
                                                                             Международный Фонд защиты 
                                                                 свободы слова «Адил соз»

Мониторинг
нарушений свободы слова в Казахстане

в январе 2009 года

Арест месяца: Главный редактор газеты «Алма-Ата Инфо» Рамазан Есергепов 6 
января был задержан, а 9 января арестован как обвиняемый по ст. 172 УК РК – 
«Незаконное получение, разглашение государственных секретов» и по ст. 228 - 
«Злоупотребление полномочиями». 12 января на пресс-конференции в Алматы супруга 
Есергепова Раушан сообщила, что журналист объявил голодовку и отказывается от дачи 
показаний вне судебного заседания. 

Представители общественных организаций и независимых СМИ  обратились с 
открытым письмом к Президенту РК Нурсултану Назарбаеву и Генеральному прокурору 
республики Рашиду Тусупбекову с просьбой изменить меру пресечения Р. Есергепову и 
передать дело незаинтересованному правоохранительному органу (см. Глава I,  раздел 5).

Решение  месяца: 16 января в Медеуском районном суде г. Алматы завершилось 
рассмотрение дела по иску депутата Мажилиса Парламента РК Ромина Мадинова  к газете 
«Тасжарган», ее главному редактору Бакытгуль Макимбай и журналисту Алмасу 
Кушербаеву.  Решением суда газета обязана опубликовать опровержение, с ответчиков 
также будет взыскана компенсация морального вреда 3 миллиона тенге в солидарном 
порядке. Редакция намерена обжаловать решение в апелляционной инстанции (см. Глава 
III, раздел 3).

Изображение месяца: 13 января  в суде № 2 Жетысуского района г. Алматы 
завершилось слушание дела по иску секретаря Бостандыкского суда Карлыгаш 
Молбаевой к газете «Вечерний Алматы» о защите права на изображение, защите чести, 
достоинства и деловой репутации и взыскании морального вреда. 

В ходе судебного заседания стороны пришли к мировому соглашению. Истица, 
отказалась от возмещения морального вреда. А ответчики подтвердили, что фотография 
была сделана без согласия К. Молбаевой и не относится к тексту публикации, к истице как 
сотруднику суда и к заголовку статьи «Спать! Суд идет!» (см. Глава III, раздел 5).

Обида месяца: Жительница Экибастуза, настаивая на том, что фраза «вы будете в 
курсе всех событий», опубликованная газетой в период подписной кампании, не 
соответствует действительности, предъявила претензию «Экибастузскому обозрению». 
Читательница утверждает, что, не получив информацию обо всех важных событиях, она 
вынуждена была потратиться на покупку двух других газет. В претензии было сказано, 
что в материалах издания якобы наблюдалось множество орфографических и 
стилистических ошибок и это «заставило ее испытывать боль и обиду за русский язык». 
Более того, заявительницу не удовлетворила «некорректная верстка, переносы, вопиющие 
случаи плагиата – нет указания ссылки на источник». Женщина просит редакцию 
опубликовать все первоисточники материалов развлекательного характера, принять 
обратно все номера, возместить ей стоимость годовой подписки, выплатить моральный 
вред в размере 10 000 тенге (см. Глава II, раздел 4).

Запрет месяца:  В ходе совещания по вопросам стабилизации рынка недвижимости 
вице-премьер РК Умирзак Шукеев сказал следующее:

- Я запрещаю любым чиновникам вообще делать заявления по этому строительному 
рынку – будем так делать или сяк. Наболтали столько, что людей запутали. Никто больше 

1



не должен комментировать. Только по моему поручению, или я сам буду комментировать 
(см. Глава I, раздел 1).

Вопрос месяца: На традиционной пресс-конференции для региональных СМИ  аким 
Западно-Казахстанской области Бактыкожа Измухамбетов отвечал на вопросы 
журналистов по итогам прошедшего года.  

- Будут ли ваши родственники, как в прошлом году, принимать участие в освоении 
бюджетных средств? - спросил его редактор телеканала «ТДК-42» Лукпан Ахмедьяров, 
имея в виду строительную компанию «Монолит-2», которая подконтрольна Аманжолу 
Зинуллину, зятю акима области. 

Аким на это ответил: - Из-за того, что я стал акимом, мои родственники не должны 
покинуть область, и они не перестанут быть моими родственниками. И вообще, я не 
занимаюсь коррупцией. 

После пресс-конференции Л. Ахмедьярова вызвал директор телеканала «ТДК-42» 
Серик Мергалиев и стал упрекать в том, что он задал Акиму некорректный вопрос. 
Директор потребовал  от дерзкого журналиста написать заявление об увольнении по 
собственному желанию. Лукпан  Ахмедьяров отказался.

Затем, по словам журналиста, директор телеканала собрал коллектив и сообщил, что 
Ахмедьяров «подставил всех, не согласовав с руководством свой вопрос акиму, и мы 
вынуждены с ним расстаться, так как его вопрос нанес ущерб фирме» (см. Глава II, раздел 
11).

В январе 2009 г. мониторинг Фонда «Адил соз» зафиксировал  80 сообщений. Из 
них 19 определяют фактическое положение СМИ в свете политической атмосферы 
месяца, 41 дают информацию о прямых нарушениях прав СМИ и журналистов, 20 - о 
конфликтах и обвинениях, выдвинутых против СМИ и журналистов. 

Подробный мониторинг нарушений прав интернет-изданий смотрите на сайте 
www.adilsoz.kz  в соответствующем разделе.

I. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО, 
АДМИНИСТРАТИВНОГО И ПРАВОВОГО КЛИМАТА В СТРАНЕ, 
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ 
ИНФОРМАЦИИ

1.  Заявления,  речи  и  выступления   должностных  лиц  государства, 
определяющие фактическое положение средств массовой информации

Январь, 08
Все СМИ
Пресс-служба  МИД  РК  сообщила,  что  Астана  и  Ашхабад  «выразили 

заинтересованность  в  установлении  более  тесного  сотрудничества  между 
информационными  структурами  Казахстана  и  Туркменистана  в  целях  обеспечения 
широкой информированности  о происходящих событиях  в  жизни двух  дружественных 
государств». 

По  данным  пресс-службы,  такая  договоренность  достигнута  в  ходе  встречи  в 
Ашхабаде  посла  Казахстана  Асхата  Оразбая  с  заместителем  председателя  кабинета 
министров Туркменистана Майсой Язмухаммедовой. В ходе встречи были рассмотрены 
вопросы  развития  культурно-гуманитарного  сотрудничества  между  Казахстаном  и 
Туркменистаном. 

Январь, 19
Все СМИ

2

http://www.adilsoz.kz/


В ходе совещания по вопросам стабилизации рынка недвижимости вице-премьер РК 
Умирзак Шукеев сказал следующее:

- Я запрещаю любым чиновникам вообще делать заявления по этому строительному 
рынку – будем так делать или сяк. Наболтали столько, что людей запутали. Никто больше 
не должен комментировать. Только по моему поручению, или я сам буду комментировать.

Январь, 15
Все СМИ
На  пленарном  заседании  сената  парламента  депутат  А.  Башмаков  предложил 

министру культуры и информации М. Кул-Мухаммеду создать общественный совет для 
оценки  теле-  и  радиопередач.  Сенатор  предлагает  ввести  в  совет  «20-25  наиболее 
авторитетных  казахстанских  интеллигентов,  которые просматривали  бы передачи  и  не 
запрещали,  а  лишь  давали  оценку».   По  его  мнению,  общественный  совет  мог  бы 
оценивать «подходит ли та или иная передача с точки зрения национальных традиций и 
интересов, а также этических норм». При этом А. Башмаков утверждает, что речь не идет 
о введении цензуры.

Январь, 09
СМИ РК
Для большей открытости процесса  тендеров  общественным советом «Нур  Отана» 

было сделано следующее предложение: «Полагаем целесообразным разрешить свободное 
посещение  тендерных  комиссий  по  открытым  конкурсам  представителями  СМИ  и 
общественных  организаций.  Если  конкурс  прозрачен,  то  госорганам  нечего  бояться 
огласки.  Пока  же  данный  вопрос  блокируется  различными  государственными 
ведомствами.  Посторонним на заседания  комиссий вход категорически  запрещен,  хотя 
законодательство это прямо не запрещает». 

2. Действия и выступления должностных лиц, определяющие фактическое 
положение средств массовой информации и состояние свободы слова

Январь, 15
«Уральская неделя» (г. Уральск) 
Прокурор  Уральска  А.  Рашкалиев  прислал  на  имя  главного  редактора  газеты 

«Уральская  неделя»  Тамары  Еслямовой  письмо,  в  котором  сообщил,  что  прокуратура 
рассмотрела жалобу редакции о нарушении руководителями государственных органов и 
учреждений законодательства  «О средствах массовой информации».  «Установлено,  что 
отдельными организациями в неполной мере соблюдается требования законодательства. 
Прокуратура  Уральска  в  порядке  ст.  26  закона  РК  «О  прокуратуре»  разъяснила 
руководителям  отдела  дорожной полиции отдела  внутренних  дел города  и  областного 
филиала  ГЦВП  об  административной  ответственности  за  необоснованный  отказ  либо 
непредоставление  в  установленные  законодательством  сроки  запрашиваемой 
журналистом  информации,  предусмотренные  ч.  2  ст.  352  КоАП  РК»,  -  сообщил  А. 
Рашкалиев.

Январь, 22
СМИ г. Кокшетау (Акмолинская область)
22  января  управление  по  борьбе  с  наркобизнесом  ДВД  Акмолинской  области 

проводило  пресс-конференцию  по  итогам  года.  Однако  из-за  вызывающего  поведения 
начальника  управления  Вадима  Алтынбекова  представители  СМИ  Кокшетау  были 
вынуждены  покинуть  пресс-конференцию  до  ее  окончания.  В.  Алтынбекову  не 
понравилось,  что  журналисты начали задавать  вопросы его подчиненному Конакбаеву, 
открывшему конференцию: «Я не понимаю, вы кому вообще вопросы адресуете? Кто на 

3



них  должен  отвечать?»  Попытка  объясниться,  что  газетчикам  все  равно,  кто  даст 
информацию, не увенчалась успехом. Полковник начал упрекать журналистов, что к нему 
не обращаются по имени и резюмировал, что диалога не получится. Вдогонку уходящим 
журналистам  В.  Алтынбеков  крикнул:  «Вы  еще  спросите,  как  повлиял  кризис  на 
наркобизнес!».

