  Банке  Республики Казахстан  
под  залог  депозитов  АО  ФНБ «Самрук-Казына»  в  тенге  незадолго до девальвации. 
Вернули  его  также  в  тенге  после  девальвации,  заработав,  якобы,  тем  самым  на  
курсовой  разнице  в совокупности около 400 миллиона долларов.  

Национальный банк  РК в  ответ  выступил  с  официальным заявлением «в  связи  с 
распространившейся  ложной  информацией  по  валютным  операциям, произведенным в 
преддверии девальвации, опубликованной в некоторых СМИ». 

В  заявлении  говорится:  «считаем  действия  отдельных  лиц  или  организаций, 
распространяющих  недостоверные  сведения,  провокационными,  направленными  на  
дестабилизацию  банковской  системы  Казахстана  в  целом  и  дискредитацию  имиджа 
отдельных банков.   

Со  своей  стороны,  Национальный  Банк  Республики  Казахстан  оставляет  за  
собой  право  обратиться  в  соответствующие  правоохранительные  органы  с  целью 
предотвращения действия подобных лиц и организаций».

2



2. Действия и выступления должностных лиц, определяющие фактическое 
положение средств массовой информации и состояние свободы слова

Февраль, 03
Рамазан Есергепов, «Алма-Ата Инфо» (г. Алматы)
Пресс-секретарь  комитета  национальной  безопасности  Кенжебулат  Бекназаров  на 

пресс-конференции  в  Астане  заявил,  что  главный  редактор  газеты  «Алма-Ата  Инфо» 
Рамазан Есергепов мог быть освобожден на основании подписки о невыезде, однако он 
наотрез  отказывался  от  сотрудничества  со  следствием.  «Применение  ареста  было 
обусловлено  его  полным  игнорированием  Уголовного  и  Уголовно-процессуального 
кодексов,  активным  воспрепятствованием  следствию  посредством  демонстративных 
отказов  от  явки  к  следователю,  укрывательства  в  зарубежном  посольстве  и  других 
провокационных действиях», - заявил К. Бекназаров. 

Напомним, 9 января Рамазан Есергепов был арестован как обвиняемый по ст. 172 УК 
РК –  «Незаконное  получение,  разглашение  государственных  секретов»  и  по  ст.  228  - 
«Злоупотребление полномочиями». Поводом для уголовного преследования стала статья 
«Кто управляет нашей страной: президент или КНБ?», опубликованная 21 ноября 2008 г. 
В  ней  был  опубликован  фрагмент  служебной  переписки  двух  должностных  лиц КНБ. 
Рамазан Есергепов сначала проходил по этому делу как свидетель. 

«В  случае  осуждения,  главный  редактор  газеты  «Алма-Ата  Инфо»  может  быть 
приговорен к сроку до 8 лет лишения свободы с содержанием в колонии строго режима», - 
сказал К. Бекназаров.

Февраль, 16 
Андрей Фролов, ТРК «КТК» (г. Усть-Каменогорск)
Департамент внутренних дел ВКО разместил на официальном сайте акима области 

материал о том,  что  публикации  республиканских  и региональных СМИ не являются 
достоверной информацией. Автор материала, начальник отдела ДВД по связям со СМИ и 
общественностью  Л.  Поломошнова  упоминает  инцидент  с  сотрудником  Восточно-
Казахстанского  корпункта  телеканала  «КТК»  Андреем  Фроловым,  который,  по 
сообщению ряда СМИ, был избит в подъезде собственного дома нарядом полиции. По 
мнению представителя ДВД, информация интернет-изданий об избиении стала  «уткой», 
подхваченной торнадо под названием «Давай сенсацию!». 

Далее сказано,  что «попытка… убедить  журналистов не делать скоропалительных 
выводов   успехом  не  увенчалась»,  «это  желание  «поймать  сенсацию»,  «собкоры 
запамятовали  о  законах  профессиональной  этики».  Также  Л.  Поломошнова  заявила  о 
«некоторых изданиях», руководство которых «своих собкоров по головке не погладило, 
узнав  о  необъективном  подходе  в  освещении  данной  темы».  Каких  именно  изданий, 
представитель ведомства не уточнила.

Характерно,  что  данная  публикация  размещена  не  на  web-странице  областного 
департамента внутренних дел, а на официальном сайте  акима ВКО. Иначе говоря,   эта 
оценка совпадает с точкой зрения первого руководителя Восточного Казахстана.

Февраль, 27
Все СМИ
В  интервью  журналисту  газеты  «Литер»  председатель  правления  национального 

информационного холдинга «Арна Медиа» Ерлан Байжанов сказал, что главный стимул 
для  создания  столько  крупного  медиахолдинга  –  желание  по-настоящему  встроить 
государственные медиаресурсы в рыночные отношения. По утверждению Е. Байжанова, 
его  задача  как  руководителя  холдинга  не  вмешиваться  в   операционную  деятельность 
дочерних компаний, а руководить активами. 

На  вопрос  корреспондента  «Литера»,  занимается  ли  руководство  холдинга 

3



содержательной работой входящих в него СМИ,  Е. Байжанов ответил: «Статьи для газет 
или сценарии для телепрограмм мы не пишем. Для этого есть творческие коллективы. Но 
конкурентоспособность наших  телеканалов и газет недостижима без повышения качества 
информационного  продукта.  Для  нас  модернизация  контента  –  это  не  только 
содержательная, но и экономическая категория, и мы  даем свои рекомендации».

Февраль, 30
Все СМИ
Генеральный директор недавно созданного информационного холдинга «Нур-медиа» 

Арманжан Байтасов в интервью газете «Республика – деловое обозрение» сообщил, что 
единственным  учредителем  холдинга  является  партия  «Нур  Отан».  Тем  самым  он 
опроверг  сообщение  ряда  СМИ,  что  госфонд  национального  благосостояния  «Самрук-
Казына» владеет 51% акций партийного медиа-холдинга.

А. Байтасов уточнил, что в медиа-холдинг вошли газеты «Дала мен кала» «Страна и 
мир», «Литер», «Айкын», а также СМИ, входившие в «Рауан Медиа Групп» - телеканал 
«Астана», радиостанции «РДВ» и  NS, газеты «Туркестан», «Известия-Казахстан», «Нур 
Астана». 

«Мы будем находиться  в конкурентной среде,  и мы будем делать такой продукт, 
чтобы конкурировать не только с казахстанскими компаниями, но и с российскими, и с 
мировыми.  Наш  контент  будет  соответствовать  высокому  уровню  российского 
телевидения. То же касается и газет. Если газета будет неинтересной, то ее не купят, здесь 
мы  тоже  будем  бороться  за  аудиторию,  за  каждого  читателя»,  -  сказал  генеральный 
директор «Нур-медиа».

3. Изменения и проекты изменений действующего законодательства, 
определяющие правовое положение средств массовой информации

Февраль, 12
Все СМИ
«Казахстан  делает  успехи  в  осуществлении  демократических  реформ»,  -  заявил 

временный поверенный в делах США, руководитель миссии США в ОБСЕ Кайл Скотт. – 
«Но необходимы дальнейшие шаги для полного выполнения обязательств в рамках ОБСЕ 
в отношении свободы прессы и политического плюрализма».

В  заявлении  на  заседании  Постоянного  совета  ОБСЕ  в  Вашингтоне  Кайл  Скотт 
призвал Казахстан сотрудничать с ОБСЕ в области усовершенствования вновь принятого 
закона о средствах массовой информации путем отмены уголовной ответственности за 
клевету. 

Февраль, 06
Все СМИ
По  информации  пресс-службы  Президента  РК,  6  февраля  Нурсултан  Назарбаев 

подписал закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты 
Республики Казахстан по вопросам средств массовой информации».

Министр культуры и информации РК Мухтар Кул-Мухаммед приветствовал новый 
закон, говоря, что он защищает права и профессиональные интересы журналистов.

Наблюдатели  Комитета  защиты  журналистов,  базирующегося  в  Нью-Йорке, 
отметили, что ожидания журналистских организаций и НПО об исключении из закона о 
СМИ жестоких мер со стороны властей в преддверии председательствования Казахстана в 
ОБСЕ не сбылись. 

Февраль, 25
Все СМИ

4



Мажилис парламента Казахстана на пленарном заседании одобрил проект закона «О 
внесении  изменений  и  дополнений  в  некоторые  законодательные  акты  по  вопросам 
интеллектуальной собственности». 

В заключении комитета Мажилиса по законодательству и судебно-правовой реформе 
указывается,  что  целью  данного  законопроекта  является  приведение  закона  «Об 
авторском праве и смежных правах» в соответствие с положениями Бернской конвенции 
по охране литературных и художественных произведений, а также устранение внутренних 
противоречий  в  данном  законе.  Кроме  того,  законопроект  «обеспечивает  возможность 
присоединения  Казахстана  к  соглашению  о  торговых  аспектах  прав  интеллектуальной 
собственности в случае вступления республики в ВТО».

Проект закона передан на дальнейшее рассмотрение в Сенат парламента. 

4. Оценки фактического положения СМИ и свободы слова

Февраль, 06
Все СМИ
В докладе Международной федерации журналистов «Опасное задание: журналисты 

и медиаперсонал,  погибшие в 2008 году»,  опубликованном в Брюсселе,  высказывается 
мнение,  что  количество  погибших  журналистов  в  2009  году  может  значительно 
увеличиться и стать самым большим за всю историю. 

«Долгожданная надежда, связанная с сокращением убийств журналистов в 2008 году 
была  недолгой»,  -  заявил  генеральный  секретарь  федерации  Айдан  Уайт  на  пресс-
конференции в Брюсселе, добавив, что только в январе этого года погибли 10 коллег по 
всему миру либо в результате покушений, либо во время выполнения своих обязанностей.

Согласно данным 2008 года, в мире погибли 109 журналистов, что на 64 человека 
меньше, чем в 2007 году, говорится в докладе.

Самой опасной для журналистов страной, согласно докладу, продолжает оставаться 
Ирак, даже несмотря на существенное сокращение убийств журналистов с 65 в 2007 году 
до 16 в 2008 году.

Другими опасными государствами признаны Индия и Мексика, где в минувшем году 
погибли по 10 журналистов.

Февраль, 09
Все СМИ
Международный институт прессы (International Press Institute, МИП), базирующийся 

в Австрии, обнародовал доклад «Обзор свободы прессы в мире-2008. В фокусе -  Азия» 
(World Press Freedom Review 2008. Focus on Asia). В обзоре приведены случаи давления на 
свободную прессу, преследований и заказных убийств работников СМИ. 

В докладе говорится, что борьба между журналистами и их цензорами перенесена и 
в Интернет. 

Согласно  докладу  МИП,  проблемой  Казахстана  в  отношении  прессы  являются 
наличие цензуры, сковывающее действия СМИ законодательство, а также периодически 
случающиеся нападения на журналистов. Как отмечают эксперты института, большинство 
местных средств массовой информации принадлежит президенту республики Нурсултану 
Назарбаеву и его окружению. К оппозиционным СМИ применяются различные методы 
давления - запугивание, угрозы, применение физической силы и другие. 

В  своем  докладе  МИП  приводит  выдержку  из  обзора,  подготовленного 
международной  организацией  «Журналисты  без  границ»  (Reporters  Without  Borders). 
Согласно ему,  по так называемому «Индексу свободы прессы» Казахстан по прежнему 
занимает 125-место из 169 возможных. 

Февраль, 05

5



СМИ Алматинской области
Активисты  Алматинского  областного  филиала  партии  «Азат»  под  лозунгом 

«Свобода слова и альтернативное мнение – главные факторы, сдерживающие коррупцию» 
провели мониторинг трех бюджетных газет: «Талдыкорган», «Жетысу» и «Огни Алатау», 
а также региональной телекомпании «Жетысу» и провели опрос общественного мнения. 

В результате трехмесячного мониторинга азатовцы сделали следующий вывод: «В 
этих СМИ, которые содержатся на бюджетные средства, идет откровенное восхваление 
акима Алматинской области Серика  Умбетова. К сожалению, ни в одном из номеров мы 
не  нашли  материалы  с  альтернативным  мнением,  не  говоря  уже  о  высказываниях 
демократически и оппозиционно настроенных общественных деятелей». 