О недостойном поведении полковника Алтынбекова журналисты сразу же поставили 
в известность руководство ДВД области.

3. Изменения и проекты изменений действующего законодательства, 
определяющие правовое положение средств массовой информации

Январь, 28
Все СМИ
Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Миклош Харасти в своем письме 

министру иностранных дел Марату Тажину и министру культуры и информации РК М. 
Кул-Мухаммеду  приветствовал  принятие  поправок  к  законодательству  о  средствах 
массовой информации Республики Казахстан, подчеркнув при этом важность дальнейшей 
демократизации национального законодательства о СМИ. 

Харасти отметил в своем письме конкретные улучшения,  в том числе упрощение 
регистрации  СМИ,  возможность  обжалования  отказов  в  предоставлении  официальной 
информации в судебном порядке и возможность использования диктофонов и камер при 
сборе (но не при распространении) информации.  «Тем не менее, процесс либерализации 
законодательства Казахстана о СМИ должен быть продолжен, поскольку на сегодняшний 
день законодательство все еще не соответствует многим международным стандартам».

Харасти предложил правительству Казахстана помощь своего бюро в  проведении 
дальнейших реформ в сфере законодательства о средствах массовой информации.

Январь, 12
Все СМИ
В Астане состоялся круглый стол, на котором представители министерства культуры 

и  информации,  издатели  и  редакторы  обсуждали  второй  вариант  законопроекта  «Об 
издательской деятельности».

Наибольшую  дискуссию  вызвала  статья  о  лицензировании  полиграфической 
деятельности. 

Глава департамента анализа и стратегического планирования МКИ Бекзат Рахимов 
заявил: «Мы хотим дать больше свободы в действиях, в процессе подготовки, выпуска и 
распространения печатной продукции. Мы ставим задачу этим законопроектом закрыть те 
дыры в законодательстве, которые сейчас есть. В частности – в вопросах национальной 
информационной  безопасности.  Наш  отечественный  рынок  буквально  завален 
иностранной печатной продукцией».

Как  отметил  юрист  международной  организации  «Article 19»,  требования  о 
лицензировании полиграфической продукции «создают отношения, которые дадут больше 
власти правительству страны. Государство будет решать, имеет ли издатель возможность 
и право печатать что-то или нет, что в данной ситуации будет напоминать цензуру». В 
ответ  представители  министерства  посоветовали  не  применять  европейские  нормы  к 
Казахстану,  поскольку  у  нас  «за  годы  тоталитарного  режима  деградировали  функции 
саморегулирования общества». 

В результате споров представитель министерства пообещал внести все предложения 
издателей  в  законопроект.  В  том  числе  –  рассмотреть  возможность  вывести  из-под 
действия нормативного акта периодические издания.

Январь, 15

4



Все СМИ
На пленарном заседании Сената парламента при обсуждении проекта законопроекта 

«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики 
Казахстан по вопросам средств массовой информации»,   сенатор Гани Касымов сказал 
следующее:

- Я проголосую за этот закон, если он будет защищать журналистов и журналистское 
сообщество.  Мы  же  читаем  газеты  и  видим,  что  журналистам  миллионные  штрафы 
выписывают – это настоящее рейдерство, захват, уничтожение прессы…

15 января  Сенат  Парламента  Казахстана,  несмотря  на  обращения  представителей 
НПО,  СМИ,  международных  организаций,  одобрил  в  первом  и  втором  чтении 
правительственный  законопроект  «О  внесении  изменений  и  дополнений  в  некоторые 
законодательные  акты  Республики  Казахстан  по  вопросам  средств  массовой 
информации».

Ни  одно  из  предложений  журналистского  сообщества  сенаторы  в  проект  не 
включили.  

4. Оценки фактического положения СМИ и свободы слова

Январь, 14
Все СМИ
Правозащитная  организация  Freedom  House  опубликовала  ежегодный  доклад  «О 

состоянии  свободы  в  мире».  Доклад  содержит  оценки  степени  политических  и 
гражданских свобод в 193 странах мира по ряду критериев. Состояние свобод оценивается 
по 7-балльной шкале, где один балл — самый высокий показатель, а семь баллов — самый 
низкий.  Все государства  условно  разделены по принципу обеспечения  политических и 
гражданских свобод на три группы: «свободные», «частично свободные», «несвободные».

Из стран Центральной Азии «частично свободным» был признан только Кыргызстан.
Казахстан  в  докладе  получил  6  баллов  за  «политические  права»  и  5  баллов  за 

«гражданские свободы» и был причислен к «несвободным» странам.
Freedom House подчеркивает, что во всем мире наблюдается тенденция, при которой 

«авторитарные  правительства  пытаются  усилить  собственную  власть,  подавляя 
демократическую оппозицию, институты гражданского общества и независимые СМИ».

Общий вывод отчета: ситуация с гражданскими и политическими свободами в мире 
в  2008  году  ухудшилась,  причем  свободы  в  мире  становится  меньше  уже  третий  год 
подряд. 

Январь, 22
Все СМИ
20 января на совещании с участием руководителя Администрации Президента РК 

Аслана Мусина было принято решение о том, что с 1 февраля газеты «Литер», «Айкын» и 
«Казакстан  темiржолшысы»  перейдут  из  холдинга  «Литер  Media»  в  государственный 
медиа-холдинг «Нур-Медиа». Учредителем медиа-холдинга является партия «Нур Отан» 
и  госфонд национального благосостояния «Самрук Казына». 

22 января на российском сайте  «Газета.ру»  со ссылкой на газету «КоммерсантЪ» 
появилась информация о том, что издателя Ерлана Бекхожина якобы вынудили продать 
издания  «Айкын» и «Литер» государственному медиахолдингу «Нур-медиа».  В то же 
время Е. Бекхожин сообщил агентству «Интерфакс-Казахстан», что безвозмездно передал 
эти  издания  в  создаваемый  медиахолдинг.  За  разъяснением  ситуации  корреспондент 
газеты  «Время»  Руслан  Бахтигареев  обратился  к  первому  заместителю  генерального 
директора холдинга «Нур-медиа» Аскару Умарову. 

А. Умаров информацию  сайта «Газета.ру» и «Интерфакс-Казахстан» не подтвердил: 

5



«Между нами была заключена сделка о передаче права собственности на бренды «Литер» 
и «Айкын».  Мы не взяли ничего из активов этих газет, только их названия. За них мы 
заплатили Бекхожину определенную сумму.

…Теперь  же  эти  газеты  будут  финансироваться  за  счет  внутренних  источников 
«Нур-медиа».  Перед  изданиями  поставлена  задача  стать  конкурентоспособными  как  в 
творческом, так и в финансовом плане». 

5. Действия и выступления в защиту гражданских и профессиональных прав 
журналистов и СМИ

Январь, 14
Рамазан Есергепов, «Алма-Ата Инфо» (г. Алматы)
Представитель  ОБСЕ  по  вопросам  свободы  СМИ  Миклош  Харасти   в  письме 

министру  иностранных  дел  Казахстана  Марату  Тажину  он  призвал  власти  Казахстана 
освободить Рамазана Есергепова, обвиняемого в разглашении государственной тайны. 

По  словам  представителя  ОБСЕ,  конфликты  вокруг  несанкционированных 
расследований  являются  признаками  зрелости  свободы  СМИ  в  любом  обществе,  где 
журналистика свободно выполняет свою функцию. «Однако другим важным признаком 
демократии  является  также  умение  официальных  властей  снять  напряженность  во 
взаимоотношениях с представителями СМИ».

«Властям Казахстана следует после случая с Рамазаном Есергеповым пересмотреть 
нормы  законов о государственных тайнах и журналистских источниках,  исключить  из 
перечня  уголовно  наказуемых  преступлений  нарушения  государственных  тайн 
гражданскими лицами, следует обеспечить защиту журналистских источников», - заявил 
Миклош Харасти.

Январь, 22
«Алма-Ата Инфо» (г. Алматы)
Исполняющий  обязанности  постоянного  представителя  США   в  Организации  по 

безопасности  и  сотрудническую  в Европе Кайл Скотт  выступил  с  пятью заявлениями, 
касающимися соблюдения прав человека в государствах – членах ОБСЕ. В отношении 
Казахстана он выразил обеспокоенность, связанную с арестом редактора еженедельника 
«Алма-Ата  Инфо»  Рамазана  Есергепова,  обвиняемого  в  разглашении  государственных 
секретов. 

По  мнению  Кайла  Скотта,  в  Казахстане  возникла  потребность  организовать 
широкую  внутреннюю дискуссию по поводу того,  на  какие  виды документов  должны 
распространяться  положения  закона  о  государственной  тайне.  «Например,  документы, 
связанные с уклонением от налогов, или документы, обнародование которых может лишь 
вызвать недовольство правительства или лиц, находящихся у власти, не следует включать 
в данную категорию в современных демократических государствах», – заявил Кайл Скотт.

Январь, 29
Рамазан Есергепов, «Алма-Ата Инфо» (г. Алматы)
В  интервью  корреспонденту  газеты  «Свобода  слова»  Алану  Дами  советник 

президента  РК  Ермухамет  Ерсытбаев  на  вопрос  журналиста  о  действиях  КНБ  в 
отношении Рамазана Есергепова, ответил следующее:

-  Нам надо  внедрять  правоприменительную  практику  развитых  стран,  в  которых 
профилактика  правонарушений доминирует  над карательными мерами.  В этих странах 
лицам, нарушившим закон, предоставляется возможность выйти под подписку о невыезде 
либо  содержание  в  тюрьме  заменяется  на  домашний  арест,  широко  распространена 
практика  внесения  денежного  залога.  То  есть  в  тюрьму садятся  явные  и  закоренелые 
преступники. И накануне председательствования в ОБСЕ, я думаю, и государству нашему, 

6



и обществу надо основательно подумать над этой проблемой.

Январь, 30
Рамазан Есергепов, «Алма-Ата Инфо» (г. Алматы)
Представители НПО и главные редакторы ряда СМИ распространили заявление на 

имя председателя КНБ, премьер-министра РК и руководителя Администрации президента. 
«Мы считаем действия спецслужб демонстрацией запугивания журналистов Казахстана в 
лице главного редактора газеты «Алма-Ата Инфо» Рамазана Есергепова, чтобы СМИ не 
предавали гласности коррупционные действия органов власти», - говорится в заявлении.

Журналистская  общественность  потребовала  немедленного  освобождения  Р. 
Есергепова  из  СИЗО  КНБ.   «Мы  считает  противозаконным  держать  в  заключении 
журналиста, который выполнял свой профессиональный долг, предавая гласности факты 
злоупотреблений ДКНБ Жамбылской области».

Январь, 12
Рамазан Есергепов, «Алма-Ата Инфо» (г. Алматы)
12  января  на  пресс-конференции  в  Алматы  супруга  арестованного  Рамазана 

Есергепова Раушан сообщила, что журналист объявил голодовку и отказывается от дачи 
показаний вне судебного заседания. 

Представители  общественных  организаций  и  независимых  СМИ   обратились  с 
открытым письмом к Президенту РК Нурсултану Назарбаеву и Генеральному прокурору 
республики Рашиду Тусупбекову с просьбой изменить меру пресечения Р. Есергепову и 
передать дело незаинтересованному правоохранительному органу.

Напомним,  главный  редактор  газеты  «Алма-Ата  Инфо»  Рамазан  Есергепов  с  6 
января находится под стражей. Поводом для уголовного преследования стала статья «Кто 
управляет нашей страной: президент или КНБ?», опубликованная 21 ноября 2008 г. В ней 
был  опубликован  фрагмент  служебной  переписки  двух  должностных  лиц  КНБ. 
Департамент  КНБ  по  Жамбылской  области  начал  расследование  «утечки»  служебной 
информации. Рамазан Есергепов сначала проходил по этому делу как свидетель. 

6 января Р. Есергепов был задержан, а 9 января арестован как обвиняемый по ст. 172 
УК РК – «Незаконное получение, разглашение государственных секретов» и по ст. 228 - 
«Злоупотребление полномочиями».

Январь, 22
Все СМИ
Партия «Адилет» направила в адрес Президента РК обращение, в котором призывает 

главу  государства  не  подписывать  принятые  Сенатом  и  Мажилисом  парламента  РК 
поправки  в  законы  «О  выборах»,  «О  политических  партиях»,  «О  средствах  массовой 
информации» и «О местном самоуправлении», так как они не отвечают «современному 
этапу развития  страны и  возникшим вызовам в социально-экономической сфере».  Как 
отметил первый заместитель председателя партии Толеген Сыдыков, «это вызывает у нас 
определенную  тревогу,  что  связи  общественности  и  правительства  на  практике  не 
существует. Правительство не прислушивается к голосу общественности».

Январь, 23
«Тасжарган» (г. Алматы)
23  января  работники  центрального  аппарата  общенациональной  социал-

демократической  партии  распространили  заявление,  в  котором  выразили  тревогу  по 
поводу  судебного  решения  о  взыскании  с  газеты  «Тасжарган»  3 000  000  тенге  в 
возмещение морального ущерба депутата Мажилиса Парламента РК Ромина Мадинова. В 
заявлении  сказано,  что  было  принято  решение  оказать  посильную  помощь из  личных 
средств газете «Тасжарган» и перечислить эти деньги на указанный изданием банковский 

7



счет.  Социал-демократы  призвали  всех  неравнодушных  казахстанцев  последовать  их 
примеру.

II. НАРУШЕНИЯ ПРАВ СМИ И ЖУРНАЛИСТОВ

1. Нападения на журналистов

Январь, 12
Артем Миусов, «Тасжарган» (г. Алматы)
Журналист оппозиционной газеты «Тасжарган» Артем Миусов (творческий 

псевдоним Олег Кудашев), 9 января 2009 г. выписан из больницы домой для продолжения 
лечения. 

Напомним, 29 декабря около 10 часов вечера в микрорайоне «Айнабулак» на него 
напал неизвестный мужчина лет 25-30 азиатской внешности. По словам пострадавшего, 
незнакомец  поинтересовался его именем и со словами  «Тебе привет», напал на него. В 
результате журналист с тяжелыми ножевыми ранениями был помещен в отделение 
интенсивной терапии городской больницы N 4. 

По факту нападения Жетысуcким РУВД возбуждено уголовное дело по ст. 257, ч.3 
(«хулиганство, совершенное с применением оружия») УК РК. Идет следствие. 

Январь, 18
Ермек  Болтай, радио «Азаттык» (г. Алматы)
18 января около 9 часов вечера в подъезде своего дома был избит журналист радио 

«Азаттык»  Ермек  Болтай.  По его  словам,  нападавших было 4-5  человек.  Один из  них 
попросил у Ермека закурить  и денег.  Получив отказ,  он ударил журналиста по голове 
бутылкой. Затем незнакомцы стали его избивать. Оставив жестоко избитого человека в 
подъезде,  они  скрылись,  причем,  деньги   и  ценные  вещи  не  забрали.  Врачи  скорой 
помощи диагностировали сотрясение мозга и повреждения средней тяжести. 

Ермек  Болтай  обратился  в  полицию  с  заявлением.  Заместитель  начальника 
Ауэзовского  РОВД Амангельды Шаянов сообщил, что ведется расследование инцидента 
и будет возбуждено уголовное дело. 

По  личному  мнению  главного  редактора  казахской  службы  радио  «Азаттык»  и 
интернет-газеты «Аzattyq.org» Амангельды Кеншиликулы, тот факт, что преступники не 
ограбили  журналиста,  наталкивает на мысль,  что избиение  может быть связано с его 
профессиональной деятельностью. 

Как заявил президент радио «Свобода» Джеффри Гедмин, «нападение на Ермека за 
то, что он выполняет свою работу, может быть атакой не только на наше радио, это может 
быть атакой на свободу прессы и прогресс в Казахстане». 

2. Угрозы в отношении журналиста

Январь, 12 
Ирина Ткаченко, Радио «102» (г. Темиртау)
Журналист  темиртауского  радио  «102»  Ирина  Ткаченко  подготовила  репортаж  о 

рейдерском  захвате  бизнеса:  некие  люди  ворвались  в   супермаркет  «Раушан»   и 
заставляли угрозами  владельца магазина передать все дела им.  После выхода репортажа 
в  эфире,  к  Ирине  Ткаченко  приехали  на  машине  трое  незнакомых  парней  и  стали 
угрожать:  «Если  ты  по  радио  не  озвучишь  нашу,  противоположную,  точку  зрения 
относительно  данного  инцидента,  то  очень  сильно  пожалеешь!».  Ирина  выполнила 
требование незнакомцев.  

3. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов

8



Январь, 06
ТК «Рика ТВ», Ляззат Сакиева, Жаслан Жубаев (г. Актобе)
В  редакцию программы «Факт» телекомпании «Рика ТВ» обратились женщины с 

жалобами на работу Администрации судов Актюбинской области.  Суть жалоб - волокита 
с  документами,  неисполнение  решений  судов  и  т.д.  Съемочная  группа  в  составе 
корреспондента  Ляззат  Сакиевой  и  телеоператора  Жаслана  Жубаева  за  разъяснением 
ситуации  отправилась  в  Администрацию  судов  Актюбинской  области.  Охранники 
съемочную группу внутрь не пустили, накинулись на журналистов и попытались разбить 
видеокамеру.  Ни председатель администраторов судов Сейтмагамбет Шигманов, ни его 
заместители  не вышли, чтобы разобраться с этой ситуацией.

Январь, 10
Городские газеты, республиканские СМИ (Г. Павлодар)
Пресс-секретарь  областной  прокуратуры  Арман  Хасенов  пригласил  на  коллегию 

надзорного органа, где рассматривалась деятельность местных государственных органов, 
только городские  телеканалы,  не  позвав на мероприятие газеты Павлодара и  собкоров 
республиканских СМИ.

На  вопрос  редактора  газеты  «Обозрение  недели»  Джамили  Маричевой,  почему 
происходит разграничение между СМИ, А. Хасенов ответил: «Не учите меня законам!»

Январь, 20
Кенжебек Нурхасенулы, «Радио «Азаттык» (г. Алматы)
Владельцы  торговых  точек  Алматинского  рынка  «Алатау-1  Европа»  провели 

забастовку  против  повышения  арендной  платы.  По  этому  поводу  репортер  радио 
«Азаттык»  Кенжебек  Нурхасенулы  выехал  на  рынок.  На  «Алатау-1  Европа»  человек, 
представившийся  сотрудником  администрации  рынка,  запретил  журналисту  собирать 
сведения о забастовке без разрешения руководства рынка. 

Январь, 22
Мурат Султангалиев, «Ак Жайык» (г. Атырау)
22 января корреспондент газеты «Ак Жайык» Мурат Султангалиев прибыл для 

освещения сессии городского маслихата, но охранник не пропустил журналиста в зал, 
заявив, что его имени нет в списке. Однако журналистов изданий, входящих в 
государственный медиа-холдинг «Атырау-Акпарат»,  тоже не было в этом списке, но они 
беспрепятственно проходили в зал.

Только после того, как Мурат Султангалиев связался с аппаратом акима Западно-
Казахстанской области, а оттуда позвонили в акимат Атырау, корреспонденту разрешили 
пройти в зал.