Опрос общественного  мнения  показал:  из  числа опрошенных только 11% читают 
местные  бюджетные  газеты.  При  этом  25%  читателей  полагают,  что  эти  газеты 
необъективно освещают работу госслужащих, а 45% возмущены тем, что в газетах только 
хвалят руководство области и не пишут правду. Вдобавок люди недовольны тем, что на 
эти газеты заставляют подписываться принудительно.

Активисты  партии  подчеркивают,  что  все  это  ущемляет  конституционные  права 
граждан на свободу слова, на получение и распространение объективной информации.

Февраль, 27
«Новое поколение» (г. Алматы)
После выхода в  газете  «Новое поколение»  публикаций о самозахвате  пустующих 

городских зданий Алматы один из алматинских чиновников в приватной беседе попенял 
газете на то, что своими публикациями о стихийных общежитиях гастарбайтеров и прочих 
приезжих  в  Алматы  газета  подрывает  инвестиционную  привлекательность  не  только 
южной столицы, но и других городов республики. 

5. Действия и выступления в защиту гражданских и профессиональных прав 
журналистов и СМИ

Февраль, 09
Рамазан Есергепов, «Алма-Ата Инфо» (г. Алматы)
Главный редактор  газеты «Алма-Ата  Инфо» Рамазан  Есергепов,  арестованный 9 

января  как  обвиняемый  по  ст.  172  УК  РК  –  «Незаконное  получение,  разглашение 
государственных секретов» и по ст. 228. «Злоупотребление полномочиями», обратился с 
открытым письмом к президенту РК Н. Назарбаеву.   В своем письме Есергепов сообщает, 
что в отношении газеты и него были совершены преступные действия руководства КНБ 
РК,  ДКНБ  по  г.  Алматы  и  Жамбылской  области:  «В  данное  время  через  СМЭС 
(экономический  суд)  г.  Алматы  пытаются  закрыть  газету,  а  меня  на  время  следствия 
посадили  с  тюрьму».  «Нурсултан  Абишевич,  остановите  беспредел  зарвавшихся 
генералов КНБ, ведь мы строим правовое государство, и беззаконие не должно касаться 
ни  одного  гражданина  Казахстана.  Права  газеты,  коллектива,  семьи,  себя  я  смогу 
защитить лишь на свободе», - говорится в открытом письме.

Февраль, 04
«Республика – деловое обозрение» (г. Алматы)
4  февраля  редакция  газеты  «Республика  –  деловое  обозрение»  обратилась  с 

открытым письмом к премьер-министру и в правозащитные организации РК. Редакция 
просит разобраться в истинных причинах отказа столичной типографии печатать их газету 
в  ближайшей  перспективе.  «Проанализировав  ситуацию,  мы  пришли  к  выводу,  что 
нездоровый ажиотаж, который неожиданно сложился вокруг нашей газеты, может быть 
прямо связан с нашей критической позицией в отношении правительства. Видимо, кого-то 
из  Ваших  подчиненных  так  задели  наши  публикации,  что  у  них  появилось  желание 

6



«посодействовать» типографиям «Республику» не печатать?», - говорится в обращении. 
Напомним, редакция этой оппозиционной газеты неоднократно испытывала на себе 

давление со стороны различных государственных структур.
С 2001 года выпуск газеты не раз приостанавливался по инициативе госструктур, 

газета  подвергалась  штрафам,  судебным искам по различным поводам.  Из-за  этого ей 
несколько  раз  приходилось  менять  название.  Редакция  вынуждена  была  заниматься 
«самиздатом»  (тиражировать  газету  на  копировальной  технике),  когда  типографии 
отказывались печатать очередной выпуск. 

В  интервью  журналисту  радио  «Азаттык»  шеф-редактор  газеты  «Республика  – 
деловое  обозрение»  Оксана  Макушина  сообщила,  что  премьер-министр  достаточно 
оперативно отреагировал на обращение - в редакцию позвонил пресс-секретарь Карима 
Масимова и сказал, что на типографии со стороны правительства никакого давления не 
оказывается. 

«Когда мы сказали,  что  все  это  мы уже  проходили в  2002 году,  пресс-секретарь 
ответил,  что  такая  практика  уже  изжита.  И  в  силу  того,  что  премьер  Масимов 
заинтересован, чтобы все газеты выходили, он сделал нам предложение, что готов делать 
ссылку на нашу газету в своем блоге. И даже размещать на своем блоге всю нашу газету»,  
- рассказала О. Макушина.  

Февраль, 12
Лукпан Ахмедьяров, ТК «ТДК-42» (г. Уральск)
Журналистская  общественность,  правозащитники  и  общественные  деятели 

обратились  с  открытым письмом к  министру  культуры  и  информации  РК с  просьбой 
вмешаться в ситуацию с увольнением главного редактора уральского телеканала «ТДК-
42»  Лукпана  Ахмедьярова.  Увольнение  журналиста  связывалось  с  тем,  что  на  пресс-
конференции  он  задал  «неудобный»  вопрос  Акиму  Западно-Казахстанской  области  Б. 
Измухамбетову. 

«Журналист выражает мнение общества и задает те вопросы, которые волнуют 
население. А чиновники всех рангов должны быть открытыми, и их деятельность – под 
пристальным вниманием журналистов», - говорится в обращении.  

II. НАРУШЕНИЯ ПРАВ СМИ И ЖУРНАЛИСТОВ

1. Нападения на журналистов и сотрудников СМИ

Февраль, 11
Артем Миусов, «Тасжарган» (г. Алматы) 
Редакции  оппозиционной  газеты  «Тасжарган»  стало  известно,  что  из  дела  о 

нападении  на  журналиста  газеты  Артема  Миусова  исчезли  его  объяснительная  и 
заявление на имя начальника Жетысуского РУВД.

Напомним, 29 декабря 2008 года на Артема Миусова напал неизвестный мужчина 
лет 25-30. По словам пострадавшего, незнакомец  поинтересовался его именем и со 
словами  «Тебе привет» напал на него. В результате журналисту были нанесены тяжелые 
ножевые ранения. 

По информации «Тасжаргана», «полиция расследует  этот инцидент  как банальное 
хулиганство. …И чтобы переквалифицировать дело из хулиганства в разбойное нападение 
или покушение, нужна судебно-медицинская экспертиза». Редакции не удалось узнать по 
какой статье заведено уголовное дело, и заведено ли вообще. 

Февраль, 05
Бахытжан Нурпеисов, «Общественная позиция» (г. Алматы)

7



5 февраля жестоко избит корреспондент газеты «Общественная позиция» 19-летний 
Бахытжан Нурпеисов. По пути домой на журналиста напали несколько человек и стали 
избивать, нанося удары преимущественно по голове. Бахытжан потерял сознание и только 
спустя два часа дополз до дома. Медики поставили диагноз: закрытая черепно-мозговая 
травма, сотрясение мозга, открытая травма головы, перелом левой скулы, множественные 
травмы головы и кровоподтеки. 

Нападавшие отобрали  у  Нурпеисова  фотоаппарат,  диктофон,  блокнот с  записями, 
удостоверение корреспондента газеты «Общественная позиция»,  но деньги не тронули. 
ДВД Алматы завело уголовное дело по факту грабежа и нападения.

Редакция  газеты  связывает  нападение  на  журналиста  с  его  профессиональной 
деятельностью. Последнее время он публиковал материалы об автомобильной коллекции 
акима  Астаны  Имангали  Тасмагамбетова,  которая  насчитывает  до  100  дорогостоящих 
раритетных и современных автомашин. 

Февраль, 17
Бахытжан Нурпеисов, «Общественная позиция» (г. Алматы)
Пресс-служба Департамента внутренних дел Алматы сообщила о том, что в Алматы 

задержаны подозреваемые в нападении на корреспондента газеты «Общественная 
позиция» Бахытжана Нурпеисова.  Ими оказались трое жителей Южно-Казахстанской 
области, которые находились в Алматы на заработках. 

В распространенном сообщении пресс-службы отмечается, что, «несмотря на то, что 
задержанные успели сбыть награбленное, вещи удалось найти и вернуть их владельцу».

Февраль, 20
ТРК «Астана» (г. Алматы)
20  февраля  во  время  подготовки  сюжета  о  проведении  несанкционированного 

митинга  ученых  в  парке  Сары-Арка  г.  Алматы  совершено  нападение  на   съемочную 
группу ТРК «Астана». 

Журналисты  Решат  Кожабек,  Земфира  Гафитулина  и  оператор  Еркибелан 
Кенжугулов   собирали  необходимый  материал  для  подготовки  сюжета,  когда  к  ним 
подошли 4 человека в гражданской одежде и в грубой форме потребовали покинуть парк. 

Журналисты  отказались  выполнить  это  требование,  тем  более  что  незнакомцы 
отказались  представиться.  Тогда  неизвестные  попытались  выхватить  видеокамеру  и 
штатив.  Завязалась  потасовка,  в  результате  чего  у  видеокамеры  сломан  объектив  и 
поврежден штатив. Стоимость видеокамеры 35 тыс. долларов.

Прибывший на место происшествия начальник ДВД Алматы  генерал Тургумбаев 
посоветовал  журналистам  написать  заявление  в  ДВД.  Журналисты  обратились  с 
заявлениями в ДВД и в прокуратуру.

Февраль, 06
Андрей Фролов, ТК «КТК» (г. Усть-Каменогорск)
3  февраля  наряд  полиции  жестоко  избил  водителя  Восточно-Казахстанского 

корпункта  телеканала  КТК  Андрея  Фролова  в  подъезде  собственного  дома. Водителю 
нанесли многочисленные травмы, у него выбиты зубы, рассечена бровь, сломано ребро, 
травмированы конечности, на лице  ссадины и кровоподтеки. 

«Молодые  люди,  которые  снимают  соседнюю  со  мной  квартиру,  устроили  в 
подъезде беспорядок, и я позвонил на пульт «02». Прибыл наряд из трех человек. Один 
зашел  в  квартиру,  двое  остались  со  мной  на  площадке.  Через  10  минут  полицейский 
вышел и сказал, что со мной надо разобраться, следует обыскать меня и мою квартиру. 
Мне  скрутили  руки  и  надели  наручники,  повалили  на  пол,  стали  избивать,  пинать.  
Волоком стянули  по ступенькам и затем протащили до служебной машины.  Никто из 
сотрудников  не  назвал  свою   фамилию.  На  все  вопросы  мне  отвечали  угрозами  и 

8



избиениями», - рассказал Андрей корреспонденту КазТАГ.
После медицинского освидетельствования сотрудника телеканала привезли в РОВД, 

затем  в  городское  управление,  затем  снова  РОВД.  Вместо  Андрея,  у  которого  были 
покалечены  руки,  показания  записывал  полицейский.  Причем,  по  словам  водителя,  в 
тексте  содержалось  много  лжи,  несмотря  на  боль,  ему  пришлось  брать  авторучку  и 
вычеркивать  сфальсифицированные  данные.  В  службе  собственной  безопасности  ДВД 
ВКО, куда Андрей Фролов обратился с заявлением, следователь задавал вопросы не об 
инциденте, а о том, какие административные взыскания он имеет и кто его друзья.

«У меня  создалось  впечатление,  что  служба  собственной  безопасности  поставила 
задачу во что бы то  ни стало очернить  меня,  а  не  разобраться  в  беспределе,  который 
устроили полицейские», - сказал сотрудник телеканала.

Между  тем,  начальник  отдела  по  связям  с  общественностью  ДВД  ВКО  Лариса 
Поломошнова в разговоре с представителями СМИ выразила мнение, что полицейские, 
возможно, не избивали А. Фролова: «Наши сотрудники рассказывают,  что Фролов сам 
получил травмы, когда убегал от наряда полиции. А от девушек-соседок уже поступило 
встречное заявление о том, что он пытался ударить их и приставал».

Этого же мнения придерживается начальник управления собственной безопасности 
ДВД ВКО Эдеш Рахимжанов.  На брифинге в Усть-Каменогорске 5 февраля он заявил, что 
множественные травмы сотрудник корпункта ТК «КТК» Андрей Фролов «нанес сам себе 
при  падении  на  лестнице».  При  этом полицейский  добавил,  что  ведомству  непонятен 
«шум  на  всю  страну».  «По  предварительным  результатам  можно  утверждать,  что  все 
действия полицейских являются правомерными», - заключил Э. Рахимжанов. Студентки, 
которые по версии полицейских, стали жертвам А. Фролова, в травмпункт не обращались, 
экспертизу на алкогольное опьянение не проходили.

2. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов

Февраль, 03
ТК «АРТ» (п. Шахан, Карагандинская область)
В ночь со 2 на 3 февраля жители поселка Шахан Карагандинской области у стен 

акимата  поселка  провели  акцию  протеста  против  очередного  повышения  тарифов  на 
электроэнергию ТОО «Энергомунай». Съемочную группу телеканала «АРТ» сотрудники 
акимата  не  допустили  к  участникам  акции  протеста.  По  словам  журналистов,  их 
препроводили  на  второй  этаж  в  кабинет  акима  поселка,  закрыли  в  кабинете  и  не 
выпускали к людям.

Февраль, 04
Жулдыз Толеуова, «31 канал» (г. Астана)
Корреспондента  казахской  редакции  бюро  ТК  «31  канал»  в  г.Астане  Жулдыз 

Толеуову  не  пустили  на  отчетную  конференцию  акима  г.Астаны   И.  Тасмагамбетова, 
проходившую  в  столичном  Конгресс-холле.  Несмотря  на  то,  что  само  мероприятие 
началось в 10 часов утра, журналистам было  предложено собраться в 9 часов. Тех, кто 
пришел  на  10-15  минут  позже,  охранники  не  подпустили  к  входным    дверям. 
Дозвониться до пресс-секретаря акима оказалось невозможным.

Февраль, 05
СМИ Атырау
5  февраля  аким  Атырауской  области  Бергей  Рыскалиев  провел  ряд  экстренных 

встреч  с  представителями  местного  бизнеса.  На  «пятиминутке»  Бергея  Рыскалиева  со 
строителями  присутствовали  представители  СМИ,  но  на  последующие  совещания 
журналистов  не  допустили.  Причем,  руководитель  региона  распорядился  очистить  от 
журналистов зал совещания именно перед началом встречи с поставщиками продуктов 

9



питания. И напоследок напутствовал журналистов: «Да, когда будете писать свои статьи, 
то не путайте девальвацию с инфляцией».

Февраль, 06
Алия Сыздыкова, ТК «АРТ» (г. Караганда)
Редактор  отдела  новостей  телекомпании  «АРТ» Алия  Сыздыкова  отправилась  на 

заседание  в  акимат  Карагандинской  области,  где  подписывался  меморандум  между 
неправительственными  организациями  и  профсоюзами  региона  под  названием 
«Сохранение  социальной  и  политической  стабильности».  Охранники  не  пустили 
съемочную группу телеканала в здание, сказав, что «телеканал «АРТ» не фигурирует в 
списке участников мероприятия». 

Февраль, 06
Тимур Акчурин, «Stan.TV» (г. Алматы)
К оператору информационного видеопортала «Stan.TV» Тимуру Акчурину во время 

съемки акции протеста дольщиков перед Дворцом республики в Алматы подошли трое 
полицейских. Они отобрали у Т. Акчурина камеру, а самого провели в автобус. Там ему 
разъяснили, что он делал съемки в неположенном месте, и отпустили. 

Февраль, 09 
Айнур Балакешова, «Вечерняя газета» (г. Караганда)
Криминальный  обозреватель  «Вечерней  газеты»  Айнур  Балакешова  была 

аккредитована на заседание областного суда, где подводились итоги работы судов за 2008 
год. Но судебные приставы не пустили журналиста на заседание,  сказав,  что «частные 
средства массовой информации не могут присутствовать на данном мероприятии, таково 
указание руководства». 

Февраль, 11
Радио «Азаттык» (Атырауская область)
Репортеров радио «Азаттык» не впустили на традиционный отчет акима Атырауской 

области Бергея Рыскалиева перед общественностью. Работники акимата сослались на то, 
что имен журналистов нет в списке приглашенных.

Февраль, 18 
СМИ Шымкента
18 февраля в областном суде проходила встреча депутатов Мажилиса парламента с 

судьями областного суда,  прибывшими в регионы для разъяснения антикризисных мер 
правительства. Журналистов на встречу в здание суда не пустили без объяснения причин. 

Февраль, 20
Георгий Семенов, «Надежда» (г. Уральск)
Фотокорреспондент газеты «Надежда» Георгий Семенов сделал снимки в коридоре 

второго  этажа  городского  акимата  Уральска.  На  выходе  из  здания  его  задержал 
полицейский и, сославшись на распоряжение заместителя акима В. Дремасова, заставил 
удалить фотографии.

Февраль, 20
Наталья Горохова, «Приуралье» (г. Уральск)
Корреспондент  газеты  «Приуралье»  Наталья  Горохова  увидела  в  снегу  рядом  с 

забором  ветеринарной  станции  закопанных  в  снегу  полуживых  собак.  Об  этом  она 
сообщила  директору  ветстанции  Серику  Канатбаеву.  С.  Канатбаев  распорядился 
перебросить собак на территорию станции,  а сам держал журналиста за руки, чтобы она 

10



не  фотографировала  происходящее.   После  того,  как  сотрудники  станции  добили 
животных, Канатбаев сказал Гороховой: «Теперь можешь сколько угодно снимать пустое 
место, доказательств  нет».

Февраль, 20
Евгений Шибаршин, «Республика – деловое обозрение» (г. Костанай)
Корреспондент  газеты  «Республика  –  деловое  обозрение»  Евгений  Шибаршин 

обратился в пресс-службу акимата Костанайской области с просьбой аккредитовать его 
для  освещения  отчета  акима  области  Сергея  Кулагина  перед  населением.  Отказа  не 
последовало.  Однако  в  день  встречи  акима  с  костанайцами  сотрудники  акимата  не 
пропустили журналиста, сославшись на то, что его имени нет в списке. Е. Шибаршин смог 
попасть на встречу акима с населением только после вмешательства заместителя акима.

Февраль, 23
СМИ г. Уральска
Журналистов  негосударственных СМИ Уральска не  пустили в  здание  акимата  на 

встречу  акима   города  и  воспитанника  детского  дома  Анатолия  Романова,  который 
требовал  возбудить  уголовное  дело  против  сотрудников  акимата.  В  2005  году  акимат 
города  Уральска  обещал  А.  Романову  помочь  с  жильем,  если  он  найдет  бесхозную 
квартиру  сам.  Романов  сообщил  в  акимат,  что  он  нашел  такую  квартиру.  Однако,  в 
процессе  оформления  квартиры на А.  Романова выяснилось,  что  данная  квартира  уже 
легализована и оформлена на некого Б. Ажимова. 

Дежурные полицейские сослались на распоряжение сотрудников отдела внутренней 
политики  - пропускать только государственные СМИ. 

Февраль, 25 
Сергей Павленко, Бахыт Тажибаев, ТК «Отырар» (Южно-Казахстанская область)
25 февраля съемочная группа ТК «Отырар» - Сергей Павленко и  Бахыт Тажибаев - 

снимали  сюжет  о  том,  что  сотрудники  ЗАО  «Южполиметалл»  устроили  пикет  у 
заводоуправления  из-за  того,  что  им  полгода  не  выплачивают  заработную  плату. 
Встретиться  с  руководством завода по этому поводу журналистам не удалось,  так  как 
охрана закрыла вход на ключ изнутри и отказалась связаться с начальством. 

Февраль, 25
Сания Тойкен, радио «Азаттык» (г. Атырау)
25 февраля собкор радио «Азаттык» в Атырауской области Сания Тойкен, узнав, что 

представителей оппозиционной партии «Алга» задержали и увезли сотрудники полиции, 
прибыла к зданию управления полиции. Там она стала свидетелем того, как представители 
власти  силой заводили в  помещение  активистов  оппозиционной партии «Алга» Газиза 
Сейфоллу и Макса Бокаева. 

Сания  Тойкен  начала  фотографировать  эти  действия  полицейских.  Один  из 
сотрудников  полиции,  заметивший  это,  силой  отобрал  цифровой  фотоаппарат  из  рук 
корреспондента.  Она,  предъявив  удостоверение  корреспондента  радио  «Азаттык»  и 
аккредитационную  карточку,  выданную  министерством  иностранных  дел  Казахстана, 
попыталась убедить полицейских, чтобы они вернули ей фотоаппарат. Однако это ей не 
удалось. 

Офицером,  забравшим  фотоаппарат  у  журналиста,  оказался  старший  лейтенант 
полиции Ерлан Биганбаев.

Позже  фотоаппарат  вернули,  но  без  свежих  кадров.  По  словам  Сании  Тойкен,  в 
фотоаппарате  были  удалены  кадры,  где  сотрудники  полиции  применяют  силу  по 
отношению к представителям оппозиции. 

Начальник городского управления внутренних дел города Атырау Серик Ерболеков 

11



заявил, что не слышал о подобной истории и что не владеет информацией, работает ли в 
управлении сотрудник по имени Ерлан Биганбаев. 

Февраль, 06
Игорь Неволин, «Литер» (г. Алматы)
Депутат Алматинского городского маслихата Аблайхан Саматдин проводил встречу 

в  детском  саду  №  81  г.  Алматы.  Главной  задачей  визита,  по  словам  депутата,  было 
решение  проблемы  дефицита  мест  в  детских  садах  Алматы.  Мероприятие  освещали 
журналисты, к которым А. Саматдин периодически обращался за поддержкой своих идей.

Корреспондент газеты «Литер» Игорь Неволин не стал поддакивать депутату, в ответ 
А.  Саматдин  потребовал  удалить  журналиста,  выражая  свое  требование  следующим 
образом:

-  «Казинформ» -  сидеть,  а  «Литер»  –  вон!  Пусть  он уйдет!  Я прекращаю пресс-
конференцию! Я позвоню Бекхожину!.. Я позвоню Байтасову! Неволина убрать! Напиши 
в газете, что если бы я был мужиком, а не был представителем власти и депутатом, то я 
набил бы тебе морду. Напиши. Я в суд подавать не буду».

3. Нарушения прав СМИ и журналистов на свободу слова и творчества

Февраль, 09
Кирилл Пяртель, «Инфо-Цес» (г. Астана)
После публикации в газете  «Инфо-Цес» в рубрике  «Экскурс»  материала  Кирилла 

Пяртеля  об  истории  городских  улиц,  сопровождавшегося  фотоснимками,  в  реакцию 
позвонил юрист СПИД-центра г. Астаны Ш. Шамсуддинов

Он заявил, что к объявлению о штрафе за высыпание мусора на территории СПИД-
центра их организация не имеет никакого отношения. А из-за того, что оно попало в поле 
внимания   фотокорреспондента  и  было  опубликовано  в  газете,  у  СПИД-центра  могут 
возникнуть проблемы с городским акиматом.

Февраль, 12
Ботагоз Омарова, «Свобода слова» (Карагандинская область)
25  декабря  2008  г.  в  газете  «Свобода  слова»  вышел  материал  Ботагоз  Омаровой 

«Непотопляемый  чиновник».  Речь  в  нем  шла  о  начальнике  ГУ  «Отдел  земельных 
отношений» Бауржане Асанове,  в действия которого межрайонный экономический суд 
Караганды и дисциплинарный совет Карагандинской области усмотрели коррупционные 
правонарушения. 

После выхода статьи Ботагоз  Омаровой стали  звонить  «доброжелатели»,  которые 
настоятельно  рекомендовали  «не  трогать  Асанова».  Затем  журналиста  пригласили  в 
прокуратуру, где посоветовали «писать аккуратней».

Сам  Бауржан  Асанов  прислал  в  редакцию  письмо,  в  котором  сообщил,  что  за 
должность  начальника  ГУ  не  держится,  а  жалобы  на  него  считает  «злым умыслом  и 
провокацией».

Февраль, 16
«Время» (г. Алматы)
14 февраля в газете «Время» было опубликовано интервью пресс-секретаря акима 

Алматы Сергея  Куянова  «Дольщиков  «Верного»  ждет  измена».   В материале  Алексея 
Коновалова приводятся  слова  пресс-секретаря:  «у  акимата  нет  возможности  достроить 
объекты «Верного» ни за счет собственных средств,  ни с финансовой помощью фонда 
«Самрук-Казына».  …Суд  признал  всех  дольщиков  компании  потерпевшими,  а  не 
пострадавшими.  После такого  приговора суда  мы по закону не  имеем права выделять 
бюджетные средства на завершение строительства».