4. Нарушения прав СМИ и журналистов на свободу слова и творчества

Январь, 26 
Сергей Харитоненко, «Курс» (г. Кокшетау)
Корреспондент газеты «Курс» Сергей Харитоненко был приглашен на встречу акима 

Кокшетау Бахыта Сапарова с коллективом государственного коммунального предприятия 
на праве хозяйственного ведения «Районная котельная-2». Во время встречи с персоналом 
теплоснабжающего  предприятия  аким  в  некорректной  форме  требовал  от  контролеров 
повысить сборы: «Если это саботаж, я саботажнику ноги выдерну!». 

26-го  января  Сергею  Харитоненко  позвонила  сотрудница  городского  акимата  с 
«личной просьбой Бахыта Аманжоловича» не упоминать в материале о встрече его резкие 
высказывания: «Вы же видели, что его довели».

9



Январь, 15 
Наталья Прончатова, «Металлург» (г. Темиртау)  
В  еженедельной  газете  «Металлург»  был  напечатан  материал  «Рождественской 

сказке  –  10  лет»,  в  котором  в  позитивном  свете  рассказывалось  о  проводимых 
мероприятиях,  посвященных  Рождеству,  в  детско-юношеском  центре  «АрселорМиттал 
Темиртау». После выхода газеты в редакцию приехала директор центра Ольга Кисличенко 
и предъявила ряд претензий главному редактору «Металлурга» Наталье Прончатовой.   Ей 
не  понравилось,  что  материал  вышел  всего  на  полполосы,  вместо  шести  фотографий 
напечатали всего две. О. Кисличенко обвинила также главного редактора в том, что та 
предвзято относится к ее работе и не умеет редактировать тексты.  

Редакция  обратилась  в  пресс-службу  «АрселорМитталТемиртау»  по  поводу 
некорректного поведения директора центра. Только после этого инцидент был исчерпан.

5.  Необоснованный отказ и нарушение сроков предоставления общественно 
значимой информации

Январь, 05
ИА «Казахстан Сегодня» (г. Алматы)
Информационное  агентство  «Казахстан  Сегодня»  обратилось  в  оперативно-

диспетчерскую  службу  АПК  ГЭРС  Алматы  за  информацией  о  причинах  отсутствия 
электричества в квадрате улиц Сатпаева – аль Фараби – Достык – Весновка. Сотрудники 
службы АПК отказались  ответить  на  вопросы журналистов,  сославшись  на  отсутствие 
информации.

Январь, 06 
Любовь Хомяк, «Неделя СК» (г. Петропавловск)
Корреспондент газеты «Неделя СК» Любовь Хомяк  в течение 2008 года несколько 

раз  обращалась  с  запросами  в  Департамент  труда  Северо-Казахстанской  области.  Она 
попросила дать разъяснения законодательства о труде на примере различных ситуаций, 
описанных в письмах читателей областной  газеты «Неделя СК». Не получив ответа,  в 
январе,  сразу  после  новогодних  праздников,   она  вновь  направила  запрос  в 
госучреждение,  но  ответа  не  получила.  Когда  Любовь  Хомяк  по  телефону  пыталась 
выяснить,  на  каком  основании  игнорируются  запросы  редакции  газеты,  начальник 
департамента  сослался  на   крайнюю занятость  и  порекомендовал  обратиться  к  своему 
секретарю.

Январь, 06
ТРК «31 Канал» (г. Алматы) 
Съемочная группа ТРК «31 Канал» выехала в войсковую часть 5571 Алматы, чтобы 

встретиться  с  руководством  части  по  факту  избиения  солдата-контрактника  офицером 
части. На КПП журналистам сказали, что руководство с ними встретиться не может, так 
как у них идет собеседование. 

Январь, 08
Юлана Чаус, ТРК «КТК» (Карагандинская область)
Корреспондент  телекомпании  «КТК»  по  Карагандинской  области  Юлана  Чаус 

обратилась в ТОО «Энергомунай». Журналиста интересовало, на каком основании цена за 
электроэнергию  в  поселках  Карагандинской  области  была  повышена  в  два  раза.  В 
компании «Энергомунай» отвечать на вопросы отказались. 

Январь, 15

10



ТРК «31 канал» (г. Алматы)
Редакция программы «Информбюро» телерадиокомпании «31 канал» обратилась к 

сотрудникам МЧС, чтобы узнать о причинах аварии, из-за которой 43 дома Алматы более 
суток  оставались  без  тепла  и  горячей  воды.  Работники  службы  отказались  давать 
информацию. 

Январь, 16
Анна Шелепова, «Новое поколение» (г. Алматы)
Корреспондент газеты «Новое поколение» Анна Шелепова обратилась с вопросами к 

бывшему  директору  ликвидированного  института  космических  исследований  Багдату 
Суйменбаеву по поводу появившихся в СМИ публикаций о том, что часть бюджетных 
денег,  выделенная на проекты  KazSat-1 и «Ишим» была попросту разворована.  Багдат 
Суйменбаев отвечать на вопросы журналиста отказался. 

Январь, 26 
Людмила Зайцева,  «Взгляд на события» (г. Караганда) 
Журналисты  газеты  «Взгляд  на  события»  посетовали  своему  редактору  Людмиле 

Зайцевой   на  то,  что  в  Карагандинском  государственном  университете  им.  Букетова 
невозможно получить никакой информации, связанной с недавним  повышением оплаты 
за  обучение.  По  их  словам,  ни  ректорат,  ни  пресс-служба  вуза  не  хотят  общаться  с 
журналистами. Людмила Зайцева сама позвонила в пресс-службу университета и сразу же 
получила категоричный ответ: «Ничего мы вам рассказывать не будем. До свидания!».

Январь, 26 
Гульмира Кенжегалиева, «Караван» (г. Уральск)
Собственный корреспондент газеты «Караван» Гульмира Кенжегалиева  на пресс-

конференции акима Западно-Казахстанской области Б. Измухмбетова сообщила, что его 
заместители и руководители департаментов и управлений не предоставляют журналистам 
информацию, уклоняются от встреч, не отвечают на поставленные вопросы. Аким области 
пообещал на ближайшем заседании донести до своих подчиненных, что им не следует 
уклоняться от встреч с журналистами. 

Январь, 26
Римма Ивахникова, «Мегаполис» (г. Алматы)
В  КазНПУ  им.  Абая  после  прихода  нового  ректора  началось  сокращение 

профессоров  и  преподавателей,  объединение  кафедр  и  упразднение  лабораторий. 
Руководство университета объясняет это сокращением числа абитуриентов. Однако при 
этом численность  административного  персонала  возросла.  По  этому  поводу  в  декабре 
2008 г. корреспондент газеты «Мегаполис» Римма Ивахникова направила официальный 
запрос на имя ректора КазНПУ им. Абая Серика Пралиева. Прождав почти месяц и не 
получив ответа, журналист дозвонилась в приемную ректора. Ее отправили к помощнику 
ректора, который переправил ее к проректору по учебной части, который в свою очередь 
направил корреспондента к заведующему одной из лабораторий вуза, где ей дали еще пять 
номеров телефонов. 

Р.  Ивахникова  попыталась  встретиться  с  первым  проректором  университета.  Он 
отказался разговаривать с журналистом, сославшись на сильную занятость. Заместитель 
начальника  управления  кадрового  и  документационного  обеспечения  сказала 
корреспонденту: «Я бы с удовольствием ответила  на ваши вопросы, но руководство мне 
сказало, что это не мой уровень».

Январь, 28 
Наталья Сейдахметова,  «Авитрек-регион» (г. Караганда) 

11



Корреспондент газеты «Авитрек-регион» Наталья Сейдахметова отправилась в 
городской центр занятости, чтобы получить информацию по поводу того,  на какие 
специальности в условиях кризиса имеется спрос, а на какие - нет.  Начальник центра 
Марья Кусаинова, узнав о цели визита журналиста, тут же стала возмущенно кричать: 
«Никакую информацию я вам не дам! Все вы, журналюги, настоящие вруны! Убирайтесь 
отсюда!».  Редакционное задание было сорвано.  

Январь, 29
Жанара  Бикеева, «Вечерняя Астана» (г. Астана)
Корреспондент газеты «Вечерняя Астана» Жанара Бикеева позвонила в управление 

занятости и социальных программ г. Астаны с целью узнать, как реализуется программа 
по  переобучению  граждан,  попавших  под  сокращение  кадров  и  лишившихся  рабочих 
мест. Однако заместитель начальника управления Ольга Демушкан отказала журналистке 
в  информации,  ссылаясь  на  недовольство  предыдущей  публикацией  в  газете  на  тему 
безработицы,  в  которой,  по словам чиновницы,  были допущены неточности  в цифрах. 
«Теперь  мы  будем  сотрудничать  с  вашей  газетой  с  осторожностью  и  строго  по 
согласованию с нашим руководством», - заявила чиновница.

Январь, 15
Артур Нигметов, Радио «Азаттык» (г. Уральск)
Репортер  «Радио  «Азаттык»  Артур  Нигметов  при подготовке  сюжета  о  массовом 

сокращении  рабочих  «КазСтройСервис»  обратился  к  директору  Уральского  филиала 
компании  Талгату  Укасову.  Журналиста  интересовало,  сколько  сотрудников  было 
уволено  и  причины  их  увольнений.  По  словам  работников  компании,  их  уволили 
незаконно, а на их место приняли сотрудников из других регионов Казахстана.  Талгат 
Укасов общаться с репортером отказался.  В итоге,  5 января Артуром Нигметовым был 
подготовлен сюжет о сокращении 300 рабочих.

15  января  генеральный  директор  компании  «КазСтройСервис»  Карстен  Триммер, 
выступая  на  пресс-конференции,  опроверг  информацию  об  увольнении  300  рабочих: 
«Только со 170 рабочими компания прекратила трудовые соглашения».

Январь, 05 
Юлия Чернышова, «Добрый вечер» (г. Петропавловск)
5 января начальник Северо-Казахстанского областного управления культуры Рустем 

Бекенев собрал на срочную планерку артистов областного театра кукол, чтобы поговорить 
о выселении театра. В здание театра планировалось разместить недавно созданное КГП 
«Медиахолдинг «Кызылжар-Акпарат». Корреспондент Петропавловской газеты «Добрый 
вечер»  обратилась  к  начальнику  управления  культуры  Северо-Казахстанской  области 
Рустему Бекеневу с вопросами о ситуации, сложившейся вокруг областного театра  кукол 
и  в  частности,  попросила  показать  письменное  распоряжение  о  выселении  театра. 
Начальник управления культуры отказался давать комментарии по этому поводу.

6. Необоснованные ограничения в получении общественно значимой 
информации

Январь, 09 
Тимофей Голев, ТК «Ирбис», Джамиля Маричева, «Обозрение недели» (г. Павлодар)
Корреспондент издания «Обозрение недели» Джамиля Маричева,  автор материала 

«В отставку?» попросила главного архитектора областного центра Юрия Абакумова дать 
пояснение по поводу обращения к нему городского филиала партии «Нур Отан» подать в 
отставку в связи с тем, что во взяточничестве был уличен его подчиненный. 

«За  время  нахождения  Ю.Абакумова  на  его  должности  наша  редакция  не  раз 

12



обращалась к нему за комментариями, но постоянно узнавала, что он на больничном. По 
той же причине он не являлся на заседания городского маслихата. Мы вновь связались с 
Ю.Абакумовым  по  поводу  письма  «Нур  Отана»,  но  безуспешно»,  -  констатирует  Д. 
Маричева.

Ранее к главному архитектору по этому же поводу обращался журналист телеканала 
«Ирбис» Тимофей Голев.  Юрий Абакумов ответил по телефону,  что  «это не та тема, 
чтобы выносить ее в эфир».

По словам Джамили  Маричевой,  «городские  власти  в  лице  акима  города  Бакира 
Демеуова также никак не прокомментировали происходящее, несмотря на наш запрос».

Январь, 10
Данил Шимратов, «Караван»  (Южно-Казахстанская область)
Заместитель  акима  Южно-Казахстанской  области,  начальник  департамента 

здравоохранения области и вице-министр здравоохранения проводили для журналистов 
пресс-конференцию. На ней заместитель акима области Валихан Кайназаров сказал, что 
причиной  массового  заражения  ВИЧ  детей  в  ЮКО  стало  лечение  южан  в  клиниках 
Узбекистана. Собственный корреспондент газеты «Караван»  по ЮКО Данил Шимратов 
попросил  уточнить,  есть  ли  подобные  факты  и  сколько  их.  В  ответ  начальник 
департамента  здравоохранения  Анвар  Маймаков  предложил  журналисту  обратиться  в 
пресс-службу,  чтобы  получить  «официальную  информацию,  как  и  положено  по 
журналистскому закону».

Январь, 17
А. Данчев, «Все будет хорошо» (г. Петропавловск)
Корреспондент  газеты  «Все  будет  хорошо»  А.  Данчев  при  подготовке  статьи  о 

Петропавловской школе № 2 обратился к директору с просьбой рассказать об истории 
школы,  о  количестве  выпусков,  о  технической  оснащенности.  Директор  направила 
журналиста к секретарю. Секретарь перенаправила к бухгалтеру, сославшись на то, что 
она давно работает и всех в школе знает. Бухгалтер посоветовала задать вопросы одному 
из педагогов. В итоге молодой человек попал в учительскую для младших классов, где 
ему вручили журнал фотографий отличников, отыскавшийся  на тот момент. 

В результате журналист ушел ни с чем. 

Январь, 28
Саят Серик, Радио «Азаттык» (г. Караганда)
В школе № 74 Караганды во время урока начальной военной подготовки выстрелом 

из винтовки была ранена ученица. По этому поводу журналисты попытались встретиться 
с  директором  школы.  Директора  на  месте  не  оказалось,  а  его  заместители  отказались 
разговаривать с представителями СМИ, ссылаясь на то, что у них на это нет полномочий. 
Учитель  НВП  Мубарак  Хадесов  разъяснил  только,  что  пуля  задела  старшеклассницу 
рикошетом. Завучи потребовали, чтобы журналисты покинули школу. 

Январь, 29
Виталий Халевин, «Наша газета» (г. Костанай)
Корреспондент  Виталий  Халевин обратился  с  письменным запросом к  директору 

Департамента  физической  культуры  и  спорта  Костанайской  области  С.  Матвиенко  с 
просьбой  предоставить  информацию  о  том,  сколько  денег  в  этом  году  выделено  на 
развитие спорта. Однако полученный ответ содержал не всю информацию, в частности, в 
документе не было сказано, сколько денег выделено на содержание футбольного клуба 
«Тобыл». 

После  повторного  запроса  редакция  получила  следующий  ответ:  «Информация  о 
финансировании  РГП  «Тобыл»  является  конфиденциальной,  за  ней  обращайтесь  к 

13



директору клуба А. Панину». 
В ответ на попытки журналиста возразить, что информация о бюджетных деньгах не 

может быть конфиденциальной информацией, в Департаменте посоветовали снова писать 
запросы. 

Январь, 31
Виктор Мирошниченко, «Время» (с. Орнек, Есильский район, СКО)
Собственный  корреспондент  газеты  «Время»  по  Северо-Казахстанской  области 

Виктор Мирошниченко обратился в больницу Есильского района с просьбой сообщить 
точное  количество  людей,  доставленных  в  больницу  23  января  из  села  Орнек,  где 
произошло  массовое  отравление  угарным  газом  персонала  школы.   Врач  районной 
больницы  Неля  Альжанова  в  телефонном  разговоре  отказалась  предоставить 
информацию,  сказав  лишь,  что  с  отравлением  в  больнице  лежит  один  человек,  а  у 
остальных другие диагнозы.  Сотрудники ЧС и жители села дают информацию, сильно 
отличающуюся друг от друга. По мнению журналиста, «складывается впечатление, будто 
все ответственные лица озабочены только сокрытием истинной картины ЧП от населения 
и журналистов».

Январь, 09
СМИ г. Актобе
В  акимате  Актюбинской  области  неоднократно  проводились  совещания  для 

руководителей предприятий по поводу  сокращения работников. Но ни на одно совещание 
журналисты приглашены не были. 

По  этому  вопросу  руководители  предприятий  предоставляют  разноречивую 
информацию  журналистам  и  акимату.  В  итоге  информация  журналистов  зачастую  не 
подтверждается. 

Январь, 22
Виталий Халевин, «Наша газета» (г. Костанай)
Корреспондент «Нашей газеты» Виталий Халевин обратился с жалобой на действия 

сотрудников областной прокуратуры. Напомним, в декабре корреспондент неоднократно 
обращался в прокуратуру с просьбой предоставить информацию о результатах проверки в 
областном роддоме, где произошло массовое заражение рожениц и детей стафилококком.

После  получения  последнего  письма,  в  котором  было  сказано,  что  в  результате 
проверки  были  выявлены  многочисленные  нарушения,  однако  ни  причин  данного 
происшествия, ни информации о том, кто понес наказание, не оказалось, Халевин написал 
жалобу на имя прокурора области. 

В  ответ  редакция  снова  получила  неконкретный  текст  о  том,  что  материалы 
переданы в ДВД, ничего точного сказать пока нельзя и т.п. 

Январь, 23
Жанна Байтелова, «Республика – деловое обозрение» (г. Алматы)
В редакцию газеты «Республика – деловое обозрение» позвонил читатель и сообщил, 

что  торговцы  рынка  «Алтын  Орда»  попытались  перекрыть  трассу,  протестуя  против 
повышения  арендной  платы  за  торговые  места.  Торговцы  рассказали  корреспонденту 
Жанне Байтеловой,  что во время акции якобы были задержаны трое их  коллег,  в том 
числе  беременная  женщина,  которым отказавшийся  представиться  полковник  полиции 
предложил «проехать» то ли в РУВД Карасайского района, то ли в суд. Прокурор района 
не  подтвердил информацию о задержании трех человек.  На вопрос журналиста,  зачем 
полицейские  предлагают  людям  «проехать»,  прокурор  ответил:  «Просто  так,  не  ваше 
дело». 

14



Январь, 29 
СМИ Западно-Казахстанской области
В  акимате  Западно-Казахстанской  области  координационное  совещание  с 

руководителями правоохранительных органов  шло на государственном языке. Об этом 
журналисты заранее предупреждены не были. Многие вынуждены были покинуть зал из-
за  невозможности  выполнить  свои  обязанности  по  сбору  информации,  так  как 
отсутствовал  синхронный  перевод.   Пресс-служба  на  их  просьбу  представить  тексты 
докладов на русском языке ответила, что переводов у них нет.

7. Отказ в постановке на учет средства массовой информации

Январь, 06
ТОО «Репортер» (г. Уральск)
ТОО  «Репортер»  получило  факс  из  Министерства  культуры  и  информации  РК с 

сообщением  о  том,  что  организации  отказано  в  регистрации  газеты  «Местное  время. 
Уральск».  Причина  отказа  –  неправильная  сумма  пошлины  за  регистрацию.  Однако 
учредитель ТОО Александр Куприенко утверждает: «мы оплатили ту сумму, которая была 
нам указана в официальном ответе налогового комитета на наш запрос о сумме сбора». 

По  его  словам,  это  уже  третий   отказ  министерства  в  регистрации  издания.  В 
предыдущих случаях, по его словам, предлогом для отказа были отправка суммы сбора на 
ненадлежащие реквизиты,  во  втором -  отсутствие  в  предоставленных для регистрации 
документах оригинала квитанции об уплате пошлины за регистрацию издания.   