12



16 февраля в редакцию поступил пресс-релиз из акимата. В нем пресс-служба акима 
Алматы  сообщила, что «высказывания, приведенные в данном материале, не совпадают с 
точкой  зрения  акима  Алматы  и  официальной  позицией  властей  города  по  проблеме 
дольщиков компании «Верный.Кз». 

На  вопрос  корреспондента  радио  «Азаттык»,  как  могла  появиться  в  газете  такая 
неоднозначная статья без согласования с администрацией города, Сергей Куянов ответил:

-  О  чем  мы  говорили  с  Коноваловым  –  это  совершенно  разные  вещи.  Как  это 
появилось, это мы будем разбираться с газетой. Я как человек и чиновник буду выяснять 
отношения.

В  свою  очередь,  редакция  газеты  «Время»  заявила,  что  «факты,  изложенные  в 
заметке «Дольщиков «Верного» ждет измена»,  соответствуют сведениям,  приведенным 
пресс-секретарем  акимата  Алматы  Сергеем  Куяновым  в  беседе  с  корреспондентом 
издания. В редакции имеется диктофонная запись этой беседы».

Февраль, 18 
«Курс» (г. Кокшетау)
Пресс-секретарь  Акмолинской областной прокуратуры Шынар Сансызбаева утром 

18-го февраля направила в редакцию газеты «Курс» разъяснение прокуратуры по поводу 
запрета  на  проведение  несанкционированных  митингов  с  просьбой  разместить  его  в 
текущем номере газеты.

Редактору  газеты  «Курс»  Марине  Рыбалко  пришлось  вернуть  одну  из  полос  из 
типографии, чтобы заменить в ней одну статью на материал прокуратуры. Материал был 
сокращен,  оставлена  только  фабула:  обращение  руководителя  Акмолинского  филиала 
партии «Азат» Кабылды Исаева в кокшетауский городской акимат о проведении митинга 
и отказ акимата, о чем было сообщено прокуратуре.

После обеда Ш. Сансызбаева позвонила и стала требовать, чтобы материал был снят 
с номера для того, «чтобы читатели не подумали, что в митинге было отказано именно 
оппозиционной партии». По ее словам, материал долго выправлялся внутри прокуратуры, 
но  исполнитель  перепутала  файл  и  отправила  неизмененный  вариант.  После  отказа 
Марины  Рыбалко  повторно  отзывать  полосу  из  типографии,  ей  позвонил  
генеральный  директор  ТОО  «Рек-Визит»  -  собственника  газеты  «Курс»  Мурат 
Айбашпанов.  Он  сообщил,  что  на  него  и  на  типографию  вышла  прокуратура,  и 
типография придержит печать газеты до тех пор, пока редакция не снимет прокурорский 
материал.  

Редакция требование выполнила. 

4.  Необоснованный отказ и нарушение сроков предоставления общественно 
значимой информации

Февраль, 04 
Татьяна Спицына, «Взгляд на события» (г. Караганда) 
Корреспондент  газеты  «Взгляд  на  события»  Татьяна  Спицына  в  середине  января 

отправила официальный запрос в городское управление парками с просьбой сообщить, 
сколько  бюджетных  денег  было  потрачено  на  благоустройство  парков  Караганды  в 
зимний период. Ответ на запрос не пришел.

Февраль, 05
Юрий Гейст, «Диапазон» (г. Актобе)
Корреспондент  газеты  «Диапазон»  Юрий  Гейст  попытался  встретиться  с  главой 

актюбинского  филиала  «АльянсБанк».  Журналист  просил  прокомментировать 
информацию о том, что руководство банка обратилось к правительству с предложением 
купить  контрольный  пакет  акций,  и  ответить  на  вопрос,  планируется  ли  слияние 

13



«АльянсБанка» и АФ «Темирбанк». Поговорить с главой АФ «АльянсБанк» не удалось, 
так  как  он  был  все  время  занят.  Директор  филиала  «Темирбанка»  от  комментариев 
отказался.

Февраль, 10
Ирина Петушкова, ТК «Ирбис» (г. Павлодар)
Корреспондент  телеканала  «Ирбис»  Ирина  Петушкова  обратилась  с  вопросами  в 

городской отдел транспорта по поводу ДТП, когда пассажирский рейсовый автобус сбил 
несколько  автомобилей,  в  результате  чего  пострадало  четыре  человека.  Журналиста 
интересовало, почему тендер на данный маршрут выиграло предприятие из города Аксу, 
каким образом молодой водитель с небольшим стажем оказался за рулем пассажирского 
автобуса и что делать пострадавшим пассажирам. 

Чиновники из департамента транспорта отказались отвечать на вопросы.

Февраль, 10
Лейла Адильшинова, ТК «Рика  ТВ» (г. Актобе) 
Корреспондент телекомпании «Рика ТВ» Лейла Адильшинова обратилась в 

железнодорожную больницу г. Актобе, чтобы узнать, в каком состоянии находится 
таксист, на которого накануне было совершено покушение. Никакой информации о 
состоянии больного врачи не дали.

Февраль, 11
Тимофей Голев, ТК «Ирбис» (г. Павлодар)
Корреспондент телеканала «Ирбис» Тимофей Голев обратился в пресс-службу АО 

«Павлодарэнерго» и в пресс-службу Департамента по ЧС Павлодарской области, чтобы 
узнать, по какой причине часть территории золоотвала на ТЭЦ-3 АО «Павлодарэнерго» 
оказалась залита водой. Пресс-службы АО «Павлодарэнерго» и департамента ЧС сначала 
пообещали дать комментарий, а позже отказали в объяснениях.

Февраль,11 
Полина Легина, газета «Городская неделя» (г. Павлодар)
Корреспондент газеты «Городская неделя» Полина Легина обратилась к руководству 

АО «Павлодарэнерго» с просьбой дать оценку того, что на развитие электросетей региона 
было выделено 12,9 млрд.  тенге  вместо намеченных 107 млрд.  тенге.  Ответ на запрос 
редакция не получила. 

Февраль, 11 
Вера Елизарова, «Взгляд на события» (г. Караганда) 
Журналист  газеты  «Взгляд  на  события»  Вера  Елизарова  приехала  в  медсанчасть 

Угольного департамента «АрселорМиттал Темиртау» для того,  чтобы выяснить  причину 
акции протеста врачей данного учреждения. Как позже выяснилось, медики требовали у 
руководства  повышения  заработной  платы.  Однако  при  встрече  с  журналистом 
руководители  медсанчасти  отказались  давать  какие-либо  комментарии  по  данному 
поводу. Более того, угрожающе предупредили: «Что хотите, то и пишите, только потом 
мы обязательно подадим на вашу газету в суд!». 

Февраль, 12
Ольга Шкрет, телекомпания «Ирбис» (г. Павлодар)
В телекомпанию «Ирбис» обратились работники бюджетных организаций, у которых 

при аннулировании услуги «Кредитный лимит» акционерное общество «Народный банк 
Казахстана»,  не  предупредив  клиентов  –  держателей  платежных  карточек,  сняло 
задолженность  разом.  Ранее  банк  по  договору  ежемесячно  высчитывал  определенное 

14



количество денег, однако в начале февраля погасил всю сумму в автоматическом режиме.
Корреспондент  телекомпании  Ольга  Шкрет  обратилась  за  разъяснениями  в 

павлодарский  филиал  АО  «Народный  банк  Казахстана».  Сотрудники  банка 
комментировать  ситуацию  отказались.  Позже  на  своем  сайте  банк  принес  извинения 
клиентам. 

Февраль, 13 
Ирина Квиринг, «Ярмарка» (г. Караганда)
Журналист газеты «Ярмарка» Ирина Квиринг обратилась в департамент образования 

Карагандинской  области  и  попросила  рассказать,  какие  мероприятия  будут 
предусмотрены  для  карагандинских  школьников  на  весенних  каникулах.  В  приемной 
департамента ей категорично  отказались предоставить какую-либо информацию, сказав, 
что «все вопросы решаются в министерстве, туда и обращайтесь!». 

Февраль, 17
Болат Рыскожа, радио «Азаттык» (г. Алматы)
Репортер радио «Азаттык» Болат Рыскожа обратился в городской суд Алматы, чтобы 

узнать, когда состоится слушание по апелляционной жалобе лидеров оппозиции. Ответ на 
вопрос он не получил.

Февраль, 18
Любовь Мартинкевич, ТК «5 канал» (г. Караганда) 
Репортер телекомпании «5 канал» Любовь Мартинкевич обратилась к руководству 

церкви саентологии, деятельность которой прокуратура Карагандинской области признала 
незаконной.  Основанием  для   прокурорского  решения  послужило  то,  что  служители 
церкви  попросту  вымогали  у  своих  прихожан  деньги,   прикрываясь  религиозными 
мотивами.  Л.  Мартинкевич  попросила  руководителей  церкви  прокомментировать 
ситуацию, но ей отказали, при этом пригрозили подать в суд в случае выхода сюжета на 
данную тему по телевидению.

Февраль, 19 
Ирина Адылканова, «Наша жизнь» (г. Павлодар), 
Корреспондент  газеты  «Наша  жизнь»  Ирина  Адылканова  выехала  в  поселок 

Ленинский  Павлодарской области  по  письму жителей,  жаловавшихся  на  ряд  проблем. 
Журналист обратилась к главе местной администрации Зубайре Давжановой с просьбой 
ответить на вопросы. Зайбайра Давжанова отказалась встречаться с журналистом, передав 
через секретаря, что официально находится на больничном.

Февраль, 20
Джамиля Маричева, «Обозрение недели» (г. Павлодар)
При подготовке материала «Деньги на ветер?» редактор газеты «Обозрение недели» 

Джамиля  Маричева  обратилась  к  руководству  Павлодарского  филиала  строительной 
фирмы  ТОО  «Мотив-Акмола»  с  просьбой  сообщить,  почему  организация  не  сдала 
многоэтажный дом в оговоренный срок и не желает возвращать деньги дольщикам.

«Наш  корреспондент  сообщил  перечень  вопросов.  Однако  на  встречу  никто  не 
пришел.  Другие попытки связаться со строительной фирмой ни к чему не привели»,  - 
отмечает газета.

Февраль, 21 
Елена Ульянкина, «Новый вестник» (г. Караганда)
Журналист еженедельника «Новый вестник» Елена Ульянкина освещала ситуацию в 

поселке  Шахан,  где  четыре  местных  пенсионерки  пришли  в  районный  акимат  и 

15



отказались покидать здание до тех пор, пока власти не решат вопрос с бесперебойным 
снабжением населенного  пункта  электричеством.  Е.  Ульянкина  попросила  дать  оценку 
этому событию непосредственно работников акимата,  но последние наотрез отказались 
разговаривать с представителем газеты, сославшись на «государственную тайну». 

Февраль, 26
Виктория Машкарина, ТК «Ирбис» (г. Павлодар), 
В телекомпанию «Ирбис» обратилась жительница Павлодара. Она утверждает, что 

контролер энергопередающей организации намеренно сорвала пломбу электросчетчика и 
после  этого  объявила  о  неисправности  прибора,  в  результате  чего  женщине  был 
предъявлен счет на 70 тысяч тенге. 

Корреспондент телеканала Виктория Машкарина обратилась с вопросами по этому 
поводу  к  руководству  АО  «Павлодарэнергосервис».  Информацию  энергетики  не 
предоставили,  правоту слов абонента не подтвердили и не опровергли.

Февраль, 28 
Ольга Кадушкина, «Квартал» (г. Петропавловск)
Корреспондент  газеты  «Квартал»  Ольга  Кадушкина  обратилась  в  Департамент 

дорожной полиции Петропавловска с вопросами о том, когда вступят в законную силу 
новые правила дорожного движения. Сотрудники дорожной полиции отвечать на вопросы 
журналиста отказались, сославшись на то, что в ближайшее время проведут на эту тему 
пресс-конференцию. 

Февраль, 03
СМИ г. Петропавловск
3 февраля работники АО «Международный аэропорт Петропавловска», которые  уже 

полгода  работают  без  зарплаты,  пригласили  журналистов  на  встречу.  Однако,  после 
проведения сотрудниками акимата области разъяснительной работы, к журналистам никто 
не вышел.  

5. Необоснованные ограничения в получении общественно значимой 
информации

Февраль, 05
Мирас Нурмуханбетов, «Свобода слова» (г. Алматы)
Корреспондент газеты «Свобода слова» Мирас Нурмуханбетов в течение нескольких 

дней пытался связаться с корпорацией «Базис-А», чтобы получить информацию о том, как 
скоро будет  разрешена  ситуация  с  котлованом на  площади Республики в  Алматы.  По 
основному  номеру  телефона  отвечал  автоответчик,  обещая  обязательно  связаться  со 
звонившим. Однако в редакцию так никто не позвонил. 

Февраль, 11
Акмарал Майкузова, ТК «Рика  ТВ» (г. Актобе)
Корреспондент телекомпании «Рика ТВ» Акмарал Майкузова обратилась к 

сотрудникам налоговой полиции и судоисполнителям г. Актобе по поводу их совместной 
с дорожными инспекторами акции против злостных неплательщиков транспортного 
налога. Дать полную и внятную информацию о своей задаче фискалы и судоисполнители 
не смогли. 

Февраль, 11
Виктор Бурдин, «Время» (г. Алматы)
Корреспондент газеты «Время» Виктор Бурдин попытался связаться с председателем 

16



Комитета  по  борьбе  с  наркобизнесом  МВД  Аскаром  Исагалиевым  по  поводу  срыва 
программы  строительства  шести  постов  «Рубеж-наркотики».  В  приемной  журналисту 
сообщили,  что  А.  Исагалиев  в  отпуске,  и  перенаправили к  и.о.  председателя комитета 
Ныгмеджану  Сапарову.  Н.  Сапаров  отвечать  на  вопросы  корреспондента  отказался, 
заявив, что не имеет к ситуации со строительством постов никакого отношения. 

Февраль, 13 
Елена Меньшикова, «Добрый Вечер» (г. Петропавловск)
При  подготовке  материала  об  индивидуальном  обучении  детей  с  умственными 

отклонениями  и  ДЦП   корреспондент  газеты  «Добрый  вечер»  Елена  Меньшикова 
обратилась  к  начальнику  городской  психолого-медико-педагогической  комиссии  С. 
Нурсеитовой с просьбой дать интервью. Договорившись заранее о встрече, Меньшикова 
подошла  в  назначенное  время,  но  С.  Нурсеитова  отказалась  принять  журналиста.  Она 
заявила,  что  журналисту  следует  сделать  запрос  в  письменной  форме  и  изложить 
интересующие ее вопросы. Только после этого ей будет дано интервью.

Февраль, 16
Мария Биккинина, «Караван» (г. Астана)
3 февраля корреспондент газеты «Караван-Астана» М. Биккинина обратилась через 

пресс-службу ДВД с письменным запросом на имя начальника Департамента внутренних 
дел г. Астаны М. Демеуова за информацией о судьбе пропавших в 2008 году без вести 
граждан.  Сотрудники  пресс-службы  сначала  обещали  содействовать  получению 
информации, а затем  порекомендовали  обратиться в управление криминальной полиции. 
Обращение  10  февраля  к  начальнику  отдела  розыска  криминальной  полиции  Б. 
Хамзабаеву и начальнику управления криминальной полиции М. Тулебаеву  результатов 
не дало.  16 февраля начальник отдела розыска  Б.  Хамзабаев  в телефонном разговоре 
сказал  корреспонденту:  «Не  звоните,  я  сам  вам  перезвоню».  Но  ответа  на  запрос  в 
редакцию так и не поступило.

Февраль,19
Анна Уралова, «Новое время» (г. Павлодар)
В  заметке  «Иногда  лучше  жевать...»  корреспондент  газеты  «Новое  время»  Анна 

Уралова  отмечает,  что  заместитель  начальника  управления  дорожной  полиции 
регионального департамента внутренних дел Серик Рахимов, вкратце сообщив об отмене 
выдачи  «блатных»  госномеров,  оказался  не  готов  к  пресс-конференции  в  целом  и  не 
ответил на несколько вопросов журналистов.

Так, С.Рахимов на просьбу пояснить, почему в областном центре молодежь ездит на 
автомобилях без номеров, ответил, что, возможно, у людей нет денег из-за кризиса. По 
поводу обилия транспорта с затонированными стеклами выступающий ответил: «Я сам 
езжу по городу, этого не вижу». Также он опроверг данные о случаях ДТП с участием 
общественного транспорта, тогда как за неделю произошло четыре аварии, виновниками 
которых были водители автобусов.

Февраль, 25
СМИ Павлодарской области
Заместитель  начальника  Павлодарского  областного  департамента  финансовой 

полиции Саян Алдабергенов на пресс-конференции, посвященной борьбе с коррупцией, 
сообщил журналистам следующее: «У нас есть целое управление по борьбе с коррупцией, 
мы  хотели  бы  сообщить  об  этом,  чтобы  население  знало».  Однако  департамент 
финансовой полиции выдал лишь информацию общего характера, а именно: сообщил, что 
«продолжает бороться с преступностью», и напомнил телефон доверия.

17



Февраль, 26
Тамара Сухомлинова, «Ак Жайык» (г. Атырау)
Корреспондент  газеты  «Ак  Жайык»  Тамара  Сухомлинова  неоднократно 

созванивалась  с  главным  врачом  Центра  крови  Уаисом  Бисеновым с  целью  написать 
репортаж об этом объекте здравоохранения. Всякий раз г-н Бисенов откладывал встречу. 
Наконец,  довольно  грубо  посоветовал  журналисту  сначала  истребовать  разрешение  на 
репортаж  у  начальника  областного  департамента  здравоохранения  М.  Кульбасова.  Но 
даже  когда  это  разрешение  было  получено,  г-н  Бисенов  уклонялся  от  встреч  под 
предлогом того,  что  «Кулбасов  мне не  звонил и ничего  не  говорил».  Корреспонденту 
пришлось написать несколько официальных запросов, прежде чем она смогла попасть в 
Центр крови для написания репортажа.

Февраль, 27
СМИ г. Павлодара
СМИ  Павлодара  были  приглашены  на  брифинг,  посвященный  проблемам 

младенческой  смертности  в  регионе,  начальника  отдела  лечебно-профилактической 
работы  павлодарского  областного  управления  здравоохранения   Даулетбека  Мусина. 
Однако он не стал отвечать на некоторые вопросы журналистов, сославшись на то, что 
СМИ неправильно информированы. Что это не брифинг, а пресс-конференция. Также Д. 
Мусин был возмущен тем, что журналисты фотографируют его. 

Февраль, 12
Юрий Гейст, «Диапазон» (г. Актобе)
Корреспондент газеты «Диапазон» Юрий Гейст, придя для освещения на сессию  

областного маслихата и отчет акима области, назначенные на 15.00 6-го февраля, узнал, 
что заседание было перенесено и проведено утром. На вопрос журналиста, почему не 
сообщили о переносе сессии, в акимате сказали, что в редакцию звонили, но кто принял 
звонок, они не знают. По мнению Ю. Гейста, «сложилось такое впечатление, что 
«Диапазон» намеренно не пригласили на сессию».

6. Приостановление средства массовой информации

Февраль, 03 
«Алма-Ата Инфо» (г. Алматы)
3  февраля  в  Специализированном  межрайонном  экономическом  суде  Алматы 

состоялось очередное слушание по заявлению прокурора  Медеуского района Алматы о 
приостановлении выпуска газеты «Алма-Ата Инфо». 

Представитель  ответчика  юрист фонда «Адил соз»  Ганна  Красильникова заявила, 
что требование прокурора не может быть удовлетворено, поскольку против собственника 
газеты Рамазана Есергепова в настоящее время возбуждено уголовное дело  по обвинению 
в   разглашении  государственных  секретов,  а  Гражданско-процессуальный  кодекс  РК 
обязывает  суд  приостановить  или  прекратить  рассмотрение  гражданского  дела  до 
окончания дела, принятого к рассмотрению ранее и касающееся того же предмета спора.

В ходе судебного заседания ТОО «Жулдыз» - собственник газеты «Алма-Ата Инфо» 
- обратилось в тот же суд  со встречным  иском к Департаменту КНБ по Жамбылской 
области о нарушении правил определения секретности сведений.  

Часть  процесса  была  объявлена  закрытой,  так  как  рассматривались  документы 
закрытого доступа ДКНБ по Жамбылской области. 

Суд принял на рассмотрение ходатайство ТОО «Жулдыз» о назначении текстовой 
экспертизы  переписки   между  должностными  лицами  КНБ,  опубликованной  в  газете. 
Однако в проведении таковой было отказано. 

18



Февраль, 10
«Алма-Ата Инфо» (г. Алматы)
10  февраля  в  Специализированном  межрайонном  экономическом  суде  Алматы 

состоялось  оглашение  решений  по  двум  искам:  прокурора  Медеуского  района  о 
приостановлении газеты «Алма-Ата Инфо»  на 3 месяца и встречному -  собственника 
газеты ТОО «Жулдыз» о нарушении правил определения секретности при засекречивания 
сведений. 

Судья Гульшат Кызымбетова  отказала в удовлетворении иска собственника газеты 
полностью. Иск прокурора удовлетворен частично: газета приостановлена на один месяц.

Собственник газеты намерен обжаловать это решение в апелляционном порядке.

7. Нарушение права на распространение СМИ

Февраль, 25
«Республика – деловое обозрение» (Западно-Казахстанская область)
В редакцию газеты «Республика  - деловое обозрение» обратился  один из оптовых 

распространителей печатной продукции  в Уральске. Он сообщил, что на  прошлой неделе 
к нему подошел человек, представившийся сотрудником финансовой полиции, и запретил 
продавать «Республику». 

По мнению редакции, так местная власть отреагировала на опубликованный в газете 
критический  материал  о  действиях  исполнительных  органов  и  районной  прокуратуры 
Казталовского района Западно-Казахстанской области в отношении депутатов районного 
маслихата.

8.  Нарушение закона «О языках»

Февраль, 17
Зауре Мырзаходжаева, «Время» (г. Шымкент)
17 февраля при подготовке публикации собственный корреспондент газеты «Время» 

по  ЮКО  Зауре  Мырзаходжаева  обратилась  к  сотруднику  областного  управления 
природных  ресурсов  и  природопользования  Амантаю  Аязбаеву  с  просьбой  дать 
комментарий. Чиновник заявил, что говорить будет только на казахском языке. Получить 
необходимую информацию журналисту так и не удалось.

9. Отказ в аккредитации

Февраль, 18
Алла Злобина, «Республика – деловое обозрение» (Западно-Казахстанская область)
2 февраля редакция газеты «Республика» направила акиму Западно-Казахстанской 

области  Бактыкоже  Измухамбетову  официальное  письмо  с  просьбой  аккредитовать 
собственного  корреспондента  газеты  Аллу  Злобину  на  мероприятия  областной 
администрации. Через две недели был получен отрицательный ответ. 

Чтобы уточнить причину отказа, представитель редакции связалась с руководителем 
пресс-службы  акимата  Калиуллой  Карагойшиным.   «Мы  -  органы  власти  и  с 
оппозиционной прессой не сотрудничаем, это же понятно», - объяснил чиновник.  Ссылка 
на официальные правила аккредитации, которые не предусматривают такое основание для 
отказа  в  аккредитации,  пресс-секретаря  не  убедила.  Представителям  газеты  пока  не 
удалось  выяснить,  является  ли  позиция  г-на  Карагойшина  позицией  его 
непосредственного начальника - акима Б. Измухамбетова.  

Юридическая  служба  Фонда  «Адил  соз»  квалифицирует  отказ  в  аккредитации 
журналиста по причине той или иной общественно-политической направленности СМИ 
как  незаконный.  П.  9  «Правил  об  аккредитации  журналистов  средств  массовой 

19



информации  и  информационных  агентств  при  государственных  органах  или  иных 
организациях» перечисляет все основания для отказа в аккредитации, а именно:

«содержание  заявления  не  соответствует  требованиям пункта  7 настоящих Правил 
(содержание заявления об аккредитации);

аккредитуемым  органом  ранее  выдано  удостоверение  об  аккредитации  данного 
журналиста, и оно имеет силу на момент поступления нового заявления;

аккредитуемый  журналист  был  ранее  лишен  аккредитации  за  нарушение  правил 
аккредитации  либо  распространение  сведений,  порочащих  честь  и  достоинство 
аккредитовавшего его государственного органа или иной организации».