8. Нарушение принципа гласности судебного процесса

Январь, 08
ТК «Астана», ТК «КТК» (г. Астана)
Во  время  очередного   судебного  заседания  в  Аршалынском  районном  суде 

Акмолинской  области  по  уголовному  делу  о  гибели  в  ДТП  известного  спортсмена 
Анатолия  Храпатого  судья  Кали  Жаканов  до  начала  судебного  заседания  велел 
съемочным группам телеканалов «Астана» и «КТК» выключить  видеокамеры. Он заявил, 
что  должен узнать  у  сторон,  не  возражают  ли  они против  видеосъемки.  Потерпевшая 
сторона не  была против,  подсудимый Е.Патрушев  ответил,  что  в  целом не  возражает, 
только  просил  не  снимать  лицо.  Ухватившись  за  это  пожелание,  судья  предложил 
тележурналистам освободить зал заседания.

Сопровождавший  журналистов  юрист  ОФ   «Альянс  региональных  СМИ» 
предложил  судье  К.  Жаканову  показать  постановление,  где  говорится,  что  в  зале 
заседания  не  может  присутствовать  пресса.  После  этого  заседание  продолжилось  в 
обычном режиме.

9. Запрет на производство фото- и видеосъемки

Январь, 12
Светлана Некрасова, «Петропавловск КZ» (Северо-Казахстанская область)
Корреспондент  газеты  «Петропавловск.КZ»  Светлана  Некрасова  при  подготовке 

публикации о сети коммунальных магазинов «Шапагат» («Милосердие») хотела сделать 
пару  фотографий  продукции  с  ценниками.  Но,  завидев  фотоаппарат,  продавцы 
категорически  запретили  делать  снимки,  сославшись  на  то,  что  на  это  существует 
категорический запрет руководства.

Январь, 19
Евгения Сазонова, ТРК «31 канал» (с. Кайназар, Алматинская область)

15



Съемочной  группе  ТРК  «31  канал»,  приехавшей  в  село  Кайназар  Алматинской 
области,  где  12  жителей  были  госпитализированы  с  районную  больницу  Узунагаша  с 
подозрением на ботулизм, медперсонал больницы запретил снимать:

- Уходите отсюда! Снимать не надо!

10. Обвинения в нарушении авторских прав

Январь, 28
Лев Гузиков, «Ак Жайык» (г. Атырау) 
Модератор сайта atyraunews.com открыто обвинил журналиста газеты «Атырау 

Today» Артура Шахназаряна в плагиате. Сопоставив два материала, опубликованные в 
газете «Атырау Today» под авторством А. Шахназаряна, и статью-оригинал (вышедшую 
раньше) Льва Гузикова, опубликованную в газете «Ак Жайык» и на сайте atyraunews.com, 
модератор сайта пришел к выводу, что корреспондент газеты «Атырау Today» просто 
менял слова местами и выдавал интервью за свои. 

11. Нарушения трудовых прав журналистов

Январь, 05 
«Взгляд» (г. Караганда) 
Журналисты карагандинской газеты «Взгляд»,  выйдя на работу после новогодних 

праздников, узнали:  издание, в котором они работали, закрылось. Причину учредители 
назвали   такую:  из-за  финансового  кризиса  газета  стала  нерентабельной.  Некоторым 
сотрудникам было предложено перейти на работу в газету «Авеню», которую содержат те 
же  учредители.  Остальные  работники  остались  не  у  дел.  Добавим,  что  еженедельная 
газета «Взгляд» регулярно выходила на протяжении десяти лет.

Январь, 29
Лукпан Ахмедьяров, ТК «ТДК-42» (г. Уральск)
28  января  на  традиционной  пресс-конференции  для  региональных  СМИ   аким 

Западно-Казахстанской  области  Бактыкожа  Измухамбетов  отвечал  на  вопросы 
журналистов по итогам прошедшего года.  

- Будут ли ваши родственники, как в прошлом году, принимать участие в освоении 
бюджетных средств?  -  спросил  его  редактор  уральского  телеканала  «ТДК-42»  Лукпан 
Ахмедьяров, имея в виду строительную компанию «Монолит-2», которая подконтрольна 
Аманжолу Зинуллину, зятю акима области. 

Аким на это ответил: 
- Из-за того, что я стал акимом, мои родственники не должны покинуть область, и 

они не перестанут быть моими родственниками. И, вообще, я не занимаюсь коррупцией. 
Аким области Б. Измухамбетов на пресс-конференции назвал вопросы Ахмедьярова 

«неэтичными и грязными» и упрекнул его в отсутствии воспитания. 
После  пресс-конференции Л.  Ахмедьярова вызвал директор  телеканала  «ТДК-42» 

Серик Мергалиев и стал упрекать в том, что он задал Акиму некорректный вопрос. Он 
сообщил,  что  ему  позвонил  Измухамбетов,  и  у  них  был  тяжелый  разговор.  Директор 
потребовал  от дерзкого журналиста написать заявление об увольнении по собственному 
желанию. Лукпан  Ахмедьяров отказался.

Затем, по словам журналиста, директор телеканала собрал коллектив и сообщил, что 
Ахмедьяров  «подставил  всех,  не  согласовав  с  руководством свой вопрос акиму,  и  мы 
вынуждены с ним расстаться, так как его вопрос нанес ущерб фирме».

Собственному корреспонденту  «Адил  соз»  аким  области  сказал,  что  не  требовал 
увольнения Ахмедьярова и никому из своих подчиненных не давал такого распоряжения.

16



Январь, 12 
Есенбек Кенжегараев, «Терискей» (Сузакский район Южно-Казахстанской области)
В сентябре  2008 года  в  здании редакции  «Терискей»   работники  акимата  района 

провели  несанкционированный  обыск.  Тогда  начальник  Сузакского  РОВД  Ш. 
Мырзахметов  по  заявлению  редактора  газеты  Есенбека  Кенжегараева  возбуждил 
административное  производство  по  статье  357  КоАП  РК,  предусматривающей 
ответственность за самоуправство. 20  ноября  Созакский  районный  суд вынес решение о 
прекращении  административного  дела  в  связи  с  подписанием  мирового  соглашения. 
Чиновники принесли Есенбеку Кенжегараеву извинения. 

Однако  31   декабря  2008  года  приказом  начальника  районного  отдела  финансов 
акимата Сузакского района без объяснения причин редактор газеты «Терискей» Есенбек 
Кенжегараев был освобожден с занимаемой должности.  

Есенбек  Кенжегараев  обратился  в  районный  департамент  социальной  защиты 
населения  с  заявлением  о  незаконности  приказа  об  освобождении  его  от  должности 
редактора. 

III. КОНФЛИКТЫ. НАРУШЕНИЯ, ИНКРИМИНИРУЕМЫЕ СРЕДСТВАМ 
МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

1. Осуждение журналиста

Январь, 26
Токберген Абиев, «Антикоррупционный вестник» (г. Астана)
Отбывающий наказание в местах лишения свободы главный редактор газет «Закон и 

правосудие» и «Антикоррупционный вестник» Токберген Абиев прислал в фонд «Адил 
соз»  SMS-сообщение,  что  выпустил  очередной  номер  газеты  «Антикоррупционный 
вестник». Газета вышла также в электронной версии на сайте www.zip.com.kz. Фактически 
в ней воспроизведены некоторые публикации газеты «Закон и правосудие» в период ее 
легитимного издания. 

Напомним,  газета  «Закон  и  правосудие»  приостановлена  в  феврале  2008  года  по 
решению  суда.  Газета  отличалась  резкой  и  не  всегда  аргументированной  критикой 
судебной  системы  и  правоохранительных  органов  в  целом  и  их  руководителей,  в 
частности.  В  этом  издании  работала  директором  антикоррупционного  департамента 
похищенная  в  марте  2007  года  Оралгайша  Омаршанова  (Жабагтайкызы).  После 
приостановки  «Закон  и  правосудие»  Т.  Абиев  начал  выпускать  газету 
«Антикоррупционный вестник». В должности генерального директора этого издания он 
был в мае 2008 года арестован и следом осужден на три года за дачу взятки. Как следует 
из пресс-релиза финансовой полиции, деньги в размере $1600 и 50000 тенге он пытался 
передать  ответственному  сотруднику  Агентства  РК  по  борьбе  с  экономической  и 
коррупционной  преступностью  за  предоставление  материалов,  компрометирующих 
работников судебных органов.

 По поводу выхода газеты в столь специфических условиях корреспондент КазТАГ 
взял  у  Токбергена  Абиева  короткое  интервью.  Осужденный  редактор  сообщил:  «Со 
взяткой меня подставили. Виновным себя не считаю. Поэтому как и на воле, так и на зоне 
не перестану бороться с коррупцией во всех ее проявлениях». Он также напомнил, что 
«Ленин в свое время также редактировал «Искру», сидя на нарах».

2. Обвинения в клевете 

Январь, 21
Вадим Курамшин (Северо-Казахстанская область)
7.04.2006 г.  в  газете  «Эпоха» была опубликована  статья  «Перекуем  ли  телеги  на 

17

http://www.zip.com.kz/


баррикады». Речь в ней шла о земельном конфликте в селе «Семиполатное» СКО. 
26.09.2006  г.  ее  автор  -  правозащитник  Северо-Казахстанской  области  Вадим 

Курамшин -  приговором Петропавловского городского суда был осужден по ст. 129, ч. 3 
УК РК («Клевета») к трем годам и 10 месяцам лишения свободы с отбытием наказания в 
колонии строгого режима. 

4.09.2008 г. администрацией учреждения ЕЦ-166/10 в Астане, где отбывает срок В. 
Курамшин,  было  принято  решение  о  его  условно-досрочном  освобождении. 
Соответствующие  документы  были  отправлены  в  прокуратуру  Астаны.  С  тех  пор,  по 
словам  матери  правозащитника  Ольги  Степановны  Колтуновой,  документы  ходят  по 
кругу. 

Вадим Курамшин, не дождавшись решения Алматинского районного суда г. Астаны 
и возмущенный продолжающейся волокитой, с 21 января объявил голодовку. Об этом он 
письменно уведомил администрацию учреждения, где он отбывает наказание.