Необоснованный  и  незаконный  отказ  в  аккредитации  можно  обжаловать  в 
вышестоящий орган, суд и прокуратуру.

10. Присвоение имиджа СМИ

Февраль, 11
«31 Канал» (г. Алматы)
В редакцию «Информбюро» 31 канала обратилась Алия Хусаинова. Телезрительница 

сообщила,  что  получила  СМС-сообщение  о  том,  что  она  стала  победителем  акции 
розыгрыша автомобиля, которую будет освещать «31 Канал». По указанному в сообщении 
телефону Алие Хусаиновой сообщили, что она должна оплатить налог – 52000 тенге или 
отправить «активки» на сумму 8000 тенге.

Редакция «31 Канала» разъяснила женщине, что это мошенничество. Что все акции, 
проводимые «31 Каналом»,  анонсируются  в теле-  и радио-эфире Сообщения без таких 
роликов – это афера.

11. Нарушения трудовых прав журналистов

Февраль, 16 
Лукпан Ахмедьяров, ТК «ТДК-42» (г. Уральск)
В конце января ряд СМИ Казахстана опубликовал сообщение о том, что журналист 

телеканала ТДК-42 (г. Уральск) Лукпан Ахмедьяров был уволен после того, как на пресс-
конференции  задал  акиму  Западно-Казахстанской  области  Бактыкоже  Измухамбетову 
вопрос  об  участии  его  родственников  в  освоении  бюджетных  средств.  По  словам 
Ахмедьярова, после пресс-конференции его вызвал директор телеканала «ТДК-42» Серик 
Мергалиев  и  сообщил,  что  ему позвонил  Измухамбетов  и  у  него  с  ним был тяжелый 
разговор. После этого Лукпан Ахмедьяров был уволен.

12 февраля в  фонд «Адил соз»  обратился  с  письмом генеральный директор  ТОО 
«Жайык Пресс»  Шынгыс Мукан.  Он утверждал,  что  аким области  не  имеет  никакого 
отношения к увольнению Ахмедьярова, более того, Б. Измухамбетов является одним из 
самых открытых и доступных для СМИ акимов. 

16  февраля  информационное  агентство  Интерфакс-Казахстан  распространило 
сообщение:  «Оскандалившийся  журналист  Западного  Казахстана  признался,  что  задал 
некорректный  вопрос  акиму  "исключительно  из  хулиганских  побуждений"».  В 
информации говорится, что Л. Ахмедьяров согласен с чиновниками из акимата области, 
которые  считают  его  вопрос  неэтичным.  Здесь  же  сообщается,  что  «сейчас,  после 
разговора  с  некоторыми  коллегами,  журналист  сомневается,  что  к  его  увольнению 
причастен  аким  Б.  Измухамбетов.  В  частности,  Л.  Ахмедьяров  не  уверен,  что  Б. 
Измухамбетов звонил С. Мергалиеву».

В  ответ  на  просьбу  корреспондента  фонда  «Адил  соз»  прокомментировать  это 
сообщение Лукпан подчеркнул,  что именно работодатель сообщил ему о причастности 
акима области к его увольнению с телеканала. Он добавил, что ничуть не раскаивается в 
своем  «хулиганском  поступке»,  потому  что  дерзость,  по  его  мнению,  -  необходимое 

20



качество журналиста. 

Февраль, 11
Динара Мусаева, ТРК «Казахстан» (г. Шымкент)
11  февраля  редактор  Шымкентского  филиала  ТРК  «Казахстан»  Динара  Мусаева 

узнала  о  том,  что  она  уволена  по  сокращению  штатов.  Журналист  считает  это 
незаконным, поскольку ее дочери только восемь месяцев, о предстоящем сокращении ее 
не уведомили заранее и сделали это без согласования с профсоюзом, членом которого она 
является.  Уже на  следующий  день  Динара  написала  заявление  в  департамент  труда  и 
социальной защиты, а также в прокуратуру области. 

Февраль, 21 
Динара Мусаева, ТРК «Казахстан» (г. Шымкент)
21 февраля домой к редактору ТРК «Казахстан» Динаре Мусаевой пришел курьер 

Шымкентского  филиала  ТРК  «Казахстан»,  чтобы  узнать,   почему  она  не  выходит  на 
работу. Дескать, с сокращением штатов произошло недоразумение, и ее восстановили на 
работе уже на следующий день, но не могли дозвониться до нее, чтобы сообщить об этом. 
Интересно,  что  это  событие  совпало  с  началом  проверки  на  телеканале  со  стороны 
прокуратуры и департамента социальной защиты на предмет законности издания приказа 
о сокращении штатов. Динара вышла на работу. 

12. Нарушение хозяйственных прав СМИ

Февраль, 16 
Галия Нурушкина, «Ел тынысы» (г. Петропавловск)
В  начале  февраля  редактора  газеты  «Ел  тынысы»  Уалихановского  района  СКО 

Галию Нурушкину вызвали на прием в прокуратуру и  объяснили, что решение суда от 8 
февраля  2007  года  о  признании  недействительным  свидетельства  о  государственной 
регистрации  за  ТОО  «Издательство  «Ел  тынысы»   права  собственности  на  здание 
редакции признано незаконным. Дело направлено на дополнительное расследование.

Напомним, на основании этого решения  в  апреле 2007 г.  акимат Уалихановского 
района  вынес  постановление  о  закреплении  здания  редакции  за  ГУ  «Районная 
центральная  библиотека»,  и  редакции  было  предложено  арендовать  помещение, 
собственниками  которого  они  были  в  течение  многих  лет.  Тогда  редактор  газеты 
отказалась подписывать документы и обратилась с жалобой в прокуратуру.  

Теперь у журналистов появилась надежда, что здание редакции все-таки сохранится 
за ними.

III. КОНФЛИКТЫ. НАРУШЕНИЯ, ИНКРИМИНИРУЕМЫЕ СРЕДСТВАМ 
МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

1. Обвинения в клевете (ст. 129 УК РК)

Февраль, 06
Виктор Мирошниченко, «Время» (Северо-Казахстанская область)
6 февраля 2009 года  Петропавловский городской суд удовлетворил жалобу частного 

обвинителя  –  заместителя  начальника  ДВД Северо-Казахстанской  области  полковника 
Сарсенбая  Давлетова,  по  обвинению  в  клевете  собственного  корреспондента  газеты 
«Время» Виктора Мирошниченко. Судья Жолдасова признала журналиста виновным по ч. 
2 ст. 129 ч.2 УК РК – «Клевета, содержащаяся в публичном выступлении либо в публично 
демонстрирующемся  произведении,  либо  в  средствах  массовой  информации»  -  и 
приговорила В. Мирошниченко к штрафу в размере 200 месячных показателей (254 600 

21



тенге). Кроме того, в качестве возмещения морального вреда журналист и редакция газеты 
«Время» должны выплатить полицейскому 100 тысяч тенге в солидарном порядке. 

Поводом  для  уголовного  судопроизводства  послужила  статья  «Крыша  для 
полковника»,  опубликованная в газете «Время» 10 июля 2008 года.  В ней сообщалось, 
что,  по словам сотрудников,  руководство  ДВД инициировало поборы с подчиненных. 
После выхода статьи 

Одним из источников информации для статьи была квартирная хозяйка, которая в 
ходе  судебного  разбирательства  отказалась  от  своих  слов  и  обвинила  журналиста  в 
клевете. С. Давлетов в поддержку своих обвинений пригласил на суд свидетелей, которые 
неожиданно подтвердили все, что написано в статье В. Мирошниченко. Тем не менее, суд 
первой инстанции вынес обвинительный приговор.

Мирошниченко обжаловал приговор в вышестоящей инстанции.

Февраль, 23
Марина Рыбалко, «Курс» (г. Кокшетау)
12  февраля  корреспондент  газеты  «Курс»  Марина  Рыбалко  получила  повестку  в 

Щучинский городской суд,  в  которой было указано,  что  в  отношении нее  по частной 
жалобе  Т.  Плотниковой  возбуждено  уголовное  дело  по  ст.  129  ч.  2  УК РК  (клевета, 
содержащаяся в средствах массовой информации).

Поводом к уголовному преследованию журналиста  послужила статья  «Патронат - 
средство  наживы?»,  подписанная  псевдонимом  Марины  Рыбалко  -  Мадина 
Мухамеджанова. 

В публикации  речь  шла  о  жительнице  г.  Щучинска  Т.  Плотниковой,  взявшей на 
патронатное  воспитание  девочку  Алису  Гамолко.  В  статье  журналист  использовала 
свидетельства  очевидцев,  также  приводились  заключение  центра  психологической 
поддержки  «Семья»,  из  которого  следует,  что  девочка  плакала  и  просила,  чтобы  ее 
вернули в детский дом. 

В 2007 году судебное разбирательство по данной публикации завершилось отказом в 
удовлетворении жалобы Т. Плотниковой. 

В феврале 2009 года Т. Плотникова повторно обратилась в суд с частной жалобой в 
отношении  редактора  газеты  «Курс»  Марины  Рыбалко,  а  также  Р.  Федотовой,  А. 
Жуковой, С. Пашовкиной, чьи свидетельства фигурируют в статье. 

Судья настаивает,  чтобы Марина Рыбалко согласилась на примирение. В качестве 
условий примирения Т. Плотникова и ее адвокат требуют личного извинения редактора на 
первой полосе газеты «Курс» и признания, что Рыбалко ее оклеветала. Кроме того, после 
заключения  мирового  соглашения  Плотникова  намерена  назвать  сумму  морального 
ущерба, которую газета должна ей выплатить. 

2.  Клевета в отношении судей (ст. 343 УК РК)

Февраль, 04
Сергей Стрюк, «Новое время» (г. Павлодар)
Суд № 2 г. Павлодара на первом заседании по обвинению редактора-издателя газеты 

«Новое  время»  Сергея  Стрюка  в  клевете  в  отношении  местных  судов  постановил 
отправить  уголовное  дело  на  дополнительное  расследование.  «Суд  считает,  что 
предъявленное  обвинение  изложено  неясно,  что  препятствует  назначению  главного 
судебного  разбирательства  и  началу судебного  следствия»,  -  указано  в  постановлении 
суда № 2 г. Павлодара от 4 февраля 2009 года. 

Напомним,  в  апреле  2008  года  в  газете  была  опубликована  статья  «Corruptio – 
подкуп,  corrumpere –  портить.  Теперь  они  известны  нам  под  одним  выражением  – 
КОРРУПЦИЯ» за подписью С. Стрюка. В ней автор выразил мнение о судебном решении 
по  иску  учредителя  ТОО  «HAGI-Павлодар»  Георга  Шпейзера  к  С.  Стрюку  о  сносе 

22



гаражей,  которые  последний  намеревался  получить  в  собственность  в  ходе  акции  по 
легализации.

После выхода материала с жалобой на С. Стрюка к прокурору области Нурмахану 
Исаеву  обратился  председатель  областного  суда  Ермек  Серекбаев.  По  его  мнению, 
редактор оскорбил судебную ветвь власти выражениями «...судьи времени не теряли и 
выработали неписанные ставки в условных единицах за нужные решения», «...появились 
продажные судьи, и господин Шпейзер прекрасно ими пользуется», «...купили, похоже, не 
только  участок,  но  и  предстоящее  решение».  В  отношении  автора  материала  было 
возбуждено уголовное дело по ст. 343 ч.3 УК РК «клевета в отношении судей в связи с 
рассмотрением  дела  в  суде»,  (а  раздел  -  ст.  129)  предусматривающей  максимальное 
наказание в виде лишения свободы сроком до четырех лет. 

Автор материала настаивает, что все его доводы являются предположениями и ни о 
какой-либо конкретной взятке он не говорит. 

3. Нарушение порядка объявления выходных данных (ст. 350 КоАП РК)

Февраль, 09
Галина Дырдина, «Фокус - Факты. Оценки. Комментарии» (г. Алматы)
В  канун  нового  2009  года  вышел  в  свет  первый  номер  новой  еженедельной 

республиканской газеты «Фокус - Факты. Оценки. Комментарии». А через полтора месяца 
главный редактор газеты Галина Дырдина узнала, что привлекается к административной 
ответственности  по  статье  350  КоАП  -  «Нарушение  порядка  объявления  выходных 
данных». 