3. Обвинения в разжигании межнациональной розни

Январь, 22
«Онтустик-таны», «Ардак» (г. Шымкент)
Областной департамент внутренней политики обратился в областную прокуратуру с 

просьбой провести проверку  по поводу публикации «Адамды кудаулыдын будан откен 
саракылыгын  болмас»  («Преследование  человека  перешло  все  мыслимые  пределы»). 
Изначально  этот  материал  появился  14  января  в  газете  «Онтустик-таны»,  а  затем  19 
января его перепечатала шымкентская газета «Ардак». Департамент внутренней политики 
хочет получить ответ в прокуратуре на вопрос, содержит ли данный материал сведения, 
направленные на разжигание национальной розни. 

4. Требования о защите чести, достоинства и деловой репутации, вытекающие 
из публикации определенных сведений

Январь, 05
Сергей Харитоненко, «Курс» (г. Кокшетау)
В  июле  2008  г.  в  газете  «Курс»  была  опубликована  статья  Сергея  Харитоненко 

«Разделяй  и  властвуй».  В  ней  журналист  цитировал  предписания  
ГУ  «Акмолинское  территориальное  управление  лесного  и  охотничьего  хозяйства 
министерства  сельского  хозяйства  РК»,  а  также  прокуратуры  района о  том,  что 
собственник  ИП «Исламова»  Айгуль  Исламова незаконно  захватила  26 соток  земли и 
загородила общественный проход к озеру.  

5  января  повесткой  специализированного  межрайонного  экономического  суда 
Акмолинской  области  Сергей  Харитоненко  в  качестве  соответчика  был  вызван  на 
заседание по иску ИП «Исламова» к ТОО «Реквизит» о защите чести и достоинства и 
возмещении морального вреда в размере 500 000 тенге.

 
Январь, 08
ТК «Отырар» (г. Шымкент)
8 января судья Альфарабийского районного суда г. Шымкента Т. Ахметова вынесла 

определение  об  оставлении  без  рассмотрения  искового  заявления  гражданки  Г. 
Отыншиевой к телекомпании «Отырар». 

Г.  Отыншиева  обратилась  в  суд  с  иском  о  защите  чести,  достоинства  и  деловой 
репутации, потребовав взыскать с телекомпании семь миллионов тенге. Поводом для иска 
послужил сюжет о пожаре в одном из частных домов города. Журналист сообщил, что 
причиной послужил  семейный  конфликт, при этом ни улица, ни фамилии не назывались. 

18



Январь, 14
Балжан Бисенова, ТК «Астана» (г. Астана)
9 января на телеканале «Астана» была показана видеозапись судебного заседания в 

Аршалынском районном суде по делу о гибели в ДТП А. Храпатого. Через несколько дней 
в  администрацию  телеканала  поступил  запрос  от  адвоката  подсудимого 
С.Жантурсыновой.  Она считает,  что в комментарии корреспондента Балжан Бисеновой 
фраза «вина подсудимого полностью доказана» искажает ход судебного процесса.

С.  Жантурсынова  просит  телеканал  передать  ей  видеозапись  сюжета  для 
предъявления  в  суде  иска   ее  подзащитного  к  телеканалу  «Астана»  о  возмещении 
морального  вреда,  либо  в  течение  месяца  от  телеканала  должны  быть  принесены 
извинения в адрес ее подзащитного.

Январь, 14
Елена Бояршинова,  «Рабат» (г. Шымкент)
14  января  в  газете  «Рабат»  был  опубликован  материал  Елены  Бояршиновой 

«Тарифный расклад». В заметке речь шла о том, что контролер приписала жителям улицы 
Смирнова лишние 25 киловатт электроэнергии,  мотивируя это тем,  что со следующего 
месяца тариф повысится и придется платить дороже. 

В  этот  же  день  в  редакцию  позвонила  директор  департамента  по  связям  с 
общественностью  ТОО  «Энергопоток»  Оксана  Иванова  и  предъявила  претензии  по 
поводу публикации. Она потребовала выехать вместе с журналистом на улицу Смирнова и 
лично убедиться в претензиях жителей, считая их надуманными. 

Январь, 15
«Курс» (г. Кокшетау)
В  газете  «Курс»   вышла  информация  «Не  выезжайте  в  метель»  о  дорожно-

транспортном происшествии, в котором погибли 5 человек. Несмотря на то, что материал 
шел  за  подписью  начальника  пресс-службы  ДВД  Акмолинской  области  Нурлана 
Алпысбаева, в редакцию позвонили родственники участников ДТП и стали возмущаться, 
на каком основании газета опубликовала этот материал.

Январь, 16
Алексей Коновалов, Тохнияз Кучуков, «Время» (г. Алматы)
15  января  в  газете  «Время»  вышел  материал  Алексея  Коноварова  и  Тохнияза 

Кучукова «Кто пойдет на посадку?», в которой шла речь о возбуждении КНБ уголовного 
дела о хищении денег и нецелевом использовании средств в Национальном космическом 
агентстве.  В  статье  имелась  ссылка  на  интервью  с  председателем  КНБ  РК  Арманом 
Шабдарбаевым, который подтвердил факт наличия и расследования уголовных дел. 

На следующий день после выхода статьи редакция получила официальное письмо из 
НАКА. В нем ответственный секретарь агентства заявляет о якобы заказном характере 
статьи  и  утверждает,  что  журналисты  не  обращались  в  агентство  ни  за  какими 
комментариями.  Также  в  письме  было  сказано,  что  в  Национальном  космическом 
агентстве  сотрудник  пресс-службы  Сара  Кабиева,  на  слова  которой  ссылаются 
журналисты, не работает.

Получив  письмо из  НАКА, журналист  А.  Коновалов  обратился  к  С.  Кабиевой за 
разъяснениями. Отвечая на вопрос корреспондента по телефону, она заявила журналисту, 
что она не числится в штате агентства: «Я внештатный пресс-секретарь, просто помогаю 
агентству». 

Редакция  с претензиями не  согласна.  По словам А.  Коновалова,  номер телефона, 
фамилию, имя, отчество руководителя пресс-службы – Сары Кабиевны Кабиевой - назвал 
человек, представившийся помощником председателя агентства Талгата Мусабаева и не 

19



пожелавший назвать своего имени. В редакции имеется диктофонная запись разговора.

Январь, 20
Виктор Мирошниченко, «Время» (г. Петропавловск)
6  ноября  в  газете  «Время»  была  опубликована  статья  Виктора  Мирошниченко 

«Против  ветра».  В  ней  журналист  рассказал  о  фактах  приобретения  в  собственность 
комнат одного из общежитий Петропавловска посторонними лицами с последующей их 
перепродажей  новым  хозяевам  и  о  том,  как  на  эти  факты  отреагировала  финансовая 
полиция. 

В  январе   ГУ  «Департамент  по  борьбе  с  экономической  и  коррупционной 
преступностью по Северо-Казахстанской области» обратился в суд № 2 Петропавловска  с 
иском  о  защите  чести,  достоинства  и  деловой  репутации  к  корреспонденту  газеты 
«Время» В. Мирошниченко. 

Судья суда № 2 г. Петропавловска Сабит Жамуканов оставил иск без рассмотрения, 
так как документ был подписан сотрудником финансовой полиции Еркебуланом Тановым, 
который не имел на это полномочий. 

Январь, 25 
Владимир Бреев,  «Квартал» (г. Петропавловск)
22 января в газете  «Квартал» был опубликован фельетон Владимира Бреева «Как 

Александр  Алексеевич  и  Валерий  Николаевич  решили  железобетонные  опоры 
позолотить».  В  статье говорилось о том,  что ТОО «Петропавловский троллейбусный 
парк» заставляет своих партнеров заключать с ними договора  аренды опор контактных 
сетей линий троллейбусов  для установки кабелей на 2009 год на невыгодных для них 
условиях. При этом  резкое повышение стоимости аренды ничем не обосновано. 

После выхода публикации директор ТОО «Петропавловский троллейбусный парк» 
В. Крикушин написал письмо с требованием опубликовать опровержение. В результате в 
следующем  номере  газеты  «Квартал»  в  рубрике  «В  ответ  на  фельетон»  была 
опубликована статья «Опровергнуть по следующим основаниям». В ней директор ТОО 
обвинил редакцию газеты в публикации сведений, не соответствующих действительности, 
в том, что не была выслушана вторая конфликтующая сторона. 

Январь, 30 
Диана Слинько, «Добрый вечер» (г. Петропавловск)
В  газете  «Добрый  вечер»  был  опубликован  материал  Дианы  Слинько 

«Противтостояние». В ней говорится о нарушениях при начислении зарплаты педагогам 
СШ № 42 и  нецелевом использовании бюджетных средств.  Кроме того,  в  публикации 
говорилось о поборах с учащихся на ремонт школы. 

После выхода статьи в редакцию позвонила директор  школы с угрозами подать в 
суд на автора статьи Диану Слинько и требованием опубликовать опровержение. 

Так как материал был написан по итогам проверки  школы, проведенной городским 
отделом  образования, редакция в опровержении отказала. 

Январь, 31
Сергей Харитоненко, «Курс» (г. Кокшетау)
В 2005 году в газете  «Курс» была опубликована  статья  Сергея  Харитоненко  «Не 

оторвать от кормушки»,  в  которой описывалась деятельность  Людмилы Терентьевой в 
качестве  председателя  КАСК  «Шанс».  После  этого  Л.  Терентьева  обратилась  в 
Кокшетауский  городской  суд  с  иском  о  защите  чести  и  достоинства  и  возмещении 
морального  вреда  в  сумме  1  000  000  тенге  к  журналисту  газеты  «Курс»  Сергею 
Харитоненко и владельцу газеты «Курс» ТОО «Рек-Визит».