Правонарушение  состояло в  том,  что  в  выходных данных первого номера  газеты 
была  допущена  опечатка:  «№  1  от  24  декабря»  вместо  «29  декабря».  Парадокс,  но 
законопослушный  редактор,  обнаружив  опечатку,  сама  проинформировала  о  ней 
Министерство культуры и информации.

Из  министерства  пришло  распоряжение  в  отдел  внутренней  политики   акимата 
Алматы  с  требованием  составить  протокол  о  данном  правонарушении  и  передать 
материалы в Бостандыкский административный суд.

Санкциями  статьи  350  КоАП  предусматривается   штраф  в  размере  до  двадцати 
месячных расчетных показателей  с конфискацией  тиража продукции средств  массовой 
информации. 

4. Требования о защите чести, достоинства и деловой репутации, вытекающие 
из публикации определенных сведений

Февраль, 16
«Мегаполис» (г. Алматы)
9  февраля  в  газете  «Мегаполис»  была  опубликована  статья  Жанар  Бирлик  Кызы 

«Подозревается экс-премьер Терещенко». Основанием для статьи явилось коллективное 
письмо 77 дольщиков алматинских жилых комплексов «Елим Ай» и «Елисейские поля» 
депутату  мажилиса  Уалихану  Калижанову.  В  письме  дольщики  выразили  тревогу  по 
поводу хищения своих денег, вложенных в долевое строительство. По их версии, часть 
средств была похищена при участии экс-премьера РК Сергея Терещенко.

После  выхода  статьи  редакция  получила  ответ  от  Сергея  Терещенко.  В  нем 
говорится,  что  «ряд  предположений  и  выводов,  содержащихся  в  статье,  основаны  на 
сведениях,  явно  не  соответствующих  действительности».  В  частности,  С.  Терещенко 
считает, что список 77 дольщиков, приложенных к обращению к депутату, «является не 
более  чем  регистрационным  списком  дольщиков,  присутствующих  на  собрании  ОО 
«Общество  долевых  участников  строительства  КГ  «Елисейские  поля»,  и  находится  у 
председателя  правления  ОО  Кенесбаева  У.Ж.».  Экс-премьер  заявил,  что  он  ко  всему 

23



опубликованному отношения не имеет,  и потребовал опубликовать  данное письмо или 
опровержение приведенных в статье сведений, не соответствующих действительности. 

В следующем номере 16 февраля редакция опубликовала ответ С. Терещенко.
На  сайте  газеты  «Мегаполис»  в  комментариях  к  ответу  С.  Терещенко  было 

размещено  сообщение,  подписанное  председателем правления  ОО «Общество  долевых 
участников  строительства  КГ  «Елисейские  поля»  У.  Кенесбаевым.  Он  от  имени 
потерпевших  дольщиков  «Елисейских  полей»  подтвердил  достоверность  фактов, 
связанных с именем С. Терещенко, отметив, что «готов предоставить все доказательства 
этого». 

Февраль, 10 
Виктор Мирошниченко, «Время» (Северо-Казахстанская область)
ГУ «Департамент по борьбе с экономической и коррупционной преступностью по 

Северо-Казахстанской области» вновь обратился в суд №  2 Петропавловска с исковым 
заявлением о защите чести, достоинства и деловой репутации к корреспонденту газеты 
«Время» В. Мирошниченко. 

Подовом  для  иска  послужила  статья  Виктора  Мирошниченко  «Против  ветра», 
опубликованная  в  газете  «Время»  6.11.2008  г.  В  ней  журналист  рассказал  о  фактах 
приобретения  в  собственность  комнат  одного  из  общежитий  Петропавловска 
посторонними лицами с последующей их перепродажей новым хозяевам и о том, как на 
эти факты отреагировала финансовая полиция. 

В январе департамент уже обращался с иском по этой статье. Тогда судья суда № 2 г. 
Петропавловска Сабит Жамуканов оставил его без рассмотрения, так как документ был 
подписан сотрудником финансовой полиции Еркебуланом Тановым, который не имел на 
это полномочий. 

Февраль, 09
Любовь Хомяк, «Неделя СК» (г. Петропавловск)
В  Петропавловской  газете  «Неделя  СК»  вышел  материал  Любови  Хомяк  о 

незаконной установке возле магазина на пересечении улиц Мира и Гашека табличек с 
надписями  «Частная  территория,  штраф  500  тенге»  и  «Парковка  только  для  клиентов 
магазина». Журналист проиллюстрировала статью фотографией с изображением данных 
табличек.

После  выхода  в  свет  публикации  хозяйка  магазина  пришла  в  редакцию  с 
документами,  подтверждающими  ее  право  частной  собственности  на  прилегающий  к 
магазину участок земли, и потребовала от редакции опровержения.

За  разъяснениями  Люба  Хомяк  обратилась  в  дорожную  полицию,  которая 
прокомментировала  ситуацию.  Как  выяснилось,  владелица  магазина  не  имела  права 
устанавливать  произвольно  какие-либо  запрещающие  знаки  и  таблички  возле  своих 
владений.   Кроме  того,  неправомерными  были  признаны   ее  действия  и  в  части 
предупреждения о штрафе, так штрафовать могут  только уполномоченные должностные 
лица и по решению суда. Хозяйке магазина вынесено предписание об устранении данных 
надписей.

Редакция печатать опровержение отказалась.

Февраль, 10
«Акмолинская правда» (г. Астана)
В  Акмолинской  областной  газете  «Акмолинская  правда»  10  февраля  2009  года 

вышла статья Александры Мякота «Ходить за справкой - гиблое дело» о фактах волокиты 
в органах департамента юстиции по жалобе М. Петуховой, жительницы г. Степногорска. 

После  выхода  материала  редакция  получила  письмо  пресс-службы  департамента 
юстиции Акмолинской области, в котором было сказано, что статья вышла «через 10 дней 

24



после  того,  как  вопрос  гражданки  Петуховой  был  урегулирован»  и  что  материал 
«подрывает  авторитет  госслужащих  и  написан  с  явными  нарушениями  Закона  «О 
средствах  массовой  информации».  Пресс-служба  потребовала  напечатать  их 
опровержение. Однако редакция опровержение пресс-службы не получила. 

Февраль, 19
Сергей Харитоненко, «Курс», ТОО «Рек-Визит» (г. Кокшетау)
Специализированный межрайонный экономический суд Акмолинской области вынес 

решение  о  частичном  удовлетворении  иска  индивидуального  предпринимателя  Айгуль 
Исламовой к ТОО «Рек-Визит», а также к соответчику - ответсекретарю газеты «Курс», 
журналисту Сергею Харитоненко.

Напомним,  поводом  для  судебного  разбирательства  послужила  статья  С. 
Харитоненко «Разделяй и властвуй», опубликованная в газете «Курс» 24.07.2008 г. В ней 
журналист  цитировал  предписания  ГУ  «Акмолинское  территориальное  управление 
лесного  и  охотничьего  хозяйства  министерства  сельского  хозяйства  РК»,  а  также 
прокуратуры района о том, что собственник ИП «Исламова» Айгуль Исламова незаконно 
захватила  26  соток  земли  и  загородила  общественный  проход  к  озеру.  В  январе  в 
специализированном межрайонном экономическом суде Акмолинской области состоялось 
первое  заседание  по  иску  ИП  «Исламова»  к  ТОО  «Реквизит»  о  защите  чести  и 
достоинства и возмещении морального вреда в размере 500 000 тенге.

19  февраля  суд  вынес  решение  -  обязать  ТОО  «Рек-Визит»  и  С.  Харитоненко 
опровергнуть  сведения  в  части  строительства  индивидуальным  предпринимателем  А. 
Исламовой гостиничного комплекса из радиационных материалов и взимания платы за 
проход на пляж, взыскать с С. Харитоненко в пользу Исламовой А. К. с ТОО «Рек-Визит» 
компенсацию  морального  вреда  в  размере  15  000  тенге,  госпошлину  584  тенге  и 
госпошлину 292 тенге. 

Февраль, 19
Виктор Мирошниченко, «Время» (Северо-Казахстанская область)
Северо-казахстанский   адвокат  Сергей  Арапов  подал  иск  о  защите  чести  и 

достоинства  к  газете  «Время»  и  ее  собственному  корреспонденту  по  Северо-
Казахстанской  области  Виктору  Мирошниченко.  В  качестве  возмещения  морального 
вреда истец требует с ответчиков  солидарно 100 тысяч тенге.

Поводом  к  иску  послужила  серия  статей,   опубликованных  в  газете  «Время»  - 
«Фиговое правосудие» и «Чем фига ваша отзовется?», «Следите за руками». 

Во  время  судебного  процесса  по  делу  братьев  Бековых,  обвиняемых  в 
изнасиловании, ограблении и убийстве, их адвокат Сергей Арапов вдруг прямо в объектив 
виодекамеры капитана полиции Сергея Погосского сделал неприличный жест - показал 
две  дули.  При  этом  он   заявил:   «А  это  специально  для  ДВД  Северо-Казахстанской 
области». 

Стоп-кадры служебной видеозаписи процесса были разосланы пресс-службой ДВД 
СКО всем СМИ, многие использовали эти снимки при написании материалов. Фото были 
размещены  в  ряде  местных  СМИ,  но  Арапов  подал  иск  только  на  газету  «Время»  и 
Виктора  Мирошниченко,  где  скандальная  фотография  была  опубликована  в  виде 
иллюстрации к статье «Фиговое правосудие» от 15.01.2009 г.  

После публикации местная коллегия адвокатов вынесла  Арапову строгий выговор, 
после чего он уволился по собственному желанию. 

За первой статьей последовало еще две - «Чем фига ваша отзовется?», «Следите за 
руками» от 21, 27.1.2009 г.

10  февраля  С.  Арапов  подал  в  суд  № 2 Петропавловска  ходатайство  об изъятии 
номеров и закрытии сайта в обеспечение своего иска. Его ходатайство было отклонено. 
Судья Диляра Жумадилова  разъяснила Сергею Арапову, что «удовлетворение требования 

25



о принятии мер для запрещения действий по распространению газеты «Время» № 15 от 15 
января 2009 года невозможно, поскольку данный номер уже выпущен и распространен».

Февраль, 23 
Диана Слинькова, «Добрый вечер» (г. Петропавловск)
В  газете  «Добрый  вечер»  была  напечатана  статья  Дианы  Слиньковой 

«Противостояние» о незаконных удержаниях заработной платы с сотрудников одной из 
школ  города  Петропавловска.  Материал  был  подготовлен  по  результатам  проверки 
прокуратуры  Петропавловской  области,  проведенной  в  школе  после  многочисленных 
жалоб учителей в областной департамент образования.

После выхода в свет публикации в редакцию поступило письмо от директора школы, 
которая  потребовала  опровержения  на  статью,  поскольку,  по  ее  словам,  журналистка 
распространила   сведения,  не  соответствующие  действительности.  В  письме  не 
говорилось конкретно, какие именно факты, изложенные в публикации, не соответствуют 
действительности, не были приведены  конкретные выдержки и не указано, в какой части 
и с чем конкретно не  согласна директор. 

Редакция  публиковать опровержение отказалась.

Февраль, 23
Кирилл Пяртель, «Инфо-Цес» (г. Астана)
20  февраля  в  газете  «Инфо-Цес»  была  опубликована  статья  Кирилла  Пяртеля  о 

последствиях  аварии  магистрального  трубопровода  в  окрестностях  г.  Степногорска 
Акмолинской области, приведшей к отключению питьевой воды в Степногорске, а также 
нарушению теплоснабжения в жилых  кварталах и учреждениях.

В качестве  иллюстрации к  материалу редакция использовала заставочные снимки 
людей, запасающихся водой из колонок, и очереди к машинам-водовозам.

Через  два дня в редакцию позвонила секретарь  степногорского гормаслихата  Галия 
Копеева и выразила недовольство фотографиями, использованными в газете, уточнив, что 
в городе нет  колонок.  А информация  от горожан,  опубликованная на  форуме  местной 
газеты «Престиж», о том, что в городе осталось мало снега, в пик аварии используемого 
горожанами  на  технические  нужды,  не  соответствует  действительности.  Чиновница 
заявила, что снега в Степногорске  достаточно. 

 «Инфо-Цес» в следующем  материале, посвященном официальному расследованию 
причин  аварии,  предложила  вниманию  читателей  снимки  хроники  реальных  событий 
аварийной остановки, взятых с сайта степногорской газеты «Престиж».

Февраль, 26
Шарип Дарменбай, «Панорама Шымкента» (г. Шымкент)
26  февраля  экс-редактор  газеты  «Панорама  Шымкента»  Дарменбай  Шарип 

обратился в Аль-фарабийский районный суд Шымкента с исковым заявлением о защите 
чести  и  достоинства.  Он  просит  привлечь  к  ответственности  заведующего  отделом 
внутренней политики городского акимата Мухтара Мухамбетжана, который  23 декабря 
на  пресс-конференции  назвал  его  мошенником,  а  затем  обратился  в  прокуратуру  и 
финансовую  полицию,  обвинив  Шарипа  в  различных  нарушениях,  в  том  числе  и 
финансовых.  

Февраль, 27
Асхат Бименбетов, «Алма-Ата Инфо» (г. Алматы)
Предприниматель В. Алефиренко подал иск к редакции газеты «Алма-Ата Инфо» и 

ее нештатному корреспонденту Асхату Бименбетову. Он требует сто миллионов тенге в 
качестве возмещения морального вреда, а также опровержения сведений, опубликованных 
в статье «Финполиция помогает делать деньги из воздуха» 5.09.2008 года.

26



В статье  речь  шла  о  законности  деятельности  предприятия  ЮА «KZ SHIELD» и 
фирмы ЗАО «БУКА» в сфере авторских прав. Журналист рассказал, что В. Алефиренко, 
представляя российское предприятие ЗАО «БУКА», производил контрольные закупы в 
торговых точках, реализующих, по его мнению, аудио- и видеопродукцию сомнительного 
происхождения.  Чтобы  избежать  судов,  владельцы  торговых  точек  решали  вопрос  на 
месте, расплачиваясь наличными деньгами или перечислением. В публикации также идет 
речь о действиях финансовых полицейских в связи с описываемыми событиями. 

 Февраль, 20 
Ирина Адылканова, газета «Наша жизнь» (г. Павлодар), 
Корреспонденту  газеты  «Наша  жизнь»  Ирине  Адылкановой  заместитель  акима 

пригородного с Павлодаром поселка Ленинский Темирболат Бектасов направил факс, в 
котором сообщил, что не давал комментариев относительно того, что местный детский 
сад не укомплектован оборудованием. Он опровергал свои слова, напечатанные в номере 
«Нашей жизни» от 19 февраля 2009 года.

Журналист сообщила ему, что у нее имеется диктофонная запись разговора. После 
этого больше претензий не поступало.

Февраль, 05
Альмира Алишбаева, «Диапазон» (г. Актобе) 
В  газете  «Диапазон»  была  опубликована  статья  Альмиры  Алишбаевой  «Задний 

ход»  (29.01.2009),  в  которой  начальник  Межрегиональной  инспекции  Агентства  по 
защите  конкуренции  А.  Камшимбаев  сообщил,  что  автопарк  забрал  свою  заявку  на 
повышение  тарифов  проезда  на  общественном  транспорте. После  выхода  газеты  в  
редакцию поступило письмо от директора автопарка Е. Адилова, в котором говорится, что 
журналист  «Диапазона»  «доводит  до  населения  недостаточно  верную  и  ложную  
информацию».  По  его  словам,  автопарком  никакие  документы  на  согласование  цен  в 
межрегиональную  инспекцию не предоставлялись  и,  соответственно,  не  отзывались.  А 
отмена повышения цен за проезд связана с тем, что перевозчик договорился с местной 
властью о возмещении затрат из бюджета. 

5. Требования и иски о защите чести, достоинства и деловой репутации, 
вытекающие из публикации мнений, убеждений и оценочных суждений

Февраль, 26
Бакытгуль Макимбай, Алмас Кушербаев, «Тасжарган» (г. Алматы)
26  февраля  состоялось  апелляционное  судебное  заседание  по  иску  депутата 

Мажилиса парламента РК Ромина Мадинова к газете «Тасжарган», ее главному редактору 
Бакытгуль  Макимбай и журналисту Алмасу Кушербаеву.

Напомним, депутат оспаривал достоверность сведений, опубликованных 24 апреля 
2008 г. газетой «Тасжарган» в статье А. Кушербаева «Бедный «латифундист», требовал 
извинений  и  компенсации  морального  вреда  в  размере  300  млн.  тенге.  16  января 
Медеуский районный суд вынес решение об опровержении сведений и взыскании 3 млн. 
тенге. 

В  апелляционной  жалобе  ответчики,  помимо  других  аргументов,  сообщали,  что 
требование трех миллионов не соответствует принципу разумности и достаточности, ни у 
газеты, ни у журналистов таких средств нет.

Тем  не  менее,  коллегия  по  гражданским  делам  Алматинского  городского  суда  в 
итоге апелляционного производства постановила увеличить сумму компенсации в 10 раз - 
с трех до 30 миллионов тенге ($200000).

Поскольку  заведомо  ясно,  что  такую  сумму  журналистам  собрать  невозможно, 
судебное  постановление  однозначно  приведет  к  закрытию  популярной  оппозиционной 

27



газеты.  А.  Кушербаеву  этим  постановлением  практически  закрыта  дорога  в  любую 
редакцию.

Подобная сумма взыскания морального вреда в практике казахстанских СМИ была 
присуждена  лишь  однажды  -  в  1999  году  в  отношении  газеты  «ДАТ»  и  ее  главного 
редактора Шарипа Куракбаева.  С тех пор «ДАТ» не выходит,  Ш. Куракбаев не может 
устроиться на штатную работу.

Февраль, 18
Канат Алпысова, ТОО «Алем Пресс» (г. Караганда)
18  января  в  Карагандинском  межрайонном  экономическом  суде  завершилось 

рассмотрение  дела  по  иску  двух  частных  фирм:  ТОО  «Техникс»  и  ТРЦ  «City Mal», 
-владельца  и  арендатора  торгово-развлекательного  центра  «City Mal»  -  к  бывшей 
владелице газеты «Взгляд», директору ТОО «Алем Пресс» Канат Алпысовой. 

Бизнесмены  усмотрели  подрыв  деловой  репутации  в  статье  «Сундук»  в  центре 
города», опубликованной 26 марта 2008 года в рубрике «Проекты и прожекты», и оценили 
нанесенный моральный вред в 20 млн. тенге. 

Одна  из  претензий  судебного  иска  состоит  в  том,  что  автор  заметки  Гульмира 
Жаналина  в  оскорбительном  тоне  использовала  фамилию  директора   ТРЦ  «City Mal» 
Олега Сундуковского, что отразилось на его деловой репутации. «Оскорбительный тон», 
по  мнению истцов,  заключается  в  том,  что  журналист  привела мнение карагандинцев, 
которые сравнивают архитектурный облик здания с сундуком. 

Любопытно, что 4 июля 2008 г.  тот же суд уже  выносил  решение по аналогичному 
иску директора «City Mal» Олега Сундуковского. Журналист в суде утверждала, что при 
написании статьи даже не знала, кто является директором «City Mal», публикация в целом 
касалась  архитектурных  проектов  Караганды.  Несмотря  на  это,  суд   обязал  редакцию 
«Взгляда» выплатить один миллион тенге в пользу г-на Сундуковского, что для газеты 
было равносильно разорению. Позже апелляционная инстанция это решение отменила. 

Теперь по тому же факту тот же суд решил изъять у маленького издания уже 2 млн. 
тенге. Журналисты опять уповают на суд второй инстанции.

6. Иски журналистов о защите чести, достоинства  и деловой репутации

Февраль, 06
«Уральская неделя» (г. Уральск)
Коллегия по гражданским делам Западно-Казахстанского областного суда частично 

удовлетворила апелляционную жалобу директора ТОО «Казахстан коллектор компании» 
Кайрата  Жумагазина  и  обязала  редакцию  «Уральской  недели»  опубликовать 
опровержение сведений,  изложенных в статье «Выбивальщики».  Ранее судья суда № 2 
Уральска  А.  Ниязбеков  отказал  в  удовлетворении иска  Жумагазина.  Редакция  и  автор 
статьи Замира Космурзиева представили в суд свидетелей, подтвердивших достоверность 
сообщенных в статье сведений. Судья Ниязбеков счел, что распространенные газетой в 
статье «Выбивальщики» сведения являются достоверными и не порочат честь и деловую 
репутацию истца. 

Коллегия  областного  суда  не  приняла  во  внимание  представленные  редакцией 
«Уральской  недели»  доказательства  и  показания  свидетелей  и  обязала  редакцию 
опубликовать  опровержение,  при  этом  оставила  без  удовлетворения  требования  К. 
Жумагазина выплатить 4 млн. тенге за моральный вред.

Редакция «Уральской недели» в надзорном порядке обжаловала решение коллегии 
по гражданским делам.

Февраль, 05
«Наша жизнь» (г. Павлодар)

28



24  апреля  2008  г.  в  газете  «Наша  жизнь»  было  опубликовано  интервью  с 
учредителем  ТОО  «HAGI-Павлодар»  Георгом  Шпейзером  «Факты  или  фантазии»,  в 
котором  Г.  Шпейзер,  среди  прочего,  дал  нелестную  оценку  деятельности  редактора-
издателя газеты «Новое время» Сергея Стрюка.  

С. Стрюк обратился с исковым заявлением о защите  чести, достоинства и деловой 
репутации, возмещении морального вреда к Г. Шпейзеру в городской суд Павлодара. 

Так как Г. Шпейзер отрицал, что давал интервью по телефону, находясь в это время 
в Германии, суд отказал в иске Стрюку, обязав газету «Наша жизнь» дать опровержение 
по этому поводу. 

Исполняя  решение  суда,  газета  «Наша  жизнь»  опубликовала  опровержение,  в 
котором  сказано,  что  напечатанное  в  номере  от  24  апреля  2008  года  интервью  с 
учредителем  ТОО  «HAGI-Павлодар»  Георгом  Шпейзером  под  названием  «Факты  или 
фантазии» не соответствует действительности.

6. Иски журналистов о защите трудовых прав

Февраль,11
Марина Деменко и др., газета «1+1» (г. Астана)
Алматинский  районный суд  Астаны  под  председательством  судьи  Г.  Бектасовой, 

рассмотрел в открытом судебном  заседании гражданское дело по иску бывшего главного 
редактора прекратившей выход газеты «1+1» Марины Демченко и пятерых сотрудников 
этой же газеты Левиной Е., Паникарской А.,Шахрай А., Бикеевой Ж., и Тен Ю. к  ТОО 
«Maxsys» в лице директора А. Завгороднего о взыскании задолженности по заработной 
плате. 

Ни на одно судебное заседание ответчик не явился, несмотря на то, что извещался 
надлежащим  образом.  Также  суд  не  был  извещен  об  уважительных  причинах  неявки 
ответчика с предоставлением подтверждающих документов.

Суд  рассмотрел  дело  в  порядке  заочного  производства  и  удовлетворил  исковые 
требования бывших журналистов и сотрудников газеты «1+1».

В пользу Демченко М. с ТОО  «Maxsys» суд  постановил  взыскать 500 тысяч тенге, в 
пользу Левиной Е. -70 тысяч тенге,  Паникарской А. -145 тысяч тенге,  Шахрай А. – 95 
тысяч  тенге,  Бикеевой  Ж.  –  234 957  тенге,  Тен  Ю.  –  219 756  тенге.  Общая  сумма 
возмещения задолженности составила 1  264 713 тенге. Также с ТОО «Maxsys» в доход 
государства взыскивается  госпошлина в размере 12 647 тенге. 

Юридическую  поддержку  журналистам  оказал  общественный  Фонд  «Альянс 
региональных СМИ».

Мониторинг подготовлен по сообщениям 
СМИ и корреспондентов Фонда
«Адил соз».

Координатор мониторинговой службы фонда «Адил соз»
Цой Елена.
e-mail: lena  @  adilsoz  .  kz  

Юрист-консультант фонда «Адил соз»
Ганна Красильникова
e-mail:    ganna@adilsoz.kz  

По всем вопросам мониторинга вы можете также обратиться 

29

mailto:ganna@adilsoz.kz
mailto:lena@adilsoz.kz


info  @  adilsoz  .  kz  

30

mailto:info@adilsoz.kz

	Мониторинг