20 октября 2008 года судья Кокшетауского городского суда Майя Касымова огласила 

20



решение, по которому иск был удовлетворен частично. В части возмещения морального 
вреда  суд  определил  сумму  в  10  000  тенге.  В  части  требований  о  защите  чести  и 
достоинства газета обязана опубликовать опровержение. 

8 января 2009 года в коллегии по гражданским делам Акмолинского областного суда 
была рассмотрена апелляционная жалоба Сергея Харитоненко на решение Кокшетауского 
городского  суда  по  иску  Л.  Терентьевой.  Жалоба  журналиста   оставлена  без 
удовлетворения, а решение суда первой инстанции без изменений. 

 
5. Требования и иски о защите чести, достоинства и деловой репутации, 

вытекающие из публикации мнений, убеждений и оценочных суждений

Январь, 03
«Ак Жайык» (г. Атырау)
1 января в газете «Ак Жайык» были опубликованы новогодние номинации, одна из 

которых, в частности, «Рыбалка года» вызвала возмущение председателя Атырауского 
общества охотников и рыболовов Есена Таскинбаева. По его мнению, фраза «Пенсионеры 
с удочкой – вот кто, оказывается, истребляет национальное достояние», «возмутительна и 
сеет вражду между пенсионерами и обществом. Пенсионеры рыбачат у нас бесплатно». 
Председатель общества охотников и рыболовов обратился в редакцию с требованием 
опровержения. Е. Таскинбаеву в публикации опровержения было отказано, так как 
выяснилось, что пенсионеры все-таки платят членские взносы. 

Январь, 08
Нурбай Жусуп, «Умитти Арал» (г. Арал, Кзылординская область)
29 ноября 2008 г. в аральской газете «Умитти Арал» вышла статья Нурбая Жусупа 

«В основе мелочности – бесстыдство и склочничество» (перевод с казахского языка). В 
ней журналист критикует местное общество за деление на роды, «своих» и «несвоих» при 
обсуждении назначений на должности во власти. После публикации статьи в Аральский 
городской  суд  обратился  местный  депутат  Тогус  Жумашев  с  иском  о  возмещении 
морального  вреда   в  размере  5 000  000  тенге  и  требованием  принести  извинения  на 
страницах газеты. 

8 января судья З. Тажимова вынесла решение, по которому Нурбай Жусуп  должен 
выплатить 50 000 тенге Тогусу Жумашеву. 

Депутат остался недоволен решением суда и подал жалобу в аппеляционную 
инстанцию. 

Январь, 15 
«Наша жизнь» (г. Павлодар)
Весной  2008  года  в  павлодарской  газете  «Наша  жизнь»  в  статье  «Вставай, 

проклятьем заклейменный» было опубликовано интервью с действующим на тот момент 
председателем профсоюзной организации  ТОО «Экибастузская  теплоцентраль»  и  ТОО 
«Экибастузские  теплосети»  Алексеем  Периным.  Он  высказал  нелестное  мнение  о 
взаимоотношениях  трудового  коллектива  с  новым  владельцем  энергообъектов  - АО 
«Павлодарэнерго».  Энергокомпания,  подав  в  суд  г.  Павлодара  иск  о  защите  чести  и 
достоинства,  добилась того, что суд обязал газету «Наша жизнь», журналиста Наталью 
Яковлеву и Алексея Перина в солидарном порядке выплатить ей 300 000 тенге 

Исполняя решение суда г. Павлодар, газета «Наша жизнь» опубликовала 
опровержение на статью и выплатила 100 000 тенге АО «Павлодарэнерго». 

Январь, 05
«Экибастузское обозрение» (г. Экибастуз, Павлодарская область)
Жительница  Экибастуза,  настаивая  на  том,  что  фраза  «Вы  будете  в  курсе  всех 

21



событий»,  опубликованная  в  период  подписной  кампании,  не  соответствует 
действительности,  предъявила  претензию  газете  «Экибастузское  обозрение». 
Читательница  утверждает,  что не  получила информацию обо всех важных событиях, и 
была вынуждена потратиться на покупку двух других газет. Также она недовольна тем, 
что  в  материалах  издания  якобы  наблюдалось  множество  орфографических  и 
стилистических ошибок и это «заставило ее испытывать боль и обиду за русский язык». 
Более того, заявительницу не удовлетворила «некорректная верстка, переносы, вопиющие 
случаи плагиата – нет указания ссылки на источник».

Женщина  просит  редакцию  опубликовать  все  первоисточники  материалов 
развлекательного  характера,  принять  обратно  все  номера,  возместить  ей  стоимость 
годовой подписки, выплатить моральный вред в размере 10 000 тенге.

 «В настоящее время разбирательство находится на досудебной стадии», - сообщила 
главный редактор газеты «Экибастузское обозрение» Галия Раушанова.

Январь, 16
Бакытгуль Макимбай, Алмас Кушербаев, «Тасжарган» (г. Алматы)
16 января в Медеуском районном суде г. Алматы завершилось рассмотрение дела по 

иску депутата  Мажилиса  Парламента  РК Ромина  Мадинова  к  газете  «Тасжарган»,  ее 
главному редактору Бакытгуль Макимбай и журналисту Алмасу Кушербаеву. 

Депутат оспаривал достоверность сведений,  опубликованных газетой «Тасжарган» 
24  апреля  2008  г.  в  статье  А.  Кушербаева  «Бедный  «латифундист».   Он  требовал 
извинений  и  взыскания  300  миллионов  тенге  в  компенсацию  морального  вреда,  что 
равносильно разорению оппозиционного издания. 

Решением суда газета обязана опубликовать опровержение, с ответчиков также будет 
взыскано в компенсацию морального вреда 3 000 000 тенге в солидарном порядке. 

Редакция категорически не согласна с таким решением и намерена обжаловать его в 
апелляционном порядке. 

Январь, 16 
Олеся Бухенская, «Петропавловск КZ» (г. Петропавловск)
15 января в газете «Петропавловск КZ» была опубликована статья корреспондента 

Олеси  Бухенской  под  заголовком  «Вторая  работа  -  шаг  к  выживанию»,  в  которой 
журналист  писала  о  дополнительном  заработке  во  время  кризиса  –  частном  ночном 
извозе.  Данная статья  была проиллюстрирована фотографией с изображением летчика-
бомбардировщика времен Великой Отечественной войны, взятой из Интернета. 

После  выхода  публикации  в  редакцию  пришло  письмо  из  городского  Совета 
ветеранов,  заверенное  тридцатью  подписями  ветеранов,  оскорбленных  данным 
«художеством».  Участники  войны  попросили  главного  редактора  газеты  Девяева 
опубликовать   их  персональную  позицию  по  данной  публикации,  а  также  напомнили 
журналистам о таких вечных нравственных понятиях, как патриотизм и любовь к Родине, 
а также о  подвиге  Героя Советского Союза Николая Гастелло.

Январь, 23 
Дарья Тушина, «Неделя СК» (г. Петропавловск)
После  публикации  статьи  Дарьи  Тушиной  «Все  хорошо,  прекрасная  маркиза»,  в 

редакцию обратилась заведующая детским садом «Петушок» Людмила Зоц и потребовала 
опровержения. Дело в том, что в начале своей публикации, рассуждая об актуальности 
темы  кризиса  в  сегодняшних  СМИ,  журналист  имела  неосторожность  написать 
следующее: «На кризис сегодня списывают все, что только можно. Все информационные 
ленты пестрят новостями, в которых, как минимум один раз, упоминается слово «кризис», 
даже если это информация о конкурсе в детском саду «Петушок». Заведующая детским 
садом заявила, что у нее в садике нет никакого кризиса, все конкурсы проводятся по плану 

22



и  вообще  учреждение  на  хорошем  счету  и  даже  участвует  в  эксперименте  по 
самопознанию Сары Алпысовны Назарбаевой. Доводы о том, что журналистка имела в 
виду абстрактный детский сад, что точно так же она могла написать «Дворник дядя Вася», 
разгневанная  заведующая  слушать  не  захотела.  В   следующем  номере  еженедельника 
было  опубликовано  опровержение,  что  имелся  в  виду  не  петропавловский  детсад 
«Петушок».

6. Право на  изображение

Январь, 13
«Вечерний Алматы» (г. Алматы)
16 августа в газете «Вечерний Алматы» вышла статья «Спать! Суд идет!», которая 

сопровождалась фотоснимком из зала суда. На этом снимке в женщине, сидящей на месте 
секретаря судебного заседания в позе спящего человека, секретарь Бостандыкского суда 
Карлыгаш Молбаева узнала себя.  Она обратилась с иском в суд № 2 Жетысуского района 
г.  Алматы к  газете  «Вечерний  Алматы» о  защите  права  на  изображение  и  взыскании 
морального вреда в размере 1 000 000 тенге

13 января  в суде № 2 Жетысуского района г. Алматы завершилось слушание дела по 
иску секретаря Бостандыкского суда Карлыгаш  Молбаевой к газете «Вечерний Алматы» 
о  защите  права  на  изображение,  защите  чести,  достоинства  и  деловой  репутации  и 
взыскании морального вреда. 

В  ходе  судебного  заседания  стороны  пришли  к  мировому  соглашению.  Истица 
отказалась от возмещения морального вреда. А ответчики подтвердили, что фотография 
была сделана без согласия К. Молбаевой и не относится к тексту публикации, к истице как 
сотруднику суда и к заголовку статьи «Спать! Суд идет!».

 

Мониторинг подготовлен по сообщениям 
СМИ и корреспондентов Фонда
«Адил соз».

Координатор мониторинговой службы фонда «Адил соз»
Цой Елена.
e-mail: lena  @  adilsoz  .  kz  

Юрист-консультант фонда «Адил соз»
Ганна Красильникова
e-mail:    ganna@adilsoz.kz  

По всем вопросам мониторинга вы можете также обратиться 
info  @  adilsoz  .  kz  

23

mailto:info@adilsoz.kz
mailto:ganna@adilsoz.kz
mailto:lena@adilsoz.kz

	Мониторинг

